Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возрастающий научный интерес к исследованию правовых отношений в информационной сфере и обеспечению их безопасности определен не только теоретико-познавательным, но и практическим значением. В этой связи следует согласиться с A.A. Фатьяновым, который, указывая на практическую значимость проблем обеспечения информационной безопасности, отмечает, что «.на рубеже 90-х годов XX века окончательно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 1. Особенности информации как объекта правового регулирования
    • 2. Соотношение публично-правовых и частно-правовых начал в правовых отношениях, возникающих при реализации конституционного права на информацию
    • 3. Пределы распространения гражданско-правовых правомочий права собственности на информацию
  • Глава II. АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ
    • 1. Роль договорных отношений в обеспечении информационной безопасности
    • 2. Договор возмездного оказания Интернет-услуг как особый тип договорных отношений, обеспечивающих информационную безопасность
    • 3. Обеспечение информационной безопасности при договорном регулировании отношений в сфере Интернет-услуг

Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

К одной глобальных проблем, характеризующих современную цивилизацию, часто относят проблему информационного общества, что определяет неизменный интерес исследователей к роли информации в обществе и связанных с ней информационных отношений.

Перспектива усиления значения информационного фактора в дальнейшем развитии общественных отношений, потребность осознания стремительных и качественных изменений происходящих в них обусловливает необходимость в проведении исследований в области его правового регулирования.

Долгое время изыскания в области информационных отношений практически не велись, а представители современной юриспруденции, судя по количеству и качеству имеющихся исследований, делают лишь первые шаги в данном направлении. Однако, несмотря на это, в результате становления рыночных отношений, в современный век для совершения любого действия в любой деятельности объективно требуется намного больше информации, чем ещё несколько лет назад и отсутствие исследований в данной области никак не остановит развитие общественного прогресса. Указанные процессы и предопределяют возросшее внимание законодательных органов к упорядочению отношений в информационной сфере.

Общественные отношения, складывающиеся между гражданами по поводу информации, длительное время не рассматривались в России как требующие самостоятельного правового регулирования, а тем более объединения в обособленную отрасль юридической науки — информационное право. Во многом, на наш взгляд, это было обусловлено не отсутствием соответствующей общественной потребности, а отсутствием сфокусированного взгляда, в первую очередь, исследователя, а, во вторую, -законодателя на данную проблему. Большинство исследований, проводимых в последнее время в сфере информационных отношений, призваны выявить и охарактеризовать те их черты, которые необходимы для составления комплексного представления о методах различных отраслей права, с помощью которых было бы возможно их включить в единый, системный и адекватный общественной потребности механизм правового регулирования.^!

Возрастающий научный интерес к исследованию правовых отношений в информационной сфере и обеспечению их безопасности определен не только теоретико-познавательным, но и практическим значением. В этой связи следует согласиться с A.A. Фатьяновым, который, указывая на практическую значимость проблем обеспечения информационной безопасности, отмечает, что «.на рубеже 90-х годов XX века окончательно прояснилась ситуация, при которой дальнейшая автоматизация средств телекоммуникаций и управления неизбежно делает их более уязвимыми от негативных воздействий, в результате которых возможны катастрофические последствия для экономики и обороны страны"1. Кроме того, одной из сторон обеспечения информационной безопасности выступает «.необходимость обеспечения гражданину реального и гарантированного доступа к социально значимой информации, который как таковой в социалистический период развития нашей страны отсутствовал и без реализации которого невозможно построение новой общественной формации — информационного общества».

Конституционное закрепление права на информацию указало на признание государством данного права в качестве права неотчуждаемого от личноv сти конкретного субъекта и вместе с тем ознаменовало активизацию право-* творческой деятельности в информационной сфере, результатом которой стало принятие таких нормативных актов, как например, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный.

1 Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учебное пособие / Фатьянов А. А. М.: Издательская группа «Юрист», 2001. С. 2.

Закон РФ от50Л2Г№ «Об информации, информатизации и защите информации». — 1995. — № 24 — 20 февраля. закон «Об участии в международном информационном обмене"1, Закон РФ «О средствах массовой информации"2 и т. д. Приведённый перечень законов наглядно показывает, что большинство из принимаемых нормативных актов не имеют своим непосредственным объектом правовое регулирование сферы информационной безопасности. В действующем российском законодательстве говорить о возможном распространении норм специального федерального законодательства на сферу информационной безопасности можно лишь применительно к Федеральному закону «О безопасности».

Данные обстоятельства требуют исследования вопросов обеспечения информационной безопасности в контексте действующих отраслевых норм ' права. Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в необходимо-, сти оценки эффективности и применимости существующих отраслевых норм | к целям нормативно-правового обеспечения информационной безопасности.

Степень разработанности проблемы. Нормативно-правовой элемент, как одно из направлений в структуре обеспечения информационной безопасности, в действующем российском законодательстве не имеет конкретно-определённой нормативной составляющей. Это обусловлено многообразием отраслевых отношений в информационной сфере и включением информации, I как объекта правового регулирования, в разнообразные общественные отно-1 I шения. Поэтому нормативную составляющую правового элемента в сфере: обеспечения информационной безопасности возможно охарактеризовать на] основе анализа конкретных отраслевых норм.

В юридической науке рассматриваемые вопросы также не имеют однозначного разрешения, так как концептуальное видение специфики правового обеспечения сферы информационной безопасности до сих пор не сформировалась.

1 Федеральный Закон от 04.07.96r. № 85 «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства РФ. — 08.07.96. — № 28. — Ст. 3347.

Закон РФ от 27.12.91 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 7. — Ст.ЗОО.

Актуальность выбранной автором темы как в теоретическом, так и в практическом плане подтверждает анализ исследований, проведённых в сфере информационных отношений такими учеными, как А. Б. Агаповым, В. М. Боером, Ю. М. Батуриным, И. Л. Бачило, В. А. Дозорцевым, В. К. Душутиным, В. А. Копыловым, А. Г. Лазаревой, В. Н. Монаховым, Т. Г. Пешкевичем, М. М. Рассоловым, А. И. Ракитовым, Т. Н. Ставцевой, А. П. Сухановым, А.Д. Урсу-лом, А. Е. Шерстобитовым, A.A. Фатьяновым и другими учеными, чьи труды внесли значительный вклад в разработку вопросов её правового регулирования и обеспечения безопасности. Однако комплексное исследование, рас— сматривающее информацию в качестве объекта гражданско — правового регу-j j лирования, а возникающие в рамках данной отрасли, как регулятивные и охг ранительные отношения в сфере информационной безопасности проводится ! впервые.

Отсутствие должного уровня научной разработанности проблемы обеспечения информационной безопасности в рамках отрасли гражданского права, отсутствие единообразного, упорядоченного нормативно-правового регулирования сферы информационной безопасности препятствует широкому внедрению уже имеющихся исследований в практику. Учёт этого обстоятельства, а также отмеченных выше моментов послужил основанием к выбору темы данного диссертационного исследования.

Источниковедческую основу исследования, на общетеоретическом уровне составили труды таких специалистов в области общей теории права как С. С. Алексеева, Ю. В. Кудрявцева, Н. С. Малеина, Г. Н. Манова, В. С. Нерсесянца, Ю. А. Тихомирова, В. Н. Хропанюка, Л. С. Явича и др.

На отраслевом уровне (прежде всего в гражданском праве) данную проблему представляют труды таких известных учёных-цивилистов, как М. М. Агаркова, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Е. В. Васьковского, В.В. Витрян-ского, Ю. С. Гамбарова, А. Г. Гойхбарга, В. П. Грибанова, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкина, Л. О. Красавчикова, Я. М. Магазинера, И. А. Покровского, Е. А. Суханова, Д. М. Чечота, Е. А. Флейшица, P.O. Халфиной, К. Б. Ярошенко, а также работы специалистов А. П. Алёхина, Д. Н. Бахраха, Б. Н. Габричидзе, Б. П. Елисеева, Ю. М. Козлова, А. А. Коренева Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, Д. М. Овсянко и др.

Предмет исследования.

Предметом данного диссертационного исследования является совокупность нормативных актов, регулирующих информационные отношения, а также их практическая реализация.

Анализ имеющихся законоположений относительно и выработке на его основе рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства для более широкого и эффективного применения.

Особенность предмета исследования состоит в том, что его изучать не-1 обходимо на стыке ряда наук, что обуславливает как концептуальнотеоретический подход к исследованию, так и набор методов исследования и' направлений реализации его результатов.

Рассмотрению подвергаются конкретные нормы российского гражданского права, регулирующие обязательственные (договорные) отношения и нормы, имеющие охранительное воздействие в сфере предоставления Интернет — услуг.

Особенность предмета исследования обусловлена межотраслевым характером информационных отношений, т. е. разнородными отношениями, возникающими по поводу информации, которая требует единого управления путём согласованного применения и регулирования различными отраслевыми методами. Это означает, что рассматривая информационные отношения в рамках конкретной отрасли права, следует учитывать особенности других отраслевых норм.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование характеристики роли гражданско-правовых отношений в информационной сфере, разработка предложений по повышению эффективности нормативного правового обеспечения информационной безопасности РФ.

Указанной целью были предопределены следующие основные задачи:

— углубление понимания юридической природы информации как объекта правового регулирования;

— изучение природы и характера гражданско — правовых отношений в информационной сфере;

— уточнение места информационных отношений в механизме правового регулирования в целом и правовой анализ нормативных актов, регулирующих информационные отношения в гражданско-правовом аспекте, в частности;

— рассмотрение роли договорных отношений в обеспечении информационной безопасности;

— обоснование выводов и предложений нормотворческого и организационного характера по совершенствованию гражданско-правового регулирования в сфере информационных отношений.

Источники и методологическая основа исследования.

В основу исследования проблемы обеспечения информационной безопасности гражданско-правовыми средствами положены действующие нормативно-правовые акты, нормы международных договоров и иных юридических источников, касающихся рассматриваемой сферы.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания. Их применение в сочетании с последними разработками философской, социологической и юридической мысли позволило установить первостепенные направления конкретной практической деятельности законодателя при реализации задач обеспечения информационной безопасности.

В частности, для сбора и изучения эмпирического материала применялись следующие основные методы:

— метод познания, опирающийся на материалистическую диалектику, особенно на такой важнейший её элемент, как принцип историзма, предусматривающий логически последовательный, объективный анализ явлений в их тесной взаимосвязи и непрерывном развитии;

— диалектический метод, как научный метод исследования изучающий процессы в своём развитии, утверждающий всеобщую связь в природе, обществе, мышлении и диктующий необходимость комплексно рассматривать любое явление (многие вопросы исследовались нами на стыке частного и публичного права) — различные сочетания эмпирических (наблюдение, эксперимент и т. д.), логических (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и т. д), эвристических (решающие прогностические и т. п. задачи) методов помогли осознать каким образом искать необходимые подходы, идеи при решении проблем в области обеспечения информационной безопасности.

Научная новизна исследования диссертационного исследования за-^ ключается в рассмотрении информации, как объекта включенного в механизм правового регулирования имущественного оборота, а также: это одна из первых попыток комплексного анализа информационных отношений в гражданско-правовом аспектеобосновывается идея, что реализация конституционного права на информацию в гражданском праве осуществляется посредством регулирования обязательств, возникающих из договора возмездногооказания информационных услугразграничиваются объекты частноправового и публичного — правового регулирования информационных отноI шенийанализируются сформировавшиеся в действующем законодательстве подходы к регулированию отношений по поводу оказания информационных услугдаётся общая характеристика договора, анализируется его содержание,! указывается превентивная сущность договора в обеспечении информацион/ ных прав граждан, анализируется содержание договора.

На основе проведённого анализа, имеющихся законоположений высказан ряд конкретных предложений по их совершенствованию, изменению и дополнению в целях обеспечения более полного и всестороннего правового регулирования.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

— информация выступает объектом разнообразных общественных отношений, регулируемых различными отраслевыми нормами;

— в современном российском законодательстве правовые отношения в информационной сфере представляют собой информационные отношения, урегулированные нормами конкретной отрасли права или их совокупности;

— безопасность информационных отношений изначально должна быть максимально гарантирована нормами той отрасли (отраслей) права, в чью «правовую юрисдикцию» они попадают;

— адекватное правовое исследование указанной сферы требуют анализа понятия «информации», как ее неотъемлемой составляющей;

— правовой анализ информации не имеет права на существование данного понятия вне философского осмысления;

— с позиции философии информация всегда есть свойство всего сущего, но с позиции юриспруденции информация не всегда есть объект правового регулирования;

— идентификация информации в качестве объекта правового регулирования возможна как с позиции права в целом, так и точки зрения конкретного (отраслевого) гражданско-правового отношения в частности.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ряд положений может быть включено: обоснование предложений по совершенствованию российского законодательства в сфере информационных отношений, и повышению эффективности правового регулирования отношений, возникающих при реализации конституционного права на информациюв развитие научных представлений и понятий в области общей теории правав возможности использования ряда диссертационных положений в процессе преподавания в курсов «Теория государство и право», «Информационное право РФ», в отдельном спецкурсе «Гражданское право РФ», посвящённом праву интеллектуальной собственности в РФ, либо в самостоятельном спецкурсе, связанном с анализом информационного законодательства.

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших научных разработок по данной проблематике, учтены в процессе разработки проектов нормативно — правовых актов по вопросам, связанным с информационными отношениями, а также позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание информационных отношений и выявить новые подходы к их нормативному определению.

Апробация результатов исследования.

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре. Многие теоретические положения и выводы использовались диссертантом в учебном процессе, при изложении лекционного материала и проведении семинарских занятий во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам. Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Роль информации в современном обществе перестала ограничиваться познавательным смыслом, который обрел реальное ценностное содержание, поскольку большинство отношений, складывающихся по поводу информации, стало приобретать товарный характер. Однако усиление значения информационного фактора в современном обществе, насыщение им всех сфер общественной жизни привело к появлению новых видов угроз в сфере информационной безопасности России.

Нормативно-правовое обеспечение является одним из структурных направлений в сфере обеспечения информационной безопасности, регулирующих отношения в области противодействия угрозам в информационной сфере.

Активизация законотворческой деятельности на рубеже веков привела к принятию целого ряда нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в информационной сфере (в частности, Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» и т. д.), но до сих пор их нормы не приобрели характера системности и логической стройности.

С нашей точки зрения, создание целостной, упорядоченной законодательной базы, обеспечивающей нормативное регулирование информационной сферы, возможно лишь при наличии четких представлений о механизме применения уже существующих правовых норм к возникающим информационным отношениям. Подобный подход позволит обеспечить внутреннюю согласованность принимаемых норм с уже существующими и придаст логическую стройность всей правовой системе.

Таким образом, необходимость адекватной оценки нормативного содержания информационной сферы в действующем российском законодательстве предопределяет потребность формирования теоретического представления о ролевой функции отраслевого законодательства в целом и гражданского законодательства в частности.

В этой связи анализ информации как объекта, включенного в механизм правового регулированияизучение фактического содержания информационных правоотношений, в которых объект неотделим от его субъектауяснение роли и места договорных отношений в обеспечении информационной безопасности, а также исследование ряда других характеристик информационных правоотношений позволяют прийти к следующим выводам:

1.Закрепление в Конституции РФ права на информацию не только вывело на новый уровень законодательное обеспечение демократических прав и свобод, но и указало на их значимость, важность исследования содержания, места среди основных прав и свобод человека и гражданина, заставило обратиться к рассмотрению проблем их реализации и защиты.

Реализуя свое конституционное право на информацию, индивид вступает в различные общественные отношения, часть из которых, будучи урегулированной нормами конкретной отрасли права или и совокупностью, приобретает характер правовых отношений.

Регулирование информационных отношений нормами гражданского законодательства, в преобладающем большинстве носящими диспозитивный характер, является показателем одного из проявлений реальной гарантирован-ности государством индивидуальной свободы личности, при реализации ее конституционного права на информацию.

Поскольку полная реализация любого права невозможна без четкого понимания его содержания, то содержание конституционного права на информацию следует представлять как обеспечение каждого члена общества тем индивидуально-необходимым объемом информации, который значим для него в данное время и в данном месте.

Трансформация данного определения в правовую сферу предполагает решение двух вопросов: как обеспечить (с помощью каких правовых средств) и что обеспечить (необходимо правовое представление о содержании понятия «информация»).

Понимание правового содержания информации невозможно вне рамок философского подхода. Анализ информации с точки зрения философии позволяет охарактеризовать ее в качестве абстрактного дематериализованного объекта, являющегося свойством всего сущего и обладающего совокупностью определенных признаков.

Спроецировав философское представление об информации на рамки гражданско-правовой сферы, ее можно представить в качестве нематериального блага, неразрывно связанного с личностью субъекта, а отношения, складывающиеся по поводу рассматриваемого блага, относить к личным неимущественным. Однако данное понимание не соответствует признакам Гражданского кодекса РФ, характеризующим определенные объекты в качестве нематериальных благ, а следовательно, по формальным основаниям к правовой сфере неприменимо.

Поэтому к категории нематериального блага, по соответствию признакам Гражданского кодекса РФ следует относить не информацию в собственном смысле слова, а конституционное право на информацию. Информация в данном случае будет выступать в качестве того объекта, по поводу которого люди, вступая в общественные отношения, реализуют своё право.

Для того чтобы иметь четкое представление о том, в какой форме информация выступает в качестве объекта правового регулирования при реализации человеком его конституционного права на информацию, необходимо учитывать уникальность ее свойств, не позволяющих применять по отношению к ней традиционные категории материального права. Считаем возможным законодательно определить критерии, позволяющие идентифицировать определенную информацию как объект правового регулирования. К их числу, например, можно отнести следующие:

— информация должна быть воспринята и осознана субъектом, то есть приобрести характер определенных сведений;

— сведения должны иметь определенную ценность: либо они могут выступать как результат деятельности и быть полезными для последующего принятия решения, либо иметь стоимостную оценку, может иметь сам процесс их получения;

— необходимо закрепление информации на определенном материальном носителе.

2. Учитывая межотраслевой характер правовых отношений, возникающих в информационной сфере, каждый из вышеуказанных признаков будет, посвоему, проявляться в конкретном правоотношении.

Правовая природа информационного правоотношения наиболее верно может быть охарактеризована с точки зрения материального критерия, применяемого для разграничения публичного и частного права. В частности, рассматривая информационное правоотношение с точки зрения его структуры каждый из элементов которой в конкретном правоотношении приобретает определенное содержание, можно говорить о том, что юридическая природа информационного отношения будет определяться юридической природой того отраслевого правоотношения, в рамках которого оно существует. Например, рассматривая в качестве основания возникновения правоотношения договор на оказание информационных услуг, следует говорить об обязательственном (договорном) отношении в информационной сфере.

3. Характеризуя любое правоотношение, возникающее в информационной сфере, невозможно рассматривать его в рамках только частно-правовой или публично-правовой сферы. Так, даже в рамках договорных отношений, теоретически целиком относящихся к частно-правовой сфере, присутствуют публично-правовые начала, проявляющиеся в установлении определенных правил, регулирующих договорные отношенияпринятии норм, способствующих устранению и пресечению неблагоприятного воздействия при нарушении обязательств одной из сторон в договоре и т. д.

4. Публично-правовой аспект договорных отношений в информационной сфере дает возможность на примере конкретных отраслевых (гражданско-правовых норм) изучить гарантированные возможности обеспечения их информационной безопасности на отраслевом уровне.

5. Для адекватного представления о характере таких возможностей правоотношения гражданско-правового характера, возникающие по поводу информации, следует разделять на имущественные и личные неимущественные.

Объектом гражданско-правового регулирования в рамках имущественных отношений выступает либо непосредственно информация, либо связанная с ней деятельность участников гражданского оборота (поиск, получение, предоставление и т. д.). Выступая в качестве объекта обязательственного (договорного) отношения, информация, оставаясь, по своей сути, нематериальным объектом, может быть как зафиксирована (например, документ может выступать в качестве результата оказания информационной услуги или выполнения определенной работы), так и не зафиксирована на материальном носителе (в устной форме оглашается результат предоставления информационной услуги).

Объектом гражданско-правовой защиты в рамках личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, выступает конституционное право на информацию, неотчуждаемое и неотделимое от личности обладающего им субъекта.

Таким образом, специфика регулирования правовых отношений в информационной сфере состоит в том, что обязательственные отношения по поводу оказания информационных услуг регулируются соответствующими институтами гражданского права, но осуществление человеком правомочий, связанных с обладанием и защитой конституционного права на информацию, выходит за рамки договорных обязательств. При этом складывается ситуация, для которой характерно, что правомочия по поводу осуществления и защиты конституционного права на информацию возникают одновременно с возникновением договорного отношения по оказанию информационных услуг, а непосредственное исполнение договора предполагает фактическое воздействие на конституционное право человека.

6. Охарактеризовать содержание информации как объекта гражданско-правового регулирования в рамках имущественных отношений целесообразно с точки зрения традиционной для гражданского права триады правомочий собственника («владение», «пользование», «распоряжение»).

Проанализировав каждое из вышеуказанных правомочий по отношению к праву на информацию и сопоставив их между собой, считаем возможным указать на следующие обстоятельства:

— право вещной собственности распространяется на материальный объект, на котором зафиксирована информация, а нормами института интеллектуальной собственности регулируется использование сущностного содержания данного материального носителя, при наличии возможности отнесения информации к объектам права интеллектуальной собственности. Таким образом, возможность распространения на информацию традиционного права собственности ограничивается понятием документа, а применение права интеллектуальной собственности — соответствием информационной сущности объектов данного права указанным в законе признакам;

— анализ каждого из вида координат права собственности применительно к информации показал возможность применения к ней традиционной триады правомочий собственника, поскольку любое из вновь предлагаемых различными авторами правомочий может в конечном итоге укладываться в традиционные рамки. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, правомочия «пользования» и «распоряжения» объединить понятием «использование» как единой категорией, означающей любые действия по введению информации в хозяйственный оборот.

7. Реализация конституционного права на информацию в рамках договорных отношений предполагает, что нормы гражданского права выступают элементом нормативно-правового обеспечения информационной безопасности РФ, а следовательно, призваны наряду с другими отраслями права решать задачи и выполнять функции, присущие любой из них. Поэтому следует критически оценивать взгляды тех ученых, которые изучают вопросы обеспечения информационной безопасности лишь в рамках административного и других отраслей публичного права.

Договор может рассматриваться как одно из гражданско-правовых средств, обеспечивающих противодействие угрозам, возникающим в сфере реализации конституционного права граждан на информацию.

8. К числу основных ролевых функций договора в обеспечении информационной безопасности следует отнести регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция дает возможность участникам договорного отношения путем согласования в договоре конкретных условий самостоятельно обеспечить безопасность содержательной части информации и принять меры к обеспечению ее защищенности от внешних воздействий.

Охранительная функция проявляется в возможности применения:

— имущественной ответственности за нарушение договорных обязательств в информационной сфере (конкретные санкции могут быть закреплены в самом договоре или указаны в законе);

— имущественной ответственности за нарушение личного неимущественного права, не связанного с имущественным (субъективного права на информацию). Правомочия граждан по осуществлению и защите принадлежащих им прав, которые входят в содержание правоотношения, возникающего в информационной сфере дополнительно к правам и обязанностям сторон. Эти правомочия являются составными частями конституционных прав человека, наличествуют в содержании договорных правоотношений в информационной сфере, принадлежат в равной степени всем физическим лицам, являющимся участниками правоотношений. Охрана и защита указанных правомочий, составляющих субъективное право каждого человека на человека, выходят за рамки договорных отношений и осуществляются в рамках защиты нематериальных благ.

9. Охранительная функция договора показывает практическую применимость повышенных мер гражданско-правовой ответственности к любой из сторон, нарушившей договорное обязательство в информационной сфере, так как возможно одновременное наступление как договорной (основанием является нарушение договорного обязательства), так и внедоговорной (основанием является нарушение конституционного права лица) ответственности.

Поскольку в действующем законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие проблему «конкуренции исков» в информационной сфере, то на законодательном уровне следует установить те области данной сферы, в которых внедоговорная ответственность наступает независимо от вины нарушителя в причинении вреда.

Конкретным примером одной из сфер, где это необходимо, является сфера оказания Интернет-услуг, как одного из наиболее незащищенных каналов, через который может быть оказано деструктивное информационное воздействие.

10. Бурное развитие Интернет-услуг привело к назревшей необходимости государственного регулирования отношений в этой сфере путем принятия соответствующих законов и нормативных актов. На сегодняшний день обсуждается возможность принятия специального закона «Об электронной коммерции», что, с нашей точки зрения, является достаточно позитивным. При этом наибольшую ценность данный нормативный акт приобретет в том случае, если в нем учтут основополагающие моменты действующего законодательства и он по максимуму будет приведен в соответствие с ними.

Анализ действующего гражданского законодательства показывает, что отношения, возникающие при предоставлении Интернет-услуг, имеют ярко выраженные черты договорных отношений. Однако нормы, регулирующие возникающие между его сторонами — обязательства и сам договор, как самостоятельный тип договорных отношений, в действующем законодательстве отсутствуют. Поэтому до принятия соответствующего нормативного акта правовое регулирование договорных отношений в сфере оказания Интернет-услуг следует рассматривать в рамках Гл. 39 ГК РФ.

11. Сравнительный анализ характеристики договорных отношений, реализуемых в рамках традиционного договора возмездного оказания информационных услуг и договора оказания Интернет-услуг показал ряд особенностей последнего. К их числу можно отнести: возможный безвозмездный характерв большинстве случаев невозможность персонификации сторон договорного обязательствазачастую отсутствие возможности обеспечить надлежащую доказательственную базу при нарушении обязательства одной из сторонпрактическую безнаказанность за нарушение как имущественных, так и личных неимущественных правспецифику характера оказываемой услуги и т. д.

Данные обстоятельства в очередной раз доказывают необходимость принятия самостоятельного нормативного акта, регламентирующего договорные отношения в Сети Интернет. С нашей точки зрения, на законодательном уровне следует уделить внимание таким вопросам, как: установление определенных ограничений и контроля за деятельностью в Интернет-пространствепропаганда для граждан всех нормативно-правовых актов, регламентирующих их отношения в Интернет-пространствестандартизацию норм международного права в области оказания Интернет-услуготнесение доменного имени к средствам индивидуализации и т. д.

Таким образом, на примере воздействия регулятивной и охранительной функций договора на отношения участников обязательственного правоотношения при предоставлении Интернет-услуг были исследованы вопросы роли и места договорных обязательств в обеспечении информационной безопасности.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его содержание и выводы могут быть использованы в совершенствовании законодательства в информационной сфере, при проведении дальнейших научных разработок по вопросам обеспечения информационной безопасностиматериалы исследования позволяют расширить теоретические взгляды на природу и содержание информационных отношений и выявить новые подходы к их нормативному регулированию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской федерации.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 20. — Ст.2143.
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1991.- № 52.
  4. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.95 г.) // Российская газета. 1995. — № 12. — 23 июня.
  5. ЮНСТИТРАЛ: Типовой закон об электронной торговле и Руководство по принятию. Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 г. Т. XXVII.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998.
  6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 21.10.94 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. — № 238−239. — 8 декабря.
  7. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 22.12.95 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 5. — 29 января — Ст. 410.
  8. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР от 20.06.84 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. — № 27. — ст. 909.
  9. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195. // Российская газета. 2001. — № 256. — 31 декабря.
  10. Закон РФ от 27.12.91 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. № 7. — Ст.300.
  11. Закон РФ от 05.03.92 г. № 2446−1 «О безопасности» // Российская газета. -1992.-№ 103.- 6 мая.12.3акон РФ от 23.09.92 г. № 3523−1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» // Российская газета. 1992. — № 229. — 20 октября.
  12. Закон РФ от 09.07.93 г. № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. 1993. — № 147. — 3 августа.
  13. Закон РФ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ». — М, 1995. № 40.
  14. Федеральный Закон от 04.07.96 г. № 85 «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства РФ. 08.07.96. -№ 28.-Ст. 3347.
  15. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 196 «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях». // Парламентская газета. -05.01.02.-№ 2−5.
  16. Федеральный Закон от 10.01.02 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Российская газета. 2002. — № 6.
  17. Доктрина информационной безопасности РФ: Утверждена Указом Президента РФ от 09.09.2000 г. №Пр 1895 // Российская газета. — 2000. — 28 сентября. .
  18. Концепция правовой информатизации России: Утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. // САПП. 1993. -Ст.2521.
  19. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ 17.12.1997 г. № 1300 // Российские вести. -1997. № 239. — 25 декабря.
  20. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов: Одобрена Указом Президента РФ от 23.11.1995 г. № 1694 //
  21. Указ Президента РФ от 31.12.93 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Российская газета. 1994. — № 4. — 10 января.
  22. Указ Президента РФ от 17.01.97 г. № 13 «О приведении актов Президента РФ в соответствие с ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 3. — Ст. 367.
  23. Постановление Правительства РФ от 26.06.95 г. № 608 «О сертификации средств защиты информации» // Российская газета. 1995. — № 145. — 28 июня.
  24. Постановление Правительства РФ от 12.01.96 г. № 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ» // Российская газета. 1996. -№ 9. — 17 января.
  25. Постановление Правительства РФ от 03.06.98 г. № 564 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по международному информационному обмену» // Собрание законодательства РФ. 08.06.98. № 23. -Ст. 2559.
  26. Постановление Правительства РФ от 07.12.1999 г. № 1353 «Вопросы Министерства РФ по связи и информатизации» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 50. — Ст. 6233.
  27. Постановление Правительства РФ № 65 от 28.01.02 г. «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010гг.) // Российская бизнес газета. — 2002. — 12 февраля.
  28. Постановление Правительства Москвы от 22.08.2000 г. № 654 «Об утверждении концепции безопасности Москвы» // Вестник мэрии г. Москвы. -2000. № 32. — ноябрь.
  29. Распоряжение Мэра г. Москвы от 20.07.01 г. № 715-РМ «О разработке программы движения Москвы к информационному обществу // Вестник мэрии Москвы. 2001. — июль.
  30. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.09.1998 г. № 2409 «О сертификации информационно программных средств» // Бюллетень Минобразования РФ.- 1998. — № 11.
  31. Приказ Главгоссвязьнадзора России № 91 от 30 ноября 1998 г. «Временная инструкция по проверке наличия и оценке качества услуг, предоставляемых службой электронной почты общего пользования» // Связьинформ .-1999.-№ 5.
  32. Приказ МНС РФ от 03.10.2000 г. № БГ 3 — 24/346 «Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации». // Финансовая газета (Регионный выпуск). — 2001.- № 1.
  33. Приказ Госкомсвязи РФ от 01.07.98 г. № 110 «Об организации лицензионной работы по международному информационному обмену» // СвязьИн-форм. 1998. № 7.
  34. Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 31.10.2000 г. №с1−7/УЗ-1121 «О доктрине информационной безопасности РФ».
  35. Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 09.02.2000 г. «О концепции национального безопасности РФ».
  36. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» // Вестник ВАС РФ. 1999. -№ 11.
  37. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением закона РФ «Об АП и смежных правах» // Российская газета (Ведомственное приложение). 1999. — № 221. — 6 ноября.
  38. Информационное письмо ВАС РФ от 28.10.98 г. № СЗ 7/УЗ — 819 «О федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Вестник ВАС РФ. — 1999. — № 1.
  39. И. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  40. А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в РФ. М. — 1997.
  41. М.М. и др. Гражданское право. М. — 1944.
  42. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. -М. 1966.
  43. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 х томах. Т.1 -1972.
  44. С.С. Структура советского права. М. — 1975.
  45. С.С. Теория права. М. -1993.
  46. С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву // Исслед. Центр частного права. Урал. фил. М. — 1997.
  47. П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М. -1991.
  48. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право РФ.- М. — 2001.
  49. Ю.М. Проблемы компьютерного права. М. -1991.
  50. И. Бахрах Д. Н. Административное право. Общая часть. М.- 1993.
  51. И.Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. Правовые проблемы. Распределённая конференция «Технологии информационного общества 98 Россия».
  52. М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М. — 1998.
  53. С.Н. Субъекты гражданского права. М. — 1950.
  54. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М. — 1976.
  55. Е. В. Учебник гражданского права. Выпуск 2. СПб. -1896.
  56. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение / Научн. ред. Урсул А. Д. Иркутск. — 1990.
  57. А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М. — 2000.
  58. Влияние НТП на юридическую жизнь. // Под ред. Ю. М. Батурина. М. -1988.
  59. А. О. Юридический статус личности в России. М.: Инфра М Норма. — 1997.
  60. .Н., Елисеев Б. П. Российское административное право. Учебник. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М. — 1998.
  61. Ю.С. Вещное право. СПб. — 1913.
  62. А.Г. Основы частного имущественного права (Очерки) М. -1924.
  63. Гражданско правовая охрана интересов личности. /Отв. ред. Б.Б. Чере-пахин. — М. — 1969.
  64. Гражданско правовое положение личности в СССР / Под ред. докт. юрид. наук Н. С. Малеина. — М. — 1975.
  65. Гражданское право: Учебник в 2 т. Том 1 /Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. -2-е изд.-М.-2000.
  66. Гражданское право. / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М.- Проспект. 1997.-4.1.
  67. Гражданское право. / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М.- Проспект -1997. 4.2.
  68. В.П. Гражданско правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан. /Под ред. В. П. Грибанова, 3. Чешки — М. — 1989.
  69. В.П. Осуществление и защита гражданских прав. — М. 2000.
  70. В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав и обязанностей. М. — 1992.
  71. A.B. Теоретико методологические аспекты обеспечения общественной безопасности РФ. — М. — 2000.
  72. Я. Гражданско правовое регулирование услуг в ЧССР. — М. -1982.
  73. В.К. Проблемы информатизации общества: Социально мировоззренческий аспект. — Иркутск. — 1993.
  74. Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России. Ч. 1. Основные понятия и определения. Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. А. Прохожева. М. — 1999.
  75. Т.И. Система гражданско — правовых охранительных мер. -Томск.- 1982.
  76. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М. — 1993.
  77. Информационное право: Основы практической информатики. Учебное пособие / Под ред. И. Л. Бачило. М. — 2001.
  78. О. С. Спорные вопросы учения о правоотношении. Очерки по гражданскому праву: Сборник статей. Л. — 1957.
  79. О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. М. -1949.
  80. Иоффе. Обязательственное право. М. — 1975.
  81. А.Ю. Гражданский закон об услугах населению. -М. 1980.
  82. Комментарий к Конституции РФ./ Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. -М. -1996.
  83. В.А. Информационное право: Учебное пособие. — М. 1997.
  84. Д.А. Обеспечение законности в СССР. М. — 1956.
  85. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб. — 2000.
  86. Я.М. Объект права. Очерки по гражданскому праву: Сборник статей. Л. — 1957.
  87. Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М.- 1981.
  88. Международное право: Учебник / Под ред. Г. И. Тункина. М. — 1994.
  89. Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н. Т. Благов. М. — 1982.
  90. .Н. Категория охраны прав граждан. Тарту. — 1977.
  91. Д.И. Русское гражданское право // МГУ им. М. В. Ломоносова. М. — 1997.
  92. Научно — практический комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. 2-е изд. М. — 1999.
  93. В. С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М. -1992.
  94. И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М, — 1950.
  95. Ю.А. Средства и способы обеспечения индивидуальной свободы личности в гражданском материальном и процессуальном праве: Учеб. пособие. Тверь. — 1991.
  96. Ю.А. Материально правовые и процессуальные гарантии обеспечения демократии и свободы личности: Основные вопросы учения о гражданских и процессуальных средствах и способах обеспечения субъективных прав. -Тверь. — 1993.
  97. С. И. Словарь русского языка/ Под ред. чл. -корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -20-е изд. М. — 1988.
  98. Охрана прав и интересов личности: Гражданско правовой аспект / Шевченко Я. Н., Кучеренко И. Н., Мусияка В. Л., Штефан М. И. — АН Украины. Ин — т государства и права им. В. М. Корецкого. — Киев. — 1992.
  99. И. А. Основные проблемы гражданского права. М. — 1998.
  100. Г. Г. Информационно психологическая война. Серия «Информационные войны». — М. — 2000.
  101. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. A.A. Фатьянова. М.- 2001.
  102. Проблемы совершенствования гражданско правового регулирования. / Под ред. И. Ф. Воловича. — Томск. — 1987.
  103. .И., Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. М. — 1991.
  104. Развитие и практика применения комплекса мер гражданско правовой защиты в современных условиях. — Свердловск. — 1987.
  105. А.И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества: Научн. аналит. Обзор. — М. -1991.
  106. М. М. Информационное право: Учебное пособие. -М.- 1999.
  107. И.В. Курс доказательственного права в российском гражданском судопроизводстве. М. — 2000.
  108. Рудольф фон -Иеринг. Цель в праве. Первый том. СПб. — 1881.
  109. А.Ф. Охраняемый законом интерес в гражданском праве. Проблемы совершенствования гражданско правового регулирования/ Под ред. И. Ф. Воловича и др. — Томск. — 1987.
  110. Е. Правовые формы административной деятельности. М. -1959.
  111. Г. А. Защита абсолютного субъективного гражданского права. Гражданско правовая охрана интересов личности. Свердловск. (Межвузовский сборник научных трудов Свердловск. Юрид. инст-та.). — Вып.53. -1998.
  112. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества. Научн. аналит. обзор. — М. -1991.
  113. А.Л. Договорно-правовая регламентация природопользования. Гражданско правовые средства обеспечения индивидуальных и общественных потребителей (Сборник) / Отв. ред. С. Г. Михайлов. — Пермь. -1989.
  114. Ю.Н. Сущность информации как научного понятия. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. научн. конф. Краснодар Новороссийск. 11−14 сент. 1996 г. Тез. докл. -1996.
  115. А.П. Информационный аспект развития человека. -Барнаул. -1983.
  116. А.П. Информация и прогресс / Отв. ред. А. Л. Симанов. -Новосибирск.- 1988 г.
  117. Е.А. Российский закон о собственности: Научно практ. ком-мент. — М. — 1993.
  118. В.Л. Пятый рынок: Экономические проблемы производства информации. М. — 1993.
  119. Телекоммуникация и информатизация общества: Сб. обзоров/Редкол. В. А. Виноградов (гл. ред.) и др.: Отв. ред. Т. В. Андрианова Т.В. М. -1990.
  120. Теория права и государства. Под ред. проф. Г. Н. Манова.- М.- 1996.
  121. Ю.А. Публичное право. М. — 1995.
  122. Ю.К. К теории правоотношения. Ленинград. — 1959.
  123. К.Э. Имущественные интересы производственного объединения. -Рига. 1982.
  124. Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Ленинград.- 1968.
  125. В. М. О признаках отношений, регулируемых договорами об оказании услуг. Вопросы теории и практики гражданско — правового регулирования. Томск. — 1985.
  126. А.Д. Информация. Методологические аспекты. М. -1971.
  127. А.А. Тайна и право (основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве). М. — 1999.
  128. Е. А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах. М.: Юриздат. — 1941.
  129. Р.О. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М. -1954.
  130. Р.О. Общее учение о правоотношении. М. — 1974.
  131. Т. А., Хейден Т. Т., Новик Д. Д. Ваше право на неприкосновенность частной жизни: Пособие по защите законных прав в информационном обществе. СПб. — 1996.
  132. В.Н. Теория государства и права/ Под ред. В. Г. Стрекозова. -М. 1993.
  133. Э.Л. Общественная информационная потребность и индивидуальный информационный запрос. М. — 1970.
  134. В.Ф. Гражданско правовой метод регулирования общественных отношений. — Свердловск. — 1972.
  135. I. СТАТЬИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
  136. В.Г., Урсул А. Д. О сущности, видах, свойствах и функциях социальной информации // Научное управление обществом -1977. -Вып. 11.
  137. М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. — № 8−9.
  138. М. О принципах построения системы советского социалистического права. // Советское государство и право. 1939. — № 3.
  139. И.Л. Методика гармонизации законодательства. Союз Белоруси и России // Журнал теории и практики Евразийства. 1991−2001. — № 9.
  140. И.Л. Информационные ресурсы как объект права и объект отношений, регулируемых ГК РФ // Информационные ресурсы России. 1999. — № 1(44).
  141. И.Л. Информация как предмет правоотношений. «Информация как объект правоотношений». Круглый стол. Москва. 27 мая 1997 г.// НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. М. -1997.-№ 9.
  142. И.Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. Правовые проблемы. Распределённая конференция «Технологии информационного общества 98 Россия». //http://www.iis.ru /events/19 981 130 /bachilo. ru.html.
  143. И. Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ//НТИ. 1999. — Сер.1. — № 5.
  144. М.И. Правовое регулирование информационных отношений в условиях АСУ // Советское государство и право. 1976. — № 1.
  145. Е.В. Оперативные санкции форма гражданско — правовой ответственности // Советское государство и право. — 1964. -№ 7.
  146. Введение в информационную безопасность. Компьютеры: преступления, признаки уязвимости и меры защиты. М. — 1998.
  147. А., Кесареева Т. Честь, достоинство и деловая репутация в виртуальном мире. // Российская юстиция. 2000. — N 7.
  148. А. Виртуальные миры. Виртуальные магазины! Виртуальные сделки? Или может быть не писанным письменный договор и устная сделка без слов // Интернет. 1997. — № 2.
  149. В. А. Система правового регулирования товарных информационных отношений. «Информация как объект правоотношений». Круглый стол. Москва. 27 мая 1997 г.// НТИ. Сер.1. Организация и методика информационной работы. М. — 1997.
  150. В.А. Информация как объект исключительного права // Дело & право. М. — 1996.- № 4.
  151. Журналисты о правах и свободах личности и средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10.Журналистика. -М. 1997. — № 3.
  152. Л. М. Новая экология телеэлектронной деятельности и теоретические проблемы современной коммуникативистики. Журналисты о правах и свободах личности и средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.Ю.Журналистика. -М. 1997. — № 1.
  153. С.Г. Некоторые гносеологические аспекты теории информации. Учёные записки. Ленинград. — 1965.
  154. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. научн. конф. Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996. Тез. докл. — Краснодар. — 1996.
  155. Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг // Советское государство и право. 1966. — № 5.
  156. А. Проблемы правового режима информации. Право и проблемы информации: Материалы межд. симпозиума Смолян. 1−3 окт. 1978. //Отв. ред. В. Н. Доков. Единый центр по наукам о государстве и праве. София: Изд-во БАН. -1981.
  157. C.B. «Потребительская информация» и права потребителей. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. научн. конф. Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996. Тез. докл. — Краснодар. — 1996.
  158. С.А. О концепции информационной безопасности страны // Воен. мысль. М. — 1994. — № 4.
  159. В.А. Информация как объект правоотношений в системах частного и публичного права. «Информация как объект правоотношений». Круглый стол. Москва, 27 мая 1997 г.// НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. М. — 1997. — № 9.
  160. С., Савельев Д. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации // Российская юстиция. 1999 г. — № 1.
  161. О.А. Охрана интересов личности и свод законов советского государства // Гражданско правовая охрана интересов личности в СССР. — Свердловск. — 1977.
  162. КЛИКЗ.ру ежедневный журнал о рекламе в Интернете. Технологии он-лайн-рекламы // www.clicrs.ru/ v. shtml?id=23.07&book.
  163. В.В. Информация как элемент криминальной деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998 г. — № 4.
  164. В. Информационные преступления новый криминалистический объект // Российская юстиция. 1997. — № 4.
  165. В.В. Малюгин В.Д, Шубин А. Н. Информационное управление: (Предпосылки, методы и средства) / РАН. Ин-т проблем управления. М.: Препринт. 1996.
  166. А.Г. Маркетинг информационных продуктов и услуг в США: Нучн.-аналит. обзор/ АН СССР. ИНИОН. -М.: ИНИОН. 1989.
  167. В.К. Защита информации в информационно — вычислительных системах и сетях // Программирование. 1994. — № 5.
  168. С. Судьи распутывают паутину // Известия. — 2000. 2 марта.
  169. В.Н. Реальность основа концепции информационной безопасности России // Журнал «PC Week/Re». — 1999. — № 12.
  170. А. Доступ к информации государственных органов. // Законность. 2001. — № 2.
  171. Н.Б., Астовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и её экспертиза. Экономика здравоохранения. -1998. -№ 1.
  172. В.Б. По материалам стенограммы заседания 1 конференции «Регулирование Интернет: вопросы и концепции». Тема доклада: «Интернет и государственный суверенитет», www.pravopoliten. ru/conf/sten2.htm.
  173. Г. Предмет советского административного права // Советское государство и право. 1940. — № 7.
  174. С. Правовое регулирование оказания Интернет услуг // Российская юстиция. — 2001. — № 5.
  175. С. Защита прав автора сайта // Российская юстиция. 2001. -№ 1.
  176. Т.Г. Виды информации и неопределенность. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. научн. конф. Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г. Тез. докл. — Краснодар. — 1996.
  177. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 1997. — № 5.
  178. А. А. Правовое регулирование электронного документооборота // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 1997. — № 4.
  179. Роль гражданского и семейного законодательства в обеспечении конституционных прав и обязанностей граждан СССР/ Отв. ред. В. Р. Скрипко АН СССР. Институт государства и права. М.: Наука. — 1983.
  180. С. В. К вопросу об ответственности в сфере безопасности // Безопасность. М. — 1996. — № ½.
  181. И. К. Рынок информации: Особенности и проблемы развития // Вестник МГУ. Сер. 6. — Экономика. — 1995. — № 1.
  182. Г., Малахов С. Гражданские правоотношения в Сети // Российская юстиция. 2000. — № 2.
  183. В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законодательство. 2000. — № 1. январь.
  184. В.А. Правовое регулирование информационных отношений // Вестник МГУ. Серия «Право». 2000.
  185. В.И. Методологические вопросы науки об информации // Вопросы философии. 1974. — № 7.
  186. Г. Безопасность личности как условие её свободы и соблюдения, прав человека // Безопасность. 1996. — № ½.
  187. Н.И. Человек в пространстве и времени: информационный аспект проблемы. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. научн. конф. Краснодар — Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г. Тез. докл. Краснодар. — 1996.
  188. Н. Совершенствование сделок путем обмена электронными данными (Принципы правового подхода). // Хозяйство и право. 1997. -№ 6−7.
  189. Ю.Н. Сущность информации как научного понятия. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. научн. конф. Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г. Тез. докл. Краснодар. — 1996.
  190. Г. А. Защита абсолютного субъективного гражданского права. Гражданско правовая охрана интересов личности // Межвузовский сборник научных трудов Свердловск, юрид. инст-т. — 1999.
  191. С. Информационная природа безналичных денег. // Хозяйство и право. 1998. — № 9.
  192. Л. Глобальная сеть: проблемы в праве. // Российская юстиция. -2000. № 2.
  193. Р.В. Информационно-правовые системы как объекты гражданских прав и бухгалтерского учета. // Законодательство. 2000. № 6.
  194. Е.Д. Предмет обязательств по оказанию услуг: Сб. уч. трудов Свердловского юрид. ин-та. 1964. -Вып. 3. // Экономика. 1995. — № 1
  195. В.Ф. Отраслевая дифференциация и межотраслевая интеграция как основы системы законодательства // Правоведение. 1975. — № 1.1. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ
  196. В.М. Информационно правовая политика и безопасность России: Теоретико — правовой аспект: Дисс. докт. юрид. наук — СПб. -1998.
  197. А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (теоретические проблемы): Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М. -1975.
  198. А.П. Личные неимущественные правоотношения по советскому гражданскому праву: Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Вильнюс. -1967.
  199. О.В. Информационное обеспечение договорно правовых отношений: Опыт и перспективы применения АиПС: Дисс. канд. юрид. наук. — М. — 1997.
  200. М.Ю. Информационная безопасность социума: Социолого философское исследование: Дисс. докт. юрид. наук. Рн/Д. — 1998.
  201. Л.В. Информационные механизмы социальных отношений: фи-лософско-методологический анализ: Автореф. дисс. канд. фил. наук. -Иваново. 1996.
  202. Л. О. Гражданско правовая охрана личной жизни советских граждан: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Свердловск. — 1979.
  203. М. В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ленинград. — 1989.
  204. Г. Б. Право личного пользования в системе вещных прав: Дисс. канд. юрид. наук. М. — 1993.
  205. А. А. Ограничение права собственности по законодательству РФ: Дисс. канд. юрид. наук. -М. -1997.
  206. Е. Ю. Информационная безопасность личности как социологическая проблема: Дисс. канд. юрид. наук. М. — 1999.
  207. В.Н. Государственно-правовые вопросы информационного обслуживания граждан в СССР: (Конст. аспект): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. — 1984.
  208. Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: Дисс. канд. юрид. наук. М. -2002.
  209. .И. Основные проблемы теории гражданско правовых средств: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. — М. — 1985.
  210. В.Н. Гражданско правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь: Дисс. канд. юрид. наук. — Красноярск. — 1999.
  211. Т.И. Информация и информационный рынок: Теория и практика формирования: Дисс. канд. экон. наук. Орёл. — 1996.
  212. А.П. Информационный аспект теории развития личности: Автореф. дисс. докт. фил. наук. Свердловск. — 1983.
  213. В.П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет: Дисс. докт. юрид. наук. СПб. — 1999.
  214. A.A. Правовое обеспечение безопасности информации: Дисс. докт. юрид. наук. М. — 1999.
  215. А.Ф. Информатизация предпринимательской деятельности и обеспечение безопасности бизнес — информации: Дисс. канд. экон. наук. -М. 1996.
  216. B.C. Конституционное право человека и гражданина на информацию в РФ: Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. — 1998.
  217. А. Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Автореф. канд. юрид. наук. -М. 1980.
  218. Д.Ю. Интеллектуальная собственность в РФ: Теоретико правовой анализ: Дисс.канд. юрид. наук. -М. — 2000.
  219. К. Б. Совершенствование гражданско правовых форм защиты личных неимущественных прав граждан по советскому праву: Автореф. дисс. докт. юрид. наук — М. — 1990.
Заполнить форму текущей работой