Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая структура и типы исследовательской позиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Предложена модель уровневой организации исследовательской активности, которая позволила систематизировать накопленные научные знания в данной области, выстроить систему представлений о формах исследования действительности и их психологических основаниях. Исследовательская позиция рассмотрена как психологическое основание исследовательской активности на личностном… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
    • 1. 1. Феноменология исследовательской активности и подходы к ее изучению
    • 1. 2. Субъектный подход как методологическая основа изучения исследовательской позиции
    • 1. 3. Место исследовательской позиции в модели уровневой организации исследовательской активности
    • 1. 4. Психологическая структура исследовательской позиции
  • Выводы по первой главе
  • 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И ТИПОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ
    • 2. 1. План эмпирического исследования
    • 2. 2. Характеристика выборки
    • 2. 3. Организация эмпирического исследования
    • 2. 4. Методы и методический инструментарий эмпирического исследования
  • 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И ТИПОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ
    • 3. 1. Выявление типов исследовательской позиции
    • 3. 2. Анализ различий в выраженности параметров исследовательской позиции разного типа.,
    • 3. 3. Структурные особенности и форма проявления типов исследовательской позиции
      • 3. 3. 1. Психологическая структура исследовательской позиции первого типа
      • 3. 3. 2. Психологическая структура исследовательской позиции второго типа
      • 3. 3. 3. Психологическая структура исследовательской позиции третьего типа
      • 3. 3. 4. Психологическая структура исследовательской позиции четвертого типа
      • 3. 3. 5. Психологическая структура исследовательской позиции пятого типа
    • 3. 4. Индивидуально-психологические особенности участников с разным типом исследовательской позиции
      • 3. 4. 1. Индивидуально-психологические особенности участника с первым типом исследовательской позиции
      • 3. 4. 2. Индивидуально-психологические особенности участника со вторым типом исследовательской позиции
      • 3. 4. 3. Индивидуально-психологические особенности участника с третьим типом исследовательской позиции
      • 3. 4. 4. Индивидуально-психологические особенности участника с четвертым типом исследовательской позиции
      • 2. 4. 5. Индивидуально-психологические особенности участника с пятым типом исследовательской позиции
  • Выводы по третьей главе

Психологическая структура и типы исследовательской позиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях все большее значение приобретает стремление и способность человека активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира (А.Н. Поддьяков, 2000, 2001; А. И. Савенков, 2005; А. С. Обухов, 2007), а поиск перестает быть узкоспециализированной деятельностью и становится неотъемлемой характеристикой, стилем жизни личности (А.И. Савенков, 2005). Исследовательская активность находит выражение в форме исследовательских реакций, поискового поведения, исследовательской деятельности, которые, однако, рассматриваются преимущественно как детерминированные психофизиологическими и средовыми факторами. Роль «внутренних условий», которые лежат в основе реализации исследовательского способа изучения действительности, активность самого субъекта остается не раскрытой.

Решить данную задачу возможно посредством обращения к понятию «исследовательская позиция». В отечественной психологии появились отдельные работы, посвященные изучению исследовательской позиции (А.С. Обухов, 2006; Н. Б. Шумакова, 2007). Авторы отмечают важность развития исследовательской позиции, рассматривая ее как составляющую исследовательской деятельности (А.С. Обухов, 2006) или как фактор, который обеспечивает развитие одаренности человека (Н.Б. Шумакова, 2007). Наше исследование осуществлено в контексте проблемы реализации человеком преобразующей активности, осуществления себя как субъекта деятельности, способного выходить за рамки заданного (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; В. А. Петровский, 1992, 1997). В работе, выполненной нами в рамках субъектного подхода, исследовательская позиция рассматривается как психологическое основание исследовательской активности на личностном и субъектном уровнях, которое обусловливает ценностное отношение человека к процессу активного, заинтересованного изучения действительности, его готовность к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире.

Исследовательская позиция отражает субъектное начало в человеке, его активность в выборе и реализации исследовательского взаимодействия с действительностью. Изучение данного психического образования позволяет обратиться к «внутренним условиям» возникновения исследовательского отношения, реализации активного исследовательского поведения человека. Тем самым это способствует рассмотрению человека в его субъектных качествах, выявлению активной роли личности в процессе своего развития, конструирования собственной жизни и управления ею.

Проблема исследования. Обращение к проблеме исследовательской позиции личности позволяет выделить следующие противоречия:

• между необходимостью занимать исследовательскую позицию в современной динамичной, неопределенной действительности и слабой разработанностью понятия «исследовательская позиция», а также наличием фрагментарности научных знаний о формах проявления исследовательской активности и ее психологических основаниях;

• между необходимостью выявления роли активности субъекта в исследовательском процессе и рассмотрением разнообразных форм исследовательского способа изучения действительности как обусловленных преимущественно врожденными потребностями в новизне, информации и характеристиками объектов взаимодействия.

Объект изучения: исследовательская активность.

Предмет изучения: исследовательская позиция как психологическое основание исследовательской активности на личностном и субъектном уровнях организации.

Цель исследования: выявление психологической структуры и типов исследовательской позиции.

В соответствии с целью нашего исследования были определены задачи:

• проанализировать формы исследовательского способа изучения действительности и подходы к их изучению;

• уточнить понятие «исследовательская активность», разработать модель уровневой организации исследовательской активности;

• обосновать возможность применения субъектного подхода в качестве методологической основы изучения исследовательской позиции;

• уточнить понятие «исследовательская позиция», теоретически обосновать структуру исследовательской позиции;

• определить типы исследовательской позиции и эмпирически выявить их психологические особенности;

• проанализировать индивидуально-психологические особенности участников с разным типом исследовательской позиции.

Гипотезы исследования:

1. Содержание исследовательской позиции определяется индивидуально-психологическими свойствами человека, которые являются необходимыми для реализации исследовательской активности. Структура исследовательской позиции представляет собой совокупность устойчивых связей между интенциональным, когнитивным, эмоциональным, регуляторным, мировоззренческим и поведенческим ее компонентами.

2. Типы исследовательской позиции имеют качественные различия в мере выраженности и характере взаимосвязей ее параметров. Структурные особенности типов исследовательской позиции определяют форму их проявления.

Теоретико-методологической основой исследования являются субъектный подход (К.А. Абульханова-Славская, В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский, О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, C.JI. Рубинштейн и др.), позволяющий обратиться к изучению человека как активного, деятельного, способного к саморазвитию субъекта жизнедеятельности и системный подход.

В.А. Ганзен, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.), позволяющий получить представления о составе, структуре, функциях целостного, сложного объекта.

Методы исследования. При работе над теоретической частью диссертации использовались метод анализа научной литературы, методы системологического описания и построения семантических пространств психических явлений. В эмпирическом исследовании были использованы методы сбора (опрос, тестирование, субъективное шкалирование, проективный метод) и обработки (контент-анализ) эмпирических данных. Математико-статистический анализ осуществлялся с помощью методов статистического вывода (критерии различия Краскала-Уоллеса, Манна-Уитни, коэффициент корреляции Пирсона, дисперсионный анализ) и многомерного анализа данных (кластерный анализ).

Научная новизна исследования. Предложена модель уровневой организации исследовательской активности, которая позволила систематизировать накопленные научные знания в данной области, выстроить систему представлений о формах исследования действительности и их психологических основаниях. Исследовательская позиция рассмотрена как психологическое основание исследовательской активности на личностном и субъектном уровнях, обеспечивающее инициативное исследовательское отношение человека. Осуществлена операционализация понятия «исследовательская позиция» в рамках субъектного подхода. Определена психологическая структура исследовательской позиции как сложного психического образования. Выявлены типы исследовательской позиции, описаны их структурные особенности и формы проявления.

Теоретическое значение работы состоит в расширении и уточнении представлений об исследовательской позиции как психическом образованиив выявлении качественного своеобразия типов исследовательской позиции.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в целях психологического сопровождения образовательного процесса. При учете типа исследовательской позиции учащихся возможно определение и прогнозирование «проблемных зон» в процессе реализации ими исследовательского процесса и создание психолого-педагогических условий для развития учащихся как субъектов исследовательского процесса, способных эффективно выстраивать свою исследовательскую деятельность.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития факультета психологии УрГПУ (Екатеринбург, 2004;2007 г. г.), на заседаниях аспирантского объединения факультета психологии УрГПУ (Екатеринбург, 2006;2007 г. г.), на заседании кафедры общей психологии УрГУ (Екатеринбург, 2008). Результаты исследования докладывались на региональной научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия» (Екатеринбург, 2006 г.), XIII и XIV Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2006;2008 г. г.). По материалам диссертации подготовлен отчет о работе по комплексной программе НИР УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на тему «Исследовательская позиция как фактор успешности личности на этапе взросления». На основе материалов диссертации был разработан проект «Развитие исследовательской позиции», реализованный на базе Свердловского областного педагогического колледжа в апреле-мае 2004 года. По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследовательская активность представляет собой развивающийся способ освоения действительности посредством обследования объекта, поиска и изучения неизвестного, формулирования гипотез, проблем, который имеет своим результатом приобретение знаний и накопление индивидуального опыта. Качественную определенность исследовательская активность приобретает на индивидном, личностном и субъектном уровнях психической организации.

2. Психологическим основанием исследовательской активности на личностном и субъектном уровнях является исследовательская позиция, которая представляет собой сложное психическое образование, обеспечивающее предрасположенность человека к активному исследовательскому отношению к действительности.

3. Типы исследовательской позиции обладают качественным своеобразием, которое проявляется в характере взаимосвязи и не равновесном взаимовлиянии параметров исследовательской позиции. Структурные особенности типов исследовательской позиции определяют специфику реализации человеком исследовательской активности.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (195 наименований источников, в т. ч. 12 на иностранном языке), 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 31 таблицей, 7 рисунками. Общий объем диссертации составляет 200 страниц.

Выводы по третьей главе.

• В результате эмпирического анализа данных с помощью кластерного анализа было выявлено пять типов исследовательской позиции, условно обозначенных как 1 — «направленность на самостоятельное изучение и преобразование мира», 2 — «направленность на новизну и вариативное осмысление действительности», 3 — «стремление к познанию нового», 4 -«стремление к творчеству», 5 — «увлеченность исследовательским процессом». Данные типы исследовательской позиции имеют разную количественную представленность в выборке.

• Выявленные типы исследовательской позиции различаются по уровню выраженности образующих их компонентов. Достоверные различия выявлены по интенциональному, когнитивному, эмоциональному, регуляторному, мировоззренческому и поведенческому компонентам исследовательской позиции. Наиболее выраженными являются параметры исследовательской позиции второго типа, несколько менее выраженнымипараметры первого и второго, а также третьего типов. Наименьший уровень выраженности имеют параметры пятого типа исследовательской позиции.

• Выявленные типы исследовательской позиции обладают качественным своеобразием, которое проявляется в мере выраженности, характере взаимосвязи и взаимовлиянии параметров исследовательской позиции. Структурные особенности типов исследовательской позиции определяют специфику реализации человеком исследовательской активности.

• Описанные типы исследовательской позиции объединены в два вида на основании сходства их психологических структур и форм проявления, а также исходя из анализа индивидуально-психологической информации участников. Первый вид объединяет исследовательскую позицию первого и второго типа, а второй — третьего, четвертого и пятого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Личность, способная занимать исследовательскую позицию становится все более востребованной в современной динамичной, полной разнообразной информации и возможностей действительности. Исследовательская позиция, отражая инициативность, активность человека в изучении действительности, получения опыта взаимодействия с ней, позволяет не только получать новые знания, но и противодействовать чужому влиянию [126] и формированию «клипового восприятия» [81], дает возможность присваивать многообразие культурного опыта [114], проявлять и созидать себя [115- 155].

Обращение к проблеме исследовательской позиции потребовало систематизации научных знаний о формах проявления исследовательской активности, определения места понятия «исследовательской позиции» среди синонимичных ему понятий. Применение субъектного подхода в качестве методологического основания изучения исследовательской позиции позволило > рассмотреть ее в качестве «внутреннего условия» инициации и реализации человеком исследовательского способа изучения действительности. Использование накопленного в науке опыта системного описания сложных объектов дало возможность определить и описать структуру исследовательской позиции, психологические особенности ее типов.

В результате изучения психологической структуры и типов исследовательской позиции мы пришли к следующим выводам.

1. Исследовательская активность определена как развивающийся способ освоения действительности посредством обследования объекта, поиска и изучения неизвестного, формулирования гипотез, проблем, который обеспечивает приобретение знаний и индивидуального опыта. Качественную определенность исследовательская активность приобретает на индивидном, личностном и субъектном уровнях психической организации.

2. Разработана модель уровневой организации исследовательской активности, которая позволяет систематизировать широкий спектр форм проявления данного вида активности.

3. На основе субъектного подхода уточнено и операционализировано понятие «исследовательская позиция». Оно рассматривается как целостное, сложное, формирующееся в течение жизни психическое образование человека, обеспечивающее его готовность к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире. Исследовательская позиция является целостным психическим образованием, которое свойственно человеку, проявляющему исследовательскую активность.

4. Психологическая структура исследовательской позиции представляет собой совокупность устойчивых связей между интенциональным, когнитивным, эмоциональным, регуляторным, мировоззренческим и поведенческим ее компонентами. Такие структурные особенности как мера выраженности, характер взаимосвязей и не равновесное взаимовлияние параметров исследовательской позиции определяют ее тип.

5. Выявлено пять типов исследовательской позиции: «направленность на самостоятельное изучение и преобразование действительности», «направленность на новизну и вариативное осмысление действительности», «стремление к познанию нового», «стремление к творчеству», «увлеченность исследовательским процессом». Структурные особенности типов исследовательской позиции определяют специфику реализации человеком исследовательской активности.

6. Типы исследовательской позиции объединены в два вида. В первый вид входят 1-ый и 2-ой типы исследовательской позиции. Они проявляются во взаимосвязи готовности и умения познавать действительность в ее существенных связях, в стремлении к разнообразным способам осмысления себя, мира и творческому преобразованию. Во второй вид объединяются 3-ий, 4-ый и 5-ый типы исследовательской позиции. Они проявляются, главным образом, в мотивационной готовности, желании познавать окружающий мир.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. А. О субъекте психической деятельности Текст.: методол. проблемы психологии / К. А. Абульханова. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. JI. Рубинштейна Текст.: к 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. С. JI. Рубинштейн ретроспектива и перспектива Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский [и др.]. — М., 2000. — С. 13−26.
  4. , А. Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. Г. Александров — Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск, 1999.- 183 с.
  5. , Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся Электронный ресурс. / Н. Г. Алексеев [и др.]. Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/teor/teor0001. html.
  6. , Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности Электронный ресурс. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович. Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/teor/teor0004. html.
  7. , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази, С. Урбина — пер. с англ. и общ. науч. ред. А. А. Алексеева. — СПб.: Питер, 2002. -688с.
  8. , А. М. Научно-исследовательская и проектная деятельность московских школьников Электронный ресурс. / А. М.
  9. , О. П. Сахарова. Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/development/a150tew.html.
  10. , Н. Ф. Как развивать познавательную активность учащихся Текст. / Н. Ф. Бабина // Школа и производство. 2002. — № 3. — С. 34−36.
  11. , Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. М.: Смысл, 1993. — 16 с.
  12. , В. А. С. JI. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций Текст. / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 3. — С. 5−9.
  13. , Е. В. Развитие исследовательских умений учащихся при работе на геоплане Текст. / Е. В. Баранов, М. И. Зайкин // Гуманизация математического образования в школе и вузе. Саранск, 1997. — С. 76−79.
  14. , В. П. Субъектность ученика как целевой ориентир образования Текст. / В. П. Бархаев, И. В. Сыромятников // Психология обучения. 2006. — № 12. — С. 4−18.
  15. , Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых Текст.: дис.. д-ра психол. наук / Т. А. Барышева — С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2005. — 360 с.
  16. , Д. Е. Любознательность и поиск информации Текст. / Д. Е. Берлайн //Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54−60.
  17. , Е. Р. Создание на уроке проблемной ситуации с помощью контекстной задачи Текст. / Е. Р. Блинова // Образование в современной школе. 2003. — № 11.- С. 21−31.
  18. , В. А. Системологическое описание личности в социальной психологии Текст. / В. А. Богданов — Ленингр. гос. ун-т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.-143 с.
  19. , Н. В. Субъект как категория отечественной психологии Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. В. Богданович. М., 2004. — 19 с.
  20. , Д. Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности Текст. / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. -М., 1979.-С. 155−161.
  21. , Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. — М. .-Знание, 1981.-96 с.
  22. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. — Издательство Ростовского университета, 1983. 176 с.
  23. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. -320 с.
  24. , JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст.: психол. исслед. / JL И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  25. Божович, JL И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович — под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. -209 с.
  26. , В. И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности Электронный ресурс. / В. И. Борзенко, А. С. Обухов. Режим доступа: http: //researcher.ru/methodics/teor/teor0007. html.
  27. , А. В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст.: избр. психол. тр. / А. В. Брушлинский — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 392 с.
  28. , А. В. Психология субъекта Текст. / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 7−14.
  29. , И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности Текст. / И. И. Вартанова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2000. — № 4. — С. 33−41.
  30. , И. А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности Текст. / И. А. Васильев // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 4. — С. 49−60.
  31. , И. А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности Текст.: дис.. д-ра психол. наук / И. А. Васильев — Моск. гос. ун-т. -М., 1998. 321 с.
  32. , И. А. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности Текст. / И. А. Васильев, О. В. Митина, В. В. Кабанов // Психологический журнал. 2006. — Т. 27. — № 4. — С. 38−49.
  33. , Е. Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста Текст. / Е. Е. Васюкова // Психологический журнал. -1995. Т. 16. — № 1. — С. 91−101.
  34. , Е. Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении Текст. / Е. Е. Васюкова // Вопросы психологии. -1998. -№ 3.- С. 91−103.
  35. , А. А. Активность субъекта и «порождение» информации Текст. / А. А. Вербицкий // Новые исследования в психологии / отв. ред. А. Р. Лурия. М., 1976. — № 2. — С. 7−16.
  36. , Ю. Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности Текст. / Ю. Е. Виноградов // Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975. — С. 88 142.
  37. , Ю. Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности Текст. / Ю. Е. Виноградов // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. -М., 1979.-С. 50−55.
  38. , Е. JI. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5−6 лет Текст. / Е. Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 47−55.
  39. , Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру Текст. / Е. Н. Волкова // Мир психологии. 2005. — № 3.-С. 33−40.
  40. Вол очков, А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) Текст. / А. А. Волочков // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 3. — С. 22−31.
  41. , П. Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 152 с.
  42. , В. А. Системные описания в психологии Текст. / В: А. Ганзен. JI.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1984. — 176 с.
  43. , Н. И. О развитии познавательной потребности у дошкольников Текст. / Н. И. Ганошенко, B.C. Юркевич // Новые исследования в психологии / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1983. — № 1. — С. 47−52.
  44. , Т. О. Психология мотивации достижения Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Т. О. Гордеева. М.: Смысл: Академия, 2006. -336 с.
  45. , В. Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся Текст. / В. Л. Грабал // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — 56−59.
  46. , Ю. В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания Электронный ресурс. / Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко. Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/nauka/aly96y3.html.
  47. , Т. А. Влияние стиля понимания на особенности проявления1любознательности Текст.: дис.. канд. психол. наук / Т. А. Гусева — Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 1998. — 154 с.
  48. , В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности
  49. Текст. / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 14−19.
  50. , Д. Логика неудач: стратегическое мышление в сложных ситуациях Текст. / Д. Дернер — пер. с нем. И. А. Васильева, А. Н. Корницкого — науч. ред. Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 243 с.
  51. . А. К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения Текст. / А. К. Дусавицкий, В. В. Репкин // Вопросы психологии. — 1975. № 3. — С. 92−102.
  52. , Т. А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности Электронный ресурс. / Т. А. Егорова. Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/method/metodicOID/alxizu4.html.
  53. , Д. С. Обучение решению проблем и проблемное обучение Текст. / Д. С. Ермаков // Вестник Университета РАО. 2005. — № 4. — С. 24−31.
  54. , Е. С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте Текст. / Е. С. Ермакова // Психологический журнал. — 1997. — Т. 3. № 3. — С. 74−82.
  55. , Е. Ю. Принципы неопределенности дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований Текст. / Е. Ю. Завершнева // Вестник Московского университета. — Сер. 14, Психология. 2001. — № 4. — С. 67−77.
  56. , Е.Ю. Принципы неопределенности дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований Текст. / Е. Ю. Завершнева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2002. — № 1. — С. 75−80.
  57. , Г. В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения Текст. / Г. В. Залевский // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. № 3. — С. 32−36.
  58. , А. В. Роль самооценки в формировании познавательной активности младших школьников Текст. / А. В. Захарова, М. Мамажанов // -Новые исследования в психологии / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1983. — № 1. -С. 44−47.
  59. , Т. М. Особенности формирования любознательности Текст. / Т. М. Землянухина // Дошкольное воспитание. 1986. — № 11. — С. 32— 35.
  60. , Т. М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его обучению в школе Текст. / Т. М. Землянухина // Начальная школа. 2002. — № 6. — С. 50−55.
  61. , В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема Текст. / В. В. Знаков // Психологический журнал. -2005.-№ 1.-С. 18−28.
  62. , О. Д. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования Электронный ресурс. / О. Д. Калачихина. Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/nauka/a2txon9.html.
  63. , Е. С. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме: постановка проблемы Текст. / Е. С. Калмыкова, М. А. Падун // Психологический журнал. 2002. — № 5. — С. 88−99.
  64. , В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности Текст.: концепция и метод, рук. / В. Н. Карандышев. СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
  65. , Н. В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов Текст.: дис.. канд. психол. наук / Н. В. Каргина — Рос. ун-т дружбы народов. М., 2005. — 170 с.
  66. , О. Д. Концептуальная модель стадии инициации мыслительного процесса Текст. / О. Д. Китчак, И. А. Васильев // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2001. — № 2. — С. 3−15.
  67. , О. JI. Особенности познавательной активности у дошкольников Текст. / О. JI. Князева // Новые исследования в психологии / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1986. — № 1. — С. 23−26.
  68. , И. М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля Текст. / И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец//Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 43−51.
  69. , О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 5−12.
  70. , О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. — 2004. -№ 2.-С. 128−135.
  71. , Т. В. Принятие интеллектуальных решений в условиях неопределенности Текст. / Т. В. Корнилова, И. И. Каменев // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. — 2002. — № 2. — С. 24−36.
  72. , Б. И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека Текст. / Б. И. Кочубей // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 3545.
  73. , Е. Г. Исследование локализации контроля личности -новая версия методики «Уровень субъективного контроля» Текст. / Е. Г. Ксенофонтова //Психологический журнал. — 1999. Т. 20. — № 2. — С. 103 114.
  74. , С. И. Половозрастные и национально этнические аспекты любознательности Текст.: дис.. д-ра психол. наук / С. И. Кудинов — Бийск. гос. пед. ин-т. М., 1995. — 313 с.
  75. , И. А. Преподавание философии для детей: модель исследовательского сообщества Текст. / И. А. Кудрова // Философские науки. -2006.-№ 1.-С. 137−140.
  76. , В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода Текст. / В. П. Кузьмин // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 3. — С. 3−14.
  77. , Ю. Е. Проявление типологических характеристик фрустрационного реагирования личности в мыслительной деятельности Текст.: дис.. канд. психол. наук / Ю. Е. Кукина — Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 2000.- 185 с.
  78. , Ю. Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию Текст. / Ю. Н. Кулютин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1977. — 154 с.
  79. , Н. С. Умственные способности и возраст Текст. / Н. С. Лейтес — Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
  80. , А. В. Исследование как основа построения образовательной деятельности Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. -Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/teor/f-labusy/alabuzu.html.
  81. , А. В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения) Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. Режим доступа: http: www.researcher.ru./methodics/teor/f-labucy/alabujp.html.
  82. , А. В. Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. Режим доступа: http: www.researcher.ru./methodics/teor/f-labucy/alaoiu2.html.
  83. , А. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования образовательного сообщества Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. Режим доступа: http: www.researcher.ru./methodics/teor/f-1 abucy/а 1 aoiz 1 .html.
  84. , А. В. К вопросу о практической значимости юношеских научных исследований Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. — Режим доступа: http: www.researcher.ru./methodics/teor/f-labucy/alaoie0.html.
  85. , А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. Режим доступа: http: www.researcher.ru./methodics/teor/f-1 abucy/al adozh.html.
  86. , А. В. Практика реализации исследовательской деятельности учащихся Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. — Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/teor/aamjlt.html.
  87. , А. В. Типы научной работы и их образовательный смысл Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. Режим доступа: http: www.researcher.ru./methodics/teor/f-l abucy/al adgju.html.
  88. , М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками Текст. / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−35.
  89. , Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии Текст. / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 103−109.
  90. , Б. Ф. О системном подходе в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
  91. , Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. Г. Луковицкая — С.-Петерб. гос. ун-т. СПб, 1998. — 170 с.
  92. , А. А. Очерки психического развития ребенка Текст. / А. А. Люблинская. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 546 с.
  93. , М. К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Мамардашвили — сост. Ю. П. Сенокосова. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Прогресс, 1992.-415 с.
  94. , А. Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Г. Маслоу — пер. с англ. А. М. Татлыдаевой — науч. ред. Н. Н. Акулина. СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
  95. , А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. -1982.- № 4. -С. 5−17.
  96. , А. М. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  97. , А. М. Мышление, обучение, творчество Текст. / А. М. Матюшкин — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 720 с.
  98. Методы оценки функциональных состояний Текст. / сост. В. И. Чирков. Ярославль: ЯрГУ, 1993. — 36 с.
  99. ЮО.Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. — № 5. -С. 129−138.
  100. , М. С. Рефлексия как системный механизм развития Электронный ресурс. / М. С. Мириманова. Режим доступа: http://researcher.ru/methodics/teor/teor0006. html.
  101. , JI. Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников Текст. / JI. Молчанова // Учитель. — 2005. № 1. — С. 6468.
  102. ЮЗ.Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека Текст. / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. 2000. — № 2. -С.118−127.
  103. , В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека Текст. / В. И. Моросанова. М.: Наука, 2001. — 192с.
  104. , В. И. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма Текст. / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. 2001. — № 2. -С. 59−73.
  105. , В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека Текст. / В. И. Моросанова // Психологический журнал. -2002.-Т. 23.-№ 6.-С. 5−17.
  106. , В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) Текст.: руководство / В. И. Моросанова. М.: Когито-Центр, 2004. -44с.
  107. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать психологическое здоровье Текст. / Р. Мэй — пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
  108. , П. А. Психология в аспекте типов научной рациональности Текст. / П. А. Мясоед // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 3−17.
  109. ПО.Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пособие / А. Д. Наследов. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
  110. , Т. Н. Формирование познавательного интереса Текст. / Т. Н. Наумова, Л. Г. Шаныгина // Специалист. 2004. — № 1. — С. 22−23.
  111. Новейший философский словарь Текст. / сост. А. А. Грицанов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Интерпрессервис: Кн. Дом. 2001. — 1280 с.
  112. ПЗ.Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего Текст. / Ж. Нюттен — под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  113. , А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры Электронный ресурс. / А. С. Обухов. Режим доступа: http: //researcher.ru/methodics/teor/teor0003.html.
  114. , А. С. Исследовательская позиция личности и психология исследовательской деятельности Электронный ресурс. / А. С. Обухов. -Режим доступа: http: //rospsy, ru/index.php?area= 1 &p=static&page=issledov.
  115. , А. С. Следует уповать на природу ребенка Электронный ресурс. / А. С. Обухов. Режим доступа: hup: //www.experiment-dom.ru.
  116. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ, 1993. — 928 с.
  117. , А. К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
  118. , А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека Текст.: дис.. д-ра психол. наук / А. К. Осницкий — Психол. ин-т РАО. М., 2001. — 370 с.
  119. , И. П. Избранные произведения Текст. / И. П. Павлов. JI.: Госполитиздат, 1951.-581 с.
  120. , В. А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский — Рос. открытый ун-т. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
  121. , В. А. Очерк теории свободной причинности Текст. / В. А. Петровский // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М., 1997.-С. 124−145.
  122. , А. Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Н. Поддьяков. М., 1989. — 24 с.
  123. , А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте Текст.: дис.. д-ра психол. наук / А. Н. Поддьяков — Моск. гос. ун-т. М., 2001. — 319 с.
  124. , А. Н. Конфрантационность в образе мира участников образовательного процесса Текст. / А. Н. Поддьяков // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2004. — № 1. — С. 15−22.
  125. , А. Н. Образ мира участников образовательного процесса Текст. / А. Н. Поддьяков // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2006. — С. 284−293.
  126. , А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт Электронный ресурс. / А. Н. Поддьяков.- Режим доступа: http: //researcher.ru.
  127. , Е. Л. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) Текст. / Е. Л. Подшивалова, Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. 2003.- № 2. 57−66.
  128. Проблема субъекта в психологической науке Текст. / отв. ред. А. В. Брушлинский [и др.]. М.: Акад. Проект, 2000. — 320 с.
  129. , Л. Б. Психологические механизмы развития познавательной активности учащихся Текст.: дис.. канд. психол. наук / Л. Б. Проскурякова — Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 1998. — 157 с.
  130. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996 — 449 с.
  131. Психология Текст.: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  132. Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 368 с.
  133. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / сост. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  134. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения Текст. / Моск. психол.-социал. ин-т — под ред. Е. Д. Божович.- М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2000. 192 с.
  135. , А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности Текст. / А. А. Реан // Психологический журнал. 1998. — Т. 19.-№ 4.-С. 4−12.
  136. , К. Консультирование и психотерапия Текст.: новейшие подходы в обл. практ. работы / К. Роджерс — пер. с англ. О. Кондрашовой [и др.]. М.: Апрель Пресс: Эксмо, 2002. — 976 с.
  137. , В. С. Поисковая активность и адаптация Текст. / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984. — 160 с.
  138. , В. С. Мозг. Обучение. Здоровье Текст.: кн. для учителя /
  139. B. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  140. , С. Л. Основы общей психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
  141. , С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  142. , Е. В. Познавательная активность как условие развития профессиональной креативности в подготовке будущих педагогов Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. В. Рябова — Нижегород. гос. пед. ун-т. Н. Новгород, 2006. — 229 с.
  143. , А. И. Исследовательское обучение возможность преодолеть «образовательный предел» Текст. / А. И. Савенков // Директор школы. — 2003. — № 10. — С. 35−40.
  144. , И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы Текст. / И. А. Савенков // Одаренный ребенок. 2003. — № 2. — С. 76−86.
  145. , А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании Текст. / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. 2005. — № 12. -С. 3−11.
  146. , А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании Текст. / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. 2006. — № 1. —1. C. 21−30.
  147. , А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению Текст.: учеб. пособие / А. И. Савенков. М. ¦: Ось-89, 2006. — 480 с.
  148. , А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем обучении Электронный ресурс. / А. И. Савенков. -Режим доступа: http: //researcher.ru/methodics/method/home/a-xmilt.html.
  149. , А. И. Детские исследования в домашнем обучении Электронный ресурс. / А. И. Савенков. Режим доступа: http: //researcher.ru/methodics/method/home/a-6ekio.html.
  150. Самоактуализационный тест Текст. / авт.-сост. JI. Я Гозман [и др.]. — М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 43 с.
  151. , Т. Д. О взаимосвязи познавательной активности и коммуникативной деятельности у дошкольников Текст. / Т. Д. Сарториус // Новые исследования в психологии / гл. ред. В. В. Давыдов. -М., 1981. № 1. — С. 21−27.
  152. , В. А. Роль свойств темперамента в проявлении любознательности личности Текст.: дис.. канд. психол. наук/В. А. Сарычев — Бийск. гос. пед. ун-т. — Красноярск, 2006. 177 с.
  153. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. — 350 с.
  154. , В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. № 3. — 1990. — С. 25−36.
  155. , В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников Текст. / В. И. Слободчиков // Развитие личности. 2006. -№ 1. — С. 236−244.
  156. , С. Д. Саморазвитие личности в учебной деятельности Текст. / С. Д. Смирнов // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2006. — С. 272−277.
  157. , Е. Н. Ориентировочный рефлекс как информационный регулятор Текст. / Е. Н. Соколов // Ориентировочный рефлекс и проблемы рецепции в норме и патологии. М., 1964. — С. 1−20.
  158. Субъект, личность и психология человеческого бытия Текст. / под ред. В. В. Знакова, 3. И. Рябикиной. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. -384 с.
  159. , JI. В. Стилевые особенности саморегуляции познавательной активности в условиях обучения взрослых Текст. / JI. В. Сухова // Высшее образование сегодня. 2004. — № 11. — С. 51 -52.
  160. , С. А. Роль вопросов в понимании текста Текст. / С. А. Тарасова // Вопросы психологии. — 2004. № 4. — С. 40−47.
  161. , Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии Текст. / Е. В. Титов // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 39−45.
  162. , О. К. Психология мышления Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / О. К. Тихомиров. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 288 с.
  163. , К. Э. Основы зоопсихологии Текст.: учеб. для студентов вузов / К. Э. Фабри. 3-е изд. — М.: Рос. психол. о-во, 1999. — 464 с.
  164. , И. М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга Текст. / И. М. Фейгенберг // Вопросы психологии. 1963. — № 2. — С. 5967.
  165. Философский энциклопедический словарь Текст. / редкол.: С. С. Аверинцев [и др.]. 2-е изд. — М.: Совет, энцикл., 1989. — 815 с.
  166. , О. Н. Исследование открытой личностной позиции как фактора одаренности личности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. Н. Финогенова. Красноярск, 2004. — 19 с.
  167. , JI. Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников Электронный ресурс. / JI. Ф. Фомина. — Режим доступа: http: //researcher.ru/methodics/development/a-x8hlt.html.
  168. , О. И. О мотивации при учении Текст. / О. И. Ходыкина // Специалист. 2004. — № 7. — С. 15−16.
  169. , М. А. Психология интеллекта Текст.: парадоксы исслед. / М. А Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  170. , И. В. Психологические маргиналии на полях вероятностного эксперимента Текст. / И. В. Христосенко, А. М. Лобок — МОУ Гимназия № 94. Екатеринбург: АМБ, 2002. — 172с.
  171. , Г. А. Установка на поиск как развивающий эффект учебной деятельности Текст. / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер // Вопросы психологии. — 2007.-№ 3.-С. 30−41.
  172. , С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов Текст. / С. А. Шапкин. М.: Смысл- ИП РАН, 1997. — 140 с.
  173. , Л. В. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем творческого мышления Текст.: дис.. канд. психол. наук / Л. В. Шубина — Бийск. гос. пед. ун-т. Бийск, 2004. — 199 с.
  174. , Н. Б. Роль вопроса в структуре мышления Текст. / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 91−94.
  175. , Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды Текст. / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. -1986.-№ 1.-С. 53−59.
  176. , Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения Текст.: дис.. д-ра психол. наук / Н. Б. Шумакова — Психол. ин-т РАО. М., 2007. — 330 с.
  177. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  178. Эволюция психотерапии Текст.: в 3 т. / гл. ред. JI. М. Кроль — пер. с англ. А. В. Гнездицкой [и др.]. М.: Класс, 1998. — Т. 2: «Осень патриархов»: Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия. — 416 с.
  179. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. — 2-е изд. -М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
  180. , М. Ю. Психологические компоненты субъектности студента Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. Ю. Энеева. — М., 1999. 24 с.
  181. , М. Н. Философия возможного Текст. / М. Н. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2001. 334 с.
  182. , В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника Текст. / В. С. Юркевич // Вопросы психологии. — 1980.- № 2. -С. 83−92.
  183. Belsky, J. Maternal Stimulation and Infant Exploratory Competence Текст.: Cross-sectional, Correlational, and Experimental Analyses / J. Belsky, M. K. Goode, R. K. Most //Child Development. 1980. — № 51. — P. 1168−1178.
  184. Berlyne, D. Structure and direction in thinking Текст. / D. Berlyne. New York: Wiley, 1965.-215 p.
  185. Budner, S. Intolerance of ambiguity as a personality variable Текст. / S. Budner // Personality. 1962. — № 30. — P. 29−50.
  186. Demetriou, A. Structure and development of causal-experimental thought Текст.: from early adolescence to youth / A. Demetriou [и др.] // Developmental Psychology. 1993. — № 29(3). — P. 480−497.
  187. Fein, G. G. Child development Текст. / G. G. Fein. New Jersey: [б. и.], 1978.-264 с.
  188. Henderson, В. Children’s Responses to Objects Differing in Novelty in Relation to Level of Curiosity and Adult Behavior Текст. / В. Henderson, S. G. Moore // Child Development. 1980. — № 51. — P. 457−465.
  189. Henderson, B. Parents and Exploration: The Effect of Context on Individual Differences in Exploratory Behavior Текст. / В. Henderson // Child Development. — 1984. -№ 55. -P. 1237−1245.
  190. Henderson, B. Social Support and Exploration Текст. / В. Henderson // Child Development. 1984. — № 55. — P. 1246−1251.
  191. Henderson, B. Individual differences in experience-producing tendencies Текст. / В. Henderson // Curiosity and exploration / eds. H. Keller [и др.]. Berlin, 1994.-P. 213−225.
  192. Martin, С. E. Adult Support and the Exploratory Behavior of Children with Learning Disabilities Текст. / С. E. Martin, В. B. Henderson // Journal of Learning Disabilities. 1989. — V. 22. — № 1. — P. 67−68.
  193. McLain, D. The MSTAT-I: A new measure of an individual’s tolerance for ambiguity Текст. / D. McLain // Educational and Psychological Measurement. -1993.-V. 53 (l).-P. 183−190.
  194. Tinbergen, N. On aims and methods in ethology Текст. / N. Tinbergen // Z. Tierpsychol. 1963. — V. 20. — № 5. — P. 410−433.
Заполнить форму текущей работой