Организация маркетинговых исследований в сфере услуг: На примере города Тольятти
Как известно из мировой практики сфера услуг представляет собой одну из наиболее важных областей общественного производства, которая позволяет довести до потребителя весь спектр услуг как личного, так и делового характера. Все элементы этой сферы находятся под постоянным воздействием платежеспособного спроса и предложения, что предполагает необходимость разработки системы маркетинговых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ УСЛУГ
- 1. 1. Современные тенденции развития сферы услуг
- 1. 2. Особенности маркетинга услуг
- 1. 3. Специфика услуги, влияющая на проведение маркетинговых исследований
- ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
- 2. 1. Предпосылки возникновения маркетинговых исследований услуг
- 2. 2. Виды маркетинговых исследований, используемые в сфере услуг
- 2. 3. Анализ проведения маркетинговых исследований в г. Тольятти
- ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
- 3. 1. Проведение омнибусного исследования сферы услуг
- 3. 2. Методы использования количественных и качественных исследований сферы услуг
- 3. 3. Организация региональных информационных маркетинговых центров
Организация маркетинговых исследований в сфере услуг: На примере города Тольятти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современное состояние сферы услуг во многом определяется сложностями с вхождением предприятий в рыночные условия функционирования. Испытываемые трудности и возникающие проблемы переходного периода порождаются не только масштабностью решаемых задач, но и субъективным фактороммногочисленными ошибками руководителей, попытками управленческого звена решать новые задачи старыми методами. Руководители предприятий по-прежнему не оценивают изменения во внешней среде, ориентируясь на поиск внутренних резервов.
Выход из этой ситуации видится в скорейшем приспособлении к условиям рыночной экономики, стремлении максимально удовлетворить запросы потребителей, т. е. использовать систему маркетинговых исследований в управлении предприятиями сферы услуг.
В разработку концепции маркетинговых исследований значительный вклад внесли такие зарубежные ученые как Д. Аакер, Б. Берман, Т. Левитт, Ф. Котлер, Дж. Эванс и др. В последнее время значительное количество работ, посвященных маркетингу, опубликовано отечественными авторами: Абрамшвили Г. Г., Браверманом А. А., Голубковым Е. П., Герчиковой И. Н., Данько Т. П., Демидовым B.C., Завьяловым Б. С., Злобиным С. Ю., Костюхиной Д. И., Лавровым С. Н., Соловьевым Б. С. и другими.
Достаточно большое внимание уделено маркетингу услуг в работах таких авторов как: Ерохина Л. И., Маркова В. Д., Платонова Н. А., Спицин И. О., Спицин Я. О., Сульповар Л. Б. и др. Однако проблемы маркетинговых исследований услуг, на наш взгляд, практически не изучались.
Как известно из мировой практики сфера услуг представляет собой одну из наиболее важных областей общественного производства, которая позволяет довести до потребителя весь спектр услуг как личного, так и делового характера. Все элементы этой сферы находятся под постоянным воздействием платежеспособного спроса и предложения, что предполагает необходимость разработки системы маркетинговых исследований, позволяющих направлять процесс оказания услуг на максимальное удовлетворение потребностей клиентов. Несмотря на то, что Россия г существенно отстает в развитии сферы услуг, это ничуть не умаляет ф актуальность данного вопроса. Тем более, что уже сейчас каждый второй работник в России занят в области обслуживания. При этом, если численность занятого населения во всех отраслях экономики в последние годы значительно сократилась, то в сфере услуг наблюдался некоторый рост (1.2%), а в таких отраслях рыночной инфраструктуры, как кредитование, финансы и страхование, количество работающих возросло почти в 2 раза. Щ.
Сфера услуг имеет ряд особенностей, сказывающихся на проведение маркетинговых исследований. Среди них следует выделить такие, как: высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла, преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать i услуги, особенности процесса оказания услуг, связанные с личным контактом производителя и потребителя, индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли, неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг, наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.
Анализ показал, что даже в случае отсутствия маркетинговых отделов в управленческой структуре предприятия, маркетинговые функции осуществляются в той или иной степени специализированными организациями. Однако эффективность их не достаточна, а использование отдельных элементов нельзя считать адекватным применительно к существующим условиям развития экономики. Поэтому, в ходе исследования возникла необходимость разработки предложений по применению отдельных методов маркетинговых исследований в сфере услуг, а также по созданию альтернативных структур, занимающихся маркетинговыми исследованиями.
Таким образом, необходимость применения маркетинговых исследований в сфере услуг и недостаточная изученность проблем организации этой деятельности обусловили актуальность и целесообразность выбора данной темы как предмета диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертации является разработка научных и практических рекомендаций по организации маркетинговых исследований в сфере услуг. Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
— изучить современные тенденции развития сферы услуг, как в развитых станах, так и в России, и в частности в городе Тольятти, исследуя глубину проникновения рыночных отношений, широту охвата ими социальных и экономических явлений и процессов;
— проанализировать основные особенности маркетинга услуг, уточнить определение маркетинга услуг и специфику услуг, влияющую на методы и организацию проведения маркетинговых исследований;
— выявить предпосылки возникновения маркетинговых исследований и обосновать необходимость использования результатов маркетинговых исследований в практике деятельности предприятий сферы услуг;
— выделить основные виды маркетинговых исследований и обосновать возможность их применения в сфере услуг;
— изучить практику проведения маркетинговых исследований в России в целом, г. Москве и г. Тольятти, учитывая самостоятельную деятельность ч к предприятий сферы услуг в этой области и работу специализированных у фирмразработать рекомендации по выбору методов проведения маркетинговых исследований в сфере услуг, используя опыт проведения омнибусного исследования, а также количественных и качественных исследований отдельных видов услуг в г. Тольяттиобосновать необходимость и разработать проект организации региональных информационных маркетинговых центров в целях проведения маркетинговых исследований для небольших предприятий и в частности для тех, которые функционируют в сфере услуг.
В качестве объекта исследования выступают предприятия сферы я услуг г. Тольятти, а также специализированные маркетинговые фирмы России и отдельных регионов РФ (г. Москвы и г. Тольятти).
Предметом исследования являются организационные аспекты проведения маркетинговых исследований в сфере услуг.
Методологическую основу исследования составляет системный анализ процессов развития маркетинга в сфере услуг, опирающийся на сочетание количественных и качественных методов. В качестве специальных инструментов в работе использованы методы технико-экономического анализа, логического и статистического анализа, сравнений и группировок, расчета средних и относительных величин, социологического опроса, экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили данные Госкомстата РоссииМинистерства экономики РФ, результаты опросов руководителей предприятий сферы услуг, а также отчеты о хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг г. Тольятти. Кроме того, соискателем использовались Законы российской Федерации по проблемам рынкарешения правительства по вопросам развития сферы услугтруды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам маркетинга, экономики и организации сферы услуг.
Научная новизна диссертации. Выполненное исследование содержит следующие элементы научной новизны:
1. Дана оценка современных тенденций развития сферы услуг и перспектив использования результатов маркетинговых исследований в этой области деятельности.
2. Выявлены основные особенности маркетинга услуг и специфика маркетинговых исследований для сферы услуг.
3. Исследованы основные формы организации маркетинговых исследований и предложены те из них, которые наиболее приемлемы для сферы услуг.
4. Предложен комплексный подход к проведению маркетинговых исследований для сферы услуг, основанный на сочетании омнибусных, количественных и качественных методов.
5. Разработана схема организации регионального информационного маркетингового центра, как формы организации проведения маркетинговых исследований для малых и средних предприятий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных научных, практических и организационных рекомендаций, т обеспечивающих проведение маркетинговых исследований для сферы услуг. Практические рекомендации, предложенные в диссертации, апробированы отдельными предприятиями сферы услуг в г. Тольятти при проведении маркетинговых исследований, а также в деятельности городской Администрации при разработке проекта организации регионального информационного маркетингового центра. Результаты Iпроведенных исследований используются в ГАСБУ и ПТИС в ходе преподавания курсов «Маркетинг», «Маркетинг и конъюнктура рынка товаров и услуг», «Экономическая социология», «Маркетинговые исследования».
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ГАСБУ и ПТИС (Москва и Тольятти 1997 г., 1998 г.).
выводы по проблеме.. ** *.
Качественные S — взгляд на проблему — базируются на работе с р изнутрималеньким числом людей- * - улучшают — носят индикативный характер.
Список литературы
- Официальные документы и материалы
- Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2), статьи 350, 358, 447, 448, 449,919,920
- Закон РФ от 29 мая 1992 года № 2872−1 «О залоге».
- Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300−1 «О защите правпотребителей»
- Закон Российской Федерации «О стандартизации'*, 1995 г. № 211-ФЗ.
- Закон Российской Федерации „О'сертификации продукции и услуг“, 1995 г., № 211-ФЗ. ч
- Закон Российской Федерации „О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности“, 1993 г.
- Закон Российской Федерации „О страховании“, 1994 г.
- Закон Российской Федерации „О налоге на добавленную стоимость“, 1991 г. ,№ 1992−1, Статья 5.
- Закон Российской Федерации „Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации" — 1993 г.
- Закон Российской Федерации „О собственности в РСФСР“.
- Закон Российской Федерации „О приватизации государственных имуниципальных предприятий в РСФСР“
- Конституция РФ. М., 1993 г.
- Письмо Министерства экономики РФ от 20 декабря 1995 года № 71 026 „Об использовании в работе Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги от 06.12.95 № СИ-484/7−9″
- Письмо Минфина РФ от 20 апреля 1995 года № 16−00−30−33 „Обутверждении форм документов строгой отчетности“
- Монографии, книги, брошюры
- Абчук В. Азбука маркетинга. — М.: Союз, 1998
- Академия рынка. Маркетинг /под ред. Худокориева А. Г., пер. в фр. А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкер и др.- М.:Экономика, 1993.
- Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса /под ред.* Л. Б. Сульповара. — М.: ГАСБУ, 1995
- Андреев Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988• V
- Аникеев Методика разработки плана маркетинга. — М.: „Фолиум“, 1996
- Андреева О. Технология бизнеса: маркетинг. — М.: ИНФРА, 1997
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.:Политиздат, 1981
- Багриновский К.А. Модели и методы экономической кибернетики. М.:Экономика, 1973. л
- Бажев Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на• предприятиях. — Л.: Обл. правл. ВНТОЭ, 1990 З. П. Баззел Р. Д. и др. Информация и риск в маркетинге.- М.: „Финстатинформ“, 1993
- Балабанова Л.В. Оптовая торговля. — М.: ^Экономика“, 1990
- Банковский портфель-2. Серия „Портфель делового человека“. — М.:+ Совминтек, 1994
- Беседы о маркетинге. Пр. пос. Воробьев А. — М.: Сер. Нити, 1998
- Бизнес-план предприятия и методика его разработки в сферебытовых услуг.-М.: „Петит“, 1994 ЗЛ6. Бизнес план: Методические материалы. Под редакцией Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1994
- Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом, пер. санлг.-М.: „Экономика“, 1991
- Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов, прогноз иуправление. — М.: Мир, 1974
- Букерель Ф. Изучение рынков. Академия рынка. Пер. С фр М: Экономика, 1993
- Вальтер Г. М. Социально-экономические проблемы перехода сферыуслуги к рынку.- М.: 1993
- Воронин Г. П., Версан В. Г. Сертификат, качество товара и+ безопасность покупателя. М.:ВНИИС, 1998 л
- Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы, пер. с датского — М.:"Высшая школа“, 1994
- Герчикова И.Н. Маркетинг: методические рекомендаций и системапоказателей.- М.: МТИМО, 1994
- Гончарук В. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело. 1998
- Голубков Е. Маркетинговые исследования: теория, методология ипрактика. -М.: Экономика, 1998
- Дамари Р.: Финансы и предпринимательство: Финансовыеинструменты, используемые западными специалистами для роста и развития организации. Перевод с английского Вышинской Е. В., Пипейкина В. П. Научный редактор Рысина В. Н. — Ярославль, „Елань“, „1993 41. Дзись Т. В. Экономические основы комплексной программы развитияпроизводства товаров и услуг. Киев.: 1990
- Джинни Грехеть Скотт. Учитесь эффективно продавать и управлятьсбытом.- Киев, „Внешторгиздат“, 1992
- Джозлин Р.Е., Хамфриз Д. К. Банковский маркетинг. Введение врыночное планирование.-М.: „Церих-ПЭЛ“, 1995
- Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. сангл.-СП/б, 1992
- Душанский Л.В. Применение статистических методов всоциологическуих исследованиях. Киев.: Наукова думка, 1990, гл. 2,3. ш
- Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.М.: 1992
- Жильцов Е.Н. Развитие сферы услуг в условиях рыночнойэкономики.//Вестник МГУ, „Экономика“, N5, 1991 t ,
- Изменения в мотивации труда в новых условиях. М.:НИИ труда, 1992
- Иеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теорияи практика. Минск, МП „ЭНИС“, 1992
- Карлоф Б. Деловая стратегия./пер.с англ.- М.: „Экономика“, 1991
- Как составить план по маркетингу сервисной компании. Сер. Азбука• бизнеса. -М.: 1997.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, W 1997 1.
- Клочков Л.И., Репникова В. И. Исследование маркетинга в развитиималых предприятий БОН //Совершенствование БОН в условиях рыночной экономики. С/б научных трудов под ред. Сульповара Л.Б.- М.: МТИ, 1992 +
- Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996
- Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ. Общероссийский классификатор „Услуги населению“ — М.: Издательство стандартов, 1993
- Кохно П.А., Микрюков В. А., Комаров СЕ. Менеджмент. М.:Финансы и статистика, 1993
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: „Дело ЛТД“, 1993
- Крылов И. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций).Уч. пособие. — М.: ИНФРА 1998
- Кульман А. Экономические механизмы. Пер. с фр. — М.: „Прогресс“, 1993
- Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. — М.:"Международные отношения“, 1993
- Ликсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха. — М.: „Дело“, 1994
- Литвинова Т.П., Христофорова И. В. Диверсификация цен на бытовыеуслуги., с/б научных трудов „Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса“. — М.: ГАСБУ, 1995
- Маккей X. Как уцелеть среди акул /пер.с анлг.- М.: „Экономика“, 1991
- Макконнелл К.Р., Брю Л. Экономикс. Принципы, проблемы иполитика, /пер.с англ.- М.: „Республика“, 1992
- Маркарьян Э.А., Гарасименко Г. Г. Финансовый анализ. — Ростов-наДону, 1994
- Маркова В. Д. Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. — Новосибирск,"Экор», 1994
- Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М: «Финансы и статистика», 1996
- А. Маршалл. Принципы экономической науки, ч.1 Пер. С англ. М.:Прогресс, 1993
- Международный маркетинг. Учебное пособие. Моисеева Н. — М 1998
- Маркетинг в России и за рубежом. 5/98−1/1999
- Маркетинг. Учебник./ Под ред. Романова А. П. М.: Прогресс, 1996
- Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. Пешкова Е. — М.: Ось89.1998
- Маркетинговые исследования в России. ЗАО «КОНСЭКО», М. 1998
- Менеджмент в сфере услуг /под ред. В. Ф. Уколова.- М.: «Луч», 1995
- Менкью Н.Г. Микроэкономика /пер. с англ. — М.: МГУ, 1994
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Основы менеджмента. — М.:"Дело", 1992
- Методические рекомендации по планированию комплексногоэкономического и социального развития города. Ленинград, изд-во ЛГУ, 1985 г.
- Моррис Р. Маркетинг. Ситуации и примеры — М: Прогресс, 1996
- Начальный курс рыночной экономики /Под ред. Фельдмана Г. И.
- Новая технология и организационные структуры, /под ред.ПеннингсаИ. пер. с англ.- М.: «Экономика», 1990
- Осипова Ю.М. Принципы хозяйственной самоорганизации.- М.:МГУ, 1993
- Павлов Т. Ю. Международная капиталистическая торговля услугамии проблемы ее регулирования, 1987
- Е.П. Пешкова. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.:. • «Ось-89″, 1998
- Платонова Н-А. Экономические проблемы бытового обслуживания впериод формирования рынка. — М.: ГАСБУ, 1995
- Платные услуги в Российской Федерации: Статистический сборник.М.: Госкомиздат, 1993 г.
- Портер М. Международная конкуренция./пер.с англ.- М.:"Международные отношения», 1993
- Практический маркетинг. Ежемес. Бюлл. № 7,8,9/1997
- Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговойдеятельности в сфере услуг, /под ред. Сульповара Л.Б.- М.: ГАСБУ, 1994
- Проблемы планирования и управления./под ред. Голубкова Е. П. иЖандарова A.M.-М.: «Экономика», 1987
- Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование напредприятиях. — М.: «Международные отношения», 1993 н
- Разу М.Л., Якутии Ю. В. Организация менеджмента.- М.: АКДИ «Э иЖ», 1994
- Роберт В. Джозлин, Д. Кейт Хамфриз. Банковский маркетинг. Пер. Сангл. М.:"Церих-ПЭЛ", 1995
- Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации.М.:1995
- Самостоятельность и управление производственным портфелемпред приятия./под ред. Градова А.П.- М.: «Экономика», 1990
- Самуэльсон П. Экономика /пер.с англ.- М.: НПО «Алгол», 1992.
- Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сборник научных трудов № 4 / под ред. Платоновой Н. А., Колгушкиной А.В.М.: 1998
- Севрук М.А. Система маркетинга: социально-экономический анализ, компьютеризация.- М.: МГУ, 1992
- Синки Дж.Ф. Управление финансами в коммерческих банках.- М.:1994
- И.А. Сиротина. Кредит по залог. Техника* получения. М.:*. • • «Стрикс"Д995
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов //сб.г -л
- Совершенствование управления сферой услуг. Выпуски 1,2.- М.:ЦБНТИ, 1990, 1991
- Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях /подред. Козловой И. В. и Платоновой Н. А., N1, N2.- М.: ГАСБУ, 1995, 1996.
- Статистика рынка товаров и услуг /под ред. И. К. Белявского.- М.:"Финансы и статистика», 1995 ч
- Стерлин А.Р., Тумин И. В. Стратегическое планирование в США.- М.:"Наука", 1990
- Стоялова Е.С. Финансы маркетинга. — М.: «Перспектива», 1994
- Стратегия развития российской экономики и программапервоочередных шагов. М.: Институт экономики РАН, 1996
- СНиП 2.07.01.-89. Градостроительство. Планировка и застройкагородских и сельских поселений /Госстрой СССР- М.:ЦИТП Госстроя СССР, 1989 i
- Социально-экономическое развитие территорий в новыхэкономических условиях. М.: Экономика, 1989 •
- Справочник по маркетингу. / Под ред. Уткина Э. — М.: ЭКМОС, 1998.
- Сульповар Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. — М.:МТИ, 1992 W
- Сфера бытового обслуживания в США //Совершенствованиеуправления сферой услуг, современные формы предприятий. Реферативный обзор. N2, 1991
- Сфера бытового обслуживания в США //Научно-техническиеч достижения и передовой опыт в области БОН. Информационный • сборник, N6, 1990
- Антонов О. //"Наука и жизнь", — 1965, N4.
- Аргументы и факты, N22, 1994, июль.
- Боков А. Развитие системы платных услуг. «Плановое хозяйство"-№ 11 991,
- Ветрянский В. Виды юридических лиц //Экономика и жизнь N7. 1995
- Г. Виттек Предложение товаров как фактор спроса.//Рынок, N4, 1987
- Гриц И. Как живется бабушкам и дедушкам //Аргументы и Факты, N2,1994
- Грозит ли российскому рублю девальвация.// Аргументы и факты, № 6,февраль, 1998
- Государственная программа приватизации: внутренниепротиворечия.// «Экономика и жизнь"-1994 г., № 10
- Блинов А., Эрматова Н. Направление финансовой поддержки малого исреднего бизнеса.// «Российский экономический журнал"-1994 г., № 1
- Демидова Л., Усоскин В., Шейман Сфера услуг СШАпротиворечивые тенденции развития.// «Мировая экономика и международные отношения 1989 г., № 2
- Зарецкая Предпринимательские зоны и занятость: опыт местныхвластей США.// «Экономика и жизнь"-1994 г., № 8 •
- Как зарегистрировать фирму? // '-Коммерсант», № 21 от 30 мая 1993л к
- Контракты международной (внешнеторговой) купли-продажи.//h * Т
- Куприянов З.В. Наемные работники частного сектора // Общество иэкономика, N1, 1994 162
- Лошкин P. Об опыте сбалансирования потребительского спросач f
- Межина М. Анализ дифференциации доходов населения//Экономистам!, 1995
- Рубин Ю. Обыкновенный маркетинг //Экономические науки. — 1991, N3,c.31
- Страховой полис — как элемент безопасного производства.//+ 420. «Коммерсант-дели» от 16 июля 1995
- Рощина Я.М. Частный сектор: предприниматели и проблемыхозяйствования//ЭКО, Н1, 1994
- Суканов Е. Гражданский кодекс о коммерческих организациях//Экономика и жизнь, N 4, 1994
- Состояние и перспективы потребительского рынка //"Экономист», N1, 1993
- Ставка больше чем жизнь.// Московский комсомолец, 20 мая, 1998
- Уколов В.Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг.Развитие общественного и частного предпринимательства.// «Московский рабочий», 1991, 185 с.
- Управление эффективностью услуг. Развитие общественного ичастного предпринимательства.// Московский рабочий, 1991 •
- Участники предпринимательской деятельности в РФ //Экономика ижизнь, N7, 1995