Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное управление стурктурными преобразованиями в газопромышленном комплексе России в современных экономических условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующий рынок газа в России при наличии достаточной ресурсной базы и уникальной технологической инфраструктуры характеризуется рядом диспропорций, способных в будущем стать катализатором ограничений развития всех участников газового рынка. Важность задачи обеспечения устойчивого и надежного, с одной стороны, и экономически эффективного, с другой, развития газового рынка страны с минимизацией… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ
    • 1. 1. Экономико-исторические и теоретические аспекты становления 10 управленческих основ в газопромышленном комплексе
    • 1. 2. Анализ состояния проблем и тенденций развития 23 газопромышленного комплекса России (на примере ОАО Газпром)
    • 1. 3. Концептуальные направления государственной экономической 46 политики в области управления газопромышленным комплексом
  • ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ГАЗОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
    • 2. 1. Проблемы государственного управления структурными преобразованиями в газопромышленном комплексе
    • 2. 2. Зарубежный опыт теории и практики государственного регулирования газопромышленного комплекса
    • 2. 3. Усиление государственного влияния на структурные преобразования в газопромышленном комплексе
  • ГЛАВА 3. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ГАЗОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
    • 3. 1. Исходные позиции в государственном управлении 92 структурными преобразованиями ГПК в интересах национальной безопасности страны
    • 3. 2. Принципиальная модель функционирования 114 газопромышленного комплекса в современных экономических условиях
    • 3. 3. Блок-схема управляющего алгоритма структурными 129 преобразованиями в газопромышленном комплексе

Государственное управление стурктурными преобразованиями в газопромышленном комплексе России в современных экономических условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Россия — ведущая мировая энергетическая держава, располагающая третью мировых запасов газа, десятой частьюнефти и пятой частью — угля. Топливно-энергетический комплекс России оказывает существенное влияние на экономику, социальную сферу и обороноспособность страны. Несмотря на экономический кризис последнего десятилетия, Россия сохранила ведущее место в мире среди нефтегазодобывающих стран-экспортеров.

Система газоснабжения потребителей Российской Федерации и ее институциональная основа — рынок газа Российской Федерации — важнейший элемент системы ресурсного обеспечения экономического развития страны. Газовая промышленность является одной из составных частей топливно-энергетического комплекса, в состав которого входят предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), производству электроэнергии и ее транспортировке (электроэнергетика). Природный газнезаменимый энергоноситель в большей части промышленно развитого мира.

Существующий рынок газа в России при наличии достаточной ресурсной базы и уникальной технологической инфраструктуры характеризуется рядом диспропорций, способных в будущем стать катализатором ограничений развития всех участников газового рынка. Важность задачи обеспечения устойчивого и надежного, с одной стороны, и экономически эффективного, с другой, развития газового рынка страны с минимизацией и ликвидацией существующих диспропорций требует от государства формирования целостной, долгосрочно ориентированной и последовательной политики развития газового рынка как элемента социально-экономической политики российского государства.

Быстрые изменения в социально-политической и экономической жизни страны потребовали колоссальной структурной перестройки всей системы управления национальным хозяйством и, в частности, управления нефтегазовым комплексом в целом и отдельными нефтяными и газовыми компаниями. Среда бизнеса очень подвижна, что связано с развитием конкуренции, деловой активности, улучшением инвестиционного климата, процессами глобализации в мировом хозяйстве, использованием информационных технологий и многими другими факторами, которые обусловливают возрастание важности менеджмента ТЭК.

Актуальной тема является и в связи недостаточной газификацией ряда регионов и населенных пунктов страны, в связи с резким подорожанием нефти, с появившимися случаями превращения объектов газопромышленного комплекса (ГПК) в объекты нападения (терактов). Преобразований в структуре ГПК России требуют также интересы обеспечения экологической и топливно-энергетической безопасности страны.

Актуальность темы

связана и недостаточным освещением ряда проблем структурного преобразований газопромышленного комплекса в отечественной экономической литературе. В тоже время отдельного внимания заслуживают вопросы структурной перестройки Газпрома, который по капитализации вышел на третье место в мире среди крупнейших корпораций.

Наконец, события конца 2005 начала 2006 гг. на международном рынке газа и, особенно, заключения новых договоров об его поставки в (и через) Украину, Белоруссию, Грузию и ряда других стран высветили и актуальность международного аспекта проблемы. Тем более после договоренности о прокладке мощного газопровода через Балтику в Европу.

Фундаментальность процессов, происходящих в современной хозяйственной жизни, как в нашей стране, так и в мире, заставляет вновь возвращаться к рассмотрению глубинных проблем экономической науки. Изучение проблем развития газопромышленного комплекса разработка на этой основе практических рекомендаций являются необходимым условием преодоления кризисного состояния российской экономики и создания предпосылок для устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и всего реального сектора экономики.

Разработка основных направлений государственного управления структурными преобразованиями в ГПК в целом и, Газпроме в частности, закладывает фундамент стратегического управления экономикой на основе рационального использования ресурсов страны и обеспечения адекватного управления экономикой в соответствии с объективно действующими закономерностями. Все вышесказанное определило актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время накоплено огромное количество научных работ, касающихся исследования топливно-энергетического комплекса России. Достаточно обширна литература, содержащая обобщения по разным аспектам функционирования ТЭК, газопромышленного комплекса.

В процессе работы над диссертацией были изучены труды видных российских и западных экономистов, что позволило проследить за эволюцией теоретических взглядов на процессы развития газопромышленного комплекса, и в частности выявить и сравнить наиболее важные концептуальные положения разработанных теорий, сопоставить с накопленным в мире и России опытом.

Среди авторов этих трудов особо следует выделить таких российских ученых как: А. Ф. Андреев, С. А. Березина, И. А. Булавинова, Н. И. Брагин, Е. В. Волянская, С. И. Востокова, С. А. Ваулина, А. И. Гриценко, И. И. Грызова, Т. В. Диденко, В. Ф. Дунаев, Т. Н. Егорова, Н. И. Епихова, И. Ю. Еремина, М. П. Жолнерович, Т. Л. Зайцева, В. Д. Зубарева, Л. Г. Злотникова, К. В. Захаров, Т. С. Зубкова, Л. В. Колядов, Л. А. Комарова, Э. А Крайнова, Крылов Н. А., И. К. Ларионов, С. Г. Лопатина, Ф. Р. Матвеев, Т. А. Митрова, М. В. Маккавеев, Н. В. Морозова, А. К. Максимов, В. И. Назаров, В. Д. Наливкин, В. И. Новичков, Г. И. Новак, Л. Н. Отвагина, Э. А. Павлинич, Н. Н. Пилипенко, С. А. Плис, Н. И. Рязанова, Г. П. Сверчков, О. А. Сергеева, И. Ф. Симонова, Е. А. Смирнова, А. А. Степанов, В. В. Тимофеев, В. Е. Хазанов, А. Б. Чикиров, В. А. Шпаков, З. Ф. Шпакова, В. И. Фейгин и др.

Среди зарубежных авторов важную роль в качестве отправной точки для проведенного исследования сыграли работы Дж. М. Кейнса, Дж. Гелбрайта, Ф. Кэне, К. Маркса, Д Рикардо, А. Смита, Дж. Макконелла, П. Самуэльсон, Стенли Брю, М. Фридмен, И. Шумпетера, и др.

При работе над диссертацией были использованы труды научных коллективов Российского государственного университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Московского государственного университета (МГУ), Российского государственного социального университета (РГСУ), Московского государственного индустриального университета (МГИУ), Института энергетической политики.

Кроме того, автор использовал материалы и документы Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы государственной статистики, Торгово-промышленной палаты (ТПП), Российского газового сообщества, Российского государственного архива научно-технической документации, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), консалтинговой компании «DeGolyer & MacNaughton», а также аналитические и нормативные материалы Газпрома.

Вместе с тем, многие аспекты развития газопромышленного комплекса России и Газпрома в теоретическом и методологическом плане исследованы недостаточно. Многообразие различных аспектов управления газопромышленным комплексом, актуальность поиска новых подходов к решению проблемы государственного управления структурными преобразованиями газопромышленного комплекса обуславливает важность проведения дальнейших научных исследований в этом направлении. Таким образом, выбор темы настоящего исследования помимо ее актуальности в значительной степени был обусловлен недостаточной теоретической разработанностью и освещенностью в экономической литературе проблем разработки основных направлений государственного управления структурными преобразованиями газопромышленного комплекса. Этим обуславливается выбор темы, целей, задач, объекта диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является оценка современного состояния ГПК и обоснование основных направлений государственного управления структурными преобразованиями газопромышленного комплекса России.

В соответствии с поставленной целью в диссертации осуществлялось решение следующих задач, определивших структуру работы:

— исследование экономико-исторических и теоретических аспектов становления управленческих основ в газопромышленном комплексе;

— проведение анализа состояния и тенденций развития государственного управления в ГПК России и Газпромеобозначение концептуальных направлений государственной экономической политики в области управления ГПК;

— систематизация методологических основ государственного управления структурными преобразованиями в газопромышленном комплексе;

— построение принципиальной модели функционирования ГПК России в современных экономических условиях;

— разработка блок-схемы управляющего алгоритма структурными преобразованиями в газопромышленном комплексе.

Объект исследования — отечественный газопромышленный комплекс.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе государственного управления структурными преобразованиями газопромышленного комплекса.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, экономического роста, экономической эффективности и безопасности, экономики труда, хозяйственного механизма, государственного регулирования, планирования и программирования, а также экономики промышленности.

В методологическую основу исследования были положены законы стоимости, спроса и предложения, закономерности менеджмента, разнообразные современные методы: системный подход, аналитический, комплексно-факторный, абстрактно-логический, экономико-статистический, методы анализа, обобщения и аналогии, сравнительных и экспертных оценок, статистической обработки данных.

Информационной базой исследования послужили статистические и другие информационные источники, материалы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность ГПК России и ОАО Газпром, экспертные заключения, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы в хозяйственной сфере.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: выявлены экономико-исторические и теретические аспекты становления управленческих основ в ГПК и ОАО Газпром в частностиопределены концептуальные направления государственной экономической политики в области управления газопромышленным комплексомсистематизированы методологические основы необходимости государственного управления структурными преобразованиями в ГПКпостроена принципиальная модель функционирования газопромышленного комплекса в современных экономических условиях;

— разработана блок-схема управляющего алгоритма структурными преобразованиями в газопромышленном комплексе.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— определены теоретические предпосылки государственного управления структурными преобразованиями в ГПКвскрыты проблемы в методологии государственного управления структурными преобразованиями в газопромышленном комплексе;

— предложены и обоснованы принципы государственного управления в газопромышленном комплексе;

— разработан комплекс мер по государственному управлению структурными преобразованиями в ГПК России.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы инвесторами, руководителями, специалистами организационно-правовых и планово-экономических служб, государственными структурами в процессе управления газопромышленным комплексом, а также в преподавании ряда социально-экономических дисциплин, в которых значительное внимание уделяется экономике, организации и управлению промышленностью.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы использованы в докладах на конференциях, опубликованы соискателем, часть из них применена в деятельности отдельных предприятий и организаций, а также использована в учебном процессе в вузах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст работы изложен на 169 страницах.

ВЫВОДЫ:

1. В газовой отрасли должны быть созданы равные, предсказуемые финансово-экономические условия для всех предприятий и компаний. При этом не менее важно стимулировать отрасль к конкуренции на рынке энергоносителей и в сфере развития процессов энергосбережения.

2. В области законодательной базы, прежде всего, предстоит решить задачу по четкому определению принципов государственной политики на среднеи долгосрочную перспективу, для чего необходимо разработать новые и внести изменения в действующие законы.

3 В газовой промышленности происходит научно-техническая революция, которая будет способствовать повышению эффективности технологических процессов разведки, транспортировки, переработки и использования газа и нефти. Развитие методов современной геологии, термодинамики, механики в условиях развитого компьютерного моделирования позволит найти пути решения вышеуказанных проблем.

4. Одной из приоритетных задач газовой отрасли в последние годы стало снижение аварийности и повышение промышленной безопасности. В связи с этим разработан и реализуется ряд целевых программ, в том числе программа реконструкции газотранспортной системы (ГТС).

5. Осуществление предлагаемых мер позволит уменьшить негативные последствия либерализации и усиления конкуренции на рынке газа и повысить устойчивость экономической стратегии России, что будет иметь большой народнохозяйственный эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Газовая промышленность России, представляющая сейчас многофункциональную полииндустриальную наукоемкую отрасль, оказывает значительное влияние на социально-экономическое положение в стране. Более того, располагая почти третью мировых разведанных запасов природного газа и занимая выгодное геополитическое положение на Евразийском континенте, Россия призвана играть важную роль в формировании и развитии мирового газового рынка. В этих условиях обеспечение стабильного и надежного функционирования газовой промышленности России является одним из важнейших государственных приоритетов.

Сегодня газовая промышленность России, функционирующая как Единая система газоснабжения (ЕСГ), развивается на основе использования результатов научно-исследовательских, проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ в области обоснования и развития сырьевой базыее структура охватывает геологию, разведку, разработку и обустройство месторожденийдобычу, транспорт, переработку газа и конденсатаподземное хранение и использование газа как химического сырья, моторного топлива и др.

Развитие газовой промышленности России, рост добычи газа в стране, интенсификация геологоразведочных работ, создание эффективного механизма экономического стимулирования развития этой отрасли при одновременном росте эффективности энергопотребления — абсолютно необходимое условие выхода экономики России на траекторию устойчивого развития, подъема уровня жизни населения, усиления геополитических и геоэкономических позиций в мире.

Природный газ — один из наиболее высокоэкономичных источников топливно-энергетических ресурсов. Он обладает высокой естественной производительностью труда, что способствует широкому использованию его во многих отраслях народного хозяйства. Благоприятные естественные предпосылки природного газа и высокий уровень научно-технического прогресса в его транспортировке во многом обеспечивает ускоренное развитие газодобывающей промышленности.

Наметившиеся проблемы развития ТЭК (инвестиционный упадок в одних его отраслях, деформированная структура инвестиций в других) являются во многом следствием запоздалой реакции государства на необходимость перехода от политики перераспределения существующих ресурсов к политике перспективного развития энергетического сектора.

В результате для ТЭК по-прежнему характерен ряд проблем системного характера, продолжающих в перспективе создавать препятствия для адекватного развития национального энергетического сектора. Среди них:

— неприспособленность структуры предприятий ряда отраслей ТЭК (электроэнергетика, газовая отрасль), законсервированной со времен административной экономики, к эффективному функционированию бизнеса в рыночных условиях;

— ориентация ТЭК на сырьевой экспорт вместо вывоза за рубеж продукции высоких стадий обработки, не способствующая максимизации выгод национальной экономики от экспорта (росту экспортных доходов, развитию перерабатывающих секторов), и дальнейшая эволюция этой тенденции в виде преобладающих инвестиций в добычу сырья;

— деформированная структура спроса на ряд энергоресурсов (электроэнергия, газ), возникшая в результате непропорциональной оценки их стоимости и не стимулирующая эффективное использование ресурсов и энергосбережение;

— низкий уровень организации энергетических рынков и развития конкуренции;

— неурегулированность принципов построения отношений государства и энергетических компаний, обуславливающая, с одной стороны, применение в целях решения краткосрочных проблем избыточных административных мер воздействия на ТЭК, ухудшающих предпринимательский климат в секторе в ущерб долгосрочным интересам его развития, а с другой стороны, низкий эффект реализации целей государственной политики в секторе;

— нерациональное расходование энергетических ресурсов;

— значительное отрицательное воздействие ТЭК на окружающую среду;

— недостаточные организация и эффективность внешнеторговой политики.

Перечисленные проблемы в большей или меньшей степени являются следствием:

— наследия административной экономики, выражающегося в сохранении структуры предприятий, рынков, мер государственного регулирования, неэффективных в условиях рыночной системы хозяйствованияотсутствия эффективной долгосрочно ориентированной и взаимосбалансированной государственной энергетической политики как интегральной составной части общей экономической политики государства, стабильных законодательно закрепленных правил ведения предпринимательской деятельности в ТЭК, адекватных механизмов прогнозирования общеэкономических и отраслевых тенденций развития и реагирования на внутренние и внешние вызовы (система обеспечения энергетической безопасности страны).

Проведенное диссертационное исследование еще раз подтвердило актуальность темы исследования и позволило сделать следующие выводы, рекомендации и предложения:

— При наличии богатейших природных ресурсов и уникальной транспортной инфраструктуры в газовом комплексе страны немало серьезных системных проблем.

— Природный газ является на сегодняшний день одним из наиболее экологически чистых видов топлива, тем не менее, задача минимизации вредного воздействия на окружающую среду при распределении и использовании природного газа в регионах достаточно важна, что подтверждается увеличением в целом негативного техногенного воздействия на природу в регионах и промышленных центрах.

— Производственная деятельность предприятий «Газпрома» связана со значительным техногенным воздействием на окружающую природную среду. Поэтому обеспечение экологической безопасности строительства и эксплуатации объектов, охрана труда и сохранение здоровья работников газовой отрасли — одно из приоритетных направлений.

— Государству не удалось сформировать эффективный механизм привлечения средств газодобывающих компаний в восстановление минерально-сырьевой базы.

— Учитывая, что энергоемкость экономики России на современном этапе в 2−3 раза превышает этот показатель для развитых стран, целью государственной политики в области энергопотребления является снижение энергоемкости.

— При разработке инвестиционных проектов газификации одним из определяющих факторов их экономической эффективности является адекватная оценка прогнозного спроса на газ со стороны газифицируемых потребителей. Проведение маркетинговых исследований с использованием специальных моделей поведения типовых категорий потребителей позволяет произвести укрупненную оценку эффективного спроса.

— В газовой отрасли должны быть созданы равные, предсказуемые финансово-экономические условия для всех предприятий и компаний. При этом не менее важно стимулировать отрасль к конкуренции на рынке энергоносителей и в сфере развития процессов энергосбережения.

— В области законодательной базы, прежде всего, предстоит решить задачу по четкому определению принципов государственной политики на среднеи долгосрочную перспективу, для чего необходимо разработать новые и внести изменения в действующие законы.

— В газовой промышленности происходит научно-техническая революция, которая будет способствовать повышению эффективности технологических процессов разведки, транспортировки, переработки и использования газа и нефти. Развитие методов современной геологии, термодинамики, механики в условиях развитого компьютерного моделирования позволит найти пути решения вышеуказанных проблем.

— Осуществление предлагаемых мер позволит уменьшить негативные последствия либерализации и усиления конкуренции на рынке газа и повысить устойчивость экономической стратегии России, что будет иметь большой народнохозяйственный эффект.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алимова Т, Малые предприятия в экономике России (статистический анализ)/ Предпринимательство в России. Ежеквартальный журнал Института стратегического анализа и развития предпринимательства. № 2 (13), 1998.-ее.43−56.
  2. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учеб. для вузов. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 364 с.
  3. А.А., Конопляник А. А., Курский А. Н., Мирончев Ю. П., Швембертер Ю. Н. Проблемы воспроизводства сырьевой базы, потребления, правового регулирования и привлечения инвестиций// Нефть России. М.: АОЗТ «Геоинформмарк», 2003.
  4. К. В России есть где развернуться / Нефть и газ Красноярского края становятся востребованными. Региональное приложение к журналу «Нефть и капитал», 2004.
  5. Н.А., Комарова А. В. Математические модели экономики: Учеб.-метод. пособие. — Новосибирск, 2005. — 136 с.
  6. А.А., Боксерман Ю. И. «Эпоха метана» и энергетическая база устойчивого развития// Внешнеэкономический бюллетень.- 2000. № 7.- С.57−69.
  7. А.А., Клокова Т. И., Баграмян И. С. Мировая торговля энергоресурсами// Евразийский рынок энергоресурсов: новые стимулы и приоритеты устойчивого развития: Докл. Междунар. науч. конф. 22−24 ноября 1994 г. М.: МТЭА, 2005. — С.41−56.
  8. Д. Развитие конкуренции в газовой промышленности// Политика в области конкуренции и реформа регулирования в газовой отрасли: Докл. Междунар. науч. конф. 24−25 сентября 2001 г. М., 2001. — С.85−125.
  9. А.О., Санин И. И. Менеджмент предпринимательских структур. Подольск: «Сатурн-С», 2006. — 432 с.
  10. Блохин О. А и др. Предупреждение возникновения и безопасная ликвидация открытых газовых фонтанов. М: Недра, 1987.
  11. А.П. Топливно-энергетический потенциал европейского Севера России. Состояние и стратегия освоения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1998. -№ 1−2.
  12. Ю.И., Ремизов В. В., Смирнов В А. Проблемы целостности единой системы газоснабжения. М.: ИНЭИ РАН, 20 005. 218 с.
  13. К. Развитие и направления политики в области природного газа в Европе// ТЭК 2001. — № 4. — С.103−104.
  14. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства/ Вопросы экономики, № 12, 2002. с. 66−78
  15. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов М. Инфра-М. 2005.-609 с.
  16. А.И. и др. Освоение скважин. Справочник. М: Недра, 1999.
  17. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека. // Мировая экономика и международные отношения. 2004.- № 9.- с. 25−29, № 10.-с.18−22.
  18. Временные методические указания по экономической оценке ресурсов нефти и газа. С-Пб.: ВНИГРИ, 1993.
  19. С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов в пяти томах. Том I. Пути сообщения и экономическое развитие России. Книга вторая. Часть первая. //М. Наука — 2004 — 647 с.
  20. Волгин Н. А, Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. -М.: Луч, 2004.-263с.
  21. Р. И. Состояние и тенденции развития предпринимательства в России / Газовая промышленность № 12, 2004, с. 27
  22. Газпром как заемщик: преодоление предубеждений/ под ред. А. К. Сизова. М.: Ренессанс-Капитал, 2002. — 56 с.
  23. А.И., Демин С. С., Орлов Ю. Н. Долгосрочное прогнозирование газового рынка: опыт сценарного программирования. М.: Институт энергодиалога «Восток-Запад», 2003. — 128 с.
  24. И.А. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 2. — С.98−119.
  25. И. «Вторая газовая директива» форсирует создание единого рынка голубого топлива в ЕС// Мировая Энергетическая Политика. -2003. № 11. — С.34−35.
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994 г.-№ 32.-Ст. 3301.
  27. Г. А., Прищепа О. М., Отмас А. А. Компьютерная технология анализа и экономической оценки инвестиционных проектов (программная система INVESTOR) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1997. — № 6. — с.51−52.
  28. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991.
  29. Гриценко, А И. Газовая промышленность России. Стратегия развития и научные проблемы. М.: РАО «Газпром». 2003.
  30. А.И. Геотехнологические проблемы развития и освоения сырьевой базы газовой промышленности в 21 в. / Геология нефти и газа, М. 2003, № 10, с. 21
  31. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 12.
  32. В. И., Романов М. А. Предпринимательство в современной России: социально-политический аспект // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. 2005. — N 6. — С. 6−12
  33. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике- экономические проблемы и поведение.- М.: Дело, 1995. 288 с.
  34. Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции/ Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. — 352 с.
  35. П. Специфичность активов и структура вертикальных отношений: эмпирические свидетельства // Природа фирмы. Под ред. О. И. Уильямсона и С.Дж. Уинтера. М.: «ДЕЛО», 2001.- С.175−205.
  36. Договор к Энергетической Хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада/ Под ред. А. А. Конопляника. М.: Междунар. отношения, 2002. — 632 с.
  37. Доклад об обеспечении надежности поставок природного газа в Европейскую часть зоны ЕЭК ООН: Газовый центр, Европейская экономическая комиссия ООН. Женева: ЕЭК ООН, 2003. — 25 с.
  38. Друкер П, Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Пер. с англ.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 285с.
  39. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб.: изд-во СПбУЭФ, 2004 — 116 с.
  40. Н.Е., Мати Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 1997
  41. Единая система газоснабжения. Проблемы перехода к рынку / Под ред Ю И. Боксермана, В. А. Смирнова. М.: ИНЭИ РАН, 20 003. — 224 с.
  42. О.М., Миловидов К. Н., Чугунов Л. С. и др. Стратегия развития нефтегазовых компаний. М.: Наука, 1998.
  43. Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. Пер. с англ. -М.: Изд-во «Де Ново», 1999.
  44. А.Е. Совершенствование финансового менеджмента рисковых видов страхования. М.: «Анкил», 2003. — 128 с.
  45. С.З. Основы энергетической дипломатии. М.: МГИМО (У) МИД России, 2002. — 627 с.
  46. Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 14б-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1″. (С изм. и доп. От 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.
  47. Иванова J1.H. Малое предпринимательство и занятость. М.//Наука -2004 96 с.
  48. Ю.А., Манукян К. П., Беджанян Г. Д. Экономические показатели эффективного функционирования газотранспортных систем стран СНГ// Проблемы экономики газовой промышленности. М.: Газоил пресс, 2001.-С 249−258.
  49. Т.В. Предпринимательство (правовые основы). -М.: Юрид. лит., 2004.- 176 с.
  50. А., Абрамов П., Сивцев К., Трубецкой К. Об экспорте российского газа.// Рынок ценных бумаг 1999, № 3.
  51. Ю.М. Роль страхования в преобразовании экономики России. СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1994. — 20 с.
  52. JI.A. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства/ Предпринимательство в России. Ежеквартальный журнал. ИСАРП. М., 1997, № 4(11), ее. 30−37.
  53. С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., 1956. с. 13
  54. Костин J1.A. Факторы повышения эффективности экономики в условиях рынка. М.: Знание, 1991. — 62 с.
  55. Ю.Д. Влияние конъюнктуры мировых энергетических рынков на рациональный экспорт российского газа // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 2. — С.169−171.
  56. А.А. От монополии к конкуренции// Нефть и Капитал. 2002. — № 3 — С.16−19.
  57. Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2004. — № 1 — С.83−112.
  58. Р.Г. Природа фирмы // Природа фирмы. Под ред. О. И. Уильямсона и С.Дж. Уинтера. М.: „ДЕЛО“, 2001.- С.33−111.
  59. Р.Г. Нобелевская лекция „Институциональная структура производства“// Природа фирмы. Под ред. О. И. Уильямсона и С.Дж. Уинтера. М.: „ДЕЛО“, 2001.- С.340−351.
  60. М. Газовая реформа Восточной Европы// Нефтегазовая вертикаль. 2003. — № 2. — С.24−26.
  61. В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора- Проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2003.-280 с.
  62. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. Новосибирск. ИЭиОПП СО РАН, 2002. — 146 с.
  63. Н.А. Проблемы нефтегазовой ресурсологии / Геология нефти и газа, М. 1998, № 10, с. 34
  64. МакКоннелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и практика В 2-х т. Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. М.: Республика, 1993.-400 с.
  65. А. Принципы экономической науки. В 3-х томах./Пер. с англ. М.: „Прогресс“, 1993.
  66. Э. Регулирование газового рынка и опыт Великобритании// Газ, энергия и возобновляемые источники в Великобритании: Тез. докл. семинар Бритиш Петролеум и МЭРТ РФ в Центре Стратегических Разработок. 23−24 июля 2002 г. М., 2002. — 28 с.
  67. А.А. Мировая энергетика и Евразийское энергетическое пространство. М.: Энергоатомиздат, 2005. — 280 с.
  68. А.А., Макарова Т. Е., Шевчук Л. М. Газовая промышленность в энергетической стратегии России до 2020 г.// Газ и энергоэффективность. 2000. — № 11. — С.35−42.
  69. Т.Е., Шевчук JI.M., Погребной П. И. Экономическая оценка перспектив развития газовой промышленности в новой редакции „Энергетической стратегии России“// Известия Академии наук Энергетика. -2000. -№ 4. С.3−10.
  70. A.M. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М.: ВНИИОЭНГ, 1997. — 328 с.
  71. А.И. Парадоксы либерализации// Газпром. 2004. — № 5. — С.15−17.
  72. Механизм совершенствования антимонопольногозаконодательства в области поставок газа на российских товарных рынках/ Под ред. А. Е. Шаститко. М.: Бюро экономического анализа, 2001. — 166 с.
  73. А.В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК за рубежом. ЯЭК. М, 2001 г., № 2, С. 46−47.
  74. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 августа 1998 г.-31.-Ст. 3824.
  75. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. М.: Фонд экономической книги „НАЧАЛА“, 1997. — 180 с.
  76. Нефть и газ: Мировой рынок природного газа в 1998 Г.//БИКИ 1999 № 133.
  77. Нефть и газ: Прогноз добычи и спроса на нефть и природный газ // БИКИ, 1999 № 143.
  78. А.Н. Институциональная экономика. — М.: Вопросы экономики, ИНФРА-М, 2004. — С. 264—270.
  79. Очерки истории российской экономической мысли. Под ред. акад. Л. И. Абалкина, Монография М. // Наука 2005 — 366 с.
  80. В., Савушкин С. Перспективы освоения нефтегазовых месторождений Восточной Сибири// Нефть и капитал № 11, 1999.
  81. Перспективы развития электроэнергетики ОАО „Газпром“ / Промышленность России. 1999 № 2.
  82. Природный газ / Под ред. P.JT. Басби, пер. с англ. М.: ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2003. — 240 с.
  83. Проблемы развития газовой промышленности Российской Федерации и стратегия государственного регулирования отрасли/ Под ред. А. Е. Шаститко. М.: Бюро экономического анализа, 2001. — 174 с.
  84. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. РД 08−200−98. Госгортехнадзор России. М., 1998.
  85. Правила пользования электрической и тепловой энергией. 3-е изд. М., 1982 С. 3,78.
  86. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес (итоговый аналитический отчет) Московский общественный научный фонд. Москва, сентябрь 2002 г.
  87. Распоряжение Правительства РФ „Об утверждении Энергетической стратегии РФ на период до 2020 г.“ от 28 августа 2003 г. № 1234-р.
  88. В.И., Боксерман Ю. И., Бесчинский А. А. Роль природного газа в мировой энергетике будущего// Газовая промышленность. -1996.-№ 1−2.
  89. Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений. РД 153−39−007−96.-М.: Минтопэнерго, ОАО ВНИИ им. акад. А. П. Крылова. 1996.
  90. Регламент составления проектов и технологических схем разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений. РД 39−147 035−20 786. -М.: Миннефтепром, 1986.
  91. Резуненко В И., Урсул, А Д. Вклад газовой индустрии в стратегию устойчивого развития / Газовая промышленность № 12,2005, с. 53
  92. Российский статистический ежегодник 2004, Стат. Сборник. М. Госкомстат -2005, 790 с.
  93. С. В. Особенности распределения прибыли предприятий в России // Поволжский гуманитарный журнал. 1999. № 1.
  94. О.Н. Правовые вопросы газоснабжения. М., 1961. С. 158 159.
  95. Г. П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации. (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит). Учебное пособие. М.: „Анкил“, 1998. — 208 с.
  96. Ю.В., Бесчинский А. А. Возможная роль российского природного газа в социально-экономическом развитии евразийского пространства в XXI в.// Проблемы прогнозирования. 2003. — № 5−6.
  97. Стратегия развития газовой промышленности России/ Под ред. Р. И. Вяхирева и А. А. Макарова. М.: Энергоатомиздат, 1997. — 344 с.
  98. Смит, А Исследование о природе и причинах богатства народов/ Антология экономической классики. Т.1. М.: Экономика, 1993 — с. 376.
  99. Совершенствование технологических процессов при разработке месторождений полезных ископаемых», НТЦ «Кузбассуглетехнология», Кемерово, 1997., С. 11−18.
  100. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. М.: Госкомстат, 2000- 2005 — № 33 — 45.
  101. Статистический сборник «Социальное положение и уровень жизни населения России», Госкомстат России, Москва, 2004, с 305.
  102. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под редакцией Гранберга А. Г. М. Финансы и статистика, 1990,347 с.
  103. ЮЗ.Степанян Т. М Предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы: Учеб. пособие М. РГОТУПС 2004,207 с.
  104. Трансформация социально-экономических отношений российского общества. Под ред. д.э.н. Карпухина Д. Н. и д.э.н. Сорокина Д. Е. /М., ИЭ РАН 2004 — 350 с.
  105. ТЭК важнейшая структура российской экономики .// Промышленность России. 1999, № 3.
  106. О. Введение// Природа фирмы. Под ред. О. И. Уильямсона и С.Дж. Уинтера. М.: «ДЕЛО», 2001. — С. 11−32.
  107. О. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка// Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 33−53.
  108. О. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации// Уроки организации бизнеса. СПб.: Лениздат, 1994.-С. 61−71.
  109. О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация/ Пер. с англ., под ред. В. С. Катькало. СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.
  110. Ш. Фейгин В. Газовая промышленность России, состояние и перспективы.//Вопросы экономики. 1998 № 1.
  111. Ш. Халсос О. С. Антимонопольное управление Норвегии о перспективах развития рынка газа// Политика в области конкуренции и реформа регулирования в газовой отрасли: Докл. Междунар. науч. конф. 24−25 сентября 2001 г. М., 2001. — С.72−79.
  112. ПЗ.Шамхалов Ф. Государство и экономика: Власть и бизнес. — М.: Экономика, 1999. —С. 32.
  113. A.M. Энергоснабжение предприятий: Правовые вопросы. М., 1990. С. 8−9.
  114. А.Е. Новая институциональная экономическая теория. -М.: ТЕИС, 2002.-519 с.
  115. Л.М., Лукьянов А. С., Кудрявцев А. А. Риск-анализ в задачах стратегического планирования для крупных энергетических компаний// Известия Академии наук. Энергетика. 2000. — № 2. — С.52−64.
  116. А.А. Российский газ в Центральной и Восточной Европе. -М: Издательство «Дело и Сервис», 1999. 174 с.
  117. Ш. Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М, 2004-
  118. Н. Экономика и общество. // Вопросы экономики, 2005,1.
  119. А. Курс предпринимательства: практическое пособие./ Пер. с англ. -М.: Междунар. отношения, 1993. 352 с.
  120. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. Под ред. Злобина Б. К. М.: Экономика, 2005, — 450 с.
  121. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности. Под ред. В. Ф. Дунаева / ЦентрЛитНефтеГаз, М. -2004, с. 368
  122. Экономика отрасли/ Под ред. А. С. Пелиха. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-448 с.
  123. Энергетика и общество. Роль газовой промышленности в интеграции стран СНГ/ Под ред. А. А. Бесчинского. М.: Газоил пресс, 1998 -164 с.
  124. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998. 848 с.
  125. В.М. Основные этапы развития добычи нефти в бывшем СССР// Разработка нефтяных и нефтегазовых месторождений: состояние и пути их решения. Материалы совещания. Г. Альметьевск. сентябрь, 1995. М.: ВНИИОЭНГ, 1996.
  126. Ю.В., Пирогов Е. В., Попов Б. Е. Закономерности и перспективы цикличной динамики науки, культуры и образования. АНХ при Правительстве РФ — Ассоциация «Прогнозы и циклы». М.: 1996. -128 с.
  127. Яковец Ю. В, Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999. — 448 с,
  128. A Brief History of Natural Gas// Report of the International Institute for Applied Systems Analysis (IIASA). Kyoto Council Meeting. October 2−5, 2000.- Kyoto, Japan.
  129. A New Vision For Natural Gas Regulation/ Interstate Natural Gas Association of America. Washington, D.C.: Interstate Natural Gas Association of America, 2000. — 9 p.
  130. A Response by Energy Markets Limited. Energy Markets Limited to Ofgem Consultation Paper. The New Gas Trading Arrangements- Further Reform of the Gas Balancing Regime. London: Energy Markets, 2001. — 36 p
  131. Average Natural Gas Prices Monthly. 2003/ U.S. Department of Energy (DOE), Energy Information Administration. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2004. — 14 p.
  132. Balancing Natural Gas Policy Fueling the Demands of a Growing Economy. — Volume II (Integrated Report). — Washington, D.C.: National Petroleum Council, 2003. — 148 p.
  133. Balocco F. The Industrial Consumer s View// Eurogas Seminar. 20 November 2002. Brussels, 2002. — P.13−17.
  134. BP Statistical Review of World Energy 2003. London: Paufflay, 2003.-41 p.
  135. Campbell N. Gas to carve lion’s share of UK power// Petroleum Argus.- 2000. November Issue. — P. 1−2
  136. Chalabi F. J. The Impact of Oil Prices on Natural Gas Supply and Demand Balance. London: Centre for Global Energy Studies, 1999. — 14 p.
  137. Davies P The New Challenge of Natural Gas// OPEC and the Global Energy Balance: Towards a Sustainable Future: Conference 28 September 2001 -Vienna, 2001.-P.23−28.
  138. Derivatives and Risk Management in the Petroleum, Natural Gas, and Electricity Industries. Energy Information Administration. U.S. Department of Energy (DOE). Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2002. — 117 P
  139. De Vany A., Walls D. The Emerging New Order in Natural Gas: Markets versus Regulation. Quorum Books, 1995. — 136 p.
  140. Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of 22 June 1998 concerning common rules for the internal market in natural gas// Official Journal of the European Communities. 1998. — P. 1−12.
  141. Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/30/EC// Official Journal of the European Communities. -2003. -P.57−78.
  142. Energy Policies of IEA Countries 2001 Review/ International Energy Agency. Paris: IEA Publications, 2002. — 360 p.
  143. J., Мое A., Martinsen K. D. The Development of European Gas Markets: Environmental, Economic and Political Perspectives. London.: F. Nansen Institute, 1995. — 375 p.
  144. Eurogas Annual Report 2002/ Eurogas. Brussels: Foretemps Brussels Liege, 2003.-32 p.
  145. Eurogas Study on Oil-Gas Price Linkage in the European Union/ Eurogas. Brussels: Foretemps Brussels Liege, 2001. — 11 p.
  146. European Border Price Estimates// World Gas Intelligence. Issue: Wednesday, October 22,2003.
  147. European SpotGasMarkets. ESGM 9.088. — London, 2003. — 8 p.
  148. Finon D., Lamort F., Quast 0., Song K. La dynamique d’organisation des industries de reseaux energetiques: 1'apport des approches de la Nouvelle Economie Institutionnelle. Grenoble: Institut d’Economie et de Politique de l’Energie, 1996.-49 p.
  149. Finon D., Locatelli C. The liberalisation of the European gas market and its consequences for Russia. Grenoble: Institut d’Economie et de Politique de l’Energie, 2002. — 14 p.
  150. Gas And Power Prices For Major US And European Hubs// World Gas Intelligence. Issue: Wednesday, November 5, 2003.
  151. Green Paper. Towards a European strategy for the security of energy supply/ European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2001 — 105 p.
  152. Heinkel J., Trapmann W. Price Volatility In Natural Gas Markets// DOE/NARUC Conference. May 10,1998. Washington, D.C., 1998. — 22 p.
  153. I&C Energy Snapshort// Heren Index Monthly Supplement. Issue: September 2003.
  154. IEA Monthly Natural Gas Survey 2001/ International Energy Agency. Paris: IEA Publications, 2002. — 84 p.
  155. International Energy Outlook 2001/ U.S. Department of Energy, Energy (DOE), Information Administration. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2001. — 232 p.
  156. International Energy Outlook 2004. / U.S. Department of Energy, Energy (DOE), Information Administration. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2004. — 244 p.
  157. Introduction to the IPE. London: The International Petroleum Exchange of London Limited, 2002. — 18 p.
  158. Japan 1999 Review. Energy Policies of IEA Countries/ International Energy Agency. Paris1 IEA Publications, 1999. — 162 p.
  159. Juris A. Competition in the Natural Gas Industry// Public Policy for the Private Sector. The World Bank Groupe. 1998. — Note No.137. — 8 p.
  160. Juris A. Development of Competitive Natural Gas Markets in the United States// Public Policy for the Private Sector. The World Bank Group. 1998. -NoteNo.141.-8p.
  161. Juris A. Market Development in the U.K. Natural Gas Industry. -Washington, D.C.: The World Bank Group, 1998. 47 p.
  162. Juris A. The Emergence of Markets in the Natural Gas Industry. -Washington D.C.: The World Bank Group, 1996. 29 p.
  163. Lerberg B.E. Norwegian Experience in Developing Petroleum Policies and Administration. Oslo: Ministry of Petroleum and Energy, 1997. — 25 p.
  164. MacAvoy P. W. The Natural Gas Market: Sixty Years of Regulation and Deregulation. New Haven, Conn.: Yale University Press, 2000. — 140 p.
  165. Mariner-Volpe В., Trapmann W. The U.S. Natural Gas Markets and Industry. Washington, D.C.: Energy Information Administration, 2003. — 38 p.
  166. Masten S., Crocker K. Efficient Adaptation in Long-term Contracts: Take-or-Pay Provisions for Natural Gas// American Economic Review. 1985. -№ 75. — P.2−130.
  167. Morita K. Gas for Oil Markets// The Royal Institute of International Affairs Briefing Paper. 2000. — New Series No. 12 February. — 12 p.
  168. Natural Gas Imports, Exports, and Net Imports 1949−2002/ U. S Department of Energy (DOE), Energy Information Administration. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2002. — 164 p.
  169. Prospects for Russian Gas Sales to Europe/ World Bank Report. -Washington, D.C.: The World Bank Group, 1992. — 162 p.
  170. Regulatory Reform: European Gas/ International Energy Agency. -Paris: IEA Publications, 2000. 122 p.
  171. Risk Management with Natural Gas Futures and Options. NY: Publications Office New York Mercantile Exchange, 2002. — 82 p.
  172. Running Short of Gas. The Outlook for UK and Irish Gas Markets. -Wood Mackenzie, 2001.
  173. Spain: Government to Auction the Algerian Gas Contract// NERA Global Energy Regulation Newsletter. 2001. — № 4. — P.7.
  174. Stanislaw J. Emerging Global Energy Companies: Eye on the 21st Century. Massachusetts: Cambridge, U.S., 1995. — 14 p
  175. Stern J. Traditionalists Versus The New Economy: Completing Agendas For European Gas Markets to 2020// RIIA Briefing Paper. 2001. — No. 26 -7p.
  176. Thomas D. LNG as a Deepening Short-Term Spot Market// IBC European Gas Conference. 4 July 2001. Amsterdam, 2001. — P.41−46.
  177. UK energy trading unaffected by takeovers: RWE Trading// Platts. -2002. October 30 Issue. — P.2.
  178. U.S. Natural Gas Markets: Mid-Term Prospects for Natural Gas Supply/ U.S. Department of Energy (DOE), Office of Integrated Analysis and Forecasting. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2001. — 85 p.
  179. Van Oostvoorn F. Gas Market Liberalisation In Europe: Outlook for Gas Prices and Trade// IAEE Newsletter. 2001. — First Quarter Issue. — P.4−9.
  180. Walet K., Jong C. What becomes the leading Hub in Europe? -London: Maycroft Consultancy Services, 2003. 14 p.
  181. World Energy Outlook 2000/ International Energy Agency. Paris: IEA Publications, 2000. — 457 p.
  182. World Energy Outlook 2001/ International Energy Agency. Paris: IEA Publications, 2001. — 422 p.
  183. Yergin D. Preempting a Natural Gas Crisis// Natural Gas Summit Sponsored by the US Secretary of Energy and the National Petroleum Council: Special Report. June 26,2003. Washington, DC, 2003. — 11 p.
  184. Yergin D., Stoppard M. The Next Prize// Foreign Affairs. 2003. -November Issue. — P. 43−44.
Заполнить форму текущей работой