Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Меры по устойчивому развитию сельских территорий в настоящее время формируются как самостоятельное направление российской экономической политики. Функции по ее осуществлению возложены на Минсельхоз России, которое должно в этом направлении работать в тесном взаимодействии с другими федеральными ведомствами и органами управления субъектов Российской Федерации. Сегодня в научной литературе идет… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований как объект исследования
    • 1. 1. Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований
    • 1. 2. Особенности управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований
    • 1. 3. Экономические предпосылки развития сельских муниципальных образований
  • 2. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований
    • 2. 1. Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России
    • 2. 2. Особенности социально-экономического развития сельских муниципальных образований Орловской области
    • 2. 3. Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития муниципальных образований
  • 3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований
    • 3. 1. Основные направления социально-экономического развития сельских муниципальных образований
    • 3. 2. Методика оценки уровня социально-экономического развития сельского муниципального образования
    • 3. 3. Перспективы социально-экономического развития сельских муниципальных образований

Совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского села.

Меры по устойчивому развитию сельских территорий в настоящее время формируются как самостоятельное направление российской экономической политики. Функции по ее осуществлению возложены на Минсельхоз России, которое должно в этом направлении работать в тесном взаимодействии с другими федеральными ведомствами и органами управления субъектов Российской Федерации. Сегодня в научной литературе идет дискуссия о направлениях и механизмах сельской политики, обсуждается концепция устойчивого развития сельских территорий. Специалисты называют ряд причин, определивших проблемы устойчивого развития сельских территорий. Это исторически сложившиеся проблемы: неэффективность аграрной политики, недостаточность в бюджете страны социальных расходов по аграрному сектору, ведомственная разобщенность управления в сельской местности, узкоотраслевой подход к функционированию села, слабость сельского самоуправления, ограниченность доступа сельского населения к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.

В современный период в качестве одного из направлений регулирования сельской экономию! с целью обеспечения устойчивого развития выдвигается стратегическое планирование. С его помощью на основе про1раммно-целевого подхода идет поиск механизмов обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Действующая система формирования бюджетов в сельских муниципальных образованиях не стимулирует их развития, так как в ней не рассматриваются конкретные способы привлечения финансовых средств, не выявляются точки роста экономики сельских муниципальных образований, расположенных в непосредственной близости от регионального центра.

Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Наука накопила большой опыт в изучении проблем, связанных с социально-экономическим развитием села. Проблему совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований исследовали в своих работах: К. Г. Гофман, Д. Гильдер, В.И. Данилов-Данильян, У. Изард, Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, A.JI. Гапоненко, А. Н. Гладышев, М. В. Глазырин, Ю. С. Дулыциков, В. Б. Зотов, В. Н. Лексин, С. Б. Мельников, В. А. Николаев, А. П. Панкрухин, С. В. Раевский, В. Ф. Уколов, А. Н. Швецов, Ю. М. Швырков, Р. Х Адуков и др.

Эволюция становления и развития основ местного самоуправления в России и зарубежных странах, формирование современной системы управления местным развитием нашли отражение в трудах В. Ф. Абрамова, Р. А. Белоусова, М. Вебера, И. В. Вернадского, А. И. Васильчикова, Н. А. Емельянова, JI.B. Лаптевой, Н. Г. Постового, А. О. Салливана и др.

Вопросы институциональных основ изменения общественных явлений и социально-экономического развития территорий и регионов изучали такие ученые, как О. Э. Бессонова, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, С. Г. Кирдина, Д. Норт, В.А.

Николаев, Б. Селигмен, В. И. Чалов, Дж. Ходжсон и другие.

Однако теоретические исследования проблем обеспечения поступательного социально-экономического развития сельских муниципальных образований не получили достаточного развития. Большинство имеющихся исследований не затрагивают вопросы совершенствования методов управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований в современных российских условиях.

Несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме, в настоящее время недостаточно полно исследованы проблемы планирования устойчивого развития сельских территорий, возможностей применения программно-целевого подхода.

Теоретические и практические исследования ученых внесли существенный вклад в изучение процессов социально-экономического развития сельских муниципальных образований. Вместе с тем радикальные изменения в социально-экономической сфере аграрного сектора экономики России, в жизнедеятельности сельского населения, требуют дальнейшего исследования этих проблем.

Необходимость постановки методологических проблем исследования заключается в том, что в системе направлений развития сельских муниципальных образований существующий порядок не отражает в достаточной мере специфику сельских территорий в части обеспечения развития социальной инфраструктуры села. Поскольку ряд специфических особенностей экономических отношений по поводу развития сельских территорий в условиях рыночной экономики изучены недостаточно, обращение к их более глубокому исследованию представляется актуальным и обусловило выбор темы диссертации.

Из сказанного вытекает необходимость создания целостной научно обоснованной концепции устойчивого развития сельских территорий.

Цели и задачи исследования. Общая цель исследования состоит в разработке основных направлений совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Реализация общей цели предполагает решение следующих конкретных задач:

— выявление механизмов эффективного социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующих уровням управления;

— обоснование способов привлечения дополнительных финансовых средств для социально-экономического развития сельских муниципальных образований;

— разработка сценарного подхода к оценке перспектив развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг областного центра;

— разработка методики балльной оценки муниципального образования по уровню социально-экономического развития;

— выявление преимуществ многопланового сценария развития экономики сельских муниципальных образований, расположенных в непосредственной близости от областного центра.

Объектом диссертационного исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических и организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах современных ученых по проблемам территориального социально-экономического развитияпрограммные, директивные и нормативные документы органов государственной власти России. Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания: анализ и синтез, диалектический, абстрактно-логический, системный анализ процессов общественного развития, а также методы программно-целевого планирования, структурно-функционального анализа, экономического анализа — аналогии, группировки, сравнения, обобщения.

Информационно-эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые источники (Законы РФ, акты исполнительной и законодательной власти всех уровней), информация о реализации национальных проектов «Доступное и комфортное жильё гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», целевых программ «Социальное развитие села до 2010 г.» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 годы», отчеты по научно-исследовательским работам, монографии отечественных и зарубежных авторов. Использовались также материалы периодической печати, данные официальной статистической отчетности исследуемых субъектов хозяйствования, а также материалы статистических сборников РФ, данные Орловского областного комитета государственной статистики и департамента аграрной политики администрации Орловской области.

Рабочая гипотеза. В основу гипотезы положено предположение о том, что основой для эффективного управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований является формирование стратегических планов с учетом специфики конкретных территорий.

Положения диссертации, выносимые на защиту. В работе защищаются следующие наиболее существенные конечные результаты, полученные автором: механизм эффективного социально-экономического развития муниципальных образований;

— способ привлечения дополнительных финансовых средств для социально-экономического развития сельских муниципальных образований;

— методика балльной оценки муниципального образования по уровню социально-экономического развития;

— сценарный подход к оценке перспектив развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг областного центра;

— преимущества многопланового сценария развития экономики сельских муниципальных образований в Орловском районе, расположенных в непосредственной близости от областного центра.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены механизмы эффективного социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующие уровням управления, а именно,.

— на федеральном уровне программно-целевое управление развитием муниципальных образований Российской Федерации на основе совершенствования межбюджетных отношений посредством технологии бюджетно-налоговых полномочий, основанных на долгосрочных нормативах и учитывающих интересы местного и регионального развития;

— на региональном уровне осуществление мониторинга социально-экономического развития сельских муниципальных образований, реализация мер адресной государственной поддержки развития муниципальных образований со стороны региональных властей, в том числе с использованием трансфертов и дотаций;

— на местном уровне разработка и реализация генеральных планов развития муниципальных образований с учетом перспективных интересов местного сообщества.

2. Предложены способы привлечения дополнительных финансовых средств для социально-экономического развития сельских муниципальных образований, в частности: стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов по формированию элементов социальной инфраструктуры для своих работников с целью сохранения и повышения трудового и интеллектуального потенциала предприятия;

— создание экономических стимулов финансирования социальной сферы села на основе снижения местных налогов для предприятий.

3. Разработана методика балльной оценки муниципального образования по уровню социально-экономического развития. В качестве индикаторов предложены такие, как:

— доля жителей сельского поселения, работающих на территории муниципального образования;

— уровень безработицы;

— доля трудоспособного населенияобеспеченность сельского поселения объектами социальной инфраструктуры. Результаты оценки экономического развития позволяют классифицировать сельские муниципальные образования по группам с высоким уровнем социально-экономического развития, удовлетворительным уровнем и с неудовлетворительным уровнем. Данная классификация даёт возможность дифференцированно подходить к стратегическому управлению муниципальными образованиями.

4. Обоснован сценарный подход к оценке перспектив развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг областного центра. В качестве базовых сценариев предложены следующие:

— сценарий сдержанного развития, основанный на гипотезе о том, что инвестиционный рост последних лет представлял собой проявление постдевальвационного компенсационного роста и вскоре произойдет его замедлениесценарий агропромышленного и индустриального развития, предполагающий, что в результате усилий со стороны аппарата управления и населения инвестиционная привлекательность муниципальных образований возрастет. Будет открыто значительное число малых и средних агропромышленных предприятий, муниципальные образования привлекут несколько крупных производств, в том числе машиностроительного профиля;

— сценарий субурбанизированного развития, предполагающий усиление пригородных функций сельских муниципальных образований, более тесную интеграцию города и села;

— сценарий многопланового развития, основанный на оптимистичном видении будущего и предполагающий бурный приток инвестиций и одновременно субурбанизацию, связанную с инновационным типом экономического развития.

Сделан вывод о том, что для сельских населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от областных центров и крупных городов, самыми предпочтительными являются сценарии сдержанного (инерционного) и многопланового развития.

5. Выявлены преимущества многопланового сценария развития экономики сельских муниципальных образований в Орловском районе, расположенных в непосредственной близости от областного центра. Показано, что на рост экономики окажет влияние интенсивное жилищное строительство, развитие инфраструктуры, функционирование логистических центров, частичный перенос промышленных мощностей за счет организации инвестиционных площадок, а также развития рекреационной базы. Основой будущего экономического роста будет являться развитая производственная, транспортная и социальная инфраструктура, что позволит предложить необходимые условия для комфортного проживания людей на данной территории. Доказано, что развитие коттеджных поселков вблизи города сопрягается с созданием новых рабочих мест для проживающего в них населения. В то же время предложено осуществлять развитие сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях, удаленных от города. Это развитие позволит снизить излишнюю центростремительную составляющую в миграции населения.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования теоретических выводов, методических разработок и практических результатов работы в деятельности органов региональной власти и местного самоуправления при разработке концепции и программ устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований.

Предложения и рекомендации, полученные в результате диссертационного исследования, нашли применение в деятельности органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления.

Основные научные идеи и методические разработки реализованы при разработке генеральных планов социально-экономического развития Образцовского и Болыиекуликовского сельских поселений Орловского района Орловской области.

Теоретические и методологические положения, а также практические результаты диссертации могут быть использованы в учебном процессе отдельных разделов учебных дисциплин: «Регионалистика», «Менеджмент», «Региональная экономика», «Региональный менеджмент», «Экономическая теория» и др.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования, представленные в научных докладах и рекомендациях, получили положительную оценку на международных, региональных, межвузовских и вузовских научнопрактических конференциях: «Устойчивое развитие экономики и социальной сферы отраслей и предприятий народного хозяйства» (Орел, 2009), «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2008». (Одесса, 2008), «Проблемы эффективного использования инвестиционного и инновационного потенциала региона» (Орел, 2007).

Различные аспекты исследования отражены в 14 публикациях, в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 3,48 печатных листа.

Структура и объем работы отражают логику и порядок поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, библиографического списка, который включает 174 наименования. Результаты исследования изложены на 145 страницах, содержат 41 таблицу, 8 рисунков и 19 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование теоретических, методологических и методических проблем социально-экономического развития сельских муниципальных образований позволило сделать следующие выводы и предложения.

1. Эффективное управление социально-экономическим. развитием сельских муниципальных образований возможно при согласованном управлении на федеральном, региональном и местном уровне. Для эффективного социально-экономического развития муниципальных образований целесообразно применить уровневый механизм. На федеральном уровне программно-целевое управление развитием муниципальных образований Российской Федерации строится на основе совершенствования межбюджетных отношений посредством технологии бюджетно-налоговых полномочий, основанных на долгосрочных нормативах и учитывающих интересы местного и регионального развития. На региональном уровне — осуществление мониторинга социально-экономического развития сельских муниципальных образований, реализация мер адресной государственной поддержки развития муниципальных образований со стороны региональных властей, в том числе с использованием трансфертов и дотаций. На местном уровне — разработка и реализация генеральных планов развития муниципальных образований с учетом перспективных интересов местного сообщества.

2. На сегодняшний день одним из лимитирующих факторов развития аграрной отрасли производства является обеспечение сельских территорий развитой социальной инфраструктурой. Социальная сфера села — сфера общественного производства, где не создаются материальные блага, но без которой невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного производства. Оправданность такого толкования понятия «социальная сфера села» подтверждается тем, что развитие социальной сферы позволяет обеспечить производство достаточным количеством квалифицированных кадров. Оценивая сущность социальной сферы с общепринятых позиций, где она предполагает наличие определенных объектов инфраструктуры, можно указать, что подход к развитию инфраструктуры сельских территорий, на наш взгляд, должен базироваться не только на интересах государства, но и на интересах хозяйствующих субъектов, расположенных на данной территории. Нам представляется более приемлемым расширительный подход к развитию социальной сферы села, когда этот механизм рассматривается как активный фактор сохранения (развития) производственного потенциала предприятия. В этом случае предполагается комплексное изменение методов оценки социальной сферы села и её развития. Рациональными способами привлечения дополнительных финансовых средств на социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований являются, в частности: стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов по формированию элементов социальной инфраструктуры для своих работников с целью сохранения и повышения трудового и интеллектуального потенциала предприятиясоздание экономических стимулов финансирования социальной сферы села на основе снижения местных налогов для предприятий.

3. Объективная оценка социально-экономического развития сельских муниципальных образований позволит органам власти принимать обоснованные управленческие решения. Нами предлагается методика оценки социально-экономического развития сельских муниципальных образований. В качестве индикаторов предложены такие, как доля жителей сельского поселения, работающих на территории муниципального образованияуровень безработицыдоля трудоспособного населенияобеспеченность сельского поселения объектами социальной инфраструктуры. Результаты оценки экономического развития позволяют классифицировать сельские муниципальные образования по группам с высоким уровнем социально-экономического развития, удовлетворительным уровнем и с неудовлетворительным уровнем. Данная классификация даёт возможность дифференцированно подходить к стратегическому управлению муниципальными образованиями. Оценка сельских поселений Орловского района показала, что из 17 поселений в 6 социальноэкономическое развитие на высоком уровне, а одно поселение не обеспечено объектами социальной инфраструктуры.

4. Развитие сельских муниципальных образований может происходить по разным сценариям. Оценены перспективы развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг областного центра. В качестве базовых сценариев предложены следующие:

— сценарий сдержанного развития, основанный на гипотезе о том, что инвестиционный рост последних лет представлял собой проявление постдевальвационного компенсационного роста и вскоре произойдет его замедлениесценарий агропромышленного и индустриального развития, предполагающий, что в результате усилий со стороны аппарата управления и населения инвестиционная привлекательность муниципальных образований возрастет. Будет открыто значительное число малых и средних агропромышленных предприятий, муниципальные образования привлекут несколько крупных производств, в том числе машиностроительного профиля;

— сценарий субурбанизированного развития, предполагающий усиление пригородных функций сельских муниципальных образований, более тесную интеграцию города и села;

— сценарий многопланового развития, основанный на оптимистичном видении будущего и предполагающий бурный приток инвестиций и одновременно субурбанизацию, связанную с инновационным типом экономического развития.

Для сельских муниципальных образований, расположенных в непосредственной близости от областных центров и крупных городов, самыми предпочтительными являются сценарии сдержанного (инерционного) и многопланового развития. В целом выбор стратегии развития социальной сферы сельских муниципальных образований должен быть направлен на повышение качества жизни сельского населения посредством интенсивного развития социальной инфраструктуры.

5. Сельским поселениям Орловского района Орловской области целесообразно развиваться по многоплановому сценарию. При этом рост экономики окажет влияние на интенсивное жилищное строительство, развитие инфраструктуры, функционирование логистических центров, частичный перенос промышленных мощностей за счет организации инвестиционных площадок, а также развития рекреационной базы. Основой будущего экономического роста будет являться развитая производственная, транспортная и социальная инфраструктура, что позволит предложить необходимые условия для комфортного проживания людей на данной территории. Развитие коттеджных поселков вблизи города сопрягается с созданием новых рабочих мест для проживающего в них населения. В то же время, предложено осуществлять развитие сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях, удаленных от города. Это развитие позволит снизить излишнюю центростремительную составляющую в миграции населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 64с.
  2. Гражданский кодекс РФ (части 1, 2 и 3). Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): По состоянию на 1 декабря 2006 г. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. — 496с.
  3. Налоговый кодекс РФ: Часть вторая (по состоянию на 15 апреля 2006г): Бизнес-формат. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. — 171с.
  4. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. //Российская газета, 26 июля 1997 г., № 143.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г.
  6. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год
  7. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы», утвержденная Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года № 731-ОЗ.
  8. Областная целевая программа «Социальное развитие села Орловской области до 2010 года», утвержд. Законом Орловской области от 30 декабря 2004 года № 477−03.
  9. Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007−2010 годы», утвержд. Законом Орловской области от 22 марта 2007 года № 667−03.
  10. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. М. Н. Малыша. СПб: Лань, 2006.
  11. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. (Учебное пособие для ССУЗов) Канке А. А, Кошевая И. П. (2007, 2-е изд., 288с.).
  12. Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе Текст./ Р. Х. Адуков // Местное самоуправление в Российской Федерации" 2007. — № 7
  13. Л.И., Инновационная система управления процессом интеграции в АПК Текст./ Л. И. Алиева, Е. П. Никифорова, Р. Г. Нисанов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2007. — № 7. -С.66−68.
  14. Аграрное право: Учеб. пособие /Под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. -М.: НОРМА: ИНФРА-М. 2000. 480 с.
  15. М.К. Система мер комплексного развития сельских поселений //Экономические вопросы развития сельского хозяйства Белоруссии. — 1997. -С.345−356.
  16. О. Устойчивость развития сельских территорий/ О. Атюкова//АПК: экономика, управление. 2009. — № 9
  17. С.В. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко" — Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2008. 236 с.
  18. В.Н. Сетевая экономика. Учебное пособие /Под ред. В. Н. Бугорского. — 2008. — 256 с.
  19. И.М. Экономика предприятия. И. М. Бабука. Издательство: ИВЦ Минфин. 2008. 327 с.
  20. , Л.В. Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект) // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 69−77.
  21. Е.В. Формы финансовой поддержки муниципальных образований Текст./ Е. В. Бровикова Е.В.//Вопросы экономических наук. -2004. № 5.- С.-193−199
  22. Г. А. Сельское самоуправление в России Текст./ Г. А.Баклаженко// АПК: Экономика, управление, 2004. — № 3.
  23. , Е. И. Управленческие решения: учеб. пособие/ Е. И. Бражко, Г. В. Серебрякова, Э. А. Смирнов- М-во образования РФ-ГУУ .- 2-е изд.- М.: РИОР, 2008, — 126 с.
  24. С.В. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений Текст./ С. В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. — 2010. № 9
  25. Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. 2-е изд., стереотипное. — М.: Гардарики, 2004. — 148 с.
  26. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002 с. 13−14
  27. B.C., Акимова Л. И., Андреюк М. В. и др. Орловская область 2000−2007 гг.: стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2008. — 421с.
  28. Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Наука. — 1996. — 480с.
  29. А. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы. // АПК: экономика, управление 2007. — № 9. — С.2−5.
  30. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник /Под ред. В. А. Хозбаненко. М.: «Статут». 2000. — 912 с.
  31. У. Социальная сфера села: Проблемы и пути решения Текст./ У. Гусманов // Экономика сельского хозяйства России. — 1999. С. 6−8
  32. А.В. Автомобильные дороги как инфраструктура рыночной экономики. Теория и практика развития. — Орел, 2000. — 222 с.
  33. Государственное управление в России. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Изд-во РАГС, 2008.
  34. С. Н. Детерминирующее воздействие качества жизни на экономический рост (на материалах региона):дис.канд.экон.наук. /С.Н. Гостев. — Орел. 2004. — 27 с.
  35. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В. Н. Архангельский и др. — под общ. ред. В. И. Кушлина — РАГС при Президенте РФ. Издание 3-е, дополненное и переработанное. — М.: РАГС, 2008. — 615 с.
  36. О.В. Проблемы и перспективы повышения социально-экономической активности граждан в решении жилищных проблем Текст./О.В. Дармограй // Вестник ИНЖЭКОНА. 2008. — № 2 (21). — С. 386 389.
  37. О.В. Методика оценки социально-экономического развития сельских муниципальных образований Текст./ О. В. Дармограй //АПК: Экономика, управление. 2009. — № 6.
  38. А.Д. Повышение качества жизни сельского населения как фактора устойчивого функционирования сельского хозяйства (на материалах Орловской области) автореферат. Орел. — 21 с.
  39. О.А. Инновационные аспекты активизации социально-экономического развития регионов/ О. А. Доничев, С. А. Грачев, О. В. Барашкова Текст.//Региональная экономика: теория и практика. -2010. -№ 12
  40. Н.К. Кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий Текст./ Н. К. Долгушкин //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2005. № 12. — С. 19−21.
  41. JI. И. Экономика предприятия / Под ред. Л. И. Ерохина. 2009. — 304 с.
  42. В.В. Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий Текст./В.В. Елисеев //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2005. — № 12. — С. 16−18.
  43. , М.А. Механизмы управления межрегиональной экономической интеграцией субъектов Российской Федерации : дис. канд. экон. наук:. -М., 2008. 136 с.
  44. С. Государственная политика развития сельских территорий Текст./ С. Жданов// АПК: экономика, управление. 2005.- № 12. — С.4−10.
  45. В.П. Экономическая география и регионалистика- 2007. изд. Дашков и К 384 с.
  46. Инновационный тип развития экономики: Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Под общ. ред. А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2008. — 712 с.
  47. А. Экономическая свобода и благосостояние народов Текст./А. Илларионов //Вопросы экономики. 2000. — № 4. — С.83−101.
  48. Н.П. Экономика фирмы. Под ред. Иващенко Н. П. 2008. — 528 с.
  49. О.В. Проектные технологии управления отраслями и процессами в сельском хозяйстве Текст./ О. В. Завгороднева //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — N 7. — С. 35−37.
  50. И. Целевые программы комплексного развития социальной сферы села Текст./ И. Куликов //АПК: экономика, управление. 2003. — № 8. — С. 17
  51. Ш. К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения/ Ш. К. Кутаев Текст.// Региональная экономика: теория и практика. -2009.-№ 11
  52. А. Экономика предприятия: Учебник для Вузов. 2-е изд., перераб и доп. Под ред. А. Карлика, М. Шухгальтера. 2009. — 464 с.
  53. А.С. Повышение экономической эффективности использования земельных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями (На материалах Орловской области): Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Орел, 2004. 299 с.
  54. JI.A. Социальные аспекты перехода к рынку на селе //Экономические проблемы агропромышленного комплекса. — Минск. 1999. — С.155−163.
  55. С.А. Трансформация социально-экономических отношений как резерв эффективности аграрного комплекса //Экономические проблемы агропромышленного комплекса. Минск, 1999. — С. 144−120
  56. , И.Б. Информационное обеспечение социально-экономического развития депрессивных регионов : дис. канд. экон. наук :. М., 2008. — 180 с.
  57. А. М. Экономика организации (предприятия) / А. М. Лопарева. Издательство: Финансы и статистика. — 2008. 240 с.
  58. А. Н. Модель стратегического развития аграрного сектора региона // Землеустроительная наука и образование XXI в. — М. 1999. С.167−172.
  59. Н.И. Модели экономического развития регионов Текст./ Н. И. Ляхова // Материалы международной научно-практической конференции «Дни науки 2005» — Днепропетровск: Изд-во «Наука I освгга», 2005. — С. 93−96.
  60. Н.И. Институт местного самоуправления в Польше //Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. Проблематико-тематический сборник. — М. 2000.
  61. B.C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. — № 4. — С. 14−17.
  62. А.В. Рынок недвижимости и развития сельских поселений в новых условиях хозяйствования // Формирование новой системы социально-экономического развития села. Горки, 1999.-№ 3. — С. 47−50.
  63. Методические рекомендации к разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, М., 2007
  64. JI.A. Социальная защита населения в трансформационной экономике. Теория и практика. Орел, 2002, — 19 с.
  65. В.И. О бюджетах муниципальных образований сельских и городских поселений Текст. /В.И. Матеюк // Финансы. 2004. — № 6. — С. 1315.
  66. А. Разработка программы развития сельских территорий в Германии Текст./ А. Мерзлов, Н. Леонова// АПК: экономика, управление. 2009. -№ 1
  67. А.С. Местное самоуправление на селе: состояние, проблемы и пути развития Текст./А.С. Миндрин, Р. Х Адуков, А.Н. Адукова//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающий предприятий. — 2007.- № 9
  68. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник /2-е изд. Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: «Профобразование», 2000. — 800с.
  69. Р. М. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения Текст./Р.М. Мухамеджанов, Ю. М. Захаров //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 2. -С. 9−14.
  70. Мухамет-Ирекле А. Как достичь благосостояния в России? О метологических аспектах проблематики эффективного государства Текст./А. Мухамет-Ирекле //Использование и охрана природных ресурсов в России. 2003. -№ 7−8.-С. 35−43.
  71. Методология оценки стратегических инвестиционных программ и проектов крупных производственных комплексов (корпораций): Учебно-методическое пособие. / Архангельский В. Н. М.: Изд-во РАГС, 2008.
  72. А.В. Устойчивое развитие сельских территорий : (теория, методология и практика): дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 Москва, 2006. -319 с.
  73. Микроэкономика: инновационные аспекты. Учебно-методический комплекс. Изд-во РАГС., 2008 г.
  74. А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке Текст./А. Некипелов //Российский экономический журнал. 2004. — № 7.- С. 37−41.
  75. Нальгиева, З.-С. Б. Стратегические приоритеты развития территориального агропромышленного комплекса: дис. канд. экон. наук :. М., 2008. — 175 с.
  76. JI.M. Механизм взаимодействия государства с предпринимательскими структурами в процессе агропромышленной интеграции //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — N 8. — С. 56−58.
  77. О бюджетах муниципальных образований сельских и городских' поселений Текст./В.И. Матеюк // Финансы. -2004. -№ 6. -С.13−15.
  78. JI.A. Сельские администрации должны иметь больше средств // Проблемы развития социальной сферы села: реальность и прогнозы. Спб.: Пушкин, 1999. — С.47−48
  79. В.М. инвестиция как фактор повышения эффективности аграрной экономики: Автореф.дис.к.э.н / В. М. Окороков. Орел. — 2003. — 25 с.
  80. А. Совершенствование проектирования и осуществление сельскохозяйственного строительства //Экономист. — 1999. № 12. С.83−85.
  81. О проблемах и основных направлениях социально-экономического развития сельских территорий Московской области: Информ.организац.упр. // Вестник Московской обл. Думы. 1999. — № 12. — С. 77−79.
  82. Обновление процессов воспроизводства в экономике России: Сборник научных статей / Общ. ред. А. Н. Фоломьев. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
  83. А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. М.: Логос, 2002. — 64 с.
  84. А.В. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий Текст./ Г. А. Горбунов^ А. В. Пертиков и др.//Экономика сельского хозяйства России. 2005.- № 8. — С. 10−13.
  85. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 575 с.
  86. А.А. Индивидуальное благосостояние и его измерение /А.А. Подузов, Д. К. Кукушкин //Проблемы прогнозирования. 2004. — № 9. — С. 115−196.
  87. А.В. Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студ. вузов/ А. В. Пикулькин, Ю. М. Дурдыев, Л. Л. Святышева, и др.- ред. А. В. Пикулькин.- М.: ЮНИТИ, 2007.- 464 с.
  88. А., Арашуков В. Формирование агропромышленных кластеров в России //АПК: экономика, управление. 2008. — N 3. — С. 41−45.
  89. О.С. Современные тенденции развития интеграционных процессов в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2007. — № 5. — С.63−65.
  90. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дулыцикова. М.: Изд-во РАГС, 2006.- с. 616.
  91. Е.С. Экономическое регулирование агропромышленного производства (вопросы теории и практики) Текст./Е.С. Савченко//Достижения науки и техники АПК. — 2001.- № 6. —С. 5−9.
  92. Социально-экономическое положение России. № 9: Январь-сентябрь 2008 года / Федеральная служба государственной статистики. М., 2008. — 466 с.: табл., ил.
  93. А.Ф. Сельское хозяйство России: оценка состояния и долгосрочный прогноз / А. Ф. Серков, А. И. Амосов, М. В. Харина //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 10. — С. 7−11.
  94. , А.В. Социальное обустройство и развитие жилых территорий : дис. канд. экон. наук :. М., 2008. — 148 с.
  95. Сио К. К. Управленческая экономика: Учебник для вузов, изд. 7-е. М.: ИНФРА-М, 2006.
  96. А.Б. Социально-экономические аспекты уровня жизни //Проблемы экономики труда и социального развития села. Киев, 1991. -С.40−45.
  97. Г. А. Социально-экономическое развитие местных муниципальных образований на основе совершенствования управления сельским строительством (на материалах Орловской области): Автореф.дис. к.э.н. Г. А. Сафонов. — Орел, 2004. 22с
  98. И. Спасет ли село приоритетный национальный проект «Развитие АПК»? // АПК: экономика, управление 2007. — № 12. — С. 17−19.
  99. А., Хажверов Р. Российская модель информационного общества и развития местного самоуправления. // Научно-практический ежеквартальный вестник «Вопросы местного самоуправления». 2004. — № 1(1) октябрь. -С.57−59.
  100. O.JI. О вопросах местного самоуправления. // Государственная власть и местное самоуправление 2006. — № 9. — С.25−28.
  101. П., Нордхаус В. Экономика. М.: Бином-КноРус. 1999.
  102. Социальное развитие села: проблемы и тенденции (информационно-аналитический обзор) //Экономист 2000. — № 2. — С.91−96.
  103. Система национальных счетов. Учебно-практическое пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2008.
  104. А.Б. Социально-экономические аспекты уровня жизни //Проблемы экономики труда и социального развития села. Киев: 1991 С. 40−45.
  105. А. Е. Социальное развитие села в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф.дис.к.э.н/ РГАЗУ-Балашиха, 1999. — 25 с.
  106. М.И. Экономика предприятия. Издательство: Инфра-М: Высшее образование. 2009. — 301 с.
  107. Д.И. Программно-целевой подход к развитию сельских территорий /Д. Торопов//АПК: экономика, управление. 2005. — № 6. — С. 2023.
  108. Д.И. Деятельность министерства сельского хозяйства РФ по законодательному обеспечению развития сельских территорий /Д.И. Торопов //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инновации. — 2005. -№ 12. -С. 11−16.
  109. Д.И. Социальное развитие сельских территорий: проблемы и пути решения /Д.И. Торопов //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 7. — С. 46−49.
  110. .Т., Цветкова Г. А. «Между прошлым и будущим» Местное самоуправление в социологических «замерах» 1995, 1999, 2005 годов. // Муниципальная власть. 2006. — № 1. — С. 23−27.
  111. , JI.A. Тенденции функционирования объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на сельских территориях Текст. / JI.A. Третьякова // Вопросы экономических наук. 2009. — № 1. — С. 18−23. — 0,5 п.л.
  112. Управление АПК в сельских муниципальных образованиях / Ж. Прокофьева // АПК: экономика, управление. -2007.- № 11. -С.36−40.
  113. ИГ. Социальное развитие сельских территорий /И. Ушачев //АПК: экономика, управление. 2003. — № 10. — С. 9−17.
  114. А.А. Оценка экономического благосостояния региона и возможностей его увеличения по ведущим точкам экономического роста / А. А. Угрюмова //Финансы и кредит. 2005. — № 13. — С. 82−88.
  115. В.М. Совершенствование управлением социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере малого города): Дис.канд. экон. наук. Екатеренбург, 2005. 186с.
  116. И.В. Социальные аспекты кредитной кооперации сельской молодежи //Проблемы развития социальной сферы села: реальность и прогнозы. Спб., 1999. — С. 81−82.
  117. М.М. Сближая город и село: инвестиционная политика //Проблемы правового регулирования государственного протекционизма аграрного сектора экономики в России. Уфа. 1999. — С. 325−332
  118. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г.
  119. Г. В. Государственное управление (организационно- • функциональные вопросы): Учебное пособие. -М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. 302 с.
  120. О. М. Практикум по экономике организации / под ред. Фокина О. М., Соломка А. В. 2008. — 272 с.
  121. В. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.: Дело, 2002.
  122. В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 90-х годов и задачи на перспективу //Вопросы экономики. — 2002.- № 2. — С. 2329.
  123. В. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопросы экономики. — 2002. № 3. — С. 16−24.
  124. В. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопросы экономики. 2000. — № 8. — С. 4−14.
  125. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.: Дело, 2002.
  126. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. — М.: Дело, 2002.
  127. С. и др. Местное самоуправление в Швеции.- Шведский институт. Стокгольм, 1996.
  128. Ю.А., Определение эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий и оценка земельных ресурсов/ Ю. А. Цытин, Д. С Валиев //Землеустроительная наука и образованиеХХЗв. -М., 1999. С.142−148.
  129. Ю.А. Управление персоналом/Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов. — М.: Мир, 2004.-405 с.
  130. И. Развитие сельских территорий и жизнедеятельности населенияТекст./ И. Черняковский // Экономист. 2005. — № 5. — С.7−13
  131. , А.В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ): дис. д-ра социол. наук: М., 2008. -375 с.
  132. В.В. История государственного и муниципального управления России /Учебник для Вузов. — М.: Издательство РДЛ. 2001. — 528 с.
  133. А.П. Стратегия развития регионов (структурный аспект). -Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2000.
  134. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.:УРСС, 2002.
  135. В. Организация планирования социального развития сельских территорий / В. Шевченко, В. Белоусов, А. Белоусов Текст.// АПК: экономика, управление. -2005. -№ 4. -С.56−66.
  136. С. Проблемы классификации муниципальных образований // Муниципальное право. — 2003. — № 4. — С. 13−18.
  137. А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) — М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000.
  138. А.Н., Юркова С. Н. Управление муниципальным имуществом // Муниципальная власть. 2004. — № 3. — С. 60−76.
  139. А.Н., Юркова С. Н. Управление муниципальным имуществом в условиях реформы местного самоуправления // Муниципальная власть. -2004. № 4. — С. 66−79.
  140. Е., Богомолов С., Тамендарова Л., Вербина Т., Селезнев А. Определение ставок арендной платы за пользование земельными участками в черте населенных пунктов // Муниципальная экономика— 2005. — № 1. С. 33−43.
  141. С.А. Межбюджетные отношения: определение и сущность. // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. № 12. С. 20−23.
  142. В. Организация планирования социального развития сельских территорий / В. Шевченко, В. Белоусов, А. Белоусов //АПК: экономика, управление. 2004. — № 4. — С. 56−65.
  143. Экономика малого предприятия. Гражданкина Е. В. (2008, 96с.)
  144. Экономика, организация и управление предприятием. (Учебное пособие) Зайцев Н. Л. (2008, 2-е изд., 455с.)
  145. Экономика предприятия. (Учебник) Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В .А. (2007, 4-е изд., 670с.)
  146. Экономика предприятия. (Учебник) Титов В. И. (2008, 416с.)
  147. Экономика предприятия (фирмы). (Учебник) Под ред. Волкова О. И., Девяткина О. В. (2007, 3-е изд., 601с.)
  148. Экономика предприятия (фирмы): Практикум. Под ред. Позднякова В. Я., Прудникова В. М. (2008, 2-е изд., 319с.)
  149. Экономика фирмы. (Учебное пособие) Чечевицына Л. Н., Чуев И. Н. (2006, 400с.)
  150. Экономическая эффективность и конкурентоспособность. (Учебное пособие) Муромцев Д. Ю. и др. (ТГТУ, 2007, 96с.)
  151. Экономическое регулирование агропромышленного производства (вопросы теории и практики) Текст./Е.С. Савченко //Достижения науки и техники АПК. 2001. — № 6. — С. 5−9,
  152. Экономика строительства: Учебник / И. С Степанов, Х. М. Гумба, Ф. Н. Кузнецов, др.- Под общ. ред. И. С Степанова. -2-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. -591с.
  153. Экономическая свобода и благосостояние народов / А. Илларионов // Вопросы экономики. —2000. -№ 4. -С.83−101.
  154. Экономика, организации и управление предприятием. Учебное пособие /Под ред. Зайцева Н. Л. 2008, 2-е изд., 455 с.
  155. Экономика предприятия (фирмы): Практикум. Под ред. Позднякова В. Я., Прудникова В. М. 2008., 2-е изд. 319 с.
  156. Экономика предприятия. Курс лекций. Под ред. Волков О. И., Скляренко, В.К.- 2009. -280 с.
  157. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие. Под ред. Мокий М. С. — 2009. — 254 с.
  158. Экономические и правовые основы интеллектуальной собственности. Учебное пособие. / Плетнев К. И., Фетисов В. П. Издательство РАГС, 2008.
  159. Экономика и право: Энциклопедический словарь Габлера. под редакцией Горкина А. П. — М.: Большая Российская энциклопедия, научное издательство, 1998 г. 432 стр.
  160. Численность и состав населения Электронный ресурс.: [сайт]. Режим доступа: http://www.gks.ru/freedoc/newsite/population/demo/demol 1 .htm, свободный. Загл. с экрана.
  161. Орловская область в цифрах: сельское хозяйство Электронный ресурс.: [сайт]. Режим доступа: http://orel.gks.ru/digital/region4/default.aspx, свободный. Загл. с экрана.
  162. Орловская область в цифрах: население Электронный ресурс.: [сайт]. Режим доступа: http://orel.gks.ru/digital/regionl/default.aspx, свободный. Загл. с экрана
Заполнить форму текущей работой