Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Потребление среднего класса: постиндустриальные тенденции и российские особенности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выработан новый подход к определению среднего класса. В качестве альтернативы социологическому подходу предложена политэкономическая трактовка понятия средний класс на основе качественного критерия его выделения: вместо традиционно используемых критериев «форма собственности», «уровень дохода», «самоидентификация», обоснован критерий «характер труда» данной социальной группы. Предложена… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 1. 1. Холизм и индивидуализм в экономической теории потребления
    • 1. 2. Соотношение понятий «стандарт потребления», «потребительский комплекс» и «стиль потребления»
    • 1. 3. Роль стандарта потребления среднего класса в общественном развитии потребления
  • Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО КЛАССА -ОРИЕНТИР ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
    • 2. 1. Основной критерий определения и структура среднего класса в современной экономике
    • 2. 2. Потребление как один из экономических критериев среднего класса
    • 2. 3. Развитие современного потребления и место в нем среднего класса: индустриальный стандарт и постиндустриальные тенденции. ''
  • Глава 3. ПОТРЕБЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 3. 1. Средний класс в отечественной экономике
    • 3. 2. Особенности потребления российского среднего класса
    • 3. 3. О необходимости государственной политики развития среднего класса как составной части социальной политики в России

Потребление среднего класса: постиндустриальные тенденции и российские особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Социально-экономические изменения последнего времени, испытываемые Россией, находят свое специфическое выражение в процессе потребления. Однако в нашей стране, как раньше, так и теперь не уделяется достаточного внимания вопросам изучения и использования на практике закономерностей процессов потребления, особенно в применении к конкретным социальным группам. В период социально-экономической трансформации России проблематика потребления по ряду причин вообще выпала из круга внимания отечественных политэкономов.

В рыночной экономике изучение факторов поведения потребителей напрямую связано с практикой, так как имеет большое значение для решения проблемы реализации товаров и повышения эффективности деятельности фирм. В западной экономической теории разработаны микроэкономические концепции поведения отдельного потребителя и фирмы в сфере потребления. Понятна практическая нацеленность этих исследований, однако нельзя ограничивать экономическую теорию потребления уровнем только микроэкономического анализа. Необходимо исследовать закономерности потребления, свойственные не только для отдельных экономических субъектов, но и для больших социальных групп — классов.

Особое место в современной социально-экономической структуре развитых стран занимает средний класс. Потребительские характеристики среднего класса должны привлечь внимание экономической теории, во-первых, по причине его стабилизирующей роли в функционировании гражданского общества и рыночной экономики. Во-вторых, потребление среднего класса играет роль ориентира развития потребления для других групп современного общества. В-третьих, в условиях постиндустриализации современного производства представители среднего класса реализуют важнейшие характеристики воспроизводства рабочей силы современного качества.

Этими причинами должно быть обусловлено также особое внимание государственной политики к потреблению среднего класса как специфическому структурному элементу современной экономики. Социальная политика государства должна быть ориентирована не на стандарт выживания, характерный для бедных слоев общества, а на развитый стандарт потребления, выраженный в потребительских характеристиках среднего класса.

Таким образом, для современной экономической теории актуальным является расширение арсенала методологических подходов: необходимо преодолеть ситуацию доминирования принципа методологического индивидуализма и перейти к рассмотрению потребления как определяемого параметрами конкретных социальных групп, то есть к применению принципа методологического холизма. В диссертации этот принцип реализуется применительно к потреблению среднего класса.

Согласно «Паспорту специальности 08.00.01 — экономическая теория» тема диссертации соответствует области исследований «Политическая экономия» по следующим направлениям: «экономические интересыфазы общественного воспроизводстватеория „постиндустриальной“ экономикироль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических системформирование экономической политики (стратегии) государства».

Степень изученности проблемы. Без преувеличения можно утверждать, что политэкономических исследований потребления среднего класса не существует. Вопросы экономических отношений потребления находились на периферии внимания отечественных политэкономов. Поэтому можно охарактеризовать лишь отдельные аспекты данной исследовательской проблемы, которые в той или иной степени отражались в науке.

В советской науке изучение экономических форм, структуры и объема потребительского спроса и потребления были представлены в работах таких авторов, как Э. М. Агабабьян, А. И. Бурачас, К. К. Вальтух, В. Н. Логунов, В. Ф. Май ер, И. И. Столяров, В. М. Швырков и др. Однако эти явления рассматривались преимущественно с позиций общественных интересов, в масштабах общества в целом, без выделения в качестве предмета исследования потребления отдельных социальных групп.

Упоминания об особенностях потребительского поведения отдельных социально-экономических слоев общества можно найти сегодня в работах И. В. Алешиной, И. Березина, В. И. Ильина, немногих других представителей конкретно-экономических наук.

В публикациях Э. К. Василевского, Л. Ф. Лебедевой, Л. С. Лучкиной описываются процессы развития потребления, но не с точки зрения его социально-экономических форм, а только в аспекте изменения товарной структуры потребления.

Экономические характеристики «средних слоев» отражали некоторые представители советской политэкономии (С.М.Меньшиков, А.М.Мельников) и авторы комплексных историко-экономико-социолого-политологических работ (Г.Г.Дилигенский, В. Б. Кувалдин, Н. С. Надель, П.А. Шляхтун).

Ряд ученых сомневается в существовании среднего класса в современной России. Это вызвано нерешенностью теоретической задачи выработки критериев выделения данного объекта в реальности.

Автор диссертации придерживается концепции, согласно которой признается существование «старого» и «нового» средних классов. В изучении последнего выделяется трактовка, связывающая новый средний класс с интеллигенцией, или, в другой формулировке, работниками интеллектуального труда. Эту идею выдвинули на рубеже XIX—XX вв. представители марксистской политэкономии: впервые её сформулировал в.

1895 г. К. Каутский, а рецепцию в российской науке осуществил В. И. Ленин. Во второй половине XX века идею «нового класса» вновь открыли и по-своему развивали теоретики «постиндустриального общества», как леворадикального (А.Гоулднер «Будущее интеллектуалов и возвышение нового класса», 1979), так и неоконсервативного направлений (Д.Белл «Грядущее постиндустриальное общество», 1973).

Сегодня отдельные стороны существования среднего класса, в том числе и экономические, освещают социологи Е. М. Авраамова, З. Т. Голенкова, Т. И. Заславская, Е. Д. Игитханян, Т. Космарская, Н. М. Римашевская, а также работающие на стыке экономической теории и экономической социологии В. Л. Иноземцев, В. В. Радаев, Г. Н. Соколова. Некоторые стороны его потребительского поведения, правда, очень скупо, отражаются в публикациях Л. Г. Бызова, М. Горшкова, Е. Стариковав начале 2000;х годов социологическое изучение этого явления проводится под эгидой журнала «Эксперт». Характеристики потребления среднего класса описывают преимущественно средствами эмпирической социологии.

Преобладание эмпирической методологии в исследовании какого-либо объекта вообще характерно для ранней стадии его изучения. Изучение современного среднего класса как раз и находится на такой стадии. Для перехода к следующей стадии необходимо преодоление как абстрактной точки зрения на потребителя, будь то «общество в целом» или «индивидуальный потребитель», так и эмпирических крайностей, что возможно только в результате теоретико-экономического анализа проблемы потребления среднего класса.

Методологической основой исследования являются положения марксистской теории общественного воспроизводства и концепции «постиндустриального общества». Для исследования тенденций развития потребления среднего класса и формирования среднего потребительского стандарта использовались методологические принципы историзма, холизма и материализма, диалектические принципы познания (в частности, единство исторического и логического, формы и содержания, принцип диалектического противоречия), социологический метод контент-анализа.

В качестве нормативной базы использованы правовые документы, отражающие разработку системы государственных социальных стандартов в РФ (законы, постановления, инструкции).

Фактологическую базу исследования составили данные отечественной и зарубежной статистики. Использовались материалы периодической печати, программы социально-экономического развития страны и региона (Кузбасса).

Объект исследования — личное потребление как элемент общественного воспроизводства.

Предмет исследования — потребление среднего класса в условиях формирования постиндустриального хозяйства.

Цель исследования — раскрытие общих тенденций и российских особенностей формирования объективных характеристик потребления современного среднего класса.

Достижение цели диссертационного исследования потребовало решения следующих задач:

• определить методологический подход к исследованию потребления среднего класса, отвечающий поставленной цели;

• выявить политэкономические критерии изучения среднего класса и его состава;

• раскрыть содержание понятия «стандарт потребления» и его соотношение с понятиями «стиль потребления», «потребительский комплекс»;

• выявить основные тенденции развития потребления среднего класса в условиях постиндустриализации;

• исследовать его российские особенности;

• сформулировать направления государственной социальной политики в отношении потребления среднего класса в России.

Научная новизна исследования. Новые результаты, полученные в диссертационной работе и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

• выделены подходы к политэкономическому определению критерия среднего класса: формационный (на основе формы собственности) и внеформационный (на основе формы общественного разделения труда) — предложена классификация экономических критериев выделения среднего класса: объектный — на основе характеристики его объектов присвоения (дохода, собственности, человеческого капитала), функциональный — на основе характера труда и потребленияпроведено различие между средним классом и медианной социальной группой;

• выработана политэкономическая трактовка понятия «новый средний класс» по критерию интеллектуального характера труда;

• выявлено внутреннее противоречие понятия «социальный стандарт» между его идеальной и реальной сторонамипредложена форма теоретического разрешения данного противоречия посредством выработки стандарта потребления нового среднего класса в качестве социального норматива постиндустриального обществаобоснована необходимость разработки средних стандартов как элемента системы социальных стандартов;

• дано определение стандарта потребления нового среднего класса: это характер потребления и совокупность благ, обеспечивающие стабильное и качественное расширенное воспроизводство рабочей силы и образа жизни работников интеллектуального трудараскрыты его структура, тенденции современного развития и российские особенности;

• обоснована необходимость политики развития среднего класса как элемента социальной политики государстваопределены основные теоретические подходы к её содержанию.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации раскрыты тенденции развития потребления нового среднего класса как элемента процесса становления постиндустриальной экономики.

Практическая значимость исследования заключается в политэкономической разработке реального содержания конституционной формулы о России как социальном государстве. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования содержания государственной системы социальных стандартов. Теоретические выводы и рекомендации применимы в научных исследованиях по экономической теории, социально-экономической статистике, социологии, а также в преподавании дисциплин экономическая теория, социально-экономическая статистика, социология, потребительское поведение.

Апробация результатов исследования проводилась на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Проблемы становления рыночных отношений в регионе» (Кемерово, 2000 г.), «Человек и общество на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2001 г., 2002 г.), «Решение экономических проблем Кузбасса» (Кемерово, 2002 г.). Материалы исследования использовались в качестве методологической базы при разработке хоздоговорной темы «Оптимизация ведения учета и налогообложения предприятий малого бизнеса».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1) Обобщив исследования в экономической теории процесса потребления и потребительского поведения, укрупненно мы выделили два подхода: а) индивидуализм: когда этот процесс рассматривается с позиций индивида и его вкусов. б) холизм: когда процесс потребления и потребительское поведение рассматриваются в зависимости от принадлежности индивида к определенной социальной группе (классу).

2) В процессе потребления вырабатывается определенный стандарт потребления, свойственный различным классам общества.

На формирование стандарта потребления оказывают влияние два вида детерминант: порождающие причины (уровень производительных сил, характер потребностей и т. д.) — внешние факторы (потребительские предпочтения, платежеспособный спрос, достигнутый стандарт потребления более обеспеченного высшего класса и т. д.).

Стандарт потребления — это не просто объективное массовое действие, т. е. сумма индивидуальных действий потребителей по потреблению материальных благ и услуг, а качественно-количественная норма воспроизводства типа потребительского поведения, характерного для определенного класса общества в историческом развитии, изменяющаяся под воздействием уровня развития производства, возвышения человеческих потребностей.

Выявлено соотношение понятий стандарт и стиль потребления и потребительский комплекс.

3) Сформулировано внутреннее противоречие понятия «социальный стандарт». С одной стороны это способ фиксации средних значений достигнутого уровня развития явления, с другой это ориентир развития определенного социального явления. Нами предложена форма теоретического разрешения данного противоречия применительно к потребительскому стандарту: в качестве такового должен выступать стандарт потребления среднего класса, который с одной стороны, является выражением сложившихся реальных параметров потребления для среднего класса, с другой — реально достижимым ориентиром их развития для остальных социальных слоев трудящегося класса.

4) В работе обоснована необходимость разработки наряду с минимальным стандартом системы средних социальных стандартов. К их определению возможно применение двух подходов — среднестатистического (абстрактного), и политэкономического (реального). По своему реальному содержанию средний стандарт — это не просто среднестатистический стандарт, а стандарт жизни среднего класса. Роль среднего стандарта заключается в следующем: его можно использовать как оценочный — сегоднякак обязательный — в перспективе. Его назначение в системе индикаторов государственной социально-экономической политики заключается в том, что он является ориентиром развития, а не выживания.

5) Выявлены подходы к политэкономическому определению критерия среднего класса: формационный (на основе формы собственности) и внеформационный (на основе формы общественного разделения труда).

6) Выработан новый подход к определению среднего класса. В качестве альтернативы социологическому подходу предложена политэкономическая трактовка понятия средний класс на основе качественного критерия его выделения: вместо традиционно используемых критериев «форма собственности», «уровень дохода», «самоидентификация», обоснован критерий «характер труда» данной социальной группы. Предложена классификация экономических критериев выделения среднего класса: объектный — на основе характеристики его объектов присвоения (дохода, собственности, человеческого капитала), функциональный — на основе характера труда и потребления.

7) Проанализировав исследования о выделении среднего класса в социально-экономической структуре современных обществ, считаем, что необходимо различать средний класс и медианную социальную группу.

Медианная социальная группа, по нашему мнению, ошибочно отождествляемая рядом ученых со средним классом, выделяется в социальноэкономической структуре современных обществ только потому, что их нельзя отнести ни к бедным, ни к богатым, ни к высшему, ни к низшему классу (в основном по уровню дохода). По нашему мнению, это узкий информационный, среднестатистический подход к данной проблеме.

8) В постиндустриальной экономике основу социально — экономической структуры общества будет составлять новый средний класс — работники интеллектуального труда, который постепенно вытеснит остальные переходные группы.

9) Выявлены закономерности формирования потребительского стандарта индустриального общества в XX веке и постиндустриальные тенденции его изменения.

10) Потребительский стандарт представлен как один из критериев определения среднего класса в дополнение к критериям сферы производства и распределения. Дано определение стандарта потребления нового среднего класса: это характер потребления и совокупность благ, обеспечивающие стабильное и качественное расширенное воспроизводство рабочей силы и образа жизни работников интеллектуального труда.

Анализ структуры потребительского стандарта нового среднего класса позволил выделить в нем два элемента:

• блага, обеспечивающие простое воспроизводство работника интеллектуального труда и удовлетворяющие потребности существования рабочей силы;

• блага, обеспечивающие его расширенное воспроизводство и удовлетворяющие потребности развития личности.

Динамика этой структуры показывает возрастание доли второго элемента по мере развития постиндустриального характера общественного труда.

11) Обоснована необходимость государственных мер по развитию среднего класса. Существующие в настоящее время государственные меры по развитию среднего класса нами классифицированы по тому признаку, который кладется в основу определения среднего класса.

Первый подход к выявлению среднего класса строится на критерии дохода, здесь его определяют как среднестатистическую социальную группу, расположенную между богатыми и бедными. Отсюда меры государства, направленные на борьбу с бедностью и подтягивание большинства населения к среднему уровню дохода.

Второй подход базируется на критерии собственности и характеризует средний класс как средний между крупным бизнесом (капиталистами) и наемными рабочими, то есть как мелкий бизнес (мелкую буржуазию). Отсюда вытекает группа мер на поддержку малого бизнеса.

Третий подход основан на критерии характера труда и выделяет особо новый средний класс как класс работников интеллектуального труда. Понимаемый таким образом современный средний класс нуждается в поддержке государством науки, образования, высококвалифицированных работников.

На основе теоретических положений в работе сформулированы практические рекомендации:

— ввести категорию средних социальных стандартов в систему государственных социальных стандартов;

— ввести в статистический учет расчет величины нового среднего класса по критерию интеллектуального труда;

— вести учет потребления в статистке не только по доходным группам населения, но и по социальным группам (классам) с выделением среднего класса и его слоевразработать программы нового направления государственной социальной политики — политики развития среднего класса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России / Л. И. Абалкин // Деньги и кредит. 1998. -№ 5.-С. 31−37.
  2. , Е. М. К проблеме формирования среднего класса в России / Е. М. Авраамова // Вопросы экономики. 1998. — № 7. — С. 78−87.
  3. , Е. Количественные оценки российского среднего класса методом концентрации признаков / Е. М. Авраамова, Л. Овчарова // Вопросы экономики. 2001. — № 1. — С. 62−73.
  4. , Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса / Е. М. Авраамова // Общественные науки и современность.1999. -№ 3. -С. 5−12.
  5. , Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки / Е. М. Авраамова // Общественные науки и современность. 2002.- № 1. — С. 17−24.
  6. , Е.М. Российский средний класс: год после августа / Е. М. Авраамова, Л. Н. Овчарова // Общественные науки и современность.2000.-№ 1.-С. 15−22.
  7. , Э.М. Социально-экономическая эффективность народного потребления в развитом социалистическом обществе / Э. М. Агабабьян, А. Н. Воронов, Е. С. Федоровская. М.: Наука, 1985. — 184с.
  8. , Э.М. Производство потребление: перестройка механизма взаимодействия / Э. М. Агабабьян, И. Н. Пузин. — М.: Экономика, 1991. -238 с.
  9. , О.А. Российский средний класс: идейный контекст становления / О. А. Александрова // Общественные науки и современность. 2002. — № 1. — С. 25−33.
  10. , И.В. Поведение потребителей / И. В. Алешина. М.: Фаир-Пресс, 2000. — 376 с.
  11. , Л.П. Японский пролетариат: экономическое положение и классовое сознание / Л. П. Арская. М.: Наука, 1989. — 222 с.
  12. , И. Как создать в России средний класс / И. Артемьев // Комсомольская правда. 2003. — 25 ноября.
  13. , Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования. 2002. -№ 9. — С. 29−40.
  14. В.Г. Нормативное управление социальным развитием / В. Г. Асеев. М.: Профиздат, 1988. — 127 с.
  15. , В.Г. Социальные нормативы и социальное планирование / В. Г. Асеев, О. И. Шкаратан. М.: Профиздат, 1984. — 136 с.
  16. , М. Правящие элиты России: образ деятельности / М. Афанасьев // Мировая экономика и международные отношения. -1996.-№ 3.-С. 46−56.
  17. , В.И. Этос среднего класса: Нормативная модель и отечественные реалии / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. -Тюмень, 2000. 272 с.
  18. , А.Б. Маркс и Мальтус: размышления о среднем классе / А. Б. Баллаев // Теория и практика марксизма (история, современность, перспективы). М., 2002. — С. 130−135.
  19. , Л.Я. Личные потребности / Л. Я. Баранова. М.: Экономика, — 1984. — 199 с.
  20. , Р. Общественная психология в США и СССР 20−30-х годов в свете теории потребления / Р. Барнз // Вопросы истории. 1995. — № 2. -С. 133−137.
  21. , Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999. — 783 с.
  22. , В.И. Закономерности личного потребления в развитом социалистическом обществе / В. И. Бельчук. М.: МИНХ, 1974. 171 с.
  23. , Jl.А. В поисках среднего класса / Л. А. Беляева // Социологические исследования. 1999. — № 7. — С. 72−78.
  24. , Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития / Л. А. Беляева. М.: Academia, 2001. — 183 с.
  25. , Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса / Л. А. Беляева // Социологические исследования. 1993. — № ю. — С. 13−22.
  26. , И. Американского среднего класса в России не будет никогда / И. Березин // Практический маркетинг. 2003. — № 2. — С. 4344.
  27. , И. Доходы населения и ВВП / И. Березин // Практический маркетинг. 2003, — № 10. — С. 4−9.
  28. , И. Стиль жизни среднего класса / И. Березин, Д. Ушаков // Эксперт. 2001. — № 23, 25. — С. 60−68- с.27−30.
  29. С., Мельниченко Е. Средний класс осторожен и недоверчив // Кузнецкий край. 2002. — № 9.
  30. , М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / М. Блауг. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. -415 с.
  31. , Ю.И. США: рынок потребительских товаров и услуг / Ю. И. Бобраков, В. Н. Федорович. М.: Наука, 1983. — 264 с.
  32. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социологические исследования. -2001.- № 6. -С. 32−43.
  33. , Г. Средний класс вызывают к доске / Г. Боос // Труд. 2001.- 27 ноября.
  34. , Л.А. Закон возвышения потребностей и формирование работника нового типа / Л. А. Булочникова. М.: Мысль, 1984. — 76 с.
  35. , А.И. Моделирование личных расходов в развитых капиталистических странах / А. И. Бурачас. М.: Наука, 1975. — 463 с.
  36. , В. Средний класс пополняют милиционеры и чиновники / В. Бутаев // Комсомольская правда. 2003. — 28 ноября.
  37. , И.В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада / И. В. Бушмарин. М.: Эпицентр, Харьков: Фолио, 1998.
  38. Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса // Социологические исследования. 2000. — № 3. -С.42−48.
  39. , Г. И. Американские рабочие: сдвиги в общественном сознании / Г. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1977. — 217 с.
  40. , К.К. Удовлетворение потребностей общества и моделирование народного хозяйства / К. К. Вальтух. Новосибирск: Наука, 1973.-378 с.
  41. , К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование / К. К. Вальтух. Новосибирск: Наука, 1980. — 381 с.
  42. , Э.К. Личное потребление как движущая сила развития американской экономики / Э. К. Василевский // США: экономика, политика, идеология. 2000. — № 6. — С. 15−31.
  43. , Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие / Н. П. Ващекин, М. А. Мунтян. М., 2000. — 240 с.
  44. , Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
  45. , Э. Постиндустриальные модели труда: социоорганизационный прогресс на рубеже XXI века / Э. Вильховченко // МЭиМО. 2003.- № 3. — С. 56−65.
  46. , Т. «Средний класс» в России / Т. Воронцова, Е. Петренко // Открытая политика. 1998. — № 11. — С. 52−58.
  47. Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых ресурсов / Под ред. Ф. М. Волкова,
  48. B.С.Немченко, В. Н. Ягодкина. М.: изд-во Моск. ун-та, 1971. — 278 с.
  49. , Е. Становление среднего класса в России на фоне мировых тенденций / Е. Галаева // Общество и экономика. 2002. — № 8, 9.1. C.94−98.
  50. , З.Т. Социальное расслоение и социальная мобильность / З. Т. Голенкова. М.: Наука, 1999. — 191 с.
  51. , З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России / З. Т. Голенкова // Социологические исследования. 1998. — № 10. -С.77−91.
  52. , З.Т. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре Российского общества / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 22−33.
  53. , Н.И. Основные направления государственного регулирования уровня риска в личном потреблении / Н. И. Голуб // Социально-политический журнал. 2001. — № 2. — С. 205−209.
  54. , Н.И. Роль предприятий в управлении потребительскими рисками / Н. И. Голуб // Социально-гуманитарные знания. 2001.- № 1. -С. 147−154.
  55. B.C. Кого считать средним классом в России? / B.C. Голубев // Общественные науки и современность. 1999. — № 2. — С. 186−187.
  56. , М. Российский средний класс: динамика изменений / М. Горшков // Человек и труд. 2004. — № 1. — С. 12−18.
  57. , Д.Х. Потребительские настроения: долгая дорога в Россию / Д. Х. Гребениченко, С. Ф. Гребениченко // Социологические исследования. 1998. — № 2. — С. 31−42.
  58. , JI. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации / JI. Григорьев, Т. Малева // Вопросы экономики. -2001.-№ 1.-С. 45−55.
  59. , Т. Путин и средний класс / Т. Гурова, В. Фадеев // Эксперт. -2000.-№ 13.-С. 53−54.
  60. , Т. Новости национального потребления. Как и на что тратят деньги средние русские / Т. Гурова, Д. Медовников, А. Новиков, Д. Рогачков // Эксперт. 2000. — № 5. — С. 17−22.
  61. Т., Тарусин М. Дума для среднего класса // Эксперт. 2003. -№ 4.-С. 16−18.
  62. , Д.К. Экономические теории и цели общества / Д. К. Гэлбрейт. М.: Прогресс, 1976. — 406 с.
  63. , Д.К. Новое индустриальное общество / Д. К. Гэлбрейт. М.: Прогресс, 1969. — 480 с.
  64. , М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации / М. Г. Делягин. М.: ИНФРА-М, 2003. — 767 с.
  65. , Г. Г. Люди среднего класса / Г. Г. Дилигенский. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002. — 284 с.
  66. , Т.В. Социальная стратификация и становление среднего класса в России / Т. В. Долгих // Человек и общество на рубеже тысячелетий: междунар. сб. науч. тр. Вып. 9−10. Воронеж, 2001. -С.101−103.
  67. , Т.В. Развитие социальной структуры Российского общества на рубеже тысячелетий / Т. В. Долгих, З. Н. Грекова // Человек и общество на рубеже тысячелетий: междунар. сб. науч. тр. Вып. 6−7. -Воронеж, 2001. — С. 42−44.
  68. , Т.В. Потребительское поведение, как одна из существенных характеристик принадлежности к среднему классу / Т. В. Долгих // Человек и общество на рубеже тысячелетий: междунар. сб. науч. тр. Вып. 13. Воронеж, 2002. — С. 94−97.
  69. , Т.В. О неустойчивых тенденциях формирования среднего класса и его потребительских стандартах в постсоветской России / Т. В. Долгих // Человек и общество на рубеже тысячелетий: междунар. сб. науч. тр. Вып. 11.- Воронеж, 2002. С. 46−48.
  70. , Т.В. Соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума / Т. В. Долгих // Проблемы становления рыночных отношений в регионе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. -Кемерово, 2000. С. 53−55.
  71. , Т.В. Становление института социальных стандартов и его связь с процессом формирования среднего класса / Т. В. Долгих // Россия в контексте глобальной и локальной экономики: межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 2004. — С. 77−80.
  72. , И. Разработка и использование социальных нормативов / И. Домнина // Экономист. 1999. — № 4. — С. 54−60.
  73. , Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе / Л. П. Евстигнеева. М.: Мысль, 1975. -254 с.
  74. , С.Л. Кадры специалистов США в условиях НТР / С. Л. Зарецкая. М.: Наука, 1985. — 157 с.
  75. , Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2002.
  76. , Г. А. Российский средний класс проблема границ и численности / Г. А. Здравомыслов // Социологические исследования. -2001.-№ 5.-С. 76−85.
  77. , Ю.Н. Экономические доктрины. Теория потребления / Ю. Н. Иванов. М.: Наука: Физматлит, 1997. — 128 с.
  78. В.И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 180 с.
  79. , В.И. Социальная группа как фактор потребительского поведения / В. И. Ильин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. -№ 4.-С. 4−11.
  80. Инновационная экономика / Под общ. ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. М.: Наука, 2001. — 293 с.
  81. Иноземцев, B. J1. Новая постиндустриальная волна на Западе / B.JI. Иноземцев. М.: Academia, 1999. — 640 с.
  82. , B.JI. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество // Общественные науки и современность. 2001, — № 3. — С. 140−151.
  83. , B.JI. Расколотая цивилизация / B.JI. Иноземцев. М.: Academia, 1999. — 703 с.
  84. , B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / B.JI. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 302 с.
  85. , В. «Теневые» параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса / В. Исправников // Российский экономический журнал. 2001. — № 3. — С. 3−11.
  86. , Б. Восстание среднего класса / Б. Кагарлицкий. М.: Ультра. Культура, 2003. — 317 с.
  87. А.В. Динамика потребительского поведения среднего класса : автореф. дис.. канд. социол. наук/ А. В. Казанцев. М., 2002. — 19 с.
  88. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 607 с.
  89. , И. Существует ли средний класс в России? / И. Качалов // Практический маркетинг. 2003. — № 1. — С. 8−13.
  90. , К. К критике теории и практики марксизма: (Антибернштейн) / К. Каутский. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 300 с.
  91. , Е.А. Институт интеллектуальной собственности: содержание, формы и проблемы развития: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01 / Е. А. Кириченко. Кемерово, 2003. — 26 с.
  92. , В.Е. Доходы и потребление населения СССР / В. Е. Комаров, У. Г. Чернявский. М.: Наука, 1973. — 239 с.
  93. , Е.К. НТР и развитие общественного труда в условиях зрелого социализма / Е. К. Кондракова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983.- 144 с.
  94. , Л.Я. Социология перехода к рынку в России / Л .Я. Косалс, Р. В. Рывкина. М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 368 с.
  95. , Т. Средний класс и социальная политика / Т. Космарская // Вопросы экономики. 1998. — № 8.
  96. , Г. Замечен из-за прилавка / Г. Костина, Д. Медовников // Эксперт. 1997. — № 23. С. 25−29.
  97. , А.А. Социология для экономистов / А. А. Кравченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 336 с.
  98. , О.В. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы / О. В. Крыштановская. М.: Наука, 1989. -140 с.
  99. , В.Б. Интеллигенция в современной Италии: положение, психология, поведение / В. Б. Кувалдин. М.: Наука, 1973. — 246 с.
  100. ЮО.Кувалдин, В. Б. Американский капитализм и интеллигенция: Историко-социологический очерк / В. Б. Кувалдин. М.: Наука, 1983.- 365 с.
  101. , Р. Уровень и качество жизни населения / Р. Кудрявцева //
  102. Экономист. 2001. — № 3. — С. 66−71. Ю2. Кузнецов, В. Реформы в России и перераспределение доходов / В. Кузнецов // Мировая экономика и международные отношения. — 2000.- № 6. С. 72−86.
  103. , Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование / Е. Кузнецова, С. Кузнецов // Экономист. 2002. — № 4. — С. 46−53.
  104. , С. Сдвиги и проблемы в социально-экономическом развитии России / С. Кузьмин // Экономист. 2002. — № 7. — С. 26−35.
  105. , В. Новый капитальный научный труд об альтернативе нынешнему курсу социальной политики / В. Куликов, В. Роик, А. Шулус // Российский экономический журнал. 2003. — № 5, 6. — С. 8187.
  106. Юб.Култыгин, В. П. Исследования социальной структуры в переходных обществах / В. П. Култыгин // Социологические исследования. 2002. -№ 4. — С. 121−129.
  107. , Г. Л. Управление развитием социально-классовой структуры советского общества / Г. Л. Купряшин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 107 с.
  108. , А.Д. Социология / А. Д. Лазарев, Н. Л. Шуров — Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 1998.
  109. , В.В. Почему интеллектуальному классу России нужна своя партия? /В.В. Лапаева // Политические исследования. 2003. — № 3. -С. 144−151.
  110. Ю.Лебедева, Л. Ф. Структурные сдвиги в личном потреблении в России и США: особенности современного периода / Л. Ф. Лебедева // США: экономика, политика, идеология. 1997. — № 12. — С. 34−46.
  111. П.Лебедева, Л. Ф. Экономическая безопасность человека / Л.Ф. Лебедева
  112. США: экономика, политика, идеология. 1999. — № 9. — С. 66−78. 112. Левин, А.И. Научно-технический прогресс и личное потребление / А. И. Левин. — М.: Мысль, 1979. — 247 с.
  113. З.Левин, А. И. Экономика потребления: вопросы теории, управления, прогнозирования / А. И. Левин, А. П. Яркин. М.: Наука, 1984. — 204 с.
  114. , Б.М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития / Б. М. Левин. М.: Мысль, 1974. — 316 с.
  115. , В. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 6. Становление института социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты / В. Лексин,
  116. A. Швецов // Российский экономический журнал. 2001. — № 3. — С.45−61.
  117. , В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве // Полн. собр. соч. Т. 1 / В. И. Ленин.
  118. , В.И. К характеристике экономического романтизма // Полн. собр. соч. Т. 2. / В. И. Ленин.
  119. , В.И. Развитие капитализма в России // Полн. собр. соч. Т. 3 /1. B.И. Ленин.
  120. Ленин, В.И. Les beaux esprit se rencontrent // Полн. собр. соч. Т. 7 // В. И. Ленин.
  121. И.В. Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки // Социально-политический журнал. 1996. — № 2. — С. 107 123.
  122. , В.Н. Общественная динамика потребностей и потребление /
  123. B.Н. Логунов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 160 с.
  124. , В.В. Трансформация российского общества. Социальные аспекты / В. В. Локосов. М.: ИСПИ РАН, 2002. — 252 с.
  125. , Л.С. Польша: сдвиги в личном потреблении / Л. С. Лучкина // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 5.1. C.96−102.
  126. , Л.С. Потребление в домашних хозяйствах России и постсоциалистических странах Европы / Л. С. Лучкина // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 11. — С. 94−100.
  127. , С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке / С. Любимцева // Экономист. 2002. — № 5. — С. 33−50.
  128. , В.Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа / В. Ф. Майер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -270 с.
  129. , JI.B. Промышленные рабочие ФРГ: борьба за улучшение условий труда / JI.B. Макушина. М.: Наука, 1989. — 125 с.
  130. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 97.
  131. , К. Введение (Из экономических рукописей 1857−1858 годов) / К. Маркс // Маркс, К. Соч. 2-е изд. Т. 12 / К. Маркс, Ф. Энгельс.
  132. , К. Капитал. Т. 1 / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс.
  133. , К. Капитал. Т. 3 / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс.
  134. , К. Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря 1846 г. / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27 / К. Маркс, Ф. Энгельс.
  135. , К. Теории прибавочной стоимости (4 том «Капитала») / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс.
  136. , И.Я. Статистика уровня жизни населения / И. Я. Матюха. М.: Статистика, 1973. — С. 85−86.
  137. , А.Н. Американцы: социальный портрет. Новые явления в классовой структуре США / А. Н. Мельников. М.: Мысль, 1987. -254с.
  138. , С.М. Современный капитализм. Краткая политэкономия / С. М. Меньшиков. М.: Мысль, 1974. — 262 с.
  139. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Юристъ, 2003. — 603 с.
  140. , А.Н. Потребительское поведение семей: дифференциация, динамика, классификация / А. Н. Митоян. М.: Экономика, 1990. -144с.
  141. , Е. От прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету / Е. Мудракова // Человек и труд. 2003. -№ 5.-С. 13−15.
  142. На изломах социальной структуры / под ред. Галкина А. А. М.: Мысль, 1987. — 276 с.
  143. , С.Н. Современный капитализм и средние слои / С. Н. Надель. -М.: Наука, 1978.- 382 с.
  144. , Т.В. Становление среднего класса в реформируемой России / Т. В. Наумова // Социально-политический журнал. 1999. — № 4. -С.11−21.
  145. , А.А. Возвышение потребностей в условиях развитого социализма / А. А. Нестеренко. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1981. -87 с.
  146. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Akademia, 1999. — 631 с.
  147. , В. Возможно ли справедливое распределение доходов? / В. Новикова // Экономист. 2003. — № 4. — С. 61−67.
  148. , Н.В. Интеллектуализация труда в системе производственных отношений : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 / Н. В. Новожилова. Чебоксары, 2002.
  149. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности // Социол. исслед. 2003. — № 5. — С. 89−100.
  150. Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества / под ред. И. Б. Левыкина. М.: Наука, 1987. — 135 с. 149.0быденнова, Т. Б. Средний класс и его работа / Т. Б. Обыденнова // Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 33−42.
  151. , Б. Кто больше всех зарабатывает? / Б. Орлов // АиФ в Кузбассе. -2001. -№ 38.
  152. , А.С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. — 415 с.
  153. , В.В. Служащие в буржуазном обществе (на примере Англии) / В. В. Песчанский. М.: Наука, 1975. — 379 с.
  154. , Н.В. Качественные сдвиги в структуре личного потребления при социализме / Н. В. Петроченкова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 165 с.
  155. В.В. Политические ценности и поведение среднего класса / В. В. Петухов // Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 2333.
  156. , В.Д. Социальные нормы: философские обоснования общей теории / В. Д. Плахов. М.: Мысль, 1985. — 252 с.
  157. По страницам печати. Вымывание среднего класса в США // США: экономика, политика, идеология. 1997. — № 8. — С. 96−98.
  158. , А. Первый раз в средний класс / А. Полунин // Труд. 2002. — 18 апреля.
  159. , В. Можно ли доверять социологическим исследованиям / В. Радаев // Российский экономический журнал. 1994. — № 10. — С.81−87.
  160. , В. Подходы к изучению человека в социальной теории / В. Радаев // Российский экономический журнал. 1994. — № 8. — С. 71−78.
  161. , В. Социальная стратификация, или как подходить к проблемам социального расслоения / В. Радаев // Российский экономический журнал. 1994. — № 11. — С. 85−92.
  162. , В. Что изучает экономическая социология / В. Радаев // Российский экономический журнал. 1994. — № 9. — С. 49−55.
  163. , В.В. Экономическая социология / В. В. Радаев. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 366 с.
  164. , В.В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 317 с.
  165. , В. Тернистый путь к материальному благополучию / В. Рамзес // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 9. -С.83−90.
  166. , JI. Бедность в России: Причины, особенности, пути уменьшения / Л. Ржаницина // Экономист. 2001. — № 4. — С. 71−77.
  167. , Л. Экономический рост должен сопровождаться повышением уровня жизни населения / Л. Ржаницина // Человек и труд. 2004. — № 1.-С. 47−51.
  168. , Л. Предмет экономической науки / Л. Роббинс // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем: предмет исследования. Зима 1993. — Т. 1. Вып. 1. — М.: Начала-пресс, 1993. — С. 10−23.
  169. , Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России / Ю. А. Ровенский // Социально-политический журнал. 1996. — № 2. -С.40−52.
  170. , В. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год: вырастет ли благосостояние россиян? / В. Роик // Российский экономический журнал. 2002.- № 9. — С. 23−29.
  171. Российский средний класс: особенности экономического сознания и поведения // Человек и труд. 2004. — № 3. — С. 30−35.
  172. Российский статистический ежегодник: статистический сборник / Госкомстат России. М., 1998, 1999, 2000, 2001, 2002.
  173. Россия и страны мира: статистический сборник / Госкомстат России. -М., 2002. 398 с.
  174. , Я. Стиль жизни предпринимателя: типы потребительских ориентаций / Я. Рощина // Вопросы экономики. 1995. — № 7. — С. 91 102.
  175. , JI.M. Моделирование динамики потребительских комплексов / J1.M. Рувинская.- Новосибирск: Наука, 1981. 133 с.
  176. , В.М. Вопросы методологии и практики разработки эталонов потребления населения / В. М. Рутгайзер и др. // Статистические методы в исследованиях труда, доходов и потребления / науч. ред. Н. М. Римашевская. М.: Наука, 1981.
  177. , М.Н. Сближение классов и социальных групп на этапе развитого социализма в СССР / М. Н. Руткевич. М., 1976. — 64 с.
  178. , М.Н. Общество как система: Социологические очерки / М. Н. Руткевич. СПб.: Алетейя, 2001. — 443 с.
  179. Рынок труда / Под ред. Буланова B.C., Волгина Н. А. М.: Экзамен, 2000. — 446 с.
  180. , П. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России / П. Савченко, М. Федорова, Е. Шелкова // Российский экономический журнал. 2000. — № 7. — С. 6673.
  181. , Ж. К экономической теории неоднородных систем / Ж. Сапир.- М.: ГУ-ВШЭ, 2001. 247 с.
  182. , B.C. Капитализм и классы / B.C. Семенов. М.: Наука, 1969.- 399 с.
  183. , B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества / B.C. Семенов. М., 1977. — 220 с.
  184. , К.И. Оценка потребительских предпочтений в системе российского предпринимательства (на примере среднего класса): автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.30 / К. И. Семенов. СПб., 1999.- 19 с.
  185. , А. Формируется ли «средний класс»? / А. Ситников // Российский экономический журнал. 1999. — № 3. — С. 26−35.
  186. Смешанное общество: Российский вариант / под ред. Никифорова Л. В. М.: Наука, 1999. — 326 с.
  187. , Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. Социологический анализ / Г. Н. Соколова. Минск: Наука и техника, 1989. — 174 с.
  188. , Г. Н. Экономическая социология / Г. Н. Соколова. М.: Филинъ — Минск: Беларуская навука, 2000. — 374 с.
  189. , Г. Формирование среднего класса в Республике Беларусь / Г. Соколова// Общество и экономика.- 2003. № 12.с.182−197.
  190. , Б. А. Потребности, рынок, спрос. (Проблемы формирования) / Б. А. Соловьев. М.: Экономика, 1982. — 207 с.
  191. Социальная политика / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2003. — 542 с.
  192. Социальная психология классов / рук. авт. кол. Г. Г. Дилигенский. М.: Мысль, 1985. — 293 с.
  193. Социальная структура и социальная политика развитых капиталистических стран / А. А. Шлепаков, Ю. А. Борко, А. А. Галкин, А. Г. Цветков. Киев: Наукова думка, 1978. — 187 с.
  194. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Ориентир на глобализацию. М.: Наука, 2002. — 357 с.
  195. Социальное развитие советской интеллигенции / отв. ред. Р. Г. Яновский. М.: Наука, 1986. — 335 с.
  196. Социальное расслоение и социальная мобильность / отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: Наука, 1999. — 190 с.
  197. Социальный облик современного западного общества / отв. ред. И. Е. Гурьев, С. Н. Надель. М.: Наука, 1993. — 223 с.
  198. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Авраамова и др. — под ред. Т. Малеевой — Моск. Центр Карнеги. -М.: Гендальф, 2003. 506с.
  199. Средние городские слои в странах Тропической Африки / Туманова Л. К., Энтин Л. М., Яблочков Л. А. М.: Наука, 1985.- 178 с.
  200. Средние городские слои Латинской Америки. М.: Мысль, 1974. -431с.
  201. Средние слои городского общества в странах Востока / под ред. В. Ф. Ли. М.: Наука, 1975.-384 с.
  202. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии/ Е. М. Авраамова и др. — под ред. Т. Малеевой — Моск. Центр Карнеги. -М.: Гендальф, 2003. 506 с.
  203. Средний класс в современном российском обществе / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, А. Ю. Чепуренко М.: РОССПЭН и РНИСиНП, 2000. — 299 с.
  204. Стандартизация показателей в социологическом исследовании. М.: Наука, 1981.-248 с.
  205. , Е. «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»? / Е. Стариков // Знамя. 1990. — № 10. — С. 192−196.
  206. З.Степанова, O.K. «Средний класс» как модель социальной идентификации в постсоветской России: автореф. дис.. канд. социол. наук / O.K. Степанова. М., 1999. — 24 с.
  207. , O.K. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени / O.K. Степанова // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С. 46−53.
  208. , И.И. Личное потребление и социалистическое воспроизводство / И. И. Столяров. М.: Высшая школа, 1983. — 272 с.
  209. , Л. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) / Л. Стрижкова, Т. Златоверховникова// Экономист. 2002.- № 10. — С. 67−76.
  210. , В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века / В. Б. Супян. М., 2001. — 147 с.
  211. Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. — 380 с.
  212. , О.В. «Счастливая страна» в поисках социального самопознания / О. В. Терехова. М.: Наука, 1991. — 277 с.
  213. , Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности / Н. Е. Тихонова // Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 13−17.
  214. , Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Н. Е. Тихонова. М.: РОССПЭН, 1999. — 320 с.
  215. , М. Экономическое развитие: Пер. с англ. / М. Тодаро. М.: ЮНИТИ, 1997.-671 с.
  216. , Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003. — 669 с.
  217. , А.Г. Совместить интересы собственника и власти в этом выход российской экономики / А. Г. Тулеев // АиФ в Кузбассе. — 2003. -№ 34.
  218. , Л. Будущее капитализма: как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир / Л. Туроу. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. — 430 с.
  219. , В.П. Личное потребление в ФРГ: социальная дифференциация, динамика, структура / В. П. Федоров. М.: Наука, 1974. — 181 с.
  220. , А. Общество. Диалог цивилизаций / А. Фурсов // Эксперт. -2003. № 38. — С. 71−74.
  221. , Ю.П. Миф о едином среднем классе / Ю. П. Чаплыгин. М.: Политиздат, 1970. — 63 с.
  222. , М.Ф. Новая социальная группа «информационные работники» / М. Ф. Черныш // Социологические исследования. — 2002. -№ 11.-С. 61−68.
  223. , У.Г. Потребности, спрос, товарооборот в социалистическом обществе/ У. Г. Чернявский. М.: Мысль, 1971. -215 с. 231 .Чернявский, У. Г. Потребности, товарооборот, потребление материальных благ / У. Г. Чернявский. М.: Наука, 1981. — 268 с.
  224. , Л.А. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования / Л. А. Чикунова // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 2. — С. 12−17.
  225. , Ю.В. Человеческий капитал как основа доходов среднего класса : автореф. дис.. канд. экон. наук / Ю. В. Чуприна. СПб., 2001. — 19 с.
  226. , А.Ю. Средний класс в России: охота на Несси / А.Ю. Шанкина//ПОЛИС. -2003. -№ 1. С. 103−111.
  227. , Е.А. Общество и инженер / Е. А. Шаповалов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 183 с.
  228. , В.В. Закономерности потребления промышленных и продовольственных товаров / В. В. Швырков. М.: Экономика, 1965. -282 с.
  229. , О.И. Российский порядок: Вектор перемен / О. И. Шкаратан. М.: Вита-пресс, 2004. — 207 с.
  230. , П. А. Социально-классовая структура современного буржуазного общества / П. А. Шляхтун. Киев: Вища школа, 1986. -165 с.
  231. , П.А. Интеллигенция в современном буржуазном обществе / П. А. Шляхтун. Киев: Вища школа, 1980. — 189 с.
  232. В.П. Доходы и потребление населения в СФРЮ. М.: Наука, 1985.- 95 с.
  233. , И.Н. Личное потребление при социализме / И. Н. Шутов. М.: Мысль, 1972. — 294 с.
  234. , Ф.А. Крестьянские бюджеты / Ф. А. Щербина // Антология социально-экономической мысли в России: Дореволюционный период / под ред. А. И. Кравченко. СПб., 2000. — С. 335−389.
  235. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997гг. / под ред. Е. Т. Гайдара. -М., 1998. 1113 с.
  236. , Р. Как нацелить политику заработной платы на преодоление бедности / Р. Яковлев // Российский экономический журнал. 2001. -№ 8. — С. 43−54.
  237. , Р. Политика доходов и социальная защита населения / Р. Яковлева, Т. Мамонтова // Российский экономический журнал. -1995.-№ 10.-С. 40−55.
Заполнить форму текущей работой