Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кризис трех лет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все симптомы кризиса говорят о том, что сложившиеся формы общения и деятельности ребенка его больше не удовлетворяют. Но это заметно проявляется только тогда, когда взрослые, не замечая новых тенденций в развитии ребенка, ограничивают его свободу и активность. Кризис — достаточно сложный период для самого ребенка. Негативные формы поведения могут закрепиться, став устойчивыми к концу дошкольного… Читать ещё >

Кризис трех лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделим вначале основные психические новообразования, возникающие на третьем году жизни ребенка:

  • 1) овладение предметными действиями;
  • 2) овладение речью как средством общения;
  • 3) развитие предметности и константности восприятия;
  • 4) развитие наглядно-действенного мышления;
  • 5) овладение прямохождением;
  • 6) возникновение самосознания, отделение себя от окружающих.

Все это приводит к изменению потребностей ребенка: появляется еще одно новообразование «Я сам» — стремление к самостоятельности. Ребенок начинает доступными ему способами отстаивать свою самостоятельность. В этот период взрослые испытывают трудности во взаимоотношениях с детьми. Возникает кризис трех лет. Д. Б. Эльконин выделил три основных симптома кризиса (73).

  • 1. Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Ребенок проявляет устойчивое непослушание. Обычно неважно, в чем заключаются требования взрослого, главное для ребенка — не подчиниться его воле, но иногда то же предложение, высказанное другим взрослым, не включенным в конкретную ситуацию, легко ребенком выполняется.
  • 2. Упрямство — стремление во что бы то ни стало добиться своего. Многие психологи считают при определенных условиях развития ребенка закономерной такую форму его поведения в раннем возрасте. Ребенок эгоцентричен, т. е. считает себя центром всего происходящего вокруг, поскольку в течение первых лет жизни взрослые в основном удовлетворяли желания ребенка, требования же дать что-нибудь другим (игрушку, тишину, помощь) только начинают входить в его жизнь, поэтому ребенок в своем упрямстве утверждает свое «Я». Упрямство вначале носит избирательный характер, т. е. имеет своим объектом одного человека, если сопротивление воле малыша вызывается только этим человеком. Но постепенно упрямство может распространиться и на других лиц или на всех взрослых. Изучение упрямства приводит к мысли, что возникает оно при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы. В зависимости от соотношения требовательности и уважения к ребенку со стороны взрослых выделяются несколько видов упрямства (А. П. Ларин). Упрямство не возникает, если между требовательностью и уважением существует равновесие; если требовательность значительно превышает уважение, то возникает упрямство типа «обиженных». Когда требовательность очень мала, а уважения много, то появляется упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда это случай упрямства «безнадзорности». Таким образом, причины упрямства кроются в отношениях взрослого и ребенка, они не остаются константными, их изменения целиком зависят от взрослых. Л. С. Выготский назвал и негативизм и упрямство бунтом, протестом против опеки со стороны взрослых.
  • 3. Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными слова: «злая», «противная», «бабка» и т. п.

Все симптомы кризиса говорят о том, что сложившиеся формы общения и деятельности ребенка его больше не удовлетворяют. Но это заметно проявляется только тогда, когда взрослые, не замечая новых тенденций в развитии ребенка, ограничивают его свободу и активность. Кризис — достаточно сложный период для самого ребенка. Негативные формы поведения могут закрепиться, став устойчивыми к концу дошкольного возраста, поэтому многое зависит от взрослого. Ребенку самому не справиться. Ведь даже «Я сам!» — не так просто, как ему иногда кажется. В опытах одного американского психолога две девочки играли со своими родителями. Сначала поодиночке, а потом вместе родители выходили из игры. Девочки понемногу привыкали оставаться одни. Они спокойно продолжали играть друг с другом. Затем в игру включался незнакомый взрослый. По замыслу исследователя это должно было заставить девочек острее почувствовать самостоятельность. Итогом был душераздирающий крик и потоки слез, пока незнакомец не исчезал. Оказалось, самостоятельность — это страшно. Страшно потеряться. Страшно оказаться в темноте.

Каковы же основные педагогические принципы поведения взрослых в кризисный период?

Терпение. Выдержка. Включение ребенка в игру. Помощь ребенку или включение его в действия взрослого («Помоги мне!»). Соревнование («Кто быстрее — ты или я?»). Предоставление большей самостоятельности растущему человеку. Потребности ребенка в самостоятельности, в подражании взрослым («Я хочу все делать, как ты!») могут быть удовлетворены в зарождающейся в рамках предметной деятельности ролевой игре.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Почему предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте? Какова ее структура?
  • 2. Каковы основные направления речевого развития в раннем детстве?
  • 3. Какова, на ваш взгляд, роль общения ребенка с взрослым и предметной деятельности в развитии его самосознания?
  • 4. В чем состоит психологическое содержание кризиса трех лет?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой