Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие международного правозащитного движения: 1945-2007 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более того, четыре конвенционных органа — Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации против женщин могут получать сообщения с жалобами на нарушение этих договоров и принимать решения, которые интерпретируют условия договора, применяют их и рекомендуют устранить нарушения. Характерной особенностью деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Становление и развитие международного правозащитного движения как субъекта международных отношений
    • 1. У истоков правозащитного движения
    • 2. Основные этапы развития международного правозащитного движения после окончания Второй мировой войны
    • 3. Взаимодействие правозащитных организаций с системой ООН
  • Глава II. Основные направления деятельности международных правозащитных организаций
    • 1. Роль правозащитных организаций в разработке нормативно-правовой базы в области прав человека
    • 2. Участие правозащитных НПО в реализации международных стандартов в области прав человека
    • 3. Правозащитное движение в РФ. 1991 — 2007 гг
  • Заключение 187 — 200. Список использованных источников и литературы

Развитие международного правозащитного движения: 1945-2007 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Период после окончания Второй мировой войны ознаменовался широким распространением системы демократических ценностей, что нашло свое отражение в выдвижении на первый план проблематики международной защиты прав человека. Ведущая роль в этом процессе принадлежала и принадлежит международным правозащитным организациям. В результате их настойчивого давления в Устав ООН были включены положения о защите прав человека. В последующие годы благодаря деятельности правозащитного движения была создана мощная международно-правовая база по правам человека, включающая более двухсот документов (деклараций, конвенций, пактов), а также процедуры имплементации международных обязательств в области прав человека в законодательство отдельных государств. Международные правозащитные организации отражают существенную необходимость в. организациях, позволяющих оперативно и эффективно содействовать решению насущных проблем в области прав человека. Сегодня в мире действуют сотни международных правозащитных НПО, прямо или косвенно вовлеченных в защиту прав человека. Основным атрибутом международных правозащитных НПО является их полная (организационная и финансовая) независимость от государства, четко определенные программы действий, отсутствие политизированного подхода. Важнейшей функцией международных правозащитных НПО является мониторинг за действиями государств в сфере прав человека путем сбора, оценки и распространения информации о состоянии соблюдения прав человека и нарушениях в этой сфере. Такая деятельность правозащитного движения повышает ответственность властей за состояние соблюдения прав человека и стимулирует ориентацию на международные стандарты.

Инициативная информационно-просветительская, законотворческая и регулирующая функции международных правозащитных организаций в сфере международных отношений признаются мировым сообществом, ООН и другими международными организациями. На сегодняшний день правозащитное движение можно рассматривать в качестве реально действующего субъекта современной системы международных отношений.

История развития международного правозащитного движения нуждается в тщательном осмыслении и имеет актуальное политическое значение, поскольку вопросы защиты прав человека играют важнейшую роль в межгосударственных отношениях.

Объект и предмет диссертации.

Объектом исследования являются международные неправительственные правозащитные организации. Предметом исследования является история их становления, развития и растущего взаимодействия с системой ООН и другими международными организациями. Целью диссертации является исследование процессов генезиса, развития и становления международного правозащитного движения, а также усиления его влияния на характер международных отношений.

Задачи диссертации.

Достижение обозначенной выше цели предполагает решение следующих задач:

1)Раскрыть особенности этапов развития международного правозащитного движения после окончания Второй Мировой Войны;

2)Проанализировать взаимодействие правозащитных организаций с системой ООН;

3)Исследовать роль международных правозащитных организаций в разработке нормативно-правовой базы в области прав человека;

4)Рассмотреть участие правозащитных организаций в реализации и контроле над выполнением международных стандартов в области прав человека;

5) Выявить тенденции развития правозащитного движения в России на современном этапе.

Хронологические памки.

В качестве хронологических рамок исследования выбран период с окончания Второй мировой войны до наших дней (1945;2007). В данный период правозащитное движение превращается в-важный-субъект системы международных отношений. Завершение Второй мировой войны привело к консолидации демократических сил и появлению крупнейших, международных правозащитных организаций. Неправительственные правозащитные организации приняли активное участие в разработке Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и других международно-правовых документов, а также способствовали перенесению международных стандартов в области прав человека в законодательство отдельных государств. На сегодняшний день правозащитные организации оказывают содействие межправительственным организациям в проведении расследований и напрямую выступают в защиту жертв нарушений прав человека во всем мире. Несомненно, что в рассматриваемый период вопросы защиты прав человека стали одной из важнейших составляющих международных отношений, благодаря плодотворной деятельности международных правозащитных организаций.

Методология исследования.

В ходе написания данного исследованияавтор стремился придерживаться общепринятых в мировой и российской исторической литературе принципов историзма, научной объективности, диалектического единства и целостности исторического процесса. Принцип историзма позволил рассмотреть предмет исследования — развитие международного правозащитного движения после Второй мировой войны на основе преемственности и последовательности его этапов. Используя принцип научной объективности, предмет, был проанализирован с учетом реалий современных международных отношений. При этом автор стремился представить объективную оценку исследуемых событий. Основным структурообразующим принципом исследования стал проблемно хронологический, который позволяет оценить стремительные изменения всистеме международных отношений происходившие во второй половине XX-го начале XXI-го века. При проведении анализа развития международного правозащитного движения после Второй мировой войны автор опирался на различные методы исследования. Институциональный подход был использован для исследования влияния международного правозащитного движения на процессы, происходящие в системе международных отношений. Системный подход показал свою эффективность при анализе становления политического статуса международных правозащитных организаций. Компаративный метод используется при анализе эффективности деятельности международных неправительственных правозащитных организаций. Этой же целью продиктовано использование метода структурно-функционального анализа.

Научная новизна.

Диссертация представляет собой первое в отечественной историографии комплексное исследование процессов развития международного правозащитного движения и его влияния на характер международных отношений после Второй мировой войны. На основании широкого круга документальных источников, специальных работ, появившихся в последние годы и мало известных отечественным специалистам, материалов периодической печати и сети Интернет в работе представлен подробный анализ проблем развития международного правозащитного движения.

В диссертации показан генезис и основные этапы развития международного правозащитного движения со дня его зарождения до наших дней, раскрыто его реальное влияние на характер мировых политических процессов, приводится сравнительная характеристика деятельности крупнейших международных правозащитных организаций, таких как Международная амнистия, Хьюман Райте Вотч, Международная лига защиты прав человека. Основным критериями выделения этапов развития международного правозащитного движения является увеличение количества правозащитных, организаций, растущее признание их достижений другими международными организациями, в частности ООН, Советом Европы, ОБСЕ, а также усиление их влияния на процессы происходящие в системе международных отношений после Второй мировой войны.

В работе исследовано становление и развитие системы взаимодействия международных правозащитных НПО с Организацией Объединенных Наций. Автор показывает, что правозащитное движение громко заявило о себе сразу после окончания Второй мировой войны, когда неправительственные организации уже в ходе конференции, посвященной созданию ООН, добились включения в Устав ООН положений о ее ответственности за соблюдение прав и свобод человека всеми членами мирового сообщества. В дальнейшем сотрудничество ООН и правозащитного движения развивалось по нарастающей благодаря созданию Комиссии по правам человека, которая разработала механизмы консультаций с правозащитными организациями. Много внимания в исследовании уделено реформированию правозащитной системы ООН на современном этапе, в том числе подведены первые итоги работы Совета по правам человека, главным из которых стало создание системы универсального периодического обзора положения с правами человека в странах членах ООН.

С учетом современных данных, раскрыта роль международных правозащитных НПО в разработке Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и других международно-правовых документов в области защиты прав человека, а также вклад правозащитных организаций в имплементацию правовых норм в национальное законодательство государств и осуществление оперативного контроля над их выполнением.

Кроме того, в работе проанализированы тенденции развития правозащитного движения в Российской Федерации на современном этапе. В исследовании показано, что Российская Федерация не стала исключением из общих закономерностей возникновения правозащитных организаций: динамика развития демократических процессов, появление новых форм волеизъявления народа и в нашей стране привели к выходу на арену огромного количества правозащитных НПО. Они все более уверенно заявляют о своем существовании и претендуют на определенное место в демократическом движении. Авторитет и профессионализм российских правозащитных организаций, а также широкое признание их достижений международным сообществом позволяют рассматривать их в качестве органичной части международного правозащитного движения.

В процессе изучения развития международного правозащитного движения после Второй мировой войны автором сделан вывод, что происходящий в современном мире рост политической активности широких слоев населения объясняется множеством социальных, экономических, гуманитарных и экологических проблем, разрешение которых правительствами осуществляется крайне неэффективно, что и побуждает общественность к самоорганизации и активному участию во всех сферах жизни мирового сообщества. Инициативная информационно-просветительская, законотворческая и регулирующая функции международных правозащитных организаций в сфере международных отношений признаются мировым сообществом, ООН и другими международными организациями. Все вышеперечисленные факты позволяют рассматривать правозащитное движение в качестве реально действующего субъекта современной системы международных отношений.

Источниковая база диссертации.

Источниковая база исследования вкшочает значительный объем документации и материалов, различных по своей значимости. Именно этот фактор обусловил необходимость объединить их в несколько групп. Это позволило автору дать краткую характеристику каждой из них, выявив их достоинства и недостатки.

Первую группу источников составляют документы Организации Объединенных Наций, такие как Устав ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС, Совета по правам человека. Отчеты экспертных групп и комиссий, конвенции, декларации, пакты и другие международно-правовые документы ООН1. С помощью изучения материалов этой группы можно узнать об основных принципах, ориентирах и направлениях деятельности организации. Документы данной группы также дают представление о формах и механизмах взаимодействия неправительственных организаций с ООН и другими международными организациями по защите прав и свобод человека.

Вторая группа источников — это документы международных правозащитных НПО (уставы, отчеты, меморандумы, аналитические обзоры ситуации с правами человека). Достоинством данной группы источников являются приведенные в них примеры конкретной деятельности международных правозащитных НПО.

Третью группу источников составляют материалы зарубежных и о отечественных периодических изданий. Особенность этой группы.

Устав Организации Объединенных Наций. — Нью-Йорк, 1995; Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/45/158. 18 декабря 1990 гДокумент Экономического и Социального Совета ООН E/RES/9 (П). 21 июня 1946 гДокумент Совета по правам человека ООН A/RES/61/ 177. 29 июня 2006 гМы, народы: гражданское общество, ООН и глобальное управление: Доклад группы видных деятелей по вопросу отношений между ООН и гражданским обществом.- М.: «Информациология», 2004; Конвенции, соглашения и другие правовые материалы ООН: Права человека, (http://www.un.org/russian).

2 Всемирный доклад Хьюман Райте Вотч — 2004. (http://www.hrw.org/russian).

3 Weissbrodt D. The Role of Non — governmental organizations in the Implementation of Human Rights // Texas International Law Journal. 1997. №. 12. P. 292 — 320. документов в её политической ангажированности, субъективизме, фрагментарности. Однако ценность этих материалов — в наличии обширной фактической информации. Комплексный анализ этих материалов с официальными документами позволяет представить наиболее объективную и полную картину деятельности международных правозащитных организаций.

Четвертую группу источников составляют материалы, посвященные развитию правозащитного движения в РФ — законодательные акты, регулирующие деятельность НПО на территории РФ, аналитические обзоры ситуации с правами человека в РФ, выполненные крупнейшими международными и российскими правозащитными НПО4. Эти материалы позволяют проанализировать тенденции развития правозащитного движения в России на современном этапе.

Пятую группу источников составляют ресурсы Интернет (Официальный сайт ООН, Официальный сайт международной правозащитной организации Human Rights Watch, Официальный сайт международной правозащитной организации Amnesty International и др.)5 Материалы данной группы составляют значительную часть источниковой базы исследования. Бесспорным достоинством данной категории источников является оперативность в отражении произошедших событий. Только в сети Интернет.

4 Об общественных Объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. С. 3566 — 3561- На пути к управляемому гражданскому обществу. 2005. 22 декабря, (http://www.hrw.org) — Первый год применения нового российского законодательства об НПО: проблемы и рекомендации по изменениям". 2007. 20 апреля, (http://www.hro.org/docs/reps/2007/04/ngo.php).

5 Библиотека международных документов по правам человека на русском языке. (http://www.hri.ru) — Библиотека по правам человека университета Миннесоты. (http://wwwl.umn.edu/humanrights/russian) — Интернет — портал «Права человека в России». (http://www.hro.org) — Новостной интернет — портал на русском языке. (http://www. gazeta. ru) — Официальный сайт Организации Объединенных Наций на русском языке, (http://www.un.org/russian) — Официальный сайт международной правозащитной организации Human Rights Watch на русском языке, (http://www.hrw.org/russian) — Официальный сайт международной правозащитной организации Amnesty International на русском языке, (http://www.amnesty.org.ru) — Официальный сайт Совета по правам человека ООН. (http://www.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil). можно получить последнюю информацию о кампаниях, мероприятиях и заявлениях представителей международных правозащитных организаций.

Историографическая база исследования.

В отечественной историографии, к сожалению, правозащитному движению уделено явно недостаточное внимание — имеется несколько исследований монографического характера и небольшое количество научных статей. Изучением неправительственных правозащитных организаций занимались и занимаются в основном представители юридической науки, а исследования освещающие историю развития международного правозащитного движения отсутствуют.

Отечественные исследования, посвященные проблематике изучения неправительственных организаций, можно разделить на две категориисоветского и постсоветского периодов.

В период 70−80-х гг. XX века советскими учеными было опубликовано ряд работ, посвященных деятельности неправительственных организаций. Первое обстоятельное исследование правовых вопросов деятельности НПО провел известный советский ученый Г. И. Морозов. В своей монографии «Международные организации: некоторые вопросы теории» он достаточно подробно исследовал широкий круг вопросов: понятие и правовая природа НПО, влияние НПО на международные проблемы и политику отдельных государств, консультативные связи НПО с межправительственными организациями, внутренняя структура, членство и финансирование НПО. Пытаясь сформулировать наиболее общие признаки и критерии, которым должны отвечать международные организации вообще, Г. И. Морозов определил, что «Международная организация — это стабильная, форма международных отношений, включающая в подавляющем большинстве случаев контрагентов, по крайней мере, из трех государств и имеющая согласованные ее участниками цели, компетенцию деятельности и свои органы, а также другие специфические организационные институты (устав, процедура, членство, порядок работы и принятия решений)"6.

Кандидатская диссертация и ряд публикаций подготовлены во второй половине 70-х годов И. И. Коваленко. В них автор провел историко-политический анализ деятельности международных НПО. И. И. Коваленко еще в 1976 году писал, что: «в современных условиях межгосударственные отношения не охватывают всего многообразия связей между народами. Усложнение характера этих отношений приводит к повышению удельного веса неправительственного сотрудничества. Возрастание роли международного общественного мнения позволяет говорить о нем как о факторе, оказывающем влияние на принятие решений в тех или иных конфликтных ситуациях, на подход государств к тем или иным мировым проблемам"7. К сожалению, большинство работ советских исследователей неправительственных организаций, в том числе Г. И. Морозова и И. И. Коваленко практически невозможно использовать для анализа роли неправительственных организаций в системе международных отношений. Разработанная советскими учеными в рамках марксистской методологии концепция общественных организаций чрезмерно идеологизирована и не может в полной мере раскрыть сущность феномена неправительственных организаций.

В постсоветский период в связи с отказом большинства исследователей от марксистской концепции общественных организаций произошло переосмысление роли и места неправительственного сектора в системе международных отношений. Именно в этот период вышло в свет множество исследований посвященных данной проблематике.

Важным шагом в деле разработки проблематики изучения неправительственных организаций явилась диссертация Д. Ю. Шестакова «Международно-правовые аспекты деятельности неправительственных.

6 Морозов Г. И. Международные организации: некоторые вопросы теории. М., 1974. С. 189.

7 Коваленко И. И. Международные неправительственные организации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1977. С. 5. организаций, связанных с ООН"8. Одним из главных положительных качеств этой работы является анализ эволюции консультативного статуса НПО при Организации Объединенных Наций.

Анализу роли НПО в мировой политике и развитии международного права посвящена статья о Всемирном федералистском движении видного юриста — международника профессора Р.А. Тузмухамедова9.

Большой интерес представляет статья профессора А. Х. Абашидзе «Проблемы во взаимоотношениях между ООН и неправительственными организациями по вопросам защиты прав национальных меньшинств», в которой выявлены особенности деятельности неправительственных организаций в области защиты прав национальных меньшинств10.

Первой работой, посвященной политическим аспектам деятельности международных неправительственных организаций и их влиянию на систему международных отношений, является диссертация Л. И. Камынина «Международные неправительственные организации в современных международных отношениях».11 Однако содержащиеся в диссертации данные и статистика сильно устарели, что затрудняет ее использование для выявления роли неправительственных организаций в системе международных отношений.

Весьма ценной для исследования международного правозащитного движения представляется докторская диссертация эксперта Центра ООН по правам человека Т. Д. Матвеевой «Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека"12. Ее отличает.

8 Шестаков Д. Ю. Международно-правовые аспекты деятельности неправительственных организаций, связанных с ООН: Автореф. дне. канд. юрид. наук. М., 1997.

9 Тузмухамедов Р. А. Всемирное федералистское движение добивается успеха // Московский журнал международного права. 1996. № 3. С. 58−72.

10 Абашидзе А. Х. Проблемы во взаимоотношениях между ООН и неправительственными организациями по вопросам защиты прав национальных меньшинств // Вестник РУДЫ. Серия: юридические науки. 1997. № 1. С. 22−39.

11 Камынин Л. И. Международные неправительственные организации в современных международных отношениях: Автореф. дис. доктора нолигг. наук. М., 1992.

12 Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека: Дис. доктора юрид. наук. М., 1998. основательность, глубина анализа форм и механизмов деятельности как российских, так и международных НПО. Отдельным вопросом рассматривается роль НПО как одного из формирующихся в России институтов гражданского общества. Данной проблематике посвящена также монография Т. Д. Матвеевой «По зову сердца, а не по долгу службы, неправительственные организации в защите прав человека: Международная практика и опыт России"13. Также как и диссертация, она содержит обобщающие выводы о международном правозащитном движении и дает обзор основным его элементам, не представляя детального анализа деятельности конкретных организаций.

Заметный вклад в разработку проблемы вносят труды руководителя одной из российских правозащитных организаций, Московской Хельсинской Группы, Л. М. Алексеевой. В её работе «История правозащитного движения"14 отображены основные вехи хельсинского процесса и реакция на него советской власти и общественности. «История правозащитного движения» представляет интерес, особенно в области выявления объективных предпосылок возникновения правозащитных организаций. Исследование даёт возможность провести сравнительные параллели и причинные связи между советским и международным правозащитным движением.

Вопросу развития советского правозащитного движения посвящена книга Ф. М. Бурлацкого «Проблема прав человека в СССР и России"15. Ценным в данной работе является то, что она дает возможность проведения анализа влияния международного хельсинского движения на становление российского правозащитного движения. Работа представляет интерес также с точки зрения изучения начального периода деятельности российских организаций по защите прав и свобод человека.

13 Матвеева Т. Д. По зову сердца, а не по долгу службы. Неправительственные организации в защите прав человека: международная практика и опыт России. М., 1998.

Алексеева JI.M. История правозащитного движения. М., 1996.

15 Бурлацкий Ф. М. Проблемы прав человека в СССР и России. М., 1999.

Предметом исследования, подготовленного М. А. Новицким, стали неправительственные организации, сотрудничающие с Европейской комиссией по правам человека16. В нем дается определение НПО, рассматриваются формы помощи, оказываемой правозащитными организациями гражданам, обращающимся в Европейский суд по правам человека, роль правозащитных организаций в соблюдении и развитии международно-правовых норм в области прав человека.

В последние годы было защищено еще несколько диссертационных работ, посвященных деятельности неправительственных организаций, среди.

17 1Я которых можно выделить работы: Д. А. Урсина, И. Б. Малкиной, А.Г.

10 Oft 01.

Майстренко, С. А. Подпшбякина, Ю. В. Белозеровой.

Большой интерес представляет кандидатская диссертация Киреевой Т. А. «Неправительственные организации в системе международных отношений"22. Несмотря на то, что автор специально не уделяет внимания международным правозащитным организациям, в диссертации хорошо показана роль, которую играют институты гражданского общества в современной системе международных отношений.

Однако ввиду того, что все эти исследования посвящены, главным образом, юридическим и политическим аспектам деятельности правозащитных организаций, их можно лишь косвенно использовать для.

16 Новицкий М. А. Неправительственные организации перед лицом Европейской комиссии по правам человека. М., 1999.

17Урсин Д. А. Международные неправительственные организации и прогрессивное развитие международного права: Дис. канд. юрид. наук. М, 2000.

Малкина И. Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: Дис. канд. юрид. наук. Казань, 2001.

19 Майстаренко А. Г. Неправительственные правозащитные организации в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

20 Подшибякин С. А. Правовой статус международных неправительственных организаций: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.

21Белозерова Ю. В. Международные неправительственные организации в области защиты прав ребенка в условиях глобализации: Дис. канд. полит, наук. СПб., 2004.

Киреева Т. А. Неправительственные организации в системе международных отношений: Дис. канд. полит, наук. М., 2006. изучения истории международного правозащитного движения. На сегодняшний день работы, специально посвященные истории развития международного правозащитного движения, в отечественной историографии отсутствуют.

Значительное количество работ, посвященных правозащитным неправительственным организациям, написано зарубежными авторами, среди которых следует особенно отметить таких специалистов как: Т. Бовен23, Бутрос-Бутрос Гали24, Д. Вейсбродт25, М. Рейнхард26, Ж. Робинсон27, Б. Стошич28, Х. Штейнер29, Ф. Эрмакора30, Л. Уайт31, Г. Якобсон32, Ф. Алджер33.

Интерес к проблематике исследования правозащитного движения у западных ученых проявился сразу после окончания Второй Мировой Войны и был связан с началом становления системы ООН по защите прав человека, в которой ведущее значение отводилось сотрудничеству с неправительственными правозащитными организациями.

Среди работ данного периода особо следует выделить монографию Б. Стошича «Неправительственные организации и Объединенные Нации», в которой автор провел подробный анализ взаимодействия неправительственных организаций с системой ООН, а также выделил критерии отнесения организаций к НПО.

23 Boven Т. The Role of NGOs in Human Rights Standard-Setting // California Western International Law Journal. 1990. Vol.2. P. 223 — 231.

24 Boutros Boutros Ghali. Forward to: NGOs, the UN, and Global Governance. London, 1966.

25 Weissbrodt D. The Contribution of International Non — Governmental Organizations to the Protection of Human Rights. Oxford, 1984.

26 Рейнхард M. Миротворчество и неправительственные правозащитные организации // Российский бюллетень по правам человека. М., 1999, вып. П, с. 28−37.

27 Robinson J. Human Rights and Fundamental Freedoms in the Charter of the United Nations. New-York, 1946.

28 Stoshich B. Les organizations non-govermentales et les Nations Unies. Paris. l964.

29 Steiner H. Non — Governmental Organizations in the Human Rights Movement. Harvard, 1991.

30 Ermacora F. Non-governmental organizations as promoters of human rights. Munich, 1988.

31 White L. International Non — Governmental Organizations. New Brunswick, 1951.

32 Jacobson H. The Nature of International Organizations. N.Y., 1989.

33 Alger F. Actual and Potential Roles of NGOs. London, 1992.

После окончания «холодной войны» и распада «советского блока» в западном исследовательском сообществе значительно активизировался интерес к проблематике защиты прав человека. Особый акцент западные авторы делали на роли, которую сыграло международное правозащитное движение в дискредитации и ликвидации авторитарных режимов в странах Восточной Европы, а также в их демократической трансформации.

Самым фундаментальным исследованием последних лет, посвященным исследованию международных неправительственных организаций, является коллективная монография «Global Civil Society». 34 На основании огромного количества данных собранных по всему миру, авторы исследования аргументировано показывают роль неправительственных организаций в формировании института глобального гражданского общества.

Одной из немногих работ, непосредственно посвящённых рассмотрению истории международного правозащитного движения, является книга основательницы организации Human Rigts Watch Джери Лейбер «The courage of strangers» (Храбрость незнакомцев).35 В ней детально рассмотрено становление, развитие и основные направления деятельности Human Rigts Watch и ее связи с другими международными правозащитными организациями. Бесспорным достоинством данной работы является то, что она богата обширным фактическим материалом о деятельности международного правозащитного движения.

Еще одной работой, представляющей большую ценность для исследования истории правозащитного движения, является коллективное исследование «Международные права человека. Закон, политика и процесс». В нем авторы рассматривают становление международной системы защиты прав человека — правозащитные механизмы ООН, Европейского Союза, Африканского Союза, Организации Американских.

34 Anheir Н. Global Civil Society. London, 2001.

35 LaberJ. The courage of strangers. N.Y., 2002.

36 Вэйсбродг Д. Международные права человека. Закон, политика и процесс, Третье издание. Центр по правам человека Университета Миннесоты, 2001.

Государств. Главным положительным качеством исследования является то, что в нем содержится немало сведений о сотрудничестве международных механизмов по защите прав человека с неправительственными организациями.

Следует отметить, что большинство работ написанных как зарубежными, так и отечественными авторами, посвящены главным образом юридическим и политическим аспектам деятельности международных правозащитных организаций и содержат лишь отрывочные данные об истории их создания и развития. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблематика исследования истории развития международного правозащитного движения не получила должного освещения в отечественной и зарубежной историографии. Данное обстоятельство и определяет актуальность избранной темы диссертации.

Структура работы.

Структура работы продиктована общей концепцией, логикой и целями исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Современные международные отношения характеризуются все более очевидным возрастанием количества международных неправительственных организаций, усилением их роли в современном мире. Рост числа неправительственных организаций, их возрастающее влияние на международной арене обусловлены рядом проблем, для решения которых уже не достаточно возможностей государств. Неуклонно повышается роль неправительственных организаций, в которых граждане объединяются для защиты своих конституционных прав — международных правозащитных НПО. Международные правозащитные НПО отражают существенную необходимость' в организациях, позволяющих оперативно и эффективно содействовать решению насущных проблем в области прав человека и контролировать деятельность государств в этой сфере. Сегодня в мире действуют сотни международных правозащитных НПО, прямо или косвенно вовлеченных в защиту прав человека. Основным атрибутом международных правозащитных НПО является их полная (организационная и финансовая) независимость от государства, четко определенные программы действий, отсутствие политизированного подхода. Важнейшей функцией международных правозащитных НПО является мониторинг за действиями государств в сфере прав человека путем сбора, оценки и распространения информации о состоянии соблюдения прав человека и нарушениях в этой сфере. Такая деятельность правозащитных НПО повышает ответственность властей за состояние соблюдения прав человека и стимулирует ориентацию на международные стандарты.

Международные правозащитное движение зародилось в западноевропейских государствах в середине XIX столетия. Первой правозащитной организацией стал созданный в 1863 году в Женеве во имя защиты прав человека в ходе вооруженных конфликтов Международный.

Комитет Красного Креста. В 1902 году появилась Французская лига защиты прав человека и гражданина. В Великобритании в 1909;м году было создано Общество борьбы с рабством, в последующие десятилетия превратившееся в Международный интернационал против рабства. В период между двумя мировыми войнами количество правозащитных организаций увеличилось многократно, а их авторитет уже позволял рассматривать их в качестве реальных выразителей интересов гражданского общества. Одной из самых влиятельных организаций стала созданная в 1942 году в Нью-Йорке Международная Лига прав человека.

Важным этапом в развитии правозащитного движения стало окончание Второй мировой войны и разработка и принятие устава ООН. Начало инстшуционализации системы ООН по защите прав человека во второй половине 40-х годов привело к консолидации демократических сил и появлению крупнейших международных неправительственных организаций. Вместе с Комиссией по правам человека они приняли активное участие в разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948;го года. Большинство неправительственных организаций заявили о своей готовности содействовать институтам ООН в реализации Всеобщей Декларации прав человека. НПО принимали официальное и неофициальное участие в работе Секретариата, совещательных процессах, информационно-просветительной и оперативной деятельности Организации Объединенных Наций. Принятие Всеобщей декларации прав человека убедительно подтвердило одну истину, что защита прав человека не является делом лишь одних государств и их правительств.

Одним из самых значительных этапов в развитии правозащитного движения стали 70-е годы ХХ-го века. Многократному увеличению количества правозащитных организаций способствовало принятие ООН Международного Билля о правах. Были приняты Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. С появлением этих важнейших международных договоров значительно укрепилась правовая основа деятельности международных и локальных правозащитных НПО. В этот период возникает множество влиятельных международных правозащитных организаций таких как: Международная амнистия, Международная федерация прав человека, Международная ассоциация юристов, Международная федерация «Земля людей», Международный совет женщин и другие. Появляются и региональные сети правозащитных НПО. Особым стимулом для создания правозащитных НПО стали подписанные в 1975;м году Хельсинские соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, в тексте которых немалое внимание было уделено проблемам соблюдения прав человека. Под воздействием этих соглашений в Восточной Европе стали возникать правозащитные Хельсинские группы. В Соединенных штатах в конце 70-х годов ХХ-го века появилось сразу несколько международных правозащитных организаций, которые занимались контролем развития Хельсинского процесса. К числу самых авторитетных американских НПО, возникших в это время, можно отнести Хьюман Райте Вотч, Группу международной защиты прав человека, а также Американский гражданский комитет. За прошедшие годы, правозащитная повестка была законодательно закреплена в качестве одного из факторов двусторонних отношений, в том числе и такими международными игроками, как США и Евросоюз.

После окончания «холодной войны» в международном правозащитном движении произошли фундаментальные изменения. Бывшие диссиденты из соцлагеря, на защиту которых раньше вставало мировое сообщество, не только обрели свободу, но и в некоторых странах пришли к власти. В Африке утвердилась тенденция в направлении многопартийной демократии. В Латинской Америке завершился переход от эпохи военных диктаторов, поддерживавшихся Соединенными Штатами. Правозащитные движения способствовали демократизации и в некоторых азиатских странах, таких как Филиппины и Южная Корея. Новое демократическое большинство, в которое теперь вошли многие государства Восточной Европы и Латинской Америки, позволило, наконец, заработать в полную силу Комиссии ООН по правам человека, в результате чего в начале 1990;х гг. произошел реальный разворот ООН в сторону правозащитной повестки. Самым важным моментом стало неуклонное размывание незыблемости принципа государственного суверенитета в пользу прав человека. Решительную точку в этом процессе поставила Всемирная конференция ООН по правам человека в Вене в 1993 г&bdquoпровозгласив, что поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества. Обращение государства с собственными гражданами стало вопросом международного уровня. Права человека стали доминирующим моральным вокабуляром международных отношений,. даже если на практике они зачастую приносились в жертву текущим экономическим и геостратегическим соображениям.

S-*.

После терактов 11-го сентября 2001 года в Нью-Йорке, правозащитное движение столкнулось с новым вызовом, который поставил под угрозу и до сих пор угрожает свести на нет большую часть достигнутых результатов. Преступления против человечества спровоцировали реакцию, которая чревата подрывом многих завоеваний последних лет под прикрытием бесконечной глобальной войны с терроризмом. Антитеррористическая кампания во многом сопровождается не утверждением законности, а ее размыванием. По всему миру правительства многих стран попытались использовать борьбу с терроризмом как повод для усиления собственных репрессий против политических противников, сепаратистов и религиозных групп или заговорили о том, что их практика в области прав человека теперь не подлежит критике. Был принят целый ряд репрессивных национальных антитеррористических законов, расширяющих полномочия государства по задержанию и слежке за гражданами таким образом, что это создает угрозу подрыва основных прав. Правозащитная повестка отходит на второй план и в межгосударственных отношениях, уступая место интересам формирования антитеррористических коалиций. Безусловно, не приходится сомневаться, что в сегодняшних условиях правозащитное движение столкнулось с новым вызовом. В новую эпоху правозащитное движение должно показать, что продвижение правозащитной повестки на международном уровне — это не просто вопрос морали, но и ключевой инструмент противостояния терроризму. Сложные вызовы, с которыми столкнулись в своей деятельности международные правозащитные НПО, требуют объединенных усилий глобального гражданского общества в выработке новых подходов к решению задач защиты прав человека.

В целом, характеризуя роль правозащитного движения в современной системе международных отношений, можно сделать выводы, важнейшие из которых таковы:

1)Одним из основных направлений деятельности международных правозащитных организаций является участие в процессе выработки меяодународных правовых норм в области прав человека.

Практически все действующие сегодня конвенции в области прав человека создавались и принимались при активном участии неправительственных организаций. В настоящее время сотни неправительственных организаций сотрудничают с системой ООН, выступая в качестве независимых консультантов. Сегодня становится очевидным, что процесс создания международных норм, который традиционно являлся сферой исключительно государств, видоизменяется в сторону активного участия в нем институтов гражданского общества. Участие неправительственных организаций в выработке международных инструментов в сфере защиты прав человека стало реальностью. Всемирная конференция по правам человека, прошедшая в Вене в 1993;м году, признав, что основная ответственность за выработку международных норм лежит на государствах, отметила особый вклад, который вносят в этот процесс неправительственные организации, и подчеркнула важность продолжения диалога по этому вопросу между правительствами и неправительственными организациями. Участию правозащитных НПО в процессах разработки норм международного права способствует выработанный Организацией Объединенных Наций механизм сотрудничества с неправительственными организациями. Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество правозащитных НПО и Комиссии по правам человека. Это сотрудничество началось с момента разработки Всеобщей Декларации прав человека и продолжалось вплоть до упразднения Комиссии решением Генеральной Ассамблеи ООН. Главным итогом их совместной работы стала разработка и принятие Международного билля о правах человека, в который входят Всеобщая Декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Важным достижением в совместной работе Комиссии по правам человека и правозащитных НПО, помимо принятия Международного билля о правах, стала разработка документов, касающихся прав и свобод отдельных социальных групп населения. Подготовленные ООН, во взаимодействии с НПО, проекты договоров были приняты Генеральной Ассамблеей и являются открытыми для ратификации или иной формы их принятия государствами, включая и те государства, которые не принимали участие в подготовке договоров. Кроме Устава ООН и Международного Билля о правах человека, наиболее важными договорами ООН, ратифицированными достаточным количеством государств для вступления в силу, являются: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о статусе беженцев, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка,.

Второй Факультативный протокол к Международному Пакту о Гражданских и Политических Правах, направленный на отмену смертной казни и др,.

Упомянутые договоры считаются международным законодательством в области защиты прав человека. В добавление к договорам, ООН разработала несколько десятков деклараций, кодексов, правил, инструкцийрезолюций, и других средств, дающих толкование обязательств членов-участников в отношении прав человека в соответствии со ст. 55 и 56 Устава ООН.

Взаимодействие и сотрудничество институтов ООН и правозащитных НПО в процессе законотворчества способствовало не только разработке международно-правовой базы стандартов в области прав человека, но и совершенствованию механизмов их имплементации в национальное законодательство стран-членов Организации Объединенных Наций, а также осуществления мониторинга за деятельностью правительств. В связи с реформированием правозащитной системы ООН изменилась и форма взаимодействия ООН с международными правозащитными НПО по вопросам выработки международных правовых норм. Теперь правозащитные организации взаимодействуют не только с ЭКОСОС, но и благодаря учреждению Совета по правам человека, имеют возможность напрямую сотрудничать с Генеральной Ассамблеей ООН.

2) Важнейшим направлением деятельности международных правозащитных организаций является сотрудничество с системой ООН.

С момента своего основания, одним из важнейших направлений в деятельности Организации Объединенных Наций стали вопросы защиты прав человека. Благодаря последовательной и настойчивой работе всей системы ООН на протяжении второй половины XX го века, была создана мощная международно-правовая база, состоящая из более чем двухсот документов: конвенций, деклараций, соглашений, пактов, дополнительных протоколов и т. д. Система ООН по защите прав человека начала складываться сразу после Второй мировой войны. В июне 1946 года Экономический и Социальный Совет учредил Комиссию по правам человека. Важнейшей задачей комиссии с самого ее основания стало сотрудничество с неправительственными организациями. Она имела право создавать специальные рабочие группы неправительственных экспертов, которые в дальнейшем сыграли большую роль. Главной заслугой Комиссии стала разработка и принятие в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, которая стала основополагающим документом в системе защиты прав человека. В последующие два десятилетия в ООН шли жаркие дискуссии, посвященные созданию всеобщей правовой базы защиты прав человека. В это же самое время происходит институционализация системы взаимоотношений органов ООН и гражданского общества, в лице правозащитных неправительственных организаций. Наконец, после бурных и продолжительных дебатов, 16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН принимает Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принятие этих документов имело большое историческое значение. Вместе с Всеобщей декларацией прав человека они составляют Международный билль о правах человека, ставший главнейшим документом в системе защиты прав человека. Конец 80-х, начало 90-х годов ознаменовался крупными изменениями в системе защиты прав человека, в связи с крушением авторитарных режимов в государствах Восточной Европы. Стала очевидна необходимость выработки новой концепции защиты прав человека в условиях нового миропорядка. И первым шагом на этом пути стала подготовка и проведение Всемирной конференции по правам человека в 1993 году в Вене. Конференция привлекла внимание широких кругов правозащитной общественности и имела большой политический резонанс. Главным же следствием дебатов на конференции, стало решение Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека. Однако уже в конце 90-х годов стало очевидно, что реформа не дала значимых результатов. С этого же времени крупнейшие международные правозащитные организации начинают жесткую критику системы ООН по защите прав человека, требуя немедленного реформирования и повышения ее эффективности. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан так же подверг критике работу Комиссии по правам человека. На юбилейной 60-й сессии Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в сентябре 2005 года было принято решение заменить Комиссию на Совет по правам человека, обладающий гораздо более широкими полномочиями. Девятого мая 2006 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН прошли выборы в Совет по правам человека. На 47 мест в этом новом органе претендовало 65 государств. Каждый член Совета избирался большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. В ходе двух туров голосования в состав Совета были избраны все 47 членов. В Совете по правам человека были сохранены все механизмы сотрудничества с международными правозащитными НПО, в том числе участие НПО в разработке документов принимаемых Советом.

Девятнадцатого июня 2006 года в Европейском отделении ООН в Женеве открылась первая сессия Совета. Выступая перед ее участниками, Генеральный секретарь Кофи Аннан призвал членов нового органа не повторять ошибок его предшественницы — одноименной Комиссии, — погрязшей в последние годы в политическом противостоянии и прибегавшей к двойным стандартам. Одновременно Кофи Аннан подчеркнул, что Совет должен вобрать и укрепить доказавшие свою эффективность правозащитные механизмы комиссии — институты специальных докладчиков, независимых экспертов, посланников и рабочих групп. 29 июня 2006 года, деятельность Совета по правам человека принесла значимые результаты, когда Совет одобрил первые в своей короткой истории важные международные документы — Конвенцию о насильственных исчезновениях и Декларацию о правах коренных народов. Совет также произвел несколько необходимых процедурных шагов, включая формирование рабочих групп по запуску процесса периодической оценки ситуации с правами человека во всех странах — членах ООН и по рассмотрению системы экспертов, назначенных прежней Комиссией по правам человека. Через несколько дней, после окончания основной сессии, Совет по правам человека собрался на внеочередную сессию, в ходе которой рассматривалась ситуация на оккупированной палестинской территории. Совет принял резолюцию, в которой потребовал от Израиля немедленно прекратить военные действия в секторе Газа и освободить арестованных палестинских министров, а также выразил обеспокоенность ухудшающейся там гуманитарной ситуацией. Уже 11 августа 2006 года в Женеве прошла вторая специальная чрезвычайная сессии посвященная ситуации в Ливане. На ней 27 голосами 'за' была одобрена резолюция, осуждающая грубые нарушения прав ливанского народа вследствие военных операций Израиля. Члены Совета заявили, что действия Израиля являются нарушением принципов Устава ООН, международного права и вопиющим нарушением прав человека. Они выразили возмущение по поводу безнаказанно совершаемых Израилем бессмысленных убийств детей, женщин и других гражданских лиц в Ливане.

12 декабря 2006 года в Европейском отделении ООН в Женеве Совет по правам человека провел чрезвычайную специальную сессию, посвященную ситуации в Дарфуре и принял резолюцию о ситуации в этой Суданской провинции. Таким образом, Совет показал, что он учитывает мнение мирового сообщества по этой проблеме.

2 октября 2007 года на чрезвычайной сессии Совета ООН по правам человека была одобрена резолюция по Мьянме. В ней Совет решительно осудил насильственные репрессии по отношению к мирным демонстрантам и призвал власти немедленно освободить арестованных и задержанных участников протестов, а также дать свободу политическим узникам. Немаловажным является тот факт, что многие данные, приведенные в резолюции, были предоставлены международными правозащитными НПО, сотрудничающими с Советом.

Тем самым, Совет по правам человека обозначил линию преемственности от Комиссии по правам человека на сотрудничество с независимыми экспертами и неправительственными организациями. Данный факт, несомненно, свидетельствует об укреплении роли представителей глобального гражданского общества в работе Организации Объединенных Наций и позволяет надеяться на еще более успешное сотрудничество в будущем.

3)Участие правозащитных организаций в нормотворческой деятельности находит логическое продолжение в участии их в работе контрольных механизмов ООН.

Наиболее эффективной формой сотрудничества является участие правозащитных НПО в работе конвенционных органов. В соответствии с шестью основными договорами по правам человека, было создано шесть комитетов для обеспечения их авторитетного толкования. Этими комитетами являются: Комитет по правам человека (в соответствии с Международным Пактом о Гражданских и Политических правах) — Комитет по Экономическим, Социальным и Культурным правамКомитет по ликвидации расовой дискриминацииКомитет по ликвидации дискриминации против женщин, Комитет против пытокКомитет по правам ребенка. Данные комитеты регулярно изучают отчеты государств-участников на предмет соблюдения соответствующего договора, и большинство из них издает общие комментарии и рекомендации, отражающие результаты этих изучений. Кроме того, комитеты обеспечивают официальное толкование договоров. Конвенционные органы также издают заключения в отношении отчета каждого государства, которые содержат полезные разъяснения и предложения по улучшению ситуации с соблюдением договора сторонами.

Более того, четыре конвенционных органа — Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации против женщин могут получать сообщения с жалобами на нарушение этих договоров и принимать решения, которые интерпретируют условия договора, применяют их и рекомендуют устранить нарушения. Характерной особенностью деятельности конвенционных органов является практика консультаций с представителями неправительственных организаций. Правозащитные НПО приглашаются на заседания комитетов, где обсуждаются правительственные доклады. Как правило, это право получают НПО, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете. Однако, для участия в работе конвенционных органов приглашаются и организации не поддерживающие постоянных контактов с ООН, но обладающие достаточным авторитетом в сфере защиты прав человека. Контроль, осуществляемый комитетами ООН с участием правозащитных организаций, стимулирует эффективность работы правительств в области прав человека, помогает выявить препятствия на пути их реализации, принять необходимые меры для их устранения. Нередко правозащитные НПО представляют на рассмотрение конвенционных органов «альтернативные доклады», в которых они на конкретных примерах показывают нарушения государствами своих международных обязательств и указывают на несоответствие действительности официальных отчетов государств. От достоверности и убедительности собранных фактов, а также от формы их представления зависят и реакция правительств, и влияние на общественное мнение. Необходимо отметить, что практика привлечения правозащитных организаций к контролю за реализацией международных соглашений цо правам человека убеждает в том, что партнерство Организации Объединенных Наций и неправительственных организаций в этой сфере становится постоянным и все более плодотворным.

4) Международное правозащитное движение является важным субъектом в системе современных международных отношений.

Происходящий в современном мире рост политической активности широких слоев населения объясняется множеством социальных, экономических, гуманитарных и экологических проблем, разрешение которых правительствами осуществляется крайне неэффективно, что и побуждает общественность к самоорганизации и активному участию во всех сферах жизни мирового сообщества. Инициативная информационно-просветительская, законотворческая и регулирующая функции международных правозащитных организаций в сфере международных отношений признаются мировым сообществом, ООН и другими международными организациями. Неправительственные правозащитные организации становятся элементами «формирующегося глобального гражданского общества». Кроме этого, важнейшим показателем усиления роли международных правозащитных НПО является их участие в представительных международных конференциях. В последнее время самым крупным форумом для встреч международных НПО стал форум «Гражданской Восьмерки», проходящий в преддверии саммитов лидеров ведущих индустриальных стран мира. Самая представительная по количеству участников встреча «Гражданской Восьмерки» состоялась 4 июля 2006 года в Москве. Делегаты, представляющие крупнейшие международные неправительственные организации, в сотрудничестве с российскими НПО провели сершо круглых столов посвященных самым актуальным проблемам международной защиты прав человека и выработали свои рекомендации для обсуждения главами государств — участников саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге по вопросам: «Миграция, ксенофобия и расовая дискриминация», «Гражданский контроль над правоохранительными органами и пенитенциарной системой», «Противодействие терроризму, вооруженные конфликты и права человека», «Неправительственные организации и органы государственной власти: законодательство и практика взаимодействия. Мировой опыт». Бесспорным свидетельством возрастания роли всемирного саммита НПО стало участие в его работе президента РФ Владимира Путина.

Все вышеперечисленные факты позволяют рассматривать правозащитное движение в качестве реально действующего субъекта современной системы международных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Годовой доклад о работе Организации. 2003 г. Нью-Йорк, 2003. 108 с.
  2. К. При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех, (http://www.un.org/russian).
  3. Всеобщая декларация прав человека / Сборник международных договоров. Права человека. Нью-Йорк, 1994. С. 1−4.
  4. Документ Экономического и Социального Совета ООН E/RES/9 (П). 21 июня 1946 г.
  5. Документ Экономического и Социального Совета ООН E/RES/ 624 В (XXII). 1 августа 1956 г.
  6. Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ 45/158. 18 декабря 1990 г.
  7. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. / Отв. ред. В. А. Четверкин. М., 1997. 704 с.
  8. Конвенции, соглашения и другие правовые материалы ООН: Права человека. (http.7/www.un.org/russian).
  9. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-X1X вв. М., 1967.587 с.
  10. Конвенция о борьбе с торговлей людьми / Сборник международных договоров. Права человека. ООН. Нью-Йорк, 1994. С. 41−44. Конвенция о правах ребенка / Сборник международных договоров. Права человека. ООН. Нью-Йорк, 1994. С. 230−239.
  11. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации / Сборник международных договоров. Права человека. ООН. Нью-Йорк, 1994. С. 240 266.
  12. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. / Сборник международных договоров. Права человека. Нью-Йорк, 1994. С. 241 -249.
  13. Организация Объединенных Наций: Работа в области прав человека. М., 1995.149 с.
  14. Обзор роли и деятельности неправительственных правозащитных организаций. / Доклад международной конференции неправительственных правозащитных организаций стран Центральной и Восточной Европы. Любляна, 11−13 ноября 1994 г. М., 1995. 103 с.
  15. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ // Российская газета. 2006. 10 января. С. 2−4.
  16. Резолюция ЭКОСОС 1296 (XL) / Официальные отчеты Экономического и Социального Совета ООН. 44-я сессия, документ Е/4535/Add/l. Справочник «Международной амнистии». Российский ресурсный центр «Международной Амнистии». М., 2004. 130 с.
  17. Система Организации Объединенных Наций и гражданское общество — подведение итогов и анализ практики, (http://www.un.org/russian).
  18. Торжество правого дела: обзор развития правозащитного движения запоследние 25 лет. (http://www.hrw.org/russian).
  19. Устав Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1995. 30 с.
  20. Устав «Международной Амнистии», (http://www.amnesty.org.ru).
  21. Устав «Хыоман Райте Вотч». (http://www.hrw.org).
  22. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. / Сборник международных договоров. Права человека. Нью-Йорк, 1994.С. 315−317. Хроника ООН. Нью-Йорк, 1996. Т. 32. 285 с.
  23. Consultative relationship between the UN and NGOs. ECOSOC Resolution, 1996/31,49 Plenary meeting, 25 July 1996.
  24. Human Rights. International Instruments. Chart of Ratifications as at June 1996. United Nations. 1996.1.st of NGOs in Consultative Status with ECOSOC. UN., 2005.
  25. The Role of Non-Governmental Organizations // A Report by NGOs Advisory
  26. Group. London, 1991.115 p. f
  27. БРЕТТ Р. Отношения с властями не могут быть дружелюбными // Правозащитник. 1999. № 3. С. 3−13. Вестник «Права человека». 1992. № 1.
  28. Т.Д. Неправительственные организации (БОЛО) основные принципы // Правозащитник. 1994. № 11. С. 35 -52.
  29. М. Миротворчество и неправительственные правозащитные организации // Российский бюллетень по правам человека. М., 1999, вып.П. С. 28−37.
  30. Boven Т. The Role of NGOs in Human Rights Standard-Setting // California
  31. Western International Law Journal. 1990. Vol.2. P. 223 231.
  32. Blazer A. Assessing Human Rights: the NGO Contribution // California Western1. ternational Law Journal. 1991. Vol.20. No. 2. P. 56 89.
  33. Corriere Delia Sera. 2006. May, 10.
  34. Foreign Affairs. 2006. April, 26.
  35. News Week. 2006. March, 6.
  36. Nanda V. Global Human Rights: Public Policies, Comparative measures and NGO Strategies // California Western International Law Journal. 1991. Vol.20. No. 2. P. 38−47.
  37. Rodly N. S. The work of Non governmental organizations in the World-wide Promotion and Protection of Human Rights // Association Transnationales. 1992. No.6. P. 82 — 96.
  38. Violations throughout Reporting Procedures. World Politics // A Quarterly Journal of International Relations. Vol. 46. 1994. April. No. 3. P. 45 54. Washington Post, 2006. April, 4. Washington Post. 2006. November, 12.
  39. Weissbrodt D. The Role of Non governmental organizations in the Implementation of Human Rights // Texas International Law Journal. 1997. No. 12. P. 292 — 320.
  40. Библиотека международных документов по правам человека на русском языке, (http://www.hri.ru).
  41. Библиотека по правам человека университета Миннесоты. (http://wwwl .umn.edu/humanrights/russian).
  42. Интернет портал «Права человека в России», (http://www.hro.org). Новостной интернет — портал на русском языке. (http://www. Gazeta. ru). Официальный сайт Организации Объединенных Наций на русском языке. (http://www.un.org/russian).
  43. Официальный сайт международной правозащитной организации Human
  44. Rights Watch на русском языке, (http://www.hrw.org/russian).
  45. Официальный сайт международной правозащитной организации Amnesty1. ternational на русском языке, (http://www.anmesty.org.ru).
  46. Л.М. История правозащитного движения. М.: Московская школа прав человека, 1996.121 с.
  47. А. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М., 2000.392 с. де Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. 485 с.
  48. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Теория и практика. М., 1982. 336 с.
  49. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., 1996.385 с.
  50. Бутрос — Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. М., 1995.176 с.
  51. Г. М. Международная защита прав человека. М.: Юристъ, 2000. 255 с.
  52. А. Меняющаяся роль неправительственных организаций в международном сотрудничестве. Россия перед европейским вызовом. М., 1993. 254 с.
  53. Зотова 3. М. Партии и общественные организации в политической жизни и управлении. М., 1993. 144 с.
  54. И.И. Международные неправительственные организации. М., 1976. 338 с.
  55. Контроль за соблюдением прав человека. Руководство по оценкедеятельности государства. Часть II. М., 1997. 187 с.
  56. К. Международные организации. М., 1978. 227 с.
  57. А. Права человека, демократия и правовое государство какинструменты реформы и безопасности. Гамбург, 1991. 289 с.
  58. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 852 с.
  59. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. 287 с. Матвеева Т. Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. М., 1995.175 с.
  60. Т.Д. НПО новое явление в российской реальности. М., 1995. 143 с.
  61. Т. Д. По зову сердца, а не по долгу службы, неправительственные организации в защите прав человека: Международная практика и опыт России. М., 1998.223 с.
  62. А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982.145 с. Морозов Г. И. Международные организации: некоторые вопросы теории. М., 1974.245 с.
  63. Национальные учреждения по правам человека. / Центр по правам человека ООН. Женева, 1995.194 с.
  64. С. А. Общественные организации в Российской Федерации. М., 1994.173 с.
  65. Е.В. Неправительственные организации: новая модель межгосударственного сотрудничества. СПБ., 2003. 187 с. Справочник ОБСЕ. Вена, 2000 г. 228 с.
  66. О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.315 с.
  67. А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск. 1990. 543 с.
  68. Н.Ю. Охрана прав граждан и зарубежные страны. Институт омбудсмена. М-, 1991. 53 с,
  69. Хедьсинский процесс, права человека и сотрудничество в гуманитарных областях. М., 1988.157 с.
  70. Центральная и Восточная Европа. Проблема прав человека и демократии. М., 1995.203 с.
  71. . С.С. Правовой статус общественных объединений. М., 1995. 219 с. 2) На иностранных языках.
  72. Anheir Н. Global Civil Society. London, 2001. 230 p.
  73. Alger F. Actual and Potential Roles of NGOs. London, 1992. 350 p.
  74. Beigbeder Y. Le role internationals des organizations non gouvernementales.1. Paris, 1992. 221 p.
  75. Boutros Boutros Ghali. Forward to: NGOs, the UN, and Global Governance. London, 1966. 253 p.
  76. Cohen R. Refugees and Human Rights. Washington DC., 1995.193p. Ermacora F. Non-goyernmental organizations as promoters of human rights. Munich, 1988. 192 p.
  77. Feld WJ. International Organizations: a comparative approach. London, 1988. 256 p.
  78. Hey-Beng C. Non-governmental organizations at the United Nations identity. Role and function. New-York, 1981. 267 p.
  79. Morozov V. Human Rights and Foreign Policy Discourse in Today’s Russia. Copenhagen, 2002.131 p.
  80. Nchama C.M. The work of the non governmental organizations in the world-wide promotion and protection of Human Rights. N.Y., 1991. 84 p. Oliver S. International Reporting Procedures in Implementation of Human Rights. New-York, 1991.213 p.
  81. People Power: Non Governmental Organizations // Notes for speaker. UN, 1995. 125 p.
  82. Robinson J. Human Rights and Fundamental Freedoms in the Charter of the United Nations. New-York, Ш6.221 p.
  83. Sayen D.G. The role of Non Governmental Organizations. N.Y., 1991.225 p. Steiner H. Non — Governmental Organizations in the Human Rights Movement. Harvard, 1991.175 p.
  84. Stosic B. Les organization non governmental et les Nations Unies. Paris, 1964. 240 p.
  85. The Role of Non Governmental Organizations // Put our World to Rights. London, 1991. 145 p.
  86. The UN System and NGO: New relationship for a New Era. UN, 1994.112 p. Thoolen H. Human Rights Missions: A study of the fact-finding practice of NGO. Boston, 1986. 223 p.
  87. Weissbrodt D. The Contribution of International Non Governmental Organizations to the Protection of Human Rights. Oxford, 1984. 178 p. White L. International Non — Governmental Organizations. New Brunswick, 1951. 215 p.
Заполнить форму текущей работой