Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административная ответственность юридических лиц: Процессуальный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из существенных мер, способных позитивно повлиять на процедуру привлечения к административной ответственности юридических лиц, автор считает целесообразность использования единого процессуального документа — протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом. Именно в этом процессуальном документе возможно в полной мере отразить все необходимые сведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концептуальные основы процессуально-правового регулирования административной ответственности юридических лиц
    • 1. Понятие, развитие и особенности правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц
    • 2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц
    • 3. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц
    • 4. Доказывание по делам об административных правонарушениях юридических лиц
  • Глава II. Стадии производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц
    • 1. Стадия возбуждения и расследования дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом
    • 2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом
    • 3. Пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении и исполнение решения по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом

Административная ответственность юридических лиц: Процессуальный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Произошедшие в стране значительные социально-экономические преобразования оказали воздействие на все стороны жизни общества и государства. Новые реалии потребовали пересмотра целого ряда отношений, складывающихся между государством в лице соответствующих органов и многочисленными хозяйствующими субъектами.

Особое значение в этой связи приобретает институт административной ответственности юридических лиц, призванный закрепить правовые механизмы регулирования отношений, связанных с совершением правонарушений в различных сферах коллективными субъектами.

Надлежащая регламентация названного института способна существенно упорядочить деятельность юридических лиц и значительно повысить реальную защищенность их прав и законных интересов. Однако эффективное использование института административной ответственности юридических лиц невозможно без его должного теоретического осмысления, поскольку только научный подход позволяет объединить зачастую разрозненные и противоречивые стремления законодателя.

В юридической литературе проработка института административной ответственности юридических лиц не нашла еще своего должного освещения. Отдельным проблемам рассматриваемого института посвящены труды А. П. Алехина, Ю. С. Адушкина, Д. Н. Бахраха, И. А. Галагана, В. И. Дымченко, Ф. Е. Колонтаевского, В. М. Манохина, Г. К. Матвеева, В. И. Новоселова, В. А. Ойгензихта, А. В. Передернина, М П. Петрова, Д. В. Осинцева, А.П. Солдато-ва, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, А. С. Телегина, В. А. Юсупова и др.

Принятие за последнее время таких важнейших федеральных законов, как: Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах"1- Федеральный закон от 2.

1 Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 49. — Ст. 5906. января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов"1, федеральный закон от 12 мая 2000 г. № 68-ФЗ «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии"2, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности"3 и др. свидетельствует о жизнеспособности названного института. Включение соответствующих статей из перечисленных законов и иных нормативных правовых актов в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) составляет необходимую правовую основу для дальнейшего изучения различных аспектов административной ответственности юридических лиц.

Вместе с тем значительное обновление нормативной базы, связанное, прежде всего, с принятием КоАП, не решило всех проблем рассматриваемого института. Продолжает действовать ряд законов, отражающих специфику привлечения юридических лиц к административной ответственности в отдельных сферах (например, Налоговый кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Кроме того, существует коллизионное пересечение КоАП и Бюджетного кодекса Российской Федерации в регулировании применения существующих мер ответственности. В отдельных сферах продолжают применяться своеобразные дополнительные (квазиадминистративные) санкции (биржевое и антимонопольное законодательство, законодательство о ценных бумагах, о лицензировании и пр.). В ряде случаев присутствует дублирование составов правонарушений, запутанность и разночтение процедуры реализации мер ответственности. Это дает основание для дополнительного анализа и уточнения ряда теоретических положений и практических подходов к современному пониманию административной ответственности юридических лиц.

1 Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2000. -№ 2. — Ст. 150.

2 Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 20. — Ст. 2103.

3 Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 33 (часть 1). — Ст. 3422.

До недавнего времени более двухсот составов административных правонарушений, субъектами ответственности за совершение которых являлись юридические лица, находились за рамками действовавшего КоАП РСФСР и закреплялись в различных тематических законах и подзаконных актах. Регулирование процессуальных моментов при этом осуществлялось посредством издания всевозможных ведомственных правил и инструкций, зачастую предлагавших диаметрально противоположные подходы. Это обстоятельство включало в круг основных субъектов регулирования института административной ответственности юридических лиц, высшие судебные инстанции.

Институт административной ответственности юридических лиц — это совокупность большого числа правовых норм, регулирующих комплекс вопросов, связанных с определением, установлением, регламентацией и применением особого рода государственного принуждения. Применительно к юридическим лицам следует подчеркнуть то обстоятельство, что до недавнего времени большую часть их института ответственности составляли нормы материального права, устанавливающие систему административных наказаний, конкретные составы административных правонарушений и регламентирующие другие вопросы. В то же время процессуальные нормы носили второстепенный и довольно расплывчатый характер.

При этом административно-процессуальные нормы в идеале призваны определять порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуру их применения, а, кроме того, процесс осуществления принудительного воздействия на соответствующих субъектов правонарушений при помощи административных санкций. Именно благодаря административно-процессуальным нормам производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц должно приобретать определенность и унифицированность в масштабах всего государства применительно к деятельности всех министерств и ведомств.

Являясь единственным фактическим основанием привлечения правонарушителя к ответственности, само по себе административное правонарушение автоматически не влечет применения мер государственного принуждения. Реализация правовых норм об ответственности осуществляется в соответствии с установленной федеральными законами процедурой, несоблюдение которой может являться основанием для отмены решения того или иного юрисдикционного органа.

Влияние юрисдикционной деятельности на социальные процессы в определенной мере обусловлено уровнем профессионального мастерства тех, кто осуществляет борьбу с различного рода правонарушениями. Знание должностными лицами административной практики по борьбе с нарушениями, умение квалифицированно, на научной основе их анализировать целиком зависит от наличия обоснованных методик по данным вопросам"1. В этой связи первопричиной повышения эффективности деятельности государственных органов и их должностных лиц является четкая правовая регламентация порядка реализации их полномочий.

Главная сложность здесь состоит, с одной стороны, в том, что категория юридического лица достаточно нова для административного законодательства, а значит, еще не сложилась устоявшаяся правоприменительная практика. С другой стороны, анализ действующего законодательства показывает, что ранее законодательством ряд нарушений либо совсем не предусматривался, либо эти нарушения касались других субъектов ответственности и других объектов (предметов).

Многие авторы отмечали необходимость уделить более пристальное внимание процессуальным аспектам привлечения к административной ответственности, имея в виду прежде всего коллективных субъектов права.

Производство по делам об административных правонарушенияхвесьма значимое административно-юрисдикционное производство, которое.

1 Саввин М. Я. Административный штраф. — М., 1984. — С. 3. нуждается, во-первых, в скорейшей кодификации (систематизации), то есть перенесении вопросов административно-юрисдикционного производства из Таможенного, Налогового, Бюджетного кодексов в Кодекс об административных правонарушенияха, во-вторых, в создании административных судов и определении порядка их деятельности"1. Вместе с тем до сих пор в Бюджетном кодексе Российской Федерации имеет место принципиальная несогласованность норм с административно-процессуальным законодательством, присутствуют формы ответственности, которые невозможно отнести ни к одному из существующих видов юридической ответственности. В результате ответственность принимает достаточно абстрактный характер.

На наш взгляд, высказанная позиция нашла свое воплощение в принятом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях лишь отчасти.

Так, применительно к процессуальному регулированию привлечения к ответственности юридических лиц КоАП содержит достаточно неоднозначное положение. Оно заключается в том, что в случае, если в статьях разделов Кодекса, посвященных общим положениям и порядку производства по делам об административных правонарушениях, не указано к кому они применяются, то соответствующие нормы в равной степени действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу они относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч.2 ст. 2.10). Такая расплывчатая формулировка отнюдь не способствует единообразному пониманию этой ситуации со стороны правоприменителя, а значит, нуждается в глубоком изучении и серьезной проработке.

Названные выше причины на фоне стремительно развивающегося законодательства об административной ответственности юридических лиц субъектов Российской Федерации подтверждают необходимость детальной общеправовой разработки данной проблематики.

1 Панова И. В. Административное производство нуждается в скорейшей юридизации // Журнал российского права. — 2000. — № 2. — С. 71.

Рассматриваемый институт административного права доказал свою состоятельность в законодательстве развитых иностранных государств, где он существует уже на протяжении довольно длительного времени. Этот факт подчеркивает актуальность его развития в Российской Федерации, имея в виду гармонизацию и интеграцию российского и международного законодательств.

Несмотря на то, что вопросам административной ответственности юридических лиц в последнее время стало уделяться значительное внимание со стороны ученых, акцент при этом делается на материально-правовые аспекты1. А поскольку за рамками исследуемой проблемы остаются процессуальные аспекты, говорить о том, что институт административной ответственности окончательно сформирован и оформлен в виде стройной системы норм права, не приходится.

Решение обозначенных проблем поможет обеспечить защиту государственных интересов в различных сферах жизнедеятельности, повысить ответственность государства и отдельных юридических лиц, соблюдать права граждан в рамках законности и правопорядка.

Потребности практической деятельности юрисдикционных органов, низкий уровень научной разработанности проблемы и наличие ряда неурегулированных моментов в части процессуальной регламентации привлечения к ответственности коллективных субъектов обусловили выбор автором обозначенной темы диссертационного исследования.

Настоящая работа является попыткой выявить и исследовать наиболее сложные вопросы и существующие проблемы процессуально-правового ре.

1 См., например: Передернин А. В. Налоговое правонарушение как основание административной ответственности. Дис. канд. юрид. наук. — Тюмень, 1997; Ульянова В. Н. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности. Дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 1997; РязаяцевЛ.Г. Административные правонарушения в таможенной сфере. Дис. канд. юрид. наук. — М., 1998; Петров М. П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1998; Солдатов А. П. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Дис.. д-ра юрид. наук. — Саратов, 2000; Орлов И. В. Правовой статус субъектов административной ответственности в таможенной сфере. Дис. канд. юрид. наук. — М., 2000 и др. гулирования института административной ответственности юридических лиц и хотя бы частично устранить существующий правовой вакуум.

Объект исследования составляют урегулированные правом и требующие своего правового опосредования общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью органов административной юрисдикции по привлечению к административной ответственности юридических лиц.

Предмет исследования — понятие и содержание процессуальных основ института административной ответственности юридических лицнормативно-правовые акты, регулирующие вопросы деятельности органов административной юрисдикции, связанные с привлечением юридических лиц к ответственности и назначением административных наказанийобщая и специальная научная литература, посвященная данной проблематике.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном изучении тенденций, особенностей и проблем института административной ответственности юридических лиц и разработке на этой основе логически взаимосвязанных теоретических и практических выводов, характеризующих специфику процессуально-правового регулирования в данной области.

Для достижения указанной цели предполагается постановка и попытка решения диссертантом следующих базовых задач:

1) Осуществить исторический экскурс и охарактеризовать современное состояние российского законодательства об административной ответственности юридических лиц;

2) Определить систему принципов производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц и раскрыть их содержание и значение;

3) Уточнить содержание категории «юридическое лицо» и проанализировать специфику правоспособности юридических лиц как участников административно-правовых отношений;

4) Исследовать элементы состава правонарушений, совершаемых юридическими лицами;

5) Проанализировать систему стадий производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц;

6) Разработать рекомендации, направленные на дальнейшее развитие процессуальной регламентации привлечения юридических лиц к административной ответственности.

Методология и методика исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания. Автором было использовано комплексное применение исторического, формально-логического, системно-структурного, статистического и конкретно-социологического методов исследования.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили научные труды в области философии, психологии, теории государства и права, науки управления, конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового и других отраслей права.

Нормативную базу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное административно-деликтное законодательство, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие разъяснения и решения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам применения мер административной ответственности к юридическим лицам. Изучен значительный объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом диссертационного исследования.

В своей работе диссертант опирался на труды С. С. Алексеева, В. К. Андреева, Б. Т. Базылева, Д. Н. Бахраха, О. И. Бекетова, К. С. Вельского, В Я. Бой-цова, С. Н. Братуся, В. А. Власова, Б. Н. Габричидзе, Е В. Додина, О. С. Иоффе, И. Ш. Килясханова, Ю. М. Козлова, А. Н. Кокотова, П И. Кононова, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, О. Э. Лейста, В. М. Манохина, М. Я. Масленникова, 0 0. Миронова, В. А. Ойгензихта, И В. Пановой, В. А. Печеницына, Л. Л. Попова, ф.Л. Рабиновича, Б. В. Российского, Н. Г. Салищевой, Ю. П. Соловья, В. Д. Сорокина, Ю. А. Тихомирова, Е. А. Флейшиц, Н. И. Химичевой, А. П. Шергина, Л. С. Явича, А. Ю. Якимова, О. М. Якубы и других ученых.

В процессе исследования автором в общей сложности проанализировано более ста нормативных документов, принятых на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Изучено четыреста дел об административных правонарушениях, рассмотренных различными органами административной юрисдикции. Проведен опрос 86 судей и должностных лиц органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц, а также проанализированы статистические данные по административной практике на территории Пермской, Свердловской и Кировской областей в период с 1995 по 2002 годы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной монографической работе осуществлено комплексное изучение материальных основ и процессуальных аспектов привлечения к административной ответственности юридических лиц.

Новизна исследования определяется кругом анализируемых вопросов, использованием для их изучения системного подхода с учетом теоретических положений и практики деятельности некоторых государственных органов.

Уточнено понятие юридического лица с учетом действующего законодательства, дана характеристика правоспособности юридического лица в административном праве.

В работе впервые всесторонне изучены наиболее значимые процессуальные аспекты реализации института административной ответственности юридических лиц: принципы и стадии производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

В исследовании содержатся предложения по совершенствованию административного законодательства путем внесения дополнений и изменений в действующие нормативные правовые акты.

Автором предпринята попытка подтвердить практическую целесообразность и эффективность института административной ответственности в отношении юридических лиц, а также расширить диапазон проводимых исследований по данной проблематике.

Основные положения, выносимые на защиту: производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц представляет собой особую разновидность в системе юрисдик-ционных производств. Среди его характерных признаков могут быть выделены: особый круг участников процессуальных отношенийнеобходимость выяснения и фиксации специфических данных при составлении процессуальных документов (юридический адрессведения о государственной регистрациибанковские реквизиты и номер расчетного счета и пр.) — особый порядок обжалования вынесенного по делу постановления и др.- производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц характеризуется наличием ряда принципов, которые присущи исключительно ему (сочетание презумпции невиновности и объективного вменениядвусубъектная ответственностьравенство перед закономэкономичность и эффективность производства);

— требует уточнения сформулированное в ст. 48 ГК РФ понятие «юридическое лицо». Под ним следует понимать прошедшую в установленном законом порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица и имеющую в своей структуре орган управления организацию, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которой есть обособленное имущество, позволяющее отвечать им по своим обязательствам, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также субъектом административной ответственности. При этом необходимо особо подчеркнуть, что филиалы и представительства, наделенные частью имущества юридического лица, не являются субъектами административной ответственности;

— необходимо использовать единый процессуальный документа — протокол об административном правонарушении юридического лица, более полно отражающем все важнейшие сведения и данные о правонарушителе (полное наименованиеорганизационно-правовая формаюридический адрес и пр.);

— необходимо конкретизировать правовое положение юридического лица, в отношении которого ведется производство, путем включения в ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ возможность обжаловать вынесенные в отношении него меры обеспечения производстваправо получать копию протокола об административном правонарушениивносить замечания по содержанию составляемых процессуальных документов;

— порядок извещения лиц, участвующих в деле, необходимо дополнить возможностью использования глобальных компьютерных сетей (Интернет, электронная почта), факсимильной связи, телеграфа, телетайпа, телекса или радио (с обязательным удостоверением подобного уведомления соответствующими документами);

— ход разбирательства по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами необходимо фиксировать в протоколе рассмотрения дела (в том числе при рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом единолично в случаях особой сложности и противоречивости доказательств либо при его повторном рассмотрении);

— все органы и должностные лица, рассматривающих дело, а не только судьи, должны быть наделены полномочиями по назначению административных наказаний за непредставление ответа на вынесенное представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

— следует унифицировать существующее производство (обычное, арбитражное и др.) по привлечению к административной ответственности юридических лиц путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется в первую очередь тем, что полученные результаты и выводы, сформулированные диссертантом предложения, будут способствовать совершенствованию правового регулирования и организации деятельности соответствующих органов административной юрисдикции по привлечению юридических лиц к административной ответственности.

Содержащиеся в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы:

— в деятельности по совершенствованию системы, структуры и содержания федерального законодательства об административной ответственности юридических лиц;

— при разработке региональных нормативных правовых актов, касающихся административной ответственности юридических лиц в различных сферах деятельности;

— в научной разработке отдельных проблем становления и развития исследуемого института;

— в преподавании курсов «Административное право», «Административная деятельность ОВД», «Административная юрисдикция» в юридических вузах и иных образовательных учреждениях юридического профиля, а также на курсах повышения квалификации практических работников, при подготовке лекций и учебных пособий по данной проблематике.

Апробация результатов исследования.

Основанные на результатах проведенного исследования выводы, положения и рекомендации прошли обсуждение на кафедре административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России.

Выводы, положения и рекомендации диссертационного исследования использовались при подготовке научных публикаций и сообщений, в частности, на межвузовских научно-практических конференциях: «Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы» (Пермский государственный университет, 2000 г.) — «Административное право: теория и практика» (Уральский юридический институт МВД России, 2000 г.).

Материалы и результаты проведенного исследования используются в учебном процессе и научно-исследовательской работе Пермского филиала Нижегородской академии МВД России.

На основе анализа и обобщения действующего федерального и регионального законодательства диссертантом подготовлено учебно-практическое пособие «Административная ответственность за правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которое используется в практике работы отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД Пермской области.

Ряд положений диссертационного исследования внедрен в практику работы Службы земельного кадастра по Пермской области и Прикамского территориального управления МАП России.

По теме диссертационного исследования опубликовано восемь научных статей.

Структура и объем диссертации

соответствует цели и задачам исследования. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК Минобразования России и состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Темпы и масштабы происходящих в России преобразований позволили за достаточно короткий период времени возродить институт административной ответственности юридических лиц, который доказал свою значимость и потребность в нем со стороны государства. Вместе с тем эффективность правового регулирования во многом зависит от того, насколько полно и четко материальные нормы могут быть реализованы на практике.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепивший в качестве субъектов административной ответственности юридических лиц, возводит вопросы процессуально-правовой регламентации деятельности органов административной юрисдикции на новый содержательный уровень исследования. Обусловлено это тем, что ряд достаточно принципиальных вопросов остался за его рамками. Данная работа является попыткой предложить варианты решения выявленных проблем.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд основных теоретических положений, выводов, предложений и рекомендаций:

1. Одним из субъектов административно-правовых отношений (в т.ч. административной ответственности) является юридическое лицо. Оно характеризуется наличием специальной правоспособности, одним из проявлений которой выступает административная деликтоспособность. Моментом создания, а следовательно, моментом возникновения правоспособности юридического лица следует считать момент его государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, иные коллективные образования (а равно филиалы и представительства юридического лица) не обладают способностью нести административную ответственность как юридическое лицо.

2. Основными нормативными актами, регулирующими деятельность многочисленных органов административной юрисдикции по привлечению к ответственности юридических лиц, сегодня являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации. Анализ НК РФ и КоАП свидетельствует о двух принципиально противоположных подходах применительно к субъективным аспектам ответственности юридических лиц. КоАП по сути дела закрепляет принцип объективного вменения, тогда как Налоговый кодекс, опираясь на виновную ответственность юридического лица, определяет ее через вину физического лица. Эта ситуация выступает одной из самых существенных отличительных черт института административной ответственности юридических лиц, которая, однако, не способствует его системному развитию. Представляется, что подобное положение требует своего разрешения в части выработки единообразного подхода по определению субъективной стороны административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами.

3. В налоговом законодательстве предусмотрено составление достаточно специфических процессуальных документов, среди которых выделяется акт налоговой проверки, свидетельствующий о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Указанный документ составляется в произвольной форме, а предъявляемые к его содержанию требования устанавливаются ведомственными рекомендациями и инструкциями. Представляется, что необходимо более четко определить как состав реквизитов акта налоговой проверки, так и его содержание исключительно в нормах законодательства. Унификация в этом вопросе позволит значительно сблизить подходы административного и налогового законодательств.

4. Наличие отличительных признаков, характеризующих деятельность государственных органов по привлечению юридических лиц к административной ответственности, позволяет выделять в качестве самостоятельной разновидности производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц. Среди подобного рода признаков может быть выделена система общих и специальных принципов рассматриваемого производства. К числу общих принципов могут быть отнесены: законность, объективная (материальная) истина, охрана интересов государства и юридических лиц, равенство перед законом и правоприменителем, обеспечение права на защиту, гласность. К специальным принципам относятся: сочетание презумпции невиновности с объективным вменением, сочетание административной ответственности юридических и должностных лиц (двусубъектная ответственность), экономичность и эффективность производства. При этом следует отметить, что применительно к общим принципам, рассматриваемое производство также характеризуется спецификой их реализации.

5. Участие юридического лица в качестве субъекта, привлекаемого к ответственности, в производстве по делам об административных правонарушениях требует не только формулирования ряда принадлежащих ему процессуальных прав, но и определение порядка их использования. Подобное утверждение относится прежде всего к более четкой детализации участия в производстве законного представителя юридического лица и его защитника. Правовое положение законного представителя юридического лица может характеризоваться возможностью знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать вынесенные в отношении юридического лица меры обеспечения производства по делу и другими полномочиями.

6. Нуждаются в конкретизации полномочия должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним могут быть отнесены права: возбуждать дело об административном правонарушении, принимать решение о проведении административного расследования, самостоятельно направлять ход расследования, рассматривать ходатайства участвующих в деле лиц, признавать обязательным присутствие при рассмотрении дела отдельных участников производства, истребовать необходимые для разрешения дела сведения и направлять запросы и поручения и пр.

7. Обеспечение процесса доказывания по делам об административных правонарушениях юридических лиц обусловливает интенсивное использование такого источника доказательств, как заключение эксперта. Особая роль, отводимая заключению эксперта в рассматриваемом производстве, требует сегодня расширения и конкретизации отдельных прав эксперта и лица, осуществляющего производство по делу. Речь идет о возможности продления срока проведения экспертизы, проведения комплексной либо повторной экспертизы.

8. Появление в производстве по делам об административных правонарушениях такого достаточно нового процессуального действия, как административное расследование, позволяет, принимая во внимание специфику субъекта ответственности, выделять несколько самостоятельных стадий производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц. К их числу относятся: возбуждение и расследование дела, рассмотрение дела, пересмотр постановления (решения) по делу, исполнение принятого по делу решения.

9. Одной из существенных мер, способных позитивно повлиять на процедуру привлечения к административной ответственности юридических лиц, автор считает целесообразность использования единого процессуального документа — протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом. Именно в этом процессуальном документе возможно в полной мере отразить все необходимые сведения о правонарушите-ле-юридическом лице, которые впоследствии позволят обеспечить исполнение назначенного юридическому лицу наказания. Среди специфических реквизитов протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, можно выделить наименование и организационноправовую формуюридический адрес, номер расчетного счета и банковские реквизиты, сведения о законном представителе юридического лица и пр.

10. Порядок обжалования постановления по делам об административных правонарушениях юридических лиц также существенно отличает рассматриваемое производство от производства в отношении правонаруши-телей-физических лиц. Главной отличительной чертой рассматриваемого производства является то, что оно базируется на арбитражном процессуальном законодательстве, которое применительно к данной категории дел является системой общих норм. Нормы КоАП при этом являются специальными нормами. Среди особенностей обжалования вынесенного по делу постановления можно выделить обязательность подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственностисостав лиц, участвующих в делевозможность подачи апелляционной жалобы и пр.

11. Процедура исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, совершаемых юридическими лицами, может быть затруднена в связи со сложным материальным положением лица, привлекаемого к ответственности. Новым для административного законодательства является закрепление возможности рассрочки уплаты административного штрафа правонарушителем. Представляется, что причинами выбора исполнения постановления подобным образом могут быть стихийное бедствие, совершение в отношении юридического лица преступления, приостановление операции по счетам в связи с банкротством банка, невыполнение обязательств контрагентами юридического лица, задержка или отсутствие бюджетного финансирования и пр.

Сформулированные в настоящей работе положения, выводы, предложения и рекомендации, не претендуя на полноту и бесспорность, на наш взгляд, могут оказаться полезными в плане дальнейшего совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц — субъектов административной юрисдикции.

Проведенное исследование, как представляется, позволило выявить ряд недостатков правового регулирования деятельности по привлечению к административной ответственности юридических лиц. Необходимость их устранения диктуется не только интересами конкретных правоприменителей, но обеспечением прав и законных интересов всех остальных участников рассматриваемого производства, а также совершенствованием правовых основ государственной политики в целом. Дальнейшее исследование, связанное с разработкой научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой сфере, несомненно, относится к числу перспективных и востребованных практикой направлений в административном праве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций от 11 апреля 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. — № 1.
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций от 19 мая 1956 г. «О договорах международной дорожной перевозки грузов» // Международная перевозка грузов. С/Пб., — 1993.
  3. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1918 г. «О революционном трибунале печати» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. -№ 10.-Ст. 156.
  4. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19 сентября 1918 г. «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. — № 18. — Ст. 751.
  5. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 17 декабря 1918 г. «О реквизиции на железнодорожных станциях товаро-багажа и грузов» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. — № 94. — Ст. 943.
  6. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 марта 1927 г., утверждающее «Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1927. — № 38. — Ст. 248.
  7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 г. «Об ответственности за потравы посевов в колхозах и совхозах» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1955. — № 1,-Ст. 4.
  8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1961. — № 35. — Ст. 368.
  9. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1962. — № 9. — Ст. 121.
  10. Основы лесного законодательства СССР // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1974. — № 25. -Ст. 388.
  11. Закон СССР от 25 июня 1980 г. «Об охране и использовании животного мира» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1980. — № 27. — Ст. 530.
  12. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях от 23 октября 1980 г.
  13. Воздушный кодекс СССР от 11 мая 1983 г // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1983. — № 20. -Ст. 303.
  14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. «Об экономической зоне СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1984. — № 9. — Ст. 137- № 46. — Ст. 803.
  15. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.
  16. Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1988. -№ 22.-Ст. 355.
  17. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060−1 «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 10. — Ст. 457- Ст. 459- 1993. — № 29. — Ст. 1111.
  18. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 3. — Ст. 140- 1999. -№ 51. -Ст. 6287.
  19. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  20. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 151-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации.1994.-№ 35.-Ст. 3649- 1995. № 35. — Ст. 3503- 1996. -№ 17.-Ст. 1911- 1998. — № 4. — Ст. 430- 2000. — № 46. — Ст. 4537.
  21. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 17. -Ст. 1462.
  22. Закон Российской Федерации от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 30.-Ст. 2864.
  23. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 34. — Ст. 3426- 2001. — № 33. — Ст. 4329.
  24. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 47. — Ст. 4473.
  25. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 6. — Ст. 492- 1999. — № 28. — Ст. 3470.
  26. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации.1997.-№ 30.-Ст. 3591- 2001. -№ 32.-Ст. 3412.
  27. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 19. — Ст. 2069.
  28. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — №
  29. Ст. 3823- 2002. -№ 52. (Часть 1). — Ст. 5132.
  30. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31. — Ст. 3824- 1999. — № 28. — Ст. 3487- 2000. — № 2. — Ст. 134- № 32.-Ст. 3341.
  31. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 51. — Ст. 6273.
  32. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. -№ 10. — Ст. 1163.
  33. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 49. — Ст. 5906.
  34. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 2. — Ст. 150.
  35. Федеральный закон от 12 мая 2000 г. № 68-ФЗ «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 20. — Ст. 2103.
  36. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. № зз (часть I). — Ст. 3422.
  37. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 1.
  38. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 30, — Ст. 3012.
  39. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. — № 46. — Ст. 4532.
  40. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Российская газета от 3 июня 2003 г. № 106.
  41. Указ Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 48. — Ст. 4654.
  42. Постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1947 г., утверждающее «Правила сенокошения и пастьбы скота в лесах СССР» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1947. — № 6. — Ст. 116.
  43. Постановление Совета Министров СССР от 15 января 1949 г., утверждающее «Положение о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1949. — № 2. — Ст. 23.
  44. Постановление Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. «О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» // Собрание постановлений Правительства СССР. -1968. -№ 16. Ст. 111.
  45. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1969 г., «Об утверждении Инструкции о порядке применения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 07.04.1959 г.» // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1969. — № Ю. — Ст. 52.
  46. Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1984 г. «Об усилении ответственности за нерациональное использование материальных ресурсов» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1984. — № 16. -Ст. 93.
  47. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 9. — Ст. 1016.
  48. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 23. — Ст. 2409.
  49. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 13 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. — № 1.
  50. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1996 г. № 3561/96 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. — № 2. — С. 39.
  51. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 г. № 5898/96 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. — № 8.
  52. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства06 ответственности за экологические правонарушения» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. — № 1.
  53. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Хозяйство и право. 2003. — № 1.
  54. Приказ ГТК России от 23 мая 2002 г. № 514 «Об утверждении Порядка передачи судьям дел об административных правонарушениях».
  55. Письмо Госналогслужбы России от 6 октября 1993 г. № ВГ-6−14/344 «Рекомендации по применению санкций за нарушения налогового законодательства» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1994. — № 6.
  56. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 1996 г. № С-13/ОП-2Ю // Хозяйство и право. 1993. — № 12. — С. 147.
  57. Письмо ГТК Российской Федерации от 21 января 1998 г. № 0115/1147 «Методические рекомендации о процедуре оформления применения взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением» // Таможенный вестник. 1998. — № 5.
  58. Письмо ГТК Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. № 2709/32 569 «О применении статьи 288 Таможенного кодекса РФ» // Таможенный вестник. 2000. — № 24.3. Региональные акты
  59. Закон Саратовской области от 8 октября 1996 г. «Об административной ответственности в отраслях жилищно-коммунального хозяйства городов, поселков и сел Саратовской области» // Саратовские вести. 1997. -21 апр.
  60. Закон Московской области от 12 мая 1997 г. «Об административной ответственности за правонарушения в области строительства и градостроительства на территории Московской области» // Подмосковные известия. 1997. — 5 июня.
  61. Кодекс Свердловской области об административной ответственности (Закон Свердловской области от 5 декабря 1997 г. № 70−03) // Областная газета. 1997. — 10 дек.
  62. Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха» // Известия Башкортостана. 1998. -17 февр.
  63. В.К. Правосубъектность хозяйственных органов: сущность и реализация. М.: Наука, 1986. — 125 с.
  64. .С. Основания договорной ответственности социалистических организаций. М.: Госюриздат, 1962. — 175 с.
  65. Д.Н. Административная ответственность. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1966. — 193 с.
  66. Д.Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М.: Знание, 1989. — 96 с.
  67. П.К. Совокупность правонарушений по советскому праву. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. 98 с.
  68. В.Я. Система субъектов советского государственного права.- Уфа: Башкнигоиздат, 1972. 160 с.
  69. А.В. Государственная социалистическая собственность.- М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. 839 с.
  70. В.А. Новое законодательство об административных штрафах. -М.: Госюриздат, 1963. 119 с.
  71. И.В., Кокотов, А Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 368 с.
  72. И. А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1970. — 252 с.
  73. И. А. Административная ответственность в СССР (процессуальное регулирование). Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. — 198 с.
  74. O.K. Советский административный процесс. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. 100 с.
  75. Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. 267 с.
  76. И.Ш. Права и свободы граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности милиции. Омск: ЮИ МВД России, 1996. — 140 с.
  77. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  78. Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев: Вища школа, 1979.-230 с.
  79. Г. А. Административная ответственность. М.: Изд-во МГУ, 1984.-76 с.
  80. В.Г. Коллективы ОВД в системе трудовых коллективов. -М.: Академия МВД СССР, 1982. 30 с.
  81. .М. Административная ответственность. М.: Знание, 1976.-64 с.
  82. Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М. Наука, 1968. — 207 с.
  83. М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. 208 с.
  84. В.Н. Юридические лица по советскому гражданскому праву. М.: Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, 1959.-44 с.
  85. Е.Ф. Административная ответственность за правонарушения в сфере бизнеса. С/Пб.: ЗАО «ЭЛБИ», 1998. — 208 с.
  86. Ответственность за нарушение таможенных правил. / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Ось — 89, 1999. — 368 с.
  87. И.В. Административно-юрисдикционный процесс. -Саратов. Светопись, 1998. 255 с.
  88. М.А., Причепий Е. Н., Рыжко В. А. и др. Субъект и объект как философская проблема. Киев: Наукова думка, 1979. — 303 с.
  89. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  90. Л.Л., Шергин А. П. Управление, гражданин, ответственность. -Л: Наука, 1975.-251 с.
  91. М.Г. Стимулирующая функция гражданско-правовых санкций. Минск: Наука и техника, 1977. — 198 с.
  92. Психологическая теория коллектива. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 239 с.
  93. Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. -М.: Наука, 1970.- 164 с.
  94. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВШ МВД РФ, 1993. — 504 с.
  95. М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М.: Госюриздат, 1959. — 64 с.
  96. В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. — 75 с.
  97. А.С. Ответственность граждан и должностных лиц за административные правонарушения. М.: ЮИ МВД России, 1994. — 90 с.
  98. Н.М. Гражданин в административном процессе. Харьков: Право, 1998. — 192 с.
  99. А.Л. Право на защиту в советском уголовном процессе. -Саратов, 1959.-337 с.
  100. О.М. Административная ответственность. Общая часть. Киев: Вища школа, 1975. — 231 с.
  101. Административное право России: Курс лекций. / Отв. ред. Т. К. Зарубицкая. Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1998.-249 с.
  102. Административное право: Учебник. / Под ред. Ю. М. Козлова, JI.JI. Попова. М.: Юристь, 1999. — 728 с.
  103. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало: ТЕИС, 1996. — 640 с.
  104. Х.А., Власенков В. В., Власов В. В. Советское административное право: Учебное пособие. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1989. — 105 с.
  105. А.И. Административные взыскания, применяемые органами внутренних дел: Учебное пособие. Ташкент. 1988. — 68 с.
  106. Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. -М.: Норма, 1999.-256 с.
  107. Д.Н. Административное право. М.: БЕК, 1993. 301 с.
  108. Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. -М.: НОРМА, 2000. 640 с.
  109. ВВ., Пучинский В. К. Основы российского гражданского права. М.: Зерцало: ТЕИС, 1995. — 188 с.
  110. Большой юридический словарь. / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА, — М. 1998. — 790 с.
  111. .Н., Елисеев Б. П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 269.
  112. А.А., Терещенко J1.K., Шестакова М. П. Таможенное законодательство. Практический комментарий. М.: Юрист, 1997 — 392 с.
  113. В.И. Налоговое право. М.: Экономика, 1995. — 252 с.
  114. Исполнение административных взысканий органами внутренних дел: Учебное пособие. / Под ред. Е. М. Андреева, С. И. Бертуша, И. Н. Зубова, А. П. Шергина, А. Ю. Якимова. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. — 75 с.
  115. А.П. Советское административное право. Киев: Вища школа, 1975. — 264 с.
  116. Ю.М. Предмет советского административного права. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 160 с.
  117. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 1997. — 517 с.
  118. Комментарий к ГК РФ. / Отв. ред. О Н. Садиков. М.: Юринформ-центр, 1995.-448 с.
  119. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. М.: Юрайт-Издат, 2002. — 768 с.
  120. А.П. Административное право России: Учебник. Ч. I. -М.: МЮИ МВД России, 1996. — 268 с.
  121. А.И., Ким А.И., Мишин Н. Г., Романов П. И. Курс советского государственного права. М.: Госюриздат, 1962. В 2-х томах. -670 с.
  122. Н.В. Административное право: Учебное пособие. -Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1999.- 192 с.
  123. В.М. Советское административное право. Курс лекций. Часть общая. Саратов: Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского, 1968.-249 с.
  124. С. Д. Практическое применение Налогового кодекса Российской Федерации. -4 1. Анализ положений. М.: Изд-во ПРИОР, 1999.-64 с.
  125. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1989. 921 с.
  126. .В. Административное право. Вопросы и ответы. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 416 с.
  127. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.-800 с.
  128. ЮН. Административное принуждение и административная ответственность. Вступительная статья. М.: БЕК, 1998.-848 с.
  129. Н.И. Финансовое право. М.: БЕК, 1995. — 525 с.
  130. B.C. Административное право России. М.: ИНФРА-М, 2001.-245 с.
  131. JI.C. Общая теория права. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1976. — 287 с.
  132. О.М. Советское административное право. Киев: Вища школа, 1975.-231 с. 1. Статьи
  133. Ю.С. Новый КоАП Российской Федерации все ли учтено на стадии доработки? // Журнал российского права. — 2000. — № 11. — С. 3743.
  134. А.П. О современных тенденциях развития института административной ответственности в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. — 1992. -№ 5. — С. 3−12.
  135. А.Н. Рассмотрение арбитражными судами дел, возникающих из административно-правовых отношений // Журнал российского права. 1999. — № 11. — С. 105−109.
  136. З.А. Понятие юридической ответственности // Советское государство и право. 1979. — № 6. — С. 59−67.
  137. .Г. Об институте юридической ответственности // Советское государство и право. 1975. -№ 1. — С. 110−115.
  138. .Т. Социальное назначение государственного принуждения в советском обществе // Правоведение. 1968. — № 5. — С. 29−37.
  139. .Т. Юридическая ответственность как правовое отношение. // Вопросы теории права и государственного строительства: Сб. науч. тр. -Томск. 1979.-С. 15−21.
  140. М.И., Яковенко О. В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2000. — № 8. — С. 93−102.
  141. М.И. О ст. 1 Гражданского кодекса // Советское государство и право. 1958. — № 12. — С. 117−118.
  142. Д.Н. Коллективные субъекты административного права // Правоведение. 1991. — № 3. — С. 66−73.
  143. Е.С. К вопросу о правовой природе ответственности по налоговому законодательству // Хозяйство и право. 1995. — № 8−9. — С. 110−115.
  144. Белковец В В. Становление советского законодательства в 1917—1918 гг. // Актуальные проблемы правоведения в современный период: Сб. науч. тр. Томск, 1996. — С. 21−24.
  145. К.С. О принципах административного права. Административное право и административный процесс (по материалам «Лазаревских чтений») // Государство и право. 1998. — № 8. — С. 5−33.
  146. Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. 1997. -№ 10. — С. 97−101.
  147. С.Н. Спорные вопросы теории юридической ответственности // Советское государство и право. 1973. — № 4. — С. 27−36.
  148. Д.В. Налоговая правосубъектность организации // Журнал российского права. 2001. — № 10. — С. 43−48.
  149. А.В. Налоговая ответственность: проблемы отраслевой идентификации. // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе: Сб. науч. тр. Красноярск, 2000. — С. 53−58-
  150. И.А. Административная ответственность как средство охраны прав колхозов. // Проблемы административного права и совершенствования административной деликтности ОВД: Сб. науч. тр. -Киев, 1981. С. 89−102.
  151. Е.В. Субъект административного проступка // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 5. — М., 1965. — С. 49−53.
  152. Н.А., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. — № 6. — С. 12−17-
  153. В.И. Правовые режимы налогового производства // Журнал российского права. 2000. — № 7. — С. 42−49.
  154. В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. // Руководство и лидерство: Сб. науч. тр. Д., 1973. — С. 16−19.
  155. ОФ. Некоторые проблемы теории юридической ответственности. // Юридическая ответственность в советском обществе: Сб. науч. тр. Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР. 1974. -Вып. 9. — С. 5−6.
  156. А. А. Законность и индивидуализация юридической ответственности. // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях российского общества: Материалы науч.-практ. конф. М., 1999. -С. 34−38.
  157. И.Н. Административно-правовое регулирование управленческих отношений. // Вопросы реализации норм административного права: Сб. науч. тр. Свердловск, 1975. — С. 5−24.
  158. Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. -1998.-№ 3.-С. 21−23.
  159. О.С. Вина и ответственность по советскому праву // Советское государство и право. 1972. — № 9. — С. 34−43.
  160. Н.Н. Предприятие как субъект административного права.// Актуальные проблемы административного права Российской Федерации и административной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. тр. -Волгоград, 1999. С. 41−43.
  161. С.Н. Понятие и виды государственного принуждения в советском обществе. // Актуальные вопросы правоведения: Сб. науч. тр. -Томск, 1978. С. 131−135.
  162. Ю.Ю. Административная ответственность юридических лиц: понятие и признаки // Труды Московской государственной юридической академии: Сборник статей. М.: Юрист. 1999. — № 5. — С. 31−38.
  163. Я.Л. Социально-психологическая характеристика детских коллективов // Вопросы психологии. 1974. — № 3. — С. 31−41.
  164. Ф.Е. Современное состояние российского законодательства об административных правонарушениях. // Современное состояние российского законодательства и его систематизация: Сб. науч. тр. -М.: ЮИ МВД России. 1999. — С. 195−198.
  165. П.И. Административный процесс, подходы к определению понятия и структуры // Государство и право. 2001. — № 6. — С. 16−24.
  166. Н. Влияние вины кредитора на ответственность должника в хозяйственных обязательствах // Советская юстиция. 1972. — № 24. — С. 15−17.
  167. А.И., Мушкин Е. А. Государство и власть // Правоведение. -1963,-№ 2.-С. 15−27.
  168. О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. — № 1. — С. 52−55.
  169. М.А. Юридическая ответственность целостное правовое явление // Советское государство и право. — 1984. — № 3. — С. 73−77.
  170. Н.Е. Уголовная ответственность юридических лиц во Франции: предпосылки возникновения и основные черты // Вестник Московского университета. Cep. l 1, Право. — 1998. — № 3. — С. 69−78-
  171. В.Н., Малеин Н. С. Закон и пределы правомерного поведения // Советское государство и право. 1980. -№ 10. — С. 31−38.
  172. Е.Ф. Коллектив как предмет социально-психологического исследования. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии: Сб. науч. тр. М., 1977. — С. 105−110.
  173. А. Вопросы применения финансовой ответственности за нарушения налогового законодательства. По материалам судебно-арбитражной практики // Хозяйство и право. 1995. — № 1. — С. 63−94-
  174. О.Э. Основные виды юридической ответственности за правонарушение // Правоведение. 1977. — № 3. — С. 31−39.
  175. В.А. Административно-процессуальная деятельность и виды административных производств // Советское государство и право. 1978. -№ 1.-С. 119−124.
  176. А.Д. Проблемы развития регионального законодательства об административных правонарушениях. // Актуальные проблемы административного права России: Сб. науч. тр. Омск, 1999. — С. 77−88.
  177. Т.А. Принципы юридической ответственности: понятие и виды. // Деятельность ОВД по охране прав и законных интересов граждан в условиях перехода к рыночной экономике: Сб. науч. тр. М., 1993. — С. 56−60.
  178. М.Я. Административно-процессуальный кодекс это реально // Юрист. — 2001. — № 9. — С. 13−18.
  179. Г. К. Психологический аспект вины советских юридических лиц // Советское государство и право. 1978.-№ 8.-С. 39−47.
  180. С.В. Субъекты административной ответственности. // Субъекты советского административного права: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985.-С. 152−160.
  181. С.И. Понятие и виды специальных субъектов административной ответственности. // Актуальные проблемы административной де-ликтологии: Сб. науч. тр. Киев: ВШ МВД СССР, 1984. — С. 155−160.
  182. А.В. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. 1998. — № 7. — С. 45−52.
  183. А. Совершенствование системы административно-процессуального права и законодательства // Законодательство и экономика. 2000.-№ 10. — С. 11−15.
  184. А.С. Юридическое лицо как субъект преступления // Государство и право. 2000. — № 8. — С. 18−27.
  185. В.И. Административная ответственность юридических лиц // Советская юстиция. 1981. — № 23. — С. 10−11.
  186. Е.В. Материально-правовые проблемы административной ответственности юридических лиц // Государство и право. 1998. — № 7. -С. 14−19.
  187. Е.В. Налоговые правонарушения по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Юрист. 2002 № 9. С 56−59.
  188. В.А. Воля и вина в гражданском праве // Советское государство и право. 1982. — № 4. — С. 52−56.
  189. В.А. Категория «риска» в советском гражданском праве // Правоведение. 1971. — № 5. — С. 65−69.
  190. Л.Я. Административная ответственность за нарушение законодательства об охране природы // Советское государство и право. -1970.-№ 12.-С. 117−121.
  191. Д.В. К вопросу о систематизации административных производств // Российский юридический журнал. 2001. № 1. С. 54−61.
  192. Д.В. Проблемы кодификации законодательства об административно-правовом принуждении // Юридический мир. 1999. -№ 10.-С. 4−15.
  193. И.В. Административное производство нуждается в скорейшей юридизации // Журнал российского права. 2000. — № 2. — С. 71−75.
  194. И.В. Административный процесс в Российской Федерации // Правоведение. -2000. -№ 2. С. 118−124.
  195. В.А. Актуальные проблемы административной ответственности // Вестник Омского университета. 1999. — № 1. — С. 107−110.
  196. В.А. К вопросу о соучастии в административном правонарушении // Актуальные проблемы административного права России: Сб. науч. тр. Омск, 1999. — С. 125−129.
  197. .И. Применение принципа вины при регулировании хозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1979. — № 10. — С. 63−70.
  198. Ф.Л. Воля предприятия в договоре // Советское государство и право. 1973. — № 10. — С. 50−58.
  199. М.Б. Правовое регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений: итоги и перспективы развития // Юрист. 2002. — № 9. — С. 52−56.
  200. Э.Н. Вопросы совершенствования административной ответственности за нарушение правил охраны природы. // Вопросы реализации норм административного права: Сб. науч. тр. Свердловск, 1975. — С. 80−90.
  201. .В. О разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области укрепления административной ответственности // Журнал российского права. 2001. — № 7. — С. 15−23.
  202. В. Рассмотрение в суде дел об административных правонарушениях // Советская юстиция. 1981. — № 9. — С. 19−24.
  203. В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Юридический вестник. 1998. -№ 4. — С. 46−54.
  204. Е. Институты административного процесса европейских социалистических стран // Советское государство и право. 1964. — № 7. -С. 121−126.
  205. Н.В. О состоянии административного процессуального законодательства в РФ // Юрист. 2001. — № 6. — С. 36−39.
  206. JI. Ответственность в таможенной сфере // Закон. 1998.- № 9. С. 96−99.
  207. Е.В. Коллизии в нормах об ответственности налогоплательщиков физических лиц в действующем законодательстве России. // Ответственность за нарушения налогового законодательства: Сб. науч. тр. -М., 1996.-С. 24−30.
  208. Ю.А. Административное и административно-процессуальное законодательство: состояние и перспективы // Законодательство и экономика. 1997. — № 13−14. — С. 3−7.
  209. М.Е. О некоторых проблемах систематизации административного законодательства в Российской Федерации. // Современное состояние российского законодательства и его систематизация: Сб. науч. тр.- М.: ЮИ МВД России. С. 225−228.
  210. В. Н. Вопросы квалификации субъектов административного правонарушения. // Актуальные проблемы административного права Российской Федерации и административной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. тр. Волгоград, 1999. — С. 93−96.
  211. И.В. О правовой природе финансовых санкций // Юридический мир. 1997. — № 1. — С. 46−50.
  212. Е.Б., Бородин В. В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка // Государство и право. 1993. — № 9. — С. 152−159.
  213. Э. Феномен ответственности в свете Налогового кодекса // Юрист. 1999. -№ 17. — С. 5−8.
  214. А.Ф., Кожевников С. Н. О понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение. 1976. — № 5. — С. 39−48.
  215. А., Гривков О. Актуальные проблемы исполнительного производства в России // Хозяйство и право. 2003. — № 1. — С. 81−87.
  216. Е.В. Административная ответственность юридических лиц: постановка проблем. // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сб. науч. тр. Красноярск, 2000. — С. 14−17.
  217. Шор JI.M. Совершенствование договорно-правовых отношений в сфере материально-технического снабжения // Советское государство и право.- 1973.-№ 1.-С. 48−51.
  218. С. Ответственность при перемещении товаров через границу // Право и экономика. 2001. — № 1. — С. 91−92.
  219. В.А. Актуальные проблемы административного права // Советское государство и право. 1991. — № 11. — С. 35−40.
  220. В.А., Мельников В. А. Некоторые проблемы развития административного процесса на современном этапе. // Актуальные проблемы административного права России: Сб. науч. тр. Омск, 1999. — С. 43−47.
  221. А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и адми-нистративно-юрисдикционное производство // Государство и право. -1999.-№ 3,-С. 5−11.
  222. А.Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса // Государство и право. 1999. — № 5. — С. 5−11.
  223. А.А. Осуществление субъективных гражданских прав в противоречии с их назначением // Правоведение. 1972. — № 4. — С. 29−33.
  224. Диссертации и авторефераты
  225. Ю.Ю. Административная ответственность юридических лиц. Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. — 165 с.
  226. А.В. Лицензионная деятельность милиции. Дис. канд. юрид. наук. Омск, 2000. — 230 с.
  227. И.В. Правовой статус субъектов административной ответственности в таможенной сфере. Дис. канд. юрид. наук. М, 2000. — 166 с.
  228. А.В. Налоговое правонарушение как основание административной ответственности. Дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 1997.- 183 с.
  229. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1998. — 171 с.
  230. А.Г. Административные правонарушения в таможенной сфере. Дис. канд. юрид. наук. М., 1998. 228 с.
  231. А.П. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. — 343 с.
  232. А.С. Расследование административных правонарушений. Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1983. — 180 с.
  233. В.Н. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997. — 210 с. 1. ПРОЕКТ
Заполнить форму текущей работой