Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза: На примере специальности «Электроснабжение»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза содержит главные цели воспитательно-образовательного процесса, основные подходы, этапы, принципы, основные направления, формы и методы формирования комплекса профессиональных компетенций студентов в ходе их аудиторной и внеаудиторной деятельности, содержание педагогической поддержки студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теория и практика формирования профессиональной компетентности будущих инженеров
    • 1. 1. Методологические подходы к формированию профессиональной компетентности будущих инженеров

    1.2. Профессиональная компетентность будущего инженера как структурный элемент нормативно-функциональной модели специалиста — инженера-электроэнергетика w 1.3. Педагогическое обеспечение реализации компетентностного подхода к воспитательно-образовательному процессу в техническом вузе

    Выводы

    ГЛАВА II. Основные направления формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза

    2.1. Диагностика воспитательно-образовательных возможностей технического вуза в формировании профессиональной компетентности студентов

    2.2. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности будущих инженеров

    2.3. Обеспечение практико-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе

    Выводы

Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза: На примере специальности «Электроснабжение» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные социально-экономические условия в России, создание рынка труда, интеграция российской экономики в мировую систему требуют кардинального роста производительных сил на основе создания эффективных систем обучения и воспитания, обеспечивающих высокую качественную профессиональную подготовку специалистов.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [83].

Формирование профессиональной компетентности выступает важнейшим фактором повышения качества педагогической деятельности в вузе и подготовки конкурентоспособного специалиста. Современные реалии требуют изменения содержания инженерного образования, обеспечивающего формирование гибких полифункциональных знаний и умений, профессионально важных качеств, овладения новыми информационными технологиями, развития способности адаптироваться к ускоренному темпу научно-технического прогресса и производства.

Таким образом, актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности будущего инженера обусловлена необходимостью:

— изучения требований к специалисту, предъявляемых современными социально-экономическими условиями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

— обеспечения качества подготовки специалиста с высшим образованием, конкурентоспособного на рынке труда;

— использования компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса подготовки специалистов в свете Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Вопросы, связанные с темой исследования, представлены в трудах отечественных педагогов И. Г. Агапова [3], А. В. Лисовского [100], М. В Рыжакова [140], А. В. Хуторского [170], С. Е. Шишова [176] и др. В ряде работ зарубежной психолого-педагогической литературы следует выделить исследования Г. Ай-зенка [5, 6], Д. Баррета [17, 18], Д. Равенна [131, 132, 133].

Проблемы формирования профессиональной компетентности в различных сферах профессиональной деятельности нашли отражение в работах В. Н. Абросимова [1], В. Б. Анюткина [11], Н. Е. Высотской [41], Р.Х. Гильмее-вой [45], Н. Н. Гордеева [47], А. К. Макаровой [107], Н. А. Разиной [135], Л. В. Шмельковой [175] и др.

Вопросам освоения умений и обобщенных способов деятельности посвящены труды В. В. Давыдова [51], В. В. Краевского [86], И .Я. Лернера [98, 99], М. Н. Скаткина [149], В. Г. Капустиной [73], В. Н. Жировой [57], А. Н. Каташева [75] и др.

Многоаспектность современных проблем профессионального обучения в вузах Республики Саха (Якутия), вопросы профессионального становления специалиста рассматриваются в работах Г. Е. Жондоровой [58], М. М. Олесовой [120], О. Н. Птицыной [130], В. В. Семеновой [144], Г. Е. Семеновой [145] и др. Индивидуализация подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности представлена в исследованиях Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой [52]. Региональные особенности системы непрерывного профессионального образования становятся предметом изучения в работах В. П. Игнатьева [67], А. В. Мордовской [113], Н. Г. Худолия [169]. Возможности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе вуза анализируются Л. И. Аманбаевой [8], Е. А. Барахсановой [142], А. А. Григорьевой [49], А. В. Ивановой [66], Н. Д. Неустроевым [118], Т. Т. Савиновым [142] и др.

К настоящему времени в педагогических исследованиях большое внимание уделяется закономерностям развития профессионально важных личностных качеств в процессе взаимодействия педагога и обучаемого (JI.H. Антилогова [10], И. Г. Белякова [22], Н. М. Борисенко [30], Е. М. Борисова [31], Ю. В. Варданян [34], А. А. Воротникова [36], Л. П. Кибардина [76], Л. П. Широкова [175] и др.). При этом подчеркивается важность формирования ценностных представлений студентов технических вузов, гуманизации их подготовки, развития технического мышления (Ф.А. Зуева [65], Е. П. Кораблина [84], А. В. Непомнящий [117], Г. Н. Погорелова [127], Б. И. Фомин [166] и др.).

Особенности личностно-деятельностного подхода к обучению студентов и учащихся анализируются в диссертационных исследованиях И. В. Кондриной [82], Е. М. Садыковой [143], а также в работах В. И. Загвязинского [59], И. А. Зимней [63], А. Б. Курлова [93]и др.

Психологические аспекты трудовой деятельности, вопросы профессионального воспитания студентов вузов исследуются Е. А. Климовым [77, 78], Н. В. Кузьминой [90, 91], А. К. Марковой [106], A.M. Митиной [111], В.А. Сла-стениным [150, 151], Н. Ф. Талызиной [158, 159] и др.

Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме формирования профессиональной компетентности выявил следующие противоречия:

— между возросшими требованиями общества и производства к качеству подготовки инженерных кадров и неразработанностью теоретических основ формирования профессиональной компетентности будущих инженеров;

— между общепедагогическими исследованиями по вопросу определения сущности профессиональной компетентности и отсутствием работ по применению полученных результатов в подготовке специалистов технического профиля;

— между необходимостью формирования профессиональной компетентности будущих инженеров и отсутствием у преподавателей соответствующих технологий.

Вышеизложенное на теоретико-методологическом уровне определило научную проблему настоящего исследования, суть которой заключается в выявлении содержания профессиональной компетентности будущего инженера-электроэнергетика и педагогических условий для ее формирования.

Содержание научной проблемы повлияло на выбор темы исследования «Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза (На примере специальности „Электроснабжение“)».

Объект исследования — процесс профессионального становления студентов технического вуза.

Предмет исследования — педагогическое обеспечение формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза (На примере специальности «Электроснабжение»).

Цель исследования — определить и проверить на практике педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза (На примере специальности «Электроснабжение»).

Гипотеза исследования — формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза будет осуществлено эффективно, если:

• реализуются компетентностный и личностно-деятельностный подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, предусматривающие индивидуализацию профессиональной подготовки будущих специалистов, ориентацию целей обучения и воспитания студентов на формирование комплекса профессиональных компетенций;

• создается образовательная среда, предполагающая усиление профессиональной направленности общепрофессиональных и специальных дисциплин и внеаудиторной деятельности, диагностику профессиональных компетенций, поэтапность их формирования, педагогическую поддержку студентов в их профессиональном становлении;

• обеспечивается усиление практико-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса, подразумевающее использование форм и методов профессиональной подготовки, активизирующих формирование опыта профессиональной деятельности, знаний, профессионально важных качеств.

Задачи исследования:

1. Выявить возможности воспитательно-образовательного процесса технического вуза для формирования профессиональной компетентности студентов.

2. Обосновать концептуальные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе и основные направления формирования профессиональной компетентности студентов.

3. Разработать нормативно-функциональную модель специалиста — инже-нера-электроэнергетика и теоретическую модель формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза.

4. Определить критерии и уровни сформированное&tradeпрофессиональной компетентности будущих инженеров.

5. Подготовить научно-практические рекомендации по формированию профессиональной компетентности студентов технического вуза.

Методологической основой исследования послужили: философские положения о человеке как субъекте отношений, теория развития личности и деятельности, концепции системного, компетентностного, личностно-деятельностного подходов к воспитательно-образовательному процессу в вузе, развитию личности, фундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о личности как субъекте деятельности и отношений.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы применялись при проектировании, моделировании, анализе и синтезе, абстрагировании, индукции и дедукции, в философском и психолого-педагогическом анализе литературы, изучении и обобщении педагогического опыта по теме исследования. Эмпирические методы использовались при анкетировании, индивидуальных и групповых беседах со студентами, тестировании, наблюдении, анализе результатов деятельности будущих инженеров, мониторинге, изучении внедрения результатов исследования в педагогическую практику. Частные эмпирические методы дополнялись педагогическим экспериментом, результаты которого обрабатывались методами математической статистики.

Экспериментальная база исследования: энергетический факультет физико-технического института Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 110 студентов и 18 преподавателей.

Основные этапы исследования. Работа над проблемой исследования проводилась в три этапа с 2000 по 2004 гг.

На первом (опытно-поисковом) этапе (2000;2001 гг.) осуществлялся поиск исходных позиций исследования, изучались нормативно-правовые документы в области образования, отечественный и зарубежный опыт по проблеме, определялись методологические основы, велось построение нормативно-функциональной модели специалиста и входящей в ее состав модели профессиональной компетентности, проводились анкетирование специалистов, работающих в отрасли электроэнергетики, анализ результатов, уточнялись уровни развития профессиональной компетентности и их показатели, критерии оценки, разрабатывалась программа педагогического эксперимента.

На втором (экспериментальном) этапе (2001;2003 гг.) проводились опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования, анализ промежуточных данных мониторинга формирования профессиональной компетентности студентов, публиковались материалы исследовательской деятельности, осуществлялась обработка и педагогическая интерпретация полученных результатов опытно-экспериментальной работы.

На третьем (обобщающем) этапе (2003;2004 гг.) организовывалась проверка педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза, обобщались и систематизировались материалы исследования, формулировались выводы и осуществлялось оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

— на уровне конкретизации и уточнения:

• уточнено понятие «профессиональная компетентность» студентов технического вуза, трактуемое как интегральная характеристика личности специалиста, представляемая комплексом компетенций в профессиональной сфере деятельности, включающая его личностное отношение к ней и ее предмету;

• выявлены возможности воспитательно-образовательного процесса технического вуза (образовательные, воспитательные, развивающие) для формирования профессиональной компетентности студентов;

— на уровне дополнения:

• обосновано применение компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе, предусматривающих индивидуализацию профессиональной подготовки будущих специалистов, формирование комплекса профессиональных компетенций будущего инженера;

• выделены уровни (репродуктивный, исполнительский, преобразующий, творческий) и критерии (когнитивный, самооценка обучающихся) сфор-мированности профессиональной компетентности студентов технического вуза, позволяющие выявить динамику, осуществить корректирование и развитие исследуемого процесса;

— на уровне преобразования:

• разработана нормативно-функциональная модель специалиста — инже-нера-электроэнергетика, состоящая из моделей его деятельности (отражает типы и виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи) и пробудущих специалистов в их профессиональном становлении, оценочные критерии сформированности уровней профессиональной компетентности обучаемых.

Практическая значимость результатов работы заключается в разработке научно-практических рекомендаций по педагогическому обеспечению формирования профессиональной компетентности будущих инженеров, программ дисциплин «Информационно-измерительная техника и электроника», «Метрология, стандартизация, сертификация», предполагающих усиление практико-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются его исходной методологией, междисциплинарным теоретическим анализом литературы, комплексным характером использования методов исследовательской работы, количественным и качественным анализом ее результатов, статистической значимостью экспериментальных данных, их воспроизводимостью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на республиканских межвузовских научно-методических конференциях: «Современные технологии образования» (г. Якутск, 2002 г.), «Качество высшего образования: проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования» (г. Якутск, 2003 г.), «Управление качеством образовательного процесса в вузах Республики Саха (Якутия)» (г. Якутск, 2004 г.), Всероссийском семинаре молодых ученых и специалистов «Фундаментальные и прикладные проблемы физики на Севере» (г. Якутск, 2003 г.), научно-методических семинарах кафедры электроснабжения энергетического факультета физико-технического института Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова. Представленные в работе материалы нашли отражение в статьях, тезисах, учебных программах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой личности специалиста, представляемой комплексом компетенций в профессиональной сфере деятельности, включающей его личностное отношение к ней и ее предмету.

2. Реализация компетентности ого и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе содействует формированию профессионально важных качеств студента, развивает его способность осмысленно приобретать и применять на практике комплекс профессиональных компетенций, позволяет придать обучению личност-но-деятельностный характер, оказать педагогическую поддержку в его профессиональном становлении, активизирует потребности обучаемого в самореализации.

3. Нормативно-функциональная модель специалиста — инженера-элек-троэнергетика включает в себя модели его деятельности (отражает типы и виды профессиональной. деятельности, профессиональные задачи) и профессиональной компетентности (содержит квалификационную характеристику и систему профессионально важных качеств), позволяет конкретизировать нормы и требования, предъявляемые к специалисту со стороны Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, современных социально-экономических условий в обществе, производства и климатических условий Крайнего Севера.

4. Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза содержит главные цели воспитательно-образовательного процесса, основные подходы, этапы, принципы, основные направления, формы и методы формирования комплекса профессиональных компетенций студентов в ходе их аудиторной и внеаудиторной деятельности, содержание педагогической поддержки студентов в их профессиональном становлении, оценочные критерии (когнитивный, самооценка обучающихся) и уровни сформированное&tradeпрофессиональной компетентности обучаемых (репродуктивный, исполнительский, преобразующий, творческий). фессиональной компетентности (содержит квалификационную характеристику и систему профессионально важных качеств), позволившая конкретизировать нормы и требования, предъявляемые к специалисту со стороны государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, современных социально-экономических условий в обществе, производства и климатических условий Крайнего Севера;

• выявлены направления формирования профессиональной компетентности будущих специалистов: диагностика воспитательно-образовательных возможностей технического вуза и уровней сформированности профессиональной компетентности студентовформирование комплекса профессиональных компетенций обучаемых в процессе учебной и внеаудиторной деятельностииспользование практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки;

• определены педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов технического вуза: реализация компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузесоздание образовательной среды, предусматривающей усиление профессиональной направленности общепрофессиональных и специальных дисциплин и внеаудиторной деятельности, диагностику профессиональных компетенций, поэтапность их формирования, педагогическую поддержку студентов в их профессиональном становленииобеспечение усиления практико-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретической модели формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза, включающей главные цели воспитательно-образовательного процесса, основные подходы, этапы, принципы, формы и методы формирования комплекса профессиональных компетенций обучающихся в ходе их аудиторной и внеаудиторной деятельности, содержание педагогической поддержки

5. Выполнение педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза предполагает реализацию компе-тентностного и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе, создание образовательной среды, предусматривающей усиление профессиональной направленности общепрофессиональных и специальных дисциплин и внеаудиторной деятельности, диагностику профессиональных компетенций, поэтапность их формирования, педагогическую поддержку студентов в их профессиональном становлении, обеспечение усиления практико-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 186 источников. Основное содержание работы изложено на 184 страницах, содержит 11 таблиц, 14 рисунков и 8 приложений.

Выводы:

Опытно-экспериментальная работа проводилась на основе положений о компетентностном и личностно-деятельностном подходах к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе.

1. В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы нами были проведены:

— анализ учебно-воспитательного процесса и состояние материально-технической базы на энергетическом факультете;

— создана образовательная среда, предполагающая усиление профессиональной направленности обучения по техническим дисциплинам, внеаудиторной работы студентов и применение практико-ориентированных форм, методов профессиональной подготовки специалистов, личностно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу.

2. Результатами создания образовательной среды на энергетическом факультете явились:

• вовлечение студентов в научно-практические конференции на уровне факультета, которые поспособствовали развитию профессиональной устойчивости студентов, умений публичной защиты результатов своей работы и других профессионально важных качеств;

• организация научно-исследовательской работы обучающихся в студенческой лаборатории «Энергетик», ориентированная на расширение и углубление когнитивного запаса студентов, развитие стремлений к повышению уровня научно-теоретической готовности, профессионального роста, ответственности, добросовестности, увлеченности делом, креативности и др.;

• проведение конкурсов по профессии, обеспечивающих развитие активности, профессиональной мобильности, профессиональной самостоятельности;

• привлечение студентов к участию в конкурсах научно-исследовательских работ, грантах, традиционных общеуниверситетских научно-практических студенческих конференциях и Лаврентьевских чтениях, способствующих развитию стремления к овладению профессионализмом, требовательности, умения логично доказывать, самоконтроля и др.;

• стимулирование студентов по самооценке личностных профессионально важных качеств на различных этапах обучения, предполагающее формирование и развитие самопознания, самокритичности, самоанализа, самоконтроля;

• активизация педагогической поддержки и помощи обучающимся со стороны преподавателей, выразившиеся в своевременном выявлении и решении проблем и трудностей, возникающих у студента при решении поставленных перед ним задачориентации студентов в информационном пространстве при изучении технических проблем, содействии и сотрудничествестимулировании студента на успешность в обучении, уверенности в своих творческих силах, познавательных мотиваций: активизации процесса приобретения и накопления профессионального опыта;

• актуализация работы преподавателей по использованию компетентност-ного и личностно-деятельностного подходов при выборе и использовании практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки студентов с позиций формирования профессиональных компетенций;

• привлечение преподавательского состава к анализу и обсуждению результатов учебно-воспитательной работы по формированию профессиональных компетенций студентов, позволяющее принимать коллективное решение проблем, возникающих в ходе работы, осуществлять обмен опытом, своевременную корректировку основных показателей развития профессиональной компетентности будущих специалистов.

3. С целью создания педагогических условий для формирования профессиональной компетентности студентов нами была проведена соответствующая работа:

— разработаны учебный план специальности: 100 400 — «Электроснабжение», рабочие программы учебных дисциплин общепрофессионального, специального циклов и цикла дисциплин специализации, производственных практик, учебно-методические комплексы технических дисциплин с использованием компетентностного подхода;

— в ходе учебного процесса использовались личностно-деятельностный подход, практико-ориентированные формы и методы аудиторной и внеучебной деятельности (проведение студенческих научно-практических конференций, работа студентов в научной лаборатории «Энергетик», организация профессионального праздника Дня энергетика, профессиональных конкурсов и др.).

4. С целью проведения числовой оценки динамики развития профессиональной компетентности студентов экспериментальной группы создан фонд контрольных заданий, который позволил в ходе экспериментальной работы наблюдать, управлять, корректировать, прогнозировать развитие профессиональной компетентности студентов. В ходе использования фонда контрольных материалов получены усредненные результаты оценки профессиональной компетентности по когнитивному критерию и построен график, демонстрирующий положительную динамику при поэтапном формировании профессиональной компетентности студентов.

5. Контроль за развитием профессионально важных качеств студентов экспериментальной группы производился с использованием усредненных субъективной и объективной оценок. Анализ полученных результатов показал положительную динамику изменения уровня развития профессионально важных качеств студентов при переходе от одного этапа формирования их профессиональной компетентности к другому. В результате сравнительного анализа субъективных и объективных оценок ПВК получен график, который показал положительный рост самооценки личностных качеств студентов.

6. Совмещение результатов оценок профессиональной компетентности студентов по когнитивному критерию и диагностического профиля развития ПВК студентов позволило построить обобщенную характеристику развития профессиональной компетентности студентов при поэтапном подходе к ее формированию. Данная обобщенная характеристика получилась в виде криволинейной плоскости, которая демонстрирует сложный интегративный характер личности будущего специалиста. С помощью проекций, построенных на данной плоскости, имеется возможность определять уровень профессиональной компетентности студента на любом этапе обучения. В целом наклон криволинейной плоскости подтверждает положительный рост профессиональных компетенций в течение всего опытно-экспериментального этапа исследования.

7. Результаты использования компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, активных и разнообразных форм и методов к обучению студентов по отдельно выбранной дисциплине подтверждают положительную динамику изменения профессиональных компетенций при поэтапном подходе к их формированию, что согласуется с данными, полученными в ходе контроля.

8. Анализ теории и практики формирования профессиональной компетентности будущего инженера, результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить возможности воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе:

— обучающие, направленные на формирование профессиональных компетенций, характеризующих профессиональные знания, умения, навыки и опыт;

— воспитательные, ориентированные на формирование профессионально важных качеств студентов;

— развивающие, способствующие развитию потребности и стремлений студента соответствовать профессиональным требованиям, субъективному профессиональному идеалу, адекватно производить самооценку своих профессиональных возможностей и деятельности.

9. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов технического вуза позволили сформировать рекомендации для преподавателей технических дисциплин.

Заключение

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в Российской Федерации, Республике Саха (Якутия), энергетической отрасли экономики республики, выдвигают новые требования к профессиональной подготовке молодого специалиста — инженера-электроэнергетика. Вследствие этого одной из важнейших задач технических вузов является выявление и конкретизация современных требований со стороны общества, производства и определение путей и направлений своей деятельности по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и практики деятельности технических вузов Российской Федерации показал высокий интерес к проблемам профессионального становления личности, многоаспектность этой проблемы и выявил противоречие между современными высокими требованиями общества к качеству подготовки инженеров и неразработанностью теоретических основ формирования профессиональной компетентности будущих инженеров.

Особое внимание в диссертации уделено изучению, раскрытию и уточнению содержания понятия «профессиональная компетентность». В работе доказано, что в современном понимании понятие «профессиональная компетентность специалиста» включает в себя не только его когнитивный запас, но и опыт профессиональной деятельности и профессионально важные личностные качества. В нашем исследовании выявлены основные факторы и предпосылки для успешного формирования профессиональной компетентности студента с учетом психологических особенностей юношеского возраста: внутренние и внешние учебно-профессиональные мотивации, способности, заинтересованность, установки, ценности, которые побуждают студента к активной учебной деятельности, играют существенную роль в формировании установок на профессиональную успешность. В ходе нашего исследования определены уровни, показатели и критерии оценки уровня сформированное&tradeпрофессиональной компетентности студента в период обучения в техническом вузе.

Благодаря системному подходу к изучению проблемы формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза в нашем исследовании разработана нормативно-функциональная модель специалиста, определены структурные и функциональные ее элементы. Основными структурными элементами явились модели деятельности специалиста и профессиональной компетентности. Модель профессиональной компетентности будущих инженеров включает квалификационную характеристику инженера-электроэнергетика с учетом требований ГОС ВПО, региональных климатических условий работы и систему профессионально важных качеств, сформированную на основе анализа деятельности специалиста и современных требований, выдвигаемых социально-экономическими условиями и производством. Достоинством данной модели является то, что она позволила определить комплекс профессиональных компетенций, характеризующих современного специалиста, а также основные направления формирования профессиональной компетентности студента:

• диагностика воспитательно-образовательных возможностей технического вуза в формировании профессиональной компетентности студентов;

• образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности будущих инженеров;

• обеспечение практико-ориентированно направленности воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе.

Теоретическое обоснование основных направлений формирования профессиональной компетентности студентов подтверждено практическими результатами педагогического исследования.

Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности специалиста появилась в результате проекции модели профессиональной компетентности на образовательный процесс и позволила определить педагогические условия и деятельность кафедры электроснабжения по созданию образовательной среды, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций студентов.

Ориентация воспитательно-образовательного процесса технического вуза на формирование комплекса профессиональных компетенций будущего специалиста составляет суть компетентностного подхода к процессу профессионального обучения студентов.

Таким образом, на основании вышеизложенного получены следующие результаты исследования, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы:

1. Уточнено понятие «профессиональная компетентность специалиста», подразумевающее интегральную характеристику личности специалиста, представляемую комплексом компетенций в профессиональной сфере деятельности, включающую его личностное отношение к ней и ее предмету.

2. Выявлены возможности воспитательно-образовательного процесса технического вуза для формирования профессиональной компетентности студентов: обучающие, воспитательные, развивающие.

3. Спроектирована нормативно-функциональная модель специалистаинженера-электроэнергетика, объединившая в себе модели его деятельности (отражает типы и виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи) и профессиональной компетентности (содержит квалификационную характеристику и систему профессионально важных качеств), позволившая конкретизировать нормы и требования, предъявляемые к специалисту со стороны ГОС ВПО, современных социально-экономических условий в обществе, производства и климатических условий Крайнего Севера.

4. Разработана теоретическая модель формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза, содержащая главные цели воспитательно-образовательного процесса, основные подходы, этапы, принципы, формы и методы формирования комплекса профессиональных компетенций обучающихся в ходе их аудиторной и внеаудиторной деятельности, содержание педагогической поддержки будущих специалистов в их профессиональном становлении, оценочные критерии сформированности уровней профессиональной компетентности обучаемых.

5. Выделены основные направления формирования профессиональной компетентности студентов: диагностика воспитательно-образовательных возможностей технического вуза в отношении формирования профессиональной компетентности студентов и ее уровней сформированности, создание образовательной среды, использование практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки.

6. Обосновано применение компетентностного и личностно-деятельност-ного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе, обеспечивающих индивидуализацию профессиональной подготовки будущих специалистов, формирование профессиональных компетенций студентов в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности.

7. Выделены уровни (репродуктивный, исполнительский, преобразующий, творческий) и критерии (когнитивный, самооценка обучающихся) сформированности профессиональной компетентности студентов технического вуза, позволяющие выявить динамику, осуществить корректирование и развитие исследуемого процесса.

8. Определены педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза: реализация компетентностного и личностно-деятелъностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузесоздание образовательной среды, предусматривающей усиление профессиональной направленности общепрофессиональных и специальных дисциплин и внеаудиторной деятельности, диагностику профессиональных компетенций, поэтапность их формирования, педагогическую поддержку студентов в их профессиональном становленииобеспечение усиления практико-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе.

9. Подготовлены научно-практические рекомендации для преподавателей технического вуза, заключающиеся в формулировании основных целей дисциплины в виде комплекса профессиональных компетенций, определении логической структуры учебного материала для обеспечения их поэтапного формирования, использовании при разработке и внедрении учебно-методического комплекса дисциплины практико-ориентированных форм и методов аудиторной и внеаудиторной деятельности обучаемых, применении личностно-деятельностного и компетентностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, осуществлении педагогической поддержки профессионального становления будущих специалистов, проведении мониторинга и своевременной коррекции процесса формирования профессиональной компетентности студентов.

Таким образом, теоретический анализ проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы. Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшей разработки педагогических основ формирования профессиональной компетентности будущих инженеров и определения педагогических условий, способствующих развитию личностных и профессиональных траекторий становления молодых специалистов, построенных с учетом современных реалий производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Профессиональные качества преподавателя / В. Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — № 6. — С. 61−64.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / И. Г. Агапов, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
  4. А. Теория личности /А. Адлер //Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / под ред. Д. Я. Райгородского. 3-е изд., доп. — Самара: Изд. Дом1. БАХРАХ-М", 2002. 512 с.
  5. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд: пер. с англ. / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии.- 1995.-№ 1.-С. 111−131.
  6. Г. Ю. Структура личности: пер. с англ. / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Ювен-та- М.: «КСП+», 1999. — 238 с.
  7. Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. М.: Педагогика, 1979. — 322 с.
  8. Л.И. Личностно-ориентированное обучение и организация школьного образования (общие идеи) / Л. И. Аманбаева // Народное образование Якутии. 2000. — № 1 — С. 67−69.
  9. .Г. О проблеме современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  10. Л.Н. Формирование социальной активности студенческой молодежи в современных условиях: автореф. дис. канд. фил. наук / Л. Н. Антилогова. М., 1989. — 22 с.
  11. В.Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: дис. канд. пед. наук / В. Б. Анюткин. Казань, 1998. — 188 с. Ш
  12. JI.И. Исследования и разработка рациональных линий электропередач на деревянных опорах в условиях Крайнего Севера: автореф. дис. .канд. техн. наук / Л. И. Аргунов. Новосибирск, 1985. — 20 с.
  13. Л.И. Линии электропередачи в Якутии / Л. И. Аргунов. Якутск: Якут, изд-во, 1976. — 184 с.
  14. С.И. О моделировании и методах обработки данных педагогических экспериментов / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1974. — 176 с.
  15. Д.Е. Энергосбережение в АПК PC (Я): состояние, актуальные проблемы, направления развития / Д. Е. Афанасьев // Агропромышленная Россия. 2000. — № 2.- С. 61−64.
  16. Д.Е. Энергосбережение в сельском хозяйстве Якутии /Д.Е. Афанасьев. Якутск: Полиграфист, 1995. — 220 с.
  17. Дж. Протестируйте себя: пер. с англ. /Дж. Баррет. СПб.: Питер, 2003. — 254 с. — (Серия «Практическая психология»).
  18. Дж. Способности, личность, мотивация, карьера: пер. с англ. /Дж. Баррет. СПб.: Притер, 2003. — 254 е.- (Серия «Практическая психология).
  19. B.C. Педагогика / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во Уральск, гос. ун-та, 1994. — 335 с.
  20. В.А. Практика создания модели специалиста / В. А. Белогурова. -М.: Педагогика, 1989. 35 с.
  21. Л.А. Философский образ человека и модели воспитания: методические указания /Л.А. Беляева. Екатеринбург: Изд-во Уральск, гос. ун-т, 1994.-27 с.
  22. И.Г. Влияние интенсивного обучения на профессионально важные качества личности педагога: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Г. Беляева. — М., 2000. 22 с.
  23. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  25. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989.- 143 с.
  26. Берталанфи J1. фон. Общая теория систем — критический обзор. — «Исследования по общей теории систем» / JI. фон. Берталанфи М.: Наука, 1969. -120 с.
  27. И.Г. Становление и сущность системного подхода / И. Г. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  28. А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.-187 с.
  29. Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Ре-ан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  30. Н.М. Психологические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога: дис. канд. пед. наук / Н. М. Борисенко. Ставрополь, 1998. — 210 с.
  31. Е.М. Профессиональное самоопределение. Личностный аспект: дис.канд. пед. наук / Е. М. Борисова. -М, 1995. 193 с.
  32. В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. М.: Аргус, 1994.- 208 с.
  33. Л.П. Человек, деятельность и общение / Л. П. Буева.-М.: Мысль, 1978. 400 с.
  34. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: На материале подготовки педагога и психолога: дис. д-ра пед. наук / Ю. В. Варданян. М., 1999. — 386 с.
  35. Н. Кибернетика / Н. Винер. 2-е изд. — М.: Наука, 1968. — 468 с.
  36. А.А. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущего педагога: автореф. дис. д-ра псих, наук / А. А. Воротникова. М., 1998. — 27 с.
  37. JI.C. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский- М.: Педагогика, 1956. 322 с.
  38. Л.С. Психология подростка: проблемы возраста: собрание соч.: в 6 т./ Л.С. Выготский- под ред. A.M. Матюшина. М.: Педагогика, 1984. -Т 4. — С. 5−24.
  39. Л.С. Проблемы развития психики: собрание соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский- под ред. А. М. Матюшина. — М.: Педагогика, 1983. Т. 3. — 368 с.
  40. Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессий артиста балета: автореф. дис. канд. псих, наук /Н.Е. Высотская. Л., 1976. — 18 с.
  41. М.А. Эволюция понятия «воспитание» / М. А. Галагузова //Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — Вып. 1. — С. 46.
  42. П.А. Введение в психологию / П. А. Гальперин. — М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
  43. Г. В. Философия права / Г. В. Гегель. М.: Педагогика, 1990. — 239 с.
  44. Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации / Р. Х. Гильмеева // Методист. 2002. — № 5-С. 6−8.
  45. Г. В. Теоретико-методические аспекты использования концепции поэтапного формирования умственных действий в условиях образовательного процесса / Г. В. Гнездилов // Инновации в образовании. 2001. — № 4. -С. 93 -107.
  46. Н.Н. Педагогические особенности профессионального становления учащихся лицея: На примере профессии «Слесарь КИП и А»: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Н. Гордеева. Екатеринбург, 1997. — 19 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: направление подготовки дипломированного специалиста 650 900 Электроэнергетика / М-во образования Рос. Федерации. М., 2000.
  48. А.А. К вопросу о личностно-ориентированном обучении будущего учителя / А. А. Григорьева // Народное образование Якутии. — 1999. -№ 4.-С. 40−43.
  49. И.Р. Социальная компетентность / И. Р. Гумеров. СПб.: Детский кризисный фонд Гумерова, 1999. — 432 с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. М: ИНТОР, 1996.-541 с.
  51. Д.А. Индивидуальная подготовка студентов к профессионально-педагогической деятельности: науч.-метод. пособие / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАО, 2001. — 48 с.
  52. У. Познаваемый элемент личности / У. Джеймс // Психология личности: хрестоматия. Т. 1. / под ред. Д. Я. Райгородского. Изд. 3-е, доп. -Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М». 2002. — 512 с.
  53. У. Психология / У. Джеймс. М.: Дайджест, 1991. — 98 с.
  54. М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. М.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с. — (Библиотека практической психологии).
  55. Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю / Н. Ф. Ефремова // Мониторинг образовательного процесса. 2001. — № З.-С. 55−60.
  56. В.Н. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств «компетентного работника» в современной педагогике США: автореф. дис. канд. пед. наук/ В. Н. Жирова. -М., 1992. 17 с.
  57. Г. Е. Формирование основ профессионального общения студентов национального педагогического вуза: дис. канд. пед. наук / Г. Е. Жондорова. Якутск, 1995. — 159 с.
  58. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  59. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалиста в особых условиях: автореф. дис. д-ра псих, наук/В.Г. Зазыкин—М., 1994. -38 с.
  60. JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения / JI.B. Занков. М.: Просвещение, 1963. — 112 с.
  61. В.П. Дифференциально-психологическое исследование интеллектуальных и активационных характеристик у инженеров: автореф. дис. канд. псих, наук / В. П. Захаров. JL, 1979. — 19 с.
  62. И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  63. А. Гибель «Империи зла» (очерк российской трагедии) / А. Зиновьев // Социологические исследования. 1995. — № 4. — С. 74−81.
  64. Ф.А. Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженерно-педагогических специальностей: дис. канд. пед. наук / Ф. А. Зуева. Челябинск, 1998. — 168 с.
  65. А.В. Развитие личности в процессе математического образования / А. В. Иванова // Народное образование Якутии. 1997. — № 2. — С. 44−48.
  66. В.П. Теория и практика формирования и развития региональной системы непрерывного профессионального образования / В. П. Игнатьев / под ред. М. Я. Виленского. М.: Academia: 2003. — 392 с.
  67. Р.П. Система лабораторных работ как средство усиления математической и профессиональной подготовки студентов технических специальностей вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Р. П. Исаева. — Саранск, 1994. -17 с.
  68. Э.Н. Социальные проблемы формирования инженера / Э. Н. Камышев, И. Ф. Лившиц. Томск: ТГУ, 1981. — 123 с.
  69. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  70. П.П. Об открытии кафедры электроснабжения в ЯГУ/ П. П. Капитонов // Якутия. 1998. — № 38. — С. 6.
  71. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. (Избр. педагог, соч.) / П. Ф. Каптерев. М.: Просвещение, 1982. — 132 с.
  72. А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: дис. канд. псих, наук / А. Н. Капустина. Л., 1985. -222 с.
  73. Д.С. Автоматизированная система мониторинга эффективности усвоения знаний и качества тестовых заданий / Д. С. Карпенко, О. М. Карпенко, Е. Н. Шлихунова // Инновации в образовании. 2001. — № 2. — С. 69−85.
  74. В.Г. Педагогические основы профессионального самосознания учащихся: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. Г. Каташев. Казань, 1997−37с.
  75. Л.П. Проблемы и пути повышения профессиональной компетентности педагога в новых социально-экономических условиях: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Кибардина. М., 2000. — 18 с.
  76. Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов / Е. А. Климов. -М.: Культура и спорт- Юнити, 1998. 350 с.
  77. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. А. Климов. М: Знание, 1986. — 78 с.
  78. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования // Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001.-С. 17−21.
  79. Комплексные социальные исследования / под ред. А. С. Пашкова. Д.: ЛГУ, 1976.-231 с.
  80. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6.
  81. В.В. Проблемы построения теории содержания образования и процесса обучения / В. В. Краевский // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1988. Вып. 5.-136 с.
  82. Г. Ю. Значение ситуации успеха в учебной деятельности / Г. Ю. Ксензова // Гуманитарное образование в современном вузе: сб. статей памяти Т. П. Долговой. Тверь, 2000. — С.80−84.
  83. В.В. Теоретико-методологические проблемы личностного роста студентов / В. В. Кузовкин // Инновации в образовании. 2001. — № 1. -С.103−123.
  84. Н.В. Основы вузовской педагогики / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1972.-156 с.
  85. Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина.-Л: ЛГУ, 1961.-98 с.
  86. В.Г. Развитие профессиональных качеств инженера-педагога у студентов технического вуза: дис. канд. пед. наук / В. Г. Кунтыш. Л., 1989. -185 с.
  87. А.Б. Эффективность и качество инженерной подготовки как социальная проблема: автореф. дис. д-ра фил. наук / А. Б. Курлов. Уфа, 1994.-36 с.
  88. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Ю. А. Кустов. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1982. — 274с.
  89. К.М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. 168 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  91. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.1 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1993. — 392 с.
  92. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер. М.: Наука, 1969. — 62 с.
  93. И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1980.-85 с.
  94. А.В. Социально-психологическое исследование образа жизни студента: автореф. дис. канд. псих. наук. /А.В. Лисовский. Л., 1980. -18 с.
  95. .Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.- 175 с.
  96. А.С. Методика организации воспитательной работы: соч. в 7 т. / А. С. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — Т. 5. — С. 58.
  97. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Макарова // Педагогика. 1995. — № 6. — С.54.
  98. И.С. Организатор и организаторская деятельность / И.С. Мангу-тов, Л. И. Уманский. Л.: ЛГУ, 1975. — 312 с.
  99. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис. д-ра псих. наук. / В. Л. Марищук. Л., 1982. — 220 с.
  100. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Знание, 1993.-98 с.
  101. А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т.А. Ма-тис, А. Б. Орлов. М.: Знание, 1990. — 112 с.
  102. А. Мотивация и личность /А. Маслоу // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / под ред. Д. Я. Райгородского. Изд. 3-е, доп. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. — Т. 1. — 512 с.
  103. Е.М. Философия человеческого опыта / Е. М. Махаров. М.: Мысль, 1999. — 79 с.
  104. Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. М.: Знание, 1994.-38 с.
  105. Е.А. Интервальная шкала оценок потенциальных возможностей учащихся / Е. А. Михалычев, В. Ф. Кравченко, С. А. Сафонцев // Мониторинг образовательного процесса. — 2001. № 3. — С. 51—54.
  106. А.В. Эндопедагогические основы регионализации системы непрерывного педагогического образования в Республике Саха (Якутия): учеб. пособие / А. В. Мордовская, В. П. Игнатьев. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. -111с.
  107. Т.В. Диагностика успешности учителя: сб. метод, материалов для директоров и заместителей директоров учеб. заведений, руководителям школ. Изд. 2-е испр. и доп. / Т. В. Морозова. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 — 160 с.
  108. С.Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук / С. Е. Моторная. Томск, 1997. — 180 с.
  109. А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие. 4.1 / А. В. Мудрик. Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1994. — 171 с.
  110. А.В. Интеграция технического и психологического образования в вузе как фактор гуманизации подготовки специалистов технико-технологического направления: дис. д-ра пед. наук / А. В. Непомнящий. — Таганрог, 1996.-387 с.
  111. ИРО МО РС (Я), 2000. С. 19−20.
  112. С.В. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.В. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1990. — 917 с.
  113. М.М. К научным основам совершенствования экономической подготовки студентов сельскохозяйственного вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / М. М. Олесова. Якутск, 2001. — 18 с.
  114. Г. В. Современные российские реформы: опыт социологической экспертизы / Г. В. Осипов, Э. М. Андреев // Социально-политический журнал. -1995. -№ 1.-С. 3−16.
  115. П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности / П. Н. Осипов. Казань: ИССО РАО, 1996.- 100 с.
  116. Основы философии: учеб. пособие для вузов / рук. Автор, кол. и отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1997. — 320 с.
  117. П.И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М.: Педагогика, 1999. — 514 с.
  118. Г. В. Психология управления коллективом: учеб. пособие / Г. В. Пинигина. Кемерово: Изд-во Кузбасского ГТУ, 1997. — 125 с.
  119. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-56 с.
  120. Г. Н. Дифференцированный подход к формированию ценностных представлений студентов технической специальности: дис. канд. пед наук / Г. Н. Погорелова. Брянск, 2001. — 199 с.
  121. М.С. Опыт реализации программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников военных учебных заведений на этапе профессионального самоопределения / М. С. Полянский // Инновации в образовании. 2001. -№ 4. — С. 123−127.
  122. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990.567 с.
  123. О.Н. Особенности самоорганизации якутских студентов в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук/ О. Н. Птицына. Якутск, 1995. — 152 с.
  124. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: «Когнито-Центр», 2002. — 396 с.
  125. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: «Когнито-Центр», 1999. — 144 с.
  126. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. /Дж. Равен. — Изд. 2-е, испр.- М.: «Когнито-Центр», 2001.142 с.
  127. Д.Я. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / Д.Я. Райго-родская. Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2002. — 544 с.
  128. Н.А. Модель профессиональной компетентности учителя с соответствии со стандартами образования / Н. А. Разина // Завуч. 2001. — № 4. — С. 113−126.
  129. А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие / А. А. Реан. СПб.: Питер, 1999.-333 с.
  130. А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Росту-нов. Минск: Высш. шк., 1984. — 176 с.
  131. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 485 с.
  132. В.О. Социология переходного периода / В. О. Рукавишников // Социологические исследования. 1994. — № 6. — С. 25−32.
  133. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 20−23.
  134. Т.Т. Информационные технологии в сфере образования / Т.Т. Сав-винов, Д. А. Данилов, Е. А. Барахсанова. М.: Academia, 2002. — 250 с.
  135. В.В. Формирование профессионально-педагогической компетентности учителя в системе непрерывного образования (На примере Республики Саха (Якутия)): автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Семенова. Якутск, 1993.- 18 с.
  136. Г. Е. Педагогические условия развития творческих способностей студентов будущих учителей на основе личностно-ориентированного подхода (На примере матанализа): дис. канд. пед. наук / Г. Е. Семенова. -Якутск, 2003. — 140 с.
  137. В.Г. Моделирование как средство развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук / В. Г. Сердюк. М.: Ин-т общего образования, 1993. — 18 с.
  138. И.И. Анализ модели специалиста / И. И. Сигов // Новые методы и средства обучения: практика создания модели специалиста в различных вузах. -М.: Политех, музей. НИИ проблем высш. шк. — 1986. № 4 (8). — С. 68.
  139. П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Педагогика, 1981.-237 с.
  140. М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  141. В.А. Методологическая культура учителя / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. 1990. -№ 7. — С. 53−58.
  142. К.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / К. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Лищенко и др. М.: Школа -Пресс, 1998.-512 с.
  143. Словарь иностранных слов. — 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. 624 с.
  144. Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Е. Э. Смирнова. Л.: ЛГУ, 1984. — 177 с.
  145. И.Ю. Психологические основы технологий подготовки специалистов в техническом вузе: автореф. дис. канд пед. наук / И. Ю. Соколова. — СПб., 1997.-195 с.
  146. А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2000. -816 с.
  147. Студент на пороге XXI века: монография / отв. ред. Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во УДН, 1990. — 152 с.
  148. В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / В.А. Сухо-млинский. М.: Педагогика, 1979. — 386 с.
  149. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  150. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хохловский. Саратов: Сатаров, гос. ун-т, 1987. — 102 с.
  151. .М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1961. — 535 с.
  152. В.И. О главной цели образования / В. И. Токарев // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40−45.
  153. А.В. Требования к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования на период до 2010 года / А. В. Усова // Педагогическое образование и наука. 2000. — № 2. — С. 4−7.
  154. К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  155. JI.В. Социально-психологические особенности личности инженера (применение психодиагностических методов для аттестации кадров): дис. канд. псих, наук / Л. В. Фаустова. Л., 1980. — 223 с.
  156. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
  157. .И. Нравственное воспитание в системе подготовки технических специалистов средней квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук / Б. И. Фомин. М., 1998. — 19 с.
  158. Э. Личность в современной культуре / Э. Фромм // Психология личности: хрестоматия. Т. 1. / под ред. Д. Я. Райгородского. Изд. 3-е, доп. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. 512 с.
  159. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С. 28−35.
  160. Н.Г. Организационно-педагогические условия функционирования профессионально-технического училища нового типа (многоуровневое образование): дис. канд. пед. наук / Н. Г. Худолий. — Якутск, 1998. 170 с.
  161. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  162. В.А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженеров: автореф. дис. канд. псих, наук /В.А. Чикер. -Л., 1981.-20 с.
  163. Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров / Э. С. Чугунов. Л.: ЛГУ, 1986. — 160 с.
  164. Р.Х. Новая психологическая концепция деятельности: системно-динамический метод / Р. Х. Шакуров // Профессиональное образование. — Казань, 1995.-№ 1.-С. 33.
  165. В.М. Ортобионика: слагаемые оптимизма / В. М. Шепелев. М.: Харвест Ас, 1996. — 168 с.
  166. JI.П. Воспитание профессионально важных качеств личности у учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе обучения спецтехнологии: дис. канд. пед. наук / Л. П. Широкова. Пенза, 1996.-207 с.
  167. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. № 2. — С. 30−34.
  168. Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  169. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектирова-# нии: На материале становления инновационных школ в Пермской области /
  170. B.Р. Шманаев. Пермь: Пермский гос. ун-т., 1992. — 78 с.
  171. Л.В. Цель проектирования технологическая компетентность педагога / Л. В. Шмелькова // Школьные технологии. — 2002. — № 4.1. C. 36—49.
  172. .Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С. Выгодского) / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. -167 с.
  173. У.Р. Общая теория систем как новая дисциплина. — «Исследования по <�щ общей теории систем» / У. Р. Эшби. М.: Изд-во иностр. лит., 1969. — 432 с.
  174. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  175. Юнг К. О становлении личности / К. Юнг // Психология личности: хрестоматия. Т. 1 / под ред. Д. Я. Райгородского. Изд. 3-е, доп. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. — 512 с.
  176. В.А. Социально-психологический портрет личности инженера / В. А. Ядов. М.: Мысль, 1977. — 231 с.
  177. В.А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. -СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994. 216 с.
  178. К. Духовная ситуация времени. Человек и его ценности: хрестоматия по философии: учебное пособие / под ред. и сост. А. А. Радугина. М.: Центр, 1998.-432 с.
Заполнить форму текущей работой