Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административно-деликтологические проблемы предупреждения налоговых правонарушений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что информационно-аналитическая база, как одна из предпосылок эффективного управления предупреждения налоговой деликтности, пока еще не представляет собой систему необходимой и достаточной информации о состоянии объектов профилактического воздействия (правонарушения и факторы — их порождающие и им препятствующие и т. д.) и подготовленности субъектов налоговых органов (степень… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • 1. 1. Сущность административной деликтологии
    • 1. 2. Характеристика причин и условий налоговых 32−48 правонарушений
    • 1. 3. Классификация административно-деликтных мер 49−64 по предупреждению налоговых правонарушений
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • 2. 1. Правовое и информационное обеспечение 65—101 предупреждения налоговых правонарушений
    • 2. 2. Совершенствование деятельности по предупреждению 102—125 налоговых правонарушений

Административно-деликтологические проблемы предупреждения налоговых правонарушений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное правовое государство с развитой экономикой невозможно представить без отлаженной системы налогообложения, функционирующей на основе учета интересов налогоплательщиков и государства, а также снабженной системой правовых гарантий, обеспечивающих их эффективность. В числе последних, важнейшее место занимают положения об ответственности за несоблюдение налогового законодательства.

За последние десятилетия в Российской Федерации произошло определенное реформирование системы налогообложения, в результате чего налоги стали основным источником пополнения государственного бюджета. Налоговые правонарушения в современной России достаточно распространенные противоправные деяния, которые существенно тормозят проведение социально-экономических реформ и ставят под угрозу интересы личности, общества и государства. Одной из значительных угроз законным правам и интересам физических и юридических лиц является административная деликтность, под которой понимается совокупность всех совершаемых в стране (регионе, населенном пункте) деяний, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями.

Актуальность выбранной темы исследования предопределяется тем, что подходы к пресечению правонарушений с точки зрения административно-налоговой деликтологии помогают дать прогноз эффективности использования соответствующих форм и методов профилактики налоговых правонарушений. Самый эффективный способ профилактики налоговой деликтности — предупреждение налоговых правонарушений, до настоящего времени не стал доминирующим в налоговой и административной политике государства.

Данная работа охватывает малоисследованную область организации обеспечительных мер превентивного характера в сфере налоговых отношений. При этом деликтология используется как метод познания субъективных и объективных факторов совершения налоговых правонарушений. Такой метод помог доказать необходимость включения обособленного нормативного блока в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Между тем, отсутствие научно обоснованной методологии изучения причин налоговых правонарушений не позволяет успешно решать и прикладные аспекты их предупреждения. Очевиден и недостаток методических рекомендаций по организации профилактики данных правонарушений правоохранительными и налоговыми органами.

Процесс формирования норм налогового и административного законодательства выявил особую актуальность правовой регламентации ответственности за совершение налоговых правонарушений, поскольку происходит заметное снижение эффективности профилактической деятельности налоговых органов, что в определенной степени является следствием недостаточно проработанного и обоснованного решения некоторых вопросов административно-деликтного права. Использование в предупреждении этих правонарушений только санкционных средств не всегда приносит ожидаемого положительного эффекта.

Административные санкции являются лишь правовым нежелательным последствием совершенных налоговых правонарушений. Они не влияют на генезис данных правонарушений и поэтому их роль в противодействии противоправному поведению весьма скромна1. Более эффективным средством соблюдения законодательства о налогах и сборах обоснованно признается предупреждение правонарушений, т. е. целенаправленная деятельность по устранению или снижению негативного воздействия факторов, обусловливающих совершение налоговых правонарушений. Однако это.

1 См. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. -М., 1976. — С. 262−265. направление в современной административной, в том числе налоговой политике Российской Федерации не стало приоритетным1.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, касающиеся правовой природы административных правонарушений, факторов, способствующих их совершению, средств предупреждения и повышения их эффективности достаточно подробно разработаны в российском административном законодательстве и науке административного праваим были посвящены труды Д. Н. Бахраха, Е. В. До дина, Н. М. Дорогих, В. Я. Дякина, А. П. Клюшниченко, Ю. М. Козлова, Н. П. Мышляева, В. В. Попова, В. Д. Резвых, В. И. Ремнева, М. Я. Саввина, А. Н. Симонова, А. П. Шергина и др.

В работах отечественных юристов имеется целый ряд положений и выводов методологического порядка, прямо или косвенно относящихся к предупреждению налоговых правонарушений (Х.А. Андриашин, Е. Ю. Грачева, А. З. Дадашев, Ю. А. Крохина, И. И. Кучеров, Н. П. Кучерявенко, O.A. Ногина, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, Н. И. Тургенев, Д. Г. Черник, H.A. Шевенева и др.).

Учеными проведен также ряд теоретических и прикладных исследований, посвященных проблемам противодействия налоговым правонарушениям, правоприменительной деятельности государственных органов (A.M. Абрамов, A.B. Брызгалин, JI.K. Воронова, М. А. Гурвич, Р. Ф. Захарова, A.F. Пауль, И. И. Янжул и др.). Вопросам общей теории правоотношений посвятили свои труды С. С. Алексеев, A.M. Васильев, Ю. Г. Гревцов, О. С. Иоффе, P.O. Халфина, A.C. Явич и др.

Работы вышеприведенных авторов, несомненно, сохраняют теоретическое и практическое значение для развития отечественной административной и налоговой теории и практики и в современных условиях, однако отметим, что преимущественно они были ориентированы на исследование административно-налоговой ответственности.

1 См.: Шергин А. П. Административная политика в правовом государстве // Государство и право, — 1998, — № 8.

В то же время комплексно административно-деликтологические проблемы предупреждения налоговых правонарушений с учетом условий современного этапа развития российского общества, новых тенденций в развитии деликтологической обстановки и требований, предъявляемых в этой '' связи к налоговым и правоохранительным органам, к сожалению не исследовались.

Таким образом, значимость проблемы предупреждения налоговых правонарушений, с одной стороны, и недостаточная ее научная разработка, с другой, определили выбор и направление настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения норм налогового и административного законодательства, регулируемые системой мер предупреждения и реализации ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предметом исследования выступают такие стороны объекта, как сущность административно-налоговой деликтологиихарактеристика причин и условий налоговых правонарушенийклассификация административно-деликтных мернормативная база по предупреждению и пресечению указанных видов правонарушенийпрактика субъектов по предупреждению налоговых правонарушений (информационное обеспечение, организационные формы) — освещение объекта исследования в научных и иных источниках.

Цель исследования состоит в теоретико-прикладном обосновании административно-налоговой деликтологии, направленной на дальнейшее совершенствование деятельности налоговых и правоохранительных органов в борьбе с налоговыми правонарушениями.

Достижение цели диссертационного исследования обеспечивалось постановкой и решением следующих научно-исследовательских задач:

— определить степень разработанности в научной литературе проблемы административно-налоговой деликтологии;

— установить критерии и основания предупреждения налоговых правонарушений;

— провести научную классификацию административно-деликтных мер;

— выявить недостатки налогового законодательства об информационном обеспечении Федеральной налоговой службы Российской Федерации и органов внутренних дел по предупреждению данных видов правонарушений;

— изучить и проанализировать опыт организации предупреждения налоговых правонарушений;

— разработать научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования предупреждения налоговых правонарушений.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные достижения теории познания. В ходе исследования применялись как традиционно правовые методы (формально-логический, сравнительного правоведения), так и методы, применяемые в конкретно-социологических исследованиях (опрос и экспертные оценки).

В этой связи в процессе исследования на основании специально разработанной методики изучено мнение 100 сотрудников налоговых инспекций по г. Москве и Московской области. Автором в указанных субъектах Российской Федерации опрошено в качестве экспертов 30 руководителей налоговых инспекций.

Эмпирическую основу диссертации составили законодательные и иные нормативные акты, составляющие правовую основу российской налоговой системы и регулирующие вопросы налогообложения, статус налоговых органов, а также устанавливающие основания для применения к налогоплательщикам — правонарушителям мер государственного принуждения, в частности НК РФ, КоАП РФ, нормативные акты ФНС РФ и Минфина России и научная литература по проблемам теории и практики применения налогового и административного права.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это одна из первых работ, выполненная на монографическом уровне, в которой с позиций совершенствования в комплексе рассматриваются административно-деликтологические проблемы (причины и условия совершения налоговых правонарушений, формы организации деятельности налоговых органов) предупреждения налоговых правонарушений.

Новацией является и то, что данная проблема рассматривается не изолированно, а в связи с преобразованиями, происходящими в Российской Федерации с учетом результатов анализа существующей практики реагирования на налоговые правонарушения.

Научную новизну составляет попытка разработки сущности административно-налоговой деликтологиианализ причин и условий совершения налоговых правонарушенийклассификация административно-деликтных мер. На основе изучения опыта информационного обеспечения, форм деятельности налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений, определены основные направления совершенствования их деятельности в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного научного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. В процессе исследования сделаны выводы о юридической природе системы норм административно-деликтной ответственности, обусловливающей феноменологию налоговой деликтности, ее причины и условия, предупреждение и осуществление мер по профилактике налоговых правонарушений. Автором предложена интерпретация детерминации налоговой деликтности — как совокупности причин и условий, способствующих возникновению противоправной деятельности в сфере налогов и сборов.

2. В исследовании разработаны новые подходы к таким основным понятиям административно-деликтологических правоотношений, составляющим юридические институты предупреждения налоговых правонарушений, как «профилактика», «предупреждение», «предотвращение» и «пресечение». Обобщены научные позиции ряда российских ученых-юристов о взаимовлиянии норм административного и налогового права в части предупредительных мер. На их базе отмечена необходимость включения понятия «предупреждение» в НК РФ как части процедур налогового контроля.

3. Автором выявлены уровни правосознания, влияющие на негативное отношение к установленным нормам поведения, к основным нравственным ценностям общества. При этом отмечено, что изучение причин и условий, способствующих проявлениям налоговой деликтности, должно носить комплексный характер с изучением практики на региональном уровне. При этом причины и условия налоговой деликтности следует рассматривать как общие по отношению ко всем видам правонарушений и особенные по отношению к отдельным видам налоговых правонарушений.

4. В процессе анализа правоприменительной практики установлено, что предупреждение налоговой деликтности является одним из средств реализации политики государства в области противодействия легализации незаконно полученных доходов и уклонения от уплаты налогов.

5. В ходе исследования определены основные направления пресечения административно-налоговой деликтности, рассматриваемой с точки зрения тесной связи правового механизма предупреждения как налоговых, так и административных правонарушений. Они включают: 1) изучение динамики и структуры налоговых правонарушений- 2) исследование причин административно-налоговой деликтности как явления в целом, так и составляющих ее частей, а также условий, способствующих совершению конкретных налоговых правонарушений- 3) разработку мер по предупреждению налоговых правонарушений.

6. Проведена оценка правовых условий эффективности функционирования системы предупреждения налоговых правонарушений и реализации комплексного подхода в этом направлении, исходя из информационного обеспечения. Вместе с тем, работа с деликтологической информацией, на которой и должна формироваться подсистема информационного обеспечения предупреждения правонарушений в исследуемой сфере, методика ее анализа и оценки, еще не в полной мере отвечает современным требованиям.

7. Выявлено, что информационно-аналитическая база, как одна из предпосылок эффективного управления предупреждения налоговой деликтности, пока еще не представляет собой систему необходимой и достаточной информации о состоянии объектов профилактического воздействия (правонарушения и факторы — их порождающие и им препятствующие и т. д.) и подготовленности субъектов налоговых органов (степень организованности и скоординированности их деятельности, наличие необходимых сил и средств, разработка современных научных рекомендаций и овладение ими), результативности проводимых налоговыми органами мероприятий и отношение к ним общества, социальных групп и отдельных лиц. В работе обоснованы предложения по совершенствованию существующей информационной базы предупреждения налоговых правонарушений.

8. Получены результаты, показывающие, что наука налогового права не располагает общепризнанным определением понятия «административно-деликтные меры». В определенной степени это связано с тем, что данные меры характеризуются комплексом только им присущих признаков. Определение понятия «административно-деликтные меры» применительно к налоговым правонарушениям возможно лишь на основе обобщения этих признаков в динамике и при непременном учете социально-политических и правовых изменений, происходящих в российском обществе. В диссертации представлено концептуальное видение автором содержания и классификации административно-деликтных мер применительно к предмету исследования.

Теоретическая и практическая значимость работы. В диссертационном исследовании предпринята попытка разработки теоретических проблем административно-налоговой деликтологии, изучения причин и условий совершения налоговых правонарушений, а также мер по их предупреждению. На этой основе сформулированы конкретные аргументированные предложения по повышению эффективности деятельности налоговых органов в исследуемой сфере.

Выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы в нормотворческой деятельности в целях совершенствования правового регулированиянепосредственно в практической работе налоговых и правоохранительных органов, а также налоговыми консультантами, аудиторами и адвокатамив учебном процессе и при дальнейшем исследовании данной проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования апробированы путем выступлений на научно-практических конференцияхопубликования положений, выносимых на защиту в трех научных изданияхи внедрены в административно-юрисдикционную деятельность Министерства финансов Российской Федерации и в учебный процесс Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России в ходе преподавания курса «Административное право», что подтверждается двумя актами внедрения.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование административно-деликтологических проблем предупреждения налоговых правонарушений позволяет сформулировать ряд выводов и предложений. Часть из них нашла свое отражение в соответствующих параграфах настоящего диссертационного исследования, а в обобщенном виде они выглядят следующим образом.

1. Действующее налоговое и административное законодательство содержат нормы, закрепляющие превентивную функцию административно-деликтного права. Совокупность этих норм и составляет содержание основного института рассматриваемой отрасли права — предупреждение налоговых правонарушений (деликтологии).

В отличие от других видов основных институтов административно-деликтного права (рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, наложение и исполнение налоговых наказаний и т. д.) — предупреждение налоговых правонарушений не имеет обособленного нормативного блока в действующем Налоговом кодексе Российской Федерации. Его составляют в совокупности различные нормативные установления как Общей части НК РФ, так и нормы иных разделов кодекса и других нормативно-правовых актов.

Вместе с тем идея предупреждения налоговых правонарушений диктуется обеспечением экономической безопасности государства. Так по данным Министерства финансов Российской Федерации, налоговые сборы составляют 75% доходной части бюджета России. Соответственно, неуплата налогов ведет к уменьшению притоков в государственный бюджет денежных средств, что влечет, за собой недофинансирование его расходных статей. Как правило, это касается социально-экономической направленности. Следовательно, не повышается заработная плата работникам бюджетной сферы, выплата пенсий, пособий, что подрывает авторитет государственной власти и ведет к правовому нигилизму.

Таким образом, профилактика в сфере налоговых правонарушений должна привести налоговое и административное законодательство в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями.

2. Основными направлениями административно-налоговой деликтологии, составляющими ее сущность, являются: а) изучение динамики и структуры налоговых правонарушенийб) исследование причин налоговой деликтности как явления в целом, так и составляющих ее частей, а также условий, способствующих совершению конкретных налоговых правонарушенийв) разработка мер по предупреждению налоговых правонарушений.

Изучение статистики для деликтологии имеет важное значение, поскольку при определенных моментах (длительности получения информации) количественные показатели характеризуют качественную природу предупредительного процесса.

При наличии соответствующей статистической информации можно прогнозировать тенденции налоговой деликтности в целом, отдельных ее видов, географии ее распространения. Налоговая деликтология — призвана также дать прогноз эффективности использования соответствующих форм и методов профилактики налоговых правонарушений.

Однако следует иметь в виду, что статистические данные сами по себе не могут в полной мере раскрыть сущность явлений. Объяснение качественных свойств различных фактов, вызывающих совершение налоговых правонарушений предполагает обращение к изучению как общих причин и условий, способствующих совершению налоговых деликтов, так и причин конкретных правонарушений и условий, способствовавших им.

3. Анализ различных точек зрения и подходов к пониманию причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям, позволяет согласиться с мнением отечественных ученых, которые полагают, что причины и условия могут меняться со временем местами. Эта позиция дает возможность сосредоточиться на выявлении конкретных факторов как собирательного понятия для детерминант (причин, условий), способствующих совершению налоговых правонарушений, уделяя при этом несколько меньше внимания выяснению, какие из них (факторы) являются причинами, а какие — условиями.

В этой связи выделены две основные группы факторов, способствующих совершению налоговых правонарушений.

К первой относятся те из них, которые в малой степени зависят от деятельности налоговых органов (объективные противоречия между экономическими потребностями и возможностями отдельных социальных слоев, и т. д.).

Другая группа факторов, способствующих совершению налоговых правонарушений, непосредственно связана с деятельностью налоговых органов. По содержанию эти факторы, по мнению соискателя, могут подразделяться на: а) связанные с недостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности налоговых органовб) факторы организационного характера.

4. Результаты выборочного исследования показывают, что, несмотря на некоторые общие признаки для всей массы нарушителей административно-правовых норм в сфере налогов и сборов, в то же время выявлен и ряд отличительных признаков по обстоятельствам, мотивации, а также по времени совершения указанных деликтов.

5. Анализ имеющихся в юридической литературе точек зрения на классификацию административно-деликтных мер позволяет констатировать, что она не охватывает всей совокупности этих мер.

Основная проблема в решении данного вопроса заключается в том, что сложность правовой природы рассматриваемых мер делает невозможным проведение классификации любых мер по какому-либо одному основанию1. За ее рамками в одном случае остаются охранительные, в другом — превентивные, в третьем — воспитательные меры. Проведенная в ходе исследования группировка мер по нескольким признакам (основаниям) позволила классифицировать их по: а) социальному назначениюб) функциональным особенностям.

Это позволило соискателю выделить четыре группы мер:

1) административно-предупреждающие меры социальной защиты;

2) административно-пресекающие меры социальной защиты;

3) меры, обеспечивающие производство по делам о налоговых правонарушениях;

4) меры административного (налогового) наказания.

Предложенный подход к классификации административно-деликтных мер не претендует на окончательное и исчерпывающее решение данной проблемы. Как и любая другая, приведенная выше классификация обладает определенной степенью условности. И все же данный подход имеет определенную теоретическую и практическую значимость.

В теоретическом плане он позволяет рассмотреть административно-деликтные меры в динамике, выделить свойства мер, которые недостаточно глубоко исследованы, в частности, их социально-правовой аспект.

Предложенный подход может быть использован при дальнейшей разработке проблемы классификации мер административного воздействия не только в налоговом законодательстве, но и в других отраслях права.

Практическая значимость данного подхода состоит в том, что он позволяет определить конкретные пути совершенствования нормативного регулирования и практики применения административно-деликтных мер.

5. Необходимым условием эффективности предупредительной деятельности налоговых органов является наличие соответствующей правовой.

1 См.: Веремеенко И. И. О классификации мер административного принуждения // Вестник МГУ. Серия XII. Право. М., 1970. № 4. — С. 78. базы. В этой связи диссертант поддерживает мнение Ф. Е. Колонтаевского и А. П. Шергина, согласно которому дальнейшее совершенствование правового механизма предупреждения административных правонарушений, в том числе и в налоговой сфере, предполагает увязку правовых проблем с разработкой Концепции административной политики России, соответствующей имиджу правового государства1. Ее приоритетами применительно к предмету нашего исследования должны быть: а) сокращение административной репрессииб) получение достоверных данных о состоянии и динамике налоговых правонарушений (создание единой системы учета налоговых административных и правонарушений, увязав ее с уголовной статистикой) — в) прогнозирование развития налоговых правонарушений, которое должно стать основой для разработки федеральных и региональных программ борьбы с налоговыми правонарушениямиг) регулирование отношений административной ответственности только на федеральном уровне в форме Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

6. К числу важнейших условий функционирования системы предупреждения налоговых правонарушений (деликтологии) и реализации комплексного подхода в этом направлении относится информационное обеспечение.

Материалы исследования свидетельствуют, что работа с деликтологической информацией, на основе которой и должна формироваться подсистема информационного обеспечения предупреждения правонарушений в исследуемой сфере, методика ее анализа и оценки еще не в полной мере.

1 См.: Колонтаевский Ф. Е. О разработке концепции государственной политики в сфере законодательства об административных правонарушениях // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел по материалам Московского (1991 г.) совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ. М., 1994. С. 59−62- Шергин А. П. Научное обеспечение борьбы с административными правонарушениями // Институты административного права России. — М., 1999. — С. 255. отвечают современным требованиям. По-прежнему недостаточно разработанными факторами информационного обеспечения остаются: а) получение достоверной первичной информацииб) недостатки в обмене необходимой информацией между службами и подразделениями налоговых органов и учете налоговых и административных правонарушений.

7. Важной составной частью совершенствования деятельности по предупреждению налоговых правонарушений является развитие комплекса мер, способствующих созданию условий по уменьшению общего количества налоговых правонарушений.

На основании изложенного, представляется целесообразным, активизировать деятельность государственных контролирующих органовсоздать соответствующий Межведомственный центр при Министерстве финансов Российской Федерации по предупреждению налоговых правонарушений. Представляется, что на заседаниях данных советов необходимо анализировать складывающуюся в налоговой сфере обстановку и разрабатывать совместные целевые программы борьбы с налоговыми правонарушениями с учетом разумного баланса предупредительной деятельности указанных органов. При этом, представляется целесообразным использовать и иные формы взаимодействия: изучение и распространение положительного опытапроведение совместных программ по выявлению нарушений в налоговой сфереустановление причин и условий, способствующих их совершениювзаимное использование возможностей для повышения квалификации работников правоохранительных и налоговых органов. Важное значение в данной связи, может иметь принятие совместных ведомственных нормативных актов (указаний, приказов и т. д.), направленных на координацию деятельности отдельных правоохранительных и налоговых органов в борьбе с налоговыми правонарушениями.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, эффективное предупреждение налоговых правонарушений возможно только при использовании потенциала налогового права, административного права и административно-деликтного права.

Существенное значение для надлежащего рассмотрения дел о налоговых правонарушениях имеет повышение профессиональной подготовки сотрудников налоговых и правоохранительных органов в указанной области.

Вместе с тем, необходимо отметить, что эффективность предупреждения налоговых правонарушений зависит также от степени совершенства финансового, гражданского, уголовного и административного законодательства, а также порядка регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, поскольку налоговые правонарушения невозможно рассматривать в отрыве от других видов противоправных посягательств в области экономической деятельности страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ1. МАТЕРИАЛЫ
  2. Конституция Российской Федерации / Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 31. -Ст. 3824.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.-№ 32.-Ст. 3340.
  5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. — Ст. 909.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (ч. 1). — Ст. 1.
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. — Ст. 3823.
  8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. — Ст. 2066.
  9. Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.-№ 3.-Ст. 167.
  10. Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. — Ст. 609.
  11. Федеральный Закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. -№ 33 (ч. 1). Ст. 3418.
  12. Закон СССР от 19.11.1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 47. — Ст. 964.
  13. Закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. — Ст. 355.
  14. Закон Российской Федерации от 06.07.1991 г. № 1550−1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991.-№ 29.-Ст. 1010.
  15. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. -№ 11.-Ст. 525.
  16. Закон Российской Федерации от 24.06.1993 г. № 5238−1 «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993.-№ 29.-Ст. 1114.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1991 г. № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» // Российская газета, 1992. 13 января.
  18. Всеобщая декларация прав человека и гражданина. Принята и провозглашена резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. М., 1992.
  19. Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств участников Содружества Независимых Государств. Минск, 1999.
  20. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.09.1932 г. «Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей» // Собрание законодательства СССР. 1932.-№ 69.-Ст. 4106.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 № 15.-Ст. 1494.
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 г. № 370 „Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации“ // Российская газета. 2004. 28 июля.
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 506 „Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. — Ст. 3961.
  24. Постановление Федерального Арбитражного Суда ВосточноСибирского округа от 26.08.2002 г. № АЗЗ-3529/02-СЗ-Ф02−2417/02-С1- от 19.09.2002 г. № АЗЗ-3669/02-СЗ-Ф02−2729/02-С1 // Вестник ФАС РФ. 2002. № 9.
  25. Приказ Минэнерго Российской Федерации от 19.08.2003 г. № 358 „Об утверждении положения о департаменте государственного энергетического надзора (Госэнергонадзоре) Министерства энергетики Российской Федерации“ // ИПС Консультант Плюс».
  26. Письмо МНС РФ от 22.12.1999 г. № АС-6−16/1034 «О Соглашение о координации работы Министерства юстиции РФ и МНС РФ по реализации контрольных функций». Утверждено Минюстом РФ 16.12.1999 г., МНС РФ 09.12.1999 г. // ИПС «Консультант плюс».
  27. Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 26.08.2005 г. № 01−06/29 487 «О введении в действие соглашения о сотрудничестве ФНС России и ФТС России» // ИПС «Консультант плюс».
  28. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.09.2005 г. № ШС-б-24/733 «Об открытии (закрытии) налогоплательщику счета в банке» // Документы и комментарии. 2005. — № 20.
  29. Федеральные органы налоговой полиции России: итоги 1995 года // Налоговая полиция. 1996. № 3. — С. 2.
  30. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  31. Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975.
  32. Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972.
  33. Административная ответственность в СССР / Под ред. В. М. Манохина. Саратов: Юриздат, 1988.
  34. Административное право России: Учебник для Вузов / Под ред. Д. Н. Бахраха. М.: БЕК, 1996.
  35. Административное право. Учебное пособие / Под. ред. А. П. Коренева. М., 1986.
  36. М. Новая социальная защита. Пер. с франц. М., 1970.
  37. И.В. Налоговые преступления: Криминалистические проблемы расследования. СПб., 2002.
  38. С.С. Государство и право. М., Наука, 1993.
  39. С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.
  40. М.М. Взгляд на учение о налоге у экономистов. -Харьков. 1870.
  41. А.П., Кормалицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право в Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
  42. А.П. О современных тенденциях развития института административной ответственности в Российской Федерации // Вестник МГУ. Право. 1992.
  43. А.П., Пепеляев С. С. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М.: ТЕИС, 1992.
  44. Ю.М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1977. Вып. 26.
  45. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1973.
  46. В.К. Теория государства и права. М.: ЮрИнфоР, 2001.
  47. Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999.
  48. Д.Н. Административное право. М.: БЕК, 1993.
  49. Д.Н. Административное право России: Учебник для студентов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2000.
  50. Д.Н. Виды административного принуждения // Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности. Уч. зап. ВНИИСЗ. Вып. 5. М., 1965.
  51. К.С. Финансовое право. М.: Юрист, 1994.
  52. Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 35. С. 156.
  53. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова Т.27. 3 издание. М., 1977. С. 190.
  54. А.Н., Махров И. Е. Комментарий к положениям НК РФ, КоАП РФ и УК РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.
  55. Введение в философию: Учебник. Ч. 2. М.: Политиздат, 1989.
  56. И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Часть 2. Элементы и формы реализации права в механизме административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1982.
  57. В.В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1995.
  58. A.A. Введение в советскую криминологию. М., 1965.
  59. A.A. Уголовное право и социология. М., 1970.
  60. П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.
  61. К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). ВНИИ МВД России. М., 1991.
  62. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.
  63. В.И. Налоговое право. М.: Экономика, 1995.
  64. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1982. С. 390.
  65. Ю.А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. М., 1992. -С. 16.
  66. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982.
  67. М.И. О классификации мер административного принуждения. М., 1985.
  68. К.Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений. Учебное пособие. Горький, 1977.
  69. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). М., 1980.
  70. О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л.: ЛГУ, 1955.
  71. П.А. Проблемы налоговых преступлений. Ставрополь: Ставропольсервис, 2000.
  72. Историческое и логическое в познании государства и права. Л., 1988.
  73. М.В., Крохина Ю. А. Финансовое право: Краткий учебный курс. М.: НОРМА, 2003.
  74. М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
  75. М.В. Финансовые правоотношения. М.: НОРМА, 2001.
  76. Л.В. Административно-деликтные отношения. Киев, 1979.
  77. А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993.
  78. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. В. Г. Панскова. М.: Финансы и статистика, 1998.
  79. Н.М., Манохин В. М., Журик В. В. Практикум по российскому административному праву: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Конина. Саратов: СГАП, 1999.
  80. Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001.
  81. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина (сост.Э. М. Коржева, Н.Ф. Наумова) М.: Политиздат, 1989. С.142−146.
  82. Ю.А. Налоговое право России: Учебник. 2003. М.: Юристъ, 2003.
  83. Ю.А., Ульянова В. Н. Финансовое право России: Учебное пособие. Саратов: Саратовский юридический институт МВД РФ, 1999.
  84. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  85. В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
  86. В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.
  87. А.П. Политика государства в налоговой сфере. H.H., 1995.
  88. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
  89. М.В., Ногина O.A., Шевелева H.A. Налоговое право России. Общая часть / Отв. ред. H.A. Шевелева. М.: Юристъ, 2001.
  90. И.И. Налоги и криминал. М., 1999.
  91. И.И. Налоговое право России: Курс лекций // М.: ЮрИнфоР, 2001.
  92. H.H. Налоговые преступления. М.: ЮрИнфоР, 1997.
  93. И.И., Судаков О. Ю., Орешкин H.A. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / Под ред. И. И. Кучерова, -М.: ЮрИнфоР, 2001.
  94. .М. Компетенция органов управления. М.: Наука, 1972.
  95. В.Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001.
  96. В.Д., Решетняк Н. С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М.: ЮрИнфоР, 1998.
  97. В.А. Финансовое право: Учебник / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Статут, 2000.
  98. О.Э. Понятие ответственности в теории права. М.: Вестник Московского Университета, 1994.
  99. А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юрид. лит., 1972.
  100. В.П. Криминология и административная юрисдикция милиции. М.: ИНФРА-М, 1996.
  101. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: Юрид. лит., 1985.
  102. H.A., Лебедев Ю. А. Выявление налоговых преступлений: состав и источники налогового преступления, документальный анализ, оформление результатов проверок. М.: ПРИОР, 1999.
  103. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебное пособие. Саратов, СГАП, 2000.
  104. В.М., Панова И. В., Ковалева H.H. Российское административное право. Учебное пособие. Саратов: Светопись, 1997.
  105. М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж: ВГУ, 1990.
  106. Н.И., Малысо A.B. Теория государства и права: Учебник. М.:Юристъ, 2001.
  107. Е.И. Налоговое право и налоговые правоотношения. Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2000.
  108. Г. М., Арзуманян Т. М. и др. Предупреждение преступлений. М., 1962.
  109. В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства: Учеб. пособие для Вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  110. Р.Х. Правовые основы налогового регулирования и экономическая безопасность в условиях рыночных отношений. М.: Фонд поддержки ученых, 2001.
  111. Э.Н. Налоговые споры. Соотношение гражданского и налогового законодательства. М., 2002.
  112. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. / Под ред. A.B. Брызгалина-М.: Аналитика-Пресс, 2001.
  113. Налоговое право России: Общая часть: Учеб. / Под общ. ред. А. П. Балакиной.-М.: ВГНА, 2004.
  114. Налоговое право России: Учебное пособие / Составит. В. В. Гриценко. Воронеж: ВГУ, 2001.
  115. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева М.: ФБК-Пресс, 2002.
  116. Общая теория национальной безопасности. Учебник / Под общ. ред. A.A. Прохожева. М.: РАГС, 2002.
  117. Общая теория права и государства. М., 1995.
  118. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1994.
  119. С.И. Словарь русского языка. М., 1972. С. 534.
  120. С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 352.
  121. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4 издание. М., 1999. С. 346, 847.
  122. Основные институты административно-деликтного права: Учебное пособие / Под общ. ред. А. П. Шергина. М., ВНИИ МВД России, 1999.
  123. Ответственность за нарушения налогового законодательства. Вып.1 / Под ред. Р. Ф. Захарова. М.: Институт государства и права РАН, 1996.
  124. С.Г. Налоговое право: Учебник М.: Статут, 2003.
  125. Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9.
  126. Д.Г. Основные элементы налогового процесса // Налоговое планирование. 2001. № 3.
  127. А.К. Об определении категорий «основа» и «основание» // Философские науки. М., 1976. № 5.
  128. И.И. О классификации мер административного принуждения // Вестник МГУ. Серия ХП. Право. М., 1970. № 4.
  129. Д. Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности // Хозяйство и право. 2003. № 5.
  130. Г. А., Черкаев Д. И. Правовые позиции Конституционного суда РФ о моменте уплаты налога юридическим лицом // Российский налоговый курьер. 2001. № 8.
  131. С. А. Основные проблемы налогообложения // Экономика и жизнь. 1995. № 27.
  132. A.A. Теоретические предпосылки изучения преступности // Вопросы методики изучения и предупреждения преступлений. М., 1962.
  133. С.Т. Правовая регламентация мер административного пресечения в свете нового законодательства // Общетеоретические проблемы административно-правового обеспечения общественного порядка // Сб. науч. Трудов ВШ МВД СССР. Киев, 1982.
  134. Е. Одинокое государство ищет себе союзника // Российская газета. 2003 г. 21 авг.
  135. До дин E.B. Административная деликтология в системе юридической науки // Советское государство и право. М., 1991. № 12.
  136. Е.С. К вопросу о профилактике административных проступков // Проблемы профилактики правонарушений в развитом социалистическом обществе. М., 1982.
  137. С.М. О концепции административной политики // Актуальные вопросы административно-деликтного права: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2005.
  138. В.Д. Соотношение правовых категорий «налоговый процесс» и «налоговое производство» и особенности их реализации в Налоговом кодексе Российской Федерации // Юрист. 2001. № 2.
  139. М.В. Налоговый процесс новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. № 6.
  140. В.К. К истории возникновения и развития общественных начал в управлении административной деликтности // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984.
  141. А.П. О соотношении административно-правовых институтов и отрасли административного права // Институты административного права России. М., 1999.
  142. .В., Селиванов H.A., Скворцов К. Ф. Изучение факторов, влияющих на изменение уровня и структуры преступности // Советское государство и право. М., 1982. № 1.
  143. М. «Закон должен быть голосом разума» // Юридический вестник. 2004. № 1.
  144. Н.Ф. Криминология как наука // Советская юстиция. М., 1970. № 2.
  145. А .Я. Вопросы применения финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства // Хозяйство и право. 1995. № 1,2.
  146. А .Я. Ответственность за нарушение налогового законодательства//Налоги. 1993. № 1.
  147. Н.П. Понятие и структура налогово-правовой нормы // Финансовое право. 2004. № 6.
  148. А.Г. Основные проблемы теории и практики предотвращения преступлений органами охраны общественного порядка // Труды Высшей школы МООП СССР. М., 1968. Вып. 21.
  149. Н.Г. Причины и профилактика административно-наказуемых нарушений паспортной системы // Административно-деликтные отношения. Киев, 1984.
  150. И.П. Теоретические аспекты объекта и предмета профилактики преступлений // Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996.
  151. В.И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984.
  152. Г. А. Информационное обеспечение управления профилактической деятельностью органов внутренних дел // Профилактика правонарушений. Вып. II. М.: Академия МВД СССР, 1980.
  153. Т.Л. Основания уголовной ответственности по советскому уголовному праву. Ученые записки. Вып. 1 (18). ВНИИСЗ, 1964. С. 3.
  154. A.B. Виды административной ответственности за нарушения налогового законодательства // Налоговый вестник. 1997. № 6.
  155. И.Н. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений по УК РФ 1996 г. // Государство и право. 1999. № 1.
  156. Н.С. Проблемы правового регулирования применения международных налоговых соглашений в Российской Федерации //
  157. Теоретические проблемы формирования норм публично-правового и частноправового регулирования в российском законодательстве: Сборник научных трудов./ Под ред. Х. А. Андриашина, Г. В. Петровой М.: ВГНА, 2005.
  158. JT.B. Налоговая ответственность самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. № 9.
  159. Ю.А. Административное и финансовое право. Новый этап развития // Право и экономика. 1994. № 3.
  160. Н.В. Понятие и состав налогового правонарушения // Государство и право. 1999. № 7.
  161. Н.Ю. Нормативно-правовое регулирование административной ответственности // Актуальные вопросы административно-деликтного права. М.: ВНИИ МВД России, 2005.
  162. И.В. О правовой природе финансовых санкций / М.: Юридический мир. 1997. № 1.
  163. А.П. Административная деликтность: проблемы науки // Актуальные вопросы административно-деликтного права. М.: ВНИИ МВД России, 2005.
  164. А.П. Административная политика в правовом государстве // Государство и право. 1998. № 8.
  165. А.П. Научное обеспечение борьбы с административными правонарушениями // Институты административного права России. М., 1999.
  166. А.П. О концепции административной политики // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. Московский университет МВД России. М., 2003.
  167. А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право. М., 1994, № 8−9.
  168. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ
  169. Я.Б. Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации. Проблемы и перспективы: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1995.
  170. Э.Е. Административная деликтология: Дисс. докт. юрид. наук. М., 2001.
  171. Е.Ю. Проблемы правового регулирования финансового контроля: Дисс. докт. юрид. наук. М., 2000.
  172. В.А. Предупреждение органами внутренних дел административных правонарушений, посягающих на общественный порядок: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1990.
  173. Е.С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений (актуальные проблемы в свете нового КоАП РФ): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2003.
  174. Е.С. Административно-правовые вопросы деятельности советской милиции в области профилактики правонарушений: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1981.
  175. Ю.В. Основные угрозы экономической безопасности России и новые формы борьбы с экономической преступностью (опыт зарубежных стран). Дисс. канд. экон. наук. М., 1995.
  176. . А. Организация совершенствования учета административных правонарушений в органах внутренних дел: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1991.
  177. Кот А. Г. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1995.
  178. Л.Ю. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства: Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  179. А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям в Российской Федерации: проблемы формированиязаконодательной регламентации и практического осуществления: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
  180. И.И. Расследование налоговых преступлений: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1995.
  181. С.Я. Система предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1986.
  182. Н.П. Профилактика предумышленных убийств, совершаемых на почве семейных отношений: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1985.
  183. Н.П. Теоретические и прикладные основы административной деликтологии: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2004.
  184. А.И. Административная деликтность в области охраны общественного порядка и ее профилактики органами внутренних дел: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1983.
  185. В.Г. Налоговые преступления: уголовно-правовые и криминалистические аспекты: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Челябинск, 1999.
  186. В.В. Правовые и организационные вопросы деятельности участковых инспекторов милиции по предотвращению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.
  187. Л.Л. Проблемы эффективности административно-правовых санкций: Дисс. докт. юрид. наук. М., 1973.
  188. И.Г. Закономерности формирования и функционирования налоговой системы рыночной экономики: Дисс. канд. экон. наук. СПб., 1992.
  189. А.П. Административно-предупредительные меры милиции как средство борьбы с правонарушениями в условиях развитого социализма: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1984.
  190. М.С. Законодательство об административной ответственности и проблемы его кодификации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1968.
  191. Сухомлинский-Местечкин С. Л. Налоги в экономике Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1994.
Заполнить форму текущей работой