Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие государственного финансового контроля в России XVII-XIX веков: Историко-экономическое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная литература, посвященная государственному финансовому контролю, представлена работами З. М. Ахмедовой, В. П. Беляева, В. В. Бурцева, А. Городецкого, Ю. А. Данилевского, В. А. Жукова, Н. А. Золотарева, Е. Пономаренко и ряда других авторов. Большинство из перечисленных авторов касаются истории финансового контроля в досоветской России лишь фрагментарно, не рассматривая ее в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
    • 1. 1. Социально-экономические предпосылки возникновения государственного финансового контроля
    • 1. 2. Счетный приказ царя Алексея Михайловича — первый государственный контрольный орган в России
  • Выводы по первой главе
  • Глава вторая.
  • ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ
    • 2. 1. Финансовый контроль в системе организационноэкономических преобразований Петра I и его последователей
    • 2. 2. Государственный финансовый контроль в первой половине XIX века: реформация и контрреформация
  • Выводы по второй главе
  • Глава третья.
  • ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ 1860-х ГОДОВ И СОЗДАНИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
    • 3. 1. Критика системы генеральной отчетности и предложения по реформированию государственного контроля
    • 3. 2. Бюджетная реформа В. А. Татаринова и ее значение для повышения эффективности контрольно-ревизионной деятельности
  • Выводы по третьей главе

Становление и развитие государственного финансового контроля в России XVII-XIX веков: Историко-экономическое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Новые условия развития российского общества и экономики предъявляют жесткие требования к эффективности решения задач управления различными сферами государственной жизни, в том числе и теми, которые связаны с реализацией задач контроля использования финансовых средств и материальных ресурсов. Эффективность финансового контроля является одним из важнейших факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, благополучия граждан.

В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще далеко не завершенным1. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не определены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля, имеет место нерациональное разделение функций между субъектами государственного финансового контроля, недостаточно налажена система взаимодействия между органами государственного, аудиторского (независимого) и внутреннего контроля проверяемых организаций и т. д.

Стратегической задачей как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и с точки зрения.

1 См.: Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. М.: ИТК «Дашков и К», 2002. — С. 8−10- Он же. Совершенствование нормативной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2004. № 2. — С. 60−64. расширения контрольных функций является разработка критериев оценки рационального использования бюджетных средств1.

Все это диктует необходимость тщательного изучения и активного использования в современной законотворческой деятельности и практике государственного финансового контроля прошлого опыта, в частности, опыта организации государственного финансового контроля в досоветской России.

Степень научной разработанности проблемы. История государственного финансового контроля в России является на протяжении более ста лет предметом исследования, как правоведов, так и историков экономики и экономической мысли. К сожалению, в перечне работ, посвященных государственному финансовому контролю, существенно преобладают работы историков-правоведов, которые сосредоточили свое внимание исключительно на изучении процесса формирования законодательной базы контрольной деятельности.

В изучении истории государственного финансового контроля в нашей стране отчетливо пролеживаются три основных этапа: досоветский, советский и постсоветский.

Досоветский этап представлен исследованиями Н. В. Алышевского, К. И. Арнольда, И. И. Блёка, Ф. И. Бочковского, Н. Х. Бунге, В. А. Саковича, Д. А. Толстого, А. Е. Яновского, JI.H. Яснопольского и др. В работах указанных авторов содержится анализ правовой базы деятельности государственного финансового контроля в России, отмечаются сильные и слабые стороны организации и техники контроля. Заслуга многих дореволюционных авторов состояла в том, что в их трудах были представлены подлин.

1 Преображенский Б. Г. Организация государственного финансового контроля: проблемы, задачи, перспективы // Парламентский финансовый контроль (российско-канадский опыт). Федеральное Собрание РФ. М., 2003. — С. 14. ные документы, архивные данные, частично не сохранившиеся до настоящего времени, а также личные наблюдения и впечатления о деятельности контрольных органов разных уровней.

Особенностью советского этапа изучения истории государственного финансового контроля в дореволюционной России являлось резко критическое и научно не вполне аргументированное отношение исследователей к организации и деятельности контрольных учреждений в Российском государстве. История государственного контроля представлена в работах советских авторов как сплошная цепь неурядиц и бюрократической казенщины. В этом отношении характерны работы Ф. Белявского, А. И. Коняева, В. М. Митрофанова. Последний из них, в частности, безаппеляционно утверждал в своей кандидатской диссертации, что «при капитализме сами принципы построения финансового контроля способствуют прикрытию громадных хищений», и что «учреждения государственного финансового контроля, находясь на службе господствующих классов, являются в основном зрителями незаконного расходования капиталистами и помещиками государственных средств и сокрытия ими от налогового обложения прибылей"1. Одной из задач своего исследования автор определял «критическое использование материалов ревизий для раскрытия приемов организованного хищничества и систематического разграбления народного достояния эксплуататорскими классами». Эту задача, судя по тексту автореферата, автором так и не была решена.

Естественно, что приведенные выше оценки и научные подходы требуют ныне существенного уточнения и коренного пересмотра с позиций.

1 Митрофанов В. М. Государственный финансовый контроль в дореволюционной России (1811−1917 гг.).-С. 4.

2 Там же. — С. 3. научной объективности и на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

Современная литература, посвященная государственному финансовому контролю, представлена работами З. М. Ахмедовой, В. П. Беляева, В. В. Бурцева, А. Городецкого, Ю. А. Данилевского, В. А. Жукова, Н. А. Золотарева, Е. Пономаренко и ряда других авторов. Большинство из перечисленных авторов касаются истории финансового контроля в досоветской России лишь фрагментарно, не рассматривая ее в качестве предмета исследования. В интересном историко-правовом исследовании О. В. Владимировой «Государственный финансовый контроль России в XVII—XIX вв.» анализу подвергнуты лишь организационно-правовые аспекты становления и развития института государственного финансового контроля в России1. В монографии А. А. Ялбулганова на большом фактическом материале анализируется одно из частный проявлений государственной финансово-контрольной деятельности, связанное с военным хозяйством дореволюционной России.

На основании анализа актуальности разработки системы государственного финансового контроля в современных условиях и степени научной разработанности истории государственного финансового контроля в стране можно говорить об объективно существующем противоречии между потребностями современной постановки эффективного и действенного государственного финансового контроля и слабой востребованностью исторического опыта организации и деятельности государственного финансового контроля в нашей стране.

1 См.: Владимирова О. В. Государственный финансовый контроль России в XVII — XIX вв. (Историко-правовое исследование) — Саратов, 2003.

2 См.: Ялбулганов А. А. Внутриведомственный финансовый контроль в российской армии в XIX — начале XX в.: историко-правовое исследование". — М., 1999.

Актуальность темы

с одной стороны, и недостаточная ее изученность в существующей историко-экономической литературе, с другой стороны, определили выбор парадигмы настоящего диссертационного исследования и его цель: сформировать целостное научное представление о путях становления и развития государственных контрольных учреждений в России XVII—XIX вв., экономических функциях государственного финансового контроля, технике его организации и результативности.

Объект исследования — история государственных финансов России XVII—XIX вв.

Предмет исследования — становление и развитие организационно-теоретических принципов и практики государственного финансового контроля в России рассматриваемого периода.

Цель и предмет исследования предполагают решение следующих конкретных задач:

1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения в России института государственного финансового контроля.

2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития системы государственного финансового контроля в России XVII — XIX веков.

3. Исследовать основополагающие принципы и технику организации государственного финансового контроля в России, его действенность.

4. Обосновать необходимость творческого использования дореволюционного опыта организации государственного финансового контроля в условиях переходы страны к цивилизованному рынку, правовому государству и гражданскому обществу.

Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с середины XVII столетия до 70-х годов XIX века. В эти годы идет процесс становления и развития отечественной государственности, формирование финансовой системы Российской империи, разворачивается процесс трансформации традиционного общества и экономики в индустриальные. Формирование государственного финансового контроля являлось важной имманентной частью этих процессов, их непременным атрибутом.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические законы и закономерности научного познания, а также законы и закономерности историко-экономической науки в ее институциональном контексте. В качестве общетеоретической и методологической основы диссертации могут также рассматриваться труды классиков мировой и отечественной экономической науки, посвященные проблемам финансовой деятельности и государственного финансового контроля.

В процессе подготовки диссертации автором использовались как общенаучные, так и историко-экономические методы научного исследования. Это — анализ, синтез и моделирование экономических ситуаций, системный подход к исследуемым явлениям, метод историзма, ориентирующий исследователя на первоочередное изучение тех процессов и явлений прошлого, которые помогают осмыслению современных задач развития.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена применением адекватных его цели и задачам методологических подходов, широким набором методов историко-экономического анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, а также репрезентативной источниковой базой. В исследовании использован широкий круг взаимодополняющих и взаимо-уточняющих источников, которые можно разделить на четыре основных категории:

Законы Российской империи и Российской Федерации.

Документы высших органов власти, министерств и ведомств, касающиеся вопросов организации государственного и ведомственного финансового контроля, в том числе ежегодные отчеты государственного контролера императору.

Информационно-аналитические материалы, характеризующие состояние отечественных финансов и организацию государственного финансового контроля.

Труды известных отечественных экономистов и правоведов, характеризующие значение финансового контроля для укрепления российской государственности и экономической безопасности страны.

Научная новизна исследования состоит в выявлении основных тенденций формирования и развития отечественной системы государственного контроля. Она заключается также в том, что в диссертации:

Дан развернутый ретроспективный анализ сущности государственного финансового контроля, его значения и функций в управлении государственными финансовыми потоками.

Содержится характеристика основных этапов развития государственного финансового контроля в России XVII—XIX вв.еков.

Выявлены и проанализированы концептуальные основы и организационно — структурные формы государственного финансового контроля, раскрыта эволюция правовых и организационных норм контрольно-ревизионной деятельности.

Выявлены и проанализированы основополагающие принципы организации государственного финансового контроля: принцип законнности, принцип независимости, принцип гласности, принцип объективности и др. и.

Раскрыты объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на процесс становления и развития системы государственного финансового контроля, характер взаимоотношений контрольных органов с подконтрольными инстанциями, показано участие органов контроля в выработке государственных предположений.

Проанализировано влияние государственного финансового контроля на процесс формирования государственного бюджета (росписи), упорядочение финансовой отчетности, установление единства касс, повышение ответственности должностных лиц за рациональное использование государственных средств.

Доказано, что оптимизация системы государственного финансового контроля неизменно влечет за собой качественные изменения в государственной бюджетной политике, упорядочение государственной отчетно-финансовой документации, оздоровление в целом финансовой системы страны, повышение ответственности распорядителей кредитов и других должностных лиц за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы существенно уточняют, а в ряде случаев аргументировано опровергают сложившиеся в исто-рико-экономической науке представления о характере государственного финансового контроля в России. В данном исследовании процесс становления и развития государственного финансового контроля в стране рассматривается как процесс поиска оптимальных форм контрольно-ревизионной деятельности, адекватных исторической ситуации.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось на всех этапах его проведения путем устных и печатных выступлений автора, в том числе на страницах общероссийских изданий.

Президентский контроль" и «Экономика и право». На основе диссертационного исследования разработан спецкурс «Государственный финансовый контроль в России: история и современность», обогащено содержание нормативного учебного курса «Экономическая история России», читаемого для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит».

На защиту выносятся три группы результатов:

1. Аналитические.

1.1. Обнаруженный дефицит объективных научных знаний о процессах становления и развития государственного финансового контроля в дореволюционной России.

1.2. Вскрытое противоречие между задачами формирования действенной системы государственного финансового контроля и слабой востребованностью исторического опыта финансово-контрольной деятельности.

2. Теоретические.

2.1. Вывод о позитивном влиянии государственного финансового контроля на формирование механизмов и мер финансово-экономической политики, характер институциональных преобразований.

2.2. Утверждение, что наиболее целесообразным подходом к формированию эффективной системы государственного финансового контроля является теоретическое обобщение реального опыта и использование на практике проверенных временем форм и методов контрольно-ревизионной деятельности.

3. Прикладные.

3.1. Представленное в работе описание процедуры организации государственного финансового контроля на различных стадиях его развития.

3.2. Обоснование необходимости творческого использования дореволюционного опыта организации финансового контроля в условиях современной организации и реорганизации контрольно-ревизионных институтов.

Цель и задачи исследования

обусловили проблемное и логическое структурирование диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, написанных по проблемно-хронологическому принципу, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по третьей главе:

1. Несовершенство системы генеральной отчетности, при которой государственный финансовый контроль оказался многоступенчатым и малоэффективным, существовала ситуация, когда каждое министерство и главное управления осуществляли фактически самопроверку своей финансово-хозяйственной деятельности, не могло не вызвать справедливой критики со стороны наиболее прогрессивных представителей государственной власти. Эта критика развернулась уже в период принятия системы генеральной отчетности (1836 г.) и продолжалась в последующие годы. Однако коренное преобразование финансового контроля произошло лишь в период «великих реформ» 1860-х годов.

2. Разработанный генерал-контролером контрольного ведомства В. А. Татариновым с учетом лучшего европейского опыта проект преобразования государственного финансового контроля в России отличался тем, что широко затрагивал всю бюджетно-финансовую систему государства, требовал ее коренной перестройки. Целью реформы стала максимальная централизация всех государственных средств путем введения принципа единства кассы. Если в дореформенные годы каждое министерство и главное управление пользовались неограниченной финансовой самостоятельностью, сосредотачивали в своих руках крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, что делало бесконтрольным расходование государственных средств, то в новых условиях ответственным распорядителем становился министр финансов, подконтрольный государственному контролеру.

3. Утвержденные Александром II 22 мая 1862 года в качестве закона «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений» устанавливали четкий порядок расходования средств из Государственного бюджета и препятствовали министерствам и ведомствам бесконтрольно тратить эти средства. Являвшаяся ранее секретным документом Государственная роспись (бюджет) стала публиковаться, что в известной мере соответствовало принципам начального этапа строительства правового государства и являлось важным шагом на пути к формированию бюджетного права.

4. Одновременно была реорганизована и вся система государственного финансового контроля. Важнейшим ее звеном становятся губернские контрольные палаты, находившиеся в непосредственном ведении Государственного контроля и независимые от местной администрации. «Временное положение о местных контрольных учреждениях», принятое 3 января 1866 года, закрепляло единство кассы, при котором были упразднены все самостоятельные кассы и казначейства конкретных ведомств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс становления и развития российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового контроля, как важнейшего экономико-правового института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное использование государственных финансовых средств.

Процесс формирование новой контрольной системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил бы государственную казну от любых посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве они ни занимали. Даже в условиях ограниченных возможностей, в которых государственный контроль находился, например, в первой половине XIX, сумма взысканий, поступивших в казну в результате предложений контрольного ведомства, превысила 108 млн руб.1 В последующие же годы эффективность контроля резко возросла. Так, с 1882 по 1894 год по замечаниям Государственного контроля и Министерства финансов были сокращены расходы и увеличены доходы по министерствам и главным управления на 240 млн руб.

В процессе своего становления и развития государственный финансовый контроль в России претерпел существенные изменения, прошел ряд.

1 См.: Государственный контроль. 1811−1911.-С. 340.

2 Там же. — С. 276. этапов, которые различаются по формам ведения контрольной деятельности и статусу контрольного органа. В истории государственного финансового контроля в России можно выделить следующие периоды: Первый период: вторая половина XVII века.

В этот период происходит зарождение государственного финансового контроля, разрабатываются основополагающие идеи и принципы его организации. Важнейшим итогом этого этапа становится создание первой в истории страны государственной росписи (бюджета) 1680 года. Второй период: XVIII столетие.

В этот исторический период разворачиваются поиски более эффективных путей к организации контроля. Контрольный орган постоянно меняет свой статус, то выходя из подчинения Сената, то временно находясь в его подчинении. Применяются централизованные и децентрализованные модели организации контроля. Третий период: первая половина XIX века.

В этот период, тесно связанный с реформаторской деятельностью М. М. Сперанского, отстаивавшего принцип независимости контроля, государственный финансовый контроль приобретает в России статус самостоятельного ведомства, подчиненного исключительно верховной власти. Однако его полномочия резко ограничиваются системой генеральной отчетности.

Четвертый период: вторая половина XIX века.

В эти годы в рамках государственной финансовой (бюджетной) реформы происходит коренная реформа государственного финансового контроля в России, связанная с именем В. А. Татаринова. Созданная на основе лучших европейских образцов государственная контрольная система включала в себя как высший контрольный орган — Государственный контроль, так и контрольные органы на местах — контрольные палаты, подчиненные исключительно Государственному контролю. Вводится система единства касс, не только облегчавшая контрольную деятельность и общее регулирование финансовых потоков, но и положившая конец ведомственной разобщенности, свойственной дореформенной системе государственного управления в России. Контроль становится не только документальным, но и в известных случаях предварительным, а управление государственными финансовыми потоками конкретным. Пятый период — начало XX века.

В этот период Россия обретает статус конституционной монархии, создается специфический российский парламент — Государственная Дума. В эти годы деятельность финансового контроля становится подотчетной Государственной Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса Государственного контроля и выводе государственного контролера из состава Совета министров, установлении принципа несменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия.1.

Пятый период в истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного научного изучения и нуждается в подробном самостоятельном исследовании. Его история выходит за рамки данной работы. Тем не менее, следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному обновлению и совершенствованию государственных контрольно-финансовых органов.

1 См.: Шингарев А. И. К вопросу о реорганизации Государственного контроля // Новый экономист. 1913. № 15. — С. 5.

Исторический опыт государственного финансового контроля в досоветской России является важным исходным материалом для выработки современных концепций контрольно-финансовой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. Тт. 1−45. СПб., 1830.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Тт. 1−55. СПб, 1830−1884.
  3. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Тт. 1−23. СПб., 1881 1913.
  4. Свод уставов счетных // Свод законов Российской империи. Т. VIII. Ч. II. СПб, 1857.
  5. Собрание Положений о ревизионных установлениях и изданных для их руководства правил. СПб, 1897.
  6. Всеподданейший отчет Государственного контролера за 1864 год. СПб, 1865. 52 с.
  7. Всеподданейший отчет Государственного контролера за 1865 год. СПб, 1866.-56 с.
  8. Инструкция Ревизион-Коллегии. М, 1723.
  9. Инструкция контролеру. СПб, 1776.
  10. Комиссия, Высочайше утвержденная для устройства кассового и ревизионного порядка. Мемория о занятиях Комиссии за сентябрьскую треть 1860 г. СПб, 1861.
  11. Преобразование государственной отчетности по системе смет. Ч. 1. Объяснительная записка. Ч. 2. Проекты. Ч. 3. Всеподданейшие доклады, послужившие основанием к установлению коренных начал нового устройства смет, касс и ревизий. СПб, 1861.
  12. Преобразование государственной отчетности. Журнал Комиссии для определения начал материальной отчетности. Объяснительная записка и проект 1 -го раздела общих правил материального счетоводства и отчетности. СПб., 1867. 8+XXXIX+13 с.
  13. Регламент или инструкция Ревизион-Коллегии. СПб., 1733.
  14. Сборник инструкций учреждениям Государственного контроля. Вып. 1. СПб., 1894.
  15. Учреждение временной комиссии для решения счетов и счетных дел прежнего времени 17 июля 1819 г. СПб., 1817.
  16. Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. 272 с.
  17. М.М. Пятилетие бюджета в 3-й государственной думе. СПб.: Экономист России, 1912. 44 с.
  18. Н.Я. О прошлом и настоящем устройстве государственного контроля в России. В память В. А. Татаринова. СПб., 1881. 99 с.
  19. Н.И. Материалы лекционных курсов Н.Х. Бунге 60−80-х годов XIX в. // Археографический ежегодник за 1977 г. М., 1978.
  20. А.Г., Никольский Д. В. Государственный контроль в России: Александр III Миротворец // Финансовый контроль. 20 002. № 5. С. 28−31.
  21. А.Г., Никольский Д. В. К истории становления государственного финансового контроля. М., 1999. 78 с.
  22. Андреев А, Никольский Д. Уроки прошлого // Президентский контроль. 1999. № 11. С. 50.
  23. В.Д. Использование экономического анализа в ревизионной работе. М.: Моск. кооп. ин-т, 1985. 67 с.
  24. И.А. Финансовый контроль в СССР. Казань: КГУ, 1974. 197 с.
  25. А. Реформы Петра Великого // Президентский контроль. 1997. № 6. С.60−64.
  26. А.А. Финансовый контроль в капиталистических странах. М.: Финансы, 1966. 99 с.
  27. К.И. О системе государственного счетоводства. СПб., 1823.
  28. З.М. Приоритеты совершенствования парламентского финансового контроля: Автореф. дис.. канд. эконом, наук. М., 2003. -20 с.
  29. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа : Учебник для вузов. Изд. 3-е. М.: Финансы и статистика, 1994. 288 с.
  30. В.П. Финансовое право: Лекции 1-го класса Александровского лицея. 1877−1878 гг. СПб., 1878.-214 с.
  31. В.П. Контроль как форма юридической деятельности и гарантия законности // Право и политика. 2004. № 2. С. 9−19.
  32. В.П., Владимирова О. В. Фискалат в России как орган государственного финансового контроля (некоторые аспекты организации и деятельности // Финансовое право. 2003. № 4.
  33. Ф. Исторический очерк развития Государственного контроля в России. М.: Наркомат Госконтроля, 1919. 61 с.
  34. И.И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. СПб., 1895. 211 с.
  35. И.С. Финансы России XIX столетия: История, статистика. Т. 14. СПб., 1882.
  36. М. Государственный контроль // Энциклопедический словарь т-ва бр. Гранат. Изд. 7-е. 1912. Т. 16. С.249−258.
  37. М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. СПб., 1907.- 333 с.
  38. Ф. Организация государственного контроля в России сравнительно с государствами Западной Европы. СПб., 1895. 118 с.
  39. Н.А. К ответу // Мысль. 1906. № 1. (1 июля).
  40. Н.Х. Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890. 95 с.
  41. В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. М., 2002. 496 с.
  42. В.В. Совершенствование нормативной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Закондательство и экономика. 2004. № 2. С. 60−64.
  43. А. О государственной отчетности во Франции. М., 1858.
  44. И.Р. Государственный контроль как охранитель народных интересов за границей и в России. СПб., 1907. 88 с.
  45. И.Р. Государственная дума и бюджетный контроль наших финансов. СПб., 1906.
  46. Н. Государственный контроль // Контроллинг. 1991. № 1. -С.42−48.
  47. И.Р. Государственная Дума и бюджетный контроль наших финансов. СПб., 1906. 18 с.
  48. П.Г., Ширкевич Н. А. Финансовый контроль в СССР. М.: ВЗФЭИ, 1960.-34 с.
  49. В.И., Барсукова И. В. Основы теории ревизии. М.: МИНХ, 1989.-46 с.
  50. О.В. Государственный финансовый контроль России в XVII XIX ВВ. (Историко-правовое исследование). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к-та юридич. наук. Саратов: СГУ, 2003. — 26 с.
  51. А.А. Десять лет реформ. 1861−1871. СПб., 1872. 398 с.
  52. А.И. Роль государственного контроля и основные принципы его деятельности. М., 1919.
  53. А., Морукова А. Формирование единой системы государственного финансового контроля // Вопросы экономики. 2004. № 1. -С. 85−97.
  54. Государственный контроль. 1811−1911. СПб., 1911.- 358 с.
  55. Государственный финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на научные исследования: Практическое пособие. СПб., 1999. 123 с.
  56. Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. 191 с.
  57. A.M. Развитие хозяйственной юрисдикции в России. М.: Норма, 2002.-301 с.
  58. И.В. Государственный контроль, его задачи и деятельность. М., 1918.
  59. А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. 247 с.
  60. Ю.А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике: Автереф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук. М., 1993. 36 с.
  61. Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля // Бухгалтерский учет. 1996. № 3. С. 3−6.
  62. Ю.А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования. М.: Финансы и статистика, 1989.
  63. Г. М. Финансовый контроль в Вооруженных Силах. М., 1967.
  64. З.Н. Бюджетный контроль и система государственной отчетности при конституционном образе правления. СПб., 1907. 160 с.
  65. З.Н. Бюджетный контроль и государственная отчетность. J1.: Наука и школа, 1928. 169 с.
  66. Ф.В. Нужды Государственного контроля. М. 1905.
  67. Ф.В. Популяризация Свода законов и Счетного устава. СПб.- М., 1891.
  68. А.Н. Главное управление ревизии государственных счетов // Государственность России. Словарь-справочник. Кн. 1. М.: Наука, 1996.-С. 197.
  69. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Учебное пособие. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1983. 352 с.
  70. Жуков В. А, Опенышев С. П. Государственный финансовый контроль. М., 1999. С. 385.
  71. Н.А. Из истории Государственного контроля // Контроллинг. 1994. «2. -С.26−33.
  72. А.П. (Опальный) Тайны Государственного контроля. Вып. 1. СПб, 1908.-96 с.
  73. Ю.М. Контроль и рынок П Бухгалтерский учет. 1992. № 4. -С.12−13.
  74. Ю.М. Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике. М.: Финансы и статистика, 1991. 160 с.
  75. А.Н. Финансовый контроль // Козырин А. Н. Финансовое право. М, 1996.
  76. Конотопов М, Сметанин С. Из тупика: Экономический опыт мира и путь России. М, 2000. 384 с.
  77. Контрольный ежегодник за 1914 год. Справочная книга для чинов Государственного контроля. Сост. Н. Широков. Пг, 1915.-161 с.
  78. А. И. Финансовый контроль в дореволюционной России. М.: Госфиниздат, 1959. 163 с.
  79. Е.А. Контроль как функция управления. М.: Знание, 1982. -64 с.
  80. Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Филинъ, 2000. 384 с.
  81. М. Государственный контроль в России за сто лет // Вестник Европы. 1915. Июль.
  82. А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М, 1961.
  83. Т.В. Бюджетная и податная политика России. М, 1908. VI+240 с.
  84. Д.М. Курс финансового права. Казань, 1887. 521 с.
  85. М.С. Сборник правительственных распоряжений, циркуляров и соглашений по министерствам путей сообщения и финансов и Государственному когтролю, относящихся до эксплуатации казенных железных дорог. СПб., 1898. VII+224 с.
  86. П.И. История русского народного хозяйства. М.- Л., 1927. -520 с.
  87. В.М. Государственный финансовый контроль в дореволюционной России (1811−1917 гг.). Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 1961.- 19 с.
  88. А.Г., Осминина В. А., Тебиев Б. К. На страже государевой казны: Государственному финансовому контролю в России 350 лет // Экономика и право. 2003. № 4. С. 27−35.
  89. Обзор учреждения контрольной части в России с кратким изложением сметной системы, кассового порядка и устройства отчетности. СПб., 1888.-32 с.
  90. А.В. Указатель книг и статей о государственном контроле. Пг.: «Известия Гос. контроля», 1918. 19 с.
  91. И.Х. Как расходуются в России народные деньги. Критика русского расходного бюджета и Государственный контроль. По неизданным документам. Изд. 2-е. М., 1907. 310 с.
  92. Органы финансового контроля России // История Министерства финансов России. В 4 т. Т.1. 1903−1917 / Гл. ред. А. Л. Кудрин. М.: ИНФРА-М., 2002. С. 49−60.
  93. В.А. Становление государственного финансового контроля в России и принципы его организации / под ред. Б. К. Тебиева. (Серия «Новые идеи в экономике». Вып. %). И.: Изд. журнала «Экономика и право», 2003. — 24 с.
  94. Г. Н. Реформы государственного контроля // Контроллинг. 1994. № 2.-С. 34−40.
  95. ЮО.Педро. Государственный контроль и казенные железные дороги. СПб., 1900.
  96. Ю1.Плехан И. С. Кассовые и бухгалтерские правила и бюджетный контроль. СПб., 1912.
  97. Н. Государственное хозяйство: Курс финансовой науки. (Гл. XLI Контроль). СПб., 1904. — 562 с.
  98. Речи, произнесенные государственным контролером в общем собрании Государственного совета при утверждении государственных росписей на 1891−1894 гг. СПб., 1895.-20 с.
  99. И.П. Финансово-правовое регулирование казначейского исполнения бюджета: Автореф. дис. .канд. юридич. наук. Ом. гос. ун-т. Омск, 2003.-25 с.
  100. Русский биографический словарь. В 20 т. Тт. 1−18. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998−2001.
  101. Юб.Сакович В. А. Государственный контроль в России. Изд. 2-е. СПб., 1898.-296 с.
  102. Счетные уставы // Энциклопедич. словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Т. XXXII. СПб., 1901. С. 197.
  103. Г. В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. М.: Магистр, 1996. 144 с.
  104. Ю.В. О преобразовании Государственного контроля. СПб., 1906.- 16 с.
  105. Ю.Татаринов В. А. Государственная отчетность в Бельгии (Вып. 1), в Пруссии (Вып. 2), во Франции (Вып. 3). (2-е изд. под ред. проф. Кауфмана. 1881, 1882, 1884. Официальные отчеты о командировках). То же: СПб, 1858.
  106. Ш. Тебиев Б. К., Осминина В. А. От счетного приказа до счетной палаты: Из истории контроля // Президентский контроль. 2004. № 4. С. 39−48.
  107. .К., Осминина В. А. Финансовый контроль в первой половине XIX века // Президентский контроль. 2004. № 5.
  108. ПЗ.Тебиев Б. К., Осминина В. А. Государственный финансовый контроль в первой половине XIX века: Государственному финансовому контролю в России 350 лет // Экономика и право. 2004. № 1. С. 12−21.
  109. Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до окончания царствования Екатерины II. СПб., 1848.
  110. С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. М., 1966.
  111. Финансовый контроль. М.: Мосфинотдел, 1926. 20 с.
  112. Финансовый контроль: Курс лекций / Под ред. А. И. Вайнштейна. М.: Госфиниздат, 1929.
  113. Финансовая энциклопедия / Под ред. И. А. Блинова и А.И. Буковецко-го. М.: Госиздат, 1924. 973 стлб.
  114. Финансовое право. Л.: Госиздат, 1926. 156 с.
  115. Финансовое право: Учебник. М.: Юриздат, 1940. 212 с.
  116. Финансовый контроль в государствах Западной Европы / Под ред. проф. С. А. Котляревского и проф. Э. Э. Понтовича. М.: Фин. Издат. НКФ СССР, 1928.- 111 с.
  117. Финансы: Учебник / В. М. Родионова, Б. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др.- Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. 400 с.
  118. М.И. Наша финансовая система. Опыт характеристики. СПб., 1905.-97 с.
  119. С.JI. Государственный контроль и его обвинители. СПб., 1905.-211 с.
  120. Л.В. Основы государственного хозяйства. Пособие по финансовой науке. СПб., 1894. 581 с.
  121. Л.В. Основы государственного хозяйства. Курс финансовой науки. СПб, 1913.-580 с.
  122. Л.В. Образование Русского централизованного государства. М., 1960.
  123. П.Х. Речь при вступлении на пост государственного контролера // Правительственный вестник. 1906. № 96 (30 апреля 13 мая).
  124. В.З. Формирование институциональных основ финансового контроля государства. Нальчик, 2003. 205 с.
  125. Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука, 1981. 275 с.
  126. Л.Е. Царизм и буржуазия в 1904—1914 гг.. Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука, 1987. 272 с.
  127. А.И. Бюджетные права законодательных установлений и их работа в области бюджета. Доклад. СПб, 1910. 60 с.
  128. А.И. Вопросы государственного хозяйства и бюджета в 3-й Государственной думе // Русская мысль. 1908. № 8−10.
  129. А.И. К вопросу о реорганизации Государственного контроля. (Из доклада бюджетной комиссии) // Новый экономист. 1913. № 15. -С. 2−5.
  130. А.И. Финансовое положение России. Пг, 1917. 14 с.
  131. А.И. Финансы России во время войны. Пг, 1917. 27 с.
  132. А.П. Опыт общепринятого изложения некоторых начал финансовой науки с применением их к России. Вып. 1. СПб, 1868. 124 с.
  133. Н.Н. Власть самодержавного царя как основа финансового благополучия России. СПб., 1913.
  134. С.О. Бюджетно-финансовый контроль в России: Теория и практика. М.:Прометей, 1995. 64 с.
  135. С.О. Эффективность бюджетно-финансового контроля. М.: Прогресс, 1995.-62 с. 141.1Пторх П. А. Наше состояние финансов. СПб., 1881. 44 с.
  136. А.Г. Государственное денежное хозяйство. СПб., 1906.
  137. Экономическая история СССР: Учебник для экон. вузов / Под ред. И. С. Голубничего. М.: Соцэкгиз, 1963. 510 с.
  138. Экономическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962. -952 стлб.
  139. А.А. Очерки истории финансового права дореволюционной России. М., 1998. 64 с.
  140. А.А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // Правоведение. 2000. № 3. С. 84−92.
  141. И.И. История финансового права: Лекции. СПб., 1882. 132 с.
  142. И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных расходах. СПб., 1899.
  143. И.И. Финансовое право. М., 1889. 420 с.
  144. А.Е. Сенаторские ревизии // Энциклопедии, словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Т. XXIXa. СПб., 1900. С. 504−505.
  145. В.Г. Финансовое право: Лекции. М., 1885. 496 с.
  146. Л.Н. Государственные доходы и расходы. СПб.: Народное право, 1907. 29 с.
  147. Л.Н. Из области нашего бюджетного права. (Указ 11 января 1908 г. О выпуске новых разрядов билетов Гос. казначейства). СПб., 1908.- 19 с.
  148. JI.H. Очерки русского бюджетного права. М., 1912. -298 с.
  149. Н.П. О географическом распределении государственных доходов и расходов в России. Опыт финансово-статистического исследования. В 2-х частях. 4.1. Киев, 1890. 236 е.- 4.2. Киев, 1898. -584 с.
  150. И. Бюджетное право // Новый энциклопедический словарь. Т.9. СПб., 1900.
Заполнить форму текущей работой