Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-управленческое воздействие общественного мнения на формирование и деятельность политических лидеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ публикаций непосредственно по теме диссертационного исследования, а также смежной с ними психологической, политологической и философской литературы, позволил выделить противоречие между сравнительно большим количеством работ, появившихся в последнее время, и их описательным характером, недостаточно всесторонне рассматривающим роль социально-управленческой функции общественного мнения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологичие предплки рмотренияциально — управленчой функции общвенного мнения
    • 1. 1. Политичий лидер как воплощениециального иитута лидева: понятие, циальная роль, факторы формирования
    • 1. 2. Воздевие общвенного мнения на формирование и деятельнь политичих лидеров
    • 1. 3. Взаимязь общвенного мнения и политичой культуры
  • Глава 2. Восприятие политического лидерства в общественном мнениивременной Рии
    • 2. 1. Методологичие и методичие овы эмпиричих ледований иитута политичого лидева
    • 2. 2. Требования к фигуре политичого лидера в общвенном мнениивременной Рии
    • 2. 3. Отношение риого общвенного мнения к реальным политичим деятелям

Социально-управленческое воздействие общественного мнения на формирование и деятельность политических лидеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современная Россия находится на пути демократической трансформации, когда происходит реформирование общественных и социальных институтов, политической культуры, ломка сложившихся в течение предыдущих десятилетий установок и стереотипов. В обществе наблюдается причудливое переплетение старых и новых идентичностей, взаимоисключающих ценностных установок. В условиях переходного периода неизбежно возрастает социальная роль политических лидеров, особенно стоящих во главе государства. Пристальное внимание к данной проблеме связано как с объективной потребностью научного познания функционирования института политического лидерства, так и с требованиями реалий, которые все больше актуализируют фигуру политического лидера и его консолидирующую роль. Научный анализ проблемы восприятия политических лидеров различными группами общества, а также влияния, которое общественное мнение в свою очередь оказывает на институт политического лидерства и деятельность отдельных политиков, позволяет прогнозировать развитие ситуации в стране, обеспечить стабильное движение России по пути реформ, а также сделать процесс политической борьбы в обществе более цивилизованным. Значение этого в условиях нестабильности современного российского общества трудно переоценить.

Одновременно возрастает роль общественного мнения, которое начинает оказывать все большее влияние на ход политических и социальных процессов, приобретает социально-управленческую функцию, напрямую воздействуя на принятие ответственных решений на всех уровнях и формирование различных институтов. Общественное мнение становится важнейшим фактором, влияющим на формирование политических лидеров и их деятельность. Комплекс существующих в различных группах общества установок и ожиданий относительно фигуры лидера, требований, выдвигаемых к его деятельности, становится определяющим при одобрении или неодобрении фигуры и действий того или иного политика. Перед наукой встает задача всесторонней разработки проблем, связанных с изучением существующих в массовом сознании настроений и ожиданий и созданием на этой основе имиджей политических деятелей, адекватных ситуации и требованиям граждан.

Влияние общественного мнения на институт политического лидерства, формирование и деятельность политических лидеров можно отнести к центральным в тех областях науки, которые изучают политическую жизнь общества, и, прежде всего — в политической и социальной психологии, политологии, социологии, государствоведении. Анализ взаимовлияния общественного мнения и института политического лидерства, рассмотрение социально-управленческой функции общественного мнения, возможность прогнозирования и моделирования на этой основе процессов, происходящих в обществе, а также управления ими в контексте развития идей демократии в обществе с различными системами ценностей, определяют актуальность данной диссертационной работы как в научном, так и в практическом плане. Значимость данного исследования обусловлена, кроме того, тем, что в настоящее время возникла настоятельная необходимость исследования общественного мнения как фактора формирования современного политического деятеля, выяснения его места в системе мотивации деятельности и поведения политика. Актуальность диссертационного исследования обусловлена еще и тем, что в условиях существования многопартийной системы, деятельности различных организаций и движений необходим учет общественного мнения при подборе и выдвижении политических лидеров, реализации их социальной роли.

Состояние разработанности проблемы.

Проблема роли общественного мнения в общественно-политической жизни, его влияния на политических лидеров, в настоящее время привлекает большое внимание исследователей и политиков-практиков. Это нашло отражение в различных публикациях по этой проблематике, которые были изданы за рубежом, а в последнее десятилетие — и в нашей стране.

Анализ литературы показал, что истоки проблематики данного диссертационного исследования находятся в классических трудах по философии, социологии, политологии и психологии (Аристотель, философы итальянского Возрождения, французские гуманисты, Макиавелли, Вебер и другие), которые получили свое развитие в дальнейшем. Так, подходы к изучению проблемы находятся у основоположников самостоятельной концепции политического и социального обустройства общества конца 19 — начала 20 века: В. М. Бехтерева, В. Вундта, Г. Лебона, Н. К. Михайловского, П. Сорокина, Г. Тарда, а впоследствие — таких известных исследователей, как К. Поппер, В. Франкл, Э.Фромм. Их анализ проблем общества и политического лидерства в рамках философских, социологических, политологических и психологических исследований выявил роль политических лидеров в функционировании различных социальных организаций, в том числе — политических движений, партий и в жизнедеятельности общества в целом. Другие научные исследования, которые использовались при написании данной диссертационной работы, концентрировались по нескольким направлениям:

• Общетеоретические работы по общественному мнению, методам его изучения, методике и технике социологических исследований, особенностям массового сознания (работы Г. Тарда, В. Липпмана, Ю. Е. Волкова, А. К. Уледова, Я. В. Любивого, Е. И. Башкировой, М. К. Горшкова, Т. И. Ойзермана, Б. А. Грушина, В. Я. Ядова, В. В. Комаровского, Б. А. Ерунова, А. А. Возьмителя и др.);

• Общетеоретические работы по разработке различных аспектов проблемы политического лидерства (М.Вебер, Г. Лебон, Н. Макиавелли, Г. Пейдж, Ж. Блондель, М. Эделман, Ф. Фидлер, В. Парето, Д. Оффер, Р. Такер, М. Херманн, Е.В.Егорова-Гантман, А. Н. Жмыриков, Н. П. Пищулин и др.);

• Работы по изучению социально-психологических аспектов и механизмов взаимодействия субъекта и объекта управления, руководства, лидерства (С.Хук, А. Г. Асмолов, В. Г. Агеев, О. С. Анисимов, Л. Войтасик, В. М. Герасимов,.

A.А.Деркач, В. С. Комаровский, В. Г. Крысько, А. П. Назаретян, Н. П. Сащенко,.

B.М.Шепель, Е. А. Яблокова и др.), а также психологические теории и концепции, раскрывающие поведение человека в обществе (З.Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Роджерс, К. Хорни, Ф. Перлз, Т. Шибутани и др.). Исследования отечественных ученых также внесли свой вклад в разработку данного направления (В.С.Агеев, Л. С. Выготский, Г. Г. Дилигенский, А. Г. Ковалев, Б. Д. Парыгин и др.);

• Труды, посвященные разработке проблемы политической культуры и политических ценностей (Р.Ингелхарт, С. Моррис, М. Рокич, М. Смит, Е. И. Башкирова, Г. Г. Дилигенский, И. Г. Дубов, И. Г. Клямкина, М. Назарова,.

B.Пантин, Д.А.Леонтьев);

• Широко использовались при написании работы труды по социальной психологии в аспекте анализа процессов восприятия. Зарубежная традиция исследования этих процессов наиболее разработана в когнитивной психологии (М.Айзенк, Дж. Келли). В отечественной литературе проблема получила свою разработку в теории деятельности (А.А.Бодалев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин,.

C.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев), психосемантических исследований (Е.Ю.Артемьева, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев, Б. Д. Парыгин, П. Н. Шихирев и др);

• Исследования, связанные с теорией установки, в контексте влияния установок и стереотипов на восприятие социальных процессов представителей грузинской школы (Д.Н.Узнадзе, Ш. А. Надирашвили, В. В. Григолавы, Д.А.Чарквиани) и представителей зарубежной школы (К.Ховланда, Л. Фридмана и др.) и зарубежные исследования теории изменения установки (Д.Клэппер, К. Ховланд, Л. Фридман);

• Зарубежные и отечественные работы по технологиям, принципам, механизмам формирования имиджа политических деятелей (С. Голдмен, Е В. Егорова-Гантман, О. А. Феофанов, Г. Г. Почепцов и др.);

• Работы, посвященные способам и механизмам воздействия СМИ на массовое сознание избирателей (Э.Деннис, А. А. Гостев, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, АЮ. Панасюк, Е. В. Селезнева, Н. П. Попов, Е. Пронин и др).

В России проблематика взаимодействия общественного мнения и политического лидерства активно разрабатывается с конца 80-х г. г. Однако, зачастую наблюдается попытка адаптации западного опыта и применение его к российской действительности. При этом не всегда авторы обращают внимание на различие между нациями, культурами, особенностями в религиозной, правовой и нравственной сферах. Усложняет процесс изучения взаимовлияния общественного мнения и политических лидеров сложный процесс рекрутирования элиты и отсутствие на протяжении десятилетий в России гражданского общества.

Необходимо также обратить внимание на то, что при наличии большого количества работ по общественному мнению, проблематика социально-управленческой роли общественного мнения в России проработана недостаточно глубоко, не изучены механизмы распространения его влияния на политических лидеров, а также нет достаточно полномасштабного анализа примеров осуществления такого влияния. По нашему мнению, без изучения социально-управленческой функции общественного мнения, приобретающей все более серьезное значение для различных сфер жизни социума, невозможно комплексное изучение проблемы как с научной, так и с практической точек зрения.

Анализ публикаций непосредственно по теме диссертационного исследования, а также смежной с ними психологической, политологической и философской литературы, позволил выделить противоречие между сравнительно большим количеством работ, появившихся в последнее время, и их описательным характером, недостаточно всесторонне рассматривающим роль социально-управленческой функции общественного мнения в отношении социального института политического лидерства, механизмов ее реализации. Данные публикации не позволяют получить комплексную картину социально-управленческой роли общественного мнения и ее влияния на формирование и деятельность политических лидеров, а также не дают инструментария для эффективного использования данной функции для практического прогнозирования политических и общественных процессов и оказывания на них целенаправленного воздействия.

Цель исследования: выявить социально-управленческое воздействие общественного мнения на формирование и деятельность политических лидеров в современной России.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования, а именно:

• Рассмотреть политического лидера как воплощение социального института лидерства, определить его понятие, выявить социальную роль и факторы формирования;

• Определить особенности и механизмы фунционирования общественного мнения как социального института и его воздействия на общественные процессы;

• Выявить социально-управленческую функцию общественного мнения в отношении формирования и деятельности политических лидеров;

• Рассмотреть институт общественного мнения в контексте политической культуры, ценностей и установок, существующих в современной России, и особенности их взаимовлияния;

2. Провести эмпирические исследования восприятия общественным мнением образов современных российских политических деятелей.

3. Изучить механизмы формирования образов политических лидеров в массовом сознании.

4. Осуществить анализ требований, предъявляемых россиянами, к фигуре идеального политического деятеля.

5. Выявить возможности использования социально-управленческой функции общественного мнения для формирования образов политиков, прогнозирования и моделирования общественных и политических процессов.

Объект исследования: общественное мнение как инструмент воздействия на формирование и деятельность политических лидеров.

Предмет исследования: механизмы функционирования социально-управленческого воздействия общественного мнения на процессы формирования политических лидеров и их деятельность.

Эмпирическую базу исследования составили:

• Результаты социологических исследований, осуществленных в рамках специальных проектов эмпирических исследований независимого исследовательского центра РОМИР: еженедельные экспресс-опросы по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (N=2000), проведенные с сентября 1999 по март 2000 в 41 субъекте Российской Федерации (207 точек опроса, 98 населенных пунктов), результаты специальных исследований по всероссийской репрезентативной выборке, проводимых для лидеров политических партий и движений, результаты 20 фокус-групп, проведенных в 10 городах РФ. Блоки вопросов в анкетах количественных и качественных исследований, посвященных особенностям восприятия образов и деятельности политических лидеров, были разработаны автором для использования полученных результатов в научных и практических целях.

• Данные социальной статистики;

• Обобщенные результаты наблюдений.

Методы диссертационного исследования:

Диссертационное исследование для решения поставленных задач предполагает получение двух уровней знания — теоретического и эмпирического. Теоретическое исследование проблемы социально-управленческой функции общественного мнения в отношении института политического лидерства в основном состоит в анализе и обобщении различных российских и зарубежных публикаций по проблеме исследования в соответствии задачами диссертации.

Эмпирическое исследование предполагает наблюдение, изучение эмпирических фактов для выявления существующих связей и отношений. Данное эмпирическое исследование предполагает при анализе использование количественных социологических опросов, качественных методов социологических исследований. Таким образом, можно сгруппировать методы, применявшиеся в данном диссертационном исследовании, следующим образом:

• общенаучные методы формальной логики, обобщения и системного анализа, которые применялись как для работы с научной литературой по социологии, изучению общественного мнения, политической и социальной психологии, философии посвященных различным аспектам воздействия общественного мнения на институт политического лидерства;

• метод массовых опросов (количественные исследования);

• метод фокус-групп (качественные исследования).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, опорой на признанные научным сообществом разработки функционирования общественного мнения и института политического лидерстваиспользованием апробированных методов эмпирического исследования восприятия массовым сознанием образов и деятельности политических лидеров (в частности, метода массовых опросов по всероссийской репрезентативной выборке и качественного метода фокус-групп).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• определена социально-управленческая функция и социальная роль общественного мнения в воздействии на формирование института политического лидерства и образов отдельных политиков;

• выявлены закономерности выдвижения и восприятия политических лидеров в современной России, обусловленные состоянием массового сознания и политической культуры в обществе;

• автором разработана методика, сочетающая количественные и качественные методы, для комплексного изучения общественного мнения в вопросе восприятия политических лидеров, выявления ожиданий и установок, связанных с предпочтительным для различных групп населения политическим деятелем;

• на основе всероссийской репрезентативной выборки получены результаты количественных социологических исследований по специально разработанной методике, позволяющие оценить образы существующих политических лидеров в массовом сознании россиян, а также выявить существующие закономерности в восприятии и ожиданиях различных социальных, возрастных и др. групп российского обществауточнены и описаны требования различных групп населения к качествам политических лидеров и их деятельности;

• в результате 20 фокус-групп, гайд модератора которых был разработан автором, проведенных в 10 российских городах, получены результаты предпочтений, оценок и ожиданий россиян относительно реальных и идеальных политических деятелей;

• описаны ожидания населения России, связанные с социальной ролью политического лидера и прототип идеального политического деятеля;

• определены механизмы эффективного использования общественного мнения для изучения динамики политических предпочтений и ожиданий, а также для прогнозирования и моделирования отношения к институту лидерства в целом и отдельным политикам в частности, что позволит эффективно управлять происходящими в социуме процессами и целенаправленно на них воздействовать.

На защиту выносятся следующие положения:

Общественное мнение выполняет в социуме различные функции, одной из главных среди которых является социально-управленческая. Реализация данной функции в отношении формирования и деятельности политических лидеров проявляется в том, что общественное мнение влияет на них в форме выдвижения комплекса социальных ожиданий, установок и стереотипов, связанных с уровнем политической культуры в обществе, существующей системой базовых ценностей, спецификой исторического развития, национальной мифологией и религией.

Для различных групп общества комплекс требований к фигуре лидера является разным, однако, можно выделить и общие для всех или нескольких групп требования и ожидания. Это касается преимущественно качеств, которыми должен обладать политический лидер в конкретный исторический момент. Таким образом, восприятие реально существующих политиков происходит с одной стороны, через призму требований, выдвигаемых к политическому деятелю, сформированных в условиях определенной политической культуры, с другой — требования к политическому деятелю обусловливаются конкретным историческим моментом.

Общественное мнение является состоянием массового сознания и непосредственно влияет на формирование социального института политического лидерства, воплощением которого является политический лидер, артикулируя комплекс требований и ожиданий к нему. Этот комплекс установок может претерпевать различные изменения под воздействием ситуационных факторов. Происходит также и процесс обратного влияния, когда деятельность политического лидера через каналы коммуникации воздействует на общественное сознание и служит изменению общественного мнения в отношении социальной роли и задач лидера, требований, выдвигаемых к его деятельности.

При систематическом и комплексном изучении общественного мнения различных групп населения относительно важнейших социально-экономических, общественных проблем, отношения к различным политическим лидерам и ожиданий, с ними связанных, возможно прогнозировать изменения состояния массового сознания, создавать и корректировать эффективные политические имиджи и моделировать происходящие процессы путем сознательного использования общественного мнения для управления общественным развитием.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методологическая и теоретическая разработка проблемы социально-управленческой функции общественного мнения в отношении института политического лидерства дает возможность для научно обоснованной диагностики состояния, динамики и направленности развития политических предпочтений граждан в современных условиях и управления общественными и политическими процессами.

Проведенное теоретико-методологическое и эмпирическое исследование проблемы может представлять интерес для специалистов по государственному и социальному управлению, политических деятелей, аналитиков, политических психологов и экспертов, занимающихся разработкой политических и управленческих технологий, проблемами планирования и организации политических кампаний, политическим консультированием. Полученные данные позволяют, в частности:

• найти подходы к дальнейшему анализу политического лидерства как социального института в современных российских реалиях с учетом ожиданий, установок и стереотипов россиян;

• максимально приблизить существующие образы политиков к идеальным прототипам для повышения эффективности их восприятия;

• адресно, дифференцированно и эффективно влиять на сознание избирателей с использованием социально-управленческой функции общественного мнения;

• оценивать эффективность влияния политических лидеров на сознание избирателей;

• использовать социально-управленческую функцию общественного мнения в качестве инструмента политической коммуникации и социализации;

• прогнозировать политическое поведение различных слоев электората в соответствии с имиджем конкретного политического лидера, которому отдается предпочтение.

На основании результатов данного исследования и практической деятельности в области изучения общественного мнения и формирования имиджа политиков подготовлена серия статей для российских и зарубежных СМИ, социологических и политических сайтов в Интернет, а также практические рекомендации для отдельных претендентов на пост Президента РФ и предвыборных штабов во время избирательной кампании в Государственную Думу и выборов Президента-2000.

Таким образом, диссертационное исследование, его выводы и рекомендации могут быть использованы для реализации конкретных программ органов государственного управления, при планировании и проведении различных политических кампаний, для практического создания имиджа политиков, а также могут быть полезны в процессе обучения государственных служащих и общественных деятелей и при подготовке специалистов в области социального управления.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации изложены в публикациях автора в журнале «Советник», «СОЦИС», «СО-Общение» на веб-сайтах РОМИР, АПН, ПолитРу и других, докладывались на научно-практических конференциях ШАРОЯ, методологических семинарах для избирательных штабов. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и социального управления Академии труда и социальных отношений. Результаты исследования использовались при разработке конкретных программ, предвыборных стратегий основных претендентов на пост Президента России в 2000 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

В условиях постепенного болезненного перехода России к гражданскому обществу, при сосуществовании в общественном сознании различных систем базовых ценностей, роль общественного мнения и различных его функций становится особенно актуальной. Целенаправленное и систематическое изучение общественного мнения по различным вопросам социальной, политической и экономической жизни призвано сделать происходящие в обществе процессы более предсказуемыми, обеспечить эффективное управление ими. С продвижением России по пути демократии роль общественного мнения будет становится все весомее, особенно будут востребованы регулятивно-воспитательная и социально-управленческая его функции. В России происходит постепенное формирование института лидерства с конституционным закреплением демократического механизма выбора политических лидеров путем всенародного свободного голосования на альтернативной основе. В этих условиях нельзя переоценить воздействие, которое оказывает общественное мнение на формирование и деятельность политических лидеров.

Проведенные исследования подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач исследования и теоретические положения, выносимые на защиту.

В процессе изучения литературы по проблематике нашего исследования было выяснено, что проблема социально-управленческого воздействия общественного мнения на формирование и деятельность политических лидеров исключительно актуальна и в теоретическом, и в практическом плане, что обусловлено недостаточной на сегодняшний день разработанностью проблемы.

Поставив целью данного исследования выявление социально-управленческой функции общественного мнения в отношении формирования и деятельности политических лидеров, мы провели теоретико-методологический анализ проблемы исследования. На основании этого:

• Было конкретизировано понятие общественного мнения как социального института, рассмотрены массовое и общественное сознание как источники его формирования, выявлены его основные функции в современном обществе. Установлено, что общественное мнение выполняет в социально-управленческую функцию в отношении основных государственных и общественных институтов, в том числе — в отношении института политического лидерства. Выявлена ключевая роль СМИ как основного фактора, влияющего на формирование общественного мнения;

• Были рассмотрены основные факторы формирования политического лидера и его социальной роли в современных условиях. Было дано определение и представлен механизм функционирования имиджа политического лидера как опосредованного звена в восприятии массовым сознанием политических деятелей, а также показана социальная роль политического имиджа и способы управления им. На основе этого было представлено соотношение рационального и эмоционального компонентов в процессе формирования общественного мнения относительно института политического лидерства;

• Было дано определение политической культуры как источника общественного мнения и показаны результаты их взаимовлияния. Была выявлена роль политических ценностей и установок, а также стереотипов, существующих в политической культуре, в процессе формирования общественного мнения относительно института политического лидерства;

• Разработана комплексная методика проведения количественных и качественных исследований для выявления социально-управленческого воздействия общественного мнения на институт политического лидерства в России;

• Проведен комплекс количественных и качественных эмпирических исследований общественного мнения россиян в отношении института политического лидерства.

Изучение и анализ полученных эмпирических данных позволяют констатировать совпадение результатов исследования с происходящими накануне выборов политическими процессами и результатами выборов.

В соответствие с целью исследования, методом анализа и обобщения данных, полученных в ходе теоретико-методологического анализа научной литературы по проблеме исследования и проведенных количественных и качественных эмпирических исследований, были получены следующие результаты:

• Дано системное описание социально-управленческой функции общественного мнения в формировании и деятельности политических лидеров;

• Проведено эмпирическое исследование существующего в массовом сознании идеального прототипа власти, а также образов реально существующих политиков. Изучение и анализ полученных эмпирических данных позволяют констатировать совпадение результатов количественных и качественных исследований с лидирующими позициями В. Путина накануне выборов Президента России и результатами выборов.

На основании полученных в ходе эмпирического исследования данных:

• Проанализирована социально-политическая ситуация в обществе накануне выборов Президента, ее влияние на процессы политического лидерства и ориентацию отдельных социальных групп на определенного политического лидера;

• Выявлены основные характеристики идеальной власти, существующие в общественном мнении, и основные объективные индивидуальные характеристики политического лидера, затребованные отдельными социальными группами;

• Определено оценочное восприятие профессиональных, личностных и психологических характеристик реально существующих российских политиков;

• Проведено сопоставление существующих в массовом сознании образов политических лидеров и идеального прототипа;

• Выявлены глубинные мотивы восприятия образов реальных политиков в различных общественных группах;

• Выявлены основные причины, на основе которых совершается электоральный выбор в отношении того или иного политика;

• Конкретизирована социально-управленческая функция общественного мнения в отношении оптимизации имиджей политических лидеров;

• Выявлены и систематизированы причины появления «феномена Путина» как проявления социально-управленческого воздействия общественного мнения;

• Определены механизмы целенаправленного использования социально-управленческой функции общественного мнения для коррекции существующих образов политиков и создания новых, а также для влияния на функционирование института лидерства в целом.

Таким образом, в процессе исследования подтвердилась гипотеза о том, что общественное мнение является мощным инструментом влияния на различные экономические, социальные, политические процессы, в том числе — на формирование института политического лидерства, роль которого особенно возрастает в переходном обществе. Как убедительно доказали полученные результаты исследования, изучение общественного мнения позволяет не только анализировать динамику развития политического лидерства, но и выявлять механизмы и закономерности социально-управленческого воздействия общественного мнения в отношении данного института, прогнозировать и моделировать ситуацию, корректировать существующие имиджи политических деятелей, эффективно и целенаправленно воздействовать на происходящие процессы.

Перспективы дальнейшего исследования социально-управленческой функции общественного мнения в формировании института политического лидерства.

Перспективность дальнейшего исследования воздействия общественного мнения на формирование и деятельность политических лидеров обусловлена возможностью анализа закономерностей их взаимовлияния, выявления особенностей и механизмов их функционирования в современной России, а также диагностики текущего состояния общественно-политической ситуации и прогнозирования ее развития.

Следующим перспективным направлением исследования воздействия социально-управленческой функции общественного мнения на институт политического лидерства, на наш взгляд, может быть изучение особых стереотипов, архетипов и символов у различных социальных групп, которые определяются наличием специфики геополитического расположения и национального состава нашей страны. Ведь Россия — многонациональная страна, занимающая огромную территорию, характер и динамика протекания социальных процессов, влияющих на формирование общественного мнения, разнится в различных ее регионах.

Дальнейшего изучения и глубокого анализа требует и проблема политической культуры современной России, анализ существующих систем ценностей, динамики их изменения.

Несмотря на то, что существует обширный список работ по социальному восприятию и социальным установкам, существует дефицит работ по прикладному исследованию имиджа политического лидера в контексте уникального состава российского общества и российского менталитета и путях его оптимизации.

Кроме того, существует необходимость в дальнейшем развитии проблематики целенаправленного использования социально-управленческой функции общественного мнения в отношении различных политических институтов и его этических границ.

Проведение диссертационного исследования позволило предложить обобщенные практические рекомендации, касающиеся основных факторов социально-управленческого влияния общественного мнения на институт политического лидерства. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проведенные эмпирические исследования позволили выявить следующие основные направления возможного практического использования социально-управленческой функции общественного мнения:

• Прогнозирование политической и социально-экономической ситуации, основываясь на всесторонних исследованиях общественного мнения;

• Использование разработанных в ходе подготовки к проведению серии эмпирических исследований методик количественных и качественных исследований для изучения ситуации в стране и отдельно взятых регионах;

• Применение разработанной для оценки восприятия образов реальных политиков методики в ходе проведения избирательных кампаний и отслеживания динамики изменений предпочтений электората;

• Отслеживание динамики изменений прототипа идеальной власти для получения на этой основе картины ожиданий электората;

• Коррекция имиджей реально существующих политиков на основе выявленных предпочтительных для населения характеристик;

• Использование социально-управленческой функции общественного мнения для целенаправленного влияния на различные политические и социальные институты;

• Разработка системы формирования общественного мнения в отношении института политического лидерства с использованием СМИ и других информационных каналов;

• Разработка этических норм формирования общественного мнения для предотвращения манипулирования им.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Влияние социально-экономических факторов на формирование политического сознания//Российское общество: становление демократических ценностей. М.: Московский центр Карнеги, — 1999, с.9−35.
  2. .К., Докторов Б. З., Фирсов Б. М. Изучение общественного мнения: опыт и проблемы. Социологические исследования, 1979 N 4, стр. 21−46.
  3. Е.Г. Притягательны ли демократические ценности для россиян?//Независимая газета, 1.8.1996.
  4. О.С. Основы методологии. М.: 1994, в 2-х тт.
  5. В.А. Социально-психологическое заражение как способ общения. -«Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми»,-Л.: 1970.
  6. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. М.: 1995.
  7. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа,-М.: 1990.
  8. АУДИТОРИЯ (Проблемы изучения общественного мнения), выпуск девятый. -Составители: Б. А. Брыцало, В. Г. Зазыкин, В. П. Шмаков. методическое пособие Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, М.: 1989. — 61 с.
  9. П.Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. -М.: 1991. Т.З.
  10. БартР. Избранные работы. Семиотика. Поэтика, — М.: Прогресс, 1989.
  11. Е., Федоров Ю. Лабиринты посттоталитарного сознания.// Pro et Contra. -1999, с. 120−144.
  12. Н. Истоки и смысл русского коммунизмаю -М.: 1991.
  13. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: 1908.
  14. И.Г. Психология установки и кибернетики. М.: 1966.
  15. Блондель Ж.Лидерство. М.:1992.
  16. A.A. Восприятие человека человеком. Л.: 1965.
  17. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: 1982.
  18. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.:1970.
  19. A.B. Соционика.//Соционика, ментология и псхология личности. 1996.- N 1.
  20. М. Избранные произведения. М. 1990.
  21. М. Политика как призвание и профессия//Новое время. 1990. N 21.
  22. Л. Психология политической пропаганды. М.: 1981.
  23. A.A. Формирование и изучение общественного мнения. М., 1987.
  24. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.
  25. П.Д. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия//Журнал социологии и социальной антропологии. -1998, т. 1, N4.
  26. В.Я. Введение в психологию. М.: 1976.
  27. Гегель. Сочинения. В 7 т. -М.-Л., 1934, т.7.
  28. В.М. Исследование общественного мнения с позиций акмеологии и политической психологии. М.: Универсум, 1994. — 350 с.
  29. Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: 1978.
  30. С. Как создается имидж в американской политике// США: экономика, политика, идеология, — 1990, — N 10. С. 35−38.
  31. М.К. Общественное мнение. М.: Политиздат, 1988. — 383 с.
  32. A.A., Зазыкин В. Г. Методическая разработка по теме «Психологические проблемы эффективности идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания». -М.: 1989. 100 с.
  33. .А. Мнение о мире и мир мнений. М.: 1967.
  34. П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: «Искусство», 1991, 221 с.
  35. В.В. Контрастная иллюзия, установка и бессознательное. Тбилиси, 1987.
  36. ЕВ. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации: Дис. на. канд. психол. наук. / РАГС при Президенте РФ. Каф. психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: 1995. -211 с.
  37. Деннис Э. Беседы о масс-медиа. -М.:Вагриус, 1997.
  38. Г. Г. Социально-политическая психология / Учебное пособие для высших учебных заведений. -М.: Наука, 1994. -304с.
  39. H.A. Избранные философские сочинения, т.2. М.: 1946.
  40. Дуб Л., Шихирев П. Современная социальная психология США. М: Наука, 1977.
  41. ИГ. Ментальность россиян. -М.:1997, -450 с.
  42. И.Г., Пантилеев С. Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал № 6, 1992, С.25−34.
  43. Е.В. Психологические исследования принятия внешнеполитических решений в международных кризисных ситуациях (критический анализ американской теории и практики) Автореф. на. канд. психологич. н. М.: 1981. Институт психологии АН СССР.
  44. .А. Мнение в системе человеческого познания. Л.: 1973.
  45. В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск:1987.
  46. В.Г. Современная политическая мифология Автореф. канд. философских наукМ.: 1993 Московский пед. унив-т, каф. философии.
  47. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков/ Под ред. Е. Егоровой-Гантман. М.- 1994.
  48. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся обществаУ/Политические исследования. -1997. -N 4.
  49. И.Н. Мифы в политической истории России//Полития. -1991, N 1. -с. 1541.
  50. В.Р., Новиков A.A. В мире научной интуиции. М.: Наука, 1978.
  51. Исследования по психологии восприятия / Отв.ред.С. Л. Рубинштейн. М.-Л., 1948.
  52. Как делается президент: Пер. с англ. Предисл. и общ. ред. С. М. Плеханова,-М.:Прогресс, 1985, — 312 с. с илл.(США 80-х: взгляд изнутри).
  53. Как победить на выборах /книга 1−5 /. М.: Издательство Центра прикладных политических исследований «ИНДЕМ», 1991.
  54. Кампанелла Т. Город Солнца. -М., 1954.
  55. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян.//Полис, 1994, N1−2.
  56. А.Г. Психология личности. М.: 1970.
  57. B.C. и др. Организация и технология выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. Метод, пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: 1995. -122 с.
  58. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций. //Социологические исследования, 1994, N 2, с. 114−118.
  59. Крамник В.В.Социально-психологический механизм политической власти. -Л.:1991.
  60. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  61. Краткий политический словарь / Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина -6-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989. — 623 с.
  62. Краткий словарь по социологии/Сост. И общ.ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапинами Политиздат, 1988.-479 с.
  63. В.Г. Современная политическая мифология Автореф. канд. философских наук М.: 1993 Московский пед. унив-т, каф. философии.
  64. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков/ Под ред. Е. Егоровой-Гантман. М.- 1994.
  65. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества//Политические исследования. -1997. -N 4.
  66. И.Н. Мифы в политической истории России//Полития. -1991, N 1. -с. 1541.
  67. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М.: Наука, 1978.
  68. Исследования по психологии восприятия / Отв.ред.С. Л. Рубинштейн. М.-Л., 1948.
  69. Как делается президент: Пер. с англ. Предисл. и общ. ред. С. М. Плеханова,-М.:Прогресс, 1985.- 312 с. с илл.(США 80-х: взгляд изнутри).
  70. Как победить на выборах /книга 1−5 /. М.: Издательство Центра прикладных политических исследований «ИНДЕМ», 1991.
  71. Кампанелла Т. Город Солнца. -М., 1954.
  72. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян.//Полис, 1994, N1−2.
  73. А.Г. Психология личности. М.: 1970.
  74. B.C. и др. Организация и технология выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. Метод, пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: 1995. -122 с.
  75. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций.//Социологические исследования, 1994, N2, с. 114−118.
  76. Крамник В.В.Социально-психологический механизм политической власти. -Л.:1991.
  77. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  78. Краткий политический словарь / Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина,-6-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989. — 623 с.
  79. Краткий словарь по социологии/Сост. И общ.ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина,-М.: Политиздат, 1988.-479 с.
  80. В.Г., Деркач А. А. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ. Теория и методология. Учебное пособие. Часть 1. М.: Институт молодежи, 1992. — 142 с.
  81. Кузьмен О. В. Социология общественного мнения. Новосибирск: 1996.
  82. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.//Социологические исследования, 1996, N 5, с.3−23.
  83. Г. Психология народов и масс,— СПб.: «Макет», 1995, — 316 с.
  84. К. Топология и теория поля // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: 1992.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 1975.
  86. Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.:1992.
  87. Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. -М.:1955.
  88. Дж. Избранные философские произведения. В 2 т. -М: 1960, т. 1.
  89. А. Диалектика мифа//Философия. Мифология. Культура. -М.:1991.
  90. Н. Государь. М.: 1990.
  91. Н. Избранные сочинения. М.1982.
  92. А.Г. Мотивация и личность. Санкт-ПетербурпЕвразия, 1999. — 478 с.
  93. С.Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России//Социальный конфликт. Калуга: «Полиграфист», 1994. -N4.
  94. В.Я. Социологический анализ в политике. -К.: Вища шк., 1995. -159с.-Рос.
  95. Н.К. Полн.собр.соч., Герой и толпа, т.2, -СПб.: 1911.
  96. Мор Т.Утопия. -М.-Л., 1947.
  97. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности.//Полис, 1995, N 4, с.69−76.
  98. Ш. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974, — 170с.
  99. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Курс лекций. Издание второе, доработанное и дополненное. М.: Наследие, 1996.
  100. М. Политическая культура российского общества: 1991−1995. М. Эдиториал УРСС, 1998.
  101. А.Ю., Борисов И. В., Гераськин C.B. Имидж политика. Новосибирск: Видеолаборатория Новосибирского Специального Факультета ИПК Госслужбы, 1995.
  102. Ф. Избранные сочинения. М.1992.
  103. Новая роль лидерства. -М.:Фонд Индем, 1999.97.0йзерман Т. И. Философия и обыденное сознание. Вопросы философии, 1967, N4, с. 119−130.
  104. В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы.//Рго et Contra. 1999, с. 144−160.
  105. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: «Мысль», 1971.- 352с.
  106. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: 1988.
  107. А.В. Введение в психологию. Москва: Издательский центр «Академия», 1995. — 496 с.
  108. Ф. Опыты психологии самопознания. М.: 1993.
  109. ЮЗ.Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. -Н.Новгород, 1992.
  110. К.К. Психологическая структура личности. «Личность при социализме». — М.: 1968.105.Платон Теэтет. M.: 1936.
  111. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером /Психологическое пособие для политиков/ Е. Абашкина, Е. Егорова-Гантман, Ю. Косолапова и др, -М.: «Антиква», 1993, — 424 с.
  112. Политическая наука: новые направления.-М.:Вече, 1999. -820 с. Ю8. ПОЛИТОЛОГИЯ: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.:
  113. Ю.И.Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. — 431 с. (в пер.).
  114. ПолосинВ. Архетип и мифология//Золотой лев. 1998.-N4, с.28−31. 1 Ю. Попов Н. П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. — М.: Политиздат, 1986. — 144 с.
  115. К. Открытое общество и его враги. М.: 1993.
  116. А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
  117. Е.И. Печать и общественное мнение. М: 1971.
  118. Е.Е. Категориальная структура восприятия телевизионных передач Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психологич. н. М.: 1987 каф. общ. психологии факульт. психологии МГУ им. В. И. Ленина.
  119. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  120. Пб.Рабочая книга по прогнозированию/Редкол.: И.В.Бестужев-Лада (отв. ред.). -М.: Мысль, 1982. -430 с.
  121. РазворотневаС. Язык власти, власть языка//США:ЭПИ. -1993.
  122. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: 1994.
  123. Р.Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: Дис. на. канд. психол. наук. / РАГС при Президенте РФ. Каф. социальн. психологии. М.: 1995. — 154 с.
  124. Российское общество: становление демократических ценностей? -М.:Центр Карнеги, 1999, — 239 с.
  125. С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики,-М.:Наука, 1980, — 304 с.
  126. С.Л. Бытие и сознание. М.: 1957.
  127. Самый короткий путь к власти: Сборник технологий проведения политических выборных кампаний / Сост. Н. Н. Петропавловский, А. П. Ситников, М. А. Артемьев, В.И.Гафт- Под общ. ред. Н. Н. Петропавловского. Таганрог: Сфинкс, 1995. — 256 с.
  128. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989.
  129. Н.П. Процессы самоорганизации в массовой психологии. // Политолог: Взгляд на современность. М.: 1996.
  130. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М.- Отв. ред. Крымский С. Б. Киев: Наук, думка, 1989. — 200 с.
  131. Со временная западная социология //словарь, — М., 1990.
  132. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функциониррования.-М.: 1996.
  133. Ю.Н. Российские СМИ: являются ли они четвертой властью?// СМИ в политических технологиях. М.: Энигма, 1995.
  134. П. Человек. Цивилизация. Общество. -М: 1992.
  135. Социологический словарь.-М.:"Экономика", 1995.-413 с.
  136. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. -М., 1985.
  137. Г. Законы подражания. СПб.: 1892.
  138. Г. Общественное мнение и толпа. М.: 1902.
  139. Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. А. Я. Юровского. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 237 с.
  140. Томас, Росс «Выборы» // в кн.: «Детективы США. Выпуск 5». М.: Изд-во СП «Интербук», 1990, 352 с.
  141. .Т. Парадоксальный человек (Доклад президента Социологической ассоциации 1992 г.). В кн.: Многообразие интересов и институты власти. М.: «Луч», 1994.
  142. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси: 1961.
  143. Д.Н. Психологические исследования. -М.: 1966.
  144. А.К. Структура общественного сознания. М.: 1968.
  145. А.К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. М: РАГС, 1995, 150с.
  146. Г. И. Сочинения. М.: 1957. -т.5.
  147. Л. Избранные философские произведения, т.2. М.: 1955.
  148. O.A. Природа социальных иллюзий и механизмы их формирования в буржуазном обществе: Дис. на. д-ра философ, наук. / АОН при ЦК КПСС. М.: 1982. -448 с. — На правах рукописи, с. 107.
  149. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  150. Формирование партийно-политической системы в России. -М.:Центр Карнеги, 1998. -280 с.
  151. В. Человек в поисках смысла. М.: 1990.
  152. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: 1992.
  153. Э. Душа человека. М.: 1992.
  154. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: 1993.151 .Чарквиани Д. А. Информация, противоречие и смена социальных установок. -Тбилиси, 1980.
  155. Е. Лебедь набирает высоту. // Аргументы и факты. 1995. — N31 (772). — С.2.
  156. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М.: 1967.154,ЧулковГ. Императоры. Психологические портреты. -М.:1991.
  157. П. Делать мнение:новая политическая игра. -М: 1997.-317 стр.
  158. Е.Б. Личность и политика. М.: 1988.
  159. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 536 с.
  160. П.Н. Современная социальная психология США,— М.:Наука, 1979,230 с.
  161. А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М: 1993.
  162. А. Физики и реальность. М.: 1965, с. 337.
  163. Энциклопедический социологический словарь/под ред. Осипова Г. В.-М., РАН, 1995.-938 с.
  164. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: 1991.
  165. ЯблоковаЕ.А. Психология коллектива и личность. М.: 1977.
  166. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М.: 1987.
  167. Adler Alfred. The individual psychology of Alfred Adler: a systematic presenttation in selections from his writting. Edited by H.L.Ansbacher and R.Ansbacher. New-York: Harper, 1956.
  168. Allport G. W. Attitudes.-In: The handbook of social psychology/ Ed. by C.Murchison. Worcester: Clark Univ. Press, 1935.
  169. Allport G. W. The historical background of modern social psychology In: The handbook of social psychology/ Ed. G. Lindzey, E.Aronson. 2nd ed. Addison-Wesley, 1968, vol.1.
  170. Asch S. E. Forming impressions of personality.- J. Abnorm. and Soc. Psychol., 1946, vol. 41, p. 258- 299.
  171. Asch S.E. Social psychology. New York, 1952.
  172. Attitudes/Ed. M. Jahoda. H. Warren. Middlesex, 1966.
  173. Barber J. The pulse of politics. -NY.Norton, 1981.
  174. Barnouw E. The Image Empire. A History of Broadcasting in the United States. Oxford, 1973.
  175. Bass B.M., Stogdills Handbook on leadership. NY, 1981.
  176. Bogardus E.S. Fundamentals of Social Psychology, Ch.20, Fashion. New York -London. 1942.
  177. Boorstin D. The Image, or What Happened to the American Dream. London, 1961.
  178. Campbell D.T. The indirect assessment of social attitudes.Psychol. Bull., 1950, vol.47, p. 15−38.
  179. Denton R.E., Woodward G.C. Political Communication in America, N.Y., Praeger,
  180. DeutschM., Krauss R. Theories in social psychology. New York. 1965.
  181. Doob L. The behavior of attitudes.-Psychol.Rev., 1947, vol.54, p. 135 -156.
  182. Edelman M. Simbolic of Politics. Un. of Press, 1985.181 .Engel J., Kollat D., Blakwell R. Consumer Behavior. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1968. 652 p.
  183. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. New York, 1957.
  184. Fiedler F. A theory of leadership effectiveness. -NY: McGraw-Hill, 1967.
  185. Freedman J.L. Social Psychology. Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall, 1970.
  186. French R.L. Sociometric status and individual adjustment among naval recruits.-J.Abnorm. and Soc. Psychol., 1951, vol. 46, p. 64−72.
  187. Gerth H., Mills C.W. A sociological note on leadership//!.E.Hulett, R.Stranger. Problems in social psychology. -Urbana, University of Illinois Press, 1952.
  188. Greenstein F.I., Polsby N.W. Handbook of political science. -1975.
  189. Hadamard I. An essay of the psychology of invention in the mathematical. Field, 1961, p. 142.
  190. Halash M.F. No Ideological Guardians Needed.- Amer.Psychol., 1975, vol.30,N 10,1010 p.
  191. Heider F. The psychology of interpersonal relations. New York, 1958.
  192. Hermann M.G. Ingredients of Leadership // Political Psychology. Contemporary Problems and Issues. San Francisco- L., 1986.
  193. Hook S. The hero in history. -NY, 1943.
  194. Hovland C., Janis I., Kelley H. Communication and Persuasion. Psychological Studious of Opinion Change. Yale, 1953.
  195. Hovland C., SherifM. Sociaj judgement. New Haven, 1960.
  196. Inkles A. Sociology and Psychology//Sigmund Koch Ed. NY McGraw-Hill, 1963.
  197. N. (Ed.) Culture for the Millions Mass media in Modern Society. Toronto-London-New York, 1961.
  198. Jahoda M. Attitude.- In: The international encyclopedia of the social sciences/ Ed. by D. Sills. New York: McMillan Press, 1968, vol. 1.
  199. Jones E. E., Gerard H. B. Foundations of social psychology. New York, 1967.
  200. Jung Carl. Man and his symbols. New-York: Doubleday, 1984. 200.1nglehart R. Culture shift in advanced industrial society. Princeton, 1990. 201.1nglehart R. The silent revolution. Princeton, 1977.
  201. Katz D. The functional approach to the study of attitudes. Public Opinion Quaterly, 1960, vol. 24, p. 150−166.
  202. Kelman H. Compliance, identification and internalization: three processes of attitude change.- ?Conflict Resolution, 1958, N2, p. 5160.
  203. Klapper J.T.The Effects of Mass Communication, Glencoe, 1961.
  204. Langer J. Television’s «personality system» // Media, Culture and Society. 1982. -Vol.3 (4).
  205. Lasswell H.D. Politics. -NY, 1981.
  206. Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda.- In: Public Opinion /Ed. B. Berelson, M. Janowitz. New York: Free Press Glencoe, 1953.
  207. Lemann T. B., Solomon R.L. Group characteristics as revealed in sociometric patterns and personality ratings.- Sociometry, 1952, vol. 15, p. 7−90.
  208. Lippman W. Public opinion. New York, 1922.
  209. Loomis C.P., Proctor C. The relationship between choice status and economic status in social systems.-Sociometry, 1950, vol. 13, p. 307- 313.
  210. Luchins A.S. Experimental attempts to minimize the impact of first impression.- In: Hovland C. et al. The order of presentation in persuasion. New Haven, 1959 p. 62−75.
  211. McGinnis J. The Selling of the President 1968. New York: Poket Books, 1972. 2751. P
  212. Mead M. National Character//Anthropology today. Chicago:1953, p.381−385.
  213. Michels R. Political parties. -NY: Dover, 1959.
  214. Morris C.W. Varities of human values.Chicago. 1956.
  215. Moscovici S. Prefase.- In: Jodelet D., Viet J., Besnard Ph. Psychologie sociale: la discipline en movement. Paris, 1970.
  216. Newcomb T.M. The prediction of interpersonal attraction.- Amer. Psychol., 1956, vol. 11. p. 575−586.
  217. Offer D., Strozier Ch. Reflections on leadership//In: the Leader. Ed. Offer D., Strozier Ch., NY, Plenum Press, 1985.
  218. Osgood C.E., Susi C.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning.//Urbana, 1957.
  219. Page D. The scientific Study of political leadership.-NY:Free Press, 1977.
  220. Pareto V. The rise and fall of elites//An application of theoretical psychology. NY, 1991.
  221. Parsons T. Action theory and human condition. NY., 1978.
  222. Rescher N. Introduction to value theory. Englewood cliffs: 1982.
  223. Rockeach M. The nature of attitudes.- In: Beliefs, attitudes and values/ Ed. by M.Rockeach. San-Francisco, 1968, p. 109−132.
  224. Rockeach M. Understanding human values. NY. 1979.
  225. Sarnoff I. Psychoanalitic Theory and social attitudesWPublic Opinion Quartely.1960.
  226. Simmel G. Die Mode.- «Philosophische Kultur». Potsdam, 1923.
  227. Smith M.B.Social Psychology and human Values. -Chicago, 1969
  228. Stone W. The Psychology of Politics. Three Press. N.Y., 1974. Muir Ronald Reagan: The Primacy of Rhetoric// In: Leadership in the Modern Presidency, ed. Greenstain F., 1988. Garvard Colledge Un. Press.
  229. Tagiuri R. Person perception.-In: The handbook of social psychology/ Ed.G.Lindzey, E.Aronson. 2nd ed., Addison-Wesley, 1968, vol. 3.
  230. The Political Image Merchants. Strategies in the New Politics. Wash., 1971.
  231. Thomas W. J., Znaniecki F. The polish peasant in Europe and America. Cambridge, 1918−1920.
  232. Thurstone L. Attitudes can be measured.- Amer. J. Sociol., 1928, vol. 33, p.530.
  233. Tucker R.C. Politics and leadership. NY: 1981.
  234. Voyenne B. La presse dans la socie’te' contemporaine. Paris, 1969.
  235. Wildavsky A. Choosing preferences by constructing institutions//American Political Science Revue. 1987. -Nl, p.51−74.
  236. Winter and all. The personalities of Bush and Gorbachev measured at a distance//Political Psychology. -Vol.12, N 2, 1991, p.213−249.
  237. Wundt W. Wolkerpsychologie.Bd. 1−2. Leipzig. 1911−1912.
  238. WyckofF Gene. The Image Candidates. American Politics in the Age of Television. N.Y., 1968.
  239. Ziller R., Stone W., Jackson R., Terbovic N. Self-other orientations and political behavior.//in: A psychological examination of political leaders./Ed.M.Hermann, T. Milburn:NY, Free Press, 1977. p. 176−204.1. ГЛЙД МО ДЕРА ТОРА
  240. Проект «Мониторинг предвыборной кампании"1. ВВЕДЕНИЕ
  241. Представление модератора, компании и исследования
  242. Представление участников (имя, семейное положение, дети, профессия, возраст, образование, увлечения)
  243. ИМИДЖ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕЗИДЕНТА
  244. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать человек, находящийся у власти? А какими качествами должен обладать идеальный Президент?
  245. Модератор записывает все называемые характеристики).
  246. А какие качества, характеристики, по Вашему мнению, абсолютно не совместимы с образом идеального Президента?
  247. Модератор записывает все называемые характеристики).
  248. Как Вы знаете, в настоящее время есть несколько претендентов на пост Президента России. Давайте немного поговорим о каждом из них.
  249. Представьте, что перед Вами Г. Явлинский.
  250. С чем или с кем он у Вас ассоциируется? А с каким животным? С каким пейзажем?
  251. Что самое запоминающееся в этом человеке? Что самое яркое, самое характерное для него? Как одним словом или одной фразой можно охарактеризовать его? Какой он?
  252. Модератор записывает все называемые характеристики, черты характера, особенности внешности, поведения, манеры говорить, двигаться и т. п. Обратить внимание, чтобы были названы как внешние характеристики, так и психологические)
  253. После того, как будут спонтанно перечислены характеристики, попросить респондентов сказать, какие из них они считают положительными, а какие отрицательными. Отметить плюсами и минусами.1. Политический имидж
  254. А какие из этих характеристик подходят ему как Президенту? Какие будут его плюсом, если он станет Президентом?
  255. Какие, наоборот, абсолютно не подходят ему как Президенту? Что будет его минусом?
  256. Какую из перечисленных характеристик Вы считаете для него самой важной?
  257. Что Вы можете сказать о манере поведения Г. Явлинского? Что Вам нравится, а что, наоборот, не нравится?
  258. Как Вы думаете, сильно ли меняется стиль его поведения в зависимости от ситуации (повседневная работа, чрезвычайные ситуации)? Если да, то каким образом?
  259. Что Вы знаете об экономической/политической программе Явлинского? Что Вам нравится, и что не нравится в политической/экономической программе Явлинского? Что именно? Почему?
  260. Как Вы думаете, в каких сферах Явлинский является компетентным, а в чем нет?
  261. Выяснить, считают ли респонденты Явлинского компетентным в следующих сферах:1. Экономика1. Внутренняя политика2. Внешняя политика3. Социальная сфера
  262. Можете ли Вы припомнить какие-либо выступления Явлинского, которые как-то изменили Ваше отношение к Явлинскому? Какие именно? Запомнились ли Вам какие-либо слова, фразы, жесты и др. Как изменилось Ваше отношение? Почему?
  263. В целом, изменилось ли Ваше отношение к Г. Явлинскому за последние полтора-два месяца? Если изменилось, то почему?
  264. Что Вы думаете о деятельности Явлинского в «Яблоке»? Можно ли сказать о нем, что он лидер в своей партии, или он не выделяется, находится с кем-то «на равных»?
  265. Что бы Вы хотели видеть в предвыборной кампании Г. Явлинского?
  266. Добавит ли Г. Явлинскому, как кандидату в Президенты России, привлекательность то, что он будет ассоциироваться с «Яблоком»?
  267. Как Вы думаете, какая государственная должность больше всего подходит Г. Явлинскому? А какая меньше всего подходит?
  268. Как Вы думаете, если на президентских выборах победит Явлинский, что будет в России? Какие действия он предпримет?1. Информация о Явлинском
  269. Наверняка Вам приходилось слышать, как о Явлинском говорят СМИ.
  270. Какой информации о Г. Явлинском Вам не хватает? Что хотелось бы услышать еще?1. ИМИДЖ ЗЮГАНОВА
  271. Те же вопросы задаются про Зюганова, не так подробно и меньше по времени)1. ИМИДЖ ПУТИНА
  272. Те же вопросы задаются про Путина, не так подробно и меньше по времени)
  273. Вопрос о деятельности в партии и лидерстве в ней не задается.
  274. В блоке вопросов про Путина спросить:
  275. Как Вы думаете, если на президентских выборах победит Путин, что будет в России? Какие действия он предпримет? Что реально будет происходить в России?
  276. Как Вы отнесетесь к назначению Г. Явлинского Премьер-министром, если В. Путин победит на президентских выборах?
  277. СРАВНЕНИЕ ЯВЛИНСКОГО, ЗЮГАНОВА, ПУТИНА. (5 мин) 1. Достоинства и недостатки каждого в сравнении.
  278. Как Вы считаете, как Явлинский, Зюганов и Путин относятся друг к другу? Кто они коллеги, противники, друзья? Возможен ли их союз?
  279. ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ПРЕЗИДЕНТ, КОГДА ПРИДЕТ К ВЛАСТИ
  280. Предложить участникам подвести итоги
  281. Если не названо спонтанно в ходе группы, спросить про Чечню, (не более 5−10 мин.)
  282. Как Вы оцениваете то, что сейчас происходит в Чечне? Какое Ваше мнение? Можно ли сказать, что кто-то прав, а кто-то виноват в том, что происходит?
  283. Если бы принятие решения зависело от Вас, что бы именно Вы предприняли?
  284. Что, по Вашему, следовало бы сейчас делать?
  285. Есть ли реально сейчас такой человек, который в состоянии решить эти задачи?
  286. Кто именно? Почему именно он?1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. Поблагодарить участников.
Заполнить форму текущей работой