Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение полиударных русских слов как средство познания студентами-филологами уровней языковой системы в их взаимодействии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования — формирование у студентов-филологов целостного представления о языке как системе систем, основанной на взаимообусловленности и совместном функционировании ее частей возможно, если: а) целенаправленно, методически продуманно знакомить студентов-филологов с одним из участков акцентологической системы русского языка (полиударными словами) — б) совершенствовать речевой слух… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы изучения полиударных слов в свете концепции уровневого строения языка
    • 1. Иерархическое строение языковой системы и стратификационный принцип ее описания
    • 2. Из истории изучения русского словесного ударения в отечественной и зарубежной лингвистике. Ударение как суперсегментное фонетическое средство
    • 3. Проблема побочного ударения в современном русском языке. Группы полиударных слов. Факторы полиударности
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Изучение полиударных слов русского языка в аспекте взаимодействия языковых уровней
    • 1. Принципы, методы и приемы экспериментального обучения
    • 2. Структура экспериментальной программы
    • 3. Организация и результаты констатирующего эксперимента
    • 4. Организация работы по экспериментальной программе
    • 5. Результаты экспериментального обучения
  • Контрольный эксперимент
  • Выводы по II главе

Изучение полиударных русских слов как средство познания студентами-филологами уровней языковой системы в их взаимодействии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Широкие возможности, заключенные в пласте полиударных слов, для совершенствования знаний студентов-филологов о русском языке и формирования системного представления о нем, с одной стороны, и слабая изученность этих слов в методической литературе — с другой, определяют актуальность темы исследования.

Анализ специальной учебной и методической литературы, практика преподавания русского языка на филологических факультетах вузов высвечивают противоречие между значимостью изучения полиударных слов для совершенствования профессиональной компетентности будущих преподавателей-русистов и отсутствием целостной системы такого изучения, фрагментарностью и случайностью упоминаний о явлении полиударности.

Возникает проблема — в каком объеме и в какой форме изучение полиударных слов как особого лексико-фонетического и грамматического феномена может быть включено в общий курс современного русского языка?

Цель исследования — разработка методики изучения полиударных слов на филологическом факультете педагогического вуза, направленной на формирование у будущих учителей русского языка целостного представления о языковой системе.

Обтьект исследования — процесс изучения в аудитории студентов-филологов акцентологической системы русского языка в свете современных представлений о системности языкового строя, взаимосвязи и взаимодействии единиц разных уровней языка.

Предмет исследования — методика изучения студентами полиударных слов в аспекте системного подхода к языку, функционированию и изменению его единиц.

Гипотеза исследования — формирование у студентов-филологов целостного представления о языке как системе систем, основанной на взаимообусловленности и совместном функционировании ее частей возможно, если: а) целенаправленно, методически продуманно знакомить студентов-филологов с одним из участков акцентологической системы русского языка (полиударными словами) — б) совершенствовать речевой слух и навыки правильного произношенияв) выработать новый подход к проблеме слова, критериев его выделения в потоке речиг) по-новому взглянуть на многие наиболее сложные участки словообразовательной системы русского языкад) формировать умение студентов более осознанно воспринимать слово с точки зрения его стилистических качестве) расширить общелингвистический кругозор, развить языковое чутье при сопоставлении факторов полиударности в русском и мордовских (эрзя и мокша) языках.

В соответствии с проблемой, объектом исследования, а также для проверки гипотезы и достижения целей исследования необходимо было разрешить следующие задачи:

1. Обосновать целесообразность обращения к полиударным словам русского языка при формировании у студентов-филологов целостного представления о языке как сложнейшей и развивающейся системе, о тесном взаимодействии единиц разных уровней этой системы.

2. Провести сопоставительный анализ акцентологических систем русского и мордовских языков.

3. Разработать программу экспериментального теоретико-практического курса «Полиударные слова русского языка» и специальную методику его изучения, оснастив ее комплексом заданий и упражнений, обозначив тематику курсовых и дипломных работ студентов (с указанием литературы по темам) .

4. Провести обучение по экспериментальной программе с целью оценки ее эффективности.

Методологическую основу исследования составляют следующие положения: диалектическая концепция о всеобщей взаимосвязи и развитии явлений действительностифилософское понимание нерушимости единства язык — мышление — речь, которое определяет творческий характер усвоения языкаидея взаимодействия культур и языков в общем социально-гуманитарном прогрессеидеи соотношения общего и особенного и нерасторжимого единства формы и содержания.

Теоретические основы исследования составили работы лингвистов по изучению языка как целостной системы (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. И. Буслаев, A.A. Потебня, Ф. де Coccicp, JI.B. Щерба и др.) — по русской акцентологии (ударение, его особенности в русском языке, функции ударения, феномен полиударности: Р. И. Аванесов, JI.B. Бондарко, А. Х. Востоков, К. С. Горбачевич, Н. И. Матусевич, М. В. Панов, A.A. Реформатский и др.) — по морфемике и словообразованию (способы образования сложных слов: Р. И. Аванесов, М. И. Матусевич, И. А. Фролова и др.) — по морфологии (трактовка некоторых периферийных явлений грамматической системы русского языка: Р. И. Аванесов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. В. Виноградов, A.A. Потебня, Ф. де Соссюр и др.) — по лексикологии и лексической семантике (проблема слова, критериев его выделения в потоке речи: Р. И. Аванесов, Г. М. Богомазов, В. В. Виноградов, И. А. Фролова и др.) — по стилистике (Р.И. Аванесов, Н. П. Яковенко и др.) — а также на сопоставительно-лингвистические работы (описание и сопоставление акцентологических систем русского и мордовских языков: Д. В. Бубрих, М. Е. Евсевьев, М. В. Мосин, А. П. Феоктистов, Д. В. Цыганкин и др.), на труды психологов, посвященные проблемам формирования языковой и лингвистической компетентности в условиях двуязычия (В.Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова и.др.), на педагогические исследования по проблемам профессиональной подготовки учителя (А.Р. Арутюнов, В. А. Глуздов, JI.B. Загрекова, Н. М. Зверева, И. А. Зимняя, A.A. Касьян, Н. Ю. Русова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялся ряд методов исследования: общенаучные метода: анализ, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтезметоды эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов.

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями данного исследования являются следующие понятия:

Языковая система — множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность (272, с. 585).

Уровни (ярусы) языка — некоторые части языкаподсистемы общей системы языковой, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы (272, с. 439).

Акцентология — раздел языкознания, изучающий природу и функционирование ударения, а также система связанных с ударением явлений языка (272, с. 17).

Ударение (акцент) — выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств (272, с. 412).

Полиударные слова — слова, имеющие два и более ударения (249, с. 70).

Факторы полиударности — условия (фонетические, семантические, словообразовательные, стилистические), определяющие акцентологическую «двувершинность» слова (249, с. 75).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлен мощный дидактический потенциал такого, ранее не использовавшегося в учебном процессе языкового материала, как однородные группы слов, обладающих несколькими ударениямиразработаны научно-методические основы изучения полиударных слов русского языка как средства познания уровней языковой системы в их взаимодействии, с учетом иерархии и взаимодействия факторов полиударности;

— построена и апробирована методика обучения студентов-филологов полиударным словам русского языка, способствующая формированию у будущих учителей-словесников системного представления о языке, связях и взаимоотношениях единиц разных языковых уровней.

Теоретическая значимость исследования определяется:

— осуществлением в интересах методики преподавания русского языка классификации полиударных слов и разработкой комплексной характеристики выявленных группвыделением среди факторов полиударности в качестве приоритетных для русского языка фонетического и структурно-семантического (морфемно-словообразовательного) — выявлением условий однонаправленного и разнонаправленного действия факторов полиударности.

Практическая значимость исследования:

— разработана программа спецсеминара «Полиударные слова русского языка», которая обеспечена дидактическим материалом, апробирована и экспериментально проверенаматериалы исследования могут найти применение в преподавании вузовских курсов «Современный русский литературный язык», «Культура речи», «Сопоставительная типология русского и мордовских языков», «Методика преподавания русского языка в национальной школе».

Экспериментальная база исследования — студенты филологического факультета Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. В их числе 200 студентов русского отделения и 125 студентов национального (мордовского) отделения. Отдельные элементы экспериментальной программы апробировались на занятиях со студентами очного и заочного отделений факультета коррекционной педагогики и факультета иностранных языков.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение восьми лет (с 1998 по 2005 год) и включало три этапа:

1 этап (1998;1999 гг.) — изучение лингвистической, психологической, педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследованияподготовка и проведение констатиругацего эксперимента в МГПИ им. М. Е. Евсевьевавыработка концепции исследованияформулирование гипотезы.

2 этап (1999;2003 гг.) — разработка экспериментальной программы курса «Полиударные слова русского языка», определение его места в общей структуре обучения студентов, апробирование отдельных частей этой программы в аудитории студентов-филологов, оснащение программы дидактическими материалами, проведение обучающего и контрольного экспериментов.

3 этап (2003;2005 гг.) — экспериментальная проверка созданной методической системы, проведение и корректировка планов практических занятийанализ и обобщение результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального исследования, написание текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования доложены и обсуждены на ежегодных «Евсевьевских чтениях» (г. Саранск, 1998;2005 гг.), на методических совещаниях кафедры русского языка МГПИ им. М. Е. Евсевьева, на научно-методической конференции «Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации» (г. Н. Новгород, 1999 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и инновации в филологической подготовке учителя-словесника» (г. Саранск, 2002 г.), на IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения культуре речи, методике преподавания русского языка и дисциплинам специализации» (г. Н. Новгород, 2005 г.).

Методика обучения апробирована на занятиях со студентами русского и национального отделений филологического факультета и факультета коррекционной педагогики МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на научную методологиюкомплексным использованием научных достижений в области лингвистики, педагогики и психологииглубоким изучением и анализом проблемыприменением методов, адекватных задачам исследования и обеспечивающих результативность предлагаемой системы совершенствования языковой и лингвистической компетентности учителя-русисталичным участием автора в проведении экспериментовкорректной обработкой полученных данных.

На запрягу выносятся следующее положения:

1. Русские полиударные лексемы и словоформы образуют обширный и четко структурированный пласт, изучение которого позволяет осуществить формирование у студентов-филологов представления о системном устройстве русского языка, о сложных взаимоотношениях языковых ярусов, о взаимодействии многих, подчас противоречащих друг другу тенденций и факторов. Осознание студентами тесного взаимодействия уровней языковой системы служит формированию целостного представления о языке. Данное представление соответствует принципу научности обучения и требованиям, предъявляемым к современному уровню подготовки высококвалифицированного специалиста в области языка.

2. В условиях двуязычия усвоение русского языка студентами национального отделения вуза вне связи с родным языком невозможно. В процессе изучения темы «Русское словесное ударение и его особенности» учащимся-билингвам должна быть предоставлена возможность сопоставления фактов разносистемных языков в области ритмики слова. Эти знания способствуют формированию профессионально необходимых умений и навыков и преодолению явления интерференции.

3. Программа экспериментального теоретико-практического спецсеминара «Полиударные слова русского языка» нацелена на личностное становление, на развитие мотивации и активной познавательной и речевой деятельности учащихся. Система упражнений, организация проблемных ситуаций, вопросы-размышления усиливают значимость программы в психолого-педагогическом аспекте.

Выводы по второй главе.

1. При реализации экспериментальной программы обучения нами использовались следующие принципы:

— принцип системности и функциональности,.

— принцип сознательности,.

— принцип концентризма,.

— принцип преемственности,.

— принцип внимания к материи языка и развитие чувства языка,.

— принцип активной коммуникативной направленности.

Знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе экспериментального обучения, ориентированы на достижения основной цели — формирование у студентов системного представления о языке.

2. Программа экспериментального обучения была рассчитана на 36 часов и имела два варианта (для русского и национального отделения).

Программа ЭО включала 4 блока, характеризующиеся своими целями, задачами и содержанием.

Это фонетико-акцентологический, семантический, словообразовательный, стилистический блоки.

3. Констатирующий эксперимент показал, что речевой слух студентов-филологов (особенно национальных групп) нуждается в дальнейшем совершенствовании, знания студентов по проблеме побочного ударения характеризуются разрозненностью. Поэтому необходимо проведение обучающего эксперимента, имеющего целью показать будущим педагогам-словесникам целостность языковой системы во взаимодействии всех уровней на материале изучения явления полиударности.

4. Первый блок экспериментальной программы преследует цель систематизации сведений о русском словесном ударении и его особенностях. В результате реализации этого блока программы очевидным становится тот факт, что, несмотря на свою хрестоматийность, такие особенности русского ударения, как разноместность и подвижность, чрезвычайно важны для изучения студентами, а, в особенности, студентами национальных (мордовских) групп.

5. Второй блок экспериментальной программы помогает студентам осмыслить факторы полиударности и предлагает показать тесную взаимосвязь явления полиударности с фонетической оболочкой слов.

6. Задача третьего блока — показать участникам семинара связь между полиударностью слов и способом их образования. В этой связи, как и в других свойствах полиударных слов находит выражение системность языка, взаимодействие его отдельных уровней.

7. Главная задача четвертого блока — сформировать у студентов представление о действии стилистического фактора при формировании слова как моноили полиакцентной единицы, а также продолжить наблюдения над связью фонетико-акцентологических и словообразовательных явлений.

8. Для проверки результатов экспериментального обучения был проведен контрольный эксперимент. Он позволил сделать вывод о возросшем уровне речевого слуха членов обеих экспериментальных групп, также повысилась орфографическая грамотность студентов. Работа над полиударными словами значительно повысила уровень знаний студентов по разделу «Словообразование», послужила осмыслению функций и особенностей русского словесного ударения и совершенствованию профессиональной компетентности участников эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью данного исследования были поиски ответа на вопрос об объеме и форме изучения полиударных слов как особого лексико-фонетического феномена и разработка системы их изучения в рамках спецсеминара, проводимого на третьем курсе филологического факультета.

В ходе исследования проблем полиударности и организации экспериментального обучения сделаны следующие выводы:

1. Русские полиударные лексемы и словоформы представляют собой обширный и четко структурированный пласт, изучение которого возможно нацелить на формирование у студентов-филологов представления о системном устройстве русского языка, о сложных взаимоотношениях языковых ярусов, о системном взаимодействии многих, подчас противоречащих друг другу тенденций и факторов.

2. Следование этим принципам при построении учебной программы по избранной теме («Полиударные слова русского языка») способствуют формированию профессиональной компетентности будущих специалистов как в теоретико-методологическом плане, так и в вооружении студентов-филологов конкретными знаниями и навыками.

3. В условиях двуязычия усвоение студентами национального отделения вуза системы русского языка вне связи с родным языком невозможно. В процессе обучения по экспериментальной программе студентам предоставляется возможность сопоставить факты двух разносистемных языков, тем самым совершенствуя свою профессиональную и коммуникативную компетентность.

В интересах методики преподавания русского языка составлена классификация полиударных слов и разработана их комплексная характеристика, построена методическая система, основывающаяся на идее иерархии и взаимодействия факторов полиударности.

Проведенное исследование подтвердило его гипотезу, показав высокую эффективность изучения полиударных слов с целью совершенствования профессиональной компетентности будущих учителей-словесников. Предоставляя наглядные примеры взаимодействия единиц разных языковых уровней, это изучение позволяет формировать у студентов-филологов целостное представление о языке как системе, основанной на взаимосвязи и совместном функционировании ее частей.

Данный результат обеспечен выполнением обозначенных во Введении задач исследования: теоретическим изучением проблемы полиударности, сопоставительным анализом акцентологических систем русского и мордовских (мокша и эрзя) языков, разработкой программы экспериментального курса «Полиударные слова русского языка» и ее методическим оснащением. Обучение студентов-филологов по данной программе подтвердило ее эффективность. Таким образом, снято противоречие между значимостью изучения полиударных слов для совершенствования профессиональной подготовки будущих преподавателей-русистов и отсутствием целостной системы такого изучения.

В ходе исследования доказана справедливость вынесенных на защиту положений. Сделан вывод о значительном количестве полиударных слов в составе русской лексики и распределении этих слов между конкретными морфологическими и словообразовательными группами, что наглядно демонстрирует связи разноуровневых языковых явлений, их активное взаимодействие. Полиударностьявление, характерное для многих языков. В вузах, работающих в условиях двуязычия, изучение данного феномена особенно важно, так как в разных языках полиударность слов может иметь специфические черты, служить средством реализации разных языковых тенденций.

Работа с некоторыми группами полиударных слов (в том числе такой многочисленной, как имена числительные) не предусмотрена настоящей экспериментальной программой. Названная группа представляет собой особую сложность в аспекте проблемы слова, его признаков и критериев выделения в потоке речи. Работа с полиударными именами числительными — направление дальнейших исследований.

Другое направление — расширение рамок исследования за счет изучения возможностей включения материала о полиударных словах в практику преподавания культуры русской речи и русского языка как иностранного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об Образовании»: офиц. текст. — М.: Новая школа, 1996. — 61 с.
  2. Закон Республики Мордовия «О языке народов Республики Мордовия» // Известия Мордовии. 1998. — № 56 — С. 2−9.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. 2000. — № 43. — С. 6−7.
  4. О русском языке как государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон (проект) // Ориентиры культурной политики. 2001. — № 3 — С. 48−62.
  5. Региональная политика и национальная доктрина образования. М.: Просвещение, 1999. — 30 с.
  6. Федеральная программа развития образования // Известия РАО. 1999. — № 4. — С. 2−28.
  7. Федеральный закон о русском языке как государственном языке Российской Федерации. Проект // Мир русского слова. 2001. — № 1. — С. 5−11.
  8. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  9. , Р. И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Р. И. Аванесов. -М.: Рус. язык, 1985. 704 с.
  10. , Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва // Под. ред. М. А. Штудинера. М.: Рольф, 2000. — 808 с.
  11. , Ф.Л. Словарь ударений: для работников радио и телевидения/ Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва // Под ред. Д. Э. Розенталя. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. язык, 1984. — 808 с.
  12. , В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / В. Г. Адмони // Под ред. В. М. Павлова. Л.: Наука, 1998. — 240 с.
  13. , Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.- СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
  14. Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации // Тезисы докладовнауч. -методич. конф. / Под ред. В. Д. Виноградова. Нижний Новгород: НГПУ, 1999. — 152 с.
  15. , Д. И. Произношение сложносокращенных слов и буквенных аббревиатур / Д. И. Алексеев // Вопросы культуры речи: сб. ст. Вып. IV. — М., 1963. — С. 22−38.
  16. , Д. И. Слово или словосочетание? / Д. И. Алексеев // Вопросы русского языкознания. Куйбышев: Рус. язык, 1976. — Вып. 2. — С. 76−90.
  17. , К.И. Ударение в верхне-алатьрских говорах мокшанского языка / К. И. Ананьина // Современное финноугроведение, 1979. № 1. — С. 11−13.
  18. , Г. А. К вопросу о специфике методов и приемов обучения / Г. А. Анисимов // Русский язык в национальной школе. -1980.- № 5. С. 16−19.
  19. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980, — 368 с.
  20. , О.С. Словарь лингвистических терминов /О.С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1996. — 608 с.
  21. , Л.И. Сущность интерференции и специфика ее проявления / Л. И. Баранникова // Проблемы двуязычия и многоязычия / Под ред. Л. И. Баранниковой. М.: Наука, 1979. — С.88−97.
  22. , М.Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
  23. , К.К. Ритм ударение — интонация / К. К. Барышникова // Вопросы фонологии и фонетики / Под ред. К. К. Барышниковой. — М.: Наука, 1971. — 173 с.
  24. , В. А. Современный русский язык / В. А. Белошапкова. М.: Высш. Шк., 1989. — 207 с.
  25. , В.М. Научные основы обучения русской фонетике студентов национальных групп педагогических вузов Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В. М. Бельдиян. М.: Наука, 1989. -595 с.
  26. , Л. И. Вокалистическая структура слова в русском языке: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Людмила Ивановна Богданова. -Л., 1985. -16 с.
  27. , Г. М. О влиянии структуры слова на восприятие русского ударения. Экспериментально-фонетический анализ речи. Проблемы и методы / Г. М. Богомазов, Р. Ф. Пауфошима. Л.: Просвещение, 1984. — 325 с.
  28. , В.А. Неударные гласные в соотношении их с ударными в словах в общерусском произношении по экспериментальным данным /В. А. Богородицкий / Известия по русскому языку и словесности: АН СССР. В 3 т. Т. 1. — 1958. — 112 с.
  29. , В. А. Экспериментально-фонетическое изучение природы русского ударения / В. А. Богородицкий. Казань: Наука, 1955. — 143 с.
  30. Бодуэн де Куртене, И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. / И. А. Бодуэн де Куртене. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 1. — 384 с.
  31. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Отрывки из лекций по фонетике и морфологии русского языка / И. А. Бодуэн де Куртене // Филологические записки. 1882. — Вып. II-III. — С. 33−88.
  32. , Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 1997.- № 1. С. 33−44.
  33. Большой толковый словарь русского языка / Ред. кол. С. А. Кузнецов (гл. ред.) и др. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  34. Бондарко, J1.B. Основы общей фонетики / JI.B. Бондарко, JI.A. Вербицкая, М. В. Гордина. СПб.: Изд-во ун-та, 1991. — 175 с.
  35. , JI.B. Фонетическое описание языка и фонематическое описание речи / JI.B. Бондарко. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. — 199 с.
  36. , JI.B. Акустическая характеристика безударности (на материале русского языка) / JI.B. Бондарко, JI.A. Вербицкая, JI.P. Зиндер // Структурная типология языков / Под ред. JI.B. Бондарко. М.: Рус. язык, 1966. — С. 56−64.
  37. , JI.B. О восприятии безударных слогов /JI.B. Бондарко, Н. Д. Светозарова // Фонетика. Фонология. Грамматика / Под ред. JI.B. Бондарко.- М.: Рус. язык, 1971. С. 30−43.
  38. , С.Н. Проблемы побочного (дополнительного) ударения в современном русском языке Текст.: дис. в виде науч. докл. .канд. филол. наук: 10.02.01 / С. Н. Борунова. М., 1997.- 64 с.
  39. , Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка / Е. А. Брызгунова. М.: Изд-во МГУ, 1963. — 247 с.
  40. , Д. В. Эрзя-мордовская грамматика-минимум /Д. В. Бубрих. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. — 50 с.
  41. Буланин, JT. J1. Фонетика современного русского языка / J1. J1. Буланин. М.: Высш. шк., 1970. — 206 с.
  42. , Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2001. — 304 с.
  43. , Ю.В. Предпосылки становления профессионального самопознания педагога / Ю. В. Варданян // Современные проблемы психолого-педагогических наук: межвуз. сб. науч. тр.- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2000.- 144 с.
  44. , З.П. Принцип учета родного языка /З.П. Васильченко // Русский язык в национальной школе. 1982. — № 5. -С. 20−26.
  45. , Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е. М. Верещагин. М.: Просвещение, 1969. — 164 с.
  46. , Е.М. Психология двуязычия и преподавания русского языка иностранцам / Е. М. Верещагин // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку / Под ред. Е. М. Верещагина. М.: Изд-во МГУ, 1972 — С. 11−13.
  47. , Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Рус. язык, 1990. — 246 с.
  48. , Н.С. Изучение фонетики русского языка в условиях двуязычия / Н. С. Вилюта. Минск: Наука, 1987. — 58 с.
  49. , В.В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов.- М.: Высш. шк., 1981. 320 с.
  50. , В.В. Русский язык / В. В. Виноградов.- М.: Просвещение, 1972. 614 с.
  51. , В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. 3-е изд. — М.: Высш. шк., 1986. — 640 с.
  52. , В. Д. Лингводидактические основы обучения русскому языку и культуре речи: Сборник избранных статей и докладов/ В. Д. Виноградов.- Н. Новгород: НГПУ, 2001. 165 с.
  53. , В.Д. Практический курс русского языка / Виноградов В. Д. и др. М.: Просвещение, 1988. — 303 с.
  54. , В.Д. Русская речь. Произношение. Интонация. Речевой слух: Учеб.-методич. пособие по культуре русской речи /
  55. В.Д. Виноградов, И. А. Фролова, Г. А. Фролова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. — 269 с.
  56. , А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / А. И. Власенков. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
  57. Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: межвуз сб. науч. тр.- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1999. — 95 с.
  58. , В.Л. Ударение и его роль в номинации / В. Л. Воронцова // Способы номинации в современном русском языке / Под ред. В. Л. Воронцовой. М.: Наука, 1982. — С. 123−133.
  59. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Философия риторики. Риторика философии. М.: Лабиринт, 1999. -351 с.
  60. , Л.С. Педагогика / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 533 с.
  61. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2000 — 1007 с.
  62. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1991. -479 с.
  63. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: Просвещение, 1988. — 201 с.
  64. , К.Э. Упражнения по фонетике: Для практической работы в вузе / К. Э. Гаджиева // Русский язык в национальной школе. 1989. — № 3. — С. 56−60.
  65. , Г. П. Словообразовательные модели с авиа-, авто-, аэро, био- и др. в словаре русского языка / Г. П. Галаванова // Современная русская лексикология / Под ред. Г. П. Галавановой. -Л.: Наука, 1977. С. 144−159.
  66. , А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике / А. Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1963. — 284 с.
  67. , А.Н. Современный русский язык / А. Н. Гвоздев. М.: Просвещение, 1964. — 327 с.
  68. , Д. Статистические методы в педагогике и психологии (пер. с англ. А.Н. Пущина) / Д. Гласс, Д.Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 212 с.
  69. , Б.А. Термины методики преподавания русского языка как иностранного / Б. А. Глухова, А. Н. Щукин. М.: Рус. язык, 1993. — 433 с.
  70. , Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи / Б. Н. Головин. Горький: ГГПУ, 1966. — 207 с.
  71. , К.С. О фонетических предпосылках некоторых акцентологических изменений в русском языке / К. С. Горбачевич // Вопросы языкознания. 1975. — № 6. — С. 46−54.
  72. , К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / К. С. Горбачевич. СПб.: Рус. язык, 2001. — 368 с.
  73. Грамматика русского языка: В 2 т. М.: Изд-во АНСССР, 1954. — Т.2. 4.1. — 598 с.
  74. Грамматика современного русского языка. АН СССР ИРЯ / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1970. — 336 с.
  75. , JI.K. Культура русской речи / Л. К. Граудина, E.H. Ширяев / Под ред. Л. К. Граудиной. М.: Просвещение, 1998. -550 с.
  76. , В. А. Теория языкознания: Учеб. пособие / В. А. Гречко. М.: Высш. шк., 2003. — 375 с.
  77. , Т.В. Практическая направленность методической подготовки учителей русского языка: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. В. Гусейнович. Душанбе, 1998. — 40 с.
  78. , В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. М.: Большая советская энциклопедия, 1998. — Т. 1. — 672 с.
  79. , В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. М.: Большая советская энциклопедия, 1999. — Т. 2. — 670 с.
  80. , Н.Д. Содержание коммуникативной подготовки студентов педагогического вуза / Н. Д. Десяева // Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: межвуз. сб. науч. тр.- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1999. — С. 69.
  81. , A.B. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: Структура, содержание, принципы формирования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / A.B. Добудько. Самара, 2000. — 22 с.
  82. , Т.К. Принципы развивающегося обучения русскому языку / Т. К. Донская. Л.: ЛГПИ, 1985. — 87 с.
  83. , В.А. Акцентология и словообразование в славянском языке / В. А. Дыбо // Славянское языкознание. Тезисы VI Международного съезда славистов. М.: Наука, 1968. — 214 с.
  84. , М.Е. Основы мордовской грамматики: Избр. тр.: В 4 т./ М. Е. Евсевьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. — Т. 2. — 470 с.
  85. , H.A. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение / H.A. Еськова. М.: Рус. язык, 1999. — 148 с.
  86. , П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике / П. С. Жедек // Русский язык в школе. -1982. № 5. — С. 16−23.
  87. , И.М. Конструкции типа тепло- и электровозы в русском языке / И. М. Жилин // Русский язык в школе. 1972. — № 4. — С. 96−100.
  88. , Н.И. Восприятие ударения в словах русского языка / Н. И. Жинкин // Известия АПН РСФСР. Вып. 54. — М., 1954. — 98 с.
  89. , Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1958. — 370 с.
  90. , В.М. О границах слова / В. М. Жирмунский // Вопросы языкознания. 1961. — № 9. — С. 5−22.
  91. , А.И. Русское произношение в системе обучения студентов национального отделения педвузов Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. И Заикина.- М., 1995. 165 с.
  92. , С.Н. Проблемы правописания сложных слов Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 / С. Н. Зайцева. М., 1998. — 160 с.
  93. , A.A. Введение в психолингвистику / A.A. Залевская. М.: Изд-во РГГУ, 2000. — 382 с.
  94. , A.A. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике / A.A. Залевская // Сб. науч. тр. Калинин, 1979. — С. 28−35.
  95. , A.A. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение / A.A. Зализняк. М.: Рус. язык, 1977. — 897 с.
  96. , A.A. К вопросу об использовании операционных понятий при описании просодических элементов / A.A. Зализняк / Конф. по структурной лингвистике, посвященная базисным проблемам фонологии, Москва, 20−23 мая 1963 г. М.: Рус. язык, 1963. — 113 с.
  97. , A.A. Ударение в современном русском склонении / A.A. Зализняк // Русский язык в национальной школе. -1963. № 2. — С.17−23.
  98. Засорина, J1.H. Введение в структурную лингвистику: учеб. пособие для студ. филол. специальностей ун-тов / Л. Н. Засорина. М.: Высш. шк., 1974. — 319 с.
  99. , Н.М. Как активизировать обучение в вузе? / Н. М. Зверева. Горький: ГГПИ, 1989. — 72 с.
  100. , Н.М. Дидактика для учителя / Н. М. Зверева, Т. Е. Маскаева. Н. Новгород: НГЦ, 1996. — 131 с.
  101. , Б.Б. Модификация просодической системы под влиянием изменений темпа речи: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 / Б. Б. Здорова.- М., 1982. 19 с.
  102. , Г. С. Об отношении ударения к словообразованию / Г. С. Зенков, Я. К. Грот // Вопросы лексики и грамматики русского языка / Под ред. Г. С. Зенкова. Фрунзе: Наука, 1962. — 104 с.
  103. , И.А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М: Рус. язык, 1989. — 219 с.
  104. , Л.Р. Общая фонетика: учеб. пособие / Л. Р. Зиндер. М.: Высш. шк., 1979. — 312 с.
  105. , Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи / Л. В. Златоустова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1962. — 151 с.
  106. , Л.В. Фонетические единицы русской речи (экспериментальное исследование) / Л. В. Златоустова. М.: МГУ, 1981. — 105 с.
  107. , В.А. Работа над ударением в школе / В. А. Иванова, Ф. П. Сергеев // Русский язык в школе. 1963. — № 2. -С. 35−40.
  108. , С.Ф. Речевой слух и культура речи / С. Ф. Иванова. М.: Просвещение, 1970. — 65 с.
  109. Иванова-Лукьянова, Г. Н. О ритме прозы. Развитие фонетики современного русского языка / Г. Н. Иванова-Лукьянова. -М.: Рус. язык, 1971. 167 с.
  110. , Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. 1990. — № 4. — С. 54−60.
  111. , М.Д. Сопоставительная грамматика русского и мордовских языков: учеб. пособие / М. Д. Имайкина. Саранск: МГУ, 1980. — 100 с.
  112. , О.С. Где поставить ударение?: (О нормах русского ударения) / О. С. Иссерс // Русская речь. 1987. — № 1. — С. 82−85.
  113. , О.С. Ударение в префиксальных и сложных прилагательных в современном русском языке. Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Оксана Сергеевна Иссерс. М., 1987. -185 с.
  114. , М.Л. Побочное ударение и ритмическая структура русского слова на словесном и фразовом уровнях / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина // Вопросы языкознания. 1993. — № 4. -С. 99−106.
  115. , М.Л. Словарь трудностей русского произношения / М. Л. Каленчук. М.: Рус. язык, 1997. — 365 с.
  116. , A.A. Мировоззрение и методология в контексте образования / A.A. Касьян // Высшее педагогическое образование: проблемы и решения: Монография / Под общ. ред. И. Е. Курова. -Н. Новгород: НГПУ, 1994. С. 133−159.
  117. , Л.Г. Формирование универсальных умений билингва / Л. Г. Кашкуревич. М.: Высш. шк., 1988. — 140 с.
  118. , Ж.Т. Восприятие безударных гласных (на материале русского языка). Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Ж. Т. Кижняева. Л., 1975. — 215 с.
  119. , В.Л. О работе над словным ударением на начальном этапе обучения русскому языку / В. Л. Клепко // Вопросы методики преподавания русского языка нерусским. М.: Просвещение, 1980. 179 с.
  120. , В.А. Об ударении в сложных прилагательных, обозначающих качество с дополнительным оттенком / В. А. Коваленко// Вторая науч. конф. Тезисы докладов по итогам НИР за 1966 г.- Южно-Сахалинский пед. ин-т. Южно-Сахалинск, 1967. — С. 214−219.
  121. , C.B. Общая фонетика / C.B. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. М.: РГГУ, 2001. — 591 с.
  122. , C.B. Экспериментальные исследования ударения / C.B. Кодзасов, Ю. М. Отряшков // Исследования по речевой информации / Под ред. C.B. Кодзасова. М.: Изд-во МГУ, .1968. -214 с.
  123. , В.В. Историческая фонетика русского языка / В. В. Колесов.- М-.: Высш. шк., 1980. 215 с.
  124. , Т.И. Позиционные варьирования гласных, обусловленные ударением, в русском и английском языках:
  125. Парадигттический и синтагматический аспекты). Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Т. И. Кольцова. М., 1992. — 193 с.
  126. , М.Н. Грамматика мордовских языков / М. Н. Коляденков. Саранск: Изд-во МГУ, 1954. — 326 с.
  127. , Г. Ф. Ударение в словах и формах (практический упражнения) / Г. Ф. Коновалова // Русский язык в школе. -1980. № 5. — С. 36−37.
  128. , В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова. М.: Просвещение, 1988. — 155 с.
  129. , П.М. Смыслоразличительная и формообразовательная роль ударения в современном русском языке: Пособие для учителей-словесников / П. М. Криворучко. Киев: Рад. школа, 1968. — 68 с.
  130. , П.С. Историческая грамматика русского языка. Морфология / П.С. Кузнецов- М.: Изд-во МГУ, 1953. -307 с.
  131. , П.С. К вопросу о фонологии ударения / П.С. Кузнецов- М.: Изд-во МГУ, 1948. 145 с.
  132. , П.С. К вопросу об ударении и тоне в фонологическом и фонетическом отношении / П. С. Кузнецов // Теоретические проблемы прикладной лингвистики / Под ред. П. С. Кузнецова. Вып. 1. — М.: Изд-во МГУ, 1965. — 197 с.
  133. , П.С. О качестве ударения как признаке отдельных слоговых фонем / П. С. Кузнецов // Из истории отечественной фонологии / Под ред. П. С. Кузнецова. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 234 с.
  134. , А.И., Словарь морфем русского языка / А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. М.: Рус. язык, 1986. — 1136 с.
  135. , Э.Г. Категоризация выбора места ударения в системе русского словообразования (имена существительные). Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Э. Г. Куликова. -Ростов-на- Дону, 1996.-184с.
  136. , А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку: сб. ст. / Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  137. , Е. Очерки по лингвистике / Е. Курилович. -М.: Наука, 1962. 444 с.
  138. , Г. Н. Закономерности расстановки ударения в инициальных аббревиатурах и сложносокращенных словах русского языка. Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Г. Н. Курохтина. М.,' 1984. — 184 с.
  139. , Б.А. Некоторые теоретические вопросы методики обучения неродному языку / Б. А. Лапидус // Язык как коммуникативная деятельность человека / Под. ред. Б. А. Лапидус. -М.: АН СССР. Институт языкознания, 1987. С. 149−158.
  140. , O.A. Поведение словесного ударения (в русском языке) / O.A. Лаптева // Русская речь. 1997. — № 4. — С. 47−54.
  141. , О.Т. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе / О. Т. Лебедев, Г. Е. Даркевич. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. — 211 с.
  142. , Ю.Г. Звуки. Ударение. Интонация: учеб. пособие / Ю. Г. Лебедева. М.: Рус. язык, 1975. — 296 с.
  143. , A.A. Проблемы опоры на родной язык и типология речевых действий / A.A. Леонтьев // Вопросыпсихолингвистики и преподавания русского языка как иностранного / Под ред. A.A. Леонтьева. М.: МГУ, 1971. — С. 17−29.
  144. , И.Я. Система методов обучения /дидактический аспект / И. Я. Лернер // Совершенствование методов обучения русскому языку / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Просвещение, 1981.- С. 16−27.
  145. Лингвистический энциклопедический словарь / Ред. кол.: В. Н. Ярцева (гл. ред.) и др. М.: Рус. язык, 1990. — 687 с.
  146. , И.М. Акустическая природа второстепенного словесного ударения в русском языке / И. М. Логинова // Изучение сегментных и суперсегментных единиц речи / Под ред. И. М. Логиновой. М.: Рус. язык, 1977. — 125 с.
  147. , В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5−9 классы / В. В. Львов. М.: Просвещение, 1989.- 136 с.
  148. , В.В. О работе по орфоэпии в вузе / В. В. Львов // Русский язык в школе. 1990. — № 5. — С. 97−99.
  149. , М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студ. пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. М.: Изд. центр «Академия" — Высш. шк., 1999. — 272 с.
  150. , А. Принцип экономии в фонетических изменениях / А. Мартине. М.: Изд-во иностр. лит., 1980. — 206 с.
  151. , М.И. Введение в общую фонетику / М. И. Матусевич. М.: Учпедгиз, 1959. — 134 с.
  152. , М.И. Вопросы фонетики / М. И. Матусевич. -J1.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1964. 194 с.
  153. , Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: учеб. пособие / Н. И. Мешков. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 184 с.
  154. , Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Николай Иванович Мешков. СПб., 1993. — 31 с.
  155. , О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова и др. / Под ред. О. Д. Митрофановой, В. Г. Костомарова и др. М.: Рус. язык, 1990. — 246 с.
  156. , М.В. Фонетическая структура финно-угорской основы слова в мордовских языках. Сравнительно-исторический анализ: учеб. пособие / М. В. Мосин. Саранск: Изд-во Саран, унта, 1989. — 60 с.
  157. , Т.М. Акустические и воспринимаемые параметры русского словесного ударения / Т. М. Надеина // Вестник Московского ун-та, сер. Филология. 1979. — № 4. — С. 49−53.
  158. , О.H. Дополнительные акценты в ритмических структурах многосложных слов русского языка. Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / О. Н. Наконечная. Киев, 1990. -259 с.
  159. , Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т. В. Напольнова. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
  160. , Н.И. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / Н. И. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 113 с.
  161. , Т.М. Место ударения и фонетический состав слова/ Т. М. Николаева // Фонетика. Фонология. Грамматика. М.: Наука, 1971. — 246 с.
  162. Образование Республики Мордовия в цифрах и фактах / Под ред. В. В. Кадакина. Саранск: ГУП РМ «Ковылкинская районная типография», 2002. — 45 с.
  163. Обучение русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации на рубеже веков // Тезисы докладов Международной науч.-практ. конф. Н. Новгород: НГПУ, 2001. — 204 с.
  164. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  165. , М. Нормы побочного ударения в русском языке / М. Олехнович // Przegled Rusycystyczny, 1979. С. 14−27.
  166. , М. Система ударения в русском словосложении / М. Олехнович // Русский язык в национальной школе. 1964. — № 5. — С. 12−19.
  167. , JI. Современное русское побочное ударение в свете словесного ударения / Л. Оссовски // Studia rossica posnaniensia resz. I. Posnan, 1970. — С. 141−145.
  168. , Л.К. Сложносокращенные слова / Л. К. Павловская // Русская речь. 1967. — № б. — С. 57−61.
  169. , М.В. Русская фонетика / М. В. Панов. М.: Просвещение, 1967. — 436 с.
  170. , М.В. Современный русский язык. Фонетика / М. В Панов. М.: Высш. шк., 1979. — 256 с.
  171. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М.: Изд-во Флинта-Наука, 1998. — 312 с.
  172. , A.B. Основы педагогики и психологии высшей школы / A.B. Петровский. М.: Высш. шк., 1986. — 304 с.
  173. , Н.К. О фонетической членимости слов в русском языке (к вопросу о просодеме) / Н. К. Пирогова. М.: Рус. язык, 1976, — 265 с.
  174. , O.E. Мокшанский язык: учеб. пособие / O.E. Поляков. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 107 с.
  175. , O.E. Учимся говорить по-мокшански / O.E. Поляков. Саранск.: Мордов. книж. изд-во, 1995. — 197 с.
  176. , O.E. Фонетические системы мордовских (мокшанского и эрзянского) языков в синхроническом и диахроническом аспектах Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 / O.E. Поляков. Саранск, 1997. — 275 с.
  177. , A.A. Из записок по русской грамматике: В 2 т./ A.A. Потебня. М.: Рус. язык, 1958. — Т.1. — 356 с.
  178. , A.A. Ударение / A.A. Потебня. Киев: Наук. Думка, 1973. — 167 с.
  179. Практический курс русской фонетики и интонации: методич. разработки и учеб. материал по практич. курсу русской фонетики и интонации для студ.-филологов национальных отделений пед. ин-тов / Под ред. В. А. Редькина. М.: ЦИУУ, 1991. — 256 с.
  180. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Г. К^угловой / Сб. науч. тр.: Моск. гос. открытый пед. ин-т- М.: МГОПИ, 1992. 153 с.
  181. Профессиональная направленность обучения русскому языку в педвузе / Отв. ред. М. В. Богданова: Межвуз. сб. науч. тр. — Смол. гос. пед. ин-т им. К. Маркса. Смоленск: СГПИ, 1985. — 133 с.
  182. Психология студента как субъекта учебной деятельности / Под ред. JI.C. Выготского. М.: Просвещение, 1989. — 130 с.
  183. Региональная политика и национальная доктрина образования. М.: Просвещение, 1999. — 45 с.
  184. , A.A. Введение в языковедение / A.A. Реформатский. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 542 с.
  185. , A.A. Фонетика. Фонология. Грамматика / A.A. Реформатский. М.: Высш. шк., 1971. — 365 с.
  186. , A.A. Фонологические этюды / A.A. Реформатский. М.: Наука, 1975. — 134 с.
  187. , H.H. Суперсегментные средства русской разговорной речи: (На материале ударения в потоке речи) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / H.H. Розанова. JI., 1978. -229 с.
  188. , Д.Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь. М.: Международные отношения, 1994. — 558 с.
  189. , Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: Рус. язык, 1976.- 543 с.
  190. , Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: Рус. язык, 1984. — 704 с.
  191. , Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании : Магистерский курс: Программа и терминологический словарь / Н. Ю. Русова. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 30 с.
  192. Русская грамматика: В 2 т. М.: АН СССР, 1980. — Т.1.- 783 с.
  193. Русская грамматика: В 2 т. М.: АН СССР, 1980. — Т.2.- 709 с.
  194. , В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога / В. В. Рыжов. Н. Новгород: Изд-во НПГУ, 1994. — 164 с.
  195. , Е.А. О природе второстепенного ударения в современном русском языке / Е. А. Сафронова / Студ. науч. раб. Унта Дружбы Народов / Под ред. Е. А. Сафроновой. М.: Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1972. — 345 с.
  196. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  197. , Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? / Л. И. Скворцов. М.: Знание, 1983. — 125 с.
  198. , В.А. Теория и практика высшего педагогического образования / В. А. Сластенин // Межвуз. сб. науч. тр.- Москов. гос. пед. ин-т / Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1987. — С. 45−51.
  199. Современный мордовский язык. Фонетика / Рец. А. Куклин // Финно-угроведение. 1994. — № 1. — С. 134−142.
  200. , Ф. де. Труды по языкознанию (пер. с франц.) / Под ред. A.A. Холодовича. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  201. , A.B. Методика русского языка в средней школе / A.B. Текучев. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  202. , Д.А. Слово русской речи как артикуляционно-акустическое единство (экспериментально фонетическое исследование). Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Д. А. Теряев. — Киев, 1990. — 206 с.
  203. , А.Н. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / А. Н. Тихонов. М.: Цитадель, 1999. — 704 с.
  204. , А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. / А. Н. Тихонов. М.: Рус. язык, 1990. — Т. 1. -854 с.
  205. , А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. / А. Н. Тихонов. М.: Рус. язык, 1990. — Т. 2. -885 с.
  206. , А.Т. Способы образования слов на базе словосочетании / А. Т. Тулина // Русский язык в школе. 1974. -№ 4. — С. 46−48.
  207. , И.С. Закономерности ударения в русском словообразовании (ударение в словах, образованных с помощью префикса) / И. С. Улуханов // Русский язык за рубежом. 1985. — № 1. — С. 61−66.
  208. , Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителей / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1973.- 160 с.
  209. , H.A. Ударение в современном русском языке / H.A. Федянина. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Рус. язык, 1982.- 301 с.
  210. , H.A. Ударение в современном русском языке Текст.: дис.. д-ра филол. наук 10.02.01 / H.A. Федянина. М., 1990. — 396 с.
  211. , А.П. Мордовские языки / А. П. Феоктистов // Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско-финские, саамские и мордовские языки / Под ред. А. П. Феоктистова. М.: Наука, 1975. — С. 248−345.
  212. , С.С. Методика преподавания русского языка в школах народов финно-угорской группы / С. С. Филиппов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 392 с.
  213. Филологический вестник: межвуз. сб. науч. работ- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. инта, 2000. — 287 с.
  214. Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 551 с.
  215. , М.И. Русская орфоэпия, фонетическая транскрипция. (Методическое письмо в помощь изучаоцим курс «Современный русский язык») / М. И. Фомин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1966. — 19 с.
  216. , И.А. Практический курс русской фонетики и интонации / И. А. Фролова. М.: Просвещение, 1991. — 256 с.
  217. , И.А. Сопоставительная типология русского и английского языков с этимологическими и историческими комментариями: учеб. пособие / И. А. Фролова, O.A. Артамонова. -Н. Новгород: НГПУ, 2002. 86 с.
  218. , И.А. Сопоставительная типология русского и английского языков с этимологическими и историческими комментариями / И. А. Фролова, В. М. Капацинская. Н. Новгород: НГПУ, 1997. — 98 с.
  219. , И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся / И. А. Фролова // Русский язык в школе. 1980. -№ 5. — С. 23−30.
  220. , Т.Г. Подвижное ударение в современном русском словоизменении: (Характеристика функции и дистрибуции) Текст.: дис.. д-ра филол. наук: 10.02.01 / Т. Г. Хазагеров. -Ростов-на-Дону, 1979. 268 с.
  221. , М. Фонологическая система русского языка. Новое в лингвистике/ М. Халле. М.: Рус. язык, 1962. -465 с.
  222. , М.А. Совершенствование лингвистической подготовки студентов в педвузе / М. А. Хегай // Русский язык в школе. 1987. — № 6. — С. 82−83.
  223. , Д.В. Мордовские языки / Д. В. Цыганкин // Мордва: Историко-этнографические очерки / Под ред. Д. В. Цыганкина. Саранск: Изд-во НИИЯЛИиЭ, 1981. — С. 50−58.
  224. , Д.В. Мордовские языки глазами ученого-лингвиста / Д. В. Цыганкин. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000. -316 с.
  225. , М.А. О взаимоотношении системы ударения и морфологической структуры слова / М. А. Черкасский / Программа и тезисы докладов XV науч. конф., посвященной 40-летию Казахской ССР. Алма-Ата, 1961. — 89 с.
  226. , В.И. Русское ударение / В. И. Чернышов. -СПб.: Просвещение, 1962. 49 с.
  227. , А.И. Методика преподавания фонетики русского языка в 5 классе эрзя-мордовской школы / А. И. Чикина. Саранск: Изд-во МГУ, 1958. — 102 с.
  228. , М.В. Основы методики русского языка в нерусских школах / М. В. Чистяков. М.: Просвещение, 1958. — 227 с.
  229. ШаКирова, J1.3. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе: учеб. пособие для студ. нац. отделений пед. ин-тов / JI.3. Шакирова, Л. Г. Саяхова. СПб.: отд-ние изд-ва Просвещение, 1992. — 287 с.
  230. , Н.М. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики / Н. М. Шанский, Н. З. Бакеева. М.: Просвещение, 1977. — 387 с.
  231. , Н.М. Современный русский язык: В 2 ч. / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М.: Просвещение, 1981. — Ч. 1. — 191 с.
  232. , С.К. Структурная лингвистика / С. К. Шаумян. -М.: Наука, 1965. 396 с.
  233. , Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий.- М.: Наука, 1997. 364 с.
  234. , Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. М.: Учпедгиз, 1957. — 157 с.
  235. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 427 с.
  236. , А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. М.: Высш. шк., 1982. -223 с.
  237. , P.O. Фонология и ее отношение к фонетике. Новое в лингвистике / P.O. Якобсон, М. Халле. Вып. 2. — М.: Рус. язык, 1962. — 356 с.
  238. , В.Н. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая советская энциклопедия, 2000. — 685 с.
Заполнить форму текущей работой