Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные потребности в системе координат современной российской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ системы социальных потребностей был проведен нами в контексте современной социокультурной ситуации именно потому, что науке культурологии предстоит сегодня стать основным рычагом, с помощью которого современная культура обретет свою универсальную гармоничную целостность. Поскольку угроза терроризма, проблемы в развитии экономики, сохранении культурных ценностей обуславливают растущий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Потребности в современном социокультурном контексте
    • 1. 1. Рынок социальных потребностей: традиции и современность
    • 1. 2. Потребности в контексте теории социального благополучия
    • 1. 3. Формирование ложных потребностей как социокультурная игра
  • ГЛАВА 2. Реалии процессов глобализации и социальные потребности
    • 2. 1. Кризис социальных потребностей как последствия процессов глобали
    • 2. 2. Социальные потребности в культуре постмодерна
    • 2. 3. Потребности и социальное конструирование реальности

Социальные потребности в системе координат современной российской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сегодняшняя ситуация формирования и деформирования социальных потребностей в России находится на сложном этапе развития. Современная культура диктует человеку потребности в красивой одежде, изысканной еде, внешнем статусе и престиже, делая погоню за модой и престижем едва ли не самыми актуальными в его жизни задачами. От удовлетворения именно этих потребностей зависят занятость на рынке труда, успех, как крупного, так и малого бизнеса, развитие современной экономики, социума и культуры. Одним из определяющих факторов благополучности данного развития является исследование системы социальных потребностей в контексте современной социокультурной ситуации.

Задача организовать толерантное и высокоорганизованное сосуществование людей на земле сегодня возлагается именно на культуру. Жизнь и судьба каждого человека формируются при его непосредственном участии в переходных социокультурных процессах. Поэтому разработка проблематики гуманистической философии культуры и исследование понятия социальной потребности, а также выявлений их типов, в том числе, тормозящих культурное развитие и способствующих появлению кризисов и катаклизмов, является одной из актуальнейших проблем и условий успешного и гармоничного развития отечественной культуры. Переход к высокоорганизованной культуре, в которой нет места социальным и психологическим деформациям и социокультурному произволу, целиком и полностью зависит от комплексного исследования всех процессов, так или иначе обуславливающих формирование социальных потребностей.

4 Социальные потребности, как многостороннее явление, не могут не взаимодействовать с другими социокультурными и психологическими явлениями, что предполагает необходимость их анализа на наиболее абстрактном уровне с целью дополнения совокупности теоретических знаний в области культурологии (в контексте некоторых понятий психологии, социологии, а также всеобщей системы знаний) и создания единой картины мира, соответствующей современному уровню развития науки, культуры и исторического опыта.

Философский и культурологический анализ вопросов происхождения и существования социальных потребностей включен в современный контекст как западных, так и отечественных исследований. Однако при существующем высоком интересе вопрос о непосредственном анализе культуры как системы координат функционирования социальных потребностей остается неисследованным.

Проблема исследования и формирования социальных потребностей в контексте современной культуры становится одной из актуальных для всего комплекса социально-гуманитарных наук. Угроза терроризма, проблемы в развитии экономики, сохранение культурных ценностей и, наконец, социокультурной деформация рынка социальных потребностей обуславливают растущий интерес общества именно к тем факторам, явлениям социально-политической жизни, которые могли бы способствовать развитию экономически стабильного российского государства.

Важную роль в формировании культуры и общества в целом играют социальные потребности, их удовлетворение и социальная корректировка. Без понимания функционирования системы социальных потребностей невозможно сохранение национальных традиций, религиозных и нравственных норм, формирование тех или иных культурных ориентаций современного общества, плодотворное развитие современной культуры. Используемый нами контекст классической и современной философии и культурологии придает новизну и актуальность настоящей работе, поскольку, несмотря на объективную социокультурную необходимость, подобного исследования ранее проведено не было.

Научные взгляд на проблему социальных потребностей в контексте современной культуры дополнено фактами и мнениями, бытующими в современных средствах массовой информации. Опуская типичный негативный контекст, приводим некоторые из фактов исключительно в целях понимания той системы координат, в которой происходит становление современной культуры. Избегание тех или иных негативных категоричных оценочных суждений о современной культуре и о социальных потребностях ставит нашу работу в ранг позитивно направленных, актуальность которых призвана дать обществу силы для преодоления реальных и мифологических экономических и социокультурных проблем.

Степень научной разработанности темы. Проблемы развития культуры, современной социокультурной ситуации в России, роли культуры в формировании и деформировании социальных потребностей в обществе, исследованы в работах видных отечественных и зарубежных ученых.

Вопросами изучения понятия «культуры», ее функциями и ролью в процессе развития (преемственности) занимались такие видные ученые, как Э. А. Баллер, А. П. Марченко, И. Белоконь, В. Суханов, Ю. В. Бромлей, J1.H. Гумилев, И. Левин, В. А. Малинин, Ю. М. Лотман, Э. Шилз, Э. Маркарян, А. А. Тлюняева, А .Я. Флиер, С. Н. Иконникова, В. П. Большакова, А. И. Арнольдов, А. А. Аронов, Н. А. Бердяев, А. С. Фриш, М. Б. Туровский, К. Ясперс, Л. Фейербах, В. П. Тугаринов и др.

Необходимо отметить, что проблемы социальных потребностей, мотивации и сохранения культурных ценностей отражаются в работах таких авторов, как М. М. Богуславский, А. Я. Флиер, Л. А. Стешко, В. Д. Тепферов, А. П. Сергеев и др.

Определяя место социальных потребностей в культуре и в обществе с точки зрения культурологии и философии (онтологии, аксиологии и гносеологии), необходимо обратиться к трудам таких известных философов, как Г. В.Ф.

Гегель, Э. Кант, X. Кельзен, Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд, Е. Б. Пашуканис, B.C. Соловьев, И. Бентам, С. В. Нерсесянц и др.

Анализируя современный этап развития культуры, необходимо отметить, что исследователями были обстоятельно рассмотрены прикладные аспекты данной проблемы. Среди авторов, занимающихся изучением данной проблемы, следует отметить С. С. Алексеева, И. А. Ильина, В. П. Сальникова, М. Б. Смоленского, И. А. Гагина, B.C. Слепокурова и др.

Последнее десятилетие постсоветской демократической России породило ряд интересных работ, в которых исследуются взаимоотношения культуры и общества. Это работы А. Андреева, Е. Баразговой, А. Грабель-никова, С. Кара-Мурзы, М. Ковалевой, Б. Лозовского, А. Мухина, Н. Петровой, Г. Поличко, Г. Почепцова и др.

Непосредственно психологические аспекты, важные для исследования темы, были почерпнуты нами из работ Р. Арнхейма, Э. Берна, А .Я. Бо-родецкого, Е. Брунсвика, И. А. Гельмана, Дж. Гибсона, В. Н. Зазыкина, В. П. Зинченко, И. С. Кона, И. В. Крылова, А. Н. Лебедева, К. Левина, Р.И. Мок-шанцева, С. А. Омельченко, С. В. Покровской, Г. К. Серегина, Ф. Г. Панкратова, Е. Ю. Петровой, Д. Н. Узнадзе, Р. Чалдини, В. Г. Шакурина и др.

Особенностью современной реальности является актуализация массовой культуры в целом, а также интенсификация процессов, которые формируют массовое сознание. Культура и создаваемая ею продукция оказывает влияние на утверждение определенных моделей человеческого поведения в культуре, формирование тех или иных социальных потребностей, способствует переосмыслению индивидуального бытия.

Границы допустимых в современной культуре манипуляций социальными потребностями, предлагаемые Р. Бендлером, С. Гориным, Д. Гриндлером, С. Кара-Мурзой, Г. Лебоном, М. Люшером, В. Ф. Петренко и др., также исследуются в работе.

Объект исследования — социальные потребности как явление, как одна из форм самоопределения человека в обществе.

Предмет исследования — культурная опосредованность социальных потребностей.

Гипотеза исследования заключается в том, что современные социальные потребности в относительно меньшей мере определяются соображениями социального престижа, как это имело место минувшую индустриальную эпоху, и в относительно большей — стремлением к культурной самоидентификации человека, что характерно для постиндустриального информационного общества и что расширяет возможность для манипуляции сознанием человека.

Цель исследования заключается в выработке научных оснований для такого целенаправленного воздействия на формирование социальных потребностей людей, которое могло бы положительно влиять на процессы общего культурного развития российского общества.

Данная цель конкретизируется путем решения следующих задач:

— проанализировать понятия «потребность» и «социальная потребность» в научной литературе;

— определить место социальных потребностей в системе современной культуры и их роль в ее формировании;

— рассмотреть социальные потребности применительно к массовой, элитарной культуре на современном этапе;

— исследовать социальные потребности в системе координат философии постмодернизма;

— проанализировать понятие социальной потребности в соотношении с имеющим место кризисом коллективной идентичности, автономизацией видов искусства и «ренессансом» эстетических теорий синтеза, активизацией личности маргинального типа, эсхатологическим переживанием истории и т. д.

Методология исследования обусловлены содержанием и целью работы. В качестве основной в работе используется методология структурного функционализма, в рамках которой получили наибольшее развитие принципы исследования интересов и потребностей людей. По ряду частных вопросов символической значимости тех или иных потребностей и форм их выражения используется также методология структурализма.

В работе используются методы системного анализа, компаративного анализа, генетического анализа, факторного анализа, семантического анализа, моделирования и редукции, а так же ряд других.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— проанализированы понятия «потребность» и «социальная потребность» в контексте современной социокультурной ситуации;

— исследовано и определено соотношение социальных потребностей с понятиями «рынок» и «кризис», установлена взаимосвязь и взаимозависимость их с кризисом коллективной идентичности и современной тенденции глобализации культурного пространстваI.

— рассмотрено понятие «потребность» и «социальная потребность» применительно к массовой и элитарной культуре на современном этапе;

— исследованы понятия «потребность» и «социальная потребность» в философии постмодерна, выявлены некоторые позитивные и негативные тенденции, способствующие деформации социокультурного пространства;

— проанализировано влияние задач самоидентификации человека на композицию его различных социальных потребностей.

Теоретическая значимость исследования связана с выстраиванием теоретических представлений о месте культурных потребностей в общей структуре социальных потребностей и все более возрастающей роли искусственно формируемых виртуальных потребностей людей в современном обществе, как новой технологии социального управления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке и исследовании ряда проблем современной культуры. Выводы и положения диссертации могут быть применимы для создания программ социального и культурного развития, при чтении учебных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам, таким, как культурология, социология, философия и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ системы социальных потребностей был проведен нами в контексте современной социокультурной ситуации именно потому, что науке культурологии предстоит сегодня стать основным рычагом, с помощью которого современная культура обретет свою универсальную гармоничную целостность. Поскольку угроза терроризма, проблемы в развитии экономики, сохранении культурных ценностей обуславливают растущий интерес культурологов и государственных деятелей именно к тем факторам, явлениям социально-политической жизни и культурным институтам, которые могли бы способствовать развитию культуры экономически стабильного российского государства.

Проблема исследования и формирования культуры как системы координат социальных потребностей в контексте современной социокультурной ситуации открывает дальнейшие перспективы научных исследований. Гуманистическая направленность современной культуры представляет существенное значение не только для науки, общественной практики, социально-правовой жизни государства, но и для всего общества.

Разработка проблематики гуманистической культуры как системы координат социальных потребностей современного человека является одним из условий успешного построения гражданского общества, успешной борьбы с коррупцией, в том числе в области науки и культуры, а также успешной борьбы с экономическим кризисом. Проведенное нами исследование, безусловно, доказало и обусловило необходимость дальнейшего комплексного исследования обозначенной нами проблемы на стыке различных областей научного знания.

Отметим, что в результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

— проанализированы понятия «потребность» и «социальная потребность» в работах ученых от времен античности до наших дней;

— определено место социальных потребностей в системе современной культуры и их роль в ее формировании;

— рассмотрены социальные потребности применительно к массовой, элитарной и традиционной культуре на современном этапе;

— исследованы социальные потребности в системе координат философии постмодерна;

— проанализировано понятие социальной потребности в соотношении с изменением отношения человека к пространству и времени, кризисом коллективной идентичности, автономизацией видов искусства и «ренессансом» эстетических теорий синтеза, открытием логики «вечного возвращения», активизацией личности маргинального типа, эсхатологическим переживанием истории.

Проведенный в настоящей работе анализ бытования и функционирования социальных потребностей в системе координат современной российской культуры, безусловно, способствует выработке теоретико-методологических основ формирования и сохранения культуры современной России.

В заключении сформулируем некоторые выводы:

1. Потребность — это важнейшая составляющая человеческого бытия, содержание которой определяется многими факторами: витальными (потребность в еде, тепле, отдыхе, физиологические потребности), непосредственно социальными (потребность в социальном соответствии общественным нормам и символике социальной престижности, в социальной справедливости и солидарности и т. п.), социально-культурными (потребность в системном мировоззрении, культурной идентичности, эстетическом удовольствии и пр.).

2. В общей структуре потребностей современного человека все большее место начинают занимать именно культурные потребности, что связано с трансформацией прежних социальных связей, доминировавших в индустриальном обществе, в новый тип, начинающий преобладать в информационном обществе, где проблема культурной самоидентификации человека в социальном окружении становится все более острой.

3. Наряду с реальными потребностями, отражающими объективную ситуацию существования человека в актуальном социальном окружении, существуют (и в последние десятилетия получают все большее распространение) и ложные, виртуальные потребности, искусственно стимулируемые в человеке с разными целями.

4. Массовая культура представляет собой целую индустрию, ведущую работу по организованной стимуляции виртуальных потребностей (преимущественно на уровне индивидуальном, но нередко и на социальном), преследующую цели, как экономические, так и общего социального контроля и управления посредством манипуляции сознанием людей.

5. Особо значимую роль в стимуляции виртуальных потребностей сегодня играют средства массовой информации, преимущественно электронные.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П. Историческая антропология и этногенез. — М.: Наука, 1989.-444 с.
  2. Анатомия кризисов. // А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. М.: Наука, 1999.- 238 с.
  3. X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.
  4. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.- 392 с.
  5. С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. — СПб.: Санкт-Петербургская гос. академия культуры, 1994.- 224 с.
  6. А. С. Россия: критика исторического опыта. — Новосибирск: Новый хронограф, 1991.- Т. 2: Теория и методология. Словарь.- 378 с.
  7. В. А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб.: СПГУ, 1997. -160 с.
  8. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Прогресс, 1989.- 616 с.
  9. Ю.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе.- М.: Медиум, 1996. — 242 с.
  10. Берлайн. Любознательность и поиск информации// Вопросы психологии, 1966.- № 3.- С. 54−60.
  11. В. Внушение и толпа// Психология толпы. Социальные иполитические механизмы воздействия на массы.- М.: Эксмо, 2003.-С. 399−416.
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.- 265 с.
  13. . В тени молчаливого большинства или конец социального.- Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2000.- 321 с.
  14. . Соблазн.- М.: Ad Marginum, 2000.- 300 с.
  15. . Система вещей. — М.: Рудомино, 2001.- 218 с.
  16. . Общество потребления.- М.: Республика, Культурная революция, 2006.- 272 с.
  17. Философия и методология истории. Благовещенск: РИО БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.- 465 с.
  18. Ю.В. По поводу одного «Автонекролога» // Знамя.-1988.-№ 12. -с. 24−37.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М.: Эксмо, 2007.- 576 с.
  20. П. Социология политики.- М.: Socio-Logos, 1993.- 334 с.
  21. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия.- М.: Просвещение, 1973.- 340 с.
  22. В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Айрис-Пресс, 2008.- 576 с.
  23. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.- М.: Прогресс, 1988.- 456 с.
  24. И.А. Введение в философию истории. М.: ТЕИС, 1999. -235 с.
  25. B.C. Харизматическое сознание в историческом выборе россиян// Вестник МГУ, 1990.- Серия 12.- Т 5. С. 72−75.
  26. B.C. Харизматическое сознание в политическом выборе россиян// Вестник МГУ, 1996.- Серия 12.- Т. 6. С. 70−74.
  27. П.К. Концептуальные модели истории.- М.: Логос, 1995. -141 с.
  28. JI.E. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (Опыт философско-исторического анализа всемирно-исторического процесса).- Волгоград: Учитель, 1995, — 346 с.
  29. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия. -М.: ACT Харвест, 2000.- 592 с.
  30. JI.H. Этногенез и биосфера Земли.-М: ACT, 2005.- 512.
  31. Д. Экономика невинного обмана. Правда нашего времени М.: Европа, 2009−88 с.
  32. . Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998, — 383 с.
  33. . Гватари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.- 672 с.
  34. , Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. — Минск: Современный литератор, 1999. — 832 с.
  35. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. — 212 с.
  36. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Интрада, 1996.- 255 с.
  37. Н. Медиакультура новой России.- М.: Академический Проект, 2007.- 512 с.
  38. В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967. — С. 21−36.
  39. В.И. О биолого-географической концепции этнической истории // Вопросы истории. 1974. — № 2. — С. 4−8.
  40. А. Н. Политическая мифология. М.: Логос, 2003.- 382 с.
  41. Кон И. С. Междисциплинарные исследования.Социология. Психология. Сексология. Антропология.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.608 с.
  42. Контроль сознания и методы подавления личности: хрестоматия. — М.: Харвест, 2004.- 624 с.
  43. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.-Спб.: Вильяме, 2006.- 944 с.
  44. Т. Психология рекламы. Харьков: Студцентр, 2002.- 216.
  45. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 тт. СПб.: Алетейя, 1998.- 894 с.
  46. В.И. Пассионарность и ландшафт // Природа, 1970.- № 8. С. 27−36.
  47. . Телевидение. М.: Гнозис, 2000 — 160 с.
  48. .Ж. Стратегический маркетинг.- Спб.: Наука, 1996.589 с.
  49. К. Перемены и новаторство в технологии потреб-ления//Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса.- Спб.: Экономическая школа, 1999.- С. 326−336.
  50. А.Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе// Вопросы психологии.- М., 1996.- с. 23−45.
  51. Г. Психология народов и масс.- М.: Макет, 1995.- 320 с.
  52. Г., Тард Г. Психология толп.- М.: Институт психологии РАН, 1999.- 416 с.
  53. К. Динамическая психология.- М.: Смысл, 2001.- 576 с.
  54. . Состояние постмодерна.- М.- Спб.: Институт экспериментальной социологии, Алетейя, 1998.- 160 с.
  55. М. И. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: УГПУ, 1997.- 317 с.
  56. Ю.М. Культура и взрыв.- М.: Прогресс, Гнозис, 1992.- 270 с.
  57. Ю.М. Семиосфера.- Спб.: Искусство-Спб., 2000.- 704 с.
  58. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Канон-Пресс, 2000.- 464 с.
  59. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-С. 325.
  60. В.В. Теория этноса: к анализу оснований // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Философия и социология, 1994. С. 403.
  61. А. Принципы экономической науки: в 3 т.- М.: Прогресс, 1993.- Т.1.-414 с.
  62. . А. Новые рубежи человеческой природы.- М.: Смысл, 1999.- 425 с.
  63. А. Мотивация и личность.- Спб.: Питер, 2008.- 352 с.
  64. К. Избранные работы.- М.: Территория будущего, 2005.- 496 с.
  65. Н.Н. Экология человечества глазами математика.- М.: Молодая гвардия, 1988.- 254 с.
  66. Н.Н. Можно ли говорить о России в будущем времени? Россия в контексте «судьбы цивилизаций» // Экономическая наука современной России, 1998.- № 2, — С. 68−79.
  67. Р.И., Мокшанцева А. В. (сост.) Социальная психология.-М. -Новосибирск.: Инфра-М, 2001.- 408 с.
  68. Новые аудиовизуальные технологии. М.: Едиториал УРСС, 2005.488 с.
  69. Л. Анализ качественных данных// Социологические исследования.-М., 1998.-№ 12.- С. 101−114.
  70. Л. Анализ качественных данных// Социологические исследования.- М., 1998.- № 3.- С. 122−134.
  71. Организация управления общественным производством.- М.: МГУ, 1984. -256 с. 78,Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М.: Радуга, 1991.-639 с. 79.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс, — М.: ACT, 2008.- 352 с.
  72. Психология бизнеса: Хрестоматия.- Минск: Харвест, 1998.- 496 с. 81 .Психология господства и подчинения. — Минск: Харвест, 1998.- 560 с.
  73. Психология национальной терпимости: хрестоматия. Минск: Харвест, 1999.- 816 с.
  74. К. Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники? — М.: Искусство, 1992, 271 с.
  75. Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1981.- 135 с.
  76. Д. Дж., Мескон М. Х., Боуви К. Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес. В 2 т.- М.: Республика, 1995.- Т.1.- 431 с.
  77. В. Конверсия искусства. СПб.: Петрополис, 2001, 288 с.
  78. П.В. Избранные труды В 2-х тт.- М.: Наука, 2004.- Т. 1. Мозг: эмоции, потребности, поведение.- 440 с.
  79. Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты.- М.: МГУ, 1994.- С. 30−46
  80. П.А. Человек. Цивилизация.- М.: Политиздат, 1992.- 543 с.
  81. Судьба и воля: психология свободы. Хрестоматия.- Минск М.: Харвест, ACT, 2000.- 576 с.
  82. Н., Шатунова Т. Постмодернизм как ситуация философствования. Спб.: Алетейя, 2003.- 190 с.
  83. А. Дж. Постижение истории.- М.: Айрис-Пресс, 2008.- 640 с.
  84. Э. Шок будущего.- М.: ACT, 2008.- 557 с.
  85. Э. Третья волна. М.: ACT, 2004.- 784 с.
  86. JI.A. Энергия и эволюция культуры // Работы JI.A. Уайта по культурологии. М.: РАНИНИОН, 1996.- 169 с.
  87. Д. Психология установки.- Спб.: Питер, 2001.- 416. С.
  88. Ю. Н. В мире экранных искусств. М.: SVR-Apryc 1995.- 224 с.
  89. Ю. Н. Основы экранной культуры. — М.: МП Новая школа 1993.- 90 с.
  90. JI. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.: МГУ, 1996.- 231 с.
  91. Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974.- 469 с.
  92. А.Я. Массовая культура и ее социальные функции.- М.: Высшая школа культурологи, 1999.- 152 с.
  93. А.Я. Культурология для культурологов.- М.: Академический Проект, 2000, 492 с.
  94. А.Я. Культура как репрессия// Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т.- Спб.: Алетейя, 2008.- Т.1. Теория культуры.- С. 242−250.
  95. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.- 293 с.
  96. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я"// Психология толпы. Социальные и политические механизмы воздействия на массы.- М.: Эксмо, 2003.- С. 317−398.
  97. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.- 671 с.
  98. М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности.- М.: Магистериум-Касталь, 1996.- 448 с.
  99. М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 19 701 984: В 3 ч.- М.: Праксис, 2005.- Ч.1.- 381 с.
  100. Ф. Конец истории и последний человек.- М.: ACT, Ермак, 2005.- 592 с.
  101. М. Бытие и время.- М.: Наука, 2006.- 466 с.
  102. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрешнего дня.- М.: Прогресс, 1992.- 464 с.
  103. В. Философия и экология. М.: Наука, 1993.- 205 с.
  104. ИЗ. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. — М.: Наука, 2006.- 646 с.
  105. Духовная жизнь современного общества. Субкультуры и этносы в художественной жизни.- СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.- Т.1.-238 с.
  106. Художественная коммуникация и семиотика. М.: Наука, 1986.- 288 с.
  107. Р. Психология влияния.- Спб.: Питер, 2009.- 288 с.
  108. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. -М.: Наука, 1971.-384 с.
  109. В.П. Скрытое управление человеком: психология манипулирования. Минск — М.: Харвест, ACT, 2000.- 848 с.
  110. М. Избранные произведения.- М.: Гнозис, 1994.- 413 с.
  111. Шет Д., Сисодиа Р. Проблемы и анализ продуктивности маркетинга// Российский журнал менеджмента.- М., 2007.- Т.5.- С. 91−116.
  112. О. Закат Европы.- М.: Мысль, 1993.- Т.1.- 663 с.
  113. Шюц А.. Избранное: Мир, светящийся смыслом. — М.: РОС-СПЭН, 2004.— 1056 с.
  114. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию.
  115. СПб.: Симпозиум, 2008.- 412 с.
  116. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, 1996.592 с.
  117. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое настоящее. -М.: Мартис, 1995.- 320 с.
  118. Юнг К. Г. Психологические типы.- М.: ACT, 2006.- 768 с.
  119. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2006.- 352 с.
  120. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.- 527 с.
  121. Abrahamian L. Lenin As a Trickster // Anthropology & Archeology of Eurasia, 1999.- V.38.- № 2.- pp. 7−26.
  122. Alexander H. B, The World’s Rim,.- Lincoln Neb.: University of Nebraska Press, 1953, — 283 p.
  123. Roy G. D’Andrade. Cultural Meaning sistems.- N.Y.- New Ro-chelle Melbourne — Sydney: Cambridge University Press, 1984.- 482 p.
  124. Baudrillard J. Simulacra and Simulation.- University of Michigan Press, 1996.- 108 p.
  125. Barnouw V. Culture and Personalis.- N.Y., 1975.- p. 337.
  126. Becker G. Treatise on the Family.- Cambridge: CUP, 1981.- 344 p.
  127. Benedict R. Patterns of Cultur. Boston and New York: Hough Miffin Compantony, 1934.- 458 p.
  128. Brunsvik J. Perception and Representative Design of Psychological Experiments.- Berkeley.: CUP, 1956.- 340 p.
  129. Child I.L. Personality in Culture // Handdoor of Personality Theory and Research.- Chikago: Rand McNally and Company, 1984.- 342 p.
  130. Derrida J. Psyche: Inventions de l’autre. P., 1987. -- 652 p. c.74
  131. Eliade M, Myth and reality.- N.Y.: Harper & Row, 1963.- 318 p.
  132. Honigman J.J. The World of Man.- N.Y.: Harper and Brothers Publishers, 1959.- 410 p.
  133. Jung K. Uber Psychologie des Unbewusten. Berlin: Saur verlag, 1987.- 511 s.
  134. Kammenhuber A. Esquisse degrammaire palaite, — «Bulletin de la Societe de linguistique de Paris», 1959.-1. 54.- fasc. 1.
  135. Kardiner A., Lipton R. The Individual and His Society. N.Y.: Columbia University Press, 1945.- 431 p.
  136. LeVin R.A. Culture, Behavior and Persnality.- Cambridge Mass., 1974.- 345 p.
  137. Malinovski B.A. Scientific Theory of Culture.- Chapell Hill: The University of North Carolina Press, 1944.- 350 p.
  138. Murray H.A. Toward a classification of interaction// Toward a General Theory of Action.- Cambruidge, Mass., 1951.- 456 p.
  139. Radcliffe-Broun A.R. A Natural Science of Society.- L.: Free Press, 1957.-348 p.
  140. Spiro M.E. Culture and human nature// Spindler, George D. (ed.) The commentaries by C.G.Yung and Karl Kerqnyi). L., 1956.- 434 p.
  141. Rokeach M. Understanding human values: Individual and societal.-N.Y.: Free Press, 1979.- 354 p.
  142. Roheim G. The Origin and Function of Culture. TY.: Nevrous and Mental Making of Psychological Anthropology.- Berceley Los Angeles — L.: University of California Press, 1978.- 457 p.
  143. Tucker R.O. Politics as Leadership.- University of Missuri, 1981.235 p.
Заполнить форму текущей работой