Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Молодежная культура. 
Молодежная культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сообщества типа «Банды» — это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится «бандами» на зоны влияния. На «своей» территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися «чужаками» (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко. В «бандах» свои законы, свои нравы. «Законом» является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ… Читать ещё >

Молодежная культура. Молодежная культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе любого типа культуры лежит определенная система морали и традиция передает ее из поколения в поколение. Но в культуре индустриального общества присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию.

На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, которые характеризуются особой ментальностью, как специфической настроенностью определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфическим лекалам. Это какой-то сплав рассудочности, ценностного отношения, здравого смысла, стихийного самосознания и практики, — сплав нередко парадоксальный.

Своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой изменения старой и создание новой системы морали является молодежная культура. Другими словами, без наличия молодежной культуры в обществе не возможно было бы говорить о его развитии. Будущее области, города, государства и всего общества в целом напрямую зависит от нового поколения. От того, каким оно будет, какова будет его общая социальная направленность, адаптируется ли оно к условиям нынешней жизни или поставит себе целью перевернуть весь мир.

Как известно движение — это жизнь и любое общество людей динамично развивается. Меняются жизненные принципы, идеалы, гражданские позиции, форма правления и многое другое. Очевидно, что любое изменение в обществе предполагает определенный сдвиг в сознании людей, составляющих это общество, что не редко порождает нервный, эмоциональный стресс, срыв, а в масштабах общества — кризисную ситуацию. Большинство из них люди переживают и забывают в том случае, если произошедшее не слишком остро отражается на жизни самого индивида и близких ему людей.

Но когда государственный строй, общепринятые принципы, старая идеология дают трещину, из которой, как из рога изобилия сыпется нищета, бесправие, безработица, социальное неравенство — общественный резонанс не заставляет себя ждать.

Происходит то, с чем в народе ассоциируется старая поговорка — «где тонко там и рвется». В то время как младшие дети находятся под родительской опекой, старики возмущаются, но не находят в себе сил бороться, а люди среднего возраста либо пассивно следят за событиями, либо вершат эти события, на тропу активной оппозиции выходит именно молодежь. Будучи самым социально незащищенным слоем, находясь в маргинальном переходе, когда «больше нет» (защищенности) и «еще нет» (вновь обретенной защищенности), молодые люди приходят к выводу революционного гимна («Нам нечего терять, кроме наших цепей»). Добавляя к этому эмоциональную нестабильность возраста, легко получить такое страшное явление как «молодежный бунт» или «молодежную культуру».

Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием ключевых понятий и терминов.

Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений.

В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос — что же такое субкультура? Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура — современное порождение городского уклада жизни.

Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.

Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, она всегда отличается некоторой локальностью и замкнутостью, в той или иной степени лояльно к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура — это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенная самостоятельность и даже автономность. Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, к примеру, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом.

На Кавказе, например, непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято как добродетель. В фильме «Мимино» есть замечательная реплика. Когда Мимино уезжает из поселка, старик говорит ему: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать. Могут неправильно понять».

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Журнал «Огонек» в свое время посвятил этой теме несколько интересных публикаций, которые говорят о том, что это среда создает свой особый мир ценностей, не всегда понятных обычным людям.

Подобные феномены мы и называем субкультурами, фиксируя таким обозначением герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь свои собственные законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же можно сказать о криминальном мире. Вот почему мы отмечали, что смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев и не превращаться в официоз.

Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т. д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.

Надо сказать, что есть такие специфические виды субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят, находятся в конфликте с господствующими ценностями — контркультуры.

Следует различать понятие субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub — по латыни «под», другими словами по смыслу содержит оттенок подчинения, а Contra — «против».

Субкультура и контркультура — родственные, но не тождественные понятия. Контркультура — частный случай субкультуры.

Любая контркультура представляет собой субкультуру, но не все субкультуры являются контркультурами.

Иногда отход субкультуры от общенациональной культуры принимает форму активного, деструктивного противостояния с обществом, конфликта с существующими традициями и правилами жизни, конфронтации с нормативной культурой. Эти агрессивные по отношению к срединной культуре субкультуры и превращаются в контркультуру.

В социальную практику понятие контркультура вошло благодаря Г. Маркузе, который выдвинул идею «Великого отказа», которой, по сути, призывал к — созданию контркультуры.

Однако вопрос о сущности контркультуры до настоящего времени остается до конца не определенным, высказывается множество мнений, но ни в одном из них невозможно усмотреть четкого определения данного понятия, хотя очевидно, что это явление определяется через противодействие культуре.

Контркультура — это крайняя (негативная, асоциальная, агрессивная) форма проявления субкультуры. Контркультуру можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле контркультура — общее обозначение разнородных по идейно-политической и социокультурной ориентациям ценностей определенных групп (преимущественно молодежи, например, скинхэды), противопоставляемых официальным ценностям. Это направление развития современной культуры, противостоящее сложившейся атмосфере современного индустриального общества. Таковы, например, антибуржуазные молодежные движения 1960;х годов, в которых содержался протест против существующей буржуазной культуры.

Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60−70-е годы ХХ века. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура объединяет концепции, представляющие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, вульгаризованного марксизма, цинизма, восточных философий и религий.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру. Понятие контркультура может употребляться в широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова оно означает некую группу, неудовлетворенную доминирующей моделью культуры и начинающую вырабатывать собственные ценности. Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из ее проявлений — молодежная контркультура в конкретно-историческом контексте — социальный феномен второй половины XX века, связанный с выступлениями против традиционной культуры.

Поэтому понятие контркультуры выражает момент явственного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция.

В зависимости от государственного строя и политической идеологии общества как субкультура, так и контркультура может быть неодобряемой Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное официальной властью, однако не запрещенной формально и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суби контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов духовного противостояния. Борьба с проявлениями язычества в период раннего христианства свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры и, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.

Бизнес встретил контркультуру как очередной виток в развитии спроса и отреагировал выпуском соответствующих товаров. Молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона — появились массовые публикации их работ. Производство джинсов было поставлено на поток; более того, производители стали предлагать сразу тертые и дырявые джинсы. Рынок завалили грампластинками с рок-музыкой. Теневой рынок отреагировал массовым предложением разнообразных наркотиков.

В конечном счете, в считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные прибыли фирмам, вовремя отбросившим идеологические и культурные барьеры и пошедшим на встречу вкусам, казавшимся более чем дурацкими. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т. д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960;х годов, движении хиппи и 70-х панк.

«Наиболее старейшей контркультурой является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, „сходки“) от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами». В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени.

Контркультура была в СССР. «Стиляги» появились в СССР в 1950;е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили «давили стиль»), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.

Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале «Крокодил» с карикатурами на империалистов.

Социолог Л. Ионин так оценивает это явление с высоты нашего времени: «Конечно, теперь нам кажутся смешными их клоунские одежды и нарочитый нонконформизм. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: декабристы, говорил вождь пролетариата, разбудили Герцена, Герцен разбудил кого-то еще, и дело дошло до Октябрьской революции. Так и стиляги: они начали будить общество… Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем — всей советской жизни и идеологии. Стиляг можно назвать первыми диссидентами… Их стиль — это попытка революции „снизу“, причем попытка не политической революции, а революции стиля» (Ионин 1996: 165).

Трансформация западной контркультуры 1960;х гг. в СССР. Мода западной молодежной контркультуры вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960;х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР — официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как «буржуазное» влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980;х гг. Коммерциализация же атрибутов этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980;х гг.

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако в 70-е-80-е годы произошёл лавинообразный рост неформальных молодёжных организаций; сложилась самая настоящая контркультура, точнее, сложная совокупность многообразных и противоречивых контркультур. В данном случае под словом «культура» понимается советская культура, советский общепринятый образ жизни, советский способ проведения досуга, советская система ценностных ориентаций, советское мировоззрение. А слово «контр» означает то, что и должно означать: в буквальном переводе с латинского — «против». Против советской культуры.

Множество молодых людей, формально оставаясь в комсомоле, фактически потянулись к фанатам и рокерам, к кришнаистам, в хиппари. В те годы в речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое всем словечко «неформалы».

Неформалы — это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР — наоборот, это был изначально символ высокого достатка.

Яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Самые первые скинхеды появились осенью 68-го года в Англии. Это суровые парни, ненавидящие расслабленных наркоманов-хиппи и молодых буржуйских мажоров.

Однажды, в 69-ом году, в портовом лондонском кабаке произошла драка между морскими пехотинцами и первыми скинхедами. Первый бой для бритоголовых закончился поражением. После этого скины заузили брюки, обрезали воротники, сняли значки, а ноги обули в строительные тяжелые ботинки. Так установился стиль одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, было приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, прочные, дешевые, на которых плохо видны кровь и грязь, шнурованные тяжелые армейские башмаки на толстой подошве, являющиеся оружием в драке и удобные для бега, короткие куртки — «бомберы» без воротника, для того чтобы противнику не за что было ухватиться, стриженая или бритая под ноль голова — чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких значков, очков, никаких погончиков, сумок, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые — символ того, что скины сражаются за Белую Расу. Название скинхэды образовалось по внешнему виду — бритым или шарообразным головам.

В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.

Это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия — русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Враги скинхедов — все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть — к рэперам и всем длинноволосым.

Большинство молодых людей вступают в контркультуры не из-за внешней атрибутики и эпатажа, а в целях поиска близких по внутренним убеждениям. Например, «Люберы» — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в так называемой практике «ремонта» — целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).

К проявлениям контркультуры надо отнести и такие группы, как экстремистские группировки. Ситуация в стране в 1988 г. обострилась в связи с массированным выбросом так называемых уличных неформалов. Их предшественниками были теляги. К ним относились подростки, очарованные псевдоромантикой и символикой «блатного мира», копировавшие блатной жаргон, характер взаимоотношений между собой, образ жизни и даже одежду. Они старались носить кирзовые сапоги, рваные ватники и тому подобное. Исповедовали блатную мораль, ввели у себя иерархию преступного мира — каждый член такой группировки имел своё место, начиная от «шестёрки» до «вора в законе». Крепко держались воровского «кодекса чести», строго наказывая тех, кто посмел отступить от него. Такого рода «игра» (а первоначально это была именно игра, и ничего больше) неизбежно должна была перейти границы дозволенного Уголовным кодексом. И перешла, когда юные теляги (само название происходило от излюбленных ими тельняшек) перестали ограничиваться символикой, а перенесли правила игры на реальную жизнь. Тогда неформальные объединения превратились в банальные шайки уголовников. Они-то и породили затем гопников, или просто уличных.

Это, как правило, стихийные группировки подростков с предельно низким уровнем развития, общающиеся на почве токсикомании, пьянства и часто сексуальной развращённости. Среда их обитания — подвалы. Состав их группировок достаточно разнообразен; подавляющее большинство групп — смешанные. Взаимоотношения полов упрощены до крайности. Наличие в самом буквальном смысле «общих девочек» создаёт фон сексуальной вседозволенности, что переносится и на внешний мир, вне подвала. Отсюда — не только воровство и грабежи, но и изнасилования, сексуальные преступления.

Из диалога с одним молодым преступником, осуждённым за квартирные кражи: «Входили вы до ареста в какую-либо группировку?» «Да, мы называли себя дофенистами.» «Но ведь „дофин“ — это наследник французского престола…» «Ещё чего! Нам всё было „до фени“ (т.е. безразлично!), кроме развлечений». В данном случае «развлечения» привели к преступлению.

Такое объединение подростков — дофенисты — существует уже давно. Нравственная глухота, неспособность понять других людей, их боль и страдание опасно приближают молодого человека к варварской психологии, к стремлению утвердить себя за счёт тех, кто не может дать отпор. Это и есть социально-психологическая готовность к преступлению, отличающая уличных.

Сообщества типа «Банды» — это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится «бандами» на зоны влияния. На «своей» территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися «чужаками» (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко. В «бандах» свои законы, свои нравы. «Законом» является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить «свою» девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со «своими девчонками». По словам члена одной из Алма-атинских банд, «девчонки» занимаются тем же, чем «пацаны». Дерутся. Весело отдыхают, «ставя на счетчик», ходят в бары, «травку» покуривают, прикидкой интересуются". «Травка» — наркотики, которые курят. «Прикидка» — элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и просит «дать поносить» на время куртку, кроссовки и т. д.; можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является «счетчик», когда одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить «в долг». С этого момента включается «счетчик». Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим «счетчик» жестока — от избиения до убийства. окинуть банду бывает очень сложно: в некоторых случаях в «предателя» даже стреляют — мол, выживешь — свободен.

Дофенисты и гопники — публика без интересов в жизни. Слово «бездуховность» — слишком мягкое для обозначения почти полного отсутствия всякого внутреннего мира. Их поведение определяется в основном биологическими факторами. Так, в частности, действует своеобразный территориальный инстинкт, заключающийся в жесточайшей необходимости охранять «свой» участок пространства от всякого посягательства со стороны любых «чужих». К нарушителям «конвенции» применяется бесхитростная мера — кулак, и хорошо, если в нём нет ничего увесистого. Город разделён на «зоны», каждая из которых контролируется определённой группировкой и имеет своё название: «Двадцатый двор», «Горки», «Квартал», «Грязь», «Дом обуви» и т. д.

Идеал здесь — сила в самом грубом её проявлении. У кого кулак здоровее, тот и прав. Вот уж действительно, тот самый случай, когда «много силы — ума не надо». Силой выясняют свои отношения, силой затаскивают новых членов в свои группировки, силе поклоняются, на силу молятся.

Можно сказать, что агрессивность — устойчивая черта многих таких групп представителей контркультуры, готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то или на чем-то «сорвать злость». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:

  • 1. средства достижения какой-то значимой цели (инструментальная агрессия);
  • 2. способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • 3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр. А агрессия — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Служит формой реагирования физического или психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

В таких группах преобладает физическая агрессия, вербальная агрессия и негативизм. Это говорит о том, что они используют физическую силу против другого лица, выражают негативные чувства через речь, переходят от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Чувство вины для таких людей практически не присуще.

Некоторые неформальные группы обладают повышенным уровнем физической агрессии. Это можно объяснить тем, что, например гопники неприязненно относятся к металлистам и между этими двумя субкультурами очень часто происходят конфликты, которые могут повлечь за собой драку, т. е. применение физической силы.

Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев, гопники ко всем относятся негативно и пытаются отстоят свою точку зрения с помощью активной борьбы. Надо сказать, что у всех контркультур разный уровень агрессии.

По моему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время «ненужные» ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т. е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса «инверсии», т. е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.

Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры.

Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов.

В 1970;е годы движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.

В широком смысле понятие «контркультура» имеет три значения:

  • 1) деятельность по «раскультуриванию» — т. е. по преодолению культурного образа жизни как такового, возврат к жизни естественной, натуральной, необщественной («опроститься»), уход от цивилизации («назад к природе»);
  • 2) различные виды культурного протеста против доминирующей системы культурных ценностей (движение битников, хиппи, культура андеграунда и т. п.); стремление не разрушить господствующую культурную систему, а дистанцироваться (отделиться) от нее, не иметь с ней ничего общего, вести независимое самодостаточное существование (пассивный протест);
  • 3) деятельность по разрушению доминирующей системы культурных ценностей и замена их новыми, во многом противоположными ценностям старой культуры; агрессивное преодоление ее (активный протест).

В этом значении контркультура может восприниматься как «гибель» старой культуры, а может — как рассвет новой («культурная революция»). В последнем случае победившая контркультура становится доминирующей, господствующей, вытесняя и замещая собою прежнюю культуру (например: советская — дореволюционную, постсоветская — советскую).

Сущность и содержание контркультуры раскрывают противоположные и противоречивые по смыслу ее стороны — отрицательную и положительную, которые необходимо рассматривать не как две противоположности, а как две стороны одного целого, ибо они являются различными аспектами действия. И отрицательный, и положительный аспекты контркультуры содержат противостояние, оппозицию основной культуре, отрицание ее норм и ценностей, что является стержнем контркультуры, ее основой. Но в первом случае это отрицание перерастает в «чистое» разрушение ценностей основной культуры, во втором случае, помимо отрицания, присутствует момент зарождения и последующего развития новой «положительной» культуры.

В каком качестве проявит себя контркультура, зависит прежде всего от ее носителя, которыми прежде всего выступают интеллигенция, молодежные или профессиональные объединения или маргинальные слои общества (индивиды, занимающие пограничное положение в социальной структуре, т. е. «находящиеся на обочине» в результате миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем и вынуждены осваивать чуждые культурные ценности и социальные роли, следствием чего является озлобленность, неуверенность, агрессивность). Носителями разрушения господствующей культуры выступают маргинальные слои, а носителями созидания выступает интеллигенция. Если разрушение и созидание выражают собой сущность социокультурного творчества, то нигилизм и внешнее пренебрежение к культурным ценностям представляет собой форму его выражения.

Культурная маргинальность не способна к обретению высокого общественного статуса законными способами, поэтому отличается презрением к духовно-нравственным началам господствующей культуры, и реализуется через разрушение её ценностно-нормативных основ. Среди маргиналов есть специфическая культура социального андеграунда, которая отличается особой формой протеста — сленгом, нравами, особой символикой, своими корпоративными законами. В основе маргинальной культуры лежит не творение нового, а разрушение и присвоение не одобряемыми обществом способами духовных и материальных ценностей господствующей культуры.

Если носителем контркультуры выступает интеллигенция, то контркультура выражается в виде неофициальной культуры, которая развивается параллельно с господствующей, представляя собой культуру повседневности и, постепенно внедряясь в сознание людей, становится новой культурой, формируя альтернативный образ жизни. В данном случае контркультура выступает как процесс созидания повой господствующей культуры, которая проявляется в защитной, развивающей, преобразующей и компенсаторной ее формах. Контркультура позволяет обществу приспособиться к изменившимся историческим условиям и привести свой уровень развития в соответствие с ними, что позволяет рассматривать ее контркультуру не только как особый вид творчества, но и как вид социальной адаптации, которая остро проявляет себя в кризисные периоды, связанные с потерей традиционных ценностей того или иного общества.

Главный вывод из сказанного состоит в том, что оппозицию существующих в каждом обществе субкультур нельзя доводить до конфронтации с нормативной культурой, до перерастания субкультур в контркультуру.

молодежный культура мораль общество.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой