Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом отношении подростковый возраст является достаточно сензитивным развитию эмоционально-нравственной отзывчивости. В подростковый период значительно расширяются, углубляются и обогащаются нравственные представления и чувства взрослеющего человека, возникает новый уровень самосознания, когда главенствующее место в моральной сфере подростка начинают занимать вопросы, связанные с нормами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность эмоционально-нравственной отзывчивости как инте-гративного личностного качества
    • 1. 3. Возможности воспитательной системы школы в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости подростков
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Цели, задачи и логика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы
    • 2. 3. Педагогическая интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества сложившаяся социально-культурная обстановка требует более целенаправленного подхода к нравственно-духовному воспитанию подрастающего поколения. В российском образовании усилена ориентация на личностное развитие каждого ученика, возникают и реализуются новые типы учебных заведений, создаются авторские программы, обогащаются формы и методы воспитания.

Подобные педагогические акцентуации образовательной действительности особенно значимы в современных условиях, характеризующихся известным «размыванием» и подменой духовно-нравственных ценностей гармоничного существования и сосуществования людей, утверждением далеко не истинных идеалов личностной самореализации взрослеющего человека. В настоящее время идея духовно-нравственного становления личности в педагогике еще не стала доминирующей (С.Е. Матушкин).

Важнейшим компонентом воспитательной работы в школе выступает развитие эмоциональных качеств личности учащихся, непосредственно определяющих содержание и логику индивидуального поведения, направленного на утверждение высоких идеалов гуманности, красоты и добра, внимательного и чуткого отношения к другому человеку. Образуя мотивационно-ценностное ядро личности, данные качества проявляются в сопереживании, сочувствии, сорадовании как основных формах реализации эмоционально-нравственной отзывчивости.

Эмоционально-нравственная отзывчивость атрибутивна социальному образу жизни человека и включает все многообразие проявлений небезразличного отношения к переживаниям другого в содержательной парадигме «золотого правила нравственности», восходя в своем становлении к вершинам духовности, человечности и любви. Об этом свидетельствует исторически образовавшийся терминологический круг определений данного личностного качества: «нравственная чувствительность», «моральная чувствительность», «моральная эмоциональная восприимчивость», «нравственная отзывчивость», «душевная чуткость», «уязвимость сердца», «сосчастие», «сердечность», «милосердие», «людскость».

Непреходящую значимость развития эмоциональной сферы личности в аспекте утверждения проявлений чуткости, сердечности и доброжелательности по отношению к другому подчеркивали крупнейшие педагоги, философы и психологи (Р.Берне, А. Бэн, Я. Корчак, И. Г. Песталоцци, Т. Рибо, К. Роджерс, В.А. Сухо-млинский. JI.H. Толстой, Э. Фромм, П.М. Якобсон). Современные ученые обосновывают определяющее значение эмоциональных переживаний человека в актуализации механизмов полифункциональной активности личности, формировании установок духовно-нравственной перцепции и алгоритмов гуманного поведения (Ю.П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, A.A. Бо-далев, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, Б. С. Братусь, Ф.Е. Васи-люк, Т. П. Гаврилова, Л. Я. Дорфман, К. Э. Изард, И. С. Кон, В. А. Лабунская, A.A. Люблинская, А. Б. Орлов, В. А. Панферов, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман).

В своих базовых направлениях педагогическая логика развития эмоционально-нравственной отзывчивости определяется теоретическими положениями этики, раскрывающими сущность нравственности и морали, диалектику нравственного выбора и поступка (В.И. Бакштановский, М. М. Бахтин, В. А. Бачинин, А.Н.

Бердяев, Г. В. Ф. Гегель, A.A. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, И. А. Ильин, С. Кьеркегор, В. В. Розанов, B.C. Соловьев), а также индивидуально-психологическими особенностями субъекта причинения.

В этом отношении подростковый возраст является достаточно сензитивным развитию эмоционально-нравственной отзывчивости. В подростковый период значительно расширяются, углубляются и обогащаются нравственные представления и чувства взрослеющего человека, возникает новый уровень самосознания, когда главенствующее место в моральной сфере подростка начинают занимать вопросы, связанные с нормами взаимоотношений людей, складываются относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения и оценки, большое значение приобретает коллектив сверстников (Г.С. Абрамова, JI.B. Анн, З. И. Васильева, С.А. Беличева). Наиболее глубокой и фундаментальной нравственной характеристикой личности подростка становится ее направленность на самое себя и окружающий социум (Л.И. Божович).

Вместе с тем становление психики в подростковом возрасте характеризуется эмоциональной неустойчивостью, нарушениями адекватности нравственного отношения к самим себе, людям, событиям. Знания подростков о нравственных нормах, полученные на уроках этики, культурологии, истории и литературы, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными, поверхностными и неполными.

В этой связи следует уделять особое педагогическое внимание становлению сферы гуманных чувств подростка, которая выступает своеобразным механизмом интеграции нравственного знания в переживаемую целостность личностного поступка.

О.С. Богданова, Б. И. Додонов, В.А. Панферов).

Развитие эмоционально-нравственных качеств личности подростка происходит через восприятие, индивидуально-ценностное осознание и соотношение с личным опытом содержания воздействий, поступающих от родителей, педагогов, окружающих людей, сверстников (Е.В. Бондаревская, Б. П. Жизневский, М.В. Зюзь-ко, И. С. Марьенко, Э. Ш. Натанзон, В.Э. Чудновский). Значимая роль в этом процессе отводится практической составляющейупражнениям в нравственных поступках, при этом желание поступать этически сообразно должно исходить от самих воспитанников (И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, JI.H. Толстой).

Ряд исследователей обосновывают в своих работах важность развития эмпатии как психологического механизма переживаемого понимания внутреннего мира другого человека, лежащего в основе способности личности к адекватному проявлению эмоционально-нравственной отзывчивости (В.И. Бабушкин, Т.П. Гав-рилова, С. М. Каргапольцев, А. Б. Орлов, В.А. Филатов), важнейшей составляющей профессионального облика педагога (JI.A. Петровская, A.C. Спиваковская, А.Э. Штейнмец).

В рассматриваемом контексте особо отмечается необходимость развития у становящейся личности умения понимать внутреннее состояние другого по мимике лица, звучанию голоса и другим экспрессивным составляющим выразительного облика человека (В.А. Крутецкий, А. Н. Лук, A.A. Люблинская).

Несмотря на достаточно объемную представленность теоретико-практических работ по проблеме исследования, процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у подростков в воспитательной системе школы сопряжен с рядом противоречий субъективно-объективного характера. Это, прежде всего, противоречия, между:

— преобладающей ориентацией современного образования на интеллектуальное развитие учащихся и недостаточным вниманием к воспитанию эмоционально-чувственной сферы личности, выступающей основой формирования ценностных установок гуманистической направленности;

— социальной необходимостью реализации в воспитательном процессе школы идей гуманизма, поликультурной толерантности и требующей дальнейшей разработки педагогической составляющей практической стороны решения этой проблемы;

— потребностью общества в направленном становлении у подростков таких социально значимых качеств личности, как сопереживание, сочувствие, сострадание, сорадование, жалость и недостаточным уровнем развития форм и методов педагогической инструментовки данного процесса, в том числе в аспекте продуктивной интеграции гуманитарного содержания учебных предметов во взаимодополняемом единстве с личностно-развивающими возможностями сферы искусства.

Обозначенные противоречия определяют содержательно-смысловую объемность проблемы исследования: при каких задаваемых условиях развитие эмоционально-нравственной отзывчивости как базовой основы гуманистического становления личности подростка осуществляется с наибольшей образовательной эффективностью?

Актуальность, обозначенные противоречия и недостаточная степень разработанности проблемы развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие эмоциональнонравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы».

Объект исследования — образовательный процесс, реализуемый в личностно-развивающем пространстве воспитательной системы школы.

Предмет исследования — развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы.

Гипотеза исследования развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы становится более эффективным, если: осуществлена продуктивная интеграция гуманитарного содержания учебных предметов во взаимодополняемом единстве с личностно-развивающими возможностями сферы искусстванаправленно реализован в образовательном процессе эмоционально-развивающий потенциал различных форм этического просвещения, эмоционального погружения и практико-ориентированного психотренингаорганизована теоретико-практическая подготовка учителей к работе по развитию гуманных чувств личности подростка.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы развития гуманных чувств личности в философских и психолого-педагогических исследованиях.

2. Уточнить базовые понятия исследования, определить этапы, критерии и уровневые показатели развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков.

3.Выявить возможности воспитательной системы школы в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости подростков.

4. Разработать модель развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы.

5. Подготовить методические рекомендации для учителей по педагогической инструментовке процесса развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— отечественные и зарубежные философские концепции, раскрывающие вопросы определения сущности нравственности и гуманности, культурологических границ права и свободы нравственного выбора человека, проблемы мотивации нравственного поведения (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, H.A. Бердяев, М. М. Бахтин, Г. В. Ф. Гегель, О. Г. Дробницкий, И. А. Ильин, И. Кант, В. В. Розанов, B.C. Соловьев, Б. Спиноза, C. J1. Франк, В. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Э. Эриксон);

— теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, А. В. Кирьякова, М. В. Кларин, В.Г. Рын-дак, Г. Н. Сериков, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), реализуемая в условиях деятельностного (В.А. Беликов, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков) и компетентностного (A.C. Белкин, И. А. Зимняя, O.E. Лебедев, Г. К. Селевко, A.B. Хуторской, С. Е. Шишов, Н.В. Янкина) подходов;

— психолого-педагогические идеи, раскрывающие логику и возрастные особенности эмоционального развития личности в процессе воспитания (Л.И. Божович, Б. С. Братусь, JI.C. Выготский, Б. И. Додонов, И. А. Колесникова, A.A. Леонтьев, И. С. Марьенко, П.М. Якобсон);

— императивы нравственного и гуманного воспитания (Я. Корчак, И. Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, Ш. А. Амонашвили), в том числе реализуемые в современных условиях регионального образования (В.И. Земцова, H.A. Каргапольцева, В. П. Комаров, Г. А. Мелекесов, С.Е.Матушкин);

— исследования российских и зарубежных ученых, раскрывающие сущность и педагогические аспекты эмпатийного развития личности (A.A. Бодалев, Л. Я. Гозман, К. Изард, Т.П. Гаври-лова, Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Кле, A.B. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, К. Роджерс, П.В.Симонов).

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемеобобщение передового педагогического опытаанкетирование и тестированиепсихологические методы диагностикиматематическая обработка полученных результатов.

База исследования: муниципальные образовательные учреждения г. Оренбурга (гимназии №№ 3,5- лицей № 2).

Исследование осуществлялось с 2003 по 2007 гг. в педагогической логике трех этапов.

На первом этапе (2003;2004) проводилось изучение и обобщение опыта образовательных учреждений по организации процесса развития гуманных чувств учащихся, анализировались философские, культурологические и психолого-педагогические источники по проблеме, уточнялась гуманистическая сущность и эмоционально-нравственной отзывчивости, выявлялись противоречия и определялись теоретические и практические предпосылки их разрешения, конкретизировался понятийно-терминологический аппарат. На основе научно-теоретического и эмпирического материала была обозначена проблема, определены цель, гипотеза и задачи исследования, сформулированы общие направления теоретико-практической реализации логики диссертационной работы.

Второй этап (2004;2005) включал уточнение теоретических оснований и корректировку практической составляющей процесса реализации педагогического замысла диссертационного исследования: проводились констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы, совершенствовался методический инструментарий образовательной реализации выделенных педагогических условий развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы.

На третьем этапе (2006;2007) производилась систематизация и обобщение результатов исследования, педагогически интерпретировались полученные опытно-экспериментальные данные, формулировались выводы и практические рекомендации, оформлялись текст диссертации и автореферат.

Научная новизна исследования: уточнено содержание понятия «эмоционально-нравственная отзывчивость личности подростка» как индивидуальной способности, выступающей основой становления гуманных чувств взрослеющего человека, атрибутом его компетент-ностного развития в аспекте поликультурной оптимизации сферы межличностного взаимодействия и корпоративного сотрудничества, базовым качеством гуманистического мировоззрения и мировосприятия, ведущей характеристикой интеллигентного человекавыделены критерии — когнитивный (полнота знания о сущности, способах и формах проявления эмоционально-нравственной отзывчивости личности в содержательной парадигме этических категорий), эмотивный (характер переживаемого постижения подростком внутреннего состояния другого на основании механизмов подражания и идентификации), поведенческий (степень развитости способности к проявлению ответной эмоциональности в многообразии форм ее практического осуществления — вербальная интонационность, экспрессивная обращенность, помогающий поступок) и уровневые показатели (объектный, субъектный, личностный) развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков: обоснована педагогическая необходимость образовательной интеграции сферы искусства и предметной области истории в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся подросткового возраста как определяющего фактора становления гуманных чувств личности (принцип интонационно-образной актуализации культурно-исторических событий и явлений) — определены этапы развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в содержательно-смысловом пространстве историко-культурной актуализации: ситуативной (объектной) констатации, эмоциональной тождественности (субъектного переноса), личностного (гуманного) отношениявыявлены возможности воспитательной системы школы в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости подростков, связанные с реализацией потенциала гуманитарной интеграции образовательных компонентов (уровень теоретической конструкции), утверждением идей личностно-ориентированного подхода в воспитании (функционал педагогического механизма), оптимизацией межличностных отношений корпоративного взаимодействия по достижению образовательных целей (статус совокупного субъекта) — в этой связи воспитательная система школы выступает базовой основой становления образовательной корпорации гуманитарной направленности как единого коллектива учителей и учащихся, объединенных общей, принимаемой всеми целью личностного развития субъектов;

— разработана модель развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы, объединяющая личностно-развивающий потенциал составляющих ее компонентов на основе педагогической реализации принципа интонационно-образной актуализации культурно-исторических событий и явлений.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научно-педагогические представления о феномене «эмоционально-нравственной отзывчивости» в парадигме нравственно-духовного становления личности, способствуют дальнейшей разработке проблемы гуманизации образования, раскрывают педагогические условия развития гуманных чувств личности подростка в воспитательной системе школы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс муниципальных образовательных учреждений модели развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в пространстве образовательного взаимодействия, подготовке методических рекомендаций для учителейматериалы исследования могут быть использованы в воспитательной практике образовательных учреждений, в системе повышения квалификации работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась концептуальным синтезом философских, культурологических и психолого-педагогических теоретико-методологических положений в обосновании базовых идей исследованияприменением методических подходов, адекватных поставленной цели, задачам и гипотезепедагогической интерпретацией количественно-качественных результатов опытно-экспериментальной работы, в целом подтвердившей образовательную эффективность выделенных педагогических условий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическими условиями развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы выступают:

— осуществление продуктивной интеграции гуманитарного содержания учебных предметов во взаимодополняемом единстве с личностно-развивающими возможностями сферы искусства;

— направленное использование в образовательном процессе эмоционально-развивающего потенциала различных форм этического просвещения, эмоционального погружения и практико-ори-ентированного психотренинга;

— организация теоретико-практической подготовки учителей к работе по развитию гуманных чувств личности подростка.

2. В нашем исследовании продуктивная интеграция гуманитарного содержания учебных предметов с личностно-развивающими возможностями сферы искусства осуществлялась в построении учебно-предметного комплекса (программа факультативных занятий), где событийно-фактологической и субъектной (персонной) основой выступало содержание учебного предмета.

История", а личностно-актуализирующим фактором — художественно-эстетический потенциал музыки (интонационный образ эпохи, интонационно-выразительная представленность внутреннего мира исторической личности), литературы (вербально-образная конкретизация сферы чувств, переживаний, идеалов и ценностей) и живописи (наглядно-выразительная, в том числе портретно-ситуационная презентация нравственно-духовного строя души исторической личности).

3. Направленное использование в образовательном процессе эмоционально-развивающего потенциала различных форм этического просвещения, эмоционального погружения и практико-ориентированного психотренинга связывалось с реализацией содержания факультативных занятий «Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков во внеклассной работе" — вследствие направляющей деятельности учителя, воспитательный эффект этической беседы, диалога, диспута поддерживался и укреплялся ситуациями эмоционального погружения воспитанников в историко-культурную атмосферу эпохи и образный мир переживаний и чувств исторического героя, что способствовало личностной актуализации ситуации в многогранном спектре проявлений эмоционально-нравственной отзывчивостиразвитие инструментальной составляющей способности к небезразличному эмоциональному отклику осуществлялось в ходе практико-ориентированного психотренинга и ролевых игр.

4. Организация теоретико-практической подготовки учителей к работе по развитию гуманных чувств личности подростка связывалась с расширением сферы образовательного воплощения личностно-развивающего потенциала эмоционально-нравственной отзывчивости на уровне инициирующих субъектов воспитательного взаимодействия (субъектов педагогического це-леполагания), что достигалось в ходе реализации основных содержательно-смысловых направлений специальной подготовки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно-методических заседаниях и семинарах кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета, межвузовских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях (Москва-Челябинск, 2005; Челябинск, 2005;2008; Красноярск, 2007; Пенза, 2008; Оренбург: 2005, 2006), а также путем публикации результатов исследования в межвузовских сборниках научных работ (Оренбург: 2004, 2005).

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в тексте диссертации и опубликованных в печатных трудах, выражается в теоретической разработке основных идей диссертационного исследования, непосредственном участии в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, анализе и обсуждении результатов теоретического и опытно-экспериментального этапов исследования.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе:

Во второй главе нашего диссертационного исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы в единстве констатирующего, формирующего и контролирующего этапов.

На констатирующем этапе эксперимента была осуществлена диагностика исходного уровня развития эмоциональнонравственной отзывчивости подростков в соответствии с разработанными критериями и уровневыми показателями.

На формирующем этапе эксперимента был реализован комплекс педагогических условий, включая программу факультативного спецкурса «Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков во внеклассной работе», что способствовало эффективному развитию эмоционально-нравственной отзывчивости подростков.

Контролирующий этап эксперимента позволил сравнить результаты, полученные на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы.

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике уровневых показателей. Таким образом, эффективность педагогических условий, направленных на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы, подтверждена опытно-экспериментально.

175 Заключение.

Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме развития эмоционально-нравственной отзывчивости в воспитательной системе школы. Теоретический анализ педагогической, психологической и философской литературы, а также опыт практической работы по теме исследования показали недостаточную изученность данной проблемы.

В связи с этим встал вопрос поиска новых способов развития эмоционально-нравственной отзывчивости у подростков 7−8 классов. В первой главе диссертационного исследования рассмотрены теоретические основы, а именно такие важные вопросы: способы проявления небезразличного отношения человека к окружающему миру и к людям, нравственное и эмоциональное воспитание школьников, особенности подросткового возраста, которые влияют на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, а также возможности воспитательной системы школы в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости в личности подростка.

Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию эмоционально-нравственной отзывчивости у подростков в воспитательной системе школы. Состояние проблемы до формирующего эксперимента было выяснено с помощью анкетирования. Далее, нами был предложен спецкурс, который проводился в экспериментальной группе, а также комплекс воспитательно-педагогических условий, способствующих повышению способности подростков проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость. Были получены результаты, свидетельствующие об эффективности внедренных педагогических условий и проведенного спецкурса.

В целом проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Эмоционально-нравственная отзывчивость личности подростка понимается как индивидуальная способность, выступающая основой становления гуманных чувств взрослеющего человека, атрибутом его компетентностного развития в аспекте поликультурной оптимизации сферы межличностного взаимодействия и корпоративного сотрудничества, базовым качеством гуманистического мировоззрения и мировосприятия, ведущей характеристикой интеллигентного человека.

Эмоционально-нравственная отзывчивость — это проявление небезразличного отношения человека к окружающему миру и людям, основанному на нравственных нормах и принципах, которое развивается на основе гармоничного развития эмоциональной, интеллектуальной и нравственной составляющих личности подростка в специально организованной воспитательной среде.

Процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у подростков связан с переменами, которые происходят в физическом, а особенно эмоциональном, интеллектуальном и нравственном развитии. А именно, происходит переход от теоретического мышления к абстрактному и образно-логическому, происходит переосмысление общечеловеческих ценностей. Особо следует отметить формирование в этот период самосознания и Я-концепции, которые в значительной мере способствуют проявлению эмоционально-нравственной отзывчивости подростков.

2. Выделены критерии — когнитивный (полнота знания о сущности, способах и формах проявления эмоционально-нравственной отзывчивости личности в содержательной парадигме этических категорий), эмотивный (характер переживаемого постижения подростком внутреннего состояния другого на основании механизмов подражания и идентификации), поведенческий (степень развитости способности к проявлению ответной эмоциональности в многообразии форм ее практического осуществления — вербальная интонацион-ность, экспрессивная обращенность, помогающий поступок) и уров-невые показатели (объектный, субъектный, личностный) развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков.

3. Обоснована педагогическая необходимость образовательной интеграции сферы искусства и предметной области истории в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся подросткового возраста как определяющего фактора становления гуманных чувств личности (принцип интонационно-образной актуализации культурно-исторических событий и явлений).

4. Определены этапы развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в содержательно-смысловом пространстве историко-культурной актуализации: ситуативной (объектной) констатации, эмоциональной тождественности (субъектного переноса), личностного (гуманного) отношения.

5. Выявлены возможности воспитательной системы школы в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости подростков, связанные с реализацией потенциала гуманитарной интеграции образовательных компонентов (уровень теоретической конструкции), утверждением идей личностно-ориентированного подхода в воспитании (функционал педагогического механизма), оптимизацией межличностных отношений корпоративного взаимодействия по достижению образовательных целей (статус совокупного субъекта) — в этой связи воспитательная система школы выступает базовой основой становления образовательной корпорации гуманитарной направленности как единого коллектива учителей и учащихся, объединенных общей, принимаемой всеми целью личностного развития субъектов.

6. Разработана модель развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы, объединяющая личностно-развивающий потенциал составляющих ее компонентов на основе педагогической реализации принципа интонационно-образной актуализации культурно-исторических событий и явлений.

7. Педагогическими условиями развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы выступают:

— осуществление продуктивной интеграции гуманитарного содержания учебных предметов во взаимодополняемом единстве с личностно-развивающими возможностями сферы искусства;

— направленное использование в образовательном процессе эмоционально-развивающего потенциала различных форм этического просвещения, эмоционального погружения и практико-ори-ентированного психотренинга;

— организация теоретико-практической подготовки учителей к работе по развитию гуманных чувств личности подростка.

В нашем исследовании продуктивная интеграция гуманитарного содержания учебных предметов с личностно-развивающими возможностями сферы искусства осуществлялась в построении учебно-предметного комплекса (программа факультативных занятий), где событийно-фактологической и субъектной (персонной) основой выступало содержание учебного предмета «История», а личностно-актуализирующим фактором — художественно-эстетический потенциал музыки (интонационный образ эпохи, интонационно-выразительная представленность внутреннего мира исторической личности), литературы (вербально-образная конкретизация сферы чувств, переживаний, идеалов и ценностей) и живописи (наглядно-выразительная, в том числе портретно-ситуационная презентация нравственно-духовного строя души исторической личности).

Направленное использование в образовательном процессе эмоционально-развивающего потенциала различных форм этического просвещения, эмоционального погружения и практико-ориентированного психотренинга связывалось с реализацией содержания факультативных занятий «Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков во внеклассной работе" — вследствие направляющей деятельности учителя, воспитательный эффект этической беседы, диалога, диспута поддерживался и укреплялся ситуациями эмоционального погружения воспитанников в историко-культурную атмосферу эпохи и образный мир переживаний и чувств исторического героя, что способствовало личностной актуализации ситуации в многогранном спектре проявлений эмоционально-нравственной отзывчивостиразвитие инструментальной составляющей способности к небезразличному эмоциональному отклику осуществлялось в ходе практико-ориентированного психотренинга и ролевых игр.

Организация теоретико-практической подготовки учителей к работе по развитию гуманных чувств личности подростка связывалась с расширением сферы образовательного воплощения личностно-развивающего потенциала эмоционально-нравственной отзывчивости на уровне инициирующих субъектов воспитательного взаимодействия (субъектов педагогического целеполагания), что достигалось в ходе реализации основных содержательно-смысловых направлений специальной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Практикум по возрастной психологии / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 2001. — 316 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Педагогика, 1989.-218 с.
  3. , Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. / Ю. П. Азаров. М.: Аргументы и факты, 1993. — 605 с.
  4. , Ю.Е., Коноводова, A.C. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе / Ю. Е. Алешина, A.C. Коноводова // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 64−71.
  5. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  6. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. Ю.Анн, JI.B. Психологический тренинг с подростками / JI.B. Анн. -С-Пб.: Питер, 2003. 271 с.
  8. П.Анохин, П. К. Социальное и биологическое в природе человека / П. К. Анохин // Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке. М.: Наука, 1975. — С. 301−318.
  9. , П.К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 172−177.
  10. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности — отв. ред. Л. И. Анцыферова. -М.: Наука, 1981. С. 3−19.
  11. Аристотель. Метафизика. О душе / Аристотель // Сочинения — ред. и авт. предисл. В. Ф. Асмус. Т.1.— М.: Мысль, 1975. — 550 с.
  12. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  13. , H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H.A. Асташова // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8−12.
  14. , А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А. Ф. Ахматов // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 35−41.
  15. , В.И. Глубина понимания зависит от зрелости человеческой личности / В. И. Бабушкин // Загадка человеческого понимания: сб. ст. — сост. В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. — С. 313−329.
  16. , E.H. О природе побуждения / E.H. Баканов // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.146−154.
  17. , В.И. Моральный выбор личности./ В.И. Бакшта-новский. М.: Политиздат, 1983. — 224с.
  18. , В.И., Захарова, Л.Н. Практикум по этике: Учебное пособие для студентов / В. И. Бакштановский, Л. Н. Захарова. — Тюмень: Изд-во ТГПИ, 1973.- 128 с.
  19. , В.А., Носуленко, В.Н. Системность. Восприятие. Общение / В. А. Барабанщиков, В. Н. Носуленко. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 479 с.
  20. , Г. И., Кузина, Т.Ф. Введение в педагогическую профессию / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. 2-е изд. — М.: Академия, 1999.— 169 с.
  21. , А.Е. и др. Толковый словарь русского языка: для средней школы / А. Е. Баханьков и др. Мн.: Народная асвета, 1975. — 185 с.
  22. , В.А. Диалектика нравственных противоречий / В.А. Ба-чинин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. — 132 с.
  23. , В.А. Интеллигентность категория нравственная / В. А. Бачинин. — М.: Знание, 1985. — 64 с.
  24. , С.А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. Свердловск: Ср-Уральск кн. изд-во, 1984. — 129 с.
  25. , К. Музыка с социологической точки зрения / К. Беллэг. — СПб.: тип. Брауде, 1896. 63 с.
  26. , А.Н. Этическая проблема в свете философии идеализма / Н. А. Бердяев //Проблемы идеализма — М.: Изд. Моск. психологического общества, 1902. С. 91−136.
  27. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс — общ. ред. В. Я. Пилиповского — пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  28. , B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  29. , В.А. Моральные качества личности / В. А. Блюмкин. -Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1974. 186 с.
  30. , JI. Как научить доброте / JI.A. Богопольская. Д.: Лениздат, 1984. — 62 с.
  31. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A.
  32. Бодалев. M.: Изд-во МГУ, 1992. — 199 с.
  33. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 56−61.
  34. , A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности / A.A. Бодалев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 135 с.
  35. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  36. , Н.И. Методика воспитательной работы в школе / Н. И. Болдырев. 2-е издание. — М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  37. , Н.И. О роли примера в воспитании детей / Н. И. Болдырев. М.: Учпедгиз, 1951.-95 с.
  38. Бондаревская, Е. В Формирование нравственного сознания старших школьников: Учебное пособие по спецкурсу / Е. В. Бондаревская — Рост. н/Д: Гос. пед. ин-т, 1976. 192 с.
  39. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2001.-№ 1. — С.17−23.
  40. , Т.Н. Педагогический такт / Т. Н. Бондаревская. -М.: Учпедгиз, Мин. проев. РСФСР, 1961. 79 с.
  41. , A.A. Проницательность как проблема психологии общения / A.A. Борисова // Вопросы психологии. — 1990. № 4. — С. 117 122.
  42. , Б.С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 3−20.
  43. , Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  44. Бэн, А. Психология / А. Бэн — пер. с англ. 2-е изд. — С-Пб., 1887. -456 с.
  45. , P.A. Детские дома Януша Корчака / P.A. Валеева // Гуманистические системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) — сборник под общ. ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед об-во России, 1998. — С. 75−99.
  46. , И.А., Поплужный, B.JI. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, B. JL Поплужный. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
  47. , З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5−8 классы): научно-методическое пособие для студентов пед. ин-тов и учителей школ / З. И. Васильева. Л., 1973. — 135 с.
  48. , Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  49. , Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 27−31.
  50. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для пед. вузов / Роботова A.C. и др. М.: Изд. центр «Академия», 2000. -208 с.
  51. , А. Большой толковый психологический словарь / А. Вебер. М.: Вече ACT, 2000. — 559 с.
  52. , И. Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания / И. Ф. Ведин. -М.: Молодая гвардия, 1988. 237 с.
  53. Возрастная и педагогическая психология: учеб.-методич. пособие для студентов вузов / под. ред. О. В. Кузьменкова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.-216 с.
  54. , М.И., Ребеко, Т.А. Соотношение когнитивного и морального развития / М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко // Психология личности в социалистическом обществе — отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1990. — С. 81−87.
  55. , Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет: ценности культуры и морали / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 115 с.
  56. , Л.С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.-224 с.
  57. , Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2005. — С. 208−547.
  58. , Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т. П. Гаврилова // Психология межличностного познания: Сб. статей — под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-С. 123−138.
  59. , Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 147−158.
  60. , Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 107−114.
  61. , К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 общая педагогика / К. В. Гаврилович. — Л., 1989. — 36 с.
  62. , Г. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа / Г. Ф. Гегель. М.: АПН СССР Институт философии, 1956. — 371 с.
  63. , И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении / И. Ф. Гербарт. М.: Изд. К. Тихомирова, 1906. -365 с.
  64. , А. Пособие к изучению психологии / А. Гилярев-ский. -Изд. 6-е. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1907. — 224 с.
  65. , Ю.Б., Карягина, Т.Д., Козлова, E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, E.H. Козлова // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68.
  66. , Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. — пер. с фр. — под ред. Г. Г. Аракелова. т.1. — М.: Мир, 1992. — 185 с.
  67. , Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гоз-ман. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 178 с.
  68. , Л.П. Общение с собой: начала психологической активности / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1991. — 319 с.
  69. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики. — М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  70. , A.A. Золотое правило нравственности / A.A. Гусейнов. М.: Молодая гвардия, 1982. — 208 с.
  71. , A.A., Иррлитц, Г. Краткая история этики / A.A. Гусейнов, Г. Иррлитц. М.: Мысль, 1987. — 589 с.
  72. , В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии /
  73. B.В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1980. — № 12.1. C. 35−39.
  74. Р. Страсти души // Декарт Рене. Избранные произведения. / Пер. с фр. и лат. Редакция и вст. сл. В. В. Соловьева. М.: Гос. изд. по-литич. лит-ры, 1950. С. 595−700.
  75. , B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность / B.C. Дерябин. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1980. — 245 с.
  76. , У. Беседы с учителями о психологии / У. Джемс. М.: Издание С. Скирмунта, 1904. — 186 с.
  77. , У. Психология / У. Джемс. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  78. Дик, Н. Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя / Н. Ф. Дик. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 320 с.
  79. , H.A. Избранные педагогические сочинения / H.A. Добролюбов — сост. В. Ф. Кузьмин, Ю. А. Рудь. М.: Педагогика, 1986. — 352 с.
  80. , Б.И. К проблеме соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности / Б. И. Додонов // Психология личности. Тексты — под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-288 с.
  81. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-287 с.
  82. , JI. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль / Л. Я. Дорфман. Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 88−95.
  83. , Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника: Сборник статей — под ред. Л. И. Божович и Л. А. Благонадежиной. М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1961. — С. 120−169.
  84. , Т.В. Психологический анализ оценки поступков подростками / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника: Сборник статей — под ред. Л. И. Божович и Л. А. Благонадежиной. -М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1961.-С. 170−218.
  85. , В.Л. Искусство быть человеком / В. Л. Дранков. М.: Советская Россия, 1984. — 125 с.
  86. , О.Г. Моральная философия: Избр. труды / О. Г. Дробницкий — Сост. Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. — 523 с.
  87. , О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. -М.: Наука, 1977.-333 с.
  88. , М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина. Екатеринбург: Наука, Уральский отдел, 1998. — 312 с.
  89. , Б.П., Прощицкая, E.H. Психологические проблемы нравственного воспитания / Б. П. Жизневский, E.H. Прощицкая и др.. // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 181−183.
  90. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  91. , В.И., Амонашвили, Ш.А. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 3−11.
  92. , A.B., Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / A.B. Запорожец, П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
  93. , A.B., Неверович, Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / A.B. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 59−73.
  94. , Ив. Краткие записки по педагогике / Иван Золотарёв. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1897. — 63 с.
  95. , A.B. Критерии нравственной воспитанности / A.B. Зосимовский // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 22−26.
  96. , М.В. Психологические консультации для начинающего учителя / М. В. Зюзько. М.: Просвещение, 1995. — 208 с.
  97. , В. Нравственная культура : человечность и гражданственность / В. Иванов // Нравственная культура : Сущность. Содержание. Специфика: Сб. статей. — Отв. ред. В. Жямайтис.- Вильнюс: Минтис, 1981. С. 57−75.
  98. , К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард, — С-Пб.: Питер, 2003.-460 с.
  99. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб. статей / Под ред. Божович Л. И. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  100. , И. А. Собрание сочинений: в Ют. / И. А. Ильин — Сост. и коммент. Ю. Лисицы. т.6, кн.2. — М.: Русская книга, 1993. — 670 с.
  101. , И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка / И. В. Имедадзе // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 91−96.
  102. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 400 с.
  103. , И. Основы метафизики нравственности / И.Кант. М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 1472 с.
  104. , С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников / С. М. Каргапольцев.- М.: Педагогический вестник, 1994. 88 с.
  105. , A.B. Положение ребенка в коллективе как фактор его гуманных отношений / A.B. Киричук // Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма: Сб. трудов. — М.: Моск. областной пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1972. С. 213−221.
  106. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург: ИПК «Южный Урал», 1996. — 188 с.
  107. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие / М. Кле. -М.: Педагогика, 1991. 173 с.
  108. , Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательной школы / Е. А. Климов. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  109. , А.Г. Чувства и характер / А. Г. Ковалев // Известия Крымского педагогич. ин-та. T. XYII. Симферополь, 1951. — С. 39−80.
  110. , А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьников / А. Г. Ковалев. — Л.: Лениздат, 1961. 164 с.
  111. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
  112. , Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Э. П. Козлов. Ростов н /Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 287 с.
  113. , И.А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 57−61.
  114. , Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности / Я. JI. Коломинский. -Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350 с.
  115. , Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Ко-менский Я.А., Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие — Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987.-412 с.
  116. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  117. Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений / И. С. Кон. М.: Знание, 1966. — 48 с.
  118. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  119. , C.B. Понимание учителем личности учащегося / С. В. Кондратьева // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — 143−148 с.
  120. Конфликтология. Учебное пособие / Ред. Дмитриев A.B. — М.: Гардарики, 2000. 320 с.
  121. , М. Психология: словарь-справочник / М. Корду-элл. М.: Изд. Торг дом «Гранд», 2000. — 440 с.
  122. , А.И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. -№ 3. — С. 25- 33.
  123. , В.А. Психология обучения и воспитания школьника: Книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  124. , В.А., Лукин, Н.С. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. -М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
  125. , Е.И. Генезис гуманных чувств детей / Е. И. Кульчицкая // Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма: Ученые записки Московского областного педагогич. ин-та им. Н. К. Крупской. Т. 201. Педагогика. Вып. 14. — М., 1968. — С. 70−87.
  126. Курс практической психологии. Для высшего управления персонала: Учебное пособие / Авт. и сост. P.P. Кашапов. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1995. — 704 с.
  127. Кучинский, С. А. Человек моральный / С. А. Кучинский. М.: Политиздат, 1987. — 270 с.
  128. , С. Страх и трепет / Сост. и предисл. С. Исаева. -М.: ТЕРРА. Книжный клуб: Республика, 1988. — 384 с.
  129. , В.А. Особенности развития способности к психической интерпретации невербального поведения / В. А. Лабунская // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 70−77.
  130. , В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / В. А. Лабунская // Психология межличностного познания: сб. статей — под ред. A.A. Бодалева М.: Педагогика, 1981. — 223 с.
  131. , В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 608 с.
  132. , А.Ф. Общая психология. По лекциям проф. Ла-зурского А.Ф. составил Г. С. / А. Ф. Лазурский. СПб.: Тип. И. Трофимова (Издание студентов-стенографов Психо-Неврологич. Инта), 1908.-270 с.
  133. , А.Ф. Психология общая и экспериментальная: Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. / А. Ф. Лазурский. М.: Изд. центр «Академия» 2001. — 320 с.
  134. Лай, В. А. Экспериментальная дидактика / В. А. Лай — пер. с нем. под ред. А. Нечаева. СПб.: Изд. Н. П. Карбасникова, 1910. — 455 с.
  135. , A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. -М.: Знание, 1979.-47 с.
  136. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
  137. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев.- 4-е перераб. изд. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  138. , А.Е. Воспитание и духовность / А. Е. Лихачев // Педагогика. 2001. — № 3. — С.33−37.
  139. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  140. , Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа / Н. О. Лосский М.: Политиздат, 1991.- 368 с.
  141. , Л.М. Влияние эстетической деятельности на формирование нравственной отзывчивости в коллективе старшеклассников: Автореф. дис.канд. пед. наук / Л. М. Лузина Ленинград, 1975. — 19 с.
  142. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. М.: Знание, 1982.- 175 с.
  143. , A.A. Система отношений основа нравственного воспитания личности / A.A. Люблинская // Вопросы психологии.- 1983. -№ 2. С. 74−78.
  144. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 424. М.: Политиздат, 1974. С. 41−174.
  145. , И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  146. , И.С. Основы процесса нравственного воспитанияшкольников: Учебное пособие для пед ин-тов / И. С. Марьенко. М: Просвещение, 1980. — 183 с.
  147. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. С-Пб.: Евразия, 1999.-478 с.
  148. , А.Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 723 с.
  149. , С.Е. Социальное и природное в нравственности / С. Е. Матушкин. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. — 99 с.
  150. , Г. Письма о воображении / Г. Мейстер — пер. с фр.- СПб.: В Морской Типографии, 1819. 125 с.
  151. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников: сб. науч. статей / Под ред. Э. И. Моносзона, P.M. Роговой. М.: Педагогика, 1984. — 240 с.
  152. , В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений / В. В. Мироненко // Вопросы психологии. — 1975.- № 3. С.134−142.
  153. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития. Учебник для педагогических специальностей. / B.C. Мухина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 456 с.
  154. , Ш. А. Социальное влияние на установки личности / Ш. А. Надирашвили // Психология личности. Тексты — под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А, Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -288 с.
  155. , Э. Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность: Пособие для пед. институтов. / Э. Ш. Натанзон. М.: Просвещение, 1968. — 207 с.
  156. , P.C. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. заведений. / P.C. Немов. Кн. 1. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, — 688 с.
  157. , А.Н. Необходимые сведения для родителей ивоспитателей или краткое изложение науки о воспитании / А.Н. Неуст-роев. СПб.: в тип. Опекунского Совета, 1862. — 171 с.
  158. , Н.Д. Ценности как основа цели воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
  159. , Л.П. Элементарный курс психологии (руководство для воспитателей) / Л. П. Никифорова. М.: Изд-во редакции ж-ла «Детское чтение», 1889. — 84 с.
  160. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки: сб. статей / Отв. ред. А. И. Титаренко. М.: Мысль, 1982. — 295 с.
  161. Нравственное воспитание школьников: сб. статей / Под ред. И. С. Марьенко. М.: Изд-во Просвещение, 1969. — 310 с.
  162. , Т.П. Народные нравственные традиции и народная педагогика / Т. П. Овакимян // Школа. 2003. — № 1. — С. 61−63.
  163. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  164. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 5−18.
  165. , А.Б., Хазанова, М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. 1993. -№ 4. — С. 68−72.
  166. , М.А. Учебник психологии (для средних учебных заведений) / М. А. Павлова. Одесса: Книгоиздательство «Учебный мир», 1919. — 168 с.
  167. , М.П. Всесторонне развитие личности школьника: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / М. П. Пальянов. Томск: ТГПИ, 1985. — 112 с.
  168. , В.А. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей / В. А. Панферов // Вопросы психологии. 1982. — № 5. -С. 139−141.
  169. , В.А. Проблемы психологии межличностного познания на новом этапе / В. А. Панферов // Вопросы психологии. 1983. -№ 2. — С. 157−158.
  170. Педагогика / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967.-424 с.
  171. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
  172. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник / Под ред. A.A. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2000. -512 с.
  173. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б. М. Бим Бад- Редкол: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI. С. Глебова. — М: «Российская энциклопедия», 2003. — 528 с.
  174. Пеньевская, J1.A. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4-го и 5-го года жизни / J1.A. Пеньевская // Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. 280 с.
  175. , JI.A., Спиваковская, A.C. Воспитание как общение-диалог / J1.A. Петровская, A.C. Спиваковская // Вопросы психологии. 1983.-№ 2.-С. 85−90.
  176. , A.B. Психология о каждом и каждому, о психологии / A.B. Петровский. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд-во РОУ, 1996.-328 с.
  177. , В.А. К индивидуально-психологической специфике различных типов эмоциональности / В. А. Пинчук // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 70−80.
  178. , К.К. Занимательная психология / К. К. Платонов. -3−4 изд. перераб.- М.: Молодая гвардия, 1964. 384 с.
  179. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов М.: Наука, 1986. — 254 с.
  180. , О. Как спланировать воспитательную работу / О. Поверенная //Народное образование. 2003. — № 6. — С. 175−186.
  181. , E.H. Этическая беседа как средство формирования нравственного сознания школьников-подростков / E.H. Поляков // Вопросы развития и воспитания личности школьника: сборник статей /- под ред. В. П. Чубунова. Саратов, 1974 — 195 с.
  182. Психологический словарь / под. редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Астрель: ACT: Тран-зиткнига, 2006. — 479 с.
  183. Психология педагогического общения: сб. статей / Отв. ред.
  184. A.C. Золотнякова. — Ростов н/Дону Гос. пед ин-т, 1978. 95 с.
  185. Психология современного подростка: сб. статей / Ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1987. — 236 с.
  186. , З.И. Обучение как средство коммунистического воспитания учащихся / З. И. Равкин // Воспитание в процессе обучения: сборник статей. М.: Учпедгиз, 1962. — С. 5−67.
  187. , A.A. Психология. Учебное пособие. / A.A. Раду-гин. -М.: Центр, 2001. 398 с.
  188. Рациональное и эмоциональное в морали / Р. Г. Апресян,
  189. B.Н. Назаров и др. — под ред. А. И. Титаренко, E. JL Дубко. М.: Изд-воМГУ, 1983. — 156 с.
  190. , Т. Психология чувств / Т. Рибо. С-Пб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898. — 479 с.
  191. , К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса. М.: Изд-во МГУ, 1984.- С. 235−238.
  192. , K.P. Становление личности. Взгляд на психотерапию / K.P. Роджерс — пер. с англ. М. Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416 с.
  193. , Е.А. Общение как условие формирования личности / Е. А. Родионова // Психология формирования и развития личности — Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — С. 212−218.
  194. , H.A. Роль стереотипов в познании человека человеком / H.A. Рождественская // Вопросы психологии. 1986. — № 4.-С. 69−76.
  195. В.В. Опавшие листья / В. В. Розанов. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 383с.
  196. , С.Л. Эмоции / С. Л. Рубинштейн // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
  197. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  198. , Л.И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 128 с.
  199. , Л.И. Нравственное воспитание подростков / Л. И. Рувинский. М. Изд-во. МГУ, 1977. — 94 с.
  200. , Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л. И. Рувинский. — М.: Педагогика, 1981. 128 с.
  201. , М.В. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности / М. В. Русалов // Психология личности в социалистическом обществе — отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1990. С. 18−33.
  202. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо // Ко-менский Я.А., Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие — сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987.-412 с.
  203. , О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности / О. П. Санникова // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 109−112.
  204. , Л.С. Воспитание нравственного поведения подростков / Л. С. Сапожникова // Вопросы психологии. 1985. — № 1. -С.50−56.
  205. , Л.С. Самооценка подростков как один из показателей их нравственного развития / Л. С. Сапожникова // Советская педагогика. 1979. — № 9. — С. 84−88.
  206. В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте / В. Ф. Сафин // Воцросы психологии. 1983. -№ 1. — С. 69−76.
  207. , Дж. Основные начала психологии и ее применение к воспитанию / Дж. Селли. С-Пб.: Изд-во журнала «Русское богатство», 1887. — 358 с.
  208. , И.Н., Новикова, Л.И. Идеи воспитания в русской философии конца XIX начала XX века: Курс лекций / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.-271 с.
  209. , П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций)/ П. В. Симонов // Вопросы философии. 1981. — № 5. — С. 39−48.
  210. , П.В. Потребностно-информационная теория эмоций / П.В. Симонов//Вопросы психологии. 1982.- № 6. — С.45−56.
  211. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Миже-риков — под общ. редакцией П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. -448 с.
  212. , Е.О., Холмогорова, В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова // Педагогика. 2001. — № 1. — С.26−31.
  213. , T.B. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками / Т. В. Снегирева // Вопросы психологии. -1985. — № 5. С.61−70.
  214. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — 171 с.
  215. Сознание личности в кризисном обществе // Под ред. К.А. Абульхановой-Славской. -М.: Педагогика, 1995. — 193 с.
  216. , П.А. Педагогическая психология / П. А. Соколов. Изд. 3-е, испр. и дополн. — Екатеринослав: тип. Сем. Ив. Барановского, 1909.- 245 с.
  217. , JI. Общая педагогика. Учебник для женских гимназий / JI. Соколов. Изд. 2-е, перераб., испр. и дополн. — Киев: Тип. 1-й Киевской Артели Печатного Дела, 1917. — 186 с.
  218. , С. Учение с увлечением (роман) / Симон Соловейчик. — М.: Детская лит-ра, 1979. 216 с.
  219. , B.C. Сочинения. / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А. Ф. Лосева. -Т.1. -М.: Мысль, 1988. 892 с.
  220. , B.C. Философские начала цельного знания / B.C. Соловьев // Русская философия: конец XIX- начало XX вв.: Антология. Учебное пособие. — Сост. Б. В. Емельянов. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993. — 592 с.
  221. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / В.Н. Сорока-Росинский. — Сост. и авт. вст. статьи А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991.-239 с.
  222. Социальная психология личности: сб. статей / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  223. , Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. / Г. Спенсер. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1881. — 294 с.
  224. , Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделении на пять частей / Б.Спиноза. М-Л.: Соцэкгиз, 1932. — 222 с.
  225. , В.А. «Не только разумом, но и сердцем.»: Сборник статей и фрагментов из работ. / В. А. Сухомлинский. — Сост. JI.B. Голованов. М.: Мол. гвардия, 1986. — 207 с.
  226. , В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста / В. А. Сухомлинский. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  227. , В.А. О Воспитании / В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1975. 272 с.
  228. , Б.М. Избранные труды. / Б. М. Теплов — Редакторы и составители Н. С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. 6 кн., т. 2. — М.: Педагогика, 1985. — 359 с.
  229. , Б.М. Психология: Учебник для средней школы. / Б. М. Теплов. Изд. 7-е. — М.: Учпедгиз, 1953. — 355 с.
  230. , Б.М., Шварц, Л.М. Психология / Б. М. Теплов, Л. М. Шварц — под редакцией Корнилова К. Н., Теплова Б. М., Шварца Л. М. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Гос. уч-пед. изд. Мин. Проев. РСФСР, 1941.-376 с.
  231. , А.И. О некоторых проблемах морального одиночества / А. И. Титаренко // Личность: этические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979 — 217 с. (разд. I, § 6)
  232. , А.И. Структура нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования / А. И. Титаренко. М.: Мысль, 1974.-277 с.
  233. , O.K., Клочко, В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности / O.K. Тихомиров, В. Е. Клочко // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 23−32.
  234. , Л.Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой — Составитель Н. В. Вейкшан. -М.: Педагогика, 1989. 544 с.
  235. , В.И. Искусство и мораль / В. И. Толстых. М.: Искусство, 1962. — 116 с.
  236. , H.H. Жизненные планы подростков и юношей / H.H. Толстых // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 79−86.
  237. , Ф. Воспитание чувств / Ф. Тома. С-Пб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1900. — 245 с.
  238. , Д. Отзывчивость / Д. Тройнова// Семья и школа.- 1961. -№ 11. С. 22−24.
  239. , Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей / Г. Я. Трошин. T. II. — Пг.: Издание Школы-лечебницы д-ра мед. Я. Трошина, 1915. -497 с.
  240. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе.- М.: Изд-во «Наука», 1989 450 с.
  241. , Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1983. № 1. — С. 33−40.
  242. , Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. -№ 6.-С. 31−41.
  243. , Д.И. Психология развивающейся личности. Избранные психологические труды. / Д. И. Фельдштейн. М.: Воронеж НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  244. , В.П. Парадоксы эмпатии / В. П. Филатов // Загадка человеческого понимания — Сост. В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991.-352 с.
  245. , Г. Н., Черенкова, C.B. Тенденции развития теории и практики воспитания / Г. Н. Филонов, C.B. Черенкова // Педагогика. — 1993. № 1. — С. 33−37.
  246. , И.Г. Наставление к блаженной жизни / И. Г. Фихте. -М.: Канон+, 1997.-400 с.
  247. , C.JI. Реальность и человек / C.JI. Франк. М.: Республика, 1997. 478 с.
  248. , В.Э. Человек в поисках смысла / В. Э. Франкл — перевод с англ. и с нем. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева М.: Прогресс, 1990−368 с.
  249. , Л.М., Волков, К.Н. Психологическая наука учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  250. , Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм — Общ. ред. П. С. Гуревича. Мн.: Харвест, 2004. — 384 с.
  251. , Э. Искусство любить. Исследование природы любви. / Эрих Фромм — перевод Л. А. Чернышевой. М.: Педагогика, 1990. -157 с.
  252. , М., Вулф, Д. Непараметрические методы статистики / М. Холлендер, Д. Вулф. -М.: Наука, 1983. 518 с.
  253. , Г. А. Обыкновенный гуманизм / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1990. № 6. — С. 172−174.
  254. , Т.В. Первая Вальдорфская школа в Штутгарте / Т. В. Цырлина // Гуманистические системы вчера и сегодня — Ред. Н. Л. Селиванова. — М.: Пед. об-во России, 1998. — 336 с.
  255. , И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И. И. Чеснокова // Психология личности. Тексты / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А, Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 121−126.
  256. , В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 102−112.
  257. , В.Э. Нравственная устойчивость личности / В. Э. Чудновский. М.: Знание, 1981. — 207 с.
  258. , И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте / И. П. Шахова // Вопросы психологии. — 1986. № 6. — С. 2328.
  259. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛА-ДОС», 1999.-507 с.
  260. , В.М. Социально-психологические проблемы воспитания / В. М. Шепель. М.: Моск. Рабочий, 1987. — 239 с.
  261. , Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора / Ю. А. Шрейдер. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-206 с.
  262. , А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя / А. Э. Штейнмец // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 79−83.
  263. , B.C. Человек как цель воспитания / B.C. Шу-бинский // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 37−42.
  264. , В. Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия / В. Шутова // Воспитание школьников. 2003. — № 8. — С. 16−19.
  265. , Н.Е. Этика школьной жизни / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2000. — 182 с.
  266. , Я.А. Эмоции человека и двигательная деятельность / Я. А. Эголинский. JL: Знание, Лен. отделение, 1978. -176 с.
  267. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. С-Пб.: Лет. сад, 2000. — 415 с.
  268. Юнг, К. Г. Эмоциональные психологические типы / К. Г. Юнг // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 238−251.
  269. , П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон. Второе, дополненное издание. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. — 382 с.
  270. , П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1976. — 63 с.
  271. , П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966. — 292 с.
  272. , П.М. Эмоциональный фактор в нравственном воспитании и управление им / П. М. Якобсон // Управление процессом нравственного воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 58−79.
  273. , П.М. Почему надо воспитывать чувства детей / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1964. — 75 с.
  274. , П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон. М.: АПН РСФСР, 1961.-216 с.
  275. , А.И. Альтруистическая мораль и ее индивидуальное обоснование / А. И. Яроцкий. Юрьев: Типография Матиссена, 1914. — 54 с.
  276. , М.Г., Анцыферова, Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М. Г. Ярошевский, Л. И. Анцыферова. М.: Политиздат, 1974. — 447 с.
  277. , Т.М. Личность и общество / Т. М. Ярошевский — Общ. ред. проф. Л. И. Пристанского. М.: Прогресс, 1973. — 543 с.
  278. Allport F.H. Social psychology. Cambrige, Houghton Mifflin, 1924.
  279. Asch S.E. Social psychology. Englewood Cliffs, N.J., Prentice Hall, 1952.
  280. L.S. & Dymond R. The empathic responses: a neglected field for research // Psychiatry, 1949, vol.12.
  281. Diffman A.T. Interpersonal messages of emotion N.Y.: Springer, 1972.
  282. Erman P, Frissen W, Selsworth P. Emotion in the human face -N.Y.: Pergamon, 1972.
  283. Gershberg J. The conceptual of empathy and the development of affect patterning // Psychiatric quart, 1967, vol. 41.
  284. Katz R.L. Empathy: its nature and uses. N.Y., 1963- «Psychiatry», 1964, vol. 27.
  285. H. & Marrash J. A comparative study of intercultural in sight and empathy // Journ of soc. Psychol, 1970, vol. 80 (2)
  286. Murphy L.B. Social behavior and child personality: an exploratory study of some rots of sympathy. N.Y., Columbia Univ. Press, 1937.
  287. Shapiro Th. The development and distortions of empathy // Psychiatric quart, 1974, vol. 43 (1)
  288. Stotland E. al. Empathy and birth order. Some experimental explorations. Lincoln, Univ. of Nebraska Press, 1971.
  289. J.P. & Barrati E.S., Empathy: towards a psycho physiological definition. «Diseases of the nervous system» 1970.
  290. VonGranach M., Vine I. Social communication and movement. N.Y., 1973.1. МОДЕЛЬ
Заполнить форму текущей работой