Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предотвращение загрязнения окружающей среды на внутреннем водном транспорте управлением антропогенной нагрузкой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследований докладывались и обсуждались на втором Международном конгрессе «Вода: экология и технология» (Москва 1996 г.), Международной научно-практической конференции «Проблемы охраны окружающей среды от промышленных, бытовых, биологических и медицинских отходов, осадков сточных вод» (Пенза, 1997 г.), Международных научно-промышленных форумах «Великие реки» (Нижний… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА БЕРЕГОВЫХ ОБЪЕКТАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
    • 1. 1. Особенности антропогенного воздействия береговых объектов внутреннего водного транспорта на окружающую среду
    • 1. 2. Пути гармонизации развития производства и природопользования на береговых объектах внутреннего водного транспорта
    • 1. 3. Цель и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ
    • 2. 1. Подход к управлению антропогенной нагрузкой на основе косвенной информации о состоянии окружающей среды
    • 2. 2. Функции чувствительности объекта управления и методы их получения
    • 2. 3. Построение обобщенной матрицы косвенного управления
    • 2. 4. Структурная устойчивость системы косвенного управления
    • 2. 5. Идентификация переменных состояния окружающей среды при косвенном управлении антропогенной нагрузкой
    • 2. 6. Оптимизация процессов управления антропогенной нагрузкой
    • 2. 7. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ НА БЕРЕГОВЫХ ОБЪЕКТАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
    • 3. 1. Особенности контроля качества окружающей среды на береговых объектах внутреннего водного транспорта
    • 3. 2. Методы обработки информации в системах управления антропогенной нагрузкой
    • 3. 3. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ НА БЕРЕГОВЫХ ОБЪЕКТАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
    • 4. 1. Общий подход к количественному описанию процессов загрязнения окружающей среды
    • 4. 2. Классификация моделей прогнозирования загрязнения окружающей среды и их особенности
    • 4. 3. Моделирование процессов загрязнения сточных вод береговых объектов внутреннего водного транспорта
      • 4. 3. 1. Модель перемешивание сточных вод (детерминированная составляющая общей модели)
      • 4. 3. 2. Модель учета случайных факторов (стохастическая составляющая общей модели)
    • 4. 4. Моделирование процессов загрязнения атмосферы береговыми объектами внутреннего водного транспорта. а- 4.5. Экономико-статистическая модель оценки эффективности прогностической информации
    • 4. 6. Выводы по главе
  • ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ
    • 5. 1. Классификация задач принятия решений
    • 5. 2. Разработка проблемно-ориентированного математического # обеспечения для принятия решений по управлению антропогенной нагрузкой
      • 5. 2. 1. Формализация и переработка качественной информации при управлении антропогенной нагрузкой
      • 5. 2. 2. Идентификация нечеткой модели объекта управления
    • 5. 3. Построение подсистемы принятия решений при управлении антропогенной нагрузкой
    • 5. 4. Выводы по главе
  • ГЛАВА 6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ НА БЕРЕГОВЫХ ОБЪЕКТАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
    • 6. 1. Разработка системы управления загрязнением сточных вод
      • 6. 1. 1. База данных и знаний
      • 6. 1. 2. Подсистема прогнозирования загрязнения сточных вод
      • 6. 1. 3. Подсистема поддержки принятия решений
    • 6. 2. Пример функционирования системы управления загрязнением сточных вод на ОАО «Завод Нижегородский теплоход»
    • 6. 3. Социально-экономический эффект от управления антропогенной нагрузкой на береговых объектах внутреннего водного транспорта
    • 6. 4. Выводы по главе

Предотвращение загрязнения окружающей среды на внутреннем водном транспорте управлением антропогенной нагрузкой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных задач, сформулированных в концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, является коренное улучшение состояния окружающей среды (ОС) за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления [1]. В данном случае под новой моделью хозяйствования понимается экологически идеальная структура техносферы, базирующиеся на многоразовом потреблении и изначальном предотвращении процесса загрязнения ОС.

В настоящее время решение экологических проблем чаще связано с проведением прямых природоохранных мероприятий. Однако эти методы требуют значительных затрат и не всегда отвечают задачам охраны природы. Поэтому с точки зрения эффективного регулирования техногенного давления на природную среду наиболее перспективным является направление на предотвращение загрязнения ОС. Пока решение этой проблемы находится в начальной стадии, так как лишь 20% инвестиций, направляемых на защиту ОС, идет на разработку технологий, предотвращающих загрязнение ОС [2]. Основными из этих технологий являются во-первых реализация малоотходного и безотходного производства и во-вторых управление в процессе производственной деятельности эмиссией загрязняющих веществ. В настоящее время достигнуты определенные научные результаты в создании безотходных и малоотходных технологий в некоторых отраслях, однако массового распространения эти технологии не получили из-за технических трудностей и экономических ограничений. Поэтому наиболее актуальным представляется второе направление, опирающееся на существующий уровень технологии производства. Однако развитие этого направления сдерживается отсутствием научно обоснованных механизмов управления антропогенной нагрузкой ОС.

Для разработки таких механизмов применительно к транспортному комплексу необходимо учитывать современные тенденции государственного регулирования перевозочного процесса, связанные с созданием международных транспортных интермодальных коридоров, предполагающих комплексное использование автомобильного, водного и железнодорожного транспорта [3]. Поэтому для уменьшения загрязнения ОС появляется возможность использовать где это принципиально возможно, наиболее экологичные виды транспорта без изменения общего объема перевозок.

Оценка экологичности различных видов транспорта показала, что наиболее экологичным видом внутриконтинентального транспорта является водный транспорт [4]. Кроме того, следует отметить, что внутренний водный транспорт является единственным видом транспорта, не нарушающим естественного облика природной среды, а водные пути и прилегающие к ним пространства формируют живописные ландшафты, которые особенно подходят для отдыха населения. Поэтому, одним из основных направлений предотвращения загрязнения ОС транспортным комплексом может являться приоритетное использование внутреннего водного транспорта. Решение этой проблемы включено в важнейшие задачи, решаемые на международном уровне Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций [5].

Внутренний водный транспорт (ВВТ) является сложной социально-технико-экономической системой, имеющей многосторонние связи с ОС. При этом, основными источниками загрязнения являются суда и береговые объекты (БО), к которым относятся: портысудоремонтные, судостроительные заводыбазы технического обслуживания флота, ремонтно-эксплуатационные базы. Загрязнения вносятся в жидком, твердом и газообразном состоянии в виде материальных отходов от эксплуатации транспортных средств, производственных отходов сопутствующих производств и непроизводственных потерь энергии, формирующих тепловые и волновые нагрузки — шум, вибрацию, электромагнитные излучения и другие составляющие физического загрязнения ОС. Объектами транспортного загрязнения являются атмосфера, гидросфера и литосфера.

Проблемам исследования экологических аспектов деятельности ВВТ и экологии водных объектов посвящены труды ученых: Бараца В.А.- Дегтярева В. В., Зубрилова С. П., Курникова А. С., Решняка В. И., Розенберга Г. С., Селезнева В. А., Телегина А. И., Этина В. Л. и других [6−17]. Вместе с тем анализ работ в области предотвращения загрязнения ОС на ВВТ показал, что основным направлением исследований до сих пор являлось обеспечение экологической безопасности судов, а БО уделялось мало внимания. Однако статистические данные о ежегодных объемах загрязнения ОС со стороны ВВТ показывают, что на долю БО приходится около 50% выбросов в атмосферу, около 100% объемов сточных вод и около 90% отходов производства и потребления [18].

Поэтому задача предотвращения загрязнения ОС БО остается весьма актуальной, а ее решение сдерживается отсутствием комплексных исследований в области создания эффективно действующих механизмов гармонизации развития производства и природопользования на БО, что является крупной научной проблемой, имеющей большое народнохозяйственное значение.

Тема диссертации непосредственно связана с программами многолетних научных исследований ВГАВТа в области обеспечения экологической безопасности судоходства и выполнялась в соответствии с планами НИР и ОКР Министерства транспорта РФ, а также Нижегородской комплексной экологической программой санации Волжского судоходства «Чистая Волга».

Научная новизна работы:

1. Впервые показана принципиальная возможность и определены условия достижения требуемого качества ОС в условиях внешних возмущающих воздействий за счет управления антропогенной нагрузкой.

2. Научно обоснован способ управления антропогенной нагрузкой, основанный на принципе стабилизации показателей качества ОС (целевые показатели) за счет контроля и изменения показателей воздействия на ОС (косвенные показатели).

3. Впервые исследованы процессы управления антропогенной нагрузкой на основе косвенной информации о качественном состоянии ОС.

4. Определены условия достижения наилучшей точности стабилизации показателей качества ОС при управлении антропогенной нагрузкой.

5. Впервые исследована структурная устойчивость систем косвенного управления антропогенной нагрузкой.

6. Созданы проблемно-ориентированные процедуры сбора и обработки экологической информации с учетом особенностей БО ВВТ.

7. Получено математическое описание процессов загрязнения сточных вод БО ВВТ.

8. Выполнена проблемная ориентация интеллектуальных систем, основанных на знаниях для принятия решений по управлению антропогенной нагрузкой на БО ВВТ.

Практическая значимость работы состоит в создании комплекса методов, моделей и алгоритмов практически реализующих концепцию согласованного развития производства и природопользования и предназначенных для инженерной разработки подсистем управления антропогенной нагрузкой на БО ВВТ. Комплекс структурно инвариантен к предметной области и уровням управления и может применяться для любых БО ВВТ. Он позволяет синтезировать информационные технологии управления, включающие формализованные экспертные знания и интерактивный диалог с конечным пользователем, что обеспечивает высокую эффективность, тиражируемость систем управления антропогенной нагрузкой и их интеграцию с различными типами существующих систем управления — автоматизированными системами управления предприятием (АСУП), автоматизированной системой управления технологическими процессами (АСУТП).

Основные теоретические и практические результаты диссертационной работы реализованы на четырех различных БО ВВТ: ОАО «Завод Нижегородский теплоход», ОАО «Нижегородский порт», ОАО «Октябрьский ССРЗ», ОАО «Городецкий судоремонтно-механический завод» в виде действующих систем управления загрязнением сточных вод.

Результаты исследований внедрены в учебный процесс Волжской государственной академии водного транспорта в виде учебного пособия, конспектов лекций, компьютерных обучающих программ.

Достоверность научных положений обеспечивается применением современных методов теоретических и экспериментальных исследований, совокупностью численных и натурных экспериментов и сопоставимостью аналитических и экспериментальных результатов. Положения аналитических исследований получены путем применения методов и теорий сложных систем, чувствительности, матричного исчисления, множеств, выбора и принятия решений, распознавания образов, моделирования, оптимизации, управления.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались и обсуждались на втором Международном конгрессе «Вода: экология и технология» (Москва 1996 г.), Международной научно-практической конференции «Проблемы охраны окружающей среды от промышленных, бытовых, биологических и медицинских отходов, осадков сточных вод» (Пенза, 1997 г.), Международных научно-промышленных форумах «Великие реки» (Нижний Новгород, 1999, 2000, 2001, 2002 г. г.), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы водных ресурсов и утилизации отходов в транспортном комплексе России» (Москва, 2000 г.), на научно-практических семинарах Росречфлота «Экологические проблемы речного судоходства (Москва, 2000 г.) и «Нормативно-правовое обеспечение экологической безопасности судоходства» (Москва, 2002 г.), на V Международной научно-практической конференции «Водохозяйственный комплекс и экология гидросферы в регионах России (Пенза, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Экологичность ресурсо — и энергосберегающих производств на предприятиях народного хозяйства» (Пенза, 2002 г.), на Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии в кораблестроительном образовании, науке и производстве» (Н. Новгород, 2002 г.), на Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (Пенза, 2002 г.).

Личный вклад автора. В диссертации изложены результаты многолетних исследований, полученные автором самостоятельно, а также совместно с сотрудниками Волжской государственной академии водного транспортаЭтиным В.Л., Плотниковой В. Н. и других организаций — к.т.н., доцентом Карпенко С. Н. (алгоритмизация и программирование математических моделей).

При этом автору принадлежит: направление, методология, постановка задач и программа исследованийобоснование и построение математических моделейорганизация, планирование и проведение численных и натурных экспериментовобработка, анализ и обобщение данных численных и натурных экспериментовпроектирование (эскизные проекты) подсистем системы управления антропогенной нагрузкойнепосредственное участие во внедрении результатов работы на БО ВВТ.

Публикация. Список публикаций по материалам диссертации включает 27 работ, в т. ч. 1 монографию, 1 учебное пособие, 2 конспекта лекций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 304 стр. машинописного текста и включает 82 рисунка, 18 таблиц. Библиографический список состоит из 182 наименований. Приложение содержит таблицы и акты внедрений.

6.4. Выводы по главе.

1. Разработана система управления антропогенной нагрузкой на БО ВВТ в виде системы управления загрязнением сточных вод этих предприятий. Под управлением загрязнением сточных вод в данном случае понимается выбор такого месячного (суточного) графика сброса загрязняющих веществ из множества допустимых (не прерывающих производственный график), для которого концентрация загрязняющих веществ в выходом узле системы отвода сточных вод предприятия будет удовлетворять заранее заданным критериям.

2. Предложена технология управления загрязнением сточных вод предприятия, которая включает в себя следующие операции:

— ввод описания БО;

— описание допустимых вариантов суточных режимов сброса загрязняющих веществ каждого технологического участка;

— расчет допустимых вариантов суточных графиков сброса загрязняющих веществ предприятием;

— ввод заданного месячного графика сброса загрязняющих веществ предприятием;

— получение прогноза изменения концентрации загрязняющих веществ для заданного месячного графика сброса загрязняющих веществ предприятием;

— корректировка месячного графика сброса загрязняющих веществ предприятием.

3. Для практической реализации предложенной технологии управления загрязнением сточных вод разработан специализированный программный комплекс, который может входить в состав программного обеспечения автоматизированного рабочего места инженера-эколога. Основными компонентами этого комплекса являются: база данных и знаний, подсистема прогнозирования загрязнения сточных вод и подсистема принятия решений. Программный комплекс реализован в среде программирования Delphi 5,0 и представлен в виде набора программных модулей и диалоговых форм, обеспечивающих автоматизацию выполнения отдельных операций технологической схемы управления загрязнением сточных вод.

4. Разработанный программный комплекс практические реализован и функционирует на четырех БО ВВТ:

ОАО «Завод Нижегородский теплоход», ОАО «Октябрьский ССРЗ», ОАО «Нижегородский порт», ОАО «Городецкий судоремонтно-механический завод».

5. Социально-экологический эффект от управления антропогенной нагрузкой на БО связан с возможностью уменьшения ущерба ОС за счет изначального сокращения количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в ОС. Экономическая оценка эффекта показала, что в целом по отрасли годовой предотвращенный ущерб ОС составляет свыше 800 млн. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В итоге проведенных исследований получено теоретическое обоснование и практическая реализация методов, математических моделей и алгоритмов для управления антропогенной нагрузкой на БО ВВТ. Научные результаты, полученные в данной работе, представляют методологию управления антропогенной нагрузкой на БО ВВТ в состав которой входит:

1. Теоретические основы управления антропогенной нагрузкой на ОС, содержащие следующие направления: использование способа управления на основе косвенной информации о состоянии объекта управленияанализ квизистационарных процессов управления антропогенной нагрузкой на основе функций чувствительностипостроение обобщенных матриц косвенного управления, обеспечивающих наилучшую точность управленияанализ структурной устойчивости систем косвенного управления антропогенной нагрузкой.

2. Методы оптимизации процессов управления антропогенной нагрузкой включающие в себя: иерархические модели природно-промышленных объектов для автоматизации управления антропогенной нагрузкойоптимизационные эколого-экономические модели на основе рассмотрения глобальной и локальной целевых функций управленияалгоритмы выбора оптимальных стратегий управления антропогенной нагрузкой.

3. Способы информационного обеспечения систем управления антропогенной нагрузкой включающие в себя: структуру обмена информационными потоками в процессе управления антропогенной нагрузкойпроблемно-ориентированные процедуры сбора и обработки экологической информации.

4. Методы и алгоритмы математического описания элементов системы управления антропогенной нагрузкой, включающие в себя: общий подход к математическому описанию распространения загрязнений в различных компонентах ОСклассификацию моделей прогнозирования состояния ОСимитационную модель формирования загрязнения сточных вод БОдиффузионную и статистическую модель распространения примесей в атмосфере для БО.

5. Методы и алгоритмы принятия решений при управлении антропогенной нагрузкой, включающие в себя: классификацию задач принятия решенийформализацию и переработку качественной информацииидентификацию нечеткой модели объекта управленияструктуру, архитектуру и алгоритм функционирования проблемно-ориентированной экспертной системы принятия решений.

6. Методика построения систем управления антропогенной нагрузкой, состоящая из: технологии создания модели БОразработки подсистемы прогнозирования состояния ОСразработки подсистемы поддержки и принятия решений.

7. Реализация теоретических исследований и вычислительных экспериментов по экспериментальным и статистическим данным при проведении научно-исследовательских и опытно-теоретических работ и в учебном процессе: при создании систем управления антропогенной нагрузкой на ОАО «Завод Нижегородский теплоход», ОАО «Октябрьский ССРЗ», ОАО «Нижегородский порт», ОАО «Городецкий судоремнтно-механический завод" — при использовании в учебном процессе Волжской государственной академии водного транспорта на кафедре «Теория корабля и экология судоходства» для отработки навыков по использованию информационного и программного обеспечения систем управления антропогенной нагрузкой на БО ВВТпри разработке отраслевых документов по экологической безопасности внутреннего водного транспорта.

Полученные результаты подтвердили эффективность и практическую реализуемость предложенной методологии управления антропогенной нагрузкой на БО ВВТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 01.04.96 г. № 440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». М.: Собрание Законодательства РФ. — 1996. — № 15.- 1572 с.
  2. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1999 г.». М.: РЭФИА, 2000. — 198 с.
  3. B.C. Управление окружающей средой в процессе эксплуатации международных транспортных коридоров. / Вестник ВГАВТ. Сер. Моделирование и оптимизация сложных систем. Вып. 1, Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2002. с. 139−142.
  4. В.Л., Наумов B.C. Роль экологического аспекта деятельности речного транспорта в развитии перевозок на внутренних водных путях. / PAT, Волго-Вятское отделение. Юбилейный выпуск научных трудов. Ниж. Новгород: Изд. ВГАВТ, 2002. с. 106−108.
  5. Программа работ Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН на 2002−2006 годы. TRANS / SC. 3/2001/2, 1 August, 2001.
  6. В.А., Николаев М. В., Эльпинер Л. И. Водоснабжение судов речного флота. М.: Транспорт, 1974. — 144 с.
  7. В.В. Охрана окружающей среды: М.: Транспорт, 1989. 212 с.
  8. С.П., Ищук Ю. Т., Косовский В. И. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. JL: Судостроение, 1989. — 216 с.
  9. А.С. Концепция повышения экологической безопасности судна: Монография. Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2002. — 80 с.
  10. В.И. Автономные плавучие и береговые сооружения для очистки нефтесодержащих и подсланевых вод. / В сб. трудов СПб ГУВК. — СПб.: СПб ГУВК, 1996. — с. 37−48.
  11. П.Решняк В. И. Основные принципы организации природоохранной деятельности на предприятиях водного транспорта. / В сб. «Охрана окружающей среды. Спб.: СПбГУВК, 1993.-е. 14 — 26.
  12. Г. С., Краснощекое Г. П. Волжский бассейн: экологическая ситуация и пути рационального природопользования. Тольятти: ИЭВБ РАН, 1996.-249 с.
  13. В.А. Методология мониторинга и регулирования антропогенного воздействия на качество вод водохранилищ Волжско-Камского каскада.: Автореферат дис. докт. техн. наук. Н. Новгород, 1999.-47 с.
  14. Государственное регулирование на транспорте. Учебное и справочное пособие. Под ред. проф. А. И. Телегина. Н. Новгород, Изд-во ВГАВТ, 2001.-276 с.
  15. Качество и эффективность перевозок сухогрузов. Методы и результаты исследований за 1970 2000 годы. Под ред. д.т.н., проф. А. И. Телегина. Н. Новгород. Изд-во ВГАВТ, 2002. — 299 с.
  16. В.Д., Плотникова В. Н., Наумов B.C. Экологическая безопасность судов и промышленных предприятий водного транспорта, ч. I. Ниж. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 1997. 207 с.
  17. В.Л., Барац В. А., Андерсен М. Ю. Обеспечение экологической безопасности судоходства на внутренних водных путях России.: М. УПНТИРТ. Наука и техника на речном транспорте. Вып. 9, 1994. 16 с.
  18. Транспортный комплекс России. М.: Трансконсалтинг, 2001. — 208 с.
  19. В.Л., Иконников А. А., Наумов B.C. Экологическая безопасность судов и промышленных предприятий водного транспорта, ч. И. Ниж. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2000. 207 с.
  20. А.С., Леканов В. Г., Отделкин Н. С. Обеспыливание процесса разгрузки судов с пылящими грузами грейферно-бункерными перегружателями. / Труды ГИИВТ, вып. 264, 1991. с. 12−24.
  21. А.С., Отделкин Н. С. Борьба с пылью при перегрузке пылящих сыпучих грузов грейферными кранами. / Научно-технич. информац. сборник ЦБНТИ МРФ, вып. 4, 1992. с. 36−49.
  22. Е.Н. Речные затоны. М.: Транспорт, 1990. 85 с.
  23. В.Л., Наумов B.C. Оценка антропогенного воздействия на акватории судоремонтных заводов и баз отстоя флота. / Тезисы докл. Межд. научно-практик. форума «Великие реки 2000». Н. Новгород: Изд-во. ННГАСУ. — 2000, с. 264 — 265.
  24. Оборотное водоснабжение на судоремонтных заводах. Ю. И. Бланк, В. В. Дябло и др. М.: Транспорт, 1984. — 207 с.
  25. А. А. Химия и коррозия в судостроении. — Л.: Судостроение, 1988. 224 с.
  26. Коррозия и защита судов. Справочник. / Под ред. Е. Я. Люблинского, В. Д. Пирогова Л.: Судостроение, 1987. — 376 с.
  27. Я.М. Электрохимия и проблемы экологии. // Рос. Хим. Журнал. 1993. — т.37, № 4. — с. 61 — 66.
  28. К.Д. Микроэлементы металлы. Биогенный круговорот железа // Биология. — 2000. — № 8. — с. 18−22.
  29. Ю.А., Черногаева Г. М., Абакумов В. А. Качество воды крупных рек России / Тезисы докл. Межд. научно промыш. Форума «Великие реки России 2000». — Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2000. -с. 91−93.
  30. В.В., Брызгало В.А. Экологические последствия антропогенного воздействия на низовья и устья крупных северных и
  31. Сибирских рек. / Тезисы докл. Международного научн. промыш. Форума «Великие реки России 2000». — Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2000. — с. 88 — 90.
  32. С.В., Нечаев А. П. и др. Водоохранные аспекты бассейна р.Волги // Водоснабжение и санитарная техника. 1994. -№ 11.-с. 19−24.
  33. С.Б., Шустова JI.B. Химические основы экологии. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  34. Народное хозяйство СССР за 1985 г.: Стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1986. — 655 с.
  35. B.C. Промышленное воспроизводство водных ресурсов в глобальном круговороте // Водные ресурсы. 1982. — № 3. — с. 177 -191.
  36. Рациональное использование водных ресурсов в бассейне Азовского моря. Математические модели. / И. И. Воронович, А. С. Горелов, А. Б. Горстко. -М.: Наука, 1981. 263 с.
  37. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект Пресс, 1995. — 188 с.
  38. Е.В., Фомин Г. С., Красный Д. В. Международные стандарты ИСО 14 000. Основы экологического управления. М.: ППК Изд-во стандартов, 1997. — 464 с.
  39. .JI., Поляков В. И. Информационные системы. Томск: Изд-во ТГУ, 1989.-155 с.
  40. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984, — 375 с.
  41. Экоинформатика. Теория, практика. Методы и системы. Под ред. В. Е. Соколова. СПб: Гидрометеоиздат, 1992. — 520 с.
  42. Региональные экологические информационно моделирующие системы. — Новосибирск: Наука, 1993. — 133 с.
  43. В.Н. Принципы автоматизированного управления природно-промышленными комплексами «химическое производство -окружающая среда».: Автореферат дис. докт. техн. наук. М., 1998. — 32 с.
  44. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. Ю. Б. Осипов, Д. Е. Дымов, Д. Г. Зилинг, В. В. Куценко, А. В. Шевчук. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001. — 440 с.
  45. Ю.Б. Вопросы современной экологии и природопользования. — М.: Изд-во «Дело», 1991.-236 с.
  46. В.И. Управление природной средой. Киев.: Наукова думка, 1973.-126 с.
  47. А.В., Кафаров В. В., Кашашвили К. И. Системный анализ контроля и управления качеством воздуха и воды. Киев.: Наукова думка, 1991.-357 с.
  48. К.А., Лемешев М. Я. О планировании экономического развития с учетом требований экологии // Экономика и мат. методы. 1976. -№ 4.-с. 681 691.
  49. Ю.А. Эколого экономические аспекты управления природопользованием. // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 1998. Вып. 6. — с. 20−37.
  50. А.Ф., Савицкая Т. В. и др. Современное состояние проблемы контроля, прогнозирования и управления качеством атмосферноговоздуха. 11 Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2000. Вып. 12. с. 2−75.
  51. В.И. Методология управления в распределенных организационных системах на основе экологической информации: Автореф. дис. докт. техн. наук. Воронеж, 1999. — 33 с.
  52. Д.М. Концептуальное моделирование в задачах мониторинга окружающей среды // Системы экоинформатики. Проблемы, решения, перспективы. Томск: ТНЦ СО АН СССР, 1989. — с. 4−17.
  53. А.Ф., Савицкая Т. В. и др. Анализ загрязнения воздушной среды г. Новомосковска с использованием интегрированной автоматизированной системы контроля и управления качеством атмосферного воздуха. // Химическая технология. 2000 г. № 2. — с. 3848.
  54. Ю.С., Белан Б. Д. и др. Система оперативного контроля загрязнения воздушного бассейна промышленных центров «город». // Оптика атмосферы и океана, 1994. № 2. — с. 163−176.
  55. В.И., Худошина М. Ю. Основы логико информационного моделирования сложных геосистем. — Киев: Наукова думка, 1989. -160 с.
  56. Построение экспертных систем / Под ред. Ф. Хейеса Рота, Д. Уотермана, Д. Лепота. — М.: Мир, 1987. — 441 с.
  57. Е.В., Таран Т. А., Хомяков А. Т. Система исследования и моделирования загрязнения воздушного бассейна выбросами промышленных предприятий Украины. // Промышленные продукты и системы. 1995. № 1. — с. 25−29.
  58. Ragland K.W. et. al. Boundary layer Model for Transport of Urban Air Pollutants. AIChE Symp. Ser., 73 № 165 (1977).
  59. В.Л., Довгуша B.B., Тихонов M.H. Технология интегрированного информационно программного иинструментального обеспечения региональной экологической службы. // «Экология промышленного производства». 1996 г. № 3. — с. 18−24.
  60. А.Ф., Савицкая Т. В. и др. Разработка интегрированной автоматизированной системы контроля и управления качеством атмосферного воздуха // Химическая промышленность. 1999. № 6. — с. 53−64.
  61. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 ФЗ./ Собрание Законодательства РФ. — 2002 г. — № 2. — Ст. 133.
  62. А.А., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления. -Л.: Энергоиздат, 1982. -288 с.
  63. А.А. Гибкие производственные системы в приборостроении. М.: Машиностроение, 1988. 304 с.
  64. А.А., Кварталов А. Р., Москвичев А. П., Кудрявцев С. А. Моделирование и оптимизация в интегрированных производственных процессах. Н. Новгород: Изд. НГТУ, 2000. 78 с.
  65. Н.А., Смирнов В. Н. и др. Выбор оптимальной конфигурации косвенных измерений для объектов с распределенными параметрами // АСУ ТП в химии, энергетики, металлургии: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 1991. -М. — с. 36 — 44.
  66. ГОСТ 17.1.1.01.77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения. 24 с.
  67. Н.А. Критерии поэтапной оптимизации развития очистных сооружений на участке реки // Охрана вод речных бассейнов: Сб. научн. трудов. Харьков, 1987. с. 32−37.
  68. А.В. О некоторых общих вопросах оптимального проектирования систем контроля и управления качеством воздушной среды // Проблемы контроля и защита атмосферы от загрязнения, 1984.-Вып. 10.-с. 39−45.
  69. О.Д., Логвинов А. А. Определение социально-экономического критерия оперативного управления качеством воздушного бассейна. // Проблемы контроля и защита атмосферы от загрязнения, 1976. Вып. 5. — с. 91−97.
  70. Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука, 1968.- 399 с.
  71. Д.Г., Мясников В. А. Автоматизированные и автоматические системы управления. М.: Энергия, 1979. — 582 с.
  72. Гермейер Ю. Б Игры с непротивоположными интересами. М.: Наука, 1976.- 328 с.
  73. Н.Н. Элементы теории оптимальных систем. М.: Наука, 1975.-528 с.
  74. А.Н., Примак А. В. и др. Стратегия автоматизации санитарно-химического контроля атмосферы // Проблемы контроля и защита атмосферы от загрязнения. — 1976. — Вып. 2. с. 3−10.
  75. В.А., Кононенко А. Ф. Теоретико-игровые модели принятия решений в эколого-экономических системах. — М.: Радио и связь, 1982.- 144 с.
  76. А.В., Щербань А. Н. Методы и средства контроля загрязнения атмосферы. Киев: Наук, думка, 1980. — 296 с.
  77. А.В. Особенности построения АСУ интенсивностью загрязнения воздушного бассейна // Проблемы контроля и защита атмосферы от загрязнения. 1981. — Вып. 7. — с. 7−12.
  78. А.В. Принципы построения кибернетических систем защиты окружающей среды от загрязнения. — Киев: О-во «Знание» УССР, 1982.- 20 с.
  79. B.C. Экологический контроль на Волжском водном пути международных транспортных коридоров. // Тезисы докл. Международного конгресса «Великие реки 2001», 15−18 мая 2001 г. -Н. Новгород: Изд. ННГАСУ, 2002. с. 348 — 349.
  80. B.JI., Наумов B.C. Производственный контроль за обеспечением экологической безопасности судов на внутренних водных путях. / В сб. трудов ВГАВТ, № 282, ч. I: Изд. ВГАВТ, 1998. с. 57−63.
  81. Методические рекомендации по формализованной комплексной оценке качества поверхностных и морских вод по гидрохимическим показателям. М., 1988. — 42 с.
  82. B.C. Обработка информации в системах управления качеством вод. Там же. с. 90 — 93.
  83. И.С. Вычислительная техника и обработка данных // Автоматика и телемеханика. 1970. — № 1.-е. 3−14.
  84. И.И., Рукавишников В. А. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. — 144 с.
  85. Т.А. Система обработки экологической информации в задачах контроля качества речной воды. В сб. Алгоритмическое и информационное обеспечение систем экоинформации. Томск: Изд-во Томского филиала СО АН СССР, 1989. — с. 46−61.
  86. Н.Г., Лбов Г. С., Машаров Ю. П. Пакет прикладных программ для обработки таблиц экспериментальных данных ОТЭКС. -В кн.: Вопросы кибернетики / Материалы Ленингр. симпозиума «Теория адаптивных систем». М.: 1977, ч. 2. — с. 5−9.
  87. Ю.М. Идентификационной метод построения имитационных моделей сложных систем. В кн.: Модели, алгоритмы, принятие решений. М.: Изд-во Акустич. ин-та, 1978. — с. 78−80.
  88. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976. — 367 с.
  89. В.Ф., Свирижев Ю. М., Тарко А. Н. Математическое моделирование глобальных биосферных процессов. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  90. Stem H.J., Petrella Р.А., Alfwicker E.R. Modelinq total veniqle emission on a reqional level // J. Environ. Syst. 1974. — V. 4. — № 1. — p. 65−80.
  91. П.И. Региональная математическая модель оптимизации водных ресурсов при программировании урожаев // Географические основы регионального природопользования: Тезисы докл. респ. научн. конф. Канев, 1984. — с. 75−76.
  92. Рабочая книга по прогнозированию. / Ред. И. В. Бестужев Лада. — М.: Мысль, 1982.- 430 с.
  93. Е.И., Иванова Л. Н. Математическое прогнозирование и профилактика загрязнения окружающей среды пестицидами. М.: Медицина, 1977. — 168 с.
  94. Beqriinte Larmschuntrwande filtern Schadstoffe // Strasse und Aufobahn. -1985.-36.-№ 10.- 444 s.
  95. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. М.: Наука, 1982. — 320 с.
  96. Smit I.R. Turbulence in Lakes and Rivers // Scientific Publ. 1975. -№ 29. — p. 79.
  97. Дж. Модели в экологии. М.: Мир, 1976. — 184 с.
  98. Forrester J. Industrial dynamics. MIT — Press, New York — London, 1961.-p. 464.
  99. .С. Элементы теории потенциальной эффективности сложных систем. М.: Сов. Радио, 1971. — 225 с.
  100. Г. Э., Семенов С. М. Моделирование роста и размножения организмов на основе принципа оптимальности Холдейна Семевского // Теоретическая и экспериментальная биофизика. — 1978. -Вып. 7.-с. 18−24.
  101. Я.П. Экстремальный принцип в теории систем и видовая структура сообществ. В кн., Проблемы экологического мониторинга и мониторинга экосистем. Т. 1. — JL: Гидрометеоиздат, 1978. — с. 36 -48.
  102. В.А., Семевский Ф. Н. Вопрос об устойчивости экологических систем типа «паразит-хозяин», «хищник-жертва» с точки зрения принципа оптимальности // Зоологический журнал. -1977-Т. 56, Вып. 1. — с. 5−9.
  103. Н.С. Методы моделирования промышленного загрязнения атмосферы // Обзор. Обнинск: ВНИИГМИ-МЦД, 1975. -38 с.
  104. С., Келлог Y. Химические основы изменения климата. -В кн.: Химия нижней атмосферы. -М.: Мир, 1976. с. 252−310.
  105. Ditmars J.D. Mixing and transport // J. Water Pollution Control Federation, 1976. V. 48, N6. — p. 1620−1639.
  106. Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М.: Мир, 1975. — 500 с.
  107. Wayne L. et al. Photochemical Smod on Computer for Decision -Making //J. Air Pollution Control Assoc., 1971. V. 21, № 6. — p. 334−340.
  108. Takeuchi K. Kimura Г. Numerical Simulation of Photochemical Air Pollution in Tokyo Metropolian Area // Proc. 4-th Int. Clean Air Condr. -Tokyo, 1977.-p. 302−404.
  109. . Загрязнение подземных вод. — М.: Мир, 1981. 304 с.
  110. Н.Л. Методическое пособие по расчету рассеяния примеси в пограничном слое атмосферы по метеорологическим данным. -М.: Гидрометеоиздат, 1973. 46 с.
  111. Допустимые выбросы радиоактивных и вредных химических веществ в приземный слой атмосферы / Под ред. Е. Теверовского и А. Терновского. М.: Атомиздат, 1980. — 240 с.
  112. А. Моделирование морских загрязнений // Математические модели контроля загрязнения воды. М.: Мир, 1981. -с. 244−261.
  113. Turner D.B. Workbook of Atmospheric Dispersion Estimates // EPA Office of Air Progr. Research Triangle Park. North Carolina, 1970.
  114. Jost D., Gutsche B. International Trends in Standartization of Air Pollution Modelling and its Application // Proc. 4-th Int. Clean Air Condr. -Tokyo, 1977.-p. 261−266.
  115. Air Pollution / Ed. By A.C. Stern. New York.: Acad. Press, 1976. -V. l.-p. 314.
  116. Rayland K.W. et al. Baundary Layer Model for Transport of Urban Air Pollutanst // AIChE Symp. Ser., 1977. -V 73, № 165.
  117. H.C., Бодров В. И. К методологии структурного анализа больших систем // ТОХТ. 1986. — Т. 20, № 1. — с. 75−82.
  118. W. В. et. al. European Model of Air Pollution and its Application to Transfrontier Air Pollution. Proc. 4 th Int. Clear Air Congr. Tokyo, 1977, p. 292−298.
  119. Ю.А., Остромогильский A.X. Математическое моделирование и мониторинг окружающей среды. Обнинск: Изд-во ВНИИИГМИМЦД, 1978. — 136 с.
  120. Sienfeld S.H. et. al. Simulation of Urban Air Pollution. Photochem. Smog and Ozone React. Two Symp. Los Angebs, California, 1971, Washington, D.C., p. 58−100.
  121. Ф. Численный метод частиц в ячейках для задач гидродинамики. // Вычислительные методы в гидродинамике. М.: Мир, 1967.-с. 34−46.
  122. Socio -Econ. Plan Sci, 1, N 11,23 (1968).
  123. Ragland K.W. et. al. Boundary layer Model for Transport of Urban Air Pollutant. AIChE Symp. Ser., 73 N 165 (1977).
  124. П.И., Лахно E.C. Прогнозирование и оптимизация санитарного состояния окружающей среды. — Киев.: Выща школа, -1988.- 187 с.
  125. Viskanta R., Johnson R.Q., Bergstrem R.V. Modeling of temperature and Pollutant concentration Distribution in urban atmospheres. Trans. Asnuc. — 1976. — V. 90. — № 4. — p. 662−669.
  126. В.В. Математические модели для задач планирования и управления качеством атмосферы // Оптика атмосферы и океана. — 1997. -№ 6.-с. 572−580.
  127. В.В., Короткое М. Г. Моделирование мезоклиматов и загрязнения атмосферы индустриальных регионов (на примере г. Томска) // Оптика атмосферы и океана. 1997. — № 6. — с. 590−594.
  128. Morita Т. et. al. Use of GMDH for Estimation of regional air qualify. Env. Syst. Plan., Design and Contr. // Pergamon. Press, IF AC. — 1977. -p.p. 197−204, 381−388.
  129. А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными объектами. — Киев: Техшка, 1975. 312 с.
  130. Tamura Н., Kondo Т. Large Spateal Pattern Identification of Air Pollution by a combinef Model of source Receptor Matrix and Revised CMDH. — Env. Syst. Plan., Design and Contr., IF AC, Pergamon Press, 1979, p.p.-373−380.
  131. А. А. Прикладные методы теории случайных функций. М.: Наука, 1968. — 463 с.
  132. Е.И. Модели состояния окружающей среды распространения вредных примесей в атмосфере. — М., 1982. 196 с.
  133. Liu C.Y., Goodin W.R. A Two-Dimensional Model for the transport of pollutants in an Urban Basic // AIChE Symp. 1977. — Ser., 73, № 165.
  134. Lukas D. The atmospheric pollution of cities // Int. J. Air Pollution. -1959. -№ l.-p.p. 71−84.
  135. Briggs Plume rise USA ES. Division of Tech. Information extension. — 1969. — p. 76.
  136. M.E. Прогноз и регулирование загрязнения атмосферы. — Л., Гидрометеоиздат, 1985. 272 с.
  137. Gifford. Turbulent diffusion typing schemes: a review // Nuclear Safety.-V. 17, № l.-p.p. 25−43.
  138. B.C. Управление окружающей средой на промышленных предприятиях водного транспорта: Монография. Н. Новгород: Изд. ВГАВТ, 2002. — 220 с.
  139. В.П., Лецкий Э. Г. Статистическое описание промышленных объектов. М., 1971. — 224 с.
  140. Д. Анализ процессов статистическими методами. -М.: Мир, 1973.-288 с.
  141. Р. Методы системного анализа окружающей среды. М.: Мир, 1979.-236 с.
  142. В.В. Методы кибернетики в химии и химической технологии. — М.: Химия, 1976. 464 с.
  143. Е.Е. Метеорологическая информация и экономические решения. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — 304 с.
  144. Э.И. Гидрометеорологическая информация в народном хозяйстве. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — 175 с.
  145. Р. Л. Райфа X. Принятие решений при многих критериях: (Предпочтения и замещения). М.: Радио и связь, 1984. 560 с.
  146. Модели и методы анализа экономических целенаправленных систем / Под ред. К. А. Багриновского. Новосибирск: Наука, 1977. -237 с.
  147. Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971.-383 с.
  148. Современное состояние теории исследования операций / Под ред. Н. Н. Моисеева. М.: Наука, 1979. — 464 с.
  149. Э.И., Майминас Б. З. Решения: теория, информация, Моделирование. -М.: Радио и связь, 1981. 328 с.
  150. Г. Анализ решений. — М.: Наука, 1977. 408 с.
  151. В.В., Ногин В. Д. Парето оптимальные решения многокритериальных задач. — М.: Наука, 1982. — 256 с.
  152. Н.Н. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. — М.: Наука, 1981. — 208 с.
  153. JI. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенного решения. М.: Мир, 1976. — 168 с.
  154. Prevot М. J. Fuzzy Sets and Systems, 1981. vol. 5.
  155. B.B., Дорохов И. Н. и др. Формализация переработки качественной информации при управлении сложными химико -технологическими объектами // Доклады АН СССР. 1987. — Том 294, № 1. — с. 171−177.
  156. А.И. Структурный подход к анализу нечетко формализованных систем. 1. Эквивалентные преобразования структуры нечетко формализованных систем // Автоматика и телемеханика. 1988. — № 4. — с. 128−137.
  157. В.В., Дорохов И. Н. и др. Интерактивные задачи экспертных систем управления // Доклады АН СССР. 1989. — Т. 305, № 5.-с. 1170−1173.
  158. В.А., Пискунов А. И., Рубаник Ю. Т. Модификация многошаговой процедуры принятия решений Беллмана Заде в размытых условиях для системы микроэлектроники // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. — 1985. — № 4. — с. 166−173.
  159. А.А., Стахович М. С. Робастость операторов нечетких отношений. В кн.: Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения / под. ред. P.P. Ягера. М.: Радио и связь, 1986. -с. 78−87.
  160. В.В., Дорохов И. Н. и др. Построение экспертных систем сложных химико-технологических объектов. // Доклады АН СССР. -1989. Том. 304., № 6. — с. 1399−1402.
  161. М.А. Приближение характеристических функций нечетких множеств // Автоматика и телемеханика. — 1984. № 10. — с. 138.-149.
  162. Sygeno V., Terano Т. Kybernetes. 1977/ - vol. 6. — p.p. 157−166.
  163. В.П. Экспертные системы в химической технологии.- М.: Химия, 1995. с. 364.
  164. Дж., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры / Пер. с англ. и пред. Б. И. Шитикова. М.: Финансы и статистика, 1987.- 191 с.
  165. Экспертная система. Принципы работы и примеры. / Под ред. Р. Форсайта. -М.: Радио и связь, 1987. 71 с.
  166. Е.Ф. О разработках экспертных систем // Приборы и системы управления. 1989. — № 1. — с. 1−3.
  167. Построение экспертных систем. Пер. с англ. / Под ред. Ф. Хейеса-Рота, Д. Уотермана, Д. Лената. М.: Мир, 1987. — 441 с.
  168. А. Введение в теорию нечетких множеств. М.: Радио и связь, 1982.-432 с.
  169. B.C., Карпенко С. Н. Об одном подходе к автоматизации процессов управления качеством сточных вод промышленного предприятия. // Экологические системы и приборы. 2003, № 3. — с. 45 -48.
  170. Временная типовая методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986. 52 с.
  171. Г. А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.- 191 с.
Заполнить форму текущей работой