Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные факторы использования водных ресурсов современной цивилизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Водные ресурсы и их качество выступают важнейшим ресурсом общественного развития, в связи с чем актуализируется проблема их рационального использования. Именно отсутствие рациональных оснований водохозяйствования создает новые и усиливает существующие экологические проблемы. Социально-философский уровень изучения проблемы рационального использования водных ресурсов, как проблемы современной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально — философские аспекты изучения водных ресурсов в контексте функционирования социоэкосистемы современной цивилизации
    • 1. 1. Теоретические подходы к философскому исследованию состояния и использования водных ресурсов как главной проблемы взаимодействия общества и природы
    • 1. 2. Методологический конструкт изучения теории и практики использования водных ресурсов как глобальной проблемы в социально — природной системе человечества
  • Глава 2. Социальные последствия использования водных ресурсов в различных социокультурных ареалах
    • 2. 1. Накопление рисков в ходе использования водных ресурсов и создание социальной неопределенности дальнейшего развития общецивилизационной социоэкосистемы
    • 2. 2. Обеспечение экологической безопасности современной цивилизации и достижение рационального использования водных ресурсов
  • Глава 3. Социокультурные факторы организации и регуляции использования водных ресурсов в России

3.1 Изменение ценностно-экологических регулятивов социально-природного взаимодействия как важный способ преодоления истощения и загрязнения российских водных ресурсов на локальном, региональном, общесоциальном уровнях.

3.2 Рост индивидуальной саморегуляции при активизации регулятивной роли государства и общественных движений как условие рационального использования водных ресурсов России.

Социокультурные факторы использования водных ресурсов современной цивилизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из центральных проблем современного человечества являются экологические изменения, которые, по словам В. Г. Федотовой, затрагивают когнитивную эпистемологию сегодняшнего дня и приводят к изменению базовых концепций социальных наук, а также появлению новых, связанных с необходимостью, ввиду ограниченности ресурсов Земли, использования других видов капитала — человеческого, социального, культурного1.

Около пяти тысяч лет назад человек впервые начал восставать против от природы, на протяжении последующих тысячелетий наращивая темпы ее завоевания в полной уверенности, которая сохранилась до сих пор, что каждый шаг, отделяющий нас от природы, — это шаг вперед для человечества, но теперь, как верно заметил Т. Хейердал еще в 70-е гг. прошлого столетия, становится очевидным, что изменения, которые человек навязывает первичной среде, могут нанести не только ей вред, но и вызвать мировую катастрофу2.

Научно-техническая революция, изменившая лик Земли и образ жизни человечества, продолжается, ее темпы растут, задачи усложняются, а вместе с этим растет цена, которую человек заплатит за многие технические достижения человечества, и расплата происходит за счет загрязнения окружающей среды, в целом деградации природы3, что и поставило вопрос о взаимоотношениях Человека и Природы в разряд наиважнейших в ряду многочисленных проблем, порожденных эпохой глобализации и технологической революции.

1 Федотова В. Г. Новые идеи в социальной теории // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 21−22. У.

Хейердал Т. Уязвимое море. JL: Гидрометеоиздат, 1973. С. 14. л.

Лукьяненко В.И., Хабаров М. В., Лукьяненко A.B. Homo consumens — человек потребляющий // Век глобализации. 2009. № 2. С. 151. 3.

По данным ООН, уже сейчас более 1,2 млрд. людей живут в условиях постоянного дефицита пресной воды, около 2 млрд. страдают от него регулярно (в сухой сезон и т. д.), и эта цифра в условиях глобального роста водопотребления будет только увеличиваться со временем, достигнув к тридцатым годам нынешнего века 4 млрд. людей4.

В связи с этим остро встает вопрос о воспроизводстве водных ресурсов на основе их рационального использования, и сложностей в решении данной проблемы предостаточно с учетом того, что еще сохранился стереотип о возобновляемости водных ресурсов, особенно пресной воды, а также социокультурной обусловленности процесса взаимоотношения общества с природой, что в ситуации глобализации экологической проблематики и расширения зоны экологической катастрофы формирует потребность в активном международном сотрудничестве в решении экологического вопроса. Ключевой целью такого международного сотрудничества, как и локального уровня решения экологической проблемы, должно стать кардинальное изменение мировоззренческих основ современного человечества и формирование высокой экологической культуры, в которой ценность природы станет сверхценностью для каждого человека и всей человеческой цивилизации.

Глубокая социальная актуальность данной проблематики, ее высокая практическая значимость обуславливают научную актуальность и необходимость социально-философской рефлексии происходящих процессов в сфере использования водных ресурсов и поиска путей их рационализации.

Степень научной разработанности темы. Проблема использования водных ресурсов в истории научной мысли поднималась множество раз, и корни интереса к ней находятся в трудах древнегреческих ученых. Что такое вода? Откуда она берется? Из чего и как она получается? Во что можно превратить воду? Каково ее место в космической иерархии Земли во.

4 Данилов-Данильян В. И. Глобальная проблема дефицита пресной воды // Век глобализации. 2008. № 1. С. 45.

Вселенной? Именно такого рода вопросы космологического характера впервые получили постановку и соответствующую трактовку в трудах древнегреческих философов. Так, Фалес из Милета поЛагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. По форме Земля — плоский диск, плавающий по воде. В то же время вещественное первоначало — вода — и все происшедшие из него вещи не мертвые, не лишены жизни5. Другой милетский философ Анаксимен первовеществом считал воздух, которому свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнемсгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, в землю и, наконец, в камни6.

Не прошли мимо этой проблемы и два выдающихся мыслителя древности — Платон и Аристотель. В основе системы мироздания Платона лежали четыре стихии: огонь — воздух — вода — земля, где воде отводилась важная роль. Сгущаясь, вода превращается в камни и землю, но она может стать ветром и воздухом, а воспламенившийся воздух — огнем. Пытаясь ответить на вопрос о происхождении воды, Платон выдвинул гипотезу о Тартаре — огромном подземном водоеме в центре Земли, который якобы и является родоначальником всех морей и океанов7.

Аристотель в свою очередь, полагал, что четыре стихии обладают разными свойствами, такими, как: влажное, сухое, теплое, холодное. Объединяясь попарно, эти качества входят в одну из четырех стихий: холодное и сухое — Землясухое и теплое — огоньтеплое и влажное — воздуххолодное и влажное — вода. К четырем стихиям — элементам Аристотель.

5 Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука. Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Изд. 3-е. М.- 1975. С. 40.

6 Там же. С. 42.

7 Синюков В. В. Вода известная и неизвестная. — М.- 1987. С. 10. 5 добавил пятую, нематериальную, а эфирную, проникающую во все тела о квинтэссенцию") .

Отводя воде значительное место в мироздании, философы древности дали значительны толчок в исследованиях воды и водных ресурсов. Эти исследования велись с различной интенсивностью на протяжении веков и тысячелетий. Были выявлены состав, химическая формула воды, ее реакция в различных температурных условиях. Но рассмотрение всех теоретических и практических изысканий в данном направлении не является задачей социально-философского исследования, она значительно шире и охватывает процессы использования водных ресурсов обществом на различных этапах его развития и, в частности, в условиях сегодняшней социальной действительности.

Среди современных работ, в которых ставится и по своему решается проблема рационального использования водных ресурсов, в том числе пресной воды, следует отметить работы таких зарубежных и отечественных исследователей, как: Аксенова О. В., Андреев И. Л. Данилов-Данильян В.И., Вернадский В. И., Теобальд В., Хруцкий К. С., Зекцер И. С., Язвин Л. С., Хубларян М. Г. и др.9.

Ученые в последнее время все чаще актуализируют проблему формирования экологической культуры как необходимого условия рационального использования водных ресурсов и предотвращения экологической катастрофы в целом. Экологическая культура при этом рассматриватся как часть экологической культуры личности и общества, формирование которой, как утверждает Е. А. Шишкина, осуществляется путем неосознанного подражания внешним образцам, стихийного усвоения и закрепления поведенческих стереотипов, а также осознанным путем, отражающим общественное отношение к экологическим проблемам,.

8 Синюков В. В. М.- 1987. С. 11−12.

9 Аксенова О. В. Генезис социально — экологической рефлексии на Западе во второй половине XX века//Социологические исследования. 2004. № 9- 6 формируемое в процессе обучения под влиянием информации, что позволяет оценить поведенческую сторону экологической культуры через такие критерии, как знание, отношение, умение и желание10.

Экологическая культура тесно связана с понятиями экологического сознания и правосознания, и подробно эти категории в контексте экологической реальности современного мира анализируется в трудах Шишкиной Е. А., Усманова Э. М., Левина В. А., Яо Л.М.11.

Принципиально важное значение для изучения проблемы диссертационного исследования имеют разработки ученых в области такой категории, как ноосфера. Термин «ноосфера» был впервые введен в научный оборот французским философом Э. Леруа и формально заимствован В. И. Вернадским, который насытил его естественно-научным содержанием, приобретшим затем определенный философский смысл. Глубокое философское обоснование и исследование данного понятия можно увидеть в работах Н. А. Бердяева, который в 1934 году провозгласил решающую роль техники как главной космической силы, дегуманизирующей, и обезличивающей человечество, и, примерно, в это же время академик В. И. Вернадский осветил данную тему по-другому, указав на то, что мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю, а.

1 «У биосфера перешла в новое состояние, в ноосферу .

Развернувшаяся дискуссия среди философов по проблеме влияния технического прогресса на личность и общество, а также по вопросу о техногенной личности вообще, формирующаяся в массе своей «на страсти человека к потреблению все большего количества благ, все более активного и.

Шишкина Е. А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2008. № 9. с. 79.

11 Шишкина Е. А. Экологическое правосознание населения (Региональная специфика) // Социологические исследования. 2009. № 12;

12 Баландин Р. К. Ноосфера или техносфера //Вопросы философии. 2005. № 6. С. 107. 7 масштабного использования природных ресурсов", свидетельствует об актуальности противоречивости данной проблемы, но при этом доминирующей стала идея о губительном характере технологического пути развития человечества13.

В этой связи значительную роль в осмыслении на социально-философском уровне проблемы рационального использования водных ресурсов и в целом гуманного отношения к природе играют труды, освещающие цивилизационные особенности развития человеческого общества и становление современной цивилизации техногенного типа, тесно связанной с формированием современного рационализма. И в рамках этого направления исследователи утверждают о несостоятельности призывов покончить с развитием техники14, определяющим ход истории человеческой цивилизации, ее успехи и трагедию, связанную с ограниченностью природных ресурсов, столь нерационально используемых человеком.

Интерес вызывает позиция, высказанная B.C. Степиным, который 1 справедливо указывая на то, что техногенная цивилизация открывает новую зону риска, тем не менее, пишет: «Сегодня ускоренные темпы социального развития многое меняют в культуре и жизнедеятельности людей. Ряд базисных ценностей техногенной цивилизации проблематизируется, возникают точки роста новых ценностей, открываются новые перспективы диалога культур. Их надо отследить, выявить и посмотреть, насколько они жизнеспособны, какие последствия могут вызвать. Анализ предполагает выяснение новых смыслов мировоззренческих универсалий, которые могут формироваться в науке, в технологиях, искусстве, нравственности, в.

Круглый стол журнала «Вопросы философии», посвященный обсуждению книги.

H.H. Моисеева «Быть или не быть. человечеству?» Выступили: В. А. Лекторский, С. П. Капица, JI.A. Микешин, А. П. Огурцов, Е. Д. Яхнин, М. И. Гельвановский, Ю. Д. Железнов, Ю. Н. Рахманинов, В. Т. Малахов, А. И. Петрухин // Вопросы философии. — 2000. — № 9-.

14 Ракитов А. И. Пролегомены к идее технологии // Вопросы философии.2011. № 1.С.4. политическом и правовом сознании. Такой анализ и есть цель философии"15.

В данном ключе размышляет и другой российский философ, А. И. Ракитов, отмечающий, что именно в сфере технологий изначально складывались и определялись основные функции знаний16. Необходимо обратиться также к исследованиям 3. Баумана, Лубского A.B., Драча Г. В.,.

1П.

Эфендиева Ф.С., Гарсии Д., Сорокина П. А., Тойнби А. Дж.

Глобальность экологической проблематики, вышедшей за пределы локальных территориальных образований, обусловила появление работ, связывающих глобализационные и экологические процессы в единое теоретическое и практическое пространство исследования. К наиболее значимым из числа подобных работ следует отнести труды таких ученых, как: Гидденс Э., Горшков В.Г.- Моисеев H.H., Оленьев В. В., Проскурин С. А.,.

1Я.

Шендрик А.И., Чумаков А.Н.

Большой когнитивный потенциал имеют работы обобщающего характера, посвященные изучению экологической проблематики с различных методологических и дисциплинарных позиций. В данном ракурсе проводили. свои исследования Павленко А. Н., Митева Л. Д., Подлесная М., Новожилова Е. О., Валлерстайн И., Уатт К. 19. Экологическая проблематика в контексте российского общества и его особенностей функционирования на современном этапе представлена в трудах О. Н. Яницкого, Михеевой H.A., Жукова П. В., Данилов-Данильяна В.И., Горшкова В. Г., Арского Ю. М., лл.

Лосева К.С., Шмаля А. Г. Серьезнейшая методологическая проработка.

15 Степин B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 26.

16 Ракитов А. И. Указ соч. С. 11.

17 Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.:

Питер, 2008; 1 ft.

Гидденс Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6;

19 Павленко А. Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема/УВопросы философии. 2002. № 7;

20 Яницкий О. Н. Россия как экосистема//Социологические исследования. 2005. № 7- 9 данной проблематики проведена О. Н. Яницким, который сделал вывод о том, что устойчивость России как экосистемы была обеспечена в 90-е годы высокой ценой — ресурсной «периферизацией и подчинением интересам стран «золотого миллиарда», иными словами, экосистема устояла за счет снижения ее социального качества21, в то время как курс на модернизацию российского общества предполагает смену приоритетов в экологической сфере в рамках эффективного использования и сбережения невозобновимых ресурсов и сдвига в сторону возобновимых .

На тесном сотрудничестве научной и экологической общественности в рамках предотвращения экологической катастрофы настаивает Енгоян О. З., в то время как Давыдова С. И., Усачева O.A. предлагают более активно использовать сетевые ресурсы в процессе развития экологических движений24.

В целом, анализ степени разработанности проблемы рационального использования водных ресурсов в современной цивилизации показал, что исследователи сконцентрировали внимание на преимущественно глобальных проблемах экологической сферы общего характера, связывая их с вопросами выживания или гибели человечества, с социокультурной обусловленностью специфики взаимодействия человека и природы в экосистеме и способов изменения негативных тенденций в сложившейся системе этого взаимодействия. При этом отдельные сферы экосистемы и их состояние, проблемы рационального использования, в частности водных ресурсов в контексте социально-философского исследования представлены.

Яницкий О. Н. Россия как экосистема//Социологические исследования. 2005. № 7.

С. 84.

См.: Яницкий О. Н. Российская экосоциология за 50 лет: итоги и новые вызовы // Социологические исследования. 2008. № 6.

Енгоян О. З. Сотрудничество научной и экологической общественности в процессе формирования гражданского общества // История и современность. 2009. № 2.

24 Давыдова С. И., Усачева O.A. Сетевая организация экологических движений России и Европы // Социологические исследования. 2009. № 11.

10 недостаточно, что обуславливает необходимость научных разработок в данной области.

Цель диссертационной работы заключается в получении комплексного социально-философского знания о теории и практике рационального использования водных ресурсов в современной цивилизации, динамично меняющейся и утратившей устойчивые ценностные ориентиры развития.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:

— рассмотреть теоретические подходы к социально-философскому исследованию состояния и использования водных ресурсов как главной проблемы взаимодействия общества и природы;

— составить методологический конструкт изучения теории и практики использования водных ресурсов как глобальной проблемы в социальноприродной системе человечества;

— выявить специфику накопления рисков в ходе использования водных ресурсов и роста социальной неопределенности дальнейшего развития общецивилизационной социоэкосистемы;

— показать роль и значение рационального использования водных ресурсов в системе обеспечения экологической безопасности современной цивилизации;

— обосновать мнение, что изменение ценностно-экологических регулятивов социально-природного взаимодействия является одним из эффективных путей преодоления истощения и загрязнения российских водных ресурсов на локальном, региональном, общесоциальном уровне;

— показать и обосновать значимость индивидуальной саморегуляции при активизации регулятивной роли государства и общественных движений в ходе решения проблемы рационального использования водных ресурсов России.

Объектом исследования является современная цивилизация как источник экологических проблем и угрозы существования человечества.

Предметом исследования являются водные ресурсы как часть экосистемы и важный фактор общественного развития.

Гипотеза диссертационного исследования. Экологические проблемы существования человечества напрямую связаны с деятельностью людей, которые в порыве утверждения своей гегемонии и самоутверждения как «венца» природы забыли о своей непосредственной принадлежности к природе, как части глобальной экосистемы. Чрезмерное вмешательство в экосистемы водоемов для решения хозяйственных нужд и удовлетворения растущих потребностей человечества приводит к их сверхрегулированию со стороны человека и общества, устанавливающего искусственные схемы социальной регуляции, противоречащие во многих случаях природному саморегулированию. Такая внешне упорядочивающая регулятивная деятельность с трудом подпадает под определение «рациональное использование водных ресурсов», так как не согласуется с закономерностями функционирования экосистемы и ее водных ресурсов, поэтому необходим социально-философский анализ данной проблемы ввиду критического характера развития отношений в системе «общество-природа», связанного с формированием и закреплением потребительской ментальности в общественном сознании современного человечества.

Теоретико-методологической основой исследования стал комплекс теоретических и методологических подходов к исследованию теории и практики использования водных ресурсов как глобальной проблемы экосистемы современной цивилизации, включающий общефилософские подходы — рациональности, системности, конкретности исследования. В основе методологического конструкта исследования данной проблематики выступает системный подход как наиболее адекватный пониманию сущности человеческого бытия, совмещающего в себе природное и социальное, представленное в виде элементов экосистемы.

В работе активно использовались положения теории социального действия М. Вебера, концепции «текучей современности» 3. Баумана, теории «общества риска» У. Бека, глобализации Э. Гидденса, Н. Лумана, социокультурного подхода П. А. Сорокина, энергетической теории культуры Л. Уайта, а также концепций, развивающих цивилизационное направление, А.Дж. Тойнби, Г. Маркузе, A.B. Лубского, B.C. Степина.

В работе также активно используются методы сравнительного, исторического, институционального, аксиологического подходов. Важное значение для решения поставленных в исследовании задач отводится изучению источников, посвященных теоретическому осмыслению изменений в аксиологическом пространстве современной цивилизации, в том числе российского общества в условиях формирования потребительского общества соответствующей потребительской ментальностью.

Теоретической основой исследования стали труды известных отечественных ученых в области экологической проблематики (экосоциализации, экологической культуры, экосоциологии, экологической" политики и др.), в которых сформулированы задачи и показана методика их решения, отражающая современную специфику экологического развития российского общества и его водных ресурсов.

Полученные в ходе работы над диссертацией результаты характеризуются наличием элементов научной новизны:

— рассмотрены основные теоретические подходы к социально-философскому исследованию состояния и использования водных ресурсов как главной проблемы взаимодействия общества и природы и обоснована необходимость построения адекватного современным условиям методологического конструкта изучения теории и практики использования водных ресурсов в современной цивилизации;

— составлен методологический конструкт изучения теории и практики использования водных ресурсов как глобальной проблемы в социальноприродной системе человечества, базовым элементом которого выступает системный подход, как наиболее адекватно отражающий понимание сущности человеческого бытия, совмещающее в себе природное и социальное как компонентов экосистемывыявлена специфика накопления рисков в ходе использования водных ресурсов в современной цивилизации, характеризующейся ростом социальной неопределенности, и показано, что нерациональное использование водных ресурсов человечества обусловлено, прежде всего, техногенным характером развития человеческой цивилизации и рискогенным влиянием человека на социоэкосистему;

— выявлена роль и значение рационального использования водных ресурсов в системе обеспечения экологической безопасности современной цивилизации, в которой осуществляется преднамеренный и целерациональный геноцид в отношении природы и ее водных ресурсов, что представляет источник основной угрозы безопасности экосистемы;

— выявлена ценностная специфика взаимоотношений человека и природы в современном обществе и обоснована необходимость изменения ценностно-экологических регулятивов социально-природного взаимодействия на основе экосоциализации для преодоления истощения и загрязнения российских водных ресурсов на локальном, региональном и общесоциальном уровняхпоказана значимость индивидуальной саморегуляции при активизации регулятивной роли государства и общественных движений в ходе решения проблемы рационального использования водных ресурсов России и обоснована необходимость формирования в обществе соответствующей для решения данной задачи экологической культуры, направленной на гуманизацию и гармонизацию отношений в системе «человек-природа».

Данные элементы новизны нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Вода как центральный элемент экосоциосистемы «человек — общество — природа» определяет ее существование и развитие, следовательно, проблема ее рационального (социального) использования приобретает решающее значение для перспектив современной цивилизации. В этих условиях возникает необходимость построения адекватного современных условиям методологического конструкта изучения теории и практики использования водных ресурсов в современной человеческой цивилизации с учетом того, что уровень взаимоотношений общества с природой дошел до критической точки, и связано это с формированием и закреплением потребительской ментальности в общественном сознании современного человечества с соответствующей потребительскому обществу системой ценностей, в которой ценность природы имеет лишь прикладное значение.

2. Водные ресурсы и их качество выступают важнейшим ресурсом общественного развития, в связи с чем актуализируется проблема их рационального использования. Именно отсутствие рациональных оснований водохозяйствования создает новые и усиливает существующие экологические проблемы. Социально-философский уровень изучения проблемы рационального использования водных ресурсов, как проблемы современной цивилизации, предполагает использование системного подхода, как наиболее адекватного пониманию сущности человеческого бытия, совмещающего в себе природное и социальное, представленное в виде элементов экосистемы, в которой человека, общество и природу связывают неразрывные узы, порвав с которыми человечество обрекает себя на гибель. Поэтому методологический конструкт изучения теории и практики использования водных ресурсов в экосоциосистеме как России, так и всей человеческой цивилизации нуждается в сопряжении и рассмотрении с экологическими проблемами существования и выживания общества и человека, и ключевой позицией в этом направлении выступает проблема экореконструкции, решение которой невозможно вне глубокого социально-философского осмысления источников и последствий экологических деформаций и рисков в современной экосистеме.

3. Риски в качестве социальных последствий использования водных ресурсов постепенно накапливались в различных обществах, культурах и цивилизациях, в ходе изменений, вызванных человеческой деятельностью, но их существенное увеличение произошло в условиях современной техногенной цивилизации. Тем самым, нерациональное использование водных ресурсов человечества обусловлено прежде всего техногенным, рискогенным влиянием человека на социоприродную систему, в результате чего социальная часть этой системы «возвысилась» на природной, что чревато рисками и техногенными катастрофами. Общество, не имея возможности полностью контролировать природные процессы, повернуло их качество в направлении превращения в искусственно обусловленные. На современном этапе разрушение природы и деформация ее водных ресурсов в условиях роста промышленного производства становятся интегральной составляющей социально-экономической и политической жизни. Скрытым побочным эффектом обобществления природы стало обобществление < разрушения природы и нанесение ей ущерба, превращение ее в экономические, социальные и политические противоречия и конфликты, что обернулось глобальными медицинскими, социальными и экономическими угрозами для человека, усиливающимися по мере роста социальной неопределенности и выдвигающими совершенно новые требования к социальным и политическим институтам высокоиндустриализированного мирового сообщества.

4. В социально-философской литературе поставлена проблема «косвенного» геноцида в современном обществе, одной из форм которого является целенаправленное и губительное по своим последствиям изменение природных условий и ландшафтов, что является одной из причин угрожающей ситуации в системе экологической безопасности современной цивилизации. Преднамеренность и целерациональность геноцида в отношении природы в современном мире повышает уровень ответственности каждого государства и общества за кризисные явления в экологической сфере, но осознание этого не привело к снятию экологической напряженности, связанной с состоянием водных ресурсов Земли, и устранению факторов, угрожающих экологической безопасности современной цивилизации.

5. Необходимым условием дальнейшего общественного прогресса и выживания человечества в целом выступает поиск адекватной современным экологическим вызовам и рискам системы взаимоотношений в пространстве «человек-природа», а также формирование такого алгоритма взаимодействия, который способен переломить сложившиеся негативные тенденции в эксплуатации водных ресурсов на основе изменения базовых ценностных прерогатив в отношении к природе и ее водным ресурсам в частности со стороны общества, его экологического сознания и экологической культуры. В условиях экологического кризиса и надвигающейся экологической катастрофы в потребительском обществе ценностная составляющая взаимоотношений человека и природы выходит на первый план и заставляет — задуматься о механизмах трансформации пространства экосоциализации в направлении формирования высокой экологической культуры в обществе на основе усвоения экологических ценностей и норм, ориентирующих на предотвращение истощения российских водных ресурсов и искоренение деструктивного поведения россиян в экологической сфере.

6. Рациональное использование водных ресурсов можно рассматривать как часть экологической культуры, которая отражает степень осознания человеком и обществом своего природного и одновременного социального бытия, определяет характер социоприродных взаимодействий и уровень экологического благополучия общества, качества социально-экологического пространства на микрои макроуровне. Формирование экологической культуры — это многоуровневый и многосторонний процесс, эффективность которого обусловлена конструктивным взаимодействием общества и государства, поддержкой со стороны последнего экологических движений в рамках адекватной экологической ситуации и закономерностями функционирования экосистемы экологической политики. Только изменение общественного сознания, деформированного потребительскими ценностями, в направлении формирования высокой ценности природы способно повысить уровень индивидуальной ответственности перед природой, остановить рост экологической преступности в обществе и предотвратить экологическую катастрофу. Соответственно, экологическая политика российского государства, на данный момент строящаяся по типу предупреждения экологических рисков и преступлений и преодоления и их последствий, должна быть направлена на изменение потребительской ментальности общества и личности в отношении природы и ее водных ресурсов.

Научно-практическая и теоретическая значимость данного диссертационного исследования обусловлена высокой актуальностью проблемы рационального использования водных ресурсов и потребностью социально-философского осмысления причин и последствий роста экологической преступности и снижения экологической ответственности в современном обществе. Научно-практическая значимость диссертации определяется также важностью поиска путей выхода из экологического кризиса и формирования эффективного диалога между природой и человеком в рамках гуманизации отношения современного общества к окружающей среде и природным ресурсам.

Материалы диссертационной работы могут использоваться при разработке и реализации экологической политики на региональном и федеральном уровне, а также при составлении и чтении курсов по общей философии, социальной философии, экологической социологии, социологии, социологии здоровья. Кроме того, они могут оказаться полезными при разработке факультативных курсов по проблемам экосоциализации молодежи, а также проектов и программ связанных с формированием экологической культуры современного общества.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на обсуждение в ходе научно теоретических семинаров и заседаний кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «НГМА». Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности, на: Двенадцатых всероссийских научных чтениях — научно теоретической конференции «Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы» (г. Новочеркасск, 2011 г.), Всероссийской научно — практической конференции «Россия: вчера, сегодня, завтра» (г. Краснодар, 2011 г.), Международной научно практической конференции «Социальное партнерство в России: фактор инновационного развития и общенациональной солидарности» (г. Ростов-на-Дону, 2012 г.), Международной научно — методической конференции «Проблемы качества образования в условиях уровневой подготовки специалистов» (г. Новочеркасск, 2012 г.). По теме работы опубликовано 10 научных статей общим объемом 5,6 п. л., в том числе, 3 статьи объемом 2,4 п.л. в журналах перечня ВАК Минобрнауки РФ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка литературы.

Выводы по главе 3: Условием дальнейшего развития и в целом выживания человечества выступает поиск адекватной системы взаимоотношений между природой и обществом в условиях роста экологических рисков. Водные ресурсы выступают серьезным фактором общественного развития, и поэтому необходим такой алгоритм взаимодействия, который способен переломить сложившиеся негативные тенденции в эксплуатации водных ресурсов со стороны общества на основе изменения базовых ценностных ориентаций в отношении к природе. В условиях экологического кризиса и надвигающейся экологической катастрофы в потребительском обществе ценностная составляющая взаимоотношений человека и природы выходит на передний план, а также заставляет задуматься о механизмах трансформации пространства экологической социализации в направлении формирования высокой экологической культуры в обществе на основе усвоения экологических ценностей и норм, ориентирующих на предотвращение истощения российских водных ресурсов и искоренение деструктивного поведения россиян в экологической сфере.

Необходимо осознание того, что состояние водных ресурсов находится в тесной зависимости от состояния экосистемы как открытой воспроизводящейся саморегулирующейся системы. Рациональное использование водных ресурсов можно рассматривать как часть экологической культуры, которая отражает степень осознания человеком и обществом своего природного и одновременного социального бытия, определяет характер социоприродных взаимодействий и уровень экологического благополучия общества, качества социально-экологического пространства общества.

Формирование экологической культуры представляет собой сложный многоуровневый и многосторонний процесс, эффективность которого обусловлена тем, насколько конструктивно выстроены взаимоотношения между обществом и государством, насколько тесно экологические организации сотрудничают с научными и государственными структурами, пользуясь поддержкой со стороны последних.

Изменить катастрофическую ситуацию в экологической сфере можно на основе изменения общественного сознания, деформированного потребительскими ценностями и потребительской ментальностью, в направлении формирования высокой ценности природы, так как только это способно повысить уровень индивидуальной ответственности перед природой, остановить рост экологической преступности в обществе и предотвратить экологическую катастрофу.

На этом основании экологическая политика российского государства должна быть направлена на изменение потребительской ментальности общества и личности в отношении природы, ее водных ресурсов, иначе обозначенный курс на модернизацию не будет успешным.

Заключение

.

Сегодня экологические проблемы вышли за пределы локальных территориальных и государственных образований и превратились в глобальные, поставив все мировое сообщество в опасность и осознание тесной взаимосвязанности друг с другом. Вода выступает важным фактором общественного развития и существования человечества в целом, в связи с чем вопросы ее рационального использования не являются праздными, а отражают высокий уровень актуальности как научной, так и социальной.

Источником формирования угроз и рисков, подрывающих развитие современного общества и создающих опасность для существования человечества, являются различные процессы как социального, так и природного характера: природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и т. д.) — экологические (загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, похолодание и т. д.) — эпидемиологические (различные эпидемии, распространение которых в условиях глобализации представляет серьезную угрозу для здоровья населениятехногенные (катастрофы, взрывы, пожары и т. д.) — социальные (войны, теракты, различные социальные конфликты, вызванные напряженностью в области межэтнических, социально-политических, конфессиональных отношений, а также связанные с ростом социального расслоения, бедности, преступности, девиантности в обществе) — социально-психологические угрозы, связанные с различными психическими расстройствами, снижением социального и психического самочувствия населения, ростом агрессии, жестокости, равнодушия, социальной апатии в обществе.

На современный момент социальные угрозы, как продукт деятельности человечества, выходят на первый план в ряду угроз, представляющих серьезную опасность для существования современного мира. Таким образом, особенное значение для научного исследования данной проблематики имеет тот факт, что современные глобальные экологические проблемы имеют социогенную природу, так как они являются продуктом социальных процессов и социальной деятельности. Научно-технический прогресс и жажда потребления стали источниками нарушения и в итоге разрушения баланса во взаимоотношениях между природой и обществом, и восстановление этого баланса выступает задачей номер один для современного человечества, только вот как это сделать.

Ответ на этот вопрос далеко не так однозначен, как могло бы показаться, поскольку важно знать, какие социальные механизмы могут принести наибольший эффект?

В данном исследовании ставилась задача исследования проблемы рационального использования водных ресурсов, но, поскольку решение этой проблемы невозможно вне анализа экосистемы и особенностей ее функционирования в современную эпоху, ряд выводов в диссертации носит обобщающий характер, как, например, заключение о необходимости формирования экологической культуры и экологического правосознания, в связи с чем большое внимание уделяется проблеме экологической социализации личности и роли основных социальных институтов — агентов социализации в российском обществе, и утверждается, что институциональный кризис в системе социализации общества является причиной деформации экологического воспитания и экологической социализации подрастающего поколения россиян.

Вместе с тем, ситуация с водными ресурсами в России чрезвычайно критическая. Многие великие реки Сибири и европейской части России оцениваются экспертами как загрязненные, а многие их притоки — как «сильно загрязненные». Многочисленные малые реки России, особенно в зонах промышленного и сельскохозяйственного производства, находятся в экологически угнетенном состоянии. Таким образом, теоретическая реконструкция процессов экологической проблемы требует включения в качестве ее органической части проблемы рационального использования водных ресурсов. Именно отсутствие рациональных оснований водохозяйствования создает новые и усиливает существующие экологические проблемы. Поэтому методологический конструкт изучения теории и практики использования водных ресурсов в экосоциосистеме как России, так и в современно цивилизационной социально — природе человечества нуждается в сопряжении и рассмотрении с экологическими проблемами существования и выживания общества и человека.

Сегодня значительно возрастает индивидуальная роль отдельного человека, его ценностей в осознанном выборе стратегий отношения к природе, из которой он вышел и частью которой он остается, что, к сожалению, помнят уже далеко не все представители человеческого рода. В этом отношении проблемной ситуацией, в которой присутствует человечество, является глобальное взаимодействие в рамочных условиях социокультурного взаимодействия — биосферы, стран мира в целом, отдельных стран и конкретных людей со своими наличными потребностями и ценностно-ментальными регулятивами.

В системе регулятивных взаимодействий между природой, человеком, обществом и отдельными странами произошел перевес в пользу социальной регуляции, которая перестала во многом учитывать регулятивные ритмы природы, подстраивая их под себя. Поэтому во многом правы профессор Лавлок и его последователи в том, что угроза биосфере формируется вследствие критического ослабления саморегулятивных способностей Геи — Земли, в первую очередь из-за роста промышленности и автотранспорта как основных «отравителей» атмосферы углекислым газом, сокращения площади лесов, что влияет на рост температурного режима, изменение климата, ухудшение процессов водообмена в гидросфере и т. д. и т. п.

Особую методологическую ценность представляет системный подход, который необходим при изучении проблемы рационального использования водных ресурсов в контексте глобального взаимодействия биосферы, стран мира в целом и отдельных стран. Системный подход представляется наиболее адекватным для понимания сущности человеческого бытия, совмещающего в себе природное и социальное, представленное в виде элементов экосистемы, в которой человека, общество и природу связывают неразрывные узы, порвав с которыми человечество обрекает себя на гибель. Поэтому методологический конструкт изучения теории и практики использования водных ресурсов в экосоциосистеме как России, так и всей человеческой цивилизации нуждается в сопряжении и рассмотрении с экологическими проблемами существования и выживания общества и человека, и ключевой позицией в этом направлении выступает проблема экореконструкции, решение которой невозможно вне глубокого социально-философского осмысления источников и последствий экологических деформаций и рисков в современной экосистеме.

При формировании рационального подхода к проблеме использования водных ресурсов в условиях современной цивилизации нельзя игнорировать тот факт, что современные глобальные экологические проблемы имеют социогенную природу, их последствия распределяются крайне неравномерно, обуславливаясь неравномерностями социально-экономического развития стран и регионов. Восприятие обществом необходимости рационального использования водных ресурсов, как одной из глобальных экологических проблем современной цивилизации, зависит от степени развития социального пространства и временной зависимости существования обществ, народов, конкретных людей.

Россия остается одной из великих держав, на территории которой сосредоточены большие и различные по составу природные ресурсы, уничтожение которых чревато угрозой экологической безопасности планеты в целом. Перекосы в экологической политике российского государства, нацеленность только на утилитарное использование природы и недостаточное внимание к ее охране привели в последнее время к ряду негативных последствий в водной экосистеме страны: усилилось загрязнение атмосферы и внутренних вод, особенно реки Волги, Каспийского моря, в несколько раз сократился улов ценных пород рыб.

Для снятия экологической напряженности, связанной с состоянием водных ресурсов России, необходимо своевременно решать возникающие задачи, среди которых можно выделить следующие: прогнозирование формирования водных ресурсов, режима и качества вод под влиянием антропогенной нагрузки и изменения климатаразведка, изучение запасов подземных вод, особенно использование их для питьевого водоснабжениямоделирование гидрологического цикла суши, внутриводоемных процессов, взаимодействия водных потоков в различных средах, в том числе и с различными свойствамипрогнозирование паводков, наводнений и других экстремальных явлений, обоснование мер, способов и средств их предотвращенияоценка социально-экономических последствийизучение и прогноз воздействия изменения водного режима на природную среду, экосистемы и здоровье населенияпрогноз водопотребления в основных водоемких отраслях экономики с учетом экологических требованийразработка методов и моделей оптимального управления водноресурсными системами, в том числе многоцелевого назначениявнедрение в систему водопользования новых технологических процессов, современных методов анализа и контроля качества вод, приборов и оборудованияразработка и внедрение в практику правовых, нормативных и экономических принципов, введение платного водопользования.

Проблематика, ставшая предметом данного исследования, еще долго будет занимать высокое место в ряду актуальных социально-философских вопросов, требующих глубоких научных разработок, что обусловлено ростом научно-технического прогресса и все увеличивающейся дистанцией между природой и человеческой цивилизацией. г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. О. Евразийская ментальность как основа создания интегральной модели социализации личности // Социологические исследования. 2009. № 9.
  2. С., Кокорин А. Копенгагенское соглашение — новая парадигма решения климатической проблемы// Вопросы экономики. 2010. № 9.
  3. О.В. Генезис социально экологической рефлексии на Западе во второй половине XX века //Социологические исследования. 2004. № 9
  4. И.Л. Пресная вода как глобальная социальная проблема//Вопросы философии. 2010. № 12.
  5. А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000
  6. И.И. Буржуазная социологическая теория. Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Этапы эволюции. М.: Выш. школа. 1980. ч.1
  7. Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсно-зависимой экономике? (Основные концепции и их применение в случае россии)//Вопросы экономики. 2006. № 7.
  8. В.П., Реутов Е. В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. 2010. № 1
  9. А. Интеграция европейского образовательного пространства// Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 4.
  10. Р.К. Ноосфера или техносфера //Вопросы философии. 2005. № 6.
  11. Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008
  12. В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. 2009. № 10.
  13. И. Сколько стоит смягчение антропогенного воздействия на изменение климата?// Вопросы экономики. 2003 № 1.
  14. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.- 2007.
  15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  17. Берега рациональности. Беседа с В.С. Швыревым// Вопросы философии. 2004. № 2.
  18. С.Н. Повседневность: пространство социальной идентичности. М.- 2011.
  19. А. Проблемы реформирования естественных монополий// Мировая экономика и международные отношения 2003. № 12.
  20. А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.
  21. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. -СПб.: Университетская книга, 2001.
  22. И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., 2003.
  23. И. Экология и экономика в глобальном контексте// Вопросы экономики. 2006. № 1.
  24. М. Избранные произведения: пер. с нем./Сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М.- 1990.
  25. Т. Ограниченность теории предельной полезности// Вопросы экономики 2007. № 7.
  26. Т. Теория праздного класса: пер. с англ./Ред. В. В. Мотылева. М.- Прогресс, 1984.
  27. В.И. История природных вод. М.: Наука, 2003
  28. К.В. Криминологическая характеристика несовершеннолетних жертв семейного насилия // Власть. 2008. № 4
  29. В.А., Николаева JI.C., Данцев A.A., Чеботарева В. И., Кирсанова Е. П. Эколого-мелиоративные проблемы в научном знании: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. Новочеркасск, 2006.
  30. А., Гагашева А. Проблемы экологической политики/ Вопросы экономики 2006. № 11.
  31. Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» // Вопросы философии. 2002. № 12
  32. A.M. Институт образования в контексте социокультурных смыслов и ценностей современного общества // Власть. 2010. № 9.
  33. Г. И. Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского общества. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005.
  34. И. Экономическая практика транснациональных корпорация/ТВопросы экономики. 2006. № 9.
  35. Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6
  36. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ. 1995
  37. М.К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: Институт социологии РАН, 2010
  38. С., Сонин К. Экономика «ресурсного проклятия»//Вопросы экономики. 2008. № 4.
  39. Т.А. Алименты- фактор качественного и количественного воспроизводства населения // Социологически исследования. 2008, № 9.
  40. Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России: Автореф. дисс.: д-ра социолог, наук. М., 2008
  41. С.И., Усачева O.A. Сетевая организация экологических движений России и Европы // Социологические исследования. 2009. № 11.
  42. B.C. Основные закономерности формирования ноосферы. М.: Academia, 2001.
  43. Данилов-Данильян В. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике// Вопросы экономики. 2009. № 7.
  44. Данилов-Данильян В. И. Глобальная проблема дефицита пресной воды // Век глобализации. 2008. № 1.
  45. Данилов-Данильян В.И., Горшков В. Г., Арский Ю. М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (эколого-экономический анализ). М.: Перспектива, 1994
  46. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) / Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2011.
  47. Н.В. Семейная власть как источник насилия (проблема контроля и преодоления в семейной политике) // Власть. 2009. № 12
  48. О.З. некотрые аспекты формирования и развития экологического движения на Алтае// Социологические исследования. 2012. № 1.
  49. О.З. Сотрудничество научной и экологической общественности в процессе формирования гражданского общества // История и современность. 2009. № 2.
  50. К. Перспективы и регулирование российского рынка проектных трансакций в рамках Киотского протокола// Вопросы экономики. 2008. № 10.
  51. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002.
  52. A.C. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 11."ч* У
  53. И.С., Язвин Л. С. Ресурсы подземных вод и их использование // Водные проблемы на рубеже веков. М.- 1999
  54. Т. Экологическая политика в контексте обеспечения национальной безопасности (соотношение экономики, экологии, права) // Экономист. 1996 .№ 10.
  55. Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007.
  56. Ю. А. Чупров В.И. Социальная регуляция вГ условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М- 2008.
  57. А., Пивоварова Н. Экономические последствия ратификации Российской Федерацией Киотского протокола// Вопросы экономики 2004. № 11.
  58. П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5.
  59. В. «Голландская болезнь»: блеск и нищета природно-ресурсного изобилия// Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3.
  60. Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. Казань, 2001
  61. Ю. Политическая экология новое научное направление. М.: Дело, 2011.
  62. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.
  63. Г. И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности: Монография. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010.
  64. Д.Л. Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды // Власть. 20 010. № 2
  65. Н. Формирование глобального миропорядка и Россия// Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 11.
  66. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука. Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Изд. 3-е. М.- 1975.
  67. О.В., Марыганова Е. А., Петрякова O.JL, Синельников А. Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7.
  68. Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации// Социологические исследования. 2011. № 9.
  69. Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен). -М.: Тайдекс Ко, 2004.
  70. A.B. Цивилизация: пропедевтика научного дискурса // Драч Г. В., Лубский A.B., Эфендиев Ф. С. Этнос. Культура. Цивилизация: Монография. Ростов н/Д. 2005
  71. В.И., Хабаров М. В., Лукьяненко A.B. Homo consumens человек потребляющий // Век глобализации. 2009. № 2.
  72. A.B. Физическое насилие над женами в российских семьях // Социологические исследования. 2008. № 9
  73. A.B., Щитов Н. Г. О внутрисемейном насилии // Социологические исследования. 2010. № 10.
  74. А.Д. О мыслящей себя Природе и идеальной реальности //Вопросы философии. 2004. № 3.
  75. . Некоторые методологические проблемы морской деятельности РФ// Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8.
  76. В.Г., Шишков Ю. В. Европа в многополярном мире / Институт Европы РАН. М.: Эксклибрис-пресс, 2000.
  77. В. Может ли Россия стать энергетической сверхдержавой?// Вопросы экономики. 2006. № 9.
  78. Л.Д. Экологическая проблема и позиции левых сил Западной Европы // Социально-политические науки. 2010. № 5
  79. H.A., Жуков П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1. (01)
  80. H.H. Быть или не быть человечеству? М., 1999
  81. С. Социальные факторы экономического роста// Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 5.
  82. A.B. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана//Вопросы философии. 2006. № 6.
  83. А. И. Мифы Древней Эллады. М., 1992.
  84. Е.О. Социология глобальных экологических процессов // Социологические исследования. 2008. № 9
  85. В.В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге XXI века//Вопросы философии. 2003. № 4
  86. А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема//Вопросы философии. 2002. № 7
  87. A.B. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2.
  88. В.Г. Россия перед выбором: проблемы отечественного образования // Власть. 2010. № 3
  89. Л.И. Современное образование и духовно-нравственное развитие личности // Власть. 2010. № 2.
  90. В.И. Цивилизация // Социальная философия: / Сост. и ред. В. Е. Кмеров, Т. Х. Керимов. М.- 2003.
  91. М. Экологические проблемы и местные СМИ // Участие. Социальная экология регионов России. М.: ИС РАН, 2004, вып. 13
  92. Э. Изменение климата на Земле: причины и возможные последсвия// Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 4.
  93. В., Попов В., Тонне А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экологическая политика// Вопросы экономики. 2007. № 6.
  94. X. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество // Социологические исследования. 2000. № 4.
  95. С. А. Глобализация как фактор поляризации современного мира//Социально гуманитарные знания. 2001. № 4
  96. Н., Романов Б. «Зеленые» в России: идеи, организации, тенденции развития// Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8.
  97. А.И. Пролегомены к идее технологии // Вопросы философии.2011. № 1.
  98. А.И. Регулятивный мир: знание и общество, основанное на знаниях // Вопросы философии. 2005. № 5.
  99. Е. Судьбы России: цивилизационный анализ// мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3.
  100. Е. Цивилизационная теория: познание истории — познание современности (окончание)// мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9.
  101. Е.Я. Организмическая концепция общественной жизни. Приобретение самостоятельности обособляющимися элементами органической системы. Ростов н/Д: Аргос, 1994.
  102. Т. Экологическая журналистика на Западе: основные проблемы// Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6.
  103. Н. Новые тенденции в экологической политике развивающихся стран// Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 4.
  104. Е. Бедность как глобальная проблема// Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 2.
  105. Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. А. Б. Кобякова и В. В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008.
  106. П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007.
  107. A.B. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации // Власть. 2008. № 5.
  108. М.Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Социологические исследования. 2010. № 7.
  109. В. Морская деятельность в условиях глобализации// Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 1.
  110. В. Морская деятельность: теоретический аспект// Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8.
  111. В.В. Вода известная и неизвестная. М.- 1987.
  112. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. М.- 1984.
  113. В. Ареал человечества: взгляд гуманитария — методолога//Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8.
  114. О. Снижение рождаемости как проблема современной семейной политики // Власть. 2008. № 1
  115. В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Социологические исследования. 2004. № 6
  116. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред. А. Ю. Согомонов. М.- 1992
  117. Социальный портрет молодежи Российской Федерации // Аналитический доклад. М., 2011.
  118. И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социологические исследования. 2009. № 11
  119. B.C. Типы цивилизационного развития // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. M., 2007.
  120. B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2.
  121. А. биосфера и человечество: логика выживания// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5.
  122. В. Экология как эрзац религия и вопрос ее рациональной обосновываемости//Вопросы философии. 2003. № 12
  123. C.B. Мифология брендинга в обществе глобального потребления // Власть. 2008. № 9.
  124. А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.- 2003.
  125. Л. Избранное: Наука о культуре / Пер. с англ. М.- 2004.
  126. К. Экология и управление природными ресурсами. Количественный подход. М., «Мир», 2011
  127. Т.А. Устойчивое развитие и принцип темпоральной целостности// Социально-гуманитарные знания. 2011 № 5.
  128. Э.М. Роль международного экологического права в регулировании международной экологической политики // Век глобализации. 2009. № 2
  129. Э.М. Роль международного экологического права в регулировании международной экологической политики // Век глобализации. 2009. № 2.
  130. И. Китай: экологический вызов// Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 12.
  131. В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории//Вопросы философии. 2002. № 12.
  132. В.Г. Новые идеи в социальной теории // Социологические исследования. 2011. № 11.
  133. Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // Социологические исследования. 2003. № 11
  134. Н. Правовой статус Каспийского моря: позиции прибрежных государств// Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8.
  135. К. Экология или энергетическая безопасность что важненее? (Если бы Маслоу занимался проблемами энергетики)// Вопросы экономики. — 2006. — № 4.
  136. В.И. Современная организмическая социология: основные положения//Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4.
  137. С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего/ЛЗопросы философии. 2005. № 11.
  138. И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. М.: Институт социологии РАН, 2007.
  139. Т. Уязвимое море. JL: Гидрометеоиздат, 1973.
  140. Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Д. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура. / Пер. с англ. РОССПЭН, 2009.
  141. Дж. Что такое институты?// Вопросы экономики. — 2007.-№ 8.
  142. В. Цивилизации сегодня// Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9.
  143. К.С. Человек и биосфера — проблемы эволюционного единства//Вопросы философии. 2007. № 10
  144. М.Г. Современные водные проблемы России и пути их решения // Водные проблемы на рубеже веков. М.- 1999.
  145. Ю.В. «Косвенный» геноцид в современном обществе (социально-философские аспекты) // Вопросы философии. 2008. № 10.
  146. А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. Монография. М: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005.
  147. А.И. Глобализация в системе культурологических координат// Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1
  148. A.A. Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социологические исследования. 2011. № 12
  149. Е.А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2008. № 9.
  150. Е.А. Экологическое правосознание населения (Региональная специфика) // Социологические исследования. 2009. № 12
  151. Ю. Грозит ли Земле обезвоживание?// Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 10.
  152. А.Г. Методология создания национальной системы экологической безопасности // Экологический вестник России. 2005. № 7.
  153. П. Социология социальных изменений. М.- 1996
  154. Шюц А. Возвращающийся домой / В кн.: Шюц А. Мир, светящийся смыслом. М.- 2004.
  155. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом/Пер. с нем. и англ. М.- 2004.
  156. Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. 2-е изд. М- 2006.
  157. И.В. Информационное пространство и трансляция культурных ценностей в современной России // Власть. 2009. № 6.
  158. A.B. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10.
  159. А.К. «Свой — чужой» в системах культуры/ЛЗопросы философии. 2003. № 4.
  160. О.Н. «Пасынки» социологии: природные аномалии и катастрофы//Социологические исследования. 2012. — № 1.
  161. О.Н. Российская экосоциология за 50 лет: итоги и новые вызовы // Социологические исследования. 2008. № 6.
  162. О.Н. Россия как «общество риска»: контуры теории // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. Я. Ядова. М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001.
  163. О.Н. Россия как общество всеобщего риска / Социология и общество. Тезисы докладов Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб. СПбГУ. 2000
  164. О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2
  165. О.Н. Россия как экосистема // Социологические исследования. 2005. № 7
  166. О.Н. Социальные ограничения модернизации России // Социологические исследования. 2010. № 7.
  167. Яо JI.M. Экологическое сознание: понятие, сущность, структура // Поиск (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). 2004. № 3.
  168. Ярская-Смирнова Г. Р., Романова П. В., Антонова Е. П. // Домашнее насилие над детьми: стратегия объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1
  169. В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Развитие региональных систем экологического образования: Материалы Всероссийской конференции. Пермь, ПГПУ, 2000.
  170. Е. Модернизация и общество. Вопросы экономики. — 2007.172. «Круглый стол журнала «Вопросы философии», посвященный обсуждению книги H.H. Моисеева «Быть или не быть. человечеству?» // Вопросы философии. 2000. — № 9.
  171. , W.M. «The Future of Sustainability: Re-thinking Environment and Development in the Twenty-first Century.» Report of the IUCN Renowned Thinkers Meeting, 29−31 January 2006.
  172. Blewitt, J. Understanding Sustainable Development. London: Earthscan. 2008.
  173. , D. «Retrofitting the suburbs for sustainability.» CSIRO Sustainability Network.2011.
  174. Isterdurc H. A Moment on the Earth: The Coming Age of Environmental Optimism. London, 1995.
  175. Meinberg E. Homo Oecologicus. Das neue Menschenbild im Zeichen der okologischen Krise. Darmstadt, 2011.
  176. Scott Cato, M. Green Economics. London: Earthscan, 2011.
  177. Shirkova-Tuuli I. On the Concept of Ecological Optimism. URL http://www.bu.edu/wcp/ Papers/Envi/EnviShir.htm (дата обращения 21.03.2011).1.
Заполнить форму текущей работой