Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известные трудности как у теоретиков, так и у практиков вызывает термин «вовлечение в совершение преступлений». Ни УК РФ, ни действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» не разъясняют, что именно следует понимать под вовлечением в преступную деятельность. Это вносит разногласия в деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
    • 1. 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений
    • 1. 2. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия
    • 1. 3. Профилактическая деятельность следователя и дознавателя по делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность
  • Глава 2. Особенности возбуждения и расследования уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
    • 2. 1. Возбуждение уголовных дел по ст. 150,151 УК РФ
    • 2. 2. Особенности расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 150,151 УК РФ
  • Глава 3. Тактика некоторых следственных действий по делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
    • 3. 1. Тактика допроса несовершеннолетнего
    • 3. 2. Тактика очной ставки с участием несовершеннолетнего

Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последнее время в средствах массовой информации широко освещается проблема преступности и противоправного поведения несовершеннолетних. Тревога общества за судьбу детей понятна, так как антисоциальный характер поступков, поведения несовершеннолетнего опасен не только его конкретным сиюминутным результатом, но и тем, что формирует сознание и мировоззрение, создает ценностные установки и жизненные ориентации, привычки и навыки подстать этим поступкам и поведению. Кроме того, несовершеннолетние преступники — это резерв «взрослой» преступности. Зачастую преступному поведению несовершеннолетних предшествует правонарушающее поведение.

Одним из направлений борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних являются выявление и привлечение к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. Негативное влияние взрослых преступников не только способствует совершению преступлений подростками, но и нередко придает им более организованный и дерзкий характер. Законодатель обращает внимание на данный отрицательный фактор и указывает на необходимость его установления при расследовании уголовных дел в отношении подростков (п. Зч. 1 ст. 421 УПК РФ).

В уголовном законодательстве предусмотрены такие составы преступления, как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений (ст. 150 УК РФ) и антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ), причем преступления, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 150 и ч. 3 ст. 151 УК РФ, отнесены к категории тяжких.

Предупреждению вовлечения детей в организованную преступную деятельность в современный период уделяется особое внимание на международном уровне. Эр-Риядские руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) обязали правительства принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего использование детей как орудие в преступной деятельности. Данная проблема стала предметом специального обсуждения на IX Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1995 г.).

Изучение практики деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение и пресечение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, позволяет выявить целый ряд недостатков.

Преступления, предусмотренные ст. 150 УК РФ, традиционно рассматриваются следователями и дознавателями как «дополнительные» к основным составам (хищениям, угонам и пр.), по которым возбуждаются уголовные дела. По ст. 150, 151 УК РФ уголовные дела возбуждаются крайне редко. Безусловно, процесс доказывания вины взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, достаточно сложен. Это обусловлено многими причинами: на момент начала расследования преступления, совершенного совместно взрослым и несовершеннолетним, следователь, как правило, не располагает объективными данными, подтверждающими совершение преступления, предусмотренного ст. 150, 151 УК РФ, и добывает эти доказательства уже в процессе производства следственных действий по уголовному делучасто обвинение строится только на показаниях самого обвиняемого и подростка, не подкрепленных другими доказательствами, а изменение их в суде приводит к оправданию взрослых по ст. 150, 151 УК РФ. Подросток может отказаться от своих изобличающих показаний под давлением взрослого лицаналичие психического воздействия на несовершеннолетнего со стороны взрослого требует детального анализа их отношений, механизма их сговора на совершение преступленияследователи недооценивают момент оперативности в расследовании. Доказывание вины взрослых обвиняемых в совершении рассматриваемого преступления зачастую откладывается на завершающий этап расследования, что влечет за собой утрату доказательствв ходе следствия необходимо учитывать возможность самооговора, так как подросток, вовлеченный в совершение преступления, может взять на себя чужую вину и демонстрировать себя как инициатора преступления. Такое поведение связано с особенностями психологии несовершеннолетних, и чем ниже их возраст и интеллектуальное развитие, тем больше это проявляетсяследователи и дознаватели не уделяют внимания установлению всех обстоятельств вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, доказыванию того, что взрослое лицо заведомо знало о несовершеннолетнем возрасте соучастника.

Перечисленными и другими причинами объясняется то, что в г. Москве количество уголовных дел, по которым взрослым лицам предъявляется обвинение в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, не увеличивается. В 1999 г. следственными подразделениями ГСУ при ГУВД г. Москвы предъявлено только 242 обвинения взрослым лицам по ст. 150 УК РФ, в то же время несовершеннолетними в группе со взрослыми совершено 821 преступлениев 2000 г. — 210 обвинений (в группе совершено 767 преступлений) — в 2002 г. — 224 (661 преступление) — в 2003 г. — 215 (703 преступления). Существенное расхождение между количеством преступлений, совершенных несовершеннолетними в соучастии со взрослыми, и количеством взрослых лиц, которым предъявлено обвинение по ст. 150 УК РФ, указывает на недостатки методики раскрытия и расследования рассматриваемой категории дел. Об этом же свидетельствует значительное число оправдательных приговоров: в 1999 — 2003 гг. в 95% случаев подсудимые в части обвинения по ст. 150 УК РФ были оправданы.

Всего на территории Российской Федерации в 2003 г. зарегистрировано 9589 уголовных дел по ст. 150 УК РФ, из них окончено расследованием 9444 уголовных дела.

Количество уголовных дел, возбужденных по ст. 151 УК РФ, также не соответствует реальному количеству совершенных преступлений этого вида: в 1999 г. следственными подразделениями ГСУ при ГУВД г. Москвы по ст. 151 УК РФ возбуждено 24 уголовных делав 2000 г. — 34- в 2001 — 29- в 2002 г. — 23- в 2003 г. — всего 18. При этом уголовные дела по ст. 151 УК РФ возбуждаются в основном по фактам вовлечения несовершеннолетних в занятие попрошайничеством. В 2003 г. по фактам вовлечения в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ не возбуждено ни одного уголовного дела, в 1999 — 2002 гг. по фактам вовлечения несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков возбуждено по одному уголовному делу.

Всего на территории Российской Федерации зарегистрировано 390 уголовных дел по ст. 151 УК РФ, из них окончено расследованием 327 уголовных дел.

Учитывая вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что практика возбуждения и расследования уголовных дел по ст. 150 и 151 УК РФ в течение ряда лет находится на низком уровне и требует совершенствования.

Проблемы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, расследования уголовных дел данной категории исследовались учеными-криминологами, криминалистами, специалистами в области уголовного права: С. Ш. Ахмедовой, В. Б. Боровиковым, М. И. Блумм, Г. З. Брускиным, Н. И. Загородниковым, JI.JI. Каневским,.

A.В. Кладковым, JI.JI. Кругликовым, Г. М. Миньковским, П.Я. Мшвениерад-зе, А. В. Наумовым, В. В. Николюком, С. И. Никулиным, А. П. Перминовой,.

B.C. Савельевой, М. А. Селезневым, Н. М. Сидориным, А. В. Ткаченко, Н. И. Трофимовым, Е. А. Харшак, Е. А. Худяковым, С. П. Щербой, М. А. Яковлевым, Н. Г. Яковлевой.

Вместе с тем проблемы расследования данного вида преступлений требуют переосмысления и дальнейшей разработки. Следует учесть значительные изменения в характере подростковой преступности, гуманизацию уголовного закона в отношении несовершеннолетних, а также трудности, связанные со вступлением в силу УПК РФ. Указанные факторы требуют дальнейшего изучения проблем расследования рассматриваемой категории преступлений. Все это обусловливает актуальность диссертационного исследования.

Объект исследования — деятельность органов предварительного расследования системы МВД России по возбуждению и расследованию уголовных дел по фактам вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Предмет исследования — следственная и судебная практика по уголовным делам указанной категории, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативные документы, труды ведущих ученых в области уголовного процесса, уголовного права, криминалистики, криминологии.

Цель исследования — совершенствование уголовно-процессуального, уголовного законодательства и практики его применения органами предварительного расследования системы МВД России по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и иную антиобщественную деятельность.

Задачи, стоящие перед исследованием, следующие: на основании изучения законодательной базы, а также уголовных дел, находящихся в производстве органов предварительного расследования системы МВД России, выявить особенности возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действийопределить оптимальную методику расследования уголовных дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действийразработать рекомендации по тактике проведения отдельных следственных действий по рассматриваемой категории делвыдвинуть предложения по совершенствованию процессуального законодательства в части производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетнихпроанализировать уголовно-правовую характеристику вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, выявить проблемы квалификации указанных деяний и обосновать предложения по законодательному и прикладному решению этих проблемпредложить способы активизации профилактической деятельности следователей и дознавателей, направленной на предотвращение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования послужили положения материалистической диалектики, философские знания, определяющие основные требования к научным теориям. Специальную методологию составили приемы и способы научных исследований, применяемые в таких отраслях знания, как уголовный процесс, криминалистика, уголовное право, криминология. Использованы все доступные современной юридической науке методы научного исследования: системный, сравнительно-правовой, статистический, логико-юридический, социологический.

Научная и теоретическая база исследования. Сделанные выводы и предложения базируются на положениях Конституции Российской Федерации, международных документах, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ведомственных нормативных актах. Использовано уголовное и уголовно-процессуальное законодательство прежних лет.

При формулировании теоретических положений диссертантом учтены труды ученых-процессуалистов, криминалистов, криминологов, специалистов в области уголовного права. Всего использовано около 120 литературных источников.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы уголовных дел по ст. 150, 151 УК РФ. В ходе исследования автором было изучено 130 уголовных дел, где взрослым лицам предъявлено обвинение по ст. 150 и 151 УК РФ. Данные уголовные дела расследовались следственным аппаратом и органами дознания ГУВД г. Москвы. Материалы уголовных дел изучались в архивах следственных подразделений и судов г. Москвыматериалы служебных проверок, проводимых контрольно-методическим управлением ГСУ при ГУВД г. Москвы, по фактам нарушения УК и УПК РФ при расследовании уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действийрезультаты опроса 160 следователей и дознавателей.

Использован также собственный опыт работы следователем в СУ при УВД Юго-Восточного округа г. Москвы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором впервые осуществлено комплексное монографическое исследование уголовно-процессуальных, криминалистических, уголовно-правовых и криминологических проблем расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Сформулировано уголовно-правовое определение понятия вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и в совершение антиобщественных действийустановлены возрастные критерии потерпевшего по рассматриваемой категории преступлений. Проанализирована криминалистическая характеристика указанных преступлений, особое внимание уделено способам вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Проведено углубленное научное исследование процессуальных особенностей возбуждения, выделения в отдельное производство и расследования уголовных дел по ст. 150, 151 УК РФ, в результате, в частности, обосновано, что несовершеннолетний по таким делам имеет процессуальный статус потерпевшего, который несовместим с процессуальным статусом обвиняемого в совершении преступления, в которое состоялось вовлечение.

С теоретических и прикладных позиций разработана криминалистическая методика расследования уголовных дел рассматриваемой категории и исследованы особенности формирования доказательственной базы. Предложена оптимальная тактика допроса и очной ставки с участием несовершеннолетнего. Указано на активную роль следователя (дознавателя) в профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Проведенное комплексное научное исследование позволило автору сформулировать также составляющие научную новизну предложения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального и уголовного законодательства.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Автором сформулировано следующее уголовно-правовое определение понятия вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления: «Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления понимаются действия, направленные на подготовку несовершеннолетнего к участию в преступлении, подстрекательство его к совершению преступления либо привлечение его к совершению преступления в качестве соисполнителя или пособника». Полагаем, что ст. 150 УК РФ должна быть дополнена примечанием, содержащим указанное положение.

2. Необходимо законодательно определить в ст. 150 УК РФ минимальный возраст потерпевшего, связав его с возрастом, с которого наступает уголовная ответственность за преступление, в которое несовершеннолетний был вовлечен. Вовлечение в совершение общественно опасного деяния малолетнего не может квалифицироваться по ст. 150 УК РФ, но позволяет рассматривать действия взрослого лица как действия исполнителя независимо от того, участвовал ли он непосредственно в выполнении объективной стороны преступления (посредственное причинение, ч. 2 ст. 33 УК РФ). Кроме того, привлечение к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, относится к обстоятельствам, отягчающим наказание (п. д ч. 1 ст. 63 УК РФ).

3. Предлагается уточнить в ст. 151 УК РФ понятие систематического употребления спиртных напитков и одурманивающих веществ, уточнив, что к таковому относятся более двух случаев в течение года.

4. Обосновано предложение об обязательном выделении уголовного дела по обвинению взрослого лица в преступлении, предусмотренном ст. 150 УК РФ, в отдельное производство. Преступления, предусмотренные ст. 150 УК РФ, выявляются, как правило, при расследовании преступлений, которые совершены несовершеннолетними в соучастии со взрослыми лицами. Несовершеннолетний по уголовному делу о вовлечении его в совершение преступления приобретает процессуальный статус потерпевшего, а тот, кто вовлек его в совершение преступления и выступил его соучастником — статус обвиняемого. Такое соотношение делает недопустимым расследование в рамках одного уголовного дела преступления, в связи с которым возбуждено уголовное дело, и вовлечения несовершеннолетнего в его совершение.

Предлагается дополнить ст. 154 УПК РФ «Выделение уголовных дел» следующим положением: «Дознаватель, следователь или прокурор должен выделить из уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в отношении взрослого лица в случаях вовлечения им несовершеннолетнего в совершение преступления. Одновременно в постановлении о выделении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела».

5. При формировании доказательственной базы по рассматриваемой категории дел определяющее значение имеют: полученные с соблюдением всех процессуальных правил, с участием защитника, законного представителя, педагога показания несовершеннолетнего потерпевшего, изобличающие взрослого соучастника, вовлекшего его в совершение преступлениявыявление как можно более широкого круга свидетелей, осведомленных об обстоятельствах и продолжительности знакомства, характере взаимоотношений подростка и взрослогоназначение и производство психолого-педагогической экспертизы, которая могла бы определить склонность подростка подпадать под чужое влияниеназначение и производство судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетнего потерпевшего в случае применения насильственных методов вовлечения.

6. Предложения по совершенствованию тактики допроса несовершеннолетнего потерпевшего. Тактика допроса в основном и заключается в избрании и умелом использовании тактико-психологических приемов с целью получения от несовершеннолетнего исчерпывающих показаний обо всем, что известно по делу.

Присутствие педагога очень важно при допросе несовершеннолетнего. Задачи педагога — обеспечение психологического контакта между подростком и следователем, адаптация несовершеннолетнего к обстановке допроса. Педагог должен присутствовать и в том случае, когда подростку уже исполнилось 16 лет. Эти же задачи выполняет в ходе допроса и законный представитель подростка, поэтому его присутствие также необходимо, за исключением случаев, когда несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий вовлекли родители.

7. Предложения по совершенствованию тактики очной ставки между несовершеннолетним потерпевшим и взрослым обвиняемым. По делам указанной категории при производстве очной ставки с участием взрослого лица первым допрашивается подросток, какую бы позицию он ни занимал, для того, чтобы избежать внушения со стороны взрослого лица. Если нет уверенноста в том, что несовершеннолетний подтвердит свои показания в присутствии взрослого соучастника, то от проведения очной ставки лучше отказаться.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость состоит в том, что результаты диссертационного исследования расширяют и развивают научные познания в сфере уголовно-процессуального права в части возбуждения и выделения уголовных дел, а также в части доказывания. Ряд положений диссертации направлен на совершенствование научных знаний, относящихся к Особенной части уголовного права. Существенный вклад вносится в развитие науки криминалистики в части криминалистической характеристики преступлений, методики расследования и тактики следственных действий.

Научные выводы и положения диссертации могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, подготовке ведомственных нормативных актов и методических рекомендаций по расследованию уголовных дел указанной категории.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные диссертантом методики расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий внедрены в деятельность органов предварительного расследования системы МВД России, в учебный процесс высших юридических учебных заведений, что подтверждается соответствующими актами о внедрении.

Апробация результатов исследования. Сформулированные автором предложения по особенностям возбуждения и расследования уголовных дел по ст. 150, 151 УК РФ применены в практической деятельности органов предварительного следствия СУ при УВД ЮВАО г. Москвы. При участии автора контрольно-методическим отделом СУ при УВД ЮВАО г. Москвы разработаны методические рекомендации по расследованию уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий и внедрены в практическую деятельность органов предварительного расследования системы МВД России. Получены положительные отзывы практических работников органов прокуратуры и аппарата суда.

Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке аналитического обзора практики выявления и пресечения преступлений с участием несовершеннолетних, привлечения к уголовной ответственности подстрекателей и организаторов в соответствии со ст. 150, 151 УК РФ. Указанный документ был подготовлен во ВНИИ МВД России в декабре 2002 г. в соответствии с решением коллегии МВД России от 02 апреля 2002 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направлен в ГУУР МВД России и разослан в практические органы. Некоторые положения диссертации обсуждены на межвузовских научно-практических конференциях: «Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России» и «Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний», проходивших в Российском новом университете (РосНОУ) в 2001 и 2004 гг.

Материалы диссертационного исследования используются при изучении курсов уголовно-процессуального права, криминалистики, а также спецкурса доказательственного права на юридическом факультете РосНОУ.

По теме исследования опубликовано четыре научные статьи.

Структура диссертации: введение, три главы, включающие семь параграфов, заключение, список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Известные трудности как у теоретиков, так и у практиков вызывает термин «вовлечение в совершение преступлений». Ни УК РФ, ни действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» не разъясняют, что именно следует понимать под вовлечением в преступную деятельность. Это вносит разногласия в деятельность правоохранительных органов и приводит к тому, что не всегда взрослые лица, вовлекшие несовершеннолетних в преступную деятельность, привлекаются к уголовной ответственности. Поэтому, чтобы исключить различия в толковании термина «вовлечение» предлагаем внести изменения в действующий УК РФ и дополнить ст. 150 УК РФ примечанием, в котором указать, что под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления понимаются действия, направленные на подготовку несовершеннолетнего к участию в преступлении, подстрекательство его к совершению преступления либо привлечение его к совершению преступления в качестве соисполнителя или пособника.

2. При расследовании уголовных по фактам вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений подросток будет признаваться потерпевшим. Законодатель не установил минимальный и максимальный возраст потерпевшего по таким преступлениям. Малолетний ребенок, не обладающий признаками субъекта преступления, его совершить не может, а, значит, его нельзя и вовлечь в совершение преступления. В связи с изложенным, мы предлагаем законодательно определить в ст. 150 УК РФ минимальный возраст потерпевшего, связав его с возрастом, с которого наступает уголовная ответственность за преступление, в которое несовершеннолетний был вовлечен.

3. При расследовании уголовных дел по ст.ст. 150, 151 УК РФ следует устанавливать, сознавал ли взрослый или допускал, что своими действиями он вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий. При этом мы предлагаем исходить из того, что уголовная ответственность наступает как при условии осведомленности взрослого о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела он мог и должен был предвидеть это. Здесь должны тщательно учитываться не только показания самого обвиняемого, но и тщательно проверяться их соответствие всем конкретным обстоятельствам дела. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления и антиобщественных действий, он не может привлекаться к ответственности по ст.ст. 150,151 УК РФ.

4. Законодатель не раскрывает понятие «систематичность», когда употребляет этот термин в ч. 1 ст. 151 УК РФ. Мы предлагаем составом преступления по данной статье считать наличие как минимум трех случаев вовлечения подростка в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, которые произошли в течение года. Формулировка ст. 151 УК РФ также не позволяет сделать вывод о том, относится ли признак систематичности ко всем, перечисленным в статье действиям, или только к употреблению спиртных напитков и одурманивающих веществ. В данной статье это необходимо уточнить. Мы предполагаем признак систематичности относить только к употреблению спиртных напитков и одурманивающих веществ.

5. Как правило, ст. 150 УК РФ вменяется в вину взрослым обвиняемым лишь в дополнение к ранее совершенным основным преступлениям. Однако по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений такие действия нельзя признать правильными, поскольку несовершеннолетний по уголовному делу о вовлечении его в совершение преступления приобретает процессуальный статус потерпевшего, а тот, кто вовлек его в совершение преступления и выступил его соучастником — статус обвиняемого. Несовершеннолетний в рамках одного уголовного дела будет обладать статусом обвиняемого, и потерпевшего. Это и обусловливает необходимость выделения уголовных дел по ст. 150 УК РФ в отдельное производство. Для указанной категории уголовных дел мы предлагаем внести следующее дополнение в ст. 154 УПК РФ: «Дознаватель, следователь или прокурор должен выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении взрослого лица в случаях вовлечения им несовершеннолетнего в совершение преступления. Одновременно в постановлении о выделении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела».

6. По делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий основным источником доказательств будут показания потерпевшего, то есть несовершеннолетнего, которого вовлекли в противоправные действия. Такой допрос лучше всего произвести на первоначальном этапе расследования, в первые три дня после возбуждения уголовного дела. Мы предлагаем сначала признать подростка потерпевшим, а уже потом осуществлять его допрос.

Для доказывания преступных действий взрослого в отношении несовершеннолетнего необходимо, насколько возможно, расширить круг свидетелей, которые могли бы дать показания об обстоятельствах и продолжительности знакомства, характере взаимоотношений подростка и взрослого. Такими свидетелями могут стать друзья и знакомые несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы, его близкие родственники, воспитатели, преподаватели учебных заведений.

Кроме того, при формировании доказательственной базы важное значение имеют назначение и производство психолого-педагогической экспертизы, которая могла бы определить склонность подростка подпадать под чужое влияниеназначение и производство судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетнего потерпевшего в случае применения насильственных методов вовлечения.

7. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего очень важен. С тактической точки зрения допрос может быть разделен на следующие стадии: подготовительную (вступительную), свободный рассказ допрашиваемого и его ответы на вопросы следователя. Тактика допроса в основном и заключается в избрании и умелом использовании тактико-психологических приемов с целью получения от несовершеннолетнего исчерпывающих показаний обо всем, что известно по делу. Мы не рекомендовали бы исключать из допроса какую-либо стадию.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего необходимо тщательно подготовиться, чтобы в будущем избежать повторных допросов, так как показания в данном случае приобретают форму заученности. Подготовка к допросу включает в себя собирание достаточно полной информации о психических и физических качествах несовершеннолетнего, об условиях жизни, быта и воспитания.

8. Мы считаем, что присутствие педагога важно при допросе несовершеннолетнего. Одна из основных задач педагога — обеспечение психологического контакта между ребенком и следователем. Кроме того, в ч. 1 ст. 191 УПК РФ указано, что допрос несовершеннолетнего потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога. Также при допросе несовершеннолетнего потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель. В качестве законных представителей чаще всего выступают родители или близкие родственники несовершеннолетнего.

Мы считаем, что педагог должен присутствовать и в том случае, когда подростку уже исполнилось 16 лет. Эти же задачи может выполнять в ходе допроса и законный представитель подростка, поэтому его присутствие также необходимо, за исключением случаев, когда несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий вовлекли родители.

9. В случаях, когда в показаниях несовершеннолетнего потерпевшего и взрослого обвиняемого имеются существенные противоречия, следователь (дознаватель) на основании ч. 1 ст. 192 УПК РФ вправе провести очную ставку. По делам указанной категории при производстве очной ставки с участием взрослого лица первым допрашивается подросток, какую бы позицию он ни занимал, для того, чтобы избежать внушения со стороны взрослого лица. Если нет уверенности в том, что несовершеннолетний подтвердит свои показания в присутствии взрослого соучастника, то от проведения очной ставки лучше отказаться.

Таким образом, проведенное диссертационное исследование может сыграть существенную роль в совершенствовании уголовно-процессуального, уголовного законодательства и практики его применения органами предварительного расследования системы МВД России по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и иную антиобщественную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека, 1948.
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989.
  3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979.
  4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985.
  5. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде), 1990.
  6. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА, 2001.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 2001.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Экзамен», 2004.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: «Экзамен», 2004.
  10. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99 г.
  11. Указ Президента № 1815 от 02.11.93 г. «О мерах по предотвращению бродяжничества и попрошайничества».
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания"// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 8.
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
  14. Приказ МВД РФ № 186−93г., предусматривающий взаимодействие служб ГУВД г. Москвы при раскрытии и расследовании преступлений несовершеннолетних, а так же закрепление следователей и сотрудников УР, специализирующихся по линии несовершеннолетних
  15. Приказ МВД РФ № 432−98г., в соответствии с которым на службы МОБ и СКМ ГУВД г. Москвы возложена обязанность по выявлению и изобличению взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
  16. Приказ МВД РФ № 490−98г., в соответствии с которым на вышеуказанные службы возложена обязанность по выявлению притонов употребления наркотических и иных одурманивающих веществ.
  17. Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД г. Москвы № 569 от 26.05.2000 г.
  18. Решение коллегии ГУВД г. Москвы «О состоянии и мерах по совершенствованию деятельности ОВД г. Москвы по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений несовершеннолетних» от 1.07.98г.
  19. КНИГИ, МОНОГРАФИИ, ПОСОБИЯ
  20. Т.В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов/ Под ред. Белкина Р. С. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.
  21. JI.H. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.
  22. JI.E. Тактика и этика судебного допроса. М., 1969.
  23. А. Особенности детского возраста. М., 1953.
  24. Р.С. Курс советской криминалистики. Т. 3. М., 1979.
  25. Р.С. Очерки криминалистической тактики. Волгоград, 1993.
  26. А.В. Процессуальное закрепление доказательств при расследовании преступлений. М., 2001.
  27. Л.И. Несовершеннолетний в ВК: международные стандарты. М.: Институт прав человека, 1998.
  28. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  29. В.Б. Преступления против семьи и несовершеннолетних: лекция. М.: МУ ГУК МВД России, 1998.
  30. А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. М., 1978.
  31. В.Л. Юридическая психология: учебник. М., 1991.
  32. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.
  33. В., Брусиловский А. Психология и психопатология свидетельских показаний малолетних и несовершеннолетних. Киев, 1929.
  34. Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.
  35. А.В. Судебная психология. М., 1973.
  36. А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних. Волгоград, 1979.
  37. Г. А. Руководство по тактике допроса. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001.
  38. К.Е. Семья, дети, школа. М., 1989.
  39. Идеи и творческое наследие А. С. Макаренко в борьбе с преступностью/ Под ред. Баева О. Я., Корецкого Н. И. М., 1989.
  40. Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.
  41. Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1978.
  42. Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982.
  43. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
  44. Китаев-Смык Л .А. Психология стресса. М., 1983.
  45. Комментарий к Уголовному кодексу РФ/ Отв. ред. Наумов А. В. М.:Юристь, 1997.
  46. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ/ Под ред. Никулина С. И. М., 2000.
  47. М.М., Осипова Р. Н. Психология допроса малолетних свидетелей. М., 1984.
  48. Криминалистика: учебник/ Под ред. Филиппова А. Г., Волынского А. Ф. М., 1998.
  49. Криминология: учебник. М., 1979.
  50. Криминология: учебник/ Под общ. ред. Долговой А. И. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  51. Курс уголовного права. Особенная часть: учебник/ Под ред. Борзенкова Г. Н., Комисарова B.C. М.:Зерцало, 2002. Т.4.
  52. И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.
  53. Л.И. Право и подросток: социальный, психолого-педагогический аспекты (методическое пособие). М., 1996.
  54. Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000.
  55. А.Б., Радачинский С. Н. Уголовное право. Общ. и Особ. Части. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2002.
  56. Г. М., Магомедов А. А., Ревин В. П. Уголовное право России. Общ. и особ, части. М.: «Брандес» и «Альянс», 1998.
  57. Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев, 1987.
  58. А.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений и криминалистические ситуации: Учебное пособие. Хабаровск, 1985.
  59. Педагог на допросе/ Под ред. Бабушкина А. В. М.: Издательство «Сам себе адвокат», 1999.
  60. В.П., Таран Л. Н. Возраст тревог (заметки врачей психоневрологов). М., 1973.
  61. Г. М. Беседа как средство профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. М., 1982.
  62. Н.И. Допрос в советском уголовном процессе. М., 1993.
  63. Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск, 1972.
  64. А.В. Преступления против семьи и несовершеннолетних (уголовно-правовой аспект): учебное пособие. М.: ЮИ МВД России, 2002.
  65. Представления по делам несовершеннолетних: Методические рекомендации/ Химичева Г. П., Петрунев В. П., Щекин Г. И., Липец А. Я., Коханов В. А. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988.
  66. Производство дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних/ Булатов Б. Б., Галимов О. Х., Гирько С. И., Калугин А. Г., Майорова Е. И., Николюк В. В., Цоколова О. И., Эстерлейн Ж. В.: Учебно-практическое пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2003.
  67. А.Р. Судебная психология для следователей. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001.
  68. Руководство для следователей/ Под ред. Селиванова, Снет-кова В.А. М.: Инфра-М, 1997.
  69. А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательсткая группа НОРМА ИНФРА-М), 2002.
  70. Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы). Казань, 1990.
  71. Н.А. Советская криминалистика: система понятий. М., 1982.
  72. Н.К., Щедрина А. К. Правовые формы общественного воспитания несовершеннолетних. М., 1980.
  73. В.И. Свидетель в советском уголовном процессе. М., 1973.
  74. А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974.
  75. К.К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних. Ростов-на-Дону, 1991.
  76. Справочник следователя. Вып. 1. М., 1990.
  77. B.C. Расследование преступлений несовершеннолетних. М., 1950.
  78. С.А. Преступное поведение. М., 1974.
  79. Н. Уголовно-правовая охрана духовного и физического развития несовершеннолетнего. Иркутск. 1973.
  80. Уголовная ответственность несовершеннолетних: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Кашепов В. П. М.: Юрид. лит., 1999.
  81. Уголовное право. Особенная часть: Учебник/ Под ред. Ветрова Н. И., Ляпунова Ю. И. М.: Новый юрист, 1998.
  82. Уголовное право. Особенная часть: Учебник/ Под ред. Ра-рога А.И. М.: Институт международного права и экономики. «Триада, Лтд», 1996.
  83. Уголовное право России. Особенная часть/ Под ред. Круг-ликова Л.Л. М.:БЕК, 1999.
  84. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/ Отв. ред. Здравомыслов Б. В. М., 1996.
  85. Уголовное право РФ. Особенная часть/ Под ред. Борзенко-ва Н.Н., Комисарова B.C. М., 1997.
  86. Уголовное право РФ: Особенная часть/ Под ред. Разгиль-диева Б.Т., Красикова А. Н. Саратов, 1999.
  87. Уголовный процесс: Учебник для вузов/ Под ред. Божьева В. П. 2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2000.
  88. Ц. Организация на разследването на престьпленията. София, 1976.
  89. Ц. Очна ставка на предварителното производство. София, 1970.
  90. Эффективность применения уголовного закона/ Под ред. Кузнецовой Н. Ф., Михайловской И. Б. М., 1973.
  91. И.Н. Криминалистика. М., 1925.
  92. Р.Х. Уголовный процесс/ Под ред. Галузо В. Н. М., 1998.
  93. СБОРНИКИ НАУЧНЫХ ТРУДОВ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, 1. ТЕЗИСЫ
  94. Г. А. Установка и целеобразование// Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.
  95. Р.К. Особенности расследования уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность// Информационный бюллетень СУ при МВД Республики Татарстан. Казань, 2000. № 1.
  96. В.Г. Изучение на предварительном следствии ситуации, предшествовавшей преступному поведению несовершеннолетнего// Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. М.: НИИ МВД РФ, 1995.
  97. В.Г. Мотивационная сфера личности несовершеннолетнего обвиняемого, ее изучение и воздействие на нее в процессе предварительного следствия// Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. М.: НИИ МВД РФ, 1992.
  98. М.И. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и пьянство// Вопросы эффективности уголовно-правовых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Рига. 1971.
  99. Г. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство и другое антиобщественное поведение// Социалистическая законность. № 10.
  100. И., Захарченко Н. Этика проведения следственных действий// Социалистическая законность. 1973. № 11.
  101. Вопросы борьбы с имущественными преступлениями несовершеннолетних (Материалы научно-практического семинара 26−27 июля 1969 года)/ Отв. ред. Виттенберг Г. Б. Иркутск, 1970.
  102. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сборник научных трудов/ Отв. ред. Кудрявцев В. Н. Ч. 1.М., 1970.
  103. Вопросы уголовного права и процесса. М., 1980.
  104. И.Ф. Следственные ситуации на первоначальном этапе расследования преступлений// Социалистическая законность. 1977. № 7.
  105. Н. Уголовный закон в борьбе против пьянства и алкоголизма// Социалистическая законность. 1972. № 11.
  106. Е., Сперанский К. Уточнить статью об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления// Российская юстиция. 2002. № 12.
  107. Каневский JI. JL Работа следователя по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними// Борьба с преступностью несовершеннолетних в условиях научно-технического прогресса. Свердловск, 1982.
  108. Л.Л. Судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы при расследовании дел о вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность// Сборник аспирантский работ/ Отв. за выпуск Семенов В. М. Свердловск, 1969. Вып. 8.
  109. Л.Л. Тактика очной ставки между несовершеннолетним, вовлеченным в противоправную деятельность, и взрослым подстрекателем// материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы. Свердловск, 1968.
  110. А., Суспицына Т. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и иных антиобщественных действий (ст. 150,151 УК РФ)// Уголовное право. 2002. № 3.
  111. В.К. Некоторые психологические особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии// Сборник аспирантских работ/ Отв. за выпуск Семенов В. М. Вып. 10. Свердловск, 1969.
  112. А.Н. Современные проблемы и дискуссионные вопросы фиксации показаний на предварительном следствии// Проблемы борьбы с преступностью Омск, 1978.
  113. Криминалистическая характеристика преступлений: Сборник научных трудов. М., 1984.
  114. И.П. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: Сборник научных трудов. Киев, 1986.
  115. Методические рекомендации по организации раскрытия и расследования преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Прокуратура г. Москвы и ГСУ при ГУВД г. Москвы. 2001.
  116. Г. М., Каневский Л. Л. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность важное направление профилактической работы// Советская юстиция. 1967. № 18.
  117. В.В., Гордеева Ф. Р. Методические рекомендации по организации профилактической деятельности следователя// Информационный бюллетень СУ при МВД Республики Татарстан. Казань, 2000. № 2.
  118. Особенности расследования уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность: Методические рекомендации// Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 1999. № 2.
  119. А.П. Некоторые вопросы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступление и другие антиобщественные поступки// Вопросы уголовного права, процесса и криминалистики. Пермь, 1969.
  120. Н. Проблема избыточных следственных действий// Уголовное право. 2002. № 4.
  121. Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России на рубеже нового тысячелетия: материалы научной конференции, тезисы докладов. М.: РосНОУ, 2000.
  122. А.Б. Социальная система предупреждения преступлений// Советское государство и право. 1972. № 11.
  123. Н.А. Криминалистическая характеристика преступлений и следственные ситуации в методике расследования// Социалистическая законность. 1977. № 2.
  124. К. Особенности допросов по делам несовершеннолетних// Социалистическая законность. 1968. № 4.
  125. В.Г., Образцов В. А. О криминалистической характеристике преступлений// Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 25. М., 1976.
  126. Трудные судьбы подростков. Кто виноват? М., 1991.
  127. Е.А. Роль взрослых в совместной преступной деятельности с несовершеннолетними// Советская юстиция. 1967. № 23.
  128. М., Каневский JI. Из практики борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность в Башкирской АССР// Социалистическая законность. 1968. № 4.
  129. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
  130. С.Ш. Ответственность за вовлечение малолетних и несовершеннолетних в антиобщественную деятельность: (Уголовно-правовые и криминологические проблемы). Дисс.. канд. юр. наук. Волгоград, 2001.
  131. И.В. особенности предварительного следствия о преступлениях несовершеннолетних. Дисс.. канд. юр. наук. М., 2001.
  132. С.И. Установление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, в стадии предварительного расследования. Автореф. дисс.. канд. юр. наук. М., 2001.
  133. JI.JI. Расследование и предупреждение вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. Дисс.. канд. юр. наук. М., 1968.
  134. B.C. Теория и практика очной ставки на предварительном следствии. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Свердловск, 1975.
  135. Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юр. наук. М., 2003.
  136. А.В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: (Уголовно-правовой и криминологический аспекты). Дисс.. канд. юр. наук. М., 2000.
  137. Н.М. Расследование и предупреждение преступлений о вовлечении несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. Дисс.. канд. юр. наук. Саратов, 1997.
  138. О.В. Виктимологические проблемы предупреждения преступлений против семьи и несовершеннолетних. Дисс.. канд. юр. наук. СПб, 1999.
  139. Е.А. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Дисс.. канд. юр. наук. М., 1967.
  140. ОБЗОРЫ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПРАВКИ
  141. Аналитическая справка о состоянии работы по организации раскрытия и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии по итогам работы за 1-й квартал 2002 года. ГСУ при ГУВД г. Москвы. Исх. № 38/4- КМУ
  142. Обзор о состоянии работы по выявлению и организации расследования преступлений о вовлечении несовершеннолетних в попрошайничество. СУ ГУВД г. Москвы. 1997. Исх. № 38/4−1427.
  143. Обзор прокурорско-следственной практики по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. М., 1998.1. СЛОВАРИ
  144. Большая Советская Энциклопедия. М., 1971.
  145. Словарь по уголовному праву/ Отв. ред. Наумов А. В. М.: БЕК, 1997.
Заполнить форму текущей работой