Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема
    • 1. 1. Степень разработанности проблемы формирования толерантности
    • 1. 2. Определение понятия толерантности в исследовании
    • 1. 3. Психологическое обоснование необходимости формирования толерантности у старших дошкольников
    • 1. 4. Критерии толерантности и интолерантности, этапы, принципы и границы формирования толерантности
    • 1. 5. Воспитание толерантности в контексте социализации ребенка дошкольного возраста
    • 1. 6. Построение целостной картины мира как основа формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 7. Средства культурно-досуговой деятельности как основа формирования толерантности у дошкольников

    Глава II. Социально-культурная деятельность как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (результаты опытно-экспериментальной работы)

    2.1. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном образовательном учреждении

    2.2. Проект программы формирования толерантности детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности «Гармония жизни»

    2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т. п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой — принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возрастапотенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учрежденийнеобходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Цель исследования: разработка концепции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности и создание программы формирования толерантности, реализуемой в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с данной целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, уточнить содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возраста.

2. Определить возрастные особенности процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и охарактеризовать основные этапы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выделить критерии толерантности и интолерантности применительно для детей старшего дошкольного возраста.

5. Обосновать условия формирования толерантности у дошкольников в воспитательной среде дошкольного учреждения;

6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объектом исследования является процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности.

Степень научного осмысления проблемы. Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.

Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Несколько похожи взгляды М. Монтессори, которая актуализирует идеи свободы в личностных проявлениях ребенка. Активная роль принадлежит самостоятельности детей. Педагогические воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному безманипулятивному воздействию со стороны педагога. Л. Н. Толстой выступает за уважение прав ребенка, провозглашая принципы народности, гуманности и демократизма. Принципиальное значение имеют взгляды К. Н. Вентцеля, который провозглашает принципы максимального развития творческих возможностей ребенка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях.

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Противоречивыми можно назвать взгляды Л. С. Выготского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л. С. Выготским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны — декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.

В основе взглядов В. А. Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности. В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах А. Г. Асмолова, М. П. Мчедлова, Г. У. Солдатовой, А. М. Кондакова, В. А. Лекторского, М. Б. Хомякова, Л. М. Дробижевой, Е. К. Быстрицкого, М. А. Джерелиевской,.

B.Ф.Петренко, В. А. Васильева, и др. Идеи толерантности встречаются в работах педагогов-новаторов, таких, как Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина,.

C.И.Лысенковой, В. Ф. Шаталова.

Международный демократический опыт утверждения и реализации идеи толерантности нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятый ООН в 1948 году. Идеи гуманизма, братской терпимости, гарантии прав и свобод граждан провозглашаются в Конституции Российской Федерации 1993 года. Наиболее масштабное определение феномена толерантности дается в «Декларации принципов толерантности» (16 ноября 1995 года, Париж).

Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта, С.Мадди. Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать. Концепция «действенного воспитания» Д. Динкмейера и Г. Д.Мак-Кейема строится на уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми. Р! Дрейкурс называл мужественными людей, которые признают свое несовершенство. Сторонники экзистенциального подхода в педагогике, в частности Г. Куперсмит, С. Мадди полагают, что при взаимодействии с ребенком следует придерживаться трех ориентаций: принятие детей, установление для них определенных ограничений, уважение их инициативы и свободы внутри этих ограничений. Б. Э. Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов.

Различные аспекты педагогики толерантности нашли отражение в диссертационных исследованиях последних лет, направленных на анализ основных путей и условий воспитания толерантности у учащихся общеобразовательных школ (А.М.Байбаков, Е. В. Брянцева, С. А. Герасимов, Е. Л. Пастухова, О. В. Цируль и др.), у студентов колледжей и вузов (С.В.Данилова, З. Г. Исмагилова, Е. В. Колебина, С. Р. Мисифулин, В. С. Чернявская и др.), раскрытие основ построения толерантной среды в образовательном учреждении (И.Г.Пчелинцева), развитие межнациональной и этнической толерантности учащихся в условиях поликультурного образовательного пространства России (Э.П.Герасимова, Ю. П. Ивкова, Л. П. Ильченко, М. К. Оксузян, Л. И. Паина, Т. С. Таюрская, Е. Н. Третьякова, Г. Р. Фархшагова и др.).

Вместе с тем, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.

Недостаточная разработанность проблемы и ее высокая практическая значимость для воспитательного процесса дошкольного учреждения определили тему диссертационного исследования: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности».

Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Ж.Ж.Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель и др) — основные положения гуманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта, С. Мадди) — взгляды по проблеме всестороннего и гармоничного развития личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа (Д.С.Лихачев, В. А. Тишков, М. Уолцер) — концепция формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста (Р.Редфильд, И.Э.Куликовская) — основные положения социально-психологической теории Б. Д. Парыгинаконцептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л.А.Венгер, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.) — учение об интересе как ведущем факторе развития личности ребенка (С.Л.Рубинштейн, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Т. С. Комарова, А.Ф.Воловик) — принцип разумного сочетания индивидуальной и коллективной деятельности (А.И.Савенков, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Петрова, Л. В. Пантелеева, Н. П. Саккулина и др.) — принципы социокультурного проектирования, сформулированные в работах А. П. Маркова, Г. М. Бирженюкафундаментальные и прикладные исследования по проблеме толерантности отечественных и зарубежных философов, социологов (Г.Л.Бардиер, Р. Р. Валитова, В. М. Золотухин, В. А. Лекторский, Е. В. Магомедова, Г. Оллпорт, Б. Риэрдон, Л. В. Скворцов, В. А. Тишков, М. Уолцер, М. Б. Хомяков, В. В. Шалин и др.) — психологов и педагогов. (А.Г.Асмолов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Байбородова, Т. В. Безюлева, Н. М. Борытко, С. Л. Братченко, Б. З. Вульфов, В. В. Глебкин, В. Н. Гуров, П. Ф. Комогоров, З. Ф. Мубинова, С. К. Бондырева, И. Б. Гриншпун, Д. В. Колесов, Е. Ю. Клепцова, А. А. Погодина, Г. У. Солдатова, П. В. Степанов, и др.);

В формировании теоретической позиции автора существенную роль сыграли диссертационные исследования В. М. Золотухина, Г. Е. Контрова, Е. С. Карякиной, И. И. Епишевой, Т. Б. Загорули, О. А. Свинцовой по проблемам воспитания толерантности.

Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:

1. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

2. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

3. Воспитание толерантности необходимо рассматривать в контексте формирования других качеств личности ребенка.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 год и включало три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых использовались исследовательские методы, адекватные целям и задачам этапа, а также особенностям предмета научного анализа.

На I — поисково-констатирующем этапе (2005;2006 гг.) — проводился анализ педагогической, психологической, философской, социологической литературы по теме исследованияопределялся его понятийный аппаратформулировались проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследованияразрабатывались критерии и показатели уровня толерантности старших дошкольников. На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и интерпретация социологических, психологических, социально-психологических и социально-педагогических, культурологических и философских теорий и концепций, систематизация) — эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент) — методы математической статистики.

На II — опытно-экспериментальном этапе (2006;2007 гг.) — был проведен диагностический этап опытно-экспериментальной работы: анализировалась возможность воспитательного процесса дошкольного учреждения в формировании толерантности старших дошкольниковвыявлялся исходный уровень сформированности толерантности старших дошкольников по выделенным критериям и показателямопределялась степень готовности воспитателей к формированию толерантности детей в культурно-досуговой деятельности. Особое место заняла разработка инструментария, позволяющего объективно оценить уровень толерантности воспитуемых. Была сформирована оригинальная диагностическая программа, основу которой составили три группы методов: а) специализированные игровые тесты: «Сказка» (К.Тейлор) — игровая диагностическая методика М. И. Лисинойигровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский) — б) программированное наблюдение за участниками игр, основу которого составил метод «полярных профилей», используемый в качестве структурирующего основания протокола наблюдения. Кроме этого, в процессе реализации задач этапа использовались методы психолого-педагогической диагностики (включенное наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование), эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта.

1П — опытно-экспериментальный этап (2007;2009 гг.) — был посвящен разработке и апробации программы формирования толерантности старших дошкольников средствами социально-культурной деятельности в дошкольном учрежденииразрабатывалась структурно-функциональная характеристика исследуемого процессавыявлялась совокупность основных условий, обеспечивающих его эффективностьотслеживались промежуточные и итоговые результаты опытно-экспериментальной работы посредством мониторингаоформлялись результаты исследования. Основные методы: теоретические (обобщение, систематизация) — методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено не имеющее аналогов теоретико-прикладное исследование формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности, что позволило: уточнить понятие «толерантность» в контексте дошкольного возраставыявить специфику процесса формирования толерантности старших дошкольников, обусловленную особенностями детей данного возрастаопределить педагогические условия формирования толерантности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учрежденияспроектировать и обосновать программу формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста с учетом концепции «картины мира» ребенка, как системообразующего компонента личностирасширить представления о возможностях использования средств социально-культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется: а) возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности — при разработке программ для дошкольного образованияб) внедрением в воспитательный процесс разработанной программы формирования толерантности детей старшего дошкольного возрастав) возможностью использования материалов исследования в системе переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.

Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ № 17 Ломоносовского района Ленинградской области.

На защиту выносятся:

1. Концепция формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности, включающая: а) обоснование старшего дошкольного возраста как сенситивного для формирования толерантностиб) обоснование возможности и необходимости формирования толерантности в контексте социализации дошкольникав) теоретическое положение о «картине мира» ребенка как системообразующем компоненте личности, обеспечивающим возможность формирования толерантности детей старшего дошкольного возрастаг) характеристику специфики формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.

2. Условия формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, включающие: а) создание толерантного пространства дошкольного учрежденияб) подготовку педагога, соответствующую целям и задачам толерантного воспитанияв) применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантностиг) взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантностид) разработку и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Программа формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста «Гармония жизни», состоящая из трех блоков («Веселый марафон», «Волшебный калейдоскоп», «Родник дружбы») и основанная: а) на принципах социокультурного проектирования: «критического порога модификации" — оптимизации «зоны ближайшего развития» личностиперсонифицированности процесса и результатов социокультурного проектированияоптимальной ориентации на сохранение и изменение (то есть соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики) — проблемно-целевой ориентацииб) на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности: целенаправленностиучета индивидуальных и возрастных особенностейкультуросообразностиединства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опытауважительного отношения к личностиактуализации положительных черт ребенкасоциальной обусловленности процесса воспитания толерантностиединства знания и поведениядиалогичности и сотрудничествавоспитывающей рефлексии.

Достоверность научных результатов обеспечена исходными методологическими позициями, их целостностью и соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, логике и задачам исследованиявозможностью повторения экспериментальной работы в новых условияхапробацией и внедрением результатов исследования в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования осуществлялась по ряду направлений, включающих: а) опубликование материалов исследования в печати (9 статей, общее количество 2,1 п.л.) — б) выступления на научно-практических конференциях: всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития туризма» (Санкт-Петербург, 2006), Международной научно-практической конференции «Роль профсоюзов в становлении гражданского общества в России» (Санкт-Петербург, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Туризм как явление культуры» (Санкт-Петербург, 2007), Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2007, 2008, 2009), Всероссийской научнопрактической конференции «Туризм в современном мире» (Санкт-Петербург, 2008) — в) участие в научно-методическом семинаре «Современные социально-культурные технологии. Современное состояние и тенденции развития» 2007, 2008 гг.) — в) опытно-экспериментальную работу на базе МДОУ № 17, Ленинградской области.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 209 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее время в обществе продолжают нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, что является внутренней угрозой безопасности нашей страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в образовательные учреждения. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Воспитание на основе вечных, истинных ценностей, не только педагогическая проблема, это проблема развития всего общества в целом. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования. Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы — формированием и развитием личности в единстве таких личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода.

Современный культурный человек — это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у детей умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

В процессе формирования толерантности необходимо учитывать, что только содержаниями сознания настрой личности на толерантность определяться не может: многое зависит от неосознаваемых установок. При различиях между осознанным и неосознанным возможна дисгармоничная толерант.

121 ность, которая проявляется только в намерениях и выражается в словах: «Он и рад бы полюбить, но все время что-то мешает». Подлинная толерантность существует и проявляется, «несмотря на.», и только тогда имеет ценность. Подлинная толерантность гармонична: она базируется на осознаваемых установках и неосознаваемой, интуитивной доброжелательности. Таким образом, толерантность необходимо воспитывать с самого раннего детства, чтобы изначально она закладывалась как доброжелательность, как умение в своем поведении не выходить за определенные пределы, как лояльность и интерес к различиям, как способность судить не предвзято, не по принадлежности, а по сути, и, более того, видеть и переживать свое сходство с другими людьми, без которых не может существовать даже самый толерантный индивид.

В рамках данного диссертационного исследования было раскрыто содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учрежденияуточнено содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возрастаопределены возрастные особенности процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраставыявлены и охарактеризованы основные этапы формирования толерантности у детей старшего до.

121 Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) /С.К.Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого социального института, 2003. 240 с. школьного возраставыделены критерии толерантности и интолерантности применительно для детей старшего дошкольного возрастаобоснованы условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательной среде дошкольного учреждения.

Учитывая то, что методических разработок по воспитанию у детей дошкольного возраста таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время очень мало, была разработана и экспериментально апробирована программа формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. В рамках Программы были использованы уникальные возможности культурно-досуговой деятельности (в частности празднично-игровая деятельность) для воспитания толерантности посредством ознакомления с культурными ценностями разных народов. Получен опыт проектирования и моделирования толерантной воспитательной среды в дошкольном образовательном учреждении на основе оптимальных сочетаний педагогических средств воспитания толерантности в условиях национально неоднородного состава воспитанников. Результативность опыта демонстрируют замеры уровня толерантности у воспитанников детского сада.

Применение данного опыта в других образовательных учреждениях возможно, так как не требует дополнительных ресурсов и доступно любому детскому саду.

Хочется также отметить, что необходима преемственность воспитания толерантности в системе образования и соответствующая подготовка специалистов в области формирования толерантности в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. — М.: Аспект пресс, 2002. — 251с.
  2. Ю. П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 2001. — 118с.
  3. .Н. Становление личности и средовая адаптация / Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. — 101с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2000. — 272с.
  5. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности // сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Универс групп, 1999. — Т.2. — С. 90−94.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2000. -376с.
  7. М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: «Эго», 2008. — 791с.
  8. А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / «Мемориал»: вестник Ленинградского общества. М., 2001, — № 24. — С. 134 140.
  9. Л.Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию // Под ред. Л. Г. Асмолова. М., 2000. — С. 149−152.
  10. Асмолов А. Г, Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия толерантность / Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001.-С. 35−36.
  11. Г. JI. Социальная психология толерантности. СПб.: СПбГУ, 2005. — 120с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 445с.
  13. Г. В., БондыреваС.К., ШеламоваГ.М. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т., 2005. — 152с.
  14. Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240с.
  15. А., Супрунова Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования / вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: ПГЛУ, 2000. — № 3. — С.123−130.
  16. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 2003, 110с.
  17. С.К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему. М.: МПСИ- НПО «МОДЭК», 2003. — 240с.
  18. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1994. 768с.
  19. В. Г. Социальная педагогика. М., 2004. — 196с.
  20. P.P. Толерантность: порок или добродетель? / вестник Моск. ун-та., 1996. № 1. — С. 160−165.
  21. К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления: хрестоматия по истории школы и педагогики России. М., 1974. -429с.
  22. Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО, 2003. — 150с.
  23. Д.И. Гармония развития: интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 144с.
  24. О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. 2-е изд., доп. — М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. -96с.
  25. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -144с.
  26. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития/Вопросы психологии. 1972. № 2. — С. 37−46.
  27. Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. — 534с.
  28. М.В. Детская картина мира. Кемерово, 1997. — 150с.
  29. М.В. Детская картина мира: образовательная программа.- Кемерово, 2000. 162с.
  30. Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Академический Проект, 2004. — 376с.
  31. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М.: Дрофа, 2000. — 574с.
  32. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. № 7. — С. 3−12.
  33. С.В. Детский сад семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 111с.
  34. В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO TN-TELLIGENTS // На пути к толерантному сознанию / Под ред. Асмолова Л. Г. М., 2000. — С. 43−51.
  35. И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекци-онной работе: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008. -96с.
  36. В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192с.
  37. В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 320с.
  38. Т.Г., Скибинская М. В., Татарникова Л. Г., Шиленок Т. А. Дом, в котором я живу. Опыт проектирования программы. СПб.: Полиграф-ресурс, 2006. — 120с.
  39. Р. Современный социальный конфликт. Очерки политики свободы. М., 2002. — 140с.
  40. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). Репринтное воспроизведение издания 1903−1909 гг. осуществленного под редакцией профессора И. А. Бодуэна де Куртенэ. М.: Прогресс-Универс, 1994. Т. 4.- 1103с.
  41. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие / Под ред. Л. А. Баландина. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 288с.
  42. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002. — 118с.
  43. Детский сад семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / авт.-сост. Глебова С. В. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 111с.
  44. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208с.
  45. В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.- СПб., 2000. — 66с.
  46. М.И., Демьянюк И. Ю., Полторак Д. И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2007. — 192с.
  47. . В. От института толерантности к уральскому межрегиональному институту общественных наук / Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2003. № 25. — С.72−81.
  48. Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж, 1926. -217с.
  49. И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. М.: Владос, 2004. — 221с.
  50. . В. От института толерантности к уральскому межрегиональному институту общественных наук / Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2003. -№ 25. — С. 43−50.
  51. П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма. М.: Образование, 2003.-№ 9.-С. 110−116.
  52. М.Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этноисторической памяти. М.: Мир психологии, 2001. — № 12. — С. 140−145.
  53. О.П., Краснокутская Ю. В., Лебедева Н. В. и др. Урок толерантности по теме «Что делает МЕНЯ частью НАС?» / Практика административной работы в школе. М., 2004. — № 7. — С. 175−180.
  54. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы / отв. Ред. А. И. Антонов. М., 2000, — 198с.
  55. А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 456с.
  56. М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. -М.: Мозаика Синтез, 2006. — 64с.
  57. М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 144с.
  58. С.Н. Праздники в детском саду. М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2002. 256с.
  59. Э., Бьюнеман О. Толерантные пространства и мозг / На пути к теоретической биологии. М., 1970. — 235с.
  60. В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч. 1. — М., 1997. — С. 179 185.
  61. В.М. Толерантность как проблема философской антропологии / Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 2004. — 45с.
  62. В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Куз-бас. Госуд. техн. ун-т., 1999. — 63с.
  63. В.М. Толерантность. Кемерово: Кузбас. Госуд. техн. ун-т., 2001.-145с.
  64. В. Россия эмигрантами прирастать будет. М.: ЭТНОсфера, 2003. — № 12. — С. 34−37.
  65. А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 224с.
  66. Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края. / Этнопедаго-гика: Проблемы обучения и воспитания. СПб, 2004. — Вып.З. — С. 20−57.
  67. Ф. Воспитание к свободе. М., 1992. — 108с.
  68. Кайл Роберт. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 640с.
  69. Кайл Роберт. Тайны психики ребенка. СПб — Москва, 2002. — 322с.
  70. М. Тренинг межкультурных отношений. Ч. 1. — М.: Ось-89, 2006. — 144с.
  71. Я. Как любить детей / Пер. с польского К.Сенкевич. М.: Знание, 1991.- 190с.
  72. А.И. Социология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 384с.
  73. Краткая философская энциклопедия. / ред.-составители: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. М.: «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. — 576с.
  74. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. СПб.: СПбГУ, 2005. — 377с.
  75. Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость / Первое сентября. М., 2004. — Вып. 53. — С. 20−34.
  76. С.С. Культурные традиции русского общества. -СПб: СПбГУП, 2003. 304с.
  77. В. А. Культура межэтнического общения / Воспитание этнотолерантности подростка в семье. М: Аст-Пресс, 1999. — 120с.
  78. Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128с.
  79. Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический Проект, 2004. — 176с.
  80. Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям / Дошкольное воспитание. № 4, 2007. — С. 92−96.
  81. И.В. Толерантность и компаративность в контексте философского дискурса / Дни петербургской философии: материалы конференций. СПб.: издательство СПГУ, 2004. — С. 76−143.
  82. О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 2005. — 93с.
  83. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Издательство Эксмо, 2001. — 856с.
  84. И.Э. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. М.: Педагогическое сообщество России. 2004. -160с.
  85. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие: методическое пособие для учителя / Под ред. Прутченкова А. С. М.: АПК и ПРО, 2003. — 56с.
  86. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — 352с.
  87. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / Вопросы философии. М: МГУ, 1997. — № 11. — С. 55−62.
  88. В.В. Народы мира: историко-этнографический справочник. М.: 1988. — 157с.
  89. Ле Шан Э. Когда дети сводят друг друга с ума. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 144с.
  90. М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. Кишинев, 1987. — 67с.
  91. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. — 555с.
  92. В.Д. Толерантность учебного процесса / Образование в современной школе. М., 2005. — № 6. — С. 43−50.
  93. В. О. «Экономика и естественное право в современной цивилизации: от ригоризма к толерантности» / вестник Уральского межрегионального института общественных отношений «Толерантность». Екатеринбург, 2002. — № 1. — С. 70−73.
  94. А.В. О методологии исследования проблемы толерантности / Толерантность в современной цивилизации. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. — С. 82−120.
  95. М. Р. Словарь антонимов русского языка. 7-е изд., испр. и доп. — М.: Аст-Пресс, 2001.-589 с.
  96. Т.В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80с.
  97. Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. М.: Просвещение, 2006. — 146с.
  98. А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие. СПб.: ИГУП, 1998. — 364 с.
  99. М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: Творческий центр, 2007. — 125с.
  100. М.Д., Рещикова С. В. Ма с друзьями целый мир (социально-эмоциональное развитие детей 7−10 лет). — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96с.
  101. Д.И. Сочинения. М.-Л., 1954. — Т. 21. — 518 с.
  102. Методические рекомендации к «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Мозаика-Синтез», 2007. — 400с.
  103. С. Психология развития: методы исследования. СПб.- М.- Харьков: Питер, 2002. — 464с.
  104. Г. В. Проблемы этнокультурного образования в современном обществе / Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. М., 2002. — С. 6769.
  105. М. Мой метод: начальное обучение / Пер. с фр. Л. Б. Печатникова. М.: ACT- Астрель, 2006. — 351с.
  106. М. Разум ребенка. М.: ИД «Грааль», 1997. — 173с.
  107. Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся / Преподавание истории в школе .- 2005. № 9. — С. 95−98.
  108. А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 304с.
  109. А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 185с.
  110. B.C. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций / Мир психологии. 2001. — № 4. — С. 210−213.
  111. Мысли о культуре / авт.-сост. Ф.В.Щеглов-Коведяев. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 159с.
  112. Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации / Под ред. к.и.н. М. Г. Турова, Т. Н. Кононовой. Иркутск: Изд-во <Оттиск>, 2002. — 138с.
  113. Народный календарь основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. Методическое пособие / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 304с.
  114. На пути к культуре мира: (Док. и материалы) / Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. М.: МИК, 1999. — 118с.
  115. Е.А. Праздники и развлечения в детском саду. СПб.: Паритет, 2008. — 160с.
  116. С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Шведовой Н. Ю. -М.: Рус. Яз., 1991, — 917с.
  117. П. Принципы действенного воспитания. Вологда, 2001. -78с.
  118. М.В. Секретный мир детей. В пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2007. — 276с.
  119. Н.В. Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде. Автореферат. Чита, 2008. — 20с.
  120. Педагогика как диалог педагогик: тез. докл. X Всерос. конф. по педагогике ненасилия. СПб.: РГПУ, 1995. — С. 43−47.
  121. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 310с.
  122. Педагогика: учебное пособие / В. И. Журавлев, В. В. Краевский, И. В. Крупина и др. / Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
  123. Педагогический энциклопедический словарь / редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др.- гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528с.
  124. В.А. Толерантность универсальный этический принцип/Известия СП лесотехнической академии. — СПб., 1993. — С. 151−155.
  125. В.И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду / программа и методические рекомендации. 2-изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 80с.
  126. Платон. Государство. М.: Мысль, 1998. — 798с.
  127. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Вопросы психологии. -1985. -№ 2. С. 105−110.
  128. К. Открытое Общество и его враги. М., 1992. — Т.2. — 528с.
  129. Политология. Энциклопедический словарь / Под. ред. Ю. И. Аверьянова. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — 431с.
  130. Пределы толерантности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции «Пределы толерантности в современном обществе 2003» / Под ред. И. Л. Первовой, В. В. Козловского. -СПб.: СПбГУ, 2003. — 248с.
  131. Психология и педагогика толерантности: уч. пособие. М.: Академический Проект, 2004. — 176с.
  132. Психология развития. Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб.: Питер, 2001. — 512с.
  133. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 651с.
  134. Психология личности: Психолого-педагогические основы толерантности: учебное пособие / JI.B. Меньшикова, О. С. Шемелина, JI.B. Кавун, JI.A. Аксенова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. — 190с.
  135. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2002. — 480с.
  136. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: 2001. -Т.2. — 210с.
  137. Психодиагностика толерантности личности / Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172с.
  138. И.Б. Способы повышения толерантности в период профессионального обучения. Социология и управление персоналом. М., 2007, — № 6 (32), С. 198 200.
  139. .Э. Толерантность дорога к миру. — М.: Бонфи, 2001. -304с.
  140. К. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефлбук, 1997.90с.
  141. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002. — 357с.
  142. М. И. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 191с.
  143. .Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1981. — 334с.
  144. Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология: учебное пособие. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 243с.
  145. С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 72с.
  146. В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие для пед. ВУЗов. М.: Академия, 2000. — 211с.
  147. Советский энциклопедический словарь. М.: Рус. яз., 1990. — 1876с.
  148. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993. -1587с.
  149. А.В. Феномен социально-культурной деятельности. -СПб: СПбГУП, 2003. 204с.
  150. Г. У. Межэтническая напряженность. М.: Смысл, 1998. — 389с.
  151. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. -56с.
  152. Социологические исследования. 1990. № 11 ./Флоренский П. А. Имена. С. 110−120.
  153. Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой. М., 2001, -271с.
  154. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учебное пособие / Под общ. ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. — 395с.
  155. Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? -М.: Октябрь, 1997. № 3. — С. 30−33.
  156. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Институт русского языка // Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981.
  157. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. — 170с.
  158. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447с.
  159. Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО, 2003.-С 64−130с.
  160. Е. О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы, коррекция / Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003. — № 2. — С. 46−65.
  161. П.В. Воспитание детей в духе толерантности / Классныйруководитель, 2002. № 2. — С. 87−89.
  162. П.В. Феномен толерантности / Классный руководитель.2004. № 3.-С. 88−94.
  163. П.В. Как воспитать толерантность? / Народное образование, 2001,-№ 9.-С. 90−95.
  164. Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. — 301с.
  165. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. — 286с.
  166. В.А. Павлышевская средняя школа. Избр.пед.соч. Т.З.-М., 1981.-165с.
  167. В.А. Разговор с молодым директором школы. Избр.пед.соч. Т.З.-М., 1981. 361с.
  168. В.А. Мудрая власть коллектива. Избр.пед.соч. Т. 2. -М., 1981.-78с.
  169. К. Психологические тесты и упражнения для детей / Пер. с англ. яз. Е. Рыбиной. М.'.Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005. 224с.
  170. . А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб.: СПбУКИ, 2007. — 195с.
  171. В.А. О толерантности: Толерантность и согласие. М., 1997. — 88с.
  172. В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах: Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. — 52 с.
  173. Толерантность в современной цивилизации. Материалы международной конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.-289с.
  174. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004.- 416с.
  175. Толерантность: материалы Летней школы молодых ученых «Россия Запад: философские основания социокультурной толерантности». — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. — 219с.
  176. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч.-метод.ст. 2-е изд., — М.: Издательство Московского психологосо-циального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 368 с.
  177. Толковый словарь иноязычных слов. 2-е изд., доп. — М.: Русский язык, 2000. — 1264 с.
  178. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1997. -726с.
  179. М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности / Классный руководитель, 2005. № 4. — С.100−102.
  180. М. О терпимости. Перевод с англ. яз. И.Мюрнберг. М.: Идеал-Пресс, 2000. — 208с.
  181. Уэйн Кеннет. Образование и толерантность / Высшее образование в Европе, т. XXI, № 2,1997. — С. 30−36.
  182. Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы. СПб.: КАРО, 2006. — 128с.
  183. Н.П., Козлов В. В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 217 с.
  184. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. -М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
  185. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / Под. ред. Гурова В. Н. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 239с.
  186. М. Бытие и время. Харьков: «Фолио», 2003. — 503 с.
  187. А. С. Социология воспитания. М.: 2000, — 172с.
  188. В.Г. Социология. М.: Логос. — 320с.
  189. О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире / Философские науки. № 12. 1991. — С. 30−39.
  190. Е. М. Социализация. / Российская энциклопедия социальной работы // Под ред. Панова А. М. и Холостовой Е. И. Т.2. — М.: Институт социальной работы, 2007. — 258с.
  191. О. Г. Формирование толерантности актуальная проблема современной педагогики / Педагогическое Зауралье, 2004. — № 4. — С. 56−58.
  192. О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) / Общественные науки и современность. № 4. 1994. — С. 100−110.
  193. С.Д. Тренинг толерантности. М.: «Ось-89», 2004.80с.
  194. Я познаю мир: Праздники народов мира: дет. энцикл. / авт.-сост. И. Полянская, Н. Ионина. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 476с.
  195. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 400с.
  196. Е. Святая наука расслышать друг друга: Суть процесса воспитания толерантности и культура диалога у учащихся / Учительская газета. 2000. — № 42.
  197. Allport G. Nature of Prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954. 101pp.
  198. American Heritage Dictionary. Random House (USA), 2004. 596pp.
  199. Civic discourse and digital age communications in the Middle East / edited by Leo A. Gher and Hussein Y. Amin. Ablex Publishing Corpporation. -Stamford, Connecticut, 2000. 319pp.
  200. Gray J. Pluralism and Toleration in Contemporary Political Philosophy // Political Studies. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. Vol. 48. — 324pp.
  201. Hopkins. J. Cultivating compassion: a Buddhist perspective. Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. New York: Broad books, 2001. 190pp.
  202. Rawls J. A theory of justice. Oxford University Press, 1973. 164pp.
  203. JI.В. //Толерантность и образова-HHe//http://www.rost.websib.ru/tolerant/4.html (25.06.2008)
  204. Н. Ч. //Толерантность и формы ее проявления в условиях глобализации// www.psychology.az (17.11.2008)
  205. С. //Состав населения Российской Федерации: крупнейшие народы// http://antropotok.archipelag.ru (23.09.2008)
  206. Декларация принципов толерантности //http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/ (12.03.2009)
  207. Д.В. //Социокультурная толерантность ее сущностные характеристики// http://res.krasu.ru/paradigma/l/ll.htm (24.07.2008)
  208. Обозрение // История толерантности// http://www.tolerance.ru/p-review-hist.shtml (05.09.2008)
  209. Педагогический словарь // «Педагогика для родителей и учите-flem>//http://www.inter-pedagogika.ru/shapka (16.07.2008)
  210. О.И. //Внедрение опыта педагогики межнационального общения в практику формирования толерантности// http://borytko.nm.ru/papers/subject6l/slomova.htm (30.04.2009)
  211. Соловейчик С.// Сотрудничество — идеальные отношения// http://upr.lseptember.rU/2002/39/2.htm (14.03.2009)
Заполнить форму текущей работой