Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образ Египта и египтян в британской культуре последней четверти XIX — первой четверти ХХ вв.: механизмы формирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные процессы глобализации породили существенные изменения во взаимоотношениях между народами, актуализировав проблему эффективного взаимодействия между отдельными странами и культурами. Как убедительно показал С. Хантингтон1, современный мир разделен на несколько крупных сегментов с различной ментальностыо и особым культурным восприятием. Отношения между этими культурными общностями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Этнические стереотипы: особенности формирования и бытования
    • 1. Формирование образа другого: этнос в имагологии
    • 2. Культурно-историческая обусловленность формирования английских представлений о Египте в последней четверти XIX первой четверти XX вв
  • Глава 2. Центральные британские темы, формировавшие образ Египта: применение имагологического инструментария
    • 1. Ислам: центральная мифологема британской прессы
    • 2. Национальная идея: пропаганда как средство формирование образа
    • 3. Египетское образование- действенность публицистического дискурса
    • 4. Женский вопрос в Египте: литературно-публицистические приемы как механизм формирования этнического образа

Образ Египта и египтян в британской культуре последней четверти XIX — первой четверти ХХ вв.: механизмы формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Современные процессы глобализации породили существенные изменения во взаимоотношениях между народами, актуализировав проблему эффективного взаимодействия между отдельными странами и культурами. Как убедительно показал С. Хантингтон1, современный мир разделен на несколько крупных сегментов с различной ментальностыо и особым культурным восприятием. Отношения между этими культурными общностями не всегда являются дружественными, одним из центральных разломов является противостояние христианской и исламской цивилизаций. Сегодня многие сомневаются в том, что пропасть между Востоком и Западом (теперь все чаще противостояние Восток-Запад заменяют дихотомией Север — Юг) может быть преодолена: слишком много препятствий на пути к взаимопониманию, которое начинается не с создания единой технической базы, единого правового и экономического пространств, а с формирования четкого представления об особенностях мировоззрения представителя каждой стороны. Любые политические действия и институты вторичны по отношению к человеку: прежде чем предпринимать политические шаги по отношению к тому или иному государству, необходимо уловить его сущность, понять смысл стремлений, которые движут его жителями. При взаимодействии с Египтом в XIX в. Англия стремилась изменить сущностные характеристики этой части исламского мира, имея о них смутное представление, обусловленное наличием предварявших культурные контакты стереотипов. Раскрытие причин стереотипизации образа Египта, степени влияния этих стереотипов на общественное сознание английских обывателей и механизмов из создания помогает определить контуры современных страхов по отношению к исламскому миру, поскольку старые мировоззренческие штампы, сформировавшиеся еще в XIX веке, продолжают существовать до сих пор. Столкновение Великобритании с такими странами, как Египет, Ирак,.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: Издательство ACT, 2003. — 603с. начавшись в XIX в., продолжается до сих пор. Сегодня мы говорим о непонимании между США и странами арабского мира. Именно агрессивное вмешательство англо-саксонской цивилизации в традиционный уклад восточной жизни, попытка втянуть Восток в орбиту западной цивилизации в качестве одного из вспомогательных элементов, привели к социальному взрыву, выразившемуся в революциях, государственных переворотах и коренном пересмотре исламских доктрин, который закончился возникновением террористических групп. Западная цивилизация на протяжении двух веков демонстрировала Востоку эффективность решения проблем силовыми методами: жители Востока оказались способными учениками. Невозможно исправить прошлое, но будущее можно строить на иной основе. Для создания этой основы совершенно не обязательно «извлекать уроки прошлого», достаточно проанализировать наиболее живучие мировоззренческие штампы и механизмы их создания, ориентируясь как на масштабные политические и экономические явления, так и на самого человека, на его нужды, потребности, симпатии и антипатии.

Хронологические рамки.

Исследование охватывает один из наиболее напряженных периодов во взаимодействии Великобритании и Египта — с 1882 г. по 1923 г. Начальная и конечная даты обусловлены вполне конкретными событиями: в 1882 г. произошло восстание Араби-паши, закончившееся провалом и подавшее английским властям повод к военному вторжению в Египет. Конечная хронологическая точка исследования — это принятие Египтом конституции 1923 г., которая ознаменовала его формальную независимость от Великобритании.

Цели и задачи.

Цель работы состоит в анализе основных механизмов формирования мифологем, образов и устойчивых стереотипов, сформированных британцами при создании облика египетской культуры. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Определить сущность этнических стереотипов, проанализировать особенности их формирования и бытования.

2. Проанализировать культурно-исторический контекст формирования британских культурных стереотипов.

3. Охарактеризовать механизмы популяризации имперской идеи.

4. Проанализировать и обобщить представления о Египте и египтянах в английской общественно-политической мысли.

5. Выявить доминирующие мифологемы британского представления об исламе.

6. Охарактеризовать степень использования британской прессой методов пропаганды при создании образа египетского национализма.

7. Выявить функциональную роль тем «образование» и «женский вопрос» при формировании британцами этнических стереотипов египетской культуры.

Вышеперечисленные цели и задачи определили содержание работы. Диссертация состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава состоит из двух параграфов, посвященных вопросам теории межкультурного взаимодействия, процессам стереотипизации и вопросам формирования этнического имиджа. В первом параграфе рассматриваются вопросы межкультурного взаимодействия, ментальности, проблемы Инаковости и формирование этнических образов в культурологи и истории, характеризуются основные подходы к этим темам в рамках гуманитарной парадигмы. Второй параграф посвящен истокам возникновения в Британской империи стереотипов восприятия культуры Египта.

Вторая часть состоит из четырех параграфов и посвящена фактологическому содержанию основных британских стереотипов образа Египта и механизмам их формирования. Первый параграф характеризует основные тезисы, которые легли в основу создания образа ислама в Египте. Во втором параграфе рассматриваются вопросы формирования национального самосознания в Египте и восприятия национализма (его теоретиков и лидеров, основных идей, политических акций) жителями Британской империи. Третий параграф трактует вопросы образовательного уровня египтян и связанных с ними стереотипов, характеризующих их кругозор и умственные способности. Четвертый параграф посвящен возникновению в Египте женского вопроса. В нем рассматривается характер египетского движения за женские права и британское восприятие положения египетской женщины и проблем женской эмансипации.

Новизна работы.

Поставлена проблема формирования механизмов создания образа египетской культуры в рамках англо-египетских отношений конца XIX — начала XX вв., ранее не рассматривавшаяся в отечественных гуманитарных исследованиях. Вопросы взаимоотношений Великобритании и Египта решались исследователями только в рамках политической и экономической истории. Планомерного исследования культурной сферы не проводилось, исключением являются работы, где затрагивались вопросы религии и адаптации ислама к западным политическим ториям (работы З. И. Левина и С. А. Кириллиной в первую очередь). Сочетание культурологических, психологических, исторических и социологических методов позволило выйти за рамки событийной истории и охарактеризовать целостные культурные константы британского мировоззрения рубежа веков.

Как единое целое был использован комплекс английской художественно-публицистической литературы, в которой поднималась проблема завоевания Англией Египта и отношения англичан к этой стране. Ранее отечественные авторы использовали произведения преимущественно крупных колониальных деятелей: Э. Б. Кромера, А. Милнера, А. Колвина. Более того, эти книги рассматривались только как носители информации о политике и экономике, их культурологический потенциал оставался скрытым. Кроме того, впечатления, воспоминания и заметки английских журналистов и путешественников, не имевших отношения к официальной политике Великобритании, также оставались вне рамок исторических исследований.

Методология.

Исследование стереотипов британского восприятия египетской культуры находится на стыке нескольких гуманитарных дисциплин: истории, культурологи, психологии, этнологии и отчасти социологии. Междисциплинарный характер работы определяет и ее методологию. Основой исследования стал исторический подход к рассматриваемым культурным явлениям. Историзм (или диахронический подход) позволяет исследовать культуру как явление, находящееся в процессе исторического изменения, представить ее в реальных конкретных формах и разновидностях, охватить культурные процессы, отношения и явления в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии. Изучение культурного взаимодействия основывается на данных о менталитете контактирующих сторон, который изменяется чрезвычайно медленно и содержит древние архетипы, однако мировоззрение человека в разные эпохи различно, поэтому необходимо все явления, в том числе и ментальные, соотносить с особенностями изучаемой эпохи.

В ходе исследования использовался дискурс-анализ публицистических текстов. Дискурс-анализ — это комплексный анализ всех видов содержания и реконструкция всех видов заложенных в него контекстов. Этот метод не означает тотальной размытости и неопределенности. Дискурс — это текст, «открываемый» субъектами в процессе коммуникации. Открытие происходит как для пишущего, так и для читающего. Текст неизбежно вбирает в себя массу значений или, иначе говоря, всевозможных аспектов, видов, типов содержания. В нем — значения, которые вкладывают субъекты взаимодействия, и значения, которые рождаются от совмещения коммуникативного и ситуативного планов восприятия текста. Это также и значения, рождающиеся от речеповеденческих характеристик и разнообразного опыта взаимодействующих сторон: интеллектуального, национально-культурного, исторического, социального. Сегодня реконструкция реальности из текста, на которую направлен дискурс-анализ, перемещается в центр внимания не только социологов и лингвистов, но также историков и культурологов. Дискурс-теория обогащает работу психологов и психоаналитиков. Работы дискурс-исследователей созвучны тому, что делают специалисты по связям с общественностью, имиджмейкеры. Построение дискурсивной модели имиджа — это способ реконструкции социального взаимодействия.

Для полноценного дискурс-анализа необходимо исследовать не только результат — образ реальности, извлеченный непосредственно из текста, но и методы создания этой реальности посредством текстуальных приемов, поэтому при анализе текстов использовался инструментарий, выработанный имагологией, представляющей собой науку о механизмах формирования мнения у какой-либо группы людей о том или ином объекте на основе сформированного у них образа этого объекта.

Степень изученности проблемы.

Источниковую базу исследования составила английская публицистика и мемуаристика конца XIX — начала XX вв., труды лингвистов и культурологов, отражающие проблемы межкультурного диалога, а также работы отечественных и зарубежных историков, посвященные англо-египетским отношениям.

Английская мемуаристика и публицистика позволила увидеть Египет глазами англичанина, узнать отношение английского общества к восточному вопросу, трансформацию этого отношения, способствовала воссозданию целостного облика Египта, сформированного английским общественным мнением. Наиболее значимыми работами в этой области являются труды английского генерального консула в Египте Э. Б. Кромера, а также представителей английской администрации, таких как О. Колвин и А. Милнер. Статьи и книги Э. Дайси, У. Бланта, М. Белла, В. Чирола, Дж. Стивенса, Д. Сладена позволяют выявить и охарактеризовать наиболее устойчивые и распространенные представления англичан о Египте и египтянах.

Особое значение имеют работы культурологов и филологов, посвященные проблемам механизма формирования облика Иного. Работы Почепцова Г. Г., Киуру К. В., Хализева В. Л., отражающие вопросы взаимодействия двух субъектов посредством создания текстов, позволили не только провести текстологический анализ британской публицистики и воссоздать содержащуюся в контексте скрытую информацию, но и выявить механизмы, посредством которых формируется особая текстологическая реальность. Выделенные Х. Г. Гадамером и К. Гирцем подходы к культуре способствовали выявлению основных констант британского восприятия Египта. Работы лингвистов (О.В. Замориной, О. А. Вагановой, JI.H. Колесниковой, С. Тер-Минасовой и др.) дали возможность охарактеризовать языковые барьеры между британской и египетской культурами и выявить их значение при создании стереотипов. Исследования этнопсихологической направленности (Ю. Платонова, И. С. Кона, Т. Г. Стефаненко и др.) способствовали выявлению причин и механизмов создания одной культурой стереотипных представлений о другой.

Огромный потенциал содержат работы представителей школы Анналов, посвященные вопросам ментальности и формирования образа Чужого. Большое значение для данного исследования имели труды А. Я. Гуревича и С. И. Лучицкой, основывающиеся на проблематике школы Анналов и выявляющие культурные константы средневековья. Работа С. И. Лучицкой «Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов» выявляет общие для литературной и исторической традиции христианского средневековья знаки инаковости в изображении мусульман, что соотносится с исследуемой в данной работе проблемой стреотипизации изображения одной культуры и конфессии представителями другой цивилизационной и религиозной общности. К этим исследованиям примыкает работа американского филолога Э. Сайда «Ориентализм», анализирующая образ Ближнего Востока, созданный Западной цивилизацией посредством исторических, политических и художественных текстов. Эти исследования создают общее теоретико-методологическое поле, способствующее теоретическому осмыслению проблем диалога культур и образа Другого.

Обширный фактологический материал содержат работы отечественных и зарубежных историков, посвященные англо-египетским отношениям. Отечественная и зарубежная историография традиционно уделяла достаточно много внимания финансово-экономическим взаимоотношениям Великобритании и Египта во второй половине XIX, первой четверти XX вв. Однако культурное взаимодействие двух стран не получило должного освещения. Преобладали работы по политическим проблемам, культуре же Египта уделяли внимание преимущественно филологи и исследователи религиозной проблематики.

Заметным явлением в области изучения англо-египетских отношений стали труды.

A.M. Голдобина Ф. Ротштейна, J1.A. Фридмана Н. А. Ерофеева, И. Д. Парфенова,.

B.C. Кошелева, Дж. Марлоу, Р. Булларда, Дж. Баера, П. Ньюмана, У. Уэлша.

В целом, можно отметить, что проблема англо-египетских отношений освещена в отечественной и зарубежной историографии достаточно хорошо, но только с социально-политической и экономической точек зрения. Попытки представить культурное взаимодействие двух стран предпринимались исключительно американской и частично английской историографией в виде работ, посвященных общественному мнению Великобритании (например, диссертация С. К лапки «Британское общественное мнение о проблемах Ближнего Востока»). Однако вопросы стереотипизации представлений о Египте и культурно-исторической обусловленности создания образа Другого в этих исследованиях не затрагивались.

Заключение

.

Межкультурное взаимодействие Великобритании и Египта явилось вынужденным шагом для обеих сторон, поскольку последовало за появлением политических и экономических связей, поэтому оно носило разрозненный и хаотичный характер. Англичане не пытались осмыслить египетскую культуру в полном объеме, из всего многообразия культурных явлений выхватывались лишь те, что лежали на поверхности, глубинные культурные процессы оказывались не просто скрытыми, ими никто не интересовался, что способствовало появлению стереотипов. Говоря об особенностях культурного взаимодействия Великобритании и Египта, можно охарактеризовать их следующим образом:

1. преобладающее культурное влияние Великобритании.

2. ускоренные темпы культурного взаимодействие, вызывавшие сложности при адаптации Египта к новым культурным и политическим реалиям.

3. формирование реакции протеста и национального самосознания среди египтян в ответ на постоянное политическое и культурное давление В еликобритании.

4. ограниченность культурного воздействия Великобритании, коснувшейся в основном элиты египетского общества.

5. поверхностность культурных контактов, их обусловленность бытовавшими в обеих странах культурными штампами.

6. бессистемность, хаотичность, случайность культурных контактов, отсутствие фоновых знаний друг о друге, отражающих современные реалии культурного развития этих народов.

7. формирование искаженных представлений друг о друге, обусловленных как различными источниками сведений, так и их ограниченным набором.

Исходя из всего вышесказанного, целесообразно говорить преимущественно о практическом культурном взаимодействии двух стран, при котором британцами воспринималось лишь то, что могло принести сиюминутную пользу или способствовало закреплению уже сформировавшихся колониальных стереотипов.

Культурная коммуникация Великобритании и Египта проходила на фоне сформировавшегося британского мировоззрения, основой которого стали колониальные представления. Следовательно, для англичан Египет представлял собой очередную туземную страну, культура которой рассматривалась не как самоценность, а лишь как доказательство правильности созданных ранее политических и культурных схем. Этот подход означал, что полноценного диалога культур между Великобританией и Египтом не существовало, поскольку задачей авторов текстов о Египте было его органическое введение в пространство колониальной ойкумены англичан. Целью нарративной практики британских путешественников и политиков было формирование образа Другого с помощью стереотипов. Нарратив о Другом не представлял собой непосредственного отражение реальности, поскольку интерпретация египетской ' культуры основывалась на предзнании, которое давала британская литературная, идеологическая и историческая традиция. В целом, логика британских текстов заключалась в низведении сложных культурных понятий к уже знакомому и известному. В соответствии с этой логикой автор выстраивал текст, а его британский читатель вычитывал смысл высказываний и имплицитные коды, организовывавшие рассказ. Основным требованиям к текстам при этом оставалось сохранение уже созданных теоретических построений. О силе этой тенденции говорит хотя бы тот факт, что единственный английский автор (У. Блант), попытавшийся в описании Египта выйти за пределы границ, очерченных политиками и учеными Туманного Альбиона, оказался подвергнут всеобщему остракизму и обвинен в попытке разрушить устои английского общества.

Формирование представлений о Египте шло как в области академического научного знания, так и в сфере художественной, публицистической литературы, в области политики. Эти сферы подпитывали друг друга, делая теоретический конструкт образа Египта более зримым. Имперское сознание, колониализм, наука и художественная литература находились в тесной взаимосвязи, создавая тем самым параллель между знанием и властью. Многое из той информации об исламе и Египте, которое колониальные власти использовали для оправдания колониализма, было взято из научных трудов востоковедов. В XIX в. была сформирована практика регулярного обмена данными между учеными-страноведами и министерствами иностранных дел. Регулярным стал также своеобразный обмен клише между наукой с одной стороны, и художественной литературой с другой. Множество стереотипов по поводу египетской чувственности, лени, фатализма, жестокости, деградации, которые можно найти у писателей и публицистов, одновременно выступали как базовые конструкты в области академического востоковедения. Во многом это объяснялось тем, что в XIX в. британец одновременно мог быть политиком, ученым и писателем, перенося тем самым свои представления о Египте из одной сферы в другую.

Британской прессой был сформирован, а затем целенаправленно пропагандировался обобщенный «облик туземца», частью которого стали представления о жителях Египта. Египтянин представлялся отсталым в культурном и нравственном отношении человеком, отягощенном запретами ислама. Он обладал низким уровнем образования и узким кругозором, был политически незрел, склонен к насильственным действиям и демагогии, полон беспричинной ненависти к Великобритании и фанатичен. Британцы считали египтян неспособными к усвоению сложных абстрактных понятий и обвиняли в излишней политизированности, отказывая им в понимании тех политических идеалов, за которые они выступали. Сам Египет представлялся страной, полной нищеты, грязи и болезней, не способной к самостоятельному существованию и нуждающейся в цивилизующем воздействии англичан. Создавая образ египтянина, англичане одновременно конструировали собственную идентичность, поскольку идентичность Запада, Востока или Великобритании предполагает нахождение противоположного, «Другого», чья действительность является предметом постоянной интерпретации и переинтерпретации с точки зрении его отличия от «нас». Каждая эпоха и каждое общество воссоздает своих «Других». Собственная идентичность или идентичность «Другого» — это не есть нечто статичное, но, скорее, исторический, социальный, интеллектуальный и политический процесс. Это соревнование, затрагивающее все институты общества. Британцы во многом конструировали облик. Египта, отталкиваясь от собственной идентичности, и одновременно негативные черты этого облика позволяли создавать положительные автостереотипы, конструируя тем самым собственную идентичность.

Работы о Египте и сам конструкт «Египет рубежа веков» был создан британцами для собственного внутреннего потребления и рассчитан на восприятие человека западной цивилизации. Авторы, создававшие тексты о Египте и формировавшие колониальные и политические стереотипы, в большинстве своем не думали о том, что их читателями могут стать сами египтяне, их просто не принимали в расчет. Дискурс текстов 6 «туземных» народах, его внутренняя связность и строгость умозаключений были рассчитаны на читателя и потребителя в западных метрополиях. Эдвард Лэйщ Альфред Милнер, лорд Кромер относились к жителям Востока, которых изучали и которыми управляли свысока, без особой симпатии, считая их лишь сырым, материалом для политических и социальных реформ: Подобное отношение лишало египтян в глазах английского обывателя некоей реалистичности, превращая их из живых людей с собственными культурными паттернами в безликую, схематизированную массу, что явилось благодатной почвой для формирования стереотипов. Зачастую благодаря конструктам о «миссии белого человека» и мировом прогрессе, который возглавляет Великобритания (что являлось бесспорным на протяжении всего XIX в.), говорить о любом восточном человеке, в том числе и о египтянине, означало не только определить его как «Другого"/ т. е. существо, чьи' язык, география и история являются предметом научных изысканий. Одновременно это означало унизительное выражение для обозначения человека низшего сорта.

При конструировании образа Египта британская пресса использовала приемы пропаганды, публицистики и литературы. Кроме того, тенденциозен был и сам подбор освещавшихся тем: каждая из них являлась аргументом для подтверждения одного из колониальных тезисов. Тема ислама призвана была убедить британского читателя в превосходстве христианства, связывавшегося с прогрессом. Тема национализма должна была убедить аудиторию в «неблагодарности» туземцев и их неспособности самостоятельно управлять Египтом. Рассуждения на тему образования позволяли акцентировать внимание на низком образовательном уровне населения и подтвердить тезис о необходимости британского присутствия в Египте. Женский вопрос являлся прекрасной иллюстрацией быта и нравов египтян, великолепным материалом для подтверждения культурной отсталости и моральной деградации населения, причиной чего объявлялось униженное положение женщины, санкционированное Кораном.

Каждая тема раскрывалась по большому счету в рамках публицистического дискурса, отличительной особенностью которого являлось стремление не столько сформировать объективное представление о Египте, сколько убедить читателя в правильности той интерпретации, которую предоставляла британская пресса. Система аргументации была направлена на то, чтобы мнение авторов статей о Египте стало мнением аудитории. Тем более, что сама аудитория была однородна, т.к. в нее входили только представители британской элиты и частично среднего класса, т. е. постоянные читатели крупных литературно-публицистических журналов. Этих людей можно считать своеобразными «лидерами мнений» своего времени, активно воздействовавшими на основную массу населения.

Ведущими приемами, использовавшимися британской публицистикой для убеждения читателя, публицистика являлись ссылка на авторитет, обращение к эмоциональной сфере аудитории, многократное повторение основных колониальных тезисов и интерпертация. Авторитет крупных колониальных деятелей и британских политиков, являвшихся теми фигурами, которые определяли общественное мнение рубежа XIX—XX вв., был незыблем, поэтому практически любое их высказывание принималось на веру, не проходя при этом рациональный контроль. Большую роль при этом играло внушение стереотипных представлений без особых доказательств (они вводились в ткань повествования посредством норамтивно-оценочных суждений), логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на авторитет. Обращение к эмоциональной сфере путем регулярного скрытого сопоставления моральных норм Египта и Великобритании (что само по себе является некорректным приемом формирования образа Иного) позволяло колониальным тезисам легче проходить фильтры аудитории, поскольку любая эмоционально окрашенная информация лучше запоминается. Многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, тезисов привело к тому, что они в конце концов стали символами морального и технического превосходства Великобритании. Постоянное воспроизведение стереотипов создавало предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией. Британские публицисты не просто излагали определенным образом подобранную информацию, каждый факт подвергался определенной интерпретации, что усиливало воздействие на аудиторию и лишало ее возможности сделать самостоятельные выводы, что упрощало восприятие информации. Таким образом осуществлялось намеренное управление общественным вниманием, т.к. человек получал одновременно и информацию и модель ее восприятия, прошедшую одобрение авторитетных колониальных политиков. Важным моментом являлась согласованность излагаемой информации: все литературно-публицистические журналы и ведущие газеты сохраняли общность позиции, поэтому читатель был практически лишен возможности увидеть информацию с разных ракурсов и с различными интерпретациями.

Помимо основных вышеперечисленных методов в отдельных случаях британская пресса использовала детализацию и персонификацию для увеличения достоверности информации. Для соответствия информации сложившемуся образу Египта применялось акцентирование информации (ряд фактов утаивался, а ряд, наоборот, выводился на первый план и регулярно повторялся). Метафоризация и ложные аналогии призваны были воздействовать на воображение читателя, шокировать его и создать запоминающийся образ. Для воздействия на воображение использовались литературные тропы, такие как метафора, сравнение, олицетворение, контраст. Важным моментом являлось использование приема «констатация факта», при котором путем нормативно-оценочных высказываний внедряемые британской прессой образы воспринимались как объективные. Активно использовались полуправда и частично информационная блокада, позволявшие излагать лишь ту информацию, которая соответствовала колониальным стереотипам. Психологический шок намеренно применялся при описании быта египтян, что позволяло вводить в колониальный дискурс моральную составляющую. Метод «создание проблемы» способствовал тенденциозному отбору фактов и позволял освещать лишь те тезисы, что были выгодны британским политикам, замалчивая реальные сложности (в основном этот метод использовался при освещении вопросов образования и национализма). Социальное одобрение и создание угрозы применялись британской публицистикой в критических ситуациях (восстание Ораби-паши и первая мировая война), что позволяло отвлечь внимание публики от просчетов британской политики и восстановить социальное согласие в самой В еликобритании.

Таким образом, благодаря использованию публицистически-пропагандистских методов был создан целостный образ Египта, в котором ни одна черта не противоречила другой, поскольку все они были связаны общими колониально-историческими представлениями. Сформированный образ носил столь системный характер, что одна-единственная вводимая деталь (например, ислам или тезис о врожденной лени египтян) вызывала в сознании аудитории совокупность остальных сопутствующих характеристик.

Сила британских стереотипов, топосов и клише, замешанных на колониальном мировоззрении и представлении о ведущей роли Великобритании, оказалось столь велика, что образованные египтяне вслед за британцами стали воспринимать собственную культуру не как самоценность, а как материал, который необходимо преобразовать, приблизив к паттернам европейской цивилизации. Стоит отметить, что анализ «особенностей арабского ума», «ислама», «положения арабской женщины» под воздействием силы британских конструктов стал проводиться самими египтянами на страницах книг и журналов, выходящих на арабском языке. Создание британцами стереотипов и их восприятие частью передовой египетской интеллигенции привели к культурному разрыву, ситуации, при которой элита общества перестала понимать основную часть населения и стремилась, несмотря на противоречия, втиснуть феллахов в рамки европейской цивилизации. Несмотря на провозглашение курса на независимость, эта независимость виделась передовой интеллигенции только как политическая и экономическая свобода, но не продолжение культурных традиций собственной страны. Доказательством этого может послужить высказывание видного египетского литератора Тахи Хусейна. В 1936 г. он констатировал, что современная арабская культура является по существу европейской, подразумевая под этим самосознание культурной элиты Египта, частью которой являлся он.

337 сам .

Более того, часть стереотипов, сформированных британцами в процессе освоения Египта и колонизации остальных «туземных территорий», продолжают существовать и по сей день. Само понятие Восток — это искусственно конструированная сущность. Сегодня политологи и культурологи (прежде всего,.

О «5 О.

С. Хантингтон), пытаются заменить дихотомию Запад — Восток, противопоставлением Север — Юг, что не меняет сущностных стереотипов, лежащих в основе подобного построения. Это деление подразумевает существование практически гомогенной культуры Запада, противопоставленной остальным регионам мира. Эти регионы можно называть Востоком, можно Югом, можно говорить о них с высокой степенью генерализации, можно дробить их, подобно С. Хантингтону, на отдельные культурные области, общим при этом остается подход. Он подразумевает освоение культурного своеобразия Востока (Юга) посредством культурно-идеологических паттернов и конструктов Запада.

337 Сайд Э. В. — Указ. соч. — С. 500 Хантингтон С. — Указ. соч. — 603с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. — С. 95−101
  2. С.С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. и др. М.М. Бахтин как философ. Сб. статей. М.: Наука, 1992. — С. 111−115
  3. Аль-Хаким Т. Возвращение духа. М.: Гослитиздат, 1962. — 285с.
  4. Амин Касим Новая женщина, перевод и предисловие И. Ю. Крачковского. СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1912. — 120с.
  5. Арабская романтическая проза 19−20 вв. М.: Наука, 1981. — 320с.
  6. Аргументация в публицистическом тексте. — Свердловск: Издательство Уральского университета, 1992. 244с.
  7. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 424с.
  8. Э. Английский империализм в Египте. М.: Московский рабочий, 1929. — 80с.
  9. С.У. Измаилия. СПб.: Типография А. М. Котомина, 1876.576с.
  10. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413с.
  11. B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. -М.: Прогресс, 1991. 176с.
  12. С.А. Имперская идея в Великобритании в 70−80гг. 19 века.- Ульяновск: УлГУ, 2000. 300с.
  13. А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. -М.: Наука, 1991.-215с.
  14. М. Я и Ты // М. Бубер Два образа веры. М.: Республика, 1995 -С. 16−92
  15. О.А. Межкультурная коммуникация как одна из культурных универсалий в сфере человеческой деятельности // Взаимовлияние языка и культуры. Иркутск: Издательство БГУЭП, 2003. — С. 19−22
  16. A.M. Египет и египтяне. М.: Мысль, 1986. — 255с.
  17. М. Ментальность. // 50/50: опыт словаря нового мышления. — М.: Прогресс, 1989. С. 456−459
  18. К.Ф. Путешествие в Сирию и Египет. — Т.2. М.: Московская типография, 1791−1793. — 610с.
  19. Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 704с.
  20. Т.Н. Английские политические круги и имперские идеи в последней трети 19в. // Общественная мысль и социально-политические движения в новое и новейшее время. Волгоград: ВолгГУ, 1994. — С. 60−69
  21. Э. Нации и национализм. М.: Проресс, 1991. — 319с.
  22. К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. — 560с.
  23. JT.M. Лингвоисторический аспект и межкультурная коммуникация. // Актуальные проблемы культурной и межкультурной коммуникации. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. — С. 10−12
  24. A.M. Египетская революция 1919г. Л.: ЛГУ, 1958. — 96с.
  25. A.M. Национально-освободительная борьба народов Египта. М.: Наука, 1989. — 325с.
  26. Л.А. Фактор личности и подтекст художественного произведения. // Национальный менталитет и языковая личность. Пермь: изд. ПГУ, 2002. — С. 89−93
  27. А.Я. Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции // Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.-С. 530−558
  28. А.Я. Ментальность // 50/50: опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. — С. 454−456
  29. А. С. Роде и его время. М.: Мысль, 1984. — 367с.
  30. Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. — 205с.
  31. Н.А. Английский колониализм в середине 19 века. — М.: Наука, 1977.-256с.
  32. Н.А. Туманный Альбион. М.: Наука, 1982. — 320с.
  33. О.В. Проблема восприятия подтекста иноязычного художественного произведения. // Национальный менталитет и языковая личность. Пермь: Издательство ПТУ, 2002 — С. 94−98
  34. В.Б. Образ России на «переломе» времени (теоретический аспект: рецепция и репрезентация «другой» культуры) // http://www.nrgumis.ru/articles/archives/ftillart.php?aid=37&binnrubrikj3larticles=2 46
  35. Е.И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии. СПб.: Издательство СПбГУ, 2003. — 420с.
  36. Е.И. Мусульманский Египет. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 372с.
  37. А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. -М.: Наука, 1990. 390с.
  38. А. Восток дело тонкое // Наука и религия. — 2001. — № 35. — С. 23−25
  39. А. В поисках счастья. М.: Мысль, 1989. — 255с.
  40. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. Л.: Издательство ленинградского университета, 1991 — 384с.
  41. А.В. Национально-освободительное движение: теория и практика. М.: Наука, 1990. — 335с.
  42. Х.И. Египет в борьбе за независимость. JL: ЛГУ, 1950.96с.
  43. С.А. Ислам в общественной жизни Египта. — М.: Наука, 1989.-201с.
  44. К.В. публичная коммуникация: дискурсивные практики и коды. М.: Издательство Южно-Уральского государственного университета, 2005 -160с.
  45. Н.И. Лингвистика убеждения: интенциональные категории публицистического текста // Медиаскоп. 2008. — № 1. — http://mediascope.ru/node/67
  46. О.В. Вечный Египет М.: Наука, 1989. — 151с.
  47. Когнитивно-дискурсивные аспекты лингвокультурологии. -Волгоград: Перемена, 2004. 254с.
  48. Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. -Орел: ОГУ, 2001.-287с.
  49. Кон И. С. Психология предрассудка. // Новый мир. 1966. — № 9. — С. 187−205
  50. Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000. — 564с.
  51. Конституция Египта1923г. // Конституции буржуазных стран. Государства Азии, Аравийского полуострова и Африки. — М.: Соцэкгиз, 1936.-384с.
  52. Копелев JI.3. Чужие // Одиссей. Человек в истории: образ «другого» в культуре. 1993. -М.: Наука, 1994.-С. 8−18
  53. JI.H. Становление национально-освободительного движения на арабском Востоке. М.: Наука, 1975. — 324с.
  54. B.C. Египет от Араби-паши до Саада Заглула. М.: Институт востоковедения, 1992. — 287с.
  55. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: МГУ, 1996. 245с.
  56. А.Е. Всемусульманский университет при мечети Азхар в Каире. -М.: Типография и словолитня О. О. Гербека, 1903. 31с.
  57. Культурология под редакцией Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана. М.: Высшее образрвание, 2009. — 566с.
  58. Jle Гофф. Ж. Ментальности: двусмысленная история. // История ментальностей и историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Институт всеобщей истории РАН, РГГУ, 1996. — С.40−45
  59. З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. — М.: РУДН, 1993.-245с.
  60. З.И. Развитие основных течений общественно-политической жизни в Сирии и Египте. М.: Наука, 1972. — 268с.
  61. З.И. Реформа в исламе. М.: Институт востоковедения РАН, 2005.-231с.
  62. И. Д. Мамаев В.А. Государственный строй стран арабского Востока. М.: Госюриздат, 1957.-312с.
  63. У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384с.
  64. С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001. — 412с.
  65. Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине 19 века. М.: Наука, 1982.-436с.
  66. Г. А. Эволюция ментальности личности в условиях межкультурной коммуникации. // Актуальные проблемы культурной и межкультурной коммуникации. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. — С. 5−10
  67. Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. —416с.
  68. . Д.С. Подчиненность женщины. — Спб.: Издательство книгопродавца С. В. Звонарева, 1870. 258с.
  69. Национализм в современной Африке. М.: Издательство УДН им. П. Лумумбы, 1983.-264с.
  70. Л.Б. Язык и политика в странах зарубежного Востока. // Культура и политика в странах Азии и Африки. М.: Институт востоковедения, 1986.-С. 61−73
  71. Дж. Каир. М.: Молодая гвардия, 1970. — 304с.
  72. И.Д. Англия и раздел мира в последней трети 19 в. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978. 183с.
  73. И.Д. Колониальная экспансия Великобритании. М.: Наука, 1991, — 188с.
  74. Платонов 10. Народы мира в зеркале геополитики. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. — 432с.
  75. Э.А. Нация, национализм, национальные интересы. М.: МНЭПУ, 1995.- 123с.
  76. Политическая культура: теории и национальные модели. М.: Интерпракс, 1994. — 350с.
  77. Г. Г. Имиджилогия. М.: Издательство «Рефл-бук», 2 001 768с.
  78. М. Ментальность // 50/50: опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. — С. 459−463
  79. Е.М. Формирование и развитие идей национального освобождения в Египте в конце 19 — начале 20 вв. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1984. 57с.
  80. А. Восстания арабов в 20 веке. М.: Прогресс, 1964. — 347с.
  81. Э.В. Ориентализм. Западные концепции востока. СПб.: Русский мир, 2006. — 637с.
  82. М.А. Арабский Восток: власть и конституция. М.: РОССПЭН, 2001.-213с.
  83. .Г. эволюция социальной структуры стран арабского Востока.-М.: Наука, 1991.-355с.
  84. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 116с.
  85. Т.Г. Этнопсихология. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 320с.
  86. Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. — 624с.
  87. В.А. Забыть о нации (пост националистическое понимание национализма). // Вопросы философии. 1998. — № 9. — С. 3−26
  88. С.Н. Движение за эмансипацию женщин в Египте: начальный этап (вторая половина 19- первая четверть 20 В.), канд. дис. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. — 235с.
  89. Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 77с.
  90. О.И. Официальная культурная политика Великобритании в развивающихся странах. // Культура и политика в странах Азии и Африки. — М.: Институт востоковедения, 1986.-С. 194−211
  91. JI.A. Капиталистическое развитие Египта (1882−1939). М.: Издательство МГУ, 1963. — 365с.
  92. С. Столкновение цивилизаций. М.: Издательство ACT, 2003.-603с.
  93. Хусейн Таха Дни. Л.: Лениздат, 1934. — 127с.
  94. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 534с.
  95. П.Н. Современная социальная психология в Западной . Европе. М.: МГУ, 1985. — 176с.
  96. В.А. Идеология как форма духовной деятельности. Л.: Издательство ЛГУ, 1961.- 122с.
  97. Adams D. The land of the Nile. London: T. Nelson and Sons, 1881.336p.
  98. Adams F.W.L. The new Egypt. London: T. Cook & Son, 1893. — 297p.
  99. Ahmed J.M. The intellectual origins of Egyptian nationalism. Oxford: Oxford University Press, 1960. — 135p.
  100. Ahmed L. Early feminist movements in Turkey and Egypt // Muslim women. London: Sidney Croom Helm, 1984. — P. 111−123
  101. Ahmed L. Women and gender in islam. London: Sidney Croom Helm, 1984.-296p.
  102. Aldred-Brown R. Education // Twentieth century impressions of Egypt. -London: Lloyds Publishing Company, 1909. P.220−228
  103. Alexander J. The truth about Egypt. London: Cassell, 1911.-3 84p.
  104. Al-Gamayyil A. The young woman and the home (extracts) // The modern Middle East. Oxford: Oxford University Press, 2006. — P. 184−190
  105. Al-Inbabi M. Fatwa // The modern Middle East. Oxford: Oxford University Press, 2006. p.481
  106. Al-Kawakibi Abd Al-Rahman The excellences of the Arabs // Arab nationalism. An anthology. Los Angeles: University of California Press, 1976. — P. 78−80
  107. Al-Sayyadi A.H. The garden of the meanings concerning the truth of human kinship (extracts) // The modern Middle East. Oxford: Oxford University Press, 2006.-P. 314−319
  108. Al-Sayyid A.L. Egypt and Cromer (a study in Anglo-Egyptian relations). -New-York: Praeger, 1971. 236p.
  109. Al-Tamimi M.R. Bahjet M. Wilayat Beirut (extracts) // The modern Middle East. Oxford: Oxford University Press, 2006. — P. 178−183
  110. Asquith M. Places and persons. London: Cassell, 1925. — 288p.
  111. Azoury Negib Program of the Leage of the Arab Fatherland //Arab nationalism. An anthology. Los Angeles: University of California Press, 1976. — P. 81−82
  112. Baer G. Social change in Egypt: 1800−1914. // Political and social change in modern Egypt. London: Croom Helm, 1986. — P. 135−161
  113. Baird A. The Egyptian muddle. London: Harrison and Sons, 1884. — 52p.
  114. Bayram M. Petition // The modem Middle East. Oxford: Oxford University Press, 2006. — P. 480
  115. Bell Ch.F.M. From pharaon to fellah. London: T. Cook & Son, 1888.198p.
  116. Bell R.F. Education in Egypt // The nineteenth century and after. 1902. -№ 307.-P. 412−420
  117. Bimbashi Mcpherson. A life in Egypt. London: British Broadcasting Corp., 1983.-313p.
  118. Blunt W.S. Lord Cromer and the Khedive // The nineteenth century and after. 1893.-№ 194.-P. 571−585
  119. Blunt W. S The Khedive and lord Cromer // The nineteenth century and after. 1894. — № 204. — P. 177−188
  120. Blunt W.S. The new situation in Egypt. London: Burns & Oates, 1908.19p.
  121. Bowen J.E. The conflict of East and West in Egypt. London: Harrison & Sons, 1887.-204p.
  122. Broadly A.M. How we defend Arabi and his friends. London: John Murray, 1884.-507p.
  123. Bullard R. Britain and the Middle East. London: Eyre and Spottiswoode, 1964.-200p.
  124. Butcher E. Things, seen in Egypt. London: Seeley, Service and Co., 1912.-253p.
  125. Butler A.J. Court life in Egypt. London: A. H. Bullen, 1888. — 298p.
  126. Butler A.J. Copts and Muslims in Egypt // The nineteenth century and after. -1911.-№ 415.-P. 588−600
  127. Butler A.J. The Misgovernment of Egypt // The nineteenth century and after. 1910. — № 404. — P. 587−597
  128. Buxton E.N. In the Mountains of Egypt // The nineteenth century and after.- 1894. № 205. — P. 495−512
  129. Cecil E. The leisure of Egyptian official. London, 1929. — 313c.
  130. Chirol V. With pen and brush in Eastern lands when I was young. -London: Jonathan Cape, 1929. 202p
  131. Chirol V. The Egyptian problem. London: Macmillan and Co., 1921.331p.
  132. Collins J. G. The Egyptian elite under Cromer (1882−1907). Berlin: K. Schwarz, 1984.-389p.
  133. Colvin A. Egypt today // The nineteenth century and after. 1907. — № 362.-P. 525−541
  134. Colvin A. The making of modern Egypt. London: Seeley and Co., 1906.- 384p.
  135. Cromer E.B. The capitulations in Egypt 11 The nineteenth century and after. 1913. — № 418. — P. 1−10
  136. Cromer E.B. Modern Egypt. Vol. 2. — London: Macmillan, 1908. —594p.
  137. Cromer E.B. The situation in Egypt. London: Macmillan, 1908. — 32p.
  138. Cooper E. The harim and the purdah. Delhi: Indiana University Press, 1983.-309p.
  139. Deighton H. The impact of Egypt on Britain. A study of public opinion // Political and social change in Modern Egypt. London: Croom Helm, 1986. — P. 231 248
  140. Dicey E. Cotton mills in Egypt // The Empire Review. 1901. — № 8. — P. 195−202
  141. Dicey E. England and Egypt. London: John Murray, 1881. — 305p.
  142. Dicey E. Parliamentary government for Egypt // The nineteenth century and after. 1908. — № 379. — P. 373−385
  143. Dicey E. Sir Auckland Colvin’s defense of lord Cromer // The nineteenth century and after. 1907. -№ 365. — P. 156−166
  144. Dicey E. The Egypt of the future. London: William Heinemann, 1907.216p.
  145. Dicey E. The Khedive of Egypt // The nineteenth century and after. 1908. -№ 377.-P. 85−100
  146. Dicey E. What next in Egypt? // The nineteenth century and after. 1889. -№ 151.-P. 462−475
  147. Dillon F. The Arab Monument in Egypt. // The nineteenth century and after. 1881. — № 54. — P. 276−283
  148. Egerton F. Great Britain, Egypt and the Suez Canal. London: Macmillan & Company Ltd, 1883. — 32p.
  149. El Sayed A. The role of «ulama» in Egypt during nineteenth century // Political and social change in modern Egypt. London: Croom Helm, 1986. — P. 264 280
  150. Farman E. Egypt and its betrayal. New-York: McClure, Phillips, 1906.349p.
  151. Flower R. Napoleon to Nasser. The story of modern Egypt. London: Tom StaceyLtd., 1972.-271 p.
  152. Fyfe H.H. The new spirit in Egypt. London: Blackwood, 1911. — 284p.
  153. Garstin W.E. Some problems of the Upper Nile // The nineteenth century and after. 1905. — № 343. — P. 345−366
  154. Harrison F. The crisis in Egypt. London: Ithaca Press, 1882. — 15p.
  155. Harrison T.S. The homely diary of diplomat in the East 1897−1899. -Boston: Houghton Mifflin, 1917. 364p.
  156. Hartmann M. The arabic press of Egypt. London: Luzac and Co., 1899.94p.
  157. Hatina M. Historical legacy and the challenge of modernity in the Middle East: the case in Al-Azhar in Egypt // The muslim world. 2003. — № 1. — P. 51−68
  158. Hourani A. Arabic thought in the liberal age 1798−1939. London: Oxford University Press, 1962. — 403p.
  159. Hussein T. The stream of days. A student of the Azhar. London: Cassel, 1948.- 134p.
  160. Jones H. Past and present in the East. London: Macmillan, 1881. — 144p.
  161. Keay J.S. Spoiling the Egyptians. Cairo: Oxford University Press, 1981.- 85p.
  162. Kedourie E. The Chathama House version and other Middle-Eastern studies. London: Weidenfeld & Nicholson, 1984. — 488p.
  163. Klepka S. British public opinion regarding the Near Eastern problems. -Saint Louis: Saint Louis University Press, 1954. 359p.
  164. Kusel S. An Englishmen’s recollections of Egypt. London: John Lane, 1915.-352p.
  165. Lloyd G.A. Egypt since Cromer. Vol. 1. — New-York: OUP, 1970. —390p.
  166. Low S. Egypt in transition. New-York: Macmillan, 1914. — 316p.
  167. Low S. Lord Cromer on Gordon and the Gladstone Cabinet // The nineteenth century and after. 1908. — № 374. — P. 674−682
  168. MacCoan J.C. Egypt. New-York: Praeger, 1898. — 431 p.
  169. MacCoan J.C. Egypt under Ismail. London: Burns & Oates, 1889.315p.
  170. Malet E. Egypt 1879−1883. London: John Murray, 1909. — 582p.
  171. Malortie K. Egypt: Native rulers and foreign interference. — London: William Ridgway, 1882. 322p.
  172. Mansfield B. The press // Twentieth century impressions of Egypt. -London, 1909.-P. 211−219
  173. Mansfield P. The British in Egypt. London: Methuen, 1971. — 35 lp.
  174. Marlowe J. Cromer in Egypt. London: Elek Books, 1970. — 332p.
  175. Marlowe J. Spoiling the Egyptians. New-York: Howard Fertig, 1975.277p.
  176. Marshall J.E. The Egyptian enigma 1890−1928. London: John Murray, 1928.-342p.
  177. Mcllwraith M. The Mohammedan low courts of Egypt // The nineteenth century and after. 1916. -№ 476. — P. 740−754
  178. McClure E. Latest light from Egypt on the holy scriptures // The nineteenth century and after.- 1911.-№ 418.-P. 1135−1146
  179. Meath M.J. Industries for the blind in Egypt // The nineteenth century and after.-1903.-№ 316.-P. 1050−1052
  180. Mieville W.F. Britain’s task in Egypt // The nineteenth century and after.1907. № 364. — P. 990−995
  181. Milner A. England in Egypt. London: Edward Arnold, 1901. — 41 Op.
  182. Mitchell T. Colonizing Egypt. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.-288p.
  183. Mitra S.M. Lord Cromer and orientals // The nineteenth century and after.1908.-№ 375.-P. 743−750
  184. Mr. Blunt and the «Times». London: Lloyds Publishing Company, 1907.- 35p.
  185. Newman E.W.P. Great Britain in Egypt. London: John Murray, 1928.304p.
  186. Ninet J. Origin of the National party in Egypt // The nineteenth century and after. 1883.-№ 71.-P. 117−134
  187. Owen E. The attitudes of British officials to the development of the Egyptian economy 1882−1922 // Studies in the economic history of the Middle East. -New-York: Oxford University Press, 1970. P. 485−500
  188. Oxford dictionary of national biography. — Oxford: Oxford University Press, 2004. (in 60 volumes)
  189. Palgrave W.G. Essays on eastern questions. — London: Longmans, Green & Co., 1872.-349p.
  190. Paul F. The future of Egypt from a branch point of view. — London: Trench & Co., 1884.-47p.
  191. Penfield F.C. Present-day Egypt. London: Macmillan & Company Ltd., 1899. -372p.
  192. Pollard J. The Land of the monuments. London: Hodder & Stoughton, 1896. -456p.
  193. Rae W.F. The Egyptian newspaper press // The nineteenth century and after.-1892.-№ 186.-P. 213−223
  194. Richmond J.C.B. Egypt 1798−1952. New-York: Columbia University Press, 1977. — 243p.
  195. Rida R. Islam and the national idea // Arab nationalism. An anthology. -Los Angeles: University of California Press, 1976. P. 75−77
  196. Rowlatt M. A family in Egypt. London: Robert Hale, 1957. — 232p.
  197. Rowsell F.W. The English in Egypt // The nineteenth century and after. -1883. -№ 76.-P. 1064−1079
  198. Rowsell F.W. The administrative machinery of Egypt // The nineteenth century and after. 1881. — № 57. — P. 641 -659
  199. Russel Т. Egyptian service 1902−1946. London: John Murray, 1949.294p.
  200. Safran N. Egypt in search of political community (an analysis of the intellectual and political evolution of Egypt 1804−1952). Cambridge: Cambridge university press, 1961. — 298p.
  201. Salama Musa Education of Salama Musa. Leiden: E.J. Brill, 1961.267p.
  202. Senior N.W. Conversations and journals in Egypt and Malta. — V.l. -London: Sampson Low, 1882. -299p.
  203. Sladen D. Egypt and the English: showing British public opinion in Egypt upon the Egyptian question. London: Hurst and Blackett, 1908. — 568p.
  204. Shaarawi H. Harem years. New-York: New York University Press, 1987. — 158p.
  205. Should a woman demand all the rights of a man? // The modern Middle East. Oxford: Oxford University Press, 2006. — P. 174−177
  206. Steevens G.W. Egypt in 1898. London: Dodd, Mead and со., 1898.283p.
  207. Stuart H.W.V. Egypt after the War. London: Hamilton, Adams and со., 1883.-492p.
  208. Symons M. The riddle of Egypt. London: Gresham Pub. Co., 1913.221p.
  209. Teignmouth R.N. Our manifest destiny-Egypt // The nineteenth century and after. 1921.-№ 537.-P. 745−753 224. The Times. 1880. — March
  210. The Times. 1882. — September226. The Times. 1906. — June
  211. The Times. 1921. — December228. The Times. 1923. — April
  212. Tignor L. Modernization and British colonial rule in Egypt, 1882−1914. -Princeton: Princeton University Press, 1966. 417p.
  213. Todorov Т. The Conquest of America. The Question of the Other. N.-Y.: Harper Collins Publishers, 1992. — 292p.
  214. Tollefson H. Policing islam (The British occupation of Egypt and the Anglo-Egyptian struggle over control of the police 1882−1914). London: Weidenfeld & Nicholson, 1999. — 199p.
  215. Traill H.D. The burden of Egypt // The nineteenth Century and after. -1896.-№ 230.-P. 544−565
  216. Tucker J.E. Women in nineteenth-century Egypt. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. — 251 p.
  217. Vatikiotis P. The modern history of Egypt. London: Weidenfeld & Nicolson, 1969.-512p.
  218. Vise G.W. Egypt: political financial and strategical. London: Chatto & Windus, 1882.-320p.
  219. Wallis H. Ancient Egyptian ceramic art // The nineteenth century and after.- 1900. № 276. — P. 308−320
  220. Wallace M. Egypt and the Egyptian Question. London: Macmillan, 1883.- 521p.
  221. Wallis H. The destruction of Egyptian monuments // The nineteenth century and after. 1890. — № 161. — P. 720−732
  222. Walter F.M. My friend the fellah // The nineteenth century and after. -1904.-№ 331.-P. 443−450
  223. Welsh W. No country for a gentleman. New-York: Da Capo Press, 1968.- 164p.
  224. Wendell C. The evolution of Egyptian national image. From its origins to Ahmad Lutfi Al-Sayyid. California: University of California Press, 1972. — 329p.
  225. Wild A. Mixed grill in Cairo: experiences of an international hotelier. -Bourne-mouth: Woods & Pollard, 1953. 190p.
  226. Wylie J.A. Egypt and its future. London: Kegan Paul, 1882. — 186p.
  227. Wood H.F. Egypt under the British. London: Chatto & Windus, 1896.21 lp.
  228. Young women Christian association // Twentieth century impressions of Egypt. London: Lloyds Publishing Company, 1909. — P. 199.
  229. Zeki Bei A. The Egyptian university // Twentieth century impressions of Egypt. London: Lloyds Publishing Company, 1909. — P. 228−229
  230. К. Хэлету аль-мер'ати фи аль-хэйэти аль-иджтимэы'ййети // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979. — P. 81−88 (в арабской части книги).
  231. Ф. Тербиету аль-бинети // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979. — P. 89−95 (в арабской части книги)
  232. Аль-Афгани Джамаль Ад-Дин Мады аль-уммати ва хедарухе ва ы’леджу ы’лелихе // Major themes in modern arabic thought. An anthology. — Michigan: University of Michigan Press, 1979. P. 49−51 (в арабской части книги).
  233. Аль-Афгани Джамаль Ад-Дин Миср // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979. — P. 465−471 (в арабской части книги)
  234. Аль-Афгани Джамаль Ад-Дин Уруба ва аль-ислам // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979. — P. 326−327 (в арабской части книги)
  235. Аль-Афгани Джамаль Ад-Дин У’сбату аль-джинси ва у’сбату ад-дини // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979. — P. 312−314 (в арабской части книги)
  236. Аль-Афгани Джамаль Ад-Дин Аль-уэхдату аль-ислямийяту // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979. — P. 340−346 (в арабской части книги)
  237. Аль-Афгани Джамаль Ад-Дин Аль-Энклизу. // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979. -P.463−464 (в арабской части книги)
  238. Ш. Гарабету эраи аль-иджтимэы'ййети // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979.- P. 78−80 (в арабской части книги)
  239. Ш. Мукаму аль-кеинети фи аттабиа’ти // Major themes in modern arabic thought. An anthology. Michigan: University of Michigan Press, 1979.- P. 73−75 (в арабской части книги)
Заполнить форму текущей работой