Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Торгово-экономические связи Италии со странами Северной Африки в конце XX — начале XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одной причиной, стимулирующей развитие итало-североафриканских отношений, служит также географическое положение этих стран. Все североафриканские государства находятся в непосредственной близости от Италии — их разделяет лишь Средиземное море. В этом смысле Италия имеет явное преимущество не только перед США, Японией, Китаем и Россией, но и перед многими странами ЕС, не имеющими выхода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные принципы экономических взаимоотношений Италии со странами Северной Африки
    • 1. 1. Предпосылки развития торгово-экономических отношений Италии с североафриканскими государствами
    • 1. 2. Экономическое сотрудничество Италии со странами Северной Африки в рамках Барселонского процесса
    • 1. 3. Законодательная и институциональная база экономического сотрудничества Италии с государствами
  • Северной Африки
  • Глава 2. Основные потоки товаров, рабочей силы и услуг между странами Северной Африки и Италией
    • 2. 1. Торговые связи Италии со странами Северной Африки
    • 2. 2. Сотрудничество Италии со странами Северной Африки в сфере туризма
    • 2. 3. Миграция рабочей силы из стран Северной Африки в Италию
  • Глава 3. Деятельность итальянского финансового капитала в государствах Северной Африки
    • 3. 1. Итальянская инвестиционная политика в Северной Африке в конце XX начале XXI века
    • 3. 2. Деятельность итальянских банков в Африке
    • 3. 3. Эволюция итальянской политики «официальной помощи развитию», ее значение для стран Северной Африки в начале XXI века

Торгово-экономические связи Италии со странами Северной Африки в конце XX — начале XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одним из важнейших компонентов системы международных экономических связей являются отношения между развивающимися государствами и крупными индустриально развитыми странами Запада. Большой теоретический и практический интерес представляет итальянский опыт в этой области. Италия входит в так называемую «большую восьмерку» мощнейших в экономическом отношении держав. Изучение опыта ее экономического взаимодействия с менее развитыми регионами мира, в том числе с африканскими странами, заслуживает повышенного внимания ввиду явной недостаточности соответствующих исследований как на Западе, так и в России.

Италия в своих экономических связях с африканскими государствами в силу исторических, географических и социально-экономических причин всегда отдавала приоритет Северной Африке. Отношения Италии с этим регионом на протяжении последних десятилетий отличались достаточно устойчивыми тенденциями. Вместе с тем в последние 10−15 лет произошли изменения, существенным образом повлиявшие на характер, интенсивность и направленность экономических связей между Италией и государствами североафриканского субрегиона. К ним относятся углубление европейской интеграции в рамках Маастрихтского договора и, одновременно, развитие сотрудничества стран Северного и Южного Средиземноморья в рамках Барселонского процесса. Активизация средиземноморской политики Италии объясняется стремлением, с одной стороны, упрочить собственную безопасность, в том числе и экономическую, а с другой — играть более значимую роль в международной политике, в частности, стать проводником общеевропейского внешнеэкономического курса в Южном Средиземноморье. Изучение этих новых явлений и их влияния на перспективы развития итало-североафриканских отношений представляется весьма актуальным.

Внешние экономические факторы имеют огромное значение и для государств Северной Африки, причем не только при решении текущих экономических проблем, но и в долгосрочном плане. Характер воздействия внешнеэкономических связей стран североафриканского субрегиона на их хозяйственное развитие весьма противоречив. С одной стороны, внешнеэкономические отношения являются важнейшим фактором успешного социально-экономического развития этих стран, а с другой, — в ряде случаев они усиливают определенные негативные тенденции в североафриканской экономике, связанные с тем неравноправным положением, которое занимают эти государства в международном разделении труда.

Североафриканские страны развивают отношения с Италией не только как с авторитетным торгово-экономическим и политическим партнером, но и как с одним из участников европейской интеграции. Италия оказывает существенное влияние на выработку основных принципов европейской политики, в том числе и на североафриканском направлении. В первую очередь это касается развития отношений ЕС с Ливией, но в той или иной степени касается и других государств Северной Африки.

Дополнительную актуальность работе придает тот факт, что в научной экономической литературе избранная диссертантом тема в последние годы практически не разрабатывалась. Отсюда возникает задача комплексного изучения проблем торгово-экономических связей между Италией и государствами североафриканского субрегиона, результаты которого могут быть использованы и в практике экономического сотрудничества России с развивающимися странами.

Предметом исследования являются торгово-экономические связи Италии со странами Северной Африки в 1990;е годы XX века и в начале XXI века. При этом главное внимание уделяется анализу новых тенденций в таких сферах, как торговля, инвестиции, туризм, миграция рабочей силы и помощь развитию.

Цель исследования заключается в определении специфики развития внешнеэкономических связей Италии со странами Северной Африки, а также в выявлении вероятных перспектив развития этих отношений в ближайшее время.

Для достижения поставленной цели диссертанту необходимо было решить следующие задачи: выявить основные предпосылки торгово-экономического сотрудничества Италии со странами Северной Африкипроанализировать воздействие интеграционных процессов в Европе на экономическую политику Италии на североафриканском направленииизучить торгово-экономические структуры Италии с точки зрения их воздействия на формирование ее хозяйственных отношений с государствами Северной Африкиохарактеризовать основные направления, масштабы, структуру перспективы итало-североафриканской торговлиисследовать процессы миграции рабочей силы из стран Северной Африки в Италию и показать их влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в странах-донорах и в стране-реципиентерассмотреть основные проблемы, связанные с деятельностью итальянского государственного и частного капитала в североафриканском субрегионе, включая кредитную и инвестиционную политику, а также экономическую и техническую помощьвыявить основные перспективы развития торгово-экономических отношений между Италией т государствами Северной Африки.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном 1990;е годы и первые четыре года XXI века. В ряде случаев, когда того требовали задачи более тщательного изучения ряда проблем, рассматривались и более ранние временные периоды.

Методология и теоретическая база диссертации. Методологической основой исследования служит системный подход к изучаемому явлению. В ходе работы активно использовались метод сравнительного анализа и критическая переработка результатов экспертных оценок специалистов ряда итальянских ведомств, международных и африканских организаций и объединений (ЭКА, ООН, ОЭСР и др.).

Основные экономико-теоретические посылки работы сложились на базе изучения классических трудов по международным экономическим отношениям, макроэкономике и международному движению капитала Р. Вернона, Дж. Даннинга, Дж. М Кейнса, Ч. П. Киндлебергера, А. Кэйрнкросса, А. Маршалла, Дж. С. Милля, Р. Нурксе, Б. Олина, А. Рагмена, П. Самюэльсона, А. Филлипса, С. Хаймера.

При работе над диссертацией были использованы труды многих научных коллективов, в том числе Института Африки РАН, ИСАА МГУ, ИМЭМО РАН, Института Востоковедения РАН, ВНИКИ, РЭА им. Г. В. Плеханова, других российских научных учреждений. Кроме того, автор использовал материалы ряда международных исследовательских центровВсемирного банка (ВБ), Международного валютного фонда (МВФ), Банка международных расчетов (БМР), ЮНКТАД, Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), многочисленных национальных исследовательских центров Италии.

В своей работе автор опирался на труды известных российских экономистов, в том числе исследователей мировой торговли и международного движения капитала, прежде всего Т. Я. Белоус, А. Г. Богатырева, В. Б. Буглая, А. В. Ветрова, В. В. Голосова, А. Н. Гончарова, В. Ф. Железовой, П. С Завьялова, И. Д. Иванова, И. К. Ключникова, Ю. Ф. Кормнова, И. С. Королева, Э. Г. Кочетова, С. Ю. Медведкова, А. Н. Молчанова, М. А. Сарафанова, В. А. Ушакова, И. П. Фаминского, М. А. Халдина, П. И. Хвойника, Г. Г. Чибрикова, Ю. В. Шишкова, В. Д. Щетинина, Ю. И. Юданова и др.

В диссертационной работе были использованы и переосмыслены исследования итальянских, африканских и других иностранных экономистов, среди которых необходимо выделить И. Аджаи, Й. Айзермана, Р. Алибони,.

К.И. Амаоко, JI. Андрелони, Г. Асселя, П. Барбери, А. Белькауи, Дж. Бергмана, К. Блументаля, X. Вандера, X-J1. Век, Б. Вендито К. Гримма, Р. Дорнбуша,, Дж. Итона, Г. Дж. Каддингтона, Л. Лабанора, Г. Ланутти, Д. Лессарда, М. Мацони, Р. Мейерса, Д. Нартена, Ф. Пеллиццари, Дж. Уильямсона, И. Уолтера, Ф. Цаллио и др.

Важнейшим теоретическим фундаментом исследования явились работы видных советских и российских африканистов и востоковедов B.C. Баскина, С. А. Бессонова, Е. А. Брагиной, A.M. Васильева, М. Ф. Видясовой, Л. В. Гевелинга, Л. А. Гордона, Ан.А. Громыко, А. И. Динкевича, Л. П. Зудиной, Ю. М. Кобищанова, В. Ю. Кукушкина, В. В. Лопатова, В. П. Масленникова, В. А. Мельянцева, Е. И. Мироновой, В. П. Морозова, Ю. М. Осипова, Ю. В. Потемкина, Г. Е. Рощина, Н. А. Симония, Г. В. Смирнова, В. Г. Солодовникова, А. А. Ткаченко, Л. Л. Фитуни, Л. А. Фридмана, А .Я. Эльянова, В. А. Яшкина.

Статистической и фактологической основой диссертации послужили публикации итальянских государственных учреждений: Центрального статистического управления Италии, Министерства по внешнеэкономическим связям, Итальянской торгово-промышленной палаты, Ассоциации итальянских банков, а также публикации Международных организаций (ЭКА, ЮНКТАД, ЮНИДО, Центра ООН по ТНК, ВБ, МВФ), национальная статистика североафриканских государств и некоторые другие справочные издания.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в российской экономической литературе проведен комплексный анализ основных тенденций развития итало-североафриканских экономических связей в условиях углубления европейской интеграции и расширения средиземноморского сотрудничества в рамках Барселонского процесса. Рост политической и экономической неоднородности в средиземноморском регионе, столкновение интересов различных международных организаций и отдельных государств, а также возникающие новые проблемы требуют нетрадиционного подхода и поиска новых путей их решения.

Анализ торгово-экономических отношений Италии со странами Северной Африки через призму общеевропейских интересов в Южном Средиземноморье позволил исследовать эти отношения с точки зрения их конкретного экономического содержания и перспектив как для Италии, так и для других государств ЕС, а также проанализировать некоторые стороны сложного, созидавшегося десятилетиями механизма итало-североафриканских торговых отношений, инвестиционной политики и помощи. В работе впервые обобщены обширные данные итальянской официальной статистики по Северной Африке, а также оригинальная документальная и статистическая информация ряда государственных учреждений и частных компаний Италии. Были проведены расчеты, которые позволили оценить место и роль развивающихся государств Северной Африки в системе мирохозяйственных связей Италии.

Немаловажным с точки зрения новизны является и тот факт, что диссертант сопоставил основные направления итало-североафриканского сотрудничества с задачами развития средиземноморской интеграции с целью выявить общие и отличительные черты обоих процессов.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем фактический материал, практические рекомендации и выводы могут быть использованы при анализе проблем внешнеэкономической деятельности стран ЕС и африканских государств, а также при изучении вопросов внешнеэкономических отношений Италии и Северной Африки, их места в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, определении развития их внешнеэкономических связей на перспективу. Диссертация может представлять интерес для научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами мирового хозяйстварезультаты исследования могут быть использованы в вузах при чтении лекций по международным экономическим отношениям.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН. Кроме того, ряд положений диссертации был доложен и широко обсуждался на X конференции африканистов, прошедшей 24−26 мая 2005 г. в Москве.

Основные положения диссертации были отражены в опубликованных статьях и тезисах выступлений на научных конференциях общим объемом 2,3 п. л.

Структура, объем и содержание работы, определены общей логикой исследования и отражает попытку диссертанта последовательно решать поставленные задачи. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и статистического приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В основе строительства экономических отношений Италии с африканскими странами лежит дифференцированный подход. Безусловно, Италия развивает свои контакты, как политические, так и хозяйственные, со многими странами континента, но некоторые африканские государства входят в сферу особых интересов Италии, что выражается в высокой интенсивности торгово-экономических связей между ними.

Особое место в отношениях Италии с Африканским континентом занимают страны Северной Африки, на долю которых приходится около 70% всего товарооборота этой страны с Африкой. Особенно активно развиваются итало-ливийские и итало-алжирские экономические отношения, так как Ливия и Алжир выступают важнейшими поставщиками нефти и газа в Италию.

Потребность ЕС, в том числе и Италии, включить в спектр своей деятельности средиземноморское направление обусловлена рядом причин. В первую очередь речь идет об исторических факторах. Ливия более 30 лет была итальянской колонией и по сути дела являлось составной частью итальянского хозяйственного механизма. После завоевания независимости г прочные экономические связи между двумя государствами сохранились.

Еще одной причиной, стимулирующей развитие итало-североафриканских отношений, служит также географическое положение этих стран. Все североафриканские государства находятся в непосредственной близости от Италии — их разделяет лишь Средиземное море. В этом смысле Италия имеет явное преимущество не только перед США, Японией, Китаем и Россией, но и перед многими странами ЕС, не имеющими выхода к средиземноморскому побережью. К другим немаловажным факторам политического и социально-экономического порядка, способствующим развитию сотрудничества Италии с государствами Северной Африки, относятся стабильная на протяжении последних 10−15 лет политическая ситуация в Египте, Марокко и Тунисеснижение социальнополитической напряженности в Алжире и Ливии в последние годылиберальная экономическая политика государств североафриканского субрегиона и осуществление ими программ приватизации и структурных реформболее высокий по сравнению с большинством государств Африканского континента уровень экономического и социального развитияотносительно высоко развитая промышленность, а также производственная, социальная и информационная инфраструктура и, наконец, современное инвестиционное законодательство государств Северной Африки, отвечающее интересам как национальной экономики, так и западных инвесторов. Важными аспектами сотрудничества Италии с североафриканскими странами служат также сфера туризма, а также разработка новых принципов миграционной политики.

Все перечисленные выше факторы, с одной стороны, стимулируют развитие итало-североафриканских отношений, а с другой — указывают на необходимость выработки особых принципов взаимоотношений между Италией и государствами Северной Африки на основе общеевропейской стратегии сотрудничества с данным регионом. Италия — член Европейского Союза, поэтому свою внешнеэкономическую политику ей необходимо согласовывать с общей стратегией других стран-членов ЕС.

Самой крупной акцией по продвижению ЕС в Средиземноморском регионе стала «Евро-средиземноморская конференция» в Барселоне (27−28 ноября 1996 г.), принявшая Барселонскую Декларацию, предусматривающую развитие сотрудничества между странами Южного и Северного Средиземноморья в политической, экономической и культурной сферах. В рамках Барселонского процесса к 2010 году ЕС взял на себя обязательство создать зону свободной торговли с соседними странами в средиземноморском регионе.

В связи с тем, какое значение для Италии имеет регион Средиземноморья, стремление официального Рима проводить собственную внешнеполитическую и внешнеэкономическую линию, утверждаясь на международной арене, проявилось, прежде всего, на этом направлении. Дело в том, что для стран, которые занимают достаточно скромное положение на европейском экономическом пространстве по сравнению с такими «гигантами» как Германия, Великобритания и Франция, очень важно повышение своего престижа на международной арене, в том числе на новых направлениях. Многие итальянские специалисты по международным отношениям полагают, что страна могла бы играть более значимую роль на глобальном и региональном уровнях. Особое внимание, на их взгляд, следует обратить на региональную политику в Средиземноморье, ибо Италия могла бы стать проводником общеевропейской политики в этом регионе.

Основные практические интересы Италии в средиземноморском регионе сводятся к следующему:

— активно участвовать в процессе объединения Европы, совместно обеспечивая баланс сил и политическое равновесие в Средиземноморье.

— привлекать внимание НАТО и ЕС к проблемам Средиземноморья, сотрудничать с другими европейскими средиземноморскими государствами, t в первую очередь, с Францией и Испанией.

— сохранять политическое и экономическое влияние в таком важном со стратегической точки зрения субрегионе, как Северная Африка.

— участвовать в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

Средиземноморский регион, наряду с несомненными перспективами для внешнеэкономических связей Италии, таит в себе определенные угрозы для национальной безопасности Италии из-за ее геостратегического положения. Так, наибольшую опасность для страны представляет обострение арабо-израильского конфликтапровал политики контроля за распространением ядерного оружия в Средиземноморском регионеприход к власти в странах Южного Средиземноморья силвраждебных Западу и их.

166 агрессивная политикавозобновление и обострение территориальных споров, в которые могут быть вовлечены Италия, Испания, Турция и Грециярост нелегальной иммиграцииусиление наркомафии и терроризм.

Став 1 января 2003 года очередным председателем ЕС, Италия объявила, что один из приоритетов ее внешней политики — внимание к проблемам Средиземноморья. Особое внимание будет уделяться подписанию соглашений между ЕС и Южным Средиземноморьем по поставкам нефти и газа, сельскохозяйственной продукции и развитию туризма. Италии в этом процессе отводится важная роль проводника экономической политики ЕС в регионе.

Италия также предпринимала попытки на основе двустороннего партнерства со странами Средиземноморья способствовать установлению стабильности в регионе. Характерно, что особое внимание уделялось отношениям с Ливией — страной, не включенной ни в программу НАТО, ни в инициативу ЕС. С ней Италию связывают политические и экономические отношения. Она оказывает Ливии, как и другим средиземноморским государствам, гуманитарную помощь, а также выступает посредником в чспереговорах между ливийским руководством и ЕС.

В целом средиземноморская политика Италии в 1990;е гг. претерпела значительные изменения. Политическая и экономическая неоднородность, столкновение интересов различных международных организаций и отдельных государств, а также возникающие новые проблемы требуют нетрадиционного подхода и поиска новых путей их решения. Италия одна не в состоянии справиться с этими проблемами особенно в связи с ухудшением в 2004;2005 гг. экономической ситуации в стране. Поэтому она обращается к европейским странам, стремясь, в первую очередь, привлечь их внимание к Средиземноморскому региону.

Активизация средиземноморской политики Италии в последние годы объясняется, с одной стороны, необходимостью решить собственные экономические интересы в этом регионе, а с другой — стремлением играть более значимую роль в международной политике. Последнее, однако, упирается в проблему существенного отставания Италии от военно-экономического потенциала мировой сверхдержавы — США.

Развитие экономического Сотрудничества Италии со странами Северной Африки в значительной мере базировалось на создании единой нормативной базы. В 1970;1990;е годы внешнеэкономическими и внешнеполитическими ведомствами Италии были разработаны законы, определяющие структуру, направленность и приоритеты торгово-экономических отношений Италии с развивающимися государствами. Важность этих законов состоит не столько в выделении более значительных финансовых ресурсов, но в преодолении узкого взгляда на сотрудничество как на простое выделение средств развивающимся странам. Согласно этим законам понятие «сотрудничества» охватывает все инициативы, способствующие техническому, культурному, экономическому и социальному прогрессу в развивающихся, в том числе североафриканских, странах.

Торгово-экономическое сотрудничество Италии с развивающимися, в том числе и с североафриканскими, странами осуществляется через систему государственных, частных и общественных структур. К ним относятся, в первую очередь, МИД Италии, Межминистерский комитет экономического программирования, Генеральная дирекция по культурному, научному и техническому сотрудничеству, Центральный институт среднесрочного кредитования, Межминистерский комитет по внешнеэкономической политике, Департамент по проблемам помощи развитию, Автономная секция экспортных кредитов, Итальянское Общество содействия деятельности предприятий за границей, Национальный институт внешней торговли Италии и др. Каждая из этих организаций имеет соответствующую структуру и выполняет различные задачи, но все они работают в тесном взаимодействии друг с другом и в различных формах стимулируют развитие торговоэкономического сотрудничества Италии и государств североафриканского субрегиона.

Одной из главных форм итало-североафриканского сотрудничества была внешняя торговля, опыт развития которой позволяет выявить определенные закономерности. Общая тенденция состояла в переходе от простых к сложным, от низших к более высоким формам организации взаимных торговых связей.

Торгово-договорная практика Италии с североафриканскими государствами базируется на заключении межправительственных двусторонних торговых отношений. Все эти соглашения, несмотря на определенную разницу в текстах, имеют ряд общих положений. Они обычно включают пункты о взаимном предоставлении сторонами режима наибольшего благоприятствования в отношении торговли и мореплавания, о намерении сбалансировать торговлю, о статусе торговых представительств и т. д.

Страны Северной Африки были главными торговыми партнерами Италии среди африканских государств. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2000;2004 гг. на них приходилось более 2/3 всего объема итальянской торговли со странами Африканского континента. В 2003 г. суммарный торговый оборот Италии и североафриканских государств превысил 23 млрд евро. Из них 7,3 млрд евро приходилось на итальянский экспорт в страны региона, а 16,1 млрд евро — на импорт из стран Северной Африки в Италию. При этом ведущая роль в итальянском экспорте принадлежит Тунису (31% всех поставок из Италии), Египту (23%) и Ливии (20%), а в импорте — Ливии (39%), Алжиру (38%) и Тунису (12%).

К основным элементам, характеризующим торговые связи Италии и североафриканских стран, относятся: существование традиционной модели торгового обмена Север-Юг (Италия экспортирует готовую продукцию и импортирует сырьевые товары, в первую очередь, нефть и газ) — высокий удельный вес в итальянском экспорте машин и оборудования мелких и средних итальянских предприятийпреобладание в экспортной продукции Италии товаров легкой и пищевой промышленности, а также промышленного оборудования для их производстварост конкуренции на автомобильном рынке североафриканских стран итальянских и других европейских монополий.

В целом в последние годы интенсивность экономического сотрудничества Италии со странами Северной Африки значительно возросла. Только за период с 1998 по 2003 гт. итальянский импорт из североафриканского региона увеличился почти в 2 раза — с 7,2 до 16,1 млрд евро. Одновременно в 1,8 раза вырос экспорт из Италии в Северную Африку — с 3,8 до 7,3 млрд евро. При этом важнейшим торговым партнером Италии продолжает оставаться Ливия — традиционный поставщик нефти и газа. На долю этой страны приходится треть всего торгового оборота Италии со странами Северной Африки.

В 1990;2003 гг. удельный вес североафриканских государств во внешней торговле Италии колебался то в сторону увеличения, то в сторону сокращения, что было связано как с усилением внутрирегиональной торговли в рамках Европейского Союза, так и с колебаниями рынков сырья и топлива, на которых в основном и представлены североафриканские страны, а также с неустойчивой политической ситуацией на Ближнем Востоке и в мире в целом. Немаловажным фактором, который может оказать существенное влияние на состояние и перспективы итало-североафриканской торговли, служит ухудшение экономического положения Италии в 2004;2005 гг. и рост разногласий последней с Европейским Союзом по целому ряду позиций.

Несмотря на то, что Италия поддерживает торговые отношения практически со всеми странами Северной Африки, приоритетные позиции в этой области занимают Ливия, Алжир и Тунис, на долю которых приходится более 75% всего итальянского экспорта и импорта. Это обусловлено как более высоким уровнем социально-экономического развития этих государств, так и рядом исторических, политических и географических факторов. Что касается структуры итало-североафриканской торговли, то в экспорте Италии в страны Северной Африки преобладают высокотехнологичное оборудование, автомобили, оборудование для легкой и пищевой промышленности, продукты нефтепереработки, товары легкой и пищевой промышленности, а в импорте — в основном топливо, минеральное и сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты. Вместе с тем существуют возможности расширения итальянского импорта из Африки. Это касается не только минерального и сельскохозяйственного сырья, но и готовых изделий и полуфабрикатов. За последние двадцать лет закупки Италией готовых изделий и полуфабрикатов в Северной Африке (в первую очередь это касается текстильной и кожевенной промышленности) увеличились по стоимости более чем в 10 раз.

Во внешней торговле со странами Северной Африки Италия уступает своим партнерам по ЕС — Франции, Великобритании. Вместе с тем в последние годы Италия занимает все более прочные позиции не только на ливийском рынке, но и на рынках других североафриканских государств, — успешно конкурируя с их традиционными партнерами. По нашим оценкам, в ближайшие 10 лет объемы торговли Италии со странами Северной Африки будут возрастать, и, в первую очередь, это будет касаться Ливии, Туниса и Египта.

Среди других важных отраслей в комплексе итало-североафриканских экономических связей прочные самостоятельные позиции занимает туризм. Туристическая отрасль, несмотря на все взлеты и падения мировой конъюнктуры, успешно развивается на протяжении почти пяти десятилетий. Основной поток туристов из Италии, как и десятилетия назад, направляется в Северную Африку — Египет, Тунис, Марокко. Средиземноморье является одним из крупнейших в мире экономических регионов, где на стыке культур и цивилизаций активно развивается торговля, межгосударственные отношения стран Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Из всех сфер хозяйственной деятельности в регионе наиболее высокие темпы развития показывает туризм. В 2003 г. на долю стран Средиземноморья приходилось до 26% всех прибытий туристов и более 23% доходов от туризма в мире.

По сравнению с другими регионами континента Северная Африка, помимо общих для Африки объектов туризма (природа, памятники, объекты отдыха и др.), страны региона предлагают туристам такие виды услуг как бизнес-туры, международные научные и практические конференции и симпозиумы, образовательные услуги. Для указанных услуг страны региона имеют относительно развитию техническую инфрастуктуру. Распространение в странах кредитных карт, использование электронных средств на товарных и валютных биржах, современных систем бронирования и заказа услуг, создают условия для использования в туризме Интернета и форм электронной коммерции.

Количество итальянских туристов, посещающих страны Северной Африки постоянно растет: их число увеличилось с 1995 по 2004 более чем в 2,5 раза. Определенный спад в туристической сфере наблюдался в 2001 г. в связи с террористическими актами 11 сентября, но уже в 2002 г. поток туристов их европейских стран, в том числе и из Италии вновь возрос. Всего в 2003 году в североафриканских государствах побывало около 1,5 млн. гостей из Италии, в том числе в Египте — более 800 тыс. человек, в Тунисе — 450 тыс., в Марокко — 200 тыс. и в Алжире — 20 тыс. В 2004 г. Италия вышла на первое место по количеству иностранных туристов в Египте (более 1 млн. человек). В развитии таких известных на весь мир египетских курортов как Шарм эш-Шейх и Хургада ведущая роль принадлежит итальянским инвестициям. Неплохие перспективы имеет развитие туризма в Ливии после снятия с нее экономического эмбарго. Итальянская фирма Вальтур со своими ливийскими партнерами в 2003 г. начала строительство первой туристической деревни в Ливии недалеко от Римской виллы в г. Силин.

Конечно, поток североафриканских туристов в Италию намного меньше. В 2003 году Италию посетило всего немногим более 9 тыс. туристов из стран Северной Африки. Однако и он имеет тенденцию к росту, что связано как с усилением европейской интеграции, созданию «Шенгенского визового пространства» и формированию в самих африканских государствах достаточно многочисленной прослойки местных состоятельных граждан, склонных путешествовать по миру.

Тем не менее, главной формой движения людских ресурсов из Северной Африки в Италию остается трудовая миграция и в меньшей степени движение беженцев. В целом в Италии в 2003 г. по разным оценкам находилось 350 тыс. выходцев из стран Северной Африки без учета Ливии. При этом 64% всех мигрантов были марокканцами, 17% -тунисцами, 14% -египтянами и 5% - алжирцами. Наибольший приток иностранных рабочих из Северной Африки отмечен на Северо-западе (54%) и Юге Италии (22%). В последнее время вклад иностранных работников из Северной Африки становится все более ощутимым не только в динамично развивающихся районах Италии, но и в экономически более слабых. Иностранная рабочая сила используется, в первую очередь, итальянскими «мелкими (насчитывающими до 10 занятых — 28,7%) и средними предприятиями (насчитывающих до 50 занятых — 29,6%). Несмотря на постоянно увеличивающийся поток иммигрантов в Италию, остаются нерешенными многие проблемы их проживания здесь. Нередки случаи дискриминации, особенно в производственной сфере и предоставлении жилья, не всегда обеспечивается гарантия основных прав иностранным гражданам, иногда проявляется негативное отношение к ним со стороны итальянцев. Более чем столетний опыт Италии по защите прав итальянских граждан за границей, безусловно, должен быть использован в регулировании положения иммигрантов из других стран, особенно развивающихся стран, в том числе из Северной Африки.

Кроме миграций по экономическим причинам, существует также проблема беженцев и вынужденных переселенцев, которую решить еще сложнее из-за особых обстоятельств, заставляющих людей покидать свою страну и искать убежища в Италии. Поток беженцев направляется в Италию из Алжира, Туниса и Ливии.

Еще одна серьезная проблема, связанная с феноменом миграции — усиление наркомафии и терроризма. Именно иммигранты — выходцы из Северной Африки — нередко являются перевозчиками и торговцами наркотиками. С увеличением их числа связывают и рост преступности. Миграционные каналы также активно используются террористами для переправки как людских, так и финансовых ресурсов.

Говоря о количественных масштабах миграции из стран Северной Африки в Италию можно предположить, что в ближайшие годы она будет увеличиваться в силу ряда факторов. В первую очередь, к ним относится старение итальянского населения и постоянное сокращение доли лиц трудоспособного возраста. С другой стороны, рост бедности и нищеты во многих североафриканских государствах, обострение проблемы безработицы, связанной, во многом с ускоренным ростом населения этих стран, а также желание повысить свой жизненный стандарт будет способствовать перемещению огромных масс населения из менее развитых в более развитые страны, в частности, из ряда стран Северной Африки и Арабского Востока в страны ЕС, в том числе самую территориально близко расположенную Италию, что является неотъемлемой частью процесса глобализации.

В 90-е годы прошлого и в начале XXI века итальянский капитал оставался по-прежнему одной из крупных сил в Африке, хотя и уступал некоторым из своих конкурентов.

Итальянские капиталовложения в экономику североафриканских стран имели за последние 10 лет тенденцию к росту. После спада в 1990;е годы, когда доля Южного Средиземноморья во всех итальянских прямых инвестициях за рубеж упала с 1,8% до 0,5%, за период с 2000 по 2004 г. она вновь возросла до 0,8%. При этом около 70% всех итальянских инвестиций в этот регион приходится на страны Северной Африки. В настоящее время среднегодовой объем прямых инвестиций в экономику стран Северной Африки составляет более 150 млн евро (это примерно в 2 раза больше, чем 1995 г.). Главным инвестиционным партнером Италии продолжает оставаться Ливия, куда направляется более 40% всех итальянских капиталовложений. Помимо энергетической отрасли, где прочные позиции занимает итальянская компания ЭНИ (около 25% потребности Италии в нефти покрывается Ливией), а также сборки автомобилей, для Италии становятся перспективными и ряд других отраслей, в первую очередьсельское хозяйство, производство оборудования для рыбной промышленности и туризм.

В отличие от Ливии, где итальянские капиталы направляются в основном в нефтегазовый сектор, итальянских предпринимателей в Тунисе привлекает легкая и пищевая промышленность, на долю которых приходится более 52% всех прямых итальянских инвестиций, а также химическая промышленность (20%). В 2004 г. в Тунисе действовали почти 800 предприятий с 100% итальянским капиталом и совместных итальянско-тунисских предприятий с общим объемом инвестиций на сумму около 516 млн евро, на которых трудилось 46 тыс. человек. Бесспорное лидерство (около 40%) в отраслевом распределении итальянских инвестиций в Тунисе занимает текстильная и швейная промышленность, где наряду с крупными промышленными группами, такими как БЕНЕТТОН, текстильная компания МИРОЛИО ДЖВБ (создавшая три предприятия в Тунисе), компании МАРЦОТТО, ТАЧЧИНИ и др., функционируют более 300 малых и средних предприятий.

Итальянские фирмы в Марокко занимают не очень прочные позиции и испытывают конкуренцию со стороны французского, испанского и американского капитала. В то же время Италия имеет неплохие перспективы сотрудничества в таких отраслях, как легкая и пищевая промышленность, электрооборудование, химическая промышленность.

Итальянские инвесторы уже много лет работают в Египте, в первую очередь, в автомобильной, нефтяной промышленности, энергетике, строительстве и создании инфраструктуры. Наиболее известные из нихкомпании ЭНИ, Монтедисон, Пирелли, ФИАТ, Дзанусси, Технинт-Монтуби, Даниэли. При этом в отличие от Марокко и Туниса, итальянские предприниматели вкладывают свои средства в Египте не только в легкую и пищевую промышленность, но и в развитие таких «тяжелых» отраслей, как производство природного газа, автомобилестроение, химическая промышленность. Большую заинтересованность итальянского капитала можно также наблюдать в аграрной сфере.

Что касается Алжира, то в 2003 г. на его территории действовало всего 37 итальянских фирм, занятых в основном в энергетической отрасли, строительстве, сборке автомобилей и сельхозтехники. Крупнейшие из нихАББ Италия (установки и оборудование для производства и реализации электроэнергии), АДЖИП (разведка месторождений и «добыча углеводородов), САИПЕМ (филиал ЭНИ), Нуово Пиньоне (компрессоры, газовые турбины), ФИАТ (сборка автомобилей), Ансальдо * Энергия %л-(строительство и ремонт электростанций), ГИ.КО.Конструциони (строительство), Морандо (оборудование для производства кирпича и черепицы), Сафет (металлургические конструкции для строительства) и другие.

В целом для итальянских инвестиций в страны Северной Африки характерна высокая доля капиталовложений в отрасли, где Италия занимает лидирующие позиции в мире. К ним в первую очередь относятся легкая и пищевая промышленность. Именно в этих отраслях сильные позиции занимают малые и средние итальянские предприятия (МСП), составляющие основу экономики Италии. Наибольшую активность итальянские МСП проявляют в Марокко и Тунисе.

Крупные итальянские фирмы обычно реализуют в Северной Африке часть своего производственного цикла. Некоторые компании легкой промышленности, обосновавшиеся в Тунисе в начале 90-х гг. для производства продукции более низкого качества, впоследствии переориентировались на продукцию среднего и высокого качества, сумев подготовить квалифицированный персонал на месте.

В странах с богатыми нефтегазовыми ресурсами (Алжир, Египет, Ливия) итальянский бизнес вложил значительные средства в разведку, добычу и переработку нефти, ее продажу, производство газа и оборудования для газовой промышленности, строительство газопроводов. Операции в этих сферах осуществляются итальянской государственной энергетической компанией ЭНИ, а также ее дочерней компанией АДЖИП, через многочисленные фирмы на территории североафриканских стран. Прочные позиции Северной Африке занимает также крупнейшая автомобильная компания ФИАТ и ее филиалы.

Итальянский капитал наряду с традиционными сферами своего приложения сегодня активно осваивает новые отрасли. В первую очередь это касается экономической и социальной инфраструктуры, средств коммуникации, транспорта, охраны окружающей среды и туризма.

В то же последние годы итальянские предприниматели испытывают сильную конкуренцию со стороны как традиционных европейских партнеров североафриканских государств (Англия, Франция, Испания), так и со стороны США, Германии и Японии, в первую очередь это касается нефтегазовой сферы и автомобильной промышленности.

Рассматривая движение итальянских инвестиций в североафриканские страны, можно прийти к выводу, что они пока не оказывают существенного влияния на экономику этого региона в силу как внутренних, так и внешних факторов. К ним относятся медлительность по проведению программ приватизации в большинстве государств Северной Африки, ограниченность размеров местных рынков и невысокая конкурентоспособность основных производственных факторов, а также фактор политического риска, в большей или меньшей степени присущего всем североафриканским странам.

Вместе с тем правительство Италии называет Северную Африку перспективным экономическим партнером и оказывает поддержку на государственном уровне, как коммерческим фирмам, так и общественным организациям и объединениям, интересы которых связаны с Алжиром, Египтом, Марокко, Ливией и Тунисом. Все это согласуется с общеевропейским подходом к развитию отношений стран ЕС со средиземноморским регионом в рамках Барселонского процесса с целью создания к 2010 году зоны свободной торговли в Средиземноморье.

В отличие от промышленного, позиции итальянского банковского капитала в Северной Африке остаются пока слабыми. Свои представительства открыли лишь банки Монте Деи Паски ди Сиена в Тунисе и Египте, римский банк Банка ди Рома и Банка Интеза — в Тунисе и в Египте. Это свидетельствует о большой осторожности итальянского банковского сектора по отношению к рынкам с высокой степенью рисков и трудным доступом на них в виду существующего жёсткого: внутреннего законодательства в этой области в странах Северной Африки.

Вместе с тем в 2003 гг. состоялись переговоры между представителями итальянского банковского капитала и банковскими кругами Марокко и Туниса о взаимном сотрудничестве, открытии новых представительств итальянских банков, а также об образовании совместных банковских структур.

Всего по состоянию на май 2005 г. Алжиру, Египту, Марокко, Ливии и Тунису было предоставлено так называемых «открытых» долгосрочных и среднесрочных кредитов на сумму около 200 млн евро. При этом 77 млн евро было предоставлено в рамках страховой конвенции с Автономной секцией экспортных кредитов (АСЭК), из которых 30% предназначалось на краткосрочные, а 70% - на долгосрочные кредиты. Иными словами, эти деньги были выделены на приобретение государствами Северной Африки итальянских товаров. Еще одна сумма в 94 млн евро также была выделена в рамках конвенции АСЭК, из нее 30 млн евро составляли краткосрочные, а 90 млн евро — долгосрочные кредиты. При этом в последние годы главным объектом кредитной политики итальянских банков стал Тунис. Итальянские банки предоставляли и продолжают предоставлять кредиты Тунису как в рамках программ по поддержанию итальянского экспорта, так и на другие цели, в частности на развитие малых и средних предприятий в Тунисе. Всего по состоянию на май 2005 г. Тунис получил кредитов на сумму около 60 млн евро. Это связано как со стабильной политической ситуацией в этой стране, так и несомненными успехами в экономическом развитии и реализации программы структурных реформ, что обеспечивает благоприятные условия для деятельности иностранного капитала, в том числе и банковского.

Важной чертой деятельности итальянского банковского капитала в регионе служит также процесс его взаимодействия, объединения с банковским капиталом европейских и неевропейских стран.

Интернационализация местного промышленного производства и торгово-сбытовой деятельности в регионе, включая внешнюю торговлю, в 90-е годы непосредственно сочетается с усилением процессатранснационализации банковского капитала в принимающих странах. Для многих из них становится характерным создание в первую очередь. смешанных банковских учреждений, со значительным числом внешних акционеров и иностранных инвесторов.

В подписном капитале подобных смешанных банков на долевых началах участвуют банки Италии, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландов, США, Бельгии, Люксембурга, а также мощные многонациональные банковские объединения и группы.

В ряде случаев транснациональная организация банков становится еще более усложненной. Так, французский «Креди Лиониэ», немецкий «Дойче банк АГ», итальянский «Банка Интеза» и международное (мультинациональное) банковское объединение «Морган Гэрэнти Интернешнл Файненс Корпорейшн» (либо американский ТНБ — «Бэнк Морган») совместно на долевых началах участвуют своими капиталами в ряде смешанных банков африканских стран, в том числе в Северной Африке.

Другое мультинациональное банковское объединение аналогичного типа включает французский торговый (деловой) банк «Сосьете женераль», швейцарский ТНБ — коммерческий банк «Креди Сюисс» («Свисс Кредит»), итальянский коммерческий банк «Банка национале дель Лаворо» и немецкий многопрофильный универсальный «Бейерише Ферайнсбанк». Эти ТНБ совместно участвуют своими капиталами в банковских институтах (различного типа) в Египте, Тунисе, Марокко, Мавритании и других стран, в том числе в местных специализированных государственных банках развития и долгосрочного кредитования.

В результате как в регионе в целом, так и в отдельных принимающих странах, водоразделы между отдельными иностранными банковскими группами неизбежно проявляются менее четко, а границы и сферы их приоритетного влияния и контроля стираются и становятся более расплывчатыми. В то же время в сферы влияния и контроля ведущих групп ТНБ вовлекаются все новые африканские страны, усиливается контроль иностранных банковских групп над кредитно-банковскими и валютными рынками принимающих стран, интенсифицируется мобилизация — местных денежных и валютных сбережений, в том числе национального промышленного сектора.

Другими словами, реализуется главная стратегическая цель долгосрочной политики ТНБ в принимающих странах (в том числе итальянских банков), состоящая в том, чтобы подтолкнуть извне (включая механизмы евровалютного кредитования) и стимулировать изнутри партнерство частных североафриканских национальных предпринимателей, государств и государственных компаний принимающих стран с иностранными банками и с частным иностранным промышленным и торговым капиталом.

Важную роль в развитии отношений Италии с государствами Северной Африки играет предоставление различного рода помощи. Вместе с другими странами-членами ЕС Италия планирует к 2006 г. увеличить долю «официальной помощи развитию» (ОПР) в ВВП до 0,7%.

В 80-е годы в Италии в сфере предоставления помощи наблюдался настоящий бум. Возросшее значение политики ОПР как важнейшего компонента внешней политики Италии сопровождалось значительным выделением финансовых средств, что выдвинуло Италию на одно из ведущих мест среди стран ОЭСР по объему выделяемой помощи. Действительно, объем итальянской ОПР, составлявшей 0,08% ВВП Италии в 1979 году, в 1985 году достиг 0,26% и 0,42% в 1989 году, впервые превысив средний показатель 0,36% ВВП других стран — членов ОЭСР. Италии вышла на пятое место после таких стран, как США, Япония, ФРГ и Франция.

С 1992 года наблюдалось резкое сокращение объемов ОПР (в 1997 году на нее было выделено всего 0,11% ВВП Италии, самый низкий показатель, зарегистрированный в последние десятилетия), а преимущество было отдано многостороннему сотрудничеству. В 1998 году 65% ОПР Италии, поступило по каналам многостороннего сотрудничества, что составило увеличение на 30% по сравнению с 1994 годом. Разразившиеся скандалы, связанные с коррупцией в государственном аппарате, в конце 90-х годов в Италии и ряд других причин повлекли за собой не только кризис ОПР на министерском уровне, но и падение интереса общественного мнения к проблематике ОПР.

В 2000 году в политике помощи Италии наметились новые положительные тенденции, в том числе со странами Африки. Однако по объему предоставляемой помощи Италии еще не удалось выйти на уровень хотя бы начала 90-х годов. В 2001 году этот показатель составил всего 0,15% ВВП. В связи с этим ОЭСР подвергла критике Италию и призвала ее увеличить объем помощи по крайней мере до среднего показателя по странам ОЭСР в 0,22% ВВП. К 2003 г. удельный вес итальянской помощи в ВВП увеличился уже до 0,18%, что в абсолютном выражении составило около 2 млрд. долларов.

Поскольку помощь выделяется в основном наименее развитым странам.

Африканского континента, доля стран Северной Африки в ОПР сравнительно не высока. В 2003 г. страны Северной Африки получили по итальянским каналам помощи около 50 млн евро, при этом 70% этих средств предназначалось Тунису. Что касается структуры итальянской помощи североафриканским государствам, то она идет в основном на развитие мелких и средних предприятий, аграрного сектора, на обучение национальных кадров, защиту окружающей среды и сохранение культурного наследия.

В последние годы около 60% всех средств на помощь направляется по многосторонним каналам. В настоящее время Италия ставит перед собой задачу войти в десятку основных стран-доноров многосторонней системы помощи в рамках ООН.

Важное место в итальянской политике помощи развитию отводится списанию долгов развивающихся стран. В июле 2000 году был принят Закон № 209/2000 о списании долгов наиболее бедным и имеющим большую задолженность странам. Законом разрешается списание долгов этим странам как в случае стихийных бедствий и гуманитарных катастроф, так и странам, имеющим годовой доход на душу населения ниже 700 долл., если это предварительно согласовано на многосторонней основе. Кроме того, в соответствии с распоряжением Финансового Закона на 1998 год, Италия может подписывать соглашения о конверсии долгов по оплате льготных кредитов в счет социальных программ и программ охраны окружающей среды. Подобные соглашения были подписаны, в том числе, с Марокко (апрель 2000 года, конверсии подлежат 100 млн долл. задолженности, направляемых на реализацию проектов развития страны) и Египтом (февраль 2001 года, конверсии подлежат 135 млн долл. задолженности по льготным кредитам, что составляет 1/3 всей задолженности Египта Италии). Так, в июне 2001 года на базе соглашения с Марокко была аннулирована Уг задолженности этой страны, в счет которой выделены средства на 8 программ, касающихся социального развития (строительство школ, проселочных дорог, медицинских центров, улучшение снабжения сельских районов питьевой водой, управление водными ресурсами). Средства, t поступающие в счет задолженности Египта, предполагается направить также на социально-экономические программы и на защиту окружающей среды, преимущественно на развитие сельских районов, борьбу с бедностью и продовольственную безопасность. В августе 2001 года был одобрен первый проект для развития Западной Нубарии (Египет).

Таким образом, после сокращения финансирования ОПР во второй половине 90-х годов по ряду объективных причин, в начале XXI века Италия предпринимает попытки найти новые формы сотрудничества с развивающимися странами, в том числе со странами Северной Африки. Несмотря на провозглашение в качестве главных целей ОПР борьбы с бедностью и развития отсталых районов этих стран, Италия, как и другие государства-доноры, исходит прежде всего из своих экономических и политических интересов, создавая условия для продвижения своих товаров, капиталов и услуг на рынки стран Северной Африки. Весьма показательно, «что более 75% итальянской ОПР странам Северной Африки предоставляется в виде льготных кредитов и лишь 25% - в виде безвозмездной помощи. К позитивным тенденциям в итальянской политике в области ОПР можно отнести тот факт, большое внимание уделяется созданию благоприятных условий не только для итальянских фирм и смешанных предприятий в Северной Африке, но и для успешного функционирования местного мелкого и среднего предпринимательства, что отвечает экономическим интересам Италии, в частности, способствует сокращению миграционных потоков в Италию и в то же время реально стимулирует развитие экономик североафриканских государств.

Новые явления в итало-североафриканских экономических отношениях в последнее десятилетие явились следствием глубоких структурных изменений, затронувших как Италию, так и Африку.

Несмотря на то, что Италия, являясь членом так называемой «большой восьмерки», продолжала играть важную роль как в процессах интеграции в Европе, так и на международной арене, вопросы внешней политики оставались самыми дискуссионными для сменяющих друг друга правительств Италии, что не могло не отразиться на ее внешнеэкономическом курсе, в том числе по отношению к государствам Северной Африки. Определенная политическая раздробленность в стране препятствовала определению единых подходов к вопросам сотрудничества с Южным Средиземноморьем.

Смещение интересов Италии в сторону Европы и необходимость соблюдать условия Маастрихтского договора и, следовательно, провести оздоровление государственных финансов, повлияли на сокращение расходов, в том числе иностранные инвестиции в североафриканский регион и на выделение официальной помощи развитию.

Кризис политической и экономической системы Италии в 2000;е гг. в значительной степени отвлекает внимание общественного мнения от проблематики внешнеэкономического сотрудничества, особенно с развивающимися странами.

Институциональная структура итальянской сотрудничества часто оказывалась неэффективной, характеризовалась плохой координацией между различными уровнями принятия решений, чрезмерным бюрократизмом, отсутствием должной оценки результатов внешнеэкономической политики.

В то же время в последние годы появились новые стимулы интенсификации внешнеэкономического сотрудничества Италии со странами Северной Африки. Роль этого богатого природными, в первую очередь, нефтегазовыми, ресурсами региона во внешнеэкономических приоритетах европейских государств в ближайшие годы будет увеличиваться. В ноябре 1995 года на Конференции ЕС в Барселоне были приняты важные решения в отношении стран Средиземноморского бассейна, направленные на гарантию стабильности и содействие социально-экономическому развитию средиземноморских государств, в том числе создание с ними зоны свободной торговли к 2010 году. Этот подход был закреплен в документе, принятом Советом ЕС в 2000 году «Общая стратегия в отношении Средиземноморского бассейна», в котором определены направления политики и цели ЕС в этом регионе. Финансовым инструментом для реализации этих целей стала программа МЕДА с бюджетом более 5,35 млрд евро на 2000;2006 годы. В рамках этого курса ЕС подписал соглашения об ассоциации с Марокко, Тунисом в 2000 году, с Алжиром, Египтом в 2001 году, Италия является инициатором многих программ ЕС в экономической области, в частности реализации проектов в нефтегазовой сфере, поддержки мелких и средних предприятий, развития сельского хозяйства и промышленности, научно-технического сотрудничества и передачи передовых технологий, управления водными ресурсами.

Активизация политики Италии на североафриканском направлении объясняется, с одной стороны, необходимостью обеспечить собственные экономические и политические интересы, а с другой — стремлением играть более значимую роль в международной, в частности европейской, политике.

Понимание политическими и экономическими структурами Италии и государств Северной Африки того обстоятельства, что они заинтересованы в развитии хозяйственного сотрудничества по экономическим, политическим, геологическим, гуманитарным, экологическим и многим другим соображениям тактического и стратегического характера, будет способствовать интенсификации прочного и долговременного партнерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Африка. Энциклопедический справочник. М., 1987.
  2. Договоры, учреждающие Европейские Сообщества. М., 1994 г.
  3. Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе. М., 1994.
  4. Страны Африки 2002. М., 2003.
  5. Africa Contemporary Record 1997−1998. Ed. by С. Legum. L.
  6. Africa Research -Bulletin. L.
  7. African Development Indicators. The World Bank. Wash. 2000−2004.
  8. Balance of Payment Manual, International Monetary Fund, 5th edition, Washington, DC, 1993
  9. BIS Quarterly Review, International banking and financial market developments Bank for International, Basel, 1990 -2001
  10. Documents concerning the accessions to the European Communities". Luxemburg, 1988.
  11. EC A. Negotiation in Trade in Services. Addis Ababa, 2001.
  12. H.Europe. Agence internationale d’information pour la presse. Bruxelles. 6 Decembre 1995
  13. Foreign Direct Investment in Africa: Performance and Potential. UNITED NATIONS, New York and Geneva, 1999.
  14. Global Development Finance (до 1996 World Debt Tables), The World Bank, 1990−2000
  15. Global Development Finance, 1997, v. 1−2, World Bank, Washington DC., 1997
  16. Human Development Report 2003, United Nations Development Programme, NY, 2004, Overview.
  17. International Financial Statistics, Washington, DC, 1990 -2004
  18. Manuel de statistique de la CNUCED.2002.NU.N.Y.et Geneve, 2002
  19. Middle East and North Africa. L. N.Y. 2000−2004.
  20. National Bank of Egypt. Economic Bulletin. Cairo, 1995−2003.
  21. Staff Study of the Crime and Secrecy: The Use of Offshore Banks and Companies, Washington. DCUS Congress February 1983,
  22. Survey of Economic Conditions in Africa, UNECA, .Addis Ababa. 1990 -2001
  23. The Market, Democracy and Development in Africa. A Keynote Address at the 40th Anniversary of Africa Confidential by K.Y. Amoako UN UnderSecretary-General and Executive Secretary of ECA, 19 April, 2000, London
  24. Transforming African Economies, UNECA. Addis Ababa. 2003
  25. Trends in Developing Economies, The World Bank, 1995 2003.
  26. Treaties Establishing the European Communities, Luxemburg, 1987. Vol.1.3 l.UNCTAD. Trade and Development Report 2004. Geneva, N.Y., 2004.
  27. World Development Report, The World Bank, Washington DC 1980 -2003.
  28. World Economic Outlook, International Monetary Fund, UN, Wash. DC,(1995−2004
  29. Annuario Statistico Italiano, 2003, 2004, ISTAT (Istituto nazionale di Statistica)
  30. Annuario Statistico «II Ministero degli Affari Esteri in cifre», 2003, 2004, SISTAN (Sistema Statistico Nazionale), MAE, Unita* di analisi e programmazione, Ufficio di Statistica
  31. Annuario Statistico, 2004, Sezione Studi e Statistiche, Ufficio Relazioni con il Pubblico
  32. Bollettino economico, nn.40,41, 2003, nn. 42,43, 2004, n. 44, 2005, Banca d’ltalia
  33. Bollettino degli scambi con l’estero, n. 3, 2004, ICE-MAP (Istituto per il Commercio Estero- Ministero delle Attivita' Produttive).
  34. Cooperazione dell’Italia con i Paesi in via di sviluppo.
  35. Dossier statistico immigrazione, 2003, 2004, ISMU (Iniziative e studi sulla multietnicita")
  36. Rapporto annuale 2003 del Dipartimento per le Politiche di Sviluppo sugli interventi nelle aree sottosviluppate, Ministero dell’Economia e delle Finanze, DPS (Dipartimento per le politiche di Sviluppo)
  37. Giomale SISTAN (Sistema Statistico Nazionale), nn.22, 23, 24, 2003, nn. 25, 26, 27, 2004, nn. 28, 2005, SISTAN
  38. Rapporto annuale «La situazione del Paese nel 2003″, „La situazione del Paese nel 2004″, ISTAT
  39. Rapporto annuale 2003−2004, ICE-MAP-
  40. Relazione annuale sul 2004, Banca d’ltalia
  41. Relazione annuale sul 2003, Banca d’ltalia.
  42. B.C., „Капиталистическая „помощь“ развивающимся странам -механизм, характер и направление воздействия на страны Африки“. М., „Наука“, 1982 г.
  43. С.А., Проблемы государственного планирования в странах Африки, М., „Наука“, 1987 г51. Былиняк С. А., Развивающиеся страны: мирохозяйственные проблемы во взаимозависимом мире. М., 1990
  44. Л.В., „Феномен и механизмы деструктивного развития обществ переходного типа“. „Восток“. 2000, № 5, сс.76 — 925Ъ. Голанский М. М. „Новые тенденции в мировой экономике и участь отставших стран“, М., 1995
  45. М.М., „Современная политэкономия. Что век грядущий нам готовит?“, „Эдиториал УРСС“, М., 1998, с. 9955 .Динкевич А. И., Транснациональные монополии и развивающиеся страны// „МКХ транснациональный капитал и развивающиеся страны“, М., 1988, с.23−73
  46. Зарубежные концепции экономического развития стран Африки, критический анализ. М., 1980
  47. B.C. Международный валютный фонд: новая роль в мирохозяйственных связях, М., 1999, 427 сс.
  48. В. В. Экспортно-импортный потенциал стран Африки. М., 2004.
  49. Лушин, С. И, Финансовая глобализация// „Финансы“, 2001, № 3, сс.60−62
  50. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (Прогноз на 2000−2015 годы), ИМЭМО РАН, М., 1998, 65 сс.
  51. Ю.М., Либерализация валютной политики // Африка: новые тенденции в экономической политике М., ИВ Л 2000 стр. 115 —132
  52. , В.В., Политика транснациональных банков в Африке. (Проблемы и тенденции 80−90-х годов). М., 2000
  53. , А.Н. Государственное регулирование экспорта в Италии // Бюл. иностр. коммер. информ. М., 1990. — N 70. — С. 2, 8
  54. Развивающиеся страны: в сетях финансовой зависимости“ / Под ред. Г. П. Солюса. М.: Финансы и статистика, 1990. — 156 с.
  55. Расколотая и погрязшая в долгах», // «Азия и Африка сегодня», 1996, М., № 1, январь, с. 34 36
  56. Г. Э., «ТНК и перспектива развития стран Африки», М., «Наука», 1992
  57. Ю.Рунов Б. Б. Интеграция Африки в глобальную экономику: Тенденции, проблемы, перспективы «XXI век -Согласие». М., 1999, 43 сс. «*.
  58. Н.А., Глобализация и неравномерность мирового развития //
  59. Мировая экономика и международные отношения», 2001, № 3, с.37
  60. В.Г., «Вывоз капитала», М., «Наука», 1957, 279 сс.
  61. Финансовая глобализация и ее последствия для финансовой системы развивающихся и «переходных» государств" // «Финансовый бизнес», 2000, № 1, с. 14−20
  62. А.В., Платежный баланс и валютный курс (в теории и практике ведущих стран Запада), АН СССР, Институт Европы, М., «Наука», 1991
  63. ЧЪ.Штоллъ Курт-Михаэль., Торгово-экономические отношения Германии со странами Африки. Дисс. на соискание уч. степени к.э.н. М., 2004.
  64. А.Я. Перспективы и проблемы развивающихся стран (прогноз на 2000−2015) М.: 1999
  65. ЬЪ.ВагЫеп, P. «II tesoro nascosto. La mappa del capitale sociale in un’area metropolitana», журнал Rassegna Italiana di Sociologia,, 1997, №. 3, C. 96 112.
  66. , S. «Migranti, istituzioni bancarie e nuove forme della cittadinanza», статья в издании под ред. L. Anderloni II Social banking in Italia. Un fenomeno da esplorare, Fondazione Giordano dell’Amore, Giuffre, Milano, 2003.
  67. ZS.Chikeka, Ch.O. Africa and the European Economic Community, 1957−1992. — Lewiston etc.: Mellen, 1993. VII, 224 p.
  68. , A. «Italia: le rimesse degli immigrati e degli emigrati», сборник Studi Emigrazione, 2002, V. XXXIX, №. 148, C. 921−930.
  69. , J. «Social capital in the creation of human capital», American Journal of Sociology, 1988, N 94, С. 176−192.
  70. Commerce, investissemants // Jeune Afrique. P., 2000. — A. 40, N 2042. — P. 57−70.
  71. DiniL. La politica estera dellTtalia//Affari esteri. 1998.Fasc. 12 090.1talia tra Europa e Mediterraneo: il bivio che non c’e piu / Fulvio Attina et al.- introduzione di Nino Andreatta, Bologna: II mulino, 1998
  72. Jbili, A.- Enders, K.- Treichel, V. Financial sector reforms in Algeria, Morocco, and Tunisia: A preliminary assessment. Wash.: IMF, 1997.
  73. GH interessi italiani nell’attuazione di un modello di stabilita per l’area mediterranea, a cura di Roberto Aliboni, Roma: Istituto affari internazionali, stampa 1996.
  74. L’immigrazione dai paesi del Maghreb in Europa / D. Giubilaro Roma: International Labour Office, 1997
  75. , R. (2003) «Immigrati e servizi bancari. Risultati di una ricerca condotta a Roma e a Milano» в издании под ред. L. Anderloni II Social banking in Italia. Un fenomeno da esplorare, Fondazione Giordano dell’Amore, Giuffre, Milano.
  76. Maghreb: Algeria Marocco Tunisia verso uno sviluppo sostenibile / a cura di Immacolata Caruso, Elvira Petroncelli, Napoli: Edizioni scientifiche italiane, 1997
  77. Maroc: Aujourd’hui l’alternance, demain 1'Europe? // Jeune Afrique. P., 1997. — A. 37, N 1878. — P. 45−89
  78. Mazzali, A., Stocchiero, A., Zupi, M. Rimesse degli emigrati e sviluppo economico. Rassegna della letteratura e indicazioni per la ricerca, Laboratorio CeSPI, Centro Studi di Politicalnternazionale (CeSPI), Roma, 2002.
  79. Mazzonis, M., Naletto, G. Migranti e banche in Italia e in Europa, Lunaria, Roma, 2002.
  80. Testas, A. The European Union’s «global approach» to the Mediterranean area: A quantitative estimate of the efficiency effects II Development policy rev. L., 1999. — Vol. 17, N 1. — P. 25−41
  81. Venditto, Bruno. Maghreb centrale e Mezzogiorno d’ltalia: forme di cooperazone, Napoli: CNR, Istituto di ricerche sull’economia mediterranea, 1998
  82. Welt, Leo G.B., Blocked funds: aspects of capital flight, L., Euromoney Books, 1990, 129 PP.
  83. Zallio, Franco. Rapporto Maghreb: riforme economiche e competitivita / Franco Zallio. Torino: Edizioni della Fondazione Giovanni Agnelli, 19 961. ПЕРИОДИКА107. Аль-Ахрам, Каир108. Азия и Африка сегодня, М.
  84. Банковский Бюллетень (ЦБР) Москва: 1995−1996
  85. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), М.111. Ведомости, М.112. Вопросы экономики, М.
  86. , М., (до 1990 «Народы Азии и Африки»)114. Деньги и кредит, М.
  87. Европа. Журнал Европейского союза. Брюссель116. Известия, М.
  88. Мировая экономика и международные отношения (МЭМО), М.118. Сегодня, М.119. Финансы М.120. Экономика и жизнь, М.121. Affari&Finanza, Roma122. Afriche е Orienti, Roma123. Africa. L.124. Afrique—Asie P.
  89. Aggiornamenti sociali, Roma.126. AltrEconomia, Milano.127. Avanguardia, Roma.
  90. Development Finance, Washington, DC129. Economist. L.
  91. Financial Crime Review, L.
  92. IMF Survey, IMF. Washington DC132. Gente, Roma.133. II Giorno, Milano.
  93. II corriere della Sera, Milano.135. II Mondo, Roma.136. II Sole 24 Ore, Milano.137. II Popolo, Roma.
  94. International Herald Tribtine P.139. Internazionale, Roma.140. Italia Oggi, Roma.141. L’Avvenire, Bologna.142. L’Espresso, Roma.
  95. LaNazione (Firenze), Firenze.144. La Repubblica, Roma.145. La Stampa, Torino.146. Messaggero, Roma.147. Middle East, L.
  96. Middle East Economic Digest, L.149. Milano Finanza, Milano.150. New-York Times. N. Y.151. Panorama, Roma.
Заполнить форму текущей работой