Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием лесопромышленного комплекса в контексте повышения эффективности использования лесных ресурсов региона: На примере Северо-Западного федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе «Цели и задачи государственного управления лесными ресурсами» производится анализ функций леса и способов использования лесных ресурсов, предлагаются соответствующие классификации их, на основании которых производится уточнение терминологической базы научных исследованийисследуются субъектно-объектные отношения, возникающие при использовании и охране лесных ресурсов, и существующие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ
    • 1. 1. Определение лесных ресурсов и способов их использования
      • 1. 1. 1. Функции леса и влияние их классификации на формирование терминологической базы научных исследований
      • 1. 1. 2. Классификация лесов в соответствии с приоритетными функциями
      • 1. 1. 3. Способы использования лесных ресурсов
    • 1. 2. Субъектно-объектные отношения, возникающие при использовании и охране лесных ресурсов
    • 1. 3. Цели и задачи государственного регулирования лесных отношений
      • 1. 3. 1. Сущность политики устойчивого развития лесных ресурсов
      • 1. 3. 2. Проблемы развития лесного хозяйства
      • 1. 3. 3. Государственное регулирование лесных отношений в контексте политики устойчивого развития
  • ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
    • 2. 1. Региональные особенности, влияющие на эффективность использования лесных ресурсов
      • 2. 1. 1. Обеспеченность лесными ресурсами
      • 2. 1. 2. Породная структура лесов России
      • 2. 1. 3. Распределение запасов хозяйств по группам возраста
      • 2. 1. 4. Экономическая доступность участков лесного фонда России
    • 2. 2. Современное состояние лесопромышленного комплекса и его влияние на эффективность использования лесных ресурсов
      • 2. 2. 1. Общие тенденции развития лесопромышленного комплекса России
      • 2. 2. 2. Состояние и тенденции развития лесозаготовительной промышленности
      • 2. 2. 3. Состояние и тенденции развития деревообрабатывающей промышленности
      • 2. 2. 4. Состояние и тенденции развития целлюлозно-бумажной промышленности
      • 2. 2. 5. Состояние и тенденции развития лесохимической промышленности.82 2.3. Основные механизмы государственного управления развитием лесопромышленного комплекса
  • ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА (на примере Северо-Западного федерального округа)
    • 3. 1. Выбор модельного региона для разработки методического обеспечения государственной политики по управлению лесопромышленным комплексом на региональном уровне
      • 3. 1. 1. Лесоресурсный потенциал Северо-Западного федерального округа
      • 3. 1. 2. Современное состояние лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа
    • 3. 2. Факторы, определяющие эффективность функционирования лесопромышленного комплекса
    • 3. 3. Гармонизация государственного регулирования развития лесопромышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях

Управление развитием лесопромышленного комплекса в контексте повышения эффективности использования лесных ресурсов региона: На примере Северо-Западного федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы. Лесные ресурсы наряду с водными ресурсами, воздухом и другими природными объектами являются основой не только для существования человека, но и поддержания жизни на планете. На планете около 90% общего запаса органического вещества сконцентрировано в лесах. Леса России, представляющие по площади около 1/5 от лесных земель мира — это один из основополагающих факторов обеспечения устойчивого развития не только России, но и всего человечества.

В последние годы во всем мире наблюдается явное и динамичное изменение отношения людей к роли лесов на планете. Если раньше леса рассматривались исключительно как источник лесных ресурсов, имеющих рыночную стоимость (древесные и недревесные лесные ресурсы), то в последнее десятилетие XX века стала рассматриваться экологическая и социальная роль лесов. Леса стали одним из основополагающих глобальных факторов обеспечения устойчивого развития человечества и экологической безопасности его жизнедеятельности.

Усиливающееся антропогенное воздействие на леса, загрязнение окружающей среды, глобальные изменения климата и химического состава атмосферы привели к значительному сокращению и ухудшению состояния лесного покрова. В настоящее время площадь лесов на Земле составляет менее одной трети поверхности суши, достигнув минимального предела, при котором, однако, еще возможно устойчивое функционирование биосферы. Поэтому проблема эффективного управления лесами имеет на сегодняшний день особую актуальность. Данной проблемой занимаются многие ученые и практические специалисты во всем мире1.

Проблемами влияния эффективности управления природными и, в частности, лесными ресурсами на эффективность территориальной организации общества, уровень и качества жизни населения занимались многие российские и зарубежные ученые, такие как Агафонов Н. Т., Бусалаев И. В., Волостных В. В., Голубецкая Н. П., Двас Г. В., Емельянов А. Д., Исляев P.A., Клоцвог Ф. Н., Когут.

1 Не случайно Нобелевский комитет присудил в 2004 году Премию мира кенийской активистке экологического движения Вангари Маатаи, оценив ее деятельность по разведению лесов в Африке как самый главный вклад в борьбе за развитие, демократию и мир.

А.Е., Леш А., Литовка О. П., Макаров О. Н., Пробст А. Е., Симчера В. К., Флеров А. Е., Чистов Л. М. и другие.

Многие ставшие уже классиками русские советские ученные, такие как Морозов Г. Ф., Орлов М. М., Орлов Г. М., Рудзкий А. Ф. и современные исследователи Аким Э. Л., Арцыбашев Е., Бенин A.A., Бурневский И. Ю., Константинов В., Лазарев A.C., Мартынов A.C., Маслаков Е., Онегин В. И., Столяров Д. П., Чмыр А. Ф., Шутов И. В. и другие внесли огромный вклад в решение различных аспектов проблемы устойчивого и эффективного управления лесным хозяйством (в первую очередь, экологических и экономических).

Однако многие вопросы не получили до сегодняшнего дня своего разрешения. В частности не до конца изучены факторы, влияющие на эффективность управления лесными ресурсами, и, соответственно не разработан методологический аппарат для учета таких факторов при формировании и реализации государственной политики устойчивого развития, не выработаны критерии, позволяющие количественно оценить эффективность управления лесными ресурсами, не выявлены и не оценены механизмы взаимного влияния эффективности управления лесными ресурсами и эффективности развития лесопромышленного комплекса как одного из базовых элементов экономической системы. Ориентация диссертационного исследования на восполнение этих пробелов обуславливает актуальность темы не только в связи с большой народнохозяйственной значимостью рассматриваемых вопросов, но и в силу их недостаточной научной изученности.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методических основ эффективного управления лесными ресурсами региона.

Указанная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

• анализ особенностей лесных ресурсов как одного из видов природных ресурсов, функций лесов и способов их использования;

• исследование распределения лесных ресурсов по территории Российской Федерации с учетом их качественных параметров и возможности эффективного использования, выявление региональных особенностей;

• выявление недостатков существующей правовой и нормативно-методической базы, регулирующей использование лесных ресурсов в Российской Федерации;

• исследование факторов, в наибольшей степени влияющих на эффективность управления лесными ресурсами, и получение количественных оценок соответствующих корреляционных зависимостей;

• исследование и оценка механизмов взаимного влияния эффективности управления лесными ресурсами и эффективности развития лесопромышленного комплекса;

• обоснование целей и задач государственной политики управления лесными ресурсами;

• исследование и анализ механизмов государственной политики в сфере использования лесных ресурсов, обоснование выбора наиболее эффективных и приоритетных из них.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических основ оптимизации управления лесоресурсным потенциалом региона.

Объектом исследования является метод повышения эффективности управления лесными ресурсами региона.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики управления использованием, охраной и воспроизводства лесных ресурсов, основы теории оценки эффективности экономической деятельности, теория и практика в сфере территориальной организации общества.

Информационной базой исследования послужили законодательная база, справочные, статистические материалы и наблюдения соискателя по исследуемой проблематике.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании методологического аппарата, обеспечивающего возможность с использованием современных методов корреляционного анализа учитывать при разработке и реализации государственной политики устойчивого развития основные факторы, влияющие на эффективность управления лесными ресурсами.

К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:

— разработаны классификации функций лесов и способов использования лесных ресурсов, на основании которых уточнено содержание понятия «лес»;

— обоснована непосредственная зависимость эффективности управления лесными ресурсами от эффективности функционирования лесопромышленного комплекса на соответствующей территории;

— выявлены факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность управления лесными ресурсами, и получены количественные оценки соответствующих корреляционных зависимостей;

— обоснован выбор наиболее эффективных и приоритетных механизмов государственного регулирования развития лесопромышленного комплекса;

— предложен метод учета при разработке и реализации государственной политики устойчивого развития основных факторов, влияющих на эффективность управления лесными ресурсами, с применением оптимизационной модели, выстраиваемой с использованием современных методов корреляционного анализа.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций по повышению эффективности использования лесных ресурсов региона при принятии управленческих решений.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационной работы были представлены на: IV и V научно-практической конференции студентов и аспирантов СПбГИЭУ «Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей» (Санкт-Петербург, СПбГИЭУ, 2001, 2002 гг.).

По теме диссертационной работы опубликовано 3 научных работы общим объемом печатных листа.

Структура, содержание и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состроит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Общий объем работы 167 страниц машинописного текста, включая 24 рисунка и 31 таблицу.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, излагаются цель и задачи исследования, определен круг исследуемых вопросов, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Цели и задачи государственного управления лесными ресурсами» производится анализ функций леса и способов использования лесных ресурсов, предлагаются соответствующие классификации их, на основании которых производится уточнение терминологической базы научных исследованийисследуются субъектно-объектные отношения, возникающие при использовании и охране лесных ресурсов, и существующие проблемы развития лесного хозяйства. По результатам выполненного анализа обосновываются и конкретизируются цели и задачи государственного регулирования лесных отношений в контексте политики устойчивого развития, а также формулируется и обосновывается методологическая база применения оптимизационной модели для формирования и реализации соответствующей государственной политики.

Вторая глава «Управление развитием лесопромышленного комплекса в контексте повышения эффективности использования лесных ресурсов региона» посвящена исследованию региональных особенностей, влияющих на эффективность использования лесных ресурсов, включая уровень развития регионального лесопромышленного комплекса, анализу современного состояние лесопромышленного комплекса и параметров его влияния на эффективность использования лесных ресурсов и, как итог, — обоснованию целей, задач и направлений государственного управления развитием лесопромышленного комплекса.

В третьей главе «Методические основы совершенствования управления развития лесопромышленного комплекса региона» на базе анализа взаимного влияния эффективности управления лесными ресурсами на эффективность функционирования лесопромышленного комплекса на территории модельного региона — Северо-Западного федерального округа — производится формализация факторов, определяющих эффективность функционирования лесопромышленного комплекса, и расчет корреляционных зависимостей между этими факторами и эффективностью использования лесных ресурсов для последующего использования их в описанной в главе 1 оптимизационной модели, а также выработка и обоснование конкретных механизмов и мер по повышению эффективности управления лесными ресурсами Северо-Западном федеральном округе.

В заключении обобщаются сделанные в ходе исследования выводы и подводится итог проделанной работы.

Выводы по главе 3:

1. Автором обоснована возможность рассмотрения Северо-Западного федерального округа в качестве модельного для разработки методики выработки мер государственной политики по управлению лесопромышленным комплексом на региональном уровне на базе исследования корреляционных связей между факторами, влияющими на эффективность использования лесных ресурсов.

2. Автором установлено, что связь между фактическим объемом рубки и объемом расчетной лесосеки является умеренной (коэффициент корреляции гху = 0,32), и, следовательно, сам факт наличия больших запасов лесных ресурсов является необходимым, но далеко не достаточным условием для обеспечения высокой экономической эффективности их использования.

3. Автором установлено, что гораздо более тесная корреляционная связь (коэффициент корреляции гху = 0,56) существует между плотностью лесовозных автодорог в регионе и эффективностью использования его лесных ресурсов. При этом фактическая обеспеченность автодорогами в настоящее время очень низкая.

4. Автором установлено, что наличие основных производственных фондов является основным фактором, влияющим на долю освоения расчетной лесосеки (коэффициент корреляции гху = 0,74), то есть на эффективность использования лесных ресурсов, и, следовательно, одной из первоочередных задач государственной политики в лесном секторе должно быть стимулирование строительства новых и реконструкция существующих производственных мощностей.

5. При этом автором показано, что при принятии решений об инвестировании в предприятия лесопромышленного комплекса, в первую очередь инвестор ориентируется не на объем фактически заготавливаемой в регионе древесины, а на объем лесных запасов, а также на обеспеченность транспортной инфраструктурой (коэффициент корреляции гху= 0,40), но главным фактором при принятии решения об инвестировании (коэффициент корреляции Гху = 0,76) является наличие уже существующих мощностей по лесопереработке, обеспечивающих возможность комплексной переработки добываемой в экономически доступных лесах древесины, и инженерной инфраструктуры, снижающей инвестиционные затраты.

6. Автором установлено, что величина объема заготовки (эффективности использования лесных ресурсов) напрямую зависит от экспортных возможностей страны (коэффициент корреляции гху = 0,50), но в еще большей степени (коэффициент корреляции гху = - 0,72) — от внедрения технологий, позволяющих производить импортозамещающую лесную продукцию.

7. Выявленные автором характер и параметры влияния различных факторов на эффективность использования лесных ресурсов позволили обосновать приоритетность отдельных механизмов государственного регулирования развития лесопромышленного комплекса: обеспечение расширения экономически доступных участков лесного фонда, совершенствование лесного законодательства с целью создания условий для повышения инвестиционной активности в лесном секторе, осуществление эффективного регулирования внешнеторговой политики, совершенствование стандартизации и сертификации лесной продукции, активизация инновационной деятельности и научного обеспечения проводимых реформ.

8. Устойчивое пользование и управление лесами, сохранение и приумножение лесных богатств, создание эффективно функционирующего лесного сектора, обеспечивающего эффективное использование лесов для насыщения внутренних рынков и развития экспорта, максимизация лесного дохода и гарантированное финансирование за его счет лесного хозяйства, а также социальное развитие регионов с большими запасами экономически доступных лесов может быть обеспечено только при гармонизированной реализации на федеральном, субфедеральном (окружном) и региональном (субъектном) уровнях (решение важнейших социальных проблем) совокупности мер и мероприятий государственной политики по управлению лесными ресурсами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная работа отражает исследование проблемы эффективного управления лесными ресурсами региона, а также разработку рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности их использования.

В ходе диссертационного исследования были выявлены:

1) особенности лесных ресурсов как уникального природного ресурса, такие как:

— возобновляемость — свойство, на реализацию которого серьезное влияние оказывает деятельность человека;

— лесные ресурсы являются источником более 90 процентов всех биологических ресурсов, потребляемых человеком, что предопределяет их особую значимость для развития человечества;

— лесные ресурсы могут использоваться различными способами, при этом любое использование лесных ресурсов может сопровождаться большими или меньшими экологическими, экономическими и социальными эффектами.

2) основные недостатки нормативно-правовой базы использования лесных ресурсов и проблемы связанные с ними, к которым относятся:

— недостаточность полномочий региональных органов государственной власти для обеспечения необходимого для решения задач социально-экономического развития региона роста эффективности использования лесных ресурсов;

— несовершенство механизмов регулирования арендных отношений и передачи лесов в концессию;

— антистимулирующее соотношение таможенных пошлин при экспорте лесной продукции глубокой переработки и необработанной древесины, ограничивающие пошлины при импорте технологического оборудования;

— неразвитость правовых механизмов установления льготных режимов налогообложения для инвесторов, в том числе при использовании лизинговых схем.

3) обусловленные географическими и геоэкономическими причинами региональные особенности, которые необходимо учитывать при управлении лесными ресурсами, в том числе, при выработке мер государственной под держки развития лесопромышленного комплекса в конкретных субъектах Российской Федерации:

— обеспеченность лесными ресурсами;

— породный и возрастной состав лесов;

— степень физической и экономической доступности участков лесного фонда;

— уровень развития и состояние лесопромышленного комплекса.

4) основные причины, обусловившие спад в лесопромышленном комплексе и снижение его роли в экономическом развитии России:

— отсутствие государственной политики в сфере управления лесной промышленностью;

— низкая эффективность использования лесных ресурсов;

— недостаточная глубина переработки древесного сырья и низкое качество производимой из него продукции;

— критическое состояние основных производственных фондов;

— низкая инвестиционная привлекательность и активность предприятий.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты: в области теории:

— разработаны классификации функций лесов и способов использования лесных ресурсов, на основании которых уточнено понятие «лес»;

— сформулирована и обоснована цель развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесными ресурсами — создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия;

— обоснована непосредственная зависимость эффективности управления лесными ресурсами от эффективности функционирования лесопромышленного комплекса на соответствующей территории, а также зависимость эффективности функционирования лесопромышленного комплекса от эффективности заготовки древесного сырья и его последующего использования для переработкисформулирована и обоснована основная цель развития лесопромышленного комплекса — обеспечение рационального и наиболее полного использования лесного потенциала страны за счет последовательного перехода на инновационный путь развития, способного создать условия для достижения устойчивых темпов роста производства лесной продукции для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках в высококачественной и конкурентоспособной продукции российского производства вследствие повышения конкурентоспособности лесопромышленного производства, оптимизации его структуры, вовлечения в производство низкокачественной и лиственной древесины. в методической области:

— выявлены методические особенности, которые необходимо учитывать при использовании в исследованиях проблем управления лесными ресурсами применяемого в российских нормативных актах понятия «лесной фонд» и связанных с ним статистических данных;

— разработан единый методологический подход к исследованию проблемы повышения эффективности управления лесными ресурсами на базе построения оптимизационных моделей, где в качестве целевой функции принимается обеспечение максимально возможного эффекта того или иного типа (из введенной автором классификации) при непревышении количественных значений по остальным эффектам их критических (пороговых) значений;

— обоснован выбор в качестве важнейшего критерия оценки эффективности управления лесными ресурсами соответствие лесохозяйственных мероприятий материалам лесоустройства, среди которых главным является соответствие объемов заготовки древесины научно обоснованным параметрам;

— обоснована возможность рассмотрения Северо-Западного федерального округа в качестве модельного для разработки методики выработки мер государственной политики по управлению лесопромышленным комплексом на региональном уровне на базе исследования корреляционных связей между факторами, влияющими на эффективность использования лесных ресурсов.

— доказано, что устойчивое пользование и управление лесами, сохранение и приумножение лесных богатств, создание эффективно функционирующего лесного сектора, обеспечивающего эффективное использование лесов для насыщения внутренних рынков и развития экспорта, максимизация лесного дохода и гарантированное финансирование за его счет лесного хозяйства, а также социальное развитие регионов с большими запасами экономически доступных лесов может быть обеспечено только при гармонизированной реализации на федеральном, субфедеральном (окружном) и региональном (субъектном) уровнях (решение важнейших социальных проблем) совокупности мер и мероприятий государственной политики по управлению лесными ресурсами. в практической области:

— рассмотрен пример практического применения разработанного в диссертации методологического подхода к исследованию проблемы повышения эффективности управления лесными ресурсами Северо-Западного федерального округа на базе построения оптимизационной модели, учитывающей влияние различных факторов на экономическую эффективность использования лесных ресурсов;

— получены количественные оценки корреляционных связей (зависимостей) между обеспеченностью лесными ресурсами, наличием основных производственных фондов, плотностью лесовозных автодорог, в регионе и эффективностью использования его лесных ресурсов;

— получены количественные оценки весовых коэффициентов влияния указанных выше факторов на принятие инвестором решений по вложению средств в развитие предприятий лесопромышленного комплексаустановлено, что главным фактором при принятии решения об инвестировании является наличие уже существующих мощностей по лесопереработке, обеспечивающих возможность комплексной переработки добываемой в экономически доступных лесах древесины, и инженерной инфраструктуры, снижающей инвестиционные затраты;

— установлено, что эффективность использования лесных ресурсов в большей степени зависит от внедрения технологий, позволяющих производить импортозамещающую лесную продукцию, чем от экспортных возможностей страны, хотя последняя зависимость также является существенной;

— выявленные автором характер и параметры влияния различных факторов на эффективность использования лесных ресурсов позволили обосновать приоритетность отдельных механизмов государственного регулирования развития лесопромышленного комплекса: обеспечение расширения экономически доступных участков лесного фонда, совершенствование лесного законодательства с целью создания условий для повышения инвестиционной активности в лесном секторе, осуществление эффективного регулирования внешнеторговой политики, совершенствование стандартизации и сертификации лесной продукции, активизация инновационной деятельности и научного обеспечения проводимых реформ;

— на базе полученных результатов сформулированы основные направления и меры по совершенствованию управления лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа и повышению его эффективности.

Таким образом, в работе выполнены намеченные цель и задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. Изд. Верховного Совета Российской Федерации. -М.: Известия, 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Офиц. изд. -М.: Юрид. лит., 1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Офиц. изд. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  4. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3.
  5. Федеральный закон от 29 января 1997 года № 22-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 22 августа 2004 г.)
  6. Федеральный закон «О животном мире» № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г.
  7. Федеральный закон «О недрах» № 2395−1 от 21 февраля 1992 г.
  8. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г.
  9. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  10. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» № 495 от 6 июля 2000 г.
  12. Концепция устойчивого управления лесами Российской Федерации (решение коллегии Рослесхоза от 25 июля 1998 г.)
  13. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 -2010 годы (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 69-р)
  14. Концепция развития лесопромышленного комплекса Ленинградской области на среднесрочную перспективу. СПб. 2000.
  15. Программа «Развитие лесопромышленного комплекса Республики Карелия». Петрозаводск. 2000. — 58 с.
  16. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики.//Вопросы экономики. 1997. — № 6. — с.4−12.
  17. Н.Т. К вопросу о закономерностях размещения производства. //География и современность. Вып. 2. Л.: ЛГУ. 1985. — с.40−46.
  18. Н.Т., Исляев P.A., Литовка О. П. Территориальная организация общества: вопросы теории и практики. Под редакцией д.э.н., проф. Исляева P.A. Санкт-Петербург, ООО «Издательство „Петрополис“». 2003. — 204с.
  19. Н.Т., Когут А. Е., Литовка О. П. Региональная экологическая политика в новых экономических условиях. СПб.: ИСЭП РАН. 1994.23 .Аким Э. Л. и др. Технология обработки и переработки целлюлозы, бумаги и картона. Л., 1977. 189 с.
  20. Э.Л., Чижов Г. И., Смолин A.C., Зорин И. Ф., и др. Технология целлюлозно-бумажного производства. СПб, 2002. 256 с.
  21. Активная государственная инновационная политика — основа экономического возрождения России. Материалы. Екатеринбург. 2002.
  22. Анализ лесных ресурсов. СПб, 2003. 69 с.
  23. Л., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики. // Экономист. 2004. — № 1. — с. 81−88.
  24. Н. Работники леса и союз. //Лесовод. 1924. -№ 1. -с. 1−3.
  25. А.Н. Введение в региональную экономику. СПб.:УЦПР СПбГТУ., 1995.-55с.
  26. Базовые отрасли экономики Мурманской области. Мурманск, Мурманский облкомстат. 2001. — 86 с.
  27. Томск, 13−15 ноября 2002 г. Томск: Томский государственный университет. — 2002. — с. 67−70.
  28. Р.В. Управляющий лесами Республики, или история загадочных псевдонимов // Лесное хозяйство. 1997. -№ 6. — с. 10−11.
  29. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Наука, 1986.
  30. М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. -М.: Дело, 1997.-272с.
  31. В Управлении лесами НКЗ РСФСР //Лесовод. -1925. -№ 4. -с. 51−53.
  32. Н.П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Глобализация и устойчивое развитие. Монография. М.: Издательство МГУК. 2002. — 588с.
  33. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. /Под ред. Мамедова Н. М. М.: СТУПЕНИ. — 2002 г. — 240с.
  34. Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. 5-е изд. стер. — М.: Высш. шк., 1998. — 576 с.
  35. П. Лесные аренды. // Энциклопедия русского лесного хозяйства. -СПб., 1903.-Т.1.- с. 1193.
  36. Всероссийский съезд лесоводов и лесных техников 28 апреля 1 мая 1917 г.// Лесной журнал. 1917. — Вып. 4−6. — с. 145−167.
  37. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. -СПб., 1998.- с. 193.
  38. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 4-е, стер. М.: Высш. шк., 1998. — 400 с.
  39. В.Е. Теории вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для вузов. Изд. 6-е, стер. М.: Высш. шк., — 1998. — 479 с.
  40. М. С. Экология и устойчивое развитие России. // На пути к устойчивому развитию России. 1995. — № 2.- с. 4.
  41. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 1995 год: М.:РУССЛИТ, 1996. — 120 с.
  42. М.Я., Миндели Л. Э. Северо-Западный федеральный округ: экономика, инновационная деятельность, научный потенциал, высшая школа: Научно-практическое издание. М.: Центр исследований и статистики науки (ЦИСН) Минпромнауки РФ и РАН, 2003.
  43. А.Ю. Хотели как лучше. и что нужно сделать, чтобы не «получилось как всегда». Социально-экологические проблемы лесного сектора России и пути их решения. М.: Изд-во МСоЭС, 2001. — 44 с.
  44. Л. Торгово-промышленная газета. -1928.-16 февр.
  45. А. Надо ли заваливать Европу лесом? // Лесная Газета. -2001. -№ 65.
  46. А. А., Гусева И. Г. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития.// Обзор информации. Экономика природопользования / ВИНИТИ. 1996. -№ 1.-е. 4−17.
  47. Г. В. Использование природно-ресурсного потенциала для обеспечения социально-экономического развития региона. СПб. СПб: ИНЖЕКОН. — 2003.
  48. Г. В. Механизмы реализации государственной политики устойчивого социально-экономического развития. СПб. СПб: ИНЖЕКОН. — 2003.
  49. Г. В. Формирование целей социально-экономического развития и методология выработки комплекса управленческих решений. СПб. СПб: ИНЖЕКОН. — 2003.
  50. Ежегодник Лесного Департамента, 1913. Петроград, 1915. — Т. 1 -125 е.- Т.2 — 344 с.
  51. Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. -М.: Изд-во «Наука», 1979.-303с.
  52. Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения. Материалы семинара (Москва. Россия. 25 февраля 2003 г.). М.: Издательство «Алекс», 2003. -178 с.
  53. Инструкция для устройства, ревизии лесоустройства и исследования казенных лесов.- Петроград, 1914.- 107 с.
  54. A.C., Коровин Г. Н., Сухих В.И.и др., Экологические проблемы поглощения углекислого газа посредством лесовосстановления и лесоразведения в России (Аналитический обзор). М., Центр экологической политики. 1995.
  55. Л. Вопросы лесного хозяйства на II Пленуме ЦК //Лесовод. -1929.-№ 7−8.-с.12−19.
  56. Какой должна быть стратегия развития? / Гительзон И. И., Барцев С. И., Охонин В. А., Суховольский В. Г., Хлебопрос Р. Г. // Вести. РАН Вести. АН СССР.- 1997.- 67, № 5.- с. 415−420.
  57. М.Л. Хозяева российского леса. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001. — 115 с.
  58. А. К вопросу о материально-бытовых условиях работников леса // Лесовод. -1925. -№ 11. -с. 8−10.
  59. Ф.Н. Перспективы экономического развития Российских регионов. //Проблемы прогнозирования. -1997. № 4. — с. 99−110.
  60. H.H. Экологические итоги реформирования России. //Вестник РАН.- 2001. Том 71. № 3. — с. 233−239.
  61. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 143 с.
  62. М. JI. Россия и устойчивое развитие. // На пути к устойчивому развитию России. 1995. — № 2.- с. 13.
  63. В.М. Основы современной экономики. Учебник. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.
  64. В. Лес и лесное хозяйство. // Петербург в зеркале. осень. -2001. с. 4.
  65. . И., Лютый А, А., Сдасюк Г. В. Проблемы перехода к устойчивому развитию и экологическое картографирование. // Обзор информации. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. / ВИНИТИ. 1995. -№ 6.- с. 15−24.
  66. Красная книга природы Ленинградской области. Том 1. Особо охраняемые природные территории. Отв. ред. Г. А. Носков, М. С. Боч.81 .Краткая характеристика лесных ресурсов. НИА-ПРИРОДА, М., — 2001.
  67. Н.Ш. Математическая статистика. Учебное пособие / ВЗФЭИ. М.: Экономическое образование, 1992. — 112 с.
  68. Н. А. Контрольные цифры лесного хозяйства РСФСР на 1928/29 операционный год //Лесовод. -1928. -№ 12. -с.41−48 (с.45).
  69. Ю.А. Итоги работы Государственной лесной службы МПР России // Природно-ресурсные ведомости. 2001. — № 5.
  70. Ю.А. Лес может экспортировать любой // Известия. -2001. -№ 162.
  71. В.Г. Тенденции развития экономики России в 2001 г. //ЭКО. -2001.-№ 6.-с. 3−22.
  72. A.C. Экономическая сущность лесного дохода и методология его исчисления: Автореферат дис. на соиск. учен, степени д-ра с.-х. наук. -М., 1989.
  73. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономический журнал. -1994.-№ 10.-с.61−67.
  74. Ленинградская область. //Эксперт. 2002. — № 21. — с. 91−102.
  75. Леса I группы экскурс в историю. // Лесной бюллетень. — № 4. — 1997. с. З
  76. Лесной кодекс РСФСР с изменениями на 15 февраля 1927 г. М., 1927. -с. 38.
  77. Лесной фонд России по учету на 1 января 1993 г.: Справочник М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. — 280 с.
  78. Лесной фонд России. Справочник. Федеральная Служба Лесного Хозяйства России. // ВНИИЦлесресурс М., 1999. — 660 с.
  79. Лесопромышленный комплекс регионов Северо-Западного федерального округа. Статистический сборник. Вологда. 2003.
  80. Лесопромышленный комплекс: цифры и даты. СПб.: Конфедерация ЛПК Северо-Запада. 2004. 55 с.
  81. Т. е. Нужны ли постоянно действующие леспромхозы в многолесных районах? //Лесная промышленность. -1959. -№ 11. -с.29−30.
  82. Н. Основные моменты развития лесного права РСФСР в 1924 г. //Лесовод. -1925. -№ 1 -с. 52−55.
  83. Т.Н., Пешев Н. Г. Лесные ресурсы Кольского Севера: эколого-экономические аспекты лесопользования. Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН. 1997. — 84 с.
  84. A.C., Артюхов В. В., Виноградов В. Г. Лесные ресурсы и заготовка древесины. М., — 1997.
  85. A.C., Артюхов В. В., Виноградов В. Г. Россия как система.1. Атлас.-М., 1997.
  86. A.C., Артюхов В. В., Виноградов В. Г., Ильин Н. И., Черненков М. В. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период (инвестиционный климат России). М., М: ПАИМС, — 1994. — 240 с.
  87. A.C., Артюхов В. В., Голубев B.C., Виноградов В. Г. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого (самоподдерживающегося развития) // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 1995. -№ 1−2,-с. 64−73.
  88. A.C., Виноградов В. Г. Площадь лесов и лесные ресурсы. М., -1998.
  89. Материалы ГУП «Севзаплеспроект», 2001 г. (основные характеристики лесного фонда).
  90. Материалы ГУП «Севзаплеспроект», 2001 г. (расчетная лесосека главного пользования по хозяйствам, освоение расчетной лесосеки по главному пользованию по субъектам Российской Федерации).
  91. А. Краткий обзор незаконных рубок леса в России (формы и методы незаконных рубок). М.: Гринпис России, 2000. — 24 с.
  92. Г. Ф. Очерки по лесокультурному делу. M.-JI, 1930. -269 с.
  93. С. Лесопромышленный комплекс важная часть экономики Ленинградской области. II Петербург в зеркале. — осень. — 2001. с. 4.
  94. М.А., Махотаева М. Ю. Экономика региона. Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. 136с.1100 фундаменте экономической организации лесного хозяйства. //Лесное хозяйство, 1996.- № 3.- с. 35−38.
  95. Ш. Обливин А. Концептуальные основы высшего образования в России. // Петербург в зеркале. осень. — 2001. с. 4.
  96. Обращение лесоводов СССР к общественности и народным депутатам СССР. Л., 1989.
  97. В.И., Черных А. Г. Обзор материалов Пятого Международного Форума «Лесопромышленный комплекс России XXI века». СПб.:СПБГЛТА, 2004. 260с.
  98. В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах). Учебное пособие. М.: «Начало пресс», 1997.
  99. Г. М. Лесное хозяйство на высшую ступень // Лесное хозяйство. -1963.-№ 6.-с. 2−4.
  100. М.М. Нужды русского лесного хозяйства // Известия Императорского лесного института. Вып. XIY. — СПб, 1906. — с. 1−166.
  101. М.М. Лесоуправление как исполнение лесоустроительного планирования. Л., 1930. -с. 130, 133.
  102. М.М. Об основах русского государственного лесного хозяйства. -Петроград. 1918. -132 с.
  103. М.М. Очерки лесоустройства в его современной практике. М.-Л. -1924.-304 с.
  104. М.М. Очерки по организации лесного опытного дела в России // Труды по лесному опытному делу в России. Л. — Вып. LYII / Лесной департамент. — Петроград. 1915.-271 с.
  105. Основной закон о лесах, принятый Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов Крестьянских, Рабочих, Солдатских и Казачьих Депутатов в заседании от 27 (14) мая 1918 г.// Леса республики. -1918. № 2. -с.86., № 5−7. — с.411−440.
  106. Основные показатели социально-экономического положения СевероЗападного федерального округа в 1985—1999 годах. Госкомстат России. М., 2001.
  107. Основы лесного законодательства Российской Федерации N4613−1 от 6 марта 1993 года. // Ведомости Российской Федерации. № 15. — 1993. — ст. 523.
  108. П. Использовать категорию себестоимости в лесном хозяйстве // Лесное Хозяйство. 1953. — № 7. — с.84−87.
  109. Оценка состояния лесов. Аналитическая справка к проекту Концепции развития лесного хозяйства в Российской Федерации. М.: Министерство Природных Ресурсов, 2002. 40 с.
  110. Оценка состояния лесов. Концепция развития лесного хозяйства в Российской Федерации. М.: Министерство Природных Ресурсов, 2002.
  111. Э.В., Парахонский М. Э. Формирование принципов устойчивого развития региона в переходный период (на примере Вологодской области). Вологда, 2001. — 431с.
  112. В. Ф. О проекте концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. // На пути к устойчивому развитию России. 1995. -№ 2.- с. 16−18.
  113. А., Тапиярва А. Управление лесами и ведение лесного хозяйства в Эстонии (опыт экономических реформ) //Лесное хозяйство. -2001. -№ 2. -с.13−15.
  114. Р. Региональный менеджмент. Учебник. «Советская Кубань». 2000. 195с.
  115. Постановление правительства Мурманской области «О Концепции программы социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года» от 29.11.2000 г. N 87-ПП/б.
  116. Приоритетное социально-экономическое развитие регионов: вопросы теории, методологии, практики. / Под ред. чл.-кор. РАН Татаркина А. И. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2000. — 504с.
  117. Программа и устав Общества лесоводов СССР. Л., 1990. — 18 с.
  118. Проект управления лесами государственного значения // Лесовод. -1925. -№ 1. -с.65−66.
  119. A.B., Романюк Б. Д. Интенсивное лесопользование опыт Псковского модельного леса WWF. // Устойчивое лесопользование. — № 1. -2003.-с. 28−33.
  120. Разгром лесокультурного гнезда. // Леса республики. 1918. — № 4. -с. 216 218.
  121. Региональная экономика: Учебник / Под. ред. Видяпина В. И., Степанова М. В. М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с. — (Серия «Высшее образование»).
  122. Региональная экономика: Учебное пособие /Под ред. Степанова М. В. -М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2000. 463 с. — (Серия «Высшее образование»).
  123. Регионы России: экономическая конъюнктура (ежеквартальная социально-экономическая информация). 2003 год, вып. 4. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. -М., февраль. — 2004. — 310 с.
  124. Регионы России: экономическая конъюнктура (социально-экономическая информация). Т.1. вып. 15. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. М., — июнь, — 2004. — 394 с.
  125. А. Промышленность России. //Риск. 2003. — № 1. — с.84−86.
  126. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Госкомстат России. М., 2001.
  127. Россия: все 89 регионов. Путеводитель по торговле и инвестициям. Справочник. М., 2003.
  128. Россия: экономическая конъюнктура. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, -вып. 1.-М, 2004.
  129. В.И. Назревшие вопросы развития лесного хозяйства// Лесное хозяйство. 1966. — № 6.- с. 2−6
  130. А.Ф. Лесные беседы для русских лесовладельцев и лесничих. -СПб, 1881.-с.114−115.
  131. Ф.Ф. Северо-Западный федеральный округ новое административно-территориальное образование современной России.//МОСТ, 2001, № 44.-с.25−27.
  132. Ф.Ф., Асадулаев А. Б. Федеральные округа переходная форма нового территориального устройства России. // МОСТ. — 2002. — № 50.-с.13−15.
  133. С.Г. Учиться у истории // Лесное хозяйство. -1992. № 2−3. — с.2−6.
  134. Л.П. Перспективы развития лесопромышленного комплекса Северо-Запада России. // Потенциал. Целлюлоза. Бумага. Картон. № 1−2, -2002. с.42−47.
  135. В. Система мероприятий по лесному хозяйству РСФСР в 192 829 гг.// Лесное хозяйство и лесная промышленность. -1928. -№ 1. -с.24−29.
  136. Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса России. // Эксперт РА. май. — 2002. — 35 с.
  137. Состояние и развитие лесопромышленного комплекса России: мифы и реальность. Л Лес и бизнес. № 1. — с. 4−9, № 2. — с.2−6, № 3. — с. 6−11.
  138. Сохранение природы, культурного наследия и экотуризм. Научный доклад. Петрозаводск, 1997.
  139. Социально-экономическое положение Субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ в 2003 году. Госкомстат, Санкт-Петербургский комитет государственной статистики. -СПб., 2004.
  140. Стандарт отрасли. ОСТ 56−108−98 Лесоводство. Термины и определения. М.: Госстандарт России 1999. 44 с.
  141. Статистический отчет 1915 г.//Леса республики. -1918. -№ 14−15. -с. 808 822.
  142. В. В. Реформы лесного комплекса России и экосистемное управление лесами // Лесное хозяйство. 1997. — № 5. -с.8−12.
  143. Тезисы докладов к семинару «Актуальные вопросы повышения эффективности деятельности предприятий лесопромышленного комплекса» проводимого для руководителей предприятий Республики Карелия и Ленинградской области 14−17 мая 2001 г. СПб., 2003. 80 с.
  144. А. По вопросу о 10% отчислениях от лесных доходов на улучшение материального положения лесных работников// Лесовод. -1925. -№ 1. -с. 2028.
  145. М. Е. Задачи лесного хозяйства и «День леса» // Лесной специалист. 1930. -№ 7−8. — с.110−13.
  146. Д. Национализация лесов в России // Лесной журнал. 1917. -Вып. 9−10.-с. 615−648.
  147. А.П. Частное лесоводство. Лесные культуры. Л., 1930.-388 с.
  148. К.Ф. Пятьдесят лет лесохозяйственной практики. -М., 1891.- 182 с.
  149. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Юридический вестник. -1994г. № 10.
  150. Устойчивое развитие лесопромышленного комплекса Северо-Запада России и расширение взаимодействия со странами Европейского Союза в сфере окружающей среды. Сб. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2003 — 192 с.
  151. В.В. Результаты бывшего казенного лесного хозяйства к 1914 году. // Комиссариат земледелия. Петроград. — 1919.-Табл. 41.
  152. Р. И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития. // Экономика и математические методы. 1996. — 32, № 3.- с. 85−95, 175.
  153. Хозяйственные заготовки. // Леса Республики. -1918. -№ 12−13. с.679−684.
  154. Г. Г., Тарасевич В. В., Загарин A.B. Основные стратегии развития регионов России. Учебное пособие. Новосибирск: НГАЭиУ. -1999.-420с.
  155. И. С. Важнейшие задачи лесоводов Российской Федерации. // Лесное хозяйство. -1953. -№ 12.-с.5.
  156. В. Хозяйственная разработка леса. //Лесовод. —1925. -№ 1. -с.46−52.
  157. В.А. Управление лесами задача государственная. // Лесное хозяйство. — 1997. — № 4. -с.2−6.
  158. А. Предварительные итоги соревнований на лес по РСФСР // Лесовод. -1925. -№ 12. -с.6−8.
  159. И. В. Доходность казенных лесов России. // Лесное хозяйство № 8. 1990. — с.27−28.
  160. И. В. О лесном доходе России. // Бюллетень МПР РФ «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2001. — № 7. -с.53−60.
  161. И.В. Разрушение и воссоздание лесного хозяйства России. -СПб.:СП6НИИЛХ, 2003. 150с. — (Тр. СПбНИИЛХ- Вып. 6(10)
  162. И.В. Этический аспект рубок // Устойчивое лесоуправление и критерии его оценки в период перехода крыночной экономике. СПб., 1998.-с. 192−198)
  163. А., Квернер И. Экономика природных ресурсов, 2-е изд. СПб.: Питер. — 2004. — 256 с.
  164. Энциклопедия русского лесного хозяйства. Т.1. СПб., 1903. -с.1193.
  165. Яблоков А. В. Устойчивое развитие теоретический и практический подходы. // На пути к устойчивому развитию России. — 1995. — № 2. — с. 5−7
  166. М. Хозяйственные лесозаготовки, зарплата в лесничествах. Н Лесовод. -1927. -№ 9. с.26−28.
  167. Chiang, Alpha С. Fundamental methods of mathematical economics. Third Edition. McGraw-Hill, Inc., New York, — 2000, 788 p.
  168. Long-Term financial planning creative strategies for local government. Edited by I.Charmian. Washington. 1987. — 184 p.
  169. Revenue guides for local government. Edited by Robert L. Bland, University of north Texas. Washington. 1989. — 187 p.
  170. Strategic planning in local government (a casebook). Edited by R.L.Kemp. Chicago- Washington. 1992. — 185 p.
  171. Pearce D., Turner K., Economics of Natural Resources and the Environment. Harvester Wheatsheaf, Great Britain. 1990.
  172. Tietenberg T., Environmental and Natural Resource Economics., Scott Foresman and Company, Glenview, Illinois, London. 1984.
  173. Dubourg R., Pearce D. Paradigms for Environmental Choice-Sustainability versus Optimality //Models of Sustainable Development /S. Faaaucheux, D. Pearce, I. Proops (eds.) Cheltenham. — 1997. — p. 21−36.
  174. Ahmad Y.J., Serafy S. E1., Lutz E. Environmental Accounting for Sustainable Development. A UNEP-World Bank Symposium. Washington, D. C: The World Bank. 1989.
  175. Bennett A.J. Sustainable Land Use: Interdependence between Forestry and Agriculture // IUFRO XX World Congress 1995. Congress Report. -V.I. p. 144 153.
  176. Burley J. What is in Word? // IUFRO News. 1997. -V.26, Iss.2 — p. 1−3.
  177. De Freitas M. Planted Forests in Brazil // IUFRO XX World Congress 1995. Congress Report. V.II. Jyvaskyla, 1996. — p. 147−154.
  178. Dykstra D.P. Economic Impacts of Environmental Influences on Industrial Use of Tree Crops // Ibid. p.490−497.
  179. Shutov I. V., Maslakov E.L., Markova LA. Wood Supply Plantations in the Forest Zone of European Russia as a Forest Policy Option // Proceedings of the 7-th annual conference of the IBFRA. M., 1997. — p. 191−199.
  180. Kauppi P.E. What is changing in the global Environment? //IUFRO XX World Congress, 1995. Congress report, v.2. Jyvas-Kyla, 1996. — p.29−34.
  181. Finnish Statistical Yearbook of Forestry /Finnish Forest Research Institute. -Jyvaskyla. -2000. pp. 160- 161- 334−346.
  182. Kashulina G.M. et al. State of ecosystems in the Central Barents Region: scales and factors of disturbances // Environmental Pollution in the Arctic. Tromso, Norway, 1997. Vol. 1. p. 199−200.
Заполнить форму текущей работой