Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональная конфликтология: исследовательская парадигма: социолого-управленческий аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Институционализация данного исследования может быть продуктивно применена федеральными и региональными органами власти для организации и осуществления мониторинга и оперативного управления региональными конфликтами. Результаты экспертного опроса могут рассматриваться для выработки эффективной региональной политики в управлении конфликтамиприменены для… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ
    • 1. 1. Теоретические и методологические проблемы становления конфликтологической парадигмы
    • 1. 2. Эволюция формирования отечественной конфликтологии
    • 1. 3. Проблемы и перспективы науки о региональных конфликтах
  • II. СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ: НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Основные факторы, оказывающие определяющее воздействие на характер конфликтов в регионах России
    • 2. 2. Функциональность и дисфункциональность региональных конфликтов
    • 2. 3. Управленческие воздействия на региональные конфликтологические процессы

Региональная конфликтология: исследовательская парадигма: социолого-управленческий аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Необходимым и перспективным для современного этапа развития России является определение четких теоретико-методологических, фундаментальных и прикладных знаний о закономерностях возникновения, развития и завершения* конфликтов на региональном уровне, а также выявление адекватных для российских регионов способов предупреждения, урегулирования и конструктивного управленческого воздействия на них.

Региональная конфликтология, как одна из наиболее молодых отраслей отечественной конфликтологии, начала формироваться во второй половине 1990;х гг., что связано со стремлением социологической науки полнее осмыслить особенности возникновения конфликтов в различных регионах России. В нашей стране сама реальность дает огромный пласт эмпирического материала. Нужны были знания, которые можно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и регулирования сложных социальных конфликтов с учетом специфики российских регионов.

Российские ученые стремятся системно представить теоретические и методологические основы региональной конфликтологии, причем интенсивность проводимых исследований, анализ имеющегося научного багажа, проблем и перспектив, возникающих на этом пути, позволяют достичь большей эффективности в деятельности управляющих государственных и региональных органов власти по предупреждению, регулированию и разрешению возникающих конфликтов в регионах России.

Социально-экономические и политические реформы в стране, становление рыночных отношений, сопровождающиеся социальным недовольством части населения, и политическая нестабильность в ряде регионов России, межнациональные и межэтнические конфликты, латентная эскалация религиозных и конфессиональных противостояний, слабо управляемые миграционные процессы привели к необходимости изучения теоретической и прикладной значимости региональной конфликтологии.

В современной России затруднено понимание сущности и специфики региональных конфликтов в силу того, что руководство страны только учится предвидеть, правильно оценить характер, интенсивность и степень опасности латентных конфликтов. Постоянные всплески локальных конфликтов являются доминирующим и решающим фактором, создающим угрозу национальной безопасности России и ее гражданам.

Острота и масштабы возникающих проблем и возможности их влияния на общественную ситуацию в целом актуализируют задачу разработки и реализации эффективных механизмов управленческого воздействия на региональные конфликтологические процессы. Поэтому необходимо углубленное содержание конфликтологической парадигмы, понимание как деструктивной, так и конструктивной роли и функциональность конфликтов в стабильном развитии регионов и страны в целом.

О степени разработанности темы свидетельствует результат обзора «содержания научных трудов зарубежных и отечественных ученых, посвященных анализу теоретико-методологических проблем российской конфликтологии. В исследовании этих и связанных с ними проблем посвятили свои работы российские ученые, А .Я. Анцупов, A.B. Глухова, A.B. Дмитриев, В. В. Дружинин, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов, В. Н. Кудрявцев, JI.A. Нечипорен-ко, Е. И. Степанов, Э. Р. Тагиров и др.

Исследованию теоретических и практических проблем разрешения конфликтов посвящены работы таких авторов, как А. Я. Анцупов, В. В. Бойко, В. П. Галицкий, А. И. Каменев, А. Г. Ковалев, М. М. Лебедева, Н. Ф. Феденко, В. М. Шевцов и др. В их трудах используются многие идеи зарубежных ученых, таких как Дж. Бертон, К. Боулдинг, П. Бурдье, М. Вебер, Д. Галтунг, Э. Гидденс, Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Коллинз, Л. Крисберг, Н. Луман, К. Маркс, Р. Мертон, Р. Парк, Т. Парсонс, П. Сорокин, М. Фуко, Ю. Хабермас и др.

Преобладающей методологической ориентацией в отечественных конфликтологических работах является системный подход (В.Г. Афанасьев, A.B. Дмитриев, В.И. Новосельцев). В процессе трансформации российского общества наиболее эффективным при анализе концептуальных и технологических проблем конфликтологии является субъектно-деятельностный подход (К.А.

Абульханова-Славская, Л. П. Буева, В. И. Иванов, М. С. Каган, Ю. Н. Козырев, В. М. Левин, А. Н. Леонтьев, В. М. Межуев, Л. И. Никовская, Ю. К. Плетников и др.). Сущность и содержание конфликта, социально-философский подход анализируется в работах О. Ю. Ефремова, А. Е. Кащаева, Т. В. Керимовой, Л. А. Нечипоренко, В. А. Светлова, В. М. Юрченко. Разработке организационно-методических и технологических проблем посвящены работы таких авторов как В. И. Андреева, Н. В. Гришиной, Л .Я. Дятченко, М. М. Лебедевой, Л.М. Ро-маненко, В. П. Шипилова, Л. Н. Цой и др.

Специфические проявления функций и характерных черт региональных конфликтов в различных областях общественной жизни представлены: в области внутренней и внешней политики и правовой деятельности (А.В.Глухова, З. М. Зотов, В. Н. Кудрявцев, М. М. Лебедева, П. П. Лопата, М. Н. Руткевич, Р. Ф. Туровский, А. Н. Чумиков и др.) — в области регионоведения, экономики региона (С.О. Алехнович, В. А. Ачкасова, И. Н. Барыгин, В.И. Бо-рисевич, Н. М. Межевич и др.) — межнациональных и межгрупповых отношениях (В.А. Авксентьев, М. А. Аствацатурова, Г. Д. Гриценко, Г. С. Денисова, A.B. Дмитриев, Л. М. Дробижева, В. Н. Иванов, Э. Р. Тагиров, В. А. Тишков, Л. Л. Хоперская и др.).

Конфликты на региональном уровне, их диагностика и анализ, региональное управление, социальное управление, проблемы моделирования, экспертизы и урегулирования рассматриваются в работах К. Н. Андреева, Е.М. Ба-босова, И.В. Бестужева-Лады, В. И. Бодякина, М. К. Горшкова, A.M. Киселёвой, H.A. Костко, В. В. Маркина, П. М. Нестерова, А. П. Нестерова, В. Д. Нечаева, Л. Н. Новицкой, О. М. Роя, В. М. Сергеева, Ю. П. Чаплыгина, В. А. Шульги и др.

Анализ вышеуказанных источников показывает, что в имеющейся научной литературе недостаточно разработаны теоретические вопросы, связанные с анализом региональных конфликтов, основных факторов возникновения и их влияние. Сложившиеся в современной науке подходы к изучению конфликтов не в полной мере раскрывают особенности технологии управленческого воздействия на региональные конфликтологические процессы, что обуславливает потребность в дальнейших исследованиях в области социологии управления.

Гипотеза исследования: разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии, а также методы своевременного выявления, изучения и активного управленческого воздействия на региональные конфликтологические процессы повышает эффективность развития и безопасность как регионов, так и страны в целом.

Объект исследования — региональный конфликт (многоуровневый) как системное явление.

Предмет исследования — научная парадигма региональной конфликтологии (социолого-управленческий аспект).

Цель исследования — анализ научных предпосылок и результатов становления региональной конфликтологии, содержащихся в разнообразных методологических и теоретических подходах к осмыслению конфликта как социального феномена и исследование методов управленческого воздействия на него.

Научная задача — разработка предметного поля региональной конфликтологии и анализ региональных конфликтов в социально-управленческом аспекте.

Исследовательские задачи:

• проанализировать теоретико-методологические особенности формирования российской конфликтологии;

• выделить проблемы и перспективы науки о региональных конфликтах;

• выявить основные факторы, влияющие на возникновение региональных конфликтов;

• показать функциональность и дисфункциональность регионального конфликтаосуществить анализ важнейших функций региональных конфликтов;

• сформулировать и уточнить основные способы урегулирования региональных конфликтов и общие принципы управленческого воздействия на региональные конфликтологические процессы;

• исследовать и по возможности уточнить теоретико-методологические основы региональной конфликтологии.

Источниковую базу диссертации представляют труды и исследования отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области социологии, философии, психологии, экономики, политологии по разработке конфликтологической парадигмынаучные публикации.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные концепции, изложенные в работах ведущих ученых по проблемам социологии конфликта, социального управлениярезультаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области управления регионами. Специфика диссертационного исследования обуславливает применение сочетания способов и методов социологического исследования: системного, комплексного (междисциплинарного на социологической основе), институционального, субъектно-деятельностного, факторного, структурно-функционального, социолого-управленческого, компаративного (сравнительного), конкретно-исторического подходов.

Эмпирическая база исследования: результаты социологического исследования, проведенного сотрудниками Института социологии РАН и Южного научного центра РАН в 2007 г. в рамках проекта «Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии» по Россииконтент-анализ документов, прессы.

Научная новизна работы заключается в разработке основных методологических и теоретических подходов региональной конфликтологии, исследовании проблем и перспектив формирования науки и раскрытии механизмов управленческого воздействия на региональные конфликтологические процессы.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой теоретико-методологических основ и созданием теоретической модели региональной конфликтологии, что обогащает предметную область конфликтологии и социологии управления. Теоретические положения, разработанные в диссертации, и результаты исследования углубляют разрабатываемую парадигму конфликтологии и могут быть использованы для анализа, прогнозирования и урегулирования региональных конфликтов в современном российском обществе.

Практическая значимость исследования. Институционализация данного исследования может быть продуктивно применена федеральными и региональными органами власти для организации и осуществления мониторинга и оперативного управления региональными конфликтами. Результаты экспертного опроса могут рассматриваться для выработки эффективной региональной политики в управлении конфликтамиприменены для создания комплексного механизма взаимодействия региональных властей со специалистами (конфликтологами, экономистами, политологами, правоведами) при разработке нормативно-правовых актов и управленческих решений по вопросам регулирования региональных конфликтов. Основные положения исследования могут найти применение при преподавании курса конфликтологии, социологии, политологии, регионоведения, социологии управления и др.

Апробация научных результатов осуществлялась автором через участие в исследовании в рамках проекта «Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии», проводимого Институтом социологии РАН и Южным научным центром РАН (2007 г.). Основные положения и результаты диссертационного исследования прошли апробацию на Восьмой экспертной встрече «Региональные аспекты восприятия проблем экстремизма и терроризма» по проекту «Терроризм в XXI веке: истоки и меры противодействия (Москва, Федерация мира и согласия, 22 ноября 2006 г.) — конференции «Регионы России: власть и общество в условиях социальных рисков. Проблемы безопасности» (Казань, 28−29 ноября 2007 г.) — 10-й Международной научной конференции «Ильенковские чтения. Ильенков и диалектическая традиция в философии» (Москва, Современная гуманитарная академия, 24−25 апреля 2008 г.). Основные результаты работы изложены автором в четырех публикациях, в том числе в двух журналах, рекомендованных ВАК России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе становления российской конфликтологии, как самостоятельной отрасли знаний, складываются научные направления, школы, выделяются прикладные разделы, эмпирические составляющие, формируется система специальной подготовки и обмена опытом, создаются конфликтологические центры и службы, проводятся фундаментальные и прикладные исследования. Конфликтология все отчетливее приобретает облик самостоятельной дисциплины. Учитывая сложившуюся ситуацию в конфликтологии, в диссертации предпринимается попытка уточнить, дополнить, скорректировать ее понятийный аппарат, способствующий дальнейшему развитию практического механизма конструктивного конфликтологического взаимодействия.

2. Региональная конфликтология представляет сегодня одно из наиболее перспективных и востребованных направлений исследования, т.к. все реальные конфликты, происходящие в России, не могут быть изучены без учета специфики конкретного региона. Вместе с тем обобщение специфических черт ряда региональных конфликтов позволяет сформулировать и их отличие от конфликтов на уровне всей страны, выделить общие причины роста конфликтности в России.

3. Объяснение происходящих социально-экономических, политических, миграционных процессов в регионах России, их влияние на возникновение и развитие конфликтов является необходимым для прогнозирования и своевременного применения социальных и политических технологий по урегулированию и минимизации негативных последствий.

4. Анализ природы функциональности и дисфункциональности региональных конфликтов является необходимым условием оптимизации и самосовершенствования той социальной системы, в которой присутствует напряженность. Учитывая конструктивную и деструктивную роль конфликта, их переменчивость на различных стадиях его развития можно определить направление и возможные последствия, а также использовать положительный потенциал в целях развития региона. Главным условием актуализации конструктивной функциональности социальной конфликтности являются факторы управляемости и регулируемости последней.

5. Полученные научные данные, конфликтологический исследовательский подход позволили извлечь наиболее значимые практические знания для сферы управления региональными конфликтами, сформулировать рекомендации для проведения региональной экономической и социальной политики с целью снижения социальной напряженности и принятия адекватных управленческих решений органами власти по урегулированию конфликтов в регионах России.

Специфика управления конфликтами федерального, регионального и муниципального уровней характеризуется степенью их возможностей, ответственности и влияния на локальные конфликты. Региональная власть, непосредственно связанная с жизнедеятельностью социальных общностей, потенциально обладает большими возможностями для тщательного изучения кон-фликтогенных факторов, зон и устранения реально существующего конфлик-тогенного потенциала. Она первая осведомлена, что происходит «на местах», способна своевременно отслеживать динамику конфликтных процессов на основе независимой экспертизы и постоянного мониторинга конфликтоген-ных факторов и первой предупреждать по властной вертикали о зарождении конфликта, осуществлять диагностику, управление и последующее их урегулирование. Конкретные материалы исследований региональных конфликтов позволяют разработать прикладные технологии управленческого воздействия, выдвинуть предложения властным структурам по пересмотру и определенной корректировке принимаемых решений с целью устранения деструктивных конфликтогенных факторов.

6. Освоение российского конфликтологического опыта, обобщение накопленного разнородного эмпирический материала, региональных исследований, изучение роли региональных аспектов и основных факторов, влияющие на конфликтологические процессы, анализ проблем урегулирования региональных конфликтов позволяют разработать теоретико-методологический аппарат региональной конфликтологии как отраслевого уровня конфликтологической науки. Научное обоснование условий возникновения и развития региональных конфликтов может дать много интересных специфических закономерностей, а использование в полной мере многообразие моделей анализа конфликтов, синтез их частей эффективны применительно к определенным региональным конфликтам в зависимости от предмета анализа, исследовательской задачи.

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Углубленный анализ существующей конфликтологической парадигмы с учетом накопленного эмпирического материала об активизации региональных, межнациональных противоречий, выявление и изучение причин их возникновения позволяет сделать определенные выводы о разработке теоретико-методологических и научно-практических основ региональной конфликтологии. А своевременное и активное управленческое воздействие на региональные конфликты, предложенные рекомендации по совершенствованию использования этого средства повышает эффективность национальной и региональной безопасности страны.

Нарастание российского конфликтологического опыта, разработка теоретико-методологического аппарата региональной конфликтологии как отраслевого уровня конфликтологической науки позволяет в полном объеме систематизировать и обобщить накопленный разнородный эмпирический материал по представленной проблеме, а также реализовать перспективы рационального использования полученных данных, эффективно решать практические задачи региональной политики.

Проведенное эмпирическое исследование позволило изучить региональные конфликтные процессы, определить основные конфликтогенные факторы, оказывающие существенное влияние на напряженность в регионах России: экономические, политические и миграционные.

К экономическому фактору следует отнести проводимую экономическую политику центральными органами власти, которые практически перестали участвовать в экономике региона, недостаточность объема собственных средств для обеспечения стабильного и устойчивого социально-экономического развития. Отмена государственной поддержки развитию промышленности, развал основных предприятий, слаборазвитая односторонняя социально-экономическая инфраструктура, увеличением дифференциации доходов населения, ослабление экономических связей с другими регионами России проявляется значительным числом депрессивных регионов. В целом эксперты особо акцентируют внимание на экономическую обусловленность региональных конфликтов, связанную с борьбой за распределение ресурсов, за право контролировать их использование, латентным характером криминализации экономики.

Политический фактор характеризуется сменой политической структуры и характера властных структур, ослаблением роли государственного управления регионами, законодательных органов власти различных уровней, отсутствием единой нормативной базы взаимодействия центра и региона.

Социально-экономическая политика региональных и муниципальных властей провоцируют конфликты: между региональной государственной властью и местными органами самоуправленияв структурах региональных органов государственной власти (между исполнительной и законодательной ветвями власти), в структурах местного самоуправлениямежду местными властями и избирателямимежду малым бизнесом и мэриями крупных городовсоциально ущемленными группами населения, муниципальными и региональными властями. Однако эти конфликты слабо исследуются конфликтологами.

Фактическое отсутствие публичной политики, исключение региональных элит из числа субъектов политического процесса, сохранение коррупции, срастание государственных чиновников с бизнесом и организованной преступностью привели к ослаблению суверенитета государственной власти, межрегиональных связей внутри страны.

Третий фактор, связанный с неконтролируемыми миграционными процессами в каждом регионе имеет свой масштаб, специфику и этносоциальную окрашенность. Для Дальневосточного федерального округа характерен неуправляемый миграционный отток коренного населения и постепенное заселение азиатским населением путем целенаправленной и масштабной демографической экспансии с последующим изменением этнического баланса в свою пользу.

Для всех активных в экономическом отношении регионов России характерна незаконная миграции, которая приводит к нарастанию местных наркопроцессов, спонтанных местных конфликтов на этнической почве. Особо акцентируется внимание на этнических и этноэтнических аспектах миграции.

Анализ факторов показывает создание научно-обоснованных предпосылок для комплексного конфликтологического исследования регионов. Достижение этой цели возможно при двух основных условиях: во-первых, на систематизации особенностей регионов и их динамике, а, во-вторых, на максимальной открытости региональных исследований в области конфликтологии.

Управленческое воздействие на региональные конфликты возможно только на основе глубокого и объективного анализа факторов, детерминирующих развитие конфликтной ситуации.

Так как конфликт присущ любому общественному развитию, важно выявить функциональность и дисфункциональность. Функционально понимаемая конфликтность является необходимым элементом социальной динамики и неустранимым условием оптимизации и самосовершенствования всей социальной системы.

Нами были рассмотрены функциональность и дисфункциональность региональных конфликтов в экономической, социально-политической, культурной сферах, социально-конфликтогенный характер миграции.

Анализ природы функциональности и дисфункциональное&tradeрегиональных конфликтов, применение конструктивного потенциала способствуют мобилизации всех необходимых ресурсов эффективного управления, координации работы субъектов управления, контролю принятия и исполнения решений для урегулирования напряженных ситуаций в регионе.

В целом, результаты проведенного исследования подтверждают поставленную в работе гипотезу и позволяют сделать вывод о целесообразности разработки теоретико-методологических основ региональной конфликтологии, а также своевременном выявлении, изучении и активном управленческом воздействии на региональные конфликт.

На основе полученных научных данных сформулированы рекомендации органам власти по усовершенствованию управленческого воздействия на региональные конфликты с целью своевременного и эффективного принятию адекватных управленческих решений.

Практические рекомендации органам государственного и регионального управления конфликтами состоят в разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти:

Федеральным органам власти необходимо учитывать специфику управленческих структур в регионах, особенности потребностей и интересов населения, на основе механизмов согласования стратегий развития регионов, следует дать возможность решить напряженную ситуацию регионального уровня региональным и местным органам управления, т.к. они способны своевременно проанализировать экономическую ситуацию и политический климат во внутренней и внешней среде, быстро улавливать изменения в среде, выявлять ключевые проблемы, установить постановку и степень достижения целей по урегулированию на основе качественного управленческого воздействия. При невозможности решить проблему своими средствами необходимо оказание помощи со стороны центра.

Органам регионального и местного управления:

— проводить постоянный независимый мониторинг конфликтогенных факторов, моделирование сфер жизнедеятельности региона с целью оптимизации региональных конфликтов;

— отслеживать динамику конфликтных процессов, проводить мониторинг общественного мнения, социального участия, степени доверия к региональным органам власти, элите и предупреждать по властной вертикали о зарождении конфликта;

— осуществлять социальное прогнозирование и программирование, что предполагает постоянное отслеживание и анализ тенденций развития региональных конфликтов, выявление их специфических форм протекания, оказывают влияние в практическом процессе подготовки и принятия адекватных решений стратегического и оперативно-организационного характера;

— шире использовать конфликтологическую экспертизу при принятии управленческих решений, учитывать конфликтологическую проблематику в законодательных актах, планируемых административных действиях;

— конструктивное сотрудничество с официальными и неофициальными организациями является стратегической задачей для повышения уровня гражданской активности и самосознания-, достижения общественного согласияснижения социальной напряженности в обществе;

— осуществлять контроль за освещением напряженных ситуаций региональными и местными СМИцеленаправленно применять СМИ? с целью углубленного анализа ситуацищдостижения национальной безопасности, защиты населения, повышения уровняшравственной и правовой культуры;

— изучать проблемы терроризма, представляющую* реальную угрозу каждому человеку,.ее генезиса, формирование рефлексивной политики,.превентивный учет интересов и притязанийпротивостоящих субъектов-.

— проводить мероприятияпо снижению конфликтной напряженности, привлекать экспертное сообщество при согласовании управленческих действийкоторые должны планироваться и осуществляться:

Учитывая возможные перспективы^ межнациональных конфликтов, свя-г занные с миграционными процессами в регионах, следует уделить, внимание: снижению’уровня? конфликтогенности. С этой’целью определены оптимальные и эффективные механизмы, урегулированияшроблем, связанные: с миграционными процессами:

— продуманная государственная-политика и миграционное законодательствоконтроль, и ответственность властей' и правоохранительных органов, на всех уровнях;

— постепенная социокультурнаяэкономическаяполитическая, правоваяадаптация и ассимиляция мигрантов к новым условиям среды на строго правовой основе;

— принятие законодательно оформленный антикоррупционный. механизм контроля за доходами и потребительскими расходами, упорядочение экономической деятельности, создание соответствующих правовых и организационно-управленческих механизмов, обеспечение ответственности за коррупционные правонарушенияподбор и расстановку кадров;

— публичное позиционирование органов власти на снижение негативных тенденций во взаимоотношениях мигрантов и коренного населения;

— прозрачность принятия решений региональными и местнымиуправленческими структурами и их постоянное информационно-аналитическое обеспечение;

— для успешной адаптации трудовых мигрантов в местное сообщество необходимо проводить исследования в этой сфере, устанавливать деловые и личные контакты, открыто проводить комплексные программы по их социально-культурной адаптации, осуществлять консультативную помощь, вести просветительские работы;

— органам власти повысить ответственность работодателей за законность пребывания привлекаемых на работу иностранцев и за условия их труда, привлекать высококвалифицированную трудовую миграцию.

— исполнительным органам власти и милиции продуманная корректировка нормативно-правовая основы управления миграционными процессами.

— совместная работа органов власти с общественными неофициальными и официальными организациями, сотрудничество с учеными и практиками, работающими над проблемами урегулирования конфликтов.

В современных условиях нельзя пренебрегать этническим фактором при предупреждении и урегулировании региональных конфликтов, поэтому органам власти следует привлекать этнополитическую элиту, авторитетных лиц из религиозной и этнической среды для выяснения позиций и проведения переговоров конфликтующих сторон.

Данное исследование показывает необходимость дальнейшей теоретико-методологической и научно-практической разработки основ региональной конфликтологии, социально-управленческого осмысления в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы:
  2. Указ Президента РФ «О Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Федеральном Округе». № 849 от 13 мая 2000 года.
  3. Указ Президента РФ «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации». № 803 от 3 июня 1996 г. 1. Книги, статьи
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни Текст. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  5. , В.А., Гриценко, Г.Д., Дмитриев, A.B. Региональная конфликтология: экспертное мнение Текст./ Под ред. чл.-корр. РАН М. К. Горшкова. М.: Альфа-М, 2007. — 208 с.
  6. , В.А., Гриценко, Г.Д., Дмитриев, A.B. Региональная конфликтология: концепты и российская практика Текст./ Под ред. чл.-корр. РАН М. К. Горшкова. М.: Альфа-М, 2008. — 368 с.
  7. , С.О. Регионы России: современный ракурс и перспективы Текст./ С. О. Алехнович. М.: РАЕН, 2007. — 296 с.
  8. , К.Н. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз Текст. М.: Экономика, 2005. с.
  9. , Е.Г. Кто прячется за «властью чиновничества»? Текст.// Наука, культура, общество. 2006. — № 6. — С. 164−172.
  10. , А .Я., Шипилов, А.И. Конфликтология Текст.: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
  11. , А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога Текст.: 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. — 527 с.
  12. , А.Я., Прошанов, С.Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век Текст. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -704 с.
  13. , Р. Этапы развития социологической мысли Текст./ Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Политика», 1992. 608 с.
  14. , В.Г. Системность и общество Текст. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  15. , Е.М. Социальное управление: учебное пособие Текст./ Е. М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2008. — 432 с.
  16. , М.В., Туманов, М.В. Малая энциклопедия конституционного права Текст. М.: Изд-во БЭК, 2000. с.
  17. , Д.В. Трансформация политической элиты России от «организации профессиональных революционеров» к «партии власти» Текст.// Полис. 1994. — № 6. — С.42−59.
  18. , Д., Иноземцев, B.JI. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века Текст. М., Центр исследований постиндустриального общества, 2007. — 304 с.
  19. Бестужев-Лада, И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение Текст. //Социологические исследования. 1990. — № 8. — С. 87—93.
  20. В.В., Ковалев А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения Текст. // Психологический журнал. Т.4. 1983. — № 3.
  21. , П. Социология политики Текст.: пер с фран. M.: SocioLogos, 1993. — 336 с.
  22. , Л.Б. Россия: социально-экономические различия и политика федерального центра Текст.// Мир перемен.- М. — 2005. № 3. с.
  23. , М. Избранное. Образ общества Текст.: пер. с нем. // Отв. ред. и сост. Я. М. Бергер и др./ Вебер M. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
  24. , В.П. Правовое регулирование внутренних вооруженных конфликтов (проблемы, пути разрешения) Текст.// Международное гуманитарное право. Актуальные проблемы. Труды Академии управления. М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. — С. 29−35.
  25. , Д. Культурное насилие Текст.// Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.8: Насилие: тенденции и альтернативы. М., 1995. — С. 34−55.
  26. , Э. Социология Текст. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  27. , A.B. Политическая конфликтология: между старыми и новыми подходами Текст.// Конфликтология теория и практика. — СПб. — 2003. -№ 1. — С. 20−32.
  28. , A.B. Политический конфликт: механизм развития или тормоз российской трансформации? Текст.// Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. М.: РАПН- РОССПЭН, 2007. — С.65−87.
  29. , A.B. Политические конфликты основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ) Текст. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 288 с.
  30. , З.Т. Гражданское общество в России Текст.// Социологические исследования. 1997. — № 3. — С. 25−36.
  31. , И.Б. Федерализм как политико-правовой и социальный способ управления конфликтами и как средство их перманентного разрешения Текст.// Вопросы философии. 2005. — № 2.
  32. , М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность: 1992−2002: (Социол. анализ) Текст./ М.К. Горшков- Рос. акад. наук, Ин-т комплекс, соц. исслед. М.: Росспэн, 2003. — 510 с.
  33. Н.С., Дятченко Л. Я. Технология разрешения социальных конфликтовТекст.//Социологические исследования. -1993. № 9. — С. 103−112.
  34. , Р. Современный социальный конфликт Текст. М., РОССПЭН. 2002. — 288 с.
  35. , Р. Тропы из утопии Текст. М., Праксис, 2002. — 536 с.
  36. Демократия: конфликтность и толерантность Текст./ Под ред. B.C. Рахманина. Воронеж: Воронежский гос. ун-тет, 2002. — 402 с.
  37. , A.B. Исследовательская парадигма социального конфликта Текст.// Современная конфликтология в контексте культуры мира. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 18−24.
  38. , A.B. Социальный конфликт: общее и особенное Текст. -М.: Гардарики, 2002. 526 с.
  39. , A.B., Залысин, И.Ю. Насильственные политические конфликты. M.: Изд-во СГУ, 2007. — 205 с.
  40. , A.B., Кудрявцев, В.Н., Кудрявцев, C.B. Введение в общую теорию конфликтов Текст. (Юридическая конфликтология, ч.1). М., 1993. — 212 с.
  41. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006/2007 Текст.// Регионы России: цели, проблемы, достижения / Под общей редакцией проф. С. Н. Бобылева и A.JT. Александровой- М.: Весь Мир, 2007.
  42. , JI.M. Методологические проблемы этносоциологических исследований // Социологический журнал. — 2006. № 3−4.
  43. , В.В., Конторов, Д.С., Конторов, М. Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989. — 288 с.
  44. , Э. Самоубийство: социологический этюд Текст. / Э. Дюркгейм- Пер. с фр. А. Н. Ильинского. СПб.: Союз, 1998. — 492 с.
  45. , В.Н., Смолянский, В.Г. Конфликты и конфликтология Текст. М.: МП «ЭСКУЛАП», 1994.
  46. , М.С. Глобализация культурных процессов: становление диалогического мышления // Глобализация: синергетический подход. — М., 2002. 4.2. С.
  47. , В.И., Казаренкова, Т.Б. Социология управления: конфликт Текст. Учеб.-метод. пособие. М.: МГПУ, 2000. — 43 с.
  48. , А.Г. Социология регионов Текст.- М., 1996. С.
  49. , А.Е. Социальный конфликт: опыт философско-социального анализа Текст. Иркутск. 1998. — 365 с.
  50. , Т.В. Человек риска. Социально-философские проблемы Текст. М.: СТА, 2008. — 201 с.
  51. , Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты Текст. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 288 с.
  52. , В.А., Кротов, П.П. Региональная власть и бизнес: проблемы взаимодействия Текст.//Социологические исследования. 2004. — № 7(243). -С.95−104.
  53. , Л.А. Функции социального конфликта Текст./ Л. А. Козер // Американская социологическая мысль. М., 1996. — С. 542−556.
  54. , Р. Мой путь в социологию Текст.// Социологические исследования. 2006. — № И. — С. 125−132.
  55. Конфликтология — теория и практика Текст. Ежеквартальный научно-практический журнал. СПб., 2003. — № 1. — 115 с.
  56. Конфликтология теория и практика Текст. Ежеквартальный научно-практический журнал. — СПб., 2004. — № 1(2). — 115 с.
  57. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) Текст./ Под ред. д-ра филос. наук Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 344 с.
  58. Конфликты: теория и практика разрешения Текст. Т. 3. Опыт зарубежных исследований / Под ред. Е. Ю. Садовской. И. Ю. Чупрыниной — Алма-ты, 2002.-342 с.
  59. , Н.М., Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт Текст. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1989. 186 с.
  60. , JI. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов Текст.// Социологические исследования. 1990. — № 11. — С. 28−32.
  61. , Н.И. Проблема социокультурной трансформации Текст.// Вопросы философии. М., — 2000. — № 6. — С. 3−17.
  62. , П. Концепция социально-экономического развития России дает регионам уникальный шанс Текст.// РГ. № 74, 5 апреля 2008 г.
  63. , М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии Текст. М.: Аспект Пресс, 1997. С.
  64. , Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения Текст.: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
  65. , П.П. Глобализм. Главные угрозы международной стабильности и национальной безопасности России (политологический анализ) Текст. М.: Изд-во СГА, 2007. — 207 с.
  66. , Н. Понятие риска Текст.// THESIS. 1994. — Вып. 5.
  67. , В.В., Ширин, A.B. Социальное программирование: методологические вопросы разработки и реализации приоритетных национальных проектов Текст.//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 4(25).
  68. , Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия Текст. // Социологические исследования. -1992. № 2−4.
  69. , В.Д. Централизация versus децентрализация: современная Россия на пути к эффективному государственному управлению Электронный ресурс./ Нечаев В. Д. www.elis.pstu.ru/nechaev3.htm.
  70. , Л.А. Социальный конфликт как социологическая категория Текст.// Философские науки. 1977. — № 4.
  71. , Л.И. Политическая конфликтность современного российского общества: особенности и проблемы Текст.// Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. М.: РАПН- РОССПЭН, 2007. — С. 87 107.
  72. , Л.И. Трансформация в России в контексте социального конфликта Текст. В 2 ч. Ч.1./ Никовская Л. М. Изд. дом «Ключ-С», 2003.232 с.
  73. , В.И. Системная конфликтология Текст. Воронеж: Изд-во «Кварта», 2001. — 176 с.
  74. Основы конфликтологии Текст.: Учебное пособие/А.В. Дмитриев, Ю. Г. Запрудский и др. //Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юристь, 1997. — 200с.
  75. , Д.И. Особенности формирования групповых интересов в современной России Текст. Вестник МГУ. Серия 12, Политические науки. — 1998. -№ 1. — С.98−108.
  76. , Р.Э. Конкуренция и конфликт Текст.// Вопросы социологии. 1994. Вып. 5.
  77. , Т. О структуре социального действия Текст. М.: Академический Проект. 2000.- 880 с.
  78. Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами Текст.: Материалы симпозиума «Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами» (14−15 июня 2001 г.). Воронеж: Воронежский гос. уни-тет, 2001. — 128 с.
  79. , В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности Текст.: Монография. М.: СГУ, 2004. — 435 с.
  80. Природа конфликта: социально-политические, философские и правовые аспекты Текст.: материалы науч.-практ. конф. — Волгоград: ВА МВД России, 2004. 158 с.
  81. , С.Л. Социальный конфликт в российской науке (историко-социологический аспект) Текст. М., 2001. — 154 с.
  82. Региональная социология в России. Сб. материалов социологических исследований Текст./ Отв.ред. В. В. Маркин. Институт социологии РАН. М.: Экслибрис — пресс. 2007. — 480 с.
  83. Региональная экономика Текст./ Под ред. Т. Г. Морозовой. М., 1998. -519 с.
  84. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления Текст.: Учебное пособие. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007 — 368 с.
  85. , JI.M. Социальные технологии разрешения конфликтов гражданского общества: экзистенциональные альтернативы современной России Текст. М., 1998. 346 с.
  86. , М.Н. Социальные противоречия современного российского общества. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. — 54 с.
  87. , В.А. Аналитика конфликта Текст.: Учебное пособие. СПб.: ООО «Росток», 2001. — 512с.
  88. , В.М. Демократия и региональное неравенство Текст.// Полис. 2003. — № 5. С. 6−11.
  89. , А.Н. Северная политика в начале третьего тысячелетия: декларации и реальность Текст./ Региональные социокультурные процессы. Вып.2.- Тюмень.: ТюмГНГУ, 2004.
  90. , Дж. Способы разрешения конфликтов Текст./ пер. с англ. Киев: Изд. общество «Верзилин и К ЛТД», 1991.
  91. Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры, мира и согласия Текст. Т. II. Тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов. Спб.:"Наука", 2004. — 329 с.
  92. Социальная стратификация российского общества Текст./ Под ред.
  93. Т. Голенковой. М.: ИС РАН, 2003. — 365 с.
  94. Социальная траектория реформируемой России Текст. / Отв. Ред. Т. И. Заславская. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. — 736 с.
  95. Социальное управление: теория и методология Текст. В 2-х частях/ А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, A.B. Иванов, В. И. Патрушев и др. М.: Изд-во: Муниципальный мир. 2004. — 320 с.
  96. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе Текст.: Детерминация, развитие, разрешение/Под ред. А. И. Волкова и др. -М.: Междунар. фонд соц-экон. и политол. исслед., ИС РАН, 1994. 105 с.
  97. Социальные конфликты в условиях переходного периода («круглый стол») Текст.// Социологические исследования. М., — 1993. — № 4. — С. 15−25.
  98. Социальные конфликты и партнерство Текст./ Под ред. A.B. Глухо-вой, B.C. Рахманина. — Воронеж: Воронежский государственный университет. Вып. 7. 2004. 372 с.
  99. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения Текст. Вып. 20: Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 464 с.
  100. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения Текст. Вып. 22: Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. — 239 с.
  101. , В.И. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества Текст.// Социологические исследования. -1998. № 4. С. 138−142.
  102. , Е.И. Актуальный проблемы методологического обеспечения конфликтологических исследований Текст.// Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия. В 2-х тт. СПб.: Наука. 2004.
  103. , Е.И. Конфликтология переходного периода. Методологические, теоретические, технологические проблемы: по результатам исследовательских проектов Текст. М.: Ин-т социологии РАН, 1996. — 52 с.
  104. , Э.Р. Культура мира: источники и замысел идеи, пути реализации Текст.// Современная конфликтология в контексте культуры мира / Под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 42−52.
  105. , Э.Р., Тронова, JI.C. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию Текст. Казань, 1996.
  106. , JI.H. Власть и оппозиция как конфликтно-дискурсная коммуникация Текст.// Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. М: РАПН- РОССПЭН, 2007. — С. 107−122.
  107. , Н.Е., Шкаратан, О.И. Российская социальная политика: выбор без альтернатив? Текст.// Социологические исследования. 2001. № 3. — С. 21−32.
  108. , В.А. Очерки теории и политики этничности в России Текст.-М., 1997.- 531 с.
  109. , Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений Текст. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 400 с.
  110. , Б. Хабермас и Фуко теоретики гражданского общества Текст.// Социологические исследования. — 2000. — № 2. — С. 127−136.
  111. , Г. Р. Социальное время перемен: взгляд из региона Текст.// Социологические исследования. 2004. — № 9. — С. 122−128.
  112. , С. Столкновение цивилизаций Текст. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 603 с.
  113. , Е.И. Социальная политика Текст.: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. — М., 2001. — 202 с.
  114. Центр. Регионы. Местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт) Текст. — М.: Формула права. 2000. 224 с.
  115. Цой, JI.H. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов Текст. М.: Книжный мир, 2007. — 352 с.
  116. Цой, JI.H. Практическая конфликтология Текст. Книга первая. -М., 2001. -233 с.
  117. , А.Н. Социально-политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты Текст. М.: Институт молодежи, 1993.
  118. , В.М. Межнациональные конфликты: механизмы их разрешения Текст. М., 1994.
  119. , Т. Стратегия конфликта Текст./ Пер. с англ. Т. Даниловой под ред. Ю. Кузнецова, К. Сонина. М.: ИРИСЭН, 2007. — 366 с.
  120. , П. Социальное изменение как травма Текст.//Социологические исследования. 2001. — № 1. — С. 6−17.
  121. , Г. П. Избранные труды Текст. М.: Школа культурной политики. 1995. — 759 с.
  122. , И.В. Роль политического дискурса в воспроизводстве государственности Текст.// Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. М.: РАПН- РОССПЭН, 2007. — С. 209−221.
  123. Boulding, К. Conflict and Defence: A General Theory Текст. New York. 1963.
  124. Chomsky, N., Foucault, M. Human Nature: Justige versus Power Текст./ Reflexive Water: The Basic Concerns of Mankind. P. Elders (ed.). 1974.
  125. Dahrendorf, R. Class and Class Conflict in Industrial Society Текст. -Stanford. 1959.
  126. Habermas, J. Concluding Remarks Текст./ Habermas and the Public. Sphere. Ed. С Calhoun. Cambridge, Mass. 1992.
  127. Giddens, A. Class Structuration and Class Constitutioness Текст.// Classes, Power and Conflict: Classical and Temporary debates. Houndmills, UK: The MacMillan Press, 1995.
  128. Rapoport A. Konflikt in der vom Menschen gemachten Umwelt. Darmstaedt, 1980.
  129. Авторефераты диссертаций, диссертации
  130. , В.А. Региональные политические конфликты: Российский контекст/ В. А. Ачкасова: дис.. докт. пол. наук: 23.00.02 Электронный ресурс. СПб., 2002. — 304 с.
  131. , Т.Н. Взаимосвязь гуманистического, функционального и рационального подходов в совершенствовании социального управления регионом (на примере Мурманской области) / Т. Н. Бирюкова: дис. канд. социол. наук Электронный ресурс. М., 2008.
  132. , Г. Р. Проблемы моделирования и экспертизы региональных конфликтов/ Г. Р. Валиулина: дис. канд. соц. наук Электронный ресурс. М., 2002.
  133. , О.Ю. Социально-философский анализ управления конфликтами Текст.: автореф. дис. канд. фил. наук. Чебоксары. 2007.
  134. , А.П. Социологическое обеспечение управленческих решений по разрешению социальных конфликтов Текст.: автореф. дис. канд. соц. наук. -М., 1994.
  135. , C.JI. Становление социологии конфликта в России (теоретико-методологические и институционально-организационные основы) Текст.: автореф. дис. докт.соц.наук: 22.00.01/ Прошанов C.JI. М., 2007. -45 с.
  136. , Ю.Е. Конфликтность населения провинциального региона России: процессы развития, изучения и регулирования Текст.: автореф. дис.. д-ра соц. наук.-Барнаул, 1996.
  137. , В.И. Влияние современных реформ на социальные условия жизни населения России: социологический анализ / В. И. Савинков: дис. канд. соц. наук Электронный ресурс. М., 2007.
  138. , C.B. Теоретико-методологические проблемы управления конфликтами в международных системах Текст. / C.B. Смульский: дис. докт. пол. наук. М., 1997. — 374 с.
  139. Ю.Шипилова, H.H. Региональные этнополитические конфликты: технологии продуцирования и урегулирования / H.H. Шипилова: автореф. дис.. канд. полит, наук Электронный ресурс. Ростов н/Д, 2005.
  140. , A.B. Социальное программирование как метод управления северным регионом (на примере Чукотского автономного округа) / A.B. Ширин: дис. канд. соц. наук Электронный ресурс. -М., 2008. 152 с.
  141. , Л.И. Региональное управление процессами социокультурной адаптации молодежи Текст./ Л. И. Шкарубская: автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2003. 26 с.
  142. , В.М. Политика как фактор региональной конфликтности / В. М. Юрченко: автореф. дис.. д-ра философ, наук. Электронный ресурс. -Ростов-на-Дону, 1998.
  143. Центральный федеральный округ (ЦФО)
  144. Баныкина Светлана Викторовна (Москва)
  145. Глухова Александра Викторовна (Воронеж)
  146. Головин Юрий Алексеевич (Ярославль)
  147. Дятченко Леонид Яковлевич (Белгород)
  148. Зайцев Андрей Кириллович (Калуга)
  149. Иванов Вилен Николаевич (Москва)
  150. Казанцев Андрей Анатольевич (Москва)
  151. Кинсбургский Александр Владимирович (Москва)
  152. Прибыловский Владимир Михайлович (Москва) Ю. Прошанов Сергей Леонидович (Москва) И. Рахманин Валентин Сидорович (Воронежская область)
  153. Сперанский Владимир Игоревич (Москва)
  154. Топалов Михаил Николаевич (Москва)
  155. Хоц Алексей Юрьевич (Москва)
  156. Цой Любовь Николаевна (Москва) 16. Чумиков Александр Николаевич (Москва)
  157. Юнусов Адхамджон Мамадалиевич (Москва)
  158. Якимец Владимир Николаевич (Москва)
  159. Приволжский федеральный округ (ПФО)
  160. Абышев Сергей Владимирович (Нижний Новгород)
  161. Агаджанов Владимир Владимирович (Нижний Новгород)
  162. Большаков Андрей Георгиевич (Казань)
  163. Куконков Павел Иванович (Нижний Новгород)
  164. Левин Виталий Ильич (Пенза)
  165. Маркин Валерий Васильевич (Пенза)
  166. Писачкин Владимир Александрович (Саранск)
  167. Посадский Антон Викторович (Саратов)
  168. Пядухов Григорий Акимович (Пенза) Ю. Сергеев Сергей Алексеевич (Казань)
  169. H.Тарский Юрий Иванович (Саратов) 12. Яковлев Лев Сергеевич (Саратов)
  170. Северо-западный федеральный округ (СЗФО)
  171. Алдаганов Муса Магометович (Санкт-Петербург)
  172. Александров Федор Олегович (Санкт-Петербург)
  173. Виноградов Валерий Дмитриевич (Санкт-Петербург)
  174. Стребков Александр Иванович (Санкт-Петербург)
  175. Чаплыгин Александр Александрович (Калининград)
  176. Сибирский федеральный округ (СФО)
  177. Ракитных Марина Борисовна (Кемерово)
  178. Сивиринов Борис Сергеевич (Новосибирск)
  179. Хасан Борис Иосифович (Красноярск)
  180. Уральский федеральный округ (УФО)
  181. Силин Анатолий Николаевич (Тюмень)
  182. Чудновский Григорий Лазаревич (Тюмень)
  183. Дальневосточный федеральный округ (ДФО)
  184. Авдеев Юрий Алексеевич (Владивосток)
  185. Кузнецов Анатолий Михайлович (Приморский край)
  186. Г. В начале опроса просим Вас ответить на вопросы об общих проблемах конфликтологии
  187. Отечественная конфликтология сравнительно молодая наука. Как Вы считаете, в какой степени состоялась, институционализация конфликтологии как самостоятельной отрасти научного знания?
  188. В современной конфликтологической теории наиболее активно используются следующие модели анализа конфликтов факторная, структурная, вероятностная, динамическая. Какая модель для Вас предпочтительна?
  189. В последнее время возродился интерес к проблеме «конфликта цивилизаций». Насколько использование данного понятия приемлемо с точки зрения конфликтологии? Что можно понимать под конфликтом цивилизаций?
  190. В общественном сознании распространены разные мнения о зависимости между уровнем благосостояния людей и уровнем конфликтности. Каков Ваш взгляд на проблему экономической обусловленности региональных конфликтов?
  191. Деятельность СМИ в конфликтных ситуациях оценивается неоднозначно. Каково Ваше мнение о их роли в региональных конфликтных процессах? Оцените, пожалуйста, роль центральных, региональных и местных СМИ отдельно.
  192. Роль этнополитических элит в обеспечении безопасности в полиэт-ничных регионах также оценивается неоднозначно. Как бы Вы охарактеризовали их роль региональных этнополитических элит в регулировании региональных конфликтов?
  193. I. Просим Вас высказать свое мнение по проблемам конфликтов Вашего региона.
  194. В нутрипо литический 0 2 3 4 51. Миграционный 0 2 3 4 51. Этнокультурный 0 2 3 4 5
  195. Конфессиональный 0 2 3 4 51. Геополитический 0 2 3 4 51. Психологический 0 2 3 4 5
  196. Другой (укажите) 0 2 3 4 5
  197. Разница в социально-экономическом положении субъектов РФ
  198. Экономическая политика центральных органов власти в 1990-е г. г.
  199. Экономическая политика региональных органов власти в 1990-е г. г.
  200. Национальная политика советского государства
  201. Распад СССР и «парад суверенитетов»
  202. Национально-конфессиональная неоднородность народов Вашего региона
  203. Неконтролируемые миграционные процессы в Вашем регионе
  204. Деструктивное воздействие СМИ1. Другое
  205. Обоснование Вашего ответа:
  206. Проранжируйте таким же образом конфликтогенные факторы, действующие в Вашем регионе в настоящее время.
  207. Разница в социально-экономическом положении субъектов РФ
  208. Экономическая политика центральных органов власти в 2000-е г. г.
  209. Экономическая политика региональных органов власти в 2000-е г. г.
  210. Неконтролируемые миграционные процессы в Вашем регионе
  211. Деструктивное воздействие СМИ1. Другое
  212. Обоснование Вашего ответа:
  213. Существуют ли в Вашем регионе различия в отношении старожильческого населения к внутренним и внешним мигрантам? Если да, то, в чем они заключаются и каковы их причины? Если нет, то, как это можно объяснить?
  214. Проранжируйте, пожалуйста, конфликтогенные факторы, действующие на Юге России в настоящее время, оставив из предложенного списка не более четырех позиций и расположив их в порядке значимости. Объясните, пожалуйста, Вашу точку зрения.
  215. Разница в социально-экономическом положении субъектов РФ Особенности российской экономики начала XXI века
  216. Политика центральных органов власти в 2000-е г. г.
  217. Политика региональных органов власти в 2000-е г. г.
  218. Неконтролируемые миграционные процессы в Вашем регионе
  219. Этническая неоднородность территориальных образований (этносоциальная стратификация)
  220. Националистическая деятельность этнополитических элит региона
  221. Конфессиональная неоднородность Вашего региона
  222. Национально-территориальное устройство Вашего региона
  223. Актуализация этнического самосознания и рост негативных этнических стереотипов людей
  224. Деструктивное воздействие СМИ1. Другое
  225. Как Вы считаете, каково соотношение ответственности за проявление конфликтов на Кавказе между федеральными, региональными и местными органами власти?
  226. Строятся различные прогнозы развития северокавказского региона — от крайне пессимистических до достаточно оптимистических. Какой бы Вы могли предложить прогноз развития социально-политической ситуации на Северном Кавказе как наиболее вероятный?
  227. Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Шкала г. г. г. г. г. г. г. г. г. г. 0 1 23
Заполнить форму текущей работой