Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан способ длительного хранения готовых регенерированных асфальтовых смесей с дисперсным сланцевым битумом в герметичных упаковках. Степень дисперсности битума и свойства* образцов, приготовленных из смесей хранившихся! при комнатной температуре в течение 6 месяцев и подвергавшихся двадцатипятикратному замораживанию до -18°С и оттаиванию снижаются, но свойства удовлетворяют требованиям… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ!
    • 1. 1. ' Производство и применение сланцевых битумов
    • 1. 2. Регенерация асфальтовых бетонов.20?
    • 1. 3. Выводы и задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Процессы структурообразования в регенерированном асфальте с дисперсным сланцевым? битумом
    • 2. 2. Смачивание составляющих асфальтовой смеси водой
  • 23. -дйсперпфованиежстабилша1дая"сланцевого^бйт^ма^
    • 2. 4. Формирование битумной пленки
    • 2. 5. ? Адгезия сланцевого битума .59'
    • 2. 6. Уплотнение регенерированных^смесей
    • 2. 7. Физико-химические* процессы формирования- битумной пленки' из нефтяного и сланцевого битумов
  • 3. ' ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Исходные материалы"
  • 3. 2 Методика исследований
    • 3. 2. 1. Методика приготовления сланцевых битумных: эмульсий на твердых эмульгаторах (СБЭТЭ) г
  • 3. ?2:2' Методика оценки дисперсности битума
    • 3. 2. 3. Методика исследования формирования битумной пленки
    • 3. 2. 4. Методика приготовления регенерированных смесей
    • 3. 2. 5. Методика приготовления и испытания образцов
  • 3−2.6 Математические методы исследований
  • 3−3 Получение сланцевого битума
    • 3. 4. Исследование диспергируемости сланцевого битума
    • 3. 4. 1. Исследование диспергируемости сланцевого битума в СБЭТЭ в зависимости от различных факторов
    • 3. 4. 2. Исследование диспергируемости сланцевого битума в асфальтовых смесях
    • 3. 5. Исследование формирования битумной пленки
    • 3. 6. Влияние температуры на скорость формирования регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом
    • 3. 7. Исследование дорожно-технических свойств регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом и методов их улучшения
    • 3. 8. Разработка технологии и исследование дорожно-технических свойств регенерированного асфальта с комплексными дисперсными органическими вяжущими
    • 3. 9. Исследование возможности хранения регенерированных асфальтовых смесей
  • 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОПЫТ.142,
  • 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГЕНЕРИРОВАННОГО АСФАЛЬТА С ДИСПЕРСНЫМ СЛАНЦЕВЫМ БИТУМОМ

Технология регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Самым распространенным материалом для устройства усовершенствованных покрытий на автомобильных дорогах является асфальтовый бетон. В России основное внимание уделяется ремонту и реконструкции существующих автомобильных дорог. В большинстве случаев для проведения ремонта требуется частичное или полное снятие слоя старого асфальтобетона, объемы которого достигают миллионов тонн в год, поэтому проблема повторного использования старого асфальтобетона в настоящее время становится все более актуальной. Это вызвано тем, что по окончании срока службы в покрытии сохраняется до 90% полезной массы асфальтобетона, пригодной для дальнейшего использования. Наиболее эффективным способом повторного использования старого асфальтобетона является его регенерация.

Все существующие методы регенерации асфальтобетона можно разделить на два основных: горячие и холодные. В нашей стране наибольшее распространение получила регенерация, горячим способом, обладающая рядом существенных недостатков: повышенный расход энергии, загрязнение окружающей среды, необходимость специального оборудования и др. Альтернативная холодная регенерация асфальтобетона основана, в частности, на применении битумных эмульсий, приготавливаемых с использованием дорогостоящих поверхностноактивных эмульгаторов и оборудования. Отставание в производстве отечественных высокоэффективных поверхностноактивных эмульгаторов нередко вынуждает приобретать их за рубежом, что существенно удорожает приготовление асфальтобетонов. Технологические трудности приготовления и применения битумных эмульсий на более доступных твердых эмульгаторах для производства асфальтобетонов делают их использование не рентабельным.

Большой вклад в теорию и практику регенерации внесли1 Г. К. Сюньи, А. М. Алиев, Г. О. Бахрах, И. И. Леонович и др. Теоретическое обоснование различных технологий регенерации может быть дано на основе теории искусственных конгломератов И. А. Рыбьева и полиструктурной теории В. И. Соломатова. Согласноэтим теориям в асфальтовом бетоне выделяют две структурные составляющие: микроструктурную, образованную вяжущим и минеральным порошком, и макроструктурную, состоящую из крупных зерен" каменных материалов.

Для производства регенерированных асфальтобетонов, используют нефтяные дорожные битумы, объемы производства которых с годами неуклонно сокращаются. В связи с этим возникает необходимость внедрения^ в, практику дорожного строительства альтернативных органических вяжущих, одним из которых являются сланцевые битумы.

Проблемы энергетики, требуют освоения и< разработки месторождений горючих сланцев, запасы которых в~ нефтяном эквиваленте в несколько раз превышают потенциальные запасы" нефти и газа в России, что свидетельствует о назревающей необходимости и целесообразности применения сланцевых битумов в дорожном строительстве, и, в. частности, для регенерации асфальтовых бетонов.

Особенности химического состава сланцевых битумов предопределяют их реакционную способность и высокую поверхностную активность, обеспечивающую хорошую адгезию к минеральным материалам. Однако, сланцевые битумы, по сравнению с нефтяными, обладают недостатками, к которым относятся меньший интервал пластичности, большая, скорость старения. Чрезмерно высокая токсичность и пожароопасность сланцевых битумов делают их особо опасными с точки зрения, охраны окружающей среды, вероятности возникновения профессиональных заболеваний рабочих и затрудняют работу с ними при производстве асфальтобетонов по традиционной горячей технологии.

В Саратовском государственном техническом университете предложена и разрабатывается эффективная технология холодной регенерации асфальта с дисперсным сланцевым битумом, которая обладает рядом очевидных преимуществ с точки зрения экономии энергии, материальных и технических ресурсов, охраны окружающей среды по сравнению с традиционной горячей технологией. Отличительной особенностью технологии является то, что битум диспергируется в процессе перемешивания с увлажненной смесью старого асфальтобетона и минеральных составляющих. Технология позволяет применять для приготовления регенерированных смесей оборудование существующих асфальтобетонных заводов.

Технология производства и применения, дорожно-технические и эксплуатационные свойства, а таюке процессы формирования структуры регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом в настоящее время изучены недостаточно.

Работа выполнялась в соответствии с программой НИР Саратовского государственного технического университета (внутривузовская программа 12 В.02 «Разработка методов строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог», код ГРНТИ 73.31.09).

Целью работы является разработка технологии производства и применения холодного регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом.

Рабочая гипотеза базируется на представлениях физической химии о поверхностных явлениях в органоминеральных системах как основы направленного влияния на процессы структурообразования и технологические приемы производства и применения регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом, получения асфальтов с наперед заданными свойствами.

Научная новизна. Теоретически проанализированы процессы структурообразования регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом с учетом особенностей его состава и свойств. Исследован процесс диспергирования и стабилизации сланцевого? битума твердыми эмульгаторами с образованием сланцевой битумной эмульсии на твердом эмульгаторе (СБЭТЭ). Впервые исследован процесс диспергирования сланцевого битума твердыми эмульгаторами в присутствии гидрофобных частиц старого асфальтобетона. Изучены основные дорожно-технические свойства регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом и методы их улучшения. Впервые исследована принципиальная возможность хранения регенерированных смесей с дисперсными сланцевыми битумами в течение длительного времени в герметичных условиях и применение их для ямочного ремонта. Разработана технология производства1 асфальтовых смесей с комплексными дисперсными органическими вяжущими, изучены их свойства. Разработаны технические рекомендации по приготовлению и применению холодного регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и1 рекомендаций подтверждается < лабораторными исследованиями, выполненными с применением методов математического планирования и" обработки экспериментальных данных, опытно-производственными экспериментами.

Положениявыносимые на защиту:

— теоретический анализ процессов структурообразования холодного регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом;

— результаты экспериментальных исследований диспергирования и стабилизации сланцевых битумов твердыми эмульгаторами в СБЭТЭ и асфальтовых смесях, формирования битумной пленки и асфальтовяжущего вещества, дорожно-технических свойств регенерированного асфальта и способов их улучшения;

— технология приготовления холодных регенерированных асфальтовых смесей с комплексными дисперсными органическими вяжущими;

— принципиальная возможность и целесообразность применения холодных регенерированных асфальтовых смесей с дисперсными сланцевыми битумами для ямочного ремонта и устройства дорожных покрытий на дорогах Ш-1У категорий в Ш-У дорожно-климатических зонах.

Практическая и социальная ценность. Разработана эффективная холодная технология производства и применения регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом, практическое применение результатов которой позволяет снизить расход топлива и электроэнергии, исключить расходы на дорогостоящие эмульгаторы и специальное оборудование для регенерации асфальтобетона, практически полностью исключить нанесение экологического ущерба окружающей среде, уменьшить г трудозатраты.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 16 работ, одна из них патент.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, основных выводов, списка использованной литературы из 176 наименований, изложена на 194 страницах машинописного текста, содержит 42 таблицы, 46 рисунков, 2 приложения.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Перспективы развития дорожного строительства, возрастающий дефицит нефтяных битумов, требуют освоения альтернативных органических вяжущих, в частности, сланцевых битумов, регенерации старого асфальтового бетона, как способа повышения* эффективности строительства.

2. Разработана и запатентована холодная технология производства и применения регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумом.

3. Проанализированы теоретические вопросы, формирования структуры асфальта на стадии приготовления асфальтовых смесей, устройства покрытий и их эксплуатации, как гетерогенной системы открытого типа, изменяющейся в направлении уменьшения суммарной поверхностной энергии, повышения ее стабильности.

4. Объемная мозаичная структура регенерируемой асфальтовой смеси определяет особенности смачивания водой составляющих асфальтовой смеси, каппилярных явлений (лапласовское давление), обусловливающие снижение минимально необходимого для диспергирования' битума количества воды, времени смешениясоставляющих, повышение эффективности уплотнения, ускорение открытия движения транспорта.

5. Экспериментально подтвержден теоретический вывод о формировании битумной пленки из глобул в результате растекания битума по воде. Скорость растекания сланцевых битумов по воде в, 2−9 раз больше, чем у нефтяных битумов тех же марок, что оказывает положительное влияние на скорость формирования покрытия.

6. Диспергирование битума в СБЭТЭ и асфальтовой смеси происходит в результате вытягивания битума в нити с последующим их распадом на глобулы средним диаметром: в эмульсии 4−14 мкм, в регенерируемых асфальтовых смесях 73−97 мкм. Снижение степени дисперсности в смесях обусловливается, в частности, влиянием эмульгатора-антагониста — гидрофобных зерен старого асфальтобетона. Максимальный коэффициент концентрации в СБЭТЭ с минеральным порошком 1,28, с известью — 1,45, что обеспечивает благоприятные условия для диспергирования битума в асфальтовой смеси.

Методом математического планирования* эксперимента было установленочто для? обеспечения степени дисперсности влажность асфальтовой смеси должна быть в пределах 3−5% и 5−7% при содержании минеральных частиц: размером: мельче 0,071 мм соответственно 6−8% и 810%. Со держание, старого асфальта не должно превышать 70% по массе.

7. Регенерированный асфальт с дисперсным сланцевым битумом по основным показателям свойств удовлетворяет требованиям к горячему плотному асфальтобетону второй марки для II-V дорожно-климатических зон (ГОСТ 9128−97) — По показателю водонасыщения (до 7%) соответствует пористому асфальтобетону. Удовлетворительная водостойкость обеспечивается монолитностью, тонкой равномерно распределенной! по объему пористостью асфальтовяжущего.

Свойства асфальта могут быть улучшены добавками портландцемента и извести, взамен части минерального порошка. При введении цемента в количестве 3, 5, 7% по массе прочность асфальта при 50 °C повышается в среднем на 20−28%. Коренным образом: улучшаются водные свойства, водостойкость при длительном водонасыщении достигает 1,15: Добавка извести даже в количестве 3% способствует повышению водостойкости асфальта.

8. Разработан и запатентован метод получения асфальтовых смесей с комплексными дисперсными органическими вяжущими, путем одновременного раздельного введения их в смесь и перемешивания. При этом в объеме асфальтовой смеси образуется смешанная эмульсия на твердом эмульгаторе. Применение комплексного вяжущего из нефтяного и сланцевого битумов в соотношении 80:20, 60:40, 40:60 позволило улучшить свойства асфальта. Использование органических вяжущих различного генезиса и свойств позволит активновоздействовать на процессы структурообразования, получать асфальты необходимых свойств.

9: Разработан способ длительного хранения готовых регенерированных асфальтовых смесей с дисперсным сланцевым битумом в герметичных упаковках. Степень дисперсности битума и свойства* образцов, приготовленных из смесей хранившихся! при комнатной температуре в течение 6 месяцев и подвергавшихся двадцатипятикратному замораживанию до -18°С и оттаиванию снижаются, но свойства удовлетворяют требованиям к горячим плотным смесям П-1П марки для II-V дорожно-климатических зон. Способ позволит приготавливать, смеси в запас, хранить на складах, транспортировать в отдаленные районы для выполнения ремонтных работ и устройства покрытий небольших объемов.

10. Опытно-производственные эксперименты позволили установить высокую эффективность применения холодного регенерированного асфальта с дисперсным сланцевым битумомдля ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий. Есть все основания полагать, что применение асфальта, с большим технико-экономическим эффектом, возможно для устройства покрытий.

11. Разработанытехнические рекомендации по технологии производства и применения регенерированногоасфальта с дисперсным сланцевым битумом для устройства покрытий и ямочного ремонта на автомобильных дорогах Ш-1У технических категорийв Ш-У дорожно-климатических зонах.

12. Общий народнохозяйственный эффект применения холодной технологии регенерации асфальта с дисперсным сланцевым битумом за счет экономии энергетических, трудовых и материальных ресурсов, снижения ущерба окружающей среде, улучшения условий труда и сокращения общей численности рабочего персонала составляет 57,5% по сравнению с горячей технологией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ 9128–97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. — Введ. 1999−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1999. — 17 с.
  2. , С. Диалог состоялся / С. Филиппов // Автомобильные дороги. 2006. — № 5. — С. 29−32.
  3. , К. Продаем последнее / Константин Баскаев // Родная газета. 2003. — 21 ноября.
  4. , Ю. А. Марш глиняных колоссов / Ю. А. Александров // Новое время. 2002. — № 45. — с. 38−40.
  5. , Я. А. Добыча нефти и газа в России: неиспользованные резервы / Я. А. Гельфгат // Энергия: экономика, техника, экология. 2004. -№ 3. -С. 25−31.
  6. , А. И. Новые российские технологии использования горючих сланцев / А. И. Блохин, С. В. Онуфриенко, М. С. Петров, Г. П. Стельмах, А. В. Скляров // Энергетик. 2004. — № 8. — С. 5−9.
  7. , Д. Т. Энергохимическое использование горючих сланцев / Д. Т. Кузнецов. М.: Недра, 1978. — 99 с.
  8. , Д. Т. Горючие сланцы мира / Д. Т. Кузнецов. М.: Недра, 1975.-368 с.
  9. , В. М. Процессы переработки и продукты термического разложения горючих сланцев / В. М. Ефимов, С. К. Дойлов, М. О. Соо, Д. X.
  10. Вахер // Сб. науч. тр. НИИ сланцев. Таллин: Валгус, 1975. — вып. 20. — С. 107−121.
  11. , X. А. Органическое вещество эстонских сланцев / X. А. Кундель, Р. Э. Иоонас, В. М. Ефимов, Л. А. Битер // Химия твердого топлива. 1981.-№ 1.-С. 65−71.
  12. , М. Я. Термическая переработка сланца-кукерсита / М. Я. Губергриц. Таллин.: Валгус, 1966. — 365 с. I
  13. , В. М. Химический состав сланца-кукерсита / В. М. Ефимов, Н. А. Пурре, Л. И. Раппу // Химия твердого топлива. 1981. — № 1. -С. 7−15.
  14. Постановление Государственного комитета СССР по науке и технике от 29.08.83 г. № 483 «О проведении в 1983—1985 годах дополнительных научно-исследовательских работ с целью обеспечениягвыполнения заданий научно-технической программы О.Ц.008″.
  15. Научно-техническая программа „Сланцы Поволжья“. Саратов: СПИ, 1984.-32 с. 1
  16. Постановление Правительства Саратовской области от 27.12.04 г. № 303-п о проекте комплексной программы „Развитие и использование: углеводородной сырьевой базы для газоснабжения потребителей Саратовской области“ на 2005−2007 годы.
  17. Горючие сланцы альтернативный источник топлива и сырья. Фундаментальные исследования. Опыт и перспективы: матер, междунар. науч. конф. / СГТУ. — Саратов, 2007. — 168 с.
  18. Рекомендации Международной научной конференции „Горючие сланцы — альтернативный источник топлива и сырья. Фундаментальные исследования. Опыт и перспективы“. Саратов: СГТУ, 2007. — 7 с.
  19. , В. Н. Производство дорожного битума при переработке сланцев Поволжья / В. Н. Лункин, А. М. Чертынов. Саратов.: СГТУ, 1999. -5 с.
  20. , М. Г. Справочник сланцепереработчика: справ, изд. / под ред. М. Г. Рудина и Н. Д. Серебрянникова. М.: Химия, 1988. — 256 с.
  21. , М. Н. Сланцевые вяжущие в дорожном строительстве / М. Н. Першин, М. Ф. Никишина, А. П. Архипова, Е. Н. Баринов, С. А. Козлов, Г. В. Кореновский, Л. Р. Шверова. М.: Транспорт, 1981. — 151 с.
  22. , С. И. Дорожный битум из прибалтийских сланцев / С. И. Гельфанд, М. А. Зелейщиков. М.: Дориздат, 1951. — 109 с.
  23. , И. М. Органические вяжущие для- дорожного строительства / И. М: Руденская, А. В. Руденский. М.: Транспорт, 1984. -229 с.
  24. , В. И. Увеличение срока1 службы асфальтобетонных покрытий за счет двухстадийного введения органических связующих в процессе производства асфальтобетонных смесей / В. И. Лукашевич // Строительные материалы. 2003. — № 1. — С. 24−25.
  25. РСТ ЭССР 82−79. Битумы сланцевые жидкие и вязкие. Технические условия. Таллин.: Изд. ЭССР, 1980. — 12 с.
  26. , К. А. Применение сланцевого битума в дорожном строительстве. / К. А. Каск, Р. А. Амброс // Автомобильные дороги. 1962. — № 2.-С. 12−13.
  27. , М. Б. Изготовление сланцевого битума в упрощенной окислительной установке / М. Б. Рабинович. М.: Госиздат ЭССР, 1950. — 83 с.
  28. , С. А. Получение битумов из горючих сланцев / С. А. Апостолов, Г. Ф. Михайлова, А. В. Кожевников // Горючие сланцы. 1977. -№ 11.-С. 14−17.
  29. ЗО.Апостолов, С. А. Способы улучшения качества сланцевых битумов / С. А. Апостолов // Нефтепереработка и нефтехимия. — 1986. № 2. — (Е:7:8.31•.Шoгt^(i:. Gygiena^/ e: Twort^Twort^- Lon., 1930- 373 с-
  30. Никишина, М- Ф. Использование отходов производства синтетического каучука^ для? улучшения битума- / М! Ф. Никишина, Р. М. Боброва^ Н1(3. Цепюга // Автомобильные дороги: 1978: — № 4. — С. 321.
  31. Евгеньев^ И- Е. Автомобильные дороги в окружающей среде / Щ Е. Евгеньев, Б. Б- Каримов— М.: 000"Трансдорнаука», 1977. 287 с.
  32. , И. Р. Исследование ароматических углеводородов сланцевых смол / И. Р. Клесмент, А. Ф. Касберг // Химия твердого топлива. -1969. № 2.-С. 67.
  33. Сергиенко, С:. Р. Высокомолекулярные соединения* нефти / С.&bdquo- Р. Сергиенко. М-: Химия, 1964: — 541 с.
  34. , Н. А. Холодный асфальт с дисперсным сланцевым битумом / Н. А. Горнаев, Л. В. Никифорова // Проблемы транспорта и транспортного строительства: сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2005. -4. Г. -С. 90−93.
  35. Горнаев^ Н. А. Минеральный порошок из горючего сланца / НА. Горнаев // Проблемы транспортам транспортного строительства: сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2005. -ч. 1. -С. 87−90-
  36. , В. Г. Основы энерготехнологического использования горючих сланцев / В. Г. Каширский. Саратов: СПИ, 1979. — 60 с.
  37. Сидорович, Я: И. К вопросу о взаимодействии керогена и минерального вещества- горючих сланцев / Я. И. Сидорович // Горючие сланцы. 1984. — т. 1. — № 2. — С. 171−174.
  38. Горнаев, Н: А. Эмульсии из сланцевого битума на: твердых эмульгаторах (БСЭТЭ) / Н. А. Горнаев, Л. В. Никифорова // Проблемы транспорта и транспортного строительства: сб. науч. тр: — Саратов: ОГТУ, 2005. -ч. 2.-С. 88−90.
  39. , F. К. Регенерированной дорожный асфальтобетон. / Е. К. Сюньи, К. X. Усманов, Э. С. Файнберг. М.: Транспорт, 1984. — 118 с.
  40. Neumann, G. Asphalt fundations chichtcr Grundsatze und Besonderheiten beim Einzatz von Ausbauasphalt / G. Neumann // Bitumen. -1994. -№ 4. — s. 161−165.
  41. А. В. Дорожные асфальтобетонные покрытия / А. В. Руденский. М.: Транспорт, 1992. — 253 с.
  42. , В. В. Экологически чистые технологии для производства асфальтобетонных смесей / В. В. Силкин, Б. С. Марышев, В. М. Ольховиков // Строительная техника и технологии: 20 081 — № 4 — С. 29−30.
  43. , Е. С. Регенерацияшокрытий и одежд нежесткого типа /Е. С. Бахрах // Наука и техника в дорожной отрасли. 1998. — № 3. — С. 18−21.
  44. , Н. А. Технология регенерации асфальта / II. А. Еорнаев, А. Ф. Иванов, В: Е. Никишин // XXIX науч.-техн. конф.: тез. докл. Иенза: ПАСА. — 1997. -ч. 2. — С. 22.
  45. Рекомендации по технологии производства и применения холодных асфальтобетонных смесей с диспергированным битумом: Министерство автомобильных дорог РСФСР. — М.: Елавдортех, 1987. 16 с.
  46. А. с. 883 221 СССР. Способ приготовления битумоминеральной смеси / H.A. Еорнаев, В. П. Калашников, А. Ф. Иванов // опубл. в Б.И. 1981. -№ 43.
  47. , Н. А. Регенерированный асфальт с составленными дисперсными вяжущими / Н. А. Еорнаев, В. Е. Никишин // Актуальныепроблемы транспорта- России: тез. докл. междунар. науч.-практ.конф. — Саратов: СГТУ, 1999. вып. 3. — С. 107−109.
  48. , Н. А. Технология асфальта с дисперсным битумом : учебное пособие / Н. А. Горнаев. Саратов: СГТУ, 1997. — 61 с.
  49. , Н. А. Исследование асфальтового бетона на битумных эмульсиях : Дис:. канд. техн. наук / Горнаев Николай Алексеевич- — Харьков, 1963. 200 с.
  50. , Н. А. Взаимодействие битума с влажными минеральными материалами / Н. А. Горнаев // Известия вузов: Строительство и архитектура. 1967. — Лг" 12. — С. 137−139.
  51. Горнаев, Н- А. Смачивание в системе битум-вода-воздух / Н: А. Горнаев, Е. Н. Горнаева // Известия вузов: Строительство и архитектура. — 19 731- № 4. С. 132−134.
  52. Кузнецов, В- Д. Поверхностная? энергия" твердых тел / В. Д. Кузнецов. М.: Гостехтеоретиздат, 1954:-220 с.
  53. , Б. Д. Физико-химические основы смачивания и растекания / Б. Д: Сумм^ 10? В1 Горюнов. М1: Химия- 1976: — 232 с.
  54. Зимон- А. Д1, Адгезия- Жидкости и смачивание / А. Д: Зимон. М.: Химия, 1974.-416 с.
  55. Калашников, В: И. Теоретические" основы смачиваемости мозаичных: гидрофобно-гидрофильных- поверхностей / В: И. Калашников, М. Н. Мороз // Строительные материалы. 2008. — № 1. — С. 47−49- .
  56. , Я. А. Капля / Я. А. Гегузин. М.: Наука, 1973. — 160 с.
  57. , Н. Ф. Исследование влияния шероховатости поверхности щебня- на прочность сцепления: с цементным камнем / Н. Ф. Глущенко- Б. Я. Рабинович // Труды Харьковского автодорожного института, 1961.-вып. 26.-С. 128−132.
  58. Шварц- А. Поверхностноактивные вещества и моющие средства / А. Шварц- Д. Перри: пер. с: англ. под ред. А. Б. Таубмана. М.: изд. иностр. лит-ры., 1953. — 165 с.
  59. Раб, И. И: Исследование порошкообразных эмульгаторов и битумных паст, используемых в холодном асфальтовом бетоне: автореф.. канд. техн. наук. Омск, 1975. — 29 с.
  60. , Н. А. Смачивание минеральных материалов битумом / Н. А. Горнаев, В. П. Калашников // Строительные материалы: сб. науч. тр. -Саратов: СПИ, 1976. вып. 92. — С. 83−91.
  61. Раб, И. И. Исследование влияния технологии приготовления смеси на^ основе битумных паст и условий их формирования на свойства холодных асфальтобетонов / И. И. Раб // Труды СоюздорНИИ. 1976. — вып. 87. — С. 63−69.
  62. , Б. В. О влиянии' поверхностных сил на- фазовые равновесия полимолекулярных слоев и краевой угол смачивания- / Б. В. Дерягин, Л. М. Щербаков // Коллоидный журнал. 1961. — т. 23. — № 1. — С. 40−52.
  63. , Б. В. Исследование поверхностной конденсации и адсорбции паров вблизи насыщения оптическим микрополяризационным методом / Б. В. Дерягин, 3. М. Зорин // Журнал физической химии. 1955. -т. 29. 10.-С. 1755−1770.
  64. , С. А. Капиллярный подъем воды в песке различной влажности / С. А. Владыченский // Почвоведение. 1962. — № 10. — С. 15−26.
  65. , И. А. Влияние различных факторов на дисперсность эмульсий и паст / И. А. Плотникова // Труды СоюздорНИИ. 1972. — вып. 57. — С. 60−69.
  66. А. Ф. Технология, структурообразование и свойства асфальтобетона с дисперсным битумом / Иванов Александр Федорович: дис.. канд. техн. наук. — Саратов, 1986. — 172 с.
  67. , А. И. Дорожные покрытия и основания с применением битумов и дегтей / А. И. Лысихина. — М.: Автотрансиздат, 1962. 360 с.
  68. , М. Ф. Дорожные эмульсии / М. Ф. Никишина и др. М.: Транспорт, 1964. — 172 с.
  69. , П. А. К теории эмульсий / П: А. Ребиндер // Коллоидный журнал. 1946. — № 8. — С. 249−267.
  70. , Н. А. О теории и практике эмульгирования битумных паст / Н. А. Горнаев // Известия вузов: Строительство и архитектура, 1972. № 3. -С. 135−137.
  71. , С. Я. Зависимость кривых течения и вязкостных характеристик битумов от температуры / С. Я. Шалыт, Н. В. Михайлов // Коллоидный журнал. 1956. — № 5. — С. 27−31.
  72. , Н. А. К исследованию материалов на основе битумных паст / Н. А. Горнаев // Известия «вузов.: Строительство и архитектура- 1969. — № 6.-С. 119−121.
  73. , А. Теоретические основы формирования волокон / А. Зябицкий. М.: Химия, 1979. — 503 с.
  74. , П. А. О механизме образования эмульсий / П. А. Ребиндер // Коллоидный журнал. 1946. — № 11. — С. 320−331.
  75. , П. А. Современные представления об устойчивости, образовании и разрушении эмульсий и методы их исследования / П. А. Ребиндер, К. А. Поспелова // Эмульсии: их теория и технические применения. М., 1950. — С. И-71.
  76. , А. Б. О роли структурно-механического фактора в устойчивости эмульсий / А. Б. Таубман, А. Ф. Корецкий // Коллоидный журнал.- 1958.-№ 5.-С. 676.
  77. , А. Б. О механизме эмульгирующего действия твердых эмульгаторов / А. Б. Таубман, А. Ф. Корецкий // Доклады АН СССР. 1958. -т. 120.-№ 1.-С. 126−129.
  78. , А. Б. О дисперсности и устойчивости эмульсий, стабилизированных твердыми эмульгаторами / А. Б. Таубман, А. Ф. Корецкий//Доклады АН СССР.-1961.-т. 140.-№ 5.-С. 1128−1131.
  79. , С. И. Вопросы теории эмульгируемости битумов на твердых эмульгаторах и преимущества активированных битумных паст / С.
  80. И. Романов // Вопросы строительства автомобильных дорог. Алма-Ата. — 1967.-С. 32−37.
  81. , Н. А. Особенности механизма стабилизации битумных паст / Н. А. Горнаев, В. П. Калашников // Опыт инженерно-экономических исследований в строительстве. Саратов: СГТУ, 1978. — ч. 2. — С. 23−27.
  82. , Б. В. О влиянии поверхностных сил на. фазовые равновесия полимолекулярных слоев и краевой угол смачивания / Б. В. Дерягин, JI. М. Щербаков // Коллоидный журнал. 1961. — т.23. — № Г. — С. 40−52.
  83. , Б. В. Взаимодействие жидкостей с твердым / Б. В. Дерягин, M. М. Кусаков // Известия АНСССР: сер. Химия. 1936. — № 5. -С. 741−753.
  84. , М. Ф. Дорожные эмульсии и факторы их образования / М. Ф. Никишина // Автомобильные дороги. 1962. — № 10. — С. 37−40.
  85. , С. Р. Состав и свойства высокомолекулярных соединений нефти / С. Р. Сергиенко, Б. Э. Давыдов, И. О. Делоне, М. П. Тетерина // IV Международный нефтяной конгресс. М.: Гостоптехиздат, 1956.- т. IV.-с. 22.
  86. , В. Н. Справочник по строительным материалам- и изделиям / В. Н. Основин, JI. В. Шуляков, Д. С. Дубяго. — изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 443 с.
  87. , L. С. Same physical Properties of Dispersions of Asphaltic Bitumen / L. C. Gabriel. New York, 1946. — 36 p.
  88. , А. С. Коагуляция эмульсий из нефтяного битума / А. С. Коржуев, В. В. Гридчина // Коллоидный журнал. — 1939. — № 5. — С. 21−23'.
  89. , П. А. Поверхностные явления в дисперсных системах. Физико-химическая механика / П. А. Ребиндер. М.: Наука, 1979. — 384 с.
  90. , А. Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий / А. Д. Яковлев. JL: Химия, 1982. — 352 с.
  91. , Е. Н. Основы теории и технологии применения асфальтобетонов на вспененных битумах / Е. Н. Баринов. JT.: изд-во Ленинградского университета, 1990. — 180 е.: Библиогр. с. 171−176.
  92. Битумные эмульсии в дорожном строительстве: Учебно-справочное пособие / сост.: Ю. В. Соколов, В. Н. Шестаков. Омск: ГУИПП „Омский дом печати“, 2000. — 256 с.: Библиогр. с. 251−254.
  93. ЮО.Вернигорова, В. Н. Физико-химические основы строительного материаловедения: учебное пособие / В. Н. Вернигорова. — М.: изд-во АСВ, 2003. 136 с.
  94. , А. А. Основы адгезии полимеров / А. А. Берлин, В'. Е. Басин. М.: Химия, 1974. — 392 с.
  95. , Н. И. Физико-химические основы процессов склеивания и прилипания / Н. И. Москвитин. М.: Лесная промышленность, 1974.- с. 192.
  96. , С. М. Асфальтобетон из ракушечных известняков / С. М. Атоян. — М.: Транспорт, 1977. — 134 с.
  97. , Л. Б. Дорожный асфальтобетон / Л. Б. Гезенцвей, Н. В. Горелышев, А. М. Богославский, И. В. Королев. — М.: Транспорт, 1985. — 350 с.
  98. , А. И. О стабильности битумов и взаимодействии их с минеральными материалами / А. И. Лысихина. М.: Дориздат, 1952. — 175 с.
  99. , С. К. Влияние вибрирования на структурно-механические свойства асфальтобетона, как тиксотропной коллоидной системы / Н. В. Михайлов, С. К. Носков // Коллоидный журнал. 1956. — № 4. — С. 24−28.
  100. , А. Г. Строительные материалы и изделия / А. Г. Комар. — М.: Высшая школа, 1983. — 487 с.
  101. , Н. Я: Дорожные машины / Н. Я. Хархута. JI.: Машиностроение, 1976. — 472 с.
  102. , И. А. Строительные материалы на основе вяжущих веществ / И. А. Рыбьев. — М.: Высшая школа, 1978. — 309 с.
  103. , В. И. Элементы общей теории композиционных строительных материалов / В. И. Соломатов // Известия вузов: Строительство и архитектура, 1980. № 8. — С. 61−70.
  104. , Н. Я. Выбор типа и режима работы катков при уплотнении» асфальтобетонных смесей / Н. Я. Хархута, А. А. Шестопалов // Автомобильные дороги. 1983. — № 3. — С. 24−25.
  105. , А. М. Эффективность применения обрезиненных вальцов / А. М. Щербаков, В. П. Межак // Автомобильные дороги. 1984. — № 4.-с. 17.
  106. , Я. А. Уплотнение земляного полотна и дорожных одежд/Я. А. Калужский, О. Т. Батраков. -М.: Транспорт, 1971. 160 с.
  107. , Р. Б. Нефтяные битумы / Р. Б. Гун. М.: Химия, 1999 .349 с.
  108. , Г. Д. Асфальты, битумы и пеки / Г. Д. Крейцер. М.: гос. изд-во лит-ры по строит, материалам, 1952. — 340 с.
  109. Пб.Колбановкая, А. С. Дорожные битумы / А. С. Колбановская, В. В. Михайлов.: изд-во «Транспорт», 1973. — 264 с.
  110. , И. М. Нефтяные битумы / И. М. Руденская.: Ростов: -1963.-212 с.
  111. , F. J. // Inst. Petroleum Technologies. 1925. — № 10. — p.
  112. Makk, C. Phys. Chem. 1932. № 36, — p. 290.1.l120.' Nellensteyn, F. // World1 Petroleum Congress. 1933. — № 11, — p.
  113. , E. // Oil and Kohle. 1941. — № 37. — s. 995
  114. , G. // Proc. Assoc. Pav. Tehn. 1953. — vol-. 22 — p. 50,
  115. Ткачев, С. Ml Иерархическая структура строения нефтяных остатков- и битумов / С. М. Ткачев // Вестник Полоцкого государственного университета. 2006. — № 4. — С. 32−36.
  116. , F. М. Исследование структуры асфальтенов методом рентгеновской дифрактометрии* / Г. М: Махонин, А. А. Петров // Химия и технология топлив и масел. — 1975. № 12. — С. 21−24
  117. Winniford, R. Symp. Tars. Div. Fuel ehem. 1962:.- p. 21−32.
  118. Черножуков, H.' ИI О влиянии нефтяных асфальто-смолистых веществ на окисление масел / Н. И. Черножуков, И. JI. Лужецкий // Нефтяное, хозяйство. 1947. -№ 5. -С. 30−35.
  119. , А. А., Структура смолисто-асфальтеновых веществ в нефти / А. А. Петров, Г. Н: Позднышев, И. К. Штоф- в кн.: Структурообразование, методы испытаний и улучшение технологииополучения битумов. — М'., 1971. — с. 45−56.
  120. Altgelt К. N., Hirsch Е. Symposium. Am. ehem. Sos. Houston meeting Feb. 2. 1970. p. 132.
  121. Bestougeff, M. A. Symp. On asphalt. Philodelphia. — 1964. — IV. -p. 382.
  122. Гуреев^ А. А. Методы исследования физико-химической механики нефтяных остатков: учебное пособие / А. А. Гуреев, С. А. Сабаненко — под ред. Сюняева 3. И. М.: МИНХ и ГП, 1980. — 127 с.
  123. , С. А. Научные основы производства битумов / С. А. Апостолов. JI.: изд-во Лен. ун-та, 1988. — 168 с. ISBN 5−288−90−5.
  124. , А. Ф. Геохимия нефти / А. Ф. Добрянский. М.: Гостоптехиздат, 1948. — 296 с.
  125. Ю. Э. Исследование в области сланцевых фенолов / Лилле Юрий Эммануилович: автореф.. докт. химич. наук. Таллин, 1973 — 210 с.
  126. Зеленин, HI И., Химия и технология сланцевой смолы / Н. И. Зеленин, В. С. Файнберг, К. В. Чернышева. Л.: Химия, 1968. — 308 с.
  127. , А. Н. Начала органической химии / А. Н. Несмеянов, Н. А. Несмеянова, т. 2. 2 изд. — М, 1974. — 312 с.
  128. Каск, .К. А. Исследование процесса старения сланцевого битума / К. А. Каск, X. Я. Тамбелиус // Труды Таллиннского политехнического института.- I960.- вып. 185.- С. 173−179.
  129. , В. И. Технология производства асфальтобетонных1 смесей- оптимизированная по критерию прочностных свойств асфальтобетона.: автореф. дис.. докт. техн. наук., Томск. 2001. — 38 с. ?
  130. Г40: Ляпина, А. И. Анализ и сопоставление графического и расчетного методов определения показателей дисперсности битумных эмульсий" / A. W. Ляпина, И. А. Плотникова // Труды СоюздорНИИ: 1977. — Вып. 100. — С. 120−130.
  131. , В. Н. Постановка инженерного эксперимента / В. Н. Ковшов. Киев-Донецк: Вища школа, 1982. — 120 с.
  132. Романов, С. Hi Влияние температуры окисления на устойчивость дорожных битумов / С. И. Романов, Г. В. Легкодимова, С. В. Казначеев // Химиями технология топлив и> масел. — 1993. № 6. — С. 17−18.
  133. Ладыгин- Б. И. Основы прочности и долговечности дорожных бетонов*/ Б. И. Ладыгин. Минск: Изд-во МВСС и ПО БССР, 1963. — 127 с.
  134. , В. Ф. Проектирование автомобильных дорог. ч. 1.: учебник для вузов / В! Ф. Бабков, О. В. Андреев. — Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1987. — 368 с.
  135. Энергия окружающей среды и строительное проектирование / пер. с англ. Г. А. Ивановой- под. ред. В! Н. Богословского и Л. М. Махова. М.: Стройиздат, 1983. — 136 с.
  136. Walter, Н. F. Emulsion Mix Design Methods: An Overview / H. F. Walter // Transportations Research Record. 1980. — № 784. — p. 1−9.
  137. ГОСТ 12 801–98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний. — М.: Изд-во стандартов, 1999.— 56 с.
  138. , В. И. Особенности процесса гидратации и твердения цементного камня с модифицирующими добавками / В. И: Калашников, В. С. Демьянова, И. Е. Ильина, С. В. Калашников // Изв. вузов.: Строительство. — 2003.-№ 6.-С. 26−29:
  139. , А. В. Битумные композиции: в дорожном строительстве / А. В. Руденский // Автомобильные дороги. — 2006. — вып. 3. -С. 36−38.
  140. , М. В., Энергосбережение в дорожном строительстве и программа его осуществления / М. В. .Немчинов, В*. И. Микрин, Г. И. Евгеньев // Энергосбережение. № 3. — 2001. — С. 42−44.
  141. , JI. Б. Технология производства асфальтового бетона / Л. Б. Гезенцвей: М:: Изд-во МКХ РСФСР, 1953. — 236 с.
  142. Индексы изменения, сметной-стоимости прочих работ и затрат на III квартал 2008 г.: приложение 3 к письму Минрегиона России от 09.07.08 № 16 568-ск/08.
  143. Письмо № 249 от 31 декабря 2001 г. / Госкомцен, 21 с.
  144. , М. Р. Пылеулавливающие устройства' в зарубежном асфальтосмесительном оборудовании, / М. Р. Гарбер. М.: ЦНИИТЭ Строймаш, 1972. — 37 с.
  145. , JI. Н. Состояние и перспективные методы защиты окружающей среды от промышленных загрязнений (на примере дорожных предприятий БССР) / Л. Н. Звонникова. Минск: Бел. НИИНТИ, 1977. — 19 с.
  146. Сборник зональных сметных цен на местные строительные материалы и изделия для всех видов строительства Саратовской области (СЗСЦ-200Г г.), 2002. 217 с.
  147. Письмо Госкомархстроя № БФ-246, Госкомэкономики № 12 от 12.10.2006 г. об определении договорных цен в строительстве. — 18 с.
  148. Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М:: Экономика, 1977. -45 с.
  149. Методика проведения инвентаризации выбросов' загрязняющих веществ в атмосферу для асфальтобетонных заводов / Утв. Министерством транспорта РФ от 28.10.98.
  150. , Л. Н. Исследование влияния технологических факторов' приготовления асфальтобетонных смесей на загрязнение атмосферного воздуха : дис. канд. техн. наук. Минск, 1980. — 205 с.
  151. , С. В. Борьба с загрязнением воздуха от АБЗ / С. В. Порадек, В. И. Соломатин //Автомобильные дороги. 1981. — № 2. — с. 16−17.
  152. , О. Ф. Экономика чистого воздуха / О. Ф. Балацкий. -Киев: Навукова думка, 1978. 296 с.
  153. Указания по определению ущерба от выбросов вредных веществ. -Киев, Укр ВИИПИН.
  154. Определение эффективности мероприятий по улучшению условий труда. Межотраслевые методические рекомендации. М.: НИИ труда, 1979. -61 с.
  155. Федеральный закон РФ № 224 ФЗ «О внесении изменений в ст. 222 ТК РФ о размерах компенсации за вредные условия труда».
  156. , Е. Прогрессивные материалы и технологии дорожных работ в США / Е. Маргайлик // Строительство и недвижимость. 2005. — № 6. -С. 12−16.
  157. , Н. Высший пилотаж эстонского сланца / Н. Клочков // Молодежь Эстонии. 2000. — 2 марта.
Заполнить форму текущей работой