Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание имплицитных теорий личности на разных этапах онтогенеза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Б) Значимостью качества, являющегося «центральной чертой» в существующих в обществе ценностных представлениях о качествах. Если «центральная черта» представляет собой наиболее ценимое в данном обществе качество (ум, честность), то образ, созданный на основе информации об этой качестве не зависит от возраста субъекта восприятия. В) Субъективными шкалами, в которых оценивается являющееся… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 19.00.05 — социальная психология
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Г. М. Андреева
  • Москва
  • ГЛАВА 1. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (ИТЛ) В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПОЗНАНИИ. ИСТОРИЯ И
  • ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ
    • 1. 1. История изучения ИТЛ
      • 1. 1. 1. Традиционный подход в исследовании ИТЛ
      • 1. 1. 2. Альтернативный (психосемантический) подход в исследованиях ИТЛ
    • 1. 2. Перспективы изучения ИТЛ
  • ГЛАВА 2. ГИПОТЕЗЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИТЛ
    • 2. 1. Обоснование гипотез и задач исследования
    • 2. 2. Методика исследования содержания ИТЛ человека («центральных черт»)
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ИТЛ
    • 3. 1. Зависимость содержания «центральных черт» ИТЛ человека от его самооценки на разных этапах онтогенеза личности
    • 3. 2. Возрастные особенности содержания центральных черт" ИТЛ
      • 3. 2. 1. Анализ возрастных закономерностей частоты выполнения разными качествами роли «центральных черт» ИТЛ
      • 3. 2. 2. Возрастные особенности оценки качеств, выполняющих роль «центральных черт» ИТЛ
  • ВЫВОДЫ

Содержание имплицитных теорий личности на разных этапах онтогенеза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешность общения и взаимодействия человека с окружающими людьми — необходимое условие существования, становления и развития личности в обществе — в значительной мере определяется процессами межличностного познания, что делает их изучение на протяжении уже нескольких десятилетий одной из центральных проблем социальной психологии и других областей психологической науки /2,5,9,69,86,91,97,101,135/. В русле данной проблемы особое значение придается исследованию основных механизмов и средств межличностного восприятия, среди которых подавляющим большинством авторов выделяются имплицитные теории личности.

Под имплицитными теориями личности (далее ИТЛ) понимают бессознательную, имеющую иерархическую структуру, систему представлений, в широком значении термина, о психической организации других людей, в узком значении — о взаимозависимости качеств их характера. Эти представления опосредуют большинство актов межличностного познания и в значительной мере определяют его результат /5,11,23,129/.

В рамках экспериментального исследования мы решили обратиться к изучению некоторых аспектов ИТЛ человека, используя данный термин в узком его значении.

Актуальность. Актуальность изучения ИТЛ определяется огромным значением этого явления в обеспечении точности и адекватности межличностного познания. В последние годы в современном российском обществе произошли кардинальные экономические, политические и социальные перемены, во всех сферах общественной жизни резко возросла роль отдельной личности, увеличилось значение психологических особенностей, которые, в большей степени чем социальные или профессиональные характеристики, начали определять место человека в обществе. Интенсификация труда, изменение содержания большинства видов трудовой деятельности, появление новых профессий повысили требования к соответствию личностных особенностей работников определенным критериям. Все вышесказанное привело, во-первых, к резкому подъему среди всех слоев населения интереса к познанию и совершенствованию психологических характеристик себя и других людей, во-вторых, к увеличению требований точности и адекватности межличностного познания. В этих условиях огромную важность приобрело углубление понимания механизмов (одним из которых являются ИТЛ), лежащих в основе восприятия человеком другого человека. Изучение закономерностей становления и развития ИТЛ стало особенно актуальным как в практическом (для оптимизации процессов межличностного познания), так и в теоретическом плане (для переосмысления накопленного материала и обозначения перспектив исследований социальной перцепции).

Основным системообразующим компонентом ИТЛ являются «центральные черты». В них интегрированы субъективные представления о ядре личности, закреплены главные критерии оценки окружающих людей, на их базе, особенно в условиях дефицита информации, складывается целостное впечатление о незнакомом человеке / 13,23, 93, 97, 134/. Все вышесказанное делает изучение содержания «центральных черт» необходимым условием понимания сущности и закономерностей функционирования ИТЛ в целом. Поэтому в рамках данного исследования мы ограничились изучением содержания «центральных черт» ИТЛ человека.

Свернутость и неосознаваемость структурных и содержательных компонентов ИТЛ, а также тот факт, что сами ИТЛ не даны человеку изначально, а проходят длительный путь развития на протяжении всей жизни индивида /14,17,26,38,65/ ставят нас перед необходимостью подойти к их анализу с онтогенетической точки зрения, через изучение возрастных закономерностей формирования и функционирования «центральных черт» и выявление основных факторов, участвующих в этом процессе на разных этапах онтогенеза личности.

Основная цель работы — изучение содержания имплицитных теорий личности на разных этапах онтогенеза (в том числе «центральных черт», как одного из главных структурных компонентов ИТЛ).

В соответствии с этой целью объектом исследования выступают имплицитные теории личности людей разных возрастов, а предметом исследования — основные содержательные компоненты («центральные черты») имплицитных теорий личности на разных этапах онтогенеза.

В исследовании приняли участие люди разных возрастов: младшие школьники, подростки, молодежь и люди зрелого возраста (т.е. мы попытались охватить практически весь период онтогенеза межличностного познания, исключая дошкольный возраст, в котором практически отсутствуют собственные внутренние критерии оценки окружающих людей).

Была предпринята попытка реализовать интегрированный подход к ИТЛ, рассматривая их одновременно и как важнейший инструмент межличностного познания, и как один из компонентов внутренней структуры личности. Анализ «центральных черт» проводился с точки зрения их влияния на результат восприятия человека человеком и связи с главным системообразующим компонентом личности — его самооценкой. Последнее позволило рассматривать возрастные закономерности в содержании «центральных черт» в общем контексте развития личности.

Опираясь на существующие в науке теоретические положения и эмпирические факты относительно основных этапов развития межличностного познания, закономерности связи между познанием и самопознанием, роли самооценки и отдельных ее компонентов (ценностных представлений о качествах и когнитивной составляющей самооценки) в познании и самопознании, мы выдвинули предположения относительно возрастных особенностей связи между содержанием «центральных черт» ИТЛ и самооценкой. Эти предположения были сформулированы в гипотезах исследования:

Гипотеза 1. Содержание основных компонентов ИТЛ («центральных черт») зависит от содержания самооценки человека.

Подгипотеза 1.1. Содержание основных компонентов ИТЛ («центральных черт») зависит от содержания когнитивной составляющей самооценки.

Подгипотеза 1.2. Содержание основных компонентов ИТЛ («центральных черт») зависит от содержания ценностных представлений о качествах, что входит в эмоциональную составляющую самооценки.

Гипотеза 2. На разных этапах онтогенеза личности и развития межличностного познания зависимость содержания основных компонентов ИТЛ («центральных черт») от самооценки приобретает разные формы.

Под гипотеза 2.1. На раннем этапе развития межличностного % познания (младший школьный возраст) содержание основных компонентов ИТЛ («центральных черт») в большей степени определяется ценностными представлениями о качествах, чем когнитивным аспектом самооценки.

Под гипотеза 2.2. На поздних стадиях развития межличностного познания (юношеский и взрослый возраст) содержание основных компонентов ИТЛ («центральных черт») в большей степени определяется когнитивной составляющей самооценки, чем входящими в эмоциональную составляющую самооценки ценностными представлениями о качествах.

В соответствии с целями и гипотезами были поставлены следующие задачи:

1.Выявить когнитивную составляющую самооценки и ценностное представление о качествах на разных этапах онтогенеза личности.

2.Сопоставить их и выделить качества, отвечающие Ф сформулированным к гипотезах предположениям относительно особенностей «центральных черт» ИТЛ.

3.Проверить выделенные качества на выполнение ими роли «центральных черт» в ситуации межличностного познания.

4.Проанализировать возрастные закономерности в содержании «центральных черт».

5. Выявить факторы, определяющие содержание «центральных черт» ИТЛ на разных этапах онтогенеза и проанализировать характер их влияния. ф Для решения этих задач была разработана специальная методическая процедура, в которой нашел отражение индивидуальный подход к изучению «центральных черт», продиктованный уникальностью содержательных и структурных компонентов ИТЛ. Закономерность связи содержания «центральных черт» и самооценки анализировалась отдельно у каждого конкретного участника исследования. На основании изучения самооценки, в котором использовались метод парных сравнений, метод неоконченных предложений и метод балльной оценки, для каждого человека были выбраны качества, отвечающие сформулированным нами предположениям относительно зависимости содержания «центральных черт» от разных аспектов самооценки. Затем выбранные качества проверялись на выполнение ими роли «центральных черт» в ситуации межличностного познания. В случае, если выбранные нами качества действительно оказывались «центральными чертами» ИТЛ данного человека, то на уровне конкретного индивида сделанные в гипотезах теоретические предположения можно было считать подтвержденными.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В работе впервые предпринята попытка реализации онтогенетического подхода к анализу ИТЛпоставлена задача выделить факторы, определяющие содержание «центральных черт» ИТЛ на уровне конкретного индивида и описать характер их влияния на разных этапах онтогенеза личности, вскрыть возрастные закономерности связи содержания «центральных черт» ИТЛ с разными аспектами самооценки. Впервые ИТЛ одновременно рассматриваются с точки зрения их влияния на результат межличностного познания и с точки зрения их места в структуре личности.

В рамках изучения ИТЛ в психологии накоплен огромный фактический материал, на основе которого сделаны разноплановые, часто противоречащие друг другу теоретические обобщения, что делает необходимым переосмысление сущности самого рассматриваемого явления и его места в процессе социального познания на теоретическом и на эмпирическом уровнях с целью выработки единых подходов к анализу уже имеющихся данных и к перспективам исследования данной проблемы. Выявление возрастных закономерностей в содержании «центральных черт» ИТЛ позволит сделать новый шаг в понимании общих принципов формирования, функционирования и развития ИТЛ, раскрыть механизм участия различных аспектов самооценки человека в восприятии окружающих людей через формирование основных критериев межличностного познания. В глобальном плане вышесказанное позволит по-новому взглянуть на проблему развития и совершенствования средств межличностной оценки и обогатить научные представления о характере взаимодействия познания и самопознания на разных этапах онтогенеза личности.

Практическая ценность В большинстве актов межличностного познания содержание ИТЛ, в частности их «центральных черт», в значительной степени определяет его результат. Роль «центральных черт» ИТЛ особенно ярко проявляется в случаях необходимости категориальной оценки незнакомого человека вне непосредственного контакта с ним, только на основании информации, полученной от других людей, через СМИ и т. п. Жизнь каждого человека буквально пронизана подобными ситуациями. Ограничимся несколькими примерами. Перед непосредственным общением и взаимодействием с другими людьми, особенно если оно может иметь для нас решающие последствия (собеседование при приеме на работу, сдача экзаменов и т. п.), мы стараемся заранее собрать косвенную информацию о будущих партнерах с тем, чтобы создать целостное впечатление об их характере. Это впечатление формирует ожидания и сильно влияет на конечный результат общения /12/. Некоторые профессии (следователь и т. п.) предполагают постоянную оценку людей на основании чужих слов, причем цена неадекватного образа оцениваемого достаточно высока.

Все вышесказанное делает особенно важной с практической точки зрения возможность диагностики и коррекции содержания «центральных черт» человека с целью выявления негативных особенностей его межличностного познания. Понимание возрастных особенностей «центральных черт» ИТЛ позволит сформулировать основные диагностические критерии и принципы коррекции их содержания на разных стадиях онтогенеза с целью оптимизации процессов познания людьми друг друга. Эти критерии и принципы могут быть использованы в практике педагогической и специальной коррекционной работы, в диагностике персонала при подборе кадров в тех профессиях, где наиболее остро ощущается необходимость точного опосредованного межличностного восприятия.

Опираясь на выдвинутые в работах специалистов в области социальной, возрастной и общей психологии теоретические положения и полученные ими экспериментальные данные относительно роли ИТЛ как одного из основных средств межличностного познания, особенностей структуры ИТЛ, главным компонентом которой являются «центральные черты», а также возрастных закономерностей восприятия окружающих людей, на основании анализа результатов нашего экспериментального исследования можно сформулировать следующие основные выводы о возрастных особенностях содержания ИТЛ (в частности, главных их структурных компонентов — «центральных черт») на разных этапах онтогенеза: I. На индивидуальном уровне содержание «центральных черт» ИТЛ человека определяется особенностями его самооценки, в частности, интериоризированными и ставшими частью эмоционального аспекта самооценки ценностными представлениями о качествах и когнитивным аспектом самооценки, причем на разных этапах онтогенеза характер связи между содержанием «центральных черт» и разными аспектами самооценки изменяется. А) На всех этапах онтогенеза личности содержание «центральных черт» ИТЛ оказывается положительно связанным с содержанием ценностных представлений о качествах и когнитивной составляющей самооценки." Центральными чертами" становятся качества, которые признаются человеком более ценными и одновременно сильно выраженными в его собственном характере. Б) На разных этапах онтогенеза зависимость содержания «центральных черт» ИТЛ от разных аспектов самооценки приобретает различные формы: • на ранних этапах онтогенеза (в младшей школьном.

возрасте) содержание «центральных черт» оказывается в большей степени связанным с ценностными представлениями о качествах, чем с когнитивным аспектом самооценки. «Центральными чертами» становятся те качества, которые, признаваясь субъектом более ценными отсутствуют в его собственном характере.• на поздних этапах онтогенеза личности (юношеский и взрослый возраст) содержание «центральных черт» в большей степени определяется когнитивным аспектом самооценки, чем ценностными представлениями о качествах. «Центральными чертами» оказываются те качества, которые, не являются, по мнению субъекта, ценными, но тем не менее сильно проявляются в его характере. Качества, сильно выраженные в собственном характере становятся основным критерием межличностного познания. Проявлению этой закономерности препятствует низкая способность к дифференциации и идентификации качеств. Половых различий в проявлении установленной закономерности не обнаружено. Вышеизложенные положения дают возможность считать обе основные гипотезы нашего исследования полностью подтвержденными.П. На уровне представителей определенной культуры содержание «центральных черт» ИТЛ определяется общественно выработанными и закрепленными в данной культуре представлениями о наиболее ценных качествах характера."Центральными чертами" вне зависимости от возраста чаще всего оказываются одни и те же качества — честность, доброта, ум и трудолюбие. Их можно считать универсальными критериями межличностного познания в русскоязычной культуре. Закрепленные в культуре ценностные представления о качествах определяют содержание ценностных представлений о качествах каждого конкретного человека, содержание когнитивной составляющей его самооценки (через формирование образа «идеального Я»), и, опосредованно, через названные компоненты личности, содержание «центральных черт» ИТЛ. I I I. На уровне представителей отдельной возрастной группы содержание «центральных черт» определяется особенностями ведущей деятельности и уровнем развития понятийного мышления. Значение этих факторов с возрастом уменьшается. На ранних этапах онтогенеза (в младшем школьном и подростковом.

возрастах) содержание «центральных черт» ИТЛ определяется особенностями ведущей деятельности данного возраста и качествами, высокая степень выраженности которых определяет успех этой деятельности. В юношеском и взрослом возрастах содержание «центральных черт» не зависит от ведущей деятельности. Низкий уровень развития понятийного мышления в младшем школьном возрасте препятствует проявлению основных закономерностей в содержании «центральных черт».IV. Образ незнакомого человека в условиях дефицита информации зависит от конкретного содержания «центральных черт» ИТЛ субъекта познания и определяется: А) Содержанием качества, являющегося «центральной чертой. Качества, экплицированные в поведении (смелость, упорство) позволяют создать более однозначный и целостный образ другого человека, чем качества, слабо проявляющиеся в поведении.

(спокойствие).Б) Значимостью качества, являющегося «центральной чертой» в существующих в обществе ценностных представлениях о качествах. Если «центральная черта» представляет собой наиболее ценимое в данном обществе качество (ум, честность), то образ, созданный на основе информации об этой качестве не зависит от возраста субъекта восприятия. В) Субъективными шкалами, в которых оценивается являющееся «центральной чертой» качество. Образ, построенный на основе качеств, оцениваемых в шкале, положительный полюс которой не совпадает с максимальной степенью выраженности качества (спокойствие, упорство) оказывается менее однозначным и, в целом, более негативным, чем образ, построенный на основе качеств, оцениваемых в шкале, положительный полюс которой совпадает с максимальной выраженностью качества (честность) Г) Близостью данного качества к качествам, наиболее часто выполняющим роль «центральных черт» в данной возрастной группе. Образ, созданный на основе качеств, которые не только являлись «центральными чертами» ИТЛ субъекта восприятия, но и чаще всего оказывались «центральными чертами» ИТЛ всех представителей данной возрастной группы был более положительным, чем образ, созданный на основе других качеств. Качества, чаще всего оказывающиеся «центральными чертами» ИТЛ были наиболее ярко выражены во всех образах, созданных представителями данной возрастной группы. В этом проявилась зависимость между индивидуальными и возрастными особенностями ИТЛ. Д) Уровнем развития понятийного мышления. Образ, созданный на основе одних и тех же качеств с возрастом становился более дифференцированным, качества оказывались связанными между собой более однозначными связями Е) Содержанием понятия о данном качестве на определенном этапе онтогенеза. Главный итог нашего исследования сводится к доказательству того, что во взрослом возрасте многочисленные факторов (закрепленных в культуре представлений о наиболее ценных качествах, особенности ведущей деятельности, уровень развития понятийного мышления и др.), определяющие содержание «центральных черт» ИТЛ опосредуются самооценкой индивида. На индивидуальном уровне самооценка детерминирует содержание основных критериев межличностного познания. На ранних этапах онтогенеза (младший школьный и подростковый возраст) связь между самооценкой и ИТЛ не носит такой однозначный характер. Между самопознанием и познанием существует не односторонняя, а тесная диалектическая взаимозависимость, причем в младшем школьном возрасте роль познания в этой зависимости оказывается ведущим. Содержание «центральных черт» детерминируется присвоенными индивидом ценностными представлениями о качествах, которые, в свою очередь определяют содержание самооценки. Переломным этапом становится конец подросткового начало юношеского возраста (в нашем исследовании это проявилось в резком изменении способности к идентификации и дифференциации качеств, в содержании «центральных черт» ИТЛ, в изменении характера зависимости этого содержания от выделенных факторов на этом этапе онтогенеза], когда происходит окончательное формирование самооценки и преобразование большинства личностных структур. Именно в этом возрасте самопознание начинает вести за собой познание, а самооценка начинает детерминировать содержание «центральных черт» ИТЛ. Кроме того, нам удалось показать, что зависимость результата межличностного познания от конкретного содержания «центральных черт» ИТЛ, т. е. тех качеств, которые выполняют роль «центральных черт» в ИТЛ отдельного человека определяется как общими для представителей данной семантической культуры, так и возрастными особенностями категоризации качеств, а также степенью их близости с качествами, наиболее часто оказывающимися центральными чертами" ИТЛ как в данной семантической культуре вообще, так и в данной возрастной группе, в частности. Эта зависимость проявляется в изменении степени социальной желательности образа, его отдельных компонентов, а также степени его дифференцированности, содержании связей между качествами внутри образа. З, А К Л Ю Ч Е Н И Е Успешность общения и взаимодействия людей, необходимое условие полноценной жизни в обществе, в значительной мере зависит от адекватности используемых ими средств межличностного познания, одно из центральных мест среди которых принадлежит имплицитным теориям личности (ИТЛ). Главным компонентом ИТЛ являются «центральные черты» — качества, в которых закреплены основные критерии оценки окружающих людей, на базе которых, особенно в условиях дефицита информации, складывается целостное впечатление о воспринимаемом человеке. Предпринятое нами эмпирическое исследование позволило выявить факторы, которые опосредуют влияние критериев межличностного познания, сложившихся в данной культуре и определяют содержание «центральных черт» на уровне конкретного индивида, описать возрастные закономерности их проявления, вскрыть некоторые особенности функционирования «центральных черт» в процессе построения образа другого человека на разных этапах онтогенеза. Был реализованы интегрированный («центральные черты» рассматривались одновременно с точки зрения из роли в межличностном познании и их связи с главными личностными.

структурами) и онтогенетический подходы к изучаемому явлению (анализировались особенности содержания «центральных черт» на разных этапах онтогенеза в контексте общего развития личности).На теоретическом уровне обнаруженные нами закономерности позволили сделать новый шаг в понимании общих принципов формирования, функционирования и развития ИТЛ, раскрыть механизм участия самооценки человека в категориальном восприятии окружающих людей через формирование основных критериев межличностного познания и, тем самым, обогатить научные представления о характере взаимодействия и взаимовлияния познания и самопознания. Практическое значение результатов сводится к следующему. Знание возрастных закономерностей связи содержания «центральных черт» и самооценки дает возможность осуществления диагностики «центральных черт» через анализ тех аспектов самооценки (представлений о неодинаковой ценности качеств и когнитивной составляющей самооценки), которые детерминируют их содержание во взрослом возрасте. Диагностика «центральных черт» ИТЛ необходима в практике педагогической работы, в профессиональном консультировании, при оценке персонала, в общем, везде, где стоит задача предсказать направление и степень субъективных искажений в оценках других людей. В некоторых профессиях (юрист, педагог, врач, социальный работник, менеджер по персоналу и т. п.) цена подобных искажений достаточно велика. Выявленные закономерности позволяют на основе диагностики наметить пути осуществления коррекции в содержании «центральных черт» и их связей с другими чертами с целью повышения точности и адекватности межличностного восприятия. Такая коррекция может происходить в рамках индивидуальной или групповой педагогической, консультационной и психотерапевтической работы и основываться на организации целенаправленных изменений в системе самооценки человека. Понимание характера связи содержания «центральных черт» с разными аспектами самооценки на ранних стадиях онтогенеза (в младшем и подростковом возрастах) дает возможность применять эти знания в педагогической и коррекционной работе с детьми, своевременно определять нежелательные особенности самооценки через наблюдение субъективных искажений в познании ребенком окружающих людей, корректировать эти особенности путем организации адекватного присвоения ребенком закрепленных в культуре представлений о неодинаковой ценности качеств, организацию благоприятных условий межличностного восприятия и взаимодействия. Основным итогом работы стало выявление возрастных закономерностей связи содержания «центральных черт» с разными аспектами самооценки человека. Это позволило не только сделать существенный шаг в понимании процессов межличностного познания, но и в глобальном плане, по-новому взглянуть на проблему познания и самопознания, закономерностей их формирования и функционирования. За рамками анализа, осталось, однако, большое число содержательных, структурных и функциональных особенностей такого сложного и многогранного явления, как имиплицитные теории личности. Полученные в работе результаты дают возможность наметить некоторые перспективы изучения ИТЛ. Поставлен и нуждается в глубоком экспериментальном исследовании вопрос о влиянии содержания «центральных черт» на общую структуру ИТЛ. Причем в роли содержательных элементов должны выступать не только положительные, но и отрицательные качества характера. Необходимо, хотя бы на описательном уровне рассмотреть наиболее распространенные фрагменты ИТЛ (одновременно изучая их содержание и структуру), с тем, чтобы впоследствии построить их типологию. Полученные в разных исследованиях факты зависимости содержания «центральных черт» от самооценки (в данной работе) и от реальных личностных особенностей субъекта познания /18,87,90 / нуждаются в сопоставлении в рамках одной работы.(исследование сравнительной роли когнитивного аспекта самооценки и реальных особенностей личности в определении содержания «центральных черт» на разных этапах онтогенеза).Важная роль закрепленных в культуре представлений о неодинаковой ценности качеств в формировании разных аспектов самооценки и в содержании «центральных черт» ИТЛ придает особую актуальность перспективам их отдельного исследования. Реализация обозначенных перспектив позволит углубить понимание основных закономерностей формирования, развития и функционирования ИТЛ и процессов межличностного познания в целом, увеличит возможности оптимизации восприятия человека человеком.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
  2. Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  3. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопр.психологии. 1979. № 6.
  4. Г. М. Социальная психология. 2-ое доп. издание. М. 1988.
  5. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978.
  6. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М., МГУ. 1975.
  7. Н.И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Дис… канд. наук. М., 1989.
  8. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  9. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. Ю. Бодалев А. А. Исследование гностических характеристик общения в зарубежной психологии // Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977.
  10. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  11. А.А. О разработке психологии познания людьми друг друга.- Психолог. Журнал. Том 1, № 1, 1980. 21−29.
  12. А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1970.
  13. А.А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности// Человек и общество. Л., 1971. Вып.9. 151−160.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.464с.
  15. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости. — В сб. «Новые исследования в психологии и возрастной физиологии». М., Педагогика, 1989. 9 -14.
  16. Дж. Психология познания. М., 1977.
  17. Л.С. Собр. соч. В 6 т. М., 1982−1984.
  18. М.А. Категориальные структуры межличностного познания и кооперативно-конфликтные диспозиции личности.// Автореф. дисс… канд.наук. М., 1995.
  19. А.И. Проблема групповой сплоченности. — М., МГУ. 1979. -128
  20. И.Г., Смирнов Л. М. Способ получения семантически 'равноудаленных' шкал (для субъективной оценки качеств личности другого) // Вопр.психологии. № 6. 1984. 118−122.
  21. Г. Метод парных сравнений. М., Статистика, 1974. 144с.
  22. Ю.М. Проблема измерения точности межличностного восприятия // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978. № 1.
  23. Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия.//Дис…канд. наук.1982. 25.3акс Лотар. Статистическое оценивание. М., Статистика. 1976.
  24. А.И. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. 270−273.
  25. В.В. Психология понимания в познании и общении. // Автореф. докт… наук. М., 1995. 48−68.
  26. В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Дис… докт.наук. СПб.1993.
  27. Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1984.
  28. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения.// Дис… канд.наук. М., 1981.
  29. И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые воспросы психологической теории Дж.Келли. — В кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1975. М., Наука. 1979. 128−148.
  30. Козловская-Тельнова А. Ю. Тезаурус личностных черт как средство изучения категориальных структур обыденного сознания. В кн.: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. Бодрова В. А. М., ИПАН, 1991.
  31. Т.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников: Дис.канд.наук. М., 1987.
  32. Кон И.С. В поисках себя. М., Политиздат. 1984.
  33. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 84−106.
  34. Р.Л. Феномен идентификации в малой группе.- В сб.: «Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности» М., МПГИ, 1985.С. 105−112.
  35. А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания.- В кн: Социальная психология личности. М., Наука. 1979. 184−220.
  36. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  37. О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания.//Автореф. Дис.канд.наук. Тбилиси, 1982.
  38. Ю.А. Некоторые аспекты имплицитной теории личности.// Тезисы международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-96» М., МГУ. 1996. 25.
  39. Ю.А. Методика изучения «центральный черт» — оснований имплицитной теории личности человека. — В кн.: Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества. Том. 3. Вып. 2. Ростов-на-Дону. 1997. 153−155
  40. Ю.А. Имплицитные теории личности в межличностном познании. // Вестн. Моск. ун-та., Сер 14. Психология. 1995″. № 1 6Ь-в5,
  41. Ю.А. Имплицитные теории личности в межличностном познании.// Психология в изменяющейся Европе: Тезисы докладов к конференции 'Психология в изменяющейся Европе' BEEPG Банска Быстрика, Словакия. 1995. 17.
  42. Курячий С И. Роль установок личности в восприятии другого человека: Дис.канд.наук.М., 1984.
  43. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  44. А.Н. Избр. психол. произв. М., 1983.
  45. И.И. Психологические особенности процесса социального оценивания. //Автореф. дис.канд.наук. П., 1989.
  46. Межличностное восприятие в группе / под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 1981.
  47. Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии / под ред. Андреевой Г. М., Агеева B.C. M., 1984.
  48. А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей. //Автореф. дисс… канд. наук. 1989.
  49. Общая психодиагностика / под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М., 1987.
  50. Особенности обучения и психического развития школьников 13- 17 лет / Под ред. Дубровиной И. В., Круглова B.C. M., Педагогика, 1988.
  51. СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., МГУ. 1993.
  52. О.Г. Исследование имплицитных теорий интеллекта в зарубежной психологии. Спб 1993. Деп. В ИНИОН. № 134 096.
  53. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  54. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  55. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопр. психологии. 1986. № 3. 133−143.
  56. К.Н. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности: Дис.канд.наук. М., 1984.
  57. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / под ред. Зеличенко А. И. М., 1989.
  58. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт/ под ред. Шмелева А. Г. и др. М., 1988.
  59. Психическое развитие младших школьников./ Под ред. Давыдова В. В. М., Педагогика. 1990.
  60. Психология общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  61. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1987. 56−87.
  62. Психология. Словарь. Издание 2-ое, испр. и доп. / под общей ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990.
  63. Н.А. Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников: Дис… канд.наук. М., 1991.
  64. К.М. Психология межличностного познания. Саранск, Изд-во Мордовского ун-та, 1993.
  65. Л. Принципы и пути развития психологии. М., Из- во АН СССР. 1959. 354с.
  66. Д.Е. Понимание личности однокурсников студенческим активом.- Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. 210−211.
  67. Н.И. Структура и динамика межличностных и внутриличностных отношений: Дис.докт.наук. Тбилиси, 1987.
  68. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  69. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев. «Штниица» 1988.
  70. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., МГУ. 1980. 174с.
  71. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности. Информац. мат-лы / под ред. Шматко Н, А М., 1992.
  72. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности.//Автореф. дис.доктр.наук. 1985.
  73. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. // Тезисы докладов. Краснодар. 1975.
  74. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., ЛГУ. 1980. 144с.
  75. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., Педагогика. 1989.
  76. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопр.психологии. 1980. № 3. 20−31. 82, Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т.1. 407с. Т 2. 392с.
  77. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  78. А. Культура и этиуаю — М., Прогресс, 1973.- 344с.
  79. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985.
  80. П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
  81. И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Дис.канд.наук.Л., 1983.
  82. А.Г., Кондратьева А. С. Психосемантический анализ стилей межличностного восприятия в семье. — В кн.:
  83. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.
  84. А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала // Вестн. Моск. ун-та Сер. 14. Психология. 1982. № 2.
  85. А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности. //Дисс.докт.наук М., 1994.
  86. А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Дис… канд.психол.наук. Л., 1988.
  87. Advances in experimental social psychology. Vol 6. / Ed. by L. Berkowitz. N-Y. Academic Press, 1977.
  88. An introduction to attribution prosses. Winrop. Publish. Inc. 1975.
  89. Argyle M. The psychology of interpersonal behaviour. Harmondsworth (Mx), Pengiun books, 1973. 279p.
  90. Asch Solomon E. Social psychology. N-Y. 1962.
  91. Assor,-Avi- Aronoff,-Joel- Messe,-Lawrence-A. Attribute relevance as a moderator of the effects of motivation on impression formation.// Journal-of-Personality-and-Social-Psychology- 1981 Oct Vol 41(4) 789−796.
  92. Attribution: basic issues and application./ Ed. by J.H.Harvey. N. Y Academic press .1985.
  93. Bruner J.S., Tagiuri R. The perseption of people. In: Handbook of social psychology. / Ed. by Zindzey G. Addison. Wesley, Cambridge, Mass. 1954. P. 634−655.
  94. Cantor N., Mischel W. Prototypes in person perception.// Advances in experimental social psychology. Vol. 127 Ed. by Berkowitz. N-Y. Academic press, 1979.
  95. Cook Mark. Interpersonal perception. Harmondsworth (Mx), Pengiun books, 1971.
  96. Cronbach L.J. Processes affecting on «understanding of others» and «assumed similarity». -Psychological bulletin, 1955, Vol.52, N3, P.177−193.
  97. European review of social psychology. Vol.1. / Ed. by W. Stroebe, M.Hewstone./1990. P.95−124.
  98. Experimental social psychology. Text with illustrative readings. /Ed. by Ch.A.lnsko & J.Schoper. P.211−258.
  99. Fitzgerald,-Joseph-M. Research methods and research questions for the study of person-perception in adult development // Human-Development- 1981 Vol 24(2) 138−144.
  100. Forgas,-Joseph-P. The effects of prototypicality and cultural salience on perceptions of people.//: Journal-of-Research-in-Personality- 1983 Jun Vol 17(2) 153−173.
  101. Individual in Society. A textbook of social psychology. / Ed. by D. Krech, R.S. Crutchfield. Mc. Crawhill Book company. N.Y. 1962.
  102. Introduction social psychology. / Ed. by N. Tajfel & C.Fraser. N.Y. 1978. P. 231−319.
  103. Jackson D.N., Chan D.W., Stricher L.J. Implicit personality theory: is it illusory? — Journal of personality. 1979. Vol. 47. P. 1−10.
  104. Jones,-Lawrence-E. Multidimensional models of social perception, cognition, and behavior. //Applied-Psychological-Measurement- 1983 Fal Vol 7(4) P. 451−472.
  105. Kelly G. The psychology of personal constructs. N.Y. Norton, 1955. Vol.1. The theory of personality.
  106. Kelly H.H. The warm-cold variable in first impression of person.// J. Of personality. Vol. 18 1950. P.431−439.
  107. Kenny D.A. A coming of age for research on interpersonal perception. Special issue: Vierpoint on personality: Consensus, self-other agreement, and accuracy in personality judgment.// Journal of personality. 1993. Dec. Vol 61(4) P. 789−807.
  108. Kenny,-David-A. Interpersonal perception: A social relations analysis. // Journal-of-Social-and-Personal-Relationships- 1988 May Vol 5(2) 247−261.
  109. Kenny,-David-A.- Albright,-Linda Accuracy in interpersonal perception: A social relations analysis // Psychological-Bulletin- 1987 Nov Vol 102(3)390−402.
  110. Levesque,-Maurice-J.- Kenny,-David-A. Accuracy of behavioral predictions at zero acquaintance: A social relations analysis. // Journal-of-Personality-and-Social-Psychology- 1993 Dec Vol 65(6) 1178−1187.
  111. Lewicki P. Implicit personality theory: single and double cognitive pattern.// XXII nd International Congress of Psychology. Leipzig, 1980. P.487.
  112. Lewicki,-Pawel. Repgrid investigation into the structure of implicit personality theory.// Polish-Psychological-Bulletin- 1981 Vol 12(2) 137−143.
  113. Livesley W.J., Bromley D.B. Person Perception in Childhood and Adolescence. L.-N.Y. 1973.
  114. Malloy,-Thomas-E.- Albright,-Linda. Interpersonal perception in a social context // Journal-of-Personality-and-Social-Psychology- 1990 Mar Vol 58(3)419−428.
  115. Mehch I.N., Wichner J. Asch on «forming impression of personality» further evidence//J. Of personality. Vol. 16. 1947. P. 188−191.
  116. Neisser U. The concept of intelligence. // Intellegence. 1979. N 3. P.217−227.
  117. Noffsinger,-Edward-B.- Pellegrini,-Robert-J.- Burnell,-George-M. The effect of associated persons upon the formation and modifiability of first impressions .// Journal-of-Social-Psychology- 1983 Aug Vol 120(2)183−195.
  118. Peabody G. Trait inferences: evaluative and discriptive aspect. // J. Of personality and social psychology. Vol. 7.№ 644. 1967.
  119. Ross L. The intuitive psychologist and his shortcomings: distortions in the attribution processes .// Advances in Experimental social psychology. 1977. Vol.10. P. 173−220.
  120. Sabini John. Social psychology / second edition. W.W.Norton company. N. Y-London.1994. P. 147−190.
  121. Scheider D.T. Implicit personality theory: a review.// Psychological bulletin Vol.79. P.294−309.
  122. Silka,-Linda. Intuitive perceptions of change: An overlooked phenomenon in person perception // Personality-and-Social-Psychology-Bulletin- 1984 Jun Vol 10(2) 180−190.
  123. Social cognition: perspectives on everyday understanding. N-Y. Academic press. 1981. P.225−244.
  124. Social psychology in the 90s. 6th ed. by K. Deaux & F. Dane, 1.Wrightsman. California books Cole Publish. Inc. 1993. P.80−112.
  125. Stotland E. Canon L.C. Social psychology / a cognitive approach. Sounders Com. 1972.
  126. The dictionary of personality and social psychology./Ed. by R. Harre & R.Lamb. Cambridge. 1986.
  127. Two social psychologies. 2d edition Ed. by C.W.Stephan & W.G. Stephan. Wadsworth Publish. Com. California 1990. P.220−255
  128. Vernon P.E. Some characteristics of the good judge of personality.- Journal of social psychology. 1933. Vol.4. N 1. P.42−58.
  129. Woody,-Erik-Z. The intuitive personologist revisited: A critique of dialectical person perception. // Journal-of-Personality- 1983 Jun Vol 51(2)236−247.
Заполнить форму текущей работой