Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотренные обстоятельства указывают не только на объективную потребность переосмысления целей и сущности процесса обучения, но и на необходимость внедрения ряда инноваций, в том числе — выработки новой стратегии профессионального обучения специалиста в области связей с общественностью. В этой связи актуальным представляется практико-ориентированное проектирование подготовки специалиста… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-педагогические основы анализа практико-ориентированного подхода в подготовке специалиста по связям с общественностью
    • 1. Основные параметры профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью
    • 2. Коммуникационный процесс как доминирующий фактор прак-тико-ориентированного подхода в подготовке специалиста по связям с общественностью
  • Глава II. Педагогические условия реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалиста по связям с общественностью
    • 1. Психолого-педагогические особенности формирования готовности личности студентов к практико-ориентированному обучению
    • 2. Обеспечение последовательности и преемственности в реализации практико-ориентированного подхода в процессе подготовки специалиста по связям с общественностью

Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена, прежде всего, глобализационными и информационными процессами XXI века, которые обеспечивают нарастание темпов развития мировой экономики и изменение условий ее функционирования. Это привело к перестраиванию производственных и управленческих структур, внедрению новых технологий. В силу этих обстоятельств, на практике наиболее ценными, долгосрочно эффективными активами предприятий и компаний оказываются нематериальные активы: репутация, торговая марка, качество и устойчивость клиентской базы, результативный менеджмент. Причем, даже в производственных процессах позитивная динамика нематериальных активов в их стоимости становится залогом успеха на рынке. Положительная репутация, конкурентоспособный бренд, эффективная система взаимодействия компании с потребителем являются сегодня реальными способами повышения стоимости компании. В связи с этим нематериальные активы нуждаются в управлении. Эффективным средством такого управления выступают коммуникативные процессы. В данных условиях связи с общественностью, как вид профессиональной деятельности, обеспечивают достижение эффективной коммуникации внутри организации, а также между ней и внешней средой. Это явилось объективным фактором появления в России спроса на специалистов по связям с общественностью. Свободные вакансии на первом этапе развития нового вида профессиональной деятельности, который пришелся в России на конец XX века, активно занимали специалисты смежных профессий: журналисты, филологи, лингвисты, психологи, педагоги, способные адаптироваться к решению новых коммуникативных задач.

В это же время в вузах России активно начинается подготовка специалистов по связям с общественностью.

Однако уже первые выпуски специалистов выявили противоречие между потребностями практики и уровнем их подготовки. Многочисленные выступления на конференциях и форумах, в средствах массовой информации всех заинтересованных сторон подчеркивали несоответствие квалификации выпускников вузов выполнению ими практических задач в реальной жизни.

Это объяснялось, с одной стороны, отсутствием компетентных в этой сфере деятельности педагогов и соответствующих учебно-методических материалов, а с другой стороны, слабой разработанностью на этом этапе модели специалиста, обладающего определенными профессиональными качествами. За прошедшие годы, которые можно обозначить как первый этап становления образования по подготовке специалистов по связям с общественностью, часть проблем удалось решить. Появились учебники, учебные пособия, вузы укомплектованы педагогами, имеющими ученые степени и звания.

Активно проводились научные исследования проблем развития системы связей с общественностью.

Первое десятилетие XXI века можно определить как второй этап становления образования в сфере связей с общественностью. Особенностью этого этапа является совершенствование подготовки специалистов по связям с общественностью. Создано три поколения государственных образовательных стандартов, где прописана модель специалиста, указаны его основные квалификационные характеристики. Именно в этот период происходит подписание Россией Болонского соглашения, согласно которому основным критерием качества подготовки специалиста выступает компе-тентностный подход. Эти события активизировали поиск оптимальных путей повышения эффективности подготовки специалистов по связям с общественностью.

Исследование автора и многолетний опыт практической работы в сфере связей с общественностью позволили выявить основные противоречия в организации процесса профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью. Это противоречия между:

— требованиями социального заказа к уровню подготовки современного, высокопрофессионального специалиста и реальными возможностями профессиональной высшей школы обеспечить этот уровень;

— потребностями развития творческого потенциала, значимостью прикладных умений и навыков использования технологий в профессиональной деятельности, развитостью универсальных способностей, позволяющих специалисту занимать принципиальную активную позицию при решении профессиональных задач, и недостаточной разработанностью технологий их формирования в теории и практике профессиональной подготовки специалиста данного профиля;

— реальным влиянием специальных методов, подходов на профессиональную деятельность специалиста и слабым отражением этой взаимосвязи в структуре профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью;

— необходимостью учета психологических особенностей участников коммуникационного процесса и отсутствием соответствующих навыков организации оптимальных условий коммуникации у специалистов по связям с общественностью.

Таким образом, актуальность решения проблемы формирования готовности специалистов по связям с общественностью в процессе их профессиональной подготовки к решению современных реальных задач по обеспечению эффективности коммуникационных процессов остается попрежнему острой.

Это послужило основанием для исследования особенностей реализации практико-ориентированного подхода в процессе оптимизации подготовки специалиста по связям с общественностью.

Рассмотренные обстоятельства указывают не только на объективную потребность переосмысления целей и сущности процесса обучения, но и на необходимость внедрения ряда инноваций, в том числе — выработки новой стратегии профессионального обучения специалиста в области связей с общественностью. В этой связи актуальным представляется практико-ориентированное проектирование подготовки специалиста по связям с общественностью, которое предполагает оптимальное использование коммуникативных технологий в профессиональной деятельности с целью повышения конкурентоспособности будущего специалиста, развития его специфических личностных и деловых качеств, становления профессионального самосознания, развития творческого потенциала, необходимых для успешной организации деятельности в системе связей с общественностью.

Степень разработанности проблемы. Вопросам профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью посвящены исследования психологов, педагогов, философов, социологов, политологов, культурологов.

Все работы условно можно разделить на несколько направлений:

Первое направление — это работы в которых предметом исследования является сугубо специфический инструментарий сферы деятельности связей с общественностью (Паблик рилейшнз)1. в частности, профессиональные требования к данному виду деятельности освещаются в трудах И. В. Алешиной, Е. А. Блажнова, С. Блэка, М. П. Бочарова, И. Л. Викен.

См., например, работы: Бирюкова A.n., Болдырева Д. А. Гиренок Л.Ф., Горбачева А. О., Деменцовой H.A., Знменкова А. Б., Костиной H.A., Лебедевой Т. Ю., Меныциковой В. В., Нечаевой O.A., Овчинниковой М. А., Онуфриевой О. С. Поверинова И.Е., Тимашевой М.н., Тучкова С. М., Харлицкого С. М., Харчи-лава З.П., Чудновой Т. А., Костеевой М. А., Деменцовой H.A., Измайловой А. Г., Болдырева Д. А., Миронова И. М., Травина М. Ю., Комогорова П.Ф.и т.д. тьева, Д. Доти, Л. Б. Невзлина, Г. Г. Почепцова, Р. Хэйвуда, А. Н. Чумикова и других авторов.

Вопросам использования ПР-технологий в сфере коммерции посвящены труды И. М. Синяевой, в которых данные технологии рассматриваются как средство, необходимое для успешного создания атмосферы доверия и взаимопонимания между коммерческим работником и различными общественными группами. Среди работ данного ряда следует выделить те из них, в которых ПР-технологии становятся предметом особого изучения (см., например, работы: Н. Г. Жигаловой, Е.Г. Калибер-ду, А. Д. Кривоносова, C.B. Пономарева, Ш. С. Самар, A.A. Трунова, Н.Э. Шарабарина).

Третью группу представляют работы, в которых предметом исследования проблемы совершенствования подготовки специалиста по связям с общественностью для различных сфер. При этом все отмечают значение практической деятельности будущих специалистов. Сюда относятся труды, основанные на материалах подготовки собственно специалиста по связям с общественностью, и на данных, представленных в исследованиях, посвященных подготовке специалистов по другим специальностям (см., например, работы: J1.A. Андреевой, М. А. Блюм, Г. В. Виноградовой, Т. В. Лавриковой, И. А. Рудаковой, А. Г. Измайловой, А.Е. Швецовой).

Особо следует выделить работы, в которых осуществлен научно-педагогический анализ практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования (См., например, работы: Баклановой Н. К., Вершининой С. Н., Жумановой И. В., Казаковой А., Калугиной И. Ю., Кабирова Ф. З., Ордабаевой Ж. Ж., Ретивых М. В., Сальцевой С. А., Сергеева Е. А., Симо-ненко Б.Д., Фатеевой И. А., Ялалова Ф. Г. и др.).

Вместе с тем нельзя не учитывать и специфику подготовки специалиста для определенной сферы деятельности, в частности, для социокультурной. Именно поэтому для нашего исследования весьма интересными являются исследования философов и культурологов, касающиеся проблем культуры личности, ее функционирования в обществе, в сфере производительной деятельности, ее ориентаций и интересов. Это работы таких авторов как: Арнольдов А. И., Аронов A.A., Зорилова JI.C., Каган М. С., Коган JI.H., Сорокин ПА., Соколов Э. В., Сапунов Б. М., Ремизов В. А., Флиер А. Я. и др.

Существует целый массив научных разработок психологов, социологов и социальных психологов, касающихся информационных социо-проблем, вопросов статуса и роли личности, ее социокультурной деятельности. Это работы Андреевой Г. М., Абульхановой-Славской К.А., Зинченко В. П., Леонтьева А. Н., Петрова М. К., Орловой Э. А. и др.

Важное значение для нашего исследования имеют работы преподавателей Московского государственного университета культуры и искусств, который первым среди вузов культуры и искусств получил лицензию и аккредитацию на подготовку студентов по специализации «Связи с общественностью в социально-культурной сфере» (см, например, работы: JI.C. Жарковой, Ю. Д. Красильникова, Г. Я. Никитиной, B.C. Садовской, Ю. А. Стрельцова, H.H. Ярошенко и др.).

Таким образом, определенный задел психолого-педагогических исследований, пересекающихся с темой данной диссертации, в научной работе имеется.

Однако, все исследователи в большей или меньшей степени отмечают необходимость рассмотрения практико-ориентированного обучения в динамике и во взаимосвязи с устойчивой характеристикой личности, включающей в себя познавательные, поведенческие и эмоциональные переменные, адекватные требованиям содержания и условиям конкретной деятельности.

Актуальность исследования и отсутствие научно-педагогических работ по данной проблеме обусловили выбор в качестве темы диссертационного исследования: практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалиста по связям с общественностью.

Предмет исследования: педагогический процесс реализации практи-ко-ориентированного подхода в оптимизации профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью.

Цель исследования определить психолого-педагогические условия реализации практико-ориентированного подхода в процессе обучения будущего специалиста и экспериментально апробировать авторскую методику их внедрения в программы профессионализации обучающихся по связям с общественностью.

Задачи исследования:

1. Определить параметрическую сущность и содержание практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью.

2. Выделить педагогические особенности практико-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью.

3. Раскрыть педагогические условия формирования компетентности студентов к практико-ориентированному обучению.

4. Разработать и экспериментально апробировать методику и программу формирования профессиональной готовности специалиста по связям с общественностью, нацеленных на практико-ориентированный подход в образовательном процессе.

Гипотеза исследования заключается в том, что педагогический процесс реализации практико-ориентированного подхода по оптимизации профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью в условиях высшей школы будет эффективен, если:

— содержание и методы практико-ориентированного подхода обучения учитывают особенности современных параметров профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью;

— основу методики профессиональной подготовки составляют коммуникационные процессы.

— готовность личности к обучению с использованием практико-ориентированного подхода выступает как основное условие профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью.

— качество профессиональной подготовленности специалиста по связям с общественностью определяется уровнем практической ориентации программ их обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: важнейшие концепции зарубежных и отечественных философов, социологов, педагогов, психологово сущности личности, ее познавательной активности (А.Маслоу, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг) — о личностно-деятельном подходе к формированию личности (Б.Г.Ананьев, JI. C, Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) — о личностных качествах в процессе профессиональной подготовки (Е.А. Климов, Б. Ф, Ломов, К.К. Платонов) — о взаимосвязи обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, Л. С. Зорилова, А. Г. Казакова, В. В. Краевский, B.C. Садовская, В.А. Сластенин) — о принципах развивающегося обучения, его проектирования и дидактики в организации учебно-познавательной деятельности (В.П. Беспалько, П. Я. Гальперин, З. Д. Жуковская, И. Я. Лернер, Н. В. Молоткова, В. Е. Радионов, Н. Ф. Талызина, А. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — о закономерностях формирования готовности к профессиональной деятельности и принципах системно-функционального подхода к этому процессу (Г.А. Бокарева, А. Л. Денисова, A.A. Кирсанов, Н.К. Соло-пова, М. С. Чванов и др.) — о теории профессионального образования, управления процессом профессиональной подготовки в высшей школе (Н.Е.

Астафьев, С .Я. Батышев, Ф. Ф. Королев, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмин, М. С. Савин и др.).

Методы исследования.

Выбор комплекса методов исследования определялся его целями и задачами: теоретический философско-социологической, психолого-педагогической, и культурологической литературыизучение и обобщение педагогического опыта подготовки специалиста по связям с общественностью в вузеанализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, квалификационных характеристик) — мониторинг публикаций.

Эмпирические методы: проектирование и моделирование систем и процессов обучениянаблюдение, в том числе, включенноедиагностика уровня готовности личности к практико-ориентированному обучениюустные и письменные опросы, в том числе анкетирование, тестирование, беседыэкспертные оценкиконтент-анализобобщение независимых характеристикметоды статической обработки данных опытно-экспериментальной работы.

Базой исследования выступал Московский государственный университет культуры и искусств. В апробировании данных диссертационного исследования принимали участие специалисты, имеющие стаж работы не менее двух лет (400 человек) — абитуриенты, студенты, обучающиеся по специальности 350 400 «Связи с общественностью», и слушатели программы дополнительного профессионального образования «Связи с общественностью», получающие вторую профессию (диплом о профессиональной переподготовке). Всего более 300 человек.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2008 гг. и было реализовано в три этапа, каждый из которых органично пролонгировал научно-педагогический интерес диссертанта к проблеме настоящего исследования.

Первый этап — констатирующий (2002;2003 гг.). Изучалось состояние проблемы в теории и практике педагогического образования, а именно: проводились изучение и анализ научных исследований по теме с целью определения степени разработанности проблемы. Были сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования. Изучался опыт организации профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью и современное состояние проблемы подготовки специалиста данного профиля. Был проанализирован социальный заказ системе профессионального образования относительно уровня подготовки современного специалиста в условиях рыночной экономики.

Второй этап — поисково-экспериментальный (2003;2006 гг.). был связан с проектированием профессиональной подготовки специалиста в процессе обучения. Разрабатывалась методическая система подготовки специалиста, определялись пути использования коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, а именно: вычленялись цели и задачи курсовизучались междисциплинарные связи в профессиональной подготовкеформировалась структура курсовосуществлялся отбор содержания, выбор форм и методов организации профессиональной подготовки специалиста в процессе обученияразрабатывались задания для семинарских, лабораторных и самостоятельных работопределялась методика организации практических занятий студентов по курсам «Введение в специальность», «Тренинг личностного роста" — использовались другие средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения. Осуществлялся анализ промежуточных результатов и экспертных оценок социометрии по контрольным и экспериментальным группам. Среди них — 180 абитуриентов, 140 студентов и 70 слушателей иДПО МГУКИ. Проводились обработка, систематизация, анализ, сравнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Третий этап — формирующий (2006;2008 гг.). На основе итогов экспериментальной работы и гипотезы исследования были сформулированы практические выводы. Проведена апробация результатов. Подготовлены и внедрены научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки специалиста по связям с общественностью. Результаты исследования оформлены в виде диссертации и публикаций.

Научная новизна исследования состоит в:

— определении содержания практико-ориентированного подхода на основе параметров профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью (информационно-коммуникативная, регулятивно-управленческая и аналитико-конструктивная деятельность);

— анализе коммуникативных компетенций (универсальные, инструментальные и системные умения и навыки) на основе содержания и структуры коммуникационного процесса в системе связей с общественностью и составлении паспорта коммуникативных компетенций обучающегося (составляющие действия);

— разработке функционально-коммуникативной модели профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью (социальная, ин-формативно-актная и личностная составляющие, включающие коммуникацию — межличностную, межкультурную, информационно-массовую и внутриличностную);

— выявлении педагогических условий конструирования процесса подготовки специалиста по связям с общественностью с позиций обеспечения его целостности, реализации междисциплинарных связей в контексте формирования ключевых профессиональных компетенций, системного восприятия и отражения реалий объектов профессиональной деятельности. В основе методики практико-ориентированного подхода лежит перманентность процесса профессиональной подготовки, которая объединяет про-фессионально-ориентационную работу с абитуриентами, их обучение в вузе и создание самостоятельных ПР-проектов на практике. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе анализа уточняется понятие практико-ориентированного подхода применительно к оптимизации подготовки специалиста по связям с общественностьюобосновывается зависимость качества профессиональной деятельности специалиста ПР в современных социально-экономических условиях от уровня его коммуникативной компетентностиосуществляется авторская разработка содержания практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью, ориентированного на формирование его оперативной готовности к профессиональной деятельностиопределяет методику экспертной оценки оптимизации подготовки специалистов по связям с общественностью, обеспечивающей активную позицию студента в процессе овладения профессионально-значимыми навыками, умениями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что спроектированная и апробированная технология организации подготовки специалиста связей с общественностью к профессиональной деятельности может быть реализована в практике подготовки таких специалистов в вузах России и обеспечивает:

— активацию учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения специальных технологий;

— формирование готовности специалиста к использованию специальных технологий в профессиональной деятельности;

— максимальную адаптацию будущего специалиста связей с общественностью к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях;

— развитие профессиональной компетентности специалиста сферы связей с общественностью.

Положения выносимые на защиту:

1. Практико-ориентированный подход в оптимизации подготовки специалиста по связям с общественностью есть система средств, форм, методов, составляющих процесс активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся по формированию готовности к использованию профессиональных технологий, максимальной адаптации будущего специалиста к профессиональным требованиям и развитию его коммуникативных способностей.

2. Главной составляющей в маркерной характеристике специалиста по связям с общественностью выступает его коммуникативная составляющая: информация, формы и способы взаимосвязей в деловом общении, специальные коммуникативные приемы.

3. Структурно в коммуникативной компетентности можно выделить гносеологическую, этико-функциональную, аксиологическую, техническую и технологическую стороны. Основными сущностными признаками коммуникативной компетентности специалиста по связям с общественностью являются: толерантность, умение слушать, умение точно выражать мысли, эмпатийность, владение навыками доброжелательного общения, информационными средствами, стилями общения, привлекательный имидж.

Наиболее важными функциональными коммуникативными параметрами выступают способности: устанавливать доброжелательные взаимоотношениянаходить контакт и правильный тон при общении с людьми в разных обстоятельствахрасполагать к себе людейпри необходимости перестраивать взаимоотношения с ниминаходить индивидуальный подход к людям.

4. В основе формирования готовности к практико-ориентированному обучению лежит личностная установка на успех и высокий уровень ее притязаний в профессиональной сфере. Готовность подразделяется на: психологическую (положительная мотивация) — теоретическую (система знаний) — практическую (специальные умения и навыки). Важнейшими характеристиками готовности личности выступают: компетентностные показателиспособноститалантвозможностисвойствакачествахарактерпристрастиядеятельностьпотенциалактивностьсклонности к нарушениямустановки.

5. Функционально-коммуникативная модель профессиональной подготовки специалиста связей с общественностью имеет информатив-но-актную составляющую: социальную и личностную. Она включает коммуникацию между людьмимежкультурную коммуникациюинформационно-массовую коммуникациюмежличностную и внутриличност-ную коммуникацию, которые функционируют в информационно-коммуникативной среде. Определяющими параметрами последней являются: целостностьполикультурностьмногоплановостьпозитивная направленностьоткрытостьязыковая (вербальная) воспитанностьэтикетная образованность.

6. Оптимизация подготовки специалистов через посредство прак-тико-ориентированного подхода предполагает профориентационную работу с потенциальными абитуриентамиработу со студентами и с выпускниками. Учебный процесс предполагает методы: включения в теоретико-практическую работувключения в различные виды профессиональной деятельностивключенности в коммуникативные технологиисвязи с образовательными центрамивовлечения в научно-исследовательскую деятельностьразвития форм обучениясовершенствования материально-технической базыдемократизации педагогического процессадеятельностного подхода к обучениюзащиты авторских проектов и учета эффективности деятельности выпускников (обратная связь).

7. Экспертная карта оптимизации подготовки и профессиональной компетентности специалиста по связям с общественностью включает: оценку знаний специальных учебных дисциплиноценку знаний в области педагогики, культурологии, психологииоценку умений и навыков в области методов и приемов общенияоценку знаний (и умений) основных форм ведения переговоров, показателей владения методами формирования культуры коммуникативной среды, уровня речевой культурыумений создавать положительный микроклимат в группе.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования достигнуты методологической обеспеченностью исходных позиций путем сопоставления данных, полученных посредством комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияиспользования коррекционных методикпосредством анализа эмпирических данных, накопленных в процессе педагогических наблюдении. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивались посредством оптимального сочетания теоретического и экспериментального исследований. Они основывались на принципе системного анализа, репрезентативности объемов выборок, а также достижении позитивных изменений в решении задач исследованияобъективностью результатов, получаемых в процессе собственной исследовательской и практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе института «Масс Медиа» и Института дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств. Теоретические идеи и материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях и докладах автора. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры связи с общественностью МГУКИВсероссийских научно-практических конференцияхМеждународном научно-практическом семинаре «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России" — Всероссийской научно-практической конференции «Человеческое измерение в информационном обществе» и др.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

Заключение

.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа автора показала, что практико-ориентированный подход в оптимизации подготовки специалистов по связям с общественностью есть система средств, форм, методов, составляющих процесс активации учебно-познавательной деятельности обучающихся по формированию готовности к использованию профессиональных технологий в деятельности, максимальной адаптации будущего специалиста к профессиональным требованиям и развития его коммуникативных способностей.

Концепция модернизации российского образования стала в современной России реальностью. Это обусловлено тем, что в предшествующие годы, характеризующиеся социально-экономическими реформами, изменился рынок труда. За последние 10−15 лет в стране появились новые профессии, обеспечивающие приоритетные направления деятельности общества, функционирующего в условиях конкуренции. К таким новым видам деятельности относятся связи с общественностью.

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 350 400 Связи с общественностью, профессиональная деятельность специалиста направлена на комплексный анализ и выработку научно обоснованных прогнозно-аналитических рекомендаций в различных сферах общественной жизни1.

Специальность «Связи с общественностью» ориентирована на формирование профессиональной компетентности, необходимой для установления и ведения устойчивых информационных связей с партнерами, поставщиками, потребителями, собственными сотрудниками для прогнозирования и мониторинга событий в условиях полной неопределенности внешней среды, для своевременной и адекватной реакции на них.

1 См. подробнее: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.-М.: МГИМО (университет), 2004.

Для выполнения этих функций нужна особая подготовка. Разработкой содержания и организации такой подготовки активно занимается «Учебно-методический совет по специальности «Связи с общественностью» при МГИМО (университет), а также кафедры вузов, в которых осуществляется подготовка специалистов по связям с общественностью. Московский государственный университет культуры и искусств активно участвует в этом процессе, разрабатывая такую специализацию, как «Связи с общественностью в социально-культурной сфере».

При этом важнейшими сторонами в формировании учебного процесса профессиональной, социальной и личностной компетентности являются: умение создать инновационное пространстворазвитие лидерских качествумение работать в командеследование нравственно-эстетическим нормам в профессиональной сфере.

Вся подготовка осуществляется на двух уровнях. Первый уровень — теоретический и второй — практический.

Данный процесс осуществляется в соответствии с принципами достижения эффективности «ПР», важнейшие из которых: доверительность отношений с руководством компаниимаксимальность владения информацией о работе компаниипостроение своей деятельности в строгом соответствии с целями и задачами компаниивсесторонность позиционирования кампаний корпорации. Главная составляющая в деятельности связей с общественностью — осуществление информационно-коммуникативных функций, при опоре на определенные специфические технологии.

Рейтинг маркерно-характеристических признаков коммуникативной компетентности, как показывает контект-анализ литературы, строится по соотносительному реестру: знаниянавыкиспособноститалантвозможностисвойствакачествахарактерпристрастиядеятельностьпотенциалактивностьустановки.

Наиболее важными функциональными параметрами выступают специфические умения: устанавливать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьминаходить контакт и правильный тон при общении с людьми в разных обстоятельствахрасполагать к себе людей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношениянаходить индивидуальный подход к людям.

Сформировать коммуникативные навыки и умения можно только в процессе практико-ориентированного подхода в обучении с учетом особенностей личности студента.

Готовность к практико-ориентированному обучению определяется прежде всего мотивацией на освоение специальности. Чем она выше, тем степень готовности студента весомей.

В основе формирования готовности к практико-ориентированному обучению лежит установка на успех и высокий уровень притязаний в профессиональной сфере. Готовность различается по ее видам: коммуникативнаясоциальнаяличностная. Что касается личности, то здесь особую важность обретают психологическая готовность (мотивация) — теоретическая готовность (система знаний) и практическая (специальные умения и навыки).

В обобщенном виде указанная готовность личности — это ее целостная установка по отношению к своим когнитивным качествам, способностямк эмоциональной самооценкек волевой сфере.

Готовность оценочно может быть разных уровней: высокаясредняянизкая.

Процесс оптимизации подготовки специалистов через практико-ориентированное обучение включает: профориентационную работу с возможными абитуриентами (позиционирование образовательных программ) — работу со студентами, участие в теоретико-практической работев различных видах профессиональной деятельностивключенность в коммуникативные технологиисвязь с образовательными центрамивовлечение в научно-исследовательскую деятельностьразвитие форм обучениясовершенствование материально-технической базы учебного процессадемократизацию педагогического процессадеятельностный подход к обучениюзащиту авторских проектов) и работу с выпускниками (обратная связь).

При этом коммуникативная образовательная компетентность, как ведущая в системе профессиональной характеристики выпускника, определяется степенью: толерантностиумения слушатьумения точно выражать мыслиэмпатийностивладения навыками доброжелательного общениявладения информационными средствамивладения стилями общенияпривлекательности имиджа. Формированию данных качеств способствует создание специфической модели информационно-коммуникативной среды. Ее важнейшими признаками выступают: интегративная целостностьполикультурность и многоплановостьпозитивная направленностьоткрытостьязыковая (лингвистическая) воспитанность.

Модель структурного и социального устройства традиционной образовательной среды трансформируется в среду опосредованной коммуникации — интегрированную образовательную информационно-коммуникационную среду с распределенными образовательными ресурсами и коммуникативной инфраструктурой поддержки образовательных сообществ различных типов. Данная модель включает: коммуникацию между людьмимежкультурную коммуникациюинформационно-массовую коммуникациюмежличностную коммуникациювнутриличностную коммуникацию, которые функционируют в сферах: обучаемогоучебной деятельностиобразовательной средыорганизационной средысоциальной среды и глобальной среды.

В диссертации выявлены факторы, определяющие уровень формирования коммуникативной компетентности, внутренние и внешние барьеры непонимания в общении и способы их преодоления.

Оптимизацию процесса подготовки специалиста по связям с общественностью в рамках практико-ориентированного подхода обеспечивает деятельностный подход в обучении, предполагающий широкое внедрение лекционно-семинарских занятийфункционирование «творческих мастерских», дискуссионных клубов. Особая роль принадлежит социально-психологическим тренингам.

Экспертная карта профессиональной компетентности специалиста по связям с общественностью включает: оценку знаний специальных учебных дисциплиноценку знаний в области педагогики, культурологии, психологииоценку умений и навыков в области методов и приемов общенияоценку знаний, способов и приемов разрешения конфликтовзнания (и умения) основных форм ведения переговоровпоказатели владения методами формирования коммуникативной культурыуровень речевой культурыумение создавать положительный микроклимат в группе.

Исследование показало, что функционально-коммуникативная модель профессиональной полготовки специалиста связей с общественностью имеет информационно-активную составляющуюсоциальную и личностную. Она включает коммуникацию между людьмимежкультурную коммуникациюинформационно-массовую коммуникациюмежличностную и внутрилично-стную коммуникацию, которые функционируют в информационно-коммуникативной среде. Определяющими параметрами последней являются: целостностьполикультурностьмногоплановостьпозитивная направленностьоткрытостьязыковая (вербальная) воспитанностьэтикетная образованность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. -М., 1981.
  2. Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов: Сб. научных трудов. Ярославль: ЯГУ, 1990.
  3. Актуальные проблемы развития самостоятельной деятельности студентов. -Саратов: Изд-во СГУ, 1986.
  4. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. -М.: ИКФ Экс-мос, 2002.
  5. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. — М., 1997.
  6. P.C. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению: автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1987.
  7. . Г. Избранные труды по психологии. Т.2.: Развитие и воспитание личности.-СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2007.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогического творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988.
  9. Г. И. Социальная психология: Учеб.-5-е изд., испр. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2002.
  10. Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста. -М., 2002.
  11. О.С. Основы методологического мышления.-М., 1989.
  12. С.И. Роль и функция дидактической подготовки студентов // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1984.
  13. А.И. Мир культуры и судьба мира: Культурологические размышлении.-М.: МГУКИ, 2004.-400 с.
  14. A.A. Вклад России в мировую культуру.-М: ИПО Профиз-дат, 2002.
  15. А.Г. Психология личности: учебник. -М.: МГУ, 1990.
  16. JI.C. Формирование экологической культуры студентов технических колледжей: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.
  17. Н.К. Теория и практика игрового обучения в подготовке учителей: автореф. дис. доктора пед. наук. -Алма-Ата, 1996.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы) / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1992.
  19. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. -М., 2002.
  20. Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культу-ры.-М.: МГУКИ, 2003.
  21. С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3. т.-М.: Рос. Акад. образования, Ассоц. «Проф. образование», 1999.
  22. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высшая школа, 1989.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.
  24. Е.А. Паблик рилейшнз. -М., 1994.
  25. Е.А. Паблик рилейшнз. приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: учебное пособие для деловых людей. -М.: ИМА пресс, 1994.
  26. С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  27. С. Паблик рилейшнз. Что это такое?-М., 1989.
  28. М.А. Моделирование профессиональной подготовки специалиста коммерции к использованию РЯ-технологий в коммерческой деятельности // Качество информационных услуг (сборник научных трудов). Выпуск VI, часть 1. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004.
  29. М.А. РЯ-технологии в коммерческой деятельности: Методические указания. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004.
  30. М.А. РЯ-технологии в коммерческой деятельности // Качество информационных услуг (сборник научных трудов). Выпуск V,. часть 1. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
  31. М.А. Проектирование подготовки специалиста коммерции к использованию РЯ-технологий в профессиональной деятельности. -М.: ПРОСОФТ, 2005.
  32. М.А. Формирование ключевых компетенций специалиста коммерции в процессе изучения РЯ-технологий //Качество информационных услуг: сборник научных трудов. Выпуск VI, часть 1. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004.
  33. М.А., Инькова Н. А., Подольский В. Е. Концептуальные подходы к построению сетевых учебно-методических комплексов // Системы управления сферой образования. Сборник статей. — М., 2003.
  34. М.А., Молоткова Н. В. РЯ-технологии в коммерческой деятельности: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004.
  35. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьников и его воспитание.-М.: Знание, 1979
  36. .Л. Технологии рекламы и PR: учебное пособие. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  37. A.A. Моделирование психики. /A.A. Братко. М.: Наука, 1969.
  38. JI. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.
  39. А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  40. Брушлинский: A.B. Деятельность субъекта и психологическая деятельность.//Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.
  41. О.Ю. Проектирование системы обеспечения специализации профессиональной подготовки коммерсанта в сфере информационных услуг: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2003.
  42. Ю.Б. Методика формирования информационной готовности специалиста (на примере подготовки специалиста-коммерсанта): Дис.. канд. пед. наук. — Тамбов, 2000.
  43. М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001.
  44. M.JI., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению // Иностр. языки в школе. 1999.-№ 1,2.
  45. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991.
  46. А.А. Психология образования в контексте личност-но ориентированной педагогики: Материалы 1-ой региональной научно-практической конференции.-Липецк, 1996.
  47. А.А. Психолого-педагогические основы активного обучения в высшей школе: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1991.
  48. В.М. Вопросы активизации самостоятельной деятельности студентов / В. М. Вергасов. Киев: Высшая школа, 1978.
  49. Е.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. —Киев: Вища школа, 1985.
  50. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. -М.: МГУ, 1979.
  51. А.Г. Диалог как социокультурная основа организации гражданского общества. — М., 2003.
  52. И.Л. Приемы рекламы и Public relations. -СПб., 1998.
  53. Э.Э. Упражнение для развития диалогической речи на начальном этапе обучения французскому языку: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1967.
  54. Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения. -М., 2002.
  55. О.С. Метод конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин//Вестник высшей школы.-1997.-№ 6.
  56. А.Е. Я говорю, мы говорим . -М., 1982.
  57. Л.Л. К определению речевой ситуации в методике обучения иностранным языкам // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 149. -М., 1979.
  58. Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М.: ТРИВОЛА, 1996.
  59. Л.С. Собрание сочинений. Т.З. -М.: Педагогика, 1985.
  60. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -М.: Изд-во МГУ, 1988.
  61. Гак В. Г. Прагматика, узус и грамматика речи // Иностр. языки в школе. -1982. -№ 5.
  62. П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. -М., 1968.
  63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 350 400 Связи с общественностью. -М., 2000.
  64. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.-М., 1970.
  65. А.Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов: Монография / А. Л. Денисова. -Ташкент: Ибн Сина, 1993.
  66. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1994.
  67. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. -М.: Луч, 1993.
  68. Дж. Методы проектирования. -М.: Мир, 1986.
  69. Д. Паблисити и паблик рилейшнз. -М., 1996.
  70. Л.С. Деятельность учреждений культуры.-М.: МГУКИ, 2003.
  71. Р.Ф. Активные методы обучения в системе подготовки. специалистов и руководителей // Сборник научных трудов. Л.: ЛИЗИ, 1989.
  72. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис.. д-ра пед. наук. -СПб., 1994.
  73. И.В. Проблема организации практико-ориентационного обучения в вузе.- http: //www.pssw.vspu.ru.
  74. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования .-СПб., 1995.
  75. Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные педагогические труды.-М.: Педагогика, 1990.
  76. Э.Ф. Психология профессий.-Екатеринбург, 1997.
  77. И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. -Р-н-Д.: Феникс, 1997.
  78. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии.-М.: Тривола, 1994.
  79. Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве.-М: Акад. проект: Альма-Матер, 2008.
  80. Н.Ф. Многоуровневая профессиональная подготовка как социально-педагогическая категория // Методологические и теоретические проблемы многоуровневой подготовки в новых типах профессиональных учебных заведение. Сб. научных трудов СПб., 1995.
  81. B.C. О методологических подходах к выделению воспитывающего потенциала содержания образования // Совершенствование учебно-воспитательного процесса.-Волгоград, 1977.
  82. И.И., Ляудис В. Я., Варнеке X. Формирование учебной деятельности студентов. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
  83. Кабанова Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.
  84. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974.
  85. Ф.З. Подход к проблемеформирования феномена профессионализма практического психолога в системе вузовской подготовки // прикладная психология, 2002.-№ 2.-С.54−65.
  86. А.Г. Педагогика профессионального образования.-М.: Экон-Информ., 2007.
  87. Е.Г. Связи с общественностью в сфере экономики.-М.: Университетская книга, Логос.-2008.
  88. И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000, 215 с.
  89. В.В., Кахтанов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке / В. В. Карпов, М. Н. Кахтанов. -М. -СПб.: Изд-во МИСиС, 1992.
  90. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема,-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.
  91. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. -М.: Наука, 1997.
  92. Е.А. Путь в профессию: Уч. пособие. -Л.: Просвещение, 1984.
  93. В.В. Нормативное представление о формировании содержания образования: теоретические основы содержания образования. — М.: Педагогика, 1983.
  94. В.В. Проблемы научного обоснования обучения / В. В. Краевский. -М.: Педагогика, 1977.
  95. Ю.Д. (соавт.). Социально-культурная деятель--, ность.-М.: МГУКИ, 2004.
  96. Кривоносов А.Д. PR текст как инструмент публичных коммуникаций. СПб, 2002.
  97. В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: науч.-метод. и организационно-пед. аспекты: Дис.. д-ра пед. наук / В. П. Кузовлев. -М., 1999.
  98. Н.В. Методы исследования педагогической деятельно-сти.-Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1970.
  99. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.-Ростов на-Дону: Феникс, 1999.
  100. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высшая школа, 1991.
  101. А.Н. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979.
  102. JI.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
  103. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.
  104. И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках / Отв. ред. М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1986.
  105. A.B. Технология проектирования содержания среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2004.
  106. A.A. Основы профессионально-педагогического общения. -СПб., 2000.
  107. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990.
  108. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.
  109. B.C. Психология индивидуальности. -М.- Воронеж, 1996.
  110. А.И., Мищенко Л. И., Шиянов E.H. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. -М.: МГПУ, 1991.
  111. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования /Под ред. Е. Э. Смирновой. -Л.: ЛГУ, 1984.
  112. Н.В. Методика формирования: информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя / Дис.. канд. пед. наук. -Тамбов, 2000.
  113. Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. —Тамбов, 2003.
  114. H.B. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса / Дис.. д-ра пед. наук. -Тамбов, 2003.
  115. О.В. Выявление и педагогическая интерпретация социального заказа системе образования: Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1996.
  116. Е.И. Подготовка специалистов машиностроительного профиля к инновационно-проектной деятельности в условиях высшей школы: Дисс. канд. пед. наук. —Тамбов, 2002.
  117. Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? Основы учебного курса. —М., 1993.
  118. Г. Я. История культурно-досуговой деятельности.-М.: МГУКИ, 1998.
  119. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997.
  120. О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве // Информатика и образование, 2001.-№ 3.
  121. Е.Л. Преемственность подготовки специалистов в профессионально-педагогическом колледже и вузе. Тольятти, 1996.
  122. .Ж., Татиев М. А. Предпосылки организации практи-ко-ориентированного обучения учащихся физике в общеобразовательной школе.-Вестник КГУ им. Букетова.-2005.-№ 3.
  123. Э.А. Введение в социальную и культурную антрополо-гию.-М: МГУКИ, 1994.
  124. Ф.Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -M.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  125. E.H. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. -М.: ИТРК РСПП, 2000.
  126. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова-М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  127. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шия-нов.-М.: Школа-Пресс, 1997.
  128. М.И. Интенсификация учебного процесса в вузе культу-ры.-Барнаул, 1988.
  129. И.Е. Паблик рилейшнз как механизм гармонизации социальной среды. -М., 2000.
  130. И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов. в 2 кн. М.: гуманит. ВЛАДОС, 1999. — Кн.1.
  131. Т.А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология. -М., 2002.
  132. C.B. Информационные технологии обучения в физической культуре // ТиПФК.-№ 8.-2001.-С.55−59.
  133. В.П. Коммуникативные умения учителей как условия активизации познавательной деятельности учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Брянск, 1997.
  134. Г. Г. Паблик Рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. — М.: Центр, 1998.
  135. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся педагогическим специальностям и направлениям. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
  136. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Учебное пособие. -СПб.: СПб. ос. техн. ун-т, 1996.
  137. В.А. Социальная экология культуры личности.-М.: МЧС РФ, 2004.
  138. М.В., Ретивых Е. М. Культура профессионального само-определения.-Изд-во БГУ, 20 004.
  139. Е.А. Роль общения в духовном развитии личности // Роль культуры в формировании личности / Ред. Е. М. Бабосов. Минск, 1989.
  140. C.JI. О мышлении и путях его исследования. -М.: АН СССР, 1958.
  141. М.С., Смагин A.B. Права человека сквозь призму общественного мнения.-М., 1991.
  142. B.C., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культу-ры.-М.: ВЛАДОС, 2006.
  143. C.B. Социально-педагогический подход в воспитании школьников.-Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
  144. .М. (соавт.) Отчуждение в советском обществе: методологический аспект проблемы // Социологические исследования.-1991.-№ 5.-С.18−25.
  145. Е.А. Становление, и развитие профессиональной подготовки специалиста социально-культурной сферы: Дис.. д-ра пед. наук.-М., 2000.
  146. Г. И. Активация самостоятельной работы студен-тов//Самостоятельная работа студентов в вузе: теория, опыт, практика: Сб. материалов науч. тр./КГПИ им. К. Э. Циолковского. Калуга, 1990.
  147. И.М. Паблик рилейшнз коммерческой деятельности.-М., 1998.
  148. И.М. Паблик Рилейшнз в коммерческой деятельности. -М.: Изд-во ЮНИТИ, 2000.
  149. М.Н. Активная познавательная деятельность учащихся. -М.: Народное образование, 1996.
  150. В.А. Педагогика: инновационная деятельность/В.А. Сластенин. -М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.
  151. В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования. Межвузовский сб. науч. трудов. М.: Прометей, 1991.
  152. Е.Э. Пути формирования модели специалистов с высшим образованием. -JL, Изд-во ЛГУ, 1977.
  153. Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект.-СПб, 2003.
  154. П.А. Главные тенденции нашего времени.-М., 1993.
  155. Е.В. Готовность студента к освоению практико-ориентированного подхода в обучении (на примере специальности «Связи с общественностью») // Вестник МГУКИ.-2008.-№ 1.-С.155−158.
  156. Е.В. Взаимодействие компании и потребителя как важнейший компонент современного бренд-менеджмента // Бренд менеджмент.-2004.-№ 6.-С. 13−15.
  157. Е.В. Связи с общественностью: опорные конспекты лекций.- М.: МГУКИ, 2005 г.-42с.
  158. Е.В. Экономическая эффективность репутации: PR как инвестиции в стоимость компании // Jnsnews.ru // 23 июня 2005 г. content / view.
  159. Е.В. Коммуникативная компетентность специалиста по связям с общественностью: Лекция.-М.:МГУКИ, 2008.-24 с.
  160. А.С. Социально-педагогические основы подготовки специалистов по связям с общественностью для социокультурной сферы. — М., 2003.
  161. Ю.А. Педагогика досуга.-М., 2004
  162. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста/Политехнический музей. — М.: Знание, 1986.
  163. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: Издательство МГУ, 1984,
  164. В.Ф. Формирование профессионально важных качеств инженера в контекстном обучении (на примере иноязычной речевой деятельности инженера судоводителя): автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1991.
  165. А.А. (соавт.) Нормативно-правовое регулирование информационной политики России в условиях глобализации // правовые вопросы связи.-2004.-№ 2.-С.23−24.
  166. И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: Автореф. дис.. д-ра филол. наук.- Екатеринбург, 2008.
  167. А .Я. Антропология культуры.-М., 2007.
  168. Р.Д. Гуманизация профессиональной подготовки специалиста коммерции: Дисс.. канд. пед. наук. -НижнийНовгород, 2001.
  169. Р. Все о Public Relations: как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью. -М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
  170. М.Б. Организация контроля знаний студентов в условиях педагогического сотрудничества: / Дис.. канд. пед. наук. Киев: КГУ, 1990.
  171. А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. -М.: Дело, 2000.
  172. А.Е., Швецова Е. В. Психология и педагогика.-М., 2002.
  173. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
  174. Д.Б. Избранные психологические труды/под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989.
  175. И.С. Знания и мышление школьника.-М., 1985.
  176. Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практи--ко-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос» //http//www. eidos.ru.
  177. Н.Н. Социально-культурная анимация.-М., 2006.
  178. Bell D. The Coming of post-industrial Society. N. Y., 1973.
  179. Brzezinsky Z. Between Two Ages: American Role in the Technitronic Era.N.Y., 1970. P. XIV.
  180. Jaques E.A. General Theory of Bureaucracy. Heinemann, London, 1976.
  181. Leontief W.W. The Distribution of Work and Income. //Scientific American. N.Y., 1982. V. 247, N 3.
  182. Masuda J. The Infonnation Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1980.
  183. Naisbit I. Magatrends. New York: Warent Books, 1982.
  184. Nora S., Mine A. The Computerisation of Society. MIT. Press, 1980.
  185. Paprica Z., Kissl. Interactions In Decision of Labouring DSSs. //IIASA Bureau for. System Analysis, State Gommitee for Technical
  186. Development. Budapest, Hungary, 1985.
  187. Philips L.D., Decision Support of Managers. The London School of Economics and Political Science (University of London), 1984.
  188. Pitz G. F. Human Engineering of Decision Aids. //In: Humphreys P.C., Svenson 0., Vagy A (eds) Analysing and Aiding Decision Processes. -NordHolland, Amsterdam, 1983.
  189. Sanglm Y., Dlgman Lester. Decision Support Systems: A new Tool-for Strategic Management.//Long Range Planning. 1987. — vol. 20, N 2.
  190. Simon H.A. The Science of Management Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  191. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  192. Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980.
  193. Winkler R. Differenzierang. Funktionen, Formen und Probleme. -Regensburg, 1978.
Заполнить форму текущей работой