Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация маркетинговых исследований в сфере услуг: На примере города Тольятти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно из мировой практики сфера услуг представляет собой одну из наиболее важных областей общественного производства, которая позволяет довести до потребителя весь спектр услуг как личного, так и делового характера. Все элементы этой сферы находятся под постоянным воздействием платежеспособного спроса и предложения, что предполагает необходимость разработки системы маркетинговых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ УСЛУГ
    • 1. 1. Современные тенденции развития сферы услуг
    • 1. 2. Особенности маркетинга услуг
    • 1. 3. Специфика услуги, влияющая на проведение маркетинговых исследований
  • ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
    • 2. 1. Предпосылки возникновения маркетинговых исследований услуг
    • 2. 2. Виды маркетинговых исследований, используемые в сфере услуг
    • 2. 3. Анализ проведения маркетинговых исследований в г. Тольятти
  • ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
    • 3. 1. Проведение омнибусного исследования сферы услуг
    • 3. 2. Методы использования количественных и качественных исследований сферы услуг
    • 3. 3. Организация региональных информационных маркетинговых центров

Организация маркетинговых исследований в сфере услуг: На примере города Тольятти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное состояние сферы услуг во многом определяется сложностями с вхождением предприятий в рыночные условия функционирования. Испытываемые трудности и возникающие проблемы переходного периода порождаются не только масштабностью решаемых задач, но и субъективным фактороммногочисленными ошибками руководителей, попытками управленческого звена решать новые задачи старыми методами. Руководители предприятий по-прежнему не оценивают изменения во внешней среде, ориентируясь на поиск внутренних резервов.

Выход из этой ситуации видится в скорейшем приспособлении к условиям рыночной экономики, стремлении максимально удовлетворить запросы потребителей, т. е. использовать систему маркетинговых исследований в управлении предприятиями сферы услуг.

В разработку концепции маркетинговых исследований значительный вклад внесли такие зарубежные ученые как Д. Аакер, Б. Берман, Т. Левитт, Ф. Котлер, Дж. Эванс и др. В последнее время значительное количество работ, посвященных маркетингу, опубликовано отечественными авторами: Абрамшвили Г. Г., Браверманом А. А., Голубковым Е. П., Герчиковой И. Н., Данько Т. П., Демидовым B.C., Завьяловым Б. С., Злобиным С. Ю., Костюхиной Д. И., Лавровым С. Н., Соловьевым Б. С. и другими.

Достаточно большое внимание уделено маркетингу услуг в работах таких авторов как: Ерохина Л. И., Маркова В. Д., Платонова Н. А., Спицин И. О., Спицин Я. О., Сульповар Л. Б. и др. Однако проблемы маркетинговых исследований услуг, на наш взгляд, практически не изучались.

Как известно из мировой практики сфера услуг представляет собой одну из наиболее важных областей общественного производства, которая позволяет довести до потребителя весь спектр услуг как личного, так и делового характера. Все элементы этой сферы находятся под постоянным воздействием платежеспособного спроса и предложения, что предполагает необходимость разработки системы маркетинговых исследований, позволяющих направлять процесс оказания услуг на максимальное удовлетворение потребностей клиентов. Несмотря на то, что Россия г существенно отстает в развитии сферы услуг, это ничуть не умаляет ф актуальность данного вопроса. Тем более, что уже сейчас каждый второй работник в России занят в области обслуживания. При этом, если численность занятого населения во всех отраслях экономики в последние годы значительно сократилась, то в сфере услуг наблюдался некоторый рост (1.2%), а в таких отраслях рыночной инфраструктуры, как кредитование, финансы и страхование, количество работающих возросло почти в 2 раза. Щ.

Сфера услуг имеет ряд особенностей, сказывающихся на проведение маркетинговых исследований. Среди них следует выделить такие, как: высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла, преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать i услуги, особенности процесса оказания услуг, связанные с личным контактом производителя и потребителя, индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли, неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг, наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.

Анализ показал, что даже в случае отсутствия маркетинговых отделов в управленческой структуре предприятия, маркетинговые функции осуществляются в той или иной степени специализированными организациями. Однако эффективность их не достаточна, а использование отдельных элементов нельзя считать адекватным применительно к существующим условиям развития экономики. Поэтому, в ходе исследования возникла необходимость разработки предложений по применению отдельных методов маркетинговых исследований в сфере услуг, а также по созданию альтернативных структур, занимающихся маркетинговыми исследованиями.

Таким образом, необходимость применения маркетинговых исследований в сфере услуг и недостаточная изученность проблем организации этой деятельности обусловили актуальность и целесообразность выбора данной темы как предмета диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является разработка научных и практических рекомендаций по организации маркетинговых исследований в сфере услуг. Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:

— изучить современные тенденции развития сферы услуг, как в развитых станах, так и в России, и в частности в городе Тольятти, исследуя глубину проникновения рыночных отношений, широту охвата ими социальных и экономических явлений и процессов;

— проанализировать основные особенности маркетинга услуг, уточнить определение маркетинга услуг и специфику услуг, влияющую на методы и организацию проведения маркетинговых исследований;

— выявить предпосылки возникновения маркетинговых исследований и обосновать необходимость использования результатов маркетинговых исследований в практике деятельности предприятий сферы услуг;

— выделить основные виды маркетинговых исследований и обосновать возможность их применения в сфере услуг;

— изучить практику проведения маркетинговых исследований в России в целом, г. Москве и г. Тольятти, учитывая самостоятельную деятельность ч к предприятий сферы услуг в этой области и работу специализированных у фирмразработать рекомендации по выбору методов проведения маркетинговых исследований в сфере услуг, используя опыт проведения омнибусного исследования, а также количественных и качественных исследований отдельных видов услуг в г. Тольяттиобосновать необходимость и разработать проект организации региональных информационных маркетинговых центров в целях проведения маркетинговых исследований для небольших предприятий и в частности для тех, которые функционируют в сфере услуг.

В качестве объекта исследования выступают предприятия сферы я услуг г. Тольятти, а также специализированные маркетинговые фирмы России и отдельных регионов РФ (г. Москвы и г. Тольятти).

Предметом исследования являются организационные аспекты проведения маркетинговых исследований в сфере услуг.

Методологическую основу исследования составляет системный анализ процессов развития маркетинга в сфере услуг, опирающийся на сочетание количественных и качественных методов. В качестве специальных инструментов в работе использованы методы технико-экономического анализа, логического и статистического анализа, сравнений и группировок, расчета средних и относительных величин, социологического опроса, экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили данные Госкомстата РоссииМинистерства экономики РФ, результаты опросов руководителей предприятий сферы услуг, а также отчеты о хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг г. Тольятти. Кроме того, соискателем использовались Законы российской Федерации по проблемам рынкарешения правительства по вопросам развития сферы услугтруды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам маркетинга, экономики и организации сферы услуг.

Научная новизна диссертации. Выполненное исследование содержит следующие элементы научной новизны:

1. Дана оценка современных тенденций развития сферы услуг и перспектив использования результатов маркетинговых исследований в этой области деятельности.

2. Выявлены основные особенности маркетинга услуг и специфика маркетинговых исследований для сферы услуг.

3. Исследованы основные формы организации маркетинговых исследований и предложены те из них, которые наиболее приемлемы для сферы услуг.

4. Предложен комплексный подход к проведению маркетинговых исследований для сферы услуг, основанный на сочетании омнибусных, количественных и качественных методов.

5. Разработана схема организации регионального информационного маркетингового центра, как формы организации проведения маркетинговых исследований для малых и средних предприятий.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных научных, практических и организационных рекомендаций, т обеспечивающих проведение маркетинговых исследований для сферы услуг. Практические рекомендации, предложенные в диссертации, апробированы отдельными предприятиями сферы услуг в г. Тольятти при проведении маркетинговых исследований, а также в деятельности городской Администрации при разработке проекта организации регионального информационного маркетингового центра. Результаты Iпроведенных исследований используются в ГАСБУ и ПТИС в ходе преподавания курсов «Маркетинг», «Маркетинг и конъюнктура рынка товаров и услуг», «Экономическая социология», «Маркетинговые исследования».

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ГАСБУ и ПТИС (Москва и Тольятти 1997 г., 1998 г.).

выводы по проблеме.. ** *.

Качественные S — взгляд на проблему — базируются на работе с р изнутрималеньким числом людей- * - улучшают — носят индикативный характер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы
  2. Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2), статьи 350, 358, 447, 448, 449,919,920
  3. Закон РФ от 29 мая 1992 года № 2872−1 «О залоге».
  4. Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300−1 «О защите правпотребителей»
  5. Закон Российской Федерации «О стандартизации'*, 1995 г. № 211-ФЗ.
  6. Закон Российской Федерации „О'сертификации продукции и услуг“, 1995 г., № 211-ФЗ. ч
  7. Закон Российской Федерации „О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности“, 1993 г.
  8. Закон Российской Федерации „О страховании“, 1994 г.
  9. Закон Российской Федерации „О налоге на добавленную стоимость“, 1991 г. ,№ 1992−1, Статья 5.
  10. Закон Российской Федерации „Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации" — 1993 г.
  11. Закон Российской Федерации „О собственности в РСФСР“.
  12. Закон Российской Федерации „О приватизации государственных имуниципальных предприятий в РСФСР“
  13. РФ. М., 1993 г.
  14. Письмо Министерства экономики РФ от 20 декабря 1995 года № 71 026 „Об использовании в работе Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги от 06.12.95 № СИ-484/7−9″
  15. Письмо Минфина РФ от 20 апреля 1995 года № 16−00−30−33 „Обутверждении форм документов строгой отчетности“
  16. Монографии, книги, брошюры
  17. В. Азбука маркетинга. — М.: Союз, 1998
  18. Академия рынка. Маркетинг /под ред. Худокориева А. Г., пер. в фр. А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкер и др.- М.:Экономика, 1993.
  19. Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса /под ред.* Л. Б. Сульповара. — М.: ГАСБУ, 1995
  20. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988• V
  21. Аникеев Методика разработки плана маркетинга. — М.: „Фолиум“, 1996
  22. О. Технология бизнеса: маркетинг. — М.: ИНФРА, 1997
  23. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980
  24. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.:Политиздат, 1981
  25. К.А. Модели и методы экономической кибернетики. М.:Экономика, 1973. л
  26. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на• предприятиях. — Л.: Обл. правл. ВНТОЭ, 1990 З. П. Баззел Р. Д. и др. Информация и риск в маркетинге.- М.: „Финстатинформ“, 1993
  27. Л.В. Оптовая торговля. — М.: ^Экономика“, 1990
  28. Банковский портфель-2. Серия „Портфель делового человека“. — М.:+ Совминтек, 1994
  29. Беседы о маркетинге. Пр. пос. Воробьев А. — М.: Сер. Нити, 1998
  30. Бизнес-план предприятия и методика его разработки в сферебытовых услуг.-М.: „Петит“, 1994 ЗЛ6. Бизнес план: Методические материалы. Под редакцией Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1994
  31. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом, пер. санлг.-М.: „Экономика“, 1991
  32. Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов, прогноз иуправление. — М.: Мир, 1974
  33. Ф. Изучение рынков. Академия рынка. Пер. С фр М: Экономика, 1993
  34. Г. М. Социально-экономические проблемы перехода сферыуслуги к рынку.- М.: 1993
  35. Г. П., Версан В. Г. Сертификат, качество товара и+ безопасность покупателя. М.:ВНИИС, 1998 л
  36. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы, пер. с датского — М.:"Высшая школа“, 1994
  37. И.Н. Маркетинг: методические рекомендаций и системапоказателей.- М.: МТИМО, 1994
  38. В. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело. 1998
  39. Е. Маркетинговые исследования: теория, методология ипрактика. -М.: Экономика, 1998
  40. Дамари Р.: Финансы и предпринимательство: Финансовыеинструменты, используемые западными специалистами для роста и развития организации. Перевод с английского Вышинской Е. В., Пипейкина В. П. Научный редактор Рысина В. Н. — Ярославль, „Елань“, „1993 41. Дзись Т. В. Экономические основы комплексной программы развитияпроизводства товаров и услуг. Киев.: 1990
  41. Джинни Грехеть Скотт. Учитесь эффективно продавать и управлятьсбытом.- Киев, „Внешторгиздат“, 1992
  42. Р.Е., Хамфриз Д. К. Банковский маркетинг. Введение врыночное планирование.-М.: „Церих-ПЭЛ“, 1995
  43. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. сангл.-СП/б, 1992
  44. Л.В. Применение статистических методов всоциологическуих исследованиях. Киев.: Наукова думка, 1990, гл. 2,3. ш
  45. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.М.: 1992
  46. Е.Н. Развитие сферы услуг в условиях рыночнойэкономики.//Вестник МГУ, „Экономика“, N5, 1991 t ,
  47. Изменения в мотивации труда в новых условиях. М.:НИИ труда, 1992
  48. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теорияи практика. Минск, МП „ЭНИС“, 1992
  49. . Деловая стратегия./пер.с англ.- М.: „Экономика“, 1991
  50. Как составить план по маркетингу сервисной компании. Сер. Азбука• бизнеса. -М.: 1997.
  51. А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, W 1997 1.
  52. Л.И., Репникова В. И. Исследование маркетинга в развитиималых предприятий БОН //Совершенствование БОН в условиях рыночной экономики. С/б научных трудов под ред. Сульповара Л.Б.- М.: МТИ, 1992 +
  53. Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996
  54. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ. Общероссийский классификатор „Услуги населению“ — М.: Издательство стандартов, 1993
  55. П.А., Микрюков В. А., Комаров СЕ. Менеджмент. М.:Финансы и статистика, 1993
  56. Р. Фирма, рынок и право. — М.: „Дело ЛТД“, 1993
  57. И. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций).Уч. пособие. — М.: ИНФРА 1998
  58. А. Экономические механизмы. Пер. с фр. — М.: „Прогресс“, 1993
  59. Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. — М.:"Международные отношения“, 1993
  60. И.В. Бизнес-план — основа успеха. — М.: „Дело“, 1994
  61. Т.П., Христофорова И. В. Диверсификация цен на бытовыеуслуги., с/б научных трудов „Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса“. — М.: ГАСБУ, 1995
  62. X. Как уцелеть среди акул /пер.с анлг.- М.: „Экономика“, 1991
  63. К.Р., Брю Л. Экономикс. Принципы, проблемы иполитика, /пер.с англ.- М.: „Республика“, 1992
  64. Э.А., Гарасименко Г. Г. Финансовый анализ. — Ростов-наДону, 1994
  65. В. Д. Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. — Новосибирск,"Экор», 1994
  66. В.Д. Маркетинг услуг. — М: «Финансы и статистика», 1996
  67. А. Маршалл. Принципы экономической науки, ч.1 Пер. С англ. М.:Прогресс, 1993
  68. Международный маркетинг. Учебное пособие. Моисеева Н. — М 1998
  69. Маркетинг в России и за рубежом. 5/98−1/1999
  70. Маркетинг. Учебник./ Под ред. Романова А. П. М.: Прогресс, 1996
  71. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. Пешкова Е. — М.: Ось89.1998
  72. Маркетинговые исследования в России. ЗАО «КОНСЭКО», М. 1998
  73. Менеджмент в сфере услуг /под ред. В. Ф. Уколова.- М.: «Луч», 1995
  74. Н.Г. Микроэкономика /пер. с англ. — М.: МГУ, 1994
  75. М.Х., Альберт М., Хедоури Основы менеджмента. — М.:"Дело", 1992
  76. Методические рекомендации по планированию комплексногоэкономического и социального развития города. Ленинград, изд-во ЛГУ, 1985 г.
  77. Р. Маркетинг. Ситуации и примеры — М: Прогресс, 1996
  78. Начальный курс рыночной экономики /Под ред. Фельдмана Г. И.
  79. Новая технология и организационные структуры, /под ред.ПеннингсаИ. пер. с англ.- М.: «Экономика», 1990
  80. Ю.М. Принципы хозяйственной самоорганизации.- М.:МГУ, 1993
  81. Павлов Т. Ю. Международная капиталистическая торговля услугамии проблемы ее регулирования, 1987
  82. Е.П. Пешкова. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.:. • «Ось-89″, 1998
  83. Платонова Н-А. Экономические проблемы бытового обслуживания впериод формирования рынка. — М.: ГАСБУ, 1995
  84. Платные услуги в Российской Федерации: Статистический сборник.М.: Госкомиздат, 1993 г.
  85. М. Международная конкуренция./пер.с англ.- М.:"Международные отношения», 1993
  86. Практический маркетинг. Ежемес. Бюлл. № 7,8,9/1997
  87. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговойдеятельности в сфере услуг, /под ред. Сульповара Л.Б.- М.: ГАСБУ, 1994
  88. Проблемы планирования и управления./под ред. Голубкова Е. П. иЖандарова A.M.-М.: «Экономика», 1987
  89. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование напредприятиях. — М.: «Международные отношения», 1993 н
  90. М.Л., Якутии Ю. В. Организация менеджмента.- М.: АКДИ «Э иЖ», 1994
  91. Роберт В. Джозлин, Д. Кейт Хамфриз. Банковский маркетинг. Пер. Сангл. М.:"Церих-ПЭЛ", 1995
  92. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации.М.:1995
  93. Самостоятельность и управление производственным портфелемпред приятия./под ред. Градова А.П.- М.: «Экономика», 1990
  94. П. Экономика /пер.с англ.- М.: НПО «Алгол», 1992.
  95. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сборник научных трудов № 4 / под ред. Платоновой Н. А., Колгушкиной А.В.М.: 1998
  96. М.А. Система маркетинга: социально-экономический анализ, компьютеризация.- М.: МГУ, 1992
  97. Дж.Ф. Управление финансами в коммерческих банках.- М.:1994
  98. И.А. Сиротина. Кредит по залог. Техника* получения. М.:*. • • «Стрикс"Д995
  99. А. Исследование о природе и причинах богатства народов //сб.г -л
  100. Совершенствование управления сферой услуг. Выпуски 1,2.- М.:ЦБНТИ, 1990, 1991
  101. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях /подред. Козловой И. В. и Платоновой Н. А., N1, N2.- М.: ГАСБУ, 1995, 1996.
  102. Статистика рынка товаров и услуг /под ред. И. К. Белявского.- М.:"Финансы и статистика», 1995 ч
  103. А.Р., Тумин И. В. Стратегическое планирование в США.- М.:"Наука", 1990
  104. Е.С. Финансы маркетинга. — М.: «Перспектива», 1994
  105. Стратегия развития российской экономики и программапервоочередных шагов. М.: Институт экономики РАН, 1996
  106. СНиП 2.07.01.-89. Градостроительство. Планировка и застройкагородских и сельских поселений /Госстрой СССР- М.:ЦИТП Госстроя СССР, 1989 i
  107. Социально-экономическое развитие территорий в новыхэкономических условиях. М.: Экономика, 1989 •
  108. Справочник по маркетингу. / Под ред. Уткина Э. — М.: ЭКМОС, 1998.
  109. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. — М.:МТИ, 1992 W
  110. Сфера бытового обслуживания в США //Совершенствованиеуправления сферой услуг, современные формы предприятий. Реферативный обзор. N2, 1991
  111. Сфера бытового обслуживания в США //Научно-техническиеч достижения и передовой опыт в области БОН. Информационный • сборник, N6, 1990
  112. О. //"Наука и жизнь", — 1965, N4.
  113. Аргументы и факты, N22, 1994, июль.
  114. А. Развитие системы платных услуг. «Плановое хозяйство"-№ 11 991,
  115. В. Виды юридических лиц //Экономика и жизнь N7. 1995
  116. Г. Виттек Предложение товаров как фактор спроса.//Рынок, N4, 1987
  117. И. Как живется бабушкам и дедушкам //Аргументы и Факты, N2,1994
  118. Грозит ли российскому рублю девальвация.// Аргументы и факты, № 6,февраль, 1998
  119. Государственная программа приватизации: внутренниепротиворечия.// «Экономика и жизнь"-1994 г., № 10
  120. А., Эрматова Н. Направление финансовой поддержки малого исреднего бизнеса.// «Российский экономический журнал"-1994 г., № 1
  121. Л., Усоскин В., Шейман Сфера услуг СШАпротиворечивые тенденции развития.// «Мировая экономика и международные отношения 1989 г., № 2
  122. Зарецкая Предпринимательские зоны и занятость: опыт местныхвластей США.// «Экономика и жизнь"-1994 г., № 8 •
  123. Как зарегистрировать фирму? // '-Коммерсант», № 21 от 30 мая 1993л к
  124. Контракты международной (внешнеторговой) купли-продажи.//h * Т
  125. З.В. Наемные работники частного сектора // Общество иэкономика, N1, 1994 162
  126. Лошкин P. Об опыте сбалансирования потребительского спросач f
  127. М. Анализ дифференциации доходов населения//Экономистам!, 1995
  128. Ю. Обыкновенный маркетинг //Экономические науки. — 1991, N3,c.31
  129. Страховой полис — как элемент безопасного производства.//+ 420. «Коммерсант-дели» от 16 июля 1995
  130. Я.М. Частный сектор: предприниматели и проблемыхозяйствования//ЭКО, Н1, 1994
  131. Е. Гражданский кодекс о коммерческих организациях//Экономика и жизнь, N 4, 1994
  132. Состояние и перспективы потребительского рынка //"Экономист», N1, 1993
  133. Ставка больше чем жизнь.// Московский комсомолец, 20 мая, 1998
  134. В.Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг.Развитие общественного и частного предпринимательства.// «Московский рабочий», 1991, 185 с.
  135. Управление эффективностью услуг. Развитие общественного ичастного предпринимательства.// Московский рабочий, 1991 •
  136. Участники предпринимательской деятельности в РФ //Экономика ижизнь, N7, 1995
Заполнить форму текущей работой