Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края (опыт социологического исследования студентов АлтГТУ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате диссертационного исследования диссертантом выявлена структура профессионального самоопределения студентов Алтайского края. Профессиональное самоопределение студентов вузов включает в себя профессиональную направленность и профессиональное самосознание. Эмпирическими индикаторами профессиональной направленности студентов являются: наличие в мотивировке профессионального выбора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы социологического анализа профессионального самоопределения студентов
    • 1. 1. Социальные аспекты профессионального самоопределения студентов вузов
    • 1. 2. Особенности социологического подхода к изучению проблем профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края
    • 1. 3. Методология и методика эмпирического социологического исследования профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края
  • Глава 2. Особенности профессионального самоопределения студентов в Алтайском крае
    • 2. 1. Факторы профессионального самоопределения студентов
    • 2. 2. Цели, ценности, мотивы, установки профессионально самоопределяющихся студентов
    • 2. 3. Своеобразие системы профессионального самоопределения студентов в Алтайском крае (на примере АлтГТУ)

Типы профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края (опыт социологического исследования студентов АлтГТУ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Профессиональное самоопределение студенческой молодежи происходит в ситуации политических перемен, ухудшения экономического положения большинства граждан, изменения структуры и характера устройства института образования в целом. Кризис в российской экономике привел к изменению социальной политики в области профессиональной ориентации молодежи в сторону отказа от существовавшей системы содействия профессиональной ориентации. Молодежь в условиях формирования альтернативной системы содействия профессиональной ориентации вынуждена адаптироваться к изменившейся социальной ситуации, самоопределяться и выбирать жизненный путь самостоятельно. Компетснтностный подход в образовании усиливает данную тенденцию и направляет студентов на самостоятельное решение проблем, в том числе и выбора профессии.

Вузы, в особенности его негосударственный сектор, в общей ситуации постоянно изменяющегося рынка труда ведут набор на обучение по специальностям, которые пользуются спросом у студентов, но не могут быть обеспечены рабочими местами после окончания обучения. Можно констатировать существование социального противоречия между требованиями рынка труда и реально существующим и постоянно пополняющимся рынком специалистов.

В настоящее время возрастает роль личностных качеств специалистов в трудовой деятельности, их способность удовлетворять требованиям работодателей, ответственности специалистов за принятые решения, проявления инициативности в работе. Поэтому содействие в формировании профессионального самоопределения с помощью соответствующих образовательных программ, носит объективный необходимый характер.

Актуальность исследования обусловлена также недостаточным количеством научно обоснованных направлений для управления процессом формирования интересов, намерений, склонностей студентов в период их обучения и соответствующего «утверждения» или «отвержения» в правильности выбора профессии. Всесторонняя и объективная информация о профессиональном самоопределении студентов позволит: привести деятельность института образования в соответствие е принципами современного рынка труда, модифицировать социально-управленческую практику в области молодежной политики, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.

Степень научной разработанности проблемы.

Имеющиеся в отечественной и зарубежной науке исследования профессионального самоопределения можно разделить по группам в соответствии с их проблематикой:

— основное содержание понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» (М. В. Батырева (13), Я. В. Дидковская (51), Э. Ф. Зеер (66), Е. А. Климов (80), Л. М. ГСухарчук (102), Н. С. Пряжников (156, 157), С. Б. Савелова (194), А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский (95), Г. В. Плеханов (149), Ж. П. Сартр (207), М. Хайдеггер (207), С. Н. Чистякова (219), П. А. Шавир (220), П. Г. Щедровицкий (224));

— аспекты профессионального самоопределения молодежи (С. И. Григорьев (46, 47), В. А. Дорофеев (117), Г. Е. Зборовский (64), О. И. Карпухин (78), И. С. Кон (86), В. Г. Костюк (90), А. И. Кравченко (92,93,94), А. Н. Мельников (117), И. А. Пашинян (147), Н. С. Пряжников (156,157), О. А. Раковская (163), Л. М. Растова (164), М. Н. Руткевич (173, 174), В. Ф. Шаповалов (221));

— профессиональная направленность и профессиональное самосознание (М. В. Батырева (13), Ю. Г. Волков (29), И. А. Виптип (27), Я. В. Дидковская (51), Л. Л. Кондратьева (87), О. В. Крыштановская (97), В. Г. Немировский (133, 134), В. Л. Оссовский (141), К. К. Платонов (155), А. П. Сейтешев (177), В. В. Сериков (223), М. X. Титма (121, 124), В. Г. Харчева (223), Г. А. Чередниченко (217, 218), Ф. Э. Шереги (223), В. Н. Шубкип (218));

— проблема содействия профессиональному самоопределению личности (В. А. Бодров (18), П. Я. Гальперин (135), В. Карезип (32, 76, 77), В. П. Кокорев (83), М. С. Комаров (85), Н. П. Лукашевич (108), Н. Н. Нечаев (135), А. Т. Ростунов (170), С. Д. Смирнов (180));

— ценности, ценностные ориентации, установки, цели, мотивы (М. Вебер (24), С. И. Григорьев (46, 47), А. Г. Здравомыслов (65), В. Т. Лисовский (107), В. Г. Немировский (133, 134), О. А. Раковская (163), Ю. Е. Растов (47), И. В. Рахманова (165), Г. Н. Соколова (183), Д. Н. Узнадзе (95), 3. И. Файнбург (204), Д. А. Шевченко (222), В. А. Ядов (192));

— Вуз как фактор профессионального самоопределения исследовали В. Т. Лисовский (107), Г. А. Чередниченко (217, 218), Ф. Э. Шереги (223). Курс обучения как фактор профессионального самоопределения Я. В. Дидковская (51), И. А. Пашинян (147), А. Т. Ростунов (170), А. В. Соколов (182), Ф. Э. Шереги (223), факультет обучения как фактор профессионального самоопределения Я. В. Дидковская (51), А. Т. Ростунов (170), Ф. Э. Шереги (223).

Однако следует отметить, что проблема профессионального самоопределения студентов России, в том числе Алтайского края в условиях рынка до сих пор остается теоретически мало разработанной. Трансформация социального и экономического пространства создают новые возможности для изучения процессов профессионального самоопределения, формирования ценностных ориентации, целей, установок личности.

Объект диссертационного исследования — профессиональное самоопределение молодежи в Российской Федерации в начале XXI века.

Предмет диссертационного исследования — типы профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края.

Цель диссертационного исследования — выявление современных типов профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию процессов профессионального самоопределения в контексте диспозиционной концепции личности.

2. Проанализировать имеющиеся и выявить новые возможности в методологическом содержании понятия «профессиональное самоопределение».

3. Проанализировать существующую в Алтайском крае систему содействия профессиональному самоопределению школьников и студентов и разработать рекомендации по оптимизации профессионального самоопределения молодежи в дотационных регионах современной России.

4. Определить основные предпосылки формирования типов профессионального самоопределения студентов в вузах Ал1айского края.

5. Выявить содержание образовательных и трудовых ценностей, установок, мотивов, целей студентов в Алтайском крае.

Основная гипотеза исследования:

Формирование современных типов профессионального самоопределения студентов вузов — результат, с одной стороны, преобразований образовательной деятельности и системы профессиональной ориентации и, с другой стороны, изменений в целях, мотивах, установках студентов в условиях трансформации рынка труда.

Гипотезы-следствия:

1. Диспозиционная концепция личности обладает достаточным методологическим основанием для исследования профессионального самоопределения студентов.

2. Современная система содействия профессиональному самоопределению студентов является неудовлетворительной в области как организации, так и содержания.

3. Среди совокупности факторов, определяющих типы профессионального самоопределения студентов, особую роль играют специфика вуза обучения, профиль факультета обучения, курс обучения.

4. Профессиональное самоопределение студентов формируется на основе целей обучения, мотивов трудовой деятельности, степени единства жизненных и профессиональных ценностей, установок па общение с преподавателями.

5. В сознании студентов формируется отношение к образовательной деятельности в вузе не как к познавательной, а, в основном, как к средству получения документа (диплома), обеспечивающего определенный социальный статус.

Теоретико-методологическая база исследования.

• Системный подход к анализу социальных явлений и процессов (Е. И. Головаха, А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, В. Т. Лисовский, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, М. X. Титма, Ф. Р. Филиппов, Г. А. Филиппов, С. Н. Чистяков, П. А. Шавир), в рамках которого профессиональное самоопределение рассматривается как сложное явление, взаимосвязь факторов, мотивов, условий профессионального выбора личности.

• Деятельностная концепция личности (В. А. Бодров, П. Я. Гальперин, В. Карезин, В. П. Кокорев, М. С. Комаров, Н. П. Лукашевич, Н. Н. Нечаев,.

A. Т. Ростунов, С. Д. Смирнов, В. М. Филиппова, Э. Ш. Хамитов), предоставляющая возможности описания формирования профессионального самоопределения с помощью средств образования и воспитания в высшей профессиональной школе.

• Диспозиционная концепция (П. Бурдье, М. Рокич, И. С. Коп,.

B. А. Ядов), в которой характеризуются социальные процессы, в том числе социализация, самоопределение, формирование ценностных ориентации как феномен формирования и усвоения общественных норм и ценностей, как готовность эффективно реагировать на макрои микросреду, па изменяющуюся ситуациюформирование и усвоение установок и социальных ценностей рассматривается как потребность личности в ходе се интеграции в общественную среду.

• Ролевая концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, И. С. Кон, В. А. Ядов), объясняющая индивидуальные мотивации и их соответствие общественным нормам и ценностям.

• Виталистская концепция (Г. Дриш, И. Рейнке, Я. фон Икскюль, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-МартиусС. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. Д. Демина, О. Т. Коростелева, В. А. Кувшинникова, С. Г. Максимова, Г. В. Оболянский, Ю. Е. Растов, А. М. Сергиенко, Т. А. Семилет, А. В. Ковалева, Н. С. Тимченко, Е. В. Ушакова), в рамках которой профессиональное самоопределение рассматривается как взаимосвязь жизненного пространства и жизненных сил личности.

• компетентностный подход (А. В. Хуторской, А. Г. Спаржак, Л. Ф. Иванова и др.), трактующий профессиональное самоопределение как способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе не только знаний, умений и навыков, по и социального опыта.

• Эмпирическая база исследования.

1. Данные анкетного опроса 1496 студентов, проведенного в 2003, 2004 гг. и анкетного опроса 50 студентов, проведенного в 2008 г. В качестве основных элементов выборочной совокупности выступали студенты всех факультетов Алтайского государственного технического университета 1, 3 и 5х курсов в городах Барнауле, Бийске и Рубцовске.

2. Данные о проходном балле специальностей за 2003, 2004 и 2008 гг.

3. Материалы исследований по проблемам социальных институтов, профессионального самоопределения, ценностной и профессиональной ориентации молодежи, опубликованные в социологической, психологической, педагогической литературе за 1950 — 2008 годы.

4. Нормативные акты, регламентирующие деятельность центров профориентации молодежи.

Методы исследования «,.

Теоретические методы исследования: системный, структурно-функциональный и концептуальный анализ, гипотетико-дедуктивный метод, метод научной индукции, систематизация, теоретическое моделирование, операционализация понятий.

Эмпирические методы анализа и сбора данных: опросные методы, анализ документов и литературы, вторичный анализ результатов социологических исследований, сравнительно-сопоставительный анализ, дескриптивный, дисперсионный, корреляционный анализ с использованием пакета программ SPSS 12.0, SPSS 13.0.

Метод организации исследования включает в себя последовательность действий: схема логической обработки собранной информации, рабочий план исследования, инструкция анкетеру, карточка выборки.

Научная новизна исследования:

1. Определены и соотнесены понятия необходимые для исследования профессионального самоопределения студентов вузов: «профессиональный выбор», «намерение», «устремление», «интерес», «направленность», «самосознание», «становление личности».

2. Доказано, что исследование профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края эффективно в контексте диспозиционной концепции личности.

3. На основе эмпирического исследования получено знание о реальном содержании трудовых ценностей, установок, мотивов, целей студентов в Алтайском крае в начале XXI века.

4. Проанализировано современное положение системы содействия профессиональному самоопределению в вузе (на примере АлтГТУ), ранее отсутствовавшее в социологической литературе.

5. Выдвинуты и обоснованы рекомендации по оптимизации профессионального самоопределения молодежи в образовательных учреждениях Алтайского края в условиях модернизации образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование типов профессионального самоопределения студентов вузов эффективно в контексте диспозиционной концепции личности, так как это, во-первых, позволяет учитывать интересы, мотивы, цели и установки личности в процессе профессионального самоопределения, во-вторых, позволяет выявить удовлетворенность студентов вузов профессиональным выбором.

2. Профессиональное самоопределение студентов — есть процесс и результат ценностного выбора личностью целей и средств самоосуществления, соотнесения установок и возможностей личности в области профессиональной деятельности, имеющее в своей основе активное стремление человека к самореализации через труд.

3. В практике профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края можно выделить следующие типы. Конкретный — это студенты, стратегии поведения которых после вуза связаны с получаемой специальностью. К нему относятся: студенты строительно-технологического факультета (СТФ), инженерно-экономического факультета (ИЭФ), гуманитарного факультета (ГФ), факультета социально-культурного сервиса и туризма (СКС), факультета информационных технологий и бизнеса (ФИТИБ), факультета архитектуры и дизайна (ФДА), энергетического факультета (ЭФ). Абстрактный — это студенты, стратегии поведения которых после вуза связаны с полученным дипломом о высшем образовании. К нему относятся: студенты автотракторного факультета (ЛТФ), химико-технологического факультета (ХТФ), факультета инженерной педагогики (ФИПИ), факультета пищевых производств (ФПП). Промежуточный — это студенты, стратегии поведения которых не связаны ни с дипломом о высшем образовании, ни с полученной специальностью. К нему относятся: студенты инженерно-физического факультета (ИФФ) и механико-технологического факультета (МТФ).

4. Профессиональное самоопределение студентов вузов включает в себя профессиональную направленность и профессиональное самосознание. Эмпирическими индикаторами профессиональной направленности студентов являются: наличие в мотивировке профессионального выбора мотивов, связанных с интересом к содержанию деятельностиустойчивый профессиональный интересудовлетворенность сделанным профессиональным выбороминформированность о способах поиска работы, об аспектах будущей профессиональной деятельности. Эмпирическими индикаторами профессионального самосознания студентов являются: положительное отношение к учебеналичие в образе молодого успешного специалиста таких личностных качеств как: ответственность, нацеленность на результат, инициативность, коммуникабельность, задатки лидера.

5. Система содействия профессиональному самоопределению для каждого конкретного факультета и курса должна учитывать: во-первых, особенности будущей профессии студента, во-вторых, сформированность профессионального самоопределения студента, в-третьих, личностные качества студента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются:

1) правильно выбранной в соответствии с предметом исследования методологической позицией, соответствующей диспозиционпой концепции личности;

2) применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели, задачам и гипотезам, репрезентативностью выборки;

3) применением результатов исследования в практической деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Полученные научные результаты содержат в своей совокупности решение проблемы профессионального самоопределения студентов в условиях рынка и уточняют категориальный аппарат социологии социальных институтов, личности, молодежи.

Практическая значимость работы.

Эмпирические результаты исследования, могут быть использованы в разработке программ социальной политики в регионе, а также в практической работе органов содействия профессиональному самоопределению личности, в профессиональной деятельности психологов, социологов, педагогов, социальных работников. Исследование профессионального самоопределения позволит преодолеть некоторые проблемы, свойственные современному институту образования, модифицировать социально-управленческое направление в области молодежной социальной политики.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи, определяющие содержание диссертации, изложены в докладах и выступлениях на следующих конференциях.

58 научно-техническая конференция студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава АлтГТУ им. И. И. Ползунова «Научно-техническое творчество молодежи» (Барнаул, 2000);

Межрегиональная конференция «Образование и наука в третьем тысячелетии» (Барнаул, 2002);

Региональная научно-методическая межвузовская конференция «Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса и качества образования» (Барнаул, 2002);

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2004);

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2006).

По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,95 пл., в т. ч. одна в реферируемом журнале «Вестник Бурятского государственного университета».

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем текста — 161 страница. Библиографический список включает 232 наименования источников, в том числе 4 на английском языке.

Заключение

.

Изложенные в диссертационной работе результаты исследования являются социологическим анализом типов профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края на примере студентов Алтайского государственного технического университета. Проблемы российской экономики нашли свое отражение и в системе профессиональной ориентации молодежи Алтайского края. Молодежь в условиях формирования альтернативной системы содействия профессиональной ориентации вынуждена адаптироваться к изменившейся социальной ситуации, самоопределяться и выбирать жизненный путь самостоятельно. Превалирующий в настоящее время компетептностный подход в образовании усиливает данную тенденцию и направляет студентов на самостоятельное решение проблем, в том числе и выбора профессии. В целом компетентностная модель специалиста это сложное образование, в котором конкретным знаниям сопоставлены объекты, индексам практической подготовки — свидетельства, а индивидуальным и профессиональным аспектам — результаты диагностики с помощью тестов, собеседований, тренингов и т. д.

Предложенный диссертантом подход к выявлению типов профессионального самоопределения студентов базируется на синтезе факторов макро среды, микро среды и индивидуальных особенностей личности. Данный подход позволяет определить формы, векторы, стратегии поведения студентов в современном российском обществе. Стратегии поведения студентов имеют разную направленность, что говорит о дисфункции существующей системы содействия профессиональному самоопределению студентов в целом. Среди совокупности факторов, определяющих типы профессионального самоопределения студентов, особую роль играют специфика вуза обучения, профиль факультета обучения, курс обучения. Профессиональное самоопределение студентов формируется на основе целей обучения, мотивов трудовой деятельности, степени единства жизненных и профессиональных ценностей, установок на общение с преподавателями.

На основе изучения существующих в научной литературе социологических подходов к изучению профессионального самоопределения студентов сделан вывод о возможности анализа данной проблематики сквозь призму диспозиционной концепции личности. Диспозициоииая концепция личности позволяет проанализировать социальные процессы, в том числе социализацию, самоопределение, формирование ценностных ориентации как феномен формирования и усвоения общественных норм и ценностей, как готовность эффективно реагировать на макрои микросреду, на изменяющуюся ситуациюформирование и усвоение установок и социальных ценностей рассматривается как потребность личности в ходе ее интеграции в общественную среду. Исследование подтвердило, что применение диспозиционной концепции личности дает адекватное объяснение профессиональному самоопределению студентов. Эффективность применения диспозиционной концепции личности доказывается тем, что, во-первых, позволяет учитывать интересы, мотивы, цели и установки личности в процессе профессионального самоопределения, во-вторых, позволяет выявить удовлетворенность студентов вузов профессиональным выбором. Профессиональное самоопределение студентов — есть процесс и результат ценностного выбора личностью целей и средств самоосуществления, соотнесения установок и возможностей личности в области профессиональной деятельности, имеющее в своей основе активное стремление человека к самореализации через труд.

В результате исследования доказано, что в практике профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края можно выделить следующие типы. Конкретный — это студенты, стратегии поведения которых после вуза связаны с получаемой специальностью. К нему относятся: студенты строительно-технологического факультета (СТФ), инженерно-экономического факультета (ИЭФ), гуманитарного факультета.

ГФ), факультета социально-культурного сервиса и туризма (СКС), факультета информационных технологий и бизнеса (ФИТИБ), факультета архитектуры и дизайна (ФДА), энергетического факультета (ЭФ). Абстрактный — это студенты, стратегии поведения которых после вуза связаны с полученным дипломом о высшем образовании. К нему относятся: студенты автотракторного факультета (АТФ), химико-технологического факультета (ХТФ), факультета инженерной педагогики (ФИЛИ), факультета пищевых производств (ФПП). Промежуточный — это студенты, стратегии поведения которых не связаны ни с дипломом о высшем образовании, ни с полученной специальностью. К нему относятся: студенты инженерно-физического факультета (ИФФ) и механико-технологического факультета (МТФ).

В результате диссертационного исследования диссертантом выявлена структура профессионального самоопределения студентов Алтайского края. Профессиональное самоопределение студентов вузов включает в себя профессиональную направленность и профессиональное самосознание. Эмпирическими индикаторами профессиональной направленности студентов являются: наличие в мотивировке профессионального выбора мотивов, связанных с интересом к содержанию деятельностиустойчивый профессиональный интересудовлетворенность сделанным профессиональным выбороминформированность о способах поиска работы, об аспектах будущей профессиональной деятельности. Эмпирическими индикаторами профессионального самосознания студентов являются: положительное отношение к учебеналичие в образе молодого успешного специалиста таких личностных качеств как: ответственность, нацеленность на результат, инициативность, коммуникабельность, задатки лидера.

В результате исследования профессионального самоопределения студентов выяснено, что в сознании студентов формируется отношение к образовательной деятельности в вузе не как к познавательной, а, в основном, как к средству получения документа (диплома), обеспечивающего определенный социальный статус.

Проанализированное современное положение системы содействия профессиональному самоопределению в вузе (на примере АлтГТУ), ранее отсутствовавшее в социологической литературе, позволило диссертанту выдвинуть и обосновать рекомендации макро, микро и индивидуального уровня по оптимизации профессионального самоопределения молодежи в образовательных учреждениях Алтайского края в условиях модернизации образования.

1. Укрепление связи между школами и высшими учебными заведениями.

2. Развитие содействия профессиональному самоопределению в вузе, которое должно проявляться в формировании устойчивости профессиональной направленности студентов, формировании пространственных представлений о профессии в процессе образовательной деятельности.

3. Доступность высшего образования, формирование системы кредитования студентов.

4. В работе со школьниками необходимо увеличение содействия по профессиональному самоопределению школьников, проведение наряду с диагностическими консультациями занятий по приобретению навыков профессии.

5. Для оптимизации процесса трудоустройства студентов необходимо укрепление связей между университетами и работодателями. Так, необходимо развивать опыт прохождения производственной практики и последующего трудоустройства студентов на одном и 'том же месте.

6. Система содействия профессиональному самоопределению для каждого конкретного факультета и курса должна учитывать: во-первых, особенности будущей профессии студента, во-вторых, сформированность профессионального самоопределения студента, в-третьих, личностные качества студента.

7. Для усовершенствования системы образования необходимо корректировка структуры специальностей, реформа армии (многие студенты идут в вуз, чтобы избежать армии). Формирование устойчивого социально-экономического положения страны в целом и каждого ее гражданина в частности может ускорить процесс профессионального самоопределения отдельных личностей и впоследствии способствовать научно-техническому прогрессу России в целом.

Полученные научные результаты содержат в своей совокупности решение проблемы профессионального самоопределения студентов в условиях рынка и уточняют категориальный аппарат социологии социальных институтов, личности, молодежи.

Эмпирические результаты исследования, могут быть использованы в разработке программ социальной политики в регионе, а также в практической работе органов содействия профессиональному самоопределению личности, в профессиональной деятельности психологов, социологов, педагогов, социальных работников. Исследование профессионального самоопределения позволит преодолеть некоторые проблемы, свойственные современному институту образования, модифицировать социально-управленческое направление в области молодежной социальной политики.

Таким образом, в результате исследования доказано, что сам образовательный процесс выступает фактором успешности и адекватности студентов, а потому поиск специально организованных педагогических условий в их совокупности следует признать правомерным и оправданным для последующих исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адамчук, В. В. Экономикаи социология труда/В. В. Адамчук—М., 1999—300с.
  2. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / В. К Попов и др.- Иркутск, 1986.- 122 с
  3. , А. Наукажить/А. Адлер-Киев, 1987.-300 с.
  4. Актуальные проблемы идейно — нравственного воспитания молодежи / сборник. — Барнаул, 1985.-100 с.
  5. , В.Г. Молодой рабочий / В. Г. Алексеева-М., 1983 -120 с.
  6. , Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология / Г. М. Андреева— М, 1965, — 300 с.
  7. , М. А. Избранные философские произведения /М А. Антонович-М., 1 945 250 с.
  8. , А. Н. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал / А. Н. Арипин.-М., 2003.- 254 с.
  9. Арон, Раймон Этапы развития социологической мысли /Раймон Арон.-М., 1993 606 с.
  10. , В. И. Эгос среднего класса/В. И Бакштановский.-Тюмепь, 2000.-272 с.
  11. Баразгова, Е. С. Американскаясоциолошя/Е. С. Баразгова-Екагерипбург, 1997.-368 с.
  12. , В. С. Социальная жизнь общества/В. С. Барулип.-М., 1987 -184 с.
  13. , М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи / М. В. Батырева Автореферат дисс. на соискание звания канд. социолог, наук. Тюмень, 2003.-24 с.
  14. Бердяев, I I. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев М., 1990 — 400 с.
  15. , Н. А. О рабстве и свободе человека (опыт персоналистической философии) / И. А. Бердяев.- Париж, 1939.- 340 с.
  16. Бестужев-Лада, И. В. Какая ты, молодежь?/И. В. Бестужев-Лада-М., 1988.-265 с.
  17. , В. В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / В. В. Бовкун.-М., 1988.-142 с.
  18. , В. А. Психология профессиональной пригодности/ В. А Бодров-М., 2001- 156с.
  19. Большой толковый социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова, — М., 2001 .800 с.
  20. Бочаров, В.В. Антропологиявозраста/В.В.Бочаров.—СПб., 2000.- 193с.
  21. , Л. П. Человек: деятельность и общение / ЯП. Буева- М., 1978 520 с.
  22. , Ф. Новый органон: в 2 тУ Ф. Бэкон -М., 1972, — Т.2- 520 с.
  23. , Э. К. Социально-профессиональный уровень городской молодежи / Э. К. Васильева-Я, 1973.-450 с.
  24. Вебер, Макс. Избранные произведения/под общ. ред. В. М Малышева-М., 1999.-430 с.
  25. , Т. Теория праздного класса/ Т. Веблен.-М., 1984.—156 с.
  26. , И. Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания / И. Ф. Ведин— М., 1988.-260 с.
  27. Винтин, И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников//Социс-2004.-№ 2,-С. 86−93.
  28. , Ю. Р. Социология молодежи / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко— Екатеринбург, 1995.-450 с.
  29. , Ю. Г. Социология/Ю. Г. Волков, -М., 1999.-428 с.
  30. Вольтер,. Философские сочинения / Вольтер М., 1988- 300 с.
  31. Вопросы самоопределения личности и ее активности / ред. кол. М. А. Машная (науч. ред.).-Уфа, 1985.-200 с.
  32. Вуз и компания-рядом или вместе?//Управление персопагюм-2002-№- 9- С. 36−37
  33. Выбор судьбы / под ред. С. И. Григорьева-Барнаул, 1989 -125 с.
  34. Высшему образованию европейский стандарт//Управление персоналом -2000- № 5-С.4−9.
  35. , У. Исследование происхождения живых организмов / У. Гарвей.- М., 1968 — 156 с.
  36. , Г. В. Ф. Сочинения: в 10 т. / под общ. ред. Г. В. Мальцева- Т. 8, М., Я, 1935.— 400 с.
  37. Гелипский, Я. Стадии социализации индивида/Я. Гелинский.-М., 1986.-300 с.
  38. , А. И. Собрание сочинений: в 30 т.-М., 1960- 30 т.
  39. , Э. Социология / Э. Гидденс.- М., 1997 560 с.
  40. , В. А. Учебные заведения в условиях экономики переходного периода. Концепция развития образования / В. А. Гневко СПб., 2001.- 200 с.
  41. , Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2 / под общ. ред. А. А. Николаева- М., 1964.-320 с.
  42. , Е. И Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /Е. И Головаха.-Киев, 1988 -142 с.
  43. Голомшток, А Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (Воспитательная концепция профессиональной ориентации) / Е. Е. Голомшток М., 1979— 160 с.
  44. Городские профессионалы/под ред. В. И. Бакштановский-Тюмень, 1999.-272 с.
  45. , А.Б. Эмиль Дюркгейм в России / А. Б. Гофман—М., 2 001 100 с.
  46. , С. И. Молодежь Сибири на пороге зрелости / С. И. Григорьев Б., 1988-Барпаул, 1988.- 117 с.
  47. , С. И. Социология образования, как отраслевая теория в современном социологическом витализме / С. И. Григорьев, Н. А. Матвеева.- Барнаул, 2002.- 310с.
  48. , С. И Основы современной социологии / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов-М., 2002.-255 с.
  49. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова-М., 2003.- 300 с.
  50. , И. А. Западная социология /И. А. Громов, AJO. Мацкевич, В. А. Семенов-СПб., 1997.-372 с.
  51. , ЯВ. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социс 2001№ 7 — С. 132−135.
  52. , А. А. Социология труда / А. А. Дикарева. М., 1989.- 450 с.
  53. , В. Избрш шые произведения / под общ. ред. Н. Н. Пикарев— М., 1960.-500с.
  54. , В.И. Социология: в 2.Т.2. /В. К Добреньков.- М., 2000, — 535 с.
  55. , Г. Витализм, его история и сисгема / Г. Дриш.- М., 1915- 600 с.
  56. , Л. И Социальные институты и социальные организации / Я. И. Дробышева.- Барнаул, 1994 120 с.
  57. , И. Молодежь на рынке труда// Вопросы экономики.-1998, — № L- С. 81 91.
  58. , Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. М., 1970 — 300 с.
  59. Жизненные пути одного поколения / под общ. ред. М. X. Титма.- М., 1992 -184 с.
  60. Жизненный путь личности / под ред. В. А. Бойко Киев, 1987- 200 с.
  61. , В. И. Психологические основы выбора профессии / В. И. Жуковская.— 1У1., 2000.-300 с.
  62. Западноевропейская социология / под. ред. В. П Култыгин М., 1996 — 346 с.
  63. , Н.Н. Профессиональная ориентация школьников/Н. Н.Захаров.—М., 1988.200 с.
  64. , ГЕ. Введение в социологию /Г. Е. Зборовский-Екатеринбург, 1992 -224 с.
  65. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов.— .уГ., 1986.-500 с.
  66. , Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер.- М. 1998 300 с.
  67. , Р. А. Молодой человек: становление образа жизни / Зобов Р. А., Лисовский В. Т.-М., 1986−320 с.
  68. , Ю. А. Молодежь между интеграцией и исключением // Социально-гуманитарные знания- 2000- № 2- С. 183.
  69. , Ф. И Труд и развитие личности школьника / Ф. И Иващепко- М, 1987.300 с.
  70. , С. Н. Молодежь: социологический и социально-психоло! ический анализ /С. М. Иконникова-Л, 1972, — 350 с.
  71. , С. Н. Становление и развитие личности молодого человека / С. Н. Иконникова, — М., 1972.- 464 с.
  72. Интеллигенция в условиях общественной нестабильности / под общ. ред. П. Н. Ракова.-М., 1996.-304 с.
  73. , Л. Г. Георг Зиммель-социолог/Л. Г. Ионин.-М.: Наука, 1985 320 с.
  74. История теоретической социологии: в 4 т. Т. 4. / под Е. Н Елсукова-М., 2000.
  75. , В. В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции / В. В. Касьянов-Краснодар, 1994 250 с.
  76. , В. Куда податься молодому специалисту // Управление персоналом.- 2000,-№−2.-С. 63−65.
  77. , В. Самый главный экзамен //Управление персоналом 2000, — № 5.- С. 40 — 41. I
  78. , О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс 2000.- № 3 — С. 124- 128.
  79. , Ю. Л. Начало социологии / Ю. Л. Качалов М., 2000 — 520 с.
  80. , Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов— Р/н/Д 1996.-560 с.
  81. , А.И. Социология молодежи. Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков-М., 1999.-560 с.
  82. Когда наступает время выбора / под общ. ред. Г. А. Чередниченко, — СПб.: РГХИ, 2001 .-566 с.
  83. , В. П. Развитие систем мотивации в управлении инженерно — управленческим трудом в России и КНР / В. П Кокорев Барнаул, 1996 — 120 с.
  84. , В. П. Становление индивидуальности / В. П Коломиец.-М., 1993 300 с.
  85. , М. С. Введение в социологию / М. С. Комаров.- М., 1999 318с.
  86. Кон, И. С. Социологическая психология / И С. Кон.-М., 1999 600 с.
  87. , Л. Л. Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе / Л. Л. Кондратьева// Профориентация молодежи М.: Высшая школа, 1978.- 500 с
  88. , О. Курс положительной философии / О. Копт.-- Спб., 1899 426с.
  89. , Л. Я. Социология перехода к рынку в России / Косалс Л. Я., Р. В. Рывкииа.-М., 1998.- 540 с.
  90. , В. Г. Молодежь Сибири: Образование и выбор профессии / В. Г. Коспок.— Новосибирск, 1980 -175 с.
  91. , В.Н. Теория эволюции и социо-экономические процессы / В. I I. Коспок М., 2001.-300 с.
  92. , А.И. Социология / А. И. Кравченко-М., 1999, — 384 с.
  93. , А. И. Социология труда в 20 веке. Исгорико-кришческий очерк / А. И. Кравченко-М., «Наука», 1987 230 с.
  94. , А.И. Трудовые организации/А. И. Кравченко-М., 1991- 120с.
  95. Краткий психологический словарь / Ред.-сосг. Л. А. Карпенко -Р н/Д 1998.- 500 с.
  96. , В. В. Формирование профессиональной направлешюсга у учащихся старших классов средней школы // Социально-философский журнал.- 1983- С.30−35.
  97. , О. В. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы / О. В. Крыштановская.- М.: Наука, 1989. -144 с.
  98. Куда подэгься молодому специалисту// Управление персоналом.-2000 № 2- С. 63−65.
  99. Кузьмин, С А. Социальные системы: опыт структурного анализа / С. А. Кузьмин—М., 1996, — 191 с.
  100. , В. П Классическая социология /В. П. Култыгин М: Наука, 2000.- 526 с.
  101. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации / под. Ред. И. А. Ильин.-М, 2000.-222 с.
  102. , А. М. Профессиональное самоопределение учащихся / А. М. Кухарчук-Минск, 1976 -120 с.
  103. , В. И. Общественная проблема: генезис и решение / В. И. Куценко.- Киев, 1984, — 439 с.
  104. , П. Л. Философия и социология // Избранные произведения: в 2 т. Т.1., М., 1965.-300 с.
  105. , О. Е. Компегентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. -2004.- № 5. -С. 3−12.
  106. , И.И. Наука как социальный институт/И. И. Левин-Л., 1971.-100 с.
  107. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский.-СПб., 2000, — 508 с.
  108. , Н. П. Молодежь и труд: проблемы производственной адаптации / Н. П. Лукашевич-Харьков, 1987 300 с.
  109. , Дж. Социология /Дж. Мадионис.-М., 2004 600 с.
  110. , В. Н. Жизненная позиция личности / В. Н. Маркин М., 1989 — 300с.
  111. , Д. Социология труда/Д. Маркович-М., 1988.-404 с.
  112. , К., Энгельс Ф., Сочинения. Т. 1, М., 1978.- 500 с.
  113. К., Энгельс Ф., Сочинения. Т23, М., 1960. -450 с.
  114. , И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы инештуционализации /И. О. Мартышок-Киев, 1990. -150 с.
  115. Матвеева, Н А. Образование в контексте неклассической социологии / http://www.edLication.rckom.iii
  116. , В. А. Социальная среда и выбор профессии / В. А. Матусевич, В. Л. Оссовский—Киев, Наук, думка, 1982.- 340 с.
  117. Методологические проблемы исследования духовного мира личиосш / под ред. В. Г. Немировского.-Красноярск, 1983.-120 с. 1
  118. , А. К. Социальное партнерство в Российском обществе / А. К. Мишин-Барнаул, 1998.-120 с.
  119. , А. К. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами (на примере Алтайского края): монография/А. К. Мишин.-Б., 1996,-100 с.
  120. Молодежь: ориентации и жизненные пути / под ред. М X. Титма- Риг^а, 1988 -150 с.
  121. Молодежь России / под ред. В. Н Шубкин.-М, 1996.- 300 с.
  122. Молодежь России / под ред В. Н. Шубкин -М., 1992 300 с.
  123. Молодежь России: ориентации и жизненные пути / под ред М. X. Титма-Рига, 1988.140 с.
  124. Молодежь России: тенденции, перспекшвы/под ред ИМ Ильинского.-М, 1993−216с
  125. , В. В. Социализация личности/В. В. Москаленко-Киев, 1986 -150 с.
  126. , И. В. Социальное расслоение/И. В. Мостовая,-М., 1997−207 с.
  127. Мы достраиваем национальную систему образования, а не разрушаем ее // Российская газета- 2002.- 6 декабря С. 10 -11.
  128. К. Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы / К. Г. Мяло.-М, 1991.-300 с.
  129. На перепутье/под ред. Г. А. Чередниченко-М., 1999−239 с.
  130. Незанятая молодежь: социально-экономический поргрег и поведение // Человек и труд.-1999 № 4 — С.42−43.
  131. Некоторые вопросы профориентации и истории педагогики / под ред. Н. II. Грищенко-Барнаул, 1972.- 90 с.
  132. Немировский, В.Г.Общаясоциология/В.Г.Немировский.-Р/н/Д., 2004.-314с.
  133. , В. Г. Социология личности / В. Г. Немировский- Красноярск, 1 989 300 с.
  134. , Н. Н. Психолого-педагогические основы инсппуционализации профессиональнойдеягельносги/Н.ННечаев.-М., 1988 150 с.
  135. Новый человек: факторы становления / под ред. С. Б. Савеловой.-Киев, 1981.- 200 с.
  136. Обновление и стабильность в современном обществе / под. ред. Ю. М. Резник. — М., 2000,-364 с.
  137. Общество государство—человек / под ред. С. И. Григорьев — М., 1999, — 495 с.
  138. Омельченко, E. JI Стилевые стратегии занятости и их особенности // Социс.- 2002.- № 9.-С.2940.
  139. , А. И. Возникновение жизни на земле/А. И. Опарин.-М., 1957.-230 с.
  140. , В. JI. Формирование трудовых ориентаций молодежи (методологические и методические проблемы социологического исследования / В. JT. Оссовский—Киев, 1985.125 с.
  141. , Н. Г. Интеллигенция и Марксизм/Н. Г. Павлова.-Барнаул, 2002.- 117 с.
  142. , В. В. Ювенгология: проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павлова- М, 2001.- 302 с.
  143. , М. Психотехника экзистенциального выбора / М. Папуш М., 2001 -200 с.
  144. , В. П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы/В. П. Парамзин.-М., 1985- 120 с.
  145. , Т. Структура социального действия / Т. Парам ic М., 2000.-600 с.
  146. , И.А. Работа и трудоустройство в восприятии студентов // Социс.- 2000 № 1,-С. 130−132.
  147. Педагогика и психология высшей школы / под ред. Н. А. Громкова- P/i i/Д. -1998 500 с.
  148. , Г. В. Избранные философские произведения: в 5 т. / Г. В. Плеханов М., 1956,-Т. 1−5.
  149. , И. И Общество открытых классов / И. И. Подойницына- Новосибирск, 1999.-175 с.
  150. Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии / под ред. А. В. Попов.-М., 1980.-450 с.
  151. Проблема человека в западной философии / под рел. M. JI Валенин.-М., 1988 250 с.
  152. Проблемы управления образованием на пороге 21 века: Межвузовский сборник научных статей / научный редактор В. М. Лопаткин—Барнаул, 2001.- 300 с.
  153. Проблемы управления процессом профессионального самоопределения молодежи в современных условиях/под ред. Я. В. Иванова-Барнаул, 1999.
  154. Профессиональная ориентация молодежи / Под ред. Платонова К. К. М., Высшая школа, 1976,-250 с.
  155. , Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников.- М., 2002.- 260 с.
  156. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства/Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова- М, 2001.- 510 с.
  157. Психология личности и образ жизни / под ред. Л. Г. Смирнов M., 1987,-120 с.
  158. Психология самосоз1 гания / под ред. Л. П. Станкевич — Самара, 2000 400 с.
  159. Психология институционализации и развития личности / под ред. JI. П. Леонтьев—М., 1981.-200 с.
  160. Рабочий класс в процессах модернизации России / под ред Л. Я. Рубш юй—М., 2001.- 249 с.
  161. Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и самораупирования / под ред. В. Л. Оссовского.-Киев, 1989 300 с.
  162. , О. А. Социальные ориентиры молодежи / О. А. Раковская.-М, 1993- 200 с.
  163. , И. В. Методологические основы исследования динамики мировоззренческих установок личности / И. В. Рахманова.—Новосибирск, 1989 150 с.
  164. Региональная служба профориентации / Статистический сборник.-Барнаул, 2001.- 60 с.
  165. , И. Сущность жизни / И. Рейнке.-М., 1903 200 с.
  166. , Е. И. Выбор профессии /Е. И. Рогов-М., 2003.- 350 с.
  167. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова- M., 1998 672 с.
  168. , А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов—М. 1984.-180 с. 171 .Руденко, Р. И. Практикум по социологии / Р. И. Рудепко.-М., 1999 447 с.
  169. Русская интеллигенция: история и судьба / П. А. Волонская—М., 1999.- 423 с.
  170. , М. Н. Общество как система/М. Н. Руткевич- СПб., 2001.- 444 с.
  171. РуткевичМ.Н. После школы/М.Н.Руткевич.-М., 1995.- 186 с.
  172. , А. А. Ценностный подход в системе социологического знания / А. А. Ручка-Киев, 1987.-154 с.
  173. Самый главный экзамен // Управление персоналом 2000 — № 5 — с 40 -41.
  174. , А. П. Пути воспитания профессиональной направленности учащихся и молодых рабочих/А. П Сейтешев.-М., 1980 120 с.
  175. , ЕА., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социс.-2002 № 1- С.109−114.
  176. Смелзер, Н. Социсшошя/Н. Смелзер.-М., 1994.-430 с.
  177. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов М., 2001.-300 с.
  178. Современное понимание жизненных сил человека от метафоры к концепции (становление виталисгской социологической парадигмы) / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. -М., 2000, — 242 с.
  179. , А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества//Социс.-№ 10.- С.115−123.
  180. , Г. Н. Социология труда / Г. Н. Соколова- Минск, 2002.-260 с.
  181. , В. С. Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьев.-Т. 2, — М., 1989.
  182. , Г. С., Харченко И. И. Формирование экономического сознания выпускников в общеобразовательной школы. // Социс 2001.- № 9 — С. 89 — 94.
  183. , П. А. Заметки социолога/П. А. Сорокин-СПб., 2000 500 с.
  184. Социальное качество российской молодежи на рубеже веков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Теория и практика воспитательной работы в высшей школе-Барнаул, 2000.
  185. Социальное партнерство как эффективный фактор регулирования социально-трудовых отношений в местных сообществах сборник.-Барнаул, 2002 -120 с.
  186. Социальное положение и социальные ориентации молодежи Алтайского края сборник.-Б., 1991.
  187. Социальное расслоение возрастной когорты / под ред. Г. А. Чередничепкко. — М., 1997−278 с.
  188. Социальное расслоение и социальная мобильность/под ред. И. В. Мосговой-М., 1999.
  189. Социально-психологическийпортрегинженера/огв.РедВ. А. Ядов,-М., 1977- 120 с.
  190. Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А.
  191. B. Кабыща и др. / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева М., 1996. -464 с.
  192. Социологая: энциклопедия/под ред С. Б. Савеловой-Минск, 2003 700 с.
  193. Социология труда: Учебник/Г.Н. Соколова- Минск, 2002.-350 с.
  194. . Избранные произведения /Б. Спиноза. Т.2.- М., 1957.
  195. Средний класс в России / под ред. С. И. Паршина- М., 2000 286 с.
  196. Стиль жизни личности/под редВ.В.Цыбульник.-Киев, 1982- 150 с.
  197. , И. Н Занятость как фактор трансформации социальной струюуры региона/ И. П. Сычева-Барнаул, 1998.-180 с. 200.'Гадевосян, Э. В. Социология / Э. В. Тадевосян. Учебное пособие — М.: Знание, 1998. -280 с.
  198. , И.Н. Тендерные аспекты стратегии безработных // Социс- 2000.- № 111. C.73−85.
  199. , А. А. Формирование профессиональной направленности личности школьника в условиях дифференциального обучения / А. А. Темербекова— Барнаул, 2001 .150 с.
  200. Технология поиска работы / под ред. В. А Шавриной М., 2000 -120 с.
  201. , З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества// Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР.-М.-1969. № 25/40. — Вып. 2. — С.59−99.
  202. , Э.Н. Социальные корни студентов //Социс 2000 — № 4.- С. 134−137.
  203. , ВМ. Сохранить кулыуру народа и построить цивилизацию // Управление персоналом.-2001.-№ 5.-С. 10−15.
  204. Философская энциклопедия в 5-ти томах / под ред. Ф В. Константинов. М., 1970. — Т.1−5.
  205. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова.—М., 2001.- 750 с.
  206. , С. С. Основы социологии / С. С. Фролов,-М., 1997, — 343 с.
  207. , Э. Психология личности /Э. Фромм-М., 1982.-400 с. 211 .Фукуяма Сигэкадзу. Теоретические основы профессиональной ориентации / С. Фукуяма.-М., 1989.- 200 с.
  208. , Э. Ш. О некоторых проблемах инстшуционализации континген га студентов педагогического вуза// Социально-гуманитарные знания 2002.- № 2 — С. 87.
  209. , В.Г. Основы социологии /В. Г. Харчева.-М., 1997 304 с.
  210. , А. С. Основная ошибка философии. Детерминизм и свобода воли / А. С. Хоцей-Казань, 2003. -400 с.
  211. Цыбульник, В. В. Молодежь и общество/В. В. Цыбульник-Киев, 1990, — 150 с. 21б. Человеки его ценности. 4.1 /подред. И. В. Шарафеев- М., 1988 300 с. 217. Чередниченко Г. А. Личные планы выпускников средних учебных заведений // Социс.-2001.-№- 12.-С.108−118.
  212. Г. А. Молодежь вступает в жизнь / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин.-М., 1985.
  213. , С.Н., Захаров И. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление / под ред. С. Н. Чистяковой.- М., 1987 160 с.
  214. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир.-М., 1981.-120 с.
  215. , В. Ф. Россиеведение/В. Ф. Шаповалов-М., 2001- 575 с.
  216. , Д. А. Социальная самоидентификация лучших выпускников // Социс.- № 3,-2004-С. 134−137.
  217. , Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереш, В. Г. Харчева, В. В. Сериков, — М.: Юрист, 1997, — 350 с.
  218. Щедровицкий, П Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий- М., 1993,-300 с.
  219. , Я. Элементарные понятая социологии /Я. Щепаньский- M., 1969.-320 с.
  220. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Р. В. Рывкина—' М., 1996.-500 с.
  221. Экономическое поведение населения агропромышленного региона в годы реформ / под ред. А. К. Мишин Барнаул, 2001.- 300 с.
  222. , М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий.—Кемерово, 2000 250 с.
  223. Bemard, J., Thompson L. F. Nurses and their Patients in Modem Society. Saint Louis: The C. V.MosbyCo. 1970.
  224. Feibleman, J. K The Institutions of Society. L., 1956.
  225. J.-P. Sartre, Critique de la raison dialectique-t, P., 1960.
  226. Spenser, H. First principles /Н. Spenser-n. Y. 1998.- 500 c.
Заполнить форму текущей работой