Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования, теоретические и экспериментальные данные нашли свое отражение в научных докладах, научных статьях и тезисах, излагались автором на международных и всероссийских, межвузовских ежегодных научно-практических конференциях: Проблемы творческого развития личности в системе военного образования (Военная академия РВСН имени… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ
    • 1. 1. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов как социально-психологическая проблема
    • 1. 2. Сущность, содержание и структурно-функциональная характеристика военно-профессиональной направленности личности
    • 1. 3. Особенности развития военно-профессиональной направленности в период юности, ранней зрелости, на этапе обучения в вузе
    • 1. 4. Социально-психологическая модель развития военно-профессиональной направленности курсантов в вузах
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ
    • 2. 1. Общая характеристика экспериментальной работы по исследованию социально-психологических особенностей развития военно-профессиональной направленности курсантов
    • 2. 2. Анализ результатов экспериментальной работы по исследованию социально-психологических особенностей развития военно-профессиональной направленности курсантов
    • 2. 3. Организация социально-психологического сопровождения развития военно-профессиональной направленности курсантов вузов

Социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях модернизации военного образования, сокращения количества военных вузов особую значимость приобретает проблема повышения качества военно-профессиональной подготовки офицеров.

Особенностью организации военного образования является степень его соответствия государственной политике в области национальной безопасности, обороны и образования, современному уровню развития военной науки. При этом под военным образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных военно-профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых военнослужащим для выполнения обязанностей воинской службы.

Военно-профессиональная деятельность предполагает активное военно-профессиональное развитие, в рамках которого осуществляется формирование устойчивой военно-профессиональной направленности личности специалиста. Наличие высокого уровня военно-профессиональной направленности обеспечивает соответствие быстро меняющимся и усложняющимся требованиям профессии, дает возможность строить свое военно-профессиональное развитие как поступательное восхождение, достигая новые вершины (акме), означающие возможно полную реализацию имеющихся у человека психологических ресурсов.

Изучение опыта работы и анализ научной литературы по указанной проблематике позволили выявить ряд противоречий:

— между растущей потребностью общества в творчески мыслящих офицерах командного состава, стремящихся постоянно повышать свой военно-профессиональный уровень, и недостаточной разработанностью проблемы социально-психологических особенностей развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в рамках обучения в высшем военном учебном заведении;

— между необходимостью повышения уровня развития военно-профессиональной направленности офицеров ВС РФ и отсутствием социально-психологической модели развития военно-профессиональной направленности личности курсанта;

— между необходимостью определения уровня развития военно-профессиональной направленности личности курсантов высшего военного учебного заведения и отсутствием адаптированных методик проведения подобных исследований;

— между сформировавшимся комплексом психологических возможностей курсанта и неструктурированностью системы средств социально-психологического сопровождения, обеспечивающей развитие устойчивой военно-профессиональной направленности.

С учетом актуальности исследования, недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была выбрана тема диссертационного исследования и определена научная проблема: каковы теоретические и практические основы, социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов вузов, влияющие на их будущую военно-профессиональную деятельность.

Состояние разработанности проблемы исследования. Приоритет развития личности в системе военно-профессиональной подготовки, а также проблемы направленности личности, ее военно-профессионального самоопределения, военно-профессиональной готовности рассматривались в трудах многих ученых (Б.Г. Ананьев, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, A.A. Бодалев, В. П. Беспалько, Е. И. Головаха, A.A. Деркач, С. И. Зиновьев, З. Ф. Есарева, Т. А. Ильина, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн,.

A.Т. Ростунов, Л. А. Рудкевич, Е. И. Степанова, Н. Ф. Талызина, П. А. Шавир,.

B.Д. Шадриков, Г. И. Щукина, В. А. Ядов, В. А. Якунин и др.).

В контексте социальной психологии осуществляется изучение условий и факторов движения человека к вершинам профессионализма, выявляются аспекты взаимосвязи профессионализма и компетентности кадров. Военно-профессиональная направленность рассматривается как социально обусловленная подструктура личности, связанная с прогрессивным развитием человека как субъекта военно-профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Е. И. Богданов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Базыкин, Е. А. Климов, Л. М. Королев, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, A.A. Реан, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, Е.А. Яблокова).

В контексте педагогики исследуются проблемы целостности и непрерывности военно-профессионального развития, военно-профессионального самоопределения и военно-профессионального образования, личностно-ориентированного обучения. Военно-профессиональная направленность рассматривается как направленность на педагогическую деятельность, компонент качества сформированности военно-профессиональных убеждений, определяющий отношение к профессии (Т.А. Воробьева, C.B. Козин, Т. С. Комарова, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, И. С. Якиманская, Л.Я. Ясюкова).

Военно-профессиональную направленность ученые включают в понятие профессионализма, наряду с эффективностью военно-профессиональной деятельности, стабильностью показателей качества, высоким уровнем военно-профессиональной компетенции и квалификации, личностными качествами, в том числе военно-профессиональной креативностью, эрудицией и пр.

Проблема развития структурных компонентов личности и в частности военно-профессиональной направленности является в данный момент одной из актуальных проблем социально-психологических исследований. Состояние ее научной разработанности позволяет понять психические процессы формирования и развития устойчивой военно-профессиональной направленности на этапе выбора профессии, при военно-профессиональной подготовке и в военно-профессиональной деятельности, что дает возможность управлять военно-профессиональным становлением специалиста, способствуя его военно-профессиональному самосовершенствованию.

Развитие военно-профессиональной направленности личности в контексте общей проблемы военно-профессионального развития сохраняет свое значение в первую очередь для прикладных отраслей психологии, оставаясь при этом малоизученной. Причина заключается в многоаспектности феномена этой категории, разнообразии терминологических трактовок, недостаточной теоретической и практической разработке проблемы развития военно-профессиональной направленности личности курсанта на этапе обучения в вузе, предоставлении курсанту самостоятельности в организации учебной и будущей военно-профессиональной деятельности и отсутствии у него умений самоуправления.

Стремление найти способы оптимального использования неисчерпаемых возможностей личности предполагает модернизацию методов и форм вузовской подготовки, разработку новых психолого-педагогических, социально-психологических технологий, нацеленных на реализацию личностного — развивающего подхода в обучении.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель исследования: выявление социально-психологических особенностей развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в военном вузе.

Объект исследования: учебная деятельность курсантов в процессе их обучения в военном вузе.

Предмет исследования: социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов.

Гипотеза исследования. Оптимальное развитие военно-профессиональной направленности курсантов вузов обеспечивается на основе понимания сущностных, структурно-содержательных характеристик этого феномена, учитываемых в социально-психологической модели ее развития в процессе обучения в вузе. Продуктивность развития военно-профессиональной направленности в рамках такой модели может быть повышена с учетом выявленных социально-психологических особенностей курсантов и системной организации социально-психологического сопровождения учебной деятельности курсантов вузов.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены задачи исследования.

1. Выявить состояние разработанности проблемы и проанализировать сущностные особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов в вузах с учетом их индивидуальных характеристик и требований военно-профессиональной деятельности.

2. Обосновать социально-психологическую модель развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов.

3. Разработать социально-психологические критерии, показатели и уровни продуктивного развития военно-профессиональной направленности курсантов вузов.

4. Экспериментально исследовать социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов.

5. Разработать комплексную программу социально-психологического сопровождения и рекомендации, способствующие повышению уровня развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения современного наукознания, позволяющие раскрыть сущность военно-профессиональной направленности, особенности становления и развития человека на этапах жизненного пути, а также определить характеристики и взаимосвязи структурно-содержательных компонентов военно-профессиональной направленности, рассматриваемой в качестве одной из существенных и действенных сторон личности, источника ее внутренней активности, определяющей избирательность ее отношений и являющейся главной детерминантой, лежащей в основе формирования наиболее значимых структур индивида. Методологический подход опирается на общенаучные и прикладные достижения: общенаучные положения о единстве личности и деятельности, идеи о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем окружающий мир и себя самого в процессе деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, В.А. Ядов), комплексный и системно-целостный подход, научное моделирование, эффективное развитие продуктивной профессионализации, положения о взаимовлиянии личностного и военно-профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А. А Бодалев, А. А Деркач, Н. В. Кузьмина Л.Г. Лаптев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, О. В. Москаленко, Ю. В. Синягин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социально-психологической литературы по теме исследования, методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный анализ, системный анализ и синтез, моделирование, проектирование), изучение программно-методической литературы, нормативных документовэкспериментальные методыпсиходиагностические методы (тестирование с помощью методик изучения направленности личности Б. Басса, военно-профессиональной мотивации в варианте JI.A. Верещагиной, рейтинга ценностно-потребностных ориентаций курсантов и оценки актуализированных потребностей В. К. Гербачевского, обобщение независимых характеристик, шкалирование, ранжирование) — опросные методы: анкетированиеметоды математической статистики: анализ описательной статистики, корреляционный, кластерный, факторный анализ, при обработке эмпирических данных использовались компьютерные программы «Excel», «SPSS», «Statistica 6.0».

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие курсанты вузов РВСН, общая численность которых составила 269 человека.

В соответствии с логикой исследования работа проводилась в несколько этапов.

1 этап (2002 — 2003 гг.) — изучение психологической, педагогической и социально-психологической литературы по теме исследования, анализ проблемы военно-профессионального развития, военно-профессионального самоопределения, развития военно-профессиональной направленности в теории и практике военно-профессионального становления личности в теоретико-методологической литературе, изучение нормативных документов. Формирование общей концепции исследования, формулировка основных параметров и рабочей гипотезы исследованиясоздание условий для проведения эксперимента, проведение первичной диагностики.

2 этап (2004 — 2005 гг.) — проверка и уточнение гипотезы исследования, конкретизация категориально-понятийного аппарата, проведение эксперимента, разработка социально-психологической модели развития военно-профессиональной направленности личности курсантов.

3 этап (2005 — 2006 гг.) — обобщение результатов эксперимента, теоретическая интерпретация полученных данных, написание текста диссертации, разработка программы социально-психологического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, разработка дальнейших перспектив научного исследования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается системным подходом, обоснованными исходными методологическими принципами, адекватным выбором и использованием разнообразных надежных и валидных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием компьютерных программ статистического анализа, эффективностью апробации и использования результатов исследования в повышении уровня военно-профессиональной направленности личности курсантов военных вузов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Представлен системный анализ проблемы развития военно-профессиональной направленности личности на основе обобщения теоретических подходов социальной психологии. Проведен анализ сущности и особенностей, а также категорий, описывающих понятие «военно-профессиональная направленность», дано авторское определение понятия'. являясь основной детерминантой общей направленности личности и ее сложным свойством, имеющим систему побуждений, определяющим активность субъекта и избирательность его отношений, военно-профессиональная направленность представляет собой совокупность ценностей, потребностей, мотивов, побуждающих человека заниматься той или иной военно-профессиональной деятельностью. Дана структурная характеристика военно-профессиональной направленности личности, как сложного, многомерного образования, состоящего из трех основных модулей: структурно-содержательного, регуляционно-функционального и операционно-результативногоопределены мотивационный, ценностный, потребностный компоненты, опосредующие развитие военно-профессиональной направленности и оказывающие влияние на ее оптимальное развитие у будущих специалистов.

2. Разработана социально-психологическая модель развития военно-профессионалыюй направленности личности курсантов в процессе учебной деятельности, которая отражает целостную систему вузовской подготовки, а также самосовершенствование будущего специалиста. В ней воспроизводятся свойства и связи исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние и оптимальность развития военно-профессиональной направленности.

3. Выявлены критерии и показатели оптималыюго развития военно-профессиональной направленности личности курсантов. Критериями являются: развитость системы военно-профессиональных мотивов и ценностно-потребностных личностных структур, проявляющихся в процессе учебной и военно-профессиональной деятельности. Показателями развития военно-профессиональной направленности являются приоритет военно-профессиональных мотивов собственного труда, социальной значимости труда, самоутверждения в учебной и военно-профессиональной деятельностиактуализированных в военно-профессиональной деятельности потребностей в форме познавательных мотивов, внутренних убеждений, самоуважения, результативности учебной деятельности, инициативностиучебных и военно-профессиональных ценностей, психической стабильности и отсутствия неудовлетворенности учебной деятельностью, высокой мотивации учебной деятельности и высокой степени удовлетворенности ею, удовлетворенности возможностью самосовершенствования и самореализации, взаимоотношениями в процессе учебной деятельности. Выявлены уровни развития военно-профессиональной направленности личности курсантов: 1 уровень (низкий) — военно-профессиональная дезориентация, 2 уровень (средний) — готовность к развитию военно-профессиональной направленности, 3 уровень (выше среднего) -импульсивное развитие военно-профессиональной направленности, 4 уровень (высокий) — оптимальное развитие военно-профессиональной направленности.

4. Показано взаимовлияние социально-психологических особенностей развития военно-профессиональной направленности личности у курсантов: возрастных особенностей — года обучения в вузеличностных особенностейстепени сформированности структурно-содержательных компонентов военно-профессиональной направленности личности (мотивационных, ценностных и потребностных) — индивидуальных — специфики взаимосвязей структурно-содержательных компонентов военно-профессиональной направленности личности, учет которых способствует оптимизации развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов.

Практическая значимость исследования.

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования доведены до конкретных рекомендаций и предложены в качестве основания для организации социально-психологического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности курсантов. Разработана комплексная программа социально-психологического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, ориентированная на обеспечение оптимального развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в целом, и в частности на развитие личностных структурно-содержательных компонентов военно-профессиональной направленности. Осуществление программы рекомендуется в нескольких направлениях: психодиагностическое, консультационное, учебно-коррекционное, информационно-ориентационное.

Анализ результатов исследования и сделанные выводы дают основание предложить в качестве рекомендации организовать проведение собеседования по военно-профессиональной направленности при приеме на учебу в высшие военные учебные заведения с целью выявления наиболее пригодных и подготовленных абитуриентов. В ходе собеседования выявляется военно-профессиональная направленность личности абитуриента, мотивы выбора профессии, уровень развития военно-профессионального мышления, коммуникативных способностей, информированности абитуриента о будущей сфере военно-профессиональной деятельности, уровень сформированное&tradeумений анализа при ответе на поставленные вопросы и соотнесения собственного опыта с военно-профессиональной сферой, а также переноса знаний о будущей профессии на современную социальную ситуацию в регионе.

Положения, выносимые на защиту.

1. Военно-профессиональная направленность курсанта — ведущая детерминанта общей направленности личности, ее сложное свойство, имеющее систему побуждений, определяющее активность субъекта, избирательность его отношений, поведения и действий. В структурно-содержательном отношении она представляет собой сложное, многомерное образование, объединяющее три взаимосвязанных модуля: структурно-содержательный, регуляционно-функциональный и операционно-результативный. Взаимосвязи между ними отличаются следующими особенностями: как совокупность ценностно-потребностных и мотивационных компонентов структурно-содержательного блока оказывает влияние на социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности, так и механизмы саморегуляции и самоактивизации через регуляционно-функциональный блок влияют на перестройку личностных образований субъекта, способствуя повышению уровня развития военно-профессиональной направленности.

2. Социально-психологическая модель развития военно-профессиональной направленности личности курсантов как системное описание стратегии и практики достижения выдвинутой цели содержательно представлена тремя блоками: структурно-содержательные компоненты военно-профессиональной направленностиорганизационные социально-психологические компоненты, регуляционно-функциональные компоненты, включающие алгоритм и технологию деятельности по развитию военно-профессиональной направленности личности курсантов. Модель адекватно отражает основные закономерности проявления и развития военно-профессиональной направленности курсантов в условиях получения высшего военно-профессионального образования.

3. Развитие военно-профессиональной направленности курсанта — это активное качественное преобразование личностных структур (ценностных, потребностных, мотивационных), приводящее к повышению ее уровня, новому стилю военно-профессиональной деятельности курсанта. Критерий развития военно-профессиональной направленности — развитость системы военно-профессиональных мотивов и ценностно-потребностных личностных структур, проявляющихся в процессе военно-профессиональной деятельности.

Показателями уровня развития военно-профессиональной направленности являютсяприоритет военно-профессионального мотива собственного труда, социальной значимости трудаактуализированные в военно-профессиональной деятельности потребности в форме познавательных мотивов, внутренних убеждений, результативности учебной деятельностивоенно-профессиональные ценности: психическая стабильность, высокая мотивация учебной деятельности и высокая степень удовлетворенности ею, удовлетворенность возможностью самосовершенствования и взаимоотношениями в процессе учебной деятельности. Совокупность критериев и показателей обеспечивает всестороннюю оценку реальных результатов оптимальности развития, выявление уровней развития военно-профессиональной направленности.

Высокий уровень обеспечивает оптимальное развитие военно-профессиональной направленности, максимальную включенность курсанта в учебный процесс, наличие устойчивой познавательной мотивации: военно-профессиональная направленность личности детерминирует стиль военно-профессиональной деятельностиуровень развития выше среднего обеспечивает ее импульсивное развитие, характеризуется фрагментарностью познавательной мотивации, ситуативным интересом, выраженной необходимостью признания преподавателями собственной результативностисредний уровень выражает готовность к развитию военно-профессиональной направленности: личностные образования довольно устойчивы, но познавательный мотив носит аморфный характернизкий уровень означает военно-профессиональную дезориентацию: отсутствие познавательной мотивации военно-профессиональной деятельности, рассогласованность структуры личностных характеристик военно-профессиональной направленности.

4. Совокупность социально-психологических особенностей развития военно-профессиональной направленности личности курсантов включает в себя: возрастные особенности — год обучения в вузеличностные особенности — степень сформированности структурно-содержательных компонентов военно-профессиональной направленности личности — мотивационных, ценностных и потребностныхиндивидуальные — специфика взаимосвязей структурно-содержательных компонентов военно-профессиональной направленности личности, учет которых способствует построению комплексной стратегии для оптимизации развития военно-профессиональной направленности личности курсантов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования, теоретические и экспериментальные данные нашли свое отражение в научных докладах, научных статьях и тезисах, излагались автором на международных и всероссийских, межвузовских ежегодных научно-практических конференциях: Проблемы творческого развития личности в системе военного образования (Военная академия РВСН имени Петра Великого г. Москва 2002, 2003, 2004 гг.) — Проблемы творческого развития личности в XXI веке (Ульяновск 2004 г.) — Формирование социально-психологического портрета будущего специалиста (Военный институт РВСН г. Серпухов 2004 г.). Полученные научные результаты обсуждались на заседаниях кафедр военной акмеологии, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого. Теоретические и экспериментальные данные были использованы в авторском учебном пособии «Социально-психологические условия развития военно-профессиональной направленности курсантов вузов». На их основе разработаны и используются в учебном процессе с курсантами Серпуховского военного института учебная программа и методические материалы по курсу «Социально-психологические проблемы личностно-профессионального развития в военном вузе». В учебном процессе военных вузов используются публикации по теме диссертации, объем которых составляет 13,85 печатных листов.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, включающего 206 наименований, 12 приложений. В диссертации представлены 13 рисунков и 9 таблиц.

Результаты исследования социально-психологических особенностей развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, подтвердило выдвинутые гипотезы. В то же время, исследование поставило некоторые вопросы, представляющие для нас интерес и определяющие направления для дальнейшей работы: выявление тендерной специфики в развитии военно-профессиональной направленности личности курсантовпроведение сравнительных исследований развития военно-профессиональной направленности личности у курсантов естественнонаучных специальностей и гуманитарных специализаций;

— исследование взаимосвязи уровня развития военно-профессиональной направленности в процессе вузовской военно-профессиональной подготовки и послевузовской военно-профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках данного диссертационного исследования поставлены и решены задачи, заключающиеся в анализе теоретического и практического состояния проблемы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов с учетом возрастных особенностей в социально-психологическоой, педагогической литературев определении и систематизации сущностно-содержательной характеристики, структуры, компонентов военно-профессиональной направленности личности курсантов вузовв разработке социально-психологической модели развития военно-профессиональной направленности личности курсантовв определении критериев, показателей и уровней развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузовв разработке комплексной программы социально-психологического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов.

Анализ научной социально-психологической, педагогической литературы, посвященной проблемам учебно-военно-профессионального развития, военно-профессионального самоопределения и развития военно-профессиональной направленности позволил сделать ряд теоретических выводов.

В настоящее время существует множество различных теоретических и методологических подходов к пониманию феномена военно-профессиональной направленности, но исследование затрудняет многоаспектность и неоднозначность терминологических трактовок этой категории;

Военно-профессиональную направленность мы трактуем как основную детерминанту общей направленности личности, ее сложное свойство, имеющее систему побуждений, определяющее активность субъекта и избирательность его отношений, представляющее собой совокупность ценностей, потребностей, мотивов, побуждающих человека заниматься той или иной военно-профессиональной деятельностью;

Структуру военно-профессиональной направленности мы предлагаем рассматривать как три взаимосвязанных модуля: структурно-содержательный, регуляционно-функциональный и операционно-результативный.

Структура военно-профессиональной направленности не является статичной, она динамична, и взаимосвязи между модулями не являются однонаправленными: как совокупность ценностных, потребностных и мотивационных компонентов стуктурно-содержательного блока оказывает влияние на социально-психологические особенности и уровни развития военно-профессиональной направленности, так и регуляционные механизмы через регуляционно-функциональный блок влияют на перестройку личностных образований субъекта, способствуя повышению уровня развития военно-профессиональной направленности.

Развитие военно-профессиональной направленности личности понимается нами как активное качественное преобразование личностных структур (мотивационных, ценностных и потребностных), приводящее к повышению уровня военно-профессиональной направленности.

Нами отмечено, что для формирования основных подструктур учебно-военно-профессионального развития, и, в частности, для развития военно-профессиональной направленности личности, наиболее благоприятным является период ранней зрелости.

В качестве критериальных параметров развития могут быть выделены: развитость системы военно-профессиональных мотивов и ценностно-потребностных личностных структур курсантов, проявляющихся в процессе учебно-военно-профессиональной деятельности, в качестве показателей развития военно-профессиональной направленности — военно-профессиональные мотивы собственного труда, социальной значимости труда, самоутверждения в учебно-военно-профессиональной деятельностиактуализированные в учебно-военно-профессиональной деятельности потребности в форме познавательных мотивов, внутренних убеждений, самоуважения, результативность учебной деятельности, инициативностьучебно-военно-профессиональные ценности психической стабильности и отсутствие неудовлетворенности учебной деятельностью, высокой мотивацией учебной деятельности и высокой степенью удовлетворенности ею, удовлетворенность возможностью самосовершенствования и самореализации, удовлетворенность взаимоотношениями в процессе учебной деятельности. Совокупность критериев и показателей развития военно-профессиональной направленности, обеспечивает всестороннюю оценку реальных результатов оптимальности процесса развития, выявление уровней развития военно-профессиональной направленности.

Разработанная на основании теоретического и эмпирического анализа социально-психологическая модель развития военно-профессиональной направленности личности курсанта вуза, имеет в своем основании три взаимосвязанных блока: структурно-содержательные компоненты военно-профессиональной направленности, организационные социально-психологические компоненты, регуляционно-функциональные компоненты военно-профессиональной направленности, включающие алгоритм деятельности по развитию военно-профессиональной направленности личности курсантов, и адекватно отражающие основные закономерности ее осуществления в условиях получения высшего военно-профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. «Анатомия» психологического понятия /В. В. Абрамов. -Ульяновск, 2006. — 36 с.
  2. В. В. Психология личности. Теории личности в психоанализе. Теория поля: учеб. пособ.: в 2-х ч. Ч. 1. /В. В. Абрамов. Ульяновск: УлГУ, 2005.- 169 с.
  3. Г. С. Введение в практическую психологию /Г. С. Абрамова. М., 2004. — 237 с.
  4. Г. С. Практикум по психологическому консультированию /Г. С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 119 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности /К.
  6. A. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1999. — 224 с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни /К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  8. В. С. Тесты в социологическом исследовании /В. С. Аванесов. М.: Наука, 2002. — 34с.
  9. Акмеология методология, методы и технологии: Матер, науч. сессии, поев. 75-летию чл.-кор. РАО, презид. МААН Н. В. Кузьминой. — М.: РАГС, 1998.-296 с.
  10. Акмеология вчера сегодня завтра /К. А. Абульханова-Славская и др. //Прикладная психология и психоанализ. 1997. — № 1.
  11. Ю.Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологическойгеронтологии /М. Д. Александрова. С Лб., 2004. — 243 с. 1 ЬАлишев Н. В. Общие основы построения исследования /Н. В. Алишев,
  12. B. Д. Широков //Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии /Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. — 167 с.
  13. . Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. / под ред. А. А. Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  14. З.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2004. 272 с.
  15. . Г. Психология чувственного познания. М., 1960. — 480 с.
  16. . Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. -280 с.
  17. А. Психологическое тестирование: в 2-х т. Т. 1, М., 2005. -320 с.
  18. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: основы педагогики творчества. Казань, 2006. — 236 с.
  19. С. А. Методы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000.- 156с.
  20. JI. И. Психология формирования и развития личности. //Человек в системе наук. М.: ИП РАН, 1998. — 145с.
  21. В. Г. О диалектике детерминации психического развития //Принцип развития в психологии /Под ред. JI. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978.-С. 21−37.
  22. А. Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990.- 367 с.
  23. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 236с.
  24. Э. Формирование педагогической направленности старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1999. -25с.
  25. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: учеб. пособ. М., 2003. — 64 с.
  26. Большой толковый психологический словарь: в 2-х т. Т.2 / под ред. Дмитриева С. Н., Никифорова И. И. М., 2004. — 560с.
  27. Е. Н. Введение в акмеологию /Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. Калуга: КГПУ, 2000. — 97 с.
  28. А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 315 с.
  29. А. А. Изучение взрослого человека важная задача акмеологической науки. — М., 1996.
  30. А. А. О предмете акмеологии. //Психологический журнал. -1993.-Т. 14,№ 5.
  31. А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития //Мир психологии.-1995, — № 3.
  32. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-435 с.
  33. Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. — С. 7−44.
  34. В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. .- СПб.: Соц.-психолог. центр, 2006. 380 с.
  35. А. В. Проблема психологии субъекта. М.: МГУ, 1994. -164с.
  36. С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Ин-т психолог. РАН, 1998. — 27 с.
  37. А. М. Ценностные ориентации в военно-профессиональном становлении будущего учителя. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 2005. — 136 с.
  38. Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989. -163 с.
  39. Л. Ф. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2005. — 528 с.
  40. Г. В. Современная американская психология развития /Г. В. Бурменская, Л. Ф. Обухова, А. И. Подольский. М.: МГУ, 1996. -203с.
  41. Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Питер, 2006. -256 с.
  42. И. А. Мотивация и контроль за действием. /И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. М.: Моск. гос. ун-т., 1991. — 144 с.
  43. Н. В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности военно-профессиональной деятельности. М.: МААН, 1996.- 136с.
  44. И. Основы технологии группового тренинга: психотехники: учеб. пособ. М., 2005. — 176с.
  45. Введение в психодиагностику: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. /М. К. Акимова и др.- под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Академия, 1998. — 192 с.
  46. Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
  47. . М. Современная когнитивная психология. М., 2002. -336 с.
  48. Л. А. Педагогика способностей. М., 1973. — 117 с.
  49. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1986.-206 с.
  50. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-286 с.
  51. П. А. Система образования в европейских странах СЭВ: эконом, и социал. Проблемы. М., 1989. — 189с.
  52. В. В. Ориентации на профессии //Социальные проблемы труда и производства. М., 1970. — 245с.
  53. Военная психология /Под ред. В. В. Шеляга. М.: Оборониздат, 1972. -400 с.
  54. Вопросы психологии способностей /Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973.-205 с.
  55. Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.- 156с.
  56. Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999. — 144 с.
  57. Л. С. Динамика умственного развития школьников в связи с обучением //Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 336−353.
  58. Л. С. Педагогическая психология /под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  59. Высшая школа в зеркале общественного мнения: обзор социолог, исслед. 1887−1988 /Под ред. А. А. Овсянникова. М., 1989. — 189с.
  60. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества /Отв. ред. М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов. М, 1978. — 154с.
  61. Н. М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания /Н. М. Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. -Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 144 с.
  62. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 2006. — 496 с.
  63. . Что такое психология: в 2 т. Т. 2. М.: Мир, 1992. — 376 с.
  64. Е. И. Жизненная перспектива и военно-профессиональное самоопределение молодежи. АН УССР- ин-т философии. Киев, 1986.- 142 с.
  65. А. Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум /А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михайлевская. М.: Смысл, 2007. — 287 с.
  66. А. С. Развитие аутопсихологических способностей личности: методы и технологии: учеб. пособ. /А. С. Гусева, В. В. Лешин. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 118 с.
  67. К. М. Военно-профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
  68. В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: пособ. для самообр. Харьков, 2004. — 128 с.
  69. А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма /А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАУ, 1993. — 23 с.
  70. А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. — 392 с.
  71. А. А. Теоретические проблемы акмеологии //Психология личности: новые исследования /Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1998.
  72. И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности /И. А. Джидарьян //Теоретические проблемы в психологии личности.-М.: Наука, 1974.-С. 145−149.
  73. М. Ю. Взаимосвязь характерологических особенностей личност и военно-профессиональной направленности курсантов педагогических вузов: автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1999. -26с.
  74. Другое поле. Социологические практики /Под ред. Е. JT. Омельченко, С. А. Перфильева. Ульяновск: СВНЦ, 2005. — 364 с.
  75. И. В. Психология образования. М.: Знание, 1999. — 264 с.
  76. О. П. Практикум по психологии личности /О. П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2006. 554 с.
  77. О. Прикладная статистика для психологов //Школьный психолог.- 1998.-№ 11−12,13−14,15−16,17−18, 32.
  78. В. Г. Акмеологические проблемы профессионализма /В. Г.
  79. Е. П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. 1995.-№ 2.-С. 27−41.
  80. И. В. К проблеме побуждения деятельности //Вопросы психологии. 1986.-№ 5.-С. 124−131.
  81. Информационные материалы. Трудоустройство выпускников /Сост. .В. А. Юрина. Ульяновск: УлГУ, 2003. — 40 с.
  82. История зарубежной психологии. 30-е 60-е годы XX века: тексты. /Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: МГУ, 1986. — 344 с.
  83. Д. П. Актуальные проблемы социологии труда /Д. П. Кайданов, Е. И. Суименко. М., 1974. — 238 с.
  84. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и военно-профессионального развития личности специалиста в ВУЗе //Формирование личности специалиста в ВУЗе: сб. науч. тр. Грозный, 1980.-С. 5−13.
  85. А. В. Психология принятия управленческих решений /А. В. Карпов.-М., 2006.-440 с.
  86. Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968. — 150 с.
  87. Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 300 с.
  88. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  89. Н. В. Программы социально-психологического тренинга. -Ярославль, 1992. 68 с.
  90. А. Г. Психология личности. М., 1970. — 391 с.
  91. А. Г. Психологические особенности человека: в 2 т. Т. 1 /А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л., 1960. — 264 с.
  92. В. И. Мотивы поведения и деятельности /Отв. ред. А. А. Бодалев- АН СССР- ин-т психологии. М., 1988.- 191 с.
  93. А. Н. Популярная социология /А. Н Комозин, А. И. Кравченко. М.: Профиздат, 1991. — 207 с.
  94. Кон И. С. Психология юношеского возраста: пробл. формирования личности: учеб. пособ. -М., 1976. 175 с.
  95. Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ, 1998.-256 с.
  96. Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления летного состава. Монография. Монино: ВВА, 2000. -12,5 п.л.
  97. Л.М. Теория и практика психологического обеспечения военно-авиационной деятельности. Монография. Москва: ВУ, 2002. -13,8 п.л.
  98. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. — 512 с.
  99. ЮО.Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -119с.
  100. . В. Основы военно-профессиональной психодиагностики. -М., 2006.-215 с.
  101. Ю2.Купер Д. Психология в отборе персонала /Д. Купер, А. Робертсон. -СПб, 2003.-240 с. 103 .Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1.-М., 1983.-392 с.
  102. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  103. А. Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 95−108.
  104. Юб.Лисовский В. Т. Советское студенчество: социологические очерки.
  105. М.: Высшая школа, 1990. 304 с. 107. Личность и ее ценностные ориентации. — М., 1969. — 284с. Ю8. Логвиненко А. Д. Измерение в психологии: математические основы. -М, 2003.-480 с.
  106. . Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии. М.: Наука, 1999. — 350 с. ПО. Маслоу А. Мотивация и личность /пер. с англ. А. М. Татлыбаевой
  107. СПб., 1999.-478 с. Ш. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996 -312 с.
  108. Ш. Мельников В. М. Введение в экспериментальную психологию личности: учеб. пособ. /В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. М., 2005. -319с.
  109. ПЗ.Методика преподавания психологии: учеб.-метод.пособие /УлГУ- УФУС- ред.: Н. И. Калаков, А. Н. Барабошин. В пер. — Ульяновск, б. г. -49 с.
  110. Методы акмеологических исследований: учеб. пособ. М.: РАГС, 2000.- 101 с.
  111. Молодежь: ориентации и жизненные пути /Под ред. М. X. Титма. -Рига, 1988.-254с.
  112. Пб.Моргун В. Ф. Психодиагностика личности: движение к целостности //Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 2. — С. 166−168.
  113. В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз //Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118 127.
  114. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты /Отв. ред. В. Н. Шубкин. М., 1994. — 235с.
  115. В. Д. Использование совокупного времени общества (проблемы баланса времени населения). М., 1978. — 96с.
  116. Д. Ученые в организациях /Д. Пельц, Ф. Эндрюс. М., 2003. -87 с.
  117. А. В. К психологии активности личности //Вопросы психологии. 1975. — № 3.
  118. А. В. Основы теоретической психологии /А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Инфра-М, 1998. — 528 с.
  119. К. К. Проблемы психологии способностей. М., Наука, 1972.-312 с.
  120. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.
  121. Положение молодежи в РФ и государственная молодежная политика: Государственный доклад /Гос. ком. РФ по делам молодежи /Отв. ред.
  122. В. А. Луков, Б. А. Бучкин М., 2006.
  123. Ю. П. Игровые модели: мат. методы, психологический анализ. М., 1991. — 154 с.
  124. Принцип развития в психологии /Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978.- 368 с.
  125. Ш. Практикум по общей и экспериментальной психологии /Под ред. A.A. Крылова. -Л.: ЛГУ, 1987.- 230с.
  126. Проблемы общего и военно-профессионального развития личности в современных условиях: Сборник трудов участников всероссийской научно-практической конференции. М., 2006, — 269 с.
  127. Проблемы способностей материалы конф. 1960 г. /Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 308 с.
  128. Проблемы способностей в советской психологии: сб. науч. тр. /Под ред. А. А. Бодалёва, А. М. Матюшкина. М.: НИИОП, 1984. — 144 с.
  129. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, КазГУ, 2006. — 186с.
  130. Психологическое обеспечение военно-профессиональной деятельности //Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., СПбГУ, 2004. — 152 с.
  131. Психология: хрестоматия. СПб., СПбГУ, 2000. — 480 с.
  132. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной военно-профессиональной деятельности. /Ред. проф. А. А. Деркач- Издат. дом «Инст. психоотерапии», М., 2006.
  133. К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога//Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 126−135.
  134. В. А. Контингента подготовки, использование и потребность в кадрах по видам образования. Таллин, 1983. — 136с.
  135. А. А. Социальная педагогическая психология /А. А Реан, Я. Л. Коломенский. СПб., 2004. — 416 с.
  136. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. -М., 1996. 529 с.
  137. А. Т. Формирование военно-профессиональной пригодности. М., 2006. — 176 с.
  138. Л. Я. Советское студенчество. М., 1981. — 178с.
  139. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005.
  140. П. А. Мотивы поведения деятельности. М., 2005. — 136 с.
  141. Л. А. Талант: психология и становление //Социальная психология личности /Науч. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974. — 246 с.
  142. Т. И. Исследование процесса формирования основ педагогического профессионализма курсантов университета //Педагогика. 1997 — № 1.
  143. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие. Л., 1990.-256 с.
  144. Н. В. Психология военно-профессиональной деятельности. -СПб., 2003.-224с.
  145. Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993. — 144 с.
  146. Е. Е. Психология развития человека. М., 2004. — 460 с.
  147. Г. Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М., 1993. — 34 с.
  148. Сборник лучших психологических тестов для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию/ отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992. -319с.
  149. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Соц.-психолог. центр, 2006. 350 с.
  150. Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2005. — 234 с.
  151. Е. В. Опыты реориентационного тренинга. Ин-т тренинга. -СПб., 1995.-249 с.
  152. В. А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя: сб. науч. тр. Л., 1976. — Вып. 1.
  153. С. Ю. Я и Другой: тренинги /С. Ю. Смагина- под ред. И. А. Розовой СПб., 1999. — 167 с.
  154. М. Тренинг уверенности в себе: пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект», — 244 с.
  155. Современные проблемы психологии: сб. научных трудов. Тверь: Твер. Гос. ун-т, 2006. — вып. 3. — 172 с.
  156. Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с.
  157. Е.В. Психофизиология военно-профессиональной деятельности: словарь. С.-Пб., 2006. — 320с.
  158. Тенденции развития психологической науки /Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1989. — 270 с.
  159. . М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1997.
  160. М. X. Молодое поколение /М. X. Титма, Э. Я. Саар. М., 1986. -240с.
  161. Е. В. Вопросы рационального использования труда молодежи. -М&bdquo- 2006.-125с.
  162. Тренинг военно-профессиональной идентичности /Сост. Л. Б. Шнейдер. -М.: Моск. психолог.-соц. ин-т, 2004.-208 с.
  163. ПО.Турецкий О. А. О комплексном подходе в подготовке молодежи к труду и ее использование в общественном хозяйстве /О. А. Турецкий, Е. С. Шевченко. М., 2005. — 182 с.
  164. Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. — 451 с.
  165. Физиологические и психологические основы труда /Под ред. В. И. Дорогайченко. М., 1974.-231 с. 173 .Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989. — 815 с.
  166. В. Человек в поисках смысла. М., 2006. — 366 с.
  167. В. Психолого-педагогические тренинги /В. Харькин, А. М. Гройсман. М.: Магистр, 2004. — 123 с.
  168. X. Мотивация и деятельность.: пер. с нем. М., 1986. — Т. 1 -392 с.
  169. Н. В. Психотренинг: игры и упражнения /Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М., 1988. — 272 с.
  170. Г. А. Молодежь вступает в жизнь /Г. А. Чередниченко, Б. Д. Шубкин.-М., 1985.
  171. Человек и мир профессии /Под ред. М. Л. Сулейманова -Екатеринбург, 2006.
  172. Человек как объект социологического исследования /Под ред. JI. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. С.-Пб., 2006. — 197 с.
  173. Ш. Черноволенко В. Ф. Престиж профессии и проблемы социально-военно-профессиональной ориентации молодежи /В. Ф. Черноволенко, В. П. Оссовский, В. И. Паниотто. Киев, 1979.
  174. С. Е. Деловые игры: методика и практика проведения деловых игр: общеменеджерский курс. М., 1991.-87 с.
  175. Ч. Т. Военно-военно-профессиональная направленность личности и ее формирование у курсантов военных училищ: автореф. дис. канд. пед. наук /Ч. Т. Чунг. М., 1989 — 25 с.
  176. П. А. Психология военно-профессионального самоопределения в ранней юности /П. А. Шавир. М., 1981. — 95 с.
  177. В. Д. Проблемы системогинеза военно-профессиональной деятельности /В. Д. Шадриков. М., 1982. — 185 с.
  178. В. Д. Психология деятельности и способности человека /В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  179. Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие и /Н. И. Шевандрин.-М., 2001.-512 с.
  180. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии /В. Н. Шубкин и др. //Количественные методы в социологических исследованиях. -Новосибирск, 2004. 168с.
  181. Д. Б. Введение в психологию развития /Д. Б. Эльконин. -М., 1994. 168 с.
  182. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте /Д. Б. Эльконин //Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. для студ. /Сост. Л. М. Семешок- под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. — С. 169−175.
  183. А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе /А. В. Юпитов //Вопросы психологии. 1995. -№ 4.-С. 50−56.
  184. А. В. Исследование ситуации военно-профессионального самоопределения курсантов /А. В. Юпитов, А. А. Зотов //Социологические исследования. 2005. — № 3.
  185. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека /П. М. Якобсон. М., 1969. — 317 с.
  186. Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности /Е. Л. Яковлева. М., 2006. — 224 с.
  187. В. А. Психология учебной деятельности курсантов / Якунин В. А.-М, 2004.- 135с.
  188. Furlong A. Young people and social change /А. Furlong, F. Cartmel //Open University Press. -Buchingham- Philadelphia, 1997. 254p.
  189. Gordon M. S. Higher education and the labour market /М. S Gordon. -USA, 2004. 232 p.
  190. Knauer R. Formung der professionellen Kultur des zukunftigen Fachmanns /R. Knauer //www.erzieherin.de
  191. Kerber W. Lernfelder ein neuer curricularer Ansatz beruflicher Ausbildung /W. Kerber. //www.erzieherin.de
  192. Atkinson J.W. The achievement motive and regal of interrupted and completed tasks // J. Exp. Psychology. 2003. — № 4.
  193. Barrick M. H. The Big Fife personality dimensions and job performance: A menf- analysis / Barrick M. H., Mount М.К./ personnel Psychology, 44. 1−26.-USA, 2−4.
  194. Bartram D. Psychological Testing: The BPS «Level A» Open Learning Programme / Bartram D., Lindley P.A., Foster J., Marshall L. USA, 1994.
  195. Lewis C. Employee Selection /С. Lewis London: Hutchinson. — 1985.
  196. Robertson I. T. Management selection in Britain: A survey and critique / I. T. Robertson. 49−57. — 2006.
  197. Smith J. M. The Theory and Practice of Systematic Personnel Selection / J. M. Smith.-USA, 2003.
Заполнить форму текущей работой