Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ментально-антропологические основания костюма в традиционной культуре коренных народов Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что осуществление современного цивилизационного процесса видится в направлении толерантного и конвергентного развития культур с признанием равноправными и равноценными любых культурных «моделей мира», уважением к чужим культурам, умением вести диалог на равных, пониманием взаимообогащения культур и ценностей культуры в ее многообразии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ментально-антропологические основания культуры коренных народов Сибири
    • 1. 1. Взаимосвязь культуры и менталитета как методологическая основа культурантропологического исследования коренных народов Сибири
    • 1. 2. Дихотомичность ментальности человека традиционных культур Сибири: сочетание эмпирического и мистико-мифологического элементов менталитета
  • Глава 2. Ментальные основания конструкции традиционного костюма коренных народов Сибири
    • 2. 1. Конструкция традиционного костюма коренных народов Сибири на основе эмпирической ментальности
    • 2. 2. Конструктивные и декоративные особенности традиционного костюма коренных народов Сибири на основе мистико-мифологической ментальности
  • Глава 3. Эстетико-художественные принципы создания костюма коренных народов Сибири и дизайн современного костюма
    • 3. 1. Эстетико-художественные принципы композиции и технологии костюма коренных народов Сибири
    • 3. 2. Специфика композиционной архитектоники и художественных средств ее гармонизации в традиционном кафтане эвенков и дизайн современного костюма

Ментально-антропологические основания костюма в традиционной культуре коренных народов Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что осуществление современного цивилизационного процесса видится в направлении толерантного и конвергентного развития культур с признанием равноправными и равноценными любых культурных «моделей мира», уважением к чужим культурам, умением вести диалог на равных, пониманием взаимообогащения культур и ценностей культуры в ее многообразии. Мировая цивилизация, по определению К. Леви-Строса, не может быть ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность. Как выразился современный теоретик ноосферного развития человечества H.H. Моисеев, потеря культурного многообразия подобна утрате разнообразия генетического, крайне опасна для будущего человечества. Потребности развития человечества в направлении толерантности и конвергентности человечества обусловили многие действия по сохранению малочисленных традиционных, доиндустриальных культур, исчезновение которых было бы невосполнимой утратой для мировой культуры, так как теряются ее первые звенья. Существование этих культур на протяжении тысячелетий позволяет убедиться в том, что ими выработаны механизмы, способствующие выживанию и воспроизводству культуры. Бесценный опыт этих культур может быть востребован и унаследован в целях выживания человечества. Осознание возможных масштабов катастрофы культуры малочисленных народов побудило ООН объявить в 1994 году 10-летие коренных народов мира. В российском обществе также осознана потребность в сохранении и развитии самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций народов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют такие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997;1999), федеральная целевая программа «Дети Севера» и др. В этой связи изучение культур аборигенных этносов, в число которых входят и коренные народы Сибири, является одной из важнейших задач культурологии на современном этапе. Человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации — цивилизации «Третьей волны» (Э. Тоффлер). Новый характер деятельности в информационном обществе делает человека в нерабочее время производителем-потребителем по принципу «сделай сам», что является характерной чертой доиндустриальной традиционной культуры. Новый менталитет продуцируемого знания востребует связи нового с традицией, ренессанса забытого знания — традиций национальных культур в общей коммуникативной среде информационного общества. Новой культурой все более будет востребовано традиционное знание ручного труда, «обыденное знание», культура повседневности, так как новая культура требует возрастания роли индивидуальности, способной к выбору оптимального.

Актуальность темы

определяется и особым интересом к историческим истокам художественной практики человечества, где мотивы творчества активно проявили себя как формирующее начало культуры. Современная наука, прежде всего археология и этнография, засвидетельствовала, что уже в эпоху палеолита человек стремился наделить созданные им предметы определенным смыслом, зафиксировать через единство пользы и красоты свои умения, обычаи, мировоззрение, образ жизни.

Проблема ментально-антропологических оснований костюма в традиционной культуре коренных народов Сибири предстает как одна из важнейших в границах более широкой проблемы понимания сущности человека через созданный предметный мир. Этот мир непосредственно связан с образом человека, поскольку антропологическое содержание костюму присуще более, чем всем остальным артефактам материальной культуры. Воспроизводство человека происходит через создаваемый им вещный мир путем опредмечивания в нем образа жизни, менталитета, связи с природой. Антропологические черты коренных народов Сибири выразились в особенностях культуры традиционного костюма, своеобразии прикладных искусств, с ним связанных. Проблема диссертационного исследования формируется как выявление ментально-антропологических оснований посредством анализа традиционного костюма коренных народов Сибири, что является составной частью исследования традиционной культуры ее «корневой роли» в изучении современной культуры и тенденций ее развития.

Степень научной разработанности проблемы определяется наличием ряда публикаций, затрагивающих отдельные аспекты темы диссертации. Исследование проблемы делает необходимым представление сущностной характеристики культуры, которая находится в рамках определений, базисом которых являются работы культурантропологического направления (Э. Тайлор, Б. Малиновский, Ф. Боас, А. Крёбер, К. Клакхон, М. Херсковиц, Л. Уайт, К. Гирц, Э. С. Маркарян, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович и др.).

Тема диссертационного исследования включает в себя проблематику, касающуюся выявления ментально-антропологических оснований одного из феноменов культуры, каким выступает традиционный костюм коренных народов Сибири. Постановка и решение столь сложной проблемы требует комплексного изучения культуры. Решение проблемы требует изучения традиционного костюма коренных народов Сибири как культурного феномена на основе кросс-культурного подхода в изучении первобытной культуры в целом. При этом берутся во внимание исследования К. Ясперса, давшего характеристику типа доосевой культуры дорефлексивного человека, Ф. Х. Кессиди, исследовавшего обстоятельства перехода от мифа к логосу, А. Ф. Лосева, фундаментально вскрывшего диалектику мифа, А. Ф. Косарева, представившего философскую концепцию мифа.

Анализ ментально-антропологических оснований традиционного костюма базируется на концепциях известных исследователей традиционных культур, труды которых заложили фундамент выяснения особенностей менталитета традиционных культур Сибири, явившегося основанием для создания тех или иных элементов материальной и духовной культуры, в том числе и традиционного костюма. Наиболее полно интересующие автора вопросы, касающиеся культуры человека традиционной (первобытной) культуры, его способа бытия представлены в работах Э. Тайлора, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Дж. Фрэзера, В Тэрнера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Юнга, А. П. Элькина и др. В них были выявлены черты традиционной культуры, исследованы материальная и духовная культура, особенности образа мышления современного человека традиционной культуры и способы его деятельностного бытия.

Ученые, исследующие проблемы психологии и антропологии, показали, что художественная деятельность связана не только с сознаниемистоки ее кроются в глубинах коллективного бессознательного (об этом многократно говорится в работах Л. Леви-Брюля, К. Юнга. Л. Леви-Брюль внес значительный вклад в исследование менталитета первобытного человека. Ментальное измерение культуры строилось автором и на основе историко-антропологического подхода основателей французской исторической школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф) и их последователей. Важное значение имеют работы семиотического характера, в которых базисным подходом является символизм культуры (В. Тэрнер, Э. Кассирер, Л. Уайт, К. Гирц, А. Ф Лосев), ее семиотика (Ю.М. Лотман, Г. С. Кнабе, А. К. Байбурин, С. А. Арутюнов, Серебрякова Н. М. и др.). Использование семиотического подхода предполагает понимание традиционного костюма как особого языка культуры.

Для темы нашего исследования актуальны эстетико-философские работы, в которых отражены сложившиеся взгляды на природу искусства (костюм коренных народов Сибири является декоративно-прикладным искусством). Эстетико-философские стороны прикладного искусства исследовались А. Ф. Лосевым, Ф.В. Й. Шеллингом, В. В. Вансловым, М.С.

Каганом, JI. С. Сысоевой и др. Проблемы декоративно-прикладного искусства народного костюма, рассматривались в работах П. Г. Богатырева, Г. С. Кнабе, А. Я. Гуревича, А. Л. Ястребицкой.

Исследование ментально-антропологических оснований культуры костюма требует понимания самобытности образа жизни и деятельности, что достигается не только этнографическими экспедициями и археологическими раскопками, но и путем освоения фольклорного материала, устного творчества, мифологии, искусства, магии, ритуалов и обрядов коренных народов Сибири. Значительная роль в анализе культуры принадлежит этнологии, этнографии, изучающих материальную и духовную культуру ^ этносов. Совокупность письменных источников, содержащих сведения о культуре народов Сибири, составляют историко-этнографические труды ^ исследователей второй половины XIX — начала XX века (А.Ф. Миддендорф, И. Г. Георги, Ф. Ф. Миллер, С. Попов, В. Иславин и др). В них была заложена научно-аналитическая база изучения материальной и духовной культуры аборигенных народов Сибири. Ученые занимались вопросами этногенеза, этнографии, этногеографии. Со второй четверти XX века вопросы этногенеза, культуры народов Сибири составляют одно из направлений исследований сибирской антропологии, археологии, этнографии, лингвистики. В процессе исследования ментально-антропологических оснований костюма в традиционной культуре коренных народов Сибири для автора оказались важными работы историков, этнографов, археологов, изучающих вопросы, касающиеся этногенеза, духовной и материальной культуры, мировоззренческие особенности (Л.Я. Штернберг, Е. Р. Шнейдер, А. П. Окладников, M Б. Шатилов, А. Ф. Анисимов, C.B. Иванов, A.A. Попов, Г. М. Василевич, Е. Д. Прокофьева, Н. Ф. Прыткова, В. В. Бартенев, И. Н. Гемуев, Г. Н. Грачева, А. И. Мазин, В. А. Туголуков, Е. А. Алексеенко, Е. В. Белкова, Н. В. Ермолаев, В. И. Дьяченко, Л. В. Хомич, Н. В. Кочешков, Е. Г. Федорова, Т. А. Молданова, М. Г. Туров, Н. И. Каплан и др.) Значительный вклад в исследование различных направлений сибирской культуры внесли ученые-сибиряки, среди которых заметное место занимают и томские ученые (Г.И. Пелих, Н. В. Лукина, В. М. Кулемзин, A.M. Сагалаев, Э. Л. Львова, О. М. Рындина, И Е. Максимова, H.A. Тучкова, А. М. Малолетко и др.) Работы вышеуказанных исследователей с разной степенью глубины раскрывают различные аспекты культуры (исторические, искусствоведческие) традиционного костюма коренных народов Сибири, но в них не акцентировано внимание на ментально-антропологических основаниях принципов конструирования, технологии и художественного оформления одежды. Наряду с этим в них не выявлены общие характерные для коренных народов Сибири и специфические для каждого этноса в отдельности эстетико-художественные и технологические принципы конструкции костюмов, связиэстетико-художественных принципов архитектоники костюма с мировоззрением, мифологией, особенностями жизни народов. На уровне культурантропологического понимания проблема ментально-антропологических оснований традиционного костюма не была представлена как самостоятельная научная задача. В связи с этим, важным представляется объединить весь этот материал для концептуального рассмотрения культуры традиционного костюма на основе культурантропологического контекста и создать образ жизни, миропонимания человека традиционной культуры Сибири.

В диссертационном исследовании охватывается период изучения проблемы второй половины XIX века и первой половины XX века, включая и современные материалы. Выбор данных периодов обусловлен репрезентативностью и наибольшей полнотой изучения объекта и доступностью материала по культуре костюма коренных народов Сибири в музеях города Томска. В работе анализируются костюмы, находящиеся в фондах Томского областного краеведческого музея (ТОКМ) и Музея археологии и этнографии Сибири (МАЭС) Томского государственного университета.

Объектом исследования является традиционный костюм коренных народов Сибири, анализируемый на основе методологии взаимосвязи менталитета и культуры.

Предметом исследования является связь конструкции традиционного костюма с ментально-антропологической структурой коренных народов Сибири.

Цель исследования заключается в изучении ментально-антропологических оснований костюма в традиционной культуре коренных народов Сибири, определении эстетико-художественной и технологической специфики костюма и его возможного актуального включения в современный контекст культуры.

В связи с этим поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть культуру и менталитет в их взаимосвязи как методологическую основу культурантропологического исследования костюма коренных народов Сибири.

2. Представить специфику менталитета человека традиционной культуры Сибири и выяснить вопрос об отражении этого менталитета в конструктивных особенностях традиционного костюма.

3. Выявить общие эстетико-художественные принципы композиции и технологии традиционного костюма коренных народов Сибири на основе культурной антропологии, а также путем сравнительного изучения литературных источников.

4. Представить специфическую картину композиционной архитектоники традиционного кафтана одного из этносов Сибири — эвенков западной группы на основе исследований культуры эвенков и авторского изучения коллекции традиционных костюмов эвенков в фондах ТОКМ и МАЭС ТГУ и ввести новый региональный материал в поле зрения культурологии, истории и искусствоведения.

Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами диссертации. В исследовании традиционной культуры коренных народов применяется кросс-культурный подход. Для решения проблемы диссертационного исследования используется синтез методологических подходов: культурантропологические методы (деятельностный, функциональный, семиотический), историко-антропологический, теоретические разработки психоанализа. Наряду с общим аналитико-синтетическим методом, при работе над отдельными разделами диссертации автор руководствуется сравнительно-историческим и сравнительно-типологическим методами. При анализе литературных источников и музейных коллекций костюмов используется метод визуального наблюдения и специальные методы искусствоведения: описательно-систематизирующий, семантический. Тема исследования рассматривается с точки зрения культурологического подхода, предполагающего единство философского, исторического, антропологического и искусствоведческого знания.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: на основе культурантропологического подхода обоснована взаимосвязь культуры и менталитета при выстраивании конструкции традиционного костюма коренных народов Сибири;

— выявлена специфика менталитета человека, отраженная в костюме традиционной культуры Сибири, состоящая в его дихотомичности: сочетании эмпирического и мистико-мифологического элементов менталитета;

— определены общие принципы технологии изготовления и эстетико-художественной композиции традиционного костюма Сибири на основе эмпирической и мистико-мифологической ментальности с указанием культурного контекста их применения;

— выявлены специфические черты костюма эвенков западной группы, образующиеся на фоне общих для всех коренных народов Сибири ментально-антропологических основаниях;

— введены в научный оборот материалы по художественному оформлению и технологии костюмов эвенков западной группы, наработанные автором в ходе анализа музейных коллекций традиционной одежды ТОКМ и МАЭС ТГУ, ранее не представленных в литературных источниках. Проведена апробация применения художественных элементов в контексте костюма современной дизайн-моды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методологической основой релевантной цели и задачам диссертационного исследования является культурантропологический подход, основанный на взаимосвязи культуры и менталитета. Функция менталитетабыть регулятором поведения и бытия человека в мире. Менталитет является исходным постулатом восприятия мира человеком в определенную эпоху и каркасом для культурной традиции. Он находит свое материализованное воплощение в культуре и в технологической и эстетико-художественной конструкции традиционного костюма коренных народов Сибири в том числе.

2. Выявленная нами особенность менталитета человека традиционной культуры состоит в его дихотомичности: сочетании эмпирического и мистико-мифологического элементов. Именно дихотомичность ментальности человека традиционной культуры находится в основе конструктивных особенностей костюма коренных народов Сибири;

3. Анализ культуры традиционного костюма коренных народов Сибири выявляет общие принципы технологии изготовления костюма и его эстетико-художественной композиции, образуемых на основе эмпирической и мистико-мифологической ментальности с указанием культурного контекста их применения;

4. Выявление специфики архитектоники традиционного кафтана эвенков западной группы, Томской области в том числе, показывает наличие особенностей технологии изготовления и художественного оформления костюма, обусловленных этногенезом, природными и историко-культурными условиями существования этой группы эвенков на фоне общих ментально-антропологических оснований.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что применение культурантропологического подхода в изучении культуры традиционного костюма коренных народов Сибири представляет новое теоретическое видение способа бытия человека на определенном этапе его исторического развития. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы для интерпретаций образов культуры, изучения культурных ценностей, что имеет значение для философии культуры, философской антропологии, эстетики, культурологии, истории, искусствоведения, этнопедагогики, музееведения. Материалы диссертации могут быть включены в содержание учебного процесса по курсу мировой художественной культуры, сибиреведению и в практику деятельности коллективов художественного творчества, каким является, в частности, общество возрождения селькупской культуры «Колта-куп», существующего в Томской области. Важным направлением явилось > формирование в рамках этой работы своеобразной базы данных (каталога.

V и <�" и научной и прикладной литературыконструктивных особенностей, художественно-технологических сведений и т. п.) по теории и истории одежды народов Сибири, которая может стать отправной точкой в получении соответствующей информации для технологов одежды, искусствоведов. Отдельные материалы диссертации применяются в качестве источника для разработки новых дизайн-проектов одежды в «сибирском стиле». Такая работа является необходимой в деле сохранения и пропаганды наследия культур народов Сибири и может рассматриваться как часть механизма возрождения самобытности сибирской культуры.

Апробация результатов исследования Материалы диссертации автор представил на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, и молодых ученых «Сибирская школа молодого ученого», Томск, 21−23 декабря 1998 г.- на Международном конгрессе «Наука, образование, культура на рубеже тысячелетий», Томск, 20−25 декабря, 1999 г.- на IV Межвузовской конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование», Томск, 24−29 апреля 2000 г.- на региональной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «III Сибирская школа молодого ученого», Томск, 22−23 декабря, 2000 г.- на II городской научно-практической конференции учащихся 29 ноября 2000 г. «Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра». Томск, 2000 г.- на XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции, Томск, апрель 2001 г.- на совещании-семинаре, посвященном юбилею кафедры педагога-исследователя 20 декабря 2001; на общероссийской конференции «Наука и образование», Томск, 15−20 апреля 2002 г.- на Международной научной конференции «Россия-Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур», Улан-Удэ, 1−5 июля 2002 г.- на Международной научно-практической конференции 4−5 ноября 2002 г. По теме диссертации опубликованы методические указания для студентов Технолого-экономического факультета ТГПУ «Меховая одежда коренных народов Сибири: технология обработки материалов, изготовление, художественное оформление». В 2-х ч. Томск: ТГПУ, 2000 Ч. 1 — 28 е., Ч. 2- 28 с. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ. Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы, включающего 295 наименований, двух приложений, объем диссертации 163страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нам представляется, что сформулированные во введении, цель и задачи исследования нашли свое решение. В первой главе мы подвергли анализу ментально-антропологические основания культуры коренных народов Сибири. Анализ ментально-антропологических оснований культуры коренных народов Сибири показал взаимосвязь культуры и менталитета как методологическую основу исследования традиционного костюма коренных народов Сибири.

Коренные народы Сибири, являясь неотъемлемой частью человечества, создают свое представление о картине мира, особым образом структурированное понимание мироздания, характерное для членов того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, с другой, воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре данных народов.

Опираясь на адаптивно-деятельностный подход к культуре, традиционный костюм коренных народов Сибири представлен как феномен культуры традиционных (доосевых дописьменных) народов Сибири, сохраняющих своеобразие этнических традиций в костюме вплоть до настоящего времени. Культура имеет исходную адаптивную ориентацию и представляет адаптивно-деятельностный способ бытия человека. Менталитет рассматривается как основной фактор, формирующий в деятельности культуру человека. Менталитет является культурообразующим феноменом, каркасом для культурной традиции и находит свое материализованное воплощение в культуре, в том числе интересующего нас аспекта — культуре костюма.

В диссертационном исследовании обосновывается идея существования дихотомичности менталитета человека традиционной культуры Сибири. У человека традиционной культуры автохтонных сибирских обществ существует дихотомия мышления: с одной стороны — эмпирическое, практическое, интуитивное, а с другой — коллективные мистические представления (мистико-мифологический элемент менталитета), которые создают главенство в ментальности человека традиционной культуры Сибири. Человек руководствуется и эмпирическим, и мистико-мифологическим элементами менталитета, так как в его сознании существовала одна абсолютная реальность, в которой не было различия эмпирической и внеэмпирической, четкой разграничительной линии между реальным и нереальным, между сферой естественного и сверхъестественного.

Во второй главе, опираясь на данные архивов, опубликованные источники, применяя новые методические приемы мы рассмотрели ментальную конструкцию костюма, построенную на основе эмпирического элемента менталитета человека традиционной культуры Сибири, и пришли к заключению, что изначальная форма существования вещи в культурематериально-утилитарная, обусловленная биологической потребностью человека. Костюм представляет антрополого-адаптационный способ бытия в природно-климатических условиях, он отражает материально преобразующий способ деятельности. Костюм детерминирован историко-природной средой. Традиционный костюм отражает уподобление человека территориальной среде с ее фауной. Вместе с тем, костюм представляет адаптационно-деятельностный способ трансформации существующих форм костюма к новым природно-кулътурным условиям в результате процесса диффузии культурных форм, а так же путем возникновения новых культурных форм. Культурогенез традиционных костюмов коренных народов Сибири является одним из адаптивных возможностей обществ, создающих условия для физического существования. Рациональные элементы костюма, образуемые эмпирическим элементом менталитета, представляют практическую функцию костюма, а также адаптивно-деятельностную сущность культуры и находятся в прямой зависимости от природных и культурно-хозяйственных условий существования.

Традиционный костюм демонстрирует культурный опыт общества, состоящий в ментальной организации реальности. В диссертационном исследовании далее доказано, что традиционный костюм коренных народов Сибири символизирует технологию адаптации к социальной среде. Результатом анализа ментальной конструкции традиционного костюма на основе мистико-мифологического элемента менталитета является выявление его полифункциональности, опредмеченной в функционально-ритуальной типологии костюмов, которые проанализированы в диссертации. Типология выделена нами на основе функции и выбора основных материалов, конструкций, декоративных средств костюмов. В исследовании выявлено восемь типов костюмов, выполняющих знаковую и магическую функции. Знаковая функция костюма отражает коммуникативную сторону культуры. Костюм является «социальным маркером» человека. Магическая функция костюма демонстрирует технологию адаптации к социальной среде. Традиционный костюм народов Сибири является интегрирующим средством. Для костюмов характерна нормативная общеэтническая модель. Наряду с этим, костюм является дифференцирующим средством на межэтническом уровне, а также дифференцирующим средством на внутриэтническом уровне, поскольку субъекты различались по половым группам, обусловленным тендерной дифференциацией деятельности мужчины и женщины, по социальному статусу и возрастным группам. В ритуале практически важные свойства костюма оборачиваются магическими, отражающими мистико-мифологическое восприятие бытия.

Процесс изготовления костюма (технология костюма) символизирует магическую практику и вскрывает социальную роль женщины-мага. Знаковаяая функция костюма представляет знаковую сторону культуры.

Итак, в конструкции костюма отражена особенность менталитета человека, состоящая в дихотомичности: сочетании эмпирического и мистико-мифологического элементов менталитета, которая является ментально-антропологическим основанием костюма в традиционной культуре коренных народов Сибири. В исследовании обоснована утилитарно-знаковая функциональность вещи в культуре Сибири, синкретичность и прагматичность обеих функций.

В третьей главе нами выполнен анализ эстетико-художественных и технологических принципов костюма коренных народов Сибири. Эстетико-художественный и технологический контекст костюма создан на основе принципа природосообразности, безотходности, декоративности. Для эстетико-художественного контекста костюма характерно художественное оформление линий одежды, обусловленных конструктивно с ориентацией на Верхний, Средний и Нижний миры. В костюмах народов Сибири отражена синкретичность прикладной функциональности декоративных средств и их семантики. Эстетико-художественный и технологический контекст костюмов характеризует принцип полифактурности, рельефности, гармоническое сочетание частей формы с акцентированием композиционного центра, а также принцип политехничности технологии.

Нами выявлены общеэвенкийские и специфические черты костюма западной группы (нарымские, кетско-сымские) эвенков, обусловленные этногенезом, природными, и культурными условиями существования на фоне общих ментально-антропологических оснований. Специфика архитектоники художественных средств ее гармонизации в костюме эвенков состоит в изображении исконных форм одежды, обусловленных кочевым образом жизни пешего охотника. Средством изображения или выявления исконных форм одежды являются конструктивно-декоративные и декоративные линии в виде орнамента. Спецификой костюма эвенков западной группы, отличающей его от костюмов других групп этноса является строгое соблюдение канонов конструирования, строительных материалов, композиции орнамента.

Костюм коренных народов Сибири, сохранивший в своем содержании и структуре самобытную ментальность адаптивно-конструктивного свойства, представляет интерес для современного дизайна одежды. Он дает возможность расширить позитивное семантическое поле костюма и сохранить художественное региональное своеобразие в полилоге конвергирующей мировой культуры.

Общий вывод может быть сформулирован следующим образом: в диссертационной работе обоснована взаимосвязь культуры и менталитета, культурообразующая функция менталитета, позволяющая увидеть ментально-антропологические основания культуры традиционного костюма, принципы конструирования и декорирования костюмов. В работе выявлено, что выбор материалов, конструктивных форм и декоративных средств костюма коренных народов Сибири детерминирован природно-климатической, культурно-хозяйственной средой, обусловлен синкретичностью их утилитарной, знаковой и магической функциональности, которые в совокупности создают в костюме его эстетическую выразительность и значимость в условиях дихотомичности менталитета человека традиционной культуры Сибири.

В современных условиях глобализации жизни культура развивается, востребуя наиболее приемлемые для выживания человечества ценности. И в этом случае обращение к устойчивости, этике и эстетике культурных феноменов коренных народов Сибири имеет и дальнейшее прогностическое значение. Постнеклассический тип культуры предпринимает попытку синтеза доклассического, классического и неклассического типов. В настоящее время наблюдается тенденция к пониманию развития как многомерного всемирно-исторического процесса синтеза общества и природы в качественно новую взаимообусловленную систему эволюционирования культуры, к синкретическому состоянию подобному тому, которое было свойственно ранним ступеням человеческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Концепция бессознательного: гносеологический статус // Философские науки. -1985.-№ 5.-С. 81−90.
  2. Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. -1989.-№ 2.-С. 24−34.
  3. В. Семиотика. М.: Издательство «Весь мир», 2002. 256 с.
  4. .Ф. Очерк Адлера. Возникновение одежды. СПб., 1901.
  5. Е.А. Техника изготовления одежды у кетов //Одежда народов Сибири. Л.: Сборник музея археологии и этнографии. Наука, Ленинградское отделение, 1970. — 224 с.
  6. А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.-Л., 1958.
  7. А.Ф. Семейные «охранители» у эвенков и проблема генезиса культа предков // Советская этнография. № 3. -1950.
  8. А.Ф. Об исторических истоках и социальной основе тотемических верований // Вопросы истории религии и атеизма. Т. 8. М., 1960.
  9. А.Ф. Родовое общество эвенков. Л., 1936. — 195 с.
  10. М. Значение понятия бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека / Под ред. Смирнова И. И. М., 1988. -С.158−182.
  11. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
  12. Е.В., Раевский Д. С., Чвырь Л. А. Традиционная культура: содержание понятия и этапы эволюции. // Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987.
  13. А.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. -1993. № 8. — С.32−44.
  14. С. А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Советская этнография. 1981. — № 1. С.8−12.
  15. А.П. Происхождение мифа: статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Индрик, 1996. — 640 с.
  16. А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. JL: Наука, 1989. -С.68−89.
  17. А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. JL, 1987. — С. 216−226.
  18. В.В. Погребальные обычаи обдорских остяков // Живая старина. СПб., 1895. Вып. 3−4. С. 485−495.
  19. A.A. Культурология. Антропологические теории культуры. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2000. 240 с.
  20. Е.В. Одежда камчатских эвенов и приемы ее декоративного оформления // Традиционное искусство и современные промыслы народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. М., 1981.
  21. Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры Т. 1. — СПб.: Университетская книга, 1997.
  22. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1971. — 523 с.
  23. А.Ш. Цветовые и орнаментальные символы как элементы красоты в традиционном костюме коренных народов Сибири и Севера // Молодежь и наука: проблемы и перспективы. Изд-во ТГПУ, 1999. С. 156−158.
  24. А.Ш. Художественные технологии изготовления традиционного костюма селькупов // Труды региональной научно-практической конференции. Т1. Томск: Изд-во ТГПУ, 1999. — С.3−5.
  25. А.Ш. Взаимосвязь особенностей образа жизни, народных промыслов и этнопедагогики // Молодежь и наука: проблемы и перспективы. Доклады III межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: ТГПУ, 1999. С. 222−226.
  26. А.Ш. Меховая одежда коренных народов Сибири: технология обработки материалов, изготовление, художественное оформление. Методические указания для студентов технолого-экономического факультета. Часть 1. Томск: ТГПУ, 2000. — 28 с.
  27. А.Ш. Меховая одежда коренных народов Сибири: технология обработки материалов, изготовление, художественное оформление. Методические указания для студентов технолого-экономического факультета. Часть 2. Томск: ТГПУ, 2000. — 30 с.
  28. А.Ш. Антропологические основания красоты коренных народов Сибири и их значимость в современной культуре // Сибирская школа молодого ученого. Материалы международного конгресса. Томск: ТГПУ, 2000. — С.62−65
  29. А.Ш. Мистико-тотемические ментальные основания символов искусства костюма коренных народов Сибири. Материалы IV межвузовской конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Т.5 -Томск. ТГПУ, 2000. С.82−85.
  30. А.Ш. Декоративно-конструктивная архитектоника обрядового кафтана эвенков. Материалы XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — С. 12- 14.
  31. А.Ш. Взаимосвязь культуры и менталитета как методологическое основание культурантропологических исследований // Культура научного поиска. Томск: ТГПУ, 2003. С. 214−232.
  32. Ю.В. Этнос и этнография М., 1973. 283 с.
  33. В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. М.: Экспо-пресс, 2000. 463 с.
  34. А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство // Социологические исследования. -1996. № 5. — С. 92−103.
  35. В.В. Имя числительное в картине мира селькупов. -Томск: ТГПУ, 1998.-261 с.
  36. Бытие человека в культуре. Киев: Наукова думка, 1992. — 176 с.
  37. Г. М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936. — 195 с.
  38. Г. М. Этнонимы в фольклоре // Фольклор и типография. Изд-во «Наука». Лен. отд-е. Ленинград, 1970. С. 25−34.
  39. Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // СМАЭ. Вып. 17. М. Л., 1957. — С. 157−185.
  40. Г. М. Исторический фольклор эвенков. Л., 1966. — 395 с.
  41. Г. М. Тунгусский нагрудник // СМАЭ. М. Л., 1949.Т. 11. — С. 42−61.
  42. Г. М. Тунгусский кафтан // СМАЭ. М. Л., 1958. Т. 18. -С. 122−178.
  43. Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки. Л., 1969.-302 с.
  44. Г. М. Обувь народов Сибири // СМАЭ, М. -Л., 1963. Т. -22.
  45. Г. М. Производственный костюм эвенков Нижней и Подкаменной Тунгусок как исторический источник // Одежда народов Сибири. Л.: СМАЭ. Наука, Ленинградское отделение, 1970. — С. 137−166.
  46. Т. Внешний быт народов с древнейших времен до наших дней. Т1. История одежды народов древнего мира. 1875. — 243 с.
  47. В. Миф и религия. СПб.: Брокгауз- Ефрон, 1913.-416с.
  48. М.А. Символ в социокультурной эволюции // История, экономика, культура, общественная мысль России. Томск, 1997. — С. 3- 27.
  49. И.Н. Мировоззрение манси. Дом и космос. Новосибирск: Наука. Сиб. от-ние, 1930. — 230 с.
  50. И.Н., Сагалаев А. М. Религия народов манси. Новосибирск: Наука, 1986.- 192 с.
  51. K.M. Социальная функция ламаистской обрядности // Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма, старообрядчества. -Улан-Удэ, 1971.
  52. И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 1 СПб., 1776. — 89 с.
  53. И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 2 СПб., 1776. -188 с.
  54. И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 3 СПб., 1799. -116 с.
  55. И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 4 СПб., 1799. — 385 с.
  56. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт. Изд-во «Флинта», 1998. -432 с.
  57. Г. Кудесник // Игра в бисер. М.: Правда, 1992. — С. 396 — 495.
  58. JI.B. Культура как «образ мира» в философии немецкогопросвещения // Новые идеи в философии (культура и религия). М., 1991. 1. С.35−47.
  59. Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра на материалах нганасан XIX XX вв. — JL: Наука. Лен. отд-ие, 1983. — 170 с.
  60. А .Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: «Индрик», 1993 -328 с.
  61. А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 56−70.
  62. А.Я. Проблема ментальности в современной историографии // Всеобщая история: дискуссия, новые подходы. Вып.4. М., 1989.
  63. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. — 350.
  64. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов — на -Дону.: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. — 264 с.
  65. И.М. Введение //Мифология древнего мира. М., 1977. — С.5−55.
  66. В.И., Ермолаев Н. В. Эвенки и якуты юга Дальнего Востока XVII XX вв. — СПб.: Наука, 1994. — 160 с.
  67. Ю.Н. и др. Культурная антропология. Учебное пособие / под ред. д.психол.н. Ю. Н. Емельянова, к.филос.н. Н. Г. Скворцова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. -188 с.
  68. В.М. Народный костюм. История и современность // Ателье. -№ 7.-2002.-С. 64.
  69. Е.П. Алтайский национальный костюм. Горноалтайск: Алт. кн. изд-во АТУ, 1996. — 264 с.
  70. А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. Новосибирск, 1997.
  71. Е.Ю., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода // Вопросы истории. 1995. — № 7. — С. 153−161.
  72. C.B. Л.Я. Штернберг и примитивное искусство / Б.М. и П. Изкн. Очерки по истории знаний. С. 159−172.
  73. C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по мат-ам XIX нач. XX в.) // Народы Севера и Дальнего Востока. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 500 с.
  74. C.B. Старинные трубчатые игольники // Одежда народов Сибири. Л.: СМАЭ. Наука, Ленинградское отделение, 1970. — С. 196−208.
  75. Н.В. Культура народов Севера: филос. социологич. анализ. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. — 208 с.
  76. В. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб., 1847. -142 с.
  77. Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: АН СССР, 1961. -498с.
  78. История и культура хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1965. — 161 с.
  79. История и культура эвенков. СПб.: Наука, 1997. — 182 с.
  80. История костюма. Ростов на Дону: «Феникс», 2001. — 416 с.
  81. История философии: Запад Россия — Восток (книга четвертая: Философия XX в). — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шигалина, 1999.-448с.
  82. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416с.
  83. Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980. -121 с.
  84. Н.И. Художественные ремесла Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов // Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., 1983.-С. 163−183.
  85. К.Ф. Религия югорских народов. Т.2. Томск, 1995.
  86. Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе / перевод М. П. Поздникова // Культурология XX век. Дайджест. Философия культуры. М., 1998. — С. 37−67.
  87. Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы / пер. А. Н. Малинина // Культурология XX век: антология М.: Юрист, 1996.-С. 163−213.
  88. М. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: СПГУТ, 2001.- 192 с.
  89. Н.И., Михайлова Е. А. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири. Т. 22. М.: СМАЭ. Изд-во Наука, 1988. — С. 105−129.
  90. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Изд-во «Индрик», 1994. — 528 с.
  91. В.Н. Человек и технология Киев: Лыбидь, 1990. -175 с.
  92. Конференция по изучению фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов и сообщений. Улан-Удэ, 1959. 43 с.
  93. А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР. СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. — 304 с.
  94. Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина Х1Х-ХХ вв. Проблемы этнических традиций. СПб, 1995. — 152 с.
  95. Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-востока СССР (ХУШ-ХХ вв.). Л., 1989. -197 с.
  96. А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проспект, 2001. — 496 с.
  97. А.Л., Клакхон К. Культура: Критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест. М., 2000. — № 1. С.105−183.
  98. O.A. Эстетика. Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
  99. Т.Н. Оберечь и сохранить // Северные просторы. 1996. С. 96 100.
  100. П.М. Об ассоциативных образованиях цветообозначений в хантыйском языке // Материалы XII Западно-сибирской археолого-этнографической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.-е. 275 276.
  101. В.М. Отношения человек-общество, человек-вещь, человек-природа в традиционной и современной культуре Сибири. М.: Икар, 1997.-48 с.
  102. В.М. человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.
  103. В.М. Материалы по шаманскому костюму хантов. СЭ. -1973.-№ 2. — С. 129−132.
  104. В.М. Шаманство Васюганско-Юганских хантов в кон. XIX -нач. XX вв. // Из истории шаманства. Томск, 1976. — С. 3−155.
  105. В.М. Обыденное и сакральное в традиционной культуре народов Сибири // Сравнительно-историческое и типологическое изучениеr I % г I % u ^ иязыков и культур. Томск: 1омскии государственный педагогическим университет. -2000. — С. 184−187.
  106. В.М. Культура как единство материального и духовного, практического и символического. Материалы XII Западно-сибирской археолого-этнографической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С. 163−165.
  107. Культурология. XX век: Антология.- М.: Юрист, 1995. 703 с.
  108. Культура народностей Севера: традиция и современность. Новосибирск: Наука, 1986. 268 с.
  109. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995. — 279 с.
  110. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. — 447 с.
  111. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т2. СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. — 447 с.
  112. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов — на — Дону: Издательство «Феникс», 1998. — 576 с.
  113. В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении // Социологические исследования. 2000. — № 9. — С. 132−136.
  114. Кустарные промыслы Томской губернии. С-Петербург, 1909.
  115. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие. М.: «Ключ-С», 1999. — 224 с.
  116. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении М.: Педагогика-Пресс, 1999.-С. 7−372.
  117. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1999. 608 с.
  118. Леви-Строс К. Структурная антропология. Сб. пер. / Отв. Ред. Скибицкий М. М. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. — С. 91 119.
  119. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
  120. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Сретенск: МЦИФИ, 2000. 368 с.
  121. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 12−20.
  122. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М: Искусство, 1976. 367 с.
  123. И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию //Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 64−77.
  124. Ю.М. Семиосфера. С. Петербург: «Искусство — СПб», 2000. -704 с.
  125. Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). Томск: Изд-во ТГУ, 1985, — 364 с.
  126. C.B. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 448 с.
  127. А.И. Быт и хозяйство эвенков-орочонов (koh.XIX нач. XX вв.). — Новосибирск: Наука, 1992. — 154 с.
  128. А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (koh.XIX нач. XX вв.). — Новосибирск: Наука. Сиб.отд.-е, 1984. -201 с.
  129. И. Е. Тунгусский ойкос (по материалам сымско-кетской группы эвенков): Автореф. дис. канд. историч. наук. Томск, 1994. -18 с.
  130. . Магия, наука и религия // Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. С. 84−127.
  131. A.M. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Т.1. Предыстория человека и языка. Уральцы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 281 с.
  132. M.K. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. -1990. № 10. — С. 3−18.
  133. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.
  134. Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи // Философские науки. 2000. — № 2. — С. 17−25.
  135. Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Веселкин Е. А., Тишков В. А. (ред.) Этнология в США и Канаде. М. 1989. — С. 15−62.
  136. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методический анализ). М.: Мысль. 1983. — 284 с.
  137. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1969.-256 с.
  138. .В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. — 232 с.
  139. Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX нач. XX в. М.: Наука. 1984. — 214 с.
  140. Материальная культура народов Сибири и Севера. Д.: Наука. Лен. отд-ие, 1976. — 232 с.
  141. Материальная культура и мифология. М.: Наука, 1981. 228 с.
  142. Материальная и духовная культура народов Сибири. СМАЭ. Т.22. Наука, 1988.-200с.
  143. Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.) Материалы международной конференции. М.: Российская энциклопедия, 1996. — 440 с.
  144. Мёр до к Дж.П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург. -Университетская книга, 1997. С. 49−56.
  145. А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. СПб., 1860.Ч.1−2.
  146. Ф.Ф. Тунгусы. Якуты. Чукчи // Живописная Россия. Т. 12. Ч. 1. 1895.-С.279−294.
  147. А. Халат на рыбьем меху // Родина. 1997. — № 7. — С. 90−92.
  148. Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. научных трудов / АН СССР, Сиб. отд. Новосибирск: Наука, 1990. — 216 с.
  149. Мифы, предания сказки хантов и манси / Сост., предисл. и прим. Н. В. Лукиной. М.: Наука, 1990. 568 с.
  150. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 Т. М., 1992 — Т.2. — 719 с.
  151. Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во Том. ун-та. 1999. — 259 с.
  152. З.П. Философия и история культуры: национальный аспект. -Улан-Удэ, 1992.
  153. Моя избранница наука, наука без которой мне не жить. Томск.: Изд-во ТГУ, 1995.-237с.
  154. H.H. Человек и ноосфера. М: Молодая гвардия, 1990.351 с.
  155. Народы Дальнего Востока СССР в XVII XX вв. — М.: Наука, 1985. -240с.
  156. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. — 287 с.
  157. с.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии. Якутск, 1994.
  158. А.П. Трудности анализа ментальности // Вопросы философии. -1994.-№.-С. 25−54.
  159. Одежда народов Сибири. СМАЭ. Наука, Ленинградское отделение, 1970.-224с.
  160. А.П. Исторические корни культур народностей Севера // Культура народностей Севера: традиции и современность. Наука, 1986. С. 14−18.
  161. А.П. Неолитические памятники, как источники по этнологии Сибири и Дальнего Востока. // «Краткие сообщения» ИИМК. Т.IX.-1941.-С.9−11.
  162. А.П. Олень Золотые рога. М., 1964. — 241 с.
  163. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-воМПК, 1994. -214с.
  164. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. — 588 с.
  165. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995.-640 с.
  166. Г. И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во ТГУ, 1972. 424 с.
  167. Г. И. Селькупы XVII в. Новосибирск: наука, 1981. 177 с.
  168. М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  169. Дж., Бейли Г. Адаптация: охота и собирательство // Культурная антропология: Учебное пособие / Под ред. д. психол. наук Ю. Н. Емельянова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С. 109−119.
  170. Дж., Бейли Г. Сравнительное изучение тендерной проблемы // Культурная антропология: Учебное пособие / Под ред. д. психол. Наук Ю. Н. Емельянова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С. 120 130.
  171. Г. В. Письма без адреса // Избранные философские произведения. М., 1958. С. 282−400.
  172. Полярная энциклопедия школьника. М., 1999. — 260 с.
  173. A.A. Нганасаны. Социальный строй, религия, изобразительное искусство. АЛЧИЭ, 1945. — 365 с.
  174. Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана. М.: Сб. МАЭ, 1949. Т. Х1. С.335−376.
  175. В.Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Азбука: Изд. Центр «Тера», 1995. — 147 с.
  176. Н.Ф. Одежда хантов // Сб. МАЭ. XV. -1953. С. 123−133.
  177. Н.Ф. Головные уборы // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: АН СССР, 1961. — С. 239−386.
  178. Н. Ф. Верхняя одежда // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: АН СССР, 1961.-498 с.
  179. Н.Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник //Одежда народов Сибири. СМАЭ. Наука, Ленинградское отделение, 1970. — С.3−100.
  180. Н.Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976. — С. 5−88.
  181. Н.Ф. Программа по изучению одежды народов Сибири. // Одежда народов Сибири. СМАЭ. Наука, Ленинградское отделение, 1970.-С. 208−220.
  182. Приобье глазами археологов и этнографов: Материалы и исследования к «Энциклопедии Томской области». Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. -192с.
  183. Л.Н. Что такое менталитет? // Отечественная история. -1995.-№ 3.-С. 158−165.
  184. В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М: Наука, 1989. — 749 с.
  185. Рахматуллина 3. Башкир: каков его менталитет? //Соседи. 2001. — № 3. С. 1−2.
  186. Л.А. Шорский орнамент //Приобье глазами археологов и этнографов: Материалы и исследования к «Энциклопедии Томской области». Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — С. 163−172.
  187. В.М. Введение в культурологию. М.: Междунар. Педагогическая академия, 1994. 104 с.
  188. В.М. Культурология. М.: Издательская группа «Форум — Инфо -М», 1998.-344с.
  189. Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М.: Наука, 1991. — 176 с.
  190. A.M. Юнг К.Г. Об архетипах «коллективного бессознательного» // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 124−133.
  191. А. М. Жизнь и воззрения Юнга // Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — С. 5−22.
  192. О.М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1995. — 640 с.
  193. О.М. Камень и бисер: традиция и инновация в окультуренной среде обских угров // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности Томск: Изд. Том. ун-та, 1998. — С.220−224.
  194. A.M. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. -Новосибирск: Наука, 1991. 152 с.
  195. A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1992. -176с.
  196. П.А. Этнология. М.: Гардарики, 2000. 256 с.
  197. Северные просторы. 1999. — № 1−2. — С. 65−69.
  198. Селькупская мифология / Составитель Г. И. Пелих Томск: Изд-во НТЛ, 1998.-80 с.
  199. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
  200. Н.М. О знаковой функции народного костюма (на примере костюма невесты чепни в Турции) // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. — С. 154−176.
  201. Ю.Б. Культура охотников на дикого оленя Северной Евразии. -М, 1976.-311 с.
  202. Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности. Теория, методика, практика. Материалы XI археолого-этнографической конференции. Томск: Изд-во Том. Ун-та. 1998. 193 с.
  203. С.А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры). Новосибирск, 1996. — 184 с.
  204. A.B. Народные художественные ремесла Приамурья // Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1983. — С.55−68.
  205. З.П. Животные в религиях. СПб.: Изд-во «Лань», 1998. -288с.
  206. Социальная организация и культура народов Севера. М.: Наука, 1974.
  207. B.C. Культура // Вопросы философии. 1999. — № 8. — С 61−71.
  208. Л.С., Приходько Д. Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. — 162 с.
  209. Л. С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 228 с.
  210. Л.С. Культура образование — новая антропология // Культура на пороге III тысячелетия. Матер. IV Междунар. семинара в Санкт-Петербурге 30 мая — 3 июня 1998 г. — СП б., 1999. — С.27−30.
  211. Л. С. Менталитет как глубинное основание культуры. Улан-Удэ, 2002. — С. 25−28.
  212. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
  213. И.М. Одежда нивхов (палеоазиаты) // Одежда народов Сибири.- СМАЭ Наука, Ленинградское отделение, 1970. С. 166−196.
  214. Н.М. Бисер как элемент традиционной культуры северных хантов // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1998. — С. 227−229.
  215. Н.Ф. Природа, технология, культура. Философско-мировоззренческий анализ. Киев: Наука-думка, 1985. 255с.
  216. С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. — 622 с.
  217. H.A. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983.
  218. В.Н. Животные // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 440−449.
  219. В.Н. Лось // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1988. — С.69−70.
  220. В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс-культура, 1995. — 624 с.
  221. Э. Третья волна. М.: ООО Фирма, Издательство ACT, 1999. -784 с.
  222. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, Лен. отд-е, 1988. — 250с.
  223. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. -М., 1990. 221 с.
  224. Традиционное мировоззрение народов Южной Сибири: Человек. Общество. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1989. — 241 с.
  225. В.А. Идущие поперек хребтов. Красноярск, 1980. — 184 с.
  226. В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М.: Наука, 1985.-284 с.
  227. П.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. -С. 100−108.
  228. М.Г. Хозяйства эвенков таежной зоны Средней Сибири в конце XIX- начале XX в. в. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990. — 177 с.
  229. М.Г. К проблеме этногенеза и этнической истории эвенков // Этнографическое обозрение. 1998. — № 3. — С. 12−25.
  230. H.A. Жилища и поселения южных селькупов как компоненты обжитого пространства (XIX XX вв.). Автореф. дис. канд. историч. наук.-Томск, 1999. — 22 с.
  231. H.A. Верхняя плечевая одежда южных селькупов: разновидность и номинация // Материалы XII Западно-сибирской археолого-этнографической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.-С.85−88.
  232. В. Символ и ритуал. Пер. с англ. М.: Наука, 1983. — 277 с.
  233. JI. Энергия и эволюция культуры Т.1. // Антология исследований культуры — СПб:. Университетская книга, 1997.
  234. Е.Г. Одежда манси XIX—XX вв.. //Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск, 1978. — С. 196−207.
  235. Е.Г. Орнамент на одежде и утвари манси // Орнамент народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. — С. 103−114.
  236. Е.Г. Украшения верхней плечевой одежды народов Сибири (ханты, манси, ненцы, энцы, нганасаны, кеты, эвенки, эвены, чукчи, коряки) // С АЭС. Т.42. Материальная и духовная культура народов Сибири. 1988.-С. 86−104.
  237. Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси.-СПб., 1994.-281 с.
  238. Д. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997.-728с.
  239. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфа-М, 2000. — 576 с.
  240. А.Я. Культура как смысл истории или обоснование исторической культурологии // Философские науки. 2000. — № 1. — С. 62−73.
  241. А.Я. К открытии новой рубрики // Философские науки. 2000. -№ 2.-С. 16−17.
  242. А.Я. Культурогенез. М., 1995.
  243. А.Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства обществ // Философские науки. 2001. -№ 2.-С. 76−100.
  244. А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2002. — 496 с.
  245. Фольклор и этнография. Изд-во «Наука», Лен. отд-е, 1970. 25−34.
  246. Фрейд 3. Тотем и табу // «Я» и «Оно»: В 2-х т. Т. 1. Тбилиси: Мерани, 1991.-С. 193−350.
  247. Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. / Общ. Ред. П. С. Гуревича. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 256 с.
  248. Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. 831 с.
  249. Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / пер. с англ. М.: ООО «Фирма «Изд-во ACT», 1998. — 784 с.
  250. Л. В. Одежда канинских ненцев // Одежда народов Сибири. -СМАЭ Наука, Ленинградское отделение, 1970. С. 100−122.
  251. Ю. Маркарян Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи. Способность к стратегическому управлению миром // Вопросы философии. -2001.-№ 1 С. 177−179.
  252. М. Остяко-самоеды и тунгусы Принарымского района. //Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. -212 с.
  253. B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 105−115.
  254. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М., 1966. — 496 с.
  255. Е.Р. Искусство народностей Сибири. Л., 1930.
  256. Л.Я. Орнамент из оленьего волоса и игл дикобраза // Советская этнография. -1931. № 3- 4. — С. 103−121.
  257. М. Аспекты мифа. М.: Инвест ППП, СТ ППП, 1996. — 240 с.
  258. А.П. Австралийские аборигены // Магический кристалл. М.: Республика, 1992. С. 128−178.
  259. Этническая история народов Севера. М., 1982. 226 с.
  260. Этногенез народов Севера. М.: Наука, 1980. 277 с.
  261. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989.-297с.
  262. Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  263. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. 368 с.
  264. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Иво-Сид, 1991.-288 с.
  265. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 336 с.
  266. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995.-320 с.
  267. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. -№ 1. -С. 133−152.
  268. Юнг К. Г. Карл Густав Юнг о современных мифах. М., 1994. — 252 с.
  269. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., Киев, 1997. — 385 с.
  270. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 528 с.
  271. А.Л. Западная Европа XI—XII вв..в. М.: «Искусство», 1987. -175с.
  272. Arnold A. The world book of arts and crafts for children. London, 1976. -500 p.
  273. Burguire A. The Fate of the History of Mentalities in the Annales // Comparative Studies in Society and History. Vol. 24,1982. P. 424−437.
  274. Frazer J.G. Totemism and Exogamy L., 1910.
  275. Geertz CI. Ethos, World-View and the Analysis of Sakred Sumbols // Hamm E.A., Simmons W.S. Man Makes Sense. Boston, 1970.
  276. Karjalainen K.F. Die Religion der Jugra-Volker. Helsinki Dorvod, 1927. Bd.3.
  277. Levi-Straus C. Structural Antropology. Vol. 2. L., 1978.
  278. Redfield R. The Little Community: Viewpoints for the Study of Humfn Whol. Uppsala and Stockholm, 1955.
  279. Stainits W. Totemismus bei der Ostjaken in Sibirien // Ethnos. 1938. — № 1. -S. 125−140.
  280. Turner V.W. Revealetion and Divination in Ndemby Ritual. Ithaca- London, 1975.
  281. Vahter T. Qrnamentik der Ob-Ugrier. Helsinki, 1953. — 216 s.
  282. White L.A. Culturological and Psihological Interpretations of Human Behaviour // American Sociological Review. 1947.
Заполнить форму текущей работой