Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠžΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ концСпция ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π–. ПиаТС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ появлСния ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° — использованиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… дСйствий Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ срСдства для достиТСния Ρ†Π΅Π»ΠΈ. Π’Π°ΠΊ, ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собствСнным дСйствиСм ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ — подтянув ΠΏΠ΅Π»Π΅Π½ΠΊΡƒ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΡƒΡŽ Π½Π° Π½Π΅ΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΡƒ. Π£ Π½ΠΈΡ… Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ появляСтся прСдставлСниС ΠΎ Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚оянном сущСствовании Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². «ΠŸΠΎΡΡ‚оянство» ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° состоит… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ концСпция ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π–. ПиаТС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Грандиозная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°, поставлСнная ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅ΠΌΠ°Ρ ПиаТС начиная с 1930;Ρ… Π³Π³., — комплСксный мСТдисциплинарный Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΊΠ°ΠΊ слоТной систСмы ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… сторон: биологичСской, гносСологичСской, психологичСской, логичСской ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ. ГСнСтичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ психологии, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ психологичСскиС исслСдования ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ПиаТС, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Ρ‹ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ вопросы Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ познания: ΠΊΠ°ΠΊ происходит ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΊ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ, ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ достовСрного ΠΊ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ достовСрному знанию; ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π»ΠΈ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ наши знания Ρ†Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΌ ΠΈΠ·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°; ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ основныС ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ познания (ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, пространство, врСмя, количСство ΠΈ Π΄Ρ€.)[1].

ПиаТС рассматриваСт ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄Π½Ρƒ ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ приспособлСния ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ обитания[2]. Π›ΡŽΠ±ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдой, Ρ‚. Π΅. ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ (Π² Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡΠΈΠΈ со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ). ВоздСйствия срСды выводят ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈΠ· Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡΠΈΡ. Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ вновь Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ равновСсия (Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ), ΡΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π±Π°Π»Π°Π½ΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠΉ активности. НапримСр, ΠΏΠΎΡ€Π΅Π· ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π° (Ρ‚.Π΅. ΠΏΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π²Π½Π΅, со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ срСды) Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ процСссы саморСгуляции, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π² ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ Π²ΠΎΡΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΊΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΡ€ΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠΎΡ€Π΅Π·Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅. ВСндСнция ΠΊ ΡƒΡ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡˆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ признаСтся ПиаТС Π²Π΅Ρ€Ρ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ развития, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ.

Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅

Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° равновСсия позволяСт ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ (ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°) ΠΊΠ°ΠΊ саморазвитиС, ΠΊΠ°ΠΊ процСсс самодвиТСния.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ складываСтся ΠΈΠ· Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… процСссов — ассимиляции ΠΈ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Ассимиляция ΠΈ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΡ — ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅, Π½ΠΎ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ связанныС ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ.

Ассимиляция сравнима с ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΈΡ‰ΠΈ: Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации происходит с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ схСм дСйствия ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… схСм. ΠŸΡ€ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ происходит ассимиляция ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ «ΡΡ…Π΅ΠΌΡƒ хватания», Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ самыС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹. Ассимиляция обСспСчиваСт ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… структур. НСкоторой трансформации подвСргаСтся сама проблСмная ситуация ΠΈΠ»ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚.

Аккомодация — это ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ схСм ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ситуации, ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅; ΠΎΠ½Π° обСспСчиваСт Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π±Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… схСм. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ научаСтся ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ, ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Ρ‹, Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΡΠ³ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π»ΠΈ Π΅ΠΌΡƒ листок Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ мячик (схСма хватания ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π»Π°ΡΡŒ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ).

Π£Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡˆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ ассимиляции ΠΈ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ обСспСчиваСт Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ, Π½ΠΎ ΡΡ‚ΠΎ состояниС всСгда лишь ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ вновь смСняСтся Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ равновСсия.

Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ этих Π΄Π²ΡƒΡ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ. ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ассимиляции Π½Π°Π΄ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡΠΈΠΌΠ²ΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ ΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСса Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° кусок старого Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²Π° «ΠΏΠΎΠ½Π°Ρ€ΠΎΡˆΠΊΡƒ» ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΡƒΠΊΠ»ΠΎΠΉ, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Π°Π±Π»Π΅ΠΌ, ΠΈΠ»ΠΈ самолСтом. ΠŸΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Π°Ρ аккомодация проявляСтся Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ дСйствии, Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ уподоблСния собствСнного повСдСния свойствам внСшнСго воздСйствия (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρˆ ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ двиТСниями Ρ€Ρ‚Π°, воссоздаСт ΠΏΠΎΠ·ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· «ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚Π²ΠΎΠΉ ΡƒΡ‚ΠΊΠΈ»).

Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° строится Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ дСйствия, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° дСйствий с Π²Π΅Ρ‰Π°ΠΌΠΈ. Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с Π½ΠΈΠΌΠΈ: ΡΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΡ‰ΡƒΠΏΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ, ΡƒΠ΄Π°Π»ΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’Π΅ΡΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ откладываСтся Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ схСм дСйствия.

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° дСйствия — ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… понятий Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ПиаТС. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ схСмы дСйствия Π² ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΌ смыслС слова — это Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сохраняСтся Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°Ρ…. Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° дСйствия Π² ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ смыслС слова — это структура Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС умствСнного развития. На Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ развития ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ схСмы дСйствий ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ (ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ структуры), поэтому концСпция ПиаТС называСтся ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ. ΠžΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ — это ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ (Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ дСйствия, ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡ‹.

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ, зависят ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… стадиях развития. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡ‹ ассимиляции ΠΈ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ умствСнного развития Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅, Π° ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (структур) опрСдСляСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ стадий ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психики, ΠΏΠΎ ΠŸΠΈΠ°ΠΆΠ΅, — это смСна Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… структур. КаТдая стадия надстраиваСтся Π½Π°Π΄ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, каТдая ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠ° для формирования ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ, поэтому порядок ΠΈΡ… ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ фиксирован ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½, Π° ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡ…оТдСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ (Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±Π΅Π΄Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… возмоТностСй приобрСтСния ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, ΠΎΡ‚ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды).

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ развития. ПиаТС выдСляСт Ρ‚Ρ€ΠΈ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° развития.

  • 1. БСнсомоторный ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ (ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‚ΠΎΡ€Π° Π»Π΅Ρ‚).
  • 2. ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ (Ρ€Π΅ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ) ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ (ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‚ΠΎΡ€Π°-Π΄Π²ΡƒΡ… Π΄ΠΎ 11 Π»Π΅Ρ‚).
  • 3. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ (с 11 — 12 Π΄ΠΎ 14−15 Π»Π΅Ρ‚).

ΠšΠ°ΠΆΠ΄ΡƒΡŽ ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΡŽ ПиаТС Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ двояко: ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ (ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, услоТнСния структур ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ уровня) ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ (с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния нСдостатков ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ сняты Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ стадии).

1. БСнсомоторный ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄. ИсслСдованиС развития ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ПиаТС Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ с Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° практичСской, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π΄Π²Π° Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ истоки Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ абстрактного знания слСдуСт ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ, Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΈΠ·Π²Π½Π΅ Π² Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ «ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ» Π΅Π³ΠΎ.

Наблюдая Π·Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ собствСнных Ρ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΉ Π–Π°ΠΊΠ»ΠΈΠ½ ΠΈ Π›ΡŽΡΡŒΠ΅Π½Ρ‹ ΠΈ ΡΡ‹Π½Π° Π›ΠΎΡ€Π°Π½Π°), ПиаТС Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΡŒ стадий сСнсомоторного развития. Π­Ρ‚ΠΎ стадии ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ΅Π½ΡΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… процСссов (Π²Ρ€ΠΎΠ΄Π΅ ΡΠΎΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ рСфлСкса) ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ, Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎ.

Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‚ΠΎΡ€Π°-Π΄Π²ΡƒΡ… Π»Π΅Ρ‚ характСризуСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ чувств ΠΈ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… структур: ΠΎΠ½ ΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ‚, ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚, Ρ‚Ρ€ΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚, Π½ΡŽΡ…Π°Π΅Ρ‚, ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΏΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚, ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ это ΠΈΠ· Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΡΡ‚Π²Π° ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ.

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π° ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° сСнсомоторного ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°:

  • — Π΄ΠΎ 7−9 мСсяцСв, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ цСптрация ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π° Π½Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Π΅Π»Π΅;
  • — Ρ 9 мСсяцСв, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° происходит ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ схСм практичСского ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствСнной сфСрС.

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ появлСния ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° — использованиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… дСйствий Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ срСдства для достиТСния Ρ†Π΅Π»ΠΈ. Π’Π°ΠΊ, ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собствСнным дСйствиСм ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ — подтянув ΠΏΠ΅Π»Π΅Π½ΠΊΡƒ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΡƒΡŽ Π½Π° Π½Π΅ΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΡƒ. Π£ Π½ΠΈΡ… Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ появляСтся прСдставлСниС ΠΎ Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚оянном сущСствовании Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². «ΠŸΠΎΡΡ‚оянство» ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ Π²Π΅Ρ‰ΡŒ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ пСрцСптивная ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°, ΠΎΠ½Π° ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ своС нСзависимоС ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ия сущСствованиС. Π Π°Π½Π΅Π΅ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π½ΡƒΠ²ΡˆΠΈΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ «ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‰Π°Π» своС сущСствованиС», Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Π΅Ρ† проявляСт Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, спрятанного Π½Π° Π΅Π³ΠΎ Π³Π»Π°Π·Π°Ρ….

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ — ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ эгоцСнтризма, Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π±Π΅ΡΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ сСбя (ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°) ΠΎΡ‚ ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ². ПиаТС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ процСссов созрСвания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ создаСт возмоТности ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития. Но Π΄Π»Ρ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ прогрСсса ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Ρƒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ, ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΏΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… структур.

2. ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… (элСмСнтарных) ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ. УмствСнныС способности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ уровня. Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ дСйствий, развития символичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, формирования сСмиотичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ язык ΠΈ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·. Π‘ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ мыслСнныС наглядныС прСдставлСния ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²; Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, Π° Π½Π΅ ΠΏΡ€ΡΠΌΡ‹ΠΌΠΈ дСйствиями.

ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ складываСтся ΠΈΠ· ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ²:

  • — Π΄ΠΎΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ (ΠΎΡ‚ Π΄Π²ΡƒΡ… Π΄ΠΎ ΠΏΡΡ‚ΠΈ Π»Π΅Ρ‚);
  • — ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ — становлСниС ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ (ΠΏΡΡ‚ΡŒ — сСмь Π»Π΅Ρ‚);
  • — Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ — Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ (8−11 Π»Π΅Ρ‚).

Π’Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ, Π½Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. БобствСнно, особСнности этого Ρ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½Ρ‹ ПиаТС ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π° Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ этапС творчСства ΠΊΠ°ΠΊ характСристики эгоцСнтричСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ[3].

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ логичСскиС систСмы, ПиаТС ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» дСтям (Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅) задания Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ " Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ПиаТС" . Π­Ρ‚ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹ часто Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ " тСстами Π½Π° ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ равСнства" (вСса, Π΄Π»ΠΈΠ½Ρ‹, объСма, числа ΠΈ Ρ‚. Π΄.). ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ всС задания Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° построСны Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ…, Ρ‚ΠΎ Π΄Π»Ρ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π° рассмотрим тСст Π½Π° ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ объСма[4].

  • [1] Π‘ΠΌ.: ПиаТС Π–. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° // ПиаТС Π–. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹. М., 1994.
  • [2] Π‘ΠΌ.: Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½ П. Π―., Эльконин Π”. Π‘. К Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π–. ПиаТС ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ // Π–Π°Π½ ПиаТС: тСория, экспСримСнты, дискуссии. Π‘. 296−324.
  • [3] Π‘ΠΌ.: ПиаТС Π–. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π‘. 133−164.
  • [4] Π‘ΠΌ.: Π–Π°Π½ ПиаТС: тСория, экспСримСнты, дискуссии. Π‘. 573−594.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ