Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структурно-функциональная организация профессионализма личности в научно-педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение профессиональных компетенций в НПД, как детерминант деятельностного уровня позволило заключить, что высокий уровень профессионализма преподавателей высшей школы обусловлен развитостью: а) профессионально-личностных компетенций, характеризующих направленность личности на профессиональное развитиеб) научно-исследовательских, обусловливающих высокий уровень проявления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионализма и профессиональной успешности личности в научно-педагогической деятельности
    • 1. 1. Профессионализм и успешность личности: содержание и взаимосвязь
    • 1. 2. Субъектно-динамический аспект проблемы профессионализма
    • 1. 3. Условия достижения профессиональной успешности в контексте общепсихологических теорий личности
    • 1. 4. Психологический анализ профессионализма личности и условий его успешности в научно-педагогической деятельности
  • Глава 2. Исследование структурно-функциональной организации профессионализма преподавателей высшей школы
    • 2. 1. Методологическое и методическое обоснование исследования
    • 2. 2. Индивидуально-психические особенности личности как система детерминант субъектного уровня профессионализма
    • 2. 3. Профессионально-обусловленные свойства как детерминанты субъектного уровня профессионализма и их функциональная обусловленность психической деятельностью личности
    • 2. 4. Профессиональные компетенции преподавателей высшей школы как детерминанты деятельностного уровня профессионализма
    • 2. 5. Структурно-функциональная организация профессионализма личности, успешной в научно-педагогической деятельности

Структурно-функциональная организация профессионализма личности в научно-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Представленное в данной работе исследование вносит вклад в разработку фундаментальной проблемы развития личности. Оно также значимо и в практическом отношении, так как присоединение России к Болонскому процессу и связанное с ним реформирование высшей школы актуализирует вопросы повышения профессионализма научно-педагогических кадров и поиска определяющих его факторов.

В тоже время, анализ сложившихся в психологии подходов к проблеме профессионального становления личности позволяет констатировать концептуальную неполноту взглядов на состав и содержание профессионализма личности, недостаточную их практическую направленность на конкретные сферы трудовой деятельности, что создает предпосылки для дополнения его исследования другими аспектами. И, прежде всего, возникает необходимость изучения структурно-функциональной организации профессионализма, как системного образования, сформированного в процессе профессионального развития субъекта, с опорой на современные психологические концепции данного феномена [23- 42- 51- 59- 75- 90- 114- 138- 149- 150- 186- 191 и др.], что позволит по-новому взглянуть на закономерности, отражающие взаимодействие субъекта с профессией, станет предпосылкой для построения модели профессионализма в любом виде профессиональной деятельности, на основе которой субъект труда сможет выстраивать собственную программу профессионального развития.

Следует также отметить, что к настоящему времени научно-педагогическая деятельность еще не изучалась как взаимосвязанная система, основными компонентами которой являются два вида профессиональной деятельности — научная и педагогическая. В исследовательских работах показана специфика либо научной составляющей, либо педагогической. Причем в первом случае акцент делается на особенностях научного мышления и познания, на специфике научного общения и творчества [8- 18- 49- 212- 214], изучается личность ученого [8- 22], проводится социально-психологический анализ современных ученых и их деятельности [20- 33- 35- 213]- во втором педагогический труд рассматривается в основном в системе общего образования [12- 19- 43- 102- 109- 115- 126- 142- 201 и др.]. Научно-педагогическая деятельность, как самостоятельный предмет исследования, в основном изучается педагогической наукой [5- 27- 47- 55- 79- 110- 130- 131- 176- 189 и др.], а также социологическими и экономическими науками [21- 61- 128- 152- 166- 188 и др.], анализируется ее специфика в высшей технической школе [44- 88- 154 и др.]. В тоже время, современные психологические исследования отдельных составляющих профессиональной деятельности преподавателей высшей школы [29- 56- 69- 108- 134- 135- 144- 149- 158- 205 и др.] не позволяют рассматривать ее как целостную систему и в этой связи становится необходимым раскрытие структурно-функционального содержания научно-педагогической деятельности с позиций профессионализма ее субъекта и выявления условий его профессиональной успешности. Это даст возможность преподавателям вузов обогатить, преобразовать знания и представления о специфике своей профессиональной деятельности, сформировать объективное представление о собственных возможностях, скорректировать свое индивидуальное и социально-психологическое поведение (как субъекта научно-педагогического труда) для достижения профессионального успеха.

Таким образом, проблема профессионализма личности требует более полного научного изучения в силу своей высокой теоретической значимости, ценности в практическом отношении и недостаточной разработанности, как с позиций системного подхода к организации его структуры, так и применительно к профессиональной деятельности научно-педагогических кадров высшей школы. Именно поэтому целью данной работы стало исследование профессионализма личности в научно-педагогической деятельности как системы детерминант, базирующееся на авторском подходе к его структурно-функциональной организации.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

1. На основе теоретического исследования современных научных подходов к процессу профессионального становления и развития личности выявить структуру профессионализма, его системную организацию и взаимосвязь с профессиональной успешностью, определить условия, значимые для становления личности профессионала.

2. Провести психологический анализ содержания научно-педагогической деятельности с позиций системного подхода к профессионализму ее субъекта.

3. На основе эмпирического исследования определить систему детерминант профессионализма в НПД, выявить функциональную обусловленность профессионализма психической деятельностью личности.

4. Конкретизировать структурно-функциональную организацию профессионализма личности, успешной в научно-педагогической деятельности.

Объект исследования: личность профессионала в научно-педагогической деятельности (НПД).'.

Предмет исследования: системная организация детерминант профессионализма личности, успешной в НПД.

Гипотеза исследования. Исходя из того, что концептуализация психических феноменов связана с их трактовкой как системных образований, можно предположить, что профессионализм личности представляет собой систему детерминант различного типа, которые структурно организованы, на субъектном и деятельностном уровнях. При этом функциональные отношения детерминант каждого уровня определяют профессиональную успешность личности, которая, в свою очередь, становится необходимым условием развития профессионализма.

Фактологическую основу работы составили несколько эмпирических исследований, в которых приняли участие 119 преподавателей Педагогического института и Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратовского юридического института МВД РФ в возрасте от 33 до 72 лет, из них 13,2% - доктора наук, 73,6% - кандидаты наук, 13,2% преподавателей не имеют ученой степенисредний стаж НПД респондентов 16 лет.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исследованияиспользованием комплекса валидных и взаимодополняющих методов, адекватных предмету и целям исследованияприменением методов количественного и качественного анализа данных.

Научная новизна настоящего исследования.

1. Осуществлено теоретическое обобщение научной проблемыпроанализированы и сопоставлены современные подходы к профессионализму и профессиональной успешности личности, разработана теоретическая модель структурно-функциональной организации профессионализма и установлена его взаимосвязь с профессиональной успешностью.

2. Впервые профессионализм личности в НПД рассмотрен в контексте взаимосвязи двух профессиональных деятельностей преподавателей высшей школы — научной и педагогической, определена системная организация детерминант профессионализма личности, успешной в НПД.

3. Научно обоснована роль мировоззренческой составляющей профессионализма в становлении и развитии личности, успешной в НПД.

4. Впервые условия профессиональной успешности преподавателя высшей школы соотнесены с функциональной моделью организации психики личности, как целеустремленной системы и показана ее роль в обеспечении профессионализма субъекта НПД.

Теоретическая значимость исследования.

1. Результаты исследования вносят вклад в разработку фундаментальной проблемы развития личности профессионала (методологически уточнено понятие профессионализма, как структурно и функционально организованной системы, динамические изменения которой обеспечивают поступательное развитие субъекта профессиональной деятельности, конкретизировано и содержательно наполнено понятие профессиональной успешности личности, показана их взаимообусловленность).

2. Обоснованные в процессе исследования психологические характеристики «успешных» и «неуспешных» преподавателей вуза и модель структурно-функциональной организации профессионализма личности, успешной в.

НПД, могут стать теоретической основой для психограммы преподавателя высшей школы.

3. Выделение системы детерминант, определяющих профессиональную успешность преподавателей высшей школы, и ее рассмотрение во взаимосвязи с функционированием подсистем психики существенно обогащают современные представления о закономерностях и особенностях профессионального развития личности в НПД.

Практическая значимость исследования состоит в его научно-практической направленности, связанной с возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов в процессе психологического сопровождения профессионально-личностного становления и развития научно-педагогических кадров высшей школы. Так, разработанная система комплексной психологической оценки личности в НПД может быть использована при психологическом отборе и прогнозировании профессиональной успешности научных работников и аспирантов, планирующих свою карьеру в высшей школе, а также применена в исследованиях условий профессиональной успешности специалистов других профессий.

Полученные результаты могут быть применимы в ряде научных исследований, направленных на изучение специфики постоянно расширяющегося ряда социономических профессий, а так же в акмеологических исследованиях по проблематике прогрессивного развития и самовыражения личности в профессии.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов: в рамках преподавания курсов психологии труда, педагогической психологиипри разработке и совершенствовании учебных планов и программ обучения аспирантов и повышения квалификации преподавателей вузовв профессиональном консультировании по вопросам развития и саморазвития личности в НПД.

Теоретические положения и эмпирические результаты исследования нашли практическое применение в процессе повышения квалификации преподавателей высшей школы в ИДПО СГУ им. Н. Г. Чернышевского, а также в читаемых автором курсах «Педагогическая психология», «Основы педагогического мастерства» и в практико-ориентированном курсе «Психолого-педагогический практикум».

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионализм личности базируется на общепсихологических принципах структурной организации и реализуется на двух иерархических уровнях — субъектном и деятельностном, которые, в свою очередь, сформированы в соответствии с горизонтальными принципами. Синтез вертикальной и горизонтальной организации профессионализма позволяет рассматривать его феномен как систему, в которой: субъектный уровень представлен совокупностью детерминант, определяющих структуру индивидуально-психических и профессионально-обусловленных свойств субъектадея-телъностный уровень содержит совокупность детерминант, определяющих особенности профессионального взаимодействия субъекта и эффективность его деятельности. Функционально-уровневые отношения составляющих профессионализма, проявляясь в реализации целей деятельности, определяют профессиональную успешность личности.

2. Структурно-функциональный анализ профессионализма в НПД в трехмерном пространстве психического, предметного и социального векторов показывает, что: а) психологические особенности субъекта НПД, организованные в подсистемах индивидуально-психических и профессионально-обусловленных свойств, проявляются в особенностях когнитивной, регулятивной и социально-поведенческой активности личностиб) основные структурные компоненты НПД инвариантно соотносятся между собой: на личностном уровне они проявляются в виде индивидуально-личностных, на профессионально-групповом — в виде предметно-деятельностных, на социокультурном — в виде социально-коммуникативных профессиональных компетенций, обусловливая функциональную направленность НПД.

3. Профессионализм личности, успешной в НПД представлен системой детерминант различного типа. На субъектном уровне в качестве индивидуально-психических детерминант выступают особенности саморегуляции, самоактуализации и взаимодействия личности, а детерминантами, обусловливающими профессиональные свойства личности выступают ее отношения, актуализирующиеся в творческом, мировоззренческом и когнитивном компонентах деятельности. Детерминантами, определяющими деятельностный уровень выступают группы профессиональных компетенций преподавателей высшей школы (профессионально-личностная, научно-исследовательская, мировоззренческая и социально-поведенческая).

Функциональные отношения детерминант профессионализма личности в НПД и степень ее успешности обусловлены деятельностью подсистем психики, обеспечивающих интеллектуальную активность, эмоционально-волевую регуляцию поведения, реализацию социальных потребностей и общую координацию психической деятельности личности, что проявляется в структуре индивидуально-психических и профессионально-обусловленных свойств субъекта НПД.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 236 наименований, из них 22 на иностранном языке, и 15 приложений. Основной текст диссертации изложен на 168 страницах, работа содержит 13 таблиц и 9 рисунков.

Основные выводы по результатам проведенного исследования.

1. Системный анализ современных подходов к проблеме развития и профессионального становления личности, отраженных в работах отечественных и зарубежных психологов позволил:

— методологически уточнить понятие профессионализма, как структурно и функционально организованной системы, динамические изменения которой обеспечивают поступательное развитие субъекта профессиональной деятельности;

— конкретизировать понятие профессиональной успешности, как критерия удовлетворенности личности профессиональной самореализацией, на основе результативности профессиональных и личностных достижений на пути к профессионализму и их признания в профессионально-значимой для субъекта среде;

— создать целостное представление о профессионализме личности, как об иерархически организованной системе детерминант различного типа, в которой: субъектный уровень представлен совокупностью детерминант, определяющих структуру индивидуально-психических и профессионально-обусловленных свойств субъектадеятельностный уровень содержит совокупность детерминант, отражающих особенности профессионального взаимодействия, субъекта и эффективность его деятельности;

— установить закономерность, согласно которой функциональные отношения уровневых показателей профессионализма влияют на степень реализации профессиональных целей и формируют успешность субъекта, которая определяется степенью совпадения стремлений и ожиданий субъекта при достижении целей и конечных результатов деятельности с системой требований со стороны социума и обусловливает его личностную активность, направленную на профессиональное развитие и повышение уровня профессионализма;

— рассмотреть проблему профессионализма личности с позиций субъектно-динамического подхода и установить, что профессионализм в конкретной трудовой деятельности следует рассматривать как динамически изменяющуюся систему свойств человека, обладающего субъектными качествами (самостоятельность, активность, способность к самоорганизации и саморегуляции деятельности), формирование которой происходит как на субъектном, так и деятельностном уровнях в ходе профессионализации на протяжении всего жизненного пути.

2. Психологический анализ профессионализма личности в научно-педагогической деятельности позволил выявить, что на субъектном уровне детерминанты профессионализма, организуясь в подсистемах индивидуально-психических и профессионально-обусловленных свойств, определяют особенности когнитивной, регулятивной и социально-поведенческой активности субъекта НПД.

3. Исследование детерминации профессионализма на уровне субъекта НПД показало наличие взаимосвязи между степенью развития его индивидуально-личностных характеристик и профессиональной успешностью. При этом было установлено, что:

— на индивидуально-психическом уровне профессионализм обусловлен сформированностью самостоятельного в контроле и гибкого в учете условий деятельности стиля саморегуляции, стремлением личности к самоактуализации при доминировании бытийных мотивов, ее способностью к активному взаимодействию с миром и людьми, и сопровождается глубокими структурными перестройками на уровне регулятивных процессов и психических свойств в зависимости от степени профессиональной успешности личности;

— профессионально-обусловленные детерминанты профессионализма в НПД проявляются через систему отношений личности к субъективно значимым для нее условиям деятельности, позволяющим реализовывать свою активность на когнитивном, творческом и мировоззренческом уровнях.

4. Профессиональная успешность личности в НПД обусловлена совокупностью условий, к которым на субъектном уровне профессионализма относятся:

— доминирование в структуре саморегуляции регуляторных процессов планирования и программирования;

— доминирование в структуре свойств, определяющих активность самоактуализации, таких характеристик, как «целостность восприятия мира и людей», «принятие ценностей самоактуализации» и «самоуважение», при этом необходимым условием профессиональной успешности субъекта НПД является наличие взаимосвязи «экстраверсии» с базовыми характеристикам самоактуализации («компетентность во времени» и «локус контроля»), в то время, как выраженность свойств «ригидность» и «трудности самовосприятия» обусловливают снижение ее уровня;

— доминирование в структуре свойств, определяющих эффективность взаимодействий личности с миром и людьми, непосредственно взаимосвязанных между собой характеристик межличностной чувствительности: «гибкости поведения и деятельности», «принятия агрессии», «способности к близким контактам»;

— зависимость профессиональной успешности от структурной организации личностных свойств, обусловливающих межличностную коммуникацию (имеет место тенденция к снижению профессиональной успешности субъекта НПД по мере усложнения структуры).

5. Стремление преподавателей высшей школы к самореализации и их профессиональную успешность также определяет доминирование в структуре мотивации бытийных мотивов. В тоже время можно говорить, что в научно-педагогической деятельности преподавателей вуза ведущей является ее педагогическая составляющая, которая в большей степени обеспечивает личности творческое самовыражение в профессии.

6. В структуре социально-психологических установок регуляторами поведения преподавателей высшей школы в профессиональном пространстве выступают альтруистическое отношение к объекту своей профессиональной деятельности и ориентация личности на свободу, проявляющуюся в самостоятельности при планировании и достижении целей.

7. Профессионально-обусловленными детерминантами субъектного уровня профессионализма личности в НПД выступают:

— на когнитивном уровне — «эффективное восприятие реальности», «креативность», «способность личности самостоятельно решать различные профессиональные задачи»;

— на творческом уровне — «высокий уровень проявления творческой способности», «стремление к достижению результатов», «направленность на эмоциональную вовлеченность в деятельность»;

— на мировоззренческом уровне — сформированность социально-психологических и мировоззренческих установок на основе «системы внутренних стандартов» и «комплекса личной философии».

8. Исследование обусловленности профессионализма личности в НПД ее психической деятельностью позволило установить, что когнитивная, творческая и мировоззренческая * активность определяется функционированием связей между подсистемой общей сознательной координации психической деятельности и теми подсистемами психики, которые обеспечивают интеллектуальную деятельность, эмоционально-волевую регуляцию поведения, реализацию социальных потребностей.

9. Профессиональная успешность личности в НПД детерминирована более тесной связь между подсистемами, обеспечивающими интеллектуальную деятельность личности, и активностью функционирования подсистемы реализации социальных потребностей, обусловливающей ориентацию личности на формирование мировоззрения и достижение социально-значимых результатов.

10.Необходимым условием профессиональной успешности личности в научно-педагогической деятельности является сформированность мировоззренческих установок. Недооценка субъектом НПД мотивационной составляющей препятствует достижению высокого уровня профессионализма и ведет к тому, что в структуре психики доминирует подсистема общей сознательной координации психической деятельности, вследствие чего все системы психики «работают» на обеспечение познавательного и творческого компонентов НПД.

11 .Исследование детерминации профессионализма в НПД на дея-тельностном уровне показало, что его основные структурные компоненты инвариантно соотносятся между собой: на личностном уровне они проявляются в виде индивидуально-личностных, на профессионально-групповом — в виде предметно-деятельностных, на социокультурном — в виде социально-коммуникативных профессиональных компетенций, обусловливая функциональную направленность НПД.

12.Изучение профессиональных компетенций в НПД, как детерминант деятельностного уровня позволило заключить, что высокий уровень профессионализма преподавателей высшей школы обусловлен развитостью: а) профессионально-личностных компетенций, характеризующих направленность личности на профессиональное развитиеб) научно-исследовательских, обусловливающих высокий уровень проявления научно-исследовательской активности и деятельности по внедрению результатов научного поиска в практику и учебный процессв) мировоззренческих, проявляющихся в четкой гражданской позиции личности и ориентации на формирование мировоззренческих и профессионально-этических установок у учащихсяг) социально-поведенческих, выражающихся в способности преподавателя оказывать личностное воздействие на обучаемых, формировать у них потребность в самопознании и саморазвитии, проявлять дисциплинарную ответственность в профессиональных взаимодействиях.

13.Развитость профессиональных компетенций преподавателей высшей школы в основном зависит от структуры субъективно значимых для личности условий деятельности, входящих в подсистему профессионально-обусловленных свойств. Индивидуально-психические особенности оказывают влияние на выраженность компетенций только в случае недостаточного развития у личности процессов саморегуляции поведения и деятельности.

14.Результаты проведенного исследования подтвердили положения гипотезы о концептуализации феномена профессионализма через его трактовку как системного психического образования, что отражается в разработанной модели структурно-функциональной организации профессионализма в НПД и^ в выявленной закономерности о связи профессионализма с профессиональной успешностью личности.

Сформулированные в диссертации положения и выводы, не претендуя на полное решение проблемы профессионализма личности, позволяют определить перспективные направления ее разработки, среди которых отметим: дальнейшее исследование проблемы профессионализма личности с использованием методологии метасистемного подходаизучение вариантов построения личностью профессионального пути в НПД и ее стратегий при формировании и развитии профессионализмавыявление системы условий, раскрывающих творческий потенциал личности в НПДисследование способов и стилей поведения личности в преодолении трудностей на пути к профессионализму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследования представляет собой теоретическое и эмпирическое осмысление проблемы профессионализма личности в научно-педагогической деятельности с использованием методологии субъектного подхода к изучению личности и системного подхода к исследованию деятельности.

В процессе достижения цели исследования, решения задач и доказательства гипотезы были систематизированы и изучены детерминанты профессионализма преподавателей высшей школы, установлена их взаимосвязь с профессиональной успешностью, обоснована структурно-функциональная модель профессионализма личности, успешной в научно-педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Проблема личности в психологии / К.А. Абульханова-Славская // Психологическая наука XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.- С. 270 — 374.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Субъект — символ российского самосознания /К.А. Абульханова // Сознание личности в кризисном обществе / под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М.И. Воловико-вой.-М., 1995. С.10−28.
  4. , А. Понять природу человек = Menschen-Kenntnis / А. Адлер / пер. Цыпина Е. А. СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект», 2000: — 253 с.
  5. , В.А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Акиндинов. М., 2005. — 47 с.
  6. Акмеологические основы профессионального' самосознания / А. А. Деркач, О. В. Москаленко, — В. А. Пятин, Е. В. Селезнева. Астрахань: Изд-во Астр. гос. пед. ун-та, 2000. — 330 с.
  7. , Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. -М., Изд-во МГУ, 1987 120 с.
  8. , А.Г., Мошкова, Г.Ю., Юревич, А.В., Ярошевскмй, М. Г. Психология науки / А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998.-312 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  10. , С.Ю. Организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Анохина. Н. Новгород, 2005. — 24 с.
  11. , Э.Н. Формирование профессионального самосознания в процессе подготовки и переподготовки психологов: автореф. дис.. канд. психол. наук / Э. Н. Ахметшина: Казань, 2003. — 24 с.
  12. Багаева^ И-Д. Сущность и структура профессионализма педагогической-деятельности / И. Д. Багаева // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности: Сб. науч. тр. — Усть-Каменогорск, 1989.-С. 19−21
  13. , В. Компетенции в профессиональном, образовании (К осг воению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. -G. 3 — 13.
  14. , О., Попова, С. Преподаватель-гуманитарий в оценках студентов / G. Байкова, С. Попова // Высшее образование в России. -2003.-№ 6.- С. 109−110.
  15. , Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры /
  16. H.К. Бакланова М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1994. — 120 с.
  17. , В.А. Системная организация ифазвитие психики/В.А. Барабанщиков// Психологический журнал. 2003. --Т.24. — № 1. — С. 29−46.
  18. , С.П. Теоретические основы, изучения профессиональной деформации личности-/ С. П. Безносов. СПб., 1995. — 167 с.
  19. Белкин-, П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: автореф. дис.. канд. психол. наук / Г1.Г. Белкин. М., 1985. — 23 с.
  20. Бобкова, МЛ7. Формирование профессиональной установки-педагога на эмпатийный способ взаимодействия: автореф. дисканд. психол. наук /М, Г. Бобкова. -Екатеринбург, 2006. —22 с.
  21. , И., Драгульская, JI. Типичный ученый: «физик» или «лирик»? / И- Бовина, Л. Драгульская // Высшее образование в России. — 2005. — № 1.-c. 1 ю-119. j---
  22. Богдан- Н. Н. Мотивация профессиональной деятельности как основной фактор управления персоналом высшей школы в, условиях рыночной- экономики (Региональный' аспект): автореф. дис.. канд. со-циол. наук/Н.Н. Богдан-. —Новосибирск, 2003- 30 с.
  23. , А.А., Рудкевич, JI.A. Как становятся великими или выдающимися? / А. А. Бодалев, JI.A. Рудкевич — М.': Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.-287 с.
  24. , В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров.-М.:ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  25. , И., Березовский, А. Кадры современной высшей школы / И. Болотин, А. Березовский // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 22 — 27.
  26. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 159 — 177.
  27. , А.В. Психология субъекта /А.В. Брушлинский — М.: Ин-т психологии РАН, СПб.: «Алетейя», 2003. 272 с.
  28. , Н.Б. Методическое сопровождение становления педагогической культуры преподавателя вуза искусств: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Букаева Волгоград, 2006. — 24 с.
  29. , М.Б. Профессионализм / М. Б. Буланова // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.2 / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. — С. 276 — 277.
  30. , Т.А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. дис. канд. психол. наук / Т. А. Бусыгина: — Самара, 2005. — 24 с.
  31. , В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960 1990 гг.): дис.. канд. пед. наук / В. В. Буткевич. -М., 1994.-341 с.
  32. , Т.А. Индивидуализация повышения квалификации педагогических кадров в профессиональном лицее: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Бенедиктова. -М., 1998. 173 с.
  33. , JI.A., Карелина, И.М. Психология потребностей и мотивация персонала / J1.A. Верещагина, И. М. Карелина. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2005. — 156 с.
  34. , Е. Ученые в современном российском обществе (социально-психологический анализ) / Е. Володарская // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 121 — 130.
  35. , Е.А. Социально-психологическое содержание представлений о современном российском ученом / Е. А. Володарская // Психологический журнал. 2002. — № 4. — С. 60 — 65.
  36. , М. Подготовка молодых педагогических кадров / М. Вукало-вич // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. — № 9. — С. 16−19.
  37. , Р.В. Профессиональные составляющие образа мира / Р. В. Габдреев // Психология системного функционирования личности: Матер. Междунар. науч. конфер. Саратов: Изд-во Сарат гос. ун-та, 2004.-с. 14−18.
  38. , Э.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Э. В. Галажинский — Барнаул, 2002.- 43 с.
  39. , М.А. Современные подходы к формированию профессиональной успешности / М. А. Галанина // Среднее профессиональное образование. 2006. — № 7. — С. 53 — 55.
  40. , В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
  41. , Н.С. Психологические особенности и критерии профессионализации специалистов / Н. С. Глуханюк // Психология сегодня/ Ежегодник Российского психологического общества. — 1996. — Т. 2. — Вып. 2.- С. 168.
  42. , Т. Преподаватель: проблемы самоидентификации /Т. Гомза // Высшее образование в России. — 2005. -№ 1. — С. 130 133.
  43. , Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха / Т. О. Гордеева //Психология в вузе. — 2005. № 4. — С. 3 — 27.
  44. , О. Научные школы: принципы классификации / О. Грезева // Высшее образование в России. — 2004. — № 5. — С. 42 — 48.
  45. , A.M. Оценка профессионализма преподавателей технических вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Данилова. СПб., 2005.-22 с.
  46. , Л.Ю. Обогащение коммуникативной компетентности молодого ученого на этапе послевузовского образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Ю. Демиденко. Красноярск, 2004. — 22 с.
  47. , Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. Н. Демиденко. Тверь, 1996 — 18 с.
  48. , А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров / А. А. Деркач, А. П. Ситников // Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 2. -М.: Луч, 1993. 72 с.
  49. , В.И. Профессионально-значимые качества личности и их формирование у педагогов центров психолого-медико-социального сопровождения: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. И. Дианова. — Иркутск, 2005. 24 с.
  50. , В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук /В.В. Дикова. — М., 2005.-22 с.
  51. , М.А., Дружилов, С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала / М. А. Дмитриева, С. А. Дружилов //"Сибирь. Философия. Образование": Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). — С. 18 — 30.
  52. , Ю.Г. Управление развитием педагогической компетентности преподавателей вуза на основе структурно-целевого подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Г. Домалевская. М., 2005. — 22 с.
  53. , Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Ю. Донская Ставрополь, 2004. — 24 с.
  54. , С.А. Профессионалы и профессионализм вновой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования / С. А. Дружилов // «Сибирь. Философия. Образование»: Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001 (выпуск 5). — С. 46 — 56.
  55. , С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // «Сибирь. Философия. Образование»: Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2005 (выпуск 8). — С. 26 — 44.
  56. , В.В. О мотивации деятельности преподавателей вузов / В. В. Дубицкий // Социологические исследования. — 2004. — № 1. — С. 119−124.
  57. Дубовицкая, Т. Д: Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности: контекстный подход / Т. Д. Дубовицкая // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 70 — 78.
  58. , В.К. Становление и развитие рефлексивной, культуры учителя как- субъекта педагогической деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. К. Елисеев. М., 2005. — 42 с.
  59. , Е.П. Психология профессионального маргинала в социально-значимых видах труда / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2004. — Т. 22. — № 5. — С. 69 — 78.
  60. Ермолаева, Е. П- Социальные функции и стратегии реализации профессионала в системе «человек — профессия — общество» / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 4. — С. 30 — 40-
  61. , Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Ерофеева. — Саранск, 2001. 209 с.
  62. , Е.В. Факторы профессионально-педагогической' успешности: автореф. дис.. канд. пед. наук / E. Bi: Ерофеева. — Саратов, 2001. -21с.
  63. , М.И. Проявление потенциала самореализации личности в особенностях познавательного целеобразования: автореф.дис.. канд. психол. наук / М. И. Ефанова. — Барнаул, 2005- — 18 с.
  64. , Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Т. А. Жалагина. Тверь, 2004. — 45 с.
  65. , О.В. Формирование педагогической компетентности преподавателя- технического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Жигалова. — Чебоксары, 2004. — 23 с.
  66. Жураковский, В, Сазонова- 3. Подготовка преподавателя высшей школы стратегическая задача / В: Жураковский, 3. Сазонова // Высшее образование в России. — 2004. — № 4. — С. 38 — 44.72.
Заполнить форму текущей работой