Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При переходе от первого курса к пятому у студентов-психологов происходят изменения в содержательной основе профессиональной позиции: в ценностно-мотивационной — изменение значимости сохранения благополучия близких, а также более широкого «просоциального» типа ценностей, включающего понимание, терпимость, защиту благополучия всех людейизменения в значимости ценности безопасности, гармонии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические подходы к становлению профессиональной позиции студентов-психологов
    • 1. 1. Профессиональная позиция как компонент личности специалиста
    • 1. ^.Характеристика профессии психолога и сущности профессиональной позиции психолога
      • 1. 3. Профессионально-личностное развитие студентов-психологов в процессе обучения в вузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Исследование особенностей профессиональной позиции студентов-психологов на разных этапах обучения
    • 2. 1. Организация исследования и обоснование методов изучения профессиональной позиции студентов-психологов
    • 2. 2. Характеристика содержательной основы профессиональной позиции будущих психологов на разных этапах обучения
    • 2. 3. Анализ динамики профессиональной позиции студентов-психологов
  • ВЫВОДЫ

Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В последнее десятилетие, особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования», в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но как личности и члена социума.

Сложившееся положение требует выделения неких интегральных характеристик, которые могут служить ориентирами в выработке направлений профессиональной подготовки и критериями оценки уровня профессионализма специалиста. В качестве центрального понятия в контексте рассматриваемой проблемы может выступать понятие «профессиональной позиции».

Разработкой понятия «позиция» в различных аспектах в отечественной психологии занимались такие психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Е. И. Исаев, В. Н. Маркин, В. И. Слободчиков и др. Понятие «позиция» отражает относительно устойчивую, развивающуюся систему отношений человека к различным сторонам действительности, к собственной личности положенную в основу конкретной деятельности, поступков, линии поведения. Данное понятие можно определить как «категориальный мост» между теориями, в центре которых стоят предельно общие категории, такие как деятельность", «отношение», «направленность», «личность», и такими практическими приложениями, которые оперируют понятиями «готовность» и «поступок».

Вопросы личностного развития профессионала рассматриваются в трудах А. К. Марковой, JI.M. Митиной, Ю. П. Поваренкова, Н. С. Пряжникова, А. Р. Фонарева, Л. Б. Шнейдер и др. Затрагивается вопрос и развития профессиональной позиции личности. Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную позицию как один из системообразующих факторов личности профессионала. В. Т. Кудрявцев ставит задачу гармонизации профессиональной и личностной позиции психолога. Т. П. Маралова затрагивает проблему профессиональной позиции психолога образования и эффективности его деятельности в образовательном учреждении. Л. Б. Шнейдер отмечает, что становление профессиональной самоидентичности завершается формированием собственной профессиональной позиции.

Вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Особенно эта проблема является актуальной при подготовке студентов-психологов. В профессиональном взаимодействии компетентного психолога с людьми, имеющими другое образование, мировоззрение, на первый план выходит личностная составляющая специалиста. В связи с этим при подготовке профессиональных психологов особое внимание необходимо уделять не только приобретению студентами высокой квалификации, но и формированию личностного «пристрастного» отношения к предстоящей деятельности, профессиональной позиции.

Сегодня проблемы личностного и профессионального развития студентов в вузе занимают одно из лидирующих мест в психолого-педагогических исследованиях (Г.В. Гарбузова, Э. Ф. Зеер, JI.M. Митина, У. С. Родыгина, 4.

Е.В. Самаль и др.).

В последние десятилетия значительное внимание стало уделяться учеными и становлению будущего психолога-профессионала, в том числе в личностном плане (Т.М. Буякас, А. И. Донцов, И. В. Завгородняя, Г. Ю. Любимова, О. Н. Родина, С. С. Чеботарев и многие другие).

Вместе с тем анализ работ, в которых изучается подобная проблематика, выявил противоречивость трактовки понятия «профессиональная позиция», выделения ее основных компонентов, структуры и специфики проявления на разных этапах становления специалиста, в том числе и на этапе профессионального обучения.

Таким образом, нами выявлено основное противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны в профессиональной подготовке квалифицированного психолога на первый план выступает личностная компетентность, с другой стороны — недостаточная разработанность вопроса личностного развития студента-психолога, отсутствие комплексных исследований о закономерностях личностно-профессионального становления психолога на этапе получения высшего профессионального образования.

Актуальность изучения содержания профессиональной позиции, специфики ее развития у студентов-психологов на разных этапах получения профессионального образования определили тему диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить основные тенденции изменения профессиональной позиции студентов-психологов в процессе обучения в вузе с учетом их личностных особенностей.

Объект исследования: профессиональная позиция студента-психолога.

Предмет исследования: особенности проявлений профессиональной позиции студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе.

Гипотезы исследования:

1. Изменения профессиональной позиции студента-психолога связаны с этапом обучения и имеют характерную динамику развития в процессе обучения в вузе.

2. Профессиональная позиция студента-психолога связана с его личностными особенностями: самоотношением, ценностными ориентациями, интернальностью.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме профессиональной позиции в психологической науке и образовательной практике, определить сущность и условия становления профессиональной позиции студентов-психологов.

2. Выявить связь профессиональной позиции студентов-психологов с личностными особенностями: самоотношением, ценностными ориентациями, интернальностью.

3. Охарактеризовать основные тенденции изменения содержательной основы профессиональной позиции и параметров профессиональной позиции студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе.

4. Определить основные типы профессиональной позиции студентов-психологов.

5. Разработать методические рекомендации по учету основных тенденций изменения профессиональной позиции и ее типов у студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения философской и психологической анторопологоии (В.И. Слободчиков, М.К. Мамардашвили), субъектно-деятельностный и системогенетический подходы (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский,.

A.В. Карпов, А. Н. Леонтьев, Ю. П. Поваренков, Н. В. Нижегородцева,.

B.Д. Шадриков), теория профессионального становления и развития личности в вузе (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Я. Л. Коломинский, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников и др.), фундаментальные и экспериментальные исследования, посвященные профессиональной деятельности и личности психолога (Н.А. Аминов, Г. М. Белокрылова, А. И. Донцов, В. Н. Карандашев,.

A.Г. Лидере, Р. В. Овчарова, О. Н. Родина, Л. Б. Шнейдер и др.).

Для реализации поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования;

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, материалов научно-практических конференцийэмпирические: тестирование — самоактуализационный тест (CAT) (Л.Я. Гозман, М. В. Кроз, М.В. Латинская), тест-опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (УСК), тест-опросник самоотношения (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин), методика Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации.

B.Н. Карандашева), экспресс-тест для выявления профессиональных позиций (Л.Б. Шнейдер) — количественный и качественный анализ результатовметоды математической статистики, в качестве которых использовались методы: описательные статистики, корреляционный анализ, кластерный анализ, статистические критерии Крускала-Уоллиса (Н) и Манна-Уитни (U). Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета статистических программ «Statistica 6.0», «SPSS 13.0», «Som».

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиякорректным применением методов математической обработки данныхадекватной выборкой испытуемыхсочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием методов математической статистики, внедрением результатов исследования в педагогическую и психологическую практику.

Основные этапы исследования:

1 .Аналитико-методологический этап — осуществлялся анализ представленности проблемы в литературе, выявлено противоречие, поставлена проблема, определен понятийный аппарат, цель, объект, предмет, гипотезы, разработана программа исследования.

2. Эмпирический этап — осуществлялось эмпирическое исследование по ранее разработанной программе.

3.Обобщающий этап — обрабатывались, анализировались и обобщались полученные результаты исследования. Уточнялись теоретические положения, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.

База исследования. В исследовании приняли участие студенты факультета социальной работы, педагогики и психологии ВШУ (г. Вологда), института педагогики и психологии ЧТУ (г. Череповец), Института психологии им. JI.C. Выготского РГГУ (г. Москва) с I по V курс в количестве 277 человек, из них I курса — 63 студента, II курса — 53 студента, III курса — 42 студента, IV курса- 65 студентов, V курса — 54 студента.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены особенности профессиональной позиции студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе.

2. Описана динамика развития профессиональной позиции студентов-психологов в период обучения.

3. Показано, что существует взаимосвязь характеристик профессиональной позиции с личностными особенностями студентов-психологов.

4. Выявлены и охарактеризованы типы профессиональной позиции студентов-психологов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. В исследовании впервые рассматривается вопрос динамики показателей профессиональной позиции студентов-психологов в процессе обучения вузе.

2. Расширены теоретические представления о профессионально-личностном развитии студента-психолога.

3. Конкретизировано понятие профессиональной позиции студента-психолога как психолого-педагогической категории.

4. Предложена типология профессиональной позиции студентов-психологов.

Рассмотрение данных аспектов обогащает теоретические положения педагогической психологии. Представленный в работе теоретический и эмпирический материал, а также сформулированные выводы являются основой для последующих исследований в контексте данной проблематики.

Практическая значимость определяется полученными результатами и выводами по развитию профессиональной позиции студентов-будущих психологов, заключается в следующем:

1. Полученные автором данные могут быть использованы в работе психологической службы вуза для консультативной помощи студентам-психологам и преподавателям;

2. Возможно использование полученного материала специалистами по организации учебного процесса в вузе, а также студентами и аспирантами при изучении проблем становления профессиональной позиции;

3. Возможность педагогам высшей школы эффективнее осуществлять личностно-ориентированный подход к студентам с учетом выявленных тенденций изменения профессиональной позиции в процессе обучения.

Апробация и внедрение основных результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных (Армавир, 2007; Кострома, 2007; Ярославль, 2007, Невинномысск, 2009; Санкт-Петербург, 2010), всероссийских (Ярославль, 2007; Иваново, 2007; Вологда, 2008, 2009), внутривузовских и межвузовских (Вологда, 2008; Красноярск, 2010) научно-практических конференциях и на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Вологодского государственного педагогического университета, кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Они отражены в 14 публикациях автора по теме исследования.

Материалы, полученные в рамках исследования особенностей профессиональной позиции будущего психолога, внедрялись в практику при работе со студентами факультета социальной работы педагогики и психологии в цикле практических развивающих занятий, в работе психологической службы в целях совершенствования психологического сопровождения профессионального развития студентов-психологов, профессиональной ориентации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная позиция студента-психолога выступает как устойчивая система отношений личности к различным аспектам будущей профессиональной деятельности, определяющая профессиональные планы и намерения, направления деятельности, профессиональное мировоззрение. Структура профессиональной позиции включает в себя три компонента:

— отношение к людям в профессии, располагающееся в континууме негуманный — гуманный;

— отношение к будущей профессиональной деятельности, отражающее способы освоения и реализации профессиональной деятельности, располагается в континууме пассивный — инициативный;

— отношение к себе как к будущему психологу: непринятие себя — принятие себя, позитивная оценка как будущего психолога.

2. Профессиональная позиция студента-психолога связана с его личностными особенностями: «отношение к людям» связано с позитивным самоотношением, самоинтересом, просоциальными ценностями благополучия всех людей, ценностями самостоятельности- «отношение к будущей профессиональной деятельности» связано с самоуважением, креативностью, просоциальными ценностями благополучия всех людей, достижения и безопасности- «отношение к себе как к будущему психологу» связано с позитивным самоотношением и просоциальными ценностями узкого круга. У студентов-психологов с высоким уровнем общей интернальности, интернальности в области достижений и межличностных отношениях выражены все компоненты профессиональной позиции.

3. Профессиональная позиция студента-психолога имеет определенную динамику на протяжении периода обучения в вузе: возрастает оценка профессиональных знаний и умений, навыков оказания психологической помощи при снижении оценки роли образования в профессиональном развитии и желания связать профессиональные планы с деятельностью психолога, помогать людямтенденцию к снижению имеет активность в освоении профессии с ростом ее к выпускному курсу. Происходит перестройка структуры профессиональной позиции, возрастает ее интегрированность.

4. Студенты-психологи демонстрируют следующие типы профессиональной позиции в процессе обучения в вузе: «продуктивная», «сопереживающая», «самопознания», «восторженная», «потенциальная», «отсутствующая», «разочарования в профессии». Доминирующим типом профессиональной позиции студента-психолога является «продуктивная позиция». В процессе обучения в вузе у студентов-психологов зафиксирована положительная динамика «потенциальной» и «отсутствующей» позиции, негативная — «восторженной» и «сопереживающей» позиции.

Структура и объем диссертации

включает введение, две главы, заключение,.

ВЫВОДЫ:

1. При переходе от первого курса к пятому у студентов-психологов происходят изменения в содержательной основе профессиональной позиции: в ценностно-мотивационной — изменение значимости сохранения благополучия близких, а также более широкого «просоциального» типа ценностей, включающего понимание, терпимость, защиту благополучия всех людейизменения в значимости ценности безопасности, гармонии, стабильности взаимоотношений, изменения в уровне общей интернальности, интернальности в области неудач и в области семейных отношенийна уровне самоотношения — зафиксированы изменения на уровне конкретных действий по отношению к своему «Я», а именно в степени самообвинениятакже изменения наблюдаются в выраженности характеристик самоактуализирующейся личности: самопринятие, представление о позитивной природе человека.

2. На разных этапах обучения в содержательной основе профессиональной позиции студентов-психологов наблюдаются различия.

Между студентами первого и второго курса зафиксированы следующие различия: второкурсники в меньшей степени способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Второкурсники в большей степени, чем первокурсники считают себя основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов. Они ощущают себя способными оказывать сопротивление внешним воздействиям, им свойственен контроль над эмоциональными реакциями переживаниями. Также ко второму курсу обучения значимо снижается уровень самообвинения, степень отрицательных эмоций в адрес своего «Я». И на уровне убеждений, и в реальном социальном поведении студенты-психологи второго курса в меньшей степени руководствуются ценностями конформность, традиции, универсализм. Ценности типа безопасность также становятся менее значимы на уровне убеждений.

Между студентами второго и третьего курса зафиксированы следующие различия: значимо возрастает уровень интернальности у студентов-третьекурсников в области семейных отношений, уменьшается в области здоровья и болезни. В большей степени проявляется одна из глобальных характеристик самоактуализации «компетентность во времени» у студентов-третьекурсников по сравнению с второкурсниками. Они в большей степени способны жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Также возрастает склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

На уровне убеждений ценности типа конформность становятся более значимы. Но у студентов третьего курса значимо снижается степень осознания и понимания своих потребностей и чувств.

Между студентами третьего и четвертого курса зафиксированы следующие различия: к четвертому году обучения студенты-психологи в большей степени принимают ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Между студентами четвертого и пятого курса зафиксированы следующие различия: на уровне убеждений снижается значимость ценностей типа стимуляция.

3. Выявлена связь личностных особенностей студентов-психологов и параметров профессиональной позиции. Все параметры профессиональной позиции связаны с общей интернальностью. Высокую оценку себя как психолога демонстрируют студенты с позитивным самоотношением, верой в свои силы, пониманием себя, доверием к себе, самопринятием, с ценностями терпимости, защиты благополучия людей, руководствующиеся в реальном социальном поведении ценностями сохранения благополучия близких людей, а также самостоятельности мышления и поведения. Высокая оценка себя как психолога с точки зрения окружающих сопровождается позитивным самоотношением, верой в свои силы, пониманием себя, доверием к себе, самопринятием, ценностями личного успеха, проявлением компетентности, руководством в реальном социальном поведении ценностями типа доброта, самостоятельность, власть.

Свой практический опыт в психологии оценивают высоко студенты с позитивным самоотношением, с низким уровнем готовности к самообвинению, принимающие ценности, присущие самоактуализирующейся личности, обладающие гибкостью в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, способные быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, принимающие себя такими, какие они есть, в том числе способные принимать свои негативные эмоции как естественное проявление человеческой природы, способные к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, стремящиеся к знаниям, с выраженной творческой направленностью.

Активность в профессиональном развитии связана с ценностными ориентациями на уровне убеждений типа универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижения, власть, безопасность, на уровне индивидуальных приоритетов — с ценностями типа доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижения, безопасность, а также связана с такими характеристиками самоактуализации как поддержка, самоуважение, креативность.

Желание в будущем работать психологом связано с самоуверенностью, с ценностями, реализуемыми в реальном социальном поведении типа доброта, универсализм, достижения, власть, безопасность, а также с такими характеристиками самоактуализации как познавательные потребности.

4. Профессиональная позиция студента-психолога имеет определенную динамику на протяжении периода обучения в вузе: студенты-психологи всех курсов отмечают высокую роль собственной активности в успешности будущей профессиональной деятельности. Наиболее высокие оценки наблюдаются у студентов первого и третьего курса. Также высоко желание у всех студентов-психологов оказывать помощь людям. При рассмотрении данного параметра можно отметить некоторое его увеличение к третьему курсу и снижение к старшим курсам. Также отрицательная динамика наблюдается при оценке студентами своего желания в будущем работать психологом. Существенно снижается к пятому курсу оценка роли получаемого образования в успешности профессиональной деятельности, при некотором снижении на втором курсе.

Позитивную динамику можем отметить в оценке студентами своих знаний: к пятому курсу студенты лучше представляют функциональные обязанности и права практического психолога, в целом имеют более полные знания о деятельности практического психолога. Явно выраженной динамики в оценке коммуникативных умений не наблюдается, можно отметить некоторое снижение у студентов третьего курса.

Ниже других параметров профессиональной позиции студенты-психологи оценили свой практический опыт. Выше других его оценили пятикурсники, ниже — студенты третьего курса.

5.Студенты-психологи в процессе обучения в вузе демонстрируют следующие профессиональные позиции: «продуктивная», «сопереживающая», «самопознания», «восторженная», «потенциальная», «отсутствующая», «разочарования в профессии».

При переходе от первого курса к пятому у студентов-психологов изменяется представленность различных типов профессиональной позиции: уменьшается доля студентов-психологов, демонстрирующих «сопереживающую» и «восторженную» позицию и позицию «самопознания», увеличивается доля студентов с «потенциальной» и «отсутствующей» профессиональной позицией, «продуктивная» позиция доминирует у студентов-психологов на протяжении всего процесса обучения в вузе. Третий год обучения характеризуется резким увеличением доли студентов с позицией «разочарования в профессии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональная позиция, являясь интегральной личностной характеристикой профессионала, определяет его отношения с различными сторонами профессиональной действительности. В процессе профессионального становления важна гармонизация профессиональной и личностной позиции специалиста.

Особо актуален диалог личностного и профессионального для психолога, который работает собственной личностью, самостью, решая профессиональные задачи. В связи с этим при подготовке профессиональных психологов необходимо уделять внимание формированию личностного отношения к предстоящей деятельности, продуктивной профессиональной позиции. Изучение изменения и особенностей проявления профессиональной позиции у студентов психологов и легло в основу нашей диссертационной работы, обозначив выбор темы научного исследования — «Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе».

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Содержательную основу профессиональной позиции студента-психолога составляют самоотношение, ценностные ориентации, смыслы, субъектность, творческая активность. Профессиональная позиция как личностное образование имеет индивидуальную окрашенность. Компоненты, составляющие профессиональную позицию студента-психолога: отношение к людям в профессии (негуманный — гуманный) обусловлена ценностями и смыслами личностиотношение к будущей профессиональной деятельности, отражающее способы освоения и реализации профессиональной деятельности (адаптивный, пассивный — творческий, инициативный) — отношение к себе как к будущему психологу (непринятие себя — принятие себя).

2. На разных этапах обучения в содержательной основе профессионально позиции студентов-психологов наблюдаются различия. В большей степени различия проявляются на первых этапах обучения. От первого ко второму курсу студенты становятся более уверенными в себе, способными контролировать свои переживании, отмечают свою роль в происходящих с ними событиях, в меньшей степени нуждаются в защите.

При переходе от второго к третьему курсу наблюдаются кризисные тенденции: снижается степень самопонимания, возрастает осторожность, сдерживание побуждений.

К четвертому году обучения студенты-психологи в большей степени принимают ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Между студентами четвертого и пятого курса зафиксированы с различия в ценностных ориентациях на уровне убеждений: снижается значимость ценностей типа стимуляция.

3. Выявлена связь личностных особенностей студентов-психологов и характеристик профессиональной позиции. Все параметры профессиональной позиции связаны с интернальным локусом контроля. Позитивно себя оценивают как будущих психологов студенты с позитивным самоотношением, верой в свои силы, пониманием самого себя, доверием к себе, самопринятием. Руководствуются просоциальными ценностями широкого плана: понимания, терпимости, защиты благополучия всех людей, самостоятельности мышления и поведения.

Активность в профессиональном развитии связана с ценностными ориентациями на уровне убеждений типа универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижения, власть, безопасность, на уровне индивидуальных приоритетов — с ценностями типа доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижения, безопасность, а также связана с такими характеристиками самоактуализации как поддержка, ценностные ориентации, самоуважение, креативность.

Желание в будущем работать психологом и помогать людям связано суверенностью в себе, с ценностями, реализуемыми в реальном социальном поведении типа доброта, универсализм, достижения, власть, безопасность, а также с такой характеристикой самоактуализации как познавательные потребности.

4. Студенты-психологи всех курсов отмечают высокую роль собственной активности в успешности будущей профессиональной деятельности. Наиболее высокие оценки наблюдаются у студентов первого и третьего курса. Также высоко желание у всех студентов-психологов оказывать помощь людям. При рассмотрении данного параметра молено отметить некоторое его увеличение к третьему курсу и снижение к старшим курсам: Также1 отрицательная динамика наблюдается при оценке студентами своего1 желания в будущем работать психологом. Существенно снижается1 к пятому курсу оценка роли получаемого образования в успешности профессиональной деятельности, при некотором росте на третьем курсе. Позитивную динамику можем отметить в оценке студентами своих знаний. Ниже других параметров профессиональной позиции студенты-психологи оценили свой практический опыт.

5. Студенты-психологи в процессе обучения, в вузе демонстрируют следующие профессиональные позиции: «продуктивная», «сопереживающая», «самопознания», «восторженная», «потенциальная», «отсутствующая», «разочарования в профессии». Треть студентов стабильно демонстрируют «продуктивную» профессиональную позицию, основанную на желании помогать людям, позитивном отношении к себе как к будущему специалисту, активной позиции в профессиональном развитии. При переходе от первого курса к пятому у студентов-психологов изменяется представленность различных типов профессиональной позиции. Уменьшается доля студентов-психологов, демонстрирующих «сопереживающую», «восторженную» позицию и позицию «самопознания». Увеличивается доля студентов с «потенциальной» и «отсутствующей» профессиональной позицией. Третий год обучения характеризуется резким увеличением доли студентов с позицией «разочарования в профессии».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход Текст. / М. М. Абдуллаева // Психологический журнал. 2004. — № 2. — С. 86 — 95.
  2. , Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. 368 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 335 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1983.- Т.4. № 1.- С. 14−19.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова Славская. — М.: Мысль, 1991. — 301с.
  6. Активность и жизненная позиция личности Текст. / Отв. ред. К. А. Абульханова-Славская. -М., 1988. 546 с.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. 336 с.
  8. , Н. А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов Текст. / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 74.
  9. , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2003. -688 с.
  10. , JI. И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-С. 3 -19.
  11. , Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1992.-№ 5.- С. 12−25.
  12. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1978. —328 с.
  13. , А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Академия, 2002. -414 с.
  14. , К. Т. Формирование ценностных ориентации будущих учителей Текст. / К. Т. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. — № 3. -С. 48−56.
  15. , Р. Развитие «Я концепции» и воспитание Текст. / Р. Берне- перевод с английского. — М.: Прогресс, 1986.-424 с.
  16. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь Текст. /
  17. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  18. , Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии Текст.: Аналитический обзор / Н. Р. Битянова. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. —48 с.
  19. , В. А. Психология профессиональной пригодности Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
  20. , JI. И. Проблемы формирования личности Текст.: Избранные психологические труды / JI. И. Божович- под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.-Воронеж: АПСН, 1996. — 352 с.
  21. Большой толковый психологический словарь. Т.2 (П-Я) Пер. с англ. Текст. / Ребер Артур. М.: ООО «Издательство ACT" — «Издательство Вече», 2001.-560 с.
  22. , А. Ф. Личностное и- профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика Текст. / А. Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал.- 1993. -№ 1.- С. 63−76.
  23. , Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога воспитателя в системе непрерывного образования Текст.: Автореф. дисс. доктора пед. наук.: 13.00.08 / Н. М. Борытко. -Волгоград, 2001. — 24 с.
  24. , Б.С. Психология и этика: опыт построения дискуссии Текст. / Б. С. Братусь. — М.: Издательство: Бахрах-м, 1999. -128 с.
  25. , А. В. Проблемы психологии субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1994. — 109 с.
  26. , Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением Текст. / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001.- № 2. — С. 69−77.
  27. , Н. Н. Психология личности Текст. / Н. Н. Василев.
  28. Вологда: Русь, 1998. — 65 с.
  29. , Е. Е. Вершины жизни и пути их достижения: самоактуализация акме и жизненный путь человека Текст. / Е. Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. 2002. -№ 1.-С. 68−81.
  30. , Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория и самоактуализация Текст. / Е. Е. Вахромов.-М.: Междунар. пед. акад., 2001.-244 с.
  31. , И. В. Введение в профессию «психолог» Текст. / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. М.: Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2003.-464 с.
  32. , И. В. В общем пламени Текст. / И. В. Вачков // Школный психолог.- 2001. № 18. — С.12.
  33. , Н. Е. Модель позиционного обучения студентов Текст. / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 122−130.
  34. , С. Н. Основы принятия решения о профессиональном выборе Текст. / С. Н. Вершинин. -М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  35. , М. Я. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе Текст. / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. — М., Педобщество России, 2005. — 192 с.
  36. , С. М. Профессиональное образование Текст. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999.-538с.
  37. , О. В. Мотивационное предпочтение абитуриентов и студентов Текст. / О. В. Виштак // Социолог, исследования. 2003. — № 2. -С. 135−138.
  38. , Л.С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. / Л. С. Выготский — Т. 1. — Вопросы теории и истории психологии. — М, 1982.-488 с.
  39. , Б. С. Философия образования Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Флинта, 1998.-432 с.
  40. , В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов Текст. / В. Граф, И. М. Ильясов,
  41. B. А. Лудис. -М.: Издательство МГУ, 1981. 136 с.
  42. , В. В. Инновационные идеи в современном образовании Текст. / В. В. Гузеев // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 3−10.
  43. , В. С. Болонский процесс и российские реалии Текст. / Б. С. Давыдов. -М.: МПСИ, 2004. 136 с.
  44. , В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка Текст. / В. И. Даль. М.: Мамонтов. Ч. З: П. — 1865. — 466 с.
  45. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / А. А. Деркач. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭКС», 2004.- 742 с.
  46. , А. Н. Динамика профессионального самоопределения студентов Текст. / Я. Н. Дидковская // Социологические исследования. — 2001.-№ 7.-С. 132- 135.
  47. , А. И. Профессиональные представления студентов-психологов Текст. / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 42−49.
  48. , А. И. К вопросу о механизмах формирования личности Текст. / А. И. Донцов // Психологические исследования. М., 1975.-№ 5.1. C.8−20.
  49. , Р. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога Текст. / Р. Загайнов. -М.: Смысл, 2001. 571 с.
  50. , И.В. Развитие индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов: Текст. Дис.. канд.психол. наук / И. В. Завгородняя. Воронеж, 2005.- 238 с.
  51. , Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда Текст. / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. 2003.- № 4. — С. 99−106.
  52. , Э. Ф., Сыманюк, Э.Э. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер // Психологический журнал. -1997.-№ 6.-С. 35−44.
  53. , Э. Ф. Психология профессий Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академ, проект, 2003. — 336 с.
  54. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Изд-во МПСИ, 2003. — 408 с.
  55. , Э. Ф. Психология профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 216 с.
  56. , Н. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов Текст. / Н. Н. Зотова, О. Н. Родина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2003. — № 3. — С. 69−11.
  57. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000.-512 с.
  58. Идентичность: Текст. Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003. — 272 с.
  59. , Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. -'№ 3. — С. 57−67.
  60. , В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: Текст. Концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
  61. , В. Н. Методика преподавания психологии Текст. /
  62. В.Н. Карандашев. СПб.: Питер, 2006. — 250 с.
  63. , А. В. Текст. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с.
  64. , В. Г. Согласованность (сопряженность) и преемственность государственных стандартов профессионального образования Текст. /
  65. B. Г. Казанович, Г. П. Савельева.- М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 30 с.
  66. , Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. 2002. — № 6.1. C. 51−59.
  67. , М. М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя Текст. / М. М. Кашапов // Труды Ярославского методологического семинара. — Ярославль: МАПН, 2003. С. 168−186.
  68. , Е. А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога Текст. / Е. А. Климов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1992. — № З.-С. 3−12.
  69. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е. А. Климов М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  70. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Ремикс, 1996. — 512 с.
  71. , Е. А. Психология профессионала Текст.: избранные психологические труды / Е. А. Климов. М. -Воронеж, 1996. — 400 с.
  72. , А. И. Российское студенчество в условиях переходного периода Текст. / А. Н. Ковалева // Социолог, исследования. -1995. № 1.-С. 142−145.
  73. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -198 с.
  74. , Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия Текст. / Р. Кочюнас. — М.: академический проект- Трикста, 2004.-464 с.
  75. , С. И. Позиция как деятельностное выражение личностно -профессионального самоопределения Текст. / С. И. Краснов // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. — М.: Б. п., 1997.-С. 34−45.
  76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: Академия, 2003. — 24 с.
  77. , Т. В. Профессиональная и личностная позиция психолога Текст. / Т. В. Кудрявцев // Журнал практического психолога.- 2005. № 6. — С. 28−38.
  78. , Ю. Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  79. Текст. / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984. 256 с. 7 9. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей Текст. /
  80. . М., 1975. — 324с.82. • Личностный потенциал работника Текст.: проблемы формирования и развития. — М.: Наука, 1987. 258 с.
  81. , В. С. Исследование мотивации профессионального развития Текст. / В. С. Лукина // Вопросы психологии. 2004. — № 5. -С. 25−32
  82. , Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов Текст. / Г. Ю. Любимова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. — № 4. -С. 57−66.
  83. , Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов Текст. / Г. Ю. Любимова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. — № 1.- С. 48−56.
  84. , Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности Текст. / Г. Ю. Любимова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2002. — № 2. -С. 64−71.
  85. , М. К. Необходимость себя. Введение в философию Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Лабиринт, 1996. — 342 с.
  86. , Т. П. Положение, роль и внутренняя позиция психолога образования Текст. / Т. П. Маралова // Вестник Череповецкого государственного университета: Психологические и педагогические науки. — 2007.-№ 1.-С.100−103.
  87. , Т. П. Когнитивная сфера профессиональной позиции психолога и условия ее формирования Текст. / Т. П. Маралова // Вестник Череповецкого государственного университета: Психологические и педагогические науки. 2008. — № 1. — С.101−107.
  88. , В. Н. Социальное и биологическое в акмеологии развития: жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения Текст. / В. Н. Маркин // Мир психологии. 2005. № 4. — С. 45- 50.
  89. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. -№ 6.- С. 55−63.
  90. , А. К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  91. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М., 2006.- 308 с.
  92. , А. Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу- перевод с английского Т. Гутман, Н. Мухиной. — СПб.: Изд-во «Питер», 2006.- 351 с.
  93. , Т. Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов Текст. / Т. Б. Миронова // Психология в вузе. 2005. — № 3. — С. 31 — 42.
  94. , JI. М. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение Текст. / Л. М. Митина, Ю. А Кореляков, Г. В. Шавырина и др. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
  95. , Л. М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина М.: Дело, 1994. — 216 с.
  96. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина //Вопросы психологии. 1997. -№ 4-С. 28−39.
  97. , Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности Текст. / Л. М. Митина- отв. редактор М. А. Ушакова. -М., 1999.-190 с.
  98. , В. А. От проблемы феноменологического подхода в психологии в задачу введения в профессию «психолог» Текст. /
  99. B. А. Михеева // Вестник Московского университета. Серия. 14. Психология. — 2005. — № 2. — С.17−32
  100. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  101. , Н. А. Технология профессионального образования Текст. / Н. А. Морева. М., Академия, 2005. — 432 с.
  102. , О. В. Личностно-профессиональное развитие современного человека Текст. / О. В. Москаленко // Мир психологии. -2004. -№ 4- С. 168- 178.
  103. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования Текст. / Р.Мэй.-М., 1994.-178 с.
  104. , В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. — Л., 1960.-385 с.
  105. , В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957. — № 5. —1. C. 142−155.
  106. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования Текст. / Р. Нельсон Джоунс. — СПб.: Питер, 2000. — 485 с.
  107. , Э. М. Научно-организационные основы федеральной системы повышения квалификации в условиях реформирования образования Текст. / Э. М. Никитин. М., 1994. — 47 с.
  108. , А. М. Профессиональное образование в России Текст. / А. М. Новиков. М.: Просвещение, 1997. — 254 с.
  109. , О. Г. Психология труда Текст. / О. Г. Носкова- под редакцией Е. А. Климова. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 384 с.
  110. Общая психодиагностика Текст. / По ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина СПб.: Изд-во «Речь», 2004. — 440 с.
  111. , Р. В. Практическая психология образования Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Издат. Центр «Академия», 2003.-448 с.
  112. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2001. — 944 с.
  113. , Т. Я будущий профессионал Текст. /Т. Ольховая// Высшее образование в России. — 2003. — № 6. — С. 98−99.
  114. , В. Е. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом Текст. / В. Е. Орел, И. С. Шемет // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности.— Ярославль, 1987.- С. 109−116.
  115. Педагогика и психология высшей школы Текст.: Учебное пособие. — Ростов н /Д.: Феникс, 2002. 544 с.
  116. , А. В. Психология Текст.: учебник для студентов вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 4 изд. — М.: Академия, 2005. -501 с.
  117. , В. А. К психологии активности личности Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 28−35.
  118. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. -254 с.
  119. , Ю. П. Психологическая концепция профессиональногостановления личности Текст. / Ю. П. Поваренков // Звезды Ярославской психологии / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: Издательство ЯрГУ, 2000.- С. 195−218.
  120. , Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков.- М.: Изд-во УРАО, 2002. -244 с.
  121. , Ю.П. Психология профессионального становления личности Текст. / Ю. П. Поваренков. М., 2000. — 248 с.
  122. , Т. А. Акмеологическая направленность образования -предпосылка и условие становления нового российского общества Текст. / Т. А. Полозова // Мир психологии. 2006. — № 1. — С. 202 — 216.
  123. , С. Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика Текст. / С. Т. Посохова. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. -671 с.
  124. Практическая психология образования Текст. / И. В. Дубровина. М.: Щ «Сфера», 2004. — 592 с.
  125. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Текст. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.
  126. , Е. Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного Госстандарта и уникальности личности Текст. / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Журн. практич. психол. -1999.-№ 4.-С. 28−34
  127. Психодиагностический практикум Текст.: Методическое пособие / Ред. О. М. Краснорядцева. Барнаул, БГПУ, 1999. — 95 с.
  128. Психологический словарь Текст. 3-е издание, дополненное ипереработанное / Конорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 640 с.
  129. Психология популярных профессий Текст. / Под ред. Л. А. Головей. -СПб.: Речь, 2003. -250 с.
  130. Психология. Словарь Текст. / А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп., М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  131. , О. Н. Предпосылки успеха в труде психолога Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. -№ 4. -С. 55−65.
  132. , У. С. Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности Текст. / У. С. Родыгина // Вестник Костромского государственного университета: 2007. — № 1. — С. 95−98.
  133. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 374с.
  134. , Н. В. Психология профессиональной деятельности Текст. / Н. В. Самоукина. -2-е изд. СПб.: Питер., 2003. — 224 с.
  135. , Е. Е. Дао психолога: феномены психологического бытия Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. 1998. — № 7. — С. 75−86.
  136. , А. П. Профессиональная направленность личности Текст. / А. П. Сейтешев. Алма-Ата: Наука, 1990.-336 с.
  137. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Сидоренко Е. В. СПб.: Речь, 2000.-350 с.
  138. , В. И. Основы психологической антропологии.
  139. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст. /
  140. B.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  141. , В.И. Антропологический принцип в психологии здоровья Текст. / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. — 2001.-№ 4.-С. 91−105.
  142. Словарь психолога-практика Текст. / Сост. С. Ю. Головин, 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харверст, 2001. — 976 с.
  143. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Текст. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-304 с.
  144. Социологический энциклопедический словарь Текст. / Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА. М — НОРМА, 1998.-488 с.
  145. , С. С. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования Текст. / С. С. Собкин, О. В. Ткаченко // Национальный психологический журнал. 2007. — № 1.1. C. 21−26.
  146. , Е. И. психология взрослых: экспериментальная акмеология Текст. / Е. И. Степанова. СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с.
  147. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М., 1983.-286 с.
  148. , JI. Д. Основы психологии Текст. / JI. Д. Столяренко. -Ростов на — Дону: Феникс, 1996. — 736 с.
  149. , А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала Текст. / А. Р. Фонарев. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 560 с.
  150. , А. В. Психология личностного становления профессионала
  151. Текст. / А. В. Фонарев. М.: Институт психологии РАН, 1998. — 248 с.
  152. , А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации Текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72−83.
  153. , А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации Текст. / А. Р. Фонарев // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия / под редакцией JI. В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. — С. 414 — 423.
  154. , Т. В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя Текст. / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. — № 6, — С. 57- 64.
  155. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франки. — М., 1990.-247с.
  156. , Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. — М.: Издательство «Республика», 1992. 430 с.
  157. , И. Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира Текст. / И. Б. Ханина //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990.- № 3.-С. 15−23.
  158. , К. С. Теория личности Текст.: учебное пособие для студентов фак. психологии по дисциплине «Общая психология» / К. С. Холл- пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: Апрель — Пресс: ЭКСМО: Пресс, 1999.-591с.
  159. , JI. Теории личности Текст. /Л. Хъелл. СПб., 1997. — 608 с.
  160. , С. С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе: Текст. Автореф. дисс.. канд. психол. наук / С. С. Чеботарев. Курск, 2002. — 23 с.
  161. , Т. И. О профессиональном осмыслении своих позиций по отношению к педагогической практике Текст. / Т. И. Чиркова //146
  162. Психологическая наука и образование. 2003. — № 2. — С. 50−58.
  163. , С. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников Текст. / С. Н. Чистякова. М.: Новая школа, 2004. -112 с.
  164. , П. А. Психология профессионального определения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир. -М., 1981.- 96 с.
  165. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 183 с.
  166. , JI. Б. Тренинг профессиональной идентичности Текст. / JI. Б. Шнейдер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 208 с.
  167. , JI. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности Текст. / JI. Б. Шнейдер. М: Принт, 2001. — 128 с.
  168. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  169. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996.-246 с.
  170. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. -М., 1978. -268 с.
  171. , Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство Текст. / Е. Г. Юдина // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С. 132 — 141.
  172. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.- С. 89−106.
  173. , В. А. Педагогическая психология: Текст. / В. А. Якунин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 349 с.
  174. Holland, Y. L. Explorations of a theory of vocational choice Текст. / Y. L. Holland // J. Appl. Psychol, 1968, V. 52. N 1.
  175. Rokeach, M. The nature of human values Текст. / M. Rokeach. New York: Free Press, 1973.
  176. Ros, M. Basic Individual values, work values, and meaning of work Текст. / M. Ros, S.H. Schwartz // Applied Psychology: An International Review, 1999, 48 pp. 49−71.
  177. Schwartz, S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Текст. / S. H Schwartz // Journal of Social Issues, 1994, 50. pp. 19−45.
  178. Super, D. E. Occupational psychology Текст. / D. E. Super, M. Y. Bahn. L.: Tavistock, 1971.
Заполнить форму текущей работой