Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков
Целый ряд исторических картин, в частности, посвященных Трехсотлетию правящей династии, был создан крупнейшими кинематографическими фирмами (Ханжонкова, Дранкова и др.) под непосредственным покровительством Николая II. Известны его личные беседы (и отзывы об этих произведениях нового искусства) с представителями товариществ. Достаточно вспомнить известный факт, что первая российская… Читать ещё >
Содержание
- Глава I.
- Краткий обзор основных культурных событий, инициированных Николаем II. Музеи. Монументы
- 1. 1. Феномен музея. Музей русского искусства императора Александра III в Санкт-Петербурге и Музей изящных искусств имени императора Александра III в Москве. «История в картинах»
- 1. 2. Монументы. «История в лицах»
- 1. 3. Из хроники художественной жизни
- Глава II.
- Архитектура и строительство
- 2. 1. Пути к синтезу искусств и архитектурные стили рубежа XIX—XX вв.еков. Национально-романтический вариант модерна
- 2. 2. Церковное и светское строительство, связанное с деятельностью императора Николая II
- Глава III.
- Изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное искусство. Николай II и царская семья как объекты и субъекты художественного творчества
- 3. 1. Рисунки Наследника Николая Александровича. Произведения живописи, графики и скульптуры
- 3. 2. Произведения печатной графики и декоративно-прикладного искусства
- Глава IV.
- Фотография и кинематограф. Возможности «новых искусств»
- 4. 1. «Царская хроника» и юбилейные документальные и художественные фильмы и исторические картины
- 4. 2. Царский двор и художественная фотография. Проект С. М. Про-кудина-Горского и портреты Царственных особ
Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема диссертации сформулирована как «Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX—XX вв.еков».
В задачу работы входит сбор, анализ и систематизация материала, касающегося деятельности Государя в области культуры, через его официальные заказы и мероприятия, с одной стороны, и его личные художественные предпочтения, с другой. Таким образом, целью исследования не является представление, описание сложной, полифоничной картины культурного бытия русского Серебряного века во всем ее многообразии. Противоречивый исторический период, который оценивался и оценивается до сих пор разными историками и искусствоведами диаметрально противоположно, не может быть рассмотрен исчерпывающе в рамках жанра научного исследования по истории и теории искусства. В нем проведен обзор разных видов искусства и их бытования в период правления Николая II в аспекте его положительного влияния на художественные процессы и созидательного начала института самодержавия в лице последнего российского Императора в сфере культуры. При этом мы не затрагиваем глобальных социально-исторических вопросов и не стремимся навязать свое видение и свою позицию, тем более что они непосредственно связаны с религиозным аспектом понимания личности Государя и его деятельности. Мы учитываем существование иных мнений по поводу Николая II как правителя и человека, его связи с художественными процессами, но концепция данного исследования основана на позитивной оценке этой исторической личности, тем более, что такая позиция имеет свою историю и в «горизонтальном измерении» науки и фактов, и как «вертикаль» религиозного убеждения.
Подход автора исследования представляется достаточно новаторским, поскольку российское искусство Серебряного века в аспекте систематической деятельности монарха не анализировалось как более или менее цельная модель, включающая как культурную идеологию, так и практику художественной жизни. Этот подход, охватывающий многие виды искусства и феномены культуры, можно назвать комплексным, и он позволяет автору оперировать в исследовании и в его названии таким термином, как «художественные процессы».
Художественные процессы в исследовании показаны посредством наблюдения за развитием различных видов искусства, их динамикой в I творческих судьбах признанных и малоизвестных мастеров, так или иначе связанных с личностью Государя. Аналитический подход к описанию и сравнению произведений, который затрагивает субъектно-объектные отношения, то есть взаимосвязи модели, художника и зрителя, также является, по мнению автора, одним из аспектов художественного процесса как общекультурного понятия.
Объектом данного исследования являются произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного и религиозного искусства, а также — фотои киноискусства и предметов материальной культуры России рубежа XIX—XX вв.еков, с обращением в рамках темы к более поздним периодам.
Рубеж веков как плодотворный и многогранный период развития русского искусства изучен и освещен с разнообразных точек зрения очень пристально и подробно, особенно в последние десятилетия, как в отечественном искусствознании, так и в зарубежном, и этот интерес, конечно, необходимо учитывать. Но он направлен, прежде всего, на явления и проявления декаданса, символизма и модерна в разных видах искусства и художественного творчества, в отдельных судьбах представителей культурного процесса.
Даже в таком богатейшем контексте невозможно сбрасывать со щитов и общую программу в этой области, которая складывается из отдельных событий государственного значения, проектов, начинаний, инициированных лично Императором. Единичные случаи складываются в систему, в ряд закономерностей, которые особенно интересно проследить и проанализировать в том контексте, что этот период истории российского искусства может многим ныне показаться исчерпывающе исследованным.
Следует повторить, что целью этой работы не является экскурс в подробно и разносторонне изученные в мировой исторической литературе политические, социальные процессы времени правления Николая II. Цель исследования состоит в попытке более систематического выявления воздействия лично Императора и государственной власти на тенденции и феномены художественного творчества данного периода русского искусства, иными словами, — культурного строительства Государя. Представляются особенно актуальными вопросы, до какой степени простиралось влияние царской власти на бурное развитие культуры того времени и каким было это влияние по своей сути. Искусствоведческий анализ собранного материала, очень разнородного по жанровым, стилистическим характеристикам, становится своевременным в контексте переосмысления исторической роли личности Николая II и его царствования. Подобные теоретические — искусствоведческие и исторические — наблюдения могут быть полезны для практической деятельности по восстановлению памяти царской семьи и верного, правдивого представления о ней в современной России, в таких сферах, как эстетическое и нравственное просвещение молодежи, воспитание в новом поколении уважения к семейным ценностям и приоритета патриотизма.
Деятельность традиционно, монархически, реалистически настроенных художников, творческих людей и авторов, настроенных революционно, либерально, протекала в какой-то степени параллельно и во многих аспектах эти линии не пересекались. Тем не менее, целостный культурный процесс невозможно делить на части, всякое деление будет в известной степени условно и обеднит общую картину художественной жизни. Эта картина настолько многогранна, что рассмотреть все аспекты взаимодействия власти с участниками культурного процесса в данном жанре исследования не представляется возможным. Затронем самые важные области и сферы этого влияния и собственно императорской деятельности, которая касалась многих видов искусства, в том числе и только-только зарождавшихся и развивавшихся в России. Подобный угол зрения позволит по-новому взглянуть на уже, казалось бы, абсолютно известные явления и вообще на данный период в истории нашей страны, период необыкновенно противоречивый, сложный и по-прежнему тревожащий умы и сердца многих неравнодушных людей.
В связи с огромным объемом информации, так или иначе касающейся выбранного временного отрезка, есть смысл ограничиться только рассмотрением элементов культурного процесса, которые имеют непосредственное отношение к Государю Императору и хронологически охватывают последнее десятилетие XIX века и предреволюционное время, с экскурсом в 1880-е годы. В рамках общей концепции работы считаем необходимым обратиться и к произведениям более позднего времени, к их сравнительному анализу и рассмотрению.
Исходя из поставленной задачи, мы прибегаем к традиционно искусствоведческому методу обзора и анализа разнообразных фактов из истории культуры и феноменов российского искусства выбранного периода и источниковедческому подходу к материалу. Результатом анализа этих явлений, естественно, становится систематизация материала в соответствии с разрабатываемой концепцией патриотическирелигиозной программы Императора Николая II.
Цели и методы исследования определили его структуру. Она основана на общепринятом разделении искусства на виды. Условность такого деления, проистекающая из художественной практики бытования целостных памятников, позволяет нам включать в главы, посвященные в основном отдельным искусствам, элементы и других видов художественного творчества.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, пяти приложений, примечаний и списка литературы.
Заключение
.
В 2008 году Россия отмечала печально памятную дату — девяносто лет со дня мученической кончины последней императорской семьи.
После этого трагического события, во многом изменившего ход истории и не только в России, делались попытки и русскоязычными, и зарубежными авторами, и русскими эмигрантами объективно оценить значение и характер правления Николая II, но в многочисленных исследованиях, которые насчитывают более полутысячи наименований, вопрос культурной программы, то есть, в нашем представлении, деятельности Императора в сфере искусств и его взаимосвязи с художественными кругами, почти не ставился. Только в последние годы интерес к этому аспекту начал появляться в российских искусствоведческих кругах. Отдельные проявления этого интереса, конечно, не приводят к научным результатам, которые можно ожидать от систематических и углубленных исследований. Важно, что тенденция рассмотрения деятельности Государя в культурной сфере уже просматривается и требует внимания и подробного освещения. Это также необходимо для полноты картины новой и более верной — правления и самой личности последнего российского Царя.
Культурная деятельность Николая II была разнообразна и напряженна. Государь, авторитетом для которого во многом являлась Императорская Академия Художеств, был в то же время воспитан отцом-русофилом и в своих художественных пристрастиях был поклонником старины, искусства XVII столетия, прежде всего, времени царствования Алексея Михайловича. Исходя из личных вкусов, Император инициировал и наблюдал за строительством Федоровского городка в Царском Селе, своей любимой резиденции под Санкт-Петербургом.
Федоровский городок — ансамбль сооружений с палатами, окруженный крепостной стеной, с храмом в центре, — стал воплощением ретроспективных вкусов Царя, осуществленной мечтой-воспоминанием о прошлом, недаром, побывав там в середине февраля 1917 года, осмотрев весь ход строительства и выразив свое восхищение Трапезной палатой, Николай Александрович сказал, что он сам не знал, в Москве ли он был или в Царском Селе, настолько цельной и высокохудожественной была картина ожившего царского и боярского быта русского XVII столетия. Строительство Федоровского городка было непосредственно связано с разнообразными программами Общества возрождения художественной Руси, например, издательской и музейной деятельностью, которая была нацелена на просвещение русского народа, его ознакомление с исконной культурой, родным языком, художественным творчеством, фольклором. Федоровский собор, возведенный к трехсотлетию династии Романовых, — это символ преемственности столицы и Царского Села от великокняжеской Москвы как священного центра Святой Руси и царской власти, -от «Третьего Рима». Архитектурный образ храма был воплощением синтеза элементов кремлевского Благовещенского собора, домового храма Алексея Михайловича, и характернейших черт псковской архитектуры XV века, а его интерьер, наполненный иконами, предметами церковного обихода и росписями, аутентичными или грамотными копиями с произведений московской школы XVI—XVII вв.еков, гармонично выражал те же идеи исторической памяти и духовного возвращения в начале XX столетия к истокам московской Руси.
Те же тенденции прослеживаются и в других мероприятиях, лично вдохновленных или находившихся под покровительством Государя Императора. К ним можно отнести и организацию костюмированных балов в Зимнем дворце, на которые все участники являлись в костюмах XVII века, и возрождение древнего церковного пения, и открытие в начале века на обзорных выставках феномена древнерусской иконы, который был мало кому известен и вызвал столько восторженных отзывов и глубочайших культурологических и философских трудов ныне известных авторов, в частности, князя Павла Трубецкого, священника Павла Флоренского и других. По словам известного искусствоведа, знатока итальянской культуры Павла Муратова, «Казалось, этот интерес достиг своего апогея весной 1914 года. Ведь не было никаких сомнений, что при религиозности Государя и Государыни и при большом их внимании к русской старине, особенно пробужденном юбилейным 1913 годом, древняя русская религиозная живопись заинтересует Их и найдет в Них своих.
173 покровителей. Так это и получилось" .
Интересно и важно и то, что глубочайшее знание российской истории, широкая начитанность и систематически прослеживаемые ретроспективные тенденции во вкусах Государя и его деятельности не входили в его демократичной натуре в противоречие с живой заинтересованностью современным ему искусством, причем не только церковным. Многочисленные встречи с художниками самых разных направлений, положительные и вообще неравнодушные и тонкие отзывы об их творчестве, финансирование такого модернистского и передового журнала, как «Мир искусства» и отчасти — проведения дягилевских сезонов в Париже, позирование многочисленным живописцам и скульпторам и большой вклад в архитектурный и скульптурный облик городов, активная меценатская и благотворительная деятельность — это лишь некоторые факты участия Николая II в художественной жизни России того времени, богатой на события, таланты, легендарной и необыкновенной.
Не только денежная помощь, но и личная заинтересованность, участие в детальнейшем обсуждении и творческие предложения во время подготовки к открытию Музея изящных искусств имени Императора Александра III в Москве и реализация давнего замысла венценосного отца создать национальную галерею — Русский музей, также названный в его честь, поддержка завершения строительства шедевра северной столицы — храма Воскресения Христова на Крови, открытие богатейшего музея прикладного искусства в художественном училище A.JI. Штиглица, — сами эти факты, на наш взгляд, демонстрируют глубокие знания и деятельное, неравнодушное отношение Императора к русской культуре, ее доступности каждому.
Отдельного внимания заслуживает инициатива Государя и его семьи в таких новых для того времени областях культуры, как кинематограф и фотография. Необыкновенное количество фотографий, семейных и официальных, парадных портретов, сюжетов кинохроники оставлено нам, потомкам, как будто, для более ясного, живого представления о каждом члене семьи Романовых, не только Большого, но и Малого двора. Но прежде всего, конечно, это фотографии самих членов царской семьи, которые очень увлекались не только живописью и рисованием, но и фотосъемкой. Известно, что непрофессиональные, но высоко художественные опыты Императрицы Александры Федоровны в этой сфере заслужили крайне положительные, даже восхищенные отзывы современников, высоких профессионалов и выдающихся зарубежных фотографов. Также императорским Двором был инициирован и профинансирован огромный труд фотографа С. Прокудина-Горского, первооткрывателя в сфере цветной фотографии, объездившего всю Россию и запечатлевшего представителей многих национальностей, их обычаи, архитектурные памятники, выдающиеся ландшафты и природные явления отечества.
Целый ряд исторических картин, в частности, посвященных Трехсотлетию правящей династии, был создан крупнейшими кинематографическими фирмами (Ханжонкова, Дранкова и др.) под непосредственным покровительством Николая II. Известны его личные беседы (и отзывы об этих произведениях нового искусства) с представителями товариществ. Достаточно вспомнить известный факт, что первая российская документальная киносъемка произошла именно в связи с событием сакрального и государственного значения, — и сегодня мы можем хотя бы во фрагментах увидеть, как происходил чин Священного Коронования последнего русского царя. Каждую неделю в узком семейном кругу, иногда с приглашенными лицами, Николай смотрел фильмы, как документальные, так и художественные, анимационные, и это увлечение также может свидетельствовать о вполне развитом вкусе Августейших особ, людей не только глубоко верующих и разносторонне образованных, знавших несколько языков, любивших классическую музыку, но и открытых новейшим тенденциям и проявлениям культурной жизни.
Портретирование Николая II и членов его семьи разными художниками, заказы на многофигурные парадные композиции, которые служили своего рода историческим документом, наряду с фотографией и киносюжетом, тоже, на наш взгляд, могут быть расценены как, пусть не всегда программно заявленный, но вклад Царя, в отечественную культуру, в художественные процессы этого времени.
Все эти и другие факты, приведенные и проанализированные в исследовании, свидетельствуют не только о высокой культуре и развитом художественном вкусе самого Императора и членов его семьи, но и подтверждают их разностороннее и не формальное участие в художественной жизни России того времени, стремление поддерживать и развивать достойные ее проявления, утверждать их государственный статус и даже создавать собственную культурно-духовную программу. Условно назовем ее программой культурного строительства возвращения к истокам, возрождения того прошлого, которое может вдохновить и стать основанием для будущего нации.
Список литературы
- Авдонин, А.Н. Значение открытия останков царской семьи. // Посев. 1996, № 1.С. 43−48.
- Агафангел (Соловьев), архиепископ Волынский. Пленение Русской Церкви: записка Преосвященного Агафангела Волынского и проект Всеподданнейшего ходатайства перед Государем Александром II. М., 1906.
- Алексеев, В.В. Гибель Царской Семьи: мифы и реальность (Новые документы о трагедии на Урале). Екатеринбург, 1993.
- Алешина, JI.C., Стернин, Г.Ю. Образы и люди Серебряного века. М., 2002.
- Алферьев, Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли: материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая Великого Страстотерпца. Свято-Троицкий Монастырь. Джорданвилль, 1983.
- Альбом фотографий императрицы Александры Федоровны // Российский архив. 1992, т. II-III. С. 463-^70.
- Антокольский Марк Матвеевич. Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. Каталог. Автор вступительной статьи О. А. Кривдина. СПб., 1994.
- Антоний, архиеп. Лос-Анжелосский. О прославлении новомучеников иисповедников Российских. Доклад Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви. // Православная Русь. № 5 (1151). 1/14 марта 1979 г. С. 1−4- № 6 (1152). 15/28 марта 1979 г. С. 3−6.
- Анфимов, A.M. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. // Отечественная история. М., 1994, № 3. С. 58−76.
- Ю.Ардов М., прот. Сердце Царево в руце Божией. Нравственный облик Царя Мученика Николая. М., 1996.
- П.Асмус В., прот. Истинное отречение совершил не Государь, а Россия. // Встреча. № 1(4), 1997. С. 2−5.
- Астраханцева, Т.Л. Н. В. Глоба, Г. В. Монахов и русская керамика конца XIX начала XX века. Из истории Строгановского художественно-промышленного училища. // Русское искусство Нового времени. Вып. 8. С. 245−268.
- Бадмаев, Ж. За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмае-ва. Л., 1925. XXXIV.
- Бадмаев, доктор Тибетская медицина. Царский двор. Советская власть. М., 1995.
- Банников, А.П., Сапожников, С.А. Собиратели и хранители прекрасного: энциклопедический словарьроссийских коллекционеров от Петра I до Николая Пл 1700−1918. М., 2007.
- Барковец, А.И., Тенихина, В.М. Николай II. Семья императора. Выставка. СПб., 1998.
- Бах, Э. Резиденция последних Романовых. Опыт историко-бытовой характеристик. Д., 1927−1928.
- Бенуа, А.Н. Мои воспоминания, в 5 кн. М., 1994.
- Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря. Париж, 1951.
- Бехтеев, С. Песни русской скорби и слез. Составление и предисловие прот. А. Шаргунова. М., 1996.
- Блок, А.А. Последние дни императорской власти. По неизданным документам. Пб., 1921.
- Богданович, Е.В. Историческое паломничество нашего царя в 1913 г. СПб., 1914.
- Боголепов, А.П. Воспоминания о в Бозе почившем Императоре Александре III профессора живописи Боголепова, А.П. СПб., 1895.
- Борисова, Е.А., Каждан, Т.П. Русская архитектура конца XIX -начала XX века. М., 1971.
- Борисова, Е.А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. М., 2002.
- Боткин, П.С. Что было сделано для спасения Императора Николая II //Русская летопись. Париж, 1925, книга седьмая. С.207−223.
- Боханов, А.Н. Александра Федоровна. М., 2008.
- Боханов, А.Н. Исмаил-Заде, Д.И. Российский Императорский Дом (Дневники. Письма. Фотографии). М., 1992.
- Боханов, А. Н. Николай II. ЖЗЛ. М., 1997.
- Боханов, А.Н. Последний царь. М., 2006.
- Боханов, А.Н. Императрица Мария (историческое жизнеописание). М., 2007.
- Боханов, А.Н. Кудрина, Ю.В. Император Александр III и императрица Мария Федоровна. Переписка: 1884—1894. М., 2001.
- Бразоль, Б.Л. Царствование императора Николая II 1894−1917 в цифрах и фактах. М., 1990.
- Буксгевден, С.К. Венценосная мученица: жизнь и трагедия Александры Федоровны, императрицы Всероссийской. М., 2006.
- Булгаков, С.Н., протоиерей Тихие думы. Автобиографическое. М., 1996.
- Бэттс, Р. (Фома) Пшеницы и плевелы. Беспристрастно о Г. Е. Распутине. М., 1997.
- Бэттс, Р. Марченко, В. Духовник царской семьи святитель Феофан Полтавский (1874−1940). М., 1994.
- Бюсты Государя Императора Николая Александровича и Императора Александра I в Императорском Александровском лицее. СПб., 1911.
- Великий князь Александр Михайлович (Романов) Книга воспоминаний. М., 1991.
- Венценосная семья: фотоальбом о Царской семье. М., 2006.
- Васнецов, В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.
- Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей. М., 1991.
- Витте, С. Ю. Воспоминания М., 1960.
- Вишневский, В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России 1907−1916. М., 1996.
- Водовозов, В. В. Граф С.Ю. Витте и император Николай II. М., 1992.
- Воейков, В.Н. С царем и без царя: воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. М., 1995.
- Волков, А.А. Около царской семьи. М., 1993.
- Вортман, Р. Николай II и популяризация его образа в 1913 году // НЛО. М., 1999, № 38. С. 78−103.
- Вырубова, А. А. Страницы моей жизни. М., 2000.
- Вяткин, В.В. Христовой Церкви цвет благоуханный: жизнеописание преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны: с прил. акафиста. М., 2001.
- Георгиевский, Г. П. Коронование русских государей. Исторический очерк. М., 1896.
- Гибель монархии. Сборник. Составители: Либерман, А.А., Шокарев, С. М., 2000.
- Горохов, И.И. Картина, которая так и не была написана. // Дворянское собрание. М., 1996, № 5. С. 52−55.
- Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дивный свет: дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М., 2003.
- Гращенкова, И.Н. Кино Серебряного века. М., 2005.
- Гурко, В.И. Черты и силуэты прошлого: правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современников. М., 2000.
- Данилевич, Н. Неизвестный Репин: парадный потрет императора Николая II // Мир музея, 1996, № 1−2. С. 43−45.
- Ден, Ю. Подлинная Царица. СПб, 1999.
- Детский дневник цесаревича Николая Александровича (императора Николая II) // Отечественные архивы. 1995, № 5. С. 33−55.
- Династия Романовых в письмах митрополита Филарета (архивные находки). М., 1999.
- Дитерихс, М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Ч. I и II. М., 1991.
- Дмитриев, Максим. Фотографии. М., 1996.
- Дневники и документы из личного архива Николая II: воспоминания, мемуары. Минск, 2003.
- Дневниковые записи и переписка Императрицы Александры Федоровны Романовой. Перевод с английского. М., 1998.
- Дом Романовых: к 300-летнему юбилею царствования, 16 131 913. Авторы-составители: Степанчук, С., Степанчук, 3. М., 1991.
- Дьякова, А.В. Не прикасайтесь помазанным моим: Летопись мироточивой иконы Царя-Мученика Николая II Александровича. М.- СПб., 2001.
- Егоров, Г. Б., Лысенко, И.В., Петров, В. В. Спасение Цесаревича Алексея. Историко-криминалистическая реконструкция расстрела Царской Семьи. СПб., 1998.
- Ежегодник Общества архитекторов-художников. Вып. 7. СПб., 1912.
- Елчанинов, А.Г., проф. Царствование Государя Императора Николая Александровича. СПб., М., 1913.
- Жильяр, П. Император Николай II и его семья: Петергоф, сентябрь 1905 Екатеринбург, май 1918: По личным воспоминаниям П. Жильяра. Вена, 1921.
- Житие святых Царственных мучеников. Свидетельства очевидцев о чудотворной иконе. Торжествует и пророчествует Святой Афон. М., 1999.
- Зайцев, Константин, архимандрит Памяти последнего царя. Джорданвилль, 1968.
- Захарова, О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII начала XX века. М., 2003.72. Зодчий. М., 1909.
- Зубец, В. М. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX—XX вв.еков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02). М, 2004.
- Иванова, Т.К., Логунова, Е.П. Николай II и его Семья в Петергофе. Петергоф, 1997.
- Из моего альбома (шестьдесят фотографических снимков Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Петроград-Москва, 1915.
- Императорские фарфоровые пасхальные яйца из коллекции Галины Ойстрах и Александра Тищенко. Книга первая. Автор-составитель Марианна Бубчикова. М., 2008.
- Исаев, П.Н. Строгановка (Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище). 1825−1918. В 2 томах. М., 2007.
- Казанский, П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 1999.
- Канонизация Царской Семьи: за и против. // Церковь и время. 1998, № 4(7). С. 192−219.80. «Картина была потрясающая!» (Из дневника С. Д. Шереметева о коронации Николая II) // Отечественные архивы. 1996, № 1. С. 84−90.
- Кириченко, Е.И. Васнецов и неорусский стиль (Архитектурные работы художника и русское искусство конца XIX начала XX в.) // Виктор Михайлович Васнецов. 1848−1926. М., 1994.
- Кириченко, Е.И. Русский стиль. М., 1997.
- Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1982
- Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
- Кириченко, Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813−1931. М., 1992 (составитель Г. А. Иванова).
- Кириченко, Е.И. Взаимоисключающие концепции единый стиль. Идея народной православной монархии и историософская доктрина старообрядчества в архитектуре XIX века / Стиль жизни — стиль искусства. М., 2000.
- Кириченко, Е.И. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре середины и второй половины XIX в. / Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века: Идейные принципы. Структурные особенности. М., 1982.
- Киселев, Александр, протоиерей. .Память их в род и род. М., 1990.
- Кобылин, B.C. Анатомия измены. Император Николай II и генерал-адъютант М. В. Алексеев (истоки антимонархического заговора). СПб., 1998.
- Коварская, С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова: Каталог. М., 2001.
- Кожинов, В. Россия: век XX (1901 1939 гг.). М., 1999.92.. Козлов М., свящ., доцент. «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия.» // Встреча. 1997, № 1(4). С. 9−13.
- Коковцев, В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания: 1903— 1919. Кн. 1.М., 1992.
- Константин (Зайцев), архим. Памяти последнего Царя. Джор-даннвилл (Jordanville), типография преп. Иова Почаевского, 1968.
- Коронационный альбом в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года. СПб., 1896.
- Костромская выставка в память Трехсотлетия Дома Романова. Архитектор JI.P. Сологуб. Кострома, 1913.
- Кузнецов, Серафим, игумен Православный Царь-Мученик. М., 2000.
- Кучмаева, И.К. Культура благотворения Великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2008.
- Лапшин, В. Последний император России и отечественная художественная жизнь конца XIX начала XX века: опыт историко-культурного анализа. // Искусствознание. М., 2004, № 1. С. 539−590, № 2. С. 568−624.
- Лобашкова, Т.А. Династия Романовых. Российский фонд культуры. Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «Российский архив», М., 2007.
- Ломан, Д.Н., поручик. Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович Самодержец Всероссийский. Чтение для народа с 33 картинками. Издание 4-е. СПб., 1896.
- Ломан, Ю.Д. Федоровский городок. Воспоминания о С. Есенине. М., 1975.
- Любош, С. Последние Романовы. М., 1990.
- Маковский, К.Е. Великая война в обрахах и картинах. 1914— 1915. Вып. I-VIII. М., 1915.
- Матвеев, Б.М. Дома для причта и служащих при Федоровском Государевом соборе в Царском Селе. Краткая историческая справка. СПб., 1992.
- Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995.
- Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи. М., Синодальная Комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1996.
- Мейлунас. А., Мироненко, С. Николай и Александра: любовь и жизнь. М, 1998.
- Мельгунов, С.П. Судьба императора Николая II после отречения. Париж, 1957.
- Мельник, Т. (урожденная Боткина). Воспоминания о Царской Семье и ее жизни до и после революции. М., 1993.
- ИЗ. Меньшиков, М. О. Письма к русской нации. М., 1999 (Пути русского имперского сознания).
- Мещанинов, М.Ю. Храмы Царского села и их ближайших окрестностей. СПб., 2007.
- Миллер, Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. М., 1994.
- Миронова. Т.Д. Из-под лжи: Государь Николай II и Григорий Распутин. Краснодар, 2004.
- Миронова Т.Л. «Не отречение Государя, а отречение от Государя». (Доклад на Международной историко-богословской конференции «Проблемы прославления Царственных мучеников». Царское Село, 16−17 июля 1999 года). // Русский Вестник. 1999, № 3233. С. 8−9.
- Москва в начале XX века: будни и праздники, московская старина, новорусский стиль. Автор-составитель Федотов, А.С. М., 1997.
- Мультатули, П.А. «Свидетельствуя о Христе до смерти.»: Екатеринбургское злодеяние 1918 г.: новое расследование. М., 2006.
- Мунтян, Т.Н. Фаберже. Пасхальные подарки. М., 2003.
- Мэсси, Р! Николай и Александра. М., 1992.
- Мэсси, Р. Романовы. Последняя глава. Смоленск, 1996.
- На троне и на экране. Аннотированный каталог (1997−2007). Сост. Барыкин, Е.М. М., 2007.
- Наедине с совестью: сборник статей, посвященный памяти художественного критика В. И. Костина. М., 2002.
- Наживин, И.Ф. Национальная слава и национальный позор (О Николае II) // Независимый. 1933, № 5. С. 3−23.
- Наживин, И.Ф. Глупость или измена? (Открытое письмо Милюкову). Брюссель, 1930.
- Невярович, В.К. «Благословенно Царство.» (церковные основы монархической идеи в России). СПб., 2004.
- Нестеров, М.В. Письма. Избранное. Л., 1988.
- Нестеров, М.В. Помнить себя помнить всех. (Из воспоминаний о Великой княгине Елизавете Федоровне). М., 2003.
- Николаев, К.Н. Международные последствия Екатеринбургского злодеяния. Нью-Йорк, 1950.
- Николай II: Венец земной и небесный. Царственные мученики: пророчества, чудеса- даты, события, документы- молитвы, акафист и канон. М., 1997.
- Обнинский, В.П. Последний самодержец: Очерк жизни и царствования императора России Николая II. М., 1992.
- Олейников, Г. Возвращение исторической памяти // Югра (историко-культурный журнал). 1996, № 10. С. 24−25.
- Ольденбург, С.С. Царствование Николая II. М., 2003.
- Отречение Николая II: Воспоминания очевидцев, документы. М., 1998 (Тайны истории в романах, повестях, документах. Век XX).
- Пагануцци, П.Н. Правда об убийстве Царской Семьи. М., 1992.
- Палеолог, М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
- Панкратов B.C. С царем в Тобольске. Из воспоминаний. М., 1990.
- Переписка Н. и А. Романовых. Т. 4. М., JL, 1926.
- Письмо Льва Толстого к Николаю II // Николай II. Материалы для характеристики личности и царствования. М., 1917.
- Платонов, О.А. Николай II в секретной переписке. М., 2005.
- Платонов, О.А. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. СПб., 1996.
- Платонов, О.А. Последний государь. Жизнь и смерть. М., 2005.
- Под благостным небом / Сборник житий подвижников веры, изданный великой княгиней Елизаветой Федоровной. в пользу детей воинов, вставших на защиту Отечества. / Рис. В. Д. Поленова, П. Д. Корина,
- М.В. Нестерова, великой княгини Елизаветы Федоровны, великой княгини Ольги Александровны. Сергиев Посад, 1914.
- Польский, М., протопресвитер Новые мученики российские. Т. 1. США, 1949.
- Последние дни царской семьи. М., 2008.
- Поспелов, Г. Г., Стернин, Г.Ю., Борисова, Е. А. Очерки русской культуры XIX века. В 6 томах. Том 6. Художественная культура. Антология. М., 2002.
- Поссе, В.А. История современной России. Царствование Императора Николая II. Вып. I. СПб., 1913.
- Прожико, Г. С. Концепция реальности в экранном документе. М., 2004.
- Пушкарский, Н.Ю. Всероссийский император Николай II. Саратов, 1993.
- Радзинский, Э.С. Николай II: Жизнь и смерть. М., 2003.
- Распутин-Новый, Т. Е. Духовное наследие (Избранные статьи, беседы, мысли и изречения). М., 1994.
- Распутин-Новый, Т. Е. Избранные мысли, письма и телеграммы Царской Семье (собственноручно переписанные на память Августейшими Адресатами). М., 1990.
- Расследование цареубийства. Рассекреченные документы. Авторы-составители: заслуженные юристы РФ Александров, А.Н., Прищеп, В. И. Чебоксары, 2006.
- Розанов, В. В. Памяти Ив. Влад. Цветаева / В. В. Розанов среди художников. С портретами. М., 1914. С. 485−494.
- Розанов, В.В. Paolo Trubezkoy и его памятник Александру III / В. В. Розанов среди художников. С портретами. СПб., 1914. С. 306−318.
- Россия в кинокадре. 1896 1916. Ред. Баталин, В. Н. Составители: Балабай, Е.В., Дадыгина, Т.В. и др. М., 2007.
- Россия под скипетром Романовых: очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год. СПб., Государственная Типография, 1912.
- Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея. Каталог. М., 1998.
- Русский Царь с Царицей на поклонении московским святыням. М., 2000.
- Савельев, А.А. Николай II в Саровской пустыни // Голос минувшего, 1917, № 4. С. 91−109.
- Савельев, Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX-начало XX века. М., 2008.
- Савельев, Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. СПб., 2005.
- Самарин, А.Д. Поездка в Барановичи 19−21 июня 1915 года. // Новый журнал. Нью-Йорк, 1992, книга 187. С. 218−230.
- Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX-начала XX века. М., 1993.
- Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001.
- Светлый отрок: сборник статей о Царевиче-Мученике Алексее и других Царственных Мучениках. М., 1990.
- Семенов-Тян-Шанский, К. П. Дмитрий Семенович Стеллецкий // Хоругвь. Вып. 9. М., 2004. С. 3−39.
- Сивков, К.В. Николай II и его царствование (библиографический обзор // Голос минувшего, 1917, № 9−10. С. 386−388.
- Сидоровнин, Г. Петр Аркадьевич Столыпин. Жизнь за Отечество. М., 2007.
- Смирнов, Б.Н. Последнее слово государя императора Николая Александровича русскому народу. Ростов н/Д., 1919.
- Соболев, Серафим, архепископ. Об истинном монархическом миросозерцании. М., СПб., 2002.
- Соколов, Н.А. Убийство Царской Семьи: материалы следствия. М., 2001.
- Сочагин, А. Царское Село в открытках конца XIX начала XX века. СПб., 2002.
- Стернин, Г. Ю. Два века. Очерки русской художественной культуры. М., 2007.
- Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-х 1910-х годов. М., 1988.
- Сургучев, И. Детство императора Николая II. СПб., 1999.
- Тенишева, М.К. Впечатления моей жизни. Воспоминания. М., 2002.
- Титов, И.В. Несколько слов о великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах. // Дворянское собрание. 1996, № 4. С. 28−45.
- Толмачев, Е.П. Император Александр III и его время. М., 2007.
- Трехсотлетие Дома Романовых. 1613−1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. М., 1991.
- Труайя, Анри. Николай II. М., 2000.
- Трубецкой, С.Е. Минувшее. М., 1991.
- Успенский, Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва третий Рим» // Избранные труды в 3 тт. Т. 1. М., 1996.
- Успенский, Б.А. Царь и Патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.
- Федотов, А.С. «Памятная записка» архитектора С.С. Кричин-ского.
- Федоровский Государев Собор. М., 1915.
- Ферро, Марк. Николай II. М., 1991.
- Ходасевич, Г. Д., Бардовская, JI.B. Феодоровский Государев Собор: Русский уголок Царского села. СПб., 2002.
- Хомяков, Д. А. Православие, Самодержавие, Народность. Монреаль, 1983.
- Хренов, Н.А., Соколов, К.Б. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность). СПб., 2001.
- Хроника великой Дружбы. Царственные Мученики и человек Божий Григорий Распутин-Новый. СПб., 2007.
- Хроника России XX век. М., 2002.
- Царское Село: справочник-путеводитель. Составители: Жаркова, Канаева. СПб., 1999.
- И.В. Цветаев Ю. С. Нечаев-Мальцов. Переписка. 1897−1912. Т. 1. М., 2008.
- Церковь Гребневской иконы Божией Матери на Клязьме. Автор-составитель М. В. Капустина. М., 2004.
- Цесаревич: Документы. Воспоминания. Фотографии. М., 1998.
- Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 1. М, 1995.
- Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 2. Новые чудеса Царственных мучеников. М., 1996.
- Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 3. Богом прославленный Царь. М., 1997.
- Чудеса Царственных мучеников. Выпуск 4. К прославлению Царя-Мученика в России. М., 1999.
- Шелаев, Ю., Шелаева, Е., Семенов, Н., Процай, JI. Николай II. Страницы жизни. СПб., 1998.
- Шавельский, Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954.
- Шаргунов, Александр О значении канонизации царственных мучеников / Протоиерей Александр Шаргунов. М., 1999.
- Шварц, А.Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о Государе: о Николае II. М., 1994.
- Шульгина, Е.Н., Пронина, И.А. История Строгановского училища. 1825−1918. М., 2002.
- Юсупов, Ф.Ф. Перед изгнанием: 1887−1919. М., 1993.
- Яковлева, Е.Б. Соборный храм Федоровской иконы Божией матери. СПб., 1994.
- Between Tsar and People. Educated Society and the Quest for Public Edentity in Late Imperial Russia. N-Y., 1991.
- The twilight of the tsars. Russian art at the turn. London, 1991.
- Vyroubova, Anna Memories of the Russian Court. N-Y., 1923.
- John E. В о wit. Moscow & St. Petersburg 1900−1920. Art, life & culture of Russian Silver Age. New York: The Vendome Press, 2008.