Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование стратегии социально-экономического развития города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития осуществляется также и в большинстве городов России, однако это часто не дает ожидаемых результатов. Несмотря на содержащиеся в научной литературе предложения о целесообразности разработки на уровне местного самоуправления концепций и программ социально-экономического развития, процессы их формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы обоснования стратегии социально экономического развития города в современных условиях
    • 1. 1. Эволюция подходов к проблеме планирования территориального развития
    • 1. 2. Сущность стратегического планирования развития социально-экономических систем
    • 1. 3. Методология и логика обоснования стратегии развития города
  • Глава II. Мировая и российская практика стратегического планирования развития городов
    • 2. 1. Зарубежный опыт в области планирования территориального развития
    • 2. 2. Особенности территориального развития и планирования в России
    • 2. 3. Анализ практики выбора стратегий развития российских городов
  • Глава III. Направления совершенствования методических основ формирования стратегии развития города
    • 3. 1. Разработка методических рекомендаций по формированию стратегии развития города
    • 3. 2. Выделение структурных составляющих при обосновании стратегии развития города
    • 3. 3. Подходы к оценке эффективности стратегии развития города

Обоснование стратегии социально-экономического развития города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации.

С разрушением командно-административной системы и началом проведения в 90-х гг. XX века либеральных реформ Россию охватили преобразования экономической, социальной и политической сфер жизни. Особая роль в формировании новой системы отношений принадлежит местному самоуправлению, в частности методам самоуправления городов, выступающих в качестве пространственных центров социально-экономической трансформации и «локомотивов» общественного прогресса. Однако, многие города, особенно моноспециализированные, находятся сегодня в состоянии социально-экономического кризиса. В этих условиях большое значение приобретает разработка и применение методов и инструментов городской политики, способных смягчить негативные последствия социально-экономических преобразований. Важным здесь является использование как накопленного в советской науке опыта управления социально-экономическим развитием территорий, адаптированного к современным условиям, так и достижений зарубежных стран в этой сфере.

Последние десятилетия в городах развитых европейских стран, США и Канады усиливался интерес к стратегическому планированию развития как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей. Многие города стали разрабатывать социально-экономические планы, видя в них эффективный инструмент управления развитием.

В настоящее время стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития осуществляется также и в большинстве городов России, однако это часто не дает ожидаемых результатов. Несмотря на содержащиеся в научной литературе предложения о целесообразности разработки на уровне местного самоуправления концепций и программ социально-экономического развития, процессы их формирования методически слабо обеспечены. В результате стратегические документы носят преимущественно декларативный характер, не содержат механизмов реализации и постоянного обновления. Отмечаются трудности и в постановке количественных целей развития, выборе перспективной специализации города, повышении его конкурентоспособности, оценке эффективности стратегии, разработке программ городского развития.

Без научно-методического обеспечения планов социально-экономического развития городов невозможно рассчитывать на успешное решение задач развития местного самоуправления и демократизацию общественных связей. На наш взгляд, существенным фактором, тормозящим процесс широкого использования методов стратегического управления на уровне города, является недостаточность системных теоретических разработок, характеризующих развитие городского хозяйства в современных условиях, а также слабость методологического и методического обеспечения разработки стратегических документов. Необходимость дальнейшего совершенствования системы муниципального управления и стратегического планирования обуславливает актуальность темы диссертации.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемам планирования и стратегического управления развитием социально-экономических систем различных уровней посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых. К числу классических относятся работы Л. И. Абалкина, Р. Акоффа, И. Ансоффа, А. И. Анчишкина, Р. А. Белоусова, Л. Я. Берри, JI.A. Велихова, В. В. Ивантера, JI. Йохансена, О. С. Пчелинцева, Ю. М. Швыркова, Ю. В. Яременко и др.

Исследования У. Айзарда, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, Н.Н. Колосовско-го, Н. Н. Некрасова, B.C. Немчинова, А. Е. Пробста, Ю. Г. Саушкина, Е. Г. Чистякова, Р. И. Шнипера и др. ученых внесли вклад в теорию территориального разделения труда, производственной специализации регионов и их комплексного развития, формирования территориально-производственных комплексов, систем расселения, разработку схем и прогнозов развития и размещения производительных сил и т. д.

Вопросы регионального и муниципального менеджмента в современных условиях, в том числе проблемы разработки методических основ обоснования стратегий развития городов, нашли свое отражение в работах Е. Г. Анимицы, Г. Ю. Ветрова, Б. М. Гринчеля, Б. С. Жихаревича, А. Е. Когута, В. Н. Лексина, В. Я. Любовного, В. П. Орешина, Л. В. Потапова, В. Е. Рохчина, А. И. Татаркина и др.

В сфере прикладных аспектов большое практическое значение имеет накопленный опыт моделирования динамики социально-экономических процессов, развивающихся на уровне города, и применения системного подхода. Набирают силу процессы адаптации методов, используемых для управления другими видами социально-экономических систем, например, применение корпоративных методов управления для решения проблем городского развития, использование технологий маркетинга города и т. д. Эти вопросы освещены в работах А. Н. Алисова, А. Г. Воронина, А. Л. Гапоненко, С. Б. Мельникова, А. П. Панкрухина, Е. В. Песоцкой, А. Н. Петрова, С. А. Суспицына и др.

Несмотря на активизацию интереса к вопросам управления социально-экономического развития городов, ряд теоретических и практических вопросов пока не получил отражения в литературе. В настоящее время большего внимания заслуживают вопросы, связанные с разработкой важнейших направлений стратегий развития городов в трансформирующейся экономике (включая финансовую, инвестиционную, инновационную, пространственно-функциональную политику города). Недостаточно внимания уделяется выявлению специфики управления социально-экономическим развитием малых и средних городов, в том числе моноспециализированных. Недостаточно разработаны методические основы формирования стратегии развития города, в том числе реализации, мониторинга и оценки эффективности стратегии.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационной работы заключается в разработке путей совершенствования теоретических и методических основ обоснования стратегии социально-экономического развития города.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) изучить эволюцию подходов к проблеме планирования территориального развития, обобщить зарубежный опыт в области стратегического планирования развития города;

2) провести анализ практики российских городов по выбору стратегий развития и на этой основе выявить специфику современного стратегического развития городов России;

3) выявить недостатки и особенности разработки стратегических планов развития городов, сформулировать предложения по совершенствованию технологии формирования стратегии;

4) разработать методический подход к обоснованию стратегии развития города;

5) разработать подход к оценке эффективности стратегии развития города.

Объектом исследования данной работы является процесс обоснования стратегии социально-экономического развития города.

Проблемы развития экономики и социальной сферы рассмотрены на примере малых и средних городов.

Предметом исследования являются управленческие, социальные и экономические отношения, возникающие в процессе формирования стратегии социально-экономического развития города.

Теоретической и методологической основой диссертации явились научные исследования отечественных и зарубежных ученых в области управления развитием социально-экономических системработы, в которых получили освещение вопросы стратегического планирования социально-экономического развития, а также отдельные вопросы регионального и муниципального менеджмента и др.

В ходе исследования автором применялся системный подход, а также методы сравнительного, логического и статистического анализа, синтеза, элементы факторного и функционального подходов.

Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов государственного управления Российской Федерацииматериалы, опубликованные в научных монографиях, посвященных исследуемой проблеме, периодической и текущей печати. Использовались материалы научных конференций, стратегические документы (концепции, стратегические планы, программы социально-экономического развития) различных городов РФ, данные Госкомстата РФ, Паспорта социально-экономического развития городов РФ.

Новые научные результаты, полученные лично автором в результате исследования, состоят в следующем:

1. Уточнены теоретические положения, характеризующие стратегическое развитие города на основе системного подхода. В частности, показано, что в современных условиях необходим переход от стратегического планирования как процедуры по обоснованию перспектив развития города к стратегическому управлению, включающему в себя не только выбор стратегии, но и комплексные действия по ее реализации и оценке эффективности. В связи с этим введено понятие уровня социального благополучия населения как основного критерия оценки эффективности стратегического развития города. Под социальным благополучием понимается состояние субъектов общественного процесса, характеризующееся гармонией между потребностями и возможностями для их удовлетворения.

2. Выявлена специфика стратегического развития городов РФ. Она заключается в том, что наиболее сложная социально-экономическая ситуация сложилась сегодня в малых моноспециализированных городах, и им особенно необходима разработка стратегии, направленная на поиск новых полюсов роста и развитие потенциала. В качестве основных особенностей развития малых средних городов по сравнению с регионами и городскими агломерациями выделены более тесная связь с интересами населения, существование жестких ресурсных ограничений, недостаток квалифицированных управленческих кадров, большее внимание к социальным аспектам.

3. Предложены направления совершенствования процедуры формирования стратегии социально-экономического развития города. Основными из них являются необходимость осуществления анализа ошибок, допущенных в ходе предшествующих преобразованийобоснования миссии городаразработки количественно определенных целей развитиявыбора профильных производств с учетом постиндустриальных и экологических факторов развитияповышения социальной направленности стратегииоценки эффективности разработанной стратегиипостроения механизма стратегического управления городом.

4. Разработан методический подход к обоснованию стратегии развития города. Его сущность состоит в выделении центростремительной (обеспечивающей устойчивость функционирования города) и центробежной (учитывающей динамизм в развитии города) структурных составляющих. При разработке центростремительной стратегии рсновным является применение современных технологий реформирования производственной и социальной инфраструктуры в рамках системного подхода. Для формирования центробежной стратегии необходим выбор перспективной специализации города и его полюсов роста с учетом тенденций постиндустриального развития.

5. Разработана методика расчета интегрального показателя уровня социального благополучия населения. Он вычисляется как отношение между показателем уровня жизни и здоровья населения, характеризующим уровень здоровья и степень обеспеченности населения какими-либо благами, и показателем уровня социальных противоречий, характеризующим степень недостаточности этой обеспеченности. Их расчет осуществляется на основе частных статистических показателей социально-экономического развития города. Сравнение фактических значений показателя социального благополучия и его структурных составляющих с количественно определенными целями, заложенными в стратегии, дает возможность судить об ее эффективности.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что автором разработаны методические рекомендации по совершенствованию технологии стратегического планирования и предложены подходы к обоснованию и оценке эффективности стратегии социально-экономического развития города.

Разработанная автором методика расчета показателя уровня социального благополучия может использоваться для территориально дифференцированной оценки эффективности социально-экономических преобразований в ходе реализации стратегий развития, при оценке управленческих решений и деятельности мунициI пальных предприятий, при экспертизе нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Расчет показателя уровня социального благополучия и анализ его динамики позволяет установить пороговые значения индикаторов социальных и экономических процессов, выход за пределы которых означает возникновение угрозы экономической безопасности города.

Проведенные автором расчеты показателя уровня социального благополучия населения городов ряда регионов РФ могут использоваться муниципальными властями при анализе социально-экономической ситуации, обосновании стратегий развития, построении городской системы мониторинга уровня жизни и социальных противоречий.

Положения и рекомендации, выработанные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы:

— муниципальными и региональными органами власти в качестве методического инструмента повышения эффективности стратегического управления;

— научными учреждениями для дальнейшей разработки проблем стратегического управления в городах России;

— в системе подготовки и переподготовки муниципальных и государственных служащих;

— в преподавании учебных курсов по региональной экономике, местному самоуправлению, государственному управлению, макроэкономическому регулированию и планированию.

Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Итоги исследования были доложены на конференциях «Ломоносов» и «Ломоносовские чтения» в МГУ им. М. В. Ломоносова (2001,2002 и 2003 гг.) — «Управление технологическим потенциалом промышленного производства региона» в Вологодском государственном техническом университете (2002 г.) — «Московское законодательство в период 1994;2003 гг. Становление и развитие» в Московском городском институте управления Правительства Москвы (2003 г.) и др.

Проведена апробация разработанной автором методики расчета показателя уровня социального благополучия населения на основе данных, характеризующих социально-экономическое развитие городов Вологодской области и г. Кирова.

Основные положения диссертации опубликованы в 12 работах общим объемом 3,6 п. л.

Логика и структура диссертации. В соответствии с целью и задачами диссертационной работы была принята следующая логика исследования. Вначале рассматривается эволюция подходов к проблеме планирования территориального развития, опыт нашей страны в этой сфере, а также теоретические аспекты, методология и логика стратегического планирования развития города. Затем излагается зарубежный опыт территориального планирования и применения инструментов стратегического управления к решению социально-экономических проблем. Рассматриваются особенности и проблемы территориального развития и стратегического планирования в современной России. Далее анализируется современная практика разработки стратегий развития российских городов. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию процесса формирования стратегии и разрабатывается методический подход к выбору стратегии социально-экономического развития города. В заключение обосновывается критерий оценки эффективности стратегии развития города, разрабатывается методика его расчета и производится его апробация на основе социально-экономического развития городов Вологодской области и г. Кирова.

Заключение

.

1. В нашей стране накоплен огромный опыт планирования социально-экономического развития территорий. За годы многолетней практики была создана обширная теоретическая база, распространены математические методы и программное обеспечение для решения задач планирования. Значительная часть исследований была направлена на поиск оптимальных экономических решений. Однако упор на развитие производства приводил к противоречиям и диспропорциям, поскольку часто не учитывались социальные и экологические факторы развития. В настоящее время существует необходимость более широкого использования научного потенциала и опыта планирования, накопленного в нашей стране в советский период, но с учетом современной ситуации.

2. Современный подход к рассмотрению двуединой функции городов позволяет сформировать общие для них две целевые установки социально-экономического развития. Одна из них связана с обеспечением необходимого качества жизни населения города (функция осуществляется совместно с другими уровнями управления), другая — с выполнением «общественного заказа», вытекающего из сложившейся и перспективной системы общероссийского разделения труда. Стратегия развития города в современных условиях становится интегрирующим звеном между микрои макроуровнями, т. е. между потребностями человека и народнохозяйственными интересами.

3. В особом внимании федеральных, региональных и местных властей нуждаются кризисные города, неспособные к реализации потенциала саморазвития — в основном, моноспециализированные малые города. В целом группа моногородов образует зону дотационности. Таким городам особенно необходима разработка стратегии развития, содержащей желаемые конечные цели, объективную оценку имеющегося социально-экономического потенциала, разработку механизмов реализации, расчет эффективности предлагаемых для реализации целевых программ.

4. Сегодня разработка стратегий развития в той или иной форме ведется в большинстве городов России. К наиболее активно применяемым формам плановых документов относятся целевые комплексные программы, градостроительные планы, концепции городского развития, стратегические планы, долгосрочные планы, антикризисные программы и т. д. Анализ стратегий российских городов показал, что основными методологическими трудностями, с которыми сталкиваются сегодня городские власти, являются вопросы постановки количественных целей развития, выбора перспектив развития города и его профильных производств, повышения конкурентоспособности территории, оценки эффективности реализации стратегии.

5. Предложенные в литературе схемы выбора стратегии характерны в большей мере для регионов или крупных городов. Мы считаем, что формирование стратегического плана города (особенно малого) имеет свои специфические черты, отличающие его от стратегии развития крупного региона: формирование конкретных действий, позволяющих наиболее полно учесть потребности жителей города, привязка к интересам населенияболее сокращенная структура стратегии и процедура ее формированияжесткие ресурсные ограничениябольшее внимание к социальным аспектам стратегии и т. д.

Основными направлениями совершенствования технологии стратегического планирования развития города мы считаем следующие. При разработке стратегии необходимо формирование количественно определенного целевого блока стратегии, осуществление анализа допущенных ошибок в ходе предшествующих преобразований, более широкое использование средств искусственного интеллекта, сце-нарно-аналитического подхода, имитационного моделирования, привлечение к развитию инновационных ресурсов, построение системы стратегического управления городом, повышение социальной направленности стратегии.

6. При формировании стратегии города мы предлагаем использовать методический подход на основе выделения центробежной и центростремительной составляющих, сбалансированная совокупность которых представляет собой стратегию развития. Первая составляющая должна обеспечивать стабильность функционирования системы, то есть относиться к воспроизводственным процессамвтораяспособствовать приращению потенциала города и расширению производственной деятельности. То есть подход учитывает как устойчивость, так и динамизм в развитии города.

При разработке центростремительной стратегии основным мы считаем применение современных технологий реформирования производственной и социальной инфраструктуры в рамках системного подхода. Это означает: 1) построение в сфере функционирования социальной и производственной инфраструктуры единой логики, согласно которой выбор любого решения отталкивается от определения общей стратегической цели- 2) подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем этого блока.

Основой разработки центробежной стратегии является выбор перспективной специализации города, в ходе которого идет одновременный процесс оценки степени желания города привлечь определенные предприятия и рабочую силу (оценка привлекательности) и шансов города их удержать (оценка приживаемости). На этой основе формируется оценка конкурентоспособности города и определяются мероприятия по ее повышению. Наиболее актуальна эта задача для малых моноспециализированных городов.

7. В современных условиях важным становится не только этап разработки плана, но и его реализации. Поэтому в целях повышения действенности стратегического подхода к регулированию социально-экономических процессов города необходим переход от стратегического планирования как процедуры по научному обоснованию перспектив развития к стратегическому управлению, включающему в себя не только выбор стратегии развития, но и целенаправленные действия по ее реализации и оценке эффективности.

В связи с этим исходным пунктом комплексного подхода к обоснованию перспектив развития города является введение понятия уровня социального благополучия населения как основного критерия оценки эффективности стратегического развития города. Социальное благополучие — это состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения. Интегральный показатель уровня социального благополучия можно найти как отношение между показателем уровня жизни и здоровья населения, характеризующим уровень здоровья и степень обеспеченности населения какими-либо благами, и показателем уровня социальных противоречий, характеризующим степень недостаточности этой обеспеченности.

8. В практике муниципального управления в настоящее время нет универсальной методики оценки эффективности стратегий социально-экономического развития. Поэтому актуальным является разработка методических подходов к проведению оценки эффективности, определяющих общие принципы, логику и технологию оценочной деятельности.

Предложенный нами методический подход к расчету показателя уровня социального благополучия позволяет сделать его количественно измеряемым. Мониторинг и анализ динамики этого показателя и его структурных составляющих показывает эффективность реализации стратегии, степень приближения развития города к целевым показателям.

Разработанный нами подход к оценке эффективности стратегии может использоваться как инструмент анализа в управлении городом: при оценке управленческих решений, деятельности муниципальных служб и предприятий, при экспертизе местных нормативных актов. Расчет показателя уровня социального благополучия и анализ его динамики позволяет установить пороговые значения индикаторов социальных и экономических процессов, выход за пределы которых означает возникновение угрозы экономической безопасности города.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. М., 1993.
  2. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. — М., 1998.
  3. Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 в редакции от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.05.1995 г. // Собрание законодательства РФ. М., 1995, № 35.
  5. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 г. № 115-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. М., 1995, № 30.
  6. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. М., 1997, № 39.
  7. Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 г. № 803 // Российская газета, 19%, 11 июня.
  8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро, 1994. — 80 с.
  9. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (2-я редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2000.
  10. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. http://www.economy.gov.ru.
  11. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 гг.). http://www.economy.gov.ru.
  12. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг. // Российская газета, 1997,12 марта.
  13. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета, 1996,9 апреля.
  14. Стратегия развития РФ до 2010 года / Центр стратегических разработок // Коммерсантъ, 2000,12 мая.
  15. Паспорта социально-экономического развития городов РФ. М.: Госкомстат РФ, 2003.
  16. Концепция развития г. Череповца Вологодской обл. на период до 2020 г. Череповец 2000.
  17. Концепция социально-экономического развития г. Вологды до 2010 г. Вологда, 2000.
  18. Концепция социально-экономического развития г. Гатчина Ленинградской обл. до 2005 г. Гатчина, 2000.
  19. Концепция социально-экономического развития г. Новосибирска в первые десятилетия XXI века. Новосибирск, 1999. — 253 с.
  20. Концепция стратегического развития г. Ивангорода Ленинградской обл. до 2010 г. Иван-город, 2001.
  21. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. — 366 с.
  22. Основные направления социально-экономического развития г. Хабаровска. Хабаровск, 2000.
  23. Программа экономического развития г. Москвы. — М.: Фонд «Институт экономики города», 1999.
  24. Стратегический план г. Ломоносова Ленинградской обл. СПб., 2001.
  25. Стратегический план города: Программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 г. / Егоршин А. П., Киселев В. А. и др. Н. Новгород, 2000. — 237 с.
  26. Стратегический план г. Санкт-Петербурга. СПб., 1997.
  27. Стратегический план развития г. Якутска. Якутск, 2001.
  28. Стратегия социально-экономического развития г. Копейска Челябинской обл. — Копейск, 2000.
  29. Стратегия устойчивого развития г. Ижевска. Ижевск, 1999.
  30. Л. Поиск пути в меняющемся мире. М.: ИЭ РАН, 1992.
  31. Т.А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учеб. / Под ред. А. В. Сидоровича М.: Дело и Сервис, 2000. — 415 с.
  32. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
  33. Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985. — 327 с.
  34. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974. — 272 с.
  35. Анализ и прогнозирование развития экономики региона / Прокопенко Н. Д., Поклонский Ф. Е. и др. Киев, 1991.-226 с.
  36. Е.В., Столбов А. Г. Прогнозирование социально-экономического развития района на основе сценарно-аналитического подхода СПб., 1999. — 15 с.
  37. Е., Елохов А., Сухих В. Качество жизни населения крупного города. В 2 частях. Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 2000.
  38. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб., 1999. — 416 с.
  39. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  40. А.И. Наука — техника экономика — М.: Экономика, 1989. — 383 с.
  41. М.К., Воробьев В. В., Ионова В. Д. и др. Нижнее Приангарье: Логика разработки и основные положения концепции программы освоения региона Новосибирск, 1995.
  42. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. — Новосибирск: Наука, 1980.
  43. Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М.: Мысль, 1987.-429 с.
  44. Л.Я. Вопросы планирования народного хозяйства М.: Изд. Моск. ун-та, 1976.
  45. С.С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. М., 1997. — 152 с.
  46. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна 5-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  47. Ю.П., Любовный В. Я. Город и производство. М.: Стройиздат, 1980. — 125 с.
  48. В.И., Сурнин B.C. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона Кемерово, 1998. — 224 с.
  49. Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства М.: Наука, 1996. — 467 с.
  50. Г. Ю., Визгалов М. В. и др. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 134 с.
  51. Г. Ю., Визгалов М. В. и др. Оценка муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. — 88 с.
  52. Г. Ю. Планирование экономического развития на уровне города М.: Фонд «Институт экономики города», 1998. — 39 с.
  53. В.Н., Чабровский В. А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. СПб., 1995. -109 с.
  54. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. -М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
  55. В.Н., Якобсон А. Я. Поляризованное развитие в региональной политике: (Итоги исследования). Новосибирск, 1987. — 47 с.
  56. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  57. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992.
  58. А.А., Кулибанов B.C., Сетдиков Р. А. Управление развитием городских социально-экономических систем. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. — 96 с.
  59. М.Я., Кузнецова И. А. Промышленность России и инновационная деятельность: Отраслевые и региональные аспекты. — М., 1997. — 157 с.
  60. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -495 с.
  61. В.Е. Размещение производства как проблема переходной экономики России. — Ростов-на-Дону, 1997. 8 с.
  62. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. — М.: Наука, 1991.-168 с.
  63. И. Теория города. М.: Стройиздат, 1972. — 247 с.
  64. Л.И., Урицкий В. Е., Авергов В. А. и др. Государство и управление в США. — М.: Мысль, 1985.
  65. Е.А. Управление социально-экономическим развитием миллионного города: Ав-тореф. дисс. д.э.н. / РАГС. М., 1998. — 39 с.
  66. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей / РАН. Институт социально-экономических проблем. СПб., 1995. — 137 с.
  67. B.C., Занадворова А. В. Экономика города: Учеб пособие. М., 1998. — 272 с.
  68. В.М. Размещение производительных сил: выбор варианта Учеб-метод, пособие. Волгоград, 1995. — 49 с.
  69. В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации: Коцегггуально-технологическое обоснование проекта. М., 1995. — 177 с.
  70. С. А., Тишин Е. В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  71. И.А., Ахутина Н. С. Проблемы развития промышленности в малых и средних городах / Расселение населения и размещение производства М.: Наука, 1982.
  72. Имитационное моделирование в планировании и управлении экономическими системами. М.: ЦЭМИ РАН, 1988.
  73. Л. Очерки макоэкономичесчкого планирования: Пер. с англ. В 2-х томах. М.: Прогресс, 1982.
  74. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  75. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика М.: Прогресс, 1982.
  76. В.Н. Методические и организационные вопросы применения программно-целевого подхода в планировании. — М.: НИЭИ при Госплане СССР, 1979. 213 с.
  77. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002.
  78. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб., 1995. — 142 с.
  79. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. — 335 с.
  80. В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992): Информ. обзор. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1992.
  81. Кристалл ер В. Центральные места в южной Германии. М., 1993.
  82. X. Социальная рыночная экономика: Германский путь. — М.: Дело, 1993.
  83. Г. География городов. М., 1997. — 407 с.
  84. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. — М.: Экономика, 1998. 171 с.
  85. В.Н., Андреева Е. Н. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М.: Прогресс, 1993.
  86. В. Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  87. В.А. Теория и практика прогностики. Методологические аспекты. М.: Наука, 1972.
  88. С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учеб. пособие. М., 1999.
  89. B.C., Мысник В. Г. Сущность и структура производственного потенциала региона. -Хабаровск, 1998. 60 с.
  90. В.Я. Достижения и проблемы СССР в области комплексного планирования и управления социально-экономическим развитием малых и средних городов и районов. -М&bdquo- 1988. 12 с.
  91. Л. А. Системные исследования в энергетике. М.: Наука, 1983.
  92. С. Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями России в условиях кризиса. М.: Изд. Группа АРиНА, 1996.
  93. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.-702 с.
  94. Методические рекомендации к составлению долгосрочного перспективного плана комплексного развития хозяйства города / Под ред. М. А. Сергеева. Свердловск, 1974. — 293 с.
  95. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства / Институт стратегического анализа и развития малого предпринимательства. -М., 1997.
  96. Методические указания для составления схем развития и размещения производительных сил по РСФСР и экономическим районам СССР, расположенным на территории РСФСР / Синдяшкин Н. И., Востряков П. Н. и др. М.: Госплан РСФСР, 1985. — 162 с.
  97. Методические указания по перспективному планированию индустриального развития города / Под ред. А. И. Гуляевой. Донецк, 1972. — 35 с.
  98. Методические указания по разработке планов комплексного экономического и социального развития г. Москвы / Под ред. В. В. Битунова. М., 1982. — 492 с.
  99. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998.
  100. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: Аналитическое исследование проблем градообразующих предприятий и моногородов в национальном масштабе / Под ред. И. В. Липсица / Экспертный институт. Мм 2000. — 278 с.
  101. Монопрофильные города и социообразующие предприятия России / Экспертный институт Российского союза промышленников и предпринимателей. — М., 2001.
  102. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.
  103. B.C. Избранные произведения. В 6-ти томах. М.: Наука, 1967.
  104. А., Горин Н. Феномен города: социально-экономический анализ. — М.: Изограф, 2001.-239 с.
  105. К.И. Разработка стратегии развития традиционного индустриального региона. Екатеринбург, 1995. — 125 с.
  106. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 568 с.
  107. В. П. Государственное регулирования национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1999. — 272 с.
  108. В.П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой: Учеб. пособие. -М.:ТЕИС, 2003.-330 с.
  109. Основные методологические положения применения имитационного моделирования в экономических исследованиях. М.: ЦЭМИ РАН, 1985.
  110. Основы местного самоуправления в городах России. / Под ред. А. Е. Когута. — СПб.: ИСЭП РАН, 1995.-257 с.
  111. Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия / Материалы семинара, 28 июня 1 июля 2000 г. — СПб., 2000.
  112. Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах. Сб. статей / Под ред. Б. С. Жихаревича. СПб., 2000. — 123 с.
  113. Л.И. Город: Модели и реальность. — М.: Стройиздат, 1994. — 320 с.
  114. А.П. Маркетинг территорий: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2002. -328 с.
  115. Ю.В., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург, 1998. — 192 с.
  116. Е.В. Модели социально-экономического развития малых и средних городов России. СПб., 1994. — 160 с.
  117. А.А., Поспелов И. Г. Опыт математического моделирования экономики. — М.: Энергоатомиздат, 1996.
  118. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  119. Планирование народного хозяйства: Спецкурс акад. А. И. Анчишкина / Под ред. Э. Н. Крылатых. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. -103 с.
  120. Планирование народного хозяйства СССР: Учебник для студентов экономический факультетов университетов / Под ред. Л. Я. Берри. — 2-е изд. доп. и перераб. М.: Экономика, 1973.-527 с.
  121. Планирование размещения производительных сил СССР: Осуществление политики КПСС на этапах социалистического планирования. В 2-х частях / Можин В. П. и др. -М.: Экономика, 1986.
  122. М. Международная конкуренция. М., 1993.
  123. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. — М.: Сов. радио, 1976.
  124. JI.B. Бурятия. Саморазвитие региональной экономики. М.: Гуманитарий, 2000.-206 с.
  125. Приоритеты государственной поддержки развития малых и средних городов России в условиях экономической реформы / Еремеева JI.H. М.: Восточный рубеж, 2001. — 62 с.
  126. Проблемы городов переходных экономик / Фонд «Институт экономики города». — М., 2000. 74 с.
  127. Проблемы народнохозяйственного планирования / Белоусов Р. А., Аройо Ж. и др. — М.: Экономика, 1982. 495 с.
  128. Проблемы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития региона в современных условиях: Сб. научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары, 1997. — 190 с.
  129. А.Е. Проблемы размещения социалистической промышленности. М.: Экономика, 1982.
  130. И.И. Государственно-монополистическое программирование экономики. На примере Великобритании. Киев: Наукова Думка, 1974.
  131. Профилизация и сбалансированность промышленности крупного города / Литовка О. П. и др. Л.: Наука, 1985. — 191 с.
  132. Р., Брюпетьер Ж., Дюпон Г. Имитационные модели города. М.: Прогресс, 1979. -187 с.
  133. О.С., Любовный В. Я. Кризисные города России: пути и механизмы социально-экономической реабилитации и развития. М., 1988. — 96 с.
  134. Развитие региона: методический подход / Ратнер Н. М., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А. и др. Екатеринбург, 1995. — 134 с.
  135. Развитие системы качества стратегического управления мэрии г. Череповца Вологодской обл. Программа обучения основам качества стратегического управления. — Череповец: ООО «Прогрессор: аудит и консалтинг», 1999.
  136. Размещение производительных сил: Учебник / Кистанов В. В., Копылов Н. В. и др. М.: Экономика, 1994. — 589 с.
  137. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001.-480 с.
  138. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. Татаркина А. И. Екатеринбург, 1998. — 637 с.
  139. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  140. Региональные стратегии и технологии экономического развития / Под ред. Игнатовой Т. В. Ростов-на-Дону, 1999. — 254 с.
  141. Н.И. Категория цели: проблемы исследования. — М.: Мысль, 1980. — 127 с.
  142. В.Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИСЭП РАН, 1998, — 112 с.
  143. В.Е., Половинкин А. Е. Структурная перестройка промышленности крупного города: Сущность, цели, управление. СПб., 1998. — 182 с.
  144. В.Е., Филиппов А. Н. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Методология разработки концепции и механизм ее реализации. — СПб., 1996. 117 с.
  145. Рыночная экономика. Учебник. Т.2. / Основы бизнеса. М: Соминтек, 1992. — 180 с.
  146. Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. — М.: Мысль, 1973.
  147. Л.И. Индикаторы и нормативы социально-экономического развития городов и регионов. Новосибирск, 1996. — 16 с.
  148. Социально-экономический потенциал региона: Проблемы оценки, использования и управления / Под ред. Татаркина А. И. — Екатеринбург, 1997. 379 с.
  149. Социально-экономическое развитие малых городов России / Под ред. Г. Ю. Ветрова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — 102 с.
  150. Справочник по социалистическому планированию. — М., 1988.
  151. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации: (На примере г. Тольятти Самарской обл.) / Под ред. В. Е. Рохчина. СПб., 1999. — 182 с.
  152. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: ЭКМОС, 1999. — 440 с.
  153. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. Муниципальное управление, вып. 5. — М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. 163 с.
  154. Стратегия развития малых и средних городов России. Материалы научно-практической конференции / РАГС при Президенте РФ. М.: «Каталог», 2001. — 104с.
  155. Стратегия управления муниципальными образованиями / Под ред. В. А. Ильина, А. С. Якуничева. Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2000.-115 с.
  156. С.А. Макроэкономическая модель оценки направлений и приоритетов экономической политики в регионе: (Методические материалы и опыт использования). — Новосибирск, 1995.-75 с.
  157. В.Л., Фонотов А. Г. Целевые комплексные программы. М.: Знание, 1982.-64 с.
  158. А.И., Романов О. А. и др. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе. Екатеринбург: Наука, 1997. 207 с.
  159. Д.С. Роль и место стратегического планирования в региональной экономике. СПб., 1999. — 16 с.
  160. Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник. М.: Финансы, 1997. -224 с.
  161. Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник. Изд. 2-е перераб. и доп. / Под ред. В. П. Колесова, В. М. Шупыро. М.: ТЕИС, 2001. — 642 с.
  162. М.П. Экономическое развитие: Учебник Перевод с англ. — М.: Экономический факультет МГУ ЮНИТИ, 1997. — 671 с.
  163. В.В., Каширин А. И., Швырков Ю. М. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века. М.: МАКС Пресс, 2000. — 136 с.
  164. И.Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием. Екатеринбург, 2001. — 258 с.
  165. Управление региональными программами в США и Канаде. Институт США и Канады. М.: Наука, 1983.
  166. А.Д. Российская государственность в перспективе перехода к устойчивому развитию // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Вып. 1. М.: ВИНИТИ, 1997.
  167. Центр и периферия в региональном развитии / О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш. М., 1991. — 168 с.
  168. А.П. Стратегия развития региона (Структурный аспект). Новосибирск, 2000. -166 с.
  169. Е.Г., Битунов В. В. и др. Методы планирования хозяйства города — М., 1981.
  170. Е.Г. Методы сочетания отраслевого и территориального планирования. — М.: Наука, 1982. 149 с.
  171. Е.Г., Семенов А. К. Балансовые модели хозяйства города. — М.: Экономика, 1977. -190 с.
  172. Г. Г., Тарасевич В. В., Загарин А. В. Основы стратегии развития регионов России: (Вопросы методологии и методы): Учеб. пособие. Новосибирск, 2000. — 420 с.
  173. Ю.М. Социалистическое планирование и капиталистическое программирование. М., 1978. — 216 с.
  174. О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономических систем. М.: Наука, 1992.
  175. Р.И. Региональная програма и принципы ее разработки. Вопросы межотраслевого взаимодействия. Новосибирск: Наука, 1986. — 291 с.
  176. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991.
  177. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина и др. М.: ИНФРА-М, 2000. — 714 с.
  178. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. -1055 с.
  179. Экономические методы регулирования развития крупных городов. Л.: Наука, 1990.-182 с.
  180. Экономические стратегии активных городов / Под ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Наука, 2002. — 499 с.
  181. Эффективность государственного управления: Перевод с англ. / Под общ. ред. С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М.: АО «Консалтбанкир», 1998. — 847 с.
  182. В.А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях. М., 1999. — 152 с.
  183. В.В. Город как система и объект управления. СПб., 1999. — 231 с.
  184. Ю.В. Избранные труды. В 3-х книгах. М., 1997.
  185. М.К. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири // Регион: экономика и социология, 1996, № 2.
  186. А., Румянцев А. Стратегия инновационного развития региона // Экономист, 1998, № 6.
  187. Х.Н., Климова Н. И. Проблемы выбора оптимальной структурной политики региона // Общество и экономика, 1994, № 7−8.
  188. С. К оценке «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок» // Российский экономический журнал, 2000, № 5−6.
  189. С. Технологические сдвиги в экономике России // Экономика и математические методы, 1997, Т. 33, № 2.
  190. Е.В. Система основных социально-экономических индикатров уровня жизни в регионе // Вопросы статистики, 1999, № 4.
  191. К., Федотов А. Повышение инвестиционной активности и региональные стратегии структурных преобразований // Экономист, 1994, № 12.
  192. А.В., Некрасовский К. В. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики // ЭКО, 1997, № 9.
  193. В.В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы // Общество и экономика, 1999, № 5.
  194. В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат: (методолого-теоретические аспекты) // Российский экономический журнал, 1997, № 11−12.
  195. В., Селиверстов В. Сущность, проблемы и механизмы формирования общероссийской системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем // Регион: экономика и социология, 1999, № 4.
  196. В., Лычева Т., Власова Н. Монопрофильные города: проблемы развития и занятости // Человек и труд 2000, №№ 6, 9, 11.
  197. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики, 1997, № 11.
  198. ., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 5.
  199. М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист, 2000, № 3.
  200. В., Краснова Т. Опыт стратегического планирования развитая городов России // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2002, № 4.
  201. Планирование развития города: анализ практики и пути совершенствования: Материалы исследования под руководством Бобрышева Д. Н. // СИМПТОМ, 2002, № 6.
  202. Потапов Л. В. Социальная политика и саморазвитие региона // Экономист, 2000, № 1.
  203. О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования, 2002, № 1.
  204. В.Е. Стандарты качества жизни населения как инструментарий социальной политики И Регион: Политика. Экономика. Социология, 1999, № 1−2.
  205. В.Е. Формирование стратегического выбора региона: методологический аспект // Школа гуманитарных наук, 1997, № 2.
  206. В., Кулешов В. и др. Новосибирская область: диагностика и поиск стратегии развития // Регион: экономика и социология, 2000, № 3.
  207. Стратегическое городское планирование: поддержка экономического развития и антикризисные программы (опыт городов Германии и России). Материалы научно-практического семинара-диспута СПб., 10−12 декабря 1998 г. // Евроград, 1998, № 10.
  208. М.А., Черников А. П. Сценарии социально-экономического развития Иркутской области // Регион: экономика и социология, 1998, № 2.
  209. А., Рязанова Л., Андрианов Д. и др. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели // Российский экономический журнал, 2000, № 2.
  210. А.М. Стратегические аспекты развития мегаполиса и роль городской администрации// Школа гуманитарных наук, 1997, № 2.
  211. Bell D. The coming of Post-Industrial Society. -N.-Y.: Basic Books, 1976.
  212. Boudeville J.R. Problem of Regional Economic Planning. Edinburg, 1966.
  213. Cities After Cocialism. Urban and Regional Change and Conflict in Post-Socialism Societies / Ed. by Andrusz G., Harloe M. Blackwell, 1996. — 325 p.
  214. Decentralization: Experiments and Reforms / Ed. by Horvath T. Budapest: OSI-LGI, 2000.-424 p.
  215. Greenly G.E. Strategic Management. Prentice Hall, London, 1989.
  216. Harris Ch.D. Cities of the Soviet Union. Studies of their functions, size, density, and growth. Chicago: Rand McNally, 1970.-484 p.
  217. Human Development Report 2002 // United Nations Development Programme (UNDP). — N.-Y. — Oxford, Oxford University Press, 2002.
  218. Lucas R On the Mechanisms of Economic Development // Journal of Monetary Economics, 1988, July.
  219. Myrdal G. Economic Theory and Underdeveloped Regions. London, 1957. — 167 p.
  220. Perloff H.S., Dunn E.S., Lampard E.E., Muth R.F. Regions, Resources and Economic Growth. Baltimore, 1960. — 526 p.
  221. Quinn J.B. Intellect Enterprise. A Knowledge and Service Based Paradigm for Industry. -London, 1992.
  222. Smart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 1997.
Заполнить форму текущей работой