Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, в диссертации предпринята попытка широкой социокультурной интерпретации понятия «здоровье». Традиционному сведению этого понятия к медико-биологическим характеристикам автор противопоставляет его интегративную трактовку, отражающую весь комплекс показателей оптимального функционирования человека в системе социума. Данный подход позволяет определять, в частности, такие понятия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Жизненный потенциал человека и его место в системе культурных ценностей
    • 1. Культура как имманентный человеку способ бытия
    • 2. Культурологическая характеристика жизненного потенциала человека. Л
  • З.Здоровье как базовая ценность культуры
  • Глава II. Формирование жизненного потенциала человека в социокультурной среде
    • 1. Формирование жизненного потенциала человека в социокультурной среде
    • 2. Социокультурные технологии формирования жизненного потенциала человека

Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования жизненного потенциала человека определяется местом этого понятия в интегральной характеристике личности. Все частные характеристики потенциала человека (интеллектуальный, нравственный, физический, духовный, творческий и т. д.) являются его аспектами. Исследования жизненного потенциала человека находятся в русле десятилетнего у опыта реализации программы ООН «Индексы развития человеческого потенциала"1. Но, как отмечают сами разработчики данной программы, многие базовые понятия, характеризующие потенциал человека, являются или дискуссионными, или невыясненными. Пока в характеристику потенциала человека фактически включаются лишь три индикатора: продолжительность жизни, уровень образованности, уровень доходов. Мы считаем, что жизненный потенциал — наиболее емкий показатель индекса развития человека.

Актуальность анализа названной проблемы в культурологическом плане видится в том, что он углубляет содержание культурологии, соединяя ее с антропологией и философией человека. В характеристике культуры, при рассмотрении ее типов и видов, к сожалению, отсутствует базовый интегральный показатель. Выделены религиозный, художественный, нравственный, правовой, политический, экологический типы культуры. Редко в этом ряду названа физическая культура, хотя существует целая отрасль знаниятеория и практика физической культурыи почти отсутствует восприятие здоровья человека как ценности культуры. Между тем, здоровье является не только медико-биологической характеристикой человека, оно интегрирует в себе всю совокупность форм его жизнеспособности. Через призму здоровья можно характеризовать физическое и нравственное, психическое и социальное состояние.

1 Доклад о развитии человека за 1995 год. — Нью-Йорк, 1995. личности. В современной литературе различные виды девиантного поведения уже трактуются как формы социальной патологии. Так называемые «афганский, чеченский, вьетнамский и др. синдромы» тоже характеризуют нравственно-психологические отклонения в образе жизни и в здоровье участников военных действий в горячих точках, деформируя их человеческий потенциал.

Наконец, значение рассмотрения данной темы состоит в том, что она является необходимой предпосылкой разработки эффективных социально-педагогических технологий, которые могут и должны использоваться в ходе социализации личности как процесса выявления, формирования, развития и реализации ее жизненного потенциала. Нам приятно отметить, что/ когда уже была закончена диссертация, в Москве вышел первый номер журнала «Мир психологии», весь посвященный проблеме здоровья и жизненного потенциала человека.1 Уже один перечень названий более 20 статей в этом журнале говорит не только о многоаспектности проблемы, но главное — о ее интегративности, что и позволяет рассматривать жизненный потенциал человека именно как базовую ценность культуры: «социокультурное определение здоровья», «здоровье как философская и социально-психологическая проблема», «социокультурное измерение здоровья как ценности» и т. п.

Состояние исследования проблемы. Междисциплинарный характер данной проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных научных областей: психологов и социологов, биологов и педагогов, медиков, физиологов и теологов, социальных экологов и т. д. В этих обстоятельствах интерес представляет не столько анализ персональных точек зрения, сколько их типологизация.

Медико-биологический блок исследований жизненного потенциала человека связан с характеристикой таких его граней и.

Мир психологии. — 2000. — № 1.-М.: Российская академия образования. аспектов, как соотношений генотипа и фенотипа, филогенеза и онтогенеза, здоровья и болезни, взаимосвязи основных подсистем человеческого организма на микрои макроуровнях. Мы имеем в виду работы таких авторов, как Р. И. Айзман, Н. М. Амосов,.

ГЛ.Апанасенко, И. А. Аршавский, Р. М. Баевский, И. И. Брехман, В. Г. Вогралик, В. П. Гудонис, И. В. Давыдовский, Н. С. Данилов,.

A.А.Дубровский, Н. П. Дубинин, Н. Н. Заваденко, В. П. Казначеев,.

B.В.Колбанов, Г. А. Кураев, Ю. ПЛисицын, И. И. Мечников, В. П. Петленко, К. Е. Тарасов, П. Д. Тищенко, Ф. А. Селиванов, Е. К. Черненко, В. М. Чимаров, И. И. Шмальгаузен, Ю. А. Ямпольская, Ю. Т. Яценко и др.

В этих исследованиях человек рассматривается как биологический организм, как специфическая живая система со всеми ее вещественно-энергетическими характеристиками. Они являются базовыми для определения субстрата жизненного потенциала человека. Однако в границах медико-биологической проблематики не отражается все богатство жизненного потенциала человека, поскольку он связан с психофизиологическими, социальными, нравственными и культурными функциями человека.

Представители психофизиологического направления анализа человека концентрируют свое внимание прежде всего на функциональных характеристиках человека и определяющих их физиологических состояниях и психических качествах: типе высшей нервной деятельности, темпераменте, адаптационных способностях человека, структуре головного мозга, памяти, внимании, оперировании информацией, специфике анализаторов, мышлении и речи, чувственно-эмоциональной подсистеме, мотивационных механизмах, психических установках и волевых регуляторах поведения человека. Исследования названных проблем непосредственно связаны с субстратно-функциональной характеристикой жизненного потенциала человека.

Психофизиологический анализ человека уже выходит за границы исследования человека как биологического организма, учитывая социальную детерминированность его индивидуально-локального бытия. Но человек со всеми его потенциями — это не одинокий «робинзон», а «ансамбль всех общественных отношений» (К.Маркс). Он рождается, формируется и функционирует в системе социума, в системе социальных отношений и институтов, выявляющих и реализующих его жизненный потенциал. В последнее время все больше пишут и говорят о необходимости разработки «здоровьесберегающих» образовательных технологий, которые необходимо формировать в системе социума.

Психофизиологическая проблематика представлена в работах таких авторов, как П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, И. А. Аршавский, М. М. Безруких, Н. А. Бернштейн, Н. П. Бехтерева, ВЛЗ. Бунак, В. К. Вилюнас, ПЛ. Гальперин, Е. П. Ильин, А. В. Коган, Б. Ф. Ломов, В. Д. Небылицын, В. В. Орлов, Б. М. Теплов, А. Н. Северцов, П. В. Симонов, А. А. Ухтомский, Д. Н. Узнадзе, Д. А. Фарбер,.

А.Г.Хрипкова и др.

Социологическое и социально-педагогическое направления исследования жизненного потенциала человека связаны с анализом места и функций человека в системе социальных общностей, его социального статуса и социальных ролей, типа социальных отношений с другими людьми, его диспозиций, ценностных ориентаций, идеалов, вкладов, социальных установок, а также других социальных факторов, определяющих его развитие. Более того, свою социальную определенность в качестве индивидуальности человек получает через оценки окружающих его людей: родных и близких, знакомых и друзей, воспитателей и учителей, референтных групп. Их рефлексия, в конечном счете, определяет саморефлексию, его самооценку своего потенциала. Эти внешние оценки могут быть адекватными, завышенными или заниженными, но важно, что они есть и определяют отношение человека к самому себе.

Исследование этой проблематики представлено в работах Н. Н. Авдеевой, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, И. И. Ашмарина, С. С. Батенина, А. П. Белика, Э. Берна, Р. Бернса, А. А. Бодалева, Б. С. Братуся, О. И. Генисаретского, П. В. Журавлева, Г. М. Зараковского, А. Г. Здравосмыслова, Б. В. Зейгарник, Л. А. Зеленова, В. П. Зинченко, Р. С. Карпинской, В. Келле, И. С. Кона, О. Л. Краевой, В. А. Кутырева,.

A.Н.Леонтьева, Ю. П. Лисицына, В. Н. Маркова, А. Маслоу, Н. Н. Моисеева, Н. А. Носова, Ю. П. Одегова, А. Б. Орлова, К. Р. Роджерс,.

B.М.Розина, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина, Г. Б. Степановой,.

C.Ю.Степанова, А. И. Субетто, Э. Эриксона, Е. В. Федотова, В. Франкла, Э. Фромма, Л. В. Филипповой, П.Т. де Шардена, К. Хурельмана, Б. Г. Юдина.

Высоко оценивая означенные выше три направления исследований человека, мы, тем не менее, считаем необходимым проведение культурологического анализа жизненного потенциала человека как интегративного, основанного на всех частных по отношению к нему подходов.

Жизненный потенциал человека — это ценность не только с точки зрения медицины, генетики, биологии, экологииэто ценность как таковая, заложенная в понятии «базовая ценность культуры». В существующей литературе это понятие практически отсутствует, поскольку авторы оперируют более общими и абстрактными понятиями: «человек», «потенциал человека», «человеческий потенциал», а если и вводится понятие «здоровье», то оно трактуется в основном, в медико-биологическом плане.

Культурологические исследования обладают также и социально-педагогическим характером, поскольку вся социальная среда, все механизмы социализации имеют прямое отношение к жизненному потенциалу человека, выявляя и формируя, развивая и корректируя, совершенствуя и реализуя его.

Цели и задачи исследования. Общей целью нашего исследования является интегративный анализ жизненного потенциала человека как базовой ценности культуры.

Эта цель определила необходимость решения ряда следующих конкретных задач:

• обоснование базового понятия «жизненный потенциал человека»;

• анализ места жизненного потенциала человека в системе ценностей культуры;

• выявление состава и структуры жизненного потенциала человека;

• анализ понятия здоровья как интегративного индикатора, характеризующего многомерное бытие человека в мире культуры;

• типологическое исследование социокультурных факторов, определяющих жизненный потенциал индивида;

• разработка социально-педагогических технологий формирования жизненного потенциала индивида на ранних стадиях социализации личности, ее включенности в социокультурную среду.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретических оснований работы выступают результаты частно-научных исследований человека как интегрального социального существа с полноценной биологической основой. Вторая часть этой формулы представлена исследованиями медико-биологического и психо-физиологического характера, а в первой части этой формулы -«интегральное социальное существо» — находит отражение результат антропо-социогенеза, формирующего состемообразующие качества человека, несводимые к набору чисто биосубстратных и биофункциональных характеристик.

Особое значение имеют исследования в&bdquoобласти культурантропологии и культурогенеза. В этом отношении, с точки зрения диссертанта, основную ценность представляют исследования в области теории социализации (Б.Г.Ананьев, Н. В. Андреенкова, А. Бандура, Я. И. Гилинский, Ф. Гиддингс, Дж. Дьюи, И. С. Кон, Д. Мид, Р. Мертон, Р. Парк, Т. Парсонс, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, Л.В.Филиппова), интегральной природы человека (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. П. Буева, Ю. Г. Волков, Н. П. Дубинин, В. В. Орлов, Н. Б. Оконская, В. С. Поликарпов, Н.Д.Шимин), социальной детерминации биологической природы человека (Л.И.Анцыферова, С. С. Батенин, А. В. Брушлинский, Н. П. Дубинин, В. П. Казначеев, Р. С. Карпинская, Ф. И. Минюшев, А. Т. Москаленко, Н. Б. Оконская, В. В. Орлов, К. К. Платонов, С. А. Рудзявичюс, В. Ф. Сержантов, А. И. Субетто, К. Е. Тарасов, Е.К.Черненко).

При анализе жизненного потенциала человека и определяющих его факторов, мы опирались на такие принципы диалектической методологии, как принцип гуманизма, принцип развития, принцип системности, принцип социальности, принцип гармонизации естественного и социального.

Научная новизна исследования. В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения, в которых автор видит определенный научный интерес:

• понятие «жизненного потенциала человека» как обобщающей характеристики возможностей и жизнеспособности индивида, реализуемой в ходе его онтогенеза;

• состав и структура жизненного потенциала человекаего многомерности бытия в мире культуры;

• культурологическая ценностность жизненного потенциала человека и фокусирующего его понятия «здоровье» (интегративный аксиологический аспект исследования проблемы);

• основания типологии социокультурных факторов, определяющих жизненный потенциал человека;

• комплекс социально-педагогических технологий формирования жизненного потенциала индивида на ранних стадиях социализации и инкультурации.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в разработке новых аспектов интерпретации культуры личности, процесса ее социализации и определяющих ее факторов. В практическом отношении результаты исследования представляют ценность для тех социальных институтов, которые занимаются формированием и развитием жизненного потенциала человека, прежде всего на ранних стадиях его жизненного пути. При этом социализация в контексте диссертации рассматривается в единстве таких ее разных аспектов, как инкультурация (освоение гомогенной культуры) и аккультурация (освоение гетерогенной культуры).

В работе осознается нетождественность таких близких понятий, как «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность», различие которых представлено в литературе по теории социализации, но оно не имеет принципиального значения для анализа жизненного потенциала.

Структура диссертации включает в себя две главы. В трех параграфах первой главы анализируются базовые понятия жизненного потенциала человека, в двух параграфах второй главы — факторы и механизмы его формирования.

Апробация работы.

1. Результаты основных теоретических положений работы были изложены в докладах на следующих конференциях:

1) «Педагогическая валеология: опыт, проблемы, перспективы». — Н. Новгород, НГАСА, 1997.

2) «Семья в современных социально-экономических условиях». -Н.Новгород, НГАСА, 1997.

3) «Проблемы многоуровневого высшего образования». -Н.Новгород, НГАСА, 1998.

4) «Образование Взрослых — шаг России в XXI век». -Н.Новгород, ННГАСУ, 1999.

5) «Здоровьесберегающий подход к содержанию обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и начального общего образования». — Н. Новгород, ННГАСУ, 2000.

6) «Великие реки 2000». — Н. Новгород, ННГАСУ, 2000.

2. Материалы исследования использовались на лекционных и практических занятиях со студентами при чтении курса «Педагогические теории, системы, технологии», на занятиях со слушателями курсов профессиональной подготовки по направлению «Педагогическая валеология» при чтении курса «Социально-эмоциональное развитие дошкольников». Ряд рекомендаций автора используется в практической деятельности ДОУ Н. Новгорода и области. Социально-педагогические технологии внедрялись в работу ДОУ № 38, 313, 119 г. Н.Новгорода, Муниципального центра здоровьесберегающих технологий (г.Н.Новгород).

3. Методические разработки представлены в методическом пособии «Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников» (ННГАСУ, 1999).

4. Диссертация обсуждена на заседании кафедр социальной педагогики и философии и политологии ННГАСУ и рекомендована к защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленный в диссертации анализ жизненного потенциала человека позволяет сделать ряд основных выводов.

Во-первых, в системе ценностей культуры наряду с такими, как наука, искусство, спорт, техникакак демократия, религия, дизайн, экологические ценности и т. д. приоритетное значение имеет ценность жизненного потенциала человека, его здоровье как интегративный показатель. Сам человек становится высшей общественной ценностью и целью общественного развития, альфой и омегой культуры, субъектом и объектом социокультурного творчества. Все ценности создаются Им и для Него.

От уровня развития человека, его жизненного потенциала зависят наука и искусство, техника и спорт, экологическая среда и демократическое устройство общества и т. д., все они вторичны.

Во-вторых, введение понятия «жизненный потенциал человека» с его интегративной характеристикой здоровья позволяет представить целостно-обособленный образ человека. Все частные характеристики человека (физические, психические, нравственные, интеллектуальные и т. д.) предстают как грани, аспекты целостной сущности человека. Такой подход дает возможность выявления состава и структуры жизненного потенциала человека, его внутреннего имманентного содержания. Он слагается из способностей и потребностей как его родовых сущностных сил. В нашей работе выделены биогенетический (генотип и фенотип) и социокультурный (репродуктивный и продуктивный) потенциал человека.

В-третьих, в диссертации предпринята попытка широкой социокультурной интерпретации понятия «здоровье». Традиционному сведению этого понятия к медико-биологическим характеристикам автор противопоставляет его интегративную трактовку, отражающую весь комплекс показателей оптимального функционирования человека в системе социума. Данный подход позволяет определять, в частности, такие понятия зддоровья, как физическое, нравственное, психическое, духовное, социальное как отдельные, относительно самостоятельные параметры общего, целостного понятия здоровья. При этом, все они оказываются взаимосвязанными друг с другом, и именно эти их взаимные связи, взаимные детерминации, и создают то системное качество, которое определяется термином «здоровье» .

В-четвертых, вполне естественно, возникает проблема теоретического анализа факторов, определяющих жизненный потенциал человека, или его здоровье. Наше исследование этой проблемы позволило выделить четыре группы факторов: природно-экологические, этногенетические, социально-средовые и социально-личностные. В работе приведена содержательная характеристика этих факторов с учетом их взаимодополняющего воздействия, что позволяет перейти от однозначной оценки их роли в выявлении, формировании, развитии и реализации жизненного потенциала человека к универсальной, интегративной. Значение анализа этих факторов определяется необходимостью их учета при построении социально-педагогических технологий формирования жизненного потенциала человека.

В-пятых, в работе на основе авторского педагогического опыта сформулированы основные принципы построения технологий развития личности прежде всего на ранних этапах социализации. Эти технологии внедряются в настоящее время в педагогической практике муниципального (г.Нижний Новгород) центра здоровьесберегающих технологий.

Все это позволило автору выработать конкретные социально-педагогические рекомендации для разных форм образовательных.

178 учреждений с учетом приоритетного значения здоровья человека как ценности культуры в ее многомерном измерении.

Разумеется, мы не рассматриваем нашу работу как окончательное и однозначное решение проблемы. Уже в ходе исследования проблемы выявлены ее аспекты, которые или не освещены в литературе, или являются дискуссионными, в частности, такое новое, и, на наш взгляд, перспективное направление, как «валеологическая культура личности». До сего дня она или является или «терра инкогнито», или объектом разногласий представителей медицинской, психологической, педагогической и религиозной общественности. При всей дискуссионности данной проблемы совершенно очевидны два обстоятельства, являющихся главными в этом направлении: а) здоровье является ценностью культурыб) здоровье является интеграцией комплекса характеристик биосоциального бытия человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славекая К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 334с.
  2. Абульханова-Славекая К. А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни личности. М.: Наука, 1987. — С.30−43.
  3. Абульханова-Славекая К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  4. H.H., Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии. 2000, № 1(21). -С.68−75.
  5. H.H., Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Человеческий потенциал России: факторы риска // Человек, 1997, № 1. С. 19−33.
  6. Р.И. Педагогическая и медицинская валеология цели и задачи // Валеология, 1997, № 2. — 23−21 с.
  7. Е.А., Быховская И. М. Культурологические опыты. -М., 1996. -с.ЗО.
  8. Американская социология. Екатеринбург: Изд. Деловаия книга, 1997.- 172 с.
  9. Н.М. Алгоритмы разума. Киев: Наук, думка, 1979. — 223с.
  10. Ю.Амосов Н. М. Мое мировоззрение // Вопросы философии, 1992, № 6.- С.50−74.
  11. П.Амосов Н. М. Природа человека. Киев.: Наук, думка, 1983. — 223 с.
  12. Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ФиС, 1987. — 63 с.
  13. З.Ананьев Б. Г. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. (Сб. ст.). Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1971.- 199 с.
  14. Н.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  15. .Г. О психологических проблемах социализации. //Человек и общество. Проблемы социализации. Индивид. М.: ЛГУ, Bbin. IV, 1971.-С. 144−150.
  16. .Г. Психология и проблемы человекознания. Избр. псих, тр. М.-Воронеж: Изд-во ин-т практ. психологии. НПО «МОДЭК» -1996.
  17. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во, ЛГУ, 1968. — 339 с.
  18. Ю.В. Культура как интегратор социума. Монография. -Н.Новгород: ННГУ, 1996. 174с.
  19. Ю.В. Культура как интегратор социума: Автореф. дисс.. докт. филос. наук. Н. Новгород: ННГАСУ, 1997. — 35 с.
  20. Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М., 1970, № 3. — С.23−25.
  21. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-447 с.
  22. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  23. Антропономия. Общая теория человека / Науч. ред Л. А. Зеленов. -Нижний Новгород, О A4, 1991. 172 с.
  24. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — С.3−19.
  25. Л.И. Общественно-исторический характер телесного бытия человека //Биология человека и социальный прогресс. -Пермь, 1982, С.89−96.
  26. Г. Л. Валеология: имеет ли она право на существование? II Валеология, 1996, № 2. С.9−13.
  27. Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеология, 1997, № 4. С.44−46.
  28. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья // Гигиена и санитария, 1985, № 6. С.55−58.
  29. Аристотель. Собр. соч. Т.1. Метафизика. Книга 8. М., 1975. -С.223−233.
  30. Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1976. т.1. — 550 с.
  31. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-247 с.
  32. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998. -271 с.
  33. И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. JI., 1975. — С.5.
  34. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  35. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии, 1999, № 1. С.3−13.
  36. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  37. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С.206−220.
  38. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  39. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1978. — 543 с.
  40. И.И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек, 1997, № 3. С.76−86.
  41. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  42. С.С. Человек в его истории. -Л.: Изд. Лен. ун-та, 1976.-295с.
  43. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 504 с.
  44. М.М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? Школа для родителей / Прилож. к ж. «Семья и школа», вып.5. 208 с.
  45. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Изд. Центр «Академия», 1998.-240 с.
  46. А.П. Социальная форма движения. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  47. Д.К. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С.155−156.
  48. Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977. — 126 с.
  49. Э. Трансактный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб: Братство, 1992. — 223 с.
  50. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  51. H.A. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М., 1966. — 349 с.
  52. H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.-494 с.
  53. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  54. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  55. В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
  56. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд.2, перераб. и доп. Л.: Медицина, 1974. -151 с.
  57. Н.П. О мозге человека: XX век и его последняя декада в науке о мозге человека / Рос. акад. наук, ин-т. мозга человека. СПб: Нотабене, 1997. — 67 с.
  58. Т.П., Бронский М. В. Человек в системе сфер общественной жизни. Н. Новгород: Знание, 1994. — С. 132.
  59. A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. 2000, № 1(21). — С.89−108.
  60. В.П. Взаимодействие архитектора и потребителя в процессе формирования масового индустриального жилища: Автореф. дисс. канд. архит. М.: МАРХИ, 1987. — 27 с.
  61. .С. Аномалии личности. М., 1988. — 301 с.
  62. И.И. Валеология наука о здоровье — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  63. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987.- 125 с.
  64. А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  65. БСЭ, т.1. М.: Сов. энц., 1972. — 624 с.
  66. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 85 с.
  67. Л.П. Человек и общеаственный прогресс И Вопросы философии, 1982, № 2. С.26−31.
  68. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  69. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (Филос. заметки). М.: Знание, 1988. — 63 с.
  70. В. В. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов // Советская педагогика, 1966. № 11.-С. 105.
  71. М.Е. Сила слабых (Психотерапевтическая книга). М.: Изд-во ПРИОР, 1999. — 368 с.
  72. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 364 с.
  73. И.М. Здоровье как практическая аксиология тела // Мирпсихологии, 2000, № 1. С. 85.
  74. Е.В. Типология субъектов девиантного поведения: Автореф.дисе. канд. филос. наук. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000. — 27 с.
  75. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика, 1988, № 4. С.12−18.
  76. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  77. JI. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с пол. В. К. Ронина. М.: Высш. шк., 1988. — 496 с.
  78. Г. А. Здоровье человека: философско-методологичесский анализ: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Саратов, 1994. — 24 с.
  79. А.Г. Демографическая революция. М.: Статистика, 1976. -240 с.
  80. В.Г. Можно ли продлить жизнь? Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. — 127 с.
  81. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 168 с.
  82. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты. Уч. пос. Росгов-на-Дону: Изд. Ростов, ун-та, 1994. — 282 с.
  83. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек. Энциклопед. словарь. М., Гардарики, 1999. — 520 с.
  84. П.Я. Введение в психологию. М.: изд. Моск. ун-та, 1976. -149 с.
  85. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
  86. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. Сб. ст. / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд. Моск. ун-та, 1968. -135с.
  87. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1968, т.1. — 312 с.
  88. О.И., Носов H.A., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: Исходные соображения // Человек, 1996, № 4. С.5−21.
  89. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1996. 448 с.
  90. А.Г. Смысл жизни? Это так просто. Н. Новгород: Нижэполиграф, 1998. — 48 с.
  91. Готвальд Ф.-Т., Ховальд В. Аюрведа в бизнесе. Система оздоровления личности, рабочего места и предприятия / Пер. с нем. Гарькаваго. М.: Фаир-Пресс, 200. — 384 с.
  92. Т.И. Социальная политика в отношении людей с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. докт. фил. наук. -42 с.
  93. Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социально политики. М.: Фон, 2000. — 192 с.
  94. В.П. Причины нарушения развития // Мир психологии. -2000, № 1(21).-С.108−121.
  95. A.B. Свой собственный способ быть здоровым (Кант и Зощенко) // Наука и жизнь, 1973, № 10. С.61−63.
  96. JI.H. География этноса в исторический период. М.: Наука, 1990. -279 с.
  97. JI.H. Энтогенез и биосфера Земли. JI.: ЛЩ, 1989. — 496с.
  98. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. — 544 с.
  99. П.С. Ценность и культура // Культурные ценности: прошлое и современность / М-лы совр. ученых к XVIII Всемир. философ. конгрессу «Философское понимание человека» (Великобритания, Брайтон, 21−27 августа 1988 г.) М., 1988, — С.8−10.
  100. ЮО.Гуревич П. С. Человек и его ценности //Человек и его ценности: Сб. тез. советских философов, чЛ. М., 1988. — С.1−15.
  101. В.Е. Общество и личность. М.: Высшая школа, 1962. -52 с.
  102. Ю2.Давидович В. Е. Онтология культуры // Культурология. Уч. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -576 с.
  103. ЮЗ.Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
  104. Ю4.Давидович В. Е., Чекалов A.B. Здоровье как философская категория // Валеология, 1997, № 1. С.8−11.
  105. И.В. Общая патология человека. М.: Медицина, 1969.-611 с.
  106. И.В. Проблема причинности в медицине (Этиология). М.: Медгиз, 1962. — 176 с.
  107. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т., т.1. М.: Терра, 1995. — 800 с.
  108. Ю8.Даниленко О. И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психол. журнал, 1988. т.9, № 2. — С. 108−117.
  109. Ю9.Даниленко О. И. Семнадцать тезисов о культуре и душевном здоровье// Исцеляющее искусство, 1998. Т.1, № 4. — С.22−28.
  110. Ю.Данилов Н. С. Личность и медицина: взгляд гомеопата // Мир психологии. 2000, № 1(21). — С.194−199.
  111. Ш. Дахин A.B. Феноменология универсальности в культуре. -Н.Новгород: ННГАСУ, 1995. 148 с.
  112. В.М. Четыре модели медицины. Л: Медицина, 1987. -287 с.
  113. ПЗ.Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  114. Доклад о развитии человека за 1995 год. Нью-Йорк, 1995.
  115. Доклад о развитии человека за 1998 год. Нью-Йорк. Оксфорд, 1998.
  116. Ф.Л. В здоровом теле. Мудрые мысли о здоровье. -Н.Новгород: Полиграфлэнд, 1997. 180 с.
  117. И7.Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности имарксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  118. Н.П. Биологические и социальные факторы в развитиичеловека // Вопросы философии, 1997, № 2.
  119. Н.П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист, 1980, № 11. С.62−74.
  120. Н.П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека /Н.П.Дубинин, Ю. Г. Шевченко: АН СССР Ин-т общей генетики. М.: Наука, 1976. — 235 с.
  121. Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. — 334 с.
  122. Дж. Введение в философию воспитания: Пер. с англ. М.: Изд-во ЦК Всерос. Союза работ, просвещ., 1921.
  123. Ерасов Б", С, Социальная культурология: пособие для студентов вузов. Изд.З. М.: Аспект Пресс, 1998. -591 с.
  124. С.А. Путь жизни человека // Проблемы человека в философии. Н. Новгород: НГУ, 1999.
  125. П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. — 364 с.
  126. Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. -Ленинград: Наука, Лен. отд., 1989. 190 с.
  127. И.В. Здоровье подростков: есть ли будущее у нации? // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 15. Конфликтология здоровья и здравоохранения в современной России. М., 1999. — С.225−260.
  128. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР, 1982, № 4. С.29−33.
  129. Е.П. Мотивы человека. Теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. — 292 с.
  130. Интеллектуальный потенциал провинции // Человек, 1996, № 4. -С.142−148.
  131. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб.: Лань, 1988. — 320 с.
  132. Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье с многочисленными упражнениями. М., 1991. — 182 с.
  133. В.В. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание //Вопросы психологии № 1, 1992. С. 15−21.
  134. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  135. М.С. Познание и оценка в искусстве // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. — С.98−113.
  136. М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1996.-416 с.
  137. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328с.
  138. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. -Москва-Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки спец-тов, Костромской гос. пед. ун-т, 1996. 248 с.
  139. В.П. Проблемы человековедения. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов. — 1997. -352 с.
  140. P.C. Человек и его жизнедеятельность. -М.: Знание, 1988.- 64с.
  141. P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 352 с.
  142. Т.В. Прогресс общества и проблема целостного биосоциального развития современного человека. М.: Медицина, 1978. — 247 с.
  143. В. Человеческий потенциал и человеческая личность // Человек, 1997, № 6. С.5−14.
  144. А.Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -320 с.
  145. Коган А. Б. Функциональная организация нейронных механизмов / Уч-к для биол. спец. вузов. 2-е изд., перер. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 367 с.
  146. В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологический очерк. Новосибирск: НГУ, 1991. -320 с.
  147. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
  148. Р.И., Фарбер Д. А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1977. — С.5.
  149. B.B. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  150. JI.C. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии, 1999, № 1. С.83−91.
  151. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  152. Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. — 269 с.
  153. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967.- 383с.
  154. В.А. Конференция ООН по окружающей среди и развитию // Рио-де Жанейро, июнь 1992 г. // Информац. обзор. Новосибирск. СО РАН, 1992. — 62 с.
  155. О.Л. Диалектика потенциала человека. Монография. М. Н. Новгород, Нижегород. гос. с/х академия, 1999. -192 с.
  156. О.Л. Социально-философский анализ потенциала человека: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Н. Новгород, 1999. — 46с.
  157. Краткий словарь по социологии / под общ. ред.Д. М. Гвишиани, Н.ИЛапина. М.: Политиздат, 1989. — С.443.
  158. О.Н. Человек, индивид, личность в социально-философском исследовании // Вопр. философии, 1982, № 2. С.41−44.
  159. Е.Г. Диалектика производства и потребностей. М.: Политиздат, 1977. — 176 с.
  160. . Уч. пос. для студ. вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-576 с.
  161. Г. А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение /отв. ред. А. Б. Коган. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1982. — 160 с.
  162. Г. А., Пожарская E.H. Этнические аспекты валеологии // Валеология, 1999, № 1. С.60−67.
  163. В.А. Алгебра, убивающая гармонию // Человек, 1991, № 3. -С.31−42.
  164. Ш. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: Н. Новгород, 1994. -199 с.
  165. В.А. Культура в объятиях культурологии II Человек, 1998, № 5. С.22−34.
  166. В.А. Полюбить жизнь больше смысла ее // Человек, 1992, № 4. С.5−14.
  167. Ю.А. Философские основы теории и практики физической культуры: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Н. Новгород, 1993.
  168. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: МГУ, 1981.-584 с.
  169. А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  170. А.Н. Эмоции //Фил. энциклопедия. М.: Сов. энц., 1980. т.5. — С.553−556.
  171. Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  172. Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества, 1980, № 2. С.15−16.190 .Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  173. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318с.
  174. А.Б. Социально-философские аспекты отражения тендерных различий при изучении человека // Духовный мир личности: становления и развитие. Межвуз. сб. науч. тр. -Н.Новгород: НГПУ, 1998. -214 с.
  175. Маецкий 3. Диалектика общественных и личностных ценностей: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.ф.н. Л., 1988.
  176. С.Б. Формы, функции и механизмы преемственности в историческом познании: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. -Томск: Томский ун-т, 1963. 16 с.
  177. M.K. Философия и личность // Человек, 1994, № 5. С.5−20.
  178. В.Н., Синягин Ю. В. Потенциал личности / Мир психологии, 2000, № 1. С.250−261.
  179. А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — 304 с.
  180. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й. За пределами роста. Продолжение знаменитого доклада Римскому клубу «Пределы роста». М.: Прогресс, Пангея, 1994. — 304 с.
  181. В.М. О понятии культуры: Уч. зап. вып. 14. — М.: Моск. гос. институт культуры, 1967. — С.27−29.
  182. И.И. Этюды о природе человека. -М., 1916. 213 с.
  183. И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1987. — 327 с.
  184. Ф.И. Социальная антропология. М.: Братья Карич, 1997.- 192 с.
  185. ММЭ, т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 1183 с.
  186. H.H. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка. Доклад на заседании научного Совета ФЦП «Возрождение Волги» 25 окт. 1994. Н.Новгород.
  187. H.H. Человек и биосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. -350с.
  188. H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.
  189. Г. В., Москаленко А. Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности.-Новосибирск, 1981.
  190. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность / отв. ред А. А. Чечулин. Новосибирск: «Наука», Сиб. отд., 1989. — 202 с.
  191. В.В. Культура и деятельность как факторы социализации: Автореф. докт. филос. наук. Киев, 1988. — 35 с.2Ю.Москаленко В. В. Социализация личности (Философский аспект). -Киев: Вища школа, 1986. 198 с.
  192. МоскаленкоА.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984.-316с.
  193. A.B. Социальная педагогика: уч. для студ.пед.вузов (под ред. В.А.Сластенина). -М.: Изд. центр «Академия», 1999. -184с.
  194. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М., 1965. — 470 с.
  195. В.В. С возрождением Волги возродится Россия // Волга -бизнес, Самара, 1998, № 5. •
  196. В.В. Состояние окружающей среды и стратегия безопасного развития г. Н. Новгорода // Известия жил.ком.акад. Городское хозяйство и экология. М., 1999, № 4.
  197. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Сб. работ. М.: Наука, 1976. — 336с.
  198. В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 320 с.
  199. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека / Н. П. Дубинин, Ю. Г. Шевченко: АН СССР Ин-т общей генетики. -М.: Наука, 1976. 235 с.
  200. В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998. — 488 с.
  201. В.В. Биология общества и социальный прогресс //Биология человека и социальный прогресс. -Пермь, 1982.- С.3−16.230.0рлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь: Пермский ун-т, 1974. — 397 с.
  202. A.A. Избранные труды. М.: Медгиз, 1950. — 331с.
  203. Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965.
  204. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.
  205. .Д. Анатомия общения. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 300 с.
  206. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.-348с.
  207. В.П. Валеология человека. Здоровье Любовь — Красота, в 5 т. -Т.1.- 304 с.
  208. В.М. Человеческие потенциалы и их распределение // Человек, 1998, № 6. С.5−21.
  209. A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности Ростов-на-Дону: изд «Феникс», 1996. — 512 с.
  210. В.А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в д/у. М.: Новая школа, 1993. — 102 с.
  211. А. Человеческие качества. М., 1985. — 312 с.
  212. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практ. пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Роспедагентство, 1997. — 176 с.
  213. Приказ Мин-ва образования РФ от 22.10.99, № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Мин. образования РФ».
  214. Проблема ценностей в философии. М., 1966. — 261 с.
  215. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПУ, 1987. -151с.
  216. .Б. Общество и общественное здоровье // Человек, 1993, № 5. -С.86−91.
  217. Пути интеграции биологического и социо-гуманитарного знания. -М.: Наука. 240 с.
  218. Н.Ф. Надежды на выживаемость человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, Экология, 1992. -367с.
  219. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. Е. В. Маликовой, Е. А. Соколова. Предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1988. — 255 с.
  220. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер с англ / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Изд. гр «Прогресс». «Универс», 1994. — 480 с.
  221. В.М. Здоровье как философская и социально -психологическая проблема // Мир психологии. 2000, № 1(21). -С.12−31.
  222. В.М. Психология и культурное развитие человека / Уч. пос. -М., 1994. 143 с.
  223. С.Л. Основы общей психологии. т.П. М., 1989. — 145с.
  224. Русский менталитет. Тез. докл. 5-й межвуз. конф. Н. Новгород: НГУ, 1999.
  225. Е.Ф., Кулешова Л. Н., Прохоренко Т. В., Балакшина Ж. А. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека И Вестник СПб ун-та, серия 6, вып.2, 1996, VI. С.65−73.
  226. Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. 2000, № 1.
  227. T.B. Российская семья: Быть или не быть (на материалах американских источников) // Мир России, 1994. T.III. -№ 1.
  228. А.Н. Ввведение в теории эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981.-317с.
  229. Ф.А., Чимаров В. М. Философия здоровья / уч. пос. -Тюмень, 1998. 132 с.
  230. B.C. Культура и развитие человека // Вопр. философии, 1982, № 2. С.41−44.268 .Семенов И. Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки и современность. — 1998, № 3.
  231. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992.
  232. В.Ф. Природа человека и его судьба (Философская антропология). СПб: ПАНИ, 1994. — 427 с.
  233. В.Ф. Теория личности. JL: ЛГУ, 1982. — 185 с.
  234. В.Ф. Философские проблемы биологии человека. Л.: Наука, 1974. — 158 с.
  235. A.A. Социальный опыт: сущность и спецификавоспроизводства при социализации. Красноярск: Ун-т, 1987. — 176 с.
  236. Г. Н. Экология, этносы и культура // Человек, 1990, № 6.1. С.38−50.
  237. П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989. — 63 с.
  238. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 239 с.
  239. П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. -350с.
  240. П.В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. — 108 с.
  241. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
  242. О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1990. -416с.
  243. С. Технологии в образовании // Высшее образование в России, 1999, № 1. С.109−112.
  244. В.В. Средневековая философия: Уч. пос. для филос. фак. и отд. ун-тов. М.: Высшая школа, 1979. — 448 с.
  245. Г. Н., Смолин Г. Л. Человеческий потенциал (размышления о содержании понятия) // Человек. 1997. — № 5. -С.108−113.
  246. Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. — 271 с.
  247. В.И. Спартианские игры новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 3. — М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РТАФК, 1997. — 280 с.
  248. В.И. Спорт и культура (методологический и теоретический аспекты проблемы) // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания. М.: Гуманитарный центр «СпАрт», РГАФК, 1997. -С84−209.
  249. А.И. Общественный интеллект и культура // Человек. Культура. Образование. Мир человека. Вып.З. Н. Новгород: НГСХА, 1998. — 53−59.
  250. А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 1999. — 827 с.
  251. А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -168 с.
  252. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Логос, 1992. — 204 с.
  253. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: Мысль, 1979. — 366 с.
  254. Тейяр де Шарден П. О счастье // Человек, 1991, № 2. С.108−115.
  255. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.
  256. Теории юности в западно-европейской и американской психологии /Хрестоматия психологии личности. Самара: Бахрах, 1996. — 480 с.
  257. .М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Психол. наука в СССР. М., 1960, т.2. — С.14−19.
  258. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
  259. .М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Сб. ст., т.5. М.: Просвещение, 1967. — 287 с.
  260. Терпимость: преддверие мира. Учебно-преподавательское руководство по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии. ЮНЕСКО, 1994. 35 с.
  261. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240 с.
  262. П.Д. Ген-Этика // Человек, 1996, № 6. С.67−76.
  263. П.Д. Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез (Повествования и рассуждения) // Мир психологии. -2000, № 1(21). С.31−54.
  264. А.Д. Информация общества: Введение в соц. информатику. -М., 1990, — 191 с.
  265. Устав ВОЗ // Основные документы ВОЗ. 36-е изд. — Женева, 1986. -С.5−36.зоз.Ухтомский A.A. Письма / Пути в незнаемое. М., 1973, сбЮ. -С.386.
  266. A.A. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. M.-JI., 1954-Т.4.-232 с.
  267. A.A. Уловить содержание и смысл бытия. Из неопубликованного // Псих.ж., 1994., Т.12 № 2.-С.139−151.
  268. Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. -Л.: Наука, 1990. 168 с.
  269. М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т., т.2. -СПб: Терра-Азбука, 1996. 672 с.
  270. О.Федотов Е. В. Основы социально-психологической культуры. Уч. пос. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1993. — 104 с.
  271. Е.В. Понятия «дух» и «душа» в философском мироощущении // Мир человека теория и история мироощущений. Сб. науч. тр. Вып.2. — Н. Новгород: Изд. ННГУ, 1997. — 182 с.
  272. Е.В. Проблема многообразия форм времени /Пространство и время в научной картине мира // Тез. докл. респ. конф. Уфа, 1991.
  273. Физиология развития ребенка / Под ред. Козлова Р. И., Фарбер Д. А. -М.: Педагогика, 1983. 296 с.
  274. Л.В., Лебедев Ю. А. Подготовка ребенка к школе как валеологическая проблема // Программы «Здоровье» в системе образования. Тезисы докладов 2-ой обл. научно-практ. конф. 15 дек. 1999. Н.Новгород.
  275. Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф. дис.. докт. филос. наук. -Н.Новгород, 1993. 300 с.
  276. Л.В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. Пермь: Пермский ун-т, 1992. — 264с.
  277. Л.В., Лебедев Ю. А., Копейкина Е. Ю. Философско-педагогические проблемы валеологии. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000.-219 с.
  278. Философия и ее место в культуре. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. — 241 с.
  279. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 839 с.
  280. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский. М.: Изд. дом «Индра», 1997. — 574 с.
  281. В.А. Человек в мире культуры. Уч. пос. по культурологии. Н. Новгород, НГПУ, 1998. — 99 с.
  282. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  283. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произв. / Сост., науч. ред., авт. вст. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1984. — 448 с.
  284. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. — 558 с.
  285. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983.- 350 с.
  286. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. — 256 с.
  287. Э. Душа человека. М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 664 с.
  288. Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ, 1998. — 512 с.
  289. Э. Психоанализ и культура /Избр. тр. К. Хорни, Э. Фромма / Перевод, сост. и авт. послесл. А. М. Руткевич М.: Юрист, 1995. — 623 с.
  290. Э. Психоанализ и этика. М.:Республика, 1993. — 415с.
  291. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — т. 1., 231 с.
  292. А. Г. Антропова М.В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  293. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. -М.: Просвещение, 1988. 216 с.
  294. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. Спб: Питерком, 1998. -608с.
  295. A.B. Проблема здоровья во внерациональных формах культуры. Ростов-на-Дону, 1997.
  296. Человек мера всех вещей. Тезисы докладов к XVII межзональному симпозиуму. — Горький: Горьк. обл. организация СНИО СССР, 1990. — 243 с.
  297. Человек и общество. Проблемы социализации индивида: Сб. ст. / Под общ. ред. Б. Г. Ананьева и Л. И. Спиридонова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- 199 с.
  298. Человеческий потенциал как глобальная проблема // Человек, 1998, № 6. С.181−183.
  299. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода // под ред.И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС. — 175 с.
  300. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (Философские заметки). М., 1988. — С.20−28.
  301. В.М., Селиванов Ф. А. Философия здоровья. Уч. пос. -Тюмень, 1998, 132 с.
  302. В.И., Диси Э. Л. Жизненные стремления и психическое здоровье студентов // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — с.48−56.
  303. И.Ю. Информационный механизм социального наследования. Автореф. дисс.. канд.социологич. наук. -Кемерово, 1997. — 26 с.
  304. Шаварский 3. Ответственность человека за свое здоровье // Человек, 1994, № 2. С.56−61.
  305. В.Д. Происхождение человечности. Учебное пос. для студ. вузов. М.: Логос, 1999. — 200 с.
  306. А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1993.-512 с.
  307. В.Н. Социальные ценности: философско-социологический анализ: Автореф. дисс.. докт.филос.наук. Н. Новгород, 1992. — 46 с.
  308. Н.Д. Развитие личности в системе семейных отношений. -Горький, 1988.
  309. Н.Д. Семья как общественное явление: Опыт соц.-филос. анализа. Воронеж: изд. Воронеж, ун-та, 1989. — 188 с.
  310. И.И. Кибернетичекие вопросы биологии. -Новосибирск: «Наука», Сиб. отд. 1968. 223 с.
  311. И.И. Геометрия адаптивного измерения биосистем // Физиология человека. 1993, т.19, № 3. — С. 148−157.
  312. И.И. Организм как целое в индивидуальном развтии. -М.: Наука, 1986.-421 с.
  313. И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1983. — 360 с.
  314. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга: Духовное познание, 1992. — 108 с.
  315. Р. Духовное становление педагогики. М.: Парсифаль, 1995. — 256 с.
  316. Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа проявления душевно-духовного. Калуга: Духовное познание, 1995. — 480 с.
  317. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М.: Парсифаль, 1994. — 80 с.
  318. Р. Социальное будущее. Калуга: Духовное познание, 1993.-240 с.
  319. А.Г. Методологические подходы к «изменению здоровья» // Здоровье человека в условиях НТР: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. — С.26−33.
  320. Н.Е. Педагогический практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общ-во России, 1998. — 250 с.
  321. В.А. Новый технократизм: Феномен техники в контексте духовного производства: Монография. Н. Новгород: ННГУ, 1995. -115 с.
  322. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304 с.
  323. ЗбЗ.Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992. 55 с.
  324. .Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. -2000, № 1(21). С.54−68.
  325. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  326. ЗббЛмпольская Ю. А. Акцелерация роста и развития подрастающего поколения. Акцелерация развития и состояния здоровья детей и подростков // ВНИИТИ. Медицина и здравоохранение. Сер. Педиатрия, 1980, № 2. С.5−22.
  327. К. Общая психопатология. М., 1997. — 55 с.
  328. Ю.Т. Здоровье или болезнь. Взгляд на проблему // Мир психологии. 2000, № 1(21). — С. 165−169.
  329. Bandura A. Social Learning Theory and identificatory processuc in D.A.Costin (Ed.), Handbook of socialization theory and research, Chicagn Rana MeNalty, 1969.
  330. Bourgeois-Pichat J. Essaisur la moralite «Biologige» del homme // «Population». 1952. № 3. — P.381−394.205
  331. Das Goetheanum. Der Bau-Jmpuls R. Steiners Philosophisch-Anthroposophischer Verlag, Goetheanum Dornach / Schweiz. 1978. -130c.
  332. Diltey W. Gesammelte Schriften Bd. V. Stuttgart, Cottingen (Tenbner Vamdenhoeck Ruprecht), 1957.
  333. Hurrellmann K. Gesundheifsforerung in der Jchult Bielefeld, 1996. Gesundheifswissenschaften Beltz Verlag. Weinheim und Basel, 1993.
  334. Petermann. U., Petermann F. Training mit sozial unsichere Kindern. -Weinheim: Belitz, 1994.
  335. E.B., 1958. Primitive culture. N.V., p.l.
Заполнить форму текущей работой