Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическое обеспечение системы тарифного регулирования региональных электросетевых компаний на основе клиентоориентированного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В предложенной методике впервые учитываются: расширенный перечень критериев классификации по группам потребителей, который позволяет выделить в тарифном предложении критические позиции с точки зрения технологии и экономики как для РСК, так и для Потребителя, обеспечивается формализация расчета тарифов на передачу электроэнергии за счет подробного описания (идентификации) затрат по каждой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНА РСК И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Эволюция методов тарифного регулирования услуг по передаче электроэнергии в ходе рыночных реформ в электроэнергетике
    • 1. 2. Мировой опыт привлечения инвестиций в электросетевой бизнес. Экономические основы стимулирующего регулирования
    • 1. 3. Направления совершенствования правового механизма тарифного регулирования в России для обеспечения инвестиционной 50 привлекательности РСК
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РСК
    • 2. 1. РСК как элемент целевой структуры отрасли, созданной в ходе реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России»
    • 2. 2. Основные проблемы РСК для обеспечения эффективного развития в условиях привлечения инвестиционного капитала в электросетевой комплекс
    • 2. 3. Факторы, влияющие на эффективность деятельности РСК в существующей системе тарифного регулирования
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД РСК В ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ УСЛУГ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
    • 3. 1. Сущность клиентоориентированного подхода в РСК. Принципы классификации потребителей по группам
    • 3. 2. Методика дифференциации тарифов на передачу электроэнергии по группам потребителей — принципы построения, алгоритм применения
    • 3. 3. Оценка эффективности предлагаемой методики тарифного регулирования услуг по передаче электроэнергии
  • Выводы

Методическое обеспечение системы тарифного регулирования региональных электросетевых компаний на основе клиентоориентированного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Региональные электросетевые компании (далее РСК), являясь частью национального энергетического рынка, осуществляют передачу электроэнергии для промышленных предприятий и населения и имеют особое значение в экономической системе всех субъектов Российской Федерации. В то же время РСК обеспечивают реализацию государственной энергетической политики, направленной на развитие национальной экономики.

По большинству электросетевых компаний износ основных фондов достиг порядка 60−70%, техническая база значительно отстала от мировых достижений в электроэнергетической отрасли, что приводит к снижению качества передаваемой электроэнергии, отключению потребителей в связи с технологическими нарушениями в распределительных сетях, ограничению пропускной способности электрических сетей и, как следствие, невозможности присоединения новых потребителей электроэнергии.

Региональные электросетевые компании имеют тесную технологическую связь со всеми промышленными и бытовыми потребителями на территории региона, тем самым оказывают влияние на уровень социально-экономического развития регионов, уровень жизни населения и доходы регионального бюджета. Необходимость развития РСК, а также необходимость развития потребителей региона должны учитывать органы государственного регулирования, определяя ценовую политику услуг по передаче электроэнергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям РСК.

Политика сдерживания роста тарифов, которую реализуют органы государственного регулирования, должна быть направлена на поддержку социально незащищенных потребителей. Но в то же время, не должна ограничивать возможности РСК для увеличения инвестиционных ресурсов.

Приближающаяся к завершению структурная реформа, запуск рынков электроэнергии позволили перейти к новой фазе реформирования электроэнергетики — инвестиционной. Для привлечения крупномасштабных инвестиций в электроэнергетику требуется коренное реформирование отрасли и соответствующая государственная тарифная политика. Поэтому требуемая система тарифного регулирования должна создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций, а также стимулы для эффективного использования инвестиционных средств.

Основная задача приватизации (сокращения доли РАО «ЕЭС России») -привлечь стратегических инвесторов, готовых развивать РСК в долгосрочном плане. Для региональных электросетевых компаний необходимо проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих их высокоэффективную, конкурентоспособную и устойчивую работу на длительный период времени.

Система государственного регулирования тарифов в любой исторический период должна соответствовать интересам потребителей и обеспечивать эффективное развитие отрасли.

Очевидно, что в бывшем СССР методы тарифного регулирования в электроэнергетике были скорее политическими, чем экономическими: тариф для промышленности и населения был фиксирован (2 коп./кВт.ч. и 4 коп./кВт.ч. соответственно). В то время существовал постоянный дефицит мощности. У предприятий были жестко установленные лимиты по потреблению электроэнергии, все решалось административными методамивоздействие на руководителя в случае превышения мощности. Существовал также и финансовый метод воздействия — десятикратный тариф за перебор мощности.

В 90-е годы в РФ был кризис промышленности, потребление электроэнергии снизилось, генерирующих и сетевых мощностей было более чем достаточно, поэтому проблема ценообразования услуг РСК не была актуальной. С 1999 г. начинается рост промышленности, соответственно, растет потребление электроэнергии и к 2006 г. оно приближается к советскому уровню, а в некоторых регионах и превышает его (Приложение 1). Проблема удовлетворения растущего спроса на электроэнергию ставится все жестче: как при минимальных затратах РСК удовлетворить заявки потребителей?

В энергетической стратегии России до 2020 г. говорится, что развитие экономики в начальный период будет происходить в условиях, характеризующихся прогрессирующим старением и износом основных фондов, ограниченными инвестиционными возможностями при росте спроса на энергоресурсы. В рассматриваемый период важнейшим направлением ценовой политики государства будет совершенствование механизмов ценообразования и государственного регулирования тарифов в электроэнергетике. Создание непротиворечивой и гибкой системы экономического регулирования относится к числу важнейших предпосылок экономической эффективности энергетической политики. [18].

Самым правильным решением, направленным на перспективу, как для государства, так и для РСК, может являться только их взаимодействие и постоянный мониторинг изменяющихся потребностей и запросов потребителей с учетом развития рынка энергетики в условиях реформирования. Такой подход называется рыночной философией. Рынок состоит из потенциальных клиентов.

Однако, существующая жесткая система регулирования тарифов базируется на противостоянии РСК и регулятора в лице региональной службы по тарифам (далее РСТ) при обосновании тарифных расчетов и не позволяет учитывать взаимные интересы РСК и потребителей, не создает стимулов для развития производственных мощностей потребителей, эффективной загрузки электросетевого оборудования. В этих условиях, государство не может эффективно противостоять завышению тарифов без ущерба для надежности электроснабжения. Ограничения, накладываемые регуляторами на уровень роста тарифов на передачу электроэнрегии, при существующей системе регулирования не позволяет решить задачу быстрого привлечения частного капитала в РСК, так как инвестору не гарантируется возможность окупаемости вложенных инвестиционных средств. Годовой период регулирования не сопоставим по времени с периодом окупаемости инвестиций в электроэнергетике, тем самым осложняются правила взаимодействия инвестора, РСК и регулятора.

Кроме этого, эффективность и окупаемость инвестиционных вложений в РСК во многом обусловлена потребительскими ожиданиями в отношении тарифов на электроэнергию, которые не должны становиться тормозом для развития бизнеса потребителей. Таким образом, система регулирования тарифов для РСК должна учитывать прямую и обратную связь в цепочке взаимоотношений инвестор О РСК О регулятор О потребитель.

Необходимость переустройства деятельности РСК на основе клиентоориентированного подхода вызвана изменениями во внешнем окружении, и, прежде всего, возрастанием неопределенности в отношении будущих частных инвесторов, а также изменениями в организации крупных потребителей в результате их интернационализации, концентрации и диверсификации. Традиционный подход к маркетингу, ориентированный на краткосрочный период и на достижение заданных объемов реализации посредством использования некоторых тактических приемов, сегодня не способен обеспечить адаптивность РСК к изменениям внешней среды.

К числу работ по проблемам экономического развития РСК и реформирования электроэнергетики, определяющих уровень разработанности исследуемой проблемы, относятся работы Е. С. Петровского, Б. Е. Ратникова, Я. М. Уринсона, В. И. Эдельмана, А. А. Бравермана, С. В. Валдайцева, В. В. Григорьева, А. Г. Грязнова, В. М. Рутгайзера, М.А.

Федотовой и других ученых и менеджеров российских энергокомпаний и структурных подразделений ОАО РАО «ЕЭС России».

Среди современных российских авторов, проблемам тарифообразования посвящены труды Е. В. Яркина, А. А. Яковлева, Г. П. Кутового, Л. Д. Хабачева, В. П. Кавченкова, Е. А. Корольковой и др., опубликовано значительное количество статей, посвященных практическим аспектам реформирования энергетики и тарифообразования.

Обеспечение процесса стабильного и эффективного экономического развития РСК потребует оптимизации системы государственного регулирования тарифов в интересах потребителей, региона и собственников компании.

Условием решения этой задачи является, прежде всего, проведение определенных теоретических исследований по данному направлению и дальнейшая методическая проработка вопросов стратегии экономического развития РСК в рамках новых методов тарифного регулирования, ориентированных на интересы клиентов (потребителей электроэнергии). В их состав, в первую очередь, должны входить исследования способов специфики оценки региональных целей развития РСК и потребителей, условий их согласования и основных факторов реализации в тарифной политике РСК всех интересов.

При наличии большого количества работ, посвященных тарифному регулированию электроэнергетических предприятий, в том числе и на основе экономически обоснованного подхода, сохраняется потребность в научной разработке комплекса теоретических, методологических и практических проблем выбора более эффективной методики тарифного регулирования, которая будет способствовать прогрессивному развитию региональных электросетевых компаний при учете тарифных ограничений, устанавливаемых государством.

В теоретическом плане интерес представляет исследование процесса государственного регулирования тарифов с позиций системного и стоимостного подходов, а также рассмотрение его с точки зрения инвестиционной привлекательности РСК. Использование существующего методического подхода к регулированию тарифов на услуги РСК только на основе экономически обоснованных затрат и нормы прибыли регулируемого предприятия, не позволяет всесторонне обосновать эффективность бизнеса РСК, обеспечить прозрачные и понятные правила игры для частного инвестора.

В методологическом и практическом аспектах, важное значение имеет разработка методики тарифного регулирования на основе взаимодействия регулируемой организации и потребителей ее услуг при соблюдении принципов и целей государственного регулирования.

Недостаточно высокая результативность существующих методических основ государственного регулирования, с одной стороны, которые не в полной мере учитывают изменяющиеся запросы потребителей, и ^ необходимость повышения эффективности деятельности, обеспечения инвестиционной привлекательности РСК, как объекта государственного регулирования с другой стороны, а также актуальность, теоретическая и практическая значимость поиска эффективной методики тарифного регулирования услуг РСК определили выбор темы, цель исследования и его задачи.

Цель и задачи диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является разработка методического обеспечения системы тарифного регулирования услуг РСК на основе согласования государственных целей, целей развития РСК и потребителей в новых условиях реализации задачи привлечения инвестиционных ресурсов в электроэнергетику.

It Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить мировой опыт тарифного регулирования в отрасли и обосновать возможность применения наиболее приемлемых методов регулирования для обеспечения эффективного развития РСК, или предложить новый метод.

2. Определить направления совершенствования правового механизма регулирования для применения в России новых методов регулирования, обеспечивающих привлечение инвестиций в электросетевой комплекс.

3. Проанализировать проблемы, влияющие на процесс развития РСК в современных условиях.

4. Разработать модель управления процессом развития РСК на основе клиентоориентированного подхода.

5. Разработать модель тарифообразования РСК на основе клиентоориентированного подхода.

6. Разработать методические рекомендации по дифференциации тарифов на передачу по группам потребителей на основе клиентоориентированного подхода.

7. Осуществить проверку разработанных предложений на РСК центрального федерального округа РФ (ОАО «Смоленскэнерго»).

Предмет диссертационной работы: система тарифного регулирования услуг на передачу электроэнергии для региональных электросетевых компаний (РСК).

Объект диссертационной работы: региональные электросетевые компании, как элемент государственного регулирования тарифов.

Методологической и теоретической основой исследования явились концептуальные положения отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам подходов к регулированию тарифов, а также обобщения практического опыта регулирования тарифов и развития в этих условиях РСК.

Наряду с общенаучными методами исследований (системный анализ, сочетание логического и ситуационного подходов) в работе использовались методы теоретического моделирования, экспертной оценки, абстрактно-логического и статистического анализа.

Информационной базой исследования послужили нормативные правовые акты и данные статистической отчетности по субъектам РФ, отчетные и плановые показатели РСК, апробация рекомендаций выполнена по РСК — ОАО «Смоленскэнерго», информационные и аналитические материалы ОАО РАО «ЕЭС России», органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов, материалы исследовательских организаций, международных и российских конференций.

Содержание диссертации соответствует области исследования № 14.17. «Ценообразование на продукцию естественных монополий: цели и принципы установления цен, методы определения уровней и соотношений цен» Паспорта номенклатуры специальности научных работников (экономические науки).

Наиболее существенные научные результаты, выносимые автором на защиту, состоят в следующем:

1. Обоснована целесообразность применения клиентоориентированного подхода к системе тарифного регулирования РСК, разработана модель тарифообразования РСК на основе клиентоориентированного подхода.

2. Разработаны принципы классификации потребителей по группам для расчета тарифа на передачу электроэнергии с целью обеспечения баланса интересов потребителей, РСК и государства.

3. Разработана методика дифференциации тарифов на передачу электроэнергии по группам потребителей, сбалансированных по интересам компании, потребителей (клиентов) и государства.

4. Разработан алгоритм расчета тарифов на передачу электроэнергии по классифицированным группам потребителей.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендации, содержащихся в диссертации, подтверждается соответствием методологии, принятой в научных исследованиях, основным положениям экономической теории и теории управления, практикой экономического управления на предприятиях электроэнергетики, в т. ч. проверкой выводов и положений, с учетом того, что к региональным электросетевым компаниям применяются типовые решения, утверждаемые ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС», в работе будет рассмотрен пример ОАО «Смоленскэнерго».

Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании методических рекомендаций по формированию тарифов на услуги по передаче электроэнергии, позволяющих на основе учета специфических особенностей существующих и вновь присоединяемых потребителей значительно расширить классификацию тарифных групп, что увеличивает возможности органов государственного регулирования по достижению баланса экономических интересов государства, потребителей и региональной электросетевой компании, создает экономические стимулы для наиболее эффективного инвестиционного развития РСК.

Значение полученных результатов для теории и практики состоит в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, представляют универсальные по характеру методические рекомендации, системно увязывающие основные направления совершенствования системы государственного регулирования тарифов на услуги региональных электросетевых компаний. Они могут быть использованы в практике регулирования предприятий любой отрасли ТЭК.

Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов. Рекомендации работы являются исходным материалом для дальнейших исследований в области государственного регулирования тарифов на услуги РСК. Основные положения и выводы диссертации имеют практическую значимость и могут быть использованы, во-первых, менеджментом РСК, во-вторых, органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при разработке методических указаний по расчету тарифов для РСК, в-третьих, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе планирования системы стимулирования экономического роста региона посредством развития энергетической отрасли. Отдельные положения и выводы диссертации использованы в РСК — ОАО «Смоленскэнерго» в процессе разработки стратегических планов компании.

Апробация диссертационной работы. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на конференциях и заседаниях различного уровня, в том числе на совещании ЦФО по вопросам тарифной политики в условиях либерализации энергетики «Тарифные решения на 2007 г. и подготовка к тарифной компании 2008 г.» в г. Смоленске 10.04.2007 г., на семинаре-совещании ФСК ЕЭС «Применение единых принципов при формирование тарифной кампании 2008г» 09.02.2007. Отдельные предложения диссертанта реализованы в практике формирования программ развития РСК Смоленской области.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 12 параграфов, заключения, списка литературы (144 наименования) и 3 приложений. Общий объем диссертации 174 страницы, содержит 6 таблиц, 24 рисунка и 3 приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Реализация модели частичного регулирования тарифа со стороны РСК будет способствовать долгосрочному росту экономики РФ и соответственно интенсивному развитию РСК, которая будет ориентироваться на конкретных потребителей и их финансовое положение, в перспективе с учетом их маркетинговых планов.

2. РСК должны стремиться стать рыночно-ориентированными компаниями, когда организационная культура и климат компании систематически и полностью ориентированы на создание высшей ценности для потребителя. Рыночно-ориентированная компания должна находить баланс между ориентацией на потребителя и ориентацией на конкурентов.

3. В современных условиях РСК заинтересованы в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью.

4. Внедрять маркетинговые технологии в сетевой бизнес необходимо.

Однако при этом нельзя забывать, что нужно использовать весь комплекс маркетинга, включающий не только элементы цены и спроса, но и распространение и стимулирование сбыта, формирование запросов потребителей. Подготовка маркетингового плана, — не столько линейный, сколько циклический процесс. Поэтому в большинстве случаев наиболее успешными являются планы, содержащие на каждой стадии элементы обратной связи.

5. Стратегии ценообразования должны быть тесно связаны и являться продолжением стратегических целей РСК. Отношения с потребителями в тарифообразовании должны строиться с учетом оценки потенциальных возможностей РСК и потенциальных угроз со стороны конкурентов (соседних РСК или муниципальных сетевых компаний).

6. Тарифная политика в отношении потребителей должна быть нацелена на выполнение стратегической задачи — удовлетворения платежеспособного спроса на качественную электроэнергию с одновременным соблюдением принципа максимальной экономической обоснованности тарифов на передачу электроэнергии для потребителей.

7. Каждая компания, в том числе и регулируемая государством, приступая к разработке маркетинговых планов, должна сформулировать для себя основные положения клиентоориентиованного подхода. В рамках существующей методической базы для регулирования услуг по передаче электроэнергии РСК не может реализовать основные положения клиентоориентированного подхода.

8. Концепция рыночной ориентации на потребителей и контрагентов реализована в схеме маркетингового подхода в тарифном регулировании услуг на передачу электроэнергии, сформулированы преимущества применения маркетингового подхода.

9. Для реализации задач внедрения клиентоориентированного подхода предложен новый механизм (методика) дифференциации тарифов на передачу для групп потребителей.

10.Для целей изучения ситуации с тарифами на передачу электроэнергии, установленными регулирующими органами проанализированы тарифы.

I за 2005;2007 гг. для РСК западного региона ЦФО: в Калужской,.

Брянской, Смоленской, Тверской, Рязанской и Тульской областях. Анализ показал, что тарифы существенно отличаются друг от друга, существует неравномерность роста тарифов по годам в различных областях. Отдельно проанализированы тарифы для населения, поскольку их изменение характеризует скорость ликвидации перекрестного субсидирования в том или ином регионе.

11.На примере ОАО «Смоленскэнерго» также рассмотрены действующие тарифы на передачу электроэнергии на период 2005;2007 гг. по различным группам и категориям потребителей. Из приведенных данных видно, что некоторые категории потребителей имели тарифы на передачу близкие к нулевым значениям, что не соответствует принципу экономической обоснованности. Регулирующие органы в рамках существующей методики имеют возможность манипулировать тарифами в угоду политическим, а не экономическим интересам потребителей и РСК.

12.Подобный разброс тарифов не кажется потребителю справедливым, искажает ценовые сигналы для регулируемых организаций и самого потребителя, осложняет взаимодействие сбытовых и сетевых компаний с потребителем.

13. Обеспечение некоторой степени свободы для РСК в части самостоятельного формирования тарифных групп не только не исключило бы контроль регулятора за действиями естественного монополиста — РСК, но способствовало бы тесному и взаимовыгодному сотрудничеству РСК и Потребителя.

14.В предложенной методике впервые учитываются: расширенный перечень критериев классификации по группам потребителей, который позволяет выделить в тарифном предложении критические позиции с точки зрения технологии и экономики как для РСК, так и для Потребителя, обеспечивается формализация расчета тарифов на передачу электроэнергии за счет подробного описания (идентификации) затрат по каждой выделенной группе потребителей. Кроме того, предполагается разработка и обновление базы данных по каждому потребителю, в которой совмещены как технические, так и экономические, бухгалтерские данные по оборудованию для каждого потребителя. Методика предполагает возможность для РСК формировать самостоятельную тарифную политику в заданных пределах (НВВ, тарифы по социальным защищенным группам потребителей), возможность ежегодной корректировки ценовой политики при изменении условий на рынке предоставления услуг.

15.Оценка эффективности инвестиционного проекта внедрения новой методики произведена по критерию инвестиционного анализа чистого дисконтированного дохода. Критерий NPV отражает абсолютную (в денежном выражении) ценность инвестиционного проекта.

1 б. Максимально точные и достоверные знания о потребителях, позволят РСК в итоге тарифного регулирования гарантированно получить свои доходы. Создается стимул к эффективному использованию существующей инфраструктуры РСК и внедрению технологических инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие основные результаты:

1. Обоснована возможность применения в современных российских условиях мирового опыта стимулирующего регулирования, как наиболее эффективного для снижения тарифов и привлечения инвестиций в РСК.

Исследования мирового опыта применения стимулирующего регулирования (RABregulated asset base) показывают, что в долгосрочной перспективе применения таких систем происходит увеличение инвестиций в РСК, повышение надежности энергоснабжения, повышение эффективности самих РСК и снижение тарифов для потребителей. Положительный пример демонстрирует Великобритания, где система стимулирующего регулирования действует с 1990 г. В России, на сегодняшний день, нет опыта установления регулируемой нормы доходности на капитал, но можно использовать международный опыт регулирования электросетевого комплекса с учетом особенностей РСК (высокий износ основных фондов, тарифные ограничения). Кроме этого, при любом подходе к регулированию необходимо разрабатывать индивидуальные для каждой организации целевые значения надежности энергоснабжения: количество часов плановых и аварийных выводов оборудования из эксплуатации, число отключений потребителей электрической энергии, длительностью более оговоренного промежутка времени. Если РСК не удалось достичь индивидуальных целевых значений показателей надежности поставок электрической энергии, выручка ее должна быть уменьшена в пропорции, соответствующей разнице величин указанных параметров.

Учитывая российские масштабы, целесообразно осуществление нескольких пилотных проектов перехода на стимулирующее регулирование в текущий момент, с тем, чтобы, получив положительную динамику, внедрить новую систему государственного регулирования повсеместно.

2. Определены направления совершенствования правового механизма системы тарифного регулирования услуг РСК, которые предполагают изменение существующего законодательства по тарифному регулированию, а также изменение роли государственных регулирующих и инспектирующих структур в условиях привлечения частных инвестиций.

На основе мирового опыта реформ можно прийти к выводу, что чисто рыночные сигналы в электроэнергетике носят достаточно кратковременную оценку ситуации и не настроены на рассмотрение перспектив изменения экономической ситуации в стране. Только государство обладает тем уровнем ответственности, который не может носить временный характер.

В настоящий момент почти все РСК нуждаются в достаточно существенных объемах капитальных вложений. Поэтому требуемая система регулирования должна создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Одновременно с этим такая система регулирования должна создавать стимулы для эффективного использования указанных средств. Основная задача приватизации (сокращения доли РАО «ЕЭС России») -привлечь стратегических инвесторов, готовых развивать РСК в долгосрочном периоде. Для введения новой системы государственного регулирования тарифов на услуги по передаче для РСК, необходимо внесение изменений в нормативно правовую базу. На уровне Федеральных Законов в России принципы регулирования, в основном, соответствуют ожиданиям инвесторов, но более детальные нормативные документы уходят в сторону системы «затраты +».

3. Классифицированы факторы, влияющие на эффективность функционирования РСК.

Произошедшие изменения во внешнем и внутреннем окружении РСК не позволяют сформировать эффективную систему управления без изменения существующей системы государственного регулирования, которая не создает предпосылок для совмещения задачи эффективного управления компанией с заинтересованным отношением к клиентам (потребителям услуг) РСК. Применение основ маркетингового подхода в практике управления и тарифного регулирования РСК позволило бы разрешить это противоречие.

4. На основе системного подхода определены проблемы, влияющие на эффективное функционирование РСК в условиях привлечения частных инвестиций в распределительные сети.

Приоритетным направлением стратегии развития РСК является выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению электрических сетей, обеспечивающих надежное и эффективное функционирование РСК на базе новых электросетевых технологий и современного оборудования, соответствующего по своему техническому уровню лучшим зарубежным образцам.

Система управления развитием призвана обеспечить разработку, контроль внедрения и своевременную корректировку инвестиционных стратегий предприятия с учетом изменений условий внешней среды. Разработана модель управления процессом развития РСК на основе клиентоориентированного подхода, отражающая анализ совокупности информации о потребителях, основные принципы формирования стратегии развития РСК и составления инвестиционных планов.

Главными параметрами принятия решений о выборе направления развития РСК являются: достоверность, обоснованность, своевременность. Для этого необходима синхронизация программ развития РСК с потребителями, органами власти территорий, другими сетевыми организациями. Такой поход позволит создать фундамент для поддержания имиджа и будущей эффективности РСК, обеспечить основу для долгосрочного баланса интересов между потребителями и РСК.

5. Сформулированы основные положения клиентоориентированного подхода, на основе которых разработана модель регулирования тарифов для потребителей, присоединенных к сетям РСК.

Основные положения клиентоориентированного подхода в РСК:

— взаимодействие РСК и потребителей при согласовании экономически обоснованной стоимости услуги по передаче и присоединению;

— синхронизация инвестиционных планов потребителя с планами развития сетей и подстанций РСК;

— стремление РСК оказать потребителю услугу надлежащего качества и в нужный момент времени;

— соблюдение оптимального соотношения качества услуги и цены, которую за нее платит потребитель.

6. Проанализированы причины, по которым невозможно реализовать клиентоориентированый подход при существующей системе тарифного регулирования услуг РСК, и обоснована необходимость разработки новой методики тарифного регулирования услуг по передаче электроэнергии для различных групп потребителей.

Основными причинами, по которым не возможно реализовать клиентоориентированный подход в существующей системе государственного регулирования являются: тарифные расчеты не обсуждаются с потребителем на стадии их подготовки в РСК и на стадии утверждения тарифов в РЭК, поэтому не кажутся потребителю справедливыми и экономически обоснованнымипромышленным потребителям не ясна величина перекрестного субсидирования, которую он оплачивает за население, не обсуждается и программа ликвидации перекрестного субсидированиядействующие методические указания не предполагают подробной детализации расходов РСК на содержание оборудования, используемого для конкретного потребителя;

— действующие методические указания не требуют оценки окупаемости инвестиционных проектов РСК в тарифе на передачу;

— критерии отнесения потребителей к различным группам, для которых устанавливаются тарифы на передачу, сужены в рамках действующих методических указаний до уровней напряжения подключения и числа часов использования заявленной потребителем мощности.

Изучив возможности внедрения маркетингового подхода в тарифообразовании услуг на передачу электроэнергии для РСК, приходим к выводу, что без совершенствования действующих методически: рекомендаций у РСК не возникает стимулов для ориентации в своей работе на клиентов (потребителей). 7. Предложены принципы классификации потребителей по группам для расчета тарифа на передачу электроэнергии, отражающие особенности группы потребителей и позволяющие РСК идентифицировать затраты на передачу по выделенным группам.

Очевидно, что каждая группа потребителей приносит РСК минимальные затраты (такие как: потери, амортизация, затраты и на ремонт и эксплуатацию, расходы на оплату труда и др.), которые могут быть явни отнесены на данную группу (идентифицируемые затраты). Если тариф на передачу для данной группы будет ниже идентифицируемых затрат, то искажаются ценовые сигналы для РСК, развитие сетей в данном направлении становится невыгодным. Для целей дифференциации тарифов на передачу электроэнергии предлагается использовать следующие признаки классификации потребителей:

— конфигурация сетей (режим надежности потребителя, протяженность сетей для потребителя);

— особенности подключения (диапазон потребляемой мощности, количество вводов/ячеек на подстанции для данного потребителя, уровень напряжения потребления, способ подключения потребителя);

— режим потребления (режим использования нагрузки потребителем, необходимость регулирования реактивной мощности, участие потребителя в регулировании нагрузки). Перечень выделяемых для регулирования групп может, как расширяться, так и сужаться по согласованию с регулирующим органом, исходя из особенностей каждого конкретного региона. Тем самым обеспечивается гибкость предложенного механизма расчета тарифа на передачу.

8. Разработаны методические основы дифференциации тарифов на передачу по группам потребителей на основе клиентоориентированного подхода, а также разработан алгоритм расчета тарифов на передачу электроэнергии по классифицированным группам потребителей.

В условиях применения «котлового» метода тарифообразования услуг на передачу маркетинговая стратегия каждой сетевой компании должна быть скоординирована со смежными сетевыми организациями, что предполагает создание в регионе координационного совета для выработки сбалансированного решения по тарифам на передачу электроэнергии.

9. На примере ОАО «Смоленскэнерго» произведена проверка разработанных предложений, показана экономическая целесообразность построения маркетинговых планов РСК на основе применения предложенной методики дифференциации тарифов, имеющей экономический эффект в определенном периоде наблюдения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ 2003 — № 13.
  2. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» № 41-ФЗ от 14.04.1995 // Собрание законодательства 1995 — № 16
  3. Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 // Собрание законодательства 1995 — № 34
  4. Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 // Собрание законодательства 1996 — № 15
  5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 // Собрание законодательства 2001 — № 33 (часть I)
  6. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ-2001 -№ 29.
  7. Постановление Правительства РФ от 22.08.2003 № 516 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» // Собрание законодательства РФ 2003 — № 34.
  8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 792 «О перечне услуг по организации функционирования и развитию единой энергетической системы России» // Собрание законодательства РФ 2004 — № 2.
  9. Постановление Правительства РФ от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении Правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ 2004 -№ 4.
  10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 2004 — № 4.
  11. Постановление Правительства РФ от 20.03.2006 № 151 «О лицензировании деятельности правопреемников акционерных обществ энергетики и электрификации и иных субъектов естественной монополии в электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ 2006 — № 13.
  12. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» // Собрание законодательства РФ 2006 — № 37.
  13. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 168 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской
  14. Федерации по вопросам электроэнергетики» // Собрание законодательства РФ- 2007 -№ 14.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2003 № 865-р «О плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005 2006 годы» // Собрание законодательства РФ — 2003 — № 27 (ч.Н).
  16. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р «Об утверждении Энергетической стратегии России до 2020 г. «// Собрание законодательства РФ 2003 г. — № 36.
  17. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2003 № 1754-р «Об утверждении Программы изменения уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ 2003 -№ 49.
  18. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2006 № 77-р «О внесении в уставный капитал межрегиональных распределительных сетевых компаний акций открытых акционерных обществ энергетики и электрификации» // Собрание законодательства РФ 2006 — № 6.
  19. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 28.03.2005 № 58 «Об утверждении рекомендуемого перечня технических регламентов в электроэнергетике» // Вестник Госстандарта России 2005 — № 5.
  20. Приказ ФСТ России от 15.02.2005 № 22-э/5 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» // Российская газета 2005 — № 70
  21. Ю.Л. Проблемы совершенствования стратегического управления энергетическими компаниями России: Автореф. дисс.. докт. экон. наук. Иваново, 1999.
  22. Ю.Л. Рыночная экономика плюс административный ресурс // ЭКО 2003 — № 6
  23. Ю.Л. Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики России // ЭКО 2004 — № 3. — С. 10−18.
  24. С. «Методика разработки плана маркетинга: практическое руководство». изд. 2-е, доп. — М.: Фолиум, «Информ-студио», 1996.
  25. И. Новая корпоративная стратегия. СПб. «Питер». 1999. — 416 с.
  26. И. «Стратегическое управление». -М.: Экономика, 1982.
  27. Г. Л. «Маркетинг: задачи и ситуации». Учеб. пособие. СПб: Питер, 1 1998.
  28. А.В. Обоснование и количественная оценка стратегических целей развития региональных электросетевых компаний.: Автореф. дисс.. канд. экон. наук М, 2005. — 20 с.
  29. А.В., Терехин Д. В. Основы формирования стратегических целей региональных сетевых компаний // Энергорынок 2004 — № 3. С. 52 — 57.
  30. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2003. 416 с.
  31. П., Сорокина С., Перевозчиков А. Оценка влияния тарифной политики на доходы энергосистемы. М.: ЦЭНЭФ, 1996.
  32. О.Н. «Стратегический маркетинг». Воронеж: изд-во ВГУ, 1998.• 40. Беренс В., Хавранек П. «Руководство по оценке эффективности инвестиций». Пер. с англ. -М.: Инфра-М, 1995.
  33. Н.В., Малкин П. А., Хабачев Л. Д. О методике обоснования новых объектов основной сети ЕЭС РФ в условиях функционирования Федерального рынка электроэнергии и мощности // Вопросы регулирования ТЭК: Регионы и федерация 2000 — № 2 с.3−7
  34. Ю.В., Швандар В. А. «Оценка эффективности бизнеса и инвестиций». -М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  35. А.А. Макромаркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика: Дис. докт. экон. наук. М, 1997. 373 с.
  36. А.А. «Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний». М.: Экономика, 2006. — 319 с.
  37. А.А. «Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний». М.: Экономика, 2001. — 422 с.
  38. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997.- 1120 с.
  39. Бригхем 10., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. Полный курс: В 2 т. СПб.: Экономическая школа, 1997.
  40. В., Кожуховский И., Кутовой Г. Выпадающие доходы АО-энерго // ЭнергоРынок. 2004. — № 12. — С. 3 — 5.
  41. В.Н., Джавахадзе Г. С. «Экономико-математические модели управления развитием отраслевого производства». М.: ИПУ РАН, 1997. -64 с.
  42. А. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 12. — С. 3−11.
  43. П.Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. Л. «Оценка эффективности инвестиционных проектов». М.: Дело, 1998.
  44. А.А. «Передача и распределение электрической энергии». -М.: Феникс, 2006.-720 с.
  45. Л.Д., Ратников Б. Е. Тарифы на электроэнергию. Принципы формирования на региональном уровне. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.
  46. Л.Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. -544 с.
  47. Л.Д., Ратников Б. Е., Гительман Л. М., Лекомцева Ю. Г. Экономический механизм региональной энергетической политики. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.
  48. Л.Д., Ратников Б. Е. «Энергетический бизнес: учебное пособие для вузов». М.: Дело, 2006. — 600 с.
  49. А.В. Подходы к формированию инвестиционной стратегии региональных энергокомпаний // Энергетик, 2004 № 8. С. 26 — 29.
  50. Е.П. «Маркетинговые исследования». М.: Финпресс, 2003.
  51. Е.П. «Маркетинг: словарь-справочник». М.: Дело, 2001.
  52. А.И. Цены и ценообразование: Учеб. пособие / А.И. Деева- Моск. акад. экономики и права. М.: Экзамен, 2003. — 286 с.
  53. Дей Дж., Шокер А., Шривастава Р. Ориентированные на потребителей подходы к идентификации товарных рынков // Классика маркетинга / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. С. 398−418.
  54. Дж. «Эффективное ценообразование основа конкурентного преимущества». / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001.
  55. Ю.А. Планирование работ по повышению надежности функционирования объектов Единой национальной электрической сети // Энекгетик, 2004 № 8. С. 18 — 19.
  56. С., Симкин JL, Брэдли Дж. «Практическое руководство по маркетинговому планированию» / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004 — 304 с.
  57. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
  58. П. «Рынок: как выйти в лидеры». М.: Book Chamber International, 1992.
  59. П. «Новые реальности». М.: Book Chamber International, 1994.
  60. Л.Г., Кутузов В. А. «Экспертные оценки в управлении». М.: Экономика, 1978.
  61. B.C. Концепция стратегического планирования в бизнес-системах: Дис.. докт. экон. наук. М, 2001. 365 с.
  62. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. «Стратегическое планирование и анализ». М.: ФИЛИНЪ, 1998.
  63. С.Г. «Государственное регулирование экономики. Учебное пособие». М.: КноРус, 2006. — 349 с.
  64. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. 1998. — № 9. — С. 46−65.
  65. А.В. Методологические основы и инструментарий стратегического управления промышленными предприятиями: Дис.. докт. экон. наук. М, 2001.-346 с.
  66. П.А. «Электроэнергетика России. Характеристика отрасли». М.: РОО «Центр политической информации», 2005. — 60 с.
  67. Э., Яворски Б. Рыночная ориентация: конструкт, научные предположения и практическое применение в менеджменте // Классика маркетинга / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. С. 327.
  68. Концепция реструктуризации РАО «ЕЭС России» // Экономика и финансы электроэнергетики 2000 — № 8.
  69. Е.И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественной монополии // Экономический журнал ВШЭ. -1999-№ 2.
  70. Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция (курс лекций) // Экономический журнал ВШЭ. 2000 — № 4. Лекция 1. Регулирование и естественная монополия.
  71. Ф. «Маркетинг в третьем тысячелетии». М.: Аст, 2000.
  72. Ф. «Маркетинг-менеджмент». СПб.: Питер, 1999.
  73. Ф. «Основы маркетинга».-М.: Вильяме, 2000.
  74. В.В. «Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора: Правовые аспекты взаимоотношений». М.: НЦ ЭНАС, 2005. — 168 с.
  75. Г. П., Сасим С. В. Зарубежный опыт регулирования электроэнергетики // Энергетика регионов. 2006 — № 5
  76. В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». М.: РАГС, 2006.-616 с.
  77. .Ж. «Стратегический маркетинг: европейская перспектива» // Пер. с фр. Спб: Наука, 2000.
  78. И.В. Выбор стратегических приоритетов развития предприятия: Дис. канд. экон. наук. Новосибирск, 2002.
  79. А.А., Чугунов А. В. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. М.: Альпина Паблишер, 2003. 504 с.
  80. Н.Г. Государственное управление электроэнергетикой (проблемы и пути решения). М.: Вестник, 1998.
  81. И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие для специалистов и предпринимателей. М.: Высшая школа, 2000. 587 с.
  82. Мак-Дональд М. «Стратегическое планирование маркетинга». СПб.: Питер, 2000.
  83. А. «Электроэнергетика России: производственные перспективы и хозяйственные отношения» // Общество и экономика 2003 — № 7−8 — С. 67
  84. М. Внедрение стратегии: шаг за шагом // Управление компанией -2002-№ 2. С. 22−25.
  85. К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», 14-е изд. М.: Инфра-М, 2001.
  86. Ш. Экономика для менеджеров / Пер. с англ. М.:Дело, 1996.
  87. Материалы конференции «Процесс энергетика 2004: Стратегия энергетического комплекса. Решения для компаний будущего». Белгород -2004. 160 с.
  88. С.С. Тарифное регулирование в условиях реформирования энергетики России: Дис. канд. экон. наук. Омск, 2006. 145 с.
  89. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М.: Госстрой РФ, Минэкономики РФ № 7−12/47 от 31.03.94.
  90. С.В. Экономика энергетического производства. СПб, 2003 256 с.
  91. Пул Дж. X. Когда менеджмент приносит деньги: Наставления учреждениям всех стран: / Пер. с англ. М.: Классика-ХХ1,2003. — 151 с.
  92. .А. и др. Современный экономический словарь М.: ИНФРА -М, 2003 г. 480 с.
  93. А.Н. Основные направления стратегии развития Единой национальной электрической сети // Энергетик, 2004 № 3. С.2−4.
  94. А.Н., Кучеров Ю. Н. Актуальные задачи обеспечения надежности электросетевого комплекса при развитии рыночных отношений в электроэнергетике // Энергетик, 2004 № 10. С. 2 — 6.
  95. А.Н. «Реструктуризация российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование». -М.: Экономика, 2005,213 с.
  96. B.C., Вяткин М. А. Экономика предприятий энергетического комплекса М.: Высшая школа, 2001. 240 с.
  97. Т.А., Яркин Е. В. Экономика предприятия М.: Инфра-М, 2006. -458 с.
  98. Д.Э. «Как рассчитать эффективность инвестиций». М.: Финстатинформ, 1996.
  99. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Под ред. Д. С. Лювова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. М.: Экономика, 2004, 605 с.
  100. Стратегия реформирования отрасли // Энергетик 2004 — № 9. С. 2 — 3.
  101. С.В. Модель управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом, 2002 № 6. С. 15−17.
  102. .Е. «Методы сбора и использования маркетинговой информации». -М.: Юристъ, 2001.
  103. К.А. Формирование и реализация региональной промышленной политики: Дис. докт. экон. наук. Спб. 2003, 173 с.
  104. А.А. «Стратегический менеджмент» / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.
  105. А., Формби Дж. Экономика фирмы. М.: Бином, 1998. -540 с.
  106. Томсон-мл., Артур А., Стрикленд 111, А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. -М.: «Вильяме», 2002. -928 с.
  107. Н.Н. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации. М, 2001. — 142 с.
  108. М. «В едином владении» // Энергорынок 2004 — № 1. С. 51 — 56.
  109. Я.М. Новая тарифная политика РАО «ЕЭС России» // -Энергорынок.-2004.-№ 1
  110. В.Н. Экономика электроэнергетических компаний: Учеб. пособие М.: ГУУ, 1998.
  111. Д. Новый подход к реструктуризации предприятий // Управление компанией 2002 — № 12. С. 32 — 37.
  112. В.Б. О ходе реформирования электроэнергетического комплекса: доклад на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 27 июня 2007.
  113. М., Шредер М. 6 SIGMA. -М.: Изд-во Эксмо, 2003. 464 с.
  114. А. У штурвала МРСК // Энергорынок 2004 — № 1. С. 57 — 59.
  115. А.Р. Методология управления региональными промышленными системами и отраслевыми комплексами: Автореф. дисс.. докт. экон. наук -Казань, 2003.-40с.
  116. Д.А. Совершенствование системы стратегического планирования для предприятий хлорной подотрасли: Автореф. дисс.. канд. экон. наук М, 2003. — 20 с.
  117. Экономика и управление энергетическими предприятиями. Под ред. Кожевникова Н. Н. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 432 с.
  118. Экономическая стратегия в электроэнергетическом комплексе / Под ред. В. И. Эдельмана. М.: Изд-во ННЦ ЭНАС, 1998.
  119. Эффективность систем государственного управления: Пер. с англ./ Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. -М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.-848 с.
  120. Armstrong, М. and Vickers, J. (1991). Welfare effects of price discrimination by a regulated monopolist. Rand Journal of Economics 22: 571−80.
  121. Armstrong, M., Cowan, S. and Vickers, J. 1994. Regulatory Reform -Economic Analysis and British Experience, Cambridge: MIT Press.
  122. Averch, H. and Johnson, L.L. (1962). Behavior of the firm under regulatory constraint. American Economic Review, 52: 1053−1069.
  123. , F.M. (1999) Modelling the Price of Industrial Commodities, Economic Modelling, 16(3), 331−53.
  124. Bergman, L., G Brunekreeft, C. Doyle, B-H von der Fehr, D M Newbery, M Pollitt, and P Regibeau, (1999). A European Market for Electricity? London: Centre for Economic Policy Research, ISBN 1 898 128 42 1
  125. Braeutigam, R. R and Panzar, J.C. (1993). Effects of the change from rate-of-return regulation to price-cap regulation. American Economic Review. 83 (2) 191.
  126. Buckland R., and Fraser P (2001). Political and Regulatory Risk: Beta Sensitivity in U.K. Electricity Distribution Journal of Regulatory Economics- 19:1 5−25.
  127. Green, R. and T. McDaniel (1998) Competition in Electricity Supply: will 1998 be worth it? Fiscal Studies vol 19.
  128. Green, R. and T. McDaniel (1999) Modeling the Review of the Electricity Trading Arrangements: a model of forward trading and the balancing mechanism, Department of Applied Economics Working Paper, 0003(a).
  129. Joskow, Paul L. (1997). Restructuring, Competition, and Regulatory Reform in the U.S. Electricity Sector. Journal of Economic Perspectives 11:11−138.
  130. Laffont, J-J. (1994). The new economics of regulation ten years after. Econometrica vol 62 (3): 507−38.
  131. Laffont, J-J. and Tirole, J. (1993). A Theory of Incentives in Procurement and Regulation, Cambridge: MIT Press
  132. , R.A. (2001) Distributed Generation: Reaching the Market Just in Time, The Electricity Journal, Mar 87−94
  133. Narver J. C, Slater S. F., MacLachlan D. Total Market Orientation, Business Performance, and Innovation. Cambridge, MA: Marketing Science Institute.-2000.-ReportNo. 00−116. P. 11−12.
  134. Narver J. C, Slater S. F. The Effect of a Market Orientation on Business Profitability // Journal of Marketing. -I990.-Vol. 54. № 4. P. 21.
  135. , D.M. (1997). Determining the regulatory asset base for utility price regulation. Utilities Policy, 6(1): 1−8.
  136. E.T. (2000) Deregulation of the Electric Power Industry: The Earnings, Risk, and Return Effects Journal of Regulatory Economics- 17:1 49−67
Заполнить форму текущей работой