Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сферу эстрадного музыкального искусства входит довольно широкий и сложный конгломерат стилей и жанров, знакомство с которыми значительно расширяет кругозор начинающих музыкантов, углубляет их знания о музыке различных эпох и направлений, способствует развитию их общих и специальных музыкальных способностей. В контексте традиционного музыкального образования знакомство начинающих музыкантов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-теоретические предпосылки исследования проблемы формирования основ эстрадного исполнительства в классе аккордеона
    • 1. 1. Исторические и культурологические закономерности развития эстрадного исполнительства на аккордеоне
    • 1. 2. Содержание учебного процесса, формирующего у учащихся основы эстрадного исполнительства на аккордеоне
    • 1. 3. Педагогические условия формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования основ эстрадного исполнительства на начальном этапе обучения в классе аккордеона
    • 2. 1. Методы работы с учащимися в классе аккордеона в процессе формирования основ эстрадного исполнительства
    • 2. 2. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования в контексте формирования у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства

Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В настоящее время концепция музыкального образования в детских музыкальных школах (ДМШ) имеет принципиальную направленность на изучение мировой академической музыки, что определяет приоритеты в области содержания обучения начинающих музыкантов. При этом музыкально-образовательная система базируется на положении о том, что дети до прихода в ДМШ не обладают какими-либо предварительными музыкальными знаниями и не имеют собственного музыкального опыта.

Между тем, практика показывает, что в современном обществе формирование музыкальных вкусов и предпочтений подрастающих поколений происходит задолго до их систематических занятий музыкой и ориентировано не столько на традиционное академическое музыкальное искусство, восприятию которого должна предшествовать специальная музыкальная подготовка, сколько на массовое развлекательное музыкальное искусство нередко низкого профессионального уровня, ставшее частью молодежной субкультуры, опирающейся на коммерциализированную шоу-индустрию. Указанная тенденция в формировании первоначального музыкального опыта детей характеризуется стихийностью и неконтролируемостью, происходит вне стен музыкальной школы, что объясняется преобладанием данного вида музыкального искусства в музыкальной жизни и средствах массовой коммуникации современного российского общества.

Тотальное и однобокое увлечение современной молодежи лишь одним из видов массовой развлекательной поп-музыки довольно низкого уровня, отсутствие элементарной музыкальной грамотности и просвещенности в данном направлении оставляют невостребованным богатейший музыкально-педагогический потенциал такого явления музыкального искусства, как эстрадная высокохудожественная музыка, вошедшая в фонд культурного наследия человечества.

В сферу эстрадного музыкального искусства входит довольно широкий и сложный конгломерат стилей и жанров, знакомство с которыми значительно расширяет кругозор начинающих музыкантов, углубляет их знания о музыке различных эпох и направлений, способствует развитию их общих и специальных музыкальных способностей. В контексте традиционного музыкального образования знакомство начинающих музыкантов с эстрадным музыкальным искусством может являться ценным учебным материалом, способствующим решению актуальных общепедагогических, общеэстетических и специальных задач: качественного преобразования музыкальных вкусов и потребностей учащихся, подготовки их к восприятию более сложной, глубокой и серьезной музыки, раскрытия творческо-импровизационного потенциала, который, как правило, остается невостребованным при традиционном подходе к отбору учебного репертуара. При этом освоение эстрадного музыкального искусства не только дополняет и расширяет содержание детского музыкального образования, но и способствует активизации и оживлению процесса обучения.

В связи со сказанным представляется возможным и актуальным обновление и расширение содержательной части современного общего музыкального образования путем введения в его контекст раздела по обучению начинающих музыкантов, в том числе, и инструменталистов, основам эстрадного исполнительства и знакомства их с особенностями становления и развития эстрадного музыкального искусства в целом, что соответствует реальным потребностям общественно-музыкальной практики.

Особенно актуальна данная проблема в условиях обучения игре на музыкальных инструментах, в практике которых эстрадное исполнительство широко развито и имеет исторические корни. К числу таких инструментов относится и аккордеон. Следует подчеркнуть, что в настоящее время начинающие музыканты, в том числе, и аккордеонисты, приходят в музыкальную школу с частично сформированными музыкальными вкусами и предпочтениями, основой которых чаще всего является поп-музыка довольно низкого уровня. В связи с этим перед музыкальной школой стоит задача не только качественного преобразования стихийно и неконтролируемо сформированных музыкальных интересов начинающих аккордеонистов, но и знакомства их со всем спектром жанров и репертуарных направлений эстрадного музыкального искусства в целом и на аккордеоне, в частности. Возникает необходимость использования всего музыкально-педагогического потенциала этого вида искусства, формирования у начинающих аккордеонистов целостного представления о явлениях современной музыкальной жизни и подготовки их к восприятию серьезной академической музыки.

Анализ существующей учебно-методической литературы по обучению игре на аккордеоне и практика работы в ДМШ показали, что в настоящее время в отечественной системе музыкального образования незаслуженно забыты эстрадные корни этого инструмента, а также практически полностью отсутствуют теоретические и методические рекомендации по обучению аккордеонистов основам эстрадного исполнительства. Как и во всей отечественной музыкально-образовательной системе, в методике и практике игры на аккордеоне в настоящее время преобладает традиция академического исполнительства, находящаяся в противоречии с музыкальными вкусами и предпочтениями начинающих аккордеонистов. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Указанные особенности современной общественно-музыкальной практики и основные тенденции в содержании обучения в ДМШ позволили выявить следующие противоречия:

— между музыкальными вкусами и предпочтениями начинающих музыкантов и содержанием профессионального музыкального образования;

— между стихийностью и неконтролируемостью увлечений школьников эстрадной поп-музыкой и отсутствием методик, позволяющих сочетать серьезную и эстрадную музыку в обучении;

— между актуальностью эстрадной составляющей в теории и практике аккордеонного исполнительства и отсутствием профессионального эстрадного репертуара в содержании начального обучения игре на аккордеоне.

На основании выявленных противоречий была определена проблема диссертационного исследования, заключающаяся в необходимости обновления содержания учебного процесса в классе аккордеона, разработке теории и методики формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов. Многоаспектность и недостаточная разработанность указанной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания учебно-творческого процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание младших школьников в учреждениях начального звена системы дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования: процесс обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства.

Гипотеза исследования: Процесс обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства будет эффективным, если учитываются:

— музыкально-педагогический потенциал профессионального эстрадного искусства, весь спектр его жанров и репертуарных направлений, а также специфика этого вида эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в частности;

— психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и специфика начального этапа освоения аккордеона;

— весь арсенал технико-конструктивных и музыкально-выразительных возможностей аккордеона, способствующий выявлению особенностей эстрадного музыкального искусства, формирующий интерес к обучению, расширяющий исполнительские возможности учащихся, обогащающий их представления в многогранном мире музыки.

Указанные выше проблема, цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. На основе изучения историко-теоретической, культурологической и научно-педагогической литературы выявить особенности эстрадного музыкального искусства, определить основы эстрадного исполнительства на аккордеоне;

2. Разработать и теоретически обосновать содержание учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;

3. Выявить важнейшие педагогические условия и методы обучения в соответствии с особенностями учащихся младшего школьного возраста и спецификой начального этапа обучения аккордеонистов основам эстрадного исполнительства;

4. Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации и выявлению эффективности разработанных теоретико-методических положений, направленных на формирование у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства.

Методологической основой исследования являются:

— теоретические положения социологии музыки, рассматривающей музыку и явления музыкальной культуры как социально обусловленные: положения теории Б. Л. Яворского, рассматривающего творчество в тесной взаимосвязи с общественным восприятием и запросами аудиториитеория.

Б.В.Асафьева об «интонационном словаре эпохи», связывающая индивидуальное творчество и восприятие с музыкальным сознанием и бытом всего обществаисследования А. А. Альшванга о «жанровом фонде» эпохи и взаимосвязях музыкального искусства со звучаниями общественной жизнитруды А. Н. Сохора и Д. Б. Кабалевского, рассматривающие сущность музыкальной культуры как части всей духовной культуры общества;

— философские концепции образования, в центре которых находится развивающаяся личность обучаемого, психолого-педагогические положения о ведущей роли деятельности в развитии творческой индивидуальности.

Теоретическую основу исследования составили:

— исследования А. Г. Алексеева, Д. А. Браславского, С. А. Воскресенского, Ю. А. Дмитриева, С. С. Клитина, В. Г. Кузнецова, Е. М. Кузнецова, посвященные вопросам истории, сущности и особенностей эстрады как вида искусства;

— работы А. А. Банина, Г. И. Благодатова, К. А. Верткова, В. А. Вольфовича, М. И. Имханицкого, Е. И. Максимова, И. В. Мациевского, А. М. Мирека, Е. В. Показанник, рассматривающие культурно-исторические аспекты возникновения и становления гармоники и ее разновидностей;

— педагогическое наследие известных отечественных педагогов-музыкантов, посвященное различным аспектам теории и методики подготовки исполнителей: Л. А. Баренбойма, Л. В. Гинзбурга, А. Б. Гольденвейзера, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, Л. В. Николаева, С. И. Савшинского, Е. М. Тимакина, С. Е. Фейнберга, А. П. Щапова;

— работы, в которых рассматриваются проблемы активизации музыкальных и творческих способностей личности: Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. Ю. Гончарука,.

A.А.Готсдинера, А. Л. Готсдинера, В. И. Загвязинского, Д. Б. Кабалевского, И. И. Мисаиловой, И. Т. Назарова, Б. М. Неменского, О. С. Нечаевой,.

B.Г.Ражникова, Л. А. Рапацкой, Б. М. Теплова, Н. А. Терентьева, М. Э. Фейгина, Г. М. Цыпина;

— исследования Ю. К. Бабанского, Н. Н. Дмитриевой, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, посвященные дидактике обучения младших школьниковработы А. В. Петровского, И. Ю. Кулагиной, В. С. Мухиной, в которых рассматриваются вопросы возрастной и педагогической психологиитруды по педагогике и психологии развивающего обучения Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Н. Узнадзе, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования, включающих: изучение и теоретический анализ философской, исторической, культурологической, искусствоведческой, учебно-педагогической, методической и специальной литературы по теме исследованияобобщение и изучение передового педагогического опыта, анализ собственной педагогической деятельности и опыта работы преподавателей ДМШ в классе аккордеонаанализ учебных планов, учебных программ, методических разработок, авторских программ педагогов ДМШпедагогический эксперимент, включающий целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ музыкального творчества младших школьников, диагностические методы (анкетирование, беседы, интервьюирование, методы срезов) и обобщение собранных в процессе исследования данных, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. В соответствии с особенностями эстрадного музыкального искусства определены основы эстрадного исполнительства на аккордеоне: сочетание классической и профессиональной эстрадной музыкииспользование музыкально-изобразительных возможностей аккордеонаосвоение особенностей основных средств художественной выразительности эстрадного исполнительства на аккордеоне (ритма, штрихов, динамических оттенков, гармонии, использования специфических приемов исполнения и видов мелизмов) с опорой на танцевальность эстрадной музыкиартистичность исполнения как элемент сценического поведениятворческая импровизация;

2. Разработано и научно обосновано содержание учебного процесса по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства, включающее: опыт эмоционально-ценностного отношения к лучшим образцам эстрадного музыкального искусства, знания по истории и теории эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в частности, эстрадные музыкально-исполнительские умения и навыки, опыт творческой деятельности на основе овладения импровизационным мастерством эстрадного исполнительства;

3. Выявлена специфика начального этапа обучения аккордеонистов основам эстрадного исполнительства в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста (использование наглядных пособийосвоение ярких и эффектных средств художественной и музыкальной выразительности эстрадного искусствареализация творческого потенциала учащихсяартистичность исполнения как элемент игры и естественный процесс самовыраженияизучение доступных на начальном этапе обучения средств художественной выразительности эстрадного музыкального исполнительства на основе получения наиболее общих, ключевых знаний, умений, навыков);

4. Разработаны критерии сформированности у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства: эмоционально-ценностный, теоретический, музыкально-исполнительский, творческий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

— внесен вклад в теорию и методику обучения музыке младших школьников в ДМШ, обоснована возможность и необходимость обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства на примерах классики этого жанра;

— выявлены важнейшие педагогические условия (учет психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики начального этапа обучения, развивающее обучение, формирование образно-ассоциативного мышления учащихся, подбор специального нотно-музыкального материала, сочетание форм индивидуального и индивидуально-группового обучения), способствующие успешному протеканию учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;

— определены специальные наглядно-практические, проблемно-поисковые и творческие методы («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства), соответствующие содержанию процесса обучения;

— выявлены и обоснованы в контексте эстрадного исполнительства музыкально-изобразительные возможности аккордеона, способствующие формированию у учащихся навыков яркости и зрелищности исполнения: разнообразные сонористические приемы, предполагающие создание шумовых и звуковых эффектов, связанных с применением различных частей корпуса инструментатехнико-конструктивные особенности инструмента, способствующие проявлению звукоизобразительных возможностей музыки и элементов музыкальной речи (звуковысотности, ритма, динамики, темпа, тембра, лада).

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Разработано и апробировано содержание учебно-творческого процесса по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства, позволяющее практически решать поставленные задачи музыкального обучения и воспитания младших школьников;

2. Основные идеи, теоретические положения и методические рекомендации, разработанные в диссертации, могут быть использованы при разработке методик, составлении программ, учебных пособий, выработке педагогических приемов, связанных с обучением аккордеонистов основам эстрадного исполнительства в других звеньях системы общего музыкального образования — в общеобразовательной школе, во внешкольных занятиях;

3. Отдельные теоретические и методические положения, разработанные в диссертации, могут быть полезны в процессе преподавания специальных дисциплин в музыкальных и музыкально-педагогических колледжах, вузах, а также в системе повышения квалификации кадров культуры и искусств, в подготовке материалов для научно-практических семинаров и конференций.

Базами опытно-экспериментального исследования были:

— вечерняя школа общего музыкального образования (ВШОМО) № 16 г. Москвы;

— музыкальная студия общеобразовательной школы № 640 г. Москвы;

— детская музыкальная школа (ДМШ) № 41 им. В. Калинникова г. Москвы.

Этапы исследования.

Исследование осуществлялось с 1997 по 2006гг. и проходило в 3 этапа:

На первом этапе (1997 — 2000гг.) — поисково-теоретическом — выявлялось современное состояние проблемы: изучалась философская, культурологическая, искусствоведческая, научно-педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследованияопределялись теоретические и методологические основы диссертацииформулировались цель, задачи и гипотеза исследованияанализировались различные подходы к разработке структуры содержания учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;

На втором этапе (2000 — 2004гг.) — констатирующем — обобщался опыт работы преподавателей ДМШ в классе аккордеонаосуществлялась диагностика уровня сформированности у учащихся-аккордеонистов основ эстрадного исполнительства в соответствии с разработанными критериями (эмоционально-ценностным, теоретическим, музыкально-исполнительским, творческим) — проводилось анкетирование преподавателей по классу аккордеона ДМШ и учащихся-аккордеонистов;

На третьем этапе (2004 — 2006гг.) — формирующем — определялась эффективность разработанных в исследовании теоретико-методических положений обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительстваосуществлялось проведение контрольных срезов, определяющих уровень освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительствапроводился анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: изучением большого количества трудов, работ, литературных источников по философии, педагогике, психологии, искусствоведению, истории музыкального инструментария и исполнительства, методике обучения игре на различных инструментахприменением комплекса методов, соответствующих цели, объекту, задачам, логике исследованияналичием устойчивых положительных результатов обучения, которые были подтверждены качественным анализом и математической обработкой данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возможность и необходимость обучения начинающих музыкантов основам эстрадного исполнительства на аккордеоне обусловлены как историческими и культурологическими закономерностями развития данного инструмента, так и тенденциями в современной общественно-музыкальной практике, преобладанием в «интонационном словаре эпохи» (Б.В.Асафьев) поп-музыки, формирующей музыкальные предпочтения и интересы младших школьников.

2. В процессе формирования у учащихся-аккордеонистов основ эстрадного исполнительства необходимо использовать весь музыкально-педагогический потенциал профессионального эстрадного искусства в сочетании с классической музыкой, учитывать специфику начального этапа обучения в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, использовать технико-конструктивные и музыкально-выразительные возможности аккордеона.

3. Эффективность освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства обеспечивается использованием специальных наглядно-практических, проблемно-поисковых и творческих методов («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства), направленных на решение музыкально-исполнительских задач, связанных с эстрадным музыкальным искусством.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось:

1. В процессе проведения опытно-экспериментального исследования на базе ВШОМО № 16, музыкальной студии общеобразовательной школы № 640, в ДМШ № 41 им. В. Калинникова;

2. В ходе выступлений диссертанта на межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях по проблемам музыкальной педагогики;

3. Посредством использования теоретических и методических положений, разработанных в диссертации, в работе преподавателей ДМШ № 41 им. В.Калинникова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе:

Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанных нами теоретико-методических положений. Апробация структуры содержания рассматриваемого учебного процесса показала, что формирование основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов происходит более успешно и в полном объеме, если комплексно учитываются не только особенности эстрадного музыкального искусства, но и специфика начального этапа обучения, характеристики младшего школьного возраста начинающих аккордеонистов, а также технико-конструктивные и музыкально-выразительные возможности аккордеона. Использование специальных методов способствует реализации выявленных педагогических условий и решению как общепедагогических задач, так и вопросов, связанных с особенностями учебного процесса по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства. Направленность методов на активную поисковую и творческую деятельность учащихся отвечает их возрастным характеристикам и наиболее полно раскрывает их возможности по освоению особенностей эстрадного музыкального исполнительства в их практической музыкально-исполнительской деятельности.

Произведенные в ходе опытно-экспериментальной работы «срезы» выявили динамику освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства, успешное овладение ими не только теоретическими знаниями и умениями, составляющими структуру содержания учебного процесса, но и получение практических навыков по исполнению на аккордеоне разнообразных эстрадных музыкальных произведений с использованием соответствующих средств музыкальной выразительности, а также реализацию творческо-импровизационного потенциала учащихся. Итоговые данные свидетельствуют о сформированности у начинающих аккордеонистов экспериментальной группы основ эстрадного исполнительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с целью, задачами, общим замыслом исследования нами были выявлены историко-теоретические предпосылки исследования проблемы формирования у учащихся основ эстрадного исполнительства в классе аккордеона. Мы выяснили, что данная проблема является мало разработанной в музыкальной педагогике и методике формирования музыкально-исполнительских навыков аккордеонистов. Это потребовало проведения исследований в области различных наук — музыкознания, культурологии, педагогики. В процессе теоретического анализа было установлено, что основы эстрадного исполнительства на аккордеоне определяются особенностями эстрадного музыкального искусства, представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов исполнительской деятельности аккордеониста, отражают специфику эстрадного музыкального исполнительства с учетом музыкально-изобразительных возможностей аккордеона. Формирование основ эстрадного исполнительства должно происходить с первых уроков обучения аккордеонистов музыкально-исполнительской деятельности и представлять собой целенаправленный учебно-педагогический процесс, характеризующийся изучением и практическим освоением учащимися особенностей эстрадного музыкального искусства и использованием их в музыкально-исполнительской деятельности начинающих аккордеонистов. Данное положение предопределило теоретическое и экспериментальное изучение проблемы в процессе обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства. Результатом диссертационного исследования стали следующие выводы:

1. На основе изучения историко-теоретической, культурологической, педагогической и научно-методической литературы, а также проведенной опытно-экспериментальной работы обоснована возможность и необходимость обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства, обусловленная особенностями исторического развития аккордеона и тенденциями в современной общественно-музыкальной практике, формирующей музыкальные вкусы и предпочтения младших школьников.

2. Содержание учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства, способствует получению учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к лучшим образцам эстрадного музыкального искусства, овладению знаниями по истории и теории эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в частности, эстрадными музыкально-исполнительскими умениями и навыками, получению опыта творческой деятельности на основе овладения импровизационным мастерством эстрадного исполнительства.

3. Использование всего музыкально-педагогического потенциала профессионального эстрадного искусства в сочетании с классической музыкой, учет специфики начального этапа обучения в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, использование технико-конструктивных и музыкально-изобразительных возможностей аккордеона обеспечивает эффективность освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства.

4. Применение специальных наглядно-практических, проблемно-поисковых и творческих методов («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства) направлено на решение музыкально-исполнительских задач, связанных с эстрадным музыкальным искусством и способствует освоению начинающими аккордеонистами в их практической музыкально-исполнительской деятельности особенностей эстрадного музыкального исполнительства.

5. Проведение опытно-экспериментального исследования подтверждает эффективность разработанных в диссертации и внедренных в учебный процесс теоретико-методических положений обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства с точки зрения выдвинутых в исследовании задач.

Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающую полноту характеристики данной проблемы. Процесс формирования у учащихся основ эстрадного исполнительства может быть исследован в контексте освоения различных музыкальных инструментов в соответствии с их культурно-историческими, технико-конструктивными и музыкально-выразительными возможностями. Перспективными для дальнейшего изучения нам представляются следующие направления: включение в содержание высшего музыкального образования компонента эстрадного исполнительстваразработка и внедрение музыкально-компьютерных технологий в теорию и практику творческого развития учащихся средствами эстрадного музыкального искусстваисследование и адаптация репертуара эстрадного исполнительства для начального этапа обучения аккордеонистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллин Э. Б Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. 111с.
  2. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. -М.: Прометей, 1990. 186с.
  3. Аккордеон // Большой энциклопедический словарь. Музыка. Гл. ред. Келдыш Г. В. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.-с. 23.
  4. Аккордеон // Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1973. — с.23.
  5. Аккордеон в современной музыкальной культуре: Тезисы докладов Международного симпозиума аккордеонистов (15.10.1988). Вильнюс, 1988. — 12с.
  6. Акмеология. Учебник. Под общ. ред. А. А. Деркача. М., Изд. РАГС, 2002 -688с.
  7. А.Г. Серьезное и смешное. М.: Искусство, 1967. — 279с.
  8. А.А. Избранные сочинения. В.2-х т. / Ред кол.: Г. Б. Бернандт и др. Т. 1. М.: Музыка, 1964. — 432с.
  9. .Г. Психология чувственного познания. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960. — 486с.
  10. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. — 304с.
  11. И.Апраксина О. В. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. — 224с.
  12. Л.Г. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов. М.: МГЗПИ, 1989. — 76с.
  13. Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 111с.
  14. М.Арчажникова Л. Г. Методика обучения игре на фортепиано. М.: МГЗПИ, 1982.-82с.
  15. .В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунабаева. Л.: Музыка, 1987.-248с.
  16. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: Музыка, 1973. 144с.
  17. .В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация. — М. -Л., 1942.- 164с.
  18. .В. Речевая интонация. М.: Музыка, 1965. — 136с.
  19. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  21. А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. -М.: Гос. Респ. Центр русского фольклора, 1997. 247с.
  22. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -М.: Музыка, 1969.-288с.
  23. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.
  24. Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. Л.: Сов. композитор, 1979.-352с.
  25. А.П. Справочник баяниста / Ред. Н. Я. Чайкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. композитор, 1986. — 424с.
  26. М.М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб, 2000. -256с.
  27. Г. И. История гармоники в России. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Л., 1951. Юс.
  28. Г. И. Русская гармоника. Л.: Музгиз, 1960. — 182с.
  29. Д.Д., Гольденвейзер Е. И. В классе Гольденвейзера. М.: Музыка, 1986.-216с.
  30. В.В. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. // Вопросы психологии, 1969. -№ 2. с. 25 — 26.
  31. Ю.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. — 347с.
  32. Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд.пед.наук. -М., 2001. -250с.
  33. Д.А. Эстрадные ансамбли. М.: Сов. Россия, 1975. — 112с.
  34. И. Основы джазовой импровизации на фортепиано. Учебно-методическое пособие для музыкальных училищ (эстрадный профиль). М., 1976.-75с.
  35. К. Проблемные ситуации в обучении баяниста // Баян и баянисты. Сб. статей. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1984. — с. 69 — 86.
  36. И.Э. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения: (На материале уроков фортепиано в ДМШ): Дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 139с.
  37. Л.Ф. Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 2003.- 183с.
  38. Ю., Широков А. Расказы о русских народных инструментах. -Изд-е 2-е. М.: Сов. композитор, 1986. — 88с.
  39. А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. -Л.: Музыка, 1990.-96с.
  40. В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. -400с.
  41. К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. -М.: Музгиз, 1964. -275с.
  42. К.А. Русские народные музыкальные инструменты. J1.: Музыка, 1975.-280с.
  43. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -415с.
  44. О. На уроках К.Н.Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып.5. М.: Музыка, 1984. — с. З — 14.
  45. Е.Б. Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников. Дис.. канд. пед. наук. — М., 2002. — 185с.
  46. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288с.
  47. Н.Б. Из истории массовой музыкальной культуры: (с антол. стилистически репрезентатив. образов.): Учебное пособие по специальности 30 700 «Музыкальное образование». Таганрог: Изд. Центр ДГПУ, Ростов н/Д, 2000.- 18с.
  48. В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск, 1995. — 182с.
  49. С.А. Эстрада (Пути советской эстрады). Сборник статей. -М.-Л, 1928.- 102с.
  50. С.А. Эстрадные жанры / Под ред. Р. В. Пикеля. М., 1930. -185с.
  51. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 93с.
  52. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 533с.
  53. Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. — 416с.
  54. Выготский J1.C. Психология музыкального искусства. М.: Искусство, 1968.-576с.
  55. С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение, 1989. -193с.
  56. Г. А. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей / 2-е доп. изд. М.: Музыка, 1986. — 222с.
  57. Е.П. Заметки о музыкальной эстраде. Л., 1963. — 58с.
  58. Л.С. О работе над музыкальным произведением: Метод. Очерк / 2-е изд. М.: Гос. муз. издательство, 1960. — 120с.
  59. М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста // Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1985. — с. 15 -22.
  60. А.К. Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2002. 183с.
  61. А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий): Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 215с.
  62. Гончару к А. Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 379с.
  63. А.А. Музыкальная психология. М., 1993. — 190с.
  64. А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся (К проблеме обучения и развития в музыкальной педагогике) // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. -М.: Музыка, 1980.-С. 10−28.
  65. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре. -М.: Гос.муз. изд., 1961.-223с.
  66. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.
  67. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  68. М.А. Приемы и методы развития интереса к музыке в общеобразовательной школе. Орехово-Зуево: Изд-во ОЗПИ, 1993. — 65с.
  69. Джаз // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1974.-ст. 211 -219.
  70. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319с.
  71. В.П. О формировании информационно-библиографической культуры баяниста // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. — с.200 — 209.
  72. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1978. -381с.
  73. Ю.А. Искусство советской эстрады. Л.: 1962. — 127с.
  74. Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: Музгиз, 1976. — с. 70 — 74.
  75. Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1979. — 193с.
  76. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Учеб. пособ. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1997.-238с.
  77. Н.А. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: Учебное пособие. -М., 1983.-80с.
  78. Н.А. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: Учебное пособие. -М&bdquo- 1983.-79с.
  79. А. Работа над полифоническими произведениями // Баян и баянисты. Сб. статей. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1984. — с. 87 — 103.
  80. И.О. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1961. — 460с.
  81. . К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и баянисты. Сборник статей. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1984. — с. 104 — 128.
  82. Н.А. Ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя: Дис.. канд. пед. наук. М., 2003. -198с.84.3анков JI.B. Дидактика и жизнь. -М.: 1968. 176с.
  83. М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. -М., 2002. 351с.
  84. М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997. -44с.
  85. М.И., Якупов А. Н. Портреты баянистов: сборник статей. М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2000. — 300с.
  86. М.И. О сущности народных инструментов // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. — с. 16 — 32.
  87. М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. -М., 2004.-376с.
  88. Исполнение музыкальное // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1974. — ст. 583 — 591.
  89. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В. И. Викторов. -М.: Просвещение, 1981. 192с.
  90. Д.Б. Музыка в школе / Искусство и школа: Книга для учителя / Сост. А. К. Василевский.-М.: Просвещение, 1981.-С. 112−140.
  91. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. — с. З — 36.
  92. М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. — № 4. — с. 28 — 32.
  93. Г. П. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Минск, 1977.-28с.
  94. С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики: Учебное пособие для театральных институтов и вузов искусств. — Л.: Искусство, 1987. -190с.
  95. Е.В. Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2003.-205с.
  96. Г. М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. -М.: Сов. композитор, 1961. 115с.
  97. В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. -639с.
  98. В.Д. Рождение джаза. М.: 1984. — 311с.
  99. В.Д. Театр и симфония. М.: 1968. — 351с.
  100. В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994, — 157с.
  101. Н. Усовершенствование органно-фортепианной клавиатуры аккордеона и назревшие проблемы гармонно-баянного исполнительства. Дис.. канд. искусствоведения.-Л., 1982.
  102. И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Дис.. канд. пед наук. -М., 1997. 173с.
  103. ККрупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов меха баянистами // Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1985.-с. 23−34.
  104. В.В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. -281с.
  105. А.В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1962.- 126с.
  106. В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000. — 246с.
  107. В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. 2-е изд. — М.: Музыка, 1981. — 148с.
  108. В.Г. Методика работы с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями: учебное пособие. М.: МГИК, 1993. — 49с.
  109. В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2005. — 601с.
  110. Е.М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. — 366с.
  111. И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. 2-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 175с.
  112. Э. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке. М.: Синкопа, 2001.-56с.
  113. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект Лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38с.
  114. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  115. И.Я., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. Изд. 2-е. — М.: Педагогика, 1982.-327с.
  116. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  117. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 413 — 419.
  118. Липе Ф. Р. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1985. — 157с.
  119. И.А. Формирование, систематизация общих учебных умений и навыков. Методические рекомендации ФИК директоров и завучей школ. М., 1982.-е. 68−78.
  120. И.А. Формирование общих умений и навыков как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1990.-33с.
  121. А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981.-424с.
  122. В.В. Школа игры на аккордеоне / Под общ. ред. А.Басурманова. М.: Сов. композитор, 1975. — 246с.
  123. Ш. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. -375с.
  124. Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие. Изд. 2-е, допол. — М.: МГУКИ, 2005. — 68с.
  125. Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М.: Сов. композитор, 1979.- 175с.
  126. Е. Российские музыканты-самородки. М.: Сов. композитор, 1987.-201с.
  127. Е. Первые российские народные оркестры. М., 2001. — 175с.
  128. К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1961.-220с.
  129. Мархасев J1.C. В легком жанре. -Л.: Сов. композитор, 1986. 290с.
  130. Мастера эстрады. Сборник статей. Ред. Д. И. Золотницкий. М.: Искусство, 1964.- 179с.
  131. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368с.
  132. И.В. Гармоника в системе традиционной музыкальной культуры // Гармоника: история, теория, практика. Материалы Междун. науч,-практ. конф Майкоп, 2000. — с.14−16.
  133. Медушеский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. -262с.
  134. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1975. — 241с.
  135. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М: Знание, 1981.-96с.
  136. Методические рекомендации по обучению игре на аккордеоне. Звукоиз-влечение / Сост. Сапожников П. И. Алма-Ата, 1986. — 17с.
  137. .Е. Воспитание ученика-пианиста. М.: Кифара, 2002. — 118с.
  138. A.M. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1976.- 109с.
  139. A.M. Школа игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1963. -157с.
  140. A.M. Справочник по гармоникам. М.: Музыка, 1968. — 131с.
  141. A.M. Основы постановки аккордеониста. М.: Молодая гвардия, 1991.-47с.
  142. A.M. Гармоника. Прошлое и настоящее. М.: Интерпракс, 1994. -534с.
  143. A.M. История гармонно-баянной культуры в России с 1800 до 1941 года. Дис. .д-ра искусствоведения. — Л., 1980. -358с.
  144. A.M. И звучит гармоника / Общ. ред. Н. Я. Чайкина. М.: Сов. композитор, 1979. — 176с.
  145. A.M. Из истории аккордеона и баяна. Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. М.: Музыка, 1967. -194с.
  146. И.И. Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX начала XX вв. как источник совершенствования современного общего музыкального образования: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.- 172с.
  147. Г. Музыка средневекового города. Л., 1927. — 71с.
  148. В.Н. Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне. -М.: Музыка, 1989.-54с.
  149. В.Н. Развитие первоначальных навыков игры по слуху // Баян и баянисты, сборник статей. Вып. 5 / сост. Ю. Т. Акимов. М.: Сов. композитор, 1981.-с. 4−33.
  150. Музыка // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1976.-ст. 730−751.
  151. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения.-М., 1960.-574с.
  152. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. — М., 1971. — 688с.
  153. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 236с.
  154. Е.В. Звуковой мир музыки. -М.: Музыка, 1988. -254с.
  155. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-376с.
  156. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. — М.: Музыка, 1987.-240с.
  157. .М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. -М., 1991. № 3. — с. 9 — 16.
  158. И. Звезды русской эстрады. М.: Сов. композитор, 1974. — 180с.
  159. А.И. Стилевой подход в обучении игре на фортепиано (история, теория, методика) // Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общ. ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. М.: Владос, 2001. — с.200 — 362.
  160. В. Баян. -М.: Музыка, 1988. 64с.
  161. А. Очерки по истории русских народных инструментов. -М.: Гос.муз. изд., 1931. с. 15 — 22.
  162. Обучение и воспитание средствами музыкального искусства / Под ред. Д. Б. Кабалевского. М., 1978. — 106с.
  163. Е.В. История джаза: учебник. Вып.1. М.: Музыка, 1994. -240с.
  164. Е.В. Джаз как явление музыкального искусства: К истории вопроса. М., 1984. — 64с.173.0нищук В.А. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения навыков и умений. // Дидактика современной школы. Киев, 1987. — с. 131 -145.
  165. А.В., Петровский В. А. Активность // Введение в психологию / Под общ.ред. А. В. Петровского. М.: Издат. Центр «Академия», 1997. — с. 259 -279.
  166. В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 384с.
  167. Г. Н. Аккордеонист импровизатор: Репертуарно-методическое пособие для детских музыкальных школ на материале народной музыки Беларуси. — Могилев: АО «Фонд развития Могилева», 1993. — 111с.
  168. Е.В. Эволюция пиано-аккордеона: Функционирование, конструкция, репертуар: Дис.. канд. искусствоведения. Ростов н/Д, 1999. — 252с.
  169. О.В. Джазовый компонент в системе музыкально-теоретического обучения (на материале учебной работы в ДМШ): Дис.. канд. пед. наук. -М., 2003.- 190с.
  170. Е. Художественное воспитание исполнителя как проблема современного музыкального образования. Тольятти, 2003. — 84с.
  171. Программная музыка // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т.4. М.: Сов. энциклопедия, 1974. — ст. 442 — 449.
  172. Н.В. Эстетические проблемы массовых жанров искусства: Ав-тореф.. дис. канд. фил. наук. -Я., 1984. 16с.
  173. И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. М.: Композитор, 2001. -224с.
  174. Рамич Яшко. Орнаментика в сербской народной инструментальной музыке для аккордеона: Дис. канд. искусствоведения. -М., 1999. 198с.
  175. JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991.- 137с.
  176. С.Л. Основы общей психологии. М.: МП РСФСР, 1946. -704с.
  177. Русская советская эстрада 1917 1929: очерки истории. — М.: Искусство, 1976.-408с.
  178. Русская советская эстрада 1930 1945: очерки истории. — М.: Искусство, 1977.-415с.
  179. Русская советская эстрада 1946 1977: очерки истории. — М.: Искусство, 1981.-428с.
  180. С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. -271с.
  181. С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. -108с.
  182. И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. -234с.
  183. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.- 143с.
  184. Т.И. Учебное пособие «Allegro». Методическая часть: Беседа «Итерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». -М., 2001.-368с.
  185. Советский энциклопедический словарь. Под ред. A.M. Прохорова, издание второе. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 159с.
  186. Современные эстрадные ансамбли: Пособие по аранжировке / С. Воскресенский, Б.Киянов. Л. -М.: Сов. композитор, 1975. — 144с.
  187. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 2-х т. Л.: Сов. композитор, 1981. — Т.2. — 295с.
  188. А.Н. Воспитательная роль музыки. М, 1975. — 64с.
  189. А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. -103с.
  190. А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. — 47с.
  191. А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музгиз, 1961. — 134с.
  192. А.Н. О музыке серьезной и легкой. -Я.: Музыка, 1964. 87с.
  193. А.Н. Основные этапы развития советской музыки. (Методическая разработка цикла лекций)-JT., 1969. 18с.
  194. А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-202с.
  195. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — 336с.
  196. А.Н. Статьи о советской музыке. JI.: Музыка, 1974. — 213с.
  197. Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: (На материале учебной работы в классе баяна и аккордеона). Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1990. — 16с.
  198. Ю.В. Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки. Дис. .канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 2000. 181 с.
  199. А. Исполнительская техника баяниста. М.: Сов. композитор, 1986.-128с.
  200. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общ. ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. М.: Владос, 2001. — 368с.
  201. .М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. -328с.
  202. .М. Психология музыкальных способностей. М. — JI.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947.-335с.
  203. Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. Изд. 2-е. -М.: Сов. композитор, 1989. — 144с.
  204. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М, 1987, — 111с.
  205. JI.O. С песней по жизни. М.: Искусство, 1961. — 208с.
  206. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Музыка, 1975. — 1 Юс.
  207. С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1969.- 598с.
  208. Ф.Ф. Проблемы интонирования и фразировки в баянном исполнительстве // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. — 212с.
  209. В. Заметки педагога // Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып. 5. -М.: Музыка, 1984. 134с.
  210. B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. — 204с.
  211. В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. — 159с.
  212. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика.- СПб.: Алетейя, 2001 320с.
  213. Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. -М.: Просвещение, 1984. 176с.
  214. Г. М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Дис. д-ра пед. наук. М., 1997. — 361 с.
  215. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. — 384с.
  216. А. Формирование смены меха в работе над полифонией // Баян и баянисты. Сборник методических статей. Вып. 7. -М.: Сов. композитор, 1987. -с. 3−17.
  217. Ю.Н. Гармония в джазе. Учебно-методическое пособие. М., 1976.-177с.
  218. Ю.Н. Эволюция гармонического языка джаза: учебное пособие. -М.: Муравей, 1997.- 169с.
  219. Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М.: Музыка, 1987. — 189с.
  220. . Импровизация на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1977. -96с.
  221. А. Принципы и методы общего музыкального образования // Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию в школе. -М&bdquo- 1921.-е. 11−16.
  222. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М., 1997. — 89с.
  223. С.А. Организация индивидуальных занятий в классе баяна и аккордеона // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. — с. 176 — 190.
  224. А.П. Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия, 1960. — 175с. 238. Эльконин Л. Б. Психология младшего школьника. — М.: Знание, 1974. -64с.
  225. Эстрада / Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. Т. 3. — М.: Вече, Мир книги, 2001. — с. 672.
  226. Эстрадная музыка // Большой энциклопедический словарь. Музыка. Гл. ред. Келдыш Г. В. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия, 1998.-c.659.
  227. .Л. Статьи, воспоминания, переписка / Сост. И. С. Рабинович. Общая ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1972. — 711с.
Заполнить форму текущей работой