Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности течения адаптационных процессов у детей школьного возраста в зависимости от морфо-функционального состояния организма и под влиянием средовых воздействий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На протяжении последних десятилетий проблема адаптации занимает одно из центральных мест в биологии, физиологии и медицине. Расширение среды обитания, ускорение ритма жизни, усложнение элементов трудовой деятельности привело к ежедневному столкновению человека с множеством новых, непривычных для него воздействий и дало толчок к подробному изучению адаптации организма. Создание детальной… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИЯ ОБ АДАПТАЦИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ)
    • 1. Основные аспекты понятия «адаптация»
    • 2. Исторические и современные положения учения об адаптации
    • 3. Роль адаптации в течении сано- и патогенетических процессов в организме человека
      • 3. 1. Адаптивный статус как один из критериев оценки уровня здоровья
      • 3. 2. Адаптационные процессы как основа естественной профилактики заболеваний
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Организация и объем исследования
    • 2. Оценка функционального статуса организма ребенка
    • 3. Оценка адаптивного статуса организма ребенка п 4. Оценка состояния здоровья ребенка
    • 5. Статистическая обработка материала
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. Функциональные возможности организма обследованных детей
    • 2. Адаптивный статус обследованных детей
      • 2. 1. Особенности адаптации к обучению в гимназии мальчиков и девочек среднего школьного возраста
      • 2. 2. Особенности адаптации к учебной нагрузке учениц начальных классов женской гимназии и общеобразовательной школы
      • 2. 3. Особенности течения адаптационных процессов у детей с разным уровнем функциональных возможностей организма
    • 3. Результаты комплексной оценки уровня здоровья обследованных детей
    • 4. Особенности течения адаптационных процессов и функциональные возможности организма у детей с разным уровнем здоровья
    • 5. Изменения функциональных возможностей и адаптивного статуса организма девочек младшего школьного возраста под влиянием рациональной системы физического воспитания

Особенности течения адаптационных процессов у детей школьного возраста в зависимости от морфо-функционального состояния организма и под влиянием средовых воздействий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

На протяжении последних десятилетий проблема адаптации занимает одно из центральных мест в биологии, физиологии и медицине. Расширение среды обитания, ускорение ритма жизни, усложнение элементов трудовой деятельности привело к ежедневному столкновению человека с множеством новых, непривычных для него воздействий и дало толчок к подробному изучению адаптации организма [5, 89]. Создание детальной теоретической базы, посвященной вопросам адаптации, не только не ослабило интерес к данной проблеме, но, напротив, открыло широкие возможности для новых фундаментальных и прикладных разработок [168, 220, 227, 248]. Так, перспективным является изучение адаптивного статуса для оценки саногенетического потенциала организма и своевременной, доклинической диагностики формирующейся патологии [4, 5, 17, 58, 66, 75, 78, 111]. Рациональное управления процессами адаптации составляет основу естественной профилактики заболеваний [38, 77, 85, 87, 89].

Особенно важно изучение адаптационных возможностей в детском возрасте — в период наиболее напряженных морфо-функциональных перестроек и влияния на организм целого комплекса часто меняющихся условий, среди которых большое значение имеют особенности учебной деятельности и «внутришкольной среды» [48, 51, 56, 69, 128, 135, 161, 223, 243]. Доказано, что адекватная адаптация к ним в детстве определяет качество жизни в последующие периоды [36, 42, 70, 158, 175, 250].

В условиях прогрессирующего ухудшения состояния здоровья современных школьников, подтвержденного результатами Всероссийской диспансеризации 2002 г. [7, 21, 33, 37, 55, 95, 124, 135], особую актуальность приобретает мониторинг уровня здоровья, ориентированный, в первую очередь, на показатели адаптивного статуса ребенка, его реактивности и устойчивости к негативным влияниям [3, 8, 22, 36, 52, 111]. Эти показатели, на наш взгляд, должны быть ведущими и при оценке эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

Вместе с тем, большинство методов оценки адаптации организма, широко используемых в эксперименте, не приемлемы для массовых профилактических обследований ввиду их трудоемкости и инвазивности, а опубликованные в доступной литературе результаты оценки адаптивного статуса по косвенным критериям носят дискуссионный характер [11, 23, 66]. Поэтому вопросы адаптации детей к постоянно меняющимся и зачастую неоптимальным условиям среды требуют дальнейшего изучения, что будет способствовать своевременному распознаванию и предотвращению заболеваний в детском возрасте.

Цель научного исследования — изучить особенности течения адаптационных процессов у детей младшего и среднего школьного возраста в школах разного типа для выявления и коррекции ранних проявлений дисбаланса физиологических процессов в организме.

Задачи научного исследования:

1. Выработать и апробировать критерии оценки адаптивного статуса ребенка, установить их диагностическую значимость для массовых обследований в организованных детских коллективах.

2. С помощью разработанных критериев оценить особенности течения адаптационных процессов у детей в зависимости от пола, возраста, функционального состояния организма и уровня соматического здоровья в разных условиях обучения.

3. С помощью разработанных критериев оценить влияние рациональной организации физического воспитания на течение физиологических процессов в организме ребенка.

Научная новизна исследования:

Предложен новый физиологический подход к оценке адаптивного статуса ребенка, позволяющий определить стадию и «цену» адаптации с позиции прогнозирования дальнейшего течения адаптационных процессов.

Установлена информативная значимость показателей, характеризующих функциональные и адаптационные возможности организма, для оценки уровня здоровья ребенка.

Доказано, что морфо-функциональные отклонения и хронические заболевания в стадии компенсации не являются определяющими в формировании адаптационных возможностей ребенка.

Установлено, что снижение функциональных показателей и напряженность процессов адаптации чаще регистрируется у детей в учебных заведениях с повышенной гуманитарной нагрузкой, при этом у девочек чаще, чем у мальчиков.

Доказана возможность повышения саногенетического потенциала организма под влиянием рациональной системы физического воспитания.

Практическая значимость:

Предложенная программа оценки адаптивного статуса организма отличается неинвазивностью, простотой выполнения процедуры обследования, обработки и интерпретации полученных результатов и может использоваться при массовых обследованиях школьников.

Установленные закономерности течения адаптационных процессов у детей в зависимости от пола, возраста, типа учебного заведения, исходного морфо-функционального статуса организма, а также возможность нивелирования негативных последствий повышенной гуманитарной нагрузки в ходе рационального физического воспитания могут быть использованы при планировании образовательно-воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система мониторинга состояния здоровья детей, наряду с классическими критериями, характеризующими здоровье, должна включать оценку адаптивного статуса организма с определением «цены» и стадии адаптации.

2. Высокий уровень функциональных показателей не является обязательным свидетельством высокого саногенетического потенциала, поскольку может сопровождаться высокой «ценой» адаптации.

3. Адаптационные возможности организма ребенка не определяются только наличием морфо-функциональных отклонений и хронических заболеваний.

4. Адаптивный статус и функциональные возможности ребенка находятся в тесной зависимости от особенностей воспитания и обучения, в том числе, от соотношения гуманитарных и физических нагрузок в школах разного типа.

5. Рациональная организация физического воспитания позволяет повысить функциональные и адаптационные возможности ребенка, устранить дисбаланс физиологических процессов в организме.

Апробация работы:

Материалы диссертации доложены на Второй Конференции молодых ученых России с международным участием «Фундаментальные науки и прогресс клинической медицины» (Москва, 2001 г.), Всероссийской конференции с международным участием «Факторы риска, адаптация, первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний» (Иваново, 2001 г.), Третьей международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2002 г.), Пироговской студенческой научной конференции (Москва, 2003 г.), Международном Конгрессе «Формирование здоровьесберегающей среды развития, обучения, воспитания и информатизации детей, подростков и молодежи» (Москва, 2004 г.). По материалам диссертации опубликовано 17 работ.

выводы.

1. Изменение адаптивного статуса является информативным критерием дисбаланса физиологических процессов в организме, поэтому определение стадии и «цены» адаптации позволит проводить прогнозирование и мониторинг состояния здоровья школьников при массовых обследованиях.

2. Высокий уровень функциональных параметров организма не является обязательным свидетельством высокого уровня здоровья, поскольку может сопровождаться выраженным напряжением адаптационных процессов и высокой «ценой» адаптации.

3. Особенности онтогенеза, состояние физического и нервно-психического развития, а также наличие хронических заболеваний в стадии компенсации не оказывают определяющего влияния на адаптивный статус и функциональные возможности организма ребенка.

4. В условиях обучения с повышенными гуманитарными нагрузками у девочек среднего школьного возраста, по сравнению с мальчиками, достоверно чаще наблюдаются отклонения морфо-функционального состояния организма и адаптивного статуса — свидетельства необходимости особого подхода к вопросам мониторинга состояния здоровья, воспитания, обучения и профилактики заболеваний среди девочек.

5. У учениц начальных классов гимназии, по сравнению с ученицами общеобразовательной школы, достоверно чаще наблюдается неблагоприятное течение адаптационных процессов и снижение силовых качеств — свидетельство необходимости рационального физического воспитания и правильной организации образовательного процесса при повышенных гуманитарных нагрузках.

6. Рациональная система физического воспитания, разработанная с учетом возрастных, половых, функциональных и адаптационных возможностей, в образовательном учреждении с повышенной гуманитарной нагрузкой способствует коррекции дисбаланса физиологических процессов в организме и повышению устойчивости ребенка к неблагоприятному влиянию внешних факторов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При проведении углубленных профилактических осмотров школьников наиболее рационально использовать оценку функционального состояния организма в комплексе с оценкой адаптивного статуса.

2. При оценке соответствия учебной нагрузки, организации учебного процесса, программы физического воспитания возможностям детского организма следует ориентироваться не только на принадлежность ребенка к той или иной группе здоровья, а на особенности исходного адаптивного статуса в сочетании с функциональными возможностями организма.

3. Для предотвращения негативного влияния интенсивных форм обучения на состояние здоровья детей необходимо внедрение в практику учебных заведений специально разработанных программ физического воспитания как основы повышения естественной резистентности организма. Планирование профилактических мероприятий и контроль за их эффективностью должны проводиться с учетом адаптационных возможностей организма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Геометрия адаптивного изменения биосистем //Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 3. — С. 148−158.
  2. А.В., Усанова Е. П., Маткивский Р. А. и др. Уровень адаптированности системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников детей при различной загрязненности атмосферного воздуха //Гигиена и санитария.- 1993.-№ 2. -С. 40−43.
  3. А.В. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей (клинико-экспериментальное исследование). М.: Медицина, 1996. — 132 с.
  4. А.В., Маткивский Р. А., Разживина Г. Н., Усанова Е. П. Адаптированность детского организма как эталон «величины» его здоровья //Педиатрия. 1996. — № 3. — С. 102−103.
  5. Н.А. Эколого-физиологические проблемы адаптации. М., 1988.- С. 3−7.
  6. М.Г., Гуляева Н. В. Роль свободно-радикального окисления липидов в механизмах адаптации //Вестник АМН СССР. 1988. — № 11. — С. 49−55.
  7. О.И., Волкова С. О., Ефимова Н. В. и др. Здоровье населения города Москвы //Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С. 44−46.
  8. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников //Вестник РАМН. 1993. — № 5. — С. 19−24.
  9. Н.А., Ямпольская Ю. А. О необходимости особого контроля за здоровьем и физическим развитием девочек-школьниц //Школа здоровья. -1995.-Т. 2.-№ 4.-С. 44−53.
  10. Ю.Анохин П. К. Очерки физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
  11. П.Антонова JI.T., Сердюковская Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях //Гигиена и санитария1995.-№ 6. -С. 22−38.
  12. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся //Гигиена и санитария 1997. — № 1. — С. 24−26.
  13. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992.-123 с.
  14. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза). — М.: Наука, 1982.-270 с.
  15. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
  16. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 295 с.
  17. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 223 с.
  18. Р. М. Оценка и классификация уровня здоровья с точки зрения теории адаптации //Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. — С. 73−78.
  19. А.Ф., Багинская Н. В., Колпаков М. Г., Матвеев П. В. Сезонные изменения циркадных ритмов кортикостероидов и электролитов в слюне у человека //Физиологический журнал СССР. 1974. — Т.60. — № 2. — С. 277 281.
  20. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения //Российский педиатрический журнал. — 1998.-№ 1.-С. 5−9.
  21. А.А. Проблема роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы //Российский педиатрический журнал. -1999.-№ 2.-С. 4−6.
  22. B.C., Гридин JI.A., Кукушкин Ю. А. Методы оценки и коррекции функционального состояния человека //Приложение к журналу Врач. М., 2001.-С. 12−16.
  23. М.М., Фарбер Д. А. Методологические подходы к проблеме возрастного развития //Физиология роста и развития детей и подростков /Под ред. А. А. Баранова, JI.A. Щеплягиной. М., 2000. — С. 229−237.
  24. Н.А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: в 2 томах. М.: Медицина, 1987. — Т.1. — С.118−132.
  25. .Б. О возможности косвенной оценки активности альдостерона в организме //Терапевтический архив. 1968. — Т. 40. — № 1. — С. 122−123.
  26. М.А. Характеристика клинико-функциональных и метаболических показателей у детей в критические периоды постнатального онтогенеза в комплексной оценке здоровья: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Иваново, 2003.-44 с.
  27. Е.А. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -Ижевск, 2002. 24 с.
  28. С.Г. Содержание натрия и калия в смешанной слюне больных хроническим гастритом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки //Терапевтический архив. 1966. — Т. 38. — № 11. — С.37−39.
  29. А.В. Нервная система и гомеостаз. //Гомеостаз /Под ред. П. Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1981. — С. 29−73.
  30. Н.Н., Александрова Ж. Г., Суворов И. Б. Циклические взаимодействия в процессах адаптивного регулирования //Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. — С. 68−72.
  31. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение /Под ред. A.M. Вейна. М., 2000.
  32. Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья детей //Приложение к журналу Российский вестник перинатологии и педиатрии № 2. М., 1994. — 84 с.
  33. А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. Л.: Наука, 1981.- 155 с.
  34. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М.: Медицина, 1987. — 176 с.
  35. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 6−13.
  36. О.Ф., Самсыгина Г. А. Проблемы хронической патологии в детском возрасте и демографическая ситуация //Лечащий врач. 1998. — № 4.- С.68−78.
  37. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов, 1990. — 223 с.
  38. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей /Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. — 496 с.
  39. Е.Е. Гипертоническая болезнь. М., 1997. — С. 229−258.
  40. П.Д. Стресс. Система крови в механизме гомеостаза. Стресс и болезни //Гомеостаз /Под ред. П. Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1981. — С. 538−573.
  41. С.М. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков //Сборник трудов. М., 1984. — С. 3−11.
  42. Е.В. Вычислительные методы распознавания патологических процессов. Л.: Медицина, 1970. — С. 52−129.
  43. Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии.- Л.: Медицина, 1990. С. 62−99.
  44. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей /Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  45. А.И., Веверис А. Я. Определение натрия в биохимических препаратах стеклянным натрий-селективным электродом //Химико-фармацевтический журнал. 1982. — Т. 16. — № 1. — С. 116−118.
  46. А.И., Веверис А. Я. Определение калия в препаратах с использованием калий-селективного электрода //Химико-фармацевтический журнал. 1982. — Т. 16. — № 4. — С. 117 (501)-119 (503).
  47. В.А., Куинджи Н. Н. Биологические ритмы растущего организма. -М.: Медицина, 1989. 221 с.
  48. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. М.: Медицина, 1997. — 288 с.
  49. Жар дан JI.M. Изучение содержания калия и натрия в плазме, эритроцитах, слюне и моче у больных язвенной болезнью до операции //Здравоохранение (Кишинев). 1968. — № 3. — С. 30−32.
  50. А. А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1990. — 41с.
  51. JI. А., Русова Т. В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. -С. 52−56.
  52. Здоровье детей России /Под. ред. А. А. Баранова. М., 1999. — 275 с.
  53. А.Г., Степанова М. И., Рапопорт И. К. и др. Здоровье школьников и реформирование школьного образования //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 14−19.
  54. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.-191 с. 5 8. Казначеев В. П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. JL: Медицина, 1980.-207 с.
  55. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986. 120 с.
  56. Р.А., Сердюковская Г. Н. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма. М.: Медицина, 1969. -171 с.
  57. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  58. Карпман B. JL, Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  59. Т.Э. Сердечно-сосудистая система //Спортивная медицина: Руководство для врачей /Под ред. А. В. Чоговадзе, JI.A. Бутченко. М.: Медицина, 1984. — С. 81−83.
  60. .А. Концепция континуума переходных состояний от нормы к патологии и значение компьютерного мониторинга здоровья детей //Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1993. — Т.38. — № 2. -С.3−7.
  61. Г. Д., Кучма В. Р., Носкин JI.A. Полисистемный саногенетический мониторинг. М., 2001. — 344 с.
  62. JI.B., Комарова Л. Г. Биохимические параметры слюны у здорового ребенка //Лабораторное дело. 1988. — № 12. — С. 22−23.
  63. Г. В. Физиологические механизмы мобилизации функциональных резервов организма человека при напряженной мышечной деятельности //Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 3. — С. 81−86.
  64. И.В. Инвалидность у детей в промышленном городе: факторы риска: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Москва, 2001. — 22 с.
  65. Н. Н. Поленова М.А. Влияние школьного периода жизни на формирование и реализацию репродуктивной функции женщин //Гигиена и санитария. 1993. — № 10. — С. 46−48.
  66. Н.Н. Кого обучает школа: мальчиков, девочек или? //Биология в школе. 1998. — № 2. — С. 17−20.
  67. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
  68. Р.К. Содержание натрия и калия в слюне у больных с доброкачественными и злокачественными новообразованиями верхних отделов дыхательного и пищеварительного тракта //Здравоохранение Казахстана 1974. — № 7. — С. 38−39.
  69. А.И., Соловьева И. Л., Черданцев А. П. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам //Педиатрия. 2002. -№ 6. — С. 53−57.
  70. Е.Н. Проблемы диагностики донозологических и преморбидных состояний в связи с воздействием факторов окружающей среды //Гигиена и санитария. 1993. — № 1. — С. 5−9.
  71. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. — 152 с.
  72. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубежетысячелетий. М., 2001. — 376 с.
  73. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М., 2002.-280 с.
  74. И.П. Оценка эффективности летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста //Гигиена и санитария. 1990. — № 2. — С. 3942.
  75. С.М. Правило исходного состояния и его значение в физиологии и патологии //Проблемы регуляции обмена веществ в норме и патологии. М.: Медицина, 1978. — С. 5−7.
  76. М.А. Содержание калия и натрия в сыворотке крови, моче и слюне у больных нейро-сосудистой гипотонией //Терапевтический архив. 1969. -Т.41. — № 6. — С. 49−52.
  77. Н.А., Кузьмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода //Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 26−28
  78. Р.А. Гигиеническая оптимизация режима обучения младших школьников в классах выравнивания для детей с ЗПР: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Н. Новгород, 1993. — 16 с.
  79. Р.А. Возрастно-половые особенности физического развития школьников на рубеже XX—XXI вв.ека //Охрана детей и подростков: Лекции медицинских работников и педагогов. М., 2000. — С. 37−45.
  80. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.: Медицина, 1973.-360 с.
  81. Ф.З. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. М.: Медицина, 1978. — 344 с.
  82. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  83. Ф.З., Кругликов Р. И. Высшие адаптационные реакции организма //Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии /Под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона. М., 1986. — С. 492−520.
  84. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  85. Г. В., Ганузин В. М., Кравченко Н. А. Методика исследования и оценки артериального давления, а также полового развития при массовой диспансеризации школьников: Методические рекомендации. Ярославль, 1987.-16 с.
  86. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей /Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. М., 1999. — 226с.
  87. Д., Торренс К. Потенциометрический анализ воды. М., 1980. — С. 214−226.
  88. Л.И. Мониторинг функциональных и адаптационных возможностей школьников и контроль эффективности здоровьеукрепляющих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Москва, 2003. — 54 с.
  89. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Методическое пособие / Под ред. Г. Н. Сердюковской. М., 1993. — 163 с.
  90. В.В. Избранные труды. М.: Наука, 1974. — Т.2. — 380 с.
  91. П.С. Структурные и цитохимические признаки формирования дезадаптации по показателям крови //Физиология человека. 1993. — Т. 19. -№ 2.-С. 65−75.
  92. Н.К. Уровень здоровья детей и подростков крупного промышленного города. Система реабилитации: Автореф. докт. мед. наук.- Екатеренбург, 1997. 40 с.
  93. И.В. Состояние здоровья учащихся начальных классов, обучающихся в школах нового вида //Школа здоровья. 1996. — Т.З. — № 4. -С. 74−75.
  94. И.В. Состояние здоровья детей, обучающихся в школах нового вида //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 62−65.
  95. И.И. Содержание натрия в слюне при некоторых видах нервно-эмоционального труда студентов //Гигиена и санитария. 1982. -№ 5.-С. 29−32.
  96. М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам //Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии /Под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона. М., 1986. — С. 124−221.
  97. .П. Общая физическая работоспособность по тесту PWC170 у здоровых детей и подростков //Российский педиатрический журнал. 1999.- № 2. С. 56−59.
  98. Д. С. Структурные основы гомеостаза //Гомеостаз /Под ред. П. Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1981. — С. 256−311.
  99. Д.С. Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций. М.: Медицина, 1987. — 447 с.
  100. М.Ф. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков. Пермь, 1979. — 83 с.
  101. Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М.: Медгиз, 1960.-254 с.
  102. Т.Д. Исследование особенностей экскреции натрия и калия со слюной как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях. Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1974. -29 с.
  103. Т.Д. Суточные ритмы физиологических функций при экстремальных воздействиях //В книге Теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистем. М.: Наука, 1976. — С. 120−130.
  104. Г. Н., Чурьянова М. И. Методология донозологической диагностики //Вестник РАМН 1995. — № 7. — С. 59−64.
  105. Н.Н. Использование методов донозологической диагностики в оценке уровня здоровья человека //Теория и практика физической культуры. 2002. — № 9. — С. 8−11.
  106. Р.В. Повышение двигательной активности школьников как фактор укрепления здоровья //Вестник АМН СССР. 1972. — № 4. — С. 81−88.
  107. Спортивная медицина: Руководство для врачей /Под ред. А. В. Чоговадзе, JI.A. Бутченко. М.: Медицина, 1984. — 384 с.
  108. Справочник врача по профилактической педиатрии /Под. ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. М., 1995. — 187 с.
  109. Стандарты физического развития детей и подростков (по данным обследования детей и подростков г. Ярославля в 1996 году) //Методические рекомендации для врачей-педиатров. Ярославль, 1997. — 100 с.
  110. Е.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков. М.: Медицина, 1974. — 304 с.
  111. Н.Н. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 36−41.
  112. А.Г., Сергета И. В. Особенности свободного времени и физическая работоспособность подростков //Гигиена и санитария. 1995. -№ 3. — С. 28−31.
  113. JI.M., Куинджи Н. Н. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьниц //Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 14−18.
  114. JI.M. Концепция развития гигиены детей и подростков (к 40-летию НИИНиОЗДиП и 90-летию со дня рождения проф. Громбаха С.М.)
  115. Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 5−10.
  116. И.И., Сова Р. Е., Шефрель В. О. и др. Проблемы нормы в токсикологии. М.: Медицина, 1991. — 203 с.
  117. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. — 88 с.
  118. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Н. Новгород, 1997. -43с.
  119. Е.П. Современные подходы к оценке здоровья детей, основные показатели развития и состояния здоровья школьников //Охрана детей и подростков: Лекции медицинских работников и педагогов. М., 2000. — С. 514.
  120. А.А. Доминанта. M.-JL: Наука, 1966. — 273 с.
  121. О.И. Характер суточной ритмичности выведения электролитов со слюной при острой адаптации человека к климато-контрастным условиям среды //Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 6. — С. 76−84.
  122. Физиология роста и развития детей и подростков /Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. — С. 29−71.
  123. Физиология человека: Учебник в 2 томах /Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. М.: Медицина, 2000. — Т. 1. — С. 17−21.
  124. Ф.И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов. Кишинев: Штиинца, 1986. — 238 с.
  125. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990.
  126. Н.Л., Мозжухина Л. И. Проблема организации качества профилактической медицинской помощи детям в детской поликлинике //Российский педиатрический журнал. 2002. — № 6. — С. 51−54.
  127. Н.Л., Мозжухина Л. И., Ганузин В. М. и др. Профилактика икоррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей методами и средствами физического воспитания. Ярославль, 2003. — 92 с.
  128. В.Н. Вопросы физиологии человека и животных. JL: Наука., 1970.-С.144.
  129. М.Н., Круглова И. И. Состояние здоровья школьников и факторы, его формирующие //Здравоохранение Российской Федерации -1994,-№ 4.-С. 25−29.
  130. B.C. Комплексный подход к прогнозированию состояния здоровья детей и подростков в период школьного обучения: Метод, рекомендации. Смоленск, 1999. -15 с.
  131. Г. П., Веремкович JI.B., Тереньева Г. В. и др. Дифференцированная оценка состояния здоровья дошкольников группы риска //Гигиена и санитария. 1991. — № 9. — С. 50−53.
  132. Г. П., Терентьева О. Г., Веремкович Л. В. и др. Повышение функциональных возможностей организма дошкольников средствами физического воспитания //Вестник РАМН. 1993. — № 6. — С. 7−13.
  133. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения //Гигиена и санитария. 1997. — № 1. — С. 24−26.
  134. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников //Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1.-С. 9−11.
  135. American academy of pediatrics, committee on sports medicine and fitness, committee on school health. Physical fitness and activity in schools //Pediatrics. -2000.-Vol. 105.-№ 5.-P. 1156−1157.
  136. American academy of pediatrics, committee on nutrition. Prevention of pediatric overweight and obesity //Pediatrics. 2003. — Vol. 112. — № 2. — P. 424 430.
  137. Andersen L.B. Tracking of risk factors for coronary heart disease from adolescence to young adulthood with special emphasis on physical activity andfitness. A longitudinal study //Dan. Med. Bull. 1996. — Vol. 43. — № 5. — P. 407 418.
  138. Atsumi Т., Fujisawa S., Nakabayashi Y. Pleasant feeling from watching a comical video enhances free radical-scavenging capacity in human whole saliva //J. Psychosom. Res. 2004. — Vol. 56. — № 3. — P. 377−379.
  139. Atwood C.S., James I.R., Keil U. et al. Circadian changes in salivary constituents and conductivity in women and men //Chronobiologia. 1991. — Vol. 18.-№ 4.-P. 125−140.
  140. Bailey P.L. Analysis with ion-selective electrodes. London, 1976. P. 70−73.
  141. Bassett J.R., Marshall P.M., Spillane R. The physiological measurement of acute stress (public speaking) in bank employees UlrA. J. Psychophysiol. 1987. -Vol. 5.-№ 4. -P. 265−273.
  142. Bassey E.J. Longitudinal changes in selected physical capabilities: muscle strength, flexibility and body size //Age Ageing. 1998. — Vol. 27. — № 3. — P. 12−16.
  143. Beal A.M. Effects of flow rate, duration of stimulation and mineralocorticoids on the electrolyte concentrations of mandibular saliva from the red kangaroo (Macropus rufus) // J. Exp. Biol. 1986. — Vol. 126. — № 1. — P. 315−339.
  144. Beal A.M. The effect of transport-blocking drugs on secretion of fluid and electrolytes by the mandibular gland of red kangaroos (Macropus rufus) //Arch. Oral. Biol. 1997. — Vol. 42. -№ 10−11. — P. 705−716.
  145. Becker B.A. The phenomenon of stress: concepts and mechanisms associated with stress-induced responses of the neuroendocrine system //Vet. Res. Commun. 1987. — Vol. 11. — № 5. — P. 443−456.
  146. Ben-Aryeh H., Lapid S., Szargel R. et al. Composition of whole unstimulated saliva of human infants //Arch. Oral. Biol. 1984. — Vol. 29. — № 5. — P. 357−362.
  147. Ben-Aryeh H., Roll N., Lahav M. et al. Effect of exercise on salivary composition and Cortisol in serum and saliva in man //J. Dent. Res. 1989. — Vol. 68.-№ 11.-P. 1495−1497.
  148. Berczi I. The stress concept and neuroimmunoregulation in modern biology //Ann. NY. Acad. Sci. 1998. — Vol. 851. — P. 3−12.
  149. Beunen G., Ostyn M., Simons J. et al. Development and tracking in fitness components: Leuven longtudinal study on lifestyle, fitness and health //Int. J. Sports. Med. 1997. — Vol. 18. -№ 3. — P. 171−178.
  150. Bitar A., Vernet J., Coudert J., Vermorel M. Longitudinal changes in body composition, physical capacities and energy expenditure in boys and girls during the onset of puberty //Eur. J. Nutr. 2000. — Vol. 39. — № 4. — P. 157−163.
  151. Blumberg S.J., Halfon N., Olson L.M. The national survey of early childhood health //Pediatrics 2004. — Vol. 113. — № 6. — P. 1899−1906.
  152. Bonny A.E., Britto M.T., Klostermann B.K. et al. School disconnectedness: identifying adolescents at risk //Pediatrics 2000. — Vol. 106. — № 5. — P. 10 171 021.
  153. Brill P.A., Macera C.A., Davis D.R. et al. Muscular strength and physical function //Med. Sci. Sports. Exerc. 2000. — Vol. 32. — № 2. — P. 412−416.
  154. Burdette H.L., Whitaker R.C., Daniels S.R. Parental report of outdoor playtime as a measure of physical activity in preschool-aged children //Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2004. — Vol. 158. — № 4. — P. 353 — 357.
  155. Burton R.F., Hinton J.W., Neilson E., Beastall G. Concentrations of sodium, potassium and Cortisol in saliva, and self-reported chronic work stress factors //Biol. Psychol. 1996. — Vol. 42. — № 3. — P. 425−438.
  156. Cannon W. The wisdom of the body. New York, 1932. — P. 3−28.
  157. Cashman S.B., Anderson R.J., Weisbuch J.B. et al. Carrying out the Medicine/Public Health Initiative: the roles of preventive medicine and community-responsive care //Acad. Med. 1999. — Vol. 74. — № 5. — P. 473−483.
  158. Cell and molecular responses to stress: environmental stressors and gene responses /Ed. Storey K.B., Storey J.M. Amsterdam: Elsevier Science, 2001. -320 p.
  159. Chicharro J.L., Lucia A., Perez M. et al. Saliva composition and exercise //Sports Med. 1998. — Vol. 26. — № 1. — P. 17−27.
  160. Chrousos G.P. Gold P.W. The concepts of stress and stress system disorders. Overview of physical and behavioral homeostasis //JAMA. 1992. — Vol. 267. -№ 9. — P. 1244.
  161. Claytor R.P., Cox R.H., Howley E.T., Lawler K.A., Lawler J.E. Aerobic power and cardiovascular response to stress //J. Appl. Physiol. 1988. — Vol. 65. — №.3. -P. 1416−1423.
  162. Cooper K.H. Physical training programs for mass scale use: effects on cardiovascular disease facts and theories //Ann. Clin. Res. — 1982. — Vol. 14. -№ 34.-P. 25−32.
  163. Corson S.A., Corson E.O. Interaction of genetic and psychosocial factors in stress-reaction patterns: a system approach to the investigation of stress-coping mechanisms //Psychother. Psychosom. 1979. — Vol. 31. — № 1−4. — P. 161−171.
  164. Council for physical education for children of the National association for sport and physical education. Physical activity for children: a statement of guidelines. Reston, VA: NASPE Publications, 1998. — P. 1−21.
  165. Crawford D.R., Davies K.J. Adaptive response and oxidative stress //Environ. Health. Perspect. 1994. — Vol. 102. -№ 10. — P. 25−28.
  166. Dawes С. Stimulus effects on protein and electrolyte concentrations in parotid saliva //J. Physiol. 1984. — Vol. 346. — № 1. — P. 579−588.
  167. De Marchi W.G. Psychophysiological aspects of the menstrual cycle //J. Psychosom. Res. 1976. — Vol. 20. — № 4. — P. 279−287.
  168. Dennison B.A., Straus J.H., Mellits E.D., Charney E. Childhood physical fitness tests: predictor of adult physical activity levels? //Pediatrics. 1988. — Vol. 82. -№ 3. — P. 324−330.
  169. De Souza E.B. Van Loon G.R. Stress-induced inhibition of the plasma corticosterone response to a subsequent stress in rats: a nonadrenocorticotropin-mediated mechanism //Endocrinology. 1982. — Vol. 110. — № 1. — P. 23−33.
  170. De Souza E.B., Van Loon G.R. Differential plasma beta-endorphin, beta-lipotropin, and adrenocorticotropin responses to stress in rats //Endocrinology. -1985.-Vol. 116.-№ 4.-P. 1577−1586.
  171. Eliakim A., Barstow T.J., Brasel J.A. et al. Effect of exercise training on energy expenditure, muscle volume, and maximal oxygen uptake in female adolescents //J. Pediatr. 1996. — Vol. 129. — № 4. — P. 537−543.
  172. Eliakim A., Brasel J.A., Mohan S. et al. Increased physical activity and the growth hormone-IGF-I axis in adolescent males //Am. J. Physiol. Regul. Integr. Сотр. Physiol. 1998. — Vol. 275. — № 1. — P. 308−314.
  173. Fortier M.D., Katzmarzyk P.T., Malina R.M., Bouchard C. Seven-year stability of physical activity and musculoskeletal fitness in the Canadian population //Med. Sci. Sports Exerc.- 2001. -Vol. 33.-№ 11.-P. 1905−1911.
  174. Frisk M. School achievement and school adaptation in children in relation to CNS development as assessed by a complex reaction time measured on school entry -a follow-up //Acta Paediatr. 1993. — Vol. 82. — № 9. — P. 777−782.
  175. Fuster V., Jerez A., Ortega A. Anthropometry and strength relationship: male-female differences //Anthropol. Anz. 1998. — Vol. 56. — № 1. — P. 49−56.
  176. Golf S.W., Happel O., Graef V., Seim K.E. Plasma aldosterone, Cortisol and electrolyte concentrations in physical exercise after magnesium supplementation //J. Clin. Chem. Clin. Biochem. 1984. — Vol. 22. — № 11. — P. 717−721.
  177. Gorbunova A.V., Salieva R.M., Lobanova N.N. et al. Biogenic amine content in the brains of rats with different levels of resistance to emotional stress //Neurosci. Behav. Physiol. 1997. — Vol. 27. — № 2. — P. 145−152.
  178. Granger D.A., Weisz J.R., Kauneckis D. Neuroendocrine reactivity, internalizing behavior problems, and control-related cognition in clinic-referred children and adolescents //J.Abnorm. Psychol. 1994. — Vol. 103. — № 2. — P. 267−276.
  179. Grebneva N.N., Zagainova A.B., Krivoschekov S.G. Development of children from urban and rural areas of West Siberia //Int. J. Circumpolar Health. 2001. -Vol.60.-№ 4.-P. 618−622.
  180. Guerra S., Ribeiro J.C., Costa R. Relationship between cardiorespiratory fitness, body composition and blood pressure in school children //J. Sports. Med. Phys. Fitness. 2002. — Vol. 42. — № 2. — P. 207−213.
  181. Hansen H.S., Froberg K., Hyldebrandt N., Nielsen J.R. A controlled study of eight months of physical training and reduction of blood pressure in children: the Odense schoolchild study //B.M.J. 1991. — Vol. 303. — № 6804. — P. 682−685.
  182. Henneberg M., Brush G., Harrison G.A. Growth of specific muscle strength between 6 and 18 years in contrasting socioeconomic conditions //Am. J. Phys. Anthropol. 2001. — Vol. 115. — № 1. — P. 62−70.
  183. Herman J.P., Prewitt C.M., Cullinan W.E. Neuronal circuit regulation of the hypothalamo-pituitary-adrenocortical stress axis //Crit. Rev. Neurobiol. 1996. -Vol. 10. -№ 3−4. — P. 371−394.
  184. Hessemer V., Zeh A., Bruck K. Effects of passive heat adaptation and moderate sweatless conditioning on responses to cold and heat //Eur. J. Appl. Physiol. Occup. Physiol. 1986. — Vol. 55. -№ 3. — P. 281−289.
  185. Hinton J.W., Burton R.F., Farmer J.G. et al. Relative changes in salivary Na+ and K+ concentrations relating to stress induction //Biol. Psychol. 1993. — Vol. 33.-№ l.-P. 63−71.
  186. Hofman A., Walter H.J., Connelly P.A., Vaughan R.D. Blood pressure and physical fitness in children //Hypertension. 1987. — Vol. 9. — № 2. — P. 188−191.
  187. Janz K.F., Mahoney L.T. Three-year follow-up of changes in aerobic fitness during puberty: the Muscatine study //Res. Q. Exerc. Sport. 1997. — Vol. 68. -№ l.-P. 1−9.
  188. Janz K.F., Dawson J.D., Mahoney L.T. Tracking physical fitness and physical activity from childhood to adolescence: the muscatine study //Med. Sci. Sports. Exerc. 2000. — Vol. 32. — № 7. — P. 1250−1257.
  189. Jezova D., Jurankova E., Mosnarova A. et al. Neuroendocrine response during stress with relation to gender differences //Acta. Neurobiol. Exp. (Wars). 1996. -Vol. 56. -№ 3. — P. 779−785.
  190. Jones M.A., Hitchen P.J., Stratton G. The importance of considering biological maturity when assessing physical fitness measures in girls and boys aged 10 to 16 years //Ann. Hum. Biol. 2000. — Vol. 27. — № 1. — P. 57−65.
  191. Kashimura O. Positive cross-adaptation between endurance physical training and general cold tolerance to acute cold exposure in rats //Nippon. Seirigaku. Zasshi. 1988. — Vol. 50. — № 12. — P. 753−760.
  192. Katzmarzyk P.T., Perusse L., Rao D.C., Bouchard C. Familial risk ratios for high and low physical fitness levels in the Canadian population //Med. Sci. Sports. Exerc. 2000. — Vol. 32. — № 3. — P. 614−619.
  193. Katzmarzyk P.T., Gledhill N., Perusse L., Bouchard C. Familial aggregation of 7-year changes in musculoskeletal fitness //J. Gerontol. A Biol. Sci. Med. Sci.2001. Vol. 56. -№ 12. — P. 497−502.
  194. Keim K.L., Sigg E.B. Physiological and biochemical concomitants of restraint stress in rats //Pharmacol, biochem. behav. 1976. — Vol. 4. — № 3. — P. 289−297.
  195. Kemper H.C., Twisk J.W., Koppes L.L. et al. A 15-year physical activity pattern is positively related to aerobic fitness in young males and females (13−27 years) //Eur. J. Appl. Physiol.- 2001. Vol. 84. — № 5. — P. 395−402.
  196. King R.A., Bexis S., McMurchie E.J. et al. The relationship between salivary growth factors, electrolytes and abnormal sodium transport in human hypertension //Blood Press. 1994. — Vol. 3. — № 1−2. — P. 76−81.
  197. Kirschbaum C., Wust S., Hellhammer D. Consistent sex differences in Cortisol responses to psychological stress //Psychosom. Med. 1992. — Vol. 54. — № 6. -P. 648−657.
  198. Kirschbaum C., Klauer Т., Filipp S.H., Hellhammer D.H. Sex-specific effects of social support on Cortisol and subjective responses to acute psychological stress //Psychosom. Med. 1995. — Vol. 57. — № 1. — P. 23−31.
  199. Koomen H.M., Hoeksma J.B. Regulation of emotional security by children after entry to special and regular kindergarten classes //Psychol. Rep. 2003. -Vol. 93. — № 3. — Pt. 2. — P. 1319−1334.
  200. Kopin I.J. Definitions of stress and sympathetic neuronal responses //Ann. N.Y. Acad. Sci. 1995. — Vol. 771. — P. 19−30.
  201. La Porte R.E., Adams L.L., Savage D.D. et al. The spectrum of physical activity cardiovascular disease and health: an epidemiologic perspective //Am. J. Epidemiol. 1984. — Vol. 120. — N.4. — P. 507−517.
  202. Lenox R.H., Kant G.J., Sessions G.R. et al. Specific hormonal and neurochemical responses to different stressors //Neuroendocrinology. 1980. -Vol. 30.-№ 5.-P. 300−308.
  203. Leslie L.K., Sarah R., Palfrey J.S. Child health care in changing times //Pediatrics. 1998. — Vol. 101. — № 4. — P. 746−752.
  204. Levin S.L., Khaikina L.I. Is there neural control over electrolyte reabsorption in the human salivary gland? //Clin. Sci. (Lond). 1987. — Vol. 72. — № 5. — P. 541−548.
  205. Malina R.M. Tracking of physical activity and physical fitness across the lifespan //Res. Q. Exerc. Sport. 1996. — Vol. 67. — № 3. — P. 48−57.
  206. Mansour M.E., Kotagal U., Rose B. Et al. Health-related quality of life in urban elementary schoolchildren //Pediatrics 2003. — Vol. 111. — № 6. — P. 1372 — 1381.
  207. Maschke C., Rupp Т., Hecht K. The influence of stressors on biochemical reactions a review of present scientific findings with noise //Int. J. Hyg. Environ. Health. — 2000. — Vol. 203. — № 1. — P. 45−53.
  208. Mason J.W. A historical view of the stress field //J. Human Stress. 1975. -Vol. 1. -№ 1. — P. 6−12.
  209. Mayfield K.P., Hong E.J., Carney K.M. D’Alecy L.G. Potential adaptations to acute hypoxia: Hct, stress proteins, and set point for temperature regulation //Am. J. Physiol. Regul. Integr. Сотр. Physiol. 1994. — Vol. 266. — № 5. — P. 16 151 622.
  210. Moraska A., Deak Т., Spencer R.L. et al. Treadmill running produces both positive and negative physiological adaptations in Sprague-Dawley rats //Am. J. Physiol. Regul. Integr. Сотр. Physiol. 2000. — Vol. 279. — № 4. — P. 1321−1329.
  211. Moya J., Bearer C.F., Etzel R.A. Chldren’s behavior and physiology and how it affects exposure to environmental contaminants //Pediatrics 2004. — Vol. 113. и- № 4. P. 996−1006.
  212. Musumeci V., Di Salvo S., Zappacosta B. et al. Salivary electrolytes in treated hypertensives at low or normal sodium diet //Clin. Exp. Hypertens. 1993. — Vol. 15.-№ 2. -P. 245−256.
  213. Nakanishi Y., Nethery V. Physiological and fitness comparison between young Japanese and American males //Appl. Human. Sci. 1998. — Vol. 17. — № 5. — P. 189−193.
  214. Nauntofte B. Regulation of electrolyte and fluid secretion in salivary acinar cells //Am. J. Physiol. 1992. — Vol. 263. — № 6. — Pt. 1. — P. 823−837.
  215. Omenn G.S. The crucial role of the public health sciences in the postgenomic era //Genet. Med. 2002. — Vol. 4. — № 6. — P. 21−26.
  216. Pacak K., Palkovits M. Stressor specificity of central neuroendocrine responses: implications for stress-related disorders //Endocr. Rev. 2001. — Vol. 22. — № 4. — P.502−548.
  217. Payne N., Gledhill N., Katzmarzyk P.T. et al. Health implications of musculoskeletal fitness //Can. J. Appl. Physiol. 2000. — Vol. 25. — № 2. — P. 114−126.
  218. Payne N., Gledhill N., Katzmarzyk P.T. et al. Canadian musculoskeletal fitness norms //Can. J. Appl. Physiol. 2000. — Vol. 25. — № 6. — P. 430−442.
  219. Pedersen W.A., Wan R., Mattson M.P. Impact of aging on stress-responsive neuroendocrine systems //Mech. Ageing. Dev. 2001. — Vol. 122. — № 9. — P.963.983.
  220. Rasmussen F., Lambrechtsen J., Siersted H.C. et al. Low physical fitness in childhood is associated with the development of asthma in young adulthood: the Odense schoolchild study //Eur. Respir. J. 2000. — Vol. 16. — № 5. — P. 866−870.
  221. Reuterving C.O., Reuterving G., Hagg E., Ericson T. Salivary flow rate and salivary glucose concentration in patients with diabetes mellitus influence of severity of diabetes //Diabete Metab. 1987. — Vol. 13. — № 4. — P. 457−462.
  222. Riad F., Lefaivre J., Tournaire C., Barlet J.P. Aldosterone regulates salivary sodium secretion in cattle //J. Endocrinol. 1986. — Vol. 108. — № 3. — P. 405 411.
  223. Richter P., Hinton J.W., Meissner D., Scheller P. Changes in salivary K+., [Na+] and [K+]/[Na+] with varied test demands //Biol. Psychol. 1995. — Vol. 39. -№ 2−3.-P. 131−42.
  224. Richter P., Hinton J.W., Reinhold S. Effectiveness in learning complex problem solving and salivary ion indices of psychological stress and activation Hint. J. Psychophysiol. 1998. — Vol. 30. — № 3. — P. 329−337.
  225. Rosch P.J. Reminiscences of Hans Selye, and the birth of «stress» //Int. J. Emerg. Ment. Health. 1999. — Vol. 1. — № 1. — P. 59−66.
  226. Samet J.M. Risk assessment and child health //Pediatrics 2004. — Vol. 113. -№ 4.-P. 952−956.
  227. Schaefer V.I., Talan M.I., Shechtman O. The effect of exercise training on cold tolerance in adult and old C57BL/6J mice //J. Gerontol. A Biol. Sci. Med. Sci. -1996. Vol. 51. -№ 1. — P. 38−42.
  228. Schmidt N.A. Salivary Cortisol testing in children //Issues Compr. Pediatr. Nurs. 1998. — Vol. 20. — № 3. — P. 183−190.
  229. Schor E.L. Rethinking well-child care //Pediatrics 2004. — Vol. 114. — № 1. -P. 210−216.
  230. Sevcikova L., Stefanikova Z., Jurkovicova J. et al. Stress and health-related behaviour, personality characteristics and blood pressure in older school children //Bratisl. Lek. Listy. 2001. — Vol. 102. — № 9. — P. 420−423.
  231. Snyderman R., Williams R.S. Prospective medicine: the next health care transformation //Acad. Med. 2003. — Vol. 78. — № 11. — P. 1079−1084.
  232. Somer E., Ben-Aryeh H., Laufer D. Salivary composition, gender and psychosocial stress /Яnt. J. Psychosom. 1993. — Vol. 40. — № 1−4. — P. 17−21.
  233. P 250. Stratakis C.A., Gold P. W, Chrousos G.P. Neuroendocrinology of stress: implications for growth and development //Horm. Res. 1995. — Vol. 43. — №"4. 1. P. 162−167.
  234. Szabo S. Hans Selye and the development of the stress concept. Special reference to gastroduodenal ulcerogenesis //Ann. N.Y. Acad. Sci. 1998. — Vol. 851.-P. 19−27.
  235. Szegedi В., Juhasz В., Keresztes M. Changes of water and electrolyte metabolism in ruminants after water deprivation and NaCl load //Acta Physiol. Acad. Sci Hung. 1982. — Vol. 60. — № 4. — P. 183−188.
  236. Thorpe L.E., List D.G., Marx T. et al. Childhood obesity in New York City elementary school students //American Journal of Public Health. 2004. — Vol. 94.-№ 9.-P. 1496−1500.к
  237. Trudeau F., Laurencelle L., Tremblay J. et al. Daily primary school physical education: effects on physical activity during adult life //Med. Sci. Sports. Exerc. -1999.-Vol. 31.-№ l.-p. 111−117.
  238. Trudeau F., Shephard R.J., Arsenault F., Laurencelle L. Tracking of physical fitness from childhood to adulthood //Can. J. Appl. Physiol. 2003. — Vol. 28. -№ 2.-P. 257−271.
  239. Twisk J.W., Kemper H.C., van Mechelen W. Tracking of activity and fitness and the relationship with cardiovascular disease risk factors //Med. Sci. Sports. Exerc. 2000. — Vol. 32. -№ 8. — P. 1455−1461.
  240. Vermetten E., Bremner J.D. Circuits and systems in stress. I preclinical studies //Depress. Anxiety. 2002. — Vol. 15. — № 3. — P. 126−147.
  241. Vlahov D., Galea S. Urbanization, urbanicity, and health //J. Urban. Health. -2002. Vol. 79. — № 4. p. .2.
  242. Wolf S. History of the study of stress and heard disease stress //Stress and heard disease /Ed. R.E. Beamishi et al. Lancaster, 1985. — P. 3−16.
  243. Zambon A.C., McDearmon E.L., Salomonis N. et al. Time- and exercise-dependent gene regulation in human skeletal muscle //Genome Biol. 2003. -Vol. 4.-№ 10.- P. 61.
Заполнить форму текущей работой