Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В такой обстановке особенно злободневно звучат слова К. Д. Ушинского о необходимости обращения к народно-педагогическим истокам воспитания, о том, что «. все, из чего слагается историческая жизнь народа, — составляет его действительную школу.», о том, что лучшим орудием передачи жизненного опыта является родной язык, устная словесность, оказывающие сильнейшее влияние на духовное развитие… Читать ещё >

Содержание

  • глава i. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛТАЙСКОЙ АФОРИСТИКИ
    • 1. 1. Историография и современное состояние проблемы
    • 1. 2. Сущностные характеристики этнопедагогической афористики алтайцев
    • 1. 3. Моделирование этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛТАЙСКОЙ АФОРИСТИКИ
    • 2. 1. Динамика этнопедагогической подготовки учителя
    • 2. 2. Содержание этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В складывающихся социально-политических условиях становится очевидной необходимость и актуальность этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, одинаково доступных независимо от возрастного, образовательного, социального уровня. Насущность возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, несущего здоровое нравственное начало и мощный заряд традиционной духовности, усугубляется нарастающей в стране девальвацией гуманистических ценностей, распространением бездуховности, ухудшением межнациональных отношений.

В такой обстановке особенно злободневно звучат слова К. Д. Ушинского о необходимости обращения к народно-педагогическим истокам воспитания, о том, что «. все, из чего слагается историческая жизнь народа, — составляет его действительную школу.», о том, что лучшим орудием передачи жизненного опыта является родной язык, устная словесность, оказывающие сильнейшее влияние на духовное развитие подрастающего поколения. Сказанное в полной мере относится к существующему в этнопедагогическом наследии каждого народа пласту традиционной культуры воспитания, резюмирующему непреходящие общечеловеческие идеи в форме компактных и художественно отшлифованных однофразовых истин, определяемых историками культуры как «модели воспитания». Речь идет об этнопедагогической афористике, дающей паремиологическую модель мира, определяющей место человека в этом мире, регламентирующей его проявления в семье, обществе, природе, вселенной, сообщающей основные духовные заповеди.

Сбор, систематизация, публикация афористического материала, осмысление этнопедагогической сущности народной афористики могли бы стать базой включения этого пласта народной педагогики в практику семейного воспитания, учебно-воспитательной работы школы, в профессиональную подготовку учителя к работе с учащимися, существенной частью которой является этнопедагогическая подготовка.

Проблема подготовки учителя достаточно сложна и многоаспектна. Её стратегические направления разработаны О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельским, Е. П. Белозерцевым, Э. А. Гришиным, Н. В. Кузьминой,

A. К. Марковой, И. Т. Огородниковым, В. А. Сластениным, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, А. И. Щербаковым и др.

Этнопедагогической подготовке учителя уделяли внимание в своих исследованиях Э. Р. Ашхаруа, Ш. М.-Х. Арсалиев, Г. Н. Волков, С. П. Беловолова, Т. И. Березина, Д. А. Данилов, В. А. Николаев, К. Ж. Кожахметова, В. И. Матис, О. Д. Мукаева, В. В. Мирошниченко, Т. Н. Петрова, М. М. Тхуго, М. Г. Харитонов, В. К. Шаповалов и др.

О воспитательном значении афоризмов, суммирующих педагогический опыт народа, свидетельствуется в этнопедагогических исследованиях Г. Н. Волкована материале различных этносов это подтверждается в работах

B. Ф. Афанасьева, А. Ш. Гашимова, М. Б. Гуртуевой, М. Н. Егорова, А. М. Леонова, Н. В. Силистрару, М. Г. Тайчинова, 3. Б. Цаллаговой и др.

Особый интерес представляют исследования, в которых рассматриваются особенности алтайской народной педагогики: С. П. Беловолова, Н. М. Боаги, Г. П. Вайгульт, Н. В. Екеева, Э. В. Екеева, 3. С. Казагачева, М. Ю. Ключникова, С. С. Каташ, Н. С. Модоров, В. В. Модорова, Л. П. Потапов, Р. К Санабасова, Н. А. Содоноков, П. Е. Тадыев, Е. М. Тощакова и др.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме этнопедагогической подготовке учителя посвящено большое количество исследований. Однако технология этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики не выступала предметом специального исследования. Отсутствует целостный подход к формированию этнопедагогической готовности учителя с использованием алтайской афористики. Требуют тщательной разработки содержание, уровни этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия. Не выявлены закономерности, принципы, методы этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Таким образом, налицо противоречие между требованиями современной школы к уровню этнопедагогической подготовки учителя, его профессиональной подготовленностью к реализации этих требований и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории.

С учетом вышеизложенного нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы направления, содержание этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — этнопедагогическая подготовка учителя.

Предмет исследования — алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

— обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования процесса этнопедагогической подготовки учителя;

— определить структуру, содержание этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия;

— выявить, обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, необходимых для эффективной этнопедагогической подготовки учителя;

— разработать и экспериментально обосновать модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики;

— подготовить и апробировать научно-методические рекомендации по практическому совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Гипотеза исследования: этнопедагогическая подготовка учителя с использованием алтайской афористики протекает более эффективно при следующих условиях:

— формирование у будущих учителей потребности в реализации этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций, воспитание высокой ответственности за сохранение и творческое развитие народного опыта воспитания;

— этнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин с использованием алтайской афористики;

— практико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, о целостности и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности, об этносоциокультурной детерминации образовательных процессов и систем. Специальную методологию исследования составляют культурологический, аксиологический, системный, личностно-деятельностный подходы.

Теоретическую основу исследования составляют труды философов, социологов, педагогов, психологов, изучающих феномены культуры и её влияние на духовное становление личности (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. П. Буева, В. С. Библер, А. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев и др.) — исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития, взаимодействия культур, этносов (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Ч. М. Таксами, Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова и др.) — социокультурные интерпретации образования, взгляд на школу как открытый социокультурный институт (Е. В. Бондаревская, Л. Г. Борисова, В. С. Леднев, В. В. Розанов, В. К. Шаповалов, В. Н. Турченко и др.) — становление человека как субъекта образовательного процесса (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. С. Батищев и др.) — аксиологические основания образования

М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, 3. И. Равкин, Е. Н. Шиянов и др.) — общие закономерности формирования личности учителя (О. А. Абдуллина, Э. А. Гришин, И. Л. Беленок, В. А. Беловолов, П. В. Лепин, А. Н. Орлов, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Л. И. Холина, Н. Ф. Талызина,

A. И. Щербаков и др.) — этнокультурные особенности образования (С. П. Беловолова, Т. И. Березина, А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, В. А. Зверев,

B. Г. Крысько, В. И. Матис, Т. Г. Стефаненко, Т. Н. Петрова, 3. Б. Цаллагова и др.) — этнопедагогическую подготовку учителя (Г. П. Вайгульт, В. В. Мирошниченко, В. А. Николаев, М. Г. Тайчинов, М. Г. Харитонов, А. С. Шаалы и др.).

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование) — диагностические (тестирование, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик) — методы наблюдения (прямое, косвенное, включенные) — праксиметрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта) — экспериментальныеметоды статистической обработки экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования явились Горно-Алтайский государственный университет, национальные школы Республики Алтай, Новосибирский государственный педагогический университет.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2000;2001) — поисково-аналитический: историко-теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ литературных источниковизучение степени разработанности проблемы, определение исходных принципов, параметров и методов исследовательского поиска.

Второй этап (2001;2003) — экспериментальный: накопление, обобщение, классификация и интерпретация эмпирического и теоретического материалов, коррекция, уточнение логики и результатов исследования.

Третий этап (2003;2004) — обобщающий: обработка, анализ и синтез полученных результатов, выявление прогностического потенциала исследования, оформление и публикация его результатов в виде кандидатской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость: раскрыта сущностная характеристика этнопедагогической афористики алтайцеввыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективной этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористикиопределены структура и содержание этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследияразработана и экспериментально подтверждена модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых способствует совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя. Учебные программы этнопедагогических дисциплин, спецкурса, образовательные, практико-ориентированные технологии этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, рекомендации по организации этнопедагогической практики студентов, используются в региональной системе непрерывного педагогического образования. Модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, нашла отражение при разработке научно-методического обеспечения профессиональной подготовки учителя в системе среднего и высшего профессионального образования и её можно экстраполировать на другие регионы России. Результаты исследования могут использоваться в дальнейших этнопедагогических, этнопсихологических исследованиях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических положений исследования, связанных с системно-целостным, культурологическим, аксиологическим и субъектно-деятельностным подходамииспользованием комплекса методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследованиярепрезентативностью объема выборок и статистической значимостью опытных данныхсопоставимостью экспериментальных данных и выводов с массовой практикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Алтайская афористика — выражение педагогических знаний народа, существенное структурное звено целостной системы традиционного воспитания, предполагает восприятие человека как творца и созидателя добра, нацеленность на передачу жизненного опыта, подготовку к принятию и бережному созиданию мира, что обуславливает ее сентенциозность, поучительность, педагогическую направленность.

Функции этнопедагогической афористики алтайцев: гуманистическая, способствующая формированию личностипознавательная, связанная с усвоением знанийэстетическая, способствующая пониманию художественной природы словаинформационная, заключающаяся в межпоколенной передаче жизненного опытарегулятивная, обеспечивающая в сентенциозной форме доведение до каждого человека системы норм и требований общества.

• Этнопедагогическая подготовка учителя — важная часть профессиональной подготовки учителя, представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как целому.

Эффективность процесса этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики обусловлена совокупностью следующих педагогических условий: формирование у будущих учителей потребности в реализации этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций, воспитание высокой ответственности за сохранение и творческое развитие народного опыта воспитанияэтнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин с использованием алтайской афористикипрактико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

• Этнопедагогическая готовность к реализации этнического наследия, являясь целью и результатом управляемого процесса этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, характеризуется морально-психологической предрасположенностью к работе в этносоциальной среде, оптимальным сочетанием социальной активности с творческим применением этнопедагогических знаний, умений и навыков в этнопедагогической ситуации, достаточным уровнем развития этнопедагогической культуры, позволяющие учителю осуществлять конкретную деятельность по воспитанию школьников средствами народной педагогики. Этнопедагогическая готовность учителя к реализации этнического наследия включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, операционный, практический компоненты.

• Разработанная модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики включающая цели, этапы, формы предоставления информации, средства реализации, результат, принятие решения о последующих действиях, позволяет повысить качество подготовки будущего специалиста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, программах, методических рекомендациях автора. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах (Москва, 2002; Новосибирск, 2001 — 2004; Горно-Алтайск, 2003, 2004; Барнаул, 2004; Томск, 2004; Чита, 2004). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Горно-Алтайского государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, Хакасского государственного университета, Черепановского педагогического училища Новосибирской области, общеобразовательной средней школы № 104 г. Новосибирска.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Этнопедагогическая подготовка учителя с использованием алтайской афористики есть важная часть профессиональной подготовки учителя, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности (этнопедагогической готовности) и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как целому (Г. Н. Волков, М. Г. Харитонов).

В основу разработки концепции этнопедагогической подготовки положены фундаментальные идеи культурологического, аксиологического, системного подходов к изучению явлений и процессов окружающего мирадиалектика взаимосвязи явлений и процессов окружающего мирадиалектика взаимосвязи явлений и процессов теории и практикитеории преемственности, позволивший выявить исторические и логические связи между этнопедагогическими системами.

Экспериментальная работа включала три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых, в свою очередь, состоял из нескольких подэтапов. Для каждого этапа разработаны программы, которые реализовывались афористическими средствами и народной педагогики и посредством форм, методов организации целостного педагогического процесса.

Разработанная стратегия этнопедагогической подготовки будущего учителя с использованием алтайской афористики позволила в равной степени уделить внимание повышению уровня всех компонентов этнопедагогической готовности, а именно: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционного, практического. Результаты эксперимента позволили нам проследить динамику роста всех выше названных компонентов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными, сделать определенные выводы о проведенной экспериментальной работе и представить некоторые рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки в вузе. Условиями эффективной этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики являются:

— формирование у будущих учителей потребности в реализации этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций, воспитание высокой ответственности за сохранение и творческое развитие народного опыта воспитания;

— этнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин с использованием алтайской афористики;

— практико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование проблемы этнопедагогической подготовки студентов с использованием алтайской афористики состоит из двух частей. Первая часть исследования представляет собой изучение и анализ научно-теоретического аспекта проблемы, поиск философских, психолого-педагогических, филологических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, выявление сущности этнопедагогической готовности учителя с использованием алтайской афористики. Вторая часть состоит из организации, проведения, описания и анализа соответствующих этапов экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования образовательного процесса в вузе.

Историко-теоретический анализ приводит к выводу, что:

— педагогические идеи народа — это результат духовной жизни, в котором отражено своеобразие общественных, социально-экономических, социокультурных и природно-климатических условий его бытия;

— объективные условия, в которых исторически складывалась судьба народа, формируют миросозерцание, миропонимание, ценностные ориентации, черты характера, которые в значительной степени составляют содержание его этнопедагогической культуры;

— традиции, обычаи, выступая в виде норм, идеалов, правил, задают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность.

Разработка концептуальных основ этнопедагогической культуры, анализ ее особенностей, систематизация материалов о прошлом опыте народной педагогики алтайцев позволяют сделать вывод, что в современных кризисных условиях этнопедагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Исследование позволяет также прогнозировать основные условия и перспективы реализации народного педагогического опыта в практике этнопедагогической подготовки учителя.

В результате целостного анализа этнопедагогической культуры следует признать, что она представляет собой ту сферу материальной и духовной культуры жизни любого народа, которая непосредственно связана с самосохранением этнической общности, и тем самым с воспитанием подрастающего поколения. Есть все основания видеть в ней систему, включающую совокупность проверенных практикой эмпирических знаний, религиозно-культурных идей, нравственных и эстетических воззрений и осуществляющую ключевую функцию приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни.

Сущностные характеристики этнопедагогической афористики позволяют отметить что, афористика — это этнопедагогический феномен, являющийся концентрированным выражением народной концепции воспитания, имеющий образовательные и воспитательные функции. Этнопедагогическая афористика — это нерасторжимая часть традиционной культуры воспитания, способствующая сохранению и ретрансляции педагогических ценностей того или иного этноса. Народные афоризмы, являясь оптимальным средством передачи этнопедагогической информации, в доступной для понимания форме излагают основополагающие гуманистические идеи. Такое содержание обуславливает их сентенциозность, поучительность, педагогическую направленность, которые и формируют функции этнопедагогической афористики:

— гуманистическая, способствующая формированию личности, которая будет востребована обществом;

— познавательная, связанная с усвоением совокупности паремических знаний, дающих своеобразную картину познания и освоения мира;

— эстетическая, способствующая пониманию художественной природы слова, прививающая навыки поэтического восприятия окружающей действительности;

— информационная, заключающаяся в межпоколенной передаче (а также в передаче от взрослого ребенку, от человека человеку) жизненного опыта, выкристаллизовавшеюся в афоризмы;

— регулятивная, суть которой в том, что она в сентенциозной форме доносит до каждого человека совокупность системы норм и требований общества ко всем сторонам жизнедеятельности людей.

Изучение этнопедагогической афористики показало, что они обладают большими возможностями в формировании у будущих учителей положительного отношения к педагогической профессии. Нами проанализированы познавательные, воспитательные, коммуникативные функции этнопедагогической афористики.

Познание объективного мира происходит в двух его формах: рациональной, данной в понятиях и суждениях, умозаключениях, теориях, гипотезах, и чувственной, передаваемой через ощущения, восприятия, представления. Одной из сторон этого единого и многогранного познания является научное и художественное познаниенаука и искусство равноценные способы познания, отличающиеся только своей спецификой.

Важным фактором в формировании у будущих учителей умений использовать этнопедагогическую афористику является то обстоятельство, что их сила заключается не в сентенции, как поступать в той или иной ситуации, какими формами, методами, средствами пользоваться в обучении и воспитании детей, а в глубоком воздействии на мысли и чувства, интересы и стремления, образ жизни и поведения человека.

Многообразный и сложный характер непосредственного воздействия этнопедагогической афористики на личность зависит от влияния различных социально-психологических факторов самого произведения, его автора, исполнителя, личности воспринимающего его микроокружения и аудитории.

Поэтому осмысление этнопедагогической сущности афористики могли бы стать базой включения этого пласта народной педагогики не только в практику семейного воспитания и учебно-воспитательной работы школы, но и в профессиональную подготовку учителя.

Использование воспитательно-образовательных возможностей этнопедагогической афористики — важный фактор этнопедагогизации образовательного процесса в современной школе.

Под этнопедагогизацией образования мы понимаем процесс обновления системы образования на основе глубокого изучения и творческого применения позитивного народного опыта обучения и воспитания детей в современных условиях.

Возрождение национальной культуры требует подготовку учителя школы как носителя и продолжателя национально-исторических культурно-духовных ценностей народа, который стремится познать глубину души народа, его нравственные идеалы, традиции и обычаи, раскрывающие богатства духовной жизни, культуры нравственного сознания, нравственного чувства, поведения и этикета, исходящих из сложившихся веками традиций, верований, обычаев и привычек.

Этнопедагогическая культура учителя — социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения этнопедагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучении и воспитания. Этнопедагогическая культура учителя представляет собой диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторонаэтнопедагогическая культура общества, включающая целевую, содержательную, процессуальную составляющие. Субъективнаяэтнопедагогическая культура личности, объединяющая этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическую деятельность.

Этнопедагогическая культура учителя характеризуется системой этнопедагогических знаний, этнопедагогической направленностью мыслительных процессов, ориентации на творческую реализацию профессиональной деятельности этнопедагогическими средствами.

Этнопедагогическая культура учителя предполагает развитое национальное самосознание, позитивную направленность отношений к родине, нации, народной культуре, народной педагогике, активный познавательный интерес к изучению ее целей, содержания, средств.

Эффективность процесса формирования этнопедагогической культуры учителя обусловлена логикой освоения целевой, содержательной и процессуальной составляющих этнопедагогической культуры народа, обобщенных в соответствующих учебных дисциплинах («Этнопсихология», «Этнопедагогика», «Детство в истории культуры»);

Основу методики процесса этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики составляют ведущие тенденции, принципы организации этого процесса, которые конкретизируются в соответствующих направлениях, обеспечивающих поэтапное развитие данного феномена.

Этнопедагогическая готовность учителя к реализации этнического наследия представляет собой обобщенную характеристику личности как единства мотивационно-ценностногокогнитивногооперационногопрактического компонентов.

Процесс формирования этнопедагогической готовности к реализации этнического наследия детерминирован этнопедагогической направленностью профессионального обучения студентов, приобщения их к нормам и ценностям педагогики алтайского народа, знанием теории, методики и технологии национального воспитания, накопление первоначального опыта этнопедагогической деятельности в условиях работы в школе.

Поиск источников нравственного воспитания личности в нравственных воззрениях, идеях о совершенном человеке, устойчивых правилах и нормах поведения человека, провозглашаемых народной педагогикой правомерен, ибо этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса выступает сегодня в качестве цивилизованного способа воздействия на изменение самосознания личности и группы (этноса, народа), изменение в целях возвращения их менталитета в русло нормального, веками формирующегося, закономерного процесса развития национального самосознания.

В ходе исследования нашли полное подтверждение положения об основных функциях этнопедагогической афористики алтайцев как средства самосохранения этнической общности. В то же время показано, что приобщение к ней усиливает потенциал воспитательного процесса в целом, углубляя его содержание и расширяя его формы. Мысль о том, что высоконравственный тип алтайцев формируется через приобщение к народным традициям, а также к общечеловеческим ценностям, представляется в достаточной степени обоснованной. Это и служит ориентиром в отборе наиболее эффективных средств и методик в рамках современного учебно-воспитательного процесса.

Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективы для дальнейшего ее изучения, а именно:

— сравнение специфики традиционной педагогической культуры алтайского народа, различных этнических образований, выяснение общечеловеческого характера нравственных ценностей, идеалов разных народов, закономерности становления этнической личности;

— воспитательное влияние этнопедагогической афористики на развитие различных сторон личности студента и школьника;

Этнопедагогическое наследие народов приобретает сегодня особую значимость, поскольку каждый народ создает духовно-педагогические ценности, имеющие общечеловеческое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов:
  2. Уч. Пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд., перер. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  3. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  4. Р. О. Формирование эмпатии у студентов-психологов. -Челябинск, 1997. 66 с.
  5. М.К. История русской фольклористики. — М., 1958. 479 с.
  6. А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (на материалах педвузов Киргизии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. -21 с.
  7. Алтай албатынын' чумду состори. Горно-Алтайск, 1960. — 94 с.
  8. Алтай фольклор. Горно-Алтайск, 1995. — 128 с.
  9. Алтайдын' алкыштары (Благопожелания Алтая). Горно-Алтайск, 1985.- 112 с.
  10. Алтайские благопожелания /Сост. Укачина К. Э., Ямаева Е. Е. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. — 144 с.
  11. Алтайские загадки / Сост. Укачин К. Э. Горно-Алтайск, 1981. -177 с.
  12. Алтайские поговорки / Под ред. Е. Кокышева на алт. яз. Горно-Алтайск, 1959. — 55 с.
  13. Алтайские поговорки. Горно-Алтайск, 1959. — 53 с.
  14. Г. П. От концепции национальной школы к национально-региональной системе образования // Национальная школа: концепция и технология развития. Материалы международной конференции. — М., 1993. -С. 86−88.
  15. В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. М., 1957. — 240 с.
  16. Г. А. Пословицы и поговорки на уроках родного и русского языка. // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Матер. Всесоюзной научно-практ. конф. Ч. IV. Чебоксары, 1991. — С. 43−47.
  17. Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998. — 286 с.
  18. С. В., Немцов И. Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. М.: Высшая школа, 1967. — 183 с.
  19. У. Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Уфа, 1995.186 с.
  20. В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. — 182 с.
  21. Базисный учебный план Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1993. — 29 с.
  22. В. А. Подготовка учителя начальных классов в системе высшего и среднего педагогического образования Западной Сибири (60−90-е гг. XX в.) Новосибирск, 2000. — 218 с.
  23. С. П. Традиционная педагогическая культура алтайцев. -Новосибирск, 2000. 232 с.
  24. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  25. Т. И. Русская народная педагогическая культура. М., 1998. -115с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-медодическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.144 с.
  27. П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1989 .169 с.
  28. Н. М. Формирование национальных культурно духовных ценностей старшекласников в современной школе Республики Алтай: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 2000. — 22с.
  29. Н.Ф. Народная педагогика и дети //Байкал. 1995. — № 3.-С. 156−160.
  30. Большая советская энциклопедия. Т.2. М., 1970. — 434 с.
  31. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. Т. 10. — С. 319−320
  32. Ф. А., Ефрон И. А. Новый энциклопедический словарь. М., 1890−1891. Т. 2а. С. 475−948- Т. 19. — С. 546−547- Т. 25. — С. 126.
  33. А. Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 360 с.
  34. Васильцева 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики (заметки журналиста). -М.: Педагогика, 1988. 157 с.
  35. В. И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск, 1993. — 270 с.
  36. А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худож. Лит., 1940. -648 с.
  37. Г. С. Народная педагогика. Изд. 2-е. Иркутск, 1992. -166с.
  38. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
  39. Г. Н. Педагогика любви. М., 2002. — 449 с.
  40. Г. Н. Педагогика национального спасения. Элиста, 2003. — 440 с.
  41. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. -264 с.
  42. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания. // Мир образования. 1997. — № 2. — С. 67−71.
  43. Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. -Чебоксары, 1974. 376 с.
  44. Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи // Магистр. 2001. — № 1. — С. 40−49.
  45. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. — 168 с.
  46. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. — 86 с.
  47. Воспитание на традициях народной педагогики. Белгород, 1995. — 117 с.
  48. Гасанов 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. — 338 с.
  49. А. Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Баку, 1970. — 16 с.
  50. . С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 41
  51. .Г., Грязнов П. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: (Гносеологический анализ). М.: Издательство МГУ, 1965. — 247с.
  52. А. Г. Воспитательный потенциал народной традиции Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 243 с.
  53. В. П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 63−69.
  54. Н.П. Дидактическая афористика древнего Египта. Л., 1 941 275 с.
  55. Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 2002.-32 с.
  56. М. Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. 1997. — 209 с.
  57. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: Изд-во «Русский язык», 1998. Т. 1. с. 30- Т. 2. — С. 33, 46- Т. 3. — С. 400.
  58. В. Толковый словарь живого русского языка. Том 1. М., 1981. -С. 30.
  59. Днепров Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 39−46
  60. Е. В. Формирование интереса к педагогической науке у будущих учителей в процессе освоения педагогической афористики (на материале педагогической афористики К. Д. Ушинского): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2001. — 22 с.
  61. С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975.-316 с.
  62. Золотые россыпи (мысли и афоризмы). /Сост. И. Б. Тумаркин. Одесса, 1961.-С. 3 -4.
  63. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 252 с.
  64. М., Каратунов М. А., Половинкина И. А. Алтайские национальные спортивные игры. Горно-Алтайск, 1991. — 84 с.
  65. Е. П. Алтайские благопожелания и обряды их исполнения. Горно-Алтайск, 1994. 19 с.
  66. Е. П. Народное образование в Горном Алтае. — Горно-Алтайск, 1990.- 102 с.
  67. Каруновская J1. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. Сб. МАЭ. — Т. IV. — Л., 1927. — С. 19−36.
  68. С. С. Алкыш coc как древний жанр алтайского фольклора // Сибирский фольклор, вып. 4. Новосибирск, 1977. — С. 46−57.
  69. С. С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978. -112 с.
  70. С. С. Специфика жанров алтайского фольклора: (Мифы, легенды, предания, песенно-обрядовая и афористическая поэзия): Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. Ташкент, 1987. — 44 с.
  71. С. С. Этнопедагогика в алтайской афористической поэзии // Педагог. 1996.-№ 1.-С. 103−109.
  72. Колесников J1. Ф., Турченко В. Н., Борисова J1. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 269 с.
  73. Г. А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980. — С. 33−39
  74. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М.: Институт национальных проблем МО РФ. — М., 1995. — 31 с.
  75. Концепция национальных школ республики Алтай. Горно-Алтайск, 1993.-84 с.
  76. Краткая Философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.
  77. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1995. — 510 с. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Сост. М. И. Колмакова, В. С. Суров. — М., 1988. — 367 с.
  78. В. Г. Этническая психология. М., 2002. — 320 с.
  79. B.C., Столяренко J1. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
  80. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 300 с.
  81. А. Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность // Проблемы научного коммунизма. Вып. 2. — М., 1968. — 127 с.
  82. П. В. Стратегия развития региональной системы непрерывного образования (на материале Западной Сибири). Новосибирск, 2000. — 176 с.
  83. Э. Л. и др. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество. Новосибирск, 1989. — 241 с.
  84. А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дис.. канд. пед. наук. -М, 1992.-С. 72
  85. С. Я. Воспитание словом. М.: Советский писатель, 1961. -167 с.
  86. В. И. Педагогика межнационального общения Барнаул, 2003. -510 с.
  87. В. И. Проблемы национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1997. — 328 с.
  88. В. Л. Тревоги и надежды высшей школы России // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 3−7.
  89. Меткость слова (афористика как жанр словесного искусства). / Сост. Н. Т. Федоренко. М., 1975. — 255 с.
  90. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: НИИООВ, 1980. — 81 с.
  91. В. А., Чочкина М. П. Алтай jaH'. Горно-Алтайск, 1996. -208 с.
  92. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск. -2000.-№ 41.-С. 6.
  93. В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дисс. докт. пед. наук. М., 1998. — 409 с.
  94. С. И. Словарь русского языка. М., 2001. — 944 с.
  95. С. И. Словарь русского языка. М., 1986. — 795 с.
  96. А. А. Формирование педагогического мышления // Сов. педагогика. 1990. — № 1. — С. 82−83.
  97. А. Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1992. — 31 с.
  98. Памятное завещание: Алтайская дореволюционная проза. Горно-Алтайск, 1990.-312 с.
  99. Педагогическая практика: Учебное пособие для студентов пед. института / Под ред. В. К. Розова. М., 1981. — с 32
  100. Т. Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М., 2000. — 197с.
  101. К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф. докт. пед. наук. — М., 1991.-36 с.
  102. И.Я. Народная педагогика удмуртов. — Ижевск, 1929. № 4−5. Вып. 1.
  103. Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). 2-е изд. — М., 1889.
  104. И. С. Этнопедагогика «Кутсюр». М.: Академия, 1998. — 184 с.
  105. Г. Н. Несколько вопросов по изучению поверий, сказаний суеверных обычаев и обрядов у сибирских инородцев. СПб., 1891.
  106. JI. П. Очерки из истории алтайцев / Под ред. С. А. Токарева. -Новосибирск, 1948. 504 с.
  107. JI. П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л., 1953. — 444 с.
  108. Программа-ориентир психолого-педагогического образования учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. — 36 с.
  109. В. В. Из Сибири (страницы дневника). М., 1989. — 749 с.
  110. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-311 с.
  111. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
  112. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1998. — С. 355
  113. А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. — 176 с.
  114. Р. К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 18 с.
  115. И. Народные воззрения на учение и воспитание. СПб., 1896.
  116. Сибирь — мой край. Проблемы региональной истории и исторического образования. Сб. науч. трудов / Под ред. В. А. Зверева. -Новосибирск, 1999. 365 с.
  117. В. А. и др. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. — 141 с.
  118. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  119. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 221 с.
  120. В. А., Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. М., 2002. — 63 с.
  121. В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003. — 192 с.
  122. В.А., Николаев В. А. Этнопедагогическая культура учителя // Магистр. 2000. № 3. — С. 20−34.
  123. Сластенин. М.: Магистр-пресс, 2000. — 488 с.
  124. Словарь иностранных слов / Ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной и др. -М.: Советская энциклопедия, 1964. 784 с.
  125. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990. — 1630 с.
  126. Сод он оков Н. А. Воспитание школьников на традиционной культуре алтайцев. М.-Горно-Алтайск, 2000. — 36 с.
  127. Н. А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997.- 13 с.
  128. С. Алтай кеп ле укаа состор. Горно-Алтайск, 1956. — 40 с.
  129. С. С. Алтай фольклор. Горно-Алтайск, 1975. — 154 с.
  130. С. С. Героический эпос алтайцев. Горно-Алтайск, 1958. -256 с.
  131. В. А. Родное слово // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.-Т. 2.-383 с.
  132. Н. А. Алтайская свадебная обрядность XIX—XX вв.. Горно-Алтайск, 1991.-207 с.
  133. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические рекомендации / Под ред. В. В. Титова. М., 1988. — 160 с.
  134. П. Е. Поворотный пункт в истории Горного Алтая // Великая дружба. Горно-Алтайск, 1956.-291 с.
  135. П. Е. Процесс национальной консолидации алтайцев в условиях социализма: Дисс.. канд. истор. наук. — Л., 1951. 175 с.
  136. М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе. // Педагогика. 1999. — № 2. -С. 30−35.
  137. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Том 1. -М., 1935.-С. 71.
  138. A.B. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже. Дисс.докт. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 170 с.
  139. Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIV нач. XX в.). — Новосибирск, 1978.- 152 с.
  140. М. М. Реализация идей адыгской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  141. С. П. Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев. Дис.. канд. ист. наук. -М., 1996. 176 с.
  142. Г. У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: Дисс.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1983.-223 с.
  143. Устное народное творчество алтайского народа / Сост. сб. Тюхтенева Т. С., Голубев Г. Д. Горно-Алтайск, 1963. — 118 с.
  144. К.Д. Педагогические сочинения.: в 6 т. Т.2. М., Педагогика, 1988, С. 482−564
  145. Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002. -224 с.
  146. Н.Т. Меткость слова. (Афористика как жанр словесного искусства). М., 1975. -255 с.
  147. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 588 с.
  148. JI. М. Родовые потребности этносов // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. Казань: КГПУ, 2000.-216 с.
  149. М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М., 1999. -227 с.
  150. JI. И. и др. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск, 1999. — 138 с.
  151. E.JI. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. -20 с.
  152. Цаллагова 3. Б. Этнопедагогическая афористика // Магистр. 1996. -С. 70−78
  153. Цаллагова 3. Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997. — 223 с.
  154. З.Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа: Автореф.. докт. пед. наук. М., 1998. — 43 с.
  155. Л. В. Религиозные пережитки у алтайцев и вопросы атеистической работы: Дис. канд. ист. наук. Л., 1978. — 179 с.
  156. С. В. Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 16 с.
  157. А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию в тувинской школе на традициях народного этикета: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
  158. В. Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.-192 с.
  159. И. П. Теория афористики. М., 1996. — 36 с.
  160. В. К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997.- 176 с.
  161. Н. И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. — 182 с.
  162. С.Т. Избранные педагогические произведения в 2-х т. /Под ред. Н. П. Кузьмина, М. Н. Скатчина и др. М., 1980. — Т. 1. — 304 с.
  163. Г. П. Очерк по философии образования (статьи и лекции). -М., 1993.-155 с.
  164. А. И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: ЛГУ, 1967. — 267 с.
  165. Н. Е. Педагогическая технология. М.: МИПКРО, 1992.-86 с.
  166. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. 11-е издание. Том 4. М., б/г.
  167. Энциклопедический словарь./ Под редакцией И. Б. Андреевского. Том 2 а.-СПб., изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1891. 494 с.
  168. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М., 1999. — 343 с.
  169. Ф. Г. Этнодидактика. М., 2002. — 150 с.
  170. Е. Е. Алтайская духовная культура. Горно-Алтайск, 1998. — 168 с.
Заполнить форму текущей работой