Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Местное самоуправление в системе российского федерализма: политико-правовые аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования определяется самой постановкой проблемы и недостаточной степенью ее разработанности и заключается в комплексном раскрытии особенностей становления института местного самоуправления как одного из важнейших, базовых институтов политико-правовой системы в России. Диссертация раскрывает качественную специфику местного самоуправления в пересекающихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ КАК ИНСТИТУТА НАРОДОВЛАСТИЯ
    • 1. 1. Правовой анализ основных теорий местного самоуправления
    • 1. 2. Становление и развитие законодательства о местном самоуправлении
    • 1. 3. Специфика политико-правового развития местного самоуправления в Республике Бурятия
  • Г Л, А В, А II. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА УРОВНЕЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Местное самоуправление как механизм укрепления федеративных 93 отношений
    • 2. 2. Современное состояние и перспективы совершенствования правовых основ местного самоуправления

Местное самоуправление в системе российского федерализма: политико-правовые аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. До этого уровня, местного самоуправления, необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более, что действующая Конституция Российской Федерации предусматривает возможность наделения властными полномочиями органов местного самоуправления (ст. 132), и это реализуется в новом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3!

Проблемы местного самоуправления заключаются в его правовых и практических взаимоотношениях с субъектом Федерации, где многое остается неучтенным. Кроме того, процесс новой централизации, закономерно вытекающий из политики укрепления российской государственности, последовательно проводимой Президентом РФ В. В. Путиным, приводит к тому, что субъект Федерации не может уже ничего «взять» или «выпросить» «сверху», а, как предусмотрено Конституцией, должен самостоятельно и ответственно решать подведомственные ему дела. В этих условиях, наведения порядка, субъекты федерации пытаются расширить свои властные возможности за счет местного самоуправления. Значит, увеличивается вероятность проявления тенденций отчуждения гражданина, гражданских сообществ от.

1 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. власти. Но именно местное самоуправление каждодневно должно отвечать на вопрос о том, «как создать на местах достойные и комфортные условия жизни. А самое главное — как привлечь к решению этих задач самих людей, как разбудить их инициативу и поддержать их начинания, собственные начинания и собственную инициативу"1.

В свою очередь, местному самоуправлению суждено быть активным началом в системе федеративных отношений, обеспечивающим ее равновесие, поскольку это — местная власть и она взаимосвязана с властью субъектов Федерации. Объем же власти на уровне субъектов в какой-то мере зависит от их. федеративного статуса. Статус же у них, несмотря на формально провозглашенный принцип равноправия, не одинаков. В Основном законе страны заложены противоречивые нормы и принципы. С одной стороны, все субъекты Федерации объявлены равноправными, с другой — все они имеют разный статус. Одни являются суверенными государствами со своими конституциями и государственной атрибутикой, другие наделены значительно более скромными правами, не имея ни государственной атрибутики, ни соответствующих возможностей. Нельзя не учитывать и национального аспекта федеративных отношений. Однако и в этом должна проявляться разумность, а не крайности: от стремления к неограниченному суверенитету «национальных» республик до полного игнорирования этого суверенитета, как у республик, так и у других субъектов РФ. Представляется, что требуемый компромисс может быть найден на пути «встречного» реформирования «снизу» — в процессе развития местного самоуправления, которое призвано, с одной стороны, реализовать интересы местных, в том числе этнических.

1 Местное самоуправление — основа гражданственности и народовластия. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на сессии Конгресса муниципальных образований. Москва, 11 ноября 2003 г.//Журнал российского права. 2003. № 12. С.3−6. общностей, а с другой — стать естественным ограничителем вмешательства органов государственной власти в местные дела.

Поэтому на сегодняшний день приоритетное значение в оптимизации всей системы управления в России имеет именно создание и развитие эффективного муниципального управления. Это связано с действием следующих факторов:

— потребностью в дальнейшей демократизации всех сфер жизни российского общества, достижения баланса общегосударственной и региональной централизации с перераспределением властных полномочий и ресурсов между Федерацией, региональными структурами и местным самоуправлением (муниципальными образованиями);

— необходимостью сбалансирования интересов и отношений федеральных, региональных и муниципальных властных структур;

— необходимостью улучшения качества жизни большей части населения муниципальных образований;

— настоятельной потребностью использования потенциала самоорганизации и самоуправления населения в рамках муниципальных образований.

Степень научной разработанности проблемы. Методологические проблемы государствоведения, местного самоуправления стали предметом научного исследования еще в работах античных мыслителей (Аристотель, Платон и др.), философов и правоведов средневековья (П.Абеляр, Ф. Аквинский и др.), которые определили основные направления научного поиска. В условиях Нового времени усилиями Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, А. де Токвиля и других авторов были разработаны методологические подходы к анализу государства и института местного самоуправления. Важное значение для разработки общефилософских категорий имели труды Г. В. Ф. Гегеля и К.Маркса.

В России общественно-политическая мысль всегда испытывала определенные трудности, сталкиваясь с проблемой теоретического обоснования возможности совмещения института местного самоуправления с институтами государства. В странах с развитыми демократическими традициями местное самоуправление, являясь необходимым элементом гражданского общества, наряду с хозяйственно-административной, выполняет и важную политическую функцию — предоставляет гражданам возможность приобретать опыт демократического управления. Однако для России эта функция подготовки граждан к демократическому участию в управлении государством в условиях недемократического политического режима была невостребованной. Отсюда столь широкий спектр теорий местного самоуправления и мнений о его судьбах в России. Либеральные теории местного самоуправления, сами по себе достаточно противоречивые, подвергались, в свою очередь, критике и «справа», со стороны проправительственных монархически настроенных идеологов, и «слева», со стороны радикальной социал-демократической интеллигенции. Но независимо от позиций, все авторы видели в местном самоуправлении не только способ хозяйственной организации местной жизни, но. и связывали с ним судьбу российской государственности. Эта тема озвучена в работах таких российских ученых, как В. П. Безобразов, А. И. Васильчиков, А. Д. Градовский, Н. М. Коркунов, Н. И. Лазаревский и др1.

1 См.: Безобразов В. П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874- Он лее: Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб. 1882- Ва-сильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т.1−3. СПб., 1869−1871- Градовскгш А. Д. История местного самоуправления в России// Собр. соч. СПб., 1899. Т.2- Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т.2. СПб., 1909; Лазаревский Н. И. Теория местного самоуправления. М., 1903 и др.

После Октябрьской революции ликвидация муниципального уровня управления сделала это направление исследований неактуальным. Исключение составляет период НЭПа, когда выходят яркие работы Л.А.Велихова1. В дальнейшем единственным направлением исследований советских ученых по выделенной проблематике явилось изучение опыта муниципального строительства в зарубежных странах2.

Проблемы местного самоуправления вновь актуализируются в начале 90-х гг. в связи с формированием в России политической системы демократического типа. В своих трудах В. Ф. Абрамов, Г. В. Барабашев, В. И. Быстренко, Г. А. Герасименко, Н. В. Постовой, В. И. Фадеев и др3. анализируют российский исторический опыт становления и развития местного самоуправления. Работы В. А. Гневко, С. Э. Григорьева, Н. П. Медведева, Д. Ю. Шапсугова и др4. посвящены институту местного самоуправления в зарубежных странах. Вопросы муниципального права с различной степенью.

1 См.: Велихов JI.A. Опыт муниципальной программы. М.- JL, 1926; Он лее: Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.-Л., 1928.

2 См., напр.: Барабашев Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). М., 1971; Тимофеев Н. С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982 и др.

3 См.: Абрамов В. Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М. 1996; Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М., 1996; Быстренко В. И. История государственного управления и самоуправления в России. НовосибирскМ., 1997: Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990; Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995; Фадеев В. И. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. М., 1996 и др.

4 См.: Гневко В. А. Местное самоуправление на Аляске. СПб., 1998; Григорьев С. Э. Местное самоуправление в Великобритании. М., 1990; Медведев Н. П. Месч ное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994; Шапсугов Д. Ю. Местная власть в России и Германии: Вопросы теории, истории, нормативного регулирования. В 2 кн. Ростов-на-Дону. 1994;1995 и др. общности освещены в публикациях С. А. Авакьяна, А. А. Акмаловой, Т. М. Бялкиной, В. И. Васильева, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева и др1.

В основу понимания диссертантом современной концепции местного самоуправления в целом и его места в системе российского федерализма легли труды современных отечественных ученых Р. Г. Абдулатипова,.

A.С.Автономова, Г. В. Атаманчука, В. В. Бакушева, Л. Ф. Болтенковой,.

B.И.Власова, Н. А. Емельянова, К. В. Калининой, Б. С. Крылова, В. Н. Лысенко, Г. В. Мальцева, А. А. Мацнева, И. А. Умновой и др2.

Однако проблемы и невыясненные аспекты остаются. Так, Р. Г. Абдулатипов выделяет следующий проблемный комплекс: во-первых,.

1 См.: Авакъян С. А. Проблемы местного самоуправления на современном этапе//Право. 1998. № 2−3. С.25−28- АкмаловаА.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2003; Она же Муниципальное право России: Учебник. М., 2002; Бялкина Т. М. О системности законодательного регулирования местного само-управления//Журнал российского права. 2002. № 4. С.36−43- Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999; Он лее: Местное самоуправление: центр и регионы/Журнал российского права. 2003. № 3. С.8−17: Он же: Закон о местном самоуправлении требует многих поправок//Российская Федерация. 2003. № 7. С.39−41- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. Учебник. М., 2003.

2 См.: Абдулатипов Р. Г. Федералогия. СПб., 2004; Он же: Основы национальных и федеративных отношений. М. 2001; Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1994; Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 4-х кн. М., 1992; Автономов А. С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. М., 2002; Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996; Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л. А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опытаМ. 1998: Болтенкова Л. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Основные проти-воречия//Федерализм. 1996. № 1- Емельянов Н. А. Становление местног о самоуправления в России: конституционные нормы и реальность. Тула, 1997; Емельянов Н. А. Шафиков Р.Ф. Местное самоуправление в Российской Федерации: теория и практика. М. 2000; Калинина КВ. Федерализм и национальный вопрос//Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. М., 1998; Крылов Б. С. Российский федерализм — гарантия демократии и прав человека//Журнал российского права. 2000. № 1: Лысенко В. Н. Что строим мы в России: симметричную или асимметричную федерацию?//Федерализм. 1998. № 1- Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-методическое пособие. М., 2000; Она же: Федерализм и конституционное правосудие в России. М.: ИНИОН РАН, 1999. не до конца проведенное разделение полномочий между всеми уровнями публичной власти, во-вторых, трудности с определением внутренней структуры модели и территориального устройства местного самоуправления, в-третьих, отсутствие в регионах четкого законодательства, которое связало бы федеральный, региональный и местный уровни власти в работающую систему1. Дискуссионными остаются также вопросы соотношения государственной власти и местного самоуправления в российской конституционно-правовой модели и непротиворечивости системы источников муниципального права.

Объектом исследования являются государственно-правовые, муни-ципально-правовыё и общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования местного самоуправления как института политико-правовой системы России.

Предметом исследования является институт местного самоуправления как элемент системы российского федерализма и нормативная правовая основа обеспечения функционирования этого политического института.

Цель диссертационной работы — провести политико-правовой анализ в историческом ракурсе института местного самоуправления как механизма развития демократических начал в политической системе и укрепления федеративных отношений в государстве.

Цель предопределила решение следующих задач:

• провести теоретико-правовой анализ основных теорий местного самоуправления;

• выявить закономерности в становлении и развитии федерального и регионального законодательства о местном самоуправленииСм.: Абдулатипов Р. Г. Федералогия. СПб., 2004. С. 256.

• раскрыть историческую специфику политико-правового регулирования местного самоуправления в регионах компактного проживания этнических общностей на примере Бурятии;

• исследовать роль местного самоуправления как механизма укрепления федеративных отношений в системе современной российской государственности;

• проанализировать современное состояние и предложить рекомендации по совершенствованию правовых основ местного самоуправления в России.

Методологическая основа исследования. Исследование местного самоуправления как института политико-правовой системы России, проводилось на пересечении юридической, политической, философской и исторической наук. В связи с этим автором были использованы как общенаучные методы: диалектический, системный, сравнительный, институциональный, так и специальные методы, присущие перечисленным наукам: хронологический, формально-юридический, историко-юридический, системно-структурный, нормативно-логический и иные методы научного познания, обращенные к правовой проблематике.

Хронологические рамки исследования в основном охватывают период с 1993 г., когда была принята Конституция Российской Федерации, до настоящего времени, хотя делаются экскурсы и в исторически более ранние годы.

Теоретическая основа исследования. Комплексный характер исследуемой проблемы предопределил обращение к трудам российских и зарубежных правоведов, философов, историков, политологов XIX—XX вв. Теоретической основой настоящего исследования послужили также современные научные теории местного самоуправления, новые представления о федерализме и регионализме, демократические принципы устройства и деятельности органов публичной власти в федеративном государстве, международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина.

Источниковедческую базу работы составляют Конституция Российской Федерации, Европейская хартия местного самоуправления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года, другие Федеральные законы и нормативные акты, а также законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, правовые акты зарубежных стран, материалы научно-практических конференций, научных и научно-методических семинаров.

Эмпирическую базу диссертации составляют материалы парламентских слушаний в Федеральном Собрании Российской Федерации и Народном Хурале Республики Бурятия по проблемам конституционного устройства и, в частности, местного самоуправления, практика муниципальных образований, статистические данные.

Научная новизна диссертационного исследования определяется самой постановкой проблемы и недостаточной степенью ее разработанности и заключается в комплексном раскрытии особенностей становления института местного самоуправления как одного из важнейших, базовых институтов политико-правовой системы в России. Диссертация раскрывает качественную специфику местного самоуправления в пересекающихся, но отнюдь не тождественных измерениях: как института народовластия, действующего в рамках государства, но вне системы государственной власти, как механизма сдерживания центробежных тенденций в федерации, и одновременно как средства учета и обеспечения интересов этнических групп в многонациональном государстве, т. е. укрепления государственности. Значительное место в работе отведено анализу действовавшего и действующего российского законодательства по местному самоуправлению, и особенно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года.

Основные положения, выносимые на защиту:

• На ранних исторических этапах государство, как становящаяся система, выступило отрицанием самоуправления. Находясь в противоречивом диалектическом единстве, современное государство и самоуправление связаны соотношениями качества и количества, формы и содержания. Самоуправление проявляется как на региональном, так и на местном уровнях. В первом случае — как государственное, во втором — как местное, но с возможными элементами государственного.

• Осуществление властных полномочий на муниципальном уровне носит в значительной степени консенсусный характер в отличие от мажоритарно-принудительного в масштабе государства.

• Местное самоуправление, соединяя государство и общество, и имея своим источником власть народа, воплощает в себе единство публично-правового (политического) и частноправового (социального).

• Российский дореволюционный и советский опыт организации местного самоуправления в «национальных» регионах характеризуется явным несоответствием стремления к учету национальных особенностей и традиций и тенденции к унификации и централизму, которое может быть преодолено в рамках современной российской конституционно-правовой модели.

• Органы местного самоуправления, образованные не субъективной волей руководства субъектов РФ, а в порядке практического воплощения Конституции РФ, Федеральных законов, могут «чувствовать» себя в безопасности от диктата органов государственной власти.

• Органы местного самоуправления, хотя и выделены из системы органов государственной власти, но находятся в единой системе органов публичной власти.

• Горизонтальные связи органов местного самоуправления позволяют им восполнять недостаточную величину собственных ресурсов за счет межмуниципальной кооперации и создания ассоциаций.

• Органы местного самоуправления объективно заинтересованы в укреплении государственности и поддержании динамического равновесия различных уровней публичной власти, и потому играют особо важную роль в обеспечении целостности Российской Федерации.

• Федеральное и региональное законодательство о местном самоуправлении позволяет эффективно решать проблему учета и обеспечения интересов и традиций малочисленных народов, а в перспективе — и конституционную проблему сложных субъектов федерации.

• Необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении.

Достоверность полученных результатов обусловлена репрезентативностью источниковой базы исследования, отвечающей современному уровню научного знания, методологией и методами исследования, аргументированностью научных положений и выводов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют теоретически осмыслить институциональную специфику, природу и сущность местного самоуправления в системе государственного устройства России как политико-правового института, одной из основ конституционного строя и формы народовластиярасширить основу для дальнейшей теоретической разработки проблем, касающихся формирования и упорядочения местного самоуправления в Россииобосновать необходимость внесения определенных изменений в новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в целом в законодательство Российской Федерации.

Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем в области государственного строительства и муниципального права, реальной возможностью использования ряда разработанных диссертантом предложений и рекомендаций в ходе проведения реформы местного самоуправления. Результаты работы имеют значение для политической практики в целом, поскольку они вносят определенный вклад в совершенствование федеративных отношений как между центром и субъектами в составе Российской Федерации, так и на внутрисубъектном уровне.

Выводы и обобщения, изложенные в диссертации, могут быть использованы в научных исследованиях, при разработке и чтении курсов конституционного и муниципального права, политологии, социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждены, одобрены и рекомендованы к защите на заседании кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд из них был изложен на совместных междисциплинарных аспирантских конференциях РАГС при Президенте РФ и Северо-Западной академии государственной службы «Государственность и государственная служба России: пути развития» в 2002 и 2003 гг., в четырех публикациях автора общим объемом 2,1 п.л.

Структура работы подчинена логике, цели и задачам проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка нормативных источников и литературы.

Подведем итоги проведенного диссертационного исследования. Местное самоуправление это общественная форма реализации ча стных интересов и одновременно тот уровень организации граждан в госу дарстве, на котором они наиболее непосредственным, самостоятельным и ответственным образом решают вопросы своего социального обустройства. Дистанция населения от центра принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизнедеятельности имеет на этом уровне минимальную, а в идеа ле и нулевую протяженность. Поэтому термин «народовластие», конститу ционная формула о народе как единственном источнике власти наполняют ся реальным содержанием именно в местном самоуправлении. В масштабе государства и провинций (регионов) власть, даже по чисто техническим причинам, может вершиться лишь от имени народа, а в муниципальном масштабе — самим народом. Анализ классических теорий местного самоуправления: свободной общины, общественной, государственной, а также теорий дуализма и соци апьного обслуживания, и современных моделей местного самоуправления: англосаксонской, романо-германской, иберийской и системы Советов по зволяет выделить следующие его существенные черты. Обихим у государст ва и местного самоуправления являются их правовая природа — публичный характер, источник — власть народа, а также необходимость и возможность применения принуждения, В местном самоуправлении имеет место сочле нение общественной формы (в организации) и властных полномочий (в юридической силе управленческих решений). Для регулирования взаимоот ношений внутри муниципальных образований, наряду с нормами права, используются морально-этические нормы и правовые обычаи. Население вы ступает не только как субъект, но и как объект муниципально-правовых от ношений. Из этого следует, что современная теоретическая модель местного самоуправления, при внешне значительных различиях ее действуюш-их раз новидностей, характеризует природу местного самоуправления как единст во публично-правового (политического) и частноправового (социального), выражающееся в том, что реализация муниципальной социальности требует проявления публично-правового характера местного самоуправления. Анализируя российскую историю становления и развития института местного самоуправления, можно сделать вывод, что общий характер этого процесса — волнообразный, пульсирующий. Так, например, относительно екатерининских (1785 года) Жалованной грамоты городам и Городового Положения, земская (1864 года) и городская (1870 года) реформы явились значительным шагом вперед, но их прогрессивная направленность была значительно сужена принятыми в 1890—1892 гг. заведомо реакционными «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» и новым Го родовым Положением. Процесс становления современного российского местного само управления, начавшийся в 90-е гг. прошлого столетия, логично разделяется на 4 этапа: первый — 1990;1993 гг., второй — 1993;1995гг., третий — август 1995 Г.-2002 г., четвертый — с 2002 г. по настоящее время. 1-й этап характе ризуется следованием в муниципальном строительстве теории дуализма: местные Советы выступают органами как государственной власти, так и общественного самоуправления. 2-й этап знаменуется роспуском местных Советов и принятием Конституции РФ, закрепившей современный консти туционный статус местного самоуправления. На 3-м этапе принимается за кон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россииской федерации», подписывается и ратифицируется Европейская Хартия местного самоуправления, закладываются правовые основы муниципальной службы и финансов. На 4-м этапе в структурах государственной власти про исходит критическое переосмысление постсоветского опыта муниципально го строительства, в результате чего разрабатывается и принимается новый закон «Об общих принципах…». Он был основан на указаниях Президента РФ, на мнениях и предло жениях субъектов Федерации. Но мнения эти были противоречивы, проти воречивым оказался и закон. Что же касается подходов субъектов Россий ской Федерации и муниципальных образований к правовому регулированию местного самоуправления, то они отличаются значительным разнообразием не только по структуре, объему и охвату регулируемых вопросов, но и по степени соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Организация местного самоуправления в Бурятии также проходила эволюционно. Начиная с 1625 г., царское правительство от политики полно го, за исключением сбора ясака, невмешательства во внутренние дела бу рятских общин перешло к началу XX в. к ликвидации национально территориального самоуправления и вводу не отвечающей национальным интересам губернской системы управления. Современные отношения местного самоуправления и органов госу дарственной власти и управления Бурятии можно, наоборот, охарактеризо вать как поступательно прогрессивные. Если в первой половине 90-х годов в республике действовала централизованная вертикальная двухуровневая сис тема управления районами, то с 1995 г. муниципальная система стала раз виваться в соответствии с нормами федеральных Конституции и законов. Вместе с тем система правового обеспечения местного самоуправления и реализации конституционных прав граждан на местное самоуправление в республике полностью еще не сложилась. По сравнению с местными органами государственной власти муни ципальные органы отличаются большей эффективностью, огветственностьго и близостью к населению. Но сегодня вопрос о системе местного само управления — не только вопрос об эффективности работы местных органов власти, а и вопрос о политической стабильности в стране. Федеративное го сударство и местное самоуправление находятся в неразрывном диалектиче ском единстве. С одной стороны, местное самоуправление реализуется в рамках государственной правовой системы, с другой — соединение общества с государством происходит на уровне местного самоуправления, где сво бодно выраженной коллективной воле граждан придается правовая форма. Горизонтальная сеть самоуправляемых муниципальных образований обра зует своего рода «ткань» государственности, содержание государства, а го сударство, в свою очередь, выступает структурообразующей формой этой сети. Федерализм как вертикальное разделение государственных полномо чий и ответственности получает свое логическое завершение именно на уровне местного самоуправления, органы которого несут двойную ответст венность: перед органами государственной власти и непосредственно перед населением, наделившим муниципальную власть полномочиями по реше нию своих повседневных проблем. Более того, местное самоуправление — это система публичных кор пораций, которые могут по ряду объективных причин выступать союзником как федеральных органов государственной власти против суверенизации регионов, так и органов государственной власти субъектов Федерации про тив сверхцентрализации Центра. Следовательно, местное самоуправление является механизмом укрепления федеративных отношений в Российской Федерации. Однако правовая база местного самоуправления, как показывает ана лиз Федерального закона «Об общих принципах организации местного са моуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., пока еще да лека от совершенства. Ряд норм этого закона не отвечают конституционно му принципу самостоятельности органов местного самоуправлениянедос таточно четко разделена компетенция муниципальных образований разных типовнекоторые статьи допускают отступления от общепризнанных демо кратических норм при формировании органов местного самоуправления. Эти и другие несовершенства закона и его нестыковки с Конституцией тре буют скорейшего пересмотра Федеральным Собранием. Отмечая указанные недостатки, следует в то же время отдать долж ное позитивному потенциалу, заложенному в современной российской пра вовой модели местного самоуправления. Предполагается, что к началу 2006 года в соответствие с новым законом должны быть приведены все уставы муниципальных образований и законы субъектов Федерации, а это сущест венно уменьшит фрагментарность российского правового пространства. Нормы законов о местном самоуправлении, принятых в ряде субъектов Фе дерации, определяющие возможность создания национально территориальных образований местного самоуправления, позволяют эффек тивно решать проблему учета и обеспечения интересов и традиций мало численных народов и национальных групп. Можно заключить, что муници пальное строительство в рамках отечественного законодательства явится одним из ключевых факторов укрепления российского федерализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2003. 32 с.
  2. Европейская хартия местного самоуправления//СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
  3. Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"//СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.
  4. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР"//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267- 1990. № 44. Ст. 914.
  5. Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 г. № 1551−1//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010- 1992. № 46. Ст. 2618- 1993. № 21. Ст. 748.
  6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3//С3 РФ. 2003.№ 40.Ст.3822.
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 г. № 154-ФЗ//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506 с изм. и доп. в ред. 21.03.2002 г.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 года № 145ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823 с изм. и доп. в ред. 24.07.2002 г.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая части) от 30.10.1994 г. № 51-ФЗ//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 с изм. и доп. в ред. 26.11.2002 г.
  10. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 г. № 138-Ф3//С3 РФ. 1996. № 49. Ст. 5497 с изм. и доп. в ред. 22.03.1998 г.
  11. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19.09.1997 г. № 124-ФЗ//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339 с изм. и доп. в ред. 11.06.2002 г.
  12. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ//СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464 с изм. и доп. в ред. 30.12.2001 г.
  13. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 12.02.1998 г. № 8-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224 с изм. и доп. вред. 25.07.2002 г.
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (часть первая)//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 с изм. и доп. в ред. 09.07.2002 г.
  15. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной 16. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ на 2002 год. 18 апреля 2002 г.
  16. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ. 16 мая 2003 г.//Журнал российского права. 2003. № 6. 3−14.
  17. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 15 декабря 1999 г. № 1394//С3 РФ. 1999. № 51. Ст. 6359.
  18. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Утверждены Указом Президента РФ от 15 октября 1990 г. № 1370.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5071.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления"// Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст. 3924.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 2265.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 г. № 1797 «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления"// Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. Хо44. Ст. 4197.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 508 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации"//С3 РФ. 1997. № 24. Ст. 2741.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1998 г. № 1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации"//С3 РФ. 1998. № 43. Ст. 5336.
  25. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 года № 13-П по делу «О проверке конституционности пункта 1 статьи. 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона oi 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//С3 РФ. 1996. № 23. Ст. 2811.
  26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года№ 1-П по делу «О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"//С3 РФ. 1997. № 5. Ст. 708.
  27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 года № 14-П по делу «О проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//С3 РФ. 1997. Хо42. Ст. 4902.
  28. Конституция Республики Бурятия: Принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г. Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001. 80 с.
  29. Закон Республики Бурятия от 5 сентября 1995 года № 176−1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия"// Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. № 7 (18). Сентябрь 1995.
  30. Закон Республики Бурятия от 25 сентября 1996 года № 384−1 «О порядке регистрации уставов (положений) муниципальных образований в Республике Бурятия"// Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1996. № 15.
  31. Закон Республики Бурятия от 4 марта 1998 года № 661−1 «О местном референдуме в Республике Бурятия"// Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1998. № 23.
  32. Закон Республики Бурятия от 24 августа 1999 года № 233−11 «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Республике Бурятия"//С3 РБ. 1999. № 2.
  33. Концепция местного самоуправления в Республике Бурятия. Принята Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 27 января
  34. Учебники и учебные пособия
  35. Р.Г. Федералогия. Учебное пособие. СПб. 2004. 320 с.
  36. Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений. М. 2001.-355 с.
  37. А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2002. 79 с.
  38. Автономов А. С, Сивицкий В. А., Черкасов A.M. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. М., 2001. 382 с.
  39. А.А. Муниципальное право России: Учебник. М., 2002. 344 с.
  40. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 1996. 512 с.
  41. Бондарь Н. С, Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении: На примере г. Ростова-наДону: Для депутатов, муниципальных служащих, студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1996. 247 с.
  42. Т.М. Муниципальное право Российской Федерации: Практикум. М., 2000. 127 с.
  43. В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно- практическое пособие. М., 1999. 453 с.
  44. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Под ред. Воронина А. Г. М., 1997. 138 с.
  45. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник. Екатеринбург, 1997. 447 с.
  46. Государственная власть и местное самоуправление в Москве. Учебное пособие/Под ред. Авакьяна А. М., 2001. 320 с.
  47. Государственное право Российской Федерации. Учебник/Под ред. проф- О. Е. Кутафина. М., 1996.-485 с.
  48. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов/Отв. ред. д.ю.н. А. В. Иванченко. М., 1999. 856 с.
  49. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. Учебник. М., 2003. 559 с.
  50. Н.В. Муниципальное право: Учебник. М., 1998. 349 с.
  51. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. М. М. Рассокова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М., 2001. 545 с.
  52. Ю.А. Публичное право. Учебник. М., 1995. 446 с.
  53. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебное пособие. М., 2000. 303 с.
  54. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. Учебник. М., 2001.-417 с.
  55. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М., 2001.-522 с.
  56. Е.С. Организационные основы местного самоуправления: Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 1997. 109 с. Монографии
  57. Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федерального устройства. М., 1996. 255 с.
  58. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. 656 с.
  59. Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнацинальности. М., 1999. 32 с.
  60. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1994. 318 с.
  61. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 4-х кн. М., 1992.
  62. А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). М., 2002. 80 с.
  63. А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2003. 228 с.
  64. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.-223 с.
  65. В.В., Ивановский В. А., Молчанова Л. А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. М., 1998. 232 с.
  66. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). М., 1971. 280 с.
  67. Г. В. Местное самоуправление. М., 1996. 351 с.
  68. Л.Ф. Упразднение органов местного самоуправления и создание Советов (октябрь 1917 июль 1918 гг.). М., 1988. 80 с.
  69. А.В. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений: В 2 т. СПб, 1872.
  70. Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Л., 1928. 216 с.
  71. .Б. История земства за сорок лет. В 4-х т. СПб., 19 091 911.
  72. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике: Конституционно-правовой аспект. Екатеринбург, 1998. 207 с.
  73. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации: Научно-аналитический обзор. Авт. Фадеев В. И. М.:ИНИОН РАН, 1994. 52 с.
  74. А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996. 224 с.
  75. Т.М. Читаем вместе Велихова. М., 1999. 321 с.
  76. А.Д. Начала русского государственного права//Собр. соч.: В9Т. СП6, 1904. Т.9.-595 с.
  77. В.Г., Ефремова Н. Н., Карпец В. И. и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. 301 с.
  78. Ю., Тарасов О. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации. М., 1998. 77 с.
  79. А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. М., 1994. 247 с.
  80. А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. 340 с.
  81. Емельянов Н. А, Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. М.-Тула, 1997. 340 с.
  82. Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. М.-Тула, 1997.-313 с.
  83. Н.А. Становление местного самоуправления в России: конституционные нормы и реальность. Тула, 1997. 269 с.
  84. Н.А., Шафиков Р. Ф. Местное самоуправление в Российской Федерации: теория и практика. М., 2000. 168 с.
  85. А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 1999.-396 с.
  86. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002. 172 с.
  87. Комментарий к Конституции Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1996. 176 с.
  88. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Тихомиров Ю.А., рук. авт. кол., отв.ред.- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 1997. 459 с.
  89. Конституционное право России. Т.
  90. Сборник конституционно- правовых актов/Отв. ред. чл.-корр. РАН О. Е. Кутафин. М., 2001. 372 с.
  91. Конституционное право субъектов Российской Федерации/Отв. ред. проф. В. А. Кряшков. М., 2002. 433 с.
  92. Н.М. Русское государственное право. СПб, 1913. 739 с,
  93. М.И. Теория местного самоуправления. М., 1903. 132 с.
  94. Л.Е. Региональное и местное управление в России: Вторая половина XIX века. М.: Институт государства и права РАН, 1998. 151 с.
  95. Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002. 208 с.
  96. В.Н. Конституционный процесс в России: Федеративный и региональный аспекты//Становление российского федерализма: Пробл.темат. сб. М.: ИНИОНРАН, 2000.
  97. В.А. Проблемы местного самоуправления в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Московский обш, ественный фонд. Союз русских городов. М., 1999. 239 с.
  98. И.Г. Российские модели самоуправления. Аналитический вестник. Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аналитическое Управление//Проблемы местного самоуправления. Специальный выпуск. № 11 (35). Июль. М., 1996. 139 с.
  99. Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М., 1999. 312 с. 99. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2004.-301 с.
  100. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти томах/Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. О. И. Чистякова. М., 1984−1989.
  101. О.А., Королева-Конопляная Г.И. Местное самоуправление: историческая практика и современность. М., 2003. 119 с.
  102. М.И. Основы и пределы самоуправления: Опыт критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств. СПб, 1892. 208 с.
  103. Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003. 330 с.
  104. А. Демократия в Америке: Пер. с франц. М., 1994. 554 с.
  105. А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. М., 1998. -160 с.
  106. А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912. 364 с.
  107. Ю. Демократия сверху равнодушие снизу//Российская Федерация. 1998. № 8−9. 36−37.
  108. Р.Г. Защита прав национальностей России, или Как противостоять национализму//Этнополитический вестник. 1995. № 5. 820.
  109. Р.Г. Федеративный договор и перспективы нашей Федерации//Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив/Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 1998. 7−20. ПО. Авакьян А. Обоснованная критика лучше навешивания ярлыков//Российская Федерация. 1998. № 8−9. 37−38. Ш. Авакьян А. Проблемы местного самоуправления на современном этапе//Право. 1998. № 2−3. 25−28.
  110. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России//Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. Матер, научно-практ. конф. 25 января 1994 г. М., 1994. 43−57.
  111. B.C. Взаимодействие трех уровней власти в Рязанской области//Центр 190. регионы местное самоуправление. Под ред. Г. М.Люхтерхандт-Михалевой и И.Рыженкова. М., СПб., 2001. 171-
  112. Г. А. К проблеме совершенствования законодательства о финансовых основах местного самоуправления/УЗаконодательство субъектов Российской Федерации: опыт, проблемы, обеспечение единого правового пространства в стране: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. (г.Улан-Удэ, 20−21 июня 2001 г.). Улан-Удэ, 2002. 44−50.
  113. Г. В. Государственно-правовая природа федерализ- ма//Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив/Под общ-, ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС. 1998. 32−43.
  114. Г. В. Суш-ность и истоки местного самоуправления// Муниципальный мир. 1999. № 1. 10−14.
  115. И. Реформу лучше начинать с головы//Российская Федерация сегодня. 2003. № 21. 40−41.
  116. Г. В. Местное самоуправление трудное дитя России// Рос. жур. самоуправл. 1992. № 1. С, 48−51.
  117. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность//Государство и право. 1996. № 11. 137−142.
  118. А., Еремин А. О категориальных пределах местного самоуправления//Право и жизнь. 1997. № 11. 121−131.
  119. А.А., Бурмистров А. С. Институт местного самоуправления в документах Конституционного Суда Российской Федерации (1996−1998 гг. у/Правоведение. 1999. № 1 (229). 199−211.
  120. Л. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Основные противоречия//Федерализм. 1996. № 1. 37−48.
  121. Л.Ф. Соотношение конституционных основ местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Материалы научно-практической конференции. 25 апреля 1996. МГУ 1996. 45−51.
  122. Л.Ф. К вопросу о системе представительных органов власти в субъектах российской Федерации/ Под. ред. А. Авакьяна. М.: ИздвоМГУ, 1999.
  123. Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления//Журнал российского права. 2002. № 4. 36−43.
  124. В.И. Местное самоуправление: закон четвертый//Журнал российского права. 2004. № 1. 5−14.
  125. В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра//Журнал российского права. 1997. № 8. 10−23.
  126. В.И. Местное самоуправление: центр и регионы//Журнал российского права. 2003. № 3. 8−17.
  127. В. Закон о местном самоуправлении требует многих поправок//Российская Федерация. 2003. № 7. 39−41.
  128. Н., Шишкин В. Местное самоуправление: euj, e одна попытка реформы//Свободная мысль-ХХ1. 2003. № 6. 16−28.
  129. В.И. Мировой суд как форма народного самоуправления//Российская юстиция. 1995. № 7. 19−21.
  130. А. Местом жизни пренебречь нельзя: К вопросу об определении оптимальной территории муниципальных образований //Муниципальная власть. 1998. № 1. 4−6.
  131. А. Самоуправление «насаждать» сверху или ждать инициативу снизу?//Местная власть: Всерос. жур. мест, самоупр., кн.1. 1996. 713.
  132. Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва, 17 февраля 1995 года. М., 1995. -159 с.
  133. М.П. О сущности местного самоуправления //Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно-правовые аспекты, практика: Материалы научно-практической конференции, 29 марта 1995 г. М., 1996. 61−68.
  134. В. Федеральная политика и местное самоуправление в России: идеология, интересы и практика//Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право: Материалы семинаров. М., 1998. 12−26.
  135. Л. Почему не хотят «государевы люди» поделиться властью с народом//Российская Федерация. 1995. № 17. 41−44.
  136. Л. Зигзаги реформы//Российская Федерация. 1996. № 8. 26.
  137. Л.В. Из истории становления местного самоуправления России//Государство и право. 1996. № 2. 142−152.
  138. Л. Исполнительный аппарат исполнять не торопится: О реформе местного самоуправления/ТРоссийская Федерация. 1997. № 12. 21−22.
  139. Л. Варианты подсказывает жизнь//Российская Федерация. 1997.№З.С.20−21.
  140. Государственная власть и местное самоуправление в России: Проблемно-тематический сборник: Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. Редкол.: Алферова Е. В., Лапин В. А, Умнова И.А.- ИНИОНРАН. М., 1998. 164 с.
  141. В. Местное самоуправление в России: быть ему или не быть?//Власть. 2003. № 1. 9−17.
  142. А. Конституционный статус местного самоуправления не противоречит принципу единства власти//Федерализм. 2002. № 4. 217−228.
  143. А.Н. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти/ЯДентр регионы местное самоуправление. Под ред. Г. М.Люхтерхандт-Михалевой и И.Рыженкова. М., СПб., 2001. 10−28.
  144. Дмитриев Ю, Тарасов О. Европейская хартия местного самоуправления и российское законодательство//Право и жизнь. 1997. № 12. 162 172.
  145. Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы//Государство и право. 2003. № 11. 85−89.
  146. А. Местное самоуправление в городском районе//Российская юстиция. 1996. № 8. 9−12.
  147. А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства/ТРоссийская юстиция. 1996. № 6. 16−18.
  148. Ю. На пороге важнейших перемен/ТРоссийская Федерация сегодня. 2002. № 15. 26−27.
  149. Ю. Не время спорить, пора брать власть//Российская Федерация сегодня. 2003. № 21. 39.
  150. Ю. От «общих принципов» к конкретным законам// Российская Федерация сегодня. 2004. № 2. 23.
  151. К.В. Федерализм и национальный вопрос//Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив/Под обш,. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.:Изд-во РАГС, 1998. 75−83.
  152. Каких поправок требуют законопроекты о реформе региональной и местной власти?//Российская Федерация сегодня. 2003. № 6. 33−35.
  153. В.А. Республика Коми: политико-правовые отношения с федеральным центром и проблемы становления местного самоуправления//Центр 135.
  154. Н. Проект Козака надо принять//Российская Федерация сегодня. 2003. № 3. 2−3. регионы местное самоуправление. Под ред. Г. М.Люхтерхандт-Михалевой и И.Рыженкова. М., СПб., 2001. 116-
  155. М.А. Самоуправление это механизм реальной ответственности//Ваш выбор. 1994. № 1. 6−9.
  156. Н. Проект Козака надо принять//Российская Федерация сегодня. 2003. № 3. 2−3.
  157. .С. Государственный суверенитет России- как его понимают в Казани//Журнал российского права. 2001. № 11. 10−17.
  158. .С. Российский федерализм гарантия демократии и прав человека//Журнал российского права. 2000. № 1. 7−16.
  159. .С. Федерализм и его будущее/УЖурнал российского права. 1999. № 1.С.11−19.
  160. В. Проблемы и перспективы становления местного самоуправления в Российской Федерации/ТГородское управление. 1998. № 5. 211.
  161. Л.Е. Центр регионы места в России: очерк взаимоотношений в исторической ретроспективе//Центр регионы местное самоуправление. Под ред. Г. М.Люхтерхандт-Михалевой и И.Рыженкова. М., СПб., 2001. 10−28.
  162. В.Н. Что строим мы в России: симметричную или асимметричную федерацию?//Федерализм. 1998. № 1. 33−45.
  163. В.Н. Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве//Этнополитический вестник. 1995. № 5. 56−70.
  164. А.Н., Гильченко Л. В. Практика законодательного обеспечения деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации//Вестник межпарламентской ассамблеи, 1997. № 1. И 9−128.
  165. Материалы зональных семинаров председателей сельских и поселковых Советов Республики Башкортостан с участием заместителей председателей районных и городских Советов (февраль-март 1997 г.). Уфа, 1997.-263 с.
  166. И.Г. Государственные полномочия местного самоуправления//Федерализм. 1998. № 3. 165−180.
  167. И.Г. Региональное законодательство о формах народного представительства в местном самоуправлении//Проблемы народного представительства в Российской Федерации. Сборник статей участников научной конференции. Москва, апрель 1997 года. М., 1998. 150 157.
  168. И.О. Проблемы реализации норм Европейской хартии местного самоуправления в условиях Российской Федерации//Местное самоуправление в условиях реформируемой России: Опыт становления и проблемы развития: Материалы межрегиональной научнопрактической конференции. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003. 49−63.
  169. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзоруПод общей редакцией Н. П. Медведева, А. И. Ракитова, А. Ю. Федорова и др. М., 1994. 80 с.
  170. Местное самоуправление в России: Сборник статей/Под ред. д.э.н., проф. В. Б. Зотова. М., 2003.-400 с.
  171. Местное самоуправление в Российской Федерации. Региональный аспект, Редколл.: Воронин А. Г., Варламова Н. В., Гильченко Л. В. и др. М., 1998.-101 с.
  172. Местное самоуправление основа гражданственности и народовластия. Выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на сессии Конгресса муниципальных образований. Москва, 11 ноября 2003 г.//Журнал российского права. 2003. № 12. 3−6.
  173. Н. Федерализм, многонациональность, государственность: новый курс российской власти//Федерализм. 2002. № 3. 103−122.
  174. Н. Власть в России единая, но функции у каждого ее уровня разные//Российская Федерация сегодня. 1998. № 4. 43−44.
  175. Н. О новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Местное самоуправление в условиях реформируемой России: Опыт становления и проблемы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003. 2734.
  176. Митрохин Местное самоуправление: аргументы, проблемы, мифы//Городское управление. 1998. № 1(18). 2−6.
  177. С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России//Центр регионы местное самоуправление. Под ред. Г. М.Люхтерхандт-Михалевой и И.Рыженкова. М., СПб., 2001. 47−87.
  178. Митрохин С, Фасеев И. С., Надеев Р. К. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Краткий комментарий к Федеральному закону/УЖурнал российского права. 1997. № 10. 63−76.
  179. А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации//Государство и право, 1992. № 2. 15.
  180. B.C. Местное самоуправление: пути становления и развития//Журнал российского права. 2002. № 10. 3−10.
  181. Нечаев В.Д. Вертикальное
  182. В.И. Проблемы становления местного самоуправления// Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М., 1997. 260−266. 185. О некоторых вопросах, связанных с реализацией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Разъяснение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления//Российская Федерация. 1996. № 9. 19−21.
  183. Основные теории местного самоуправления: Происхождение и развитие. Региональное управление и местное самоуправление/Черник И. Д, — Отв. ред. вып. Фадеев В.И.- М., ИНИОН РАН. 1996. 56 с.
  184. В.А. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы/УМатериалы научно-практической конференции. 25- января 1994 г. М., 1994. 142−143.
  185. М. Президент разрубил узел конфликта в Удмур- тии//Российская Федерация. 1997. № 6. 4.
  186. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика//Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации: Сборник аналитических обзоров и рекомендаций. М., 1995. 165−187.
  187. Проблемы обеспечения соответствия законодательства субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления федеральному законодательству, Тамбов, 19−20 янв. 1998 г.//Мунииипальное право. 1998.№ 1.С.87−95.
  188. Проблемы народного представительства в Российской Федерации/Под. ред. проф. А.Авакьяна. М., 1998. 184 с.
  189. Л. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: от концепции до реализации//Конституцинное право: восточноевропейское обозрение, 1995. № 3. 10−14.
  190. Реформа местного самоуправления: первый опыт. Информационная записка Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы//Городское управление. 1996. № 3. 33−43.
  191. П. Закон обновили. Вопросы остаются//Российская Федерация сегодня. 2004. № 1. 40−41.
  192. Т.С. Гражданское общество и личность//Конституционный строй России. Вып.
  193. Институт государства и права РАН. М., 1996. 14−19.
  194. В.А. Общероссийское муниципальное движение и его роль на новом этапе муниципальных реформ/ТПраво. 1998. № 4. 4−8.
  195. В. О толерантности//Этнополитический вестник. 1995. № 5. 21−32.
  196. Н. Остановиться, подсчитать и вернуться//Российская Федерация. 2002. № 3. 39−41.
  197. Умнова-Конюхова И.А. О конституционно-правовой основе
  198. СЮ. Правовое обеспечение системы местного самоуправления: современное состояние и перспективы//Местное самоуправление в условиях реформируемой России: Опыт становления и проблемы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003. 34−40.
  199. В. Система гарантий местного самоуправления//Право и жизнь. 1995. № 7.0.184−217.
  200. Т. Народ все больше отстраняется ния//Российская федерация. 2002. № 3. 42. от самоуправле202. Хабриева Т. Я., Синицкий В. А. Федеральное Собрание в 2003 году: вклад законодателей в развитие российского федерализма и местного самоуправления//Журнал российского права. 2003. № 12. 7−16.
  201. В.А. Актуальные вопросы реформирования системы МСУ в Российской Федерации//Местное самоуправление в условиях реформируемой России: Опыт становления и проблемы развития: Материалы межрегиональной назно-практической конференции, СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003. 6−11.
  202. Шарапова Хватит дробить местную власть//Российская Федерация сегодня. 2002. № 15. 25.
  203. К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации/ТМестное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие. М., 1998. 3−55.
  204. А. Классификация органов местного самоуправле- ния//Городское управление. 1996. № 3. 29−32.
  205. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдик- ции//Государство и право. 1996, № 8. 100-
  206. Авторефераты диссертаций
  207. Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. истор. наук/Саратов, гос. экон. акад. Саратов, 1997. 22 с.
  208. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: От идеи к практике: Конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. юрид. наук /Урал. гос. юрид. акад. Екатеринбург, 1998.-42 с.
  209. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия: Автореф. дис. на соиск. 5ieH. степ. док. юрид. наук /РАГС при Президенте РФ. М., 2001. 48 с.
  210. М.Ю. Местное самоуправление в политической системе России: теретико-прикладной анализ: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. док. полит, наук /Моск. гос. соц. ун-т. М., 2003. 48 с.
  211. И.Г. Институционализация местного самоуправления в системе власти Российской федерации: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. юрид. наук /РАГС при Президенте РФ. М., 2001. 24 с.
  212. A.M. Конституционно-правовые основы территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. юрид. наук /РАГС при Президенте РФ. М., 2001.-26 с.
  213. Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. юрид. наук/РАГС при Президенте РФ. М., 2003. 34 с.
  214. B.C. Правовые проблемы становления и организации местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (по материалам Са217. Морозова Н. П. Общественное самоуправление: вопросы теории, методологии и практики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук/Новосибирский гос. ун-т. Новосибирск, 1994. 18 с.
  215. Е.А. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук/Академия чправления МВД России. М., 2001.-24 с.
  216. А.Н. Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления по управлению милицией общественной безопасности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук/Академия управления МВД России. М., 2003. 22 с.
  217. Н.В. Теоретико-правовые проблемы основ местного самоуправления в России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. юрид. наук/Юридический институт МВД России. М., 2001. 42 с.
  218. А.В. Правовое регулирование городского местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. юрид. наук/Академия управления МВД России. М., 2004. 21с.
  219. СЮ. Субъект федерации и местное самоуправление: правовое регулирование финансово-экономических взаимоотношений: На опыте Новгородской области: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /РАГС при Президенте РФ. М., 1998. 24 с.
Заполнить форму текущей работой