Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование развития производства и сбыта продукции животноводства в регионе: На примере Саратовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования показывают, что сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают большие трудности с выбором каналов сбыта хотя бы по причине несвоевременной оценке их экономической выгоды. Мы полагаем, основным критерием эффективности канала сбыта следует считать его прибыльность, по величине которой к наиболее эффективной относится продажа скота и птицы предприятиям и организациям в порядке… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ
    • 1. 1. Формы и методы организации управления производственно-сбытовой деятельностью
    • 1. 2. Основные положения формирования системы управления сбытом животноводческой продукции
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Особенности производства и сбыта продукции животноводства на продовольственном рынке
    • 2. 2. Динамика товарного оборота животноводческой продукции в регионе
  • ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
    • 3. 1. Совершенствование государственной поддержки предприятий и перспективы роста объемов товарной продукции на региональном уровне
    • 3. 2. Пути взаимодействия потребительской кооперации с личными хозяйствами населения в современных условиях
    • 3. 3. Разработка и реализация имитационной динамической модели взаимодействия районного потребительского общества с личными хозяйствами населения

Регулирование развития производства и сбыта продукции животноводства в регионе: На примере Саратовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Государственное реформирование аграрной экономики России проводится без достаточного учета научной проработки возможных последствий, выразившихся в общем экономическом кризисе продовольственного баланса в стране и тяжело отразившихся на тенденции развития отраслей сельского хозяйства, особенно животноводства. Производство молока и яиц стало низкорентабельным, а мясо и шерстиубыточным.

Слабая адаптация российского животноводства к условиям рыночной экономики является узким местом в системе сбыта соответствующей продукции. В исследованиях экономики животноводства в советское время ученые и практики занимались лишь проблемой увеличения объемов производства продукции, так как фактически система сбыта в дорыночный период не имела трудностей. Централизованный экономический механизм базировался на стремлении производства к достижению обеспечения потребления продуктов питания в объеме медицинских норм любыми средствами. Рыночный экономический механизм включает себя решающие факторы успешного развития производства соответствующих продуктов отраслей животноводства адекватно размеру покупательной способности и ожиданий населения. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители должны предвидеть конъюнктуру рынка животноводческого сырья и готовой продукции, в изучении которого предприниматели и физические лица должны использовать современные методы контроля и систематического воздействия на возможности конкурентов, а также формирования собственной эффективной системы сбыта производимого товара.

Сложившиеся на сегодняшний день каналы сбыта являются дискриминационными для сельхозпроизводителей. Стремление предприятий переработки и торговли получить сверхприбыль является тормозом производства и резко снижает потребительский спрос. Закупочные цены продукции животноводства в ряде случаев ниже себестоимости ее производства, а рыночные цены на мясомолочные товары значительно выше всех затрат. Разница между величинами цен и себестоимости идет в пользу посредников. Поэтому в настоящее время актуальной для практики является развитие системы производства и сбыта продукции, а также поиск новых механизмов взаимодействия с потребителем животноводческой продукции и определение устойчивых каналов её сбыта.

Состояние изученности проблемы. Сбыт как объект управления рассматривается в работах В. Н. Афанасьева, О. С. Бунаковой, И. Н. Герчекова, В. А. Ковшова, Г. А. Лавровой, А. В. Линниченко, Ш. С Нурмухамедовой, П. Г. Прервы. В зарубежной литературе эта проблема затрагивается Ф. Котлером, Ж.-Ж. Ламбеном, Г. Дж. Болтом.

Вместе с тем многие вопросы функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рынка, изыскания дополнительных резервов повышения их эффективности в производстве и сбыте продукции животноводства требуют дальнейшего углубленного изучения. Особую практическую значимость приобретают исследование и разработка направлений совершенствования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции в различных организационно-правовых формах хозяйствования. Это связано с тем, что за годы реформ в животноводстве произошли кардинальные перемены по соотношению численности животных на крупных предприятиях и в личном пользовании. В настоящее время в индивидуальном секторе сосредоточено 40% крупного рогатого скота, 60% овец и коз и около 45% свиней. Практика показывает, что индивидуальный сектор сельского хозяйства динамично развивается, прочно занимая свое место в российской и региональной агроэкономике. Занятость сельского населения на личном подворье служит устойчивым противовесом безработице и способствует наиболее полному использованию трудового потенциала семьи. Действующая система налогообложения также стимулирует развитие личных хозяйств населения, так как по существующему законодательству они не относятся к предпринимательской деятельности и не облагаются налогами (кроме земельного налога и налога на имущество физических лиц). Такое положение стимулирует увеличение товарности индивидуального производства.

Однако дальнейшее развитие мелких товаропроизводителей сдерживается отсутствием в Саратовской области реальной системы закупки производимой населением сельскохозяйственной продукции. В условиях преобладания разовых сделок со случайными покупателями без долговременных договорных обязательств усиливаются неопределенность и непредсказуемость личных хозяйств населения на региональном и локальных рынках. В таких условиях сельскому жителю трудно обеспечить планомерное воспроизводство хозяйственных сооружений, технических средств, эффективной технологии производственной базы, племенного улучшения скота, приобретения средств малой механизации и т. д. Отсюда актуальным также является объединение усилий индивидуальных хозяйств не только в осуществлении процессов вертикальной кооперации для формирования и развития сбыта производимой продукции, но и её переработки, материально-технического снабжения, ветеринарного обслуживания, кредитной и страховой деятельности.

Отечественные ученые внесли значительный вклад в исследование основных форм кооперации. В частности, данной проблеме посвящены труды А. В. Чаянова, Б. З. Дворкина, В. Е. Одинокова, Е. Н. Волочковой, Р. В. Пронина, С. А. Пчелинцева, А. В. Куркина, А. В. Кузнецова и других ученых. Вместе с тем, на наш взгляд, важными направлениями развития экономики производства и сбыта продукции животноводства коллективных предприятий и личных хозяйств населения являются развитие различных форм производственной и потребительской кооперации и возрождение деятельности системы Центросоюза Российской Федерации. Поэтому назрела необходимость в дальнейшем исследовании указанных проблем и обосновании путей их решения.

Цель диссертационной работы заключается в комплексном исследовании особенностей организации управления производства и сбыта продукции животноводства на принципах развития продовольственного рынка и в разработке предложений по совершенствованию системы сбыта товарной продукции различными организационно-правовыми формами хозяйствования на региональном уровне.

В соответствии с поставленной целью в работе определено решение следующих задач:

• изучение эволюции развития форм, принципов и методов организации управления производственно-сбытовой деятельностью в агросфере;

• исследование особенностей управления производством и сбытом продукции животноводства;

• проведение анализа современного состояния организации производства и сбыта продукции животноводства, а также динамики его развития в разрезе основных форм хозяйствования на региональном уровне;

• обоснование адаптационных условий кооперации личных хозяйств населения в производстве и сбыте продукции животноводства;

• выявление перспектив развития потребительской кооперации в рыночных условиях;

• разработка вариантов построения взаимоотношений потребительской кооперации с личными хозяйствами населения на районном уровне;

• определение направлений совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в росте объемов товарной продукции.

В качестве объекта исследования выбраны субъекты регионального продовольственного рынка Саратовской области в системе различных форм их кооперации.

Предметом исследования являются происходящие процессы в тенденциях формирования и развития организации производства и сбыта продукции животноводства в условиях переходной рыночной агроэкономики на региональном уровне.

Теоретико-методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученных, а также практиков по проблемам сбыта продукции, развития коллективных предприятий и личных хозяйств населения, формирования и функционирования потребительской кооперации на селе.

В процессе исследования применялась совокупность методов: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический и сравнительный анализ. В качестве научного инструмента оптимизации параметров развития потребительской кооперации сельского населения использована имитационная динамическая модель, реализованная на ЭВМ с применением программы Ms Excel.

Информационным инструментарием исследования послужили материалы Госкомстата Российской Федерации, Саратовского комитета госстатистики, министерства сельского хозяйства Саратовской области, федеральные и региональные законодательные акты, годовые и квартальные отчеты сельскохозяйственных предприятий и областной потребительской кооперации Центросоюза, разработки научно-исследовательских учреждений, справочные и нормативные материалы.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

• раскрыты сущность и содержание управления производственно-сбытовой деятельностью в планово-распределительной и рыночной системах хозяйствования;

• уточнены и систематизированы основные понятия, характеризующие сущность сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий, функционирующих в условиях развития продовольственного рынка;

• с помощью ретроспективного анализа выявлены тенденции структурных изменений производства и сбыта продукции животноводства в разрезе форм хозяйствования и определена значительная роль личных хозяйств населения в росте товарных объемов молока, мяса различных видов и яиц;

• обоснованы возможность и необходимость объединения личных хозяйств населения в производстве и сбыте продукции животноводства на основе интенсивного возрождения потребительской кооперации системы Центросоюза;

• предложена методика совершенствования организации сбыта продукции животноводства личными хозяйствами населения на основе их взаимодействия с потребительской кооперацией;

• разработан прогноз развития личных хозяйств населения на перспективу в области производства и сбыта продукции животноводства и роста поголовья скота в регионе.

В качестве совокупного результата выполненных исследований на защиту диссертации выносятся следующие положения:

• обоснование маркетинговой системы организации управления производственно-сбытовой деятельности форм хозяйствования на кооперационной основе;

• предложения по совершенствованию сбыта продукции животноводства сельскохозяйственными предприятиями и личными хозяйствами населения;

• прогнозирование развития хозяйств населения на 2005 — 2010 гг.;

• реализация имитационно-динамической модели взаимодействия районного потребительского общества с личными хозяйствами населения.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что изложенные методические подходы к развитию производственно-сбытовой системы, практические выводы и предложения могут быть использованы в подготовке проектов программ социально-экономического развития регионального АПК с ориентацией обеспечения занятости сельского населения, а также для осуществления мер по возрождению деятельности районных потребительских обществ в областном потребительском союзе при изыскании новых резервов повышения эффективности работы по совершенствованию закупок излишков животноводческой продукции у личных хозяйств населения.

Теоретические положения диссертационного исследования используются в процессе преподавания учебных дисциплин «Организация предпринимательской деятельности», «Организация и управление производством», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий» и могут найти отражение в других учебных курсах для студентов Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И Вавилова, а также сельскохозяйственных и экономических вузов России и потребительской кооперации Центросоюза.

Рекомендации по взаимодействию потребительской кооперации с личными хозяйствами населения были доложены правлению Саратовского РайПО и нашли практическое применение при разработке бизнес-плана на долгосрочную перспективу развития потребительского общества.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты выполнения диссертационной работы опубликованы в авторских статьях и докладывались на научно-практических конференциях различного уровня, включая международные, в частности: «Реформирование системы управления на современном предприятии» (Пенза, 2003), «Региональные производители: их место на современном рынке товаров и услуг» (Красноярск, 2003), «Вавиловские чтения — 2003» (Саратов, 2003), а также получили положительные оценки в научных отчетах на секциях при кафедре «Экономика и организация предприятий АПК» Саратовского аграрного университета им. Н. И. Вавилова в 2002 — 2005 гг.

В процессе исследования автором опубликовано 7 научных работ общим объемом 1,4 печатных листа, отражающих основное содержание диссертации.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 162 страницах машинописного текста и состоит из введения, трёх глав, выводов и.

Выводы и предложения.

1. Централизованный планово-распределительный экономический механизм управления развития отраслей народного хозяйства в нашей стране обладал устоявшимся набором функций, жесткой иерархичностью организационных отношений на всех уровнях хозяйствования, применением административных методов и целевой направленностью на рост объемов производства при любых затратах ресурсов, что привело к неэффективному состоянию национального и региональных производств сельскохозяйственных подкомплексов. Поэтому возникла необходимость осуществления перехода деятельности в разрезе предприятий к адаптивной рыночной системе управления в условиях быстроизменяющихся экономических факторов и конкуренции. В основе данной системы объективно должна быть маркетинговая концепция организации управления, обеспечивающая комплексное изучение рынков сбыта, ориентацию производства на запросы потребителей, активное выявление конъюнктуры рынка и формирование спроса на производимую продукцию (работы, услуги).

2. В процессе создания рыночных аграрных отношений в России происходит производственно-экономическая трансформация организационно-правовых форм хозяйствования с изменением структуры валовой и товарной продукции и возникновением на всех уровнях новой системы производственно-сбытовой деятельности. За последние 10 лет возросла роль индивидуальных хозяйств в агроэкономике Саратовской области, удельных вес которых по объемам производства животноводческой продукции занимает ведущую позицию. Если сельскохозяйственные предприятия в 2004 г. произвели 23% мяса, 18% молока, 41% яиц, то личные хозяйства населения — 73% мяса, 74% молока, 57% яиц в структуре общего объема товарной продукции сельского хозяйства региона. В отличие от сельскохозяйственных предприятий, которые в эти годы стали сферой экономического бедствия и социальной напряженности, семейные хозяйства сыграли роль фактора социально-экономического равновесия в сельском обществе, так как это мелкое производство развивается не только в интересах уровня потребностей семьи, но и для продажи значительного объема товарной продукции основных видов для всех слоев населения региона. Увеличению доли товарной продукции хозяйств населения способствовало отсутствие налогов (кроме налога на землю и имущество физических лиц), введение льготных тарифов на энергоносители для населения сельской местности, некоторых льгот для старшего поколения — фактических глав семейного хозяйства, а также практицизма сельского труженика — своим трудом создавать достойную жизнь.

Вклад К (Ф)Х в обеспечение области продукцией животноводства пока ещё не велик, поскольку в 2004 г. ими произведено 4% мяса, 8% молока и 2% яиц, но это вполне соответствует удельному весу около 8% поголовья скота. На данном этапе целью фермерства должно стать не увеличение числа хозяйств этой организационно-правовой формы, а стабилизация и повышение эффективности работы развивающихся хозяйств.

3. Кризисное состояние отраслей животноводства сельхозпредприятий в Саратовской области в 2000;2005 годах характеризуется спадом на 30% мяса, 49% молока и 10% яиц, сокращением на 60% крупного рогатого скота и свиней, 21% овец и коз и ухудшением финансового состояния предпринимательства. Основными причинами снижения производства животноводческой продукции выявлены высокий уровень затрат по причине постоянного роста цен на энергоносители и другие средства производства, падение платежеспособного спроса населения, высокие темпы инфляции, высокий банковский процент по кредитам, разрушение прежней заготовительной системы и отсутствие новой рыночной инфраструктуры, снижение конкурентоспособности отечественного производства в связи с ориентацией на крупномасштабный импорт мяса, молока, мясных и молочных продуктов. Вследствие этого произошло снижение уровня обеспеченности кормами и продуктивности скота, сокращение поголовья животных и потеря эффективной структуры стада по возрастному составу.

4. При всех известных негативных последствиях функционирования отраслей животноводства в аграрном сеююре экономики Саратовской области данное производство в крупных хозяйствах обладает специфическими особенностями адаптации к региональным рыночным условиям, а именно:

— относительной равномерностью получения молока и выращивания молодняка различных видов животных, обеспечивающей постоянное поступление дохода всех организационных форм предприятий;

— достаточной стабильностью спроса на свежую и переработанную продукцию животноводства, поэтому сокращение предложения её товарного объема по любым причинам приводит к негативным социальным последствиям в обществе. Такое положение на рынке молока, мяса и продуктов их переработки диктует объективную необходимость государственной социально-ориентированной поддержки предприятий в развитии животноводстваобладанием большой гибкостью, животноводство своевременно адаптируется к изменению конъюнктуры на продовольственном рынке, что обуславливается быстрым перепрофилированием товарной структуры хозяйств для получения конкурентных преимуществ на более экономически выгодных сегментах продаж продукциисовокупностью технико-технологических и организационных особенностей отраслей животноводства определяется их огромная роль в переходной агроэкономике даже при убыточности производства, переработки молока и мяса всех видов скота в последние годы, несмотря на появления ошибочного мнения отдельных хозяйственников о не перспективности использования имеющихся резервов повышения эффективности организации управления производства и сбыта этого жизненно необходимого ассортимента продуктов питания населения.

5. Основными направлениями использования внутренних резервов преодоления убыточности и повышения рентабельности развития животноводства являются специализация и концентрация производства, а также ускоренная интенсификация путем осуществления следующих технико-технологических и организационно-экономических процессов:

— глубокое и целенаправленное повышение генетического потенциала распространенных пород в регионе на основе высокого уровня зоотехнической и селекционной работы, четкой организации системы воспроизводства маточного поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и птицыполноценное сбалансированное кормление всех половозрастных групп животных, путем улучшения кормоприготовления, ведения полного анализа составляющих питательных веществ рационов по аминокислотному содержанию, белку, витаминам, макрои микроэлементамсовершенствование системы производства кормов в соответствии с потребностью животноводства на основе всех агротехнологических нормативов возделывания, уборки, хранения, переработки разнообразных видов кормовых культур, а также создание зеленого конвейера на предприятияхвнедрение научно-обоснованной системы выращивания молодняка и технологии содержания поголовья согласно индивидуальным особенностям всех половозрастных групп скота и птицы для оптимального повышения их продуктивностивнедрение рациональной организации труда на фермах на основе передового опыта, мастерства работников и достижения оптимального уровня механизации процессов (доение, раздача кормов, уборка навоза, поение, охлаждение молока, уход за животными и другое) — применение ресурсосберегающих технологий. Крупные специализированные хозяйства имеют реальные возможности внедрения прогрессивных технологий в отдельных отраслях животноводства, снижать затраты на производства единицы продукции и увеличивать прибыль.

6. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо не только наращивать производство продукции, но и рационально использовать её в хозяйстве и распределять по каналам сбыта. Ключевое положение в системе «производство — потребление» занимает сбыт продукции, который представляет собой завершающий этап товарного производства и предопределяет итоговые показатели деятельности предприятий. При эффективном сбыте одновременно обеспечивается удовлетворение потребительского спроса и получение наибольшей прибыли за счет лучшего использования сырья, материалов, снижения затрат, увеличения объемов продажи высококачественной продукции. Изучение современного состояния сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий позволил выявить ряд проблем правового, организационного и структурного характера:

— отсутствие системной последовательности в организации управления сбытовой деятельности;

— медленная адаптация организационно-функциональной структуры предприятий к формированию аграрного и продовольственного рынков;

— недооценка маркетинговой деятельности в организации управления предприятий;

— недостаточное использование кооперирование сбытовой деятельности предприятий для применения повышенных закупочных цен при крупных поставках продукции, или частичной продажи по договорной монопольной цене;

— отсутствие правовой экспертизы типовых договоров на поставку товарной продукции.

7. Создание эффективной системы сбыта требует комплексного осуществления конкретных мер по преобразованию организации управления производственно-сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий для удовлетворения спроса на товарную продукцию по следующей структурной схеме:

— организация проведения юридической экспертизы договоров;

— проведение анализа ценовой конъюнктуры рынка и конкурентной среды предприятия;

— выявление возможностей и необходимости кооперации в сбытовой деятельности;

— осуществление структурных преобразований по организации службы маркетинга на предприятиях.

Поэтапное совершенствование системы сбыта товарной продукции в агросфере Саратовской области обеспечит эффективную деятельность хозяйств в рыночных условиях на основе формирования и практического внедрения службы маркетинга. Маркетинговую организацию управления производственно-сбытовой деятельности мы считаем главным направлением полной адаптации всех форм предприятий к рыночным условиям для роста экономической эффективности товарного производства. В практике имеются разработанные и апробированные приемы и методы организационно-функционального построения службы маркетинга. Руководитель каждого хозяйствующего субъекта может успешно построить комплексную организационно-управленческую структуру на основе сохранения имеющихся звеньев на предприятии и создать необходимое дополнительное управленческое подразделение.

8. Исследования показывают, что сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают большие трудности с выбором каналов сбыта хотя бы по причине несвоевременной оценке их экономической выгоды. Мы полагаем, основным критерием эффективности канала сбыта следует считать его прибыльность, по величине которой к наиболее эффективной относится продажа скота и птицы предприятиям и организациям в порядке закупки для государственных нужд, для реализации овец и коз прибыльным остается и сбыт системе Центросоюза. Продажа молока по любым каналам является эффективным, но наиболее рентабельными каналами сбыта являются продажа перерабатывающим предприятиям и непосредственно на рынке. Однако только показателя рентабельности недостаточно для однозначной оценки экономической эффективности какого-то канала реализации товарной продукции, а значит целесообразности отказа от других направлений товарообмена для конкретного предприятия. Оценку эффективности каналов сбыта необходимо проводить с учётом таких критериев как уровень конкуренции, объем продаж, скорость сбыта, своевременность расчетов, формы расчетов (наличная или безналичная), условия доставки. В настоящее время значительную часть продукции товаропроизводитель реализует на рынках при наличии транспортных средств, непосредственно через собственную розничную сеть. По таким каналам в 2004 г. сельхозпредприятиями было реализовано 65% скота и птицы, 43% молока и молочных продуктов и 48% яиц, против уровня 2000 г — 29%, 37% и 16% соответственно. Значительно сократились поставки животноводческой продукции государственным заготовительным организациям: скота и птицы с 32% в 2000 г. до II % в 2004 г, молока с 70 до 50%, яиц с 82 до 50%, что, прежде всего, связано с невыполнением договорных обязательств заготовителями. В ряде случаев они нарушают сроки закупок, занижают закупочные цены, допускают частичный или даже полный отказ от уже законтрактованной продукции или предлагают альтернативные формы расчетов за неё. В результате у товаропроизводителей накапливается задолженность по оплате труда своим работникам и в бюджетную сферу, наблюдаются задержки погашения платежей за банковские кредиты и т. д., что усложняет ситуацию во всем финансово — кредитном механизме хозяйствования АПК и связанных с ним других сфер экономики, создает социальную напряженность в обществе. Нередко отсутствие финансовых средств на текущие затраты вызывает вынужденное проведение бартерных операций и выдачи продукции в счет оплаты труда. В 2004 г. по бартеру было реализовано 6,6% скота и птицы, 4,2% молока и 1% яиц, а в счет оплаты труда — 16,4% скота, 2,5% молока и 0,4% яиц. С одной стороны, определенные объемы бартерных сделок, выдачи продукции в счет оплаты труда и другие пути адаптации производителей к развивающему рынку частично способствуют выживанию и относительному сохранению потенциала предприятий. С другой стороны, такие каналы сбыта производимой продукции формируют бесконтрольное перераспределение товарно-денежных потоков, дестабилизируют финансовое состояние, способствуют потере управляемости экономикой предприятий, препятствуют введению нормального хозяйственного оборота (не работает закон: «деньги — товар — деньги»).

9. За годы экономических преобразований помимо крупных сельскохозяйственных предприятий основными поставщиками продукции животноводства стали личные хозяйства населения, доля которых в производстве товарной продукции животноводства за 2000;2004 гг. увеличилась по мясу на 6,4%, по молоку на 33%, яйцам на 14,9% и практически в 2 раза по шерсти. Вместе с тем в 2004 г. относительно 2003 г. наблюдался спад производства отдельных видов животноводческой продукции и поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Это говорит о том, что прежние возможности наращивания производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения практически исчерпаны и без серьезных мер государственной поддержки и кооперации дальнейшее их развитие невозможно. К негативной стороне производства в личных хозяйствах населения следует отнести: ограниченность осуществления технического перевооружения хозяйстванедостаточные знания законодательных актовнеэффективность индивидуальной организации маркетинга, отсутствие возможности привлечения специалистов для помощи в сбыте продукции. Следствием этого является прямой ценовой диктат заготовителей продукции и покупки средств производства. Экономическая изоляция индивидуальных хозяйств диктует объективную необходимость практической организации потребительской кооперации в форме районных потребительских обществ (союзов) в системе Центросоюза.

10. Важными конкурентными преимуществами потребительской кооперации являются:

— выполнение социальной миссии наряду с осуществлением хозяйственнофинансовой деятельности;

— выполнение коммуникационной роли в сельской местности;

— независимость от внешних инвестиций, позволяющая создавать рабочие места на селе;

— возможность формирования инновационного потенциала на основе участия большого числа пайщиков и принятии решений;

— стабильный контингент покупателей, а значит гарантированный рынок сбыта;

— надежные источники финансирования, такие как фонд развития потребкооперации, заемные средства населения;

— гарантированный источник поступления продукции сельского хозяйства от пайщиков и обслуживаемого населения.

11. Идея современного потребительского общества должна по существу заключаться в формировании высокоинтегрированных вертикальных продовольственных цепочек, звенья которых будут совпадать с продуктовой структурой и емкостью локальных рынков сбыта. При этом вертикальную интеграцию необходимо развивать не только за счет расширения заготовительной деятельности путем давальческих и договорных схем с населением, но и введением в состав потребительского общества сельхозпроизводителей как юридических лиц. В результате этого будет укрепляться сырьевая база переработки, снабжение хозяйств населения дешевыми кормами, молодняком скота и птицы, семенами, ядохимикатами.

12. Технико-экономическим обоснованием в диссертации доказана практическая возможность организации собственного перерабатывающего производства в Саратовском районном потребительском обществе. На строительство мясоперерабатывающего цеха необходимо 2,5 млн руб. в ценах 2005 г. Рентабельность производства колбасных изделий составит 49,5% с учетом всех затрат на закупку и использование местного качественного сырья, а также за счет низких транспортных издержек и собственной розничной торговой сети. Организация нового кооперативного перерабатывающего производства путем создания новых 11 рабочих мест в РайПО уже в первый год своего существования принесет 1,31 млн. рублей налоговых поступлений в местный бюджет.

13. Реализация имитационной динамической модели взаимодействия районного потребительского общества с личными хозяйствами населения позволила обосновать пять сценариев его деятельности. При пассивном поведении РайПО в первом сценарии оборотные средства за три года возрастают в 10,9 раза, а доля в закупках скота у хозяйств населения достигает 14% против 2% в 2004 году. При активной работе общества по привлечению новых членов и увеличении капитализации прибыли появляется возможность не только в несколько десятков раз увеличить оборотные средства, но и на свои средства построить колбасный цех при повышении на 28% уровня закупок скота у населения.

14. Перспективная реализация авторского проекта может укрепить позиции региональной потребкооперации на продовольственном рынке, усилить государственную поддержку по обеспечению устойчивого функционирования личных хозяйств населения, увеличить объемы собственного производства колбасной продукции, повысить налоговые поступления в местный бюджет, создать дополнительные рабочие места в сельской местности. Через потребкооперацию мелкие сельскохозяйственные товаропроизводители должны получить возможность эффективного сотрудничества с крупными предприятиями, занять равное с ними положение на рынке по конкурентоспособности, принимать участие в ценообразовании, в борьбе с монополистами и решать стратегические задачи аграрного сектора региональной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995. № 19Э-ФЗ.
  2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991. № 948−1.
  3. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992. № 3085−1.
  4. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“» от 28.04.2000. № 54-ФЗ.
  5. ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003. № 74-ФЗ.
  6. ФЗ РФ «О личном подсобном хозяйстве» от 7.07.2003. № 112-ФЗ.
  7. , Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы / Г. П. Абрамова. М.: Агропромиздат, 1991. — 158 с.
  8. , Ю.А. Сервисная деятельность: история и современность. Практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие / Ю. А. Аванесова. М.: Аспект-пресс, 2004. — 318 с.
  9. Академия рынка: маркетинг / А. Дайан и др.- пер. с фр.- науч. ред. А. Г. Худолориев. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  10. , А. Развитие кооперации в хозяйствах населения / А. Аллахвердиев // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6. — С. 51 — 55.
  11. , А. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов / А. Анфиногентова, Э. Крылатых // АПК: экономика, управление. -2005.-№ 10.-С. 49−53.
  12. , В. Государственное регулирование экономики сельского хозяйства необходимо / В. Афанасьев, А. Пешков.// Экономика сельского хозяйства России. 2003. -№ 4. — С. 18−19.
  13. , Р. Совершенствование структуры управления регионального АПК / Р. Ахметов // АПК: экономика, управление. 2003. — № 2. — С. 12−19.
  14. , В.А. Основные направления инноваций в животноводстве / В. А. Бабкина // Вестник СГАУ. 2003.. — № 1. — С. 78 — 79.
  15. , JI.B. Оптовая торговля: Маркетинг и коммерция / Л. В. Балабанов М.: Экономика, 1990. — 207 с.
  16. , В. Государственная поддержка малого сельхоз-предпринимательства необходима / В. Башмачников // АПК: экономика, управление. 2005. — № 7. — С. 18 — 24.
  17. , Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт- перс англ.- науч ред. Ф. А. Крутиков. -М.: Экономика, 1991.. -271 с.
  18. , Н. Сельскохозяйственное организации в 2002 году / Н. Борхунов, А. Назаренко // Экономика сельского хозяйства России. 2003. — № 2.-С. 20.
  19. , Н. Диспаритет цен в АПК и интересы общества / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. 2003. — № 11. — С. 20.
  20. , Н. Инвестиционная политика в 1999 2003 гг. / Н. Борхунов, Н. Зарук // Экономика сельского хозяйства России. — 2004. — № 4. — С. 20.
  21. , Н. Государственная поддержка сельского хозяйства / Н. Борхунов, М. Полянина // Экономика сельского хозяйства России. 2003. — № 7.-С. 20.
  22. , Н. Аграрная пятилетка: тенденции развития / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 1. — С. 14.
  23. Бунакова, О. С Управление системой сбыта продукции на предприятиях промышленности: автореф. дис.. канд. экон. наук. / Бунакова О. С Орел, 2001.-20 с.
  24. , В.В. О контроле сбытовой деятельности предприятий агропромышленного комплекса / В. В. Бурцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. -№ 8. — С. 17−19.
  25. , А. Рынок мяса: проблемы импорта и перспективы отечественного производства / А. Вадимов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. -.№ 8. — С. 50 — 51.
  26. , Е.Н. Направления повышения развития сельскохозяйственных производственных кооперативов в условиях рыночной экономики: автореф. дис.. канд. экон. наук / Е. Н. Волчкова. Саратов, 2004. — 20 с.
  27. , В.Г. Менеджмент в пищевой промышленности / В. Г Воронин. -М.: Колос С, 2003.-280 с.
  28. , В.И. Эффективность государственной поддержки животноводства на Кубани / В. И. Гайдук // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2001. — № 4. — С. 16 — 19.
  29. , В.Ф. Совершенствование системы управления АПК в условиях рынка / В. Ф. Гаркуша // Достижения науки и техники АПК. 2001. — № 5. — С. 12−18.
  30. , И.Н. Менеджмент / И. Н. Герчекова. М., 1995.
  31. , И. Развивать сельскохозяйственную потребительскую кооперацию / И. Глебов, В. Телегин // Экономика сельского хозяйства России. -2004.-№ 8.-С. 5.
  32. , А. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства / А. Голубев // АПК: экономика, управление. 2002. — № 5. — С. 58−62.
  33. , А.В. Внутренние резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства / А. В. Голубев, P.M. Мухамеджанов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. -№ 6. — С. 4 — 10.
  34. , Н. Региональный мясной рынок / Н. Гончарова //Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 7. — С. 31.
  35. , Б.З. Организационно-экономический механизм формирования кооперативов в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции: афтореф. дис. .канд. экон. наук / Б. З. Дворкин Саратов, 1999. — 20 с.
  36. , JI.H. Обзор состояния российского рынка мяса / JI.H. Дорогова, Н. С. Демьянов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 7. — С. 47 — 52.
  37. , В. Регулирование рынка мяса. Модель «Социальное кольцо» / В. Добросоцкий // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 7. — С. 36.
  38. , П. Управление, нацеленное на результаты / П. Драккер- М.: Технолог. Школа бизнеса, 1992. 192 с.
  39. , Е.М. Задачи потребкооперации в условиях рынка /Е.М. Душевина // Новое в сельскохозяйственном производстве: сб. науч. трудов / ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». Саратов, 2005. — С. 123 — 126 (0,19 печ. л).
  40. , Е.М. Личные подсобные хозяйства на рынке животноводческой продукции / Е. М. Душевина, М.С. Гавриков//Региональные производители: их место на современном рынке товаров и услуг: материалы
  41. Межрегиональной научно-практ. конф. (18 апреля 2003 г., г. Красноярск). Ч. II / КГТЭИ. — Красноярск, 2003. — С. 123 -125 (0,19 печ. л, в т. ч. авт. -.0,09 печ.л.).
  42. , Н.В. Структурные изменения в производстве продукции животноводства / Н. В. Ермоленко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. -№ 1. — С. 15−16.
  43. , А. Рынок молочных продуктов / А. Жехов // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — № 4. — С. 36.
  44. , А.Н. Анализ каналов распределения сельскохозяйственной продукции в белгородской области / А. Н. Захаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 6. — С. 69 — 79.
  45. , Н. Развивать потребительскую кооперацию / Н. Зеленев // Экономика сельского хозяйства России. 2004. -№ 1. — С. 8.
  46. , Е.Ф. Организация закупок продукции личных подсобных хозяйств населения агрофирмами / Е. Ф. Злобин, Н. Н. Корнева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001 № 12. — С. 37−39.
  47. , Т. Рынок сбыта и конкурентоспособность продукции / Т. Зырянова // Экономика сельского хозяйства России. 2001.- № 11. — С. 32.
  48. , В. Российское животноводство выходит из кризиса / В. Игнатов // Животноводство России. 2001 .-№ 11.- С. 7.
  49. , Ц.Б. Особенности развития животноводства в современных условиях в Кабардино-Балкарской республики / Ц. Б. Кагермазов // Аграрная Россия. 2005. — № 3. — С. 23 — 25.
  50. , Е. Ситуация на мясном рынке России и перспективы его развития / Киселева // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 7. — С. 35.
  51. , B.C. Принципы и методы управления предприятиями / B.C. Ковалев // Пищевая промышленность. 2001. — № 9. — С. 20 — 21.
  52. , В. А. Управление производственной и сбытовой деятельностью в птицеводческих предприятиях республики Башкортостан: автореф. дис.. канд. экон. наук. / Ковшов В. А. СПб., 2002. — 164 с.
  53. , М. Тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских подворий / М. Козлов // АПК: экономика, управление. 2005. -№ 2. — С. 57 — 62.
  54. , В. Потребительская кооперация в рыночной экономике / В. Колесников, М. Шкляр // АПК: экономика, управление. 2005. — № 6. — С. 64 — 68.
  55. Кооперативному движению государственную поддержку // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — № 3. — С. 11−13.
  56. , В. Сочетание интересов общественного хозяйства и хозяйств населения в коллективных предприятиях / В. Копач // АПК: экономика, управление. 2005. — № 8. — С. 47 — 52.
  57. , Г. Опыт управления: успехи и неудачи / Г. Костин // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С. 44 — 47.
  58. , Д.Д. Распределительная логистика / Д. Д Костоглодов, J1.M. Харисова. Ростов н/Д.: Экспертное бюро, 1997. — 128 с.
  59. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер- пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  60. , А.В. Формирование сфер деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на основе маркетинговой стратегии: автореф. дис.. канд. экон. наук/ А. В. Кузнецо. Саратов, 2004. — 20 с.
  61. , В. Крестьянскому подворью государственную поддержку / В. Кузнецов // Экономика сельского хозяйства России. — 2000. — № I. — С. 7.
  62. , А.В. Особенности и направления формирования сельскохозяйственной кооперации частных подворных животноводческих хозяйств населения: автореф. канд. экон. наук / Куркин А. В. Саратов, 2003. — 20 с.
  63. , Г. А. Сбытовая политика маркетинга: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации / Г. А. Лаврова. -СПб: СПбГИЭА, 1995.
  64. , Дж. К. Менеджмент: учебник / Дж. К. Лафта- М.: ПБОЮЛ Григорян А. Ф., 2002. 264 с.
  65. , А.В. Управление сбытовой деятельностью хлебопекарных предприятий на основе маркетинговых коммуникаций: автореф. дис.. канд. экон. наук / Линиченко А. В. М., 2002. — 16 с.
  66. , К. Искать каналы реализации / К. Лисицина, О. Сяптурова // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 1. — С. 36.
  67. , В.В. Пути повышения эффективности функционирования птицеводческого комплекса / В. В. Литвинов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 2. — С. 14−17.
  68. Личные подсобные хозяйства: экономические основы, возможности и направления их развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 2. — С. 13−18.
  69. Лопатчиков, Л.И. II Экономико-математический словарь / Л. И. Лопатников. М:.Наука, 1987. — С. 206.
  70. , В.П. Перспектива козоводства в Саратовской области / В. П. Лушников, Т. С. Преображенскоя // Овцы, козы, шерстяное дело. 1999. — № 4.-С. 34−35.
  71. , Е.Г. Подсобные хозяйства населения России за 100 лет (история, теория, практика) Е. Г Лысенко. М.: Россельхозакадемия, 2002. — 338 с.
  72. , Е.Г. Личные подсобные хозяйства населения: состояние и проблемы их развития / Е. Г. Лысенко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 4. — С. 10 — 12.
  73. , Г. Организация управления в АПК в рыночных условиях / Г. Макин. // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 12. — С. 26.
  74. Макконелл, Кэмпбелл Р. Экономикс: пер. с англ. / Макконелл, Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. 14-е изд. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 971 с.
  75. , M.JI. Состояние мясной отрасли и особенности политики России по ее развитию / M.JI. Мамиконян // Достижения науки и техники АПК. 2002. — № 3. — С. 30.
  76. Маркетинг: учебник /А.Н. Романов и др.- под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1996.
  77. , И.В. Совершенствование организации сбыта товаров вертикального интегрированными предпринимательскими структурами: автореф. дис.. канд. экон. наук/ И. В. Марчук СПб., 2002. 16 с.
  78. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. -М., 1990. -432 с.
  79. Материалы Российской научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии». М.: Московский университет потребительской кооперации, 2001. — 180 с.
  80. , О. К проблеме монополизма в сфере переработки сельскохозяйственной продукции / О. Мелюхина, Е. К Серова // Вопросы экономики. 1995.-№ 1.-С. 66−75.
  81. Менеждмент и управление АПК: учеб. пособие / Б. З. Дворкин и др.- Сарат. гос. агр. ун-т им. Н. И. Вавилова. Саратов, 2001. — 144 с.
  82. , М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури -М., 1995.
  83. , В. В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее / В. В. Милосердов. М.: ГУП «АгроПресс», 1999.
  84. , В. Крупное агропроизводство локомотив развития сельской экономики / В. Милосердов // АПК: экономика, управление. — 2005. -№ 2. — С. 3 — 10.
  85. , С. Стимулировать развитие кооперации / С. Миронов // Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 2. — С. 3 — 4.
  86. , А.В. О факторах повышения эффективности сельскохозяйственного производства / А. В. Михилев, Т. В. Щеглова, Л.И.
  87. Крякова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 8. — С. 8 — 11.
  88. Модернизировать принципы аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2005. — № 8. — С. 3 — 9.
  89. , Н.М. Механизированные технологии производства продукции в животноводстве / Н. М. Морозов, Ю. Н. Морозов // Достижения науки и техники АПК. 2001. — № 4. — С. 14 — 20.
  90. , Д.М. Совершенствование организации управления сельскохозяйственным производством в районе / Д. М. Мустафин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 12. -С.12 — 15.
  91. , А. Животноводство России в новых условиях рынка / А. Мысик // Свиноводство. 1999. -№ 1. — С. 6 — 8.
  92. , З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции / З.И. Носова-М.: Статус, 2004.-219 с.
  93. Нурмухамедова, U1.C. Организация управления производством и сбытом сельскохозяйственной продукции в АПК региона: афтореф.. канд. экон. наук / Ш. С. Нурмухамедова. М., 2001. — 20 с.
  94. О реализации сельскохозяйственной продукции: статистический бюллетень. Саратов, 1999 — 2004.
  95. Об итогах финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственн. предприятий: статистический бюллетень. Саратов, 1999 — 2004.
  96. Областная целевая программа «Закупки сельскохозяйственной продукции у населения, её переработка и реализация в Саратовской области на 2003 2010 гг.». Саратов, 2002.
  97. Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года». Саратов, 2004.
  98. , С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей / С. Огородов // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — № 1. — С. 46 — 51.
  99. , В.Е. Организация деятельности и совершенствование экономических отношений в сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативах на районном уровне: автореф. дис.. канд. экон. наук / В. Е. Одиноков. Саратов, 2005. — 20 с.
  100. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов и др.- под ред. С. И. Грядова. М.: Колос С, 2003. — 416 с.
  101. , Н. Развитие животноводство.// Экономика сельского хозяйства России.-1999.-№ 8. С. 5.
  102. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2003 году / Федеральная служба государственной статистики. -М., 2004.
  103. Основы менеджмента: уебник. для вузов / Д. Д. Вачугов и др.- под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высш. школа, 2001. — 367 с.
  104. , С. Оценка эффективности деятельности вертикального сельскохозяйственного кооператива / С. Паникарова // АПК: экономика, управление. 2005. — № 7. — С. 71 — 77.
  105. , Л.Д. Анализ хозяйственной деятельности снабженческо-сбытовых организаций: учеб. пособие / Л.Д. Панкратова- Куйбышев, гос. ун-т. -Куйбышев, 1977.-78 с.
  106. С.А. Модели кооперирования сельхозтоваропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. -№ 12.-С. 39−41.
  107. , С. Кооперативные и интеграционные связи в молочном подкомплексе / С. Пахомчик, Д. Вакорин // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 3. — С. 5.
  108. , П.Г. Управление сбытом промышленной продукции в системе маркетинга. Практический маркетинг / П. Г. Перерва М.: НПО «Рим», 1992. -Вып. 6.
  109. , А. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК / А. Петриков // АПК: экономика, управление. 2003. — № 3. — С. 10−15.
  110. , А. Сельскохозяйственной кооперации государственную поддержку / А. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. -№ 2. — С. 5.
  111. , А.В. Нужна федеральная программа развития малого агробизнеса / А. В. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 4. — С. 12 — 14.
  112. Поголовье скота в Саратовской области: статистический сборник. 2000 -2004.
  113. , М. Нужны новые подходы к управлению сельхозорганизациями / М. Полянина //АПК: экономика, управление. 2003. -№ 3. — С. 72−77.
  114. , Н.А. Основы менеджмента в аграрном производстве: учебник / Н. А. Попов, В. Ф. Федоренко М.: ЭКМОС, 2001. — 208 с.
  115. , Р.В. Эффективность кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств: автореф. дис.. канд. экон. наук /Р.В. Пронина. Саратов, 2002. — 20 с.
  116. , С.А. Организационно-экономические факторы развития ЛПХ сельского населения: афтореф.. канд. экон. наук / С. А. Пчелинцев. -Мичуринск, 2004. 142 с.
  117. , Н. Организационно-экономические факторы эффективности производства и реализации молока / Н. Рафикова, Р. Садриева // АПК: экономика, управление. 2005. — № 8. — С. 41 — 46.
  118. , В. Рынок диктует новые методы управления / В. Румянцев // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 4. — С. 26.
  119. , ГЛ. Мясной подкомплекс АПК / Г. Л. Савельев // Пищевая промышленность. 2001. — № 5. — С. 20 — 22.
  120. Сельское хозяйство России в 2004 г. (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. 2005. -№ 4. — С. 20 — 25.
  121. , И. Регулирование обменных отношений в мясном подкомплексе / И. Сергеева // АПК: экономика, управление. 2003. — № 3. — С. 59−65.
  122. , А.Ф. Реформы разрушения: её истоки и составные части / А. Ф. Серков // Тез. докл. на межд. научно-практ. конф. М., 2000.
  123. , Д.Г. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом / Д. Г. Скотт / пер. с англ. А. С. Власова. М: Проспект, 1998. — 148 с.
  124. , Т. Эффективность молочного скотоводства в Рязанской области / Т. Сомова // Экономика сельского хозяйства России. 2000 -№ 8. — С. 36.
  125. , В.А. Модели сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке молока и агротехобслуживанию на региональном уровне: автореф. дис. канд. экон. наук / В. А. Талапаев. Саратов, 2002. — 20 с.
  126. , А.Н. Государственное регулирование и управление сельским хозяйством в условиях экономики переходного периода / А. Н. Тарасов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -№ 1. — С. 42−43.
  127. , Ф.У. Принципы научного менеджменты / Ф. У. Тейлор / пер. с англ. А. И. Зак. М.: Контролинг, Изд-во стандартов, 1991. — 104 с.
  128. , А.С. Организация производства и сбыта говядины в США / А. С. Терентьева // CHLA-Канада: экономика, политика, культура. 2000. -№ 12.-С. 88- 103.
  129. , А. Формирование государственной политики / А. Ткач // АПК: экономика, управление. 2005. — № 4. — С. 15−19.
  130. , А. Формирование государственной кооперативной политики / А. Ткач // АПК: экономика, управление. 2004. — № 3. — С. 15−19.
  131. , В.Н. 50+1 вопрос о бедности, власти, кооперации/ В.Н. Титаев-Саратов: РИИЦ Поволжского кооперативного института, 2003. 187 с.
  132. , В.Н. Кооперация по истине рождена народом и для народа / В. Н. Титаев // Неделя области. 2004 — № 26. — С. 1 — 2.
  133. , В. Совершенствование регионального управления АПК / В. Ткаченко // АПК: экономика, управление. 1995. -№ 9. — С. 34 — 36.
  134. , В. Гипотеза о новой парадигме управления / В. Токарев // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№ 3. — С. 46 — 49.
  135. , В. Резервы хозяйств населения / В. Трухачев // Экономика сельского хозяйства России. 2005. -№ 3. — С. 29.
  136. , Е.В. Экономическое стимулирование качества мяса и мясопродуктов / Е. В. Умнова, Н. В. Мачнева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 6. — С. 22 — 25.
  137. , И. Основные направления социально-экономического развития АПК / И. Ушачев // Экономист. 2003. — № 6. — С. 80 — 90.
  138. Файоль, Аири Общее и промышленное управление /А.Файоль- пер. с фр. М.: Контролинг, 1992. — 111 с.
  139. , В.И. Экономические основы концепции развития животноводства России до 2010 года / В. И. Фисинин, Н. И. Стрекозов, И. И. Чинаров // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 7. — С. 7 — 11.
  140. Оптимизация отраслевой структуры животноводства в АПК России / В. И. Фисинин и др. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. -№ 5. — С. 12−15.
  141. Хикс, Дэю. Стоимость и капитал / Дж. Хикс- пер. с англ.- под ред. P.M. Энтова. М.: Прогресс, фирма «Универс», 1988. — 487 с.
  142. , Дж. Теория экономической истории / Дж. Хикс- пер. с англ.- под общ. ред. P.M. Нурееав. М.- Вопросы экономики, 2003. — 224 с.
  143. , И. Концепция основ управления АП на федеральном и региональном уровнях / И. Хицков, Г. Макин, В. Тихомиров //АПК: экономика, управление. 2001. — № 6. — С. 30 — 34.
  144. , Ю.А. Агромаркетинг и консалтинг: Учеб. пособие для вузов Ю. А. Цыпкин, А. Н Люкшинов, Н.Д. Эриашвили- под ред. проф. Ю. А. Цыпкина. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 637 с.
  145. , А.В. Крестьянское хозяйство: избранные труды / А. В. Чаянов. -М.: Экономика, 1989.-492 с.
  146. , Т. Приоритеты развития регионального потребительского рынка / Т. Черниченко, Л. Чирков // Маркетинг. 2003. — № 2. — С. 35 — 45.
  147. , А. Продовольственные потоки и каналы реализации сельскохозяйственной продукции / А. Чуприна, А. Шибайкин // Сельское строительство. -2001. -№ 2. -С. 39−40
  148. , В. О развитии крестьянской кооперации в России / В. Шайкин // Экономика сельского хозяйства. 2003. — № 4. — С. 37.
  149. , В. Свиноводству приоритетное развитие / В. Шарнин // АПК: экономика, управление. — 2005 — № 8. — С. 11 — 16.
  150. , А.В. Совершенствование государственной поддержки агропродовольственной сферы региона / А. В. Шибайкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 4. — С. 9 — 12.
  151. , Г. С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов / Г. С. Широкалова // СОЦИС. 2002, — № 2. — С. 63 — 71.
  152. , Е. Двойственная структура агропроизводства в России / Е. Шульце // АПК: экономика, управление. 2003. — № 8. — С. 55 — 61.
  153. , Г. Двенадцать принципов производительности / Г. Эмерсон -М.: Бизнес-информ, 1997. 198 с.
  154. , JI.K. Животноводство России 2001−2010 / J1.K. Эрнст // Зоотехника. 2001. — № 10. — С. 2 — 8.
  155. , Б.И. Организация производства и предпринимательства в АПК / Б. И. Яковлев, В. Б. Яковлев М.: Колос С, 2004. — 324 с.
  156. Ove Jakobsen, Harald Woje. Markedsforing 1. Oslo. West International Publishing A/S 1991.1. Дв11
Заполнить форму текущей работой