Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка механизма оценки компетенций в системе управления образованием для повышения качества образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В наших условиях базовые компетенции приобретаются в результате всеобщего обязательного школьного образования. Сегодня государство предъявляет минимальные требования к базовым компетенциям, оценивая качество подготовки на основе ЕГЭ (единого государственного экзамена) по двум предметам — русскому языку и математике — и при этом на работу все чаще приходят люди не умеющие писать на родном языке… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Научно-технический прогресс и смена парадигм взаимосвязи обучения и хозяйственной деятельности
    • 1. 2. Динамика перехода к управлению на основе компетенций в отечественной и зарубежной практике
      • 1. 2. 1. Структура компетенций и рынок образовательных услуг
      • 1. 2. 2. Необходимость совершенствования системы управления компетенциями
    • 1. 3. Современное состояние рынка образовательных услуг
  • ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КАК ОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ — ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
    • 2. 1. Классическая политэкономия, кейнсианство и рынок образовательных услуг
    • 2. 2. Экономика образования в контексте австрийской экономической школы
    • 2. 3. Экономика образования и институционализм
    • 2. 4. Образование как «человеческий капитал»
    • 2. 5. Образовательные услуги в теории асимметричной информации
    • 2. 6. Концепция экономики знаний Джоэля Мокира
  • ГЛАВА III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Современные участники рынка образовательных услуг и требования бизнеса к уровню образования
    • 3. 2. Тенденции и подходы к оценке деятельности сферы образовательных услуг
    • 3. 3. Механизм управления оценкой квалификации и компетенций на современных предприятиях
      • 3. 3. 1. Динамика перехода от оценки квалификации к оценке компетенций
      • 3. 3. 2. Разработка внутрифирменных механизмов оценки компетенций
      • 3. 3. 3. Организация системы оплаты труда в системе управления компетенциями
  • ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОЦЕНКИ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ)
    • 4. 1. Социально-экономическая оценка системы образования Новосибирской области
    • 4. 2. Статистические методы оценки качества образовательных услуг по результатам ЕГЭ)
      • 4. 2. 1. Кластерный анализ результатов оценки качества подготовки по отдельным показателям
      • 4. 2. 2. Сопоставление результатов оценки компетенций по двум переменным
    • 4. 3. Оценка качества подготовки на основе кластерного анализа социально-экономических показателей
  • ГЛАВА V. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 5. 1. Зависимость качества подготовки от социально-экономических факторов
    • 5. 2. Динамика оценки качества подготовки по отдельным параметрам за 2004−2005 гг
    • 5. 3. Оценка динамики качества подготовки с помощью кластерного анализа

Разработка механизма оценки компетенций в системе управления образованием для повышения качества образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный мир, включая и Россию, уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. В условиях глобализации и активной интеграции России в мировую экономику образование рассматривается как основной инструмент общественной модернизации. Именно с реформированием сферы образования связывают позитивные изменения, влияющие на объем и качество человеческого капитала.

Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года» от 28 июля 2004 года, именно развитие человеческого капитала является наиболее приоритетной задачей экономического развития России. Одним из направлений решения данной задачи является реформирование системы образования. Однако состояние государственной системы образования показывает, что планируемые преобразования происходят недостаточно быстро, эффективно и качественно. Причины этого положения исследователи видят либо в самой системе образования («консерватизм системы»), либо за ее пределами («недостаточность ресурсной базы»).

С позиций управления эти причины множественны: с одной стороны, нет целостной концепции подхода к государственной системе образования с экономических позиций как сфере образовательных услуг — до сих пор дискуссионными являются вопросы финансирования образовательных услуг, механизма оценки их качества, распределения ответственности между заказчиками и потребителями образовательных услуг. С другой стороны, существует и реально действует на рыночной основе целая индустрия образовательных услуг, очень слабо связанная с государственной системой образования и конкурирующая в некоторых аспектах с государственной системой образования по не вполне понятным правилам. Сложившаяся ситуация порождает институциональные конфликты:

— между образованием и бизнесом: состояние государственной системы образования не позволяет предприятиям рассчитывать на качественную подготовку необходимого количества персоналазакрытие подготовки по многим специальностям (к 1999 г. список профессий, по которым проходила подготовка в ПТУ, сократился с 1400 в 80-е годы до 282 наименований) снижает возможности подготовки кадров в образовательных структурах;

— между образованием и семьей — коммерциализация образования перекладывает бремя расходов на обучение с государства на семью;

— между образованием и наукой — снижения качества образования не позволяет компенсировать отток за рубеж научных кадров, что естественным образом ведет к сворачиванию целых областей научных исследований.

Решение этих и целого ряда других конфликтных ситуаций требует переосмысления как самой парадигматики современного образования, так и концептуальных оснований управления государственной системой образования с экономических позиций — как одного из участников рынка образовательных услуг.

При пересмотре общей парадигмы обучения исходить, скорее всего, следует из процессов глобализации мировой экономики и расширения деятельности транснациональных корпораций на территории России. Эти два обстоятельства заставляют отечественную образовательную систему переходить от передачи знаний к подготовке компетентного персонала для работы в условиях международного рынка труда, или к подготовке мультикультурной рабочей силы, способной работать в транснациональных компаниях, т. е. «знаниевая» парадигма в обучении должна смениться «компетенциообусловленной».

С позиций управления государственной системой образования необходимо сегментировать рынок образовательных услуг, исходя из оценки рынка востребуемых компетенций, и поделить сферы ответственности между государственной системой и коммерческим образованием как с позиций финансирования услуг, так и с позиций оценки качества предоставляемых услуг. На эмпирическом уровне необходимо отработать механизмы разделения функций между предоставлением услуги и оценкой ее качества.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностью в совершенствовании всего механизма управления сферой образовательных услуг — начиная от разработки концепции, способной стать основой реформирования системы и заканчивая эмпирическими исследованиями в области разделения функций между предоставлением услуг и оценкой их качества и влияния трансформации системы на управление социально-экономическими процессами в современном обществе.

Степень изученности и разработанности проблемы. Исследованию функционирования системы образовательных услуг на основе экономических законов посвящены работы многих известных зарубежных ученых и специалистов. К их числу можно отнести Дж. Акерлофа, Г. Беккера, Б. Вейсбора, А. Крюгера, С. Кузнеца, М. Линдала, Дж. Минцера, Дж. Мо-кира, А. Мэдисона, М. Спенса, М. Фридмана, X. Хейнс, Т. Шульца и других. Среди отечественных исследователей можно выделить работы Л. И. Абалкина, М. Л. Аграновича, С. Н. Бобылева, И. В. Бушмарина, Л.С. Дегтя-ря, С. А. Дятлова, ЮЛ. Егорова, В. И. Загвязинского, Р. И. Капелюшникова, А. В. Корицкого., Д. С. Львова, П. И. Мунина, Т. О. Разумова, С. Ю. Рощина и др., в которых представлены те или иные стороны формирования и развития экономики образования.

Современный этап изучения данной проблемы характеризуется рассмотрением особенностей становления рыночных отношений в сфере образования. К числу таких исследований относятся работы А. Б. Вифлеемского, Я. И. Кузьминова, Е. Ф. Сабурова, В. Н. Турченко, В. П. Щетинина и др. Дискуссии о сущности экономических отношений в сфере образования продолжаются.

Проблема управления компетенциями наиболее полно разработана в трудах таких зарубежных ученых, как Ж-М Перетти, С. Белье, Г. Jle Бо-терв, П. Зарифьян, С. Р. Робине, К. Арджирис, Д. Бургойн, Э. Венгер, Д. Гарвин, Л. Джуэлл, Э. Парслоу, М. Педлер, М. Рэй, П. Сенге, С. Спенсер, С. Стаут, Л. Страдвик, П. Форсиф, У. Хортон и др. В них анализируется понятийный аппарат, рассматриваются принципы и отдельные механизмы компетенциообусловленного подхода к управлению. В отечественной литературе непосредственно проблеме компетенций посвящены в основном публикации в периодических изданиях прикладного значения. Причем подобные публикации затрагивают только один из аспектов применения компетенциообусловленного подхода к управлению на предприятии. К подобным работам относятся статьи О. Алехиной, М. Гордеева, Т. Н. Лобановой, Г. Сартан и других, а также учебные издания А. П. Егоршина, С. А. Шапиро, Е. Моргунова, В. А. Дятлова, В. Магуна и других.

Следует отметить, что оценка компетенций работников до сих пор напрямую не связывалась с деятельностью государственной системы образования или оценками качества работы сферы образовательных услуг.

В целом по итогам анализа источников информации и результатов предыдущих исследований был сделан вывод о недостаточной разработанности современной теоретической базы по рассматриваемой теме, а также прикладных ее аспектов, касающихся анализа конкретных данных о результатах массовой оценки компетенций. При этом результаты работы сферы образовательных услуг рассматриваются как индикаторы направленности экономических процессов в регионе.

Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы диссертационной работы определили объект и предмет исследования, обусловили выбор темы, цели и задач.

Объектом исследования является сфера образовательных услуг, формирующаяся и развивающаяся в современных российских социо-экономических условиях.

Предмет исследования составляют методологические, теоретические и прикладные аспекты управления сферой образования и повышения качества образовательных услуг в условиях смены парадигмы обучения и трансформаций социально-экономической системы.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках п. 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» и п. 15.110 «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг» паспорта номенклатуры специальностей научных работников — 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг).

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка и эмпирическая проверка концепции трансформации сферы образовательных услуг на основе перехода к разделению функций между государственной системой образования и системой образовательных услуг, действующих на коммерческой основе в условиях фиксации и расширения тех позитивных изменений в сфере образования и в других социально-экономических институтах, которые уже произошли и способствовали увеличению объема и качества человеческого капитала.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— обобщение и систематизация теоретико-методологических положений относительно деятельности сферы образовательных услуг, содержащихся в изменяющихся требованиях к квалификации и компетенциям человеческого капитала;

— обоснование целесообразности и необходимости рассмотрения управления сферой образовательных услуг как экономической категории в контексте основных экономических теорий и научных школ — классической, кейнсианской, институциональной, теории человеческого капитала, теории «сигналов рынка» и концепции «экономики знаний»;

— изучение специфики функционирования рынка образовательных услуг с позиций управления разделением функций между государственной системой образования и системой образования, действующей на коммерческой основе;

— разработка концепции оценки деятельности сферы образовательных услуг на основе удовлетворения требований заказчика услуг к компетенциям человеческого капитала;

— проведение сегментации рынка образовательных услуг в зависимости от предоставляемых компетенций;

— совершенствование процессов управления государственной системой образования на основе разделения функций обучения и проверки знаний;

— обоснование методологии подхода к оценке компетенций как источнику информации о протекающих в данный период экономических процессах и их последствиях, включая воздействие на качество человеческого капитала;

— апробация разработанных методов оценки компетенций в процессе управления государственной системой образования на региональном уровне;

— практическое использование результатов оценки компетенций для мониторинга состояния образовательной среды и экономической ситуации в отдельных районах и городах, а также роли внешних факторов, определяющих эти результаты.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, общеметодологические принципы познания социально-экономических явлений, прежде всего, сравнительно-исторический подход, принцип системности, диагностики и прогнозирования социально-экономических процессов. Общетеоретический фундамент диссертационного исследования основывается на принципах управления сложными социотехническими системами на основе разделения функций предоставления услуги и контроля за её качеством, государственного и коммерческого подхода к реализации функций управления.

В работе активно используются современные методы математической статистики: кластерный, факторный, корреляционный и регрессионный анализ, предложено применение методов статистического контроля качества образовательных услуг в практику мониторинга базовых компетенций.

Информационную базу исследования составляют: законодательные и нормативные акты Российской Федерацииработы зарубежных и отечественных ученых по проблеме исследованиястатистические данные Государственного комитета РФ по статистике, Новосибирского областного управления статистикиспециализированных международных и российских исследовательских проектовданные Новосибирского областного центра мониторинга образования.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методологических и прикладных основ управления сферой образовательных услуг с точки зрения интеграции институциональных взаимосвязей на рынке образовательных услуг для решения системных социально-экономических проблем.

Это нашло свое отражение в том, что в диссертации:

— обосновано положение о том, что система образования является важнейшей составляющей народнохозяйственного комплекса, обеспечивающей качество человеческого капитала на ближайшую и отдаленную перспективу развития отечественной экономики;

— обосновано, что динамика социально-экономического развития в связи с переходом от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу меняет характер требований к работнику и выражается в переходе от оценки квалификации к оценке компетенций в системе управления и переходе от передачи знаний к развитию компетенций в системе образовательных услуг;

— разработана типология компетенций, позволяющая совершенствовать систему управления сферой образовательных услуг на основе разделения функций управления предоставлением образовательной услуги и оценкой качества услуги между государством и бизнес-сообществом;

— выявлено, что одним из основных механизмов модернизации сферы образовательных услуг, оказывающем значительное влияние на качество человеческого капитала, является институциональное обособление оценки компетенций;

— рассмотрена трансформация оценки компетенций в нормативно-регулирующий и интегрирующий институт на рынке образовательных услуг, позволяющий консолидировать усилия разных участников этого рынка;

— оценка компетенций вводится в научный оборот как экономическое явление, в той или иной степени представленное практически во всех экономических доктринах;

— развиваются положения концепции «сигналов рынка» в направлении практического исследования системы управления экономикой образования и мониторинга образовательной среды;

— результаты оценки компетенций трактуются не только как «сигналы», отраженные в документально подтвержденных сведениях об образовании, но и как «сигналы» о социально-экономической ситуации на уровне местного и регионального управления;

— сформированы методологические основания дальнейших исследований влияния различных социально-экономических факторов на целевую ориентацию и эффективность деятельности по оценке компетенций;

— установлено, что оценка компетенций уже оформляется в самостоятельную сферу социально-экономической деятельности, обладающую институциональной структурой, системой ценностей и стоимостными регуляторами отношений внутри и вне системы;

— разделение оценки компетенций и процесса предоставления образовательных услуг рассматривается как объективный процесс, который идет практически во всех странах мира и нуждается в самостоятельном исследовании с точки зрения системы управления экономикой образования и аналитики рынка образовательных услуг;

— выявлена тенденция обособления финансовых потоков на обучение и оценку компетенций как по текущим затратам, так и по инвестициям в бюджетной и коммерческой сферах, что связано с институциональным оформлением оценки компетенций и влиянием этого процесса на управление на государственном, региональном и организационном уровнях;

— показаны позитивные возможности применения статистических методов обработки информации к анализу результатов оценки компетенций;

— установлено, что результаты оценки компетенций являются дополнительным информационным ресурсом, свидетельствующим не только о качестве обучения, но и о процессах и явлениях, происходящих в российской экономике на общенациональном, региональном и местном уровнях, что может быть использовано при решении задач управления народнохозяйственным комплексом.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется теми возможностями, которые даёт использование подхода к управлению сферой образовательных услуг на основе оценки компетенций.

На уровне управления народнохозяйственным комплексом страны предложенный концептуальный подход дает возможность совершенствовать систему образовательных услуг на основе адекватного разделения функций между государственными и коммерческими образовательными структурами, что сделает более прозрачными механизмы финансирования образования, оценки качества подготовки в системе образовательных услуг и даст возможность целенаправленной ориентации образовательных программ для каждого из выделенных уровней компетенций.

На уровне управления сферой образовательных услуг положения диссертационной работы могут быть использованы в процессе совершенствования взаимоотношений всех участников рынка услуг вплоть до практических мер по обособлению всех функций по контролю качества оказываемых услуг от учреждений, оказывающих такие услуги.

На уровне управления предприятиями и организациями проведенная систематизация современных представлений о компетенциях персонала может быть использована для совершенствования подготовки HR-специалистов, менеджеров, и руководителей учебных центров. Полученные в диссертационной работе результаты и предложенные рекомендации могут быть использованы в ходе выработки определенных управленческих стратегий в области регулирования социально-трудовых отношений в организациях.

Содержащиеся в работе концептуальные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении иных мероприятий по совершенствованию управления сферой образовательных услуг, а также в учебном процессе при подготовке специалистов по управлению социальной сферой.

Публикации и апробация результатов исследования. Диссертация является результатом многолетних исследований автора, основанных.

14 на комплексном подходе к решению проблемы оценки компетенций как организационно-экономического механизма управления в сфере образовательных услуг.

Основные положения диссертационной работы докладывались в 1992;2006 г. г. на международных и российских научно-практических конференциях в городах Москве, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, экспонировались на Сибирской ярмарке «Учсиб — 2003» (Малая Золотая медаль) и «Учсиб — 2005» (Большая Золотая медаль).

Результаты настоящего исследования нашли свое отражение в концепции инновационного развития образования Новосибирской области и комплексной целевой программе развития образования Новосибирской области на 2008;2012 гг., в деятельности Новосибирской торгово-промышленной палаты, ассоциации педагогических вузов Западной Сибири, центра мониторинга образования Новосибирской области.

По результатам исследования опубликовано более 70 научных, учебно-методических работ и статей общим объемом более 130 п. л., в том числе 77 п.л. авторскихсреди них три монографии, 5 статей в журналах, реферируемых ВАК, 9 учебных и учебно-методических пособий.

Структура и объем диссертации

определяются поставленной целью и вытекающими из нее задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав основного текста, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях глобализации и активной интеграции России в мировую экономику при постоянно расширяющейся сфере деятельности транснациональных корпораций на территории России наличие компетентного персонала, способного на равных конкурировать на международных рынка труда, может стать важным конкурентным преимуществом отечественной экономики.

Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года» от 28 июля 2004 года, именно развитие человеческого капитала является наиболее приоритетной задачей экономического развития России. Эта задача, как неоднократно подчеркивается в диссертации, не решается исключительно в деятельности системы образования. Хотя состояние государственной системы образования показывает: причины того, что планируемые преобразования происходят недостаточно быстро, эффективно и качественно, коренятся и в самой системе образования («консерватизм системы»).

С позиций управления эти причины множественны: с одной стороны, нет целостной концепции подхода к государственной системе образования с экономических позиций как сфере образовательных услуг — до сих пор дискуссионными являются вопросы финансирования образовательных услуг, механизмов оценки их качества, распределения ответственности между заказчиками и потребителями образовательных услуг. С другой стороны, существует и реально действует на рыночной основе целая индустрия образовательных услуг, очень слабо связанная с государственной системой образования и конкурирующая в некоторых аспектах с государственной системой образования по не вполне понятным правилам. Одной из причин сложившейся ситуации следует считать отсутствие какой-либо внятной концепции управления деятельностью сферы образовательных услуг в условиях трансформирующейся в сторону рынка экономики.

Как убедительно показано в работе, современная система образования, традиционно ориентированная на передачу знаний (информации) в предметной области, всегда будет отставать от требований бизнеса, находящегося на острие научно-технического и технологического прогресса. Известный факт: в компании «Проктер энд Гембл» работает больше ученых, чем в Гарвардском, Иельском и Бостонском университетах, вместе взятых.

В связи с вышеизложенным в диссертации предложена целостная концепция смены парадигмы обучения и перехода от передачи знаний к подготовке человеческого капитала общества, обладающего нужными для развития отечественной экономики компетенциями. Как неоднократно подчеркивается в диссертации, современному бизнесу нужны не знания учебных предметов, составленные и оцениваемые учеными и чиновниками по произвольным правилам и исходящие из педагогических соображений «развития личности», а персонал, обладающий необходимыми компетенциями, способный решать проблемы организаций с минимальными затратами сил и средств на дополнительную подготовку.

Предложенная в диссертации концепция позволяет сегментировать рынок образовательных услуг по основному критерию оценки его работы — способности обеспечивать народнохозяйственный комплекс страны компетентными кадрами. С этих позиций нами выделены базовые компетенции — это тот уровень образования и культуры, которым должны обладать все члены данного общества на определенном уровне его развития. Он давно признается одним из важнейших факторов роста эффективности труда и народного богатства. В настоящее время в странах Евросоюза концепция среднего образования, основанная на формировании базовых компетенций, включает способность к общению на родном языке, способность к общению на иностранном языке, знание определенного набора арифметических и математических операций, основных принципов естественных наук и технологий, умение обрабатывать информацию с помощью мультимедиа технологий, предпринимательство (способность к созданию нового и поддержанию чужих инициатив, ориентация на успех в деятельности), навык межличностных взаимодействий и гражданственность, способность к обучению.

В наших условиях базовые компетенции приобретаются в результате всеобщего обязательного школьного образования. Сегодня государство предъявляет минимальные требования к базовым компетенциям, оценивая качество подготовки на основе ЕГЭ (единого государственного экзамена) по двум предметам — русскому языку и математике — и при этом на работу все чаще приходят люди не умеющие писать на родном языке и не способные понять должностную инструкцию. На наш взгляд, ответственность за уровень этих компетенций всецело лежит на государственной системе образования. В то же время ответственность за качество типовых компетенций, получаемых человеком в результате профессионального образования, должна быть разделена между государством и бизнесом-сообществом, поскольку последнее само в состоянии формулировать необходимые требования к подготовке, контролировать уровень качества образовательных услуг и в значительной степени финансировать подготовку в области необходимых ему компетенций. Наконец, специальные компетенции — компетенции в различных видах деятельности, получаемые в результате переподготовки, углубления специализации, перехода на новые области деятельности как вследствие развития организации и перехода на новые виды продукции и услуг, так и по причинам личного профессионального развития, должны оплачиваться либо организациями, которые хотят повысить компетенции персонала в какой-либо новой для себя области деятельности, либо непосредственно получателями услуги, выстраивающими свою профессиональную карьеру и повышающими таким образом свою ценность на рынке труда. Исключение могут составить такие области, как медицина, образование и армия. Особо следует отметить подробно затронутую в диссертации область оценки организационных компетенций. Такие компетенции необходимы организации для освоения какой-либо рыночной ниши. Они в значительной степени определяют качество продукции и услуг, которые может предложить организация. Анализ требований рынка при планировании деятельности фирмы на уровне человеческого капитала быстро переводится именно в логику компетенций, необходимых для получения такого результата. Методы оценки таких компетенций в настоящее время быстро развиваются и составляют специальное направление в системе образовательных услуг. Естественно, как это убедительно показано в диссертации, переход организации от оценки квалификации к оценке компетенций в корне меняет всю систему управления организацией.

Анализ профессиональной подготовки свидетельствует о кризисе государственной системы профессионального образования, что не позволяет предприятиям надеяться на качественную подготовку необходимого количества персонала за счет государства. С другой стороны, коммерциализация образования перекладывает бремя расходов на профессиональное обучение с государства на обучающихся или на предприятия, заинтересованные в притоке компетентных работников. Однако стоимость образовательных услуг в негосударственных учебных заведениях не позволяет предприятиям получать эти услуги в полном объеме. Кроме того, специализация бизнеса в условиях глобализации экономики требует развития у работников специфических для каждого конкретного предприятия компетенций, что практически невозможно в рамках государственной системы образования.

Поставив в диссертации основные концептуальные проблемы исследования, мы с необходимостью перешли к их рассмотрению в рамках имеющихся на сегодняшний день в экономической теории подходов к деятельности сферы образовательных услуг.

В работе рассмотрены различные концептуальные точки зрения на предмет исследования в контексте основных экономических теорий и научных школ — классической, кейнсианской, институциональной, теории сигналов рынка" и концепции «экономики знаний». Из всех проблем, связывающих общие экономические теории и экономику образования, выделяются те теоретические положения, которые могут быть использованы при разработке механизма оценки компетенций в системе управления сферой образовательных услуг.

Обращение к институциональному подходу вызвано необходимостью проанализировать разделение проблемы обучения и оценки качества подготовки на отдельные институциональные образования, что позволит не только производить изменения в механизмах взаимодействия этих институтов, но и оценить воздействие преобразований, происходящих внутри этих институтов, на систему образования. Эти преобразования тесно связаны с осуществляемой в настоящее время реформой образовательной системы России.

Внимание автора к теории человеческого капитала естественным образом объясняется сохраняющимися различиями между высоким уровнем формального образования населения и невысокими оценками качества отечественной рабочей силы, что сводит на нет потенциальное преимущество нашей страны в международной конкуренции. С другой стороны, выделение «капитальных» инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда, признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса позволяет рассматривать образовательные инвестиции как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Дальнейшее развитие этого подхода приводит нас к рассмотрению теории асимметричной информации нобелевских лауреатов Дж. Акерлофа и М. Спенса, согласно которой наличие свидетельства о полученном образовании само по себе является лишь «образовательным сигналом» для работодателя о возможном наличии необходимых компетенций. Очевидно, что предъявление такого документа не гарантирует работодателю ни реальных способностей работника, ни его квалификации. Преодоления этого рассогласования пока что сводится к разработке тщательных процедур отбора претендентов, включающих кроме проверки профессиональных знаний оценку личных и деловых качеств работника, позволяющих ему вписаться в корпоративную культуру конкретной организации. Вместе с тем, на уровне общего среднего образования государство стремится преодолеть проблему асимметрии информации за счет оценки базовых компетенций с помощью введения ЕГЭ, который постепенно оформляется в отдельный специфический вид хозяйственной деятельности и в будущем вполне может взять на себя решение проблемы асимметричности информации на рынке образовательных услуг. В диссертации отмечено, что близкое к данному направление «экономики знаний» Дж. Мокира акцентирует внимание на вопросе стоимости доступа к получению знаний, который имеет определяющую функцию в отношении распространения знаний в будущем, а также добавления открытий и нового знания к уже существующему знанию. Стоимость доступа к знаниям сегодня определяет накопление знаний в перспективе. Чем меньше стоимость доступа, тем больше накопление знаний.

В концепции «экономики знаний» убедительно доказывается, что административное вмешательство в процесс получения знаний и его оценку, тесно связанное с повышением их статуса, не всегда ведет к ускорению научно-технического прогресса. Из этого можно сделать вывод о том, что в России должна сформироваться сфера, в которой знания генерируют ради них самих, а не для получения официального свидетельства об успешном прохождении людьми того или иного курса обучения. Ценностью должно стать обладание компетенциями, а не наличие диплома, свидетельствующего о прохождении определенного набора предметов.

Сегодня бизнес повсеместно заявляет о нехватке высококвалифицированных кадров и переизбытке специалистов невостребованных специальностей, а также о появлении на рынке все большего количества некомпетентного персонала. Система образования реагирует на эти сигналы, как правило, в одном направлении — в университетах открываются новые, воетребованные на данный момент специальности. Однако проверке качества подготовки по этим специальностям необходимого внимания не уделяется. Она по-прежнему институционально встроена в саму систему образования.

Современный российский работодатель ждет от системы образования специалистов, умеющих применять свои знания на практике, обладающих рядом личностных качеств и навыков, способствующих высокой адаптации к быстро меняющимся условиям среды, т. е. тех компетенций, которые обеспечивают успешность организации и бизнеса. Система же образования не всегда справляется с этой задачей. Она не осознает эти новые вызовы времени и продолжает увеличивать объемы информации (или знаний), которые, по ее мнению, необходимы квалифицированному специалисту вместо того, чтобы готовить компетентные кадры. Из достаточно большого числа проблем, создающих и актуализирующих подобную ситуацию, в диссертации подробно рассмотрены две — институциональное разделение проблем обучения и оценки качества подготовки на уровне базовых компетенций, а также переход от оценки квалификации к оценке типовых и организационных компетенций.

На уровне базовых компетенций в последние годы в России различными научными коллективами часто используются новые подходы к проверке достижения стандартов разного уровня образования, разработке предложений по созданию независимых негосударственных организаций для осуществления контроля за результатами деятельности сферы образовательных услуг. Цель этих работ заключается в совершенствовании системы оценки получаемых компетенций, а, следовательно, и повышении качества общего образования. В нашем подходе к проблеме мы опирались на общеевропейские тенденции в решении данного вопроса, предполагающие отказ от различения людей на основании их сравнения по формальным количественным признакам, характеризующим знаниевую составляющую обучения. Главными приоритетами становятся ценности, компетенции, проявляющиеся в практической деятельности и ведущие к позитивным изменениям окружающей действительности. Начавшаяся реформа образования во многих странах связана с коренным изменением системы оценивания результатов обучения и основана на оценке компетентности обучающихся с учетом их мотивации в условиях нестандартных ситуаций.

Таким образом, проблемы, поднятые многими учеными, имеющими богатейший опыт разработки и использования тестовых технологий, сегодня достаточно успешно решаются или уже решены в странах, давно осознавших необходимость значительных изменений в системе оценивания образовательных достижений. Поэтому их исследования и опыт было бы рационально использовать в качестве фундамента для развертывания модернизации системы проверки знаний в России, которая за несколько лет экспериментов усвоила два основных тезиса мирового опыта. Во-первых, во многих странах, где по завершении общеобразовательных учреждений выдаются документы государственного образца, проводится внешняя оценка компетенций выпускников. Во-вторых, там, где существует независимая оценка, результаты ее учитываются при поступлении в высшие учебные заведения.

Практическая часть нашей работы в данной области строилась на анализе результатов разделения функций обучения и контроля компетенций по результатам ЕГЭ. В диссертации отмечается, что российская система образования находится у истоков данного процесса, и переход к разработке независимого механизма контроля качества базовой подготовки со стороны государства потребует решения многочисленных технических, финансовых, методических и организационных проблем. К примеру, наряду с разработкой новых измерительных шкал совершенствуются и процедуры мониторинга и обработки информации о результатах ЕГЭ. Они во многом будут аналогичны методам контроля качества, уже используемым в промышленности. В диссертации обсуждаются черты сходства и различия между методами контроля качества образования и качества продукции. Объединяющим фактором на этом пути может стать, в частности, использование статистических методов, разработанных в системе контроля качества продукции. Фундаментальным решением для анализа статистической информации о результатах ЕГЭ может стать принцип сопоставления эмпирических распределений оценок, полученных в результате сдачи ЕГЭ, с некоторыми теоретическими распределениями, разработанными в математической статистике и применяющимися в системах и процедурах контроля качества промышленной продукции.

Поскольку результаты оценки базовых компетенций на основе ЕГЭ получены в исследовании на массовом статистическом материале, то мы считаем возможным рассматривать их в качестве индикатора социально-экономической ситуации в регионе. В диссертации проводится анализ того, каким образом связаны между собой результаты сдачи ЕГЭ и такие объективные характеристики районов и городов Новосибирской области, как средний размер школы, средняя заработная плата и выработка на душу населения. При таком подходе результаты ЕГЭ становятся источником информации об объективных характеристиках районов и городов. Выявление зависимостей между результатами экзаменов и ситуацией в районах области позволяет использовать ЕГЭ в качестве специфического индикатора экономического развития района, дополняющего официальную социально-экономическую статистику.

На уровне типовых и организационных компетенций в практической части работы рассмотрен процесс перехода от оценки квалификации к оценке компетенций, который составляет, на наш взгляд, основное содержание в разработке механизмов управления современными предприятиями и, с другой стороны, в значительной степени будет определять отношения между бизнесом и сферой образовательных услуг.

Основное различие в оценке квалификации между рыночной и советской системой управления состояло в том, что на Западе развивались методы управления квалификацией внутри организаций, а в планово-административной экономике создавались системы управления квалификацией в рамках всего народного хозяйства на основе некоторых декларируемых принципов управления. Обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами воспринималось в советской традиции как важная государственная задача, так как руководители государства справедливо полагали, что именно трудовые ресурсы страны позволяют ей достойно выдерживать конкуренцию с капиталистическими странами.

Основным инструментом управления квалификацией работников являлась система ТКС. Она определяла основные требования к квалификации работников, находящихся на различных позициях, фиксировала оплату труда. Единый тарифно-квалификационный справочник использовался также для разработки программ подготовки и повышения квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве. Анализируя социальные последствия применения ЕТКС в масштабах целого государства, можно отметить, что такой тип оценки квалификации породил целый ряд социальных конфликтов, что вполне закономерно, так как, с одной стороны, оценка квалификации персонала была жестко связана с фондом заработной платы и программой повышения квалификации (т.е. с удовлетворением потребностей работников), а с другой стороны, не была достаточно гибкой и адаптивной к запросам предприятий и организаций различных типов.

Недостатки этой системы наиболее ярко проявились в процессе экономических трансформаций. Следует также отметить, что процесс перехода от экономики планового типа к экономике свободной конкуренции происходил параллельно с глобальной сменой экономических системиндустриальная экономика сменялась информационной с развитием гло-бализационных тенденций. Советская система управления квалификацией оказалась под воздействием сразу трех трансформационных потоков.

Затяжной экономический кризис привел к резкому сокращению подготовки по многим рабочим специальностям. Усиливалось старение кадров квалифицированных рабочих и техников, вследствие чего возникла угроза разрыва кадровой преемственности во многих отраслях промышленности, а также потеря специалистов в ключевых для каждой отрасли профессиях.

При этом тесное сотрудничество производства и образовательных учреждений, поддерживаемое ранее государственной системой распределения специалистов, также оказалось утраченным, что немедленно привело к дисбалансу между востребуемыми компетенциями и системой подготовки в условиях рынка образовательных услуг, ориентированного на платежеспособный спрос на образовательные услуги, а не на потребности производства.

В этой ситуации государственные методы оценки квалификации типа системы ЕТКС постепенно теряли свое значение и это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, государство постоянно и целенаправленно снижает своё присутствие в социально-трудовой сфере и область оценки квалификации и компетенций не является исключениемво-вторых, с появлением рынка труда многие вопросы, связанные с оценкой квалификации и компетенций и оплатой труда стали объектом договорных отношений между работодателем и наемным работником, что естественным образом ведет к ненужности государственного посредничества в данном вопросев-третьих, структурные изменения в экономике приводят к появлению все большего числа профессий и видов деятельности, не носящих массового характера, а востребованных только конкретной организацией. В связи с этим многие руководители предприятий столкнулись с такими проблемами в области управления, как несбалансированный профессионально-квалификационный состав рабочей силы и отсутствие развитых внутрифирменных методов управления компетенциями в условиях несостоятельности ЕТКС. Отсюда возникла крайняя необходимость раз.

333 работки каждой организацией системы управления, построенной на оценке компетенций. В диссертации рассмотрены основные проблемы создания механизма такого управления и основные пути их решения.

Таким образом, в исследовании поставлены и решены основные проблемы разработки механизма оценки компетенций в системе управления образованием, влияющего, в первую очередь, на повышение качества образовательных услуг. Мы убеждены в том, что обозримая перспектива развития отечественной экономики во многом зависит от степени обоснованности и эффективности подготовки компетентных кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. М.: Адепт, 1998.
  2. И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. М.: Высшая школа, 1998.
  3. Алгебра в 6−8 классах. Многочлены: Пособие для учителя / Ф. М. Барчунова, А. А. Бесчинская, Л. О. Денищева и др.- Сост. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. М.: Просвещение, 1988.
  4. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
  6. Аналитический отчет Новосибирского регионального информационного центра учебного книгоизданияhttp://imo.oblcit.ru/analyt.otchet.html).
  7. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.
  8. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
  9. Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  10. Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Вып. 1. С. 24−40.11 .Бессонова О. Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1999.
  11. С.Н. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год. М.: ИнтерДиалект+, 2002.
  12. В.А. ЕГЭ: промежуточные итоги // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 155 167.
  13. Болыпой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. М.: ACT, 2004.
  14. Бюджетная система Российской Федерации (http://www.budgetrf.ru/).
  15. В.В. Американский парадокс: минимум государства в школе, (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/77 552).
  16. С.Д., Нестеров Л. И. Накопление общественного богатства: Россия на фоне общемировых тенденций. М.: ИЭ РАН, 1999.
  17. П.П., Сергиенко В. В. О роли интеллектуального капитала на современном этапеhttp://www.koism.rags.ru/science/actions/intell/02.doc).
  18. Ю.С. и др. Экономика и организация управления вузом: учебник / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М.П. Федоров- Под ред.В.В. Глу-хова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2001.
  19. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  20. А.Б. Экономические отношения образовательного комплекса России: механизм перестройки и пути эффективного функционирования. М., 2003.
  21. А.Б. Экономические отношения образовательного комплекса России: Автореф. дис.. д-ра эконом, наук / Нижегородский гос. ун-т. Нижний Новгород, 2003.
  22. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999.
  23. Ю.П. Первая Нобелевская премия по экономике в XXI веке // ЭКО. 2002. № 1. С. 40 60.
  24. Всемирная школьная Олимпиада по математике: Россия лучше Америки, но хуже Сингапура (http://www.bdg.by/news/news.htm766187).
  25. Дж. Современная типология педагогических тестов. (http://www.xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/sovremennayatipologiyapedago gicheskihtestov. htm).
  26. А.И., Гоппа В. Д. Международный опыт разработки индикаторов высшего образования. М.: НИИВО, 1997.
  27. А.И., Гоппа В. Д. Методические основы сравнительного анализа систем образования / Под ред. А. Я. Савельева. М.: НИИВО, 1995.
  28. Гильдия издателей периодической печати. (http://www.gipp.ru/print.php ?id=6542).
  29. А.В., Круглов М. И. Управление качеством продукции. М.: Экономика, 1979.
  30. М.Т. Если Вы преподаватель. М., 1998.
  31. Гуманистические ориентиры России / Л. И. Абалкин, А.В. Бары-шева, Т. В. Бурмистрова и др. М.: ИЭ РАН, 2002.
  32. А.Б. Экономика высшего образования. М.: Экономика, 1976.
  33. Л.С. Трудовой потенциал общества и социальная политика. М.: Наука, 1984.
  34. Диагностика / Под ред.М. В. Артюхова, Г. А. Вержицкого. М.- Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1997.
  35. С.А. Теория человеческого капитала. СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1996.
  36. С.А. Основы теории человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1994.
  37. Ю.Л., Мунин П. И. Образование в контексте перехода общества к устойчивому развитиюhttp://www.ulb.ac.be/ceese/STAFF/safonov/ISEERC2001/Paper/Egorov Muninpaper. pdf).
  38. ЕГЭ: Русский язык. Тренировочные задания. М.: Просвещение, 2005.
  39. О. Копеечный труд // Ведомости. 2005. 6 мая.
  40. В.А., Костанян С. Л. Экономика и образование. М.: Знание, 1970.
  41. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  42. Е.Н. Методологические основы финансово-экономического механизма функционирования высшей школы // Социальные цели и социальная реформа. М., 1994. С. 176 184.
  43. В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. М.: Финстатинформ, 1998.49.3агвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие. М.: Академия, 2001.
  44. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Официальные документы в образовании. 2000. № 14.
  45. B.C. Институциональная среда экономики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.
  46. О.А. Педагогика как любовь. М.: Рос. пед. агентство, 1996.
  47. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: научно-теоретическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.
  48. Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: Экономика, политика, идеология. 1993. № 11. С. 5−17.
  49. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция (Первый доклад Римскому клубу) (http://www.rels.obninsk.com/Club/KRUG/rome4.htm).
  50. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
  51. Ю.Я. Образовательный императив. М.: Издательство Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  52. , И., Тимофеев JI. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000.
  53. Г. С. Зарубежный опыт построения и актуальные проблемы развития образовательного тестирования. М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2001.
  54. Г. С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS). М.: ИОСО РАО, 1996.
  55. Г. С. Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах. М.: Центр сравнительной образовательной политики Министерства образования РФ, 2001.
  56. С.И. Биология.: Устное пособие для поступающих в вузы. Типовые тестовые задания по ЕГЭ. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  57. В. П. Обратная сторона школьной конкуренции. Экономические доводы против ваучеризации образования // Независимая газета (http://www.life.ng.ru/education/2001−06−08/5school.html).
  58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Официальные документы в образовании. 2002. № 4.
  59. А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2000.
  60. .В. Человеческий капитал во временном измерении. СПб.: СПбГПУ, 2003.
  61. C.JI. Предмет и метод экономики образования. М.: Наука, 1976.
  62. В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.
  63. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Пед. об-во России, 2001.
  64. Л.П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. М.: Республика, 1995.
  65. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997.
  66. Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992.
  67. , Н. С. Философия и практика университетского образования: учебник. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1995.
  68. В. С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.
  69. А. Образование и занятость: эволюция концепций // Перспективы. 1987. № 1. С. 5 -23.
  70. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1998.
  71. , К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2000.1. Т.1.
  72. Ю.И. ЕГЭ. История. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2005.
  73. .С. Теория предельной полезности (http: //www .portal, amursu .ru/lib/posobie/theory limit. pdf).
  74. Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000.
  75. В. Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.
  76. В.М., Чудиновских О. С. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 124 137.
  77. B.C. Статистические методы в управлении качеством продукции. М.: Финансы и статистика, 1982.
  78. Народное образование, наука и культура в СССР. М.: Статистика,
  79. Ю.И., Хлебников В. А. Как оценивается уровень подготовленности учащихся по результатам Единого государственного экзамена. М.: Центр тестирования Минобразования РФ, 2003.
  80. P.P., Унтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000.
  81. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России // Научный доклад. М.: РПЭИ, 1998.
  82. Нет пределов обучению: Краткий обзор докладов Римскому клубу / Дж. Боткина, М. Эльманджары и др. (http ://w ww .rels .obninsk.com/Club/KRUG/rome 1 .htm).
  83. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  84. Д. Институты и экономический рост: историческое введение. М.: THESIS, 1993.
  85. С.И., Ряписов Н. А. Программа и варианты экзаменационных задач по математике для поступающих в НГПУ. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.
  86. План социально-экономического развития Новосибирской области на 2005 год. Новосибирск, 2004.
  87. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. Вып. 2. С. 3−20.
  88. Практикум по психолого-педагогическим курсам: Учебное пособие для студентов / П. В. Лепин, Н. А. Ряписов, Т. Л. Чепель и др. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.
  89. Проверка знаний и потребности экономики. Новосибирск: АНО «Редакция журнала „ЭКО“», 2005.
  90. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика) / А. Я. Савельев, А. Я., Зуев, В. М., Галаган и др. М.: НИИВО, 1999.
  91. Программа и варианты задач по математике для поступающих в НГПУ / Сост. С. И. Плаксин, Н. А. Ряписов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995.
  92. Л.И. и др. Русский язык. Единый государственный экзамен. Типовые тестовые задания / Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева, Н. В. Соколова. М.: Экзамен, 2005.
  93. Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 1999.
  94. Радиостанция «Свобода» (http://www.svoboda.org).
  95. Т.О. О реформе системы образования в России // Информационно-аналитический бюллетень фонда «Бюро экономического анализа». 2004. № 57. С. 3 -4.
  96. Я. Основы австрийской школы экономики // Институт экономики переходного периода. 2001http ://www .iet.ru/guest/romanchuk 1 .htm).
  97. Российский Союз Ректоров (http://www.rsr-online.ru).
  98. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда. М.: ИНФРА-М,
  99. И. Д. Метод адаптивного автоматизированного контроля знаний // Информационные технологии в образовании и науке «ИТОН-2006″: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 2006.
  100. Н. А., Ряписова А. Г. Активные методы обучения: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  101. Н.А., Захир Ю. С. Анализ результатов ЕГЭ по математике и русскому языку // Проверка знаний и потребности экономики. Новосибирск: АНО „Редакция журнала „ЭКО““, 2005. С. 53 66.
  102. , Н.А. Ваучеризация образования в сочетании с ЕГЭ // Проверка знаний и потребности. Новосибирск: АНО „Редакция журнала „ЭКО““, 2005. С. 34−47.
  103. Н.А., Ряписова А. Г. Выполнение курсовой работы по психолого-педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002.
  104. Н.А. Выпускная квалификационная работа в педагогическом вузе. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002.
  105. Н.А., Ряписова А. Г. Диагностика результатов обучения: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  106. Н.А., Олейников И. В. Историческое образование: новые реалии // Проверка знаний и потребности экономики. Новосибирск: АНО „Редакция журнала „ЭКО““, 2005. С. 66−76.
  107. Н.А. Качество образования как результат педагогического проектирования // Актуальные проблемы качества педагогического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. Часть 1. С. 3 7.
  108. Н.А., Ряписова А. Г. Методы воспитания: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  109. Н.А., Дюкарев И. А. Некоторые проблемы биологического образования современных школьников в условиях введения ЕГЭ // Проверка знаний и потребности экономики. Новосибирск: АНО „Редакция журнала „ЭКО““, 2005. С. 84 98.
  110. Н.А. О диалоговых технологиях в системе начального образования // Развитие личности в системе непрерывного образования: Тезисы докладов международной конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. С. 89−91.
  111. Н.А., Зверева С. В. О некоторых подходах к концепции многоуровневой подготовки учителя начальных классов // Многоуровневое педагогическое образование. Омск: Изд-во Омского гос. пед. университета, 1994. Вып.8. С. 48 53.
  112. Н.А. О целях математического образования в начальной школе // Содержание образования и методы обучения: проблемы, тенденции, перспективы: Тезисы докладов и сообщений к советско-датской научной конференции. Новосибирск, 1992. С. 29−31.
  113. Н.А. Об освоении учителем позиции субъекта // Развитие личности в системе непрерывного образования: Тезисы докладов международной конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. С. 91 93.
  114. Н.А., Ряписова А. Г. Основы деятельности классного руководителя: Практикум. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004.
  115. Н.А., Ряписова А. Г. Основы педагогического общения: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004.
  116. Н.А., Ряписова А. Г. Оценка результатов обучения в современных социо-экономических условиях // Проверка знаний и потребности экономики. Новосибирск: АНО „Редакция журнала „ЭКО““, 2005. С. 128- 155.
  117. Н.А. Педагогические нововведения и гуманизация образования // Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия: Тезисы докладов четвертой конференции. С.-Петербург, 24−26 ноября 1992 г. / Отв. ред. Л. П. Лаптева. М., 1992. С. 135 136.
  118. Н.А. Предупреждение и устранение ошибок при формировании навыков тождественных преобразований: Методические рекомендации для учителей математики. Новосибирск, Изд-во ИУУ, 1987.
  119. Н.А. Проблемы и перспективы подготовки учителя начальных классов // Психология и педагогика активности личности: Тезисы докладов юбилейной конференции. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. С. 90−92.
  120. Н.А. Развитие логического мышления младших школьников: Методические рекомендации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.
  121. Н.А. Реализация принципов дистанционного и открытого образования в условиях модернизации профессиональной подготовки педагогов // Вестник педагогических инноваций: Научно-педагогический журнал. 2005. № 1 (2). С. 149 164.
  122. Н.А., Ряписова А. Г. Словесные формы и методы воспитания: Практикум. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.
  123. Н.А. Совершенствование методики формирования навыков и умений тождественных преобразований при изучении алгебры в 6 7 классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987.
  124. Н.А., Ряписова А. Г. Современная этика отношения к детству: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  125. Н.А., Ряписова А. Г. Современные технологии воспитания: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  126. Н.А., Ряписова А. Г. Содержание образования: Практикум. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  127. Н. А. Тождественные преобразования дробных выражений: учебные задания для учащихся 7 класса. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1986.
  128. Н.А. Тождественные преобразования целых алгебраических выражений: Учебные задания для учащихся 6 класса. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1986.
  129. Н.А. Формирование элементов управленческой культуры у студентов вузов в процессе психолого-педагогической подготовки // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции. Новосибирск, НГАС, 1997. С. 72 73.
  130. Н.А., Ряписова А. Г. Формы воспитания: Практикум. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  131. Н.А., Ряписова А. Г. Формы организации обучения: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  132. Н.А., Ряписова А. Г. Целеполагание в педагогике: Практикум. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  133. Н.А. Экономика на выпускном экзамене по русскому языку // ЭКО. 2005. № 9. С. 136 143.
  134. Н.А., Ряписова А. Г. Содержание воспитания и педагогическая диагностика: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.
  135. Е.Ф. Система образования: уровни, фильтры, сигналы // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 57 69.
  136. Система финансирования образования. Анализ эффективности / M.JI. Агранович, Н. Б. Озерова, С. А. Беляков и др. М.: Технопечать, 2003.
  137. М.М. Модернизация институциональной структуры российской системы образования. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2004.
  138. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов (начальное образование): Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Н. А. Ряписов. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.
  139. Состояние системы высшего образования в России (http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/01/22/202 643/chapl.pdf).
  140. Спасем Российскую Школу (http://www.spasem-shkolu.p-rossii.ru).
  141. Статистические методы повышения качества / Под.ред. Хитоси Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990.
  142. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.
  143. С.Г. Хозяйственное значение народного образования. М., 1924.
  144. Г. П. Оценка в современной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 5. С. 15−21.
  145. Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Центр оценки качества образования (TIMSS-1999) (htpp://www. centeroco. fromru. com/timss r/timss99.htm).
  146. H. Ахиллесова пята SAID // Секрет фирмы. 2005. № 11. С. 63−66.
  147. Управление качеством / Ред.В. Н. Азаров. М.: МГИЭМ, 2000. Т.2: Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Основы обеспечения качества.
  148. Управление качеством / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин. и др. М., 1998.
  149. Федеральная программа развития образования // Вестник образования. 2000. № 12.
  150. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru).
  151. Федеральная программа развития образования // Вестник образования. 2000. № 12.
  152. И.Б. и др. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты) / И. Б. Федоров, С. П. Еркович, С. В. Коршунов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
  153. А. Контроль качества продукции. М., 1994.
  154. С. И др. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шма-лензи. М.: Дело, 2002.
  155. М. Капитализм и свобода. N. Y.: Chalidze publications, 1982.
  156. И.Д., Васильев К. Б. Российская школа на пути в „новую экономику: интенсивный сценарий // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 69−87.
  157. Фуколова Ю. Считалка для бизнес-школ // Секрет фирмы. 2005. № 1.С. 67−70.
  158. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Пер. с англ. М.: Новости, 1992.
  159. Дж.М., Мильнер Б. З. Эволюционная экономика на пороге XXI века: Доклад и выступления. М.: Япония сегодня, 1997.
  160. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
  161. Н.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Тренировочные задания / Н. П. Цыбулько, С. И. Львова, В. А. Коханова. М.: Просвещение, 2005.
  162. Человеческий капитал в России в 1990-х годах / Ред. А.А. Са-градов. М.: МАКС Пресс, 2000.
  163. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. / Ред. В. П. Колесов, К. Гриффин, А.А. Сагра-дов. М.: Права человека, 2000.
  164. А.Ю., Васина Л. Л. Нобелевские лауреаты по экономике // Биобиблиографический словарь. 1969−1992. М.: РНИСиНП, 1994.
  165. Ю.А. Высшее образование в рыночной экономике. М.: 1991.
  166. Л.А., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России. Анализ отечественного и зарубежного опыта. М.: ИНИОН РАН, 1997.
  167. Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., пере-раб. М.: Высш. шк., 1988.
  168. A.M. и др. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления / A.M. Шаммазов, Л. Н. Родионов, Л.И. Вангухи-на. Уфа: Полиграфкомбинат, 1998.
  169. Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Юрист, 1997.
  170. В.П. и др. Экономика образования: учебное пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  171. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М: Дело, 2005.
  172. Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  173. М. М. Модель совершенной конкуренции и рынок высшего образования: 30 лет спустя (комментарий к статье J1. Лесли и Г. Джонсона) // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 106 109.
  174. Becker G. Human Capital. Chicago, 1975.
  175. Blaug M. Introduction to the Economics of Education. London, 1970.
  176. Blaug M. Great economists since Keynes: introduction to the lives and works of one hundred modern economists. Edward: Elgar, 1998.
  177. Booth A. et al Institutions and Economic Growth: The Politics of Productivity in West Germany, Sweden and the United Kingdom, 1945−1955 / A. Booth, J. Melling, Ch. Dartmann // Journal of Economic History. 1997. Vol.3. P. 416−444.
  178. Clotfelter С. T. Buying the best: cost escalation in elite higher education. Princeton: Princeton Univ. press, 1996.
  179. Coombs P. H. The World Crisis in Education. The view from the eighties. N.Y.: OxfordUniversityPress, 1885.
  180. Creemers B.P.M. The effective classroom. London, 1994.
  181. Creemers B.P.M. Effective instruction: An empirical basis for a theory of educational effectiveness / D. Reynolds etc. // Advances in school effectiveness research and practice. Oxford, 1994. P. 189 205.
  182. Education and Economic Development. ERIC Digest Series Number 23 (http://www.thememoryhole.org/edu/eric/ed293207.html).
  183. Evans С., Ryden G. Kinship and Transmission of Skills: Bar Iron Production in Britain and Sweden. 1500−1860 // Technological Revolutions in Europe. Cheltenham, 1998.
  184. Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and Reconstitu-tion of Social Order. N. Y“ 1999.
  185. Hattie J. A. Teachers make a difference: What is the research evidence? // Background paper to invited address presented at the 2003 ACER Research Conference. Melbourne, 2003.
  186. Haynes C.J. Education and Economic Development. Arlington: ERIC Digest Series. 1987. № 23.
  187. Herman J.L. et al A practical guide to alternative assessment / J.L. Herman, P.R. Ashbacher, L. Winters //Association for Supervision and Curriculum Development / The Regents of the University of California, 1992.
  188. Hudson D., Luckhurst K.W. The Royal Society of Arts. 1754 -1954. London, 1954.
  189. International perspectives on academic assessment. Boston, 1995.
  190. International perspectives on academic assessment. Hambleton, 1991.
  191. IOM, 2000. P. 55 (http://www.iomrussia.ru/indexen.html).
  192. Jacob M. Scientific and the Making of the Industrial West. N. Y., 1997.
  193. Kenneth A. Engineering the Revolution: Arms, Enlightenment, and the Making of Modern France. Princeton, N. Y., 1997.
  194. Landes D. S. The Revolution in Time: Clocks and the Making of the Modern World. Cambridge: Mass, 1983.
  195. Lundgreen P. Engineering Education in Europe and the USA, 1750 1930 // Annals of Science 47. N. Y., 1990. Vol. 1.230. Lyall, 2001. P.4http ://w w w. bc .edu/research/nbetpp/statements/M 1 N4. pdf).
  196. Madaus G. Educational Testing as a Technology // National Board on Educational Testing and Public Policy, 2001. Vol.2. P. 14−25.
  197. Madaus G.F., Kellaghan N Curriculum evaluation and assessment // Handbook of research on curriculum. N.Y.: Macmillan, 1992. P. 119−154.
  198. Maddison A. Dynamic Forces of Capitalist Development. N.Y., 2001.
  199. Mincer J. Labor Force Participation of Married Women: A study of labor supply. Ed. Aspects of Labor Economics. Princeton, 1962.
  200. Mincer J. Schooling: Experience and Earnings. N. Y., 1974.
  201. Mokyr J. Technological Inertia in Economic History. Chicago: University of Chicago press, 1994.
  202. Mokyr J. The gifts of Athena: historical origins of the economy. Princeton, 2002.
  203. Organisation for Economic Co-operation and Development / Statistics Portal (http://www.oecd.Org/statsportal/0,2639,en2825293564lllll, 00. html)
  204. Porter R. The Industrial revolution and the Rise of the Science of Geology // Changing Perspectives in the History of Science. London, 1973.
  205. Portes A. Social Capital: Its Origins in Modern Sociology // Annual Review of Sociology. 1998. Vol.24. P.7−15.
  206. Presh R., Sheth F. What is wrong in education vouchers // Journal of economic issues. 2002. Vol. 2.
  207. Priorities and strategies in education // A World Bank review. Washington: The World bank, 1995.
  208. Psacharopoulos G., Woodhall M. Education for development. An analysis of investment Choice. N. Y., 1991.
  209. Robitaille D. National context for mathematics and science education // An encyclopedia of the educational systems participating in TIMSS. Vancouver: ВС, 1996. P. 185.
  210. The role of research in mature education system / ed. S. Hegarty. NFER, 1997.
  211. Rowe K.J. The importance of teacher quality as a key determinant of students' experiences and outcomes of schooling // Background paper to keynote address presented at the 2003 ACER Research Conference. Carlton Crest Hotel. Melbourne, 2003.
  212. Schultz T.W. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N. Y., 1971.
  213. Schultz T. The Emerging Economic Scene and Its Relation to High School Education In The High School in New Era. N. Y» 1958.
  214. Smiles S. Industrial Biography: Iron Workers and Tool Makers. Newton-Abbot, 1967.
  215. Soubbotina T. Beyond Economic Growth // Meeting the Challenges of Global Development. 2004. P. 206http://www.wordbank.org.ru/wbimo/dep/global/chapterl7.html).
  216. Stainly R. Knowledge, Discovery and Growth // Discussion Paper 1011 / Northwestern University Center for Mathematical Studies in Economics and management Sciences, 1992. P. 45.
  217. Strenio A.J. The testing trap. N.Y.: Longman, 1981.
Заполнить форму текущей работой