Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе профессиональной подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровнями сформированности профессионально-математической культуры являются: репродуктивно-алгоритмический — предрасположенность к овладению математическим инструментарием в деятельности аудитора, интерес к проблеме использования профессионально-математической культуры в сфере аудита, и способности использовать профессиональную математику в повседневной профессиональной деятельностирепродуктивное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-математической культуры студентов специальности «Бухгал- 14 терский учет, анализ и аудит»
    • 1. 1. Математическая культура личности в структуре современного фило-софско-педагогического знания
    • 1. 2. Сущность, содержание и структура математической культуры личности студента, будущего аудитора
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования профессиональноматематической культуры аудитора
  • Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе профессиональной подготовки в вузе
    • 2. 1. Обоснование модели формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в вузе
    • 2. 2. Формы, методы и средства формирования у студентов основ профессионально-математической культуры аудитора
    • 2. 3. Результаты экспериментальной проверки эффективности модели формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в вузе

Формирование основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе профессиональной подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С переходом к рыночным отношениям в России началось формирование независимых аудиторских служб. В основе этого процесса лежала взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности финансовой и учетной информации. В связи с этим вопросы профессиональной подготовки аудиторов являются актуальными, так как с каждым годом потребность в квалифицированных специалистах — аудиторах возрастает. Мировая практика показывает, что во всех странах с развитой рыночной экономикой контроль финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, необходимый для защиты имущественных интересов собственника и государства, осуществляется специальной независимой организацией — аудиторской службой. Сегодня нужны специалистыпрофессионалы в области аудита, и основной задачей высшей школы является подготовка выпускника по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» так, чтобы он был конкурентоспособным на рынке труда. Анализ особенностей профессиональной деятельности аудитора показывает, что специалист в этой области должен уметь собрать информацию о финансовом состоянии предприятия и способах его стабилизации, а так же информацию, необходимую для соблюдения законных имущественных интересов.

Профессионально-математическая подготовка является подсистемой общей подготовки студентов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Изучение экономических аспектов математики способствует не только накоплению определенной системы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферы студентов, формированию различных способов мышления. Профессионально-математическую подготовку студентов в вузе следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного аудитора. Целью такой подготовки становится не только способность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний в экономических областях, связанных с аудиторской деятельностью, но и формирование профессионально-математической культуры.

Учитывая важность обеспечения качественной подготовки специалистов экономической сферы многие аспекты нашли отражение в литературе (Е.М. Бабосов, Б. С. Библер, Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, А. Н. Леонтьев, В. М. Межуев, Л. Б. Сохонь, Э. В. Соколов, И. А. Ильяева, В. Б. Чурбанов и др.). В частности вопросы, связанные с формированием качеств личности, характеризующие культуру, нашли отражение в работах (В.А. Герлингер, В.А. Да-лингер, Г. А. Луканкина, И. А. Новик и др.). Вопросы, связанные с оптимизацией процесса обучения рассмотрены в трудах (С.И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, М. М. Поташника, В. А. Черкасова и др.).

Однако в научной литературе недостаточно отражены вопросы, связанные с пониманием профессионально-математической культуры специалиста в области аудита и особенности ее формирования в условиях вуза. Эта проблема приобретает сегодня особенно важное значение в связи с модернизацией высшего экономического образования.

Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между потребностями вузовской практики в формировании основ профессионально-математической культуры студентов и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ ее реализации. Представленное противоречие определило проблему исследования: каковы модель формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов и ее содержательно-технологическое обеспечение в вузе?

Актуальность и практическая значимость проблемы, а также её недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе профессиональной подготовки в вузе».

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Предмет исследования — содержание и технология формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов.

Цель исследования — обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации модели формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов.

Гипотеза исследования. Основы профессионально-математической культуры аудиторов формируются в вузе и обеспечивают высокую результативность профессиональной деятельности, что является важным условием их успешной адаптации и самореализации в профессии. Эффективность формирования основ профессионально-математической культуры в вузе может быть обеспечена, если:

— профессиональная подготовка аудиторов носит профессионально-ориентированную математическую направленность на основе интегратив-ных связей математических и профилирующих дисциплин;

— образовательный процесс строится поэтапно и обеспечивает овладение студентами профессионально-математическими технологиями, формирующие у них соответствующую культуру в аудиторской сфере деятельности;

— студенты имеют необходимую профессионально-математическую подготовленность, мотивированы и активны в овладении профессионально-математическими технологиями в решении их профессиональных задач различной сложности и сферы применения.

Исходя из цели и гипотезы исследования, определены следующие задачи:

— раскрыть сущность и содержание основ профессионально-математической культуры аудитора, ее место и роль в его профессиональной подготовкеопределить уровни проявления основ профессионально-математической культуры аудитора, а так же критерии их оценки;

— разработать модель формирования основ профессионально-математической культуры студентов и технологию ее реализации в вузе;

— экспериментально подтвердить эффективность технологии реализации модели формирования основ профессионально-математической культуры в условиях вуза.

Методологической основой диссертационного исследования являются: методологические подходы, сформированные в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, философии и культурологии, касающиеся общей теории культуры, профессиональной деятельности, теории развития творческой личности и формирования деловых качеств, проблемного обучения в процессе образования высшей школы.

Методологическая позиция исследования формировалась под влиянием деятельностного подхода, при котором культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности, что рассмотрено в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, B.C. Библе-ра, М. С. Кагана, J1.H. Кагана, Э. С. Маркаряна, М. К. Мамардашвили, А. И. Громова, Ю. И. Ефимова, Э. В. Соколова, В. Б. Чурбанова, О. В. Хановой и других ученых. В рамках этого подхода культура существует и развивается как важнейший способ функционирования общества, как основная форма осуществления специфической человеческой деятельности, включения людей в их взаимодействие с внешним миром и реализации ими своих потребностей, интересов, целей. При этом методологическая позиция автора пересекается с аксиологическим (А.Г. Здравомыслов, СЛ. Франк, Н.З. Чавчавад-зе и др.) и социологическим (Э. Дюркгейм, Л. Н. Коган, П. А. Сорокин и др.) подходами к пониманию культуры. Большое внимание уделено концепции системности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, П. И. Пидкасистый и др.) и положениям гуманно-личностно-ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, М. Гриндер, К.Г. Селев-ко, Г. Е. Сенькина, В. Ф. Шаталов, И. С. Якиманская и др.).

Теоретическим фундаментом исследования стали дидактические теории профессионального обучения и формирования профессионально важных умений у будущих специалистов отечественных ученых-педагогов (Ю.К. Бабанского, В. П. Беспалько, И .Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.) — современные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, З. Ф. Чехлова, Д. Б. Эльконин и др.) — теория организации самостоятельной познавательной деятельности (В.В. Гузеев, В. В. Давыдов, JI.B. Жарова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер и др.) — концепция системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев и др.) — личностно-ориентированный подход к профессиональному образованию (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, Е. А. Крюкова и др.) — деятельностный подход, реализующий принцип единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, классификация, моделирование) — эмпирические (наблюдение, тестирование, изучение опыта профессиональной деятельности аудиторов различных специальностей, педагогический эксперимент) — статистические (обработка экспериментальных данных средствами математической статистики).

Базой исследования являлись экономические факультеты Тульского института управления и бизнеса, Московского областного гуманитарного института, Института управления, бизнеса и технологий г. Калуга, Брянского открытого института управления и бизнеса. В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 465 студентов и 26 преподавателей вуза.

Исследование проводилось в период 2002 г. по 2009 г.

Первый этап исследования (2002;2003гг.) — теоретико-поисковыйосуществлялось теоретическое исследование проблемы, изучение и анализ экономической, философской, психолого-педагогической литературыизучение педагогического опытабыли определены теоретические положения исследованияразрабатывалась модель формирования основ профессионально-математической культуры студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», будущих аудиторов и технология ее реализацииопределялись исходные уровни сформированности основ профессионально-математической культуры студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», будущих аудиторов.

Второй этап исследования (2003;2007гг.) — опытно-поисковыйобобщались полученные в ходе первого этапа работы данныеуточнялись положения исследованияпроводился эксперимент, в ходе которого осуществлялась реализация и проверка уровней сформированности основ профессионально-математической культуры.

Третий этап исследования (2007;2009гг.) — обобщающий — была завершена экспериментальная работа по реализации модели формирования основ профессионально-математической культуры студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», будущих аудиторовпроводился анализ, обобщение и систематизация полученных результатовосуществлялась теоретическая интерпретация и корректировка основных положенийоформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования:

— раскрыты сущность и структурно-содержательные характеристики основ профессионально-математической культуры аудиторов;

— выявлена специфика профессионально-математической культуры аудиторавыявлены уровни проявления основ профессионально-математической культуры аудитора, а так же критерии и показатели их оценки;

— раскрыты и описаны этапы формирования и становления основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена модель процесса формирования основ профессионально-математической культуры студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», будущих аудиторов, а так же технология ее реализации;

— выявлены условия, необходимые для технологии реализации модели формирования основ профессионально-математической культуры будущего аудитора.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные материалы вносят вклад в разработку теории практико-ориентированной профессиональной подготовки будущего аудитораобогащают теорию личностно-ориентированного образования путем разработки теоретико-технологического базиса формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в вузе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная автором модель и технология ее реализации получили практическую реализацию в вузе и способствовали формированию основ профессионально-математической культуры студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», будущих аудиторов, что определила успешную адаптацию выпускников на рынке труда. Данные материалы могут быть использованы образовательными учреждениями в подготовке аудиторов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в стимулировании формирования основ профессионально-математической культуры специалистов конкретных учреждений, а также для разработки оценочных материалов для определения результативности данного направления учебной деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессионально-математическая культура аудитора как часть общей и профессиональной культуры его личности представляет собой интегративное личностно-профессиональное образование специалиста, повседневно проявляющееся и отражающее единство его теоретико-фундаментальной подготовленности и практической способности компетентно применять математические методы и компьютерные технологии для решения профессиональных задач.

Основными компонентами структуры профессионально-математической культуры аудитора являются: мотивационный (осознание значимости профессионально-математической культуры, необходимой для профессиональной подготовки аудиторанеобходимости самосовершенствования в аудиторской сфере), профессионально-когнитивный (комплексное усвоение профессионально-математического инструментария решения профессионально прикладных задач), процессуалъно-деятелъностный (применение накопленного опыта реализации практических умений и навыков в профессиональной сфере аудитора).

Уровнями сформированности профессионально-математической культуры являются: репродуктивно-алгоритмический — предрасположенность к овладению математическим инструментарием в деятельности аудитора, интерес к проблеме использования профессионально-математической культуры в сфере аудита, и способности использовать профессиональную математику в повседневной профессиональной деятельностирепродуктивное усвоение учебного материала, формирование представления о содержании и значимости профессионально-математической культуры современного аудитора, востребованного на рынке трудаоперационно-технологический — способность реализовывать профессионально-математические компетенции в профессиональной практике аудитора, накопление студентами практического опыта и ориентация на усвоение и применение профессионально-математического инструментария в решении профессиональных задач сферы аудита, усвоение и применение математических технологий для решения стандартных задач в аудиторской деятельностиграмотное оперирование понятиями, умение обобщать, систематизировать, логически выводить новое знание из уже усвоенного, комплексное усвоение профессионально-математического инструментария, устойчивая мотивация на саморазвитие и повышение уровня профессионально-математической культурыпрофессионально-продуктивный — способность использовать накопленный опыт реализации профессиональных задач в различных сферах и решении различного уровня задач аудитаумение комбинировать освоенные знания и умения.

Критериями оценки уровня проявления сформированности основ профессионально-математической культуры аудитора выступают: личност-но-смысловой (интерес к профессионально-математической теорииинтерес к профессионально-математической деятельности) — структурно-логический (уровень развития профессионально-математического мышления, усвоение ведущих идей, понятийвзаимосвязь понятий и их перенос на практическую деятельность) — оценочно-результативный (действие в реализации информационно-математических технологий как в решении частных, так и общих профессиональных задач на уровне самооценки, рефлексивность в предметной сферерефлексивность в социально-психологической сфере).

2. Становление профессионально-математической культуры будущего аудитора в процессе профессиональной подготовки в вузе строится поэтапно: диагностико-ориентровочный включает в себя овладение основным информационно-математическим инструментарием, необходимым для профессиональной деятельности в сфере аудита, выявление интегративных связей математики и профильных дисциплинформирующе-тренировочный — овладение операционными информационно-математическими действиями, включение математического аппарата в решение простейших профессиональных задач, имитация профессиональных ситуаций с применением математического аппаратапрофессионально-продуктивный — технологическое, решение профессиональных задач из области аудита с применением современных информационно-математических возможностейинтегративно-резулътативный — применение накопленного опыта реализации профессиональных задач в различных сферах и решении различного уровня задач аудита, проявление стремления к самосовершенствованию. Характерной особенностью становления профессионально-математической культуры заключается в том, что на каждом новом этапе происходит закрепление полученного результата на практике, способствующего в закреплении его личностного формирования и постоянное стремление к самосовершенствованию.

3. Модель формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе обучения в вузе строится на основе интегративности математических и профильных дисциплин, обеспечивающих становление специалиста аудиторской деятельности в соответствии с возможностями учебного процесса. Она включает в себя взаимосвязь и зависимость следующих модулей: мотивационно-целевого, содержательного, организационно-технологического и оценочно-результативного. Основными принципами реализации модели являются: принцип интеграции, принцип единства и преемственности содержания, принцип адаптивности.

Необходимыми условиями для реализации технологии модели формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов выступают: организационно-управленческие (учет при организации образовательного процесса вуза требований современного рынка труда к уровню профессионально-практической подготовленности экономистапедагогический мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них профессионально-математической подготовленности) — образовательно-технологические условия (мотивированность и активность студентов к овладению и повседневной реализации профессионально-математической подготовленности в сфере аудитаинтеграция в преподавании учебных дисциплин с учетом профессионально-математических возможностей) — профессионально-личностные условия (практико-ориентированный характер обучения, способность накопления опыта реализации профессионально-математической подготовленности студентов с учетом становления профессионально-математической культуры).

Достоверность результатов исследования теоретических положений и выводов диссертации обеспечены опорой на современные концепции и подходы к изучаемой проблемеприменением комплекса методов исследования, адекватных его целям и задачамучетом современных разработок в области профессиональной педагогикистатистической значимостью полученных результатов, выявленной с помощью методов обработки данных, воспроизводимостью полученных результатов в разных вузах, непосредственным участием автора в экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования. Представленные в работе результаты нашли отражение в научных статьях. Основные идеи и результаты диссертации обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполненного нами диссертационного исследования были осуществлены изучение и анализ формирования профессионально-математической культуры аудитора, как часть его профессиональной личности. На основании этого была осуществлена теоретическая разработка проблемы отбора и структурирования содержания учебного материала. Ее основным результатом являются выделенные’и описанные требования дидактического комплекса педагогических требований к структурированию учебного материала, реализующие диалектико-логический подход.

На основании проведенного исследования были полученные результаты, которые позволили сделать следующие выводы.

Основы профессионально-математической культуры аудитора являются частью общей и профессиональной культуры личности и проявляются в процессе общения в профессиональной среде, и воспринимаются окружающими как устойчивые характеристики поведения личности в узкопрофессиональной среде высококвалифицированных специалистов, умеющих собирать и анализировать экономическую информацию, и принимать управленческие решения. Структура понятия «основы профессионально-математической культуры будущих аудиторов» включает в себя компоненты: мотивационный, профессионально-когнитивный, процессуально-деятельностный.

Компонентами профессионально-математической культуры аудитора являются: мотивационный (осознание значимости профессионально-математической культуры, необходимой для профессиональной подготовки аудиторанеобходимости самосовершенствования в аудиторской сфере), профессионально-когнитивный (комплексное усвоение профессионально-математического инструментария и его применение в решении профессионально прикладных задач), процессуально-деятельностного (применение накопленного опыта реализации практических умений и навыков в профессиональной сфере аудитора).

Уровнями сформированности профессионально-математической культуры являются: репрудуктивно-алгоритмический — предрасположенность к овладению математическим инструментарием в деятельности аудитора, интерес к проблеме использования профессионально-математической культуры в сфере аудита, и способности использовать профессиональную математику в повседневной профессиональной деятельностирепродуктивное усвоение учебного материала, формирование представления о содержании и значимости профессионально-математической культуры современного аудитора, востребованного на рынке трудаоперационно-технологический — способность реализовывать профессионально-математические компетенции в профессиональной практике аудитора, накопление студентами практического опыта и ориентация на усвоение и применение профессионально-математического инструментария в решении профессиональных задач сферы аудита, усвоение и применение математических технологий для решения стандартных задач в аудиторской деятельностиграмотное оперирование понятиями, умение обобщать, систематизировать, логически выводить новое знание из уже усвоенного, комплексное усвоение профессионально-математического инструментария, устойчивая мотивация на саморазвитие и повышение уровня профессионально-математической культурыпрофессионально-продуктивныйспособность использовать накопленный опыт реализации профессиональных задач в различных сферах и решении различного уровня задач аудитаумение комбинировать освоенные знания и умения, вести.

Критериями оценки уровня проявления сформированности основ профессионально-математической культуры аудитора выступают: личностно-смысловой (интерес к профессионально-математической теорииинтерес к профессионально-математической деятельности) — структурно-логический (уровень развития профессионально-математического мышления, усвоение ведущих идей, понятийвзаимосвязь понятий и их перенос на практическую деятельность) — оценочно-результативный (рефлексивность в предметной сферерефлексивность в социально-психологической сфере).

Становление профессионально-математической культуры будущего аудитора в процессе профессиональной подготовки в вузе строится поэтапно: диагностико-ориентровочный включает в себя изучение основ математики, выявление интегративных связей математики и профильных дисциплинфор-мирующее-тренировочный — включение математического аппарата в решение простейших профессиональных задач, имитация профессиональных ситуаций с применением математического аппаратапрофессионально-продуктивный — технологическое решение профессиональных задач из области аудита с применением современных информационно-математических возможностейин-тегративно-результативный — применение накопленного опыта реализации профессиональных задач в различных сферах и решении различного уровня задач аудита.

Модель формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе обучения в вузе строится на основе ин-тегративности математических и профильных дисциплин специфичных аудиторской деятельности. Она включает в себя взаимосвязь и взаимозависимость модулей: мотивационно-целевого, содержательного, организационно-технологического, оценочно-результативного, и последовательность этапов ее реализации (диагностико-ориентировочного, формирующе-тренировочного, профессионально-продуктивного, интегративно-результативного). Основными принципами реализации модели являются: принцип интеграции, принцип единства и преемственности содержания, принцип адаптивности.

Для использования в вузе модели процесса формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе их профессиональной подготовки используется технология ее реализации, направленная на самореализацию будущих специалистов, развитие их аудиторских способностей. Она адекватно отвечает актуальной задаче по усилению индивидуального подхода в обучении, включает совокупность содержания и средств формирования личностных и деловых качеств студентов, с акцентом на активные формы и методы обучения.

Технология реализации модели формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов обеспечивается за счет реализации условий: социально-организационные (организация профессионально-ориентированного изучения дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД и СД с учетом междисциплинарных связей и ориентированности содержания на совершенствование качества экономической подготовленности аудиторов, организация изучения курсов «Высшая математика для экономистов», «Исследование операций в экономике», «Финансовая математика» и д.р. направленных на формирование профессионально-значемых практических качеств в области аудита, корреляции результатов подготовки студента в сфере аудита с требованиями социального заказа к качеству подготовки специалиста в этой области).

— психолого-педагогические (сформированность у студентов активной жизненной позиции, индивидуальная и групповая мотивированность студентов к овладению профессионально-значимыми качествами в сфере аудита).

— дидактико-методические (профессиональная направленность содержания обучения на совершенствование профессионально-математической культуры аудиторов путем включения в процесс обучения системы лично-стно-ориентированных заданий, содержащих проблемные ситуации из области аудита, выбор и реализация определенной совокупности традиционных и инновационных форм и методов обучения (групповое и практико-ориентированное обучение, самостоятельная подготовка, экскурсии и практика на предприятиях и в аудиторских службах, практикумы по аудиту и др.) способствующих формированию у студентов профессионально-значимых качеств в области аудита.

Для использования в вузе модели процесса формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов в процессе их профессиональной подготовки используется технология ее реализации, направленная на самореализацию будущих специалистов, развитие их аудиторских способностей. Она адекватно отвечает актуальной задаче по усилению индивидуального подхода в обучении, включает совокупность содержания и средств формирования личностных и деловых качеств студентов, с акцентом на активные формы и методы обучения.

Уровни сформированности основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов (репродуктивно-алгоритмический, операци-онно-технологический, профессионально-продуктивный) определяются на основе совокупности критериев (личностно-смыслового, структурно-логического, оценочно-результативного). Каждый из уровней имеет тенденцию к положительной динамике и переходу в качественно новый при успешной реализации в учебном процессе вуза модели процесса формирования основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов.

Эффективное формирование основ профессионально-математической культуры будущих аудиторов обеспечивается комплексом условий: социально-организационными, психолого-педагогическими и дидактико-методическими. Наше исследование было ограничено областью анализа построения и разработки математических курсов. В этом случае был бы интересен более широкий анализ, включающий в себя и предметы гуманитарного, естественнонаучного, профессионального цикла. Кроме того, необходимы разработка специального методического обеспечения по разработанным принципам отбора и структурирования содержания учебных курсов как, в первую очередь для преподавателей высшей школы так и студентов экономических специальностей. Вопросы отбора и структурирования учебного материала требуют дальнейших теоретических и экспериментальных исследований с целью получения условий оптимизации, рационального применения и продуманного использования в образовательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Восхождение от абстрактного к конкретному. Диалектика научного познания/ В. В. Агудов М.: Наука, 1978.-380 с.
  2. П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика/ П. В. Алексеев, A.B. Панин М.: Высшая школа, 1991. — 382 с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс/ В.И. Андреев- Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
  4. И.Д. Теория как форма организации научного знания/ И. Д. Андреев М.: Наука, 1979. — 304 с.
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/ Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1992. — 207 с.
  6. Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории / Л. Б. Баженов М.: Наука, 1978. — 232 с.
  7. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы/ В. П. Беспалько М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  8. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект/ В. П. Беспалько М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  9. П.П. Избранные психологические произведения/ П.П. Блон-ский М.: Педагогика, 1964. — 695 с.
  10. М. Философия физики/ М. Бунге М.: Прогресс, 1975. — 347 с.
  11. Н. Очерки по истории математики/ Н. Бурбаки М.: Наука, 1963.-292 с.
  12. В.В. Методы науки/ В. В. Быков М.: Наука, 1974. — 215 с.
  13. В.А. Восхождение от абстрактного к конкретному // Марксистско-ленинская диалектика. Кн. 2. Диалектическая логика/ В.А. Вазюлин-М., 1979.
  14. Взаимодействие наук: теоретические и практические аспекты. — М.: Наука, 1984. 320 с.
  15. Д.А. Булевы алгебры / Д. А. Владимиров М.: Наука, 1969. -320 с.
  16. Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ / Е. К. Войшвилло М.: Изд-во Московского университета, 1989. — 239 с.
  17. А.Э. Некоторые замечания по генетическому анализу категории структуры/ А. Э. Воскобойников «Общественные науки в Узбекистане», 1966, № 10.
  18. Гегель. Энциклопедия философских наук/ Гегель. М.: Наука, 1974. — 452 с.
  19. Т.П., Грюнберг Г. Ю. и Неклюкова Н.П. Физическая география: Начальный курс / Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг и Н. П. Неклюкова — М.: Просвещение, 1992. 192 с.
  20. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию С. И. Гессен М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  21. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Дж. Гласс, Дж. Стэнли М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  22. Д.П., Нарский И. С. О функциях и структуре диалектической логики как науки/ Д. П. Горский, И. С. Нарский -М.: Философские науки. 1976. № 1.
  23. B.C., Нарский И. С. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и его методологическая роль/ B.C. Готт, И. С. Нарский М.: Философские науки. 1986. № 2.
  24. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская — М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  25. М.Д. Развитие мышления младшего школьника. Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  26. Г. Ю. Картографические понятия в школьной географии / Г. Ю. Грюнберг-М.: Просвещение, 1979. 95 с.
  27. .С. Логика, рациональность, творчество/ Б. С. Грязнов — М.: Наука, 1982.-256 с.
  28. А.Е. Физика: Учебник для 7 класса / А. Е. Гуревич М.: Дрофа, 1997. — 192 с.
  29. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В. В. Давыдов -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  30. В.В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдов М.: ИН-ТОР, 1996.-544 с.
  31. Де Бройль Луи. Революция в физике/ Де Бройль Луи М.: Наука, 1963.
  32. Д. Логика неудачи/ Д. Дернер М.: Смысл, 1997.
  33. С. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод развития теоретического знания / С. Джумадурдыев М.: Вопросы философии. 1985. № 7.
  34. Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук в форме науч. докл / Ю.И. Дик- московский государственный педагогический университет М., 1996. — 59 с.
  35. Г. М. Некоторые проблемы школьного учебника истории. Проблемы школьного учебника. Вып. 3. (Структура учебника)/ Г. М. Донской М.: Просвещение, 1975. — С. 30−44.
  36. JI.B. Учить самостоятельности / JI.B. Жарова — М.: Просвещение, 1993.-205 с.
  37. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьни-ков/А.З. Зак-М.: Педагогика, 1984. 152 с.
  38. Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования / Л.Я. Зорина-М.: Изд-во РАО, 1993. 163 с.
  39. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников (на материале предметов естественно-научного цикла): дисс.. д-ра пед. наук./ Л.Я. Зорина- Московский государственный педагогический университет М., 1979. — 362 с.
  40. Л.Я. О дидактических условиях стабильности учебников естественного цикла. Проблемы школьного учебника. Вып. 12. (О специфике учебников математики, физики, астрономии, черчения и трудового обучения)/ Л. Я. Зорина М.: Просвещение, 1983. — С. 6−14.
  41. Л.Я. Системность знаний и организация учебного материала в учебниках физики. Проблемы школьного учебника. Вып. 6./ Л.Я. Зорина-М.: Просвещение, 1978. С. 100−112.
  42. А.Ф. Структура научного мышления/ А. Ф. Зотов М.: Политиздат, 1973.-182 с.
  43. Д.Д. Школьный учебник/ Д. Д. Зуев М.: Просвещение, 1983. -240 с.
  44. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса/ Э. В. Ильенков М.: Изд-во АПН СССР, 1960. — 285 с.
  45. Э.В. Философия и культура/ Э. В. Ильенков М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  46. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ Т. А. Ильина М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  47. С.Е., Солодухин H.A. Модели и аналогии в курсе физики средней школы/ С. Е. Каменецкий, H.A. Солодухин -М.: Просвещение, 1982.-96 с.
  48. Р. Философские основания физики/ Р. Карнап. М.: Прогресс, 1971.-390 с.
  49. В.Н. Системность теоретического знания. Логический аспект/ В. Н. Карпович. Новосибирск: Наука, 1984. — 125 с.
  50. В.Н. Термины в структуре теорий/ В. Н. Карпович. Новосибирск: Наука, 1978. — 128 с.
  51. И .Я. Лернер, Л. Я. Зорина, Г. И. Батурина и др. Качество знаний и пути его совершенствования. / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. — М.: Педагогика. 208 с.
  52. .М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего/ Б. М. Кедров. М.: Мысль, 1985. — 543 с.
  53. .М. Три аспекта атомистики. Т. II. Учение Дальтона. Исторический аспект/ Б. М. Кедров. М.: Наука, 1969. — 543 с.
  54. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований/ Д.А. Керимов- М.: Наука, 1986. -430 с.
  55. Л. Проблемы теории обучения/ Л. Клинберг. М.: Педагогика, 1984.-256 с.
  56. П.В. Диалектика как логика и теория познания/ П. В. Копнин. -М.: Наука, 1973.-324 с.
  57. В.М. Воспитывающее обучение/ В. М. Коротов. М.: Просвещение, 1980.- 192 с.
  58. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя/ В. В. Краевский. — Самара: Изд-во Сам-ГПИ, 1994.-202 с.
  59. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ)/ В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  60. А.Н. Психодидактика. Теоретические основы психодидактики. Проблемное обучение (На материале физики средней школы): учеб. Пособие/ А. Н. Крутский. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. — 72 с.
  61. О.В. Физическая география: Начальный курс/ О. В. Крылова. -М.: Просвещение, 1999. 192 с.
  62. И.В. Избранные труды по методологии физики / И. В. Кузнецов. М.: Наука, 1975. — 154 с.
  63. Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика: Основные принципы и проблемы. М.: Политиздат, 1979. — 286 с.
  64. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  65. М. История физики. М., 1964. — 230 с.
  66. С.А. Индукция как метод научного познания. М.: Изд-во Московского университета, 1980. — 192 с.
  67. В.И. Полн. собр. соч. Т. 29.
  68. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.
  69. Логика и методология науки / Отв. ред. М. Э. Омельяновский М.: Наука, 1967.-340 с. 74.
Заполнить форму текущей работой