Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представляется, что особенности участия органа, должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, в процессе доказывания виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, позволяют считать их стороной обвинения. Закрепление за ними соответствующих процессуальных полномочий создаст возможности для исполнения их прямой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовые основы ответственности за нарушение трудового законодательства
  • Российской Федерации
    • 1. Понятие, содержание и виды юридической ответственности за нарушение трудового законодательства
    • 2. Понятие и основания административной ответственности за нарушение трудового законодательства
  • Глава II. Составы административных правонарушений трудового законодательства Российской Федерации
    • 1. Виды составов административных правонарушений трудового законодательства
    • 2. Признаки составов административных правонарушений трудового законодательства
  • Глава III. Производство по делам об административных правонарушениях трудового законодательства
  • Российской Федерации
    • 1. Субъекты административной юрисдикции по делам о нарушениях трудового законодательства
    • 2. Стадии производства по делам о нарушениях трудового законодательства

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Построение в Российской Федерации демократического правового государства неразрывно связано с эффективностью реализации конституционных прав граждан в сфере труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации). Особую актуальность реализация данного конституционного права приобретает в условиях изменения форм собственности, появления новых субъектов хозяйственной деятельности, совершенствования трудового законодательства, проведения административной и судебной реформ.

Приходится констатировать, что к охране трудовых прав граждан полностью применима негативная оценка, данная Президентом Российской Федерации Путиным В. В. в выступлении на координационном совещании правоохранительных органов Российской Федерации. Признание факта, что «у нас существует большой разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации"1, свидетельствует о значимости и остроте этой проблемы.

Данная проблема, имеющая общегосударственное значение, проявляется и в сфере трудовых правоотношений. Материалы проверок органов государственного контроля показывают, что многие работодатели и руководители юридических лиц в нарушение требований закона уклоняются от создания на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда, что порождает производственный травматизм, скрывают от учета и расследования несчастные случаи на производстве, в том числе, нередко с тяжелым и смертельным исходом.

Особую социальную значимость имеет и проблема нарушения прав граждан на оплату труда. 14 миллиардов 315 миллионов рублей — такова.

1 См.: Российская газета. 2004. 14 сентября. сумма долгов, которую работодатели (государственные предприятия и частные компании) не выплатили своим сотрудникам в январе 2005 года1.

По данным Федеральной инспекции труда за 2004 год, в ходе проведения проверок соблюдения трудового законодательства выявлено свыше 2,13 млн. нарушений, за совершение которых виновные лица, осуществляющие права и обязанности работодателя (более 70 тыс. человек), были привлечены к административной ответственности2.

Существующее положение осложняется еще и тем, что немалое количество организаций (в большинстве своем основанных на частной форме собственности) пытаются сформировать социальное пространство, «свободное от трудового права», преднамеренно нарушая действующее законодательство3.

В условиях, когда средства массовой информации еженедельно обнародуют сообщения о многочисленных грубых нарушениях трудового законодательства, а нарушения в сфере трудовых прав приобретают массовый характер, низкие показатели привлечения к административной ответственности заставляют сделать вывод о том, что существуют серьезные недостатки как в действующем законодательстве, так и в правоприменительной деятельности органов государственной власти, которые по своим функциональным обязанностям должны обеспечивать соблюдение и исполнение законодательства о труде.

Высокая динамика отмеченной негативной тенденции вызывает необходимость правовой оценки ситуации, сложившейся в этой комплексной сфере, разработки теоретически и практически значимых аспектов административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

1 См.: Российская газета. 2005. 25 февраля.

2 См.: Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2004 году (не опубликован).

3 См.: Майоров В. И. Актуальные проблемы современного российского правоведения // Актуальные проблемы права России и стран СНГ — 2005. Материалы VII международной научно-практической конференции 7−8 апреля 2005 г. Челябинск, 2005. Ч. I. С. 33.

Вышеизложенное и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Институт административной ответственности достаточно полно изучен в науке административного права. Однако малоисследованными остаются вопросы, касающиеся административных правонарушений, посягающих на трудовые права граждан. Комплексное исследование института административной ответственности за нарушение трудового законодательства до сих пор в науке не предпринималось.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа современных достижений науки, действующего законодательства о труде, складывающейся практики применения административных наказаний за нарушения трудовых прав граждан разработать основные теоретические положения вопросов административной ответственности за нарушения трудового законодательства, сформулировать практические предложения по совершенствованию соответствующих административно-правовых норм и практики их применения.

В процессе данного исследования ставятся следующие задачи:

— определить содержание административной ответственности за нарушение трудового законодательства;

— проанализировать основания и условия применения административной ответственности за нарушение трудового законодательства;

— выявить особенности административных правонарушений трудового законодательства и их составов на основе характеристики признаков общего понятия административного правонарушения;

— выявить особенности производства по делам об административных нарушениях законодательства о труде;

— выработать научно-практические рекомендации и предложения по совершенствованию правовой основы административной ответственности за нарушение законодательства о труде и правоприменительной практики.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм об административной ответственности за нарушение трудового законодательства Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы законодательства, устанавливающие административную ответственность за нарушение трудового законодательства и процессуальный порядок разрешения дел об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере.

Методологическую базу исследования составил комплекс общенаучных (синтез, сравнение, абстрагирование) и специальных (исторический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой, статистический) методов.

Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Поскольку диссертационное исследование носит в значительной мере межотраслевой характер, его нормативная основа включает и источники трудового права. В частности, к ним относятся декларация Международной организации труда от 19 июня 1998 года «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», Трудовой кодекс Российской Федерации (далееТК РФ), Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Теоретическую основу настоящего диссертационного исследования составили работы видных отечественных ученых-юристов, таких, как Алексеев С. С., Алехин А. П., Бахрах Д. Н., Братусь С. Н., Веденеев Ю. А., Веремеенко.

И.И., Галаган И. А., Додин Е. В., Еропкин М. И., Иванченко А. В., Игнатенко В. В., Кисин В. Р., Князев С. Д., Коваль JI.B., Козлов Ю. М., Коренев А. П., Лазарев Б. М., Лейст О. Э., Лончаков А. П., Лунев А. Е., Майоров В. И., Манохин В. М., Попов Л. Л., Россинский Б. В., Салищева Н. Г., Самощенко И. С., Севрю-гин В.Е., Серегин А. В., Сорокин В. Д., Старилов Ю. Н., Тихомиров Ю. А., Шергин А. П., Якуба О. М. и других.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы административной практики Федеральной инспекции труда, государственных инспекций труда субъектов Российской Федерации, материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции первой инстанции и мировых судей.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного исследования вопросов административной ответственности за нарушение трудового законодательствавыдвинуты предложения теоретического и практического характера по совершенствованию законодательства и практики правоприменения в указанной сфере общественных отношений.

На защиту выносятся следующие основные положения, содержащие элементы новизны:

1. Институт охраны прав работников охватывает систему правовых средств его обеспечения. Одним из основных элементов этой системы является административная ответственность за правонарушения.

2. Административное правонарушение трудового законодательства — это общественно вредное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на трудовые права граждан, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

3. Существует возможность кумуляции дисциплинарной и административной ответственности за нарушение трудового законодательства в случае, когда одним и тем же действием (бездействием) нарушаются как трудовая дисциплина, так и права граждан в области трудовых отношений.

4. Исходя из особой социальной значимости объекта правовой охраны, представляется необходимым выделение административных правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, в отдельную главу КоАП РФ.

5. Административная ответственность на виновных лиц должна возлагаться не только за нарушения трудового законодательства, но и за нарушения иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

6. Все составы административных правонарушений трудового законодательства можно условно подразделить на монои полиобъектные, устанавливающие ответственность работодателя и иных лиц, общие и специальные, «общеделиктной направленности».

7. Орган или должностное лицо, возбудившие дело об административном правонарушении, должны являться стороной обвинения исходя из их роли в процессе доказывания виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Закрепление за ними такого процессуального статуса подчеркнет их прямую обязанность доказывать вину правонарушителя (ст. 1.5 КоАП РФ) и предоставит им необходимый комплекс полномочий.

8. Механизм исполнения такого вида административного наказания за нарушения трудового законодательства как дисквалификация нуждается в совершенствовании посредством внесения соответствующих изменений в КоАП РФ и ТКРФ.

На основе теоретических исследований внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства (КоАП РФ, ТК РФ) по следующим основным направлениям: а) Представляется необходимым внести изменения в ст. 5.27 КоАП РФ, изложив ее диспозицию в следующей редакции: «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». б) С целью устранения пробела ст. 5.34 КоАП РФ, допускающей увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором, не соединенным с проведением забастовки, а также увольнение одного работника предлагается внести в диспозицию ст. 5.34 КоАП РФ изменения, изложив ее в следующей редакции: «Увольнение работника в связи с коллективным трудовым спором и (или) объявлением забастовки». в) Теоретически и практически оправданным представляется внесение изменений в ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ, предусматривающих возможность проведения административного расследования и в случае выявления административного правонарушения в области трудового законодательства. г) Обоснованным представляется внесение изменений в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ в виде увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства до одного года. д) Предлагается закрепить в ТК РФ понятие уклонения от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения. е) В статью 83 ТК РФ, закрепляющую основания увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, необходимо включить норму, предусматривающую такое основание для увольнения, как дисквалификация работника.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в правотворческой, правоприменительной, научно-исследовательской, педагогической, пропагандистской деятельности.

Положения диссертации могут быть использованы для подготовки учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам «Административное право», «Трудовое право», для разработки спецкурса «Административная ответственность за нарушение трудового законодательства Российской Федерации», а также других спецкурсов, охватывающих вопросы административной ответственности. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности органов административной юрисдикции по делам об административных нарушениях законодательства о труде.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора. Наиболее важные теоретические и практические выводы, положения и рекомендации диссертационного исследования докладывались на двух международных межвузовских научно-практических конференциях, проходивших в период 2004;2005годов в городе Челябинске. Результаты диссертационного исследования использовались автором при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий по дисциплине «Административное право» в Южно-Уральском государственном университете.

Диссертация рецензировалась и обсуждалась на заседании кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило актуальность изучаемой проблемы и ее важность не только для науки административного права, но и для практической деятельности по совершенствованию законодательства и правоприменения. Более того, можно сказать, что административная ответственность за нарушение трудового законодательства относится к одной из перспективных проблем, которые должны привлечь внимание многих ученых-административистов, а также специалистов в области трудового права.

Безусловно, в рамках отдельной диссертации невозможно охватить в равной степени все аспекты этой обширной темы. Необходимо более подробно рассмотреть в ходе дальнейших научных исследований проблемы предупреждения правонарушений трудового законодательства. Отдельного научного изучения требует рассмотрение мер административного принуждения, применяемых к работодателям, нарушающим трудовые права работников.

Институт охраны прав работников включает в себя различные средства его обеспечения. Административная ответственность — лишь одно из этих средств.

Юридическая ответственность за нарушение трудовых прав граждан выступает в качестве одного из средств достижения социальных целей трудового законодательства, одним из приоритетов которого является социальная защита интересов работника.

Ответственность, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных отношений) более частную цель — наказание виновного. Представляется, что функция предупреждения совершения правонарушений в трудовой сфере в наше время осуществляется не в полной мере. Основными причинами этого являются несовершенство законодательства, несоразмерность санкций и тяжести совершенного правонарушения, отсутствие должной системы контроля уполномоченных государственных органов.

Противоправное поведение руководителя, иных ответственных лиц работодателя, являющееся основанием привлечения их к административной ответственности, выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на них трудовых обязанностей (по организации и управлению процессом труда), а также в злоупотреблении имеющимися полномочиями.

Поэтому нарушение законодательства о труде, являющееся основанием ответственности, следует рассматривать как виновное нарушение руководителем, иными ответственными лицами организации обязанности, содержащейся в трудовом правоотношении с работником, а также как нарушение обязанности, возложенной на руководителя, иное ответственное лицо в его трудовом правоотношении с работодателем.

Представляется, что в качестве критериев классификации юридической ответственности за нарушение трудового законодательства можно рассматривать отраслевую принадлежность соответствующих норм, особенности правового положения правонарушителя, объект правонарушения. При этом наиболее значимым является предметно обусловленное деление на дисциплинарную, материальную, уголовную и административную ответственность.

Следует признать сложный правовой характер некоторых правонарушений в области трудовых прав граждан, являющихся одновременно и дисциплинарными, и административными проступками. В связи с этим представляется возможной кумуляция дисциплинарной и административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Актуализация административной ответственности за нарушения трудового законодательства связана с изменением экономической системы государства. В условиях государственно-плановой экономики достаточно эффективными были методы дисциплинарного воздействия вышестоящих лиц (органов) на подчиненных им руководителей государственных предприятий. Приоритетное развитие частной формы собственности сделало такой механизм неэффективным. В настоящее время основным средством борьбы и предупреждения нарушений трудовых прав работников является административная ответственность.

Помимо мер административной ответственности существуют меры административного пресечения, применяемые при нарушениях трудового законодательства: отстранение от работы лиц, не прошедших обучение и проверку знаний по охране трудазапрещение использования средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствияприостановление деятельности организации или ее структурных подразделений и некоторые другие.

Особая социальная значимость охраняемых общественных отношений вызывает необходимость выделения административных правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, в отдельную главу КоАП РФ.

Представляется, что диспозиция ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающая ответственность лишь за нарушение законодательства о труде и об охране труда, сформулирована не вполне корректно, поскольку исходя из содержания ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений осуществляется не только трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поэтому предлагается внести изменение в ст. 5.27 КоАП РФ, изложив ее диспозицию в следующей редакции: «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Нормативную основу административной ответственности в сфере трудовых правоотношений в настоящее время составляет КоАП РФ. Ни подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, ни законодательство субъектов Российской Федерации, ни правовые акты органов местного самоуправления не могут устанавливать административную ответственность за нарушения трудового законодательства.

Общественная вредность административного нарушения трудового законодательства заключается, прежде всего, в причинении или возможности причинения ущерба общественным отношениям, связанным с осуществлением гражданами своих трудовых прав. Общественная вредность — это единое материальное качество всех административных правонарушений. В целях унификации представлений о материальном свойстве административного деликта необходимо законодательно закрепить признак общественной вредности как неотъемлемый признак любого административного правонарушения.

В целом, все составы административных правонарушений трудового законодательства можно условно подразделить на монои полиобъектные, устанавливающие ответственность работодателя и иных лиц, общие и специальные, «общеделиктной направленности».

Изучение объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных статьями 5.27 — 5.34, 5.40, 5.42, 5.44 КоАП РФ, выявило ряд нерешенных проблем. В частности, не решен вопрос, какие действия (бездействия) работодателя следует считать уклонением от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (ст. 5.28) — не установлен срок предоставления информации, необходимой для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29).

Также существует проблема определения обоснованности отказа работодателя от заключения коллективного договора, соглашения. Обоснованным можно считать отказ, если коллективные переговоры велись с нарушением следующих основных принципов: равноправие сторонполномочность их представителейдобровольность принятия на себя обязательствих реальностьсоответствие переговорного процесса порядку, установленному законом.

При квалификации действий правонарушителя по ст. 5.33 КоАП РФ правоприменителю следует разграничивать невыполнение работодателем или его представителем соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, и соглашения как правого акта, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемого между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Ответственность за невыполнение последнего соглашения установлена для работодателя статьей 5.31 КоАП РФ.

Статья 5.34 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявление забастовки. Однако коллективный трудовой спор далеко не всегда разрешается с использованием такого крайнего средства, как забастовка. Кроме того, работодатель может уволить лишь одного работника. В связи с этим предлагается внести в диспозицию статьи 5.34 КоАП РФ изменения, изложив ее в следующей редакции: «Увольнение работника в связи с коллективным трудовым спором и (или) объявлением забастовки».

В связи с тем, что признание несчастного случая на производстве страховым относится к компетенции органов социального страхования, привлечение виновных лиц к ответственности по ст. 5.44 КоАП РФ нередко связано с серьезными проблемами. Решение этих проблем видится в изменении ст. 5.44 КоАП РФ и изложении ее в следующей редакции: «Сокрытие страхователем несчастного случая при обязательном социальном страховании».

Индивидуальными специальными субъектами административных правонарушений трудового законодательства являются представители работодателя, которые в большинстве случаев являются должностными лицами.

Определение вины юридического лица в нарушении трудового законодательства весьма специфично. Законодательное решение этого вопроса (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ) не снимает всех проблем и не ставит точку в дискуссии относительно административной ответственности юридических лиц.

Существует явное противоречие между КоАП РФ и ТК РФ, поскольку трудовое законодательство (ст. 54, 55 ТК РФ) декларирует ответственность любой из сторон коллективного договора, соглашения. Однако решение, принятое законодателем в КоАП РФ, представляется более правильным. В связи с чем предлагается исключить из ТК РФ нормы-декларации об ответственности сторон социального партнерства и внести нормы об ответственности работодателей, имеющие конкретную охранительную направленность.

Другой проблемой являются трудности проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях в области трудового законодательства. Однако по делам о нарушениях правил охраны труда часто возникает необходимость в проведении различных технических экспертиз, что затрудняет соблюдение сроков составления протокола об административном правонарушении, указанных в статье 28.5 КоАП РФ.

Поэтому предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, предусмотрев возможность проведения административного расследования и в случае выявления административного правонарушения в области трудового законодательства.

Основным органом правоохраны в сфере трудовых правоотношений является Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Наличие такого специального федерального ведомства, осуществляющего одновременно и административно-юрисдикционные полномочия в сфере трудовых отношений, оказывает положительное влияние на производство по делам об административных правонарушениях трудового законодательства (оперативность, компетентность, специализация в рассмотрении трудовых дел).

Наряду с Федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляют специализированные органы, такие как Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и некоторые другие.

КоАП РФ недостаточно полно определяет административно-правовой статус государственной инспекции труда в производстве по делам об административных нарушениях трудового законодательства. Этот орган лишен права совершать значимые процессуальные действия на стадиях рассмотрения дела и пересмотра постановления, в том числе поддерживать обвинение в суде и обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

Представляется, что особенности участия органа, должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, в процессе доказывания виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, позволяют считать их стороной обвинения. Закрепление за ними соответствующих процессуальных полномочий создаст возможности для исполнения их прямой обязанности по доказыванию вины правонарушителя (ст. 1.5 КоАП РФ) и предоставит им необходимый комплекс процессуальных возможностей по ознакомлению со всеми материалами дела, представлению доказательств, заявлению ходатайств и отводов, обжалованию постановления.

Поэтому главу 25 КоАП РФ необходимо дополнить статьей, определяющей правовое положение органа, должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, как участника производства по делу об административном правонарушении, детально регламентируя его права и обязанности как стороны обвинения на стадиях рассмотрения дела и пересмотра постановления. Такое дополнение будет способствовать соблюдению принципов полноты и всесторонности в изучении дел, а также принципа состязательности сторон.

Содержание ст. 4.5 КоАП РФ толкуется неоднозначно. В судебной практике положение о том, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, дает возможность недобросовестным работодателям и их защитникам затягивать под любыми предлогами (не являться, заявлять необоснованные ходатайства) как первоначальное рассмотрение дела, так и процесс его обжалования.

Решение данной проблемы видится в законодательном закреплении положения о том, что течение срока давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) приостанавливается в момент поступления материалов дела об административном правонарушении судье.

В любом случае, общий срок давности в два месяца явно недостаточен для осуществления необходимых процессуальных действий по делу о нарушении трудовых прав работников. Представляется возможным внести изменения в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ и увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства до одного года, признав равную социальную значимость рассматриваемой категории правонарушений и административных проступков в области защиты прав потребителей, выборов и референдумов и других, перечисленных в диспозиции этой статьи деликтов.

Исследование имущественного аспекта административных наказаний за нарушение трудового законодательства показало, что размеры административных штрафов в области защиты трудовых прав граждан, предусмотренные КоАП РФ, являются крайне низкими и не соответствуют уровню общественной потребности в охране таких отношений, что и предполагает существенное увеличение их размеров.

Существующий механизм исполнения такого вида административного наказания за нарушения трудового законодательства, как дисквалификация, нуждается в совершенствовании посредством внесения соответствующих изменений в КоАП РФ и ТК РФ.

Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что вопросы административной ответственности за нарушение трудового законодательства недостаточно изучены в науке административного права и требуют дальнейших теоретических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Декларация Международной организации труда от 19 июня 1998 года «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» // Российская газета. 1998. 16 декабря.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.
  8. Закон Российской Федерации от И марта 1992 года № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях» // Российская газета. 1992. 28 апреля.
  9. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Сборник законодательных актов Российской Федерации. 1993. Вып. VIII. Ст. 117.
  10. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1318.
  11. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803.
  12. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4135.
  13. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
  14. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.
  15. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3436.
  16. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4557.
  17. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
  18. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3702.
  19. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3591.
  20. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3586.
  21. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
  22. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 224.
  23. Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686.
  24. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803.
  25. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.
  26. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 51. Ст. 4982.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 года № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 78.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года № 78 «О федеральной инспекции труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 6. Ст. 760.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 38. Ст. 4546.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4584.
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля2003 года № 225 «О трудовых книжках» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 16. Ст. 1539.
  33. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 52 (часть И). Ст. 5149.
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 36. Ст. 3550.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля2004 года № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 15. Ст. 1448.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 22. Ст. 2311.
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4127.
  38. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 142 «Об утверждении формы протокола об административном правонарушении» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2000. № 8.
  39. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 9 июля 2002 года № 147 «Об утверждении формы постановления о назначении административного наказания» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2002. № 2.
  40. Закон Челябинской области от 27 марта 2003 года № 143−30 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Челябинской области» // Ведомости Законодательного собрания Челябинской области. 2003. № 3.
  41. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. 19 апреля.
  42. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 3 и 24 декабря 2003 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 3.
  43. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года № 8908/3 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 3.
  44. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2004 года № КА-А40/9504−04 (не опубликовано).
  45. Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации «Вопросы по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 7.
  46. Обзор судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях Курганского областного суда за 2004 год (не опубликован).
  47. Обзор практики рассмотрения дел об административных правонарушениях Челябинского областного суда за 2003 год (не опубликован).
  48. Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2003 году (архив Федеральной инспекции труда за 2003 г.).
  49. Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2004 году (не опубликован).
  50. Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 12 месяцев 2002 и 2003 годов (архив Федеральной инспекции труда за 2002, 2003 годы).
  51. Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 12 месяцев 2004 года (не опубликован).
  52. Отчет о деятельности государственной инспекции труда в Республике Коми в 2003 году (не опубликован).
  53. Доклад государственной инспекции труда в Курганской области о работе по надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в 2004 году (не опубликован).
  54. Решение Советского районного суда города Челябинска от 23 сентября 2004 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Гавриленко С. П. (не опубликовано).
  55. Решение Копейского городского суда от 21 декабря 2004 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Артюхова А. В. (не опубликовано).
  56. Приговор Еткульского районного суда Челябинской области от 23 ноября 2004 года по обвинению Закирова Р. А. по ч.1 ст. 145 УК РФ (не опубликован).
  57. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета. 2004. 29 июля.
  58. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год // Российская газета. 2005. 31 марта.
  59. В.А. Основная задача государственной инспекции труда -правовая защита работников // Юрист. 2001. № 7.
  60. А.А. Дисциплина труда в СССР. М., 1969.
  61. Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2000.
  62. Административная ответственность (часть общая). Учебное пособие / Под ред. Д. Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004.
  63. Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948.
  64. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.
  65. С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  66. С.С. Общая теория права. М. 1981.
  67. С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 2. Свердловск, 1964.
  68. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  69. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. М., 1995.
  70. С.В., Ефремова О. С. Охрана труда на предприятии // Справочник специалиста по охране труда. 2002. № 11.
  71. Л.Н., Анисимов A.JJ. Трудовые договоры. Трудовые споры. М., 2003.
  72. .С. Основания договорной ответственности социальных организаций. М., 1962.
  73. A.M., Бирюков М. Н., Зубов И. Н., Мустафин А.К, Шергин А. П., Якимов А. Ю. Административная ответственность за нарушение общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних дел. М., 1993.
  74. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1968.
  75. БазылевБ.Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985.
  76. .Т. Сущность позитивной юридической ответственности // Правоведение. 1979. № 4.
  77. .Т. Об институте юридической ответственности // Советское государство и право. 1975.№ 1.
  78. Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989.
  79. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М., 2000.
  80. Д.Н. Административная ответственность. Учебное пособие. М., 1999.
  81. Д.Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989.
  82. А.Н. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Юрист. 2003. № 7.
  83. Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности. Ташкент, 1989.
  84. Я.М. Уголовная ответственность и ее основания в советском уголовном праве. М., 1963.
  85. С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 1976.
  86. С.Н. Спорные вопросы теории юридической ответственности // Советское государство и право. 1973. № 4.
  87. В. О типичных нарушениях законодательства о труде // Хозяйство и право. 2003. № 6, 7.
  88. В. Защищаем трудовые права // Охрана труда и социальное страхование. 1999. № 5.
  89. Вечерний Челябинск. 2004. 22 сентября.
  90. И. Надзор за исполнением законов об охране труда // Законность. 2003. № 2.
  91. КС. Правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами государственного надзора и контроля // Трудовое право. 2003. № 7.
  92. И. С., Жирова Ж. В. Административная ответственность за нарушения законодательства о трудовых правах граждан // Трудовое право. 2004. № 6.
  93. B.C. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1965.
  94. Ю. Трудовой кодекс: его взаимодействие с Кодексом об административных правонарушениях // Хозяйство и право. 2003. № 7.
  95. И. А. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда // Справочник специалиста по охране труда. 2003. № 1.
  96. И.А. Административная ответственность в СССР: Процессуальное регулирование. Воронеж, 1976.
  97. И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж, 1970.
  98. ИВ. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 2004.
  99. М.А. Советское уголовное право. Общая часть. М., 1982.
  100. Гражданское право. В 2-х томах. Т. I. М., 1999.
  101. Н.П. Административное наказание основание прекращения трудового договора // Актуальные проблемы права России и стран СНГ — 2005. Материалы VII международной научно-практической конференции 7−8 апреля 2005 г. Челябинск, 2005. Ч. I.
  102. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. М., 1983.
  103. Н.Д. Понятие преступления. М., 1948.
  104. Занятость инвалидов в странах переходной экономики // Доклад Сводной группы МОТ / Пер. с англ. Е. А. Зотовой. М., 1996.
  105. В.В. Защита прав работников на охрану труда // Справочник специалиста по охране труда. 2003. № 5.
  106. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961.
  107. И. Допустимо ли субсидиарное применение норм административного права к трудовым отношениям? // Российская юстиция. 1998. № 4.
  108. С. С. Материальная ответственность рабочих и служащих по советскому трудовому праву. М., 1955.
  109. JI.H. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // БиНО: некоммерческие организации. 2000. № 6.
  110. Т.В. Корпоративное право. Учебник для вузов. М., 1999.
  111. Д. А. Философские проблемы права. М., 1972.
  112. И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001.
  113. И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. Учебник для вузов. М., 1999.
  114. В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М., 1991.
  115. Е.А., Малое В. Г. Материальная ответственность рабочих и служащих на предприятиях. М., 1968.
  116. Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.
  117. В.А. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность. В кн. Теория государства и права. JL, 1987.61 .Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М., 1999.
  118. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г. А. Жилина. М., 2003.
  119. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Э. Н. Ренова. М., 2002.
  120. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. М., 2002.
  121. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Научно-практический комментарий / Отв. ред. В. Е. Севрюгин. М., 2004.
  122. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Е. Н. Сидоренко. М., 2002.
  123. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2003.
  124. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Под ред. Ю. Д. Северина. М., 1984.
  125. Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. Курс лекций. М., 2004.
  126. А.Н. Проблемы совершенствования законодательства об охране труда // Справочник специалиста по охране труда. 2004. № 2.
  127. Т.А. Ответственность за нарушение трудового законодательства // Бухгалтерский учет. 2002. № 3.
  128. Ю.Н., Коршунова Т. Ю., Кучма М. И., Шеломов Б. А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2002.
  129. Т.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: проблемы совершенствования законодательства // Трудовое право. 2004. № 3.
  130. М.А. Ответственность в системе народного представительства. М., 1995.
  131. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  132. Н.Ф., Аргунова Ю. Н. Об эффективности уголовно-правовой охраны трудовых прав граждан // Государство и право. 1996. № 10.
  133. В.И. Уголовная ответственность и меры общественной безопасности. М., 1965.
  134. .М. Административная ответственность. М., 1976.
  135. В.М. Трудовое право. Проблемы общей части. Томск, 1998.
  136. О.Э. Общая теория государства и права / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2.
  137. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  138. О.Э. Методологические проблемы юридической ответственности. Проблемы теории государства и права. М., 1999.
  139. Р.З. Трудовое законодательство: поиск концепции // Советское государство и право. 1990. № 7.
  140. Д.А. Формы реализации юридической ответственности. Тольятти, 1999.
  141. Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003.
  142. В.Ф. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
  143. Н.А. Преступные нарушения трудового законодательства // Трудовое право. 2003. № 4.
  144. А.Н. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства // Справочник кадровика. 2002. № 11.
  145. А.Е. Административная ответственность за правонарушение. М., 1961.
  146. М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (социально-правовое исследование). Ярославль, 1997.91 .Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  147. Н.Л. Некоторые проблемы законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров // Трудовое право. 2002. № 1.
  148. В.И. Актуальные проблемы современного российского правоведения // Актуальные проблемы права России и стран СНГ — 2005. Материалы VII международной научно-практической конференции 7−8 апреля 2005 г. Челябинск, 2005. Ч. I
  149. А.Ж. Ответственность за нарушение законодательства об оплате труда // Трудовое право. 2003. № 7.
  150. И.В. Дисквалификация как вид административного наказания // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2004.
  151. Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М., 1968.
  152. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
  153. Г. В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.
  154. В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. М., 1996.
  155. М.Я. Административно-юрисдикцинный процесс. Воронеж, 1990.
  156. М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1994.
  157. М.Я. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Калинин, 1989.
  158. Г. К. Психологический аспект вины юридических лиц // Советское государство и право. 1978. № 8.
  159. С.В. Индивидуальные субъекты административной ответственности//Правоведение. 1988. № 1.
  160. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1978.
  161. А.И. Правовое регулирование страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Трудовое право. 2003. № 11.
  162. Ю.В. Понятие работодателя как субъекта ответственности по трудовому праву // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. ст. 4.5 / Под. ред. В. Ф. Воловича. Томск, 2000.
  163. В.И. Обуздание инспектора законом // Трудовое право. 2001. № 4.
  164. Н.Т. Трудовая дисциплина: теория и практика. Фрунзе, 1987.
  165. А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
  166. А.В. Русское уголовное право. Общая часть. М., 1997.
  167. Т.А. Федеральная инспекция труда в системе защиты трудовых прав // Трудовое право. 2004. № 2.
  168. А.Ф. Административное право: Теоретический курс. М., 1997.
  169. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998.
  170. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
  171. В.А. Воля и вина в гражданском праве // Советское государство и право. 1982. № 4.
  172. А. Дисквалификация за нарушение трудовых прав // Законность. 2004. № 12.
  173. Г. И. Советское административное право. Л., 1960.
  174. И.Н. Ответственность хозорганов за нарушение обязательств. М., 1974.
  175. С. Правовой статус инспекции труда // Охрана труда и социальное страхование. 2002. №. 8.
  176. А.А. Судьи как субъекты административной юрисдикции // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
  177. И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985.
  178. В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 1988.
  179. А.В. Некоторые проблемы практики администра-тивно-юрисдикционной деятельности // Административная ответственность / Отв. ред. И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. М., 2001.
  180. В.И. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: Комментарии к закону. Челябинск, 1996.
  181. JI.JI., Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность. Л., 1975.
  182. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики: в 2 кн. Кн.1 / Авт. А. Б. Агапов. М., 2004.
  183. И.А. Некоторые проблемы порядка разрешения коллективных трудовых споров в действующем законодательстве // Актуальные проблемы права России и стран СНГ 2004. Часть II. Челябинск, 2004.
  184. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под. ред. М. Н. Марченко. М., 1999.
  185. Пугинский Б. И Применение принципа вины при регулировании хозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1979. № 10.
  186. А.В. Укрепление трудовой дисциплины. Правовые проблемы. М., 1979.
  187. Резвых В. Д, Административная ответственность за хозяйственные правонарушения. Горький, 1976.
  188. Российская газета. 2000. 23 февраля.
  189. Российская газета. 2002 г. 14 декабря.
  190. Российская газета. 2004. 15 июня.
  191. Российская газета. 2004. 14 сентября.
  192. Российская газета. 2004. 21 октября.
  193. Российская газета. 2004. 3 ноября.
  194. Российская газета. 2004. 15 ноября.
  195. Российская газета. 2005. 25 февраля.
  196. .В. Административная ответственность в сфере трудовых отношений // Трудовое право. 2003. № 2.
  197. .В. Административная ответственность. Курс лекций. М., 2004.
  198. В.А. Позитивная ответственность (воспитательные аспекты): Лекция. Рязань, 1998.
  199. М.Я. Административный штраф. М., 1984.
  200. В.Г. Предприятие и правовые санкции. М., 1981.
  201. Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
  202. И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
  203. И.С. Правонарушения и юридическая ответственность в советском обществе. М., 1971.
  204. И.С., Фарукшш М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  205. А. А. Структура и система государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. Волгоград, 2001.
  206. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М., 1994.
  207. В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. М., 1988.
  208. В.Е. Проблемы административного права. Тюмень, 1994.
  209. И.Н. Юридическая ответственность. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997.
  210. В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.
  211. В.Н. Дисциплинарная ответственность рабочих и служащих. Воронеж, 1990.
  212. Словарь иностранных слов. М., 1989.
  213. В. Т. Основания деликтной ответственности юридического лица // Проблемы гражданского и административного права. JL, 1962.
  214. О.В. Государственное производственное предприятие как субъект трудового права // Советское государство и право. 1971. № 2.
  215. И.О. Комментарий к Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». М., 2001.
  216. Советское административное право / Под ред. М. И. Еропкина. Киев, 1978.
  217. А.К. Процессуальные проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях (по материалам судебной практики Санкт-Петербурга) // Административно-правовой статус гражданина / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
  218. П.Р. Меры защиты и меры ответственности в советском трудовом праве // Советское государство и право. 1979. № 7.
  219. А.И., Шептулина Н. Н. Ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о труде. М., 2000.
  220. М.С. Состав административного проступка // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1968. № 15.
  221. М.С. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в системе действующих федеральных кодексов // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
  222. М. Основные новеллы Кодекса РФ об административных правонарушениях // Закон. 2002. № 7.
  223. JI.A. Ответственность по советскому трудовому праву. М., 1974.
  224. JI.A. Ответственность за нарушения трудового законодательства М., 1990.
  225. Ю.А. Административная ответственность и проблемы административного права (четвертые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2000. № 10.
  226. Трудовое и социальное право зарубежных стран: Основные институты. Сравнительно-правовое исследование / Под ред. Э. Б. Френкель. М., 2002.
  227. Трудовое право России: Учебник для вузов / Под ред. Р. З. Лившица, Ю. П. Орловского. М., 1998.
  228. Уральские общественные ведомости. 2004. 13 октября.
  229. А.А. Административные правонарушения и ответственность за их совершение. Рига, 1988.
  230. С.Д. Пересмотр дел об административных правонарушениях в арбитражных судах: сложные вопросы правоприменения // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н.Ю. Ха-манева. М., 2004.
  231. P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
  232. А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 2001.
  233. Е. В. О нормативном характере юридической ответственности // Вопросы теории государства и права. Вып. 1(10). Саратов, 1998.
  234. Н.Н. Ответственность должностных лиц организации за нарушение требований охраны труда // Трудовое право. 2000. № 3.
  235. А.П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
  236. А.П. Административно-деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. JI.JI. Попов, М. С. Студеникина. М., 2004.
  237. Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
  238. М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998.
  239. О.Ф. Преступление и административный проступок. М., 1967.
  240. Южноуральская панорама. 2004. 2 февраля. № 15.
  241. Южноуральская панорама. 2004. 12 ноября. № 142.
  242. А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и адми-нистративно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3.
  243. О.М. Административная ответственность. М., 1972.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
  244. Д.Р. Правовое регулирование труда руководителей организаций. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  245. Н.В. Административная ответственность должностных лиц. Дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  246. С.А. Санкции норм российского трудового права. Дисс.. канд. юрид. наук. Омск, 2002.
  247. Т.А. Правовой статус работодателя. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  248. В.В. Теория административно-деликтных отношений. Дисс.. докт. юрид. наук. СПб, 2002.
  249. М.А. Субъекты трудового права. Дисс.. канд юрид. наук. Омск, 2002.
  250. В.И. Административная ответственность организаций. Дисс. .канд. юрид. наук. Свердловск, 1982.
  251. М.А. Правосубъектность организации как работодателя. Дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
  252. С.А. Ответственность должностных лиц предприятия за нарушения законодательства о труде. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 1974.
  253. C.JI. Юридическая ответственность: соотношение норм материального и процессуального права. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  254. А.Р. Правовые процедуры института юридической ответственности. Автореф.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
  255. Е.В. Правовые аспекты охраны труда в Российской Федерации: состояние и перспективы. Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
  256. В.И. Процедурно-процессуальная форма в деятельности общественных организаций СССР. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Харьков, 1982.
  257. И.В. Административный штраф. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Саратов, 1995.
  258. И.В. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Дисс.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.
  259. В.А. Преступное поведение: механизм, детерминизм, причины, ответственность. Дисс.. докт. юрид. наук. М., 1991.
  260. О.В. Субъекты административной юрисдикции. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  261. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
  262. А.С. Политические и правовые аспекты социальной ответственности личности. Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1992.
  263. М.Д. Стадии юридической ответственности. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1996.
  264. Т.Е. Теоретические проблемы зашиты права. Дисс.. канд. юрид. наук. Самара, 1997.
  265. Н.В. Ответственность руководителя, иных ответственных лиц работодателя за нарушение законодательства о труде. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой