Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целый ряд исторических картин, в частности, посвященных Трехсотлетию правящей династии, был создан крупнейшими кинематографическими фирмами (Ханжонкова, Дранкова и др.) под непосредственным покровительством Николая II. Известны его личные беседы (и отзывы об этих произведениях нового искусства) с представителями товариществ. Достаточно вспомнить известный факт, что первая российская… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Краткий обзор основных культурных событий, инициированных Николаем II. Музеи. Монументы
    • 1. 1. Феномен музея. Музей русского искусства императора Александра III в Санкт-Петербурге и Музей изящных искусств имени императора Александра III в Москве. «История в картинах»
    • 1. 2. Монументы. «История в лицах»
    • 1. 3. Из хроники художественной жизни
  • Глава II.
  • Архитектура и строительство
    • 2. 1. Пути к синтезу искусств и архитектурные стили рубежа XIX—XX вв.еков. Национально-романтический вариант модерна
    • 2. 2. Церковное и светское строительство, связанное с деятельностью императора Николая II
  • Глава III.
  • Изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное искусство. Николай II и царская семья как объекты и субъекты художественного творчества
    • 3. 1. Рисунки Наследника Николая Александровича. Произведения живописи, графики и скульптуры
    • 3. 2. Произведения печатной графики и декоративно-прикладного искусства
  • Глава IV.
  • Фотография и кинематограф. Возможности «новых искусств»
    • 4. 1. «Царская хроника» и юбилейные документальные и художественные фильмы и исторические картины
    • 4. 2. Царский двор и художественная фотография. Проект С. М. Про-кудина-Горского и портреты Царственных особ

Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема диссертации сформулирована как «Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX—XX вв.еков».

В задачу работы входит сбор, анализ и систематизация материала, касающегося деятельности Государя в области культуры, через его официальные заказы и мероприятия, с одной стороны, и его личные художественные предпочтения, с другой. Таким образом, целью исследования не является представление, описание сложной, полифоничной картины культурного бытия русского Серебряного века во всем ее многообразии. Противоречивый исторический период, который оценивался и оценивается до сих пор разными историками и искусствоведами диаметрально противоположно, не может быть рассмотрен исчерпывающе в рамках жанра научного исследования по истории и теории искусства. В нем проведен обзор разных видов искусства и их бытования в период правления Николая II в аспекте его положительного влияния на художественные процессы и созидательного начала института самодержавия в лице последнего российского Императора в сфере культуры. При этом мы не затрагиваем глобальных социально-исторических вопросов и не стремимся навязать свое видение и свою позицию, тем более что они непосредственно связаны с религиозным аспектом понимания личности Государя и его деятельности. Мы учитываем существование иных мнений по поводу Николая II как правителя и человека, его связи с художественными процессами, но концепция данного исследования основана на позитивной оценке этой исторической личности, тем более, что такая позиция имеет свою историю и в «горизонтальном измерении» науки и фактов, и как «вертикаль» религиозного убеждения.

Подход автора исследования представляется достаточно новаторским, поскольку российское искусство Серебряного века в аспекте систематической деятельности монарха не анализировалось как более или менее цельная модель, включающая как культурную идеологию, так и практику художественной жизни. Этот подход, охватывающий многие виды искусства и феномены культуры, можно назвать комплексным, и он позволяет автору оперировать в исследовании и в его названии таким термином, как «художественные процессы».

Художественные процессы в исследовании показаны посредством наблюдения за развитием различных видов искусства, их динамикой в I творческих судьбах признанных и малоизвестных мастеров, так или иначе связанных с личностью Государя. Аналитический подход к описанию и сравнению произведений, который затрагивает субъектно-объектные отношения, то есть взаимосвязи модели, художника и зрителя, также является, по мнению автора, одним из аспектов художественного процесса как общекультурного понятия.

Объектом данного исследования являются произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного и религиозного искусства, а также — фотои киноискусства и предметов материальной культуры России рубежа XIX—XX вв.еков, с обращением в рамках темы к более поздним периодам.

Рубеж веков как плодотворный и многогранный период развития русского искусства изучен и освещен с разнообразных точек зрения очень пристально и подробно, особенно в последние десятилетия, как в отечественном искусствознании, так и в зарубежном, и этот интерес, конечно, необходимо учитывать. Но он направлен, прежде всего, на явления и проявления декаданса, символизма и модерна в разных видах искусства и художественного творчества, в отдельных судьбах представителей культурного процесса.

Даже в таком богатейшем контексте невозможно сбрасывать со щитов и общую программу в этой области, которая складывается из отдельных событий государственного значения, проектов, начинаний, инициированных лично Императором. Единичные случаи складываются в систему, в ряд закономерностей, которые особенно интересно проследить и проанализировать в том контексте, что этот период истории российского искусства может многим ныне показаться исчерпывающе исследованным.

Следует повторить, что целью этой работы не является экскурс в подробно и разносторонне изученные в мировой исторической литературе политические, социальные процессы времени правления Николая II. Цель исследования состоит в попытке более систематического выявления воздействия лично Императора и государственной власти на тенденции и феномены художественного творчества данного периода русского искусства, иными словами, — культурного строительства Государя. Представляются особенно актуальными вопросы, до какой степени простиралось влияние царской власти на бурное развитие культуры того времени и каким было это влияние по своей сути. Искусствоведческий анализ собранного материала, очень разнородного по жанровым, стилистическим характеристикам, становится своевременным в контексте переосмысления исторической роли личности Николая II и его царствования. Подобные теоретические — искусствоведческие и исторические — наблюдения могут быть полезны для практической деятельности по восстановлению памяти царской семьи и верного, правдивого представления о ней в современной России, в таких сферах, как эстетическое и нравственное просвещение молодежи, воспитание в новом поколении уважения к семейным ценностям и приоритета патриотизма.

Деятельность традиционно, монархически, реалистически настроенных художников, творческих людей и авторов, настроенных революционно, либерально, протекала в какой-то степени параллельно и во многих аспектах эти линии не пересекались. Тем не менее, целостный культурный процесс невозможно делить на части, всякое деление будет в известной степени условно и обеднит общую картину художественной жизни. Эта картина настолько многогранна, что рассмотреть все аспекты взаимодействия власти с участниками культурного процесса в данном жанре исследования не представляется возможным. Затронем самые важные области и сферы этого влияния и собственно императорской деятельности, которая касалась многих видов искусства, в том числе и только-только зарождавшихся и развивавшихся в России. Подобный угол зрения позволит по-новому взглянуть на уже, казалось бы, абсолютно известные явления и вообще на данный период в истории нашей страны, период необыкновенно противоречивый, сложный и по-прежнему тревожащий умы и сердца многих неравнодушных людей.

В связи с огромным объемом информации, так или иначе касающейся выбранного временного отрезка, есть смысл ограничиться только рассмотрением элементов культурного процесса, которые имеют непосредственное отношение к Государю Императору и хронологически охватывают последнее десятилетие XIX века и предреволюционное время, с экскурсом в 1880-е годы. В рамках общей концепции работы считаем необходимым обратиться и к произведениям более позднего времени, к их сравнительному анализу и рассмотрению.

Исходя из поставленной задачи, мы прибегаем к традиционно искусствоведческому методу обзора и анализа разнообразных фактов из истории культуры и феноменов российского искусства выбранного периода и источниковедческому подходу к материалу. Результатом анализа этих явлений, естественно, становится систематизация материала в соответствии с разрабатываемой концепцией патриотическирелигиозной программы Императора Николая II.

Цели и методы исследования определили его структуру. Она основана на общепринятом разделении искусства на виды. Условность такого деления, проистекающая из художественной практики бытования целостных памятников, позволяет нам включать в главы, посвященные в основном отдельным искусствам, элементы и других видов художественного творчества.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, пяти приложений, примечаний и списка литературы.

Заключение

.

В 2008 году Россия отмечала печально памятную дату — девяносто лет со дня мученической кончины последней императорской семьи.

После этого трагического события, во многом изменившего ход истории и не только в России, делались попытки и русскоязычными, и зарубежными авторами, и русскими эмигрантами объективно оценить значение и характер правления Николая II, но в многочисленных исследованиях, которые насчитывают более полутысячи наименований, вопрос культурной программы, то есть, в нашем представлении, деятельности Императора в сфере искусств и его взаимосвязи с художественными кругами, почти не ставился. Только в последние годы интерес к этому аспекту начал появляться в российских искусствоведческих кругах. Отдельные проявления этого интереса, конечно, не приводят к научным результатам, которые можно ожидать от систематических и углубленных исследований. Важно, что тенденция рассмотрения деятельности Государя в культурной сфере уже просматривается и требует внимания и подробного освещения. Это также необходимо для полноты картины новой и более верной — правления и самой личности последнего российского Царя.

Культурная деятельность Николая II была разнообразна и напряженна. Государь, авторитетом для которого во многом являлась Императорская Академия Художеств, был в то же время воспитан отцом-русофилом и в своих художественных пристрастиях был поклонником старины, искусства XVII столетия, прежде всего, времени царствования Алексея Михайловича. Исходя из личных вкусов, Император инициировал и наблюдал за строительством Федоровского городка в Царском Селе, своей любимой резиденции под Санкт-Петербургом.

Федоровский городок — ансамбль сооружений с палатами, окруженный крепостной стеной, с храмом в центре, — стал воплощением ретроспективных вкусов Царя, осуществленной мечтой-воспоминанием о прошлом, недаром, побывав там в середине февраля 1917 года, осмотрев весь ход строительства и выразив свое восхищение Трапезной палатой, Николай Александрович сказал, что он сам не знал, в Москве ли он был или в Царском Селе, настолько цельной и высокохудожественной была картина ожившего царского и боярского быта русского XVII столетия. Строительство Федоровского городка было непосредственно связано с разнообразными программами Общества возрождения художественной Руси, например, издательской и музейной деятельностью, которая была нацелена на просвещение русского народа, его ознакомление с исконной культурой, родным языком, художественным творчеством, фольклором. Федоровский собор, возведенный к трехсотлетию династии Романовых, — это символ преемственности столицы и Царского Села от великокняжеской Москвы как священного центра Святой Руси и царской власти, -от «Третьего Рима». Архитектурный образ храма был воплощением синтеза элементов кремлевского Благовещенского собора, домового храма Алексея Михайловича, и характернейших черт псковской архитектуры XV века, а его интерьер, наполненный иконами, предметами церковного обихода и росписями, аутентичными или грамотными копиями с произведений московской школы XVI—XVII вв.еков, гармонично выражал те же идеи исторической памяти и духовного возвращения в начале XX столетия к истокам московской Руси.

Те же тенденции прослеживаются и в других мероприятиях, лично вдохновленных или находившихся под покровительством Государя Императора. К ним можно отнести и организацию костюмированных балов в Зимнем дворце, на которые все участники являлись в костюмах XVII века, и возрождение древнего церковного пения, и открытие в начале века на обзорных выставках феномена древнерусской иконы, который был мало кому известен и вызвал столько восторженных отзывов и глубочайших культурологических и философских трудов ныне известных авторов, в частности, князя Павла Трубецкого, священника Павла Флоренского и других. По словам известного искусствоведа, знатока итальянской культуры Павла Муратова, «Казалось, этот интерес достиг своего апогея весной 1914 года. Ведь не было никаких сомнений, что при религиозности Государя и Государыни и при большом их внимании к русской старине, особенно пробужденном юбилейным 1913 годом, древняя русская религиозная живопись заинтересует Их и найдет в Них своих.

173 покровителей. Так это и получилось" .

Интересно и важно и то, что глубочайшее знание российской истории, широкая начитанность и систематически прослеживаемые ретроспективные тенденции во вкусах Государя и его деятельности не входили в его демократичной натуре в противоречие с живой заинтересованностью современным ему искусством, причем не только церковным. Многочисленные встречи с художниками самых разных направлений, положительные и вообще неравнодушные и тонкие отзывы об их творчестве, финансирование такого модернистского и передового журнала, как «Мир искусства» и отчасти — проведения дягилевских сезонов в Париже, позирование многочисленным живописцам и скульпторам и большой вклад в архитектурный и скульптурный облик городов, активная меценатская и благотворительная деятельность — это лишь некоторые факты участия Николая II в художественной жизни России того времени, богатой на события, таланты, легендарной и необыкновенной.

Не только денежная помощь, но и личная заинтересованность, участие в детальнейшем обсуждении и творческие предложения во время подготовки к открытию Музея изящных искусств имени Императора Александра III в Москве и реализация давнего замысла венценосного отца создать национальную галерею — Русский музей, также названный в его честь, поддержка завершения строительства шедевра северной столицы — храма Воскресения Христова на Крови, открытие богатейшего музея прикладного искусства в художественном училище A.JI. Штиглица, — сами эти факты, на наш взгляд, демонстрируют глубокие знания и деятельное, неравнодушное отношение Императора к русской культуре, ее доступности каждому.

Отдельного внимания заслуживает инициатива Государя и его семьи в таких новых для того времени областях культуры, как кинематограф и фотография. Необыкновенное количество фотографий, семейных и официальных, парадных портретов, сюжетов кинохроники оставлено нам, потомкам, как будто, для более ясного, живого представления о каждом члене семьи Романовых, не только Большого, но и Малого двора. Но прежде всего, конечно, это фотографии самих членов царской семьи, которые очень увлекались не только живописью и рисованием, но и фотосъемкой. Известно, что непрофессиональные, но высоко художественные опыты Императрицы Александры Федоровны в этой сфере заслужили крайне положительные, даже восхищенные отзывы современников, высоких профессионалов и выдающихся зарубежных фотографов. Также императорским Двором был инициирован и профинансирован огромный труд фотографа С. Прокудина-Горского, первооткрывателя в сфере цветной фотографии, объездившего всю Россию и запечатлевшего представителей многих национальностей, их обычаи, архитектурные памятники, выдающиеся ландшафты и природные явления отечества.

Целый ряд исторических картин, в частности, посвященных Трехсотлетию правящей династии, был создан крупнейшими кинематографическими фирмами (Ханжонкова, Дранкова и др.) под непосредственным покровительством Николая II. Известны его личные беседы (и отзывы об этих произведениях нового искусства) с представителями товариществ. Достаточно вспомнить известный факт, что первая российская документальная киносъемка произошла именно в связи с событием сакрального и государственного значения, — и сегодня мы можем хотя бы во фрагментах увидеть, как происходил чин Священного Коронования последнего русского царя. Каждую неделю в узком семейном кругу, иногда с приглашенными лицами, Николай смотрел фильмы, как документальные, так и художественные, анимационные, и это увлечение также может свидетельствовать о вполне развитом вкусе Августейших особ, людей не только глубоко верующих и разносторонне образованных, знавших несколько языков, любивших классическую музыку, но и открытых новейшим тенденциям и проявлениям культурной жизни.

Портретирование Николая II и членов его семьи разными художниками, заказы на многофигурные парадные композиции, которые служили своего рода историческим документом, наряду с фотографией и киносюжетом, тоже, на наш взгляд, могут быть расценены как, пусть не всегда программно заявленный, но вклад Царя, в отечественную культуру, в художественные процессы этого времени.

Все эти и другие факты, приведенные и проанализированные в исследовании, свидетельствуют не только о высокой культуре и развитом художественном вкусе самого Императора и членов его семьи, но и подтверждают их разностороннее и не формальное участие в художественной жизни России того времени, стремление поддерживать и развивать достойные ее проявления, утверждать их государственный статус и даже создавать собственную культурно-духовную программу. Условно назовем ее программой культурного строительства возвращения к истокам, возрождения того прошлого, которое может вдохновить и стать основанием для будущего нации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Значение открытия останков царской семьи. // Посев. 1996, № 1.С. 43−48.
  2. Агафангел (Соловьев), архиепископ Волынский. Пленение Русской Церкви: записка Преосвященного Агафангела Волынского и проект Всеподданнейшего ходатайства перед Государем Александром II. М., 1906.
  3. , В.В. Гибель Царской Семьи: мифы и реальность (Новые документы о трагедии на Урале). Екатеринбург, 1993.
  4. , JI.C., Стернин, Г.Ю. Образы и люди Серебряного века. М., 2002.
  5. , Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли: материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая Великого Страстотерпца. Свято-Троицкий Монастырь. Джорданвилль, 1983.
  6. Альбом фотографий императрицы Александры Федоровны // Российский архив. 1992, т. II-III. С. 463-^70.
  7. Антокольский Марк Матвеевич. Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. Каталог. Автор вступительной статьи О. А. Кривдина. СПб., 1994.
  8. Антоний, архиеп. Лос-Анжелосский. О прославлении новомучеников иисповедников Российских. Доклад Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви. // Православная Русь. № 5 (1151). 1/14 марта 1979 г. С. 1−4- № 6 (1152). 15/28 марта 1979 г. С. 3−6.
  9. , A.M. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. // Отечественная история. М., 1994, № 3. С. 58−76.
  10. Ю.Ардов М., прот. Сердце Царево в руце Божией. Нравственный облик Царя Мученика Николая. М., 1996.
  11. П.Асмус В., прот. Истинное отречение совершил не Государь, а Россия. // Встреча. № 1(4), 1997. С. 2−5.
  12. , Т.Л. Н. В. Глоба, Г. В. Монахов и русская керамика конца XIX начала XX века. Из истории Строгановского художественно-промышленного училища. // Русское искусство Нового времени. Вып. 8. С. 245−268.
  13. , Ж. За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмае-ва. Л., 1925. XXXIV.
  14. Бадмаев, доктор Тибетская медицина. Царский двор. Советская власть. М., 1995.
  15. , А.П., Сапожников, С.А. Собиратели и хранители прекрасного: энциклопедический словарьроссийских коллекционеров от Петра I до Николая Пл 1700−1918. М., 2007.
  16. , А.И., Тенихина, В.М. Николай II. Семья императора. Выставка. СПб., 1998.
  17. Бах, Э. Резиденция последних Романовых. Опыт историко-бытовой характеристик. Д., 1927−1928.
  18. , А.Н. Мои воспоминания, в 5 кн. М., 1994.
  19. , Н.А. Царство духа и царство кесаря. Париж, 1951.
  20. , С. Песни русской скорби и слез. Составление и предисловие прот. А. Шаргунова. М., 1996.
  21. , А.А. Последние дни императорской власти. По неизданным документам. Пб., 1921.
  22. , Е.В. Историческое паломничество нашего царя в 1913 г. СПб., 1914.
  23. , А.П. Воспоминания о в Бозе почившем Императоре Александре III профессора живописи Боголепова, А.П. СПб., 1895.
  24. , Е.А., Каждан, Т.П. Русская архитектура конца XIX -начала XX века. М., 1971.
  25. , Е.А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. М., 2002.
  26. , П.С. Что было сделано для спасения Императора Николая II //Русская летопись. Париж, 1925, книга седьмая. С.207−223.
  27. , А.Н. Александра Федоровна. М., 2008.
  28. , А.Н. Исмаил-Заде, Д.И. Российский Императорский Дом (Дневники. Письма. Фотографии). М., 1992.
  29. , А. Н. Николай II. ЖЗЛ. М., 1997.
  30. , А.Н. Последний царь. М., 2006.
  31. , А.Н. Императрица Мария (историческое жизнеописание). М., 2007.
  32. , А.Н. Кудрина, Ю.В. Император Александр III и императрица Мария Федоровна. Переписка: 1884—1894. М., 2001.
  33. , Б.Л. Царствование императора Николая II 1894−1917 в цифрах и фактах. М., 1990.
  34. , С.К. Венценосная мученица: жизнь и трагедия Александры Федоровны, императрицы Всероссийской. М., 2006.
  35. , С.Н., протоиерей Тихие думы. Автобиографическое. М., 1996.
  36. , Р. (Фома) Пшеницы и плевелы. Беспристрастно о Г. Е. Распутине. М., 1997.
  37. , Р. Марченко, В. Духовник царской семьи святитель Феофан Полтавский (1874−1940). М., 1994.
  38. Бюсты Государя Императора Николая Александровича и Императора Александра I в Императорском Александровском лицее. СПб., 1911.
  39. Великий князь Александр Михайлович (Романов) Книга воспоминаний. М., 1991.
  40. Венценосная семья: фотоальбом о Царской семье. М., 2006.
  41. , В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.
  42. Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей. М., 1991.
  43. , С. Ю. Воспоминания М., 1960.
  44. , В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России 1907−1916. М., 1996.
  45. , В. В. Граф С.Ю. Витте и император Николай II. М., 1992.
  46. , В.Н. С царем и без царя: воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. М., 1995.
  47. , А.А. Около царской семьи. М., 1993.
  48. , Р. Николай II и популяризация его образа в 1913 году // НЛО. М., 1999, № 38. С. 78−103.
  49. , А. А. Страницы моей жизни. М., 2000.
  50. , В.В. Христовой Церкви цвет благоуханный: жизнеописание преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны: с прил. акафиста. М., 2001.
  51. , Г. П. Коронование русских государей. Исторический очерк. М., 1896.
  52. Гибель монархии. Сборник. Составители: Либерман, А.А., Шокарев, С. М., 2000.
  53. , И.И. Картина, которая так и не была написана. // Дворянское собрание. М., 1996, № 5. С. 52−55.
  54. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дивный свет: дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М., 2003.
  55. , И.Н. Кино Серебряного века. М., 2005.
  56. , В.И. Черты и силуэты прошлого: правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современников. М., 2000.
  57. , Н. Неизвестный Репин: парадный потрет императора Николая II // Мир музея, 1996, № 1−2. С. 43−45.
  58. Ден, Ю. Подлинная Царица. СПб, 1999.
  59. Детский дневник цесаревича Николая Александровича (императора Николая II) // Отечественные архивы. 1995, № 5. С. 33−55.
  60. Династия Романовых в письмах митрополита Филарета (архивные находки). М., 1999.
  61. , М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Ч. I и II. М., 1991.
  62. Дмитриев, Максим. Фотографии. М., 1996.
  63. Дневники и документы из личного архива Николая II: воспоминания, мемуары. Минск, 2003.
  64. Дневниковые записи и переписка Императрицы Александры Федоровны Романовой. Перевод с английского. М., 1998.
  65. Дом Романовых: к 300-летнему юбилею царствования, 16 131 913. Авторы-составители: Степанчук, С., Степанчук, 3. М., 1991.
  66. , А.В. Не прикасайтесь помазанным моим: Летопись мироточивой иконы Царя-Мученика Николая II Александровича. М.- СПб., 2001.
  67. , Г. Б., Лысенко, И.В., Петров, В. В. Спасение Цесаревича Алексея. Историко-криминалистическая реконструкция расстрела Царской Семьи. СПб., 1998.
  68. Ежегодник Общества архитекторов-художников. Вып. 7. СПб., 1912.
  69. , А.Г., проф. Царствование Государя Императора Николая Александровича. СПб., М., 1913.
  70. , П. Император Николай II и его семья: Петергоф, сентябрь 1905 Екатеринбург, май 1918: По личным воспоминаниям П. Жильяра. Вена, 1921.
  71. Житие святых Царственных мучеников. Свидетельства очевидцев о чудотворной иконе. Торжествует и пророчествует Святой Афон. М., 1999.
  72. Зайцев, Константин, архимандрит Памяти последнего царя. Джорданвилль, 1968.
  73. , О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII начала XX века. М., 2003.72. Зодчий. М., 1909.
  74. , В. М. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX—XX вв.еков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02). М, 2004.
  75. , Т.К., Логунова, Е.П. Николай II и его Семья в Петергофе. Петергоф, 1997.
  76. Из моего альбома (шестьдесят фотографических снимков Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Петроград-Москва, 1915.
  77. Императорские фарфоровые пасхальные яйца из коллекции Галины Ойстрах и Александра Тищенко. Книга первая. Автор-составитель Марианна Бубчикова. М., 2008.
  78. , П.Н. Строгановка (Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище). 1825−1918. В 2 томах. М., 2007.
  79. , П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 1999.
  80. Канонизация Царской Семьи: за и против. // Церковь и время. 1998, № 4(7). С. 192−219.80. «Картина была потрясающая!» (Из дневника С. Д. Шереметева о коронации Николая II) // Отечественные архивы. 1996, № 1. С. 84−90.
  81. , Е.И. Васнецов и неорусский стиль (Архитектурные работы художника и русское искусство конца XIX начала XX в.) // Виктор Михайлович Васнецов. 1848−1926. М., 1994.
  82. , Е.И. Русский стиль. М., 1997.
  83. , Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1982
  84. , Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
  85. , Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813−1931. М., 1992 (составитель Г. А. Иванова).
  86. , Е.И. Взаимоисключающие концепции единый стиль. Идея народной православной монархии и историософская доктрина старообрядчества в архитектуре XIX века / Стиль жизни — стиль искусства. М., 2000.
  87. , Е.И. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре середины и второй половины XIX в. / Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века: Идейные принципы. Структурные особенности. М., 1982.
  88. Киселев, Александр, протоиерей. .Память их в род и род. М., 1990.
  89. , B.C. Анатомия измены. Император Николай II и генерал-адъютант М. В. Алексеев (истоки антимонархического заговора). СПб., 1998.
  90. , С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова: Каталог. М., 2001.
  91. , В. Россия: век XX (1901 1939 гг.). М., 1999.92.. Козлов М., свящ., доцент. «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия.» // Встреча. 1997, № 1(4). С. 9−13.
  92. , В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания: 1903— 1919. Кн. 1.М., 1992.
  93. Константин (Зайцев), архим. Памяти последнего Царя. Джор-даннвилл (Jordanville), типография преп. Иова Почаевского, 1968.
  94. Коронационный альбом в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года. СПб., 1896.
  95. Костромская выставка в память Трехсотлетия Дома Романова. Архитектор JI.P. Сологуб. Кострома, 1913.
  96. Кузнецов, Серафим, игумен Православный Царь-Мученик. М., 2000.
  97. , И.К. Культура благотворения Великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2008.
  98. , В. Последний император России и отечественная художественная жизнь конца XIX начала XX века: опыт историко-культурного анализа. // Искусствознание. М., 2004, № 1. С. 539−590, № 2. С. 568−624.
  99. , Т.А. Династия Романовых. Российский фонд культуры. Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «Российский архив», М., 2007.
  100. , Д.Н., поручик. Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович Самодержец Всероссийский. Чтение для народа с 33 картинками. Издание 4-е. СПб., 1896.
  101. , Ю.Д. Федоровский городок. Воспоминания о С. Есенине. М., 1975.
  102. , С. Последние Романовы. М., 1990.
  103. , К.Е. Великая война в обрахах и картинах. 1914— 1915. Вып. I-VIII. М., 1915.
  104. , Б.М. Дома для причта и служащих при Федоровском Государевом соборе в Царском Селе. Краткая историческая справка. СПб., 1992.
  105. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995.
  106. Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи. М., Синодальная Комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1996.
  107. . А., Мироненко, С. Николай и Александра: любовь и жизнь. М, 1998.
  108. , С.П. Судьба императора Николая II после отречения. Париж, 1957.
  109. , Т. (урожденная Боткина). Воспоминания о Царской Семье и ее жизни до и после революции. М., 1993.
  110. ИЗ. Меньшиков, М. О. Письма к русской нации. М., 1999 (Пути русского имперского сознания).
  111. , М.Ю. Храмы Царского села и их ближайших окрестностей. СПб., 2007.
  112. , Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. М., 1994.
  113. . Т.Д. Из-под лжи: Государь Николай II и Григорий Распутин. Краснодар, 2004.
  114. Т.Л. «Не отречение Государя, а отречение от Государя». (Доклад на Международной историко-богословской конференции «Проблемы прославления Царственных мучеников». Царское Село, 16−17 июля 1999 года). // Русский Вестник. 1999, № 3233. С. 8−9.
  115. Москва в начале XX века: будни и праздники, московская старина, новорусский стиль. Автор-составитель Федотов, А.С. М., 1997.
  116. , П.А. «Свидетельствуя о Христе до смерти.»: Екатеринбургское злодеяние 1918 г.: новое расследование. М., 2006.
  117. , Т.Н. Фаберже. Пасхальные подарки. М., 2003.
  118. Мэсси, Р! Николай и Александра. М., 1992.
  119. , Р. Романовы. Последняя глава. Смоленск, 1996.
  120. На троне и на экране. Аннотированный каталог (1997−2007). Сост. Барыкин, Е.М. М., 2007.
  121. Наедине с совестью: сборник статей, посвященный памяти художественного критика В. И. Костина. М., 2002.
  122. , И.Ф. Национальная слава и национальный позор (О Николае II) // Независимый. 1933, № 5. С. 3−23.
  123. , И.Ф. Глупость или измена? (Открытое письмо Милюкову). Брюссель, 1930.
  124. , В.К. «Благословенно Царство.» (церковные основы монархической идеи в России). СПб., 2004.
  125. , М.В. Письма. Избранное. Л., 1988.
  126. , М.В. Помнить себя помнить всех. (Из воспоминаний о Великой княгине Елизавете Федоровне). М., 2003.
  127. , К.Н. Международные последствия Екатеринбургского злодеяния. Нью-Йорк, 1950.
  128. Николай II: Венец земной и небесный. Царственные мученики: пророчества, чудеса- даты, события, документы- молитвы, акафист и канон. М., 1997.
  129. , В.П. Последний самодержец: Очерк жизни и царствования императора России Николая II. М., 1992.
  130. , Г. Возвращение исторической памяти // Югра (историко-культурный журнал). 1996, № 10. С. 24−25.
  131. , С.С. Царствование Николая II. М., 2003.
  132. Отречение Николая II: Воспоминания очевидцев, документы. М., 1998 (Тайны истории в романах, повестях, документах. Век XX).
  133. , П.Н. Правда об убийстве Царской Семьи. М., 1992.
  134. , М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
  135. B.C. С царем в Тобольске. Из воспоминаний. М., 1990.
  136. Н. и А. Романовых. Т. 4. М., JL, 1926.
  137. Письмо Льва Толстого к Николаю II // Николай II. Материалы для характеристики личности и царствования. М., 1917.
  138. , О.А. Николай II в секретной переписке. М., 2005.
  139. , О.А. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. СПб., 1996.
  140. , О.А. Последний государь. Жизнь и смерть. М., 2005.
  141. Под благостным небом / Сборник житий подвижников веры, изданный великой княгиней Елизаветой Федоровной. в пользу детей воинов, вставших на защиту Отечества. / Рис. В. Д. Поленова, П. Д. Корина,
  142. М.В. Нестерова, великой княгини Елизаветы Федоровны, великой княгини Ольги Александровны. Сергиев Посад, 1914.
  143. , М., протопресвитер Новые мученики российские. Т. 1. США, 1949.
  144. Последние дни царской семьи. М., 2008.
  145. , Г. Г., Стернин, Г.Ю., Борисова, Е. А. Очерки русской культуры XIX века. В 6 томах. Том 6. Художественная культура. Антология. М., 2002.
  146. , В.А. История современной России. Царствование Императора Николая II. Вып. I. СПб., 1913.
  147. , Г. С. Концепция реальности в экранном документе. М., 2004.
  148. , Н.Ю. Всероссийский император Николай II. Саратов, 1993.
  149. , Э.С. Николай II: Жизнь и смерть. М., 2003.
  150. Распутин-Новый, Т. Е. Духовное наследие (Избранные статьи, беседы, мысли и изречения). М., 1994.
  151. Распутин-Новый, Т. Е. Избранные мысли, письма и телеграммы Царской Семье (собственноручно переписанные на память Августейшими Адресатами). М., 1990.
  152. Расследование цареубийства. Рассекреченные документы. Авторы-составители: заслуженные юристы РФ Александров, А.Н., Прищеп, В. И. Чебоксары, 2006.
  153. , В. В. Памяти Ив. Влад. Цветаева / В. В. Розанов среди художников. С портретами. М., 1914. С. 485−494.
  154. Розанов, В.В. Paolo Trubezkoy и его памятник Александру III / В. В. Розанов среди художников. С портретами. СПб., 1914. С. 306−318.
  155. Россия в кинокадре. 1896 1916. Ред. Баталин, В. Н. Составители: Балабай, Е.В., Дадыгина, Т.В. и др. М., 2007.
  156. Россия под скипетром Романовых: очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год. СПб., Государственная Типография, 1912.
  157. Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея. Каталог. М., 1998.
  158. Русский Царь с Царицей на поклонении московским святыням. М., 2000.
  159. , А.А. Николай II в Саровской пустыни // Голос минувшего, 1917, № 4. С. 91−109.
  160. , Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX-начало XX века. М., 2008.
  161. , Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. СПб., 2005.
  162. , А.Д. Поездка в Барановичи 19−21 июня 1915 года. // Новый журнал. Нью-Йорк, 1992, книга 187. С. 218−230.
  163. , Д.В. История русского искусства конца XIX-начала XX века. М., 1993.
  164. , Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001.
  165. Светлый отрок: сборник статей о Царевиче-Мученике Алексее и других Царственных Мучениках. М., 1990.
  166. Семенов-Тян-Шанский, К. П. Дмитрий Семенович Стеллецкий // Хоругвь. Вып. 9. М., 2004. С. 3−39.
  167. , К.В. Николай II и его царствование (библиографический обзор // Голос минувшего, 1917, № 9−10. С. 386−388.
  168. , Г. Петр Аркадьевич Столыпин. Жизнь за Отечество. М., 2007.
  169. , Б.Н. Последнее слово государя императора Николая Александровича русскому народу. Ростов н/Д., 1919.
  170. Соболев, Серафим, архепископ. Об истинном монархическом миросозерцании. М., СПб., 2002.
  171. , Н.А. Убийство Царской Семьи: материалы следствия. М., 2001.
  172. , А. Царское Село в открытках конца XIX начала XX века. СПб., 2002.
  173. , Г. Ю. Два века. Очерки русской художественной культуры. М., 2007.
  174. , Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-х 1910-х годов. М., 1988.
  175. , И. Детство императора Николая II. СПб., 1999.
  176. , М.К. Впечатления моей жизни. Воспоминания. М., 2002.
  177. , И.В. Несколько слов о великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах. // Дворянское собрание. 1996, № 4. С. 28−45.
  178. , Е.П. Император Александр III и его время. М., 2007.
  179. Трехсотлетие Дома Романовых. 1613−1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. М., 1991.
  180. Труайя, Анри. Николай II. М., 2000.
  181. , С.Е. Минувшее. М., 1991.
  182. , Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва третий Рим» // Избранные труды в 3 тт. Т. 1. М., 1996.
  183. , Б.А. Царь и Патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.
  184. , А.С. «Памятная записка» архитектора С.С. Кричин-ского.
  185. Федоровский Государев Собор. М., 1915.
  186. Ферро, Марк. Николай II. М., 1991.
  187. , Г. Д., Бардовская, JI.B. Феодоровский Государев Собор: Русский уголок Царского села. СПб., 2002.
  188. , Д. А. Православие, Самодержавие, Народность. Монреаль, 1983.
  189. , Н.А., Соколов, К.Б. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность). СПб., 2001.
  190. Хроника великой Дружбы. Царственные Мученики и человек Божий Григорий Распутин-Новый. СПб., 2007.
  191. Хроника России XX век. М., 2002.
  192. Царское Село: справочник-путеводитель. Составители: Жаркова, Канаева. СПб., 1999.
  193. И.В. Цветаев Ю. С. Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897−1912. Т. 1. М., 2008.
  194. Церковь Гребневской иконы Божией Матери на Клязьме. Автор-составитель М. В. Капустина. М., 2004.
  195. Цесаревич: Документы. Воспоминания. Фотографии. М., 1998.
  196. Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 1. М, 1995.
  197. Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 2. Новые чудеса Царственных мучеников. М., 1996.
  198. Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 3. Богом прославленный Царь. М., 1997.
  199. Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 4. К прославлению Царя-Мученика в России. М., 1999.
  200. , Ю., Шелаева, Е., Семенов, Н., Процай, JI. Николай II. Страницы жизни. СПб., 1998.
  201. , Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954.
  202. Шаргунов, Александр О значении канонизации царственных мучеников / Протоиерей Александр Шаргунов. М., 1999.
  203. , А.Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о Государе: о Николае II. М., 1994.
  204. , Е.Н., Пронина, И.А. История Строгановского училища. 1825−1918. М., 2002.
  205. , Ф.Ф. Перед изгнанием: 1887−1919. М., 1993.
  206. , Е.Б. Соборный храм Федоровской иконы Божией матери. СПб., 1994.
  207. Between Tsar and People. Educated Society and the Quest for Public Edentity in Late Imperial Russia. N-Y., 1991.
  208. The twilight of the tsars. Russian art at the turn. London, 1991.
  209. Vyroubova, Anna Memories of the Russian Court. N-Y., 1923.
  210. E. В о wit. Moscow & St. Petersburg 1900−1920. Art, life & culture of Russian Silver Age. New York: The Vendome Press, 2008.
Заполнить форму текущей работой