Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В системе образования сельская школа занимает особое место. При меньшем количестве сельских школьников на селе размещается значительно большее число школ, чем в городе. Среди всех других учреждений и предприятий на селе, школа является учебно-воспитательный и культурным центр. В сложных условиях реформирования российского общества, его экономики и политического устройства село переживает нелегкие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Физическая культура личности и ее основные компоненты
    • 1. 2. Специфика сельской школы как социокультурного феномена
    • 1. 3. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе
    • 1. 4. Воспитательный процесс подростков в сельской школе
    • 1. 5. Особенности развития школьников подросткового периода
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КЛУБА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
    • 3. 1. Организационно-методические основы деятельности школьного спортивного клуба
    • 3. 2. Воспитательное пространство спортивного клуба
    • 3. 3. Цели, задачи, содержание работы спортивного клуба
  • ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 4. 1. Анализ результатов анкетного опроса учащихся сельских школ
    • 4. 2. Показатели физической культуры личности сельских подростков
    • 4. 3. Результативность соревновательной деятельности подростков сельского школьного спортивного клуба «Колтекс»
  • ВЫВОДЫ
  • РЕКОМЕНДАЦИИ

Формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В условиях перехода общества к рыночной экономике преобразуются все виды социальных отношений. Эти требования не всегда осуществляются безболезненно. Особенно это касается проблем воспитания подростков и молодежи. Сегодня происходит смена парадигмы образования, которое в настоящее время характеризуется утилитарностью обучения, утратой культурных ценностей и нравственности. Происходит отделение образования от культуры, в том числе и от науки. Отсутствие в образовательном процессе направленности на усвоение норм и ценностей культуры, в том числе и физической негативно сказывается на формировании личности подростков.

Важнейшим средством, обеспечивающим единство биологического и социального развития культуры личности, является физическая культура (Н.И. Пономарев, 1974; Б. А. Ашмарин, 1979; В. М. Выдрин, 1979, 1987; В. К. Бальсевич, 1988; Р. Н. Макаров, 1991; Л. И. Лубышева, 1992; В. В. Кузин, П. А. Виноградов, 1996; и др.). При этом овладение человеком ценностями физической культуры способствует формированию его социальной культуры личности и обеспечивает становление ее специфического компонента — физической культуры личности субъекта (М.Я. Виленский, 1986; В. К. Бальсевич, 1995, и др.).

В настоящее время в сфере физической культуры детей и учащейся молодежи четко обозначено противоречие между предлагаемыми в программах обязательными средствами и методами физического воспитания, жесткими нормативами и потребностями формирующейся личности. Вследствие этого за последние годы отмечена тенденция снижения количества занимающихся физическими упражнениями, падает интерес к физической культуре и спорту, резко ухудшилось состояние здоровья школьников, возрастает число детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Одной из причин этого является отсутствие разработанных средств и методов направленности на формирование и развитие физической культуры личности учащихся. Особенно остро эта с я. Особенно остро эта проблема стоит в подростковом возрасте, когда закладываются основные черты личности взрослого человека. Рост преступности несовершеннолетних характерен для всех регионов России. С каждым годом увеличивается число подростков, состоящих на профилактическом учете в органах милиции. Ежегодно около одного миллиона несовершеннолетних доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения и преступления. Эта тенденция является свидетельством слабой воспитательно-профилактической работы с подростками. Подобная проблема характерна для всех образовательных учреждений, в том числе и сельских школ, которые составляют большинство (2/3) школ России. Они имеют свои специфические, отличительные от городских школ, особенности организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Причем в настоящее время научные исследования, в основном, касаются концептуальных подходов к модернизации физкультурного образования, без учета специфики различных типов образовательных учреждений их территориальных и экономических особенностей.

В связи с этим актуальным является поиск форм, средств и методов, обеспечивающих повышение качества физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельских школах и направленных на формирование физической культуры личности сельских подростков. Актуальность диссертационного исследования подтверждается, нормативными документа Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской академии образования (приказ от 16. 07. 2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». В соответствии с этим приказом среди широкого перечня приоритетных направлений развития физической культуры и спорта особое внимание уделено совершенствованию процесса физического воспитания в школьных образовательных учреждениях. Основными задачами являются: создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами физической культуры и спортаобеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культурыудовлетворение потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмомформирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивациисовершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания, объективизация методов оценки и совершенствования физического и моторного развития воспитанников и обучающихся на основе учета возрастных психофизиологических характеристикпрофилактика асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спортаоснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем образовательных учреждений.

Проблема развития физической культуры личности сельских подростков существенно актуализируется в связи с имеющимся общим низким уровнем культуры и образованности сельских школьников, современными требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ системой рыночных социально-экономических отношений в стране, основными характеристиками которой выступают высокий уровень риска, конкуренция, напряженность труда, повышенная ответственность будущих специалистов, востребованность высокого профессионализма в любой сфере жизнедеятельности и т. д. Поэтому проблема формирования привычек здорового образа жизни, сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности становиться чрезвычайно важной на всех возрастных этапах развития личности и выступает как социально-значимая задача, которая должна решаться за счет новых подходов к системе физкультурного образования. Исследования Исследования М. Я. Виленского (1986), В. К. Бальсевича (1988), Л.И. Лубыше-вой (1992), Ю. Ф. Курамшина (2003) и др. указывают на значительные резервы повышения эффективности системы физического воспитания учащихся, позволяющие выйти на качественно новый уровень ее функционирования.

В диссертационном исследовании предпринята попытка решения раскрыть средства, формы и методы формирования физической культуры личности сельских подростков. Анализ научно-методической литературы показал недостаточность разработки данной проблемы. Лишь в некоторых работах, авторы касаются проблем формирования интереса к спорту у учащихся общеобразовательных школ в целях улучшения их отношения к учебе, труду и общественной деятельности. В работах В. Б. Карпенко (1990), В.К. Бальсе-вича (1995), Н. С. Федченко (1997), В. В. Белоусовой (2002) и др. на экспериментальном материале показывается возможность воздействия на подростков средствами физкультуры и спорта — с целью их морально-волевого, нравственно и физического развития. Однако перечисленные исследования, несмотря на их теоретическую и практическую значимость, не дают исчерпывающего представления о возможностях использования всех воспитательных средств, особенно физической культуры и спорта, для воспитания подростков во внешкольной и внеклассной работе. Не описаны специфика и пути формирования физической культуры личности подростков, недостаточно разработаны содержание, формы, методы и условия эффективной организации физкультурно-спортивной деятельности в сельской школе.

В системе образования сельская школа занимает особое место. При меньшем количестве сельских школьников на селе размещается значительно большее число школ, чем в городе. Среди всех других учреждений и предприятий на селе, школа является учебно-воспитательный и культурным центр. В сложных условиях реформирования российского общества, его экономики и политического устройства село переживает нелегкие времена. Это находит свое выражение в резком сокращении услуг социально-бытовой сферы, сельскохозяйственного производства, росте безработицы, нарушении половозрастного баланса в сельской среде, разрушении традиционного уклада жизни. В этих обстоятельствах возрастает социальное значение школы на селе, которая стремится не просто выжить, сохранить себя, но и обеспечить достойное воспитание и обучение своим учащимся, сформировать их духовно-нравственную сферу, готовность принять деятельное участие в возрождении села. Его досуг небогат разнообразием. Он вынужден развиваться в однообразной и событийно бедной социальной среде со сравнительно низкими культурным и образовательным уровнями. Педагоги без особого труда могут занять данную нишу, не опасаясь при этом конкуренции с развитой индустрией развлечений, которой буквально забит досуг подростков в крупных городах.

Подростковый возраст является наиболее важным этапом в становлении личности, который воспринимается педагогами как наиболее сложный период в плане воспитания. Это усугубляется и социальными факторами: неудовлетворительная постановка внешкольной и внеклассной воспитательной работынедостатки семейного воспитанияближайшее окружение в школьной средемикросреда по месту жительства и другие.

Интерес к проблемам сельской школы со стороны академической науки носит фрагментарный характер. Исключением являются исследования ряда вузов России, в том числе — ГОУ ВПО «Шуйского государственного педагогического университета» по подготовке учителя для сельской школы России, теоретические и практические наработки и рекомендации Института педагогики социальной работы РАО, научно-исследовательский проект Российской Академии Образования «Возрождение России начинается с села». Данный проект заложил основы к пересмотру отношенческой позиции к сельскому социуму как богатейшему культурно-историческому достоянию нации с далеко не востребованным воспитательно-образовательным арсеналом. Логически продолжая основную идею проекта, можно утверждать, что возрождение села начинается с молодежи, и в первую очередь — с учащейся.

Сельская школа, средовая сельская культура при определённых условиях способны взять на себя трудную и благородную миссию — активно включиться в процесс уточнения новых социально-педагогических реалий, переосмысления наследия традиционной культуры применительно к новым условиям жизни общества, «расстановки» содержательных акцентов, оптимизации учебно-воспитательной деятельности образовательного института как в общенациональном ракурсе, так и в ракурсе сельского социума.

Анализ научно-методической работы показывает, что одной из эффективных форм привлечения подростков к внеурочной физкультурно-спортивной деятельности является спортивный клуб, позволяющий им максимально реализовать свои возможности, которые не могут быть реализова-ры на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования. Формирование физической культуры личности сельских подростков будет более эффективным, если в качестве формы организации физкультурно-спортивной деятельности используется спортивный клуб, учитывающий интересы и мотивы к занятиям физической культурой и спортом сельского социума, координирующий развитие детского спорта и осуществляющий целенаправленную деятельность по формированию ценностного отношения к физической культуре.

Обьект исследования — деятельность сельского школьного спортивного клуба.

Предмет исследования — формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба.

Цель исследования — изучение возможностей спортивного клуба по формированию физической культуры личности подростков сельской школы. Задачи исследования:

1. Изучить особенности организации физкультурно-спортивной работы в сельской школе.

2. Разработать структуру и содержание деятельности сельского школьного спортивного клуба.

3. Оценить эффективность деятельности сельского школьного спортивного клуба по формированию физической культуры личности подростков.

Методологические основы исследования. Исследование базировалось на личностно-ориентированном, индивидуальном и дифференцированном подходе к процессу обучения. При выявлении элементов воспитательного воздействия в различных сферах деятельности определяющее значение имели педагогические концепции в области управления развитием образовательных систем.

Теоретическими основами исследования являлись идеи о единстве и взаимообусловленности категорий социального и биологического (П.Ф. Лес-гафт, Б.Г. Ананьев), научные положения, касающиеся обоснования средств, форм и методов формирования физической культуры личности (Ю.Ф. Ку-рамшин, С. П. Евсеев, В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева), научные разработки в области общей, возрастной и педагогической психологии (Л.С. Выготский, В.А. Якунин).

Методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, педагогическое наблюдение и тестирование, опрос, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование включало три этапа.

Первый этап, поисковый (2000 — 2001 гг.), был посвящен изучению состояния исследуемой проблемы в теории и практике. Результаты этой работы позволили уточнить объект, предмет, гипотезу, цель и задачи исследования.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2001 — 2004 гг.). На этом этапе разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, структура и содержание физкультурно-спортивной деятельности сельского школьного спортвного клуба, а также проводился педагогический эксперимент.

Третий этап — обобщающий (2004 — 2005 гг.). В ходе его проводилось математическая обработка, анализ и обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертационной раюоты.

Педагогический эксперимент проводился на базе Колобовской средней школы Шуйского района Ивановской области. В нем приняли участие 120 подростков в возрасте 11−15 лет. Кроме этого в исследовании приняли участие учащиеся четырех сельских школ Ивановской и Нижегородской областей (521 чел.), учителя (43 чел.), а также родители (55 чел.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщены имеющиеся в педагогической теории исследования о физической культуре личности подростков, расширены теоретические положения по формированию физической культуре личности сельских подростков. Разработаны содержание и структура деятельности сельского школьного спортивного клуба, направленная на формирование физической культуры личности подростков сельской школы. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование физической культуры личности сельских подростков. Обоснованы возможности использования физической культуры и спорта во внешкольной и внеклассной работе как средства воспитания сельских подростков.

Практическая значимость исследования. Разработаны: педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование физической культуры личности сельских подростковпрограмма, содержание, структура, формы и методы физкультурно-спортивной деятельности сельского школьного спортивного клуба по формированию физической культуры личности подростковпрактические рекомендации по формированию физической культуры личности сельских подростков. Материалы исследования внедрены в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры, слушателей факультета повышения квалификации Шуйского государственного педагогического университета, в сельские школы Ивановской области (пос. Китово, д. Милюковка, с. Васитльевское, пос. Сокольское).

Рекомендации по использованию результатов исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы для повышения и эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельских школах, а также при разработке и подготовке лекционных курсов, методических пособий для специалистов по физической культуре с целью повышения качества профессионального образования на факультетах физической культуры педагогических вузов и вузов физкультурного профиля.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов педагогического исследования адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования, репрезентативностью выборки (641 чел.), экспериментальной проверкой гипотезы исследования и статистической обработкой полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование физической культуры личности сельских подростков обусловлено спецификой организации физкультурно-спортивной работы в сельской школе. Она предполагает наличие необходимых условий, которые компенсируют малочисленность и малокомплектность классов, слабую физ-культурно-спортивную базу, отдаленность сельской школы от культурных и спортивных центров. Это с успехом может быть решено при создании на базе сельской школы спортивного клуба, объединяющего в себе всех желающих заниматься физической культурой жителей села и обеспеченного поддержкой общественных и административных структур сельского социума.

2. Важнейшим условием эффективной деятельности сельского школьного спортивного клуба является совместная физкультурно-спортивная работа детских и взрослых команд по различным видам спорта с привлечением родителей, направленная на развитие мотивационного, когнитивного, двигательного, волевого и творческого компонентов физической культуры личности сельских подростков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования представлены и обсуждались на международных научно-практических конференциях «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2002), «VII Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2003), «Физкультурное образование детей и учащейся молодежи» (Шуя, 2004), «Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития» (Белгород, 2004). Всероссийских научно-практических конференциях семинарах и консультациях с преподавателями физической культуры и тренерами, а также на межрегиональных совещаниях специалистов по физической культуре, совещаниях преподавателей сельских школ Ивановской области. Представленные в работе результаты исследования отражены в 12 публикациях, в том числе в журнале Физическая культура (2005).

Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры, слушателей факультета повышения квалификации Шуйского государственного педагогического университета, и сельских школ Ивановской области.

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, четырёх глав, выводов, рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 173 страницах. Работа содержит 24 рисунка, 13 таблиц и 6 приложений.

Список литературы

включает 267 источников и том числе 6 вна иностранных языках.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований Шуйского государственного педагогического университета

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературных данных показал, что формированию физической культуры личности подростков в сельских школах уделяется значительно меньше внимания педагогами и родителями, чем в городе. Формы, средства и методы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в сельских школах не имеют единой направленности на формирование физической культуры личности.

2. Исследование показало наличие у большинства сельских подростков среднего (25,4%) и низкого (57,1%) уровней сформированности физической культуры личности. В то же время, результаты опроса свидетельствуют, что 89% сельских школьников хотят заниматься различными видами спорта. При этом интерес к футболу проявляется у 67%, а 33% - считают привлекательными занятия баскетболом, волейболом, настольным теннисом, гимнастикой и различными видами единоборств. Опредлено, что многие взрослые жители села, особенно в возрасте от 25 до 45 лет, также хотели бы заниматься физическими упражнениями.

3. Выявлено, что успешному формированию физической культуры личности сельских школьников способствует специально организованная форма физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Такой формой является сельский школьный спортивный клуб, обеспечивающий единство и взаимосвязь всех видов физкультурно-спортивной деятельности, учитывающий интересы и мотивы к занятиям физическими упражнениями всех слоев сельского социума.

4. В результате проведенного эксперимента определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование физической культуры личности детей и подростков в условиях сельского школьного спортивного клуба, которыми являются:

• создание системы внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;

• тесное взаимодействие всего педагогического коллектива школы с административными, общественными и производственными организациями села;

• организация занятий физической культурой всех слоев населения сельского социума;

• постоянное освоение подростками основ теории физической культуры;

• совместная учебно-тренировочная работа с подростковыми и взрослыми командами по различным видам спорта и участие в соревнованиях;

• поощрение подростков за успехи в учебной и спортивной деятельности.

5. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о более успешном формировании физической культуры личности подростков, занимающихся в школьном спортивном клубе. Отмечена тенденция перехода к более высокому уровню сформированности физической культуры личности у подростков экспериментальной группы (с 17,3% до 74,3%- р<0,05) по сравнению с контрольной группой (с 17,9% до 19,7%- р>0,05).

У занимающихся в спортивном клубе повысился интерес и мотивация не только к тренировочным занятиям и соревнованиям в составе команд по видам спорта, но и к ведению здорового образа жизни, значительно улучшилась физическая подготовленность подростков экспериментальной группы по сравнению с их сверстниками в контрольной группе (р< 0,05). Кроме этого, была отмечена удовлетворенность подростков, учителей и родителей результатами совместной деятельности, улучшился микроклимат в семьях подростков, выросла успеваемость по предметам школьной программы.

Рекомендации

1. При формировании физической культуры личности сельских подростков необходимо учитывать специфику организации физкультурно-спортивной работы в сельской школе.

2. При создании сельского школьного спортивного клуба основной задачей следует считать формирование физической культуры личности. При этом важным аспектом является профилактика детского подросткового алкоголизма, табакокурения и наркомании, развитие массового молодежного спорта, организация досуга подростков и молодёжи.

3. Педагогическая стратегия должна включать:

• ориентацию на воспитательные цели в работе спортивного клуба;

• сохранение и развитие творческого потенциала человека через физическую культуру;

• развитие гармоничного мышления основанного на сочетании внутренней свободы личности и её социальной ответственности;

4. Целесообразно использовать направления реализации воспитательных целей в системе деятельности спортивного клуба по формированию физической культуры личности подростков:

• воспитание физически подготовленной, волевой, здоровой, жизнеспособной личности с помощью физической культуры;

• воспитание бережного отношения к природе, окружающим, самому себе, культуре, истории через рекреационно-экологическую деятельность в клубе;

• воспитание духовных, познавательных, этических и эстетических качеств личности в процессе деятельности;

• воспитание культуры общения, культуры быта, уважения к традициям;

• воспитание гражданственности, патриотизма, национального единства, толерантности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.-144 с.
  2. К.Ю., Алексеенко М. С., Соколенко А. В. О зависимости «доза-результат» при начальном обучении технике выполнения отдельного элемента в спорте // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 4. — С. 39−43.
  3. И.П. Проблемы сельской школы. // Вечерняя средняя школа. -1995. -№ 2. с. 9−10.
  4. Р.И. Здоровье ребенка эпицентр современного образования // Валеологические аспекты образования: Сб. науч. тр. — Барнаул, 1996. — С. 1214.
  5. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося или индивидуальный подход. М.: Знание, — 1992. — 172 с.
  6. М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 19 с.
  7. .Б., Серова JI.K. Особенности интеллектуальной деятельности в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 8. — С. 63−68.
  8. C.B., Петленко В. П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. СПб., 1994. — 45с.
  9. Ш. А., Алексин А. Г. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. — 87с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Из-во Ленингр. Унта, 1968. — 336 с.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  12. .Г. О психологических эффектах социализации: Человек и общество // Проблемы социализации: Учен. Зап. Ленингр, ун-та: Л., 1971. -Вып. 9.-С. 144−151.
  13. .Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- 486 с.
  14. .Г. Человек как предмет познания: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1980.- Т.1. 225 с.
  15. Г. М. Социальная психология: Учебник для фак. психологии ун-та. М., Изд-во МГУ, 1980. — 415с.
  16. Н.В. Проблема социализации личности.: Социальные исследования. М.: Наука, 1970. — Вып.З. — С.38−52.
  17. А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — с. 24.
  18. Т.Р. Школьные традиции как фактор личностно значимого развития подростков сельских образовательных учреждений. Автореферат дисс. пед. наук. — Белгород, 1997. -с. 18.
  19. Г. Г., Жариков Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990. — С.23−34
  20. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М: Физическая культура и спорт, 1978. — 223 с.
  21. Л.В., Чернявская А. П. Воспитание сельского школьника. М., 2002−176 с.
  22. Бальсевич В К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех//Теория и практика физической культуры. 1993.-№ 4. -С. 2122.
  23. В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры чело-века//Теория и практика физической культуры. 1991.- № 7.-С. 37−41.
  24. Бальсевич В К., Лубышева Л. И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты. 2003. — № 5. — С. 19−25.
  25. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура молодежи и со-временность//Теория и практика физической культуры. 1995.- № 4.-С. 21−22.
  26. Г. А. Школа и здоровье // Материалы XIV Всемирной конференции по санитарному просвещению «Здоровье и образование». Л.: ЗИМ., 1991.-С.9−13.
  27. Н.М., Савкин В. М. Здоровье нации: стратегия и тактика. // Валеология. 1996. — № 2. — С.35−38.
  28. A.B. Образ жизни и наше здоровье. Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1989. — 128 с.
  29. В.В. Воспитание в спорте //Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002.-С. 152−166.
  30. В.А. Дополнительное образование в сельской местности. // Воспитание школьников. -1997. № 5. — С. 10−12.
  31. H.A. О построении движений. М. :Медгиз, 1947. — 255 С.
  32. H.A. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1996. — 126 с.
  33. В.П., Таггур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  34. В.П. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб.: Изд-во К. Л. Риккера, 1905. С. 3−5.
  35. П. К. Теории тестирования двигательных способностей -М.: Физкультура и спорт, 1982. 165 с.
  36. П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1.304 е.- Т.2 — 399 с.
  37. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: ПТУ, 2000. — 220 с.
  38. A.A. Личность и общение: избранные психологические труды. -М.:МПА, 1995.-324 с.
  39. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С.136−138.
  40. А.Ф. Все не так просто//Теория и практика физической культуры. 1990.-№ 9. -С. 3−9.
  41. Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения. Доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертаций на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1967.- С. 15.
  42. Большой толковый социологический словарь. М.- Логос, 1998. — 622 с.
  43. E.B. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания). -Ростов-на-Дону: изд. Пед. университета, 1995. 32 с.
  44. Е.В. Методы воспитания, Ростов-на-Дону: изд. Пед. университета, 1966. — 52 с.
  45. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. 65 с.
  46. Е.В., Левчук Л. В. и др. Концепция сельской школы. // Сельская школа. 1998. № 3. — С. 68−82.
  47. А.И. Теоретико-методические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.04./АФВиС РБ.- Минск, 1993. 74 с.
  48. Г. А., Нестеров A.A., Трапицин С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2001. — 34 с.
  49. М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 127 с.
  50. Броневщук С. Г Сельская школа на современном этапе М., 1997.
  51. X., Фэк Г., Штюблер X. Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. -М.: Физкультура и спорт, 1968. -238 с.
  52. Л.П. Личность и ее социальная деятельность //Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970. — С. 160−213.
  53. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
  54. Л.П. Человек деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 325с.
  55. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами (учебное пособие для университетов). М.: Высшая школа, 1989. 176 с.
  56. Н.В. Оздоровительное воздействие туристских походов на организм подростков //Материалы Первой конференции Адыгейского регионального отделения Российского психологического общества. Майкоп, 1996.-С. 19−25.
  57. JI.Г. Если подросток в беде. // Медицинская газета. 1995. — № 47.-С.7.
  58. В мире подростка /под. Ред. A.A. Бодалева, сост. Г. Б. Борисов М.: Медицина.-1980.-97 с.
  59. Ю. Н. Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи//Теория и практика физической культуры.- 1995.- № 4. С 54−60.
  60. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. М.: МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗМП РФ, 1994.-67с.
  61. И.Т. Диэтетика человеческой души. М.: 1802 — 103 с.
  62. Ф.Я., Ратов И. П., Возник C.B. Возможности предотвращения отрицательных феноменов межмышечной координации в спортивных упражнениях//Теория и практика физической культуры, 1970, № I. С. 61−63.
  63. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.
  64. Е.В. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи. Автореферат дисс. к.м.н. — М., 1992. — 21с.
  65. Ф.А. Методы нравственного воспитания и методы педагогического воздействия. //Советская педагогика. 1971, — № 1. — С. 109.
  66. А.Д., Турчанинов С. Ю., Смирнов И. Ю., Баландин Е. В. Здоровый образ жизни как одна из ценностных ориентаций молодежи // Вопросы оздоровления населения. Сб. науч. тр, Т.1. Чебоксары, 1996. — С.56−62.
  67. М.Я. Социально психологические детерминанты формирования здорового образа жизни//Теория и практика физической культуры. -1994,-№ 9.- С. 9−11.
  68. В.Н., Филин В. П. Исследование методики воспитания быстроты у школьников//Теория и практика физической культуры, 1971.-№ 10.-С. 48−51.
  69. Ю. Формирование менталитета как парадигма физкультурного образования населения. Психологические основы обучения и воспитания: Матер. 26-й научной конференции. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000.-С. 21−28.
  70. Волков Г Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 270 с.
  71. Л.В. Физическое воспитание учащихся: пособие для учителя. — Киев: Рад. школа, 1988. 184 с.
  72. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л. И. Новиковой. -М., 1981.-162 с.
  73. .З., Эльковская Е. А. Окружающая среда и профилактика заболеваний у детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. — М.: Наука, 1991.-С.129−136.
  74. Воспитательная система сельской школы. Учеб. мет. пособие // Под. ред. E.H. Степанова. Псков, 1997. — 148 с.
  75. Л. С. Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова -М: Педагогика, 1991. 154 с.
  76. Л.С. К вопросу о психологии и педологии. // Психология. -1931№ 4. С. 4−7.
  77. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. /Гл. ред. A.B. Запорожец/ М: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 502 с.
  78. П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций М: МГУ, 1978. — 34 с.
  79. П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1979. 208 с.
  80. А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. М., 1991. -88 с.
  81. И. С. О понятии социализации личности // Актуальные проблемы социализации личности в условиях НТР Киев, 1975. — С. 32−35.
  82. Д.М. Социально-педагогические основы массовых праздников. Л: ЛГИК, 1981.-65 с.
  83. Я. И. Стадии социализации индивида//Человек и общество. Л: ЛГИК, вып.9. — С. 12−15.
  84. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: Физкультура и спорт, 1980.- 136с.
  85. Голованова Н Ф. Педагогические основы социализации младших школьников. Дисс. д. п. н, С -Петербург: 1996. 388 с.
  86. Л.Л., Кокова Е. И., Копылов Ю. А. Структура мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка-1996, № 3. С.27−30.
  87. К.Г. К вопросу о сенситивных периодах развития отдельных функций организма детей и подростков/Система отбора и спортивной ориентации юных спортсменов: Материалы межд. науч. симпозиума. М., 1975.-С. 80−83.
  88. С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах //Вопр. охр. мат -1973.-Т. 18, N7.C.-3−7.
  89. A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. на-ук: 13.00.04./ГЦОШФК. М., 1979. — 26 с.
  90. Гужаловский: A.A. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов/Теория и практика физической культуры.-1979.-№ 9. С. 28−31.
  91. Н.П., Гончаров В. Д., Филиппов С. С. Информация в сфере физической культуры. Киев: Здоровья, 1982. — 112 с.
  92. М.П. Социально-психологический портрет сельского подростка. II Открытая школа. -1999 № 5. — С. 30−34.
  93. М.П. Российская школа как социокультурный феномен// Педагогика. -1999. № 7. — С.23−27.
  94. М.П. Сельская школа национальное достояние // Открытая школа. -1999.-№ 4. -С. 6−8.
  95. М.П. Сельская школа в изменившемся обществе. Серия: Развитие системы образования в сельском социуме. Вып.2. М.: АСОПиР, 2000. 99 с.
  96. A.A. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дисс. д-ра психол. наук. JL, 1981.
  97. М.С. Физическая культура школьников 4−8-х классов. Киев: Здоровье, 1979.-216 С.
  98. А.Д. Информативность морфофункциональных показателей в оценке физического состояния младших школьников//Теория и практика физической культуры. 1986, № 9. — С. 29−31.
  99. H.H., Макаров В. В., Федоренко Е. Ю. Развитие, формирование и сохранение здоровья в школе. // Варианты будущего. Сб. науч. тр. Красноярск, 1996. С. 15−17.
  100. С.П. Новые должности работников физической культуры и спорта РФ // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб.науч.тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 10−12.
  101. .В. О сущности физической культуры и её структуре. -Л. 1979.-102 с.
  102. Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. д-ра пед наук: 13.00.04./ГЦОЛИФК. М, 1981. — 48 С.
  103. П.А. Воспитательная работа в сельской школе. -М., 1980. 76 с.
  104. Л.М., Бухова Ю. А. Анализ игровой деятельности баскетболисток, как необходимое условие качественного управления тренировочным процессом//Теория и практика физической культуры.-1985.-№ 2. С. 9−11.
  105. В.Н. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 200 с.
  106. И.И. Обучение младших школьников приемам игры в баскетбол // Физическая культура в школе. 1964.- № 11. -С. 23−24.
  107. В.И. Некоторые проблемные вопросы методологии исследований на примере детско-юношеского спорта//Теория и практика физической культуры 1990-№ 10. — С.21−22.
  108. Е.П. Двигательные (физические) качества // Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для пед. ин-тов. / Б. А. Ашмарин, М. Я. Цилянский, К. Х. Грантынь и др.: Под. Ред. Б. А. Ашмарина. М., — 1979. -С. 90−92.
  109. Е.П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 5. — С.45−49.
  110. Е.П. Координационные способности и методика их развития //Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Б. А. Ашмарина.- М: Просвещение, 1979.-34−38.
  111. Е.П. Некоторые особенности проявления мышечного чувства, связанные с функциональной асимметрией // Теория и практика физической культуры. 1966. № 5. — С. 66−62.
  112. Е.П. О функциональной асимметрии ног // Теория и практика физической культуры. 1963. № 1. — С. 22−25.
  113. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — С. 46−48.
  114. Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния: Учеб. Пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1980. 199 с.
  115. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Учеб. пособие для ин-тов и фак. физ. культуры / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 2000. — 223 с.
  116. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: Учебн. пособие длястуд. пед. ин-тов по спец. «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  117. Е.П. Структура психомоторных способностей.// Психомоторика. -Л.: 1976.-С. 4−22.
  118. М.Г. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в школе: учеб, пособие. Пермь, 1987. — 78 с.
  119. М.Г. Физическая подготовленность учащихся 7−16 лет в зависимости от экологических особенностей от среды обитания (на примере г. Перми) // Физическая культура. 2004. — № 5. — С. 40−43.
  120. .Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки (на материале подросткового возраста). Дисс. докт. психол. Наук. М.: 1990.
  121. Г. А., Муравлев В. В., Паутов A.B. Образование и здоровье: некоторые пути и решения проблемы // Здоровье и образование. Материалы Второй Всероссийской науч.-практ. Конференции. СПб., 1997. — С.64−66.
  122. Т.В. Социально-экономические проблемы в организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с хронической патологией в условиях медицинского страхования. Дис.. д.м.н. — Шуя, 1995. -С.44−56.
  123. B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. Киев: Здоровья, 1977. — 184 с.
  124. В.В. Разработка системы педагогического руководства физическим воспитанием и развитием в школе. Кемерово, 1996. — 128с.
  125. Н.Б., Козлов И. М., Коблев Я. К., Самсонова A.B. Биомеханика физических упражнений: Учебное пособие / Под ред. И. М. Козлова. -Майкоп: АГУ, 2000. 113 с.
  126. B.B. Психомоторные способности юного спортсмена Киев: Здоровья, 1987. — 167 с.
  127. В.Ф., Барабанов А. Г. К вопросу об исследовании уровня нравственной воспитанности юных спортсменов //Вопросы теории спортивной тренировки. Вып. 2. Волгоград, 1975. — С.228−242.
  128. И.М. Биомеханические факторы организации спортивных движений: Монография. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. 141 с.
  129. И.М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений//:Автореф. Дис. д-ра пед.наук. Майкоп, 1999. — 46 с.
  130. И.М., Орлова H.A. Сенсорные коррекции и время реакции // Тезисы докл. междунар. конгресса «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». Т. 1. -М.: Физкультура, образование и наука, 1998.- С. 56−59.
  131. И.М., Правдов М. А. Двигательная активность и здоровье детей // Тезисы международной конференции. С.-Пб., 1993, С. 68−69.
  132. Н.С. Здоровый образ жизни как основа физического воспитания школьников. // Валеологические аспекты образования. Сб. науч. тр. -Барнаул, 1996.- 110 с.
  133. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991.-87 с.
  134. Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. 58 с.
  135. П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся старших классов. Краснодар, 1929.- 84с.
  136. А.Г. Особенности профессиональной деятельности инструктора-методиста по производственной гимнастике и физкультурнооздоровительной работе и пути ее совершенствования: Дис.. канд. пед. наук / ЛНИИФК. Л., 1986. — 229 с.
  137. А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников//Физическая культура, воспитание, образование, тренировка, 1996, № 3. -С. 22−28.
  138. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 2−7.
  139. А.Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / Комков А. Г., Антипова Е. В. // Теория и практика физ. культуры. 2003. — N 3. — С. 5−8
  140. А.Г., Кириллова Е. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1. — С. 2−4.
  141. Комплексный анализ состояния современной сельской школы России (по результатам социально-педагогического исследования). Серия: Развитие системы образования в сельском социуме. Вып.1. М., 2000. 54 с.
  142. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  143. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984, — 335с.
  144. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  145. Кон И. С. Психология ранней юности //Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд.- М., 1979. — С. 154.
  146. Кон И. С. Психология юношеского возраста, М: Просвещение, 1979.-С. 97−98.
  147. Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации. Матер. Всерос. научно-практ. конф./ Под ред. Авдеева Ф. С. Орел. — 2003. — С. 316.
  148. В.В. Формирование нравственных ценностных ориентации: сельских подростков. Автореф. диссерт. Ярославль, 2000. 21 с.
  149. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Дисс.. д-ра пед. наук / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта СПб., 1997. — 264 с.
  150. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Автореф. дис. д-ра пед. наук / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта СПб., 1997. — 39 с.
  151. В.Ф. Профессионализм в сфере физической культуры: Учебно-методическое пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. 162 с.
  152. В.Ф., Войнар Ю. Анализ подготовки физкультурных кадров. Сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. Современные образовательные направления в физической культуре. СПб.: Изд-во РГГГУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 12−17.
  153. З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников//Физическая культура в школе, 1975, № 1.- С. 7−9.
  154. Ю.Ф. Координационные способности и методика их разви-тия//Педагогика физической культуры/ Под ред. Б. А. Ашмарина.- СПб., 1999.-С.228−247.
  155. М.М. Школа как центр здоровья общества.// Материалы Третьего национального конгресса по валеологии и профилактической медицине.-СПб., 1996.-С. 112.
  156. О.П. Планирование процесса физического воспитания школьников 11−14 лет специальной медицинской группы на Крайнем Севере // Физическая культура. 2004. — № 5. — С. 56−61.
  157. П.Ф. Избранные труды. М.: ФиС, 1987. — 359 с.
  158. П.Ф. Руководство по физическому образованию. Собр. Пед. сочинений. Т.2. -М.: ФиС, 1952. С. 110.
  159. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Об-во «Знание», 1982.-40 с.
  160. В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-Х классах. Минск: Народная асвета, 1980. — 128 с.
  161. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: Тарту универ, 1973.- 123 с.
  162. Л.И., Магин В. А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) // Теория и практика физической культуры. — 2003.-№ 12.- С. 13−18.
  163. Д.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979. — 96 С.
  164. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. — 159с.
  165. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания//Теория и практика физической культуры, 1990, № 9.- С. 10−14.
  166. A.M. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.-76 с.
  167. А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.: Сентябрь, 1995. (Библиотека журнала «Директор школы»). Вып.5. С. 43−46.
  168. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской, И. Г. Харисовой. Ярославль, 2000. 89 с
  169. Э.С. Теория культуры и современная наука. М: Мысль, 1983.-87 с.
  170. A.A. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-223 С.
  171. Е.А. Теоретические и методические основы использования сопряженного подхода в физическом воспитании школьников и подготовке юных спортсменов: Автореф. дис. докт. пед. наук:13.00.04./АФВиС РБ.-Минск, 1993. 49 с.
  172. А.П. К проблеме основ содержания физкультурного образования школьников//Физ. культ, воспит., обучение, тренировка, 1992, № 4. — С.13−14.
  173. Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
  174. Ф.С. Подросток и свободное время. Л, 1982. — 74 с.
  175. A.C. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской культуры. Дисс. к. п. н. -М., 1996. 175с.
  176. Методические рекомендации по планированию учебно-воспитательной работы сельской школы. М.: 1985. 65 с.
  177. Мир детства: Подросток // Под ред. А. Г. Хрипоковой, отв. ред Г. Н. Филонов. М: Педагогика, 1982. — 105 с.
  178. Е. Социализация молодежи // Сов педагогика, 1990, № 3. -С. 12−15.
  179. Т. Экспериментальная работа в сельской малокомплектной школе. // Сельская школа. 1998. — № 4. — с.69−98.
  180. A.B. Социализация и воспитание подрастающего поколения. -М.: Знание, 1991, № 3. С. 65−68.
  181. Д. Формирование двигательных координационных способностей у школьников 9−10 лет в процессе внеклассных занятий с игровой направленностью. Дисс.. .к.п.н. С.-Птб., 2002 — 163 с.
  182. A.A., Трапицын С. Ю. Типология ошибок измерений в педагогической квалиметрии. Сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. Современные образовательные направления в физической культуре. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 19−24.
  183. В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов/Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.-С.40−41.
  184. В.Ф. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена в условиях микроцентра //Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002.-С. 166−174.
  185. .И. Предыгровые состояния футболистов высшей квалификации // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — С. 303−308.
  186. С.М., Барабанщиков А. Ю. Мониторинг физической подготовленности школьников // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 4.-С. 52−59.
  187. В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс +, 2002. — 320 с.
  188. Г. А. Свободное время и личность. Свердловск: Сред. Урал., 1983.-76 с.
  189. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Кн. для учителя / Под ред. П. Ф. Фролова. -М., 1991. 123 с.
  190. А. Мотивы и мотивация спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — С. 210−219.
  191. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. -287 С.
  192. Подготовка будущего учителя к работе в сельской школе. Смоленск, 1985.-86 с.
  193. Подготовка и работа учителя сельской школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. JI.B. Байбородовой, А. П. Чернявской. Ярославль, 2001. 76 с.
  194. В.А., Вишневская E.JI. Состояние и проблемы охраны здоровья детей и подростков. // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. Сб. науч. тр. СПб., 1994. — С.81−82.
  195. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся. Дисс.. д.п.н. М., 1994. 353 с.
  196. Г. Н. Физическая культура в образовательной среде педагогического вуза //Современные образовательные направления в физической культуре: Сб.науч.тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 99−100.
  197. Ю.И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — С. 202−210.
  198. Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическомвоспитании: Автореф. дис. д-ра пед.наук. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1994. — 62 с.
  199. A.C. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — С. 219−231.
  200. С. Есть школа живёт село, живёт село -живёт Россия. // Народное образование. -1997. — № 8. — 118 с.
  201. С.А., Морозова H.A. Концепция сельской малочисленной школы и семьи. Воронеж, 1995. — 76 с.
  202. В.А. Применение индивидуализированных программ сопряженного физического и психического развития подростков на уроке физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 6, — С. 52−59.
  203. В.Е., Родионова Н. Ф. Образовательные стандарты // Инновационные процессы в образовании: сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.-С. 27−45.
  204. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001. 145 с.
  205. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. 227с.
  206. Д.Д., Фетисова C.J1. Оптимизация процесса технической подготовке юных футболистов //Современные образовательные направления в физической культуре: Сб.науч.тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -С. 162−164.
  207. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Автореф. дис. д-рапед. наук. JL, 1978. — 39с.
  208. В.Е. Психология юношеского возраста. Л.: Педгиз, 1925. -309 с.
  209. В.П., Лагоша A.A. Принципы формирования здорового образа жизни в образовании // Материалы Четвертого национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. СПб., 1997. — 144 с.
  210. Т.Е., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия подростком в раннем юношеском возрасте. Кишинев- Штиинца, 1988. — 62с.
  211. В.А. Концепция физической подготовки военнослужащих военно-учебных заведений на первоначальном этапе их обучения (13.00.04). Науч. коне. д.п.н., проф. A.A. Нестеров. СПб.: СПб. ВИФК, 1999.
  212. Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода. Докт. дис., 2002. 297 с.
  213. А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников (13.00.01). -М.: МГОПУ, 1999. 154 с.
  214. Д.К. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей в практике тренировочного процесса. Педагогические аспекты спортивной тренировки. Омск, 1981. — С. 49−51.
  215. В. Д., Зайцева В.В, Макеева А. Г. Охрана здоровья и физическое развитие детей в условиях современного сельского социума. -М.: Изд-во АСОПиР РФ 2000.-74 с.
  216. Социальное положение и уровень жизни населения России. 1999. 347с.
  217. Социальное развитие села: проблемы и тенденции // Экономист. 2000. № 2. С. 93−96.
  218. O.A. Наркотики уже модно. Это страшно.// Ивановская газета. — 1998. -№ 131. -10 июля.- С. 3.
  219. М.И., Сазанюк З. И. Обучение в гимназии и здоровье детей. //Здоровье и образование. Материалы Первой Всероссийской науч.-практ. Конф. СПб., 1995. — С. 52 — 54.
  220. В.Г., Горелов A.A. Теория и практика управления вестибуло-моторикой человека в спорте и профессиональной деятельности // Теор. и практ. физич. культ. 1996 -N 5.- С. 17 — 19.
  221. В.М., Долгушина JI.M., Ямбург Е. А. Опыт обучения школьников здоровому образу жизни. -М.: Школа здоровья, 1995. С. 118−121.
  222. JI.M., Шклярова O.A. Опытно-экспериментальная работа по оздоровлению педагогического процесса. // Здоровье и образование. Материалы Второй всероссийской научцо-практ. конф. СПб., 1997. — С.135−137.
  223. Теория и методика воспитательной работы. /Под ред. Л.В. Байбородо-вой, A3. Мельникова. Ярославль, 2000. 164 с.
  224. Терминология, спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 480 с.
  225. С.Л., Шолух Е. И. Семья и формирование образа жизни детей и подростков. Киев: Здоровья, 1991. — С.66−69.
  226. Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980.-209с.
  227. Н.С. Организационно-методические основы спортивно-массовой и оздоровительной работы в детско-юношеских клубах физической подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. ВНИИФК. — М., 1997. — 23 с.
  228. Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988. -321 с.
  229. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. 367 с.
  230. В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. д-ра пед. наук:13.00.04./ГЦОЛИФК. М., 1970. — 50 с.
  231. С.С. Документациоиное обеспечение управленческой деятельности в физкультурных организациях: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004.-168 с.
  232. С.С. Система информационного обеспечения советской физической культуры: /социально-педагогический аспект/: Дис. .д-ра пед. наук. Л., 1991.-597 с.
  233. С.С. Научно-техническая информация как фактор управления физкультурным движением : Дис. канд. пед. наук. Л., 1978. — 224 с.
  234. С.С., Гончаров В. Д. Социально-психологический тренинг в системе информационного обеспечения специалистов физической культуры / В сб. науч. тр.: Научные основы физического воспитания и спорта. Л., 1982.-С. 172- 174.
  235. С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб., 2002. 336 с.
  236. С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников. Автореф. дис.. док-pa пед. наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.- 44с.
  237. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение. 1990. 185с.
  238. C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников М.: Медицина, 1980, -222 с.
  239. К. Мониторинг физического состояния школьников, занимающихся по инновационной педагогической технологии «спортизированное физическое воспитание» // Физическая культура. 2004. — № 5. — С. 48−50.
  240. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999. — 56с.
  241. А.П. Педагогическое мастерство. Учебное пособие. Ярославль, 1997.-87с.
  242. В.П. Формирование наркомании и токсикомании подростков. Автореферат к.м.н. — Москва, 1990. — С.5.
  243. В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие/ 2-е изд. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2000.- 349 с.
  244. Ф.И. Гигиена детей и подростков. М.: Медгиз, 1962. — 143с.
  245. Hastie, Р.А. Skill and Tactical Development during a Sport Education Season. Research Quarterly for Exercise and Sport. 69 (1998), P. 368−379.
  246. Hastie, P. A. Student Role Involvement during a Unit of Sport Education. Journal of Teaching in Physical Education. 16 (1996), P. 88−103.
  247. Hastie, P.A., Trost, S.G. Student Physical Activity Levels during a Season of Sport Education. Pediatric Exercise Science. 14 (2002), P. 64−74.
  248. Sinelnikov, O., Hastie, P. The Use of Web Portfolios in Collegiate Activity Courses. Research Quarterly in Exercise and Science, 2004 Supplement, March. -120 p.
  249. Sport and Physical Activity Research Centre. Second Report on the National Trial Sport Education. Perth, Australia: Spare. 1995. 75 p.
  250. Siedentop, D. Sport education: Quality PE through Positive Sport Experiences. Champaign, IL: Human Kinetics. 1994. — 141 p.
Заполнить форму текущей работой