Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностные факторы предпринимательской деятельности с разными организационно-экономическими результатами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для представителей малого, среднего и крупного бизнеса могут быть выделены свои отличительные мотивационные особенности (относительно других групп предпринимателей): у представителей малого бизнеса более, чем у других, выражено стремление к реализации своих способностейу представителей среднего бизнеса более, чем у других, выражен мотив независимости и самостоятельностиу представителей крупного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. подходы к психологическому анализу деятельности
    • 1. 2. Проблема соотношения структуры личности и деятельности.21'
    • 1. 3. Представление о психологическом потенциале личности
      • 1. 3. 1. Категория «потенциальное» в психологии
      • 1. 3. 2. Виды потенциалов личности. Проблема раскрытия потенциала личности
    • 1. 4. Предпринимательство как вид деятельности
      • 1. 4. 1. Междисциплинарные и психологические исследования предпринимательства.*
      • 1. 4. 2. Специфика целей и предмета предпринимательской деятельности
  • Выводы к главе 1
  • 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.8В
    • 2. 1. Рабочая модель эмпирического исследования
    • 2. 2. Этапы исследования
    • 2. 3. Методы исследования
    • 2. 4. Формирование выборки испытуемых.9В
  • 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНОГО ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МАСШТАБА
    • 3. 1. Мотивационно-ценностные характеристики личности в малом, среднем и крупном бизнесе
    • 3. 2. Социальный опыт предпринимателей
    • 3. 3. Интеллектуальные характеристики предпринимателей.117″
    • 3. 4. Характерологические свойства личности в малом, среднем и крупном бизнесе
    • 3. 5. Структура психологического потенциала личности в малом, среднем и крупном бизнесе
  • Выводы к главе 3

Личностные факторы предпринимательской деятельности с разными организационно-экономическими результатами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследованияВ современной социально-экономической и политической ситуации остро стоит вопрос о модернизации, отечественной экономики, переводе её на инновационныйпуть развития, в связи с чем актуальность приобретают исследования., посвящённые личности предпринимателями предпринимательской деятельности. Данное направление исследований можно рассматривать в1″ контексте психологических аспектов повышения конкурентоспособности нации (A.J1. Журавлёву Д. ВУшаков). Предпринимательская деятельность относится^к новым видамдеятельности^ получившим распространение в постсоветской России. Закономерно, что она стала активно изучаться экономистами, социологами, политологами, психологами. Наряду с заимствованием зарубежных подходов наблюдается стремление выявить специфику предпринимательства в отечественных условиях (O.G. Дейнека, В. И. Позняков, В. В. Радаев, А. Е. Чирикова и др.).

В основном психологи обращаются к изучению отдельных характеристик и свойств, личности предпринимателей, строят их психологические портреты по принципу коллекционирования этих, свойств. Это создаёт серьёзные теоретические проблемы. Так, A.B. Карпов выделил противоречие в психологическом изучении сложных, комплексных видов деятельности (предпринимательская деятельность, какпризнаёт подавляющее большинство исследователей, относится, именно к таким: видам). Суть противоречия заключается в несоответствии аналитической установки исследователей (изучение отдельных качеств, определяющих результативные параметры деятельности) целостности организации-психологических качеств, их структурному влиянию на деятельность. ,.

Данное противоречие требует обращения к проблеме соотношения структуры личности и деятельности, что в полной мере соответствует уже давно высказанному призыву классиков отечественной психологии изучать личность в деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. НМясищев, А. НРубинштейн и др.). Существующие в психологии точки зрения, по данному вопросу позволяют выделить проблему изучения личности в связи с результатами её деятельности. Обращение к предпринимательской деятельности служит конкретизацией данной проблемы. Во-первых,' это имеет теоретико-методологическое значение: результаты деятельности, характеризуют меру социальной отдачи личности, являются обобщённым показателем её потенциалов, ресурсов (Б.Г. Ананьев, Б. Ф: Ломов, К. К. Платонов, и др.). Во-вторых, результаты предпринимательской деятельности имеют комплексный, преимущественно организационно-экономический характерчто позволяет преодолеть преобладающую в психологии тенденцию связывать личностные свойства с частными параметрами относительно простых по своему строению результатов деятельности. В-третьих, организационно-экономические результаты предпринимательской деятельности имеют разные масштабы, хорошо соотносимые с экономико-юридическими классификациями предпринимательства (микро, малое, среднее, крупное) — что предполагает поиск практико-ориентированных приложений психологических исследований.

Объект исследования — личность в предпринимательской деятельности.

Предмет исследования — личностные факторы предпринимательской деятельности, имеющей разные по своим масштабам организационно-экономические результаты.

Цель исследования — выявить специфику (содержание, структуру) личностных факторов предпринимательской деятельность в зависимости от масштаба её организационно-экономических результатов.

Реализация цели обусловила постановку и решение следующих теоретических и эмпирических задач:

— исследовать, теоретические работы, посвящённые психологическому анализу деятельности, доказать возможность установления связей, между психологической структурой личности и деятельностью, включая результат деятельностиввести и обосновать. авторское определение психологиче потенциала личности;

— обобщить психологические и смежные исследования, гюсвящё^-пЧНЪ1е предпринимательству, для выявления: психологических пред пост: предпринимательской деятельности, особенностей ее струьсгг малоизученных областей;

З^рьі, предложить модель эмпирического исследования, сформир>—"е^->в.ать выборку и необходимый методический аппарат;

— эмпирически исследовать содержание и структуру личное факторов предпринимательской деятельности с разными организацр-^г-" экономическими результатамиопределить их специфику в зависимо^ масштаба этих результатов. гаых нно-от.

Гипотеза исследования заключается* в том, что качествен:^ количественные характеристики психологических свойств личности: психологического потенциала варьируют в зависимости от масгг организационно-экономических результатов её предприниматез-: деятельности.

Методологической основой исследования послужили представлю строении деятельности, субъекте деятельности, их связях СО стр] личности, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Ю.М. Забр>. и и её ^ххтаба.

СЕ.СКОЙ.

НИЯ О гурой >дина,.

A.B. Карпова, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, B.C. Mes К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.- принцип личности, сознания и деятельностифилософско-психологические диалектике возможного и действительного в личности.

Ерлина, зд-еи о.

Теоретическую основу исследования составили: коїз^.

Цоііция динамической функциональной структуры личности (К.К. Плаї:-^онов)теоретические положения о структуре деятельности, направлен^ материальное самообеспечение личности (Д.А. Китова), о содержа.

-•сзи на 21ИИИ и видах потенциалов личности (Б.Г. Ананьев, Т. И. Артемьева, В.А. IE Э. Ф. Зеер, А. Д. Карнышев, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Д.А.

А.Г. Маклаков, В.Н. МарковA.M. Павлова, Д. В. Ушаков, Е. П. Ходаева и др.) — психологические и междисциплинарные подходы к анализу предпринимательской, управленческой, совместной деятельности и личности предпринимателя (Р. Брокхаус, К. Варнерид, О. С. Дейнека, A.JI. Журавлёв, А. В. Карпов, И. Кирцнер, Д'. Мак-Клеланд, В. П. Познякову В.В. Радаев, А. Фернхем, Е. Б. Филинкова, С. Ю. Флоровский, В'.А. ХГахценко, v>

А.Е. Чирикова, Е. В. Шорохова, И. Шумпетер и др.4).

Методы исследования. В ходе исследования использовались: теоретический анализ литературыопросник* терминальных и инструментальных ценностей М. Рокичашкала мотивов, которыми может руководствоваться человек, занимающийся ' предпринимательской деятельностьюметодика «Определение направленности личности» Б. Бассатест Дж. Равенаопросник 16-PF Р. Б. Кеттелла (форма С) — шкалы, позволяющие оценить социальный опыт личности. При обработке собранных данных использовались корреляционный анализ и t-критерий Стьюдента для средних значений.

На предварительных этапах в исследовании приняли участие 497 чел., на основном этапе — 205 предпринимателей, из которых 121 чел. относился к категории малого бизнеса, 65 чел. — среднего бизнеса и 19 чел. — крупного бизнеса. Все предприниматели являлись собственниками и одновременно руководителями своих предприятий. В целом представленное соотношение респондентов отражает структуру российского предпринимательства.

Научная новизна результатов исследования.

Расширено представление о личностных факторах деятельности в зависимости от масштаба её результатов (на материале предпринимательской деятельности).

Уточнено содержание предпринимательства как комплексного вида деятельности, предложено рассматривать его как-метадеятельность. Введён организационно-экономический параметр результата деятельности, отражающий масштаб деятельностиобоснована возможность изучения данного параметра в связи с психологическими характеристиками личности.

Предложено авторское понимание психологического потенциала личности как такого функционального преобразования структуры личности в деятельности, которое обеспечивает достижение результатам.

Проведено систематическое сопоставление свойствличности в деятельности предпринимателей малого, среднего и крупного бизнесаустановлены соответствующие мотивационные, интеллектуальные, характерологические различия^ а также различия в социальном опыте.

Предложен комплекс показателей, позволяющий эмпирически выявить и интерпретировать специфику психологического потенциала личности, включённой в реализацию малого, среднего и крупного бизнеса.

Доказано, что чем больше масштаб' результата предпринимательской деятельности, тем выше роль свойств личности, которые обеспечивают контроль поведения и обладают статусом устойчивых личностных диспозиций.

Теоретическая значимость исследования. Результаты, диссертации важны для теории личности и теории деятельности, поскольку демонстрируется связь между психологическими свойствами личности, и результатами деятельностипредложена трактовка психологического потенциала личности как особого функционального преобразования структуры личности в деятельностирассмотрены, структураи- специфика* предпринимательской деятельности как метадеятельности, в которой соединяются личностно-психологическая и организационно-экономическая составляющие.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов при профессиональном' консультировании и психологической диагностике предпринимателей, выявлении их, возможностей и ограничений, в подготовке студентов высших и средних специальных учебных заведений, специализирующихся в области психологии, предпринимательства, экономики, менеджмента, при разработке учебных курсов по психологии личности, психологии профессионального развития, экономической психологии.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается системностью теоретического' и эмпирического анализа объекта и предмета исследования, использованием-методологических подходов, и положений, принятых в психологии, соответствием организации исследования, его методов и методик содержанию цели и задач, выдвинутой гипотезе, а также корректным применением математических методов обработки и анализа данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Предпринимательская деятельность — это комплексный вид деятельности, цель которой — извлечение прибыли, а предмет включает экономическую (рыночную) и организационную составляющие. Предпринимательская деятельность направлена, с одной стороны, на формирование и удовлетворение спроса и предложения на различных рынках, с другой — на взаимодействие людей, интеграцию их деятельностей в рамках собственной организации. В совокупности это позволяет отнести предпринимательскую деятельность к метадеятельности. Её мотивы могут как совпадать с целью (извлечение прибыли), так и отличаться от неё. В соответствии с предметом результат предпринимательской деятельности имеет организационно-экономическое содержание и варьирует по своему масштабу.

2. Для изучения взаимосвязей между психологической структурой личности и результатами деятельности целесообразно использовать понятие психологического потенциала личности. Под ним понимается совокупность ярко выраженных психологических свойств и особенностей, относящихся к разным подструктурам личности, образующих тесные связи между собой и с другими психологическими свойствами при включении личности в определённую деятельность и её выполнении и обеспечивающих достижение того или иного уровня успеха (результата) в данной деятельности.

3. Разномасштабным организационно-экономическим результатам предпринимательской деятельности соответствуют разные уровни выраженности мотивационных, интеллектуальных, характерологических свойств личности, а также разные показатели её социального-опыта.

4. Существует специфика психологического потенциала личности, включённой в реализацию) малого, среднего и крупного, предпринимательства. В малом бизнесе в психологическом потенциале ключевые позиции занимают такие связанные между собой свойства личности, как стремление к реализации своих способностей, смелость и самостоятельность. В среднем бизнесе ключевые позиции занимают такие связанные между собой свойства личности, как гибкость, сила «супер-Эго», эмоциональная устойчивость, интеллект и социальный опыт (уровень образования). В крупном бизнесе ключевые позиции занимают такие связанные между собой свойства личности, как низкая общительность, подозрительность, сила «супер-Эго» и самоконтроль. 5. Сопоставление личностных факторов разных категорий предпринимательской" деятельности позволяет заключить, что чем больше масштаб её результата, тем выше роль свойств личности, которые обеспечивают контроль поведения и обладают статусом устойчивых личностных диспозиций.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях (Омск, 2007; Анапа, 2009; Краснодар — Москва, 2011; Набережные Челны, 2011; Краснодар, 2011), на заседаниях кафедры маркетинга и менеджмента ФГОУ «Краснодарский региональный институт агробизнеса», кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.

По теме исследования опубликовано И работ, включая 2 статьи в журналах из списка ВАК. Результаты исследования внедрены в деятельность ФГОУ «Краснодарский региональный институт агробизнеса».

Структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Выводы к главе З4″ .

Проведённое эмпирическое исследование свидетельствует о том, что ценностные ориентации, выступающие психологической основой включения в предпринимательство, их структура и количественная выраженность не связаны с уровнем (масштабом) бизнеса.

Для представителей малого, среднего и крупного бизнеса могут быть выделены свои отличительные мотивационные особенности относительно других групп предпринимателей: у представителей малого бизнеса более, чем у других, выражено стремление к реализации своих способностейу представителей среднего бизнеса более, чем у других, выражен мотив независимости и самостоятельностиу представителей крупного бизнеса самая высокая направленность на дело и самая низкая направленность на других.

Среди мотивов предпринимательской деятельности один мотив (возможность реализации своих способностей) дифференцирует все три категории бизнеса, а другие мотивы могут иметь значение при попарном сопоставлении*категорий бизнеса, т. е. они обладают не таким универсальным дифференцирующим свойством. То же самое относится к видам направленности личности.

Масштаб бизнеса находится в прямой зависимости' от наличия жизненного и профессионального опыта у предпринимателей. Об этом свидетельствуют коэффициенты корреляции между показателями^ масштаба бизнеса, с одной стороны, и показателями возраста и образования, с другой стороны. Иными словами, социальный опыт личности выступает одним из факторов предпринимательской деятельности.

Наиболее высокие. значения логичности мышления присущи представителям крупного бизнеса, которые статистически* достоверно превосходят по данному показателю и представителей малого, и представителей среднего бизнеса. Этот факт дополняется сильной зависимостью показателя интеллекта по тесту Равена и уровня- (масштаба) предпринимательской активности: чем крупнее бизнес, тем более востребованы способности к систематизированной и методичной интеллектуальной деятельности, что отражает усложняющийся характер управления бизнесом.

В то же время установлено, что между показателями фактора В Кеттелла и масштабом результатов предпринимательской деятельности отсутствует статистически значимая зависимость. Вероятно, связь между уровнем общего интеллекта (общая осведомлённость — фактор В) и организационно-экономическим масштабом предпринимательской деятельности опосредована какими-то дополнительными переменными, в том числе социальным опытом (возраст, образование) и устойчивыми характерологическими свойствами личности. В целом вопрос о связи различных сторон интеллекта с предпринимательской деятельностью нуждается в дополнительном и специальном изучении;

Выявлены существенные различия между представителями малого, среднего И1 крупного бизнесов по уровневым характеристикам черт характера, причём, для этих трёх категорийпредпринимателей' действует принцип срединного положения, т. е. когда представители среднего бизнеса занимают срединное положение не толькопо организационно-экономическим, но и по психологическим характеристикам.

Существует тесная связь между характерологическими свойствами личности и масштабом результатов предпринимательской деятельности. Чем он крупнее, тем менее присущи личности общительность, доминантность, жизнерадостность, смелость, мечтательность, тревожность, радикализм, самостоятельность, напряжённость и тем в большей степени выражены такие свойства личности, как эмоциональная устойчивость, сила «супер-Эго», подозрительность, гибкость, самоконтроль. Среди всех факторов — черт характера только сензитивность не имеет статистически значимой корреляции с масштабом бизнеса.

Выявленные зависимости свидетельствуют о том, что масштаб и сложность деятельности прямо связаны с чертами характера, предъявляя определённые требования уровню контроля поведения, осмотрительности и взвешенности предпринимателя.

Использование комплекса показателей (наличие специфических ядер, т. е. таких, которые присущи только данной группе предпринимателейсодержание самых «мощных» ядер в каждой группе предпринимателейналичие «ядерных» свойств личности с высоким количественным уровнем выраженностисоотношение уровней выраженности ядер в разных группах предпринимателейналичие тесных корреляционных связей между ядрами) позволило выделить специфику психологического потенциала личности, включённой в реализацию мелкого, среднего и крупного бизнеса.

В' малом бизнесе ключевые и отличающиеся от других категорий бизнеса позиции занимают такие свойства личности, как стремление к реализации своих способностей, смелость (фактор Н) и самостоятельность (фактор СЬ).

В среднем^ бизнесе ключевыепозиции' занимают такие свойства личности, как гибкость (фактор И), сила «супер-Эго» (фактор1 О), эмоциональная устойчивость-(фактор" С), а также интеллект и социальный опыт (уровень образования).

В крупном бизнесе ключевые позиции занимают такие свойства личности, как низкая общительность (фактор —А), подозрительность (фактор Ь), сила «супер-Эго» (фактор О) и самоконтроль (фактор ()з).

Сопоставление свойств личности и структур её психологического потенциала в разных категориях бизнеса позволяет заключить, что чем больше масштаб бизнеса, тем выше роль свойств личности, которые обеспечивают контроль поведения.

Итак, масштаб предпринимательской деятельности определяется и поддерживается не только социальными и прочими факторами, но и психологическими характеристиками личности. Включение в бизнес, собственно предпринимательская активность и восхождение до уровня крупного предпринимателя в первую очередь определяются, по-видимому, комплексом таких личностных параметров, которые имеют длительную индивидуальную историю формирования. Однако следует учитывать, что на уровне малого бизнеса большое значение, кроме устойчивых диспозиционных свойств, имеют мотивационные характеристики личности, а на уровне среднего бизнеса — интеллектуальные характеристики и уровень образования (составляющая социального опыты) личности.

В целом полученные результаты позволяют заключить, что выдвинутая гипотеза исследования нашла своё подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-экономические преобразования, проводимые в стране, развитие рыночных отношений актуализировали^ необходимость решения многих научных проблем, связанных с предпринимательством: Одной из них является изучение связей между психологическими! характеристиками личности и обобщёнными результатами предпринимательской" деятельности:

В ходе теоретического и эмпирического решения данной проблемы оказалось, что необходимо уточнить содержание предпринимательской деятельности в тех традициях, которые приняты в психологии (обычно предпринимательство рассматривается как социально-экономическое явление — с привлечением соответствующего понятийного аппарата* и концепций). Также необходимо было< ввести понятие психологического потенциала личности как связующего звена между структурой личности и результатами деятельности, поскольку деятельности разные, их результаты варьируют по своим качественным и количественным характеристикам, а компоненты структуры личности — типичны и поэтому «не чувствительны» к особенностям деятельности. На основе достигнутых теоретических результатов было проведено эмпирическое исследование, которое доказало, что разные организационно-экономические результаты деятельности (в данном случае предпринимательской) связаны с разными психологическими характеристиками личности и в их основе лежат разные психологические потенциалы.

Подведение итогов исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Предпринимательская деятельность — это сложный, комплексный вид деятельности, цель, которой — извлечение прибыли. Её предмет имеет экономическую (рыночную) и организационную составляющие: предпринимательская деятельность направлена, с одной стороны, на формирование, развитие и удовлетворение спроса и предложения на рынках различных типов (товарных, финансовых и т. д.), с другой стороны, она направлена на создание и развитие организации (предприятия) как средства и одновременно предмета деятельности. Иными словами, деятельность предпринимателя направлена на деятельности других людейв ходе которых они что-то производят, обменивают, потребляют, а также на взаимодействие людей между собой, интеграцию их деятельностей в рамках собственной организации, поэтому она относится^ метадеятельности. Её мотивы могут как совпадать с целью, так и отличаться от неё. Содержание мотивов зависит от того, как предприниматель относится к предмету своей деятельности в связи с достигаемой целью. Способы её осуществления разноплановы. Результат предпринимательской деятельности имеет организационно-экономическое содержание, т. е. включает в себя и организацию (предприятие), и экономический рыночный результат в форме произведённого и реализованного товара, услугион варьирует по своему масштабу.

2. Для изучения связей между психологической структурой личности и деятельностью, в том числе результатом деятельности, предложено и обосновано авторское определение психологического потенциала личности. Это совокупность ярко выраженных психологических свойств и особенностей, относящихся к разным подструктурам личности, образующих тесные связи между собой и с другими психологическими свойствами при включении личности в определённую деятельность и её выполнении и обеспечивающих достижение того или иного уровня успеха (результата) в данной деятельности.

3. Ценностные ориентации, выступающие психологической основой включения в предпринимательство, их структура и количественная выраженность не связаны с организационно-экономическими результатами предпринимательской деятельности.

4. Для представителей малого, среднего и крупного бизнеса могут быть выделены свои отличительные мотивационные особенности (относительно других групп предпринимателей): у представителей малого бизнеса более, чем у других, выражено стремление к реализации своих способностейу представителей среднего бизнеса более, чем у других, выражен мотив независимости и самостоятельностиу представителей крупного бизнеса самая высокая направленность на дело и самая низкая, направленность на других. Среди мотивов" предпринимательской' деятельности один мотив (возможность реализации своих способностей) — дифференцирует все три категории бизнеса, а другие мотивы могут иметь значение при попарном сопоставлении категорий бизнеса, т. е. они обладают не таким универсальным дифференцирующим свойством. То же самое относится к видам направленности личности.

5. Масштаб результата предпринимательской деятельности находится в прямой зависимости от наличия социального опыта (возраст и уровень образования) у предпринимателей.

6. Наиболее высокие значения логичности мышления присущи представителям крупного бизнеса. Этот факт дополняется сильной связью показателя интеллекта по тесту Равена с уровнем (масштабом) предпринимательской деятельности: чем крупнее бизнес, тем более востребованы способности к систематизированной и методичной интеллектуальной деятельности, что отражает усложняющийся характер управления бизнесом.

7. Выявлены существенные различия между представителями малого, среднего и крупного бизнеса по уровневым характеристикам черт характера. Также установлено, что существует тесная связь между характерологическими свойствами личности и масштабом результатов предпринимательской деятельности.

8. Использование комплекса показателей (наличие специфических ядер, т. е. присущих только данной группе предпринимателейсодержание самых мощных ядерналичие ядер' с высоким уровнем выраженности соответствующих свойств личностисоотношение уровней выраженности ядерных свойств в разных группах предпринимателейналичие тесных корреляционных связей между ядрами) позволило выявить специфику психологического потенциала личности, включённой в реализацию малого, среднего и крупного бизнеса.

В малом бизнесе в психологическом потенциале ключевые позиции занимают такие связанные между собой свойства личности, как стремление к реализации своих способностей, смелость и самостоятельность. В среднем бизнесе ключевые позиции занимают такие связанные между собой* свойства, личности, как гибкость, сила «супер-Эго», эмоциональная устойчивость, а также интеллект и социальный опыт (уровень образования). В крупном бизнесе ключевые позиции занимают такие связанные между собой свойства личности, как низкая общительность, подозрительность, сила «супер-Эго» и самоконтроль.

9. Сопоставление и обобщение личностных факторов разных категорий предпринимательской деятельности позволяет заключить, что чем больше масштаб её результата, тем выше роль свойств личности, которые обеспечивают контроль поведения и обладают статусом устойчивых личностных диспозиций.

10. Таким образом, масштаб результата предпринимательской деятельности определяется и поддерживается не только социальными и прочими факторами, но и психологическими характеристиками личности. Включение в бизнес, собственно предпринимательская деятельность и восхождение до уровня крупного предпринимателя в первую очередь определяются комплексом таких личностных параметров, которые имеют длительную индивидуальную историю формирования. Однако1 следует учитывать, что на уровне малого бизнеса большое значение кроме устойчивых диспозиционных свойств имеют мотивационные характеристики личности, а на уровне среднего бизнеса — интеллектуальные характеристики и уровень образования (составляющая социального опыта) личности.

В теоретическом и эмпирическом планах представляется важным в дальнейшем сосредоточиться на таких вопросах, как структура, содержание и регуляция предпринимательской деятельности в сравнении с другими метадеятельностями. Это. позволит более глубоко и точно определить психологическую специфику предпринимательской деятельности. ,.

Другой перспективный вопрос связан с изучением биографических предпосылок предпринимательской деятельности, особеннов категории1 крупного бизнеса, а также вопрос о переходе людейиз одной категории бизнеса в другую. С какими психологическими трансформациямивозможностями й (ограничениями, это связано?

Осмысливая результаты исследования, возникает ещё одна перспективасвязанная с более тщательным изучением структуры интеллектуальных факторов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность в малом, среднем и крупном бизнесе.

По итогам исследования можно высказать следующие практические соображения.

1. Краевому центру бизнес-образования необходимо наладить более тесные связи с предпринимателями, организовать специальные семинары для решения актуальных, в том числе психологических, проблем их деятельности.

2. В процессе обучешга предпринимателей Кубани в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров целесообразно использовать материалы данного исследования в целях изучения" и развития их психологического потенциала.

3. В вузах Кубани, где студенты изучают дисциплины, связанные с экономикой, менеджментомправом, целесообразно включить в состав факультативных дисциплин спецкурс «Психологический потенциал предпринимательства».

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности. М.: Моск. психол.-соц. институт, 1999. 218 с. s 2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.
  3. В. С. Предпринимательская функция в экономическойчсистеме / отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: ИМЭМО, 1990. 82 с. 4 5. Автономов. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.:1998.
  4. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности. М.:ГУУ, 1999.-152 с.
  5. B.C. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.
  6. И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 288 с. 1. Андерсен Р., Шихирев П. Акулы и дельфины. Психология и этика российско-американского делового партнерства. М., 1994.
  9. Л.И. О динамическом подходе к динамическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. № 2. С. 8—18.
  10. Т.И. Категория возможности и действительности в психологии личности // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 89−119.
  11. Е., Голынкина Е., Эткинд А. Опросник уровня субъективного контроля УСК). М., 1993.• 148
  12. М.И. История делового мира России: пособие длястудентов вузов. М., 1994.16: Барышникова И. В. Интегративный подход к исследованиям Я-кон-цепциишичности^ в отечественной психологии: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. 26 с. ч
  13. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности'М.: Аспект Пресс, 2001.18- Богданов E.H., Зазыкин' В .Г. Прикладная психологическая диагностика для специалистов и руководителей кадровых служб. Калуга- МО КГПУ, 2003.
  14. В.А. Психологический стресс: развитие, и преодоление. М-: ПЕР СЭ, 2006:
  15. A.B. «Я-концепция» как фактор профессионализма потенциального предпринимателя // Педагогика. 1994. № 5. О. 27−36.
  16. A.B. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: дис.. канд: психол. наук. М., 1995. 185 с.
  17. .С. Аномалии личности: Ms: Мысль, 1988- 304 с.
  18. A.B. Мышление и прогнозирование. М: Мь1сль, 1979.
  19. П.Г. Новые ценности. М.: Наука, 2004.
  20. В. «Предпринимательство» Основной курс: М.: ИНФРА-М, 2003.
  21. М. Избранные произведения. М.: 1990.
  22. A.A., Алавидзе Т. Л., Антонюк Е. В. Восприятие частного предпринимательства и частных предпринимателей // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1997. № 4. С. 65−72.
  23. А.Н., Диагностика невербальной креативности У/ Пеихологческое обозрение 1995. № 1. С. 31—33
  24. Выготский- JI.C. Сознание- как проблема психологии поведения: собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. Г. С. 78−99.
  25. A.A. История российского предпринимательства. От купца до банкира: Пособие для вузов М- 1997
  26. В.А. Социокультурные факторы развития" предпринимательской деятельности в трансформирующемся российском: обществе. Улан-Удэ, 2005.
  27. Г. К. Предприниматель. Посев, 1992.
  28. H.H. Индивидуально-психологические особенности предпринимателей. М., 1998-
  29. Е. И. Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.
  30. A.A. Психологические особенности формирования личностных качеств бизнесмена в процессе обучения в коммерческом колледже: автореф. дис. канд. психол. наук. Mi, 1997. 24 с. .
  31. М.А. Терапевтическая и консультативная психология. «Речь», СПб., 2001.
  32. Дейнека 0: С. Экономическая психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 160 с.40: Дёмин А. Н: Справочник по психологии труда и психологии занятости. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.
  33. Джидарьян Hi А. Категория активности и её место в системе психологического- знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 56−88.
  34. A.M. Психология коллектива. Методологические: проблемы исследования. М.: МГУ, 1984.
  35. П. Рынок: Как выйтш в лидеры. Практика и принципы. М: СП «Бук 11смбэр Интсрнэтпнл», 1992. 349 с.
  36. JI. Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социологические исследования: 1997. № 7.
  37. Е.В. Психолого-акмеологические особенности раскрытия предпринимательского потенциала М., 2003
  38. Еникеев М. И: Общая и социальная- психология: учеб: для вузов: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999.
  39. A.JT. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 19 881 С. 19—36.
  40. Журавлёв А. Л- Социально-психологический анализ исполнительской деятельности// Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 1. С. 6−16.
  41. A.A., Позняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России // Психол. журнал. 1993. Т. 14, № 6. С. 23−34.
  42. Журавлёв A. JL, Ушаков Д. В! Образование и конкурентноспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 5−1-3.
  43. H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
  44. Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения. М.: Магистр, 1997.
  45. Ю.М. Психология организации поведения субъекта // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 4. С. 69−90.
  46. Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004 -296с.
  47. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: ЦНИИТП, 1992. 165 с.
  48. Т.И. Экономическое поведение и экономическое развитие // ЭКО. 1990. № 3.
  49. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность,-структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 17— 32.
  50. А.Н. Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей. Чебоксары, 2001.
  51. Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007. 240 с.
  52. Э.Ф. Профессиональное образование предпринимателей: В помощь преподавателю / Э.Ф. Зеер- Юж-Урал. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования- Челябинск: ЧелГУ, 2001. 35 с.
  53. Э.Ф. Профессионально-ориентированная логико-смысловая модель личности / Э. Ф. Зеер // Мирпсихологии.2005. № 1. С. 141−147.
  54. Э.Ф. Психологическая оценка профессионально-личностного потенциала субъекта предпринимательской деятельности. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009.
  55. Зеер Э.Ф.4, Заводчиков Д. П., Павлова А. М. Психологическое сопровождение профессионального становления предпринимателей по ремесленным видам деятельности. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2005.
  56. А.И. Психология духовности, М. 1996.
  57. Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2004.
  58. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современого экономического человека. М.: Наука, 1994. С. 45.
  59. URL: http://www.psihologu.info/content/view/58/2/
  60. И.Н., Плоткин В. А. История отечественного предпринимательства и финансов. Кузнецк, 2004. Ч. 1: Учебное пособие по дисциплине история предпринимательства и финансов. 120 с.
  61. A.B. Психология принятия управленческих решений. М., Юрист, 1998.
  62. A.B. Регулятивный и когнитивный аспекты исследования психического обеспечения деятельности // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1989.
  63. A.B. Рефлексивность как детерминанта индивидуального стиля метакогнитивной организации личности // Ярославский психологический вестник. Вып. 10. М.- Ярославль, 2003.
  64. A.B. Психологическая структура профессиональной деятельности // Психология труда / под ред. A.B. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 57−67.
  65. A.B. Психология менеджмента М.: Гардарики, 2005.
  66. Кирцнер Израэл М. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. / под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 239 с.
  67. Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России: дис.. д-ра психол. наук. Ставрополь, 2003. 331 с.• 80. Климов Е. А'. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  68. Е.А. Основы психологии: учеб. для вузов. М.: Финансы и статистика, 1997.
  69. М.В., Солнцева Г. И. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1999. № 4. С. 61−67.
  70. В.Е., Краснорядцева О. М. Особенности опрационализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского гос. унта, 2010. № 339.
  71. М.В., Сметанин С. И. История экономики. России. М., 2003
  72. Т.В. О типах интеллектуальных стратегий принятия решений // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1985. № 3. С. 11−24.
  73. Кошелева Александра Николаевна. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп в условиях безработицы: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2001. 186 с.
  74. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: ЛГУ, 1986. 179 с.
  75. А.Д., Шапкин Н. И. Отечественное предпринимательство: Очерки истории: учеб. пособие. М., 1995.
  76. В.Н. Социальная компетентность и социальный интелллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. Вып. 1, ч. 1. С. 48—61.
  77. А.Н. Психологические проблемы планирования деятельности руководителем // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 5. С. 18−29.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  79. Д.А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / под ред. В. В. Давыдова, ДА. Леонтьева. М., 1990.
  80. Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1.С. 3—27.
  81. Д.А., Мандрикова Е. Ю., Осин E.H., Плотникова A.B., Рассказова Е. И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 8—31.
  82. Н.Л. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156−172.
  83. H.A. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 104−112.
  84. Л.Ш., Райзберг Б. А., Ратновский A.A. Универсальный бизнес-словарь. М.: Инфра-М, 1997., 632 с.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  86. Н.Д. Предпринимательское право: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2009.
  87. Д. Мотивация человека. 2007. 672 с.
  88. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16—24.
  89. M. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
  90. Марков В. Н, Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001.
  91. В.Н. Потенциал личности как психолого-акмеологическое понятие // Акмеология: итоги, проблемы, перспективы / под общ. ред.
  92. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. 270 с.
  93. В.В. Социально-психологический портрет предпринимателя и руководителей коммерческих предприятий: дис.. канд. психол. наук. М., 2002.
  94. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29−33.
  95. A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 2003.
  96. М.И., Розин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. 1993. № 1.С. 54−61.
  97. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  98. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  99. Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина,
  100. B.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
  101. А.Е. Современные проблемы и методологические основы предпринимательства и интрапренерства: экономико-управленческие аспекты: дис.. канд. психол. наук. М., 1998.
  102. И.М., Модель B.C. Профессиональная культура предпринимателя // СОЦИС. 1997. № 10. С. 10−15.
  103. И.Е., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства — новая область отечественной психологической? науки //Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1995. № 1. С. 3−8.
  104. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж: НПО «Модэк», 1995. 356 с.
  105. , Н.Ф. Социологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 199 с.
  106. Г., Дмитриева М., Снетков В. Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2001. 240 с.
  107. В.В. Социальная психология. М., 2002.
  108. . Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.
  109. Общая психодиагностика / под ред. A.A. Бодалёва, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  110. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985.
  111. Г. В. Энциклопедический социологический словарь. М.: Рос. акад. наук, 1995. С. 938.
  112. A.M. Психологические особенности профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности: дис.. канд. психол: наук. Казань, 2004.
  113. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  114. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного, управления. М.: Прогресс, 1986.
  115. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  116. Ю.П. Положения системогенетической концепции профессионального становления и реализации субъекта труда. Ч. 1 // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 4. С. 96—112.
  117. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  118. В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 6. С. 38−50.
  119. В.П. Социальная- психология^ предпринимательства: состояние исследований и. современные тенденции? развития // Социальная психология: учеб: пособие. М.: Форум, 2006. С. 392−410:
  120. В.П., Ефимова Н. Ю. Социально-психологические фактор деловой активности российских предпринимателей // Психология в экономике и управлении. 2010. № 1.
  121. A.A. Экологическое образование в формировании инновационной личности // Психология становления личности: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. Вып. 1. С. 26−33.
  122. Предпринимательство: учеб. для вузов. / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар, О. В. Антонова и др. М.: ЮНИТИ, 2001.
  123. Предпринимательство: учеб. для вузов / под ред. Г. Б. Понеак. М., 2001.
  124. Проблемы экономической психологии / отв. ред. A.JI. Журавлев, А. Б. Купрейченко. Т. 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
  125. Пряжников Н. С Профессиональное и личностное самоопределение. Москва: МОДЭК, 1996. 256 с
  126. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Асаёегша, 2001.480 с.
  127. Радаев В: Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. Т. 3, № 1. С. 36—54 и др.
  128. В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 4. С. 31−38.
  129. В.В. Экономическая социология. М.: Аспект-Пресс, 2005.
  130. Радеев В. В'. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. № 10.144. Реан A.A., Кудашева А. Р. Психология адаптации личности. СПб.:
  131. Пройм Еврознак", 2006. 480 с.
  132. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 1.
  133. JI. Н. Муниципальное регулирование развития малого предпринимательства: потенциал, приоритеты, механизмы: дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2003.
  134. C.JI. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1973.
  135. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
  136. C.B. Личностные детерминанты карьерных планов предпринимателей: дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2003.
  137. З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: «Институт психологии РАН», 2005. С. 45−57.
  138. Словарь иностранных слов. М.: 1980.
  139. Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов: учебник. СПб.: Издательство С.-Петерб. университета, 1998. 464 с.
  140. В.А. История российского предпринимательства: учеб. пособие для студентов лицеев, колледжей и вузов- Ростов н/Д, 1997.159
  141. В.А. Современная психология труда: учеб- пособие: СПбг: Питер, 2008: ' ,
  142. Трейси Д- Менеджмент с точки зрения здравого смысла, 19 931
  143. Е.П. Жизненные цели как проявление инновационного потенциала человека // Экономическая? психология: актуальные, теоретические и прикладные проблемы: материалы, XI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во БГУЭП^ 2010. С. 240−250.
  144. А., ХейвенгП.Личность и социальное поведение / пер. с англ. Н. Мальгина. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
  145. Е.Б. Социально-психологические^ характеристики- предпринимателей с разным уровнем удовлетворённости предпринимательской деятельностью: дис.— канд. психол. наук. Ml, 2001.
  146. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990.
  147. Фридман, J1: M. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Совершенство, 19 981 432 с.
  148. В.А. Ценностные ориентиры различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. — М.: ИП РАН, 1998. С. 108.
  149. Ходаева Е. П: Психолого-акмеологические модели лидерского? потенциала политика. М.: Альба-ТП, 2002. 47 с.
  150. Чепуренко АЛО. Предпринимательский класс в возрождающейся: России // Мир России. 1993: Т. 1, № 11.С. 77−95:
  151. Г. П. Предприниматель — кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. М.: Между нар. отношения-. 1992'.209 с.
  152. А. Е. Проблемы становления женского предпринимательства и интеграционные процессы в России // Женское предпринимательство в России и СНГ. М., 2001.
  153. А. Е. Психологические особенности: личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 1. С. 62−74.
  154. А.Е. Российские директора в поисках управленческой стратегии: социально-психологический анализ // Проблемы экономической психологии / отв. ред. A.JI. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. Т. 2. С. 229−266.
  155. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 15−26.
  156. В.Д. Деятельность и способности. М.: Корпорация «Логос», 1994. 315 с.
  157. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  158. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  159. Н.И. Основы психологической диагностики: учеб. для вузов: в 3 ч. М: ВЛАДОС, 2003. Ч. 2.
  160. A.M. Идеалы профессиональной карьеры у обучающихся психологии: дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2000. 214 с.
  161. В. А. Историческая психология. 2-е изд. перераб. М.: Смысл, 1997. 505 с.
  162. И. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.
  163. М., Франк Г., Корунка К., Люгер М. Предпринимательская ориентация в организации. Внутреннее предпринимательство. М.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2010. 284 с.
  164. A.B. Психологические основы политической культуры. — М., 1995.
  165. В.Г. Политическая экономия. СПб., 1990/1991.
  166. Bennett С., Furnham A. Who wants to be an entrepreneur? // Journal of Economic Psychology. 1991. V. 12. P. 465−478.
  167. Brockhaus R.H. The psychology of entrepreneur // Encyclopedia of Entrepreneurship. New Jersey: Prentice-Hall, 1982. P. 39−57.
  168. Furnham A. Economic locus of control // Human Relations. 1986. Vol. 39. P. 29−43:
  169. Kirzner I.M. Competition and Entrepreneurship. Chicago, 1973.
  170. Kirzner I.M. Perception Opportunity and Profit. Chicago: University of Chicago Press, 1979.
  171. MacCrimmon K.R., Werung D.A. Taking Risks: The Management of uncertainty. New York: Free Press, 1986.
  172. McClelland D.C., Winter D.G. Motivating Economic Achievement. New York.: Free Press, 1969.
  173. Maddi S.R. The search for meaning // The Nebraska symposium on motivation 1970 / ed. W.J. Arnold, M.H. Page. Lincoln: University of Nebraska press, 1971. P. 137−186.
  174. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P.T.P. Wong, P. S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 1−25.
  175. Shumpeter J.A. The theory of Economic Development. An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Cambridge, 1934.
  176. Winslow E.K. The Issue of Motivating Entre (Prenerial Behavior I I Journal of Creative Behavior. 1990.Vol. 24. № 4. P. 256−262.
  177. Welsh J.A., White J.F. The entrepreneur’s master planning guide. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1983.
Заполнить форму текущей работой