Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Распределение власти в городе в условиях реформирования органов местного самоуправления в России: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основных участников распределения власти выявлены формальные и неформальные структуры управления. Формальные структуры распределения власти — это совокупность групп участников дистрибутивных отношений, полномочия которых имеют под собой нормативно закрепленную базу. Неформальные структуры распределения власти — это совокупность групп участников дистрибутивных отношений, полномочия… Читать ещё >

Содержание

  • I. глава: Теоретико-методологические основы социологического анализа распределения власти
    • 1. 1. Власть как объект социологического анализа
    • 1. 2. Механизм распределения власти
    • 1. 3. Формальные и неформальные структуры распределения власти
  • II. глава: Особенности распределения власти в городе
    • 2. 1. Социально-экономические и политические условия распределения власти в городе
    • 2. 2. Основные противоречия социально-политических отношений в городе

Распределение власти в городе в условиях реформирования органов местного самоуправления в России: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема формирования и развития местного самоуправленияодна из наиболее сложных и дискуссионных для современной России. Среди проводимых в настоящее время реформ одной из важнейших является реформа местного самоуправления как организации нижнего звена власти. Необходимость создания эффективной системы местных органов власти вызвана потребностями современного периода. Еще в конце 80-х годов стало очевидным, что большое количество вопросов социально-экономического развития, не теряя своего общегосударственного значения, тем не менее, имеет прямое отношение к повседневной жизни людей и должна решаться, прежде всего, в местах проживания граждан, с их непосредственным участием.

Структурная перестройка органов местного самоуправления России, разработка соответствующей правовой базы в условиях интенсивно происходящих политических, экономических и социальных изменений в обществе сопровождаются возникновением противоречий между расширяющимися правовыми основаниями организации местного самоуправления и реальными условиями его становления.

Конституционной основой системы местного самоуправления, складывающейся в России, является глава 8 Конституции РФ, обязывающая местное самоуправление обеспечивать «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления"1. Однако, несмотря на то, что на федеральном уровне в основном создана нормативно-правовая база, необходимая для организации и функционирования местного самоуправления, существует немало проблем в деятельности местного самоуправления в регионах Российской Федерации.

Республика Тува является многонациональным регионом, где «соседствуют» различные культуры, традиции, обычаи. Местное самоуправление, в частности, городское управление, взаимодействие с республиканскими и федеральными органами власти имеют здесь свои особенности. Интерес к проблемам функционирования местной власти на региональном уровне определен закономерно, ибо становление властных отношений в городе является не только ведущей линией современной жизни, но представляет собой сложнейшее явление, на развитие которого влияют целый ряд факторов: законодательная база Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и нормативная база субъектов федерации, законы, уставы муниципальных образований, доверие населения к властям и др. Противоречия, возникающие при взаимодействии данных факторов, часто приводят к неэффективной управленческой политике местных властей. В результате складывается дисбаланс властных отношений, что в свою очередь создает условия дестабилизации функционирования всего городского социума.

Среди проблем функционирования городского самоуправления учеными и специалистами-практиками наиболее часто выделяются: недостаточная финансовая и экономическая база, отсутствие четкого разграничения компетенции между органами власти различных уровней, отсутствие реальных прав и полномочий у самоуправления. С первоочередным решением этих проблем в республике, как правило, и связывается становление местного самоуправления как эффективно функционирующей системы. Реже отмечаются проблемы слабого влияния населения на деятельность городских органов местного.

1 Конституция РФ. — СПб., 2000. — С.15. самоуправления, его участия в решении вопросов местного значения. Ученые редко останавливаются на вопросах отсутствия эффективной системы обратной связи между гражданами и избираемыми ими органами местного самоуправления, на проблемах организации контроля со стороны населения за эффективностью реализации предоставленных муниципальным властям полномочий и распоряжением выделяемыми под эти полномочия материальными ресурсами, на проблемах уровня доверия горожан к своим избранникам.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, потребностью решения проблем теоретико-методологического характера, систематизации теоретических и опытных изысканий проблем распределения властиво-вторых, необходимостью научного анализа распределения власти в городе, вызванная потребностью в научно обоснованных рекомендациях по разрешению сложившихся противоречий в распределении власти и, как следствие, использование этих рекомендаций в дальнейшей политике руководителей на местахв-третьих, необходимостью практического применения разработанной теоретико-методологической базы в разрешении вопросов распределения власти в городе.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование распределения власти в городе опирается на обширную теоретическую и эмпирическую базу, созданную отечественными и зарубежными учеными. Традиции рационального, социально-философского анализа проблем политической власти, взаимоотношения политики и общества, государства и личности были заложены социальными философами (Н. Макиавелли2, Ш. Л. Монтескье3, Т. Гоббс4, Ж.Ж. Руссо5, И. Кант6).

2 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. — М., 1996. — 639с.

С формированием в конце XIX — начале XX вв. социологии политики связана разработка целостных концепций политической власти. Социологический подход ориентировал внимание исследователей на.

П 6 конкретные аспекты ее функционирования (К. Маркс, М. Вебер).

Активное внимание к вопросам власти отражается в существующем многообразии современных научных концепций, которые можно классифицировать по основным теоретико-методологическим традициям:

Первая традиция — реляционистская. Сущность власти связывается с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной деятельности. Власть рассматривается как асимметричное отношение между индивидами. Она возникает в тех социальных взаимодействиях, где один из субъектов обладает способностью воздействовать на другого, преодолевая его сопротивление (Д. Картрайт9, Дж. Френч10, П. Блау11, Д. Ронг12 и др.);

3 Монтескье Ш. Л. ПисьмаРазмышления о причинах величия и падения римлян. — М., 2002.

4 Гоббс Т. Левиафан. — М., 2001. — 90с.

5 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактат. — М., 2000. — 543с.- Сочинения. -Калининград, 2001.

6 Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. — М., 1994.

7 Маркс К. Избранные сочинения. В 9 т. — М., 1984.

8 Вебер М. Избранное. Образ общества. — М., 1994.

9 См.: Cartwright D. A Field Theoretical Conception of Power // Studies in Social Power / ed. By Dorwin Cartwright. Ann Arbor, 1959; Influence, Leadership, Control // Political Power: A Reader in Theory and Research / ed. By Roderick Bell, David V. Edwards, and R. Harrison Wagner. New York: Free Press, London: Collier-Macmillan, 1969.

10 См.: French J.R. P Jr., Raven B. The Bases of Social Power // Studies in Social Power / ed. By Dorwin Cartwright Ann Arbor: University of Michigan, Institute for Social Research, 1959.

11 См.: Blau P.M. Differention of Power // Political Power: A Reader in Theory and Research / ed. by Roderick Bell, David V. Edwards, and R. Harrison Wagner. New York: The Free PressLondon: Collier-Macmillan, 1969; Exchange and Power in Social Life. New York: Wiley, 1964.

12 См.: Wrong D.H. Some Problems in Denning Power // Power Critical Concepts / ed. by John Scott. Vol 1. London: Routledge, 1994; Wrong D.H. Power Its Forms, Bases, and Uses. With a New Preface. Oxford: Basil Blackwell, 1988.

Вторая традиция — системная, трактующая власть в качестве надперсонального, безличного, анонимного свойства социальной системы, принципиально не сводимого к характеристикам индивидуального или группового субъекта. Эта концепция допускает, что власть может осуществляться ко всеобщей выгоде. Власть рассматривается как коллективный ресурс, как способность достичь какого-то общественного блага. (Д. Истон13, Т. Парсонс14, М. Крозье15 и ДР-).

Для отечественных исследований власти конца XIX — начала XX века характерны: во-первых, отождествление власти с государственнойво-вторых, тесная связь с реальным политическим устройством страны. Монархическую власть как наиболее идеальную форму государственной.

1/ I ^ власти, рассматривали К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, H.H. Страхов18- правовое государство с представительной властьюМ.М. Ковалевский19, С.А. Муромцев20, Н.И. Кареев21, Е.В. Де-Роберти22,.

13 См.: Easton D. A Systems Analysis of Political Life. New York: Wiley, 1965; The Political System. New York: Knopf, 1953.

14 См.: Парсонс Т. Система современного общества. — М., 1997. — 270с.- О структуре социального действия. — М., 2000. — 879с.

15 См.: Crazier М. The Problem of Power// Social Research. 1973. Vol 40. № 2.

16 См.: Леонтьев K.H. Полное собрание сочинений и писем. В 12 т. — СПб., 2000; Избранное. — М., 1993. — 399с.- Избранные письма. 1854−1891. — СПб., 1993. — 640с.

17 См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Российскому. — СПб., 1995. — 513с.- Горе победителям: Политические статьи. — М., 1998. — 414 е.- Сборник политических и экономических статей. — СПб., 1890. — 676с.

18 См.: Страхов Н. Н. Возникновение государства и права. Конспект лекций. — Харьков, 1965. — 46с.

19 См.: Ковалевский М. М. Конституционное право. Лекции, читанные в С.-Петербургском университете и Политехническом институте в 1908;1909 гг. — СПб., 1909. — 197с.- От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. — М., 1906. В 3 т.

20 См.: Муромцев С. А. Очерки общей теории гражданского права. — М., 1877. — 317с.- Патриархальная семья и государство в историческом процессе образования гражданского права. — М., 1900. — 15с.- Что такое догма права? — М., 1885. — 35с.

Л.И. Петражицкий23, Б.А. Кистяковский24- сильную власть, базирующуюся на демократических свободах — Б. Н. Чичерин, П.Б. Струве26, П.И. Новгородцев27, И.А. Ильин28. Несколько в стороне располагается интегральный подход интерпретации власти П. Сорокина .

В современный период данная тема рассматривается многоаспектно. В работах современных отечественных ученых, посвященных власти и властным отношениям, очень часто внимание уделяется концептуализации феномена власть.

В.Ф. Халипов, В.Г.

Ледяев, В. А. Ачкасов, С. М. Елисеев, С. А. Ландов, A.A. Мурадян ,.

21 См.: Кареев Н. И. Происхождение современного народно-правового государства. Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века. -СПб., 1908. -496с.- Свободный государственный строй. -М., 1917.

22 См.: Де-Роберти Е.В. Политико-экономические этюды. — М., 1869. — 249с.- Понятия разума и законы вселенной. — СПб., 1914. — 101с.- Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли. — М., 1887.

23 См.: Петражицкий Л. И. Очерки философии права. — СПб., 1900. — 138с.- Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 2000. — 607с.

См.: Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. — М., 1916. — 704с.- Философия и социология права. — СПб., 1998. — 799с.- Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России. — М., 1912. — 131с.

25 См.: Чичерин Б. Н. Вопросы политики. — М., 1904. — 244с.- Опыты по истории русского права. — М., 1858. — 389с.- Философия права. — М., 1990. — 336с.

См.: Струве П. Б. Размышления о русской революции. — М., 1991. -62с.

27 См.: Новгородцев П. И. Ведение в философию права: Кризис современного правосознания. — СПб., 2000, — 349с.- История философии права. — М., 1997. — 278с. 2 См.: Ильин И. А. Собрание сочинений. В 10 т. — М., 1999; Собрание сочинений: Кто Мы?- О революцииО религиозном кризисе наших дней. — М., 2001. — 575с.

29 См.: Сорокин П. Главные тенденции нашего времени, — М., 1993.

30 См.: Халипов В. Ф. Власть: (Основы кратологии). — М., 1995. — 304с.- Власть. Политика. Государственная служба: Словарь. — М., 1996. — 271с.

31 См.: Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. — М., 2001. — 384сВласть, интерес и социальное действие // Социс, 1998, № 1—2. — С.79−94.

32 См.: Ачкасов В. А., Елисеев С. М., Ландов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. — М., 1996. — 125с.

33 См.: Мурадян A.A. Двуликий Янус.

Введение

в политологию: (Двенадцать бесед и десять задач по общей теории политики). — М., 1994. — 320с.

Г. К. Ашин34, С.Д. Козлов35, А.И. Соловьев36). Достаточно характерное для отечественной науки отождествление политической власти с государственной властью представлено в работах А. И. Добролюбова, З.М. Зотовой38, JI.M. Энтина39, В.И. Ефимова40, A.A. Акульчева41. Социально-философский подход к властным отношениям разрабатывается В.В. Ильиным42, И.Н. Гомеровым43- социально-психологический подход — В.М. Катуковым44- социально-экономические вопросы властных отношений исследуются Г. Г. Лесниковым45.

Группа ученых занимается изучением носителей власти как единицы политической структуры. Э.Н. Грибакина46, A.B. Оболонский47 рассматривают бюрократию как носителя властных отношений;

34 См.: Ашин Г. К., Лозанский Э. Д., Кравченко С. А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и политических реалий. — М., 2001. — 608с.

См.: Козлов С. Д. Сравнительный анализ политических теорий XX века. — Калининград, 1995. — 19с. л/.

См.: Соловьев А. И. Власть в политическом измерении И Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки, 1997, № 6. — С.57−70.

37 См.: Добролюбов А. И. Государственная власть как техническая система. О трех великих социальных изобретениях человечества. — Минск, 1995. — 239с.

38 См.: Зотова З. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. — М., 2001. — 346с.

39 См.: Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. — М., 1995. -175с.

40 См.: Ефимов В. И. Система государственной власти. — М., 1994. — 154с.

41 См.: Акульчев A.A., Понеделков A.B., Старостин A.M. Проблемы взаимодействия уровней власти в оценках административной и научной элиты. — Ростов н/Д, 2002. -24с.

42 См.: Ильин В. В. Философия власти. — М., 1993.

43 См.: Гомеров И. Н. Власть как общественное явление. Ч. 1. — Новосибирск, 1994. -73с.

44 См.: Кайтуков В. М. Эволюция диктата: опыты психофизиологии истории. — М., 1992.-465с.

45 См.: Лесников Г. Г. Властные отношения в России в условиях экономических и политических реформ. — М., 1993. — 85с.

46 См.: Грибакина Э. Н. Социальная сфера общества, ее специфика: (классообразующий срез). — Екатеринбург, 1992. — 177с.

47 См.: Оболонский A.B. Бюрократия и государство. — М., 1996. — 68с.

A.B. Понеделков48, E.B. Охотский49 — сторонники теории элит, в своих работах анализируют как политические элиты, так и бюрократию.

Научное осмысление получила система местного самоуправления применительно к городу50. Историческому аспекту местного самоуправления в России посвящены труды таких авторов как.

B.В. Бакушев, В. А. Ивановский, J1.A. Молчанова51. Панорама европейских и американских моделей управления территорией представлена И. А. Василенко и др.52.

Особый интерес представляют концепции ученых, в работах которых основным объектом социологического анализа выступает город. Классическая социология города берет свое начало в работах М. Вебера, в трудах социологов Чикагской школы53. Фундаментальный труд.

48 См.: Понеделков A.B. Политико-административная элита: генезис и проблемы ее становления в современной России: (региональный политический анализ). — М., 1995. -64с.

49 См.: Охотский Е. В. Политическая элита. — М., 1993. — 91с.

50 См.: Емельянов H.A. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. — М., 1997; Таболин В. В. Самоуправление в крупных городах. — М., 1999; Савинова О. Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. — Новгород, 1997; Жихаревич B.C. Современная экономическая политика городских и региональных властей. — СПб., 1995; Брячихин A.M. Власть в городе. — М., 1995; Курьянов И. И. Проблемы местного самоуправления. — М., 2000.

51 См.: Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л. А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. — М., 1998;

52 См.: Местное самоуправление. — Мюнхен, 1996. в 2-х.тт.- Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. — М., 1996; Столицы мира: проблемы экономики и управления. — М., 1993; Финансовая база местных органов власти западных стран. — М., 1994; Местные органы власти в структуре управления Великобритании. — М., 1993; Социальные проблемы в местных органах власти США. — М., 1994; Регионализм во Франции: (нормативные материалы). — М., 1994; Местная власть в Испании: управление финансами. — М., 1994; Местные органы власти и предпринимательство в Италии. — М., 1994; Конституционные основы регионального управления и местного самоуправления в странах Латинской Америки. — М., 1994; Реформирование регионального опыта управления в Китае: опыт свободных зон. — М., 1994.

53 См.: Park P. The City: Suggestions for the Investigation of Human Behavior in City Environment. Journ. of Sociology XX (March), 1915.

М. Вебера «Город"54 содержит как исследование сущности города, так и описание идеально-конструируемых типов его развития.

Отечественные исследователи города затрагивают иные аспекты данной проблемы. Тема урбанизации — главная в работах М.Н. Межевича55, Ю.Л. Пивоварова56, И.И. Сигова57, Б.С. Хорева58 и др.- вопросами географии городов занимались О.П. Литовка59, В.В. Покшишевский60, E.H. Перцик61 и др.- демографию городов f/У исследовали В. И. Переведенцев и др.- экологической проблеме.

54 Вебер М. Город // Избранное. Образ общества. — М., 1994.

55 См.: Урбанизация в условиях капитализма: Социально-экономические противоречия и экономические последствия / Под ред. М. Н. Межевича. — Л." 1988. -187с.- Урбанизация и развития регионов областного уровня / Под ред. М. Н. Межевича, И. И. Сигова. Л., 1990. — 212с.

56 См.: Пивоваров Ю. Л. Современная урбанизация. Основные тенденции расселения.

— М., 1976. — 191с.- Проблемы современной урбанизации / Под ред. Ю. Л. Пивоварова. -М., 1972.

57 См.: Урбанизация и развитие городов в СССР / Отв.ред. И. И. Сигов. — Л., 1985. -256с.- Управление развитием крупных городов / Под ред. И. И. Сигова. — Л., 1985. -223с.

58 См.: Хорев Б. С., Безденежных В. А., Быкова Н. В. Мировой урбанизм на переломе. — М., 1992. — 109с.- Хорев Б. С. Проблемы городов. (Урбанизация и единая система расселения в СССР). Изд.2-е, доп. и перераб. — М., 1975. — 428с.- Урбанизация и демографические процессы / Под ред. Б. С. Хорева и Г. П. Киселевой — М., 1982. — 231с.

59 См.: Литовка О. П. Проблемы пространственного развития урбанизации. — Л., 1976.

99с.- Литовка О. П. Совершенствование системы расселения в Ленинградской области. — М., 1986. — 17с.- Социально-экономические аспекты регионального природопользования в регионе / Е. Л. Каплан, О. П. Литовка, Э. А. Новиков. — Л., 1989. -125с.

60 См.: География городов. Сборник статей / Под ред. В. В. Покшишевского. — М., 1965; Покшишевский В. В. География населения в СССР // География СССР. Вып.З. — М., 1966. — 170с.- Покшишевский В. В. Население и география: Теоретические очерки. -М., 1978.-315с.

61 См.: Перцик E.H. Город в Сибири: Проблемы, опыт, поиск решений. — М., 1980. — 286с.- Перцик E.H. Города мира: География мировой урбанизации: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 1999. — 381с.

62 См.: Переведенцев В. И. 270 миллионов. — М., 1982. — 111с.- Переведенцев В. И. Демографические проблемы СССР. — М., 1979. — 41с.- Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения. — М., 1975. — 231с.

АД городской жизни посвящены работы Т. И. Алексеевой, Н.А. Тололконцева64, О.Н. Яницкого65- в исследованиях Т.М. Дридзе66 обосновываются идеи социальной и культурной составляющей инфраструктуры городской жизни.

Проведенный анализ дает основания рассматривать данную проблему как глубоко изученную. Однако при этом есть немало проблем, требующих целенаправленного внимания. Так, проблемы развития современного города и властных городских структур исследуются разрознено, не в полной мере учитывается российская и региональная специфика. Малоизученным остаются вопросы разработки социологических моделей развития российских городов с учетом национальных и региональных особенностей. Все это вместе взятое и обусловило цель, задачи, объект и предмет диссертационной работы.

Цель исследования. Определение факторов, влияющих на механизм распределения власти в городе.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1) на основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых выявить и проанализировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию понятия «власть»;

2) конкретизировать понятие механизма распределения власти в городе;

63 См.: Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. — М., 1977. — 302с.- Адаптация человека к разным экологическим нишам Земли: (биологический аспект): Курс лекций. — М, 1998. — 279с.

64 См.: Демография и экология крупного города / Под ред. Толоконцева H.A. — JL, 1980. — 157с.

65 См.: Яницкий О. Н. Экологические перспективы города. — М., 1987; Яницкий О. Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). — Новосибирск, 2002. — 426с.

66 См.: Дридзе Т. М. Социальная диагностика в градоустройстве // Социс, 1998, № 2. -С. 94−98.

3) провести сравнительный анализ исследований легальности и легитимности как оснований распределения власти;

4) раскрыть формальные и неформальные структуры управления города, являющиеся основными элементами властных отношений, и определить их роль в политике управления городом;

5) определить социально-экономические и политические условия и факторы распределения власти в городе;

6) исследовать основные противоречия социально-политических отношений в городе;

7) обосновать пути и выработать рекомендации по разрешению основных противоречий социально-политических отношений в конкретном городе.

Объект исследования — власть как относительно самостоятельная система социально-политических отношений.

Предмет исследования — процессы, происходящие в системе городского самоуправления, влияющие на распределение власти в городе.

Основная гипотеза исследования. Существующий механизм распределения власти является легальным, но не имеет под собой легитимного основания (на примере г. Кызыла).

Теоретико-методологическая и методическая основа. В работе использовались исследования отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области изучения проблем города, властных отношений и системы местного самоуправления, соответствующие законодательные акты, материалы научно-практических конференций, документы Государственного архива Республики Тува.

Помимо этого, в работе использовались научные публикации, монографии разных лет для исследования проблемы в динамике.

Диссертационное исследование базируется на методах системного, сравнительного, статистического анализа, применены социологические методы сбора (качественный и количественный анализ документов, анкетный опрос) и обработки информации (линейные распределения, таблицы сопряженности, кластерный анализ). Для анализа информации были применены статистические пакеты обработки данных SPSS, Statistica.

Эмпирическую базу исследования составили:

— результаты контент-анализа, проведенного автором в мае 2002 г., публикаций газеты «Центр Азии» за 1999 г. Исследование электронного архива газеты на сайте в Интернете www.tuva.com включало 32 номера и 51 публикацию;

— результаты социологического исследования «Социально-экономические и политические процессы в городе», с применением анкетного опроса городского населения республики Тува проведенного автором с 5 по 11 июля 2002 г. В опросе приняло участие 267 респондентов из пяти городов республики: Кызыл, Ак-Довурак, Шагонар, Чадан, Туран.

— результаты сравнительного анализа данных социологических исследований Социологического центра РАГС при Президенте РФ, проведенных при участии диссертанта: «Политическая культура населения» с 20 по 25 мая 2002 г., «Правовая культура населения» с 18 по 23 октября 2002 г.

— результаты вторичного анализа социологических исследований «Городское население Тувинской АССР"67, «Социокультурные процессы в Туве в девяностые годы"68.

67 См.: Городское население Тувинской АССР. — Новосибирск, 1981.

68 См.: Балакина Г. Ф. Социокультурные процессы в Туве в девяностые годы. Проблемы вхождения женщин в рынок. — Кызыл, 1999. результаты анализа данных статистических сборников «Российский статистический ежегодник"69, «Республика в цифрах. Статистический сборник"70, «Регионы России"71.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и их научная новизна. уточнено понятие «власть», как способность субъекта обеспечивать подчинение объекта в соответствии со своими намерениями;

— конкретизировано определение механизма распределения власти. Механизм распределения власти представляет собой порядок распределения в обществе возможностей субъекта социальных отношений обеспечивать подчинение объекта в соответствии со своими намерениями. Данный порядок представляет собой относительно устойчивую структуру взаимодействий субъектов социальных отношений по поводу обмена и потребления благ и услуг, гарантируемых правовыми нормами, а также структуру политического поведения этих субъектов;

— определены основания распределения власти: легальность и легитимность. Легальное основание распределения власти — это способность субъекта обеспечивать подчинение объекта в соответствии со своими намерениями на основании закона. Легитимное основаниеэто способность субъекта обеспечивать подчинение объекта в соответствии со своими намерениями, обоснованная доверием, поддержкой объектов властных отношений;

— выявлены основные участники властных отношений в городе, которыми являются формальные и неформальные структуры управления. Под формальными структурами власти автор понимает совокупность.

69 См.: Российский статистический ежегодник. — М., 2001.

70 См.: Республика в цифрах. Статистический сборник. В 2-х т. — Кызыл, 2000. групп участников дистрибутивных (распределительных) отношений, полномочия которых имеют под собой нормативно закрепленную базу. Неформальные структуры распределения власти — это совокупность групп участников дистрибутивных отношений, полномочия которых не имеют под собой нормативно закрепленной базы.

— определены социально-экономические и политические факторы и условия, определившие специфику механизма распределения власти в городе: резкое снижение объемов промышленного производства, капитального строительства, ввода в действие основных фондов, снижение уровня жизни населения, рост безработицы, усиление расслоения по уровню доходов, ухудшение питания и здоровья горожан, снижение эффективности работы предприятий, отток квалифицированной рабочей силы, уменьшение научно-технического потенциала. Изменения в социально-экономической сфере города существенным образом влияют на оценку населения политической ситуации, формируя представления о распределении власти в городе, доверие и недоверие к властным структурам.

— разработаны рекомендации институтам власти.

Для разрешения основных противоречий в системе городского самоуправления необходимо: во-первых, создание организационно-правового института отзыва, включающего механизм досрочного прекращения полномочий выборных лиц в результате утраты доверияво-вторых, содействие формированию такой нормативно-правовой базы муниципального уровня, которая предусматривала бы конкретные процедуры отзыва выборных лиц местного самоуправленияв-третьих, организация системы подготовки муниципальных кадров (должностных лиц и муниципальных служащих), способных осваивать инновационные муниципальные технологиив-четвертых, организация социологической.

71 См.: Регионы России. — М., 2001. службы городской администрации, в задачи которой входило бы исследование ресурсов власти (политический рейтинг, уровень доверия, информационная обеспеченность и т. д.).

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что в работе обоснованы и систематизированы условия и факторы механизма распределения власти в городе, выявляются тенденции его развития.

Практическое применение положений и выводов диссертационного исследования возможно при реализации властноуправленческих функций органов местного самоуправления, при выработке положений взаимодействия региональных и федеральных властей с органами местного самоуправления при решении задач общественного развития. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса «Социология власти», при разработке и преподавании спецкурса по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Социология управления».

Степень объективности и достоверности научных положений, рекомендаций и выводов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена применением обоснованной теоретико-методологической базы, реализацией комплексной методики системного познания, в рамках которой применены методы и средства социологического анализа, адекватные избранному подходу, апробацией и возможностью внедрения полученных результатов в практику.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы работы были обсуждены на заседании проблемной группы кафедры социологии РАГС. Отдельные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на научных конференциях: Международная практическая конференция. -Екатеринбург, УрАГС, 2002; Вторая Российская научно-практическая конференция. — Екатеринбург, УрАГС, 2002; Первая междисциплинарная межвузовская конференция аспирантов. — Москва, 2002; Научно-практическая конференция молодых ученых академии по теме: «Теоретическое наследие П. А. Сорокина и актуальные проблемы научных исследований». — Москва, 2002.

Структура работы определена задачами и логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Выводы по II главе.

Материалы второй главы позволяют сделать следующие выводы:

Во-первых, анализ исторических, культурных, социальных, экономических, политических, административных условий становления Кызыла как города на основе теории типологизации городов М. Вебера и предложенного им деления городов как с чисто экономической так и административно-политической точки зрения.

В первом случае город может быть определен как поселение, жители которого занимаются в преобладающей части не сельским хозяйством, а ремеслом и торговлей, индустриальным трудом, коммерцией и обслуживанием. Также города различаются по типу образования как рыночные поселения и как княжеские вотчины, по типу потребления разделяются города-потребители и города-производители.

В политико-административном смысле, по мнению М. Вебера, городу принадлежит особая территория. Наряду с особой территорией город в административном смысле характеризовало наличие городского права жителей участвовать в управлении.

На начальном этапе образования города Кызыла его можно отнести к типу рыночного, торгового поселения, которое являлось административным центром края. В современном виде Кызыл в полной мере обладает выделенными признаками, которые объединяют в себе и экономические и административно-политические характеристики городского населения.

Во-вторых, анализ социально-экономических и политических условий распределения власти в городе, позволяющей заключить, что реформирование местной власти сопровождалось резким снижением объемов промышленного производства, капитального строительства, ввода в действие основных фондов, снижением уровня жизни населения, ростом безработицы, усилением расслоения по уровню доходов, ухудшением питания и здоровья горожан, снижением эффективности работы предприятий, оттоком квалифицированной рабочей силы, уменьшением научно-технического потенциала. Изменения в социально-экономической сфере города существенным образом влияют на оценку населения политической ситуации, формируя представления о распределении власти в городе.

В-третьих, анализ основных противоречий социально-политических отношений в городе между нормативным порядком общества и субъективным восприятием данного порядка самим обществом, которые можно выразить в таких категориях как легальность и легитимность. В результате данного анализа удалось выявить следующее:

— нормативный порядок в обществе представлен структурой управления, законодательной базой, четкими разграничениями полномочий между структурами власти. Однако на современном этапе затруднительно говорить о наличии в республике работающей законодательной базы по вопросам местного самоуправления, поскольку многие законы, регулирующие вопросы местного значения республики противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству, а уставы многих муниципальных единиц не зарегистрированы;

— субъективное восприятие данного порядка самим обществом можно проследить через оценку населения города властных структур, оценку эффективности управленческих решений, присутствия поддержки и доверия горожан. Сложившаяся ситуация в городе характеризуется отсутствием реальной власти в руках органов местного самоуправления, отсутствием доверия, что в свою очередь существенно влияет на распределение власти в городе между формальными, неформальными структурами и республиканскими властями. Коллективное представление четко зафиксировало себе, что городские власти обладают легальной властью в городе, однако их власть номинальна, в то время как власть президента и республиканских властей, крупных бизнесменов и криминала на территории города обладает наибольшим влиянием. Данные представления состоят в явном противоречии с нормативными основаниями распределения власти в городе.

Заключение

.

В заключении, подводя итог проделанной работе, хотелось бы отметить, что социологический анализ распределения власти в городе позволил определить механизм распределения власти, выявить основных его участников, и раскрыть проблемы, возникающие в процессе управления городом. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач, который позволил наилучшим образом представить изучаемую проблему и сделать следующие выводы.

1. Анализ теоретико-методологической базы исследования власти позволил рассмотреть основные социологические теории, показать множество подходов и методов в понимании и изучении объекта нашего исследования в научной мысли. По мнению автора, власть это способность субъекта обеспечивать подчинение объекта в соответствии со своими намерениями. Данная способность распределяется в обществе неравномерно, находясь в соответствии определенному социальному механизму, порядку. Распределение власти осуществляется между участниками властных отношений, в качестве которых могут выступать и социальные институты, и социальные группы, и отдельные индивиды.

2. Рассмотрение исследований власти и проблемы распределения власти в отечественной и зарубежной литературе позволило представить распределение власти как дистрибуцию ролей, направленных на достижение целей и интересов социальных групп, дистрибуцию стандартизованных действий, регулируемых определенными нормами и контролируемых со стороны социальных институтов. Распределение власти осуществляется согласно механизму, который является самодостаточным средством регулирования общественно значимых отношений, в которых социальные субъекты (социальные группы, слои, сообщества) находятся друг к другу в конкретных условиях места и времени, в рамках определенных общественных форм.

3. Дано определение механизма распределения власти. Механизм распределения власти представляет собой порядок дистрибуции в обществе способностей субъекта обеспечивать подчинение объекта в соответствии со своими намерениями, представляет собой также относительно устойчивую структуру взаимодействия социальных субъектов по поводу социальных вопросов, обмена и потребления благ и услуг, гарантируемых правовыми нормами, определенную структуру типов политического поведения этих субъектов. Распределение власти осуществляется на разных основаниях (деньги, харизма, субординация, происхождение и т. д.). Мы выбрали за основания распределения легальность и легитимность власти.

4. На основе теории властных отношений М. Вебера нами были разграничены понятия легитимность и легальность. Под легальностью понимается законность деятельности властей, а под легитимностью — одобрение большинством действий властей. Специфика каждого из оснований состоит в том, что легальное рассматривается как де-юре, а легитимное — де-факто, т. е. то, что закреплено правовыми рамками, не всегда соответствует реальному положению вещей.

5. В качестве основных участников распределения власти выявлены формальные и неформальные структуры управления. Формальные структуры распределения власти — это совокупность групп участников дистрибутивных отношений, полномочия которых имеют под собой нормативно закрепленную базу. Неформальные структуры распределения власти — это совокупность групп участников дистрибутивных отношений, полномочия которых не имеют под собой нормативно закрепленную базу. Между представленными участниками властных отношений и происходит распределение власти. В качестве формальных структур распределения власти в рамках города выступают местные органы власти — мэр, администрация города и представительный орган — городской Хурал. Неформальные структуры в рамках городакрупные бизнесмены и руководители преступных группировок. Республиканские власти являются отдельной структурой, участвующей в распределении власти в городе.

6. Рассмотрены исторические и культурные, социальные и экономические, политические и административные условия становления г. Кызыла с точки зрения типологиизации и анализа городов с экономической и политико-административной позиции теории М. Вебера. В начале своего роста Кызыл представлял собой рыночное, торговое поселение, столицу края. Современный Кызыл — это столица Республики Тува, центр административного управления, где сосредоточенны главные политические, экономические, социальные учреждения республики.

7. Проанализированы современные социально-экономические и политические условия распределения власти в городе Кызыле. К социально-экономическим характеристикам относятся: спад промышленного производства, рост числа безработных, ухудшение качества жизни и т. д. К политическим — низкая оценка населения эффективности управленческой деятельности органов местного самоуправления, низкая оценка изменений в политической сфере, которую разделяют большинство социальных групп. Причины этого заключаются в значительном влиянии на политическую ситуацию в* городе других участников распределения — республиканских властей, крупных бизнесменов, руководителей преступных группировок.

8. Формальные участники распределения власти, являясь нормативно закрепленными, не имеют легитимных оснований в механизме распределения власти. Неформальные участники дистрибутивных отношений тем не менее обладают большим влиянием на социально-экономические и политические процессы, протекающие в городе. Подтверждением этому служат проведенные автором исследования публикаций в СМИ на основе контент-анализа газеты «Центр Азии» и опрос городского населения республики.

9. Отсутствие легитимных оснований распределения власти подрывает авторитет исполнительной власти в лице главы администрации города, также мешает плодотворному взаимодействию исполнительной и представительных властей в городе, что ведет к ухудшению эффективности управления городом в целом, к развитию противоречий между представительной властью, субъекты которой избраны населением, и административной властью города, причем последняя проявляет свою автономию в силу особой функциональной значимости профессионального управления и монополизации контроля за городскими ресурсами.

Поскольку специальные исследования подтвердили наличие легальной власти в городе при отсутствии ее легитимных оснований, нами делается вывод о необходимости решения как внешних проблем, порождаемых и решаемых на внешнем (государственном) властном уровне, так и внутренних проблем, решение которых возможно самими органами городского самоуправления. В качестве перспективных направлений для решения существующих проблем предлагаются следующие.

1. Содействие формированию и государственная поддержка существующих государственных и общественных структур, занимающихся вопросами просвещения в сфере политической и правовой культуры граждан, которые, понимая сущность, задачи и предназначение публичной власти, были бы способны к самоорганизации, к конструктивному диалогу с властью и реальному влиянию на власть правовыми методами.

2. Поддержка как со стороны государственных, так и муниципальных структур разнообразных форм самоорганизации граждан на основе всеобщего интереса — территориального общественного самоуправления, жилищных движений, родовых общин и др. Разработка модельных законов субъектов Федерации по развитию этих форм самоорганизации.

3. Реформирование существующей системы взаимодействия городских властей с населением, развитие многоканальной информационной связи между властями и населением, организация тесных контактов городских властей с группами поддержки, частью электората, встречи с оппонентами, информирование об этом населения.

4. Создание организационно-правового института отзыва, включающего механизм досрочного прекращения полномочий выборных лиц в результате утраты доверия населения, контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления и иных форм ответственности органов муниципальной власти перед населением.

5. Содействие формированию такой нормативно-правовой базы муниципального уровня, которая предусматривала бы конкретные процедуры отзыва выборных лиц местного самоуправления, а также установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

6. Организация системы подготовки муниципальных кадров (должностных лиц, муниципальных служащих), владеющих инновационными муниципальными технологиями.

7. Создание условий для организации социологической службы городской администрации, в задачи которой входило бы исследование ресурсов власти (политический рейтинг, уровень доверия, информационная обеспеченность и т. д.).

Все перечисленное в совокупности призвано обеспечить высокий уровень легитимности властных структур местной власти, адекватность подготовленных решений социальным ожиданиям горожан, своевременное снятие возможных конфликтных ситуаций. Работа над этими теоретическими и прикладными задачами составляет предмет дальнейшей исследовательской деятельности диссертанта.

Таким образом, определив механизм распределения власти в городе, можно сказать, что одним из способов повышения эффективности управления городом, повышения основных социально-экономических показателей уровня и качества жизни горожан и основой социально-политического консенсуса является обеспечение легитимности власти, основанной на ее легальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Социс, 1997, № 1.
  2. И.А. Демократический характер государственной власти в СССР и механизм ее осуществления // «Советское государство и право», 1968, № 9.
  3. H.A. Социальное развитие городов: сущность и перспективы. — М., 1979.
  4. A.A., Понеделков A.B., Старостин A.M. Проблемы взаимодействия уровней власти в оценках административной и научной элиты. Ростов н/Д., 2002. — 24с.
  5. Т.П. Адаптация человека к разным экологическим нишам Земли: (биологический аспект): Курс лекций. М., 1998. — 279с.
  6. Т.П. Географическая среда и биология человека. — М., 1977.-302с.
  7. Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982.
  8. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
  9. A.C. Методология анализа города как фокуса урбанизационного процесса // Земство. Архив провинциальной истории России. 1994, № 2.
  10. A.C., Коган Л. Б., Яницкий О. Н. Урбанизация, общество и научно-техническая революция // Вопросы философии, 1969, № 2.
  11. П.Ачкасов В. А., Елисеев С. М., Ландов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. — М., 1996. — 125с.
  12. Г. К., Лозанский Э. Д., Кравченко С. А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и политических реалий. М., 2001.-608с.
  13. М.И. Государство и политическая власть. М., 1988.
  14. В.В., Ивановский В. А., Молчанова Л. А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. М., 1998.
  15. Г. Ф. Экономика региона в период реформ. — Новосибирск, 1996.
  16. Г. Ф., Анайбан З. В. Современная Тува. Социокультурные и этнические процессы. Новосибирск, 1995.
  17. П.Баранов A.B. Социально-демографическое развитие крупного города. М., 1981.
  18. H.A. Константин Леонтьев: Очерки из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926. — 268с.
  19. М.В., Успенский C.B., Шкаратан О. И. Город. Методологические проблемы комплексного социального планирования. — М., 1975.
  20. A.M. Власть в городе. М., 1995.
  21. A.M. Россия город — власть. — М., 1995.
  22. Ф.М. Никколо Макиавелли. Советник государя. — М., 2002.-447с.
  23. Ф.М., Галкин A.A. Социология. Политика. Международные отношения. М., 1974.
  24. JI.C., Иванов H.A. Введение // Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.
  25. М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  26. Великие мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999. — 414с.
  27. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. -М., 1994.
  28. Где живет советский человек: Социальные проблемы управления расселения / A.B. Дмитриев, М. Н. Межевич. М., 1988. — 218с.-
  29. Географические аспекты управления / Под. ред. Б. С. Хорева. М., 1978.
  30. Географические проблемы развития крупных экономических районов СССР / Под ред. В. В. Покшишевского. М., 1964.
  31. География городов. Сборник статей / Под ред. В. В. Покшишевского. М., 1965.
  32. География Москвы и Подмосковья. Краеведение. Материалы Моск. филиала географ. об-ва СССР / Под ред. В. В. Покшишевского. М., 1967.
  33. География населения Восточной Сибири. Сборник статей / Под ред. В. В. Покшишевского. М., 1962.
  34. А.З. Перспективы становления местного самоуправления//Социс, 1998, № 11.
  35. B.JI. Москва: среди призраков городской среды // Мир России, 1994, № 1.
  36. Т. Левиафан. М., 2001. — 90с.
  37. З.Т., Игитханян Е. Д., Казарина И. В., Саровский Э. Г. Социальная стратификация городского населения // Социс, 1995, № 5.
  38. Г. А. Философско-методологические проблемы урбанистики: Направления междисциплинарного синтеза. // РАН ИНИОН. Философия. Сер.3,1995, № 4.
  39. И.Н. Власть как общественное явление. Ч. 1. -Новосибирск, 1994.-73с.
  40. Город: проблемы социального развития // Под ред. А. В. Дмитриева и М. Н. Межевича. М., 1982.
  41. Городское население Тувинской АССР. Новосибирск, 1981.
  42. Р. Город в Америке: жители и власть. М., 1995.
  43. Э.Н. Социальная сфера общества, ее специфика: (классообразующий срез). Екатеринбург, 1992. — 177с.
  44. . Организация административной власти во Франции. — М., 1994.
  45. Н.Я. Горе победителям: Политические статьи. — М., 1998.-414 с.
  46. Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Российскому. СПб., 1995. — 513с.
  47. Н.Я. Сборник политических и экономических статей. -СПб., 1890.-676с.
  48. Демография и экология крупного города / Под ред. Толоконцева Н.А.-Л., 1980.-157с.
  49. Демократия и местное самоуправление. — М., 1994.
  50. Г. С. Социальное расслоение как фактор напряженности в городе // Социс, 1992, № 9.
  51. Де-Роберти Е. В Новая постановка основных вопросов социологии. -М., 1909.-291с.
  52. Де-Роберти Е. В Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914. — 101с.
  53. Де-Роберти Е. В Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли. М., 1887.
  54. Де-Роберти Е.В. Политико-экономические этюды. — М., 1869. -249с.
  55. Дж.Бруно. Бэкон.Локк. Лейбниц. Монтескье: Библиографическое повествование. Челябинск, 1996. — 424с.
  56. А.И. Государственная власть как техническая система. О трех великих социальных изобретениях человечества. — Минск, 1995.-239с.
  57. Ю.Н. Реформа местной власти // Социс, 1997, № 8.
  58. Т.М. Коммуникативные механизмы культуры и прогнозно-проектный подход к выработке стратегии развития городской среды // Город как социокультурное явление исторического процесса. / Отв. ред. Э. В. Сайко. М., 1995.
  59. Т.М. Мы строим город — для кого: для ведомств или для людей? // Прогнозное проектирование и социальная диагностика / Отв. ред. Т. М. Дридзе. М., 1991.
  60. Т.М. Социальная диагностика в градоустройстве // Социс, 1998,№ 2.-С. 94−98.
  61. В.А. Первые советы в Туве. Кызыл, 1978.
  62. Н.А. Местное самоуправление. М., 1997.
  63. А.Н. Возможна ли собственная модель самоуправления? // Социс, 1998, № 11.
  64. В.И. Система государственной власти. М., 1994. — 154с.
  65. В.В. Философия власти. М., 1993.
  66. И.А. Собрание сочинений. В 10 т. -М., 1999.
  67. И.А. Собрание сочинений: Кто Мы?- О революции- О религиозном кризисе наших дней. М., 2001. — 575с.
  68. История Тувы: 2-х т. М., 1964.
  69. К проблеме строительства социалистического города. М, 1930.
  70. В.М. Эволюция диктата: опыты психофизиологии истории. М., 1992. — 465с.
  71. И. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1994.
  72. Н.И. Государство-город античного мира. Опыт исторического построения политической и социальной эволюции античных гражданский общин. СПб., 1903. — 348с.
  73. Н.И. Происхождение современного народно-правового государства. Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века. СПб., 1908. — 496с.
  74. Н.И. Свободный государственный строй. — М., 1917.
  75. .А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. — 704с.
  76. .А. Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России. М., 1912. — 131с.
  77. .А. Философия и социология права. СПб., 1998. -799с.
  78. С.С. Динамика социальной структуры города: ценностные основания // Социс, 1993, № 11.
  79. М.М. Действительная природа Государственной Думы: Доклад, прочтенный в заседании Харьковского юридического общества 11 сентября 1905 года. Харьков, 1905. -29с.
  80. М.М. Из истории государственной власти в России. — М., 1905.-112с.
  81. М.М. Конституционное право. Лекции, читанные в С.-Петербургском университете и Политехническом институте в 19 081 909 гг. СПб., 1909. — 197с.
  82. М.М. Общий ход развития политической мысли во второй половине XIX века. СПб., 1905. — 47с.
  83. М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. М., 1906. В 3-х тт.
  84. Коган Л Б. Демократия без городов? / Сборник статей. -Новосибирск, 1993.
  85. Л.Б. Требуются горожане! / Сборник статей. М., 1996.
  86. Л.Б. Урбанизация // Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. М., Советская энциклопедия. Т.5, 1970.
  87. Л.Б. Урбанизация и некоторые вопросы городской культуры // Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс / Отв. ред. О. Н. Яницкий. М., 1972.
  88. С.Д. Сравнительный анализ политических теорий XX века. Калининград, 1995. — 19с.
  89. Конституционные основы регионального управления и местного самоуправления в странах Латинской Америки. М., 1994.
  90. Конституция Российской Федерации. М., 1997.
  91. В.А., Очур В. Ч., Дубровский В. А. Наша Тува. Кызыл, 1987.
  92. А.И., Мушкин А. Е. Государство и власть.// «Правоведение», 1963. № 2.
  93. Н.Н. Кочевничество в цивилизованном и формальном развитии//Цивилизация. Вып.З.-М., 1995.
  94. Крупнейшие города их настоящее и будущее / Под ред. Б. С. Хорева.-М., 1979.
  95. Культура местной власти во Франции. М., 1994.
  96. Культура эпохи Просвещения. М., 1993. — 256с.
  97. И.И. Проблемы местного самоуправления. М., 2000.
  98. Кызыл столица советской Тувы. — Кызыл, 1964.
  99. ., Лукьянов А. Власть, демократия и самоуправление. М., 1964.
  100. В.Г. Власть, интерес и социальное действие // Социс, 1998, № 1—2. С.79−94.
  101. В.Г. Власть: Концептуальный анализ // Полис, 2000, № 1. С.97−107.
  102. В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. -384с.
  103. В.Г. О «сущностной оспаринаемости» понятия власти // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 1996. Вып. 3−4. С.13−19.
  104. В.Г. Современные концепции власти: аналитический обзор // Социологический журнал. 1996. № 3−4. С.109−126.
  105. В.Г. Формы власти: Типологический анализ // Полис, 2000, № 2. С.6−18.
  106. К.Н. Избранное. -М., 1993. 399с.
  107. К.Н. Избранные письма. 1854−1891. СПб., 1993.-640с.
  108. К.Н. Полное собрание сочинений и писем. В 12 т. — СПб., 2000.
  109. Г. Г. Властные отношения в России в условиях экономических и политических реформ. М., 1993. — 85с.
  110. О.П. Природно-ресурсный потенциал региональных социально-экономических комплексов. Л., 1991. — 127с.
  111. О.П. Проблемы пространственного развития урбанизации. Л., 1976. — 99с.
  112. О.П. Совершенствование системы расселения в Ленинградской области. М., 1986. — 17с.
  113. М.М. Ковалевский: социолог, правовед, историк. Материалы научно-практической конференции молодых ученых, посвященная 150-ой годовщине со дня рождения М. М. Ковалевского. — РАГС, 2002. -127с.
  114. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996. — 639с.
  115. Малый город / Под ред. Б. С. Хорева. М., 1972.
  116. К. Избранные сочинения. В 9 т. М., 1984.
  117. М.Н. Социальное развитие и город: Философско-социологический аспект. Л., 1979. — 175с.
  118. М.Н. СССР-США: социальное развитие в городах: (Опыт сравнительного анализа). Л., 1981. — 175с.
  119. В.В. Властные отношения и основные формы их выражения в социалистическом обществе.// Вопросы философии и социологии. Вып.З. ЛГУ. 1971.
  120. Местная власть в Испании: управление финансами. М., 1994.
  121. Местное самоуправление в Германии. М., 1996.
  122. Местное самоуправление. — Мюнхен, 1996. в 2-х.тт.
  123. Местные бюджеты в системе местного налогооблажения в странах запада. М., 1993.
  124. Местные органы власти в структуре управления Великобритании. — М., 1993.
  125. Местные органы власти в США: организация управления и экономической деятельности. М., 1996.
  126. Местные органы власти и предпринимательство в Италии. -М., 1994.
  127. Методы и методика проблемы контент-анализа (тезисы докладов рабочего совещания социологов) — Москва Ленинград, 1973.
  128. Миграциология / М. Б. Денисенко, В. А. Ионцев, Б. С. Хорев. — М., 1989.-96с.
  129. Ш. Л. Письма- Размышления о причинах величия и падения римлян. М., 2002.
  130. Муниципальная собственность в сфере общественных услуг. -М., 1994.
  131. A.A. Двуликий Янус. Введение в политологию: (Двенадцать бесед и десять задач по общей теории политики). — М., 1994.-320с.
  132. С. А. Очерки общей теории гражданского права. -М., 1877.-317с.
  133. С. А. Патриархальная семья и государство в историческом процессе образования гражданского права. — М., 1900.-15с.
  134. С. А. Что такое догма права? — М., 1885. 35с.
  135. Научные проблемы географии населения / Под ред. В. В. Покшишевского. — М., 1967.
  136. П.И. Ведение в философию права: Кризис современного правосознания. СПб., 2000, — 349с.
  137. П.И. Значение философии. М., 1903.
  138. П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи и их последовательном развитии П.Новгородцева. — М., 1896.-226с.
  139. П.И. История философии права. — М., 1997. -278с.
  140. П.И. Сочинения. М., 1995. — 448с.
  141. A.B. Бюрократия и государство. М., 1996. -68с.
  142. A.B., Понеделков A.B. Лидеры. Элита. Регион. -Ростов н/Д., 1995. 173с.
  143. Г. Н., Покшишевский B.B. География мирового процесса урбанизации: Пособие для учащихся. — М., 1981. 190с.
  144. М. Заметки по теории расселения // Советская архитектура. 1930, № 1−2.
  145. Е.В. Политическая элита. М., 1993. — 91с.
  146. Е.В., Смольско В. Г. Бюрократия и бюрократизм. — М., 1996.-129с.
  147. В.И. 270 миллионов. М., 1982. — 111с.
  148. В.И. Города и время. — М., 1975. 87с.
  149. В.И. Демографические проблемы СССР. М., 1979.-41с.
  150. В.И. Какие мы? Сколько нас? М., 1989. -200с.
  151. В.И. Методы изучения миграции населения. — М., 1975. -231с.
  152. В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Новосибирск, 1966. — 191с.
  153. В.И. Молодая семья сегодня. М., 1987. — 78с.
  154. В.И. Молодежные и социально-демографические проблемы СССР. М., 1990. — 150с.
  155. В.И. Население и хозяйство. М., 1971. — 47с.
  156. В.И. Плачу долги, даю взаймы: Актуальные проблемы демографии. М., 1983. — 143с.
  157. В.И. Современная миграция населения Западной Сибири. Новосибирск, 1965. — 96с.
  158. В.И., Зайончковская Ж. А. Современная миграция населения Красноярского края. Новосибирск, 1964.
  159. E.H. Город в Сибири: Проблемы, опыт, поиск решений. М., 1980. — 286с.
  160. E.H. Города мира: География мировой урбанизации: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. — 381с.
  161. E.H. Среда человека: предвидимое будущее. М., 1990.-365с.
  162. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. -265с.
  163. Л.И. Новое учение о праве и нравственности и критика профессора В.И. Сергеевича. СПб., 1910. — 136с.
  164. Л.И. О мотивах человеческих поступков в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб., 1904. -75с.
  165. Л.И. Очерки философии права. СПб., 1900. -138с.
  166. Jl.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. — 607с.
  167. Ю.Л. Население социальных стран зарубежной Европы. Структурно-геграфический сдвиг. М., 1970. — 175с.
  168. Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.-232с.
  169. Ю.Л. Современная урбанизация. Основные тенденции расселения. М., 1976. — 191с.
  170. В.В. География населения в СССР // География СССР. Вып.З. М., 1966. — 170с.
  171. В.В. География населения зарубежных стран. Экон.-географ. очерки. М., 1971. — 174с.
  172. В.В. Население и география: Теоретические очерки. М., 1978. — 315с.
  173. Политическая организация развитого социалистического общества. Киев, 1976.
  174. A.B. Политико-административная элита: генезис и проблемы ее становления в современной России: (региональный политический анализ). — М., 1995. 64с.
  175. A.B. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов н/Д., 1995. — 205с.
  176. A.B. Элита (Политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культурологии). — Ростов н/Д., 1995.-340с.
  177. A.B., Старостин A.M. Введение в политическую элитологию. Ростов н/Д., 1998. -121с.
  178. .А. Городская среда: феномен престижности // Социс, 1991, № 1.
  179. Проблемы комплексного управления городской средой / Редкол.: А. Я. Хорхот и др. Львов, 1979.
  180. Проблемы планирования комплексного экономического социального развития городов / ред. А. Е. Железко, Р. В. Гребенников. Минск, 1980.
  181. Проблемы расселения в СССР: Социально-демографический анализ сети поселения и задачи управления / Под ред. Б. С. Хорева. -М., 1980.-255с.
  182. Проблемы современной урбанизации / Под ред. Ю. Л. Пивоварова. М., 1972.
  183. Проблемы урбанизации и расселения / Под ред. В. В. Покшишевского. М., 1976.
  184. Прогнозное социальное проектирование и город / Ред. Т. М. Дридзе. Кн. I—IV. М., 1994—1995.
  185. Программно-целевое планирование развития городов и регионов / Под ред. И. И. Сигова. Л., 1987. — 196с.
  186. О. С. Урбанизация, региональное развитие и научно-техническая революция // Экономика и математические методы, 1978.
  187. Республика Тува в цифрах. Стат. сборник. В2-х т. — Кызыл., 2000.
  188. Реформирование регионального опыта управления в Китае: опыт свободных зон. — М., 1994.
  189. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактат. М., 2000. -543с.
  190. Руссо Ж.-Ж. Сочинения. Калининград, 2001.
  191. JI.M. Город будущего и организация социалистического быта. -М., 1929.
  192. О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. Новгород, 1997.
  193. А.И. Власть в политическом измерении // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки, 1997, № 6. С.57−70.
  194. П. Главные тенденции нашего времени, — М., 1993.
  195. Социально-экономические аспекты деятельности региональных органов власти в Российской Федерации. — М., 1994.
  196. Социально-экономические аспекты регионального природопользования в регионе / ЕЛ. Каплан, О. П. Литовка, Э. А. Новиков. Л., 1989. -125с.
  197. Социально-экономические проблемы республики Тыва в период трансформации. Сборник научных статей. Новосибирск, 1998.
  198. Социальные проблемы в местных органах власти США. М., 1994.
  199. Социальные проблемы жилища / Науч.ред. А. Г. Харчев и др. -Л., 1969.
  200. Социологические исследования города. М., 1969.
  201. Социологические исследования города. Информ. бюллетень № 16 / Отв. ред. О. Н. Яницкий. М., 1969.
  202. Столицы мира: проблемы экономики и управления. — М., 1993.
  203. H.H. Возникновение государства и права. Конспект лекций. Харьков, 1965. — 46с.
  204. П.Б. Размышления о русской революции. М., 1991. -62с.
  205. В.В. Самоуправление в крупных городах. М., 1999.
  206. Н.В. Сельско-городская миграция в России // Социс, 1995, № 12.
  207. .Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // Социс, 1997, № 6.
  208. И.И. Армия и город. Опыт социокультурного анализа // Мир России, 1994, № 1.
  209. Трубе J1. JL, Хорев Б. С. Новый город на карте Родины. М., 1970.
  210. И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект // Социс, 1995, № 1.
  211. Управление развитием крупных городов / Под ред. И. И. Сигова. Л., 1985. — 223с.
  212. Урбанизация в условиях капитализма: Социально-экономические противоречия и экономические последствия / Под ред. М. Н. Межевича. Л., 1988. — 187с.
  213. Урбанизация и демографические процессы / Под ред. Б. С. Хорева и Г. П. Киселевой М., 1982. — 231с.
  214. Урбанизация и развитие городов в СССР / Отв.ред. И. И. Сигов.-Л., 1985.-256с.
  215. Урбанизация и развития регионов областного уровня / Под ред. М. Н. Межевича, И. И. Сигова. Л., 1990. 212с.
  216. Урбанизация и расселение / Под ред. Ю. Л. Пивоварова. М., 1975.
  217. Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. Некоторые вопросы теории, критика буржуазных концепций. / Редкол. Э. А. Арабоглы, А. С. Ахиезер, В. А. Мартынов, Е. Т. Фаддеев, О. Н. Яницкий. М., 1972.
  218. Федеративные отношения и региональное управление в России: пути реформирования. М., 1994.
  219. Финансовая база местных органов власти западных стран. — М., 1994.
  220. .М. Кто он такой — Петербуржец? // Мир России, 1994, № 1.
  221. В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996. — 380с.
  222. В.Ф. Власть. Политика. Государственная служба: Словарь. М., 1996. — 271с.
  223. В.Ф. Власть: (Основы кратологии). М., 1995. -304с.
  224. В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.-303с.
  225. .С. Городские поселения СССР. (Проблемы роста и их изучения). Очерки географии расселения. М., 1968. — 256с.
  226. .С. Демографическая история и политическая закономерность // Диалог. 1999. № 11. — С.31−37.
  227. .С. Миграционная подвижность населения в СССР. — М., 1974-
  228. .С. Проблемы городов. (Урбанизация и единая система расселения в СССР). Изд.2-е, доп. и перераб. М., 1975. — 428с.
  229. .С. Прогнозные оценки роста мирового населения // Общественные науки и современность. 1999. № 1. — С. 115−124.
  230. .С. Региональная политика в СССР: (экон.-географ. подход). М., 1989. — 283с.
  231. .С. Территориальная организация общества: (Актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР).-М., 1981.-320с.
  232. .С., Безденежных В. А., Быкова Н. В. Мировой урбанизм на переломе. М., 1992. — 109с.
  233. .С., Лиходед В. Н. Житель села работник города. -М., 1982.-95с.
  234. .С., Моисеенко В. М. Сдвиги в разрешении населения СССР.-М., 1976.-102с.
  235. .С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения: (Стат.-геогр.очерки). М., 1978. — 254с.
  236. А.И. Жилищный передел // Социс, 1995, № 10.
  237. .Н. Вопросы политики. М., 1904. — 244с.
  238. .Н. Вопросы философии. М., 1094. — 385с.
  239. .Н. История политических учений. — М., 1903. — 464с.
  240. .Н. Опыты по истории русского права. М., 1858. — 389с.
  241. .Н. Философия права. М., 1990. — 336с.
  242. B.C. Государственный суверенитет и политическая организация советского общества. М., 1971.
  243. Е.С. Контрасты американского города. Социально-географические аспекты урбанизации. М., 1986.
  244. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. М., 1996.
  245. Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995. — 175с.
  246. М.А. Макиавелли и особенности ренессансных представлений о власти. — М., 1999.
  247. О.Н. Обоснование градостроительных решений в условиях гласности // Социс, 1988, № 4.
  248. О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). — Новосибирск, 2002. — 426с.
  249. О.Н. Социальные движения. 100 интервью с лидерами. М., 1991.
  250. О.Н. Социо-культурная среда и экономический прогресс // Рабочий класс и современный мир, 1985, № 6.
  251. О.Н. Социология города // Социология в России / Под.ред. В. А. Ядова.-М., 1998.
  252. О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис, 2002. № 2. С.44−57.
  253. О.Н. Экологическая социология как риск-рефлексия // Социс. 1999. № 6. — С.50−59.
  254. О.Н. Экологические перспективы города. М., 1987.
  255. О.Н. Экологический риск и его политическая интерпритация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 1. — С.26−42.
  256. О.Н. Экологическое движение в «переходном» обществе: проблемы теории // Социс. 1998. № 10. — С.22−33.
  257. Duvis A., Gardner В.В., Gardner M.R. Deep South: A Social Anthropological Study of Caste and Class. Chicago: Chicago University Press, 1946.
  258. Lynd R.S., Lynd H.M. Middletown: A Study in Contemporary American Culture. NY, 1929.
  259. Middletown in Transition: A Study in Cultural Conflicts. NY, 1937- West J. Plainville, U.S.A. Chicago, 1948.
  260. Park P. The City: Suggestions for the Investigation of Human Behavior in City Environment. Journ. of Sociology XX (March), 1915.
  261. West J. Plainville, U.S.A. Chicago, 1948.
Заполнить форму текущей работой