Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профилактика административных правонарушений в сфере оборота оружия, осуществляемая органами внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обосновывается необходимость расширения перечня оснований аннулирования лицензий и разрешений на хранение или хранение и ношение оружия. Согласно статистическим данным, 97% административных правонарушений совершается при совершении деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 20.8 КоАП России («Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовая характеристика профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия
    • 1. Понятие и сущность профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия в Российской Федерации
    • 2. Система субъектов профилактики правонарушений в сфере оборота оружия
    • 3. Правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия
  • Глава II. Прикладные аспекты обеспечения профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия
    • 1. Совершенствование правовых и организационных основ профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия
    • 2. Взаимодействие органов внутренних дел с иными субъектами профилактики в сфере оборота оружия

Профилактика административных правонарушений в сфере оборота оружия, осуществляемая органами внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Главной составляющей комплексного подхода по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации в условиях проводимой административной реформы является четкое и целенаправленное функционирование различных государственных органов и их социально-эффективное взаимодействие с общественными формированиями правоохранительной направленности по профилактике правонарушений. В настоящее время такая работа в сфере оборота оружия в основном возложена лишь на органы внутренних дел. Подобное положение приводит к тому, что превенция правонарушений в данной области не всегда достигает желаемого для современного российского общества и государства.

Противоправные деяния, связанные с несоблюдением правил оборота оружия, содержат в себе не только реальную угрозу общественной безопасности, но и препятствуют созданию социальной стабильности в современном Российском государстве. Ситуация осложняется тем, что с начала 1990;х годов, по данным ГИАЦ МВД России, в Российской Федерации отмечается значительный рост интереса граждан к оружию, что привело к увеличению количества владельцев оружия с 2,5 млн. в 1998 году до 4,7 млн. человек в 2008 году. Это негативно отражается на состоянии уровня правовой защищенности граждан, усложняет возможности правоохранительных органов обеспечить эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций от противоправных посягательств.

Данные статистики свидетельствуют, что массовая вооруженность населения, сопряженная с распространенным правовым нигилизмом в обществе влечет ряд трудно разрешаемых проблем в сфере оборота оружия, а именно: наряду с увеличением количества оружия у граждан, отмечаются отсутствие культуры обращения с оружием и нежелание знать необходимые правила ухода за оружием и его использования;

— легальные владельцы оружия часто не обеспечивают надлежащее хранение оружия, и оно становится объектом хищенияс учетом наметившейся тенденции к ослаблению убойной силы оружия самообороны, граждане всё чаще обращают внимание на иные, более опасные и незаконные способы защиты своей собственности, здоровья и жизни, в том числе и путем использования оружия, незаконно ввезенного на территорию Российской Федерации, а также легально приобретенного оружия, которое впоследствии подвергается определенной доработке;

— увеличивающееся количество ведомственных нормативных правовых актов сопровождается ростом противоречий их с законами и другими актами в сфере оборота оружия — Федеральным законом РФ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», что вносит дополнительную напряженность в процесс реализации контрольных функций, негативно влияет на обеспечение эффективной профилактики правонарушений в исследуемой области.

Ученые-административисты, исследующие проблемы правового регулирования оборота оружия, основное внимание уделяют разработке системы мер профилактики преступлений в данной сфере, неоправданно пренебрегая профилактикой административных правонарушений.

В целях восполнения указанного пробела, в рамках заявленной темы осуществлен структурный анализ действующего законодательства и практики административно-юрисдикционной деятельности подразделений органов внутренних дел в сфере оборота оружия. Это послужило стимулом для построения концептуальной основы эффективной системы профилактики административных правонарушений в указанной сфере, гармонично вписывающейся в превентивную политику с учетом исторического опыта и современной практики правоохранительной деятельности в России.

Несмотря на предпринимаемые МВД России совместно с другими правоохранительными органами меры, продолжает расти количество правонарушений, совершаемых с использованием оружия. Так, по сравнению с 2005 годом, в 2008 году, количество выявленных административных правонарушений в исследуемой сфере увеличилось с 298 594 до 322 941 соответственно (на 8,1%). В среднем за год количество выявленных административных правонарушений в сфере оружия неизменно увеличивается на 2%.

Принципиальными недостатками существующей модели профилактики исследуемых административных правонарушений, по нашему мнению, являются:

— отсутствие глобальной законодательной основы профилактики в Российской Федерации;

— малоэффективный механизм мониторинга (наблюдения, оценки, анализа, прогнозирования) указанных административных правонарушений;

— недостаточное финансирование профилактической деятельности;

— одностороннее, деформированное увлечение мерами уголовной репрессии и основанными на них средствами предупреждения правонарушений;

— отсутствие четких критериев оценки эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел.

Одним из основных факторов, подтверждающих актуальность темы настоящего диссертационного исследования, является недостаточный государственный контроль за оборотом оружия, который является одной из важнейших составляющих системы мер, опосредующих профилактическое воздействие. Его совершенствование будет способствовать снижению уровня преступности и количества административных правонарушений в исследуемой сфере.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия.

Предметом исследования являются теоретические, организационно-правовые и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в сфере легального оборота оружия в Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы профилактики административных правонарушений, административноправового регулирования деятельности органов внутренних дел постоянно находятся в центре внимания ученых-административистов и теоретиков права.

Исследованию указанных проблем посвящены научные труды таких отечественных ученых как А. Б. Агапов, С. С. Алексеев, Г. В. Атаманчук, И. Н. Барциц, Д. Н. Бахрах, К. С. Бельский, С. Н. Бочаров, И. И. Веремеенко, И. А. Галаган, М. И. Еропкин, А. С. Дугенец, А. А. Демин, В. В. Игнатенко, А. Б. Зеленцов, JI.A. Калинина, Ю. М. Козлов, Н. М. Конин, А. П. Коренев, С. Д. Князев, Г. А. Кузьмичева, В. М. Манохин, М. Я. Масленников, А. Ф. Ноздрачев, Б. М. Лазарев, В. В. Лазарев, В. П. Лозбяков, Л. Л. Попов, Ф. С. Разаренов, В. И. Ремнев, Б. В Россинский, Н. Г. Салищева, В. Д. Сорокин, Ю. Н. Старилов, М. С. Студеникина, Ю. А. Тихомиров, Н. Ю. Хаманева,.

A.П. Шергин В. А. Юсупов и других ученых-юристов.

Проблемы деликтологической деятельности органов внутренних дел исследовали С. Б. Аникин, В. М. Безденежных, А. В. Бутков, Э. Е. Гензюк, В. В. Головко, А. Н. Дерюга, В. В. Дорохин, М. В. Костенников,.

B.И. Майоров, Ю. Н. Мильшин, Н. П. Мышляев, М. И. Никулин, В. Н. Прокопенко, А. С. Прудников, А. Н. Сандугей, В. Е. Севрюгин, М. Л. Тюркин, Р. В. Цветков, Е. А. Черепанов, В. В. Черников и др.

На уровень научно-практической разработанности темы определенное влияние оказали результаты диссертационных исследований, посвященных роли, месту и значению профилактической деятельности органов внутренних дел. Среди них работы В. Н. Прокопенко «Правовые и организационные основы профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции» (ВНИИ МВД России, 2002 г.), Н. П. Мышляева «Теоретические и прикладные основы административной деликтологии» (Московский университет МВД.

России, 2004 г.), М. И. Никулина «Проблемы науки административной деликтологии» (Московский университет МВД России, 2005 г.).

Объект исследования предопределялся также работами, посвященными исследованию организационно-правовых основ легального оборота оружия в Российской Федерации, — Е. Д. Шелковниковой «Теоретические основы и проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в области контроля за оборотом оружия» (ВНИИ МВД России, 1999 г.), Ю. П. Тимашева «Правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия» (ВНИИ МВД России, 1997 г.), Г. И. Калмыкова «Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел» (ВНИИ МВД России, 2003 г.).

Вопросы профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия исследовали А. В. Бикмашев, А. Д. Благов, И. В. Делягин, А. А. Долгополов, В. В. Иванов, Г. И. Калмыков, А. И. Каплунов, Д. А. Корецкий, Ю. П. Тимашев, Е. Д. Шелковникова и др.

Отмечая значимость указанных работ, следует акцентировать внимание на отсутствие комплексного исследования проблем профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия, осуществляемой органами внутренних дел оружия в современных условиях. Указанные обстоятельства дают основания для признания необходимости проведения научного исследования и выработки интергированных подходов в указанной сфере системы современных общественных отношений.

Целью диссертационного исследования является основанное на комплексном исследовании теоретических и практических аспектов организационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике административных правонарушений в сфере оборота оружия совершенствование модели системной превенции с учетом отечественного опыта и правоприменительной практики.

Указанная цель достигается путем решения ряда задач, основными из которых являются:

— исследование институциональных аспектов общей профилактики правонарушений и профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия;

— определение места и значения органов внутренних дел в ряду иных субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений в сфере оборота оружия;

— комплексный анализ действующего законодательства, правительственных и ведомственных нормативных правовых актов в сфере оборота оружия;

— определение мер и средств по совершенствованию действующего законодательства и управленческих нормативных правовых актов, регулирующих оборот оружия, с целью формирования эффективных мер по профилактике административных правонарушений в исследуемой сфере;

— правовой анализ отечественного опыта профилактики правонарушений в сфере оборота оружия;

— исследование сложившейся практики взаимодействия органов внутренних дел с иными государственными органами, а также с общественными формированиями (организациями), функционирующими в сфере оборота оружия;

Методологическую основу исследования составили фундаментальные теоретические положения общей теории права, труды советских и российских ученых-административистов, а также специалистов в смежных отраслях права.

При диссертационном исследовании использовались диалектический метод познания, исторический, системный и целевой подходы к изучению проблемы. Методология исследования базируется на принципе единства исторического и системного в познании, а также специальных методах: формально-логическом, историческом, сравнительно-правовом, социологическом.

Нормативную правовую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России, иных федеральных ведомств.

При анализе эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, наблюдение, анкетирование и интервьюирование. Изучено более 1600 дел об административных правонарушениях (ст.ст. 12.8−12.15 КоАП России), проанкетировано и проинтервьюировано более 300 сотрудников УЛРР ДООП МВД России, УЛРР по г. Москве, Московской, Новгородской, Ростовской областей.

Изучены и использованы информационно-аналитические, статистические и иные материалы ДООП МВД России, УООП МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ВНИИ МВД России.

Научная новизна работы состоит в том, что диссертация является одним из первых комплексных исследований проблем профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия в Российской Федерации, осуществляемой органами внутренних дел. Диссертантом интегрированы методологические подходы различных отраслей в изучение проблем профилактики административных правонарушений в сфере оборота оружия.

Автор, опираясь на отечественный опыт профилактики правонарушений, предлагает конкретные изменения сложившейся модели превенции правонарушений в сфере оборота оружия с целью её необходимого совершенствования.

С учетом практических аспектов деятельности органов внутренних дел и административной практики в сфере оборота оружия предлагаются коррективы структуры и содержания законодательной базы в сфере оборота оружия в интересах повышения эффективности её применения и использования как государственными органами, так и гражданами Российской Федерации, и создания более стройной и прозрачной системы правового регулирования исследуемой проблемы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Делается вывод, что профилактика административных правонарушений в сфере оборота оружия является отражением потребности общества в необходимом административно-правовом регулировании легального оборота оружия в Российской Федерации. Динамизм административной деликтности в сфере оборота оружия, формы его проявления, содержание и направленность исследуемых противоправных деяний в современных условиях оказывают существенное влияние на выбор форм и методов деятельности органов внутренних дел по профилактике административных правонарушений в сфере оборота оружия.

2. Отстаивается авторское определение профилактики административных правонарушений органами внутренних дел в сфере оборота оружия как целенаправленной профессиональной деятельности органов внутренних дел по контролю за легальным оборотом оружия и создание необходимых условий для становления должной культуры его обращения, осуществляемой во взаимодействии с другими субъектами правоохранительной деятельности.

3. По результатам изучения дел об административных правонарушениях (ст.ст. 12.8−12.15 КоАП России) предлагается возможным разделить граждан, совершающих административные правонарушения, на владельцев оружия самообороны и владельцев охотничьего оружия. При этом выявлено, что владельцы охотничьего оружия в исследуемой сфере совершают в 4 раза меньше административных правонарушений. Это объясняется тем, что указанные граждане, при получении охотничьего билета проходят обязательное обучение навыкам и правилам обращения с оружием. На основании изложенного сделан вывод о необходимости усложнения процедуры оформления лицензии на приобретение оружия, структурно разделив её на 5 этапов:

1) предоставление кандидатами документов, необходимых для оформления лицензии, в органы внутренних дел;

2) психологическое тестирование кандидатов на оформление лицензии, проводимое органами внутренних дел;

3) обучение теоретическим и практическим навыкам обращения с оружием;

4) прохождение тестового экзамена на применение правил безопасного обращения с оружием в органах внутренних дел;

5) оформление лицензии.

Аргументирован вывод о необходимости обязательного обучения лиц, впервые получающих лицензию на любой вид оружия, с последующей тестовой проверкой указанных лиц на предмет знания правил оборота оружия, по результатам которого органы внутренних дел будет принимают решение о выдаче или об отказе в выдаче соответствующей лицензии. При этом владельцы, которые приобрели оружие, не проходя обучение, по истечении срока действия разрешения на его хранение или хранение и ношение, обязаны также пройти указанный тестовый экзамен, от результатов которого зависит решение вопроса о продлении или о временном приостановлении действия соответствующих разрешений на срок, необходимый для обучения владельца оружия. Обоснована необходимость введения психологического тестирования лиц, впервые претендующих на получение лицензии на покупку оружия.

4. Обосновывается необходимость расширения перечня оснований аннулирования лицензий и разрешений на хранение или хранение и ношение оружия. Согласно статистическим данным, 97% административных правонарушений совершается при совершении деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 20.8 КоАП России («Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему») и 20.11 КоАП России («Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»). Автором предложены новые редакции указанных статей. За нарушение правил хранения оружия, повлекшее его утерю, а также повторного нарушения сроков регистрации (перерегистрации) оружия гражданами, должностными и юридическими лицами, предлагается аннулировать все имеющиеся лицензии и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Оружие при этом может быть сдано на платное хранение в органы внутренних дел или реализовано через магазины комиссионной продажи с передачей вырученных средств владельцу.

5. Делается вывод о необходимости исключения из КоАП России статьи 20.9 («Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения»). В настоящее время, продажа на территории Российской Федерации указанных в статье приспособлений запрещена. Ответственность за совершение рассматриваемого деяния предусмотрена частью 1 статьи 222 УК России.

6. Перечень административных наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 20.12 («Нарушение правил использования оружия и патронов к нему») и статьи 20.13 («Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах») предлагается дополнить — санкцией «административный арест». При этом автором обоснована необходимость значительного увеличения размера налагаемого за совершение указанных правонарушений административного штрафа. Утверждается необходимость привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.13 КоАП России физических лиц, владеющих пневматическим оружием, для приобретения и хранения которого не предусмотрено получение лицензии и разрешения.

7. Разработаны и внесены конкретные предложения по совершенствованию информационного обеспечения профилактики правонарушений в сфере оборота оружия как собственными силами органами внутренних дел, так и при взаимодействии со средствами массовой информации. Проведенное исследование показало отсутствие официального информационного сайта в сети Интернет об оружии. Создание официального информационного сайта об оружии позволит снизить количество правонарушений, предусмотренных статьей 20.11 КоАП России («Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»), а в будущем — упросить процедуру оформления лицензий и разрешений на оружие.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных осуществлением органами внутренних дел профилактики в сфере оборота оружиявыявлены пробелы действующего законодательства в указанной сфере и вносятся аргументированные предложения по совершенствованию нормативной правовой регламентации и процессуально-правовому регулированию мер административного воздействия.

Выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о сущности профилактики органами внутренних дел административных правонарушений в сфере оборота оружия, ее роли, месте и значении в системе сложившихся в настоящее время в Российской Федерации общественных отношений.

В диссертации с учетом потребностей практики проанализированы проблемы, имеющие актуальное значение для организации оптимального функционирования и взаимодействия органов внутренних дел с органами и должностными лицами исполнительной власти и местного самоуправления в сфере оборота оружия, предложены правовые и организационные средства их разрешения.

Основные положения, выводы и рекомендации проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой и ведомственной нормотворческой деятельности, а также в учебном процессе образовательных учреждений и учебно-методической работе практических подразделений МВД России.

Апробация результатов исследования реализована в форме обсуждения его основных положений на 9 научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах», подготовки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и правоприменительную деятельность подразделений органов внутренних дел.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 5 опубликованных научных статьях, в том числе в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Автором разработана памятка о культуре и правилах обращения с оружием, получившая положительную оценку ДООП МВД России и рекомендованную для размещения на информационные стенды подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Материалы исследования использовались при подготовке лекции «Оружие нелетального действия» (п. 6.2.4Плана НИР 2007 г.), методических рекомендаций «Осуществление подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел контроля за деятельностью служб безопасности юридических лиц» (п. 6.2.5 Плана НИР 2007 г.), методических рекомендаций «Применение норм административного законодательства при выявлении правонарушений в деятельности предприятий, осуществляющих торговлю огнестрельным оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронов к нему» (п. 7.1.2 Плана НИР 2008 г.), аналитического обзора «Порядок реализации хранящегося в органах внутренних дел зарегистрированного оружия, изъятого у граждан, а также оружия умерших граждан, на которое в установленный срок не оформлено право на получение наследства законными наследниками» (п. 2.3.2 Плана НИР 2009 г.), получивших высокие оценки от практических подразделений органов внутренних дел.

Положения диссертационного исследования использовались также в практической деятельности УЛРР ГУВД по г. Москве и в учебно-методической деятельности НОУ «Школа спецподготовки «Витязь».

Структура и объем диссертации

обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографии и двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие теоретические выводы, а также сформулировать практические предложения и рекомендации:

1. Профилактика правонарушений является наиболее перспективной мерой по борьбе с преступностью.

— профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных мер экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных, осуществляемых в пределах недопущения правонарушений, уменьшения их количества путем выявления, устранения, нейтрализации причин способствующих противоправному поведению;

— профилактика административных правонарушений в сфере оборота оружия — целенаправленная деятельность государственных органов и общественных формирований правоохранительной направленности с целью выявления, устранения или ослабления причин и условий совершения правонарушений в сфере легального оборота оружия;

— уровень административной деликтности в сфере оборота оружия требует более эффективной профилактической деятельности, опирающейся на научный аппарат и основывающийся на принципах профилактики правонарушений;

2. Субъекты профилактики правонарушений представляют собой систему, которой присущи признаки органичных систем;

— под системой субъектов профилактики правонарушений в сфере оборота оружия следует понимать — целенаправленно осуществляющие профилактическую деятельность государственные органы, общественные формирования правоохранительной направленности и должностные лица, осуществляющие свою деятельность совместно и на основе законодательства, обладающие возможностями самостоятельного выбора линии поведения и способные перенимать опыт других субъектов профилактикисубъекты профилактики правонарушений можно условно разделить на 2 группы: субъекты, непосредственно созданные в целях профилактики правонарушений и субъекты, выполняющие функцию профилактики правонарушений наряду с другими задачамиосновным субъектом, осуществляющим профилактику правонарушений в сфере оборота оружия являются органы внутренних дел;

3. Анализ законодательства об оружии позволил выявить тот факт, что оно излишне разветвлено и неоправданно раздуто, в результате чего, некоторые нормы не действуют или противоречат Конституции РФ и ФЗ «Об оружии». Вследствие этого, возможно сделать вывод, что в настоящий момент законодательство об оружии нуждается в качественной переработке и предложить конкретные изменения с целью создания необходимых предпосылок для эффективной профилактической деятельности в данной сфере, а также для того, чтобы законодательство об оружии стало более прозрачным и понятным как гражданам, так и правоприменителю.

— ФЗ «Об оружии», Постановление Правительства № 814 и Приказ МВД № 288 регулируют в конечном итоге правоотношения возникающие при обороте гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации, от одного нормативного правового акта в другой переходят общие положения, которые каждый раз конкретизируются и добавляют новые требования, что усложняет и процесс регулирования данных правоотношений и процесс уяснения правомерного поведения гражданами Российской Федерации при обороте оружия. В связи с этим было бы логичным внести изменения в действующий ФЗ «Об оружии» и включить в него положения, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ № 814 и Приказе МВД России № 288. При этом в Приказе МВД России № 288 предполагается оставить лишь нормы, регулирующие внутриорганизационные вопросы в сфере оборота оружия.

— общественные отношения, возникающие при награждении оружием граждан Российской Федерации регулируются Постановлением Правительства и ведомственными нормативными правовыми актами. Фактически, эти ведомственные нормативные правовые акты полностью копируют Постановление Правительства. На наш взгляд, было бы логичным усовершенствовать данное Постановление, а ведомственные нормативно правовые акты отменить;

— Специфику регулирования отношений, возникающих по поводу оружия, определяют те обстоятельства, что оно, являясь предметом, обладающим полезными качествами, отличается от остальных объектов материальной культуры тем, что изначально предназначено для поражения живой силы и при определенных условиях, может представлять угрозу безопасности и другим охраняемым интересам социума.

Составляющими безопасности применительно к оружию являются безопасность самого оружия и безопасность его оборота. Следовательно, оружие хотя и является предметом повышенной опасности, но его опасные свойства могут быть минимизированы или нейтрализованы путем не только правового, но и технического регулирования. При этом специфика предмета правового регулирования, стоящие перед административно-правовым режимом оборота оружия цели обусловливает необходимость решения одновременно социальных и технических вопросов в комплексе.

Административно-правовой режим оборота оружия характеризуется наличием нормативных актов, в которых содержатся технико-юридические нормы, определяющие:

1) требования непосредственно к самому оружию — технические параметры и характеристики оружия;

2) правила обращения с оружием для обеспечения безопасности при его обороте (регуляторы человек-оружие);

3) дополнительные требования технического характера, обеспечивающие достижение целей режима оборота оружия.

К числу технико-юридических норм первого типа можно отнести, например, установленные Законом ограничения в отношении характеристик служебного оружия: по дульной энергии (не более 300 Дж), по возможности ведения огня очередями, по емкости магазина (барабана) не более 10 патронов. А также требования различных ГОСТов, технических условий к конструкции оружия.

Ко второй группе, относятся, например, требования на ношение огнестрельного короткоствольного оружия в кобуре, поставленного на предохранитель, запрет на досылание патрона в патронник без необходимости применения оружия.

Третья группа норм характеризуется тем, что не устанавливает технические требования непосредственно к оружию и регламентирует правила обращения человека с оружием, а определяет условия технического характера, соблюдение которых обеспечивает достижение целей оборота оружия, например по оборудованию мест его хранения оружия.

Таким образом, к числу особенностей рассматриваемого режима можно отнести, то, что во многих случаях технические нормы входят непосредственно в содержание правовых нормативных актов, регулирующих оборот оружия — Закона «Об оружии», принимаемых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов. Вместе с тем технико-юридические нормы могут содержаться и в специальных актах технического регулирования (продолжающие действовать еще в настоящее время ГОСТы). При этом в характере регулирующей роли этих норм наиболее ярко проявляется такое качество, как системность норм права.

— В части 1 ст. 20.8 КоАП РФ следует ввести отдельный пункт «нарушение правил хранения оружия повлекшее его потерю, которая влечет аннулирование разрешений на хранение и ношение оружия на должностных и юридических лиц».

В настоящий момент по ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ «нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами» предусмотрена санкция в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 500 до 2000 рублей с возмездным изъятием оружия и патронов или без него. Однако, санкция данной статьи, на наш взгляд, не соответствует общественной опасности рассматриваемого правонарушения. Так, например, нарушение правил хранения и ношения оружия нередко приводят к несчастным случаям, особенно это актуально, если оружие вследствие недолжного хранения владельцем попадает к несовершеннолетним, не вполне осознающим общественную опасность оружия, так же нарушение правил хранения оружия может повлечь хищение этого оружия. Так, например, известны случаи, когда владелец оружия оставляет его в транспортном средстве, откуда оно похищаетсянарушение правил уничтожения оружия и патронов к нему в домашних условиях вполне Может привести и к повреждению имущества и даже к смерти человека. В этой связи, представляется целесообразным повысить размер штрафа до 2000;5000 рублей, а предупреждение налагать на только граждан, впервые совершивших административное правонарушение в сфере оборота оружия, не повлекшие серьезные последствия. Отдельно следует подходить к нарушению правил хранения оружия, повлекшее его потерю — в этом случае следует предусмотреть в качестве санкции аннулирование существующих разрешений на хранение и ношение оружия, а также действующих лицензий на приобретение любого вида оружия с возмездной конфискацией оружия. Согласно ч. З указанной статьи «нарушение правил коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без таковогона юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового». Несмотря на то, что до сих пор не определен четкий порядок экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему и не создана необходимая нормативная база для осуществления этих действий, следовало бы увеличить размер штрафа по данной части статьи для граждан от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей.

Статьей 20.9 КоАП РФ, устанавливается ответственность за установку на гражданское или служебное оружие приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов ночного видения. Следует заметить, что продажа на территории Российской Федерации данных приспособлений запрещена. Вследствие этого, деяние предусмотренное диспозицией данной статьи будет подпадать под часть 1 статьи 222 УК РФ. Согласно статистике за исследуемый период не было выявлено ни одного административного правонарушения предусмотренного этой статьей. Всё это позволяет сделать вывод о том, что статью 20.9 КоАП РФ следует исключить.

Необходимо внести поправки и в статью 20.10 КоАП РФ, в которой предусматривается ответственность за незаконное изготовление, продажу или передачу пневматического оружия и изложить ее в следующей редакции: 1. Незаконное изготовление пневматического оружия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковойна юридических лиц — от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой.

2. Продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковойна должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковойна юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой.

Согласно статистике, наибольшее количество административных правонарушений в сфере оборота оружия регистрируется по ст. 20.11 КоАП РФ «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет». В настоящий момент нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей. Нарушение должностными лицами, ответственными за хранение и использование оружия, сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. На наш взгляд в данную статью следует внести следующие поправки:

— нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия влечет наложение предупреждения или штрафа в размере от одной до двух тысяч рублей, повторное нарушение влечет штраф в размере от двух до четырех тысяч рублей;

— нарушение гражданином установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на хранение и ношение оружия влечет наложение штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей.

— нарушение гражданином сроков перерегистрации оружия при изменении постоянного места жительства влечет наложение предупреждения или штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей. повторное нарушение гражданином установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на хранение и ношение оружия или перерегистрации оружия при изменении постоянного места жительства влечет аннулирование лицензии с возмездной конфискацией оружия.

— нарушение должностными лицами, ответственными за хранение и использование оружия, сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение влечет наложение административного штрафа в размере от одной четырех до пяти тысяч рублей.

Статьей 20.12 КоАП РФ, устанавливается ответственность за пересылку оружия, нарушения правил перевозки, транспортирования и использования оружия и патронов к нему. Обратим внимание на части 2 и 3 данной статьи. Правила перевозки оружия и патронов к нему регулируется положениями раздела XIII Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля.

1998 г. N 814 и Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288. Нарушение указанных правил может привести к хищению оружия. С учетом того, что даже гражданин может перевозить без уведомления ОВД до 5 единиц оружия, санкция к ч. 2 статьи явно занижена. Санкцию к ч. 3 ст. 20.12 представляется необходимым дополнить административным арестом сроком на 15 суток.

Следует заметить, что на сегодняшний момент законодателем не урегулирован должным образом вопрос об обороте пневматического оружия дульная энергия которого не превышает 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм.

Между тем, многие граждане, приобретая пневматическое оружие, недооценивают общественную опасность его использования, считая это оружие абсолютно безопасным. Подавляющее количество лиц, приобретающих только пневматическое оружие не имеют необходимых знаний по правилам безопасного обращения с ним, что приводит к большому количеству несчастных случаев, поскольку специальных требований по проверке знаний и умению обращаться с данным оружием не существует.

Зачастую рассматриваемое оружие попадает к несовершеннолетним лицам. В качестве яркого примера можно привести безответственность некоторых родителей, дарящих на праздники пневматическое оружие своим детям. Такое положение недопустимо и требует незамедлительного регулирования и контроля.

Нельзя допускать приобретения и использования пневматического оружия лицами, находящимися на учете в психдеспансерах, наркологических диспансерах. На настоящий момент не существует никаких ограничений по приобретению пневматического оружия данными категориями лиц, что, несомненно, обостряет криминогенную обстановку в стране.

На сегодняшний день, очевидно, что необходимо скорейшее принятие мер по совершенствованию законодательства в данной сфере. Прежде всего, основного нормативного правового акта — Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Так, в соответствие с этим законом под пневматическим оружием понимается «оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа», при этом, вид цели не указывается. Там же, в ст. 13 указано, что приобретение пневматического оружия калибра до 4,5 мм с дульной энергией не более 7,5 Дж не требует получения лицензии и не подлежит регистрации. Нельзя забывать, что технический прогресс в производстве пневматического оружия позволяет в пределах указанного ограничения создавать оружие, превосходящее даже некоторые виды огнестрельного оружия, что создает благотворную почву для совершения правонарушений с использованием такого рода пневматического оружия.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным внести изменения в ст. 13 ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии» и изложить часть 4 в следующей редакции: «Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, регистрации не подлежат, и граждане Российской Федерации имеют право приобретать их без получения лицензии», а также добавить часть 5: «Пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно имеют право приобретать без получения лицензии дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия с обязательной регистрацией по месту покупки при предъявлении паспорта и медицинской справки установленного образца после сдачи зачета о правилах обращения с оружием». При этом регистрационные данные должны передаваться в автоматизированную информационно-поисковую систему АИПС «Оружие-МВД» продавцом, для чего необходимо предоставить магазинам по продаже оружия возможность занесения регистрационной информации в указанную систему.

Отдельно следует отметить ст. 20.13 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах. В первую очередь, исходя из смысла статьи, действие «стрельба из оружия» подразумевает под собой стрельбу из любых видов оружия, следовательно, и из пневматического оружия с дульной энергией до 7,5 Дж и калибром 4,5 мм. Однако, в настоящий момент, по отношению к указанному виду оружия данная статья не применяется, хотя случаи использования пневматического оружия в населенных пунктах достаточно распространены и способны принести вред окружающим и их имуществу. Нередки случаи применения пневматического оружия с целью стрельбы по бродячим животным, по окнам домов и транспортным средствам из хулиганских побуждений. В санкции по данной статье представляется разумным добавить административный арест сроком на 15 суток и увеличить размер штрафа.

4. Следует обратить внимание, что до сих пор не четко определена степень общественной опасности совершения преступлений и правонарушений совершенных с использованием пневматического оружия. На данный момент закон не предусматривает критерии разграничения степени опасности преступления, совершенные с использованием топоров, ножей, иных предметов хозяйственно-бытового предназначения, автотранспортных средств, иных источников повышенной опасности и пневматического оружия. Представляется, что такое разграничение необходимо по следующему основанию: к источникам повышенной опасности относятся объекты, повседневно используемые в деятельности человека, в силу своих особенностей способные принести вред жизни, здоровью и собственности. Однако по цели использования для причинения такого рода вреда они не предназначены. То же самое можно сказать и о предметах хозяйственно-бытового назначения.

Пневматическое оружие как вид оружия, исходя из ст. 1 Закона «Об оружии» служит для поражения живой или иной цели и основное предназначение его заключается именно в этом. В связи с этим представляется логичным признание более опасным совершение преступления с использованием пневматического оружия нежели с использованием предметов хозяйственно-бытового назначения и источников повышенной опасности. А, следовательно, совершения таких преступлений должно иметь более строгое наказание.

5. В настоящий момент вводится в действие АИПС «Оружие» МВД России. Данная система в значительной степени облегчит работу органов внутренних дел, в том числе и по профилактике правонарушений в сфере оборота оружия, однако её совершенствование и добавление некоторых не предусмотренных в ней функций способно значительно повысить эффективность её применения. В частности предлагается создать в базе отдельную категорию оружия, составляющего культурную ценность с обязательной визуальной информацией об оружии. Данная мера позволит более эффективно бороться с незаконным вывозом из страны оружия, составляющего культурную ценность.

6. Регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия нуждается в доработке;

— необходимо создать и внедрить в использование памятку о культуре обращения с оружием. Данная памятка была нами разработана и находится в Приложении;

— Было бы логичным разделить процесс получения лицензии на приобретение оружия условно на 5 этапов с учетом вида приобретаемого оружия:

1. Подача документов на получение лицензии (на все виды оружия, для которых необходимо получение лицензии);

2. Проведение психологического тестирования (только на получение лицензии на приобретение гладкоствольного длинноствольного оружия как для самообороны, так и для охоты);

3. Обучение кандидата на получение лицензии (на все виды оружия, для которых необходимо получение лицензии);

4. Тестирование кандидата (на все виды оружия, для которых необходимо получение лицензии);

5. Получение лицензии (на все виды оружия, для которых необходимо получение лицензии).

Первый этап предполагается оставить идентичным ныне существующему и предусмотренному п. 22 Приказа МВД России от.

12.04.1999 г. № 288. Органы внутренних дел должны в срок, установленный законом провести необходимые проверки заявителя и вынести решение об отказе в приеме документов или о приеме документов для получения лицензии на приобретение оружия.

Второй этап является новеллой для Российского законодательства. Данный этап необходим для того, чтобы выявить лиц, имеющих незначительные психические отклонения, которые полностью препятствуют использованию оружия или могут способствовать совершению правонарушений с использованием оружия. В случае выявления подобных отклонений предлагается отказывать таким лицам в получении лицензии на приобретение оружия.

За основу третьего этапа получения лицензии на приобретение оружия на наш взгляд было бы логичным взять процедуру обучения на управление транспортным средством, то есть предоставить право на обучение кандидатов частным организациям. В настоящий момент во многих субъектах Российской Федерации практически созданы все условия для введения обязательного обучения кандидатов на получение лицензии на приобретение оружия. В частности, тренировку и обучение граждан использованию оружия по Москве и Московской области осуществляет порядка 31 тира и стрельбища.

На наш взгляд, обучение для граждан было бы целесообразно разделить на 3 категории в зависимости от вида приобретаемого оружия: оружие самообороны, гладкоствольного длинноствольного оружия для самообороны и охотничьего оружия. Отдельно следует учесть необходимость сдачи зачета для лиц приобретающих пневматическое оружие, для которого законодательством об оружии не предусмотрено получение лицензии. Все обучение можно разделить на 2 части — теоретическую и практическую. В теоретическую часть необходимо включить курс лекций об основных нормативных правовых актах в сфере оборота оружия, правилах безопасного обращения с оружием, устройство оружия, культуре обращения с оружием. Основой такого курса могли бы стать лекции по огневой подготовке учебных заведений МВД России. Практическая часть должна включать в себя стрельбы, сборку/разборку оружия, уход за оружием. По результатам обучения, кандидату должен выдаваться сертификат с итоговыми оценками за теоретическую и практическую часть занятий. Лицам сдавшим зачет по правилам обращения с пневматическим оружием будет выдаваться соответствующая справка.

В зависимости от вида оружия, приобретаемого гражданином курсы должны быть разные и должны быть разработаны именно исходя из специфики конкретного вида оружия:

4. Оружие самообороны (теория, практика (без стрельб для кандидатов на получение лицензии на приобретение газового оружия));

5. Гладкоствольное длинноствольное оружие (полный курс теории и практики);

6. Охотничье нарезное оружие (только практический курс).

Четвертый этап получения лицензии на приобретение оружия гражданами предлагается осуществить опять же на основе уже разработанной методики проверки теоретических знаний при получении права на управление транспортным средством, то есть кандидат обязан пройти тестирование (на компьютере или в письменном виде) на предмет знаний полученных в процессе обучения. В случае, если кандидат успешно проходит тестирование, органы внутренних дел выдают ему лицензию на приобретение оружия. Следует заметить, что вряд ли будет целесообразным проводить также и проверку практической подготовленности кандидатов органами внутренних дел, так как это сложно выполнимо и трудоемко.

Следует так же учесть тех граждан, которые уже имеют оружие. Предлагается при продлении разрешений на хранение и ношение оружия также в обязательном порядке подвергать их тестированию, и в случае, если владелец оружия не сдал тест, направлять его на обучение с приостановлением действия разрешений на срок его обучения.

7. Взаимодействие субъектов системы профилактики правонарушений в сфере оборота оружия является одной из основополагающих предпосылок для реально эффективной деятельности по борьбе с правонарушениями в этой сфере. Следует отметить, что характерной особенностью отношений между субъектами этой системы является тот факт, что далеко не всегда между ними существует связь. Иногда такой связи не существует даже в пределах отдельного территориального района, в котором эти субъекты могут осуществлять свою профилактическую деятельность независимо друг от друга, что значительно снижает эффективность профилактического воздействия. Говоря о взаимодействии субъектов профилактической деятельности в общем, в рамках государства, в сфере оборота оружия такая связь вообще практически не налажена. Исходя из этого, на наш взгляд было бы разумным внести в государственную думу проект закона о профилактике преступлений и иных правонарушений, который будет содержать в себе отдельный раздел о профилактике правонарушений в сфере оборота оружия, а контроль за исполнением отдельных совместных планов органов внутренних дел и других органов государственной власти и общественных формирований в данной сфере возложить на Правительство РФ.

8. Необходимость создания информационного ресурса освещающего вопросы оборота оружия очевидна, так как существующие ныне неофициальные информационные порталы, посвященные обороту оружия зачастую содержат противоречивую информацию, нередко не соответствующую действительности. Вследствие этого владелец оружия достаточно часто по заблуждению или по незнанию может нарушить закон, что повлечет для него административную или уголовную ответственность. Касаясь экономической целесообразности, следует отметить, что при должном техническом сопровождении (например, если техническим обеспечением и поддержанием ресурса занимается частная компания по outsorsing’y) данная мера может быть даже экономически выгодна. Так, например, официальный сайт МВД России (www.mvd.ru) ежедневно посещают около 40 000 раз, т. е. 1 200 000 посещений в месяц, что может приносить до 50 тысяч рублей ежемесячно только от одного вида контекстной рекламы.

Создание такого ресурса позволит сократить количество административных правонарушений в сфере оборота оружия, а в будущем будет способствовать упрощению процедуры подачи заявлений от граждан (например, отправление заявлений посредством e-mail сообщений)1.

Такая система в настоящий момент разрабатывается и предусмотрена в проекте административного регламента по исполнению государственных функций, связанных с контролем по обороту оружия и взрывчатых материалов промышленного назначения, а также за сохранностью и техническим состоянием боевого оружия, выданного во временное пользование юридическим и физическим лицам.

Также было бы уместным обратить внимание на внедрение информации по обороту оружия в непосредственно поисковые системы интернета, а также в базы знаний (например, wikipedia.org).

Еще одной эффективной мерой информационного характера по борьбе с правонарушениями является наглядная социальная реклама. В частности, следует обратить внимание на агитационные плакаты на тему безопасного обращения с оружием. В настоящее время такого рода информирование населения касаемо данной сферы не производится вообще, однако, опираясь на опыт создания подобных плакатов, посвященных безопасности дорожного движения, следует отметить их полезность. Следует отметить, что несмотря на действенность подобного рода информирования населения не стоит забывать, что без должного знания типографики, дизайна и опыта работы по созданию агитационных плакатов создать их сложно. В связи с этим, по нашему мнению, будет разумным заказывать данные плакаты у профессиональных дизайн-студий, работающих в данной сфере. Таким образом, подобное информирование населения будет нацелено на достижение максимально положительного результата в борьбе с правонарушениями.

Проведенное диссертационное исследование позволило выявить основные проблемы и направления совершенствования профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ред. от 28.11.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 09.11.2009 //Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009. Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 17.07.2009. Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ ред. от 13.10.2009 // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2066.
  7. Федеральный Закон Российской Федерации от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» ред. от 9.02.2009, с изм. от 24.07.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. № 51 ст. 5681.
  8. Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ред. от 30.12.2008, с изм. от 18.07.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3430
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 219 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ред. от 14.09.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.03.2009, № 12, ст. 1429.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 718 «О награждении оружием граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2005, № 50 ст. 5304.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2001 г. № 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой» ред. от 10.03.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.09.2001, № 37 ст. 3690.
  12. Приказ ГФС Российской Федерации от 30.05.2008 № 170 «Об утверждении Положения о наградном оружии в системе ГФС России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 29, 21.07.2008.
  13. Приказ МВД Российской Федерации от 15.06.1999 № 437 «О первоочередных мерах по созданию в МВД России автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия»
  14. Приказ МВД Российской Федерации от 29.12.2000 № 1328 «Об утверждении Инструкции о порядке награждения, вручения, хранения и ношения наградного оружия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» ред. от 10.08.2001.
  15. Приказ МВД Российской Федерации от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений) ред. от 29.01.2009.
  16. Российской Федерации") ред. от 16.05.2009 // Бюллетеньнормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 32, 09.08.1999
  17. Монографии, учебники, учебные пособия:
  18. Т.Е., Кабалкина А. Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Изд-во «Юрист», 2006.
  19. Г. А. Криминология. Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. ЮНИТИ. М., 2006.
  20. Административное право /Под ред. А. Е. Лунева. М., 1970.
  21. Административное право. Учебное пособие / Под. ред. А.П.1. Коренева. М., 1986.
  22. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под. ред. Л. Л. Попова. М.: Академия МВД СССР, 1987.
  23. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. М., МВШМ МВД СССР, 1987.
  24. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А. П. Коренева. В 2-х частях. Часть общая. М., 1992.
  25. Административная деятельность органов внутренних дел. Особенная часть. М., 1993.
  26. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 1999.
  27. С.С. Общая теория права. T.l. М., 1981.
  28. С.С. Теория права. Харьков, 1994.2.12Бахрах Д. Н. Очерки теории российского права. М.: Норма, 2008.
  29. Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Инфра-М, 2004.
  30. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
  31. Ю.Д. Система субъектов и тактика профилактики правонарушений: Лекция / Под ред. Г. А. Аванесова. М., 1980 г.
  32. Ю.Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений: Учебное пособие. Минск. 1986 г.
  33. Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах, СПб., 1898. Т. 43.
  34. В.Н., Кропачев Н. М. Криминология, СПб, 2002 г.
  35. И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Часть 1. Предмет и понятие. М., 1981.
  36. П. Демократия и общественный прогресс. М., 1972.
  37. А.А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный Дом, 2003.
  38. В.В. Негосударственная (частная) охранная деятельность в Российской Федерации. Монография. М, ВНИИ МВД России, 2007.
  39. В.О. Неопубликованные произведения. М, Наука 1983.
  40. Н.Н. Качественные методы в криминологии. М., 1971.
  41. В.Н. Криминология. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2007.
  42. В.Н., Эминов В. Е. Криминология. Учебник. М.: Юристь, 2007.
  43. А.Г. Профилактика преступлений. Юрид. лит. М., 1972.
  44. Ли Д. А. Преступность как социальное явление. М., 1997 г.
  45. В.П. Криминология и административная юрисдикция милиции. М.: ИНФРА-М. 1996.
  46. В.Д. Учебник по Криминологии, М., 2008.
  47. М.Н. Комментарии к законам «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности» (научно-практические рекомендации). М.-СПб., — 1998.
  48. Ш. Избр. произв., М.: Мысль, 1999.
  49. С.И. Словарь русского языка. 4-е издание. ОНИКС. М., 2007 г.
  50. В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2005.
  51. Платон, Аристотель, Энгельс Ф. Политика. Наука об управлении государством. М.: Эксмо. 2003.
  52. Ф.С. Основы административной деятельности: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1986
  53. А.Я. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2007.3. Научные статьи:
  54. Проблемы повышения эффективности предупредительной функции отдельных отраслей права в Российской Федерации // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. -Спб. 2007, № 2 (40)
  55. А.И. О понятиях «использование» и «применение» огнестрельного оружия как элементах оборота оружия // Государство и право. М.: Наука, 2003, № 7
  56. М.Ю. Использование профилактических возможностей средств массовой информации // Совершенствование профилактической деятельности органов внутренних дел. Сборник научных трудов. Ташкент. 1981.
  57. .М., Лунев А. Е. Основы законодательства об административных правонарушениях // Сов. госуд. и право. 1981, № 4.
  58. Г. М. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы её эффективности // Вопросы борьбы с преступностью., вып. 17. М., 1972.
  59. В.И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984.
  60. Ю.А. Социальные управляющие системы // Советское государство и право, 1970.
  61. А.А. Грани системы профилактики // Профессионал 2(76), 2007 г.
  62. ЗЛОШелковникова Е. Д. Становление и развитие правового регулирования контроля за оборотом оружия в России // Законы России: опыт, анализ, практика. № 5, ноябрь 2006 г.
  63. А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право. 1994, № 8−9.
  64. А.С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности. // Вопросы борьбы с преступностью, вып. 17. М., 1972.
  65. Авторефераты и диссертации:
  66. А.А. Совершенствование деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия (организационно-правовой аспект): Дисс. канд. юр. наук. СПб., 1998.
  67. А.Д. Административно-правовой режим оборота оружия в Российской Федерации. Дисс. канд. юр. наук. -М., 2007.
  68. И.Е. Административно-предупредительные меры, применяемые милицией (по материалам органов внутренних дел Нижегородской области): Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  69. В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации. Автореферат дисс. док. юр. наук. Екатеринбург. 2008.
  70. И.В. Административно-правовое регулирование оборота гражданского оружия и деятельность органов внутренних дел по его осуществлению. Дисс. канд. юр. наук. М., 2000.
  71. А.А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: Дисс. док. юр. наук. Москва, 2007.
  72. В.А. Предупреждение органами внутренних дел административных правонарушений, посягающих на общественный порядок: Дис. канд.юрид.наук. М., 1990.
  73. Э.Е. Административная деликтология: Дис. докт. юрид. наук. М., 2002.
  74. О.С. Административная деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского огнестрельного оружия: Дисс. кан. юр. наук. Екатеринбург. 2002.
  75. В.А. Административно-правовая организация лицензирования оружия органами исполнительной власти. Дисс. канд. юр. наук. Хабаровск. 2001.
  76. А.И. административная деликтность в области охраны общественного порядка и ее профилактики органами внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1983.
  77. Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003 г.
  78. В.В. Преступность несовершеннолетних: состояние, функции, последствия, социальный контроль. Автореферат дисс. кан. юр. наук. Краснодар. 2007.
  79. Данные Фонда общественного мнения от 27 апреля 2008 г. http://bd.fom.ru/report/whatsnew/d081924.
  80. Опрос Фонда общественного мнения от 1−2 ноября 2008 г. http://bd.fom.ru/report/map/milsborO 1.
Заполнить форму текущей работой